Право на образование как право человека. Конституционное право граждан на образование. Реферат право детей на образование
II.2. Конституционные гарантии права на образование
В Конституции Российской Федерации (1993) общие вопросы права на образование закреплены в ст. 43, текст которой полагаем необходимым привести здесь полностью:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека.
Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами».
Однако Всеобщая декларация прав человека, будучи документом высокого нравственного гуманистического значения, лишь закрепила основные приоритеты, принципы, цели и задачи в области прав человека, к реализации которых должны стремиться все государства - участники Декларации. Декларативный (т.е. провозглашающий) принцип права на образование был закреплен как обязательный для государств - членов ООН, ратифицировавших Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе.
В Пакте детализированы цели образования, которое «должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам... должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества», а также способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями и религиями, содействовать ООН в поддержании мира.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование». Данная формулировка подтверждает право каждого человека на образование, налагает запрет на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование, однако Конвенция не конкретизирует уровень получения образования.
Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования, выделение необходимых для этого ресурсов и создание механизмов их эффективного использования.
Однако особую отрицательную роль для реализации права на свободное получение образования в России играет фактическая дискриминация, являющаяся следствием проводимой социально-экономической политики в целом.
Характеристика понятия «право на образование» может быть представлена следующими положениями.
Каждый человек, независимо от его места рождения и проживания, национальности, пола и иных особенностей, характеризующих его социальный статус, с момента своего рождения может притязать (лично сам или же через своих родителей, либо иных законных представителей - опекунов, попечителей) на то, чтобы общество, в лице своих институтов и, прежде всего, государственных, оказало ему помощь в конструктивной социализации, т.е. во включении его в такие общественные (культурные, экономические, моральные, юридические и иного характера) связи, которые обеспечили бы ему определенное место в системе социальной иерархии и реализацию своих тех или иных личных и социальных потребностей и интересов.
Важно отметить, что в Конституции РФ, как и в статье 26 Всеобщей декларации прав человека, для характеристики субъекта права на образование используется слово «каждый». В то же время в Законе РФ «Об образовании», например в ст. 5, говорится именно о гражданах как обладателях прав в сфере образования, что является противоречием по отношению к конституционным нормам. Тенденции развития образовательного законодательства в РФ предполагают снятие данного противоречия. Так в ст. 2, п. 2 проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» одним из принципов государственной политики в области образования является обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования 27 . А в ст.6 говорится о том, что:
1. В Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Права на получение образования могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, законности и правопорядка.
Однако данный закон еще не принят. Но независимо от выше обозначенном противоречии в российском образовательном законодательстве, сегодня в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои потребности и интересы образовательного свойства, но только в том случае, если этот «каждый» проживает на территории Российской Федерации на законном основании.
Право на образование, точнее, его осуществление предполагает, как отмечалось, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания. Конечно, само общество никак не отчуждено от своей роли, поскольку речь идет все-таки о социализации (общей или профессиональной), однако основная роль принадлежит все-таки государству как ведущему социальному институту, определяющему вектор исторического развития общества и его этнонациональную, культурную, социально-экономическую, политико-правовую целостность, «самость». И когда в средствах массовой информации порою ставится вопрос, кто же должен быть главным «ответственным» за образование - общество или государство - такая постановка вопроса, на наш взгляд, в корне неверна. Иное дело, что конкретное государство на том или ином этапе своего развития в лице конкретных своих представителей (Президента, правительства, высших органов управления образованием) проводит непродуктивную, непродуманную стратегию своей политики в области образования, с чем мы сталкиваемся в последние годы в нашей стране.
Из-за экономических неурядиц в стране мы сталкиваемся с фактической дискриминацией в плане права на образование. Это выражается в весьма неодинаковом материально-техническом обеспечении учебных заведений, разной квалификации преподавательского состава. С особыми трудностями сталкиваются жители сел и отдаленных местностей и это при том, что большинство российских школ – сельские. Высказываемые предложения об изменении системы сельских школ путем закрытия маленьких деревенских, поселковых школ и создания более крупных образовательных центров приведет к массовому вымиранию деревень, еще большему разрыву социальных связей и объединению культурного уровня народов.
Всякое право, в том числе и право на образование, является, в известном смысле, и обязанностью. Более того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь, многие права у людей «появляются» лишь после того, как человеком выполнены некие общественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязанностей, те - к появлению других прав и т.д.
Именно к такому роду прав относится и право на образование. До определенного возраста (этот возраст различен в разных странах), до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот или иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации его как гражданина. В Российской Федерации данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного (общего) образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена ч. 1 ст.43 Конституции РФ (см. выше).
Кроме того важно отметить, что право на образование есть право интегральное, конституционное и относительное.
Как интегральное право право на образование может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека - социальным, культурным, гражданским (личным). Социальным право на образование является уже потому, что образование есть, с одной стороны, одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на образование как социальное право предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации.
Право на образование есть одновременно и культурное право. Ведь именно через образование и посредством образования человек приобщается к различным аспектам культуры человечества вообще и национальной культуры, в частности.
Право на образование как гражданское, личное право человека реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после выполнения им (при помощи родителей или законных представителей) своей гражданской (общесоциальной) обязанности получить общее образование. Законодательно, в том числе конституционно, гарантируется не обязанность, а именно возможность такого выбора. Исходя из этого, получение профессионального образования, равно как и общего, не является чьей-то привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения, способностей, вправе (имеет законодательно обеспечиваемую возможность) получать любое образование. Однако в законодательстве имеет место немало нарушений ч. 3. Ст. 43 Конституции РФ. Так в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует получение бесплатного высшего образования только в том случае, если гражданин получает его впервые. Такой огворки в ч. 3 ст.43 Конституции РФ не содержится. Утверждение Конституционного суда о том, что участие лиц, имеющих высшее образование, в конкурсе ограничивает права лиц, его не имеющих, ввиду разницы в образовательном уровне абитуриентов, бесспорно. Но и участие в конкурсах представителей национальных меньшинств, и лиц, имеющих среднее профессиональное образование, также ограничивает право других лиц на бесплатное получение высшего образования, так как растет конкуренция.
В данном случае имеет место определенная коллизия, несоответствие между законодательными возможностями и объективными, практически (жизненно) обусловленными реалиями в области реализации права на образование.
Право на образование есть конституционное право, так как закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократических государств.
Как и многие другие конституционные права человека и гражданина, право на образование представлено в Конституции РФ в максимально обобщенном виде. Конкретизация этого права находит свое выражение в значительном образовательном нормативно-правовом массиве, где ведущее место занимают Закон РФ «Об образовании» (1992) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996).
Право на образование есть право относительное. Напомним что, относительные права- права, которые могут быть ограничены федеральным законом в условиях чрезвычайного положения (право на жилище, право на пользование родным языком и др.). В число таких относительных прав Конституция РФ включает и право на образование. Это означает, что данное право может быть ограничено в силу разных причин в различных масштабах и аспектах по усмотрению федерального законодателя.
Право на образование - право всеобщее. Право на образование распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста.
Право на образование предполагает доступность образования для каждого. Доступность образования - это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В этом плане доступность образования органически связана со всеобщностью соответствующего права. Однако, как мы уже говорили выше, эта сторона права на образование является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образования, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.
Закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования, т.е. право на:
уважение человеческого достоинства;
свободу совести и информации;
свободное выражение собственных мнений и убеждений;
свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным
получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;
охрану здоровья.
Некоторые права учащихся, отражающие конституционное право на объединение, свободу труда в Законе «Об образовании» раскрываются через введение запретительных норм. Не допускается принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях. Запрещается привлекать обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без их согласия и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляются меры и гарантии защиты прав ребенка в области образования и воспитания:
учащиеся старше восьми лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и религиозными организациями), и администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию;
Учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;
Учащиеся, не согласные с решением администрации образовательного учреждения, вправе через своих выборных представителей обратиться в уполномоченные государственные органы за содействием и помощью;
учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом образовательного учреждения, и администрация не может препятствовать их проведению, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному процессам;
учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов; в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей) должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, Правительство России примет меры к реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:
бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством России;
равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней независимо от места жительства и уровня доходов семьи;
получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.
Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:
обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;
обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;
социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);
бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Комментарий к Статье 43 Конституции РФ
1. Образование - процесс развития, саморазвития и воспитания личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества в различных сферах деятельности. Задачи образования - знать, понимать, уметь, участвовать в творческой деятельности, иметь сложившееся эмоционально-ценностное отношение к миру.
Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах. В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.
После внесения в 2007 г. поправок в Закон об образовании в России была обеспечена всеобщность и обязательность полного общего образования (до этого обязательными были 9 классов, но при желании можно получить и 11-классное бесплатное образование). По уровню высшего образования Российская Федерация занимает девятое место в мире (ранее была на четвертом после Израиля, Норвегии и США)*(575). На 10 тыс. жителей высшее образование получают 250 человек, больше только в США*(576). Вместе с тем средства, ежегодно выделяемые из государственного бюджета на образование, невелики (менее 5% ВВП), 11-летнее образование, принятое в 2/3 государств мира (а в некоторых странах 12- и 13-летнее), до 2007 г. не было обязательным. Качество образования недостаточное. Все это характеризует действие конституционных норм на практике. Россия подписала соглашение о присоединении до 2010 г. к так называемому Болонскому (европейскому) процессу образования. Поэтому в целях совершенствования образования в России с 2006 г. действует приоритетная национальная программа "Образование"*(577). На науку расходуется 1% ВВП (в Китае - 2,3%)*(578).
Образование в России регулируется несколькими законами: Законом об образовании, Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. от 15.07.2008) и другими актами. На уровне субъектов РФ иногда принимаются законы о тех или иных сторонах дошкольного и начального образования. В некоторых субъектах РФ (Пермском крае, Томской области, Чеченской Республике и др.) министры образования издают свои акты. Постановления по вопросам деятельности конкретных муниципальных дошкольных и начальных образовательных учреждений принимаются органами местного само управления.
Закон об образовании характеризует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Он сопровождается требованием констатации (в форме экзаменов и др.) достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов). Такие уровни в России определяются в федеральных государственных образовательных стандартах. Это необходимый объем знаний, обязательный для получения соответствующего документа об образовании.
Политика государства в сфере образования основывается на следующих принципах: уважение к правам и свободам человека; единство федерального образовательного пространства (отсюда и федеральные стандарты) при условии учета региональных национальных традиций и особенностей (федеральные стандарты могут быть дополнены региональным компонентом) и при учете особенностей специализации определенного вуза (в вузах возможен вузовский компонент); общедоступность образования; адаптивность (приспособленность) системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (например, в дошкольном образовании); светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в России есть и религиозные образовательные учреждения, которые вправе выдавать теперь свои официальные документы, признаваемые государством, а в государственных и муниципальных учреждениях могут преподаваться различные дисциплины религиоведения факультативно); свобода и плюрализм образования (речь идет прежде всего об академической свободе и ознакомлении обучающихся с различными научными взглядами); демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.
Государственные элементы управления образованием означают существование соответствующего законодательства, государственных стандартов, определяющих минимум обязательных знаний (стандарты утверждены Минобрнауки России в качестве временных мер), управленческую деятельность министерств и их местных органов, ведающих образованием, и др. Общественный характер управления образованием обеспечивается созданием общественных советов при Минобрнауки России, включением в коллегию Министерства выдающихся ученых в сфере образования, выборностью руководителей некоторых образовательных учреждений, существованием попечительских советов учреждений, созданием педагогических советов в школах, ученых и диссертационных советов в вузах, родительских комитетов классов и школ, студенческих советов, составлением учебных планов, программ курсов самим преподавательским коллективом и т.д.
В соответствии с законодательством РФ граждане имеют право на получение основного общего образования на родном языке. Они могут выбирать язык обучения, но в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В республиках в составе РФ, имеющих наряду с русским свой государственный язык (в единичных республиках, например в Карачаево-Черкесской, несколько государственных языков), изучение предметов в образовательном учреждении может вестись в равном объеме на двух государственных языках (если их два, из чего исходил Конституционный Суд РФ), это не противоречит Конституции (см. Постановление от 16.11.2004 N 16-П*(579)).
В России действуют несколько типов образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. По завершении каждой ступени или уровня образования выдаются документы государственного образца.
Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. В государственных и муниципальных учреждениях обучение бесплатное; студенты, которые учатся не ниже, чем на "хорошо", получают небольшую государственную стипендию. Передача определенных полномочий в сфере образования на муниципальный уровень не противоречит Конституции, но одновременно Суд сформулировал важное положение более общего значения, имеющее отношение к известному Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ: при такой передаче Федерация или субъект РФ сохраняют свои конституционные обязанности (см. Постановление КС РФ от 15.05.2006 N 5-П*(580)). В частных учреждениях обучение платное, стипендии могут выплачиваться лишь некоторым студентам из благотворительных фондов и иных негосударственных источников. Образовательные учреждения могут сдавать в аренду свое имущество, независимо от формы собственности. Они освобождаются от уплаты налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами, но некоторые другие налоги они уплачивают.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, установленные образовательными учреждениями в соответствии с законодательством РФ, должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. После принятия поправок 2007 г. в Закон об образовании 11-классное обучение обязательно для всех граждан РФ и бесплатно в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (иностранные граждане получают такое образование за плату). В частных учебных учреждениях образование для российских граждан платное. Для поступления в учреждения среднего профессионального образования (техникумы и др.) необходимо, как правило, основное общее образование, для поступления в вуз - 11 классов и соответствующий документ об этом (аттестат).
Порядок итоговой аттестации (в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, это государственная итоговая аттестация) регулируется Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ, который внес значительные изменения в Закон об образовании и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"*(581). Он законодательно устанавливает единый (с общими требованиями для всей страны) государственный экзамен (ЕГЭ) при окончании 11 классов школы. Документ о сдаче такого экзамена служит основанием для конкурсного поступления в государственное или муниципальное учреждение высшего образования или для поступления в частный вуз. 2007-2008 гг. - переходный период, когда в отдельных местностях выпускные экзамены в школах будут проходить по прежним требованиям, с 1 января 2009 г. ЕГЭ обязателен повсеместно. Родители учеников подавали иски в суды против введения ЕГЭ, но в 2009 г. Верховный Суд РФ признал его правомерным. Правда, в отношении лиц, закончивших школу в прежние годы, а также в отношении лиц, поступающих на заочные и вечерние отделения вузов, допускаются исключения. Результаты ЕГЭ признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и высшими учебными заведениями как результаты вступительных испытаний по соответствующим предметам (т.е. сдавать экзамены по этим предметам при поступлении не нужно). Прием осуществляется на конкурсной основе по данным ЕГЭ. Для организации ЕГЭ создаются базы данных (федеральные и субъектов РФ) об участниках ЕГЭ и его результатах. Участник ЕГЭ имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в базе данных.
При поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, требующие наличия у поступающих творческих способностей физических или психологических качеств, а также в те учреждения, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу, учреждения вправе вводить по предметам, по которым не проводился ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания. Их результаты учитываются наряду с данными ЕГЭ при проведении вступительного конкурса.
Вне конкурса в учреждения среднего и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп (если им не противопоказано обучение в таких учебных учреждениях), граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида, граждане, уволенные с военной службы, поступающие в высшие образовательные учреждения (по рекомендациям командитов), участники боевых действий. Некоторые категории лиц пользуются преимущественным правом на поступление (дети военнослужащих, погибших или умерших на военной службе или вследствие травм, заболеваний и др.). Победители и призеры заключительного этапа школьных олимпиад, победители спортивных олимпиад, чемпионы и др. принимаются без вступительных экзаменов в вузы, соответствующие профилю олимпиад. Лицам, окончившим вузы, присваиваются звания "бакалавр", "дипломированный специалист", "магистр".
2. Часть 2 комментируемой статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Закон об образовании устанавливает также общедоступность и бесплатность среднего (полного) образования в объеме 11 классов и начального профессионального образования, цель которого - подготовка работников квалифицированного труда с одновременным получением знаний в объеме основного общего образования. Общедоступность и бесплатность относится к государственным и муниципальным образовательным учреждениям, но получение второго высшего образования в них возможно только на платной основе.
Содержание образования определенного уровня и направленности определяется соответствующими программами: дошкольного образования; начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Программы могут быть типовыми или дополняться самими образовательными учреждениями, но в любом случае должны соответствовать государственным образовательным стандартам. В настоящее время действуют государственные программы, содержащие в основном предметные требования. В отличие от них разрабатываются программы "второго поколения", которые подлежат введению в действие в основной школе с 1 января 2008 г., в "старшей школе" - в 2009 г.*(582) Обучение происходит в дошкольных учреждениях (детских садах), общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии), профессионально-технических училищах, специальных учреждениях для детей с отклонениями в развитии и т.д. Наряду с государственными и муниципальными образовательными учреждениями дети могут обучаться в частных учреждениях, а также в учреждениях, создаваемых религиозными и общественными объединениями. Образовательные стандарты обязательны и для них.
3. По статье 43 Конституции России Каждый гражданин РФ может получить на конкурсной основе бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении (неграждане России могут получить его за плату). Кроме того, каждый гражданин России и не имеющий российского гражданства может получить высшее образование в частном образовательном учреждении (за плату). Такое учреждение, если оно прошло лицензирование, а затем аккредитацию (особую проверку состояния образования), также выдает диплом государственного образца. Обучающиеся в таких вузах имеют отсрочку от призыва на военную службу, студенты негосударственных вузов, не имеющих аккредитации, такой отсрочкой не пользуются (см. Постановление КС РФ от 21.10.1999 N 13-П*(583)). Преподавание в высшей школе строится с учетом академической свободы. Преподаватель обязан дать обучающимся учебный материал в объеме стандарта и учебной программы, но возможно изложение его с позиций различных взглядов.
Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования (а также частные) имеют три организационные формы: институт (однопрофильное учреждение), академия (не менее двух факультетов), университет (не менее пяти факультетов). Общее руководство вузами осуществляет Минобрнауки России, в составе которого есть службы и агентства. Они считаются учредителями государственных вузов (учредители муниципальных вузов - соответствующие органы местного самоуправления, частных - физические и юридические лица). Минобрнауки России разрабатывает (при участии научной и педагогической общественности) государственные стандарты, определяет (в соответствии с законом) некоторые правила приема в вузы, решает вопросы материального и финансового обеспечения вузов, находящихся в федеральной собственности (вузы субъектов РФ и муниципальных образований обеспечиваются ими), осуществляет контроль за качеством учебного процесса (для этого в составе Министерства существует надзорная служба), организует проверку остаточных знаний студентов разных курсов (тестирование и др.).
Лица, у которых есть диплом о высшем образовании, имеют возможность получить послевузовское профессиональное образование (аспирантура и др.), готовиться к научной или педагогической работе, создавать исследования для получения ученой степени.
4. Каждый гражданин РФ обязан получить основное общее образование - 11 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. Учеба в школе начинается с шести с половиной лет, но не позже восьми лет. После завершения основного общего образования проводится государственная аттестация учащегося. Аттестат дает право продолжить обучение для получения среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования, но чтобы иметь право поступить в вуз, нужно окончить 11 классов.
Требование обязательности основного общего образования относится к лицу до достижения им 15 лет. Родители, лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми такого образования. Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - 18 лет. Для отдельных категорий обучающихся этот возраст может быть увеличен.
5. Чтобы обеспечить необходимый уровень образования, в России (в отличие от многих зарубежных стран) законодательно закреплена необходимость государственных образовательных стандартов. Учебный план вуза (факультета и т.д.) включает федеральный компонент и может включать региональный (субъекта РФ) и вузовский компоненты. Федеральный компонент обязателен для любого образовательного учреждения. Он определяет необходимый минимум содержания программ основных учебных курсов по данной специализации, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (аудиторные занятия и количество часов, предусмотренное для самостоятельной работы), содержит требования к уровню подготовки выпускников. Такие стандарты утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Региональный компонент может быть предложен соответствующими органами государственной власти субъекта РФ. Для вузов, находящихся в федеральной собственности, он является рекомендацией, для вузов данного субъекта РФ и его муниципальных образований он может быть обязательным. Учебный план может включать также вузовский компонент - дополнительные дисциплины по специализации вуза.
Законодательство предусматривает возможность различных форм обучения. В Законе об образовании говорится, что с учетом потребностей и возможностей обучающихся образовательные программы по той или иной учебной дисциплине могут быть освоены: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной. Возможны также семейное образование, самообразование, экстернат. При любой форме образования аттестация должна проходить в образовательном учреждении, имеющем на это право. Для всех форм образования действует единый государственный стандарт и общие учебные программы по дисциплинам; по другим системам учащиеся обязаны знать и выполнять требования учебных программ. Некоторые профессии и специальности не могут быть освоены в заочной форме или в форме экстерната (например, медицина, иностранные языки, военное дело и др.). Перечень таких специальностей установлен Правительством РФ.
Статья 43 Конституции РФ гласит, что государство различными способами поддерживает развитие образования. Создаются новые крупные государственные университеты (в 2006 г. создан Южный федеральный университет с крупными научными центрами и почти 50 тыс. студентов, создаются аналогичные университеты в Сибири и некоторых других регионах страны), государство выделяет средства из бюджета, платит небольшие стипендии студентам (они повышены в 2008 г.), в последние годы неоднократно повышалась заработная плата преподавательскому составу.
Текст Ст. 43 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Комментарий к Ст. 43 Конституции Российской Федерации
1. Согласно комментируемой норме каждый имеет право на образование. Под словом «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры*(211). Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.
В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.
Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами»*(212).
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе.
Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. N 393, иными законодательными актами, а также указанными выше нормами международного права.
Особо следует отметить важность и перспективность осуществляемого с 1 января 2006 г. приоритетного национального проекта «Образование», первоочередная задача которого — дать отечественной системе образования стимул к движению вперед.
Система российского образования представляет собой совокупность:
образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
В России устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):
а) основное общее образование;
б) среднее (полное) общее образование;
в) начальное профессиональное образование;
г) среднее профессиональное образование;
д) высшее профессиональное образование;
е) послевузовское профессиональное образование.
Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя права на:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее (полное) общее образование;
профессиональную подготовку;
начальное профессиональное образование;
среднее профессиональное образование;
высшее профессиональное образование;
послевузовское профессиональное образование;
дополнительное образование.
Федеральный закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования:
право на уважение человеческого достоинства;
на свободу совести;
на свободу информации;
на свободное выражение собственных мнений и убеждений;
на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом;
право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;
право на охрану здоровья.
Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Правительство РФ осуществит меры реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:
бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством РФ;
равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.
Государство гарантирует гражданам доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. В то же время Федеральный закон «Об образовании» (ч. 3 ст. 5) не гарантирует бесплатности дошкольного образования, а бесплатность среднего профессионального образования гарантируется на конкурсной основе. Согласно ст. 18 этого Закона, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. При этом отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон*(213).
Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. В той части, в которой текущее законодательство не обеспечивает конституционные права граждан, оно нуждается в совершенствовании, а конституционные нормы имеют прямое действие.
В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе, посредством предоставления им специальных государственных стипендий.
Основа государственных гарантий получения гражданами России образования — его государственное или муниципальное финансирование. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.
4. Согласно комментируемой норме обязанность получения детьми обязательного основного общего образования лежит на родителях или лицах, их заменяющих.
Основное общее образование — это вторая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационные технологии, история, обществоведение (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (изобразительное и музыкальное искусство), технология, физическая культура.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
5. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980-х — начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Россия провозглашает область образования приоритетной. Одним из главных принципов, на которых основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, является принцип единства федерального образовательного пространства.
Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ, опирающееся в своей деятельности на российское законодательство и Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Задача законодательства в области образования — обеспечение и защита этого права, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней. В законах, законодательных актах и федеральных программах закреплены гарантии государства для всех граждан России на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе — бесплатность и других ступеней образования.
Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами.
Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ, которая включает в себя два компонента: федеральный и национально-региональный.
С развитием информационных технологий все большее развитие получает такая современная форма, как дистанционное обучение (ДО). Изменения и дополнения, внесенные в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ, предусматривают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном объеме. Это означает, что, в отличие от ранее имевшейся возможности освоения лишь отдельных образовательных программ, теперь обучающийся может получить полноценное высшее образование, находясь на расстоянии от педагогов вуза. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.
Особо значимым в системе общепризнанных свобод и прав человека является право на образование. Это - основополагающее право всех граждан. Ни один человек (ребенок, подросток, взрослый) не может быть лишен его по причине умственного или физического недостатка, равно как и по признаку пола или принадлежности к этническому меньшинству.
Право всех людей на образование закреплено в ряде важнейших международных документов (Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и др.), нашло отражение в законодательных актах Российской Федерации, гарантируется ее г лавным законом - Конституцией.
Признание безусловной ценности для общества каждой человеческой личности, необходимости обеспечения гарантий ее права на развитие и реализацию своих потенциальных возможностей, права на достойное место в обществе и достойные условия жизни - вот концептуальные основы реформирования правового поля современной России.
Рассмотрим основные международные правовые документы по проблемам инвалидности. Важное место в формировании законодательной базы РФ в течение последних лет отводится федеральным законам, ориентированным на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу которых относятся люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности - инвалиды. Среди них одной из самых уязвимых групп являются дети. Они особенно страдают от войн, от непосильного труда, от недоедания, отсутствия семейного окружения, плохого физического или морального обращения и т.д.
Законодательство Российской Федерации о защите прав инвалидов опирается на основополагающие принципы уважения прав и свобод человека, отраженные в международных документах Организации Объединенных Наций.
В течение длительного времени права инвалидов служат предметом пристального внимания со стороны международного сообщества и законодательно закреплены в ряде документов ООН, таких, как:
«Всеобщая декларация прав человека»,
«Конвенция о правах ребенка»,
«Декларация о правах умственно отсталых лиц»,
«Декларация о правах инвалидов»,
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
Во всех этих документах отражен основополагающий принцип равенства, заключенный в самом понятии прав человека, предоставляющий инвалидам и людям с ограниченными возможностями равные со всеми права. Это утверждение подкреплено положениями Устава ООН, обязывающими государства (члены сообщества) содействовать повышению уровня жизни, полной занятости населения, а также социальной защите «на случай безработицы, болезни, инвалидности» 1 .
«Всеобщая декларация прав человека» обеспечивает фундаментальную нормативную базу, ставшую основой для международных правовых стандартов, касающихся инвалидов.
В соответствии с принципами и целями, провозглашенными Уставом ООН и «Всеобщей декларацией прав человека», люди, имеющие какой-либо вид инвалидности, могут не только реализовывать весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, закрепленных в этих документах, но и пользоваться признанным за ними правом осуществлять их на равных основаниях с другими людьми. Данное утверждение подкреплено положениями особого характера, содержащимися в статье 25 декларации, которые признают за каждым человеком «права на такой жизненный уровень... который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи». Кроме того, в этой же статье (п. 2) говорится, что «материнство и детство имеют право на особую заботу и содействие. Все дети, рожденные в браке или вне его, имеют равное право на социальную защиту».
1. Каждый человек имеет право на образование.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
«Всеобщая декларация прав человека» имеет основополагающее значение для защиты прав инвалидов, поскольку о них речь идет как о людях, равных по своим правам с другими. В статье 1 говорится: «...все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», а статьи 2и6 устанавливают право каждого человека на «жизнь без всяких условий и ограничений».
Этот важнейший документ послужил базовой основой и отправной точкой для разработки многих принятых впоследствии международных актов и резолюций по данному вопросу.
«Конвенция о правах ребенка» была утверждена органами ООН по правам человека 20 ноября 1989 г. как результат особого внимания и стремления обеспечить защиту всех детей, и детей-инвалидов в частности. Генеральная Ассамблея ООН назвала этот документ «великой хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка».
Главная цель Конвенции - максимальная защита интересов Детей. Ее положения, по сути, сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить им права на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Это - наиболее полный из когда-либо написанных документов о правах Детей и первый документ, который придает этим правам силу международного закона. Более того, Конвенция - первый международный договор, признающий права детей-инвалидов. В касающейся защиты прав детей-инвалидов и утверждены всеми государствами-участниками статье 23 говорится, что «ребенок-инвалид с физическими или умственными недостатками должен иметь возможность вести полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих достоинство, самостоятельность и активное участие в общественной жизни». Фактически эта статья закрепляет права «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка» на достойную жизнь в обществе.
В первом пункте этой статьи предусмотрено приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинском обслуживании, восстановлении здоровья, подготовке к трудовой деятельности. Ее второй пункт провозглашает, что «государства-участники признают право детей-инвалидов на специальный уход и будут поощрять и содействовать, в соответствии с имеющимися ресурсами, предоставлению ребенку и лицам, ухаживающим за ним/ней, помощи, на предоставление которой подается прошение и которая соответствует положению ребенка и степени обеспеченности родителей или опекунов».
Далее третий пункт устанавливает, что такая «помощь предоставляется по возможности бесплатно, принимая во внимание финансовые ресурсы родителей или лиц, ухаживающих за ребенком. Эта помощь предназначена для того, чтобы ребенок-инвалид имел доступ и мог получить образование, профессиональное обучение, медицинские услуги и уход, реабилитацию, подготовку к трудоустройству и рекреационные возможности таким образом, который способствовал бы наиболее полной социальной интеграции и индивидуальному развитию, включая его или ее культурное или духовное развитие». Затем подчеркивается, что «государства-участники будут способствовать в духе международного сотрудничества обмену информацией в области профилактики заболеваний и медицинского, психологического и функционального лечения детей-инвалидов, включая распространение информации, касающейся методов реабилитации, образования и профессиональной подготовки с тем, чтобы содействовать совершенствованию имеющихся способностей и навыков и расширять накопленный опыт в этих областях. И в этих вопросах следует особо учитывать потребности развивающихся стран».
Необходимо отметить и другие статьи Конвенции, также касающиеся защиты прав детей-инвалидов:
статья 24 - ребенок имеет право на максимально высокий уровень медицинского обслуживания;
статья 32 - государства обязаны защищать ребенка от трудовой эксплуатации и работы, которая может повредить его обучению или нанести ущерб его здоровью и благополучию;
статья 19 - государства обязаны защищать ребенка от физического или психического вреда или недосмотра, включая сексуальное насилие и эксплуатацию.
Страны, подписавшие Конвенцию, и в том числе Российская Федерация, приняли на себя обязательства использовать все имеющиеся у них ресурсы для того, чтобы обеспечить детям-инвалидам, детям с врожденными и рано приобретенными дефектами развития максимально высокий уровень независимой жизни в обществе.
Генеральная Ассамблея ООН утвердила также документы, относящиеся исключительно к защите прав инвалидов. Это - «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1971), «Декларация о правах инвалидов» (1975) и «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993).
«Декларация о правах умственно отсталых лиц»"" принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г. Ее основные положения направлены на изменение отношения общества к людям с умственной отсталостью. Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Настоящее и будущее этих людей основаны на соблюдении тех же самых прав человека, которыми обладают все люди на земле. Кроме того, статья 2 устанавливает, что умственно отсталый человек имеет право на должное медицинское обслуживание и физиотерапию (специфическая стимуляция развития двигательной сферы), а также на такое образование, подготовку, реабилитацию и помощь, которые позволили бы ему достичь максимального развития своих способностей и потенциала.
Подтверждено право умственно отсталых людей на экономическую защищенность и достойный уровень жизни (ст. 3); на защиту от эксплуатации, оскорблений и унизительного обращения (ст. 6). Отдельное заявление Генеральной Ассамблеи ООН потребовало от стран, присоединившихся к Декларации, создания доступных для умственно отсталых людей юридических инстанций, которые могли бы защитить их от насилия.
К сожалению, этот документ до сих пор не ратифицирован Россией. Известно, что после прений по обсуждению Декларации членами Генеральной Ассамблеи ООН представитель СССР воздержался от голосования на фоне единодушного ее принятия остальными членами.
«Декларация о правах инвалидов» - еще один не менее значимый международный документ, утвержденный ООН в 1975 г., в котором отмечено, что инвалиды обладают теми же граждански-
В тексте, связанном с описанием и анализом проблем теории и практики
специальной педагогики (так же, как и в т. 1, посвященном ее истории), мы посчитали корректным использовать обозначение «люди» (человек, индивидуум.
Ребенок, дети) по отношению к рассматриваемой категории населения. Однако при описании правовых, законодательных и юридических материалов допускаем использование принятого в этих документах обозначения «лица» (лицо).
Политическими правами, что и другие люди. Вместе с тем в нем заявлено об особых правах инвалидов на получение специальных услуг, которые позволили бы им максимально проявить свои способности и ускорили процесс их интеграции в общество.
Статья 1 Декларации содержит определение инвалидов как «...любых лиц, неспособных обеспечить самостоятельно, полностью или частично потребности нормальной личной и/или общественной жизни в результате недостаточности, врожденной или нет, его или ее физических или умственных способностей». В преамбуле к документу Генеральная Ассамблея ООН призывает «к национальным и международным действиям, обеспечивающим, чтобы такое определение стало общей базой и точкой отсчета для защиты прав, упомянутых в Декларации».
В Декларации также говорится, что «...инвалиды должны получать равное обращение и быть обеспечены услугами, позволяющими им полностью интегрироваться в общество». В статье 4 утверждаются широкие социальные и экономические права инвалидов; статья 5 предусматривает, что они «...вправе рассчитывать на меры, позволяющие им стать как можно более самостоятельными»; статья 6 устанавливает их «...право на медицинское, психологическое и функциональное лечение, на медицинскую и социальную реабилитацию, образование, профессиональную подготовку и профессиональную реабилитацию, содействие, консультирование, услуги по трудоустройству и другие услуги, позволяющие им максимально совершенствовать свои способности и навыки, ускоряющие процесс их интеграции или реинтеграции». Статья 7 декларирует право инвалидов на экономическую и социальную защищенность и на достойный уровень жизни. «Инвалиды имеют право рассчитывать, что их особые нужды будут учитываться на всех стадиях экономического и социального планирования», - говорится в статье 8. Статья 9 подчеркивает, что инвалиды имеют право «...жить в своих семьях или с приемными родителями и участвовать во всех видах социальной, творческой или рекреационной деятельности». Декларация запрещает дискриминацию: «Инвалиды должны быть защищены от любой эксплуатации, любых правил и любого обращения дискриминационного, оскорбительного или унизительного характера» (ст. 10).
Далее (ст. 11) указывается, что инвалиды «...должны быть обеспечены квалифицированной юридической помощью, когда таковая необходима для защиты самих инвалидов и их собственности». И наконец, «...инвалиды и их семьи имеют право получать информацию о правах, содержащихся в данной Декларации» (ст. 13).
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. Этот документ не имеет полной силы закона, однако по существу является первым универсальным правовым актом, содержащим моральные и политические требования к присоединившимся государствам по принятию мер, направленных на выравнивание возможностей для инвалидов.
В первой главе Стандартных правил упоминаются предпосылки, содействующие их равному участию в жизни общества:
1) широкое ознакомление общественности с проблемами инвалидности;
2) беспрепятственный доступ для инвалидов к медицинскому обслуживанию;
3) полный комплекс услуг по реабилитации;
4) обеспечение специальными услугами.
Правило 1 указывает, что «государства должны предпринимать меры к расширению информированности общества об инвалидах, их правах, нуждах, потенциале и созидательном вкладе». Важным элементом расширения информированности общества является сосредоточение информационной компании на проблемах детей-инвалидов, что создаст предпосылки к формированию позитивного отношения к ним со стороны будущих поколений. Согласно правилу 2 государства должны обеспечить предоставление инвалидам эффективной помощи. А с целью достижения и поддержания инвалидами оптимального уровня независимости, уточняется в правиле 3, необходимо предоставлять им полный комплекс социальных услуг.
Эти правила нацелены на то, чтобы обеспечить инвалидам такой уровень жизнедеятельности, который позволил бы им активно жить и взаимодействовать в обществе.
Правило 4 касается государственного обеспечения инвалидов специальными услугами, включающими и технические средства, и приспособления, что должно повысить уровень независимости этих людей в повседневной жизни и расширить для них возможности пользования своими правами.
Во второй главе Стандартных правил речь идет о целевых областях создания равных возможностей (правила 5 - 12). Здесь имеются в виду доступность всех сфер общественной жизни, образование, занятость, обеспечение материального благосостояния, семейная жизнь, личностная независимость, культура, досуг, спорт, религия. Понятие «доступности» подразумевает создание безбарьерной среды обитания, приспособление градостроительной среды и инфраструктуры помещений к нуждам инвалидов, беспрепятственный доступ к средствам информации и коммуникации.
Одним из важнейших по значимости является правило 6, в котором указаны стандарты обеспечения доступа инвалидов к образованию, признанного обязательным условием будущего трудоустройства и обретения жизненных навыков. Обращение к государствам-участникам требует «...признавать принцип равных возможностей начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых инвалидов в общеобразовательных системах». Пункт 8 этого правила уточняет, что в странах, где общеобразовательная система «не удовлетворяет потребностям всех категорий инвалидов, может применяться система специального образования». Однако государства должны стремиться к тому, чтобы постепенно интегрировать специальное обучение в общую систему образования.
Огромное значение для достижения инвалидами достаточного уровня независимой жизни имеет трудовая занятость. Правило 7 подчеркивает: «Государства должны признавать тот принцип, что инвалиды имеют право пользоваться своими особыми правами в области трудоустройства», а в его пункте 1 уточняется, что трудовое законодательство «не должно допускать дискриминации инвалидов и не должно создавать препятствия к их трудоустройству». Государства обязаны поддерживать стремление инвалидов участвовать в системе свободного трудоустройства (п. 2), но вместе с тем создавать и приспосабливать рабочие места и помещения так, чтобы они были им доступны (п. За), способствовать использованию новых технологий и производству вспомогательных приспособлений, инструментов и оборудования (п. Зв), обеспечивать на должном уровне трудовое обучение, трудоустройство и постоянную поддержку трудовой деятельности, осуществляя в случае необходимости трудовую деятельность, например, при содействии ассистента, пользуясь переводческими услугами и т.п. (п. Зс).
Правило 8 касается достойного уровня материального и социального обеспечения. Его пункт 3 обращен к государствам с требованием предоставить достойное материальное и социальное обеспечение не только самим инвалидам, но и лицам, осуществляющим уход за ними. Вместе с тем пункты 4 и 5 этого правила подчеркивают, что программы социального обеспечения инвалидов должны быть структурированы таким образом, чтобы стимулировать людей с инвалидностью к самостоятельному поиску трудоустройства, т.е. к необходимости самим искать и сохранять свое рабочее место.
Правило 9 призывает государства способствовать полному участию инвалидов в семейной жизни. В частности, инвалидам не может быть отказано в праве на сексуальность и родительские чувства.
В правилах 10-12 содержатся требования обеспечить инвалидам равные возможности участия в культурной деятельности, отдыхе и спорте, религиозной жизни.
В третьей главе Стандартных правил перечисляются различные практические меры по реализации указанных стандартов с рекомендациями по их внедрению. Государства обязаны:
а) собирать и распространять информацию об условиях жизни инвалидов- правило 13;
б) обеспечивать учет проблем инвалидов при разработке соответствующей политики и национальном планировании - правило 14;
в) разрабатывать законодательную базу с учетом мер по достижению задач полного участия и равенства инвалидов - правило 15;
г) финансировать национальные программы и деятельность по созданию для инвалидов равных возможностей - правило 16;
д) содействовать деятельности национальных координационных комитетов по проблемам инвалидов - правило 17;
е) признавать право общественных организаций инвалидов представлять свои интересы на национальном, региональном и местном уровнях - правило 18;
ж) обеспечивать адекватную подготовку кадров, участвующих в планировании и осуществлении программ по созданию равных возможностей для инвалидов, - правило 19;
з) осуществлять постоянный мониторинг и оценку реализации национальных программ и услуг, обеспечивающих равенство возможностей для инвалидов, - правило 20;
и) принимать участие в сотрудничестве с развивающимися странами по принятию мер, направленных на улучшение жилищных условий инвалидов, - правило 21;
к) активно участвовать в международном сотрудничестве по разработке политики, нацеленной на достижение равенства возможностей для инвалидов, - правило 22.
Заключительная, четвертая глава описывает механизм контроля, предназначенного способствовать практической реализации указанных норм и стандартов.
На основе этих Стандартных правил разработаны дифференцированные рекомендации по созданию равных возможностей для людей с тем или иным видом инвалидности. Так, в документе «Принципы защиты умственно отсталых лиц и совершенствование психиатрической помощи» заложены минимальные стандарты ООН по защите законных прав и свобод людей с интеллектуальной недостаточностью. Он предназначен для использования в качестве руководства правительствам, специальным правозащитным агентствам, международным, национальным и региональным организациям, действующим как в государственном, так и в неправительственном секторе. В частности, принцип 1 (п. 2) устанавливает, что «...ко всем лицам, страдающим умственной отсталостью или считающимся таковыми, следует относиться гуманно и уважать их человеческое достоинство». Другие перечисленные в документе принципы касаются защиты детей от избыточной диагностики умственной недостаточности, утверждения их прав на адекватное медицинское обследование, на конфиденциальность профессиональной информации, на комплекс мер, улучшающих условия их содержания в специальных учреждениях, а также указывают на необходимость согласия на лечение.
Зашите прав детей-инвалидов посвящены многие постоянно организуемые международные мероприятия (форумы, конференции), на которых обобщаются исследования, связанные с положением таких детей в современном мире.
Особую значимость приобретают резолюции конференций по защите прав детей-инвалидов на образование. Поддержка свободного развития «особого ребенка» предусматривает прежде всего восстановление его прав на наследование культурно-исторического опыта человечества, а это может быть осуществлено только средствами образования и в сфере образования. Исключение человека (ребенка) из образовательного пространства равносильно приговору к пожизненной бедности и зависимости.
Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.
Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.
В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.
К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.
Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.
Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 " " указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации.
В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
- дата и место рождения ребенка;
- фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.
Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, не зарегистрированных на закрепленной территории , дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).
Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " ", которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства , отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях. Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории. Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.
В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.
Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.