Указ президента о передаче фсин в мвд. Реально ли присоединение фсин к структуре мвд. «Белых и Улюкаев могут сидеть вместе»

Главная / Квартира

Идея реформировать Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН), передав ее из подчинения Минюста в ведение МВД, обсуждается в Кремле уже больше года. После того, как летом 2017-го Счетная палата РФ и Контрольно-ревизионное управление президента отчитались о нарушениях в ФСИН, в Государственно-правовом управлении (ГПУ) администрации президента была создана межведомственная рабочая группа для подготовки вариантов реформирования ФСИН. В группу вошли представители МВД, ФСБ, Минюста и ГПУ.

Основных вариантов реорганизации два. Первый - оперативную функцию ФСИН передать ФСБ и МВД, медицинское обслуживание заключенных - Минздраву, а самой ФСИН оставить только хозяйственные и технические вопросы. Второй вариант предполагает подключить к системе Росгвардию (ей передать охрану тюрем и колоний, конвоирование). А внутреннее устройство мест заключения и работу с осужденными отдать МВД.

В июле спикер Совета Федераций РФ Валентина Матвиенко предложила силовую функцию ФСИН оставить Минюсту, а гражданскую передать Минтруду.

«ФСИН снова войдет в структуру МВД, это решение уже принял президент Владимир Путин», - цитирует информированного источника издание ПАСМИ (учреждено Дмитрием Вербицким, майором МВД в отставке, членом Экспертного совета при президенте РФ по противодействию коррупции).

История ФСИН

В 1930 году создано Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУИТЛ), в 1934-м в его состав вошло Главное управление лагерей (ГУЛаг). В подчинение ему передали все исправительно-трудовые учреждения Наркомата юстиции РСФСР. Наркомату подчинялось и само ГУИТЛ.

В 1946 году ГУИТЛ вошло в состав МВД СССР.

До 1998 года ведомство не раз переименовывали, в частности: в Главное управление по исправительным делам, Службу по исправительным делам и социальной реабилитации, Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) и т. д.

В 1998 году ГУИН передали Минюсту.

В 2004 году ГУИН преобразовано в Федеральную службу исполнения наказаний. Сейчас службе подчинено около 1100 пенитенциарных учреждений , в которых содержится свыше 600 тыс. осужденных .

Решение о реформировании ФСИН - следствие многочисленных скандалов, связанных с пытками в тюрьмах и колониях. Так, оппозиционер Ильдар Дадин, приговоренный в 2015 году к трем одам колонии за нарушение правил проведения митингов и пикетов, не раз рассказывал о том, как его пытали в Сегежской исправительной колонии. Но следствие не выявило там никаких нарушений. В Копейске около 500 заключенных организовали акцию неповиновения с плакатами «Люди, помогите!», «Пытают унижают». Власти снова не отреагировали.

Федеральные чиновники «заметили» проблему только после того, как в июле 2018 года «Новая газета» опубликовала видео, на котором сотрудники ФСИН избивали заключенного Евгения Макарова в Ярославской исправительной колонии №1. Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по превышению должностных полномочий с применением насилия, фигурантами дела стали 12 человек. Потом СКР возбудил второе дело, по которому арестован замначальника отдела безопасности Исправительной колонии №8 (Ярославль) Сардора Зиябова.

Сегодня, 2 октября, Генеральная прокуратура РФ внесла два представления директору ФСИН Геннадию Корниенко по факту применения насилия к заключенным. По словам официального представителя Генпрокуратуры Александра Куренного (он сообщил об этом в эфире ведомства), по результатам масштабных прокурорских проверок возбуждены 20 уголовных дел в отношении сотрудников колоний в республиках Коми, Марий Эл, Мордовии, а также в Брянской, Калининградской, Оренбургской и Ярославской областях.

Лев Пономарев, исполнительный директор общероссийского движения «За права человека»

От передачи ФСИН МВД может быть только хуже. Более целесообразно предоставление больших полномочий Минюсту, от которого служба фактически независима. До тех пор, пока ведомством руководят силовики, перемен ждать не приходится. Предыдущий глава ведомства - генерал МВД Александр Реймер (отбывает заключение по обвинению в хищении 3 млрд рублей бюджетных средств - Прим. ред.); нынешний директор Геннадий Корниенко - генерал ФСБ; реальный руководитель Анатолий Рудый - армейский генерал. Силовики считают, что система исполнения наказаний предназначена для борьбы с криминалом, а не для того, чтобы человек мог в ней измениться, выйти на свободу и вернуться в общество. Исходя из этой логики, была разрушена система общественных наблюдательных комиссий (ОНК), создание которых в свое время стало прорывом в сфере соблюдения прав человека. После того как мы начали наполнять ОНК реальными правозащитниками, формирование их списков передали от уполномоченных по правам человека Общественной палате, которая полностью подконтрольна ФСБ. После этого правозащитники последовательно вымываются из комиссий, что делает почти невозможным расследование пыток.

Леонид Агафонов, бывший член Общественной наблюдательной комиссии при ФСИН Санкт-Петербурга, соучредитель проекта «Женщина, тюрьма, общество»

Если передача системы ФСИН в МВД произошла, это была бы дикость, возвращение в каменный век. Во всех странах система исполнения наказаний относится к министерству юстиции. Если ФСИН будет переведен обратно в МВД, в исправительную систему вернется «палочная система», когда у подследственных выбивают показания, чтобы сфабриковать отчетность о количестве раскрытых преступлений. Сейчас, когда МВД и ФСИН разделены, тюремщикам не нужны «палки» (на полицейском жаргоне - отметки в журнале раскрываемости, от числа которых зависят премии сотрудников МВД - Прим. ред.). Напомню, что так называемые «пресс-хаты» в СИЗО появились, когда ФСИН подчинили МВД.

Нужно не ФСИН переподчинять, а сокращать количество заключенных: не сажать людей за мелочи и развивать альтернативные формы наказания.

Михаил Пашкин председатель координационного совета Московского профсоюза полиции

Вряд ли ФСИН передадут МВД. Нужны совсем другие мероприятия. В системе ФСИН страшные взятки, страшные дела творятся. Необходим контроль со стороны гражданского общества. В СИЗО и колонии надо дать допуск гражданским людям, в том числе - родственникам осужденных, а не только бывшим прокурорам и работникам ФСИН. У проверяющих должна быть возможность открыть любую дверь и с диктофоном, с видеокамерой, проверить, как живут заключенные. Пусть попробуют еду в столовой, посмотрят, кто сидит в ШИЗО (штрафной изолятор - Прим. ред.), избит он или нет. Если этого не будет, то хоть МВД передавай, хоть ФСБ, ничего не изменится.

Динар Идрисов, координатор общественного движения «Русь сидящая» в Северо-Западном регионе

Слухи о расформировании ФСИН и передаче ее служб МВД или ФСБ ходят давно. Более полугода информация об этом поступает в различные СМИ из анонимных источников. При этом нет установки на изменение подходов к применению наказаний в форме лишения или ограничения свободы. Скорее государство пытается повысить эффективность ассигнований, выделяемых на строительство новых изоляторов и перестройку старых колоний. Оно считает ФСИН черной дырой, в которую проваливаются бюджетные средства. Передача частей ведомства более подконтрольным структурам - логично, с точки зрения экономии. Как в свое время ФСБ приросло погранслужбой, а МВД - Управлением Федеральной миграционной службы, вопросы конвоирования и охраны могут отойти к МВД, вопросы оперативной работы (поскольку они связаны с концепцией тайного сыска) - к ФСБ, а Минюсту оставят управление имуществом.


Новость вчерашнего дня. Кремль решил расформировать ФСИН. Федеральную службу исполнения наказаний вернут в систему МВД.

Решение о расформировании ФСИН с передачей функций исполнения наказаний в структуру МВД уже утверждено в Кремле и в ближайшее время будет официально подписано, сообщил осведомленный источник.

Реорганизация федеральной службы пройдет на фоне череды скандалов и огромного общественного резонанса, вызванного публикациями об обращении с заключенными в российских колониях.

ФСИН как самостоятельное ведомство была создана в 2004 году — на основании указа президента Владимира Путина при реформировании органов исполнительной власти.

До этого момента в течение шести лет — с 1998 по 2004 годы — ведомство входило в состав Министерства юстиции РФ. Но дольше всего — еще с советских времен — функции исполнения наказаний лежали в плоскости задач МВД. К данной практике теперь и планирует вернуться Кремль.

По факту пыток в Ярославской ИК-1 было возбуждено уголовное дело, а в сентябре 2018-го прославившиеся тюремщики попали в СИЗО. Организационные выводы не заставили себя ждать, и они затрагивают все ведомство: будет расформирована сама федеральная служба исполнения наказаний.

«ФСИН снова войдет в структуру МВД, это решение уже принял президент Владимир Путин», — рассказал источник.

Штат ФСИН составляет около 300 тыс. человек, они обслуживают 590 тыс. заключенных. Будет ли весь личный состав переведен в МВД или последуют другие кадровые решения, не сообщается.

Разговоры о необходимости реформирования ФСИН активизировались после скандала с пытками в ярославской колонии. Предложения поступали самые разные и звучали они с самых высоких трибун.

Так, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила передать часть функций ФСИН гражданской службе. Люди без погон, по мнению Матвиенко, могли бы заняться перевоспитанием и социализацией заключенных.

О передаче функций ФСИН гражданской службе говорится и в предложениях, подготовленных в октябре 2017 года Центром стратегических разработок Алексея Кудрина.

В кулуарах власти обсуждались предложения передать в структуры Минюста экономику, перевоспитание и ресоциализацию пенитенциарной системы, а охрану и спецподразделения — под юрисдикцию Росгвардии. Всяческая оперативно-розыскная деятельность, по задумке авторов проекта, должна достаться МВД.

Что же касается идеи полной передачи функций ФСИН ведомству Владимира Колокольцева (МВД), то она горячо поддерживалась силовиками, но при этом критиковалась правозащитниками.

«Служба исполнения наказаний должна оставаться отдельно взятой структурой. Слияние с МВД однозначно усугубит ситуацию: система станет еще более закрытой и коррумпированной», — заявила РБК руководитель организации «Правовая зона» Елена Соколова.

По ее мнению, в особом реформировании ФСИН не нуждается, а нуждается лишь в пересмотре правил приема сотрудников на службу и в усилении контроля над ними.

И есть еще одно обстоятельство: переход функций исполнения наказаний к министерству внутренних дел ведет к нарушению обязательств России перед Советом Европы, в соответствии с которыми пенитенциарная служба должна быть отделена от МВД и передана в Минюст.

Видеозапись с пытками в ярославской колонии 20 июля опубликовала «Новая газета». Видео было снято в июне 2017 года. После его обнародования Следственный комитет задержал , было заведено дело по ст. 286 УК (превышение должностных полномочий). ФСБ проводит проверку регионального УФСИН.

Как разделить ФСИН

По словам источника РБК, близкого к руководству ФСИН, в государственно-правовом управлении администрации президента уже больше года обсуждается проект реформы службы, предполагающий ее разделение на два ведомства — гражданское и силовое. Согласно этому проекту, экономикой, перевоспитанием и ресоциализацией заключенных займется федеральное агентство при Минюсте, а охрана вместе со спецподразделениями ФСИН перейдет к Росгвардии. При этом полномочия ФСИН как субъекта оперативно-разыскной деятельности, а также сотрудники оперативных отделов, которые занимаются вербовкой агентов в криминальной среде, прослушиванием телефонных переговоров и розыском беглых заключенных, перейдут в МВД.

Собеседник РБК в одном из правоохранительных ведомств уточнил, что летом 2017 года после доклада Счетной палаты и отчета контрольно-ревизионного управления президента была создана межведомственная рабочая группа, которая в закрытом режиме готовит два варианта реформирования ФСИН. В группу входят представители МВД, ФСБ, Минюста и государственно-правового управления президента. Представителей ФСИН в этой группе нет, уточнил собеседник РБК.

В обоих случаях над ведомством будет усилен контроль ФСБ. По первому сценарию планируется упразднить управление собственной безопасности (УСБ) и сократить оперативную составляющую работы ФСИН. «Работа УСБ направлена не на выявление нарушений, а на их сокрытие», — уверен источник. По его словам, штатные ставки оперативников ФСИН будут переданы ФСБ и МВД. «В МВД будут расширены подразделения уголовного розыска, которые станут заниматься розыском сбежавших уголовников и другими функциями оперативных сотрудников ФСИН», — говорит источник. По его словам, ФСБ возьмет на себя антикоррупционную составляющую, медицинское обслуживание заключенных будет передано в Минздрав, а за ФСИН останутся хозяйственная часть и вопросы соблюдения режима исполнения наказаний, а также этапирование осужденных.

Фото: Андрей Пронин / Интерпресс / ТАСС

По второму — более радикальному — сценарию охрану периметра, конвоирование, а также спецназ планируется передать Росгвардии. «В ее обязанности будет входить подавление бунтов в колониях, что уже прописано в законе о войсках национальной гвардии», — уточняет источник. Это будет похоже на советский опыт, когда исправительные учреждения охраняли внутренние войска МВД, сейчас входящие в Росгвардию. Все, что касается внутреннего устройства колоний — оперативная работа с заключенными, воспитательная работа с контингентом и многое другое, — перейдет к МВД, где планируется воссоздать Главное управление исполнения наказаний (ГУИН). Этого варианта придерживается большинство участников рабочей группы, утверждает источник.

Однако, по словам другого собеседника РБК, этому варианту мешают обязательства России в Совете Европы, в соответствии с которыми пенитенциарная служба была отделена от МВД и передана в Минюст. Об этом в мае 2018 года напоминал и заместитель директора ФСИН Валерий Максименко. Отвечая на вопрос о возможной передаче функций ФСИН к МВД, Максименко в интервью «МК» напомнил, что в заключении Парламентской ассамблеи Совета Европы от 25 января 1996 года по заявке России на вступление в эту организацию было закреплено обязательство, согласно которому «управление пенитенциарных учреждений и надзор за исполнением наказаний будут переданы в компетенцию Министерства юстиции». «Таким образом, непосредственным исполнением наказаний, скорее всего, будет заниматься структура внутри Минюста, а МВД — решать оперативные задачи», — объяснил источник РБК.

Собеседник РБК, близкий к руководству Росгвардии, выразил сомнение в том, что возможно перераспределение полномочий ФСИН между несколькими ведомствами: «Исполнением наказаний должна заниматься единая структура с полномочиями оперативно-разыскной деятельности».

РБК направил запросы с просьбой подтвердить и прокомментировать подготовку реформы тюремного ведомства в Минюст, ФСИН, МВД и Росгвардию. В пресс-центре МВД рекомендовали задавать вопросы непосредственно ФСИН, в департаменте по взаимодействию со СМИ Росгвардии предложили обращаться в Совет Федерации, где официально прозвучали предложения о реформе.

Правозащитники против

Правозащитники больше всего опасаются слияния ФСИН с МВД. «Служба исполнения наказаний должна оставаться отдельно взятой структурой. Слияние с МВД однозначно усугубит ситуацию: система станет еще более закрытой и коррумпированной», — заявила РБК руководитель организации «Правовая зона» Елена Соколова.

По ее мнению, нужно принципиально пересматривать правила набора сотрудников во ФСИН и усиливать контроль за их действиями. «На бумаге идет постоянное улучшение качества медицинского обслуживания, условий содержания. На все это выделяются огромные деньги. Но жалоб на условия содержания, побои, отвратительную медицину от заключенных меньше не становится. Реформы ФСИН должны в первую очередь обеспечить для заключенных безопасное отбывание наказания», — констатировала правозащитник.

Первый зампредседателя комиссии Общественной палаты по общественному контролю Артем Кирьянов согласен с необходимостью реформировать систему исполнения наказаний. «Во ФСИН очевидный застой, — говорит Кирьянов, — если другие силовые ведомства показывают волю к переменам, то тут мы слышим из года в год одни и те же нарекания и видим, что ситуация далека от того, чтобы считаться приемлемой. Правильным административным решением было бы напрямую подчинить ФСИН председателю правительства, затем провести аудит и перераспределить финансовые потоки».


Сотрудницы ФСИН России на посту видеонаблюдения (Фото: Владимир Песня / РИА Новости)

В октябре 2017 года свои предложения по реформированию ФСИН подготовил Центр стратегических разработок Алексея Кудрина, рассказала РБК эксперт ЦСР Ольга Шепелева. Чтобы истории с пытками в российских тюрьмах не повторялись, эксперты ЦСР предложили выделить из общей структуры ФСИН подразделения, которые будут выполнять задачи, связанные с конвоированием, охраной изоляторов и исправительных учреждений и поддержанием безопасности, а остальные функции передать назначаемым на основании конкурса служащим гражданской государственной службы или рекрутируемым с общего рынка труда специалистам.

Что входит во ФСИН

По данным официальной статистики ФСИН на 1 июля 2018 года, штатная численность ведомства — 295 967 человек.

При этом в учреждениях уголовно-исполнительной системы находятся 590 635 человек, из них 483 646 — в 711 исправительных колониях, 35 228 — в 125 колониях-поселениях, 2034 — в семи исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы, 104 252 — в следственных изоляторах и 96 помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях, 1348 — в восьми тюрьмах, а также 1389 несовершеннолетних — в 23 воспитательных колониях. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 501 ребенок.

Расходы бюджета на ФСИН в 2017 году составили 290,3 млрд руб.

В 2017 году эксперты Лозаннского университета, опираясь на данные за 2014 год, подсчитали, что правительство России в 2014 году тратило на каждого заключенного €22,5 в день, что вдвое меньше среднего по странам Европы (€52); сильнее экономили только закавказские и балканские страны, а также Литва, Румыния и Молдавия. При этом бюджет российской тюремной системы в 2014 году составил рекордные €5,4 млрд, что на €2 млрд больше, чем у ближайшего конкурента, Великобритании.

В состав ФСИН также входят 81 уголовно-исполнительная инспекция и 1347 ее филиалов, в которых состоят на учете 504 020 человек, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и 7021 человек, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под домашним арестом.

В ведении ФСИН также 569 центров трудовой адаптации осужденных, 75 производственных мастерских и 31 федеральное государственное унитарное предприятие.

В структуре медико-санитарных частей ФСИН функционируют 664 медицинские части, 157 фельдшерских и 56 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 73 военно-врачебные комиссии, 73 центра санитарно-эпидемиологического надзора, 144 больницы.

При исправительных учреждениях имеется 283 общеобразовательные организации и 503 их филиала, 302 профессиональных образовательных учреждения и 404 их структурных подразделения. А также семь учреждений высшего образования, три института повышения квалификации, межрегиональный учебный центр, девять учебных центров территориальных органов, Научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, Научно-исследовательский институт информационных технологий.

В учреждениях УИС функционирует 698 объектов и более 660 помещений, используемых для проведения религиозных обрядов и церемоний для исповедующих православие, ислам, буддизм, иудаизм и католицизм.

Также в ведомство входит объединенная редакция, издающая журналы «Преступление и наказание», «Ведомости УИС», газету «Казенный дом».

Предложение о выведении Федеральной службы исполнения наказаний из подчинения Министерства юстиции и передаче Министерству внутренних дел прозвучало в начале года. На сегодняшний день соответствующий законопроект еще не вышел из стен Госдумы. Продолжается обсуждение спорных положений, вносятся поправки. До депутатского голосования не дошло.

Практически все вопросы согласованы. Дискуссии вызывает сама философия переподчинения. ФСИН в составе Минюста призвана исправлять и перевоспитывать совершивших правонарушение, МВД – наказывать. Окончательное решение вопроса может быть перенесено на 2019 год.

Объединение ФСИН и МВД в 2018 году стремятся затянуть не только правозащитники, но и само управление службы

Правозащитники напоминают, что подчинение исправительной системы Министерству внутренних дел уже было в советские времена. Ельцин принял во внимание рекомендации западных партнеров и в 1998 году передал ключи Минюсту. В 2004 году ФСИН стал самостоятельным ведомством. Недостатки в работе СИЗО, в контроле за отбывшими наказание стали слишком заметны. Само управление ФСИН начало в 2016-2017 годах масштабную перестройку.

У служащих в системе ФСИН свои причины для затягивания сроков переподчинения. Во-первых, будет масштабное сокращение, особенно среди начальства с большими звездами на погонах. Во-вторых, сократятся ряд служб, некоторые должности станут гражданскими. Будут и другие изменения. Конечно, зарплата повысится. Но это не всегда радует, потому что будет повышен спрос и ответственность.

Объединение ФСИН и МВД в 2018 году предусматривает не только повышение зарплаты, но и качественное исполнение обязанностей

Сегодня службы следствия и надзора не могут напрямую влиять друг на друга. Работа в одной структуре сделает контроль за возможным воздействием на подчиненного практически невозможным. Сомнительно, что реформирование облегчит жизнь заключенных, хотя эхо трагедии в ярославской колонии еще не затихло. В проекте предусматривается определенное смягчение содержания для тех, кто осужден за нетяжкие преступления и ужесточение для совершивших тяжкие.

Одна из целей реструктурирования ФСИН, всех сокращений и переподчинений заключается в оптимизации расходов. Они немалые. Только на повышение зарплат в 2018 году из федерального бюджета уже выделено 4,5 млрд рублей, в 2019 году эта сумма достигнет 5,5 млрд рублей, а в 2020 году более 10,5 млрд рублей. Многие будут переведены на контрактную форму с повышением окладов и социальных гарантий. Все как поддерживающие проект закона, так и отстаивающие нынешнее положение сходятся в том, что главное все-таки не подчиненность, а качественное выполнение своей работы.

В последнее время во многих отечественных СМИ стала появляться информация о возможной передаче Федеральной службы исполнения наказаний РФ из-под ведомства Минюста в русское МВД. Эксперты данной сферы деятельности, а также опытные юристы высказывают свои как позитивные, так и негативные прогнозы о последствиях такого решения.

Могут ли ФСИН передать на попечение МВД

Саму идею о глубоком реформировании российской ФСИН, официально осуществив передачу ее из сегодняшнего ведения Минюстом непосредственно в структуру МВД, Москва обсуждает более года. Есть два главных способа подобного переформатирования. Первый заключается в том, что оперативную работу ФСИН передадут ФСБ с МВД, медобслуживанием заключенных займутся в Минздраве, а вот ФСИН останутся исключительно хозяйственные и различные техвопросы. Другим способом предполагается подключение к системе Росгвардии (для нее могут отдать ответственность за охрану действующих тюрем с колониями, а также конвои). Одновременно устройство внутри функционирующих мест заключения и всю без исключения работу с ныне осужденными переоформить на МВД.

Главные «за» и «против» передачи ФСИН МВД

Эксперты едины во мнении, что на сегодняшний день существует лишь один четкий аргумент именно в пользу полноценной передачи отечественной пенитенциарной структуры в официальное ведение МВД: заработные платы здесь значительно лучше, соцгарантии – качественнее. Как бы там ни было, но аналогичные гарантии можно распространить и на членов российского ФСИН: все же представители уголовно-исполнительной структуры чаще и больше имеют дело с разного рода преступниками, как работники полиции.

При этом, аргументов против озвучивают большее количество:

1) В организации, члены которой заняты поимкой нарушителей законов и расследованием всевозможных противоправных действий, не должны заниматься их последующим содержанием и непосредственно исполнять применяемые наказания. Иначе тогда время пребывания в СИЗО или же в ИК станет процессом всевозможного получения тех или иных явок с повинной, а сами спецоперативники получат еще большее, нежели сегодня, влияние на порядки мест содержания под стражей в России;

2) В далеком 1998 году, когда масштабные увольнения в МВД и ФСИН еще даже никто не мог предвидеть, стабилизация кадров после осуществления передачи пенитенциарной службы из МВД в состав Минюст забрала три года. А в наши дни после массовых и неожиданных сокращений подобное в случае вышеупомянутой передачи окажется труднее;

3) Минюст с ФСИН имеют огромнейший опыт в реализации Европейских пенитенциарных предписаний и законов, а также исполнения принятых решений со стороны ЕСПЧ. А вот в МВД о таком и не слышали;

4) Полномасштабная передача ФСИНа под контроль МВД примерно на десяток лет отбросит возможность организации Службы пробации. Сейчас правозащитники едины в том, что данную Службу следует создать с помощью переформатирования отечественного уголовно-исполнительного ведомства.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация