Почему конституция является законом высшей юридической силы. Юридическая сила закона. Высшая юридическая сила Конституции

Главная / Налоги

В переводе с латинского термин «конституция» означает «постановление, устройство». На сегодняшний день Конституцию имеют практически все страны мира, в том числе и Российская Федерация. Содержание данного правового документа достаточно сложное, хотя и не очень объемное. Состоит Конституция из вступительной части (преамбулы) и двух основных разделов. Первый раздел включает всего 9 глав (137 статей), а второй раздел – 9 положений.

Конституцию принято называть законом высшей юридической силы потому, что этот закон обладает самой высокой юридической силой по отношению к системе правовых актов. Любые нормативные акты, принимаемые на территории РФ, должны ориентироваться на Конституцию, т.е. они не могут ей противоречить. Таким образом главный политический документ государства возглавляет всю иерархию нормативных актов. Именно в этом и проявляется высшая юридическая сила.

Закон высшей юридической силы отражает не только соотношение политических сил в обществе, но и соотношение всех социальных аспектов. Свойства Конституции заключаются в том, что она является основой для развития законодательства, определенного правопорядка. Ещё одно из свойств – стабильность. Оно предполагает действие Конституции на протяжении определенного срока без изменений и поправок.

Например, в статье № 21 Конституции РФ прописано, что достоинство личности охраняется государством. Таким образом никакой другой закон или правовой акт не имеет права отменить и даже приуменьшить силу действия Конституции.

Конституцию Российской Федерации обязаны соблюдать и уважать все граждане и должностные лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти. Каждый уважающий себя и свое государство гражданин должен знать, что абсолютно все статьи основного закона имеют прямое действие. Поэтому, если вы уверены в том, что какая-либо статья была нарушена, то вы имеете полное право обратиться в суд или любой другой орган власти, ссылаясь при этом на определенную статью из Конституции.

Также важно знать, что именно включает в себя Конституция. В первую очередь закон прописывает набор определенных ценностей (нравственные, демократические, патриотические, ценности международного сотрудничества и социального мира). Дальнейший текст Конституции закрепляет эти ценности в своих разделах, главах и статьях.

По мнению большинства ученых и специалистов Конституция выполняет три основные задачи:

  1. закрепляет и гарантирует права человека;
  2. контролирует власть государства;
  3. творит правосудие.
Конституция, как закон высшей юридической силы, действует повсеместно на территории Российской Федерации.

Если Вас интересует перевод юридических текстов в Москве в том числе и зарубежных конституций - кликните по ссылке.


Целью любого развитого демократического и правового государства была и остается необходимость создания условий равноправия граждан. Это необходимо, поскольку именно они...


Давайте рассмотрим, как на практике решается вопрос о наследовании прав и имущества граждан. Остановимся, конкретней на лицах, имеющих право наследовать имущество в первую...


В течение жизни мы можем столкнуться с непредвиденными социальными трудностями, которые могут привести к потере заработка. Банкротство компании, сокращение, увольнение, утрата...


Жизнь любого человека в обществе регулируется множеством законов, которые нужны для нормальной работы, для нормальной семейной жизни, для пользования своими правами и выполнение...

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Комментарий к Статье 15 Конституции РФ

1. Применительно к комментируемой статье 15 Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле она сама выступает в качестве так называемой абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации, как это подчеркивалось более чем в 500 решениях Конституционного Суда РФ, содержащих ссылки на ст. 15 Основного Закона. Отсюда вытекают по крайней мере два взаимосвязанных положения: во-первых, Конституция юридически закрепляет и гарантирует политическое, государственное единство народа независимо от федеративного устройства государства; во-вторых, речь идет о единстве правовой системы РФ и ее субъектов.

Закрепление высшей юридической силы Конституции охватывает два аспекта: во-первых, территориальный - в России нет анклавов, свободных от действия федеральной Конституции, и она не нуждается в ратификации или иной форме утверждения субъектами РФ и, во-вторых, верховенство в иерархии законов и иных правовых актов, принимаемых всеми органами и должностными лицами, которые при издании нормативных актов или актов правоприменения связаны требованиями Конституции.

Провозглашение Конституции законом прямого действия означает трансформацию Конституции из средства и способа узурпации права относительно небольшим по численности слоем общества в средство и способ легализации права всем обществом и во имя интересов общества и его членов. При этом интеграция конституционной модели организации общественных отношений в социальную практику в тексте Конституции выражается и обозначается различными терминами - "вступление в силу", "введение в действие", "действие", "прямое действие", "непосредственное действие", "осуществление", "применение" и другими, которые несут различную смысловую нагрузку и обозначают нетождественные понятия.

Прямое действие Конституции есть условие и момент ее осуществления, интеграции конституционных установлений в социальную практику, реализации гражданами принадлежащих им от рождения и закрепленных в Конституции прав и свобод. Часть 1 комментируемой статьи 15 КРФ содержит указание на содержательную характеристику прямого действия в смысле ее регулирующего воздействия на общественные отношения; в этом смысле оно упоминается в одном ряду с высшей юридической силой и обязательностью применения всеми правоприменителями. Прямое действие Конституции и ее норм присуще всем способам правореализационного процесса, в том числе соблюдению, исполнению, использованию и применению. При этом, однако, возможно и необходимо различать непосредственное и опосредованное действие Конституции, которые выступают формами прямого действия. В основе такого разграничения - различные уровни регулирования конституционных отношений, субъектами которых выступают многонациональный народ РФ, Российская Федерация, ее субъекты, государственные и общественные органы и организации, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане и т.д. И если на более высоком уровне конституционного регулирования нередко достаточно конституционных норм, то на другом уровне - в конституционных правоотношениях с участием граждан - часто необходима большая степень формальной определенности при установлении их прав и обязанностей, что обеспечивается посредством отраслевых норм. В последнем случае конституционные нормы, конкретизируясь в нормах соответствующих отраслей права, действуют опосредованно.

Непосредственное действие конституционных норм характерно для всех форм государственной деятельности - законодательной, исполнительной, судебной, а также для процесса осуществления гражданами принадлежащих им прав, свобод и обязанностей. Когда самих конституционных норм бывает недостаточно для реализации постановлений Конституции, они действуют совместно с нормами различных отраслей права -конституционного, административного, гражданского и др. Такой перевод общих конституционных предписаний на язык отраслевого законодательства должен сопровождаться конкретизацией установлений Конституции, детализацией конституционных правомочий носителей конституционных прав и обязанностей, а также выработкой процессуальных форм осуществления ее норм. В процессе такой конкретизации, осуществляемой законодателем, недопустимы отступление от буквы и духа Конституции, заложенных в ней ценностных ориентиров, ограничение круга предусмотренных конституционной нормой правомочий или носителей соответствующих прав и обязанностей. Законодатель в конкретизирующем нормативном акте с необходимой степенью формальной определенности устанавливает и содержание конституционной нормы, и процедуру ее осуществления.

Из прямого действия Конституции вытекает, что конкретизация конституционных норм осуществляется не только законодателем, но и правоприменительными органами, в том числе судами. По существу, речь идет о толковании конституционных норм в процессе их применения.

Применение конституционных норм - императивное веление Конституции, обращенное ко всем без исключения правоприменителям, включая государство, его органы и должностных лиц, а также общественные объединения и их органы - по делегированию государства. Конституционные нормы применяются на всей территории РФ, а также к отечественным юридическим и физическим лицам, пребывающим за пределами ее территории. При этом применение конституционных норм означает индивидуализацию этих норм в связи с конкретной жизненной ситуацией, требующей разрешения, применительно к конкретному субъекту правоотношений.

Правоприменительные органы организуют осуществление конституционных норм в том случае, если необходима персонификация соответствующей нормы или норм применительно к конкретному субъекту, и с этой целью издают индивидуально-правовые акты - правоконстатирующие или правоприменительные. В частности, в п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснено:

"Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения"*(78).

Отсюда, однако, не следует, что суды общей юрисдикции вправе сами устанавливать противоречие федерального закона или иного нормативного акта Конституции и на этом основании не применять такой акт. Конституционный Суд в Постановлении от 16.06.1998 N 19-П по делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции указал:

Отсюда, однако, не следует, что Конституция воспроизвела так называемую монистическую теорию соотношения отечественного правопорядка и международного права, согласно которой они образуют единую систему. Напротив, в самом тексте ч. 4 комментируемой статьи 15 отчетливо просматривается признание международного и внутригосударственного права двумя различными правовыми системами, что имеет под собой глубокие основания. В частности, международное право отличается от внутригосударственного права по объему регулирования, субъектам, процессам создания и источникам, гарантиям соблюдения и продолжает оставаться в основном межгосударственным правом. Что же касается Конституции, она устанавливает механизм их согласования и взаимодействия. Такое согласование и взаимодействие осуществляется в структуре национального правопорядка, в конституционных и отраслевых правоотношениях, а также в правоприменении, следовательно, функционально возложено не только на законодательную и исполнительную власть, но и на правосудие.

Таким образом, нормативное содержание положений ч. 4 ст. 15 Конституции РФ значительно богаче и не столь линейно, как это нередко интерпретируется. Во-первых, указанные положения представляют собой общую трансформацию общепризнанных принципов и норм международного права в качестве обязательных для субъектов российского права. Эти принципы и нормы в силу их опосредования Конституцией и прямого конституционного веления непосредственно обязывают законодателя, исполнительную власть и правосудие, ориентируют их, определяют пределы дискреции и устанавливают определенные запреты. При этом на федеральном законодателе также лежит обязанность по установлению санкций за нарушение указанных принципов и норм, рецепированных Основным Законом, субъектами внутригосударственного права.

Во-вторых, общепризнанные принципы и нормы международного права Основным Законом содержательно сопрягаются с учредительной функцией Конституции, которой учреждена Российская Федерация, легитимируемая не только волей единой государственной гражданской нации России, но и получившими всеобщее признание в современном мире началами организации и функционирования межгосударственной системы (преамбула); составляют интегральную часть правовой системы России (ч. 4 ст. 15); являются критерием, которым руководствуется Российское государство, признавая, т.е. определяя, круг, объем и пределы, и гарантируя, т.е. юридически, организационно и материально обеспечивая, права и свободы человека и гражданина (ст. 17); устанавливают пределы усмотрения Российской Федерации при предоставлении убежища политическим эмигрантам (ч. 1 и 2 ст. 63); наконец, составляют основу конституционного статуса коренных малочисленных народов и обязывают Российское государство гарантировать этот статус на уровне не ниже, чем это предусмотрено указанными принципами и нормами (ст. 69).

В-третьих, Конституция раскрывает основные признаки указанных принципов и норм, в том числе императивность содержащихся в них велений как проистекающих из воли народа как конституционного законодателя ("Мы, многонациональный народ Российской Федерации..., исходя из общепризнанных принципов"), универсальность в смысле всеобщего признания, что выражается в самом их обозначении в качестве общепризнанных, юридическую обязательность для субъектов российского права, поскольку эти принципы и нормы входят в правовую систему России. С этой точки зрения нет ничего абсурдного в утверждении, что юридически обязательными для России являются только те нормы международного права, в отношении которых она выразила согласие на обязательность их для себя. Именно так, если при этом не игнорировать, одновременно вводя в заблуждение правоприменение, сущность международного права и его согласительную природу. Норма международного права - договорная или обычная - обретает характер общепризнанной лишь при условии согласия государства как суверенного участника международных отношений и основного субъекта международного права с данной нормой и признания ее юридически обязательной для себя.

В-четвертых, Конституция, не устанавливая общий примат международно-правовых принципов и норм над внутригосударственным правопорядком, закрепляет приоритет международного договора РФ в применении, если и поскольку между ним и нормой национального закона возникла коллизия. Это означает, что нормы закона, предусматривающие иные правила, чем установленные договором, сохраняют свою юридическую силу, но не применяются при разрешении дел, касающихся государства, также участвующего в соответствующем договоре.

В-пятых, Конституция различает понятия действия договора, и в этом случае речь идет об обязывающей силе договора для государства в целом или в лице соответствующих органов, например об обязанности законодателя или иного нормодателя России, и применения. Отсюда - разграничение самоисполнимых и несамоисполнимых договоров, с одной стороны, и пределы приоритета международного договора в применении в случае его коллизии с национальным правопорядком. В частности, Конституция в иерархии правовой системы занимает доминирующее положение и в случае коллизии с нею норм международного договора в силу ч. 1 ст. 15 всегда обладает безусловным верховенством; преимуществом в применении обладают только ратифицированные федеральным законодателем международные договоры, что же касается межправительственных или межведомственных соглашений - они таким преимуществом по отношению к национальному закону не обладают, что вытекает из взаимосвязанных положений ст. 10, 71, 86, 90, 105-107, 113, 114, 125 Конституции и др.

В-шестых, из системного единства Конституции и права России в целом следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права также образуют системное единство, что требует учета их взаимосвязанности. Указанные принципы и нормы в равной мере императивны, и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов, что, в частности, исключает их оценку в качестве противоречащих друг другу или вступающих в противоречие с Основным Законом. Последнее особенно часто наблюдается при сопоставлении принципов самоопределения народов и политического единства и территориальной целостности государств.

В-седьмых, Конституция, различая общепризнанные принципы и общепризнанные нормы международного права, не содержит определения понятия этих принципов и норм, как не называет и их источников. В ней нет также прямых указаний на методы их выявления и способы установления содержания, что само по себе предполагает достаточно широкую дискрецию федерального законодателя, главы государства, правительства, других органов исполнительной власти РФ. В связи с этим существенно возрастает и роль судов РФ, особенно высших.

В частности, в постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"*(83) впервые в отечественной юридической практике дано легальное определение понятия общепризнанных принципов международного права как основополагающих императивных норм международного права, принимаемых и признаваемых международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Тем самым Верховный Суд указал на главные конститутивные признаки общепризнанных принципов международного права, в числе которых - основополагающий характер, императивность содержащихся в них велений и всеобщность признания в качестве таковых. При этом обращает на себя внимание известное совпадение данного определения с характеристикой императивных норм jus cogens ("неоспоримое право"), которая содержится в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров: jus cogens - это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

В отличие от общепризнанных принципов под общепризнанными нормами международного права Верховным Судом понимаются правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных. Верховный Суд не провел, таким образом, между ними контрастной грани: общепризнанные принципы международного права суть его нормы, в свою очередь указанные нормы - договорные или обычные - закрепляют соответствующие принципы, признаваемые государством обязательными для него. Иными словами, общепризнанный принцип - всегда норма, но далеко не всякая норма есть принцип. В постановлении по делу о делимитации морской границы в районе залива Мэн (Канада против США, 1984 г.) Международный суд ООН отметил, что применение в сочетании отчасти совпадающих по значению терминов "норма" и "принцип" передает одну и ту же идею... принципы включают в себя нормы международного права, а употребление термина "принципы" обосновано их более общей и фундаментальной природой.

Несмотря на огромное количество международных договоров и обычаев, число действительно универсальных международно-правовых принципов и норм, получивших всеобщее признание, относительно невелико. Сосредоточенные главным образом в Уставе ООН, они занимают главенствующее в иерархии норм международного права положение. Эти принципы и нормы, в основном покрывающие сферу межгосударственных отношений, не могут быть отменены государствами ни в индивидуальном порядке, ни по взаимному согласию. При этом Устав ООН, закрепляя в ст. 2 комплекс принципов в качестве обязательных для государств - членов ООН, в ее п. 6 особо оговаривает, что ООН "обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности". А согласно ст. 103 Устава "в том случае, когда обязательства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу".

Указанные принципы нормативно раскрываются в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащейся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Содержание указанных принципов может раскрываться также в иных документах ООН и ее специализированных учреждений*(84). Уместно отметить, что в отечественной конституционно-правовой литературе характер тенденции приобретает не имеющее под собой оснований отождествление общепризнанных принципов международного права с упоминаемыми в ст. 38 Статута Международного суда ООН наряду с договорами и международными обычаями как "доказательствами всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы" "общими принципами права", которые упоминаются также в ч. 2 ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и при этом интерпретируются в духе естественно-правовой доктрины. Основания для этого обычно видят в ст. 38 Статута Международного суда ООН, согласно которой источниками общепризнанных принципов и норм международного права являются: международные конвенции - как общие, так и специальные; международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; общие принципы права, признанные цивилизованными народами. Последние имеют существенное значение и в процессе правоприменения. Научный спор о соотношении закона и права, "общих принципов права, признаваемых цивилизованными народами", перенесенный в практику деятельности правоприменительных органов, способен стать источником многих потрясений, если не учитывать, что "общие принципы права" действительно занимают доминирующее положение и должны учитываться при разрешении конституционных и иных юридических споров, в том числе споров между индивидом и государством в той мере, в какой они получили признание и закрепление в Конституции. Конституция является способом, юридической формой такого признания. Недопустимо, ссылаясь на общие принципы права, обходить Конституцию и закон, поскольку это привело бы к размыванию конституционных функций и лишало бы Конституцию рационализирующего и стабилизирующего воздействия на организацию и функционирование государственно-организованного общества. Отсюда также следует, что признание общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы РФ не превращает их в масштаб оценки законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации. Таким масштабом всегда остается Конституция.

В науке международного права обычно выделяют следующие общепризнанные принципы международного права: суверенного равенства государств; невмешательства во внутренние дела; равноправия и самоопределения народов; неприменения силы или угрозы силой; мирного урегулирования споров; нерушимости границ; территориальной целостности государств; уважения прав человека и основных свобод; сотрудничества государств; добросовестного выполнения международных обязательств. Причем упомянутая Декларация о принципах международного права 1970 г. особо оговаривает, что указанные принципы взаимно связаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов, что, несомненно, важно для их непротиворечивого толкования и применения.

В связи с этим вызывает возражение и оторванное от реалий современного этапа развития международного права или прямо игнорирующее их и не столь безобидное, каким оно кажется на первый взгляд, поскольку адресовано в качестве ориентира юридической практике, нередкое утверждение, что "перечень общепризнанных принципов международного права не может быть, во-первых, исчерпывающим; во-вторых, только нормативно закрепленным", результатом которого является эклектическое соединение действительно общепризнанных принципов международного права и принципов, составляющих основу национального правопорядка или правосознания. Юридический романтизм столь же опасен, как и юридический нигилизм.

Другое дело, что процесс развития этих принципов нельзя считать завершенным. Они являются тем фундаментом, на котором формируется следующий, более конкретный и формально определенный с точки зрения прав и обязательств участников международного общения, слой международного правопорядка. В этом последнем случае, однако, также нельзя забывать, что международное право выросло и развивалось как результат отношений именно между государствами, которые и ныне продолжают оставаться основными субъектами международного права; оно в свою очередь создается путем согласования воли участников межгосударственных отношений, которые участвуют в этих отношениях на основе юридического равенства и по собственному воле изъявлению становятся субъектами международно-правовых отношений. В связи с этим не следует преувеличивать и значение установленного Конституцией в ч. 3 ст. 46 прямого доступа индивидов в международные органы в целях защиты своих прав. Такой доступ прямо обусловлен согласием Российского государства, которое взяло на себя соответствующие обязательства, гарантируемые правовыми и организационными средствами, носит субсидиарный по отношению к внутригосударственным средствам правовой защиты характер и сам по себе не является свидетельством международной правосубъектности индивидов, во всяком случае в контексте определяемого Конституцией соотношения международного и внутригосударственного права.

К правовой системе РФ отнесены и международные договоры, а именно те договоры, в отношении которых она выразила согласие на их обязательность и которые вступили для нее в силу, договоры, к которым она присоединилась, а также договоры, в отношении которых она стала продолжателем или правопреемником Союза ССР. При этом международные договоры имеют преимущество перед законами в применении: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Представляется, что термин "закон" в данном случае требует расширительного истолкования: если международный договор обладает преимуществом перед законом, то тем более - перед иными нормативными правовыми актами. Речь идет как о федеральных законах, так и о законах субъектов РФ. При этом, однако, федеральные органы государственной власти не должны заключать договоры по вопросам, которые находятся в исключительном ведении субъектов РФ.

Существенное значение для составления адекватной картины конституционно-правового механизма реализации международных обязательств в правовой системе России имеет конституционное разграничение действия и применения международных договоров РФ. Прямое действие договора еще не означает возможности его непосредственного применения. В частности, согласно ч. 3 ст. 5 Закона о международных договорах РФ положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

Этим предопределяются пределы судебного применения международного договора РФ: если он был ратифицирован, вступил в силу, официально опубликован и не требует издания дополнительных внутригосударственных нормативных актов, то положения такого договора действуют непосредственно и имеют приоритет в применении по отношению к противоречащим им правилам, содержащимся в законе. Данный вывод Верховного Суда РФ, сделанный ранее в постановлении его Пленума от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", получил подтверждение в упоминавшемся постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5.

Существенный практический интерес имеет вопрос о том, как должна разрешаться коллизия между международным договором РФ и Конституцией, если таковая возникает. Представляется, что в этом случае действует правило о высшей юридической силе Конституции, ибо международные договоры являются составной частью правовой системы государства, а в рамках этой системы нет актов, которые по своей юридической силе стояли бы выше Конституции. В связи с этим в ст. 22 Закона о международных договорах РФ предусмотрено, что в случае если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или пересмотра ее положений в установленном порядке. А согласно ст. 15 указанного Закона к числу договоров, подлежащих обязательной ратификации, отнесены международные договоры РФ, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом.

В связи с этим последним положением возможны следующие выводы: органы государства и должностные лица не вправе заключать договоры, противоречащие Конституции (если такой договор тем не менее заключен, то действуют конституционные нормы, ибо иное противоречило бы принципам народовластия и государственного суверенитета); в случае противоречия международного договора федеральному закону такой договор вступает в силу только после его ратификации федеральным парламентом в форме закона; противоречие между международным договором и внутренним законодательным актом не влечет автоматического признания ничтожности последнего. Этот акт лишь не применяется в целом или в части, противоречащей договору, хотя и продолжает действовать. Следовательно, для юридической дисквалификации этого акта или его части необходимо соблюдение обычной конституционной процедуры: нужно отменить этот акт управомоченным на то органом или признать его неконституционным решением Конституционного Суда, что влечет утрату этим актом юридической силы.

Таким образом, из Основного Закона не следует надконституционность общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, которые в основном покрывают сферу межгосударственных отношений. Но эти принципы и нормы, выражающие общечеловеческие ценности и соответствующие интересам всех народов, не являются чем-то внешним по отношению к Основному Закону, а в силу волеизъявления конституционного законодателя выступают частью российской конституционной системы. Данные принципы "вмонтированы" в ткань Конституции и составляют ее содержательную характеристику, а нормы Конституции, ориентирующие внешнюю политику государства или закрепляющие конкретные права и свободы человека и гражданина, должны толковаться и применяться согласно этим принципам и нормам и конкретизирующим их актам и не могут вступать с ними в коллизии. Речь идет о принципиальном согласии Российского государства со сложившимися международными стандартами и конституционном восприятии их в качестве масштабов правотворчества и правоприменения. Что же касается международных договоров России, они, будучи равны по статусу федеральному закону, обладают приоритетом в применении. При этом Конституция в самой себе содержит механизм интеграции в правовую систему России новых принципов и норм (причем это не статичная, а развивающаяся система), а также международных договоров РФ, тем самым опосредуя основные тенденции мирового развития.

Без конституционных рамок не может нормально функционировать и развиваться никакое современное суверенное демократическое государство. Конституция, в большинстве своем, представляет собой некий правовой акт, который имеет основополагающее юридическое значение в той или иной стране. Предметом рассмотрения настоящей статьи является высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.

Общие сведения

В 1993 году в российском государстве была принята очередная Конституция - закон высшей юридической силы, провозглашающий Российскую Федерацию правовым государством с демократическим политическим режимом. В основу новой Конституции была положена идеология естественных неотъемлемых прав человека.

Структура Конституции России

Конституция состоит из трех частей - вводной (Преамбулы) и двух основных разделов. Всего в Основном законе российского государства 137 статей, сгруппированных в главы.

Первый раздел содержит 9 глав, посвященных характеристике конституционного строя государства и его федеративному устройству, свободам и правам человека и гражданина, органам публичной власти и муниципального управления, а также процедуре изменения Основного закона.

Во втором же разделе Конституции отражены переходные и заключительные положения о прекращении действия старой конституции, о вступлении в силу новой и другие.

Особенности Конституции РФ

В сравнении с прежними Конституциями, особенно советскими, Конституция, принятая в 1993 году, характеризуется более высокой демократичностью и стабильностью. Кроме того, действующая Конституция впервые установила принцип разделения ветвей публичной власти, а также унифицировала полномочия территориальных субъектов страны. Глава государства, согласно новой Конституции, перестал являться главой исполнительной ветви власти.

Одним из строя современной России провозглашено народовластие. Оно подразумевает возможность народа осуществлять свое влияние на происходящие в стране процессы непосредственно или через и муниципального управления.

Изменение и принятие Конституции

Согласно 136 статье к 3-8 главам Основного закона, посвященным федеративному устройству страны, органам власти и муниципального самоуправления, принимаются в таком же порядке, который предусмотрен для федеральных конституционных законов. В силу они вступают после одобрения органами представительной власти субъектов России.

В 2008 году были впервые приняты такие поправки. Они предусматривали увеличение президентского срока и срока осуществления полномочий депутатами Госдумы.

В научной среде ведутся дискуссии по поводу юридической силы таких законов. Одни ученые считают, что конституционные законы такого типа можно поставить на второе место по юридической силе после Конституции. Другие же признают за законами о поправках к Конституции высшую юридическую силу, равную юридической силе Основного закона.

К источникам конституционного права также относят правовые акты Конституционного Собрания Российской Федерации, которыми может быть отменено либо изменено любое положение глав 1, 2, 9 российской Конституции. созывается с целью решения вопроса о необходимости пересмотра Конституции либо о подтверждении ее неизменности. В случае необходимости пересмотра Основного закона разрабатывается проект очередной Конституции, принимаемый либо квалифицированным большинством голосов членов Конституционного Собрания (двумя третями), либо посредством общенародного голосования.

Высшая юридическая сила Конституции

Под юридической силой правового акта в целом понимается совокупность свойств, которые определяют место и роль такого акта в конкретной правовой системе. Юридическая сила акта позволяет установить его соподчиненность с другими правовыми актами, выявить системные связи и зависимости в законодательстве.

В 15 статье Основного закона сказано, что Конституция обладает высшей юридической силой. Документ имеет прямое действие, а сфера его применения распространяется на всю территорию России. Федеральные законы и другие, принимаемые в России правовые акты не могут идти в разрез с Основным законом.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что Основной закон занимает доминирующее положение в государственной правовой системе и всегда пользуется безусловным верховенством в случае коллизии с ним норм других правовых актов. Это правило лежит в основе деятельности всех без исключения государственных органов власти. Так, например, законодатель обязан исходить из положений акта высшей юридической силы при внесении изменений в действующее законодательство и подготовке новых правовых норм.

Юридическая сила актов международного права

Согласно части четвертой 15 статьи Конституции общепризнанные принципы и положения международного права, и международные договоры России являются частью правовой системы страны. При этом если законом установлены иные правила, чем международным договором, то применяются нормы, прописанные в международном договоре.

Таким образом, существуют основания полагать, что наряду с Конституцией высшей юридической силой во всех регионах российского государства обладают международные соглашения и другие акты международного права. Некоторые авторы даже считают, что такие акты имеют приоритет над Конституцией, которая по сути своей так же является законом.

Охрана конституционных норм

Помимо того, что Конституция имеет высшую юридическую силу, она также пользуется особыми средствами правовой защиты и гарантиями. Особое значение среди таких средств имеет реализуемый контроль за соответствием всех нормативно-правовых актов Конституции.

Средства защиты Конституции имеются и у Президента России, который вправе аннулировать акты Правительства, а также приостанавливать действие любых актов органов исполнительной ветви власти в случае их несоответствия Основному закону государства.

Президент также обладает дополнительной возможностью обеспечивать верховенство Конституции посредством права законодательной инициативы и права отклонять принятые Госдумой и одобренные Советом Федерации законопроекты.

Прямое действие Основного закона

Прямое действие Конституции России выражается в ее способности выступать регулятором социальных отношений. Означает это, что нормы, изложенные в Конституции, должны быть реализованы в работе должностных лиц и органов власти вне зависимости от того, отражены ли эти нормы в отраслевом законодательстве.

Принцип прямого действия Конституции также означает применение конституционных норм при разрешении дел в судах. В том случае, когда суд при рассмотрении дела приходит к мнению, что нормы применяемого закона противоречат Конституции, применяются нормы Конституции. В этой ситуации суд обязан запросить в Конституционном Суде РФ проверку конституционности соответствующего закона.

В заключение отметим, что фактически в российской правовой системе не существует источников права, находящихся на одной ступени с Конституцией. Значимость Основного закона не ограничивается высшей юридической силой Конституции, но проявляется еще и в ее верховенстве на всей территории страны, в особой охране и защите, а также в особом порядке проведения процедур пересмотра, принятия и внесения поправок в нее.

  • Тема 3. Происхождение государства и права
  • 3.1. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
  • 3.3. Признаки государства, отличающие его
  • 3.4. Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества
  • 3.5. Основные теории о происхождении государства и права
  • Тема 4. Понятие и сущность государства
  • 4.1. Сущность государства и ее проявления. Классовое и общесоциальное в государстве
  • 4.2. Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятие и структура государственной власти. Достоинства и недостатки государственной власти
  • 4.3. Суверенитет как свойство государственной власти. Проявления государственного суверенитета
  • 4.4. Политический режим как сущностная характеристика государства, его понятие. Виды политических режимов
  • 4.5. Понятие и признаки государства
  • 4.6. Понятие типа государства.
  • Тема 5. Социальное назначение и функции государства
  • 5.1. Социальное назначение государства
  • 5.2. Понятие функций государства
  • 5.3. Виды функций государства
  • 5.4. Формы и методы осуществления функций государства
  • Тема 6. Механизм государства
  • 6.1. Понятие и структура механизма государства
  • 6.2. Принципы организации и деятельности механизма государства
  • 6.3. Государственный орган и его признаки
  • 6.4. Виды органов государства
  • Тема 7. Формы государства
  • 7.1. Понятие формы государства.
  • 7.2. Форма правления
  • 7.3. Форма государственного устройства
  • Тема 8. Политическая система общества
  • 8.1. Понятие и структура политической структуры общества
  • 8.2. Место и роль государства в политической системе общества
  • 8.3. Добровольные объединения граждан в политической системе общества
  • 8.4. Партии в политической системе:
  • Раздел 3. Общая теория права
  • Тема 9. Сущность и понятие права
  • 9.1. Понятие и сущность права
  • 9.2. Объективные свойства права
  • 9.3. Функции права
  • 9.4. Принципы права
  • Тема 10. Соотношение государства и права. Правовое государство
  • 10.1. Соотношение государства и права. Основные направления взаимовлияния
  • 10.2. Правовое государство:
  • 10.3. Гражданское общество
  • 3 Этапа развития гражданского общества:
  • 10.4. Права и свободы человека
  • Тема 11. Правовая система
  • 11.1. Понятие и структура правовой системы. Семьи правовых систем
  • 11.2. Основные правовые семьи народов мира
  • 11.3. Особенности российской правовой системы
  • 11.4. Правовая реформа как способ создания цивилизованной правовой системы
  • Тема 12. Правовое сознание и правовая культура
  • 12.1. Понятие и структура правосознания. Соотношения права и правосознания
  • 12.2. Виды правосознания. Уровни правосознания.
  • 12.3. Понятие и виды правовой культуры
  • 12.4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры. Формы правового воспитания
  • Тема 13. Право в системе социального регулирования
  • 13.1. Понятие и виды социального регулирования. Понятие системы нормативного регулирования. Природа технических норм
  • 13.2. Социальные нормы и их классификация
  • 13.3. Соотношение права и иных социальных норм
  • Тема 14. Нормы права
  • 14.1. Понятие и признаки нормы права
  • 14.2. Классификация норм права
  • 14.3. Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи закона
  • 14.4. Эффективность правовых норм
  • Тема 16. Правовые акты
  • 16.1. Понятие и виды правовых актов
  • 16.2. Нормативно-правовые акты и их виды. Понятие закона. Высшая юридическая сила закона. Виды законов. Система подзаконных актов рф
  • 16.3. Пределы действия нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов во времени
  • 16.4. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц
  • 16.5. Акты толкования и их виды
  • 16.6. Акты применения права. Структура акта применения права. Виды актов применения права
  • Тема 17. Правотворчество
  • 17.1. Понятие правотворчества. Соотношение правообразования, правотворчества и законотворчества. Способы правотворчества. Виды правотворчества
  • 17.2. Принципы правотворчества
  • 17.3. Стадии правотворчества
  • 17.4. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды
  • 17.5. Юридическая техника
  • Тема 18. Система права
  • 18.1. Понятие системы права.
  • 18.2. Критерии деления права на отрасли
  • 18.3. Классификация отраслей права
  • 18.5. Соотношение системы права и системы законодательства
  • Тема 19. Правовые отношения
  • 19.1. Понятие и особенности правовых отношений
  • 19.2. Виды правовых отношений
  • 19.3. Состав правоотношения:
  • 19.4. Юридические факты
  • Тема 20. Реализация права
  • 20.1. Понятие реализации права.
  • 20.2. Применение права как особый вид его реализации. Функции применения права
  • 20.3. Стадии правоприменительного процесса. Требования правоприменительного процесса
  • 20.4. Акты применения права
  • 20.5. Пробелы в праве.
  • 20.6. Юридическая практика
  • Тема 21. Толкование права
  • 21.1. Понятие толкования права. Этапы толкования
  • 21.2. Основные способы толкования права
  • 21.3. Виды толкования права
  • 21.4. Акты толкования права
  • Тема 22. Право и поведение. Понятие и виды правонарушений
  • 22.1. Поведение в сфере права. Понятие правомерного поведения
  • 22.2. Виды правомерного поведения
  • 22.3. Понятие правонарушения. Состав правонарушения
  • 22.4. Виды правонарушений
  • Тема 23. Юридическая ответственность
  • 23.1. Социальная и государственно-властная природа юридической ответственности. Социальная ответственность: понятие и виды. Государственное принуждение и юридическая ответственность
  • 23.2. Понятие и виды социальной ответственности
  • 23.3. Принципы юридической ответственности
  • 23.4. Цели и функции юридической ответственности
  • 23.5. Основания юридической ответственности
  • 23.6. Виды юридической ответственности
  • Тема 24. Правовое регулирование
  • 24.1. Основные формы воздействия права на общественные отношения. Правовое регулирование и его стадии
  • 24.2. Механизм правового регулирования.
  • 24.3. Типы, способы и методы правового регулирования
  • Тема 25. Законность и правопорядок
  • 25.1. Понятие и структура законности
  • 25.2. Принципы и требования законности
  • 25.3. Гарантии законности
  • 25.4. Понятие правопорядка. Соотношение законности и правопорядка
  • 16.2. Нормативно-правовые акты и их виды. Понятие закона. Высшая юридическая сила закона. Виды законов. Система подзаконных актов рф

    Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

    Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения - в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права - в этом их специфический признак.

    Термин "нормативно-правовой акт" следует отличать от термина "нормативный акт". Нормативный акт - более широкое понятие, он обозначает любой акт, содержащий нормативные предписания. Это могут быть как нормативные предписания правового характера, так и иные нормативные предписания (например, уставы политических партий, иных видов общественных объединений). Нормативно-правовой акт - это разновидность нормативных актов, он включает в себя только нормативные предписания правового характера.

    Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

    Юридическая сила нормативно-правового акта - это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

    В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

    Подзаконные акты.

    Закон - это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

    Законы обладают всеми признаками нормативных актов и правовых актов. Помимо этого, законы обладают рядом специфических признаков, обусловливающих их особую юридическую природу.

    Признаки закона:

    1. Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов в целом.

    2. Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его "самодостаточность", ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

    3. Высшая юридическая сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, должны не противоречить закону.

    4. Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона - необходимое условие их юридической силы, нарушение этой процедуры может привести к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона характеризуется усложненностью, этим законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

    Примечание. Подробно процедура законотворчества излагается в теме "Правотворчество".

    5. Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.

    6. Закон регулирует важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся прежде всего взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т. д.

    Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

    Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы:

    1. Конституция

    2. Федеральные конституционные законы

    3. Федеральные законы

    4. Законы субъектов федерации.

    Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

    Конституция носит учредительный характер, т. е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

    Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта 20 .

    Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются по наиболее важным вопросам. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами. В отличие от иных законов, ФКЗ принимаются квалифицированным большинством членов парламента.

    Существует два вида конституционных законов:

    Конституционные законы, вносящие изменения в Конституцию государства;

    Конституционные законы, прямо предусмотренные Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов.

    Конституционные законы развивают положения конституции.

    Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

    Кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

    Текущее законодательство.

    Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

    Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

    Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на:

    Постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);

    Временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ "О федеральном бюджете РФ на 1999 год".);

    Чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).

    По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на:

    Федеральные

    Субъектов федерации.

    По кругу лиц законы можно подразделить на:

    Общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.);

    Специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).

    По сфере действия законы можно подразделить на:

    Общие - действующие на территории всей России (например, все кодексы РФ);

    Местные - действующие на определенной части территории России (например, законы о районах Крайнего Севера, Средней Азии и приравненных к ним).

    Примечание. В целом приведенные классификации применимы не только к законам, но и к нормативно-правовым актам вообще.

    Подзаконные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

    Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они:

    Принимаются на основе закона,

    Принимаются во исполнение закона,

    Должны не противоречить закону.

    Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

    Указы Президента;

    Постановления Правительства;

    Акты федеральных органов исполнительной власти: федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб, российских агентств, федеральных надзоров и др.: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

    Акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

    Акты органов местного самоуправления;

    Локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

    В каждой стране существует определенная иерархичность нормативных юридических актов, другими словами, строгая система, по которой документы и законы занимают определенное место в юридической "лестнице".

    В Российской Федерации некоторые документы имеют высшую юридическую силу, однако не каждый гражданин знает список этих документов, их функции, правила составления. Юридическая сила документа - набор свойств и признаков документа, которые устанавливает действующее законодательство.

    Конечно, всем известно, что Конституция РФ - закон, имеющий высшую юридическую силу. Но, помимо основного закона, существуют подзаконные акты и другие законы.

    В статье рассмотрим, какие документы имеют высшую юридическую силу и различные их типы.

    Правовая мощь

    Юридическая мощь - это необходимое свойство каждого издаваемого нормативного акта и его преимущество перед другими документами, или, напротив, подчиненность некоторым документам.

    Законодательная юридическая сила складывается из различных положений органов, которые его издавали. Юридическая сила представляется как мера сортировки нормативных правовых актов, их деления на два типа:

    В каждом государстве существует своя субординация юридически правомочных документов. На нижней ступени этой классификации располагается нормативная правовая база, которая издается местным самоуправлением в лице уполномоченных органов, в издании также могут принимать участие и органы местного управления государства.

    На верхней ступени этой классификации находятся нормативно-правовые акты, производящиеся высшим органом власти. Такие документы обладают наивысшей правовой силой перед другими подзаконными актами и документами. Они должны быть изданы в соответствии с государственными законами, и ни в коем случае не противопоставляться таковым.

    Высшая правовая мощь

    Наивысшая правовая мощь закона заключается в том, что всевозможные нормативные акты (правительственные постановления, указы Президента, приказы министерств) производятся на основании и для выполнения норм закона, также не могут ему противопоставляться.

    Высшая юридическая сила Конституционных норм - это юридические качества, свойственные только Конституции и отличающие ее от других нормативных государственных актов.

    Отличие Конституции

    • Конституционные нормы и правила всегда стоят выше, чем положения каких-либо законов или правовых актов исполнительной правящей ветви.
    • Законы и подзаконные акты, являющиеся носителями высшей правовой силы, могут приниматься только теми органами, которые предусмотрены конституционными нормами.
    • Последовательность действий в принятии законов, а также и подзаконных актов установлена Конституцией и не может ей противоречить.
    • Если закон противопоставляется Конституции, то его либо отменяют, либо изменяют таким образом, чтобы он соответствовал ей.

    Юридическая сила актов

    Согласно правовой власти, нормативные акты подразделяют на следующие составляющие: законы РФ, соглашения, международные договоры, подзаконные акты.

    Утвержденная публичным голосованием Конституция обладает наибольшим правовым весом в РФ. Это не просто закон, но и правовой базис государства. Любые законы или подзаконные акты, характеризующиеся высшей юридической силой, соглашения ни в коем случае не должны противопоставляться Конституции.

    Законы, характеризующиеся высшей юридической мощью в Российском государстве, принимают как:

    • законы о поправках к действующей Конституции;
    • федеральные конституционные законы;
    • федеральные законы;
    • федеральные кодексы.

    Подзаконные акты

    Характеризуются как нормативные правовые акты, базирующиеся на законах, действуют во исполнение законов. Они могут определять нормы законов и устанавливать свежие положения и нормы.

    Подзаконные акты предполагают реализацию законодательных норм. Законодательные нормы делятся на некоторые типы в зависимости от компетенции органа, которые издает подзаконный акт.

    Основную роль в комплексе подзаконных актов играют акты Президента. Они публикуются в формате указов и распоряжений и не могут противопоставляться конституционным нормам и законам, имеющим высшую юридическую мощь. Помимо Конституции, высшую юридическую силу в РФ имеют и подзаконные акты.

    Правительственные акты принимаются как постановления и распоряжения, которые не должны противопоставляться решениям Президента, а также Конституции РФ и законам РФ. В отношении актов федеральных органов правительственные акты имеют большой вес. Нормативные правительственные правовые акты принимают обычно в формате постановлений.

    Акты федеральных органов или ведомственные акты принимаются на базе и во исполнение Конституции РФ, указов Президента, законов РФ и постановлений Правительства РФ. У подзаконных актов субъектов РФ есть своя классификация, их распространение идет на все объекты и субъекты права, которые находятся на земле соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Конституция Российской Федерации

    Конституция имеет высшую юридическую силу в Российской Федерации и как базовый закон регламентирует самые важные общественные и социальные отношения. Конституция носит долгосрочный характер.

    Конституция РФ складывается из трех важных частей: вводная часть или преамбула, два базовых раздела. Этот документ содержит 137 статей, которые группируются в главы.

    Первая часть состоит из девяти глав, в которых идет речь об общей характеристике конституционной организации правления в Российской Федерации, о федеративном устройстве государства, о свободах и правах человека и гражданина, об органах публичной власти, органах муниципального управления, а также о процедуре преобразований и поправок в Конституции РФ.

    Вторая часть этого документа содержит переходные и заключительные положения о прекращении действия старой конституции, о вступлении в силу новой и другие.

    Важное свойство Конституции - это ее верховенство над государственными законодательными актами. Именно это свойство и определяет все остальные правовые компоненты базового закона РФ. Статья 15 гласит:

    Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

    Таким образом, в Конституции РФ находятся все основные начала различных законодательно-правовых норм и актов всех отраслей права. В текст Конституции РФ включена отсылка к 14 федеральным законам, а также к федеральным законам, количество которых превышает 40. Все вышеперечисленные свойства приписывают Конституции наивысшую юридическую силу, именно это закреплено в статье 15.

    При конфликте между положениями Конституции и нормативными актами работает конституционная норма, а акт, который ей противоречит, подлежит поправке или упразднению. Статья 85 дает право Президенту РФ останавливать функционирование актов исполнительных органов субъектов, если они противопоставляются Конституции РФ до решения этой проблемы соответствующим судом.

    Функции Конституции

    1. Учредительная. Эту функцию понимают, как фиксирование социальных норм и отношений, которые уже действуют в государстве, а также образование новых юридических норм для последующих новых социальных отношений. Функция учреждения действует как по отношению ко всему политическому комплексу, так и по отношению к конкретному институту права.
    2. Организаторская. Конституция не просто закрепляет достигнутые положения и нормы, но и оказывает влияние на социальную и политическую активность государства и его граждан. Как важнейшая законодательная база, Конституция совершенствует и укрепляет продуктивную работу законодательных органов.
    3. Внешнеполитическая. Этот документ работает не только на внутреннюю деятельность страны, но и является важным агентом во внешнеполитических механизмах страны. Конституция закрепляет права и обязанности относительно международных договоров и отношений.
    4. Идеологическая. Конституция является не просто обязательным документом, но и идеологией отдельного государства, образом мыслей его населения, Правительства и Президента. Основное свойство этой функции - это не навязывание некоторых норм и положений людям, а возможность свободно выбирать и утверждать голосованием законы.
    5. Юридическая. Конституция является базисом для правового комплекса Российской Федерации, именно она выступает регулятором общественных и социальных взаимоотношений между гражданами, между населением и государством. Также Конституция дает стимул для развития, преобразования и принятия новых норм, законов, сводов и правил.

    Юридическая сила закона

    Федеральный закон о процессе публикования конституционных законов предполагает, что в Российской Федерации используются только официально опубликованные федеральные конституционные законы. Это же правило действует и для федеральных законов, а также актов, принимаемых палатой Федерального Собрания. Какой закон имеет высшую юридическую силу также определяет этот федеральный закон.

    Датой утверждения закона Федерального Собрания принято считать день его фактического принятия Государственной Думой в последнем варианте. Датой утверждения федерального конституционного закона устанавливается тот день, когда палаты Федерального Собрания принимают его в прописанном в Конституции порядке. Эти законы официально публикуют в период семи календарных дней с того момента, как Президент РФ поставит на них свою подпись.

    "Парламентская газета" - это официальное издание Федерального Собрания. В "Парламентской газете" публикуются в обязательном порядке: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Также обязательно публиковаться в "Парламентской газете" должны акты, по которым есть решения Федеральной палаты, которая принимала эти акты об обязательной их публикации.

    Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания размещаются в других печатных публикациях, а также обнародуются по теле и радиовещанию, рассылаются государственным органам, необходимым должностным лицам, учреждениям и организациям.

    Эти нормы начинают действовать единовременно в Российской Федерации по прошествии десяти суток после дня их официального размещения, если самими законами не предполагается другая процедура введения их в правовую деятельность.

    "Собрание законодательства Российской Федерации" - также официальное периодическое издание, в котором размещаются принимаемые нормы и законы.

    Юридическая сила нормативных актов

    Нормативные юридические акты, имеющие высшую юридическую силу, подвержены некоторым особенностям из-за федеративного устройства государства. Если некоторые вопросы находятся в приоритетном ведении (территориальное устройство государства, военное положение, положение мира, проблемы обороны, специфика безопасности, законодательство в области уголовно-процессуального делопроизводства, а также уголовно-исполнительные нормы), то нормативные правовые акты РФ имеют полную правовую мощь. Такие документы по этим вопросам не могут создаваться в субъектах РФ.

    Система нормативных актов, характеризующихся высшей юридической силой, составляет иерархическую структуру, в которой каждый из компонентов занимает определенное место.

    Эта структура состоит из:

    Если по Конституции РФ вопрос находится в общем ведении РФ и ее субъектов (например, это могут быть вопросы природопользования, владения и распоряжения землей, недрами, водой и прочими естественными ресурсами; трудовое, административное, административно-процессуальное, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство и др.), то по данной проблеме могут создаваться федеральные нормативные акты, а также и региональные. В этом случае федеральные акты будут стоять выше, чем региональные.

    В ситуации, когда какая-либо проблема или вопрос не входят в совместное ведение государства и его территориальных субъектов, нормативные правовые акты, выпущенные в субъекте РФ, находятся в приоритете перед федеральными нормативными правовыми актами. Отдельный структурный элемент комплекса нормативных правовых актов можно охарактеризовать четкой иерархией его компонентов. Она состоит в том, что нормативные акты имеют в структурной системе точное место и не могут включать в себя нормы, противоречащие актам, которые находятся выше. Каждый нормативный акт - это правовой базис для нормативных актов, которые располагаются в иерархической структуре после него. Конституция РФ объединяет все иерархические ряды, также она устанавливает объекты ведения Федерации и территориальных субъектов РФ и методы разрешения конфликтов между нормативно-правовыми актами.

    Для этих целей предусмотрены следующие меры:

    • разработка и функционирование Конституционного суда РФ, такой суд уполномочен аннулировать антиконституционный акт;
    • наделение Президента РФ возможностью отмены правительственных постановлений, а также правом остановить деятельность актов исполнительных органов, если они противопоставляются Конституции РФ и федеральным законам;
    • возможность отмены нормативных правовых актов исполнительных органов посредством судебных инструментов воздействия.

    Юридическая сила правовых актов

    Есть определенная зависимость формата акта от его нормативного наполнения.

    Нормативно-правовые акты, имеющие высшую юридическую силу, издают в следующих формах: законы, постановления, распоряжения, указы, правила, приказы, инструкции и положения. Процесс разработки нормативных правовых актов федеральных исполнительных органов управляется действующим в настоящее время законодательством РФ.

    Ненормативные правовые акты издаются в различных формах и вариациях. Однако нужно сконцентрировать интерес на некоторых моментах: по определенному порядку, если правовые акты приняты в форме законов, инструкций, правил или положений, то эти документы считаются нормативными. Несмотря на это, возникают отступления от этого правила. Таким образом были созданы ненормативные акты в формате, классически присущем только нормативным актам, а именно: было издано девять законов, которые регламентируют материальное обеспечение и медицинский сервис некоторых семей погибших депутатов РФ. Эти законы являются индивидуально-правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонализированы. Юридическая теория негативно относится к практике издания такого рода актов в формате законов.

    Юридическая сила органов

    Особое юридическое значение имеют акты судебных органов, правовое поле которых не выяснено в полной мере. Действующее законодательство РФ дает право Верховному Суду и Высшим Арбитражным Судам на основе обобщения судебной практики давать разъяснения для нижестоящих в иерархической лестнице судов. Эти разъяснения являются обязательными и непосредственно влияют на судебную практику. При несоблюдение этого правила судебный акт, имеющий высшую юридическую силу, может быть отменен. Если он был вынесен без учета положений, которые содержатся в разъяснениях. Они достаточно сильно влияют на повышение качества всей законодательной системы, а также учитываются правообразующими органами при развитии законодательной базы государства.

    Заключение

    Таким образом, приходим к выводу, что Конституция имеет высшую юридическую силу. Подчинение нормам, описанным в Конституции, обязательно для каждого гражданина и гостя государства.

    Этот документ гарантирует права и свободы граждан, ни один принимаемый закон в Российской Федерации не может быть противопоставлен Основному закону - Конституции. Действующая Конституция была принята в 1993 году и действует по настоящее время. Она является нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация