Уменьшение разницы между адаптивным и естественным поведением. Реферат на тему: «Психологические механизмы адаптационного поведения личности. Конфликты как проблемные ситуации

Главная / Бизнес

С целью установления меры неадаптивности поведения лиц с нарушениями речи были исследованы акцентуации личности заикающихся и больных, страдающих ринолалией, с помощью методики Г. Шмишека (1970).

Удалось установить, что во всех рассмотренных группах, за исключением взрослых заикающихся, акцентуации в среднем несколько повышены. Удалось выявить две отчетливые тенденции: уменьшение акцентуаций с возрастом (дети, страдающие ринолалией, по этому показателю примыкают к младшим школьникам, так как их средний возраст 10, 0±2, 4 года), при одновременном относительном повышении акцентуаций в группах женского пола по сравнению с группами мужского пола. Среди младших школьников это различие еще не выражено. Достоверными они становятся среди девочек по сравнению с мальчиками старшего школьного возраста и у женщин по сравнению с мужчинами. Какой-либо связи выраженности акцентуаций со степенью речевого дефекта ни в одной группе не обнаружено.

Анализ представленности отдельных акцентуаций показал, что чаще всего у заикающихся наблюдаются эмотивность (в среднем по всем группам 15, 3 балла), циклотимичность и экзальтированность, свидетельствующие об их повышенной эмоциональной возбудимости, неустойчивости. Именно такие особенности можно было предположить на основании результатов оценки их внимания и памяти. Имеющиеся акцентуации можно рассматривать в качестве первичных факторов, вызывающих некоторые отклонения в протекании у заикающихся психических процессов.

При сравнении показателей акцентуаций заикающихся с другими категориями испытуемых выявлено следующее. Различные группы испытуемых отличаются не только средней степенью выраженности акцентуаций (наибольшей у больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями и язвенной болезнью, I наименьшей - у спортсменов), но также и коэффициентом вариативности выраженности акцентуаций. Так, например, у спортсменов при наименьшем среднем показателе наиболее велик контраст между отдельными из них; наиболее выражены гипертимность (14, 1 балла) и экзальтированность (13, 9 балла), но зато особенно низки дистимия (7, 8 балла) и тревожность (4, 5 балла).

Поскольку акцентуации могут рассматриваться как проявление тактик психической адаптации в какой-либо конкретной жизненной ситуации, в частности болезни, различие поведения рассмотренных групп испытуемых иллюстрирует разные тактики взаимодействия субъекта со средой. Наглядно профили акцентуаций логопедов, заикающихся и спортсменов представлены на рисунке 11. Можно видеть сходство профилей первых двух категорий испытуемых и существенное отличие от них данных спортсменов, для которых, по всей вероятности, представленный профиль является адаптивным. Следует, однако, признать эти данные условно нормативными, поскольку они отражают приспособление личности к весьма специфическим обстоятельствам и не могут служить эталоном поведения, например, для заикающихся.

Обращает на себя внимание «тотальная» выраженность большинства акцентуаций у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, что может рассматриваться как признак существенного снижения адаптивных возможностей этой категории больных не только в силу их повышения, но и в силу их недифференцированности. Впрочем, сравнение внутри групповой корреляции акцентуаций заикающихся и логопедов свидетельствует, что, несмотря на сходство усредненного профиля, между ними выявляется существенное различие; показатели акцентуаций заикающихся достоверно более связаны между собой. Данные факторного анализа акцентуаций взрослых заикающихся свидетельствуют, что первый фактор образуют характеристики эмоционального-аффективного ряда (характеристики, относимые К. Леонгардом к темпераменту), проявляющиеся в дистимичности и тревожности без выраженных колебаний настроения и экзальтированности, что согласуется с только что описанными результатами.

Рис. 11. Выраженность акцентуаций в шкальных баллах у трех категорий испытуемых: ось абсцисс - номера акцентуаций (I. Гипертимность; II. Эмотивность; III. Тревожность; IV. Демонстративность; V. Дистимия; VI. Сверхнастойчивость; VII. Сверхаккуратность; VIII. Циклотимичность;IX. Неуправляемость; X. Экзальтированность); ось ординат - выраженность акцентуаций в баллах

Таким образом, несмотря на умеренную выраженность, акцентуации заикающихся свидетельствуют о снижении их психической адаптации за счет уменьшения дифференцированности реакций на различные жизненные ситуации. В определенном смысле можно говорить о проявлении у них дефицита акцентуаций.

Речь реализуется в процессе интерперсональных взаимодействий (общения), которые подчинены определенным закономерностям. Оценить их позволяет тест многоаспектной квантификации межличностных отношений Т. Лири.

Методика предполагает количественную оценку восьми первичных характеристик, представленных в таблице 16. Максимальная выраженность каждой характеристики (октанты) соответствует 16 баллам, т.е. максимальному количеству утверждений, относящихся к одной характеристике, которую испытуемый считает свойственной ему.

Таблица 16. Перечень характеристик интерперсонального поведения в интерпретации теста Т. Лири

Достоверные различия детей и взрослых, а также их зависимость от пола заикающихся по этому показателю не выявлены. Средний балл для всех обследованных групп составил 7, 6 ±3, 0. Полученные характеристики свидетельствуют о том, что в целом у заикающихся отсутствуют дезадаптивные варианты межличностных отношений. Они соответствуют умеренной степени выраженности коммуникативных черт.

При сравнении результатов обследования заикающихся разно-то возраста и детей, страдающих ринолалией, по отдельным октантам оказалось, что октанты представлены во всех группах довольно однородными величинами, разница между крайними показателями составляет, за редким исключением, не более полутора-двух баллов. Наиболее контрастные отношения наблюдаются в группе детей, страдающих ринолалией, между VII и VIII октантами, составляя разницу в баллах, равную 2, 9. Эти показатели свидетельствуют о сочетании склонности к чрезмерной конформности и отзывчивости.

При вычислении вторичного показателя доминантности она оказалась максимальной у заикающихся старшего школьного возраста (2, 9) и минимальной отрицательной, т.е. переходящей в подчиняемость у детей, страдающих ринолалией (-0, 4). Наибольшую доброжелательность обнаруживают взрослые заикающиеся (2, 2), а наименьшую, граничащую с враждебностью, - заикающиеся старшего школьного возраста (-0, 2).

Сопоставление ранговых распределений выраженности коммуникативных черт при разных адаптивных тактиках поведения позволило установить достоверное преобладание доминантности у лиц с флегматической адаптивной тактикой по сравнению с другими. Сопоставление с помощью ранговой корреляции данных заикающихся, здоровых лиц и больных неврозами показало, что все три группы различаются между собой. В целом у заикающихся более выражены по сравнению с другими факторами несамостоятельность, бескорыстие и кротость, что сближает их со здоровыми лицами. Больным неврозами более свойственны такие противоречивые черты, как кротость и упрямство. Сравнение заикающихся и больных неврозами по тому, как изменяется картина коммуникативных отношений при выполнении теста с ориентацией на «Я идеального», показало, что заикающиеся выражают стремление к большему доминированию по сравнению с «Я реальным», и это сближает их с больными неврозами. Заикающиеся обнаруживают большую удовлетворенность доброжелательностью, чем больные неврозами, что можно связать со спецификой социальных оценок сравниваемых контингентов больных, т.е. теми нениями о себе, которые они слышат от окружающих.

Следует отметить некоторые отличия заикающихся мужчин и женщин. Для первых характерна несамостоятельность, бескорыстие, властность, для вторых ~ кротость, непримиримость, упрямство. В развернутом виде эти характеристики могут быть представлены для мужчин как следующие: экстравертированное дружеское поведение, желание сотрудничать, склонность к конформизму, предпочтение хороших социальных отношений; ответственное, деликатное поведение, выбор дружеского способа общения, помощь другим, завязывание эмоциональных контактов; активное компетентное поведение и авторитет, основанный на способности человека. Для заикающихся женщин характерны несколько иные формы поведения: скромность, робость, эмоциональная сдержанность, способность подчиняться; приемлемые проявления жестокости, резкости, когда она учитывает ситуацию; приемлемый критический подход к социальным отношениям.

Первичные показатели больных неврозами по тесту Лири носят в целом более адаптивный характер, чем у заикающихся, и демонстрируют преимущественно уступчивость, скептицизм и добросердечие.

Отличаются вторичные интегративные показатели. Для мужчин, больных неврозами, при оценке «Я реального» характерна подчиняемость и незначительно выраженная враждебность, для женщин - подчиняемость (в меньшей степени по сравнению с мужчинами) и доброжелательность. При оценке «Я идеального» по сравнению с «Я реальным» наблюдается стремление мужчин и женщин доминировать, причем более выраженное у мужчин, а также стремление стать более доброжелательным.

Для заикающихся мужчин при оценке «Я реального» характерно умеренное доминирование, а для женщин - умеренная подчиняемость, но и те и другие, подобно больным неврозами, стремятся доминировать, в данном случае в отличие от больных неврозами в большей мере это стремление выражено у женщин. Что же касается доброжелательности, то она умеренно выражена у заикающихся мужчин и женщин в оценке «Я реального» и незначительно выражена тенденция к ее увеличению при оценке «Я идеального», т.е. заикающиеся более удовлетворены своей доброжелательностью, чем больные неврозами, что, возможно, связано со специфической системой социальных оценок сравниваемых контингентов больных.

Таким образом, структура коммуникативных отношений больных неврозами и больных с нарушениями речи отличается как по первичным, так и по вторичным показателям. При этом первичные показатели оказываются более напряженными, с тенденцией к дезадаптивным вариантам у заикающихся. Больные неврозами примерно одинаково не удовлетворены своей подчиняемостью и мерой доброжелательности; заикающиеся не удовлетворены главным образом недостаточной, по их мнению, доминантностью, а своей доброжелательностью они в основном удовлетворены.


Похожая информация.


Глава 2. Ситуации, требующие адаптивного поведения

Неуспех (неудача) налицо тогда, когда цель не достигнута. Вполне понятно, что неуспех тоже имеет градации.

Мы считаем, что в ходе дальнейшей и более подробной разра­ботки теории адаптации все эти и другие градации (которые можно внести без труда) необходимо иметь в виду.

Во всех тех случаях, когда цель и результат не соответствуют друг другу (не совпадают), возникает задача адаптации и реадапта­ции личности. Даже большой успех, превосходящий все ожидания, вызывает вопросы и требует от личности и от окружающих адап­тации к создавшейся новой ситуации. У человека, добившегося большого успеха, с целью адаптации к новой ситуации возникает потребность изменения своей «Я-концепции», приведения ее в со­ответствие с новыми достижениями. Такой человек может создать новое представление, например, о своих способностях и волевых качествах.

Проблема адаптации встает перед личностью с еще большей остротой в том случае, когда она переживает состояние неудачи, неуспеха, которая может быть как полной, так и частичной. Част­ная неудача может совпадать с тем, что мы называем частичным успехом.

Например, если индивид надеялся (имел цель) получить за свой труд 1000 рублей, но смог заработать только 500, это можно оценить как в качестве частичного успеха, так и частичной неудачи. Он пере­живает фрустрацию средней интенсивности. Но если бы человек не получил ничего (ноль рублей), то подобный итог мы оценили бы как полную неудачу, которая является сильнейшим фрустратором.

Двойной неудачей можно назвать тот случай, когда получен про­тивоположный результат. Типичным можно считать случай, когда пропагандист стремится убедить слушателей в истинности своих взглядов, но в конце его выступления слушатели приходят к выво­ду, что он неправ и хотел обмануть их. Это известный в психологии пропаганды эффект бумеранга.

Естественно предположить, что во всех названных случаях острота потребности в адаптации различна. Поэтому и адаптивные механизмы и стратегии, требуемые для психологической самоза­щиты, не могут быть одинаковыми.

Неудача означает провал плана, целей и намерений личности. Она означает разрыв между личностью и средой, нарушение про­цессов контроля и самоконтроля, дезорганизацию активности.

Выделение этих аспектов позволит конкретизировать и углу­блять понятия фрустрации и фрустрированности личности. Ранее было отмечено, что до сих пор фрустрацию понимают в основном


2.7. Успех, неудача и адаптация

111

как блокаду целенаправленной деятельности. На предыдущих стра­ницах в определенной степени мы уточнили и расширили это поня­тие. Если иметь в виду, что во фрустрации самое главное - неудача, то можно указать на главные аспекты неудачи как психического яв­ления, которые будут фактически аспектами фрустрированности:


  1. разрыв между личностью и той средой, в которой она лока­лизована;

  2. дезорганизация деятельности;

  3. дискредитация плана;

  4. нарушение контроля и самоконтроля личности;
5) дискредитация средств и способов достижения цели и т. п.
Такой аналитический подход, как мы считаем, позволит лучше

понять причины спонтанного выбора новых механизмов и страте­гий адаптации (в том числе защитных механизмов).

2.7.2. (Лена успеха и адаптация (уточнение понятия «успех»)

Исследования целенаправленной деятельности и адаптации нельзя ограничить только составлением схем интеллектуального и рационального характера. Необходимо тщательнее исследовать мотивацию активности и субъективные оценки успеха и неудачи, их соответствия ожиданиям и притязаниям личности.

В частности, важность представляет следующая проблема: в реальной жизни, когда человек выдвигает перед собой цель и готовится начать деятельность по ее приобретению, он совершает следующее:


  1. рассчитывает, какую цену он должен платить за эту цель; в цену цели включаются деньги и другие ресурсы, умственные и физические усилия, тот отрезок времени, в течение которого при­дется действовать, и другие ресурсы и средства;

  2. пытается определить, получит ли выгоду от этой деятель­ности. Цена цели должна превысить суммарную цену собствен­ных вложений, чтобы деятельность имела адаптивный смысл (Ц > Ц в). Причем реальную ценность цели мы должны отличить от ее атрибутивной ценности, которая имеет как индивидуаль­ный, так и этнокультурный аспекты.
Успех, таким образом, имеет место не просто тогда, когда цель достигнута, но лишь тогда, когда ее ценность превышает ценность тех вложений, которые сделала личность. Чем больше полученная выгода (она определяется по формуле: Ц - Ц в = В, где В - выгода, доход), тем больше успех. Когда Ц м = Ц в, тогда от приобретения та­кой цели нет никакой выгоды, во всяком случае непосредственной.

112 Глава 2. Ситуации, требующие адаптивного поведения

Это «нулевая игра», в ней нет ни успеха, ни неудачи. Более того: по­скольку человек потратил не только силы и средства, но и время, то подобный итог - фактическая неудача.

Подлинная неудача имеет место тогда, когда Ц т
Таким образом, градации успеха и неудачи можно получить на основе расчета выгоды (дохода) и потерь (расходов). Причем нельзя игнорировать также моральную выгоду, которую вряд ли можно более или менее адекватно выразить в денежных единицах. Например, если достижение цели приносит человеку известность и почет, но мало денег, то он может быть удовлетворен таким ито­гом. Кстати, известность, почет и уважительное отношение тоже могут быть составляющими той цели, которую с самого начала по­ставила перед собою личность.

2.8. Проблема оптимальной фрустрации

Наблюдения психологов и родителей свидетельствуют о том, что для развития положительных черт характера и сильной воли у детей, подростков и юношей им необходимо преодолевать труд­ности. Уровень трудностей, способствующих положительному развитию, для каждого возрастного периода различен. Люди, не имеющие опыта преодоления трудностей, жившие в бесконфликт­ных условиях, нередко оказываются беспомощными перед лицом изменяющихся условий жизни: они оказываются неспособными к гибкой и продуктивной нормальной адаптации в проблемных си­туациях.

Исходя из подобных наблюдений, а также из жизнеописаний видных деятелей человечества, можно предложить следующую гипотезу.

Для каждой личности должен существовать оптимальный уро­вень фрустрации, оказывающий благотворное влияние на процесс ее формирования.

Использование термина «оптимальная фрустрация» и выдвиже­ние данной гипотезы мы считаем совершенно необходимыми уже на данном этапе исследования фрустрации и защитных механиз­мов, поскольку этим путем обогащается концептуальный аппарат теории социально-психологической адаптации и, как мы полага­ем, этот термин отражает психическую реальность. Однако вполне

2.8. Проблема оптимальной фрустрации 113

очевидно, что следует найти более или менее точные критерии оценки оптимальности или неоптимальности той фрустрации, ко­торую переживает человек.

В общей форме можно сказать следующее.

Оптимальный, то есть благоприятный для развития личности уро­вень фрустрации представляет собой такой комплекс препятствий, трудностей, привации и депривации, сохранения внутренних и внеш­них конфликтов и ряда других субъективно неприятных факторов, которые в период детства и юношества, а нередко и позже приводят к формированию волевых и творческих черт характера личности без патологических признаков и тенденций поведения.

Особо следует отметить необходимость сохранения фрустра­ций в пределах оптимального уровня в период детства, отрочества и юношества, в период бурного психического развития личности. После наступления зрелости в характере и способностях человека происходят изменения уже более частного порядка, исключая слу­чаи глубоких изменений личности, так называемых конверсии, про­исходящих под воздействием личностно значимых событий (потеря близкого человека, коренное преобразование общественной жиз­ни и потеря личностью прежнего статуса в референтных группах и т. п.). Интерес представляет также воздействие фрустраций и стрессов на развитие личности в так называемые сензитивные пе­ риоды развития.

Оптимальный уровень фрустрации для каждой личности инди­видуализирован и зависит от ее наследственных психофизиологиче­ских особенностей, типа темперамента, предпосылок способностей, а также тех социально-психологических признаков, которые на дан­ном этапе уже имеются в структуре ее психики. Однако исследование какого-либо явления только тогда становится подлинно научным, когда за частными особенностями и индивидуальными различиями раскрывается общее, повторяющееся и закономерное. Поэтому мы полагаем, что открытие общих критериев оптимальной фрустра­ции и закономерностей ее воздействия на развитие личности станет возможным только в том случае, когда с помощью систематических исследований удастся показать, какие фрустрации имели решающее значение в процессе формирования того или иного типа личности. Это, конечно, новое и широкое поле исследований, и о нем здесь мы упоминаем только для постановки проблемы. Отметим, что в указан­ном аспекте следует рассматривать такие известные типологии, как классические типы темпераментов, типы экстраверсия-интроверсия, социальную типологию личностей Э. Фромма, авторитарность-демократичность К. Левина, Т. Адорно и других и т. п.

114 Глава 2. Ситуаиии, требующие адаптивного поведения

Для развития концепции оптимальной фрустрации следует при­стально следить за процессом психического развития детей. Очень полезную информацию для развития настоящей концепции могут дать продольные (лонгитюдные) исследования. При их организа­ции важно обратить внимание на тот факт, что нормально развива­ющийся ребенок, приобретая простые знания и навыки, стремится к более сложным. Ему доставляет большое удовольствие приме­нение на практике приобретенных знаний и навыков. Например, ребенок охотно и многократно, иногда варьируя, повторяет извест­ные ему слова.

Однако если заставить ребенка остаться на уровне приобретен­ного, он станет скучать и нервничать: развивающуюся личность никогда не удовлетворяет уже достигнутое. Она хочет идти впе­ред, расти, стать зрелым человеком, личностью.

Как справедливо писал А. Маслоу, только тогда, когда в жизни ребенка начинаются неудачи, лишения, издевательства и фрустра­ции, у него возникают фиксации и регрессии. Вследствие этого мо­гут иметь место патологические динамические процессы, образова­ние невротических комплексов и компромиссных структур. В них импульсы поступательного развития могут сохраниться, но в не­удовлетворенном состоянии. При углублении патологии может на­блюдаться потеря этих прогрессивных импульсов и способностей."

Такая регрессирующая личность психическому росту предпочи­тает безопасность. Это путь к новым неудачам. Недаром говорят: «Не рискуя ничем, вы рискуете всем».

Однако для приобретения силы необходимы некоторая отсроч­ка удовлетворения желаний, пребывание в фрустрированном со­стоянии. Немедленное удовлетворение потребностей также опас­но для будущего личности. Но все эти меры и предосторожности А. Маслоу считает вспомогательными средствами воспитания. Необходимым условием нормального психического роста остается удовлетворение базальных потребностей личности. 2

"Maslow A. Defense and Growth. In: Theories of Psychopathology. Ed. By T.Millon. Philadelphia and London, 1967, p. 276. См. также: Маслоу Λ. Новые рубежи человеческой природы. - М„ 1999 и др.

Ό взглядах этого исследователя на условия развития зрелой и самоактуализирующей­ся личности см.: Maslow A. Motivation and Personality. New York, 1970 (2"" 1 ed.).

ГЛАВА 3

КОНФЛИКТЫ КАК ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

Психология конфликтов (от лат. conflictus - столкновение) - обширная область исследований. В настоящей главе мы вкратце рассмотрим структуру и основные разновидности конфликтов, а также, пока предварительно, те механизмы и стратегии, которые применяются людьми с целью их преодоления. Более подробно адаптивные механизмы и стратегии будут обсуждаться в после­дующих главах. Совокупность действий, совершаемых пережива­ющим конфликт человеком с целью его преодоления или полного разрешения, мы считаем в целом адаптивной психической актив­ностью. Поэтому психологическая теория конфликтов и способов их разрешения, по нашему мнению, должна стать органической частью общей социально-психологической теории адаптации ин­дивидов и групп.

3.1. Соперничество, конфликт и кризис

При определении конфликта мы будем опираться в основном на точку зрения польского социолога Яна Щепаньского, которая, по нашему мнению, является одной из наиболее четких и ясных. Социальные конфликты этот исследователь определяет в качестве частного случая более широкого класса социальных процессов - соперничества. Процесс соперничества основан на том, что, имея сходные стремления, одни индивиды стараются быстрее других прийти к цели.

«Если в ходе соперничества проявится стремление ликвидировать конкурента или какую-либо его систему предметов и ценностей, то соперничество превращается в конфликт». (Щепаньский Я. Эле­ментарные понятия социологии. - М., 1969. - С. 197.)

Несколько дальше он дает сравнительно более развернутое опреде­ление социальных конфликтов как процессов, в которых «...инди­вид или группа стремится к достижению собственных целей... путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида

116 Глава 3. Конфликты как проблемные ситуации

или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям». (Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. - С. 200.)

Таким образом, социальный конфликт между индивидами или группами есть процесс, а это означает, что между составляющими его «элементами» (индивидами, ихсостояниями, действиями нт. п.) существуют причинные и структурно-функциональные связи. Между различными социальными группами конфликты возника­ют и в тех случаях, когда они стремятся к различным целям, но хо­тят или вынуждены пользоваться одними и теми же средствами.

Ян Щепаньский считает, что в социальном конфликте против­ник всегда осознается. Конфликт возникает из антагонизма: из противоположного определения ценностей друг друга и негатив­ного предубелсдения, возникающего из чувства опасности. Если А негативно определяет ценности В и последний стремится навязать А эти свои ценности, тогда между ними возникает антагонизм.

Иногда люди иррационально, то есть без разумного основания, полагают, будто чужие угрожают им, и такое определение ситуации приводит к антагонизму.

«Таким образом, антагонизм - это комплекс негативных установок и оценок, могущих привести к действиям, направленным на устра­нение или подчинение противника. Антагонизм может возникнуть на основе объективной противоположности интересов, но перерож­дается в конфликт лишь после осознания этой противоположности одним из партнеров». (Щепаньский Я. Элементарные понятия со­циологии. - М., 1969. - С. 201.)

Существуют разновидности социальных конфликтов.

Борьба - это форма конфликта, в которой стороны стремятся по­казать свое превосходство и принуждают противника признать это превосходство и капитулировать.

Как справедливо замечает Я. Щепаньский, данное явление по­всеместно встречается во всех обществах и во все исторические пе­риоды, а война как форма разрешения политических конфликтов может быть преходящей.

Внешние конфликты возникают между двумя индивидами, между индивидом и группой, между группами. Поэтому с учетом вовлеченных в конфликтные отношения социальных «элементов» можно выделить но крайней мере три тина внешних конфликтов:


  1. конфликты типа «личность - личность», или межличност­ ные конфликты;

  2. конфликты типа «личность - группа»;
3.1. Соперничество, конфликт и кризис 117

3) конфликты типа «группа - группа», или межгрупповые кон­ фликты.

Первые два типа можно объединить под названием внутригруп- повые конфликты. Следует также учесть, что если в группе имеется достаточное число членов и она распадается, к примеру, на две под­группы, тогда между ними тоже нередко возникают конфликтные отношения. Примером конфликта последнего типа может служить тот случай, когда официальный лидер не является социометриче­ской «звездой», а социометрическая «звезда» обладает качествами харизматического лидера и имеет подгруппу последователей.

Приведенное определение конфликта как процесса, по нашему мнению, в общей форме применимо также к внутренним конфлик­ там, особенностью которых является то, что в них сталкиваются потребности (мотивы), цели и когнитивные структуры не разных людей, а одного и того же человека. Возникновение конфликта, его ход и разрешение составляют последовательность взаимно детер­минированных действий, то есть психический процесс. Внутренний конфликт всегда в какой-то степени детерминирован внешними воздействиями людей и тех предметов, которые необходимы для удовлетворения конфликтующих потребностей личности и высту­пают для нее в качестве целей.

Психологический анализ конфликтов предполагает выделение их разновидностей, раскрытие их структуры (какие потребности, мотивы, цели, познавательные операции и процессы в них входят), интенсивности, длительности, путей разрешения (полное разреше­ние или же просто вытеснение и частичное преобразование и т. п.). При этом следует иметь в виду, что разрешение конфликта может быть как «спонтанным», так и целенаправленным процессом.

Напряженность обычно определяется как устойчивый и нераз­решенный конфликт. Мы уточним это определение следующим об­разом.

Напряженность - это субъективное переживание, психическое состояние, которое свидетельствует (и сигнализирует) о том, что между А и В существует неразрешенный конфликт.

Это, по существу, состояние фрустрироваиности, причем сам фрустратор (конфликт интересов, установок, желаний, когнитивных элементов и т. п.) может даже не полностью осознаваться.

Напряженность может выражаться открыто, то есть в поведе­нии, в поступках сторон или отдельной личности, если она пере­живает внутренний конфликт. Когда конфликт не разрешается и, более того, подвергается внешним воздействиям, тогда в резуль­тате накопления агрессивности могут иметь место вспышки гнева,

УДК 159.9 ББК 88.52 Η 23

Налчаджян А. А.

Η 23 Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. На-

лчаджян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с. - (Психологическое образование).

В книге рассматриваются основные принципы психологической теории адап-тации на уровне личностных механизмов. Раскрывается содержание основных по-нятий этой теории, рассматриваются типичные проблемные ситуации, требующие активизации адаптивных механизмов и стратегий адаптивного поведения. Даль-нейшее развитие получают концепции защитной и незащитной адаптации, адаптив-ных комплексов как подструктур самосознания личности. Предлагаемая общая тео-рия личностной адаптации в качестве частых случаев включает в себя психологиче-ские концепции конфликтов, фрустрации и когнитивного диссонанса.

Книга предназначена для специалистов в области психологии, социологии, фи-лософии, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов. Материалы книги могут быть интересны и тем читателям, которых интересуют проблемы современ-ной психологии.

УДК 159.9 ББК 88.52

Учебное издание ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Налчаджян Альберт Агабекович

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Механизмы и стратегии

2-е издание переработанное и дополненное

Директор редакции И. В. Федосова

Ответственный редактор А. Баранов. Ведущий редактор Е. Паникаровская

Литературный редактор В. Пахальян. Художественный редактор Н. Биржаков

Верстка А. Лавриненко. Корректоры Г. Журавлева, И. Биринга

ООО «Издательство «Эксмо»

127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18/5. Тел. 411-68-86, 956-39-21.

Home page: E-mail: info@

Подписано в печать 02.09.2009. Формат 60х90 1 / 16 -

Печать офсетная. Усл. печ. л. 23,0.

Тираж 2 000 экз. Заказ № 6614

Отпечатано с готовых файлов заказчика в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати». 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

© Налчаджян Α. Α., 2009
ISBN 978-5-699-36228-8 © ООО «Издательство «Эксмо», 2009

Глава 1 . Проблема психологической адаптации

1.1. Общая характеристика адаптации 11

    Необихевиористская характеристика адаптации 11

    Интеракционистское определение адаптации 14

    Психоаналитическая концепция адаптации личности 17

1.2. Биологическая адаптация 21

    Общая идея 21

    Особенности биологической адаптации человека 22

    Биологические адаптивные стратегии 22

    Физиологическая адаптация и адаптированность 23

    Эволюционная психология и проблемы адаптации... 24

    Альтернативная характеристика психологической адаптации 25

    Социально-психологическая дезадаптированность личности 30

    Механизмы социализации 35

    Социализация и адаптация 38

    Разновидности социально-психологической адаптации 43

    Нормальная адаптация 43

    Девиантная адаптация 46

    Патологическая адаптация 49

    Разновидности адаптированное™ 51

    Адаптация и ситуация 52

    Профессиональная адаптация 54

    Двухстороннее функционирование адаптивных механизмов 55

    Реадаптация 56

    Гиперадаптация и гипоадаптация 56

    Идиоадаптация 56

1.8. Процессы и уровни адаптации личности 57

    Социальные процессы 57

    Адаптивные процессы на социологическом уровне... 59

    Уровни внутригрупповой адаптации личности 61

    Адаптация и уровень автономности личности 62

    Групповая адаптация (от индивидуальной адаптации к групповой) 63

4 Оглавление

    Адаптивная способность 65

    Что такое гибкостьисихики? 68

    О перспективах структурно-функционального подхода

к проблеме адаптации 70

1.12. Закон сопряжения в психологической теории адаптации.... 73

Глава 2. Ситуации, требующие адаптивного поведения

2.1. Структура социальной ситуации 76

    Физические измерения ситуации 76

    Психическая ситуация деятельности 77

    Психологически значимые измерения ситуаций 78

    Выделение основных компонентов ситуаций 79

2.2. Проблемные ситуации 80

    Характерные черты проблемных ситуаций 81

    О целостности и переструктурировании проблемных ситуаций 82

    Социальные ситуации 83

    Проблемные социальные ситуации 85

2.3. Фрустрирующие ситуации 87

    Понимание фрустрации в российской психологии..88

    Фрустрация на различных этапах целенаправленной деятельности 95

    Личность, референтные группы, фрустрация 96

    Депривация, социальное сравнение и фрустрация 101

    Успех, неудача и адаптация 109

    Успехи неудача 109

    Цена успеха и адаптация (уточнение понятия «успех») 111

2.8. Проблема оптимальной фрустрации 112

Глава 3. Конфликты как проблемные ситуации

    Соперничество, конфликт и кризис 115

    Конфликт, борьба и враждебность 119

    Конфликт, его виды и уровни 121

    Внутренний конфликт 122

    Левиновские типы конфликтов 124

    Градиент цели или психологическая доступность? 128

    Психоаналитическая типология конфликтов 130

    Ролевые конфликты и адаптивные стратегии 132

    Статус, роль, принятие роли 132

    Межролевые конфликты (МРК) 134

    Внутриролевые конфликты (ВРК) 139

    Конфликты типа «личность - роль» (ЛРК) 140

3.9. Когнитивный диссонанс как проблемная ситуация

и как фрустратор 141

    Когнитивный диссонанс 141

    Адаптивные стратегии при когнитивном диссонансе 143

    Конфликт, принятие решения и диссонанс 147

    «Момент» возникновения конфликта -

важный этап в адаптивной цепи 150

Глава 4. Защитные механизмы

    Проблема психологической защиты 152

    Непосредственные реакции в ситуациях фрустрации 153

    Общая характеристика 153

    Двигательное возбуждение и напряженность 156

    Агрессия как непосредственная реакция

на фрустрацию 156

    Апатия и беспомощность 160

    Психическая регрессия 162

    Адаптивная активность воображения 167

    Другие реакции ухода и бегства 169

    Стереотипия поведения во фрустрирующих ситуациях 170

    О механизмах выбора непосредственных ответов

на фрустрацию 172

    Общий обзор защитных механизмов 173

    Подавление и вытеснение 177

    Подавление: общая характеристика 177

    Подавление и обычное забывание 178

    Патологизированное подавление

и его последствия 179

4.4.4. Подавление и вытеснение 179

    Интеллектуализация 181

    Образование реакции как формирование противоположной установки 183

    Проекция 187

    Идентификация 192

    Общая характеристика идентификации 192

    Идентификация и онтогенез личности 193

    Противоречивость психической идентификации... 194

    Разновидности идентификации 196

    Психозащитные функции идентификации 197

    Идентификация как один из механизмов морального поведения 201

    Идентификация, эмпатия и негативизм 203

    Интроекция 205

    Идентификация, уровни понимания и эмпатия 209

    Изоляция как защитный механизм 213

    Самоограничение как механизм нормальной адаптации....215

    Рационализация, или защитная аргументация 219

    Общая характеристика рационализации 219

    Разновидности рационализации 221

    Способы рационализации 227

    Психологический «материал» рационализации 232

    Аннулирование действия 233

    Когнитивная адаптация в структуре личностной адаптации 235

    Виды дезадаптированности, обусловленные характером

и темпераментом 236

    Проблема 236

    Крайняя экстраверсия как фактор дезадаптации....237

    Крайняя интроверсия и дезадаптация личности 238

Глава 5. Воображение и сублимация

5.1. Воображение как защитный механизм 239

    Защитная функция воображения 239

    Внешние и внутренние условия активности фантазии 242

    Фантазия, замещение и утешение 244

    Надежда и временная динамика воображения 244

    Два типа героя, два типа фантазий 246

    Конструктивные и дезадаптивные фантазии 246

    Фиксации и защитные фантазии 247

    Галлюцинирование как защитно-компенсаторный процесс 248

    Причины эффективности воображения

в качестве защитного механизма 250

5.4. Защитные функции сублимации 251

    Общая характеристика сублимации 251

    Специфика сублимационной активности 254

    Антисублимация 256

    Разновидности (или варианты) сублимации 257

    Бессознательные корни сублимации 261

Глава 6. Адаптивные стратегии

    Что такое адаптивная стратегия? 264

    Четыре главных вида адаптивных стратегий и четыре группы защитных механизмов 266

    Основные стратегии адаптации 266

    Адаптивное мышление при различных стратегиях адаптации 268

6.3. Адаптивные стратегии и их защитные механизмы

(новая классификация) 269

    Стратегии предварительной адаптации 270

    Новые ситуации, выбор или выработка адаптивной стратегии 272

    Внезапное изменение ситуации и психическая самозащита (выбор новых стратегий) 273

    О стратегиях разрешения конфликтов 276

    Две стратегии 276

    Выбор агрессивной стратегии 276

    Ролевой конфликт типа личность-роль и выбор адаптивной стратегии 277

    Пример стратегии при сохранении внутреннего конфликта 278

    Опыт и сдвиг момента страха 279

    Индивидуальная паника как реакция на фрустрацию

и причина смены адаптивной стратегии 280

6.10. Контроль над поведением и над ситуацией 283

Глава 7. Адаптивные функции самосознания

    Личность, самосознание и адаптация 286

    Структура самосознания 290

    Подструктуры и функции «Я-концепции» 295

    Основная гипотеза 295

    От И. Канта и У. Джеймса до современных представлений о структуре самосознания 297

    Регрессия «Я-концепции» или же произвольное самоотчуждение? 299

    Структура «Я-концепции» 302

7.5.1. Образ тела («телесное Я») и его адаптивное

значение 303

    «Настоящее (актуальное) Я» 309

    «Динамическое Я» 310

    «Фантастическое Я» 310

    «Идеальное Я», адаптивные возможности личности и «синдром Пеле» 311

    «Будущее», или «возможное Я» 314

    «Идеализированное Я» 315

    «Представляемые Я» 316

    «Фальшивое Я» и его защитно-адаптивные последствия 318

    Соотношения между центром «Я»

и подструктурами «Я-концепции»» 320

7.6. Идентификация, формирование самосознания

и адаптация 322

    О единицах самосознания 324

    Ситуативные «Я-образы» и их адаптивные функции 326

    Еще раз о функциях «Я-концепции» 326

    Адаптивные функции «Я-образов» 327

7.9. Дифференцированная защита подструктур
самосознания 331

    Некоторые гипотезы 331

    Фрустрация образа тела и его психическая

защита 335

    Влияние фрустрации и стресса на самоуважение...338

    Фрустрация презентируемого «Я-образа»

и защитное поведение личности 341

    Фрустрация самосознания, стыд и проблема психической зрелости 343

    Конфликты между подструктурами самосознания

и жизненный путь человека 347

    Конфликт идеального «Я-образа» с реальным 347

    Новый критерий возрастной периодизации психического развития личности 348

    Исследование жизненного пути великих людей 350

7.12. Ролевые конфликты и конфликты актуализированных
«Я-образов» 353

    Ролевой конфликт - это конфликт «Я-образов»....353

    Расщепление «Я-концепции» при общении 354

7.13. Активизация «Я-концепции», регуляция адаптивного
поведения и толерантность 357

Настоящая монография является вторым, существенно допол-ненным и исправленным изданием книги «Социально-психическая адаптация личности. Формы, механизмы и стратегии», выпущен-ной еще в 1988 году издательством АН Армении. За прошедшие годы автору стало ясно, что разработанная и представленная в ней концепция адаптации помогает пониманию и исследованию множе-ства явлений реальной психической жизни людей. Это подтвержда-лось информацией о том, что книга вызвала повышенный интерес как у психологов, так и представителей других областей наук, стала активно использоваться в российских вузах в качестве учебного по-собия. Поэтому я с удовольствием принял предложение издательства «Эксмо» о ее переиздании.

Приступая к работе, я понимал, что некоторые разделы первого издания надо пересмотреть и дополнить с учетом новейших иссле-дований как самого автора, так и других психологов. В то же время было очевидно, что представленная в предыдущем издании целост-ная концепция адаптации полностью сохраняет свое значение и нет необходимости радикально менять структуру книги. Все же в новое издание были включены три новые главы, внесены некоторые до-полнения и исправления.

Многие разделы книги могли бы быть расширены до объемов отдельных изданий, но было решено сохранить ее компактность, так как по целому ряду проблем, затронутых здесь, автором были подготовлены и опубликованы отдельные монографии, на которые в тексте книги есть ссылки. В частности, совсем недавно издатель-ство «Питер» выпустило в свет книгу, в которой я постарался до-сконально изложить проблематику такой темы, как агрессия 1 .

    основные типы проблемных ситуаций, в том числе конфликтов;

    разновидности психических процессов адаптации и дезадапта-ции и их результатов - адаптированности и дезадаптнрованно-сти личности;

    процессы, уровни адаптации и природа способности к адаптации.

"Налчаджян Λ. А. Агрессивность человека. - М.- СПб.. Питер, 2007.

Читателю предлагается подробно разработанный понятийный аппарат психологической теории адаптации.

Предлагаемая в книге психологическая теория адаптации объ-единяет, включая в свой состав в качестве частных случаев (теорий среднего уровня), теории фрустрации и защитных процессов, кон-фликтов и когнитивного диссонанса. Отдельные главы посвящены типичным поведенческим реакциям на воздействие фрустраторов и описанию основных защитных механизмов личности, защитно-адаптивным функциям воображения и сублимации, главным адап-тивным стратегиям и целому ряду связанных с ними психологи-ческих проблем. Наконец, последняя обширная глава посвящена проблеме самосознания личности и его адаптивным функциям. Здесь предлагается авторская концепция структуры личности, ее самосознания и защиты отдельных подструктур при воздействии фрустраторов.

В этом издании книги расширено содержание отдельных разде-лов и представлены новые идеи, а также новый исследовательский материал. Я надеюсь, что читатель откроет для себя в этой книге целостную концепцию психологической адаптации личности, в ко-торой также намечены определенные пути развития теории группо-вой адаптации.

Следует отдельно отметить, что адаптивный подход к психи-ческим явлениям и процессам, реализуемый в настоящей книге, оказался плодотворным для его автора при исследовании целого ряда проблем современной психологии, в том числе вопросов эт-нопсихологии - этнического самосознания, самозащиты этносов, этнической характерологии и проблем этногенеза. Теория психо-логической защиты была применена в исследовании защитного по-ведения этносов, результаты которого отражены в двух авторских публикациях:

    Этнопсихологическая самозащита и агрессия. - Ереван, 2000;

    Этнопсихология. - М: СПб., 2004.

Я надеюсь, что эта книга будет полезной как профессионалам, так и студентам и начинающим исследователям, тем более что здесь выделено много новых проблем и идей, которые требуют дополни-тельных исследований. Обсуждаемая тематика не теряет своей ак-туальности и сегодня, она остается одной из центральных в совре-менной психологии и в ряде других наук, изучающих человека.

Альберт Налчаджян Ереван, май 2009 г.

Проблема психологической адаптации

Используемый в современной психологии термин «адаптация» восходит к общеупотребительному латинскому слову adapto - при-способлять, прилаживать, устраивать. В науке, конечно, требуется четкое и по возможности однозначное определение этого централь-ного термина. Хотя однозначности пока нет, но представителями известных научных школ психологии предложены различные опре-деления, которые мы рассмотрим ниже. Это позволит далее сфор-мулировать собственное определение адаптации и адаптированно-сти, в свете которого и будут рассмотрены все конкретные вопросы психологической адаптации личности (и отчасти также социальных групп) к тем ситуациям, в которых ей приходится развернуть свою жизнедеятельность.

1.1. Общая характеристика адаптации

Что такое адаптация личности?

В каких ситуациях перед человеком возникает задача адапта-ции?

Какое состояние личности назвать адаптированностью и в каких случаях мы можем утверждать, что личность дезадап-тирована?

На эти и ряд других вопросов представители различных пси-хологических школ давали существенно различные ответы. Мы должны ознакомиться с ними с тем, чтобы предложить приемле-мые характеристики, охватывающие основные аспекты названных явлений. Отметим, что при попытке попять такое сложное явле-ние, как адаптация, речь скорее может идти о его характеристике, а не о его определении в точном, логическом смысле этого слова.

1.1.1. Необихевиористская характеристика адаптации

В психологии значительное распространение получил необи-хевиористский подход к адаптации. Он определенно представлен, например, в публикациях Ганса Айзенка и других необихевиори-стов. В работах этих авторов сначала дается общее определение

Детей к условиям обучения в среднем...

  • Лекция по дисциплине «социально-психологическая адаптация» (для студентов 4 курса специальности «логопедия специальная психология») (преподаватель кандидат педагогических наук доцент)

    Лекция

    ... адаптации . - М., 1982. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации . - Л.,1974. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация ... индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, ...

  • Адаптация к школе

    Вопросы к экзамену

    О физиологической, социальной или психологической готовности ребенка. Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все... изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе. По степени адаптированности...

  • Адаптация первоклассников к школе Отчет о прохождении адаптационного периода у учеников 1 «б» класса

    Отчет

    Создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе и включает... опытом ребенка. Виды школьной адаптации : а) Физиологическая адаптация . б) Социально-психологическая адаптация . Выделяются группы детей, ...

  • Адаптивное поведение

    Адаптивные и неадаптивные проявления поведения личности, за которыми стоят тенденции к сохранению и изменению социальных систем, представляют собой обязательное условие развития личности человека, овладения общественно-историческим опытом.
    Постоянно меняющиеся потребности современного общества, необходимость оптимизации процесса продуктивного вхождения личности во все сферы деятельности, формирование человека-гражданина, интегрированного в систему этнической и мировой культур, включенных в иерархию личностных ценностей, требуют исследования адаптивного поведения личности как потенциала ее саморазвития.
    В аспекте организационной психологии адаптационные процессы рассматриваются в двух направлениях: 1) как непрерывные, сопровождающие весь период деятельности личности в организации; 2) как отдельные стратегии преодоления кризисных периодов в ходе профессионализации личности. К первому направлению относятся работы в системном подходе, в рамках которого личность анализируется как отдельная система, соотносящаяся с организацией другой адаптивной динамической системы (Н. Спивак, Б. Шекшня, С. Уит), либо как отдельная подсистема в целостной системе организации, взаимодействующая с другими подсистемами (Холл, Роббинс). К этому же направлению относят работы Д. Каплоу, Д. Хакмана, Э. Шейна. Во втором направлении выделяют два основных течения: исследование «кризисов карьеры» (Д. Миллер, Д. Робертс); изучение динамики адаптации работников к организационным изменениям, принятием и ассимиляцией существенных преобразований в организационных структурах и процессах (В. Бриджес, М. Хот и др.).
    А.А. Дикарева, М.И. Мирская, Л.Л. Калачева различают три взаимосвязанных аспекта трудовой адаптации:
    1) профессиональный,
    2) психофизиологический,
    3) социально-психологический.
    Социально-психологическая адаптация - это ключевой уровень профессиональной адаптации, определяющий эффективность всего процесса адаптации и оказывающий компенсаторное влияние на другие виды трудовой адаптации, но менее подверженный компенсаторным воздействиям с их стороны (А.В. Карпов, В.Е. Орел, В.Я. Тернопол). В связи с этим исследование социально-психологической адаптации рассматривается как одно из первоочередных.
    Большая часть исследователей (М.И. Бобнева, О.С. Виханский, А.Н. Занковский, О.И. Зотова, Н.А. Свиридов, В.А Спивак и др.) определяют социально-психологическую адаптацию как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данной группы, приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в этом коллективе.
    Качественный уровень процесса адаптации характеризует показатель адаптированности (А.А. Налчаджян). Переход с одного уровня адаптированности на более высокий свидетельствует о том, что процесс адаптации развивается, но может иметь место и остановка на определенном этапе развития и даже обратное движение (дезадаптация). Социально-психологическая адаптированность личности в процессуальном аспекте (А.А. Деркач, Н.А. Ошуркова и др.) - это динамическое понятие, которое заключается в способности к построению продуктивного взаимодействия. В связи с этим можно говорить о специфике адаптивного поведения специалистов в организации на различных этапах социально-психологической адаптации.
    Подводя итог рассмотрению процессуального и результативного аспектов адаптации, отметим: 1) рассмотрение социально-психологической адаптации в организации не должно ограничиваться изучением данного феномена рамками активного приспособления специалистов к новой корпоративной среде; 2) оптимальная форма социально-психологической адаптации связана с самореализацией и основана на двусторонних изменениях (специалиста и корпоративной среды).
    «Адаптивное поведение» - центральная категория, используемая в данном исследовании. Современные подходы к детерминации поведения позволяют отказаться от противопоставления внутренних (личностных) и внешних (ситуационных) факторов. Представление о когнитивных схемах послужило основой объединения внутренних и внешних детерминант поведения. Поведение есть результат непрерывного взаимодействия между индивидом и ситуациями, в которые он включен; с личностной стороны существенными являются когнитивные и мотивационные факторы, со стороны ситуации - то психологическое значение, которое ситуация имеет для индивида (Д. Магнуссон и Н. Эндлер). К. Левин показал, что человек всегда существует в определённой «актуальной ситуации», где каждая вещь выступает не сама по себе, а в её отношении к человеку, его потребностям и стремлениям. Н.И. Леонов и др. отмечают, что поведением человека управляет скорее воспринимаемая, чем реальная ситуация. Субъективная реальность специалиста может не соответствовать объективной, что может стать причиной формирования неконструктивных форм адаптивного поведения.
    При рассмотрении адаптивного поведения большинство авторов исходят из понятия «стратегия поведения». В стратегии отражается цель, результат, относительно устойчивый вектор действий и поступков личности.
    Исследование стратегий поведения в процессе адаптации шло в двух направлениях: 1) изучение индивидуальных стратегий адаптации (Л.И. Анцыферова, Р.М. Баевский, В.П. Казначеев, Н.Н. Мельникова, Т.И. Рогинская и т.д.), 2) изучение стратегий преодоления стрессовых ситуаций (Л.И. Анцыферова, Р. Лазарус, А. Либин, С. Фолкмен и др.). Несмотря на то, что эти направления исследований рассматривались как независимые друг от друга, в настоящее время получены экспериментальные доказательства связи копинга и адаптивного поведения.
    Многих исследователей объединяет идея личностной обусловленности стратегии адаптации. Когнитивная составляющая поведения исследуется авторами только с точки зрения процесса оценки трудной ситуации, проблемного анализа и трансформации полученной информации. Рассмотрение адаптивного поведения с точки зрения онтологического подхода Н.И. Леонова, позволяет рассмотреть образ ситуации адаптации в качестве детерминанты адаптивного поведения, что снимает противоречие между внешними и внутренними детерминантами поведения.
    Понимание адаптивного поведения (в широком смысле) предполагает рассмотрение копинг-стратегий как одного из элементов адаптивного поведения в период организационных изменений. Копинг поведение - это только начальный этап овладения своей активностью, задающий направление организации активности специалиста либо в деструктивном (работник дезадаптирован и уходит из организации), либо в конструктивном плане (работник остается и продолжает адаптироваться). Во втором случае на следующих этапах адаптации адаптивное поведение начинает определяться образом ситуации адаптации и изменениями его структурных и динамических характеристик, и здесь можно говорить уже о типах адаптивного поведения, используемых специалистами в организации в ситуации изменения корпоративной культуры. Типы адаптивного поведения показывают многоуровневость возможных реализаций субъекта в пространстве корпоративной культуры организации.
    Таким образом, в качестве рабочего определения адаптивного поведения используется определение, сформулированное в рамках онтологического подхода. Адаптивное поведение - это пространственно-временная форма организации активности субъекта, регуляция которой опосредована образом ситуации социально-психологической адаптации, усвоенным субъектом в процессе работы на предприятиях (Н.И. Леонов). Здесь наиболее важными моментами выступают не понятия «цель» и «результат» активности субъекта, а форма организации им этой активности.

    Неадаптивное поведение

    В то время как адаптивность - в широком смысле характеризуется соответствием результата деятельности индивидуума принятой ранее цели, неадаптивность - расхождением, а точнее, противоположностью результата и цели. Следовательно, здесь нужно иметь в виду не только то, что действие избыточно, но и то, что существует конфронтация между запланированным и достигнутым. Основной вопрос касается возможности намеренного предпочтения неадаптивной стратегии действия адаптивной.
    В первом случае (адаптивная стратегия) имеются в виду действия, которые базируются на прогнозе между целью и ожидаемым результатом осуществления этого действия. Во втором случае (неадаптивная стратегия) в качестве условия предпочтения будущего действия выступает прогноз возможного несоответствия (вплоть до противоположности) между исходной целью и будущим результатом данного действия.
    Говоря об активно-неадаптивных тенденциях, допускается существование особой мотивации, суть которой в самой притягательности действий с непредрешённым исходом. Человеку известно, что выбор, который он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованиями или срывом, но это почему - то не отталкивает, а, наоборот, мотивирует выбор.
    В основе понимания данного феномена лежит идея гетерогенности неадаптивной мотивации действия. При анализе сложного состава этой мотивации обратимся к работе Э. Берна. Взаимодействие «Я - отражённое Я другого» раскрывается в терминах транзактного анализа Э. Берна как осуществляющееся при участии трёх эгосостояний, трёх граней человеческого Я: «Родитель», «Взрослый», «Дитя».
    Эгосостояние «Родитель» - это экспертно-контрольная инстанция нашего Я, средоточие ранее усвоенных схем и правил, которые подлежат неукоснительному исполнению; соответственно «Взрослый» - когнитивно-активное начало, ведущей чертой которого является независимость, разумность; и «Дитя» - аффективно-импульсивная и интуитивно-творческая инстанция нашего Я.
    Э. Берн подчёркивает, что эгосостояние «Родитель», «Взрослый», «Дитя» - что-то действительное, феноменологически данное. Он как-бы предостерегает оппонента мысленно: перед вами не просто удобный язык психотерапевтического общения и не просто теоретические конструкты, искусственно вводимые для систематизации опыта. Каждому из трёх терминов нового описания личности соответствует свой круг явлений, особые психологические реалии. Но в этом случае понятия об эгосостояниях, переключениях и взаимодействиях между ними заключают в себе удобную возможность анализа неадаптивной мотивации действия.
    Воспринимая каждое из эгосостояний личности как возможный источник неадаптивной активности, в будущей объяснительной модели мотивации неадаптивного действия прослеживается обязательное сочетание и взаимодействие этих частей нашего Я и, кроме того, необходимость привлечь для объяснения неадаптивной активности представление об отражённом Я другого субъекта.
    Продвигая дальше исследования взаимоотношений между эгосостояниями в системе «Я-отражённое Я другого», автор надеется приблизиться к пониманию строения неадаптивной мотивации действия, проявляющейся в самых различных контекстах человеческой жизни, будь то проявления его витальных отношений с миром, его предметной деятельности, его общения, его самосознания. Метод виртуальной субъектности и ряд других приёмов исследования приоткрывают область малоизученных в психологии феноменов неадаптивности человека - начало личностного в человеке.
    Выделяется несколько моментов самополагания индивида как субъекта возможного выхода за пределы исходных форм устремлённости:
    1) Непредрешённость исходов предстоящего опыта;
    2) Возможность своего приближения к непредрешённому как влечение к нему;
    3) Воплощение этой возможности в проявлениях активности;
    4) Рефлексия (оценка, осмысление последствий своих действий с точки зрения их значимости для деятельности, общения, самосознания).
    Первый из этих моментов - непредрешённость - содержит в себе отрицание внешней сообразности (душевное равновесие, наслаждение, выгода) будущего действия. Второй момент - возможность приближения к непредрешённому как основа устремлённости к нему - означает рождение новой цели (нового мотива, цели, задачи, установки). Эта цель рождается в поле актуального действования, она несводима к упомянутым выше отношениям. Третий момент - реализация открывающихся возможностей в действии соответствует феномену, называемому волей. Четвёртый момент - установление смысла произведённого открытия для деятельности, общения, самосознания есть ответ на вопрос о необходимости только что содеянного. В случае признания его ценности оно квалифицируется как внутренне необходимое, человек признаёт себя его автором, выступает перед собой как субъект. В противном случае человек отрицает внутреннюю причастность к деянию, ссылаясь на случай, обстоятельство, судьбу.
    Таким образом, в актах самотрансцендентности субъекта, активного выхода за пределы границ предустановленного, происходит явление «самостановления», «самопорождения», «самополагания» субъекта как Я.
    Соотнося феноменологию активной неадаптивности с другими проявлениями активности человека, отметим, что присутствие моментов «самополагания» представляется нам несомненным в способности человека подниматься «над полем» (К. Левин), осуществлять акты «самоактуализации» (А. Маслоу) и в волевых актах (Л.С. Выготский).
    Одной из господствующих ориентаций в эмпирической психологии личности является принятие «постулата сообразности» - особого принципа понимания источников и механизмов активности. Говоря о «постулате сообразности», имеется в виду определённая методологическая предпосылка, объективно представленная в мышлении исследователей. Слово «сообразность», согласно В. Далю, означает «соответствие чего-то чему-то». В данном случае речь идёт о соответствии, сообразуемости того, что происходит с индивидом, предустановленному в нём.
    Итак, суть постулата заключается в том, что индивиду приписывается изначальное стремление к «внутренней цели», в соответствии с которой приводятся все без исключения проявления его активности. По существу, речь идёт об изначальной адаптивной направленности любых психических процессов и поведенческих актов. Понятия «активность», «адаптивная направленность» трактуются здесь в предельно широком смысле. Имеются в виду не только процессы приспособления индивида к природной среде, но и процессы адаптации к социальной среде в виде выполнения предъявляемых со стороны общества требований, ожиданий, норм, соблюдение которых гарантирует «полноценность» субъекта как члена общества.
    Говоря об адаптации, имеются в виду также процессы «самоприспособления»: саморегуляцию, подчинение высших интересов низшим. Наконец, что особенно важно подчеркнуть, речь идёт также о процессах, которые ведут к подчинению среды исходным интересам субъекта. В последнем случае адаптация есть реализация его фиксированных предметных ориентаций: удовлетворение потребности, инициировавшей поведение, достижение поставленной цели, решение исходной задачи. Приспосабливает ли индивид себя к миру или подчиняет мир исходным своим интересам - в любом случае он отстаивает себя перед миром в тех своих проявлениях, базис для которых уже сложился, определился в прошлом. «Отсекается» всё, что избыточно по отношению к этим исходным ориентациям. Не следует, конечно, смешивать понятия «адаптивность» и «репродуктивность» - адаптивные действия могут быть и творчески продуктивными, «незаданными», адаптивными их делает наличие ответа на вопрос «зачем?».
    Но это, в свою очередь, значит, что есть по отношению к всевозможным стремлениям субъекта цель более высокого порядка как основа ответа на вопрос «зачем?» - Цель. По отношению к ней те или иные частные стремления могли бы оцениваться как «адаптивные» и «неадаптивные».
    Постулат сообразности и заключается в открытом или скрытом признании такой Цели и приписывании ей роли основного «вдохновителя» и «цензора» поведения.
    Существуют логические и эмпирические аргументы против точки зрения универсальной сообразности психических процессов и поведенческих актов человека. Суммируя эти аргументы, можно сформулировать альтернативный взгляд, - «принцип неадаптивности». Вначале необходимо представить себе, чем обернётся для идеи субъектности человека как личности принятие постулата сообразности за универсальный принцип интерпретации поведения, психических процессов и состояний? Чисто логически, минуя анализ исторически сложившихся форм, а также - факты, которые могли бы решительно «высказаться» в поддержку или против принятия данного постулата, можно вывести из него весьма важные следствия. Можно ли считать, что человеку, чья активность удовлетворяет условиям «постулату сообразности» присущи такие черты, как свобода, целеустремлённость, целостность, развитие, - черты, которые присущие человеку как личности?
    Словом, если отказаться от идеи универсальной целевой регуляции и заданности (постулата сообразности) и принять альтернативную точку зрения - принцип неадаптивности, то выяснится, что при этом девальвируется идея субъектности.
    Свобода человека при этом подменяется его зависимостью от внешних обстоятельств и поворотов судьбы. Целеполагание обессмысливается, выглядит самообманом. Целостность - утрачивается. Развитие - сводится к дрейфу.
    Не означает ли сказанное, что следовало бы вообще отказаться от помыслов воплотить идею субъективности в «материале» индивидуальной активности? Или, быть может, всё-таки удастся найти путь позитивного решения этой проблемы? Единственная возможность возвращения себе этого желанного качества - в том, чтобы взять на себя ответственность за осуществление действий с непредрешённым исходом, иначе говоря, быть субъектом избрания целей, результат достижения которых непредрешён. Открывающаяся индивиду перспектива неизведанного должна содержать в себе вызов, отвечая на который индивид производит себя как субъект.
    Таким образом, появляется принцип активной неадаптивности. Защищая себя как субъект, индивид стремится предрешить непредрешённое - действует наперекор обстоятельствам, на свой страх и риск, ставя перед собой цель выявить своё скрытое качество субъективности как таковой.

    Адаптивное поведение - поведение, изменяющееся в соответствии с изменениями среды. Адаптивное поведение состоит в том, чтобы подчиняться и приспосабливаться к ближайшему социальному окружению. Самореализация при этом неотъемлема от умения избегать конфликтов, от готовности идти навстречу ожиданиям социальной среды, от способности соответствовать требуемым социальным ролям.

    Адаптивное поведение имеет чаще всего нормативный характер и не выходит за пределы господствующих внутри общности поведенческих стереотипов.

    Термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, гении, аскеты, святые и т.д.

    Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали интерес ученых.

    Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

    Исследователи отклоняющегося поведения отводят значительное место в своих работах анализу мотивации детей и подростков при осуществлении ими тех или иных правонарушений. Мотивация, по определению психологов, представляет собой процесс побуждения личности к совершению тех или иных действий. Наиболее частыми мотивами отклоняющегося поведения подростков специалисты называют:

    1) попытки самоутверждения;
    2) протест против действительности, несправедливости взрослых;
    3) стремление обратить на себя внимание взрослых;
    4) корыстные цели и т.д.

    Для определения особенностей отклоняющегося поведения детей и подростков столь же значимым является выяснение причин, толкнувших их на нарушение социальных норм жизни. Исследователи выделяют достаточно широкий спектр причин. В качестве таких причин чаще всего выступают:
    дефекты семейного воспитания, приводящие к искажению нравственных качеств личности;
    деформация ценностных ориентаций (несоответствие потребностей возможностям);

    Отрицательное влияние ближайшего окружения;

    Эмоциональная неразвитость;
    недостаточная правовая информированность;
    незнание социальных норм;
    развод родителей;
    смерть близкого человека;
    низкая досуговая культура;
    особенности эмоционально-волевой сферы (неумение противостоять негативным влияниям, «держать удар», безволие);
    психическое заболевание и т.д.


    Большинство указанных причин в той или иной мере связаны с факторами неблагополучия родительской семьи.

    24. Причины и факторы девиантного поведения школьников.

    Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

    а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

    б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.;

    в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

    г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;

    д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей на негативные.

    Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.

    Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям и подросткам.

    25. Девиантное поведение детей и подростков в аспекте деятельности практического психолога.

    Адаптивное поведение на психическом уровне в широком смысле можно определить как совокупность саморегулирующихся процессов, обеспечиваемых врожденными или приобретенными психофизиологическими и психическими механизмами. Протекание этих процессов детерминировано объективными (характеристики среды) и субъективными (индивидуально-личностные особенности субъекта) условиями; данные процессы лежат в основе деятельностей, составляющих поведение, направленное на достижение полезного результата, не противоречащего особенностям и/или личностным смысловым установкам субъекта, а также в основе эмоциональной регуляции и переживания осуществляемого поведения.

    Концепция структуры адаптивного поведения, рассмотренная выше, предполагает учет в психологическом анализе поведения ряда основных принципов.

    Первый принцип - уровневая организация адаптивного поведения, согласно которой оно реализуется на разных уровнях и каждый уровень обладает собственной спецификой.

    Второй принцип - полифункциональная структура поведения, согласно которой на каждом уровне реализуются функции отражения, действования, эмоционального регулирования.

    Третий принцип - оптимальность структуры поведения, когда адаптивное поведение формируется с учетом оптимального, наиболее приемлемого для субъекта способа достижения полезного результата в имеющихся условиях.

    Согласно этим принципам в основе разных видов адаптивного поведения на каждом уровне и в пределах каждого уровня будут лежать разные функциональные системы и соответственно разные условия и факторы.

    Каждый случай нарушения работы функциональных систем приводит к специфическим нарушениям поведения в целом. Задачей психологического синдромного анализа становится выявление основы, деструкция которой приводит к определенной форме нарушения поведения.

    Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (И. А. Невский). Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социальной, социально-психологической, средовой).

    Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Во-вторых, это асоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

    С. А. Беличева классифицирует социальные отклонения в деви-антном поведении следующим образом:

    корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имуще-

    ственную выгоду (хищение, кража, спекуляция, мошенничество

    агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийство, изнасилование);

    социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомании, суицид).

    Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.

    Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных, нравственных ориентации и представлений.

    Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые обращают на себя внимание и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не просто свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

    Отдельные поступки значимы. не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции развития за ними скрываются. Следовательно, придавая поступкам, поведению ребёнка, подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целенаправленное влияние на развитие процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных свойств и качеств ребенка. И наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, задерживаем развитие соответствующих свойств и качеств личности ребенка, подростка (И. А. Невский).

    Таким образом, отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой - выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее.формирование (т.е. воспитательного средства).

    Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы

    должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида.

    Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения ученика как отклонение, психолог должен учитывать условия, стабильность, частоту ее проявления, особенности личности, характер, возраст ученика и многое другое. И только после этого можно выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия.

    Иногда ученик буквально загоняется в прокрустово ложе того или иного мнения о нем, оценки его поведения. На него "Навешивается соответствующий ярлык, под который подгоняются система оценочных суждений о нем и характере его взаимоотношений с окружающими. Совершается грубейшая педагогическая ошибка, чреватая тяжелыми последствиями. Напротив, угодные или удобные по каким-либо причинам особенности поведения (услужливость, не критичность, внимательность к учителю, готовность поступить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются учителем как положительные, поощряются им, а ученик преподносится классу в качестве образца для подражания.

    Проявления отклонений в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и-деятельности вообще.

    Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исчезают. Но если ситуации часто повторяются, наслаиваются, то реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения.

    Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-

    компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами.

    По сути дела, речь идет о компенсаторном поведении, которое выражения в крайних формах конформизма или нонконформизма.

    Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой выражения которых являются различные варианты социальной дезадаптации.

    Девиантное поведение

    Дезадаптивное поведение:

    аффективное,

    депривированное,

    аутичное,

    суицидальное,

    аддиктивное.

    В основе:

    нарушения психического и

    личностного развития,

    психическая депривация,

    психологический дискомфорт.

    Асоциальное поведение: =агрессивное,

    дслинквентное (противоправное), криминогенное (преступное). В основе:

    нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность,

    деформации регуляции поведения,

    социальная дезадаптация, .десоциализация.

    Адаптивное поведение способствует приспособлению человека к требованиям социальной среды, к предметной и социальной деятельности. Этот вид поведения чаще всего связан с внешней конформностью. Неадаптивное поведение (активность) направлено не только и не столько на самоизменение человека, его внешнюю конформность, сколько на преобразование деятельности и отношений. Его результатом преимущественно становится внутренняя конформность. Такой ребенок, подросток не идет на поводу у обстоятельств, а старается справиться с ними. Неадаптивное поведение не является синонимом отклоняющегося, хотя на каком-то этапе и при каких-то условиях человеку приходится становиться субъектом, имеющим собственное лицо, мнение, поступки и действия. Приводя на первых порах к дезадаптации, такое поведение способствует интеграции ребенка в группе сверстников, его самовыражению и самоутверждению.

    В отличие от этого варианта все виды отклоняющегося поведения все более увеличивают разрыв человека с социумом, приводят к социально-психологической дезадаптации и деградации личности.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация