Какие существуют избирательные права гражданина. Избирательные права граждан рф. Тема: Избирательное право и избирательные системы в РФ

Главная / Земля

Кроме указанных выше методов обработки металлов и изготовления заготовок и деталей машин применяют и другие– сравнительно новые и весьма прогрессивные методы.

Сварка металла. До изобретения сварки металла производство, например, котлов, металлических корпусов судов или других работ, требующих соединения друг с другом металлических листов, было основано на применении метода клёпки.

В настоящее время клёпку почти не применяют, ее заменили сваркой металла. Сварное соединение надежнее, легче, производится быстрее и позволяет экономить металл. Сварные работы требуют меньшей затраты рабочей силы. Сваркой можно также соединять части поломанных деталей и путем наварки металла восстанавливать изношенные детали машин.

Существуют два способа сварки: газовая (автогенная) – при помощи горючего газа (смесь ацетилена и кислорода), дающего очень горячее пламя (свыше 3000° С), и электросварка, при которой металл плавится электрической дугой (температура до 6000°С). Наибольшее применение в настоящее время имеет электросварка, при помощи которой прочно соединяют мелкие и крупные металлические части (сваривают друг с другом части корпусов крупнейших морских судов, фермы мостов и другие строительные конструкции, части огромных котлов самого высокого давления, детали машин и т.п.). Вес свариваемых частей во многих машинах в настоящее время составляет 50-80% их общего веса.

Традиционная обработка металлов резанием достигается снятием стружки с поверхности заготовки. В стружку идет до 30-40% металла, что весьма неэкономично. Поэтому все большее внимание уделяется новым способам обработки металлов, основанным на безотходной или малоотходной технологии. Появление новых методов обусловлено также распространением в машиностроении высокопрочных, коррозийно-стойких и жаропрочных металлов и сплавов, обработка которых обычными методами затруднена.

К новым методам обработки металлов относятся химические, электрические, плазменно-лазерные, ультразвуковые, гидропластические.

При химической обработке используется химическая энергия. Снятие определенного слоя металла осуществляется в химически активной среде (химическое фрезерование). Она заключается в регулируемом по времени и месту растворении металла с поверхности заготовок путем травления их в кислотных и щелочных ваннах. В то же время поверхности, не подлежащие обработке, защищают химически стойкими покрытиями (лаки, краски и др.). Постоянство скорости травления поддерживается за счет неизменной концентрации раствора.

Химическими методами обработки получают местные утонения на нежестких заготовках, ребра жесткости; извилистые канавки и щели; «вафельные» поверхности; обрабатывают поверхности, труднодоступные для режущего инструмента.

При электрическом методе электрическая энергия преобразуется в тепловую, химическую и другие виды энергии непосредственно в процессе удаления заданного слоя. В соответствии с этим электрические методы обработки разделяют на электрохимические, электроэрозийные, электро-термические и электромеханические.

Электрохимическая обработка основана на законах анодного растворения металла при электролизе. При прохождении постоянного тока через электролит на поверхности заготовки, включенной в электрическую цепь и являющуюся анодом, происходит химическая реакция, и образуются соединения, которые переходят в раствор или легко удаляются механическим способом. Электрохимическую обработку применяют при полировании, размерной обработке, хонинговании, шлифовании, очистке металлов от оксидов, ржавчины.

Анодно-механическая обработка сочетает электротермические и электромеханические процессы и занимает промежуточное место между электрохимическим и электроэрозионным методами. Обрабатываемую заготовку подключают к аноду, а инструмент – к катоду. В качестве инструмента используют металлические диски, цилиндры, ленты, проволоки. Обработку ведут в среде электролита. Заготовке и инструменту
задают такие же движения, как при обычных методах механической обработки.

При пропускании через электролит постоянного тока происходит процесс анодного растворения металла как при электрохимической обработке. При соприкосновении инструмента (катода) с микронеровностями обрабатываемой поверхности заготовки (анода) происходит процесс электроэрозии, присущий электроискровой обработке. Продукты электроэрозии и анодного растворения удаляются из зоны обработки при движении инструмента и заготовки.

Электроэрозионная обработка основана на законах эрозии (разрушения) электродов из токопроводящих материалов при пропускании между ними импульсного электрического тока. Она применяется для прошивания полостей и отверстий любой формы, разрезания, шлифования, гравирования, затачивания и упрочнения инструмента. В зависимости от параметров импульсов и вида, применяемых для их получения генераторов электроэрозионная обработка разделяется на электроискровую, электроимпульсную и электроконтактную.

Электроискровую обработку применяют для изготовления штампов, пресс-форм, режущего инструмента и для упрочнения поверхностного слоя деталей.

Электроимпульсная обработка используется как предварительная при изготовлении штампов, турбинных лопаток, поверхностей фасонных отверстий в деталях из жаропрочных сталей. В этом процессе скорость съема металла примерно в десять раз больше, чем при электроискровой обработке.

Электроконтактная обработка основана на локальном нагреве заготовки в месте контакта с электродом (инструментом) и удалении из зоны обработки расплавленного металла механическим способом. Метод не обеспечивает высокой точности и качества поверхности деталей, но дает высокую скорость съема металла, поэтому используется при зачистке отлива или проката из специальных сплавов, шлифовании (черновом) корпусных деталей машин из труднообрабатываемых сплавов.

Электромеханическая обработка связана с механическим действием электрического тока. На этом основана, например, электрогидравлическая обработка, использующая действие ударных волн, возникающих в результате импульсного пробоя жидкой среды.

Ультразвуковая обработка металлов – разновидность механической обработки – основана на разрушении обрабатываемого материала абразивными зернами под ударами инструмента, колеблющегося с ультразвуковой частотой. Источником энергии служат электрозвуковые генераторы тока с частотой 16-30 кГц. Рабочий инструмент пуансон закрепляют на волноводе генератора тока. Под пуансоном устанавливают заготовку, и в зону обработки поступает суспензия, состоящая из воды и абразивного материала. Процесс обработки заключается в том, что инструмент, колеблющийся с ультразвуковой частотой, ударяет по зернам абразива, которые скалывают частицы материала заготовки. Ультразвуковая обработка используется для получения твердосплавных вкладышей, матриц и пуансонов, вырезания фигурных полостей и отверстий в деталях, прошивки отверстий с криволинейными осями, гравирования, нарезания резьбы, разрезания заготовок на части и др.

Плазменно-лазерные методы обработки основаны на использовании сфокусированного луча (электронного, когерентного, ионного) с весьма высокой плотностью энергии. Луч лазера используется как в качестве средства нагрева и размягчения металла впереди резца, так и для выполнения непосредственного процесса резания при прошивке отверстий, фрезеровании и резке листового металла, пластмасс и других материалов.

Процесс резания идет без образования стружки, а испаряющийся за счет высоких температур металл уносится сжатым воздухом. Лазеры применяют для сварки, наплавки и разрезания в тех случаях, когда к качеству этих операций предъявляются повышенные требования. Например, лазерным лучом режут сверхтвердые сплавы, титановые панели в ракетостроении, изделия из нейлона и др.

Гидропластическая обработка металлов применяется при изготовлении пустотелых деталей с гладкой поверхностью и малыми допусками (гидроцилиндры, плунжеры, вагонные оси, корпуса электродвигателей и др.). Пустотелую цилиндрическую заготовку, нагретую до температуры пластической деформации, помещают в массивную разъемную матрицу, сделанную по форме изготавливаемой детали, и закачивают под давлением воду. Заготовка раздается и принимает форму матрицы. Детали, изготовленные этим способом, имеют более высокую долговечность работы.

Новые способы обработки металлов выводят технологию изготовления деталей на качественно более высокий уровень по сравнению с традиционной технологией.

Конституция РФ гарантирует российским гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Гражданин Российской Федерации свободно и добровольно участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избирателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право имеют граждане, которые на день голосования достигли возраста 18 лет.

Гражданин Российской Федерации обладает правом избирать независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Избирательных прав не имеют граждане, признанные судом недееспособными. Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, также не могут быть избирателями. Содержащиеся в период предварительного следствия под стражей не лишаются избирательного права.

Все избиратели подлежат учету и включаются в избирательные списки, как правило, по месту своего жительства. Военнослужащие проходят учет в своих воинских частях. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, не участвуют в выборах в органы местного самоуправления и в местном референдуме на территории того муниципального образования, где расположена их воинская часть, если только до призыва они не проживали на этой территории.

Пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения в его избирательном округе выборов не лишает его права участвовать в выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Избирателю, который в день голосования не сможет прибыть на тот избирательный участок, где он включен в список избирателей, может быть предоставлено право получить открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на избирательном участке в том месте, в котором он будет находиться в день голосования.

Возможность получения открепительного удостоверения предусмотрена для выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента России. Такая возможность установлена также законами о выборах и референдумах ряда субъектов РФ.

Куда обратиться?

Получить открепительное удостоверение можно в соответствующей территориальной (окружной) комиссии (как правило, за 45-20 дней до дня голосования) либо в участковой комиссии (за 19-1 день до дня голосования).

Необходимые документы

Комиссия на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой он просит выдать ему открепительное удостоверение, выдает удостоверение либо самому заявителю, либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационара, в котором избиратель находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержится под стражей подозреваемый или обвиняемый.

Российские граждане, проживающие на момент выборов в федеральные органы власти (или общероссийского референдума) за границей, имеют право участвовать в голосовании. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданам в реализации избирательных прав.

Куда обратиться?

Российские граждане, находящиеся в момент выборов депутатов Госдумы в служебной или туристической поездке за границей, являются для голосования в избирательную комиссию, образованную соответствующим дипломатическим или консульским представительством.

Необходимые документы

Для того чтобы принять участие в голосовании, необходимо предъявить паспорт или документ, его заменяющий, а также открепительное удостоверение. Граждане, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, включаются в список избирателей на основании устного обращения в день голосования.

Аналогичный порядок действует и при выборах Президента РФ.

Проведение досрочного голосования (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) возможно для всех избирателей участка или для отдельных групп избирателей на соответствующем избирательном участке в том случае, когда они находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, на полярных станциях и т.п.). Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить также досрочное голосование на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо. Исключением является ситуация, когда избиратель не может самостоятельно расписаться в получении или заполнить бюллетень. В этом случае он вправе воспользоваться для этого помощью другого лица (им не может быть член избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат, доверенное лицо или уполномоченный представитель политической партии, наблюдатель). Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта того, кто оказывает помощь избирателю.

Если избиратель совершит ошибку при заполнении, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. После выдачи нового бюллетеня в списке избирателей против его фамилии должна быть сделана соответствующая отметка с росписью члена комиссии.

Заполненный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.

Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые не могут по состоянию здоровья самостоятельно прибыть в помещение для голосования, а также избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых или обвиняемых (см. раздел Правосудие - Права подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, гражданского ответчика).

Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему такой возможности. Заявление может быть подано не позднее, чем за 6 часов до окончания времени голосования. В нем необходимо указать причину, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.

Если участковая избирательная комиссия на своем заседании признает причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, неуважительной, она может отказать ему в его просьбе. Об отказе комиссия немедленно извещает избирателя. Если заявление будет удовлетворено, к избирателю отправят опломбированный переносной ящик для голосования в сопровождении не менее 2 членов комиссии. При голосовании могут присутствовать также наблюдатели.

Если избиратель все же прибудет в помещение для голосования лично после того, как к нему были направлены члены участковой избирательной комиссии, избирательный бюллетень ему не будет выдан, пока комиссия не убедится, что избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.

При выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления законом субъекта РФ может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте.

  • проголосовать в день голосования вне помещения для голосования;
  • быть внесенными в список избирателей по месту временного пребывания на территории избирательного округа;
  • проголосовать по открепительному удостоверению;
  • проголосовать досрочно (на выборах в органы местного самоуправления).

С просьбой о предоставлении возможности проголосовать по почте избиратель должен обратиться заблаговременно, в сроки, установленные решением соответствующей избирательной комиссии.

В письменном обращении в комиссию избиратель указывает:

  • причину, по которой он не имеет возможности проголосовать на своем избирательном участке;
  • адрес места жительства на территории избирательного участка;
  • фамилию, имя, отчество, год рождения, номер своего паспорта или документа, его заменяющего;
  • почтовый адрес места временного пребывания, по которому он может получить избирательный бюллетень для голосования по почте.

Избирателю, заблаговременно обратившемуся с заявлением, комиссия направит письмо c бюллетенем с отметкой "Выборное". На бюллетене должна быть надпись "Голосование по почте", внесенная с помощью штампа или от руки, заверенная подписями двух членов территориальной избирательной комиссии и печатью территориальной избирательной комиссии. В письмо вкладывают также конверт с отметкой "Голосование по почте" и адресом участковой избирательной комиссии, чистый конверт, Памятку и информационные материалы.

Заполнив бюллетень, избиратель в соответствии с приложенными инструкциями запечатывает его и отправляет заказным письмом. В день голосования конверт по определенной процедуре вскрывают и учитывают бюллетень при подсчете голосов.

Если избиратель явится на избирательный участок лично, ему будет предоставлена возможность проголосовать в обычном порядке, в списке будет сделана соответствующая отметка. Конверт с бюллетенем голосования по почте в этом случае не вскрывают и хранят в делах участковой избирательной комиссии.

Куда обратиться?

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Решения и действия комиссий и должностных лиц могут быть обжалованы и непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу;
  • отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.

Вышестоящая комиссия принимает решение самостоятельно, не направляя дело в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

Избирательное право двойственно: результатом выборов является формирование власти, но и правила проведения выборов разрабатываются самой властью.

История изменения избирательных законов, переписывавшихся на протяжении последних девяти лет под каждые федеральные выборы, свидетельствует об отсутствии в России правовых гарантий защиты демократического строя и правового государства. 1

Право избирать и быть избранным закреплено в пункте 3 статьи 21 Всеобщей Декларации и в пункте 8 статьи 25 Международного Пакта о гражданских и политических правах, ранее процитированных на страницах данного учебника.

Европейская Конвенция не содержит этого права, но статья 3 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод сформулировала это право следующим образом: «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивают свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти». Последние слова резко сужают сферу действия данной нормы и, видимо, снижают ценность ее. По смыслу данной статьи, контрольные функции Европейского Суда не распространяются на местные выборы глав исполнительных органов власти. Правда, толкуя статью 3, Европейский Суд под термином «законодательная власть» советовал понимать не только парламент страны, но и представительные органы низшего уровня. При этом Суд не стремиться унифицировать избирательные системы или выборные технологии, и, тем более, законодательство, но это разнообразие не должно нарушать важнейшее требование демократии при выборе законодательной власти.

Исходя из этого постулата, Суд сформулировал такую позицию: «Перед избирательными системами стоят, порой, почти несовместимые задачи: с одной стороны – более или менее точно отражать мнение народа, с другой – объединять различные идейные движения и содействовать формированию достаточно логичной и ясной политической воли. Следовательно, под словами «в таких условиях, которые обеспечат свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти», подразумевается, главным образом, наряду с уже закрепленной в статье 10 Конвенции свободой выражения своего мнения, принцип равенства всех граждан при осуществлении ими права голоса и права выставлять свою кандидатуру на выборах». 1

Конституция РФ закрепляет избирательные права граждан в пунктах 2 и 3 статьи 32:

2. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирательные права граждан, их активное и пассивное избирательное право регулируется множеством нормативно-правовых актов как общефедерального, так и регионального значения. Самые главные из них: федеральный закон от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», федеральный закон от 21 июня 1995 года «О выборах в Государственную Думу Федерального собрания РФ» и федеральный закон от 17 мая 1995 года «О выборах Президента РФ».

В субъектах РФ избирательные права регулируются местными нормами права, в некоторых из них они кодифицированы. Избирательные права граждан являются базовой для осуществления народного суверенитета, на участие и соучастие в управлении государственными делами, формирования представительной демократии.

Самое большое значение избирательного права в демократическом государстве заключается в том, что это единственный способ проявления народной воли, когда возникает необходимость смены правления из-за неблагого управления существующей власти. Как сообщается в докладе Комиссии по правам человека при Президенте РФ «О соблюдении прав человека и гражданина в РФ в 1999 году», основные формы и виды нарушений избирательных прав в России сохраняются все последние годы, несмотря ни на какие изменения законодательства, критику или призывы к чистым и честным выборам. Так, на последних выборах в Государственную Думу нарушения допускали сами избирательные комиссии. Были установлены и факты наличия фальсифицированных избирательных бюллетеней в пользу определенных кандидатов и избирательных объединений, устранение наблюдателей при подсчете голосов, отказ в выдачи копий протоколов голосования, оставление ряда жалоб и заявлений без реагирования, нарушение сроков их рассмотрения, принятие необоснованных решений по жалобам и заявлениям, а также немотивированных решений по вопросам регистрации кандидатов в депутаты, избирательных объединений и блоков. Подобного рода нарушения были и в деятельности участковых избирательных комиссий Тюменской области, Саратовской области, Республики Башкортостан, окружных избирательных комиссий Хабаровского края, Астраханской, Тульской и других областей. 1

Самым ярким доказательством того, что увлечение правотворчеством и множественность нормативно-правовых актов не только не способствует нормальному правовому регулированию общественных отношений, но скорее запутывает и усложняет обеспечение и защиту этих прав, служит избирательное право. В настоящее время количество различных федеральных и региональных законов о выборах достигает почти трехсот. В этом противоречивом, разномастном, несостыкованном множестве законов никто не способен разобраться, да никто и не разбирается. Зато возникает масса лазеек для нечестных, грязных технологий для злоупотреблений, подтасовок, фальсификаций и прочего. Именно поэтому, все последующие годы для оценки российских выборов любого уровня подходит лишь одно определение: «хроника абсурда».

Во время написания этой темы пришла информация о ходе выборов Президента Кабардино-Балкарии 2002 года. Сбором подписей по выдвижению действующего Президента Кокова занимались учителя и милиционеры. Студентов университетов заставили сдать паспорта в деканаты и им было объявлено, что, если они не проголосуют за Кокова, то будут отчислены. Агитацией за Кокова в рабочем режиме занимались руководители государственных органов: главы администраций, члены парламента, министры, премьер-министр и его заместители.

МВД республики и все его структурные подразделения стали группой поддержки Кокова. Министр Шогенов провел совещание с руководителями служб и подразделений, где обязал подчиненных обеспечить голосование всех сотрудников за Кокова. Цинизм стал нормой поведения, и милиционеры в своих рапортах подобострастно докладывали о проведенных ими агитационно-массовых мероприятиях по обработке избирателей. Через дежурную часть МВД пошла директива, адресованная всем Шогеновым также голосовать за Кокова. В Нальчике был проведен сход рода Шогеновых, где было принято аналогичное решение. На участках для голосования наблюдатели задерживали избирателей с уже заполненными и отмеченными в пользу Кокова избирательными бюллетенями, заверенными печатями избиркомов. 1

При этом попиралась главная цель выборов – выявить волеизъявление народа и создать благое управление. Но здесь явно присутствует и нарушение другого важного права «необходимого в демократическом обществе» - это равный доступ к государственной службе.

Но далее в «правовом» государстве под названием Россия произошли невероятные изменения. Поразмыслив над «несовершенством» воли народа и потому даже не поинтересовавшись его мнением, верховное руководство России произвольно решило отметить выборы глав субъектов Федерации и перейти к их назначению. Правда, такой оборот событий, противоречит Конституции РФ, но оказалось, что это не может взволновать ни народ, ни его представителей в Федеративном Собрании, ни политическую элиту или партии. Таким образом Россия ХХI века, отказавшись от несовершенной выборной системы, которую следовало усовершенствовать, перешла к единоличному и авторитарному правлению прошедших эпох.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления и т.д.

Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается:

    активное избирательное право - право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления;

    пассивное избирательное право - право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранны­ ми в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Источники избирательного права Российской Федерации:

    Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

    федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

    указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администрации и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения вы­ боров.

Некоторые вопросы избирательного процесса регули­руются постановлениями Государственной Думы и Цен­тральной избирательной комиссии.

Избирательное право Российской Федерации базируется наосновных гарантиях избирательных прав граждан Рос­сийской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъ­явление граждан на выборах.

Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении определенного возраста быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос, все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Голосование на выборах в Российской Федерации тайное. Это означает, что исключается возможность какого либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Избирательные права граждан Российской Федерации имеют ряд гарантий, в качестве которых выступают разные стороны организации и проведения выборов.

Лекция № 17

Местное самоуправление

Попытку провести реформу местного самоуправления предприняло после февральской революции 1917 года Временное правительство, приняв 21 мая 1917 г. Закон о земской реформе. Однако осуществить эту реформу в полной мере не удалось: последовала Октябрьская революция 1917 года.

Казалось бы, традиции местного самоуправления дореволюционной России должны были получить свое развитие в практике государственного строительства Советской России. Ведь социалистическая революция, согласно К. Марксу, знаменует собой процесс обратного поглощения государственной власти обществом. А в организации местного самоуправления наиболее ярко выражается идея приближения власти к народу.

Однако идея местного самоуправления, предполагающего известную децентрализацию общества, самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по своей природе государством централизованным.

В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Все Советы (включая и местные Советы) выступали как звенья единой системы, высшим организационным принципом которой являлся демократический централизм, допускающий лишь формально самостоятельность на местах, но в действительности проявляющийся в централизации и концентрации государственной власти в высших эшелонах системы государственных органов. Муниципализм отвергался как буржуазный принцип, неприемлемый для советского государства.

Интерес к идее местного самоуправления возрос во второй половине 80-х г.г., что было связано с началом реорганизации государственной власти в нашей стране. При этом надо иметь в виду, что попытка путем принятия в 1990 г. союзного и в 1991 г. российского законов о местном самоуправлении, ввести местное самоуправление «сверху», не реформируя по сути прежнюю систему местного управления, не дала ожидаемых результатов. Но вместе с тем, Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 г. и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г. сыграли важную роль в становлении и развитии начал местного самоуправления в нашей стране: они ввели понятие муниципальной собственности, повысили роль суда в защите прав субъектов местного самоуправления и т.д. Соответствующие изменения были внесены и в Конституцию СССР, а затем и в Конституцию РСФСР.

Осенью 1993 г. начался новый этап реформирования местного самоуправления, осуществление которого началось с издания ряда Указов Президента Российской Федерации.. Выборы новых представительных органов местного самоуправления (собрание представителей, дума и т.д.) в основном состоялись в 1994 году.

Новая Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление в РФ, выступает в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса реформирования системы местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы; конституции, уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ, а так же уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно по существу считать Европейскую Хартию о местном самоуправлении: ее основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательств о местном самоуправлении.

В развитии правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить три периода: первый период продолжался с 1990 – 1992 г.г. по октябрь – декабрь 1993 г., второй – с октября – декабря 1993 г. по сентябрь 1995 г. и, наконец, нынешний, третий период развития правовой основы местного самоуправления начался с 1 сентября 1995 г. – в этот день вступил в силу Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., развивающий конституционные положения о местном самоуправлении.

Российский закон о местном самоуправлении в отличие от союзного закона ввел в понятие местного самоуправления такой важный его признак как собственная ответственность населения, берущего на себя право самостоятельного решения вопросов местного значения. Данный закон использовал так же понятие «муниципальная собственность», в то время как союзный закон – понятие «коммунальная собственность».

Закон содержит специальную статью 62 «О формировании правовой основы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом». В ней содержаться положения, адресованные Правительству РФ, о разработке и представлении на рассмотрение Государственной Думе:

Проектов федеральных законов, обеспечивающих приведение законодательства РФ, в том числе налогового и бюджетного, в соответствие с данным ФЗ;

Проектов законодательных актов, обеспечивающих правовую защиту органов местного самоуправления;

Проектов законодательных актов, устанавливающих ответственность, в том числе уголовную, за воспрепятствование осуществлению прав граждан на местное самоуправление, включая ответственность за нарушение установленных сроков проведения выборов органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

Местное самоуправление в Мурманской области

Мурманский городской Совет 21 созыва – последний в централизованной системе Советов советского периода – был избран в марте 1990 года. Выборы в местные Советы в то время (а тогда к местным относились сельские, районные, городские и областные Советы) впервые проводились по достаточно демократичным правилам: в избирательных округах баллотировались несколько кандидатов в депутаты (ряд кандидатов были выдвинуты действительно инициативными группами, а не по указке сверху).

Всего в Совет были избраны 150 депутатов. 14 мая 1990 года Мурманский городской Совет собрался на свою первую сессию (заседание).

Полномочия Советов на территории Мурманской области, как и везде в стране, в то время определялись Законом «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Этот закон в целом закреплял единую иерархическую систему Советов, однако, децентрализация власти, предусмотренная этим законом, была по тем временам очень существенная. Впервые провозглашается как бы отделение государственной власти от местного самоуправления. Именно в период полномочий Мурманского городского Совета 21 созыва началась реформа местного самоуправления.

Однако вскоре Указами Президента РФ от октября – декабря 1993 г. вся полнота власти на местах передана главам администраций, совершенно четко оформлена административная идеология ограничения представительных органов местного самоуправления и сохранена жесткая «вертикаль» исполнительной власти. Полномочия представительных органов местного самоуправления сведены до минимума.

В Мурманской области, а особенно в городе Мурманске, ситуация в тот период еще более усугубилась, так как 20 октября 1993 года решением 14-ой внеочередной сессии Мурманского городского Совета Совет самораспустился. Город на три года лишился представительного органа местного самоуправления.

Закон Мурманской области «О выборах в представительные органы местного самоуправления» был принят областной Думой только в январе 1996 года.

К тому времени в Мурманске на общегородском референдуме в декабре 1995 года (одновременно с выборами депутатов Государственной Думы) был принят важнейший документ – Устав города-героя Мурманска (Устав города-героя Мурманска принят на городском референдуме 17.12.95, зарегистрирован Управлением юстиции 05.08. 96). В Уставе города были определены и закреплены общие положения, принципы, формы, система и структура местного самоуправления, организация деятельности по решению задач социально-экономического развития города, защите прав и интересов жителей города.

Уставом было установлено, что представительным выборным органом местного самоуправления в системе органов местного самоуправления города является Мурманский городской Совет. Совет состоит из 22 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права населения сроком на 4 года.

Таким образом, к январю 1996 года нормативная база, позволяющая создавать представительный орган местного самоуправления в Мурманске, а в последствии, после принятия Уставов других муниципальных образований области, была, наконец, создана.

Уставом города-героя Мурманска Мурманскому городскому Совету установлены следующие полномочия:

    Городской Совет обладает правом выступать от имени всего населения города в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти, иными государственными и общественными организациями в пределах своей компетенции.

В исключительном ведении городского Совета находятся:

    Принятие общеобразовательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом города;

    Утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении;

    Установление местных налогов и сборов;

    Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

    Контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом города.

К компетенции городского Совета отнесены и другие полномочия:

    Право законодательной инициативы в Мурманской областной Думе;

    Внесение изменений в Устав города;

    Принятие решений о внесении изменений в административно-территориальное устройство города;

    Принятие нормативных актов, регулирующих вопросы городского значения;

    Организация выборов в органы местного самоуправления в соответствии с законодательством;

    Назначение даты выборов в органы местного самоуправления и проведения местного референдума;

    Решение вопроса о передаче части функций городского самоуправления исполнительному органу местного самоуправления;

    Контроль за выполнением решений Совета предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями независимо от подчиненности и форм собственности, заслушивание по этим вопросам соответствующих руководителей;

    Присвоение звания «Почетный гражданин города» в соответствии с утвержденным Положением;

    Иные вопросы, отнесенные к компетенции городского Совета законодательством и Уставом.

Эти полномочия дают хорошую основу для работы представительного органа местного самоуправления. Необходимо отметить, что аналогичные полномочия предоставлены и всем остальным органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области.

Конечно, сразу после образования представительные органы местного самоуправления Мурманской области столкнулись с рядом трудностей, которые длительное время осложняли их работу.

Во-первых, они, образно говоря, образовались на пустом месте. То есть полностью отсутствовала какая-либо преемственность. Отсутствовала нормативная база по организации работы Советов (кроме Уставов муниципальных образований), не было работников аппарата. А самое главное – не было никакого опыта работы в органах местного самоуправления.

Во-вторых, длительное отсутствие представительных органов местного самоуправления наложили определенный отпечаток на психологию работников администраций муниципальных образований, предприятий и организаций.

Сложились устойчивые стереотипы порядка решения различных вопросов городского значения, которые трудно сразу преодолеть.

В-третьих, вся нормативная база по различным вопросам была утверждена администрацией города Мурманска (и аналогично администрациями других муниципальных образований области) в 1994-96 г.г и, естественно, в них не было даже упоминания о представительных органах. А сотни нормативных актов быстро пересмотреть невозможно.

Значительное место (если не главнейшее) в деятельности представительных органов местного самоуправления занимают финансовые вопросы. И важнейший из них – принятие бюджетов муниципальных образований, а так же контроль за их исполнением и отчетность.

Исполнительными органами местного самоуправления являются администрации муниципальных образований. В Мурманске – это администрация города Мурманска, осуществляющая деятельность под руководством главы муниципального образования (мэра) в соответствии с действующим законодательством и Уставом города Мурманска (ст. 30 Устава).

Закон Мурманской области "О выборах глав муниципальных образований" от 9 июня 2003 г. № 405-01-ЗМО, принятый Мурманской областной Думой 5 июня 2003 г. в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Уставом Мурманской области, Законом Мурманской области "Об избирательных комиссиях в Мурманской области" и другими законами Мурманской области устанавливает гарантии реализации гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Мурманской области, беспрепятственного и свободного осуществления конституционных прав и определяет порядок и механизм подготовки и проведения выборов глав муниципальных образований, а также иных выборных должностных лиц местного самоуправления, если они предусмотрены уставом муниципального образования и избираются населением соответствующего муниципального образования.

Администрация муниципального образования является юридическим лицом, обладает правом пользования и распоряжения муниципальной собственностью данного муниципального образования, отвечает по своим обязательствам этой собственностью, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет гербовую печать со своим наименованием, штампы, официальные бланки и расчетные счета в банке. Таким образом, имеет все признаки юридического лица, закрепленные в гражданском законодательстве.

Рассмотрим основные полномочия администрации на примере администрации г. Мурманска, закрепленные в ст. 31 Устава города:

    Разрабатывает и исполняет местный бюджет;

    Разрабатывает и организует выполнение планов и программ развития города;

    Управляет (распоряжается) муниципальной собственностью в порядке, установленном городским Советом;

    Осуществляет расходование средств внебюджетных фондов;

    Организует исполнение решений городского Совета;

    Осуществляет иные исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с действующим законодательством, Уставом г. Мурманска и решениями городского Совета.

Структура администрации г. Мурманска разрабатывается в соответствии с действующим законодательством и утверждается городским Советом.

В структуру администрации г. Мурманска входят:

    Управления административных округов (Первомайского, Октябрьского, Ленинского);

    Структурные подразделения (управления, комитеты, отделы), созданные в сферах:

Жилищно-коммунального обслуживания;

Здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

Бюджетно-финансовой деятельности;

Градостроительства и архитектуры;

Использования земли и охраны природы;

Социальной защиты населения;

Торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

Регистрации актов гражданского состояния;

Законности и порядка;

Управления муниципальной собственностью;

Поддержки предпринимательской деятельности и развития малого и среднего бизнеса;

Экономики и планирования;

Транспорта и связи;

Молодежной политики;

Защиты прав потребителей;

Информации и связей с общественностью и в иных сферах.

Лекция № 18

Административное право

Административное право - это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи организацией и функционированием системы государственно управления, в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Администрация (от лат. administratio - управление, руко- водство). Административное право призвано регулировать ос бую группу общественных отношений, которые складываются развиваются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях национально-государственного и терри- ториального деления.

Признаки

    наличие управленческого аппарата;

    исполнительно-распределительная деятельность этого аппарата;

    используемая при этом власть.

Функции органов государственного управления:

Предмет административного права составляют отношения возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ; отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления; отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т.д.).

Субъектами административных правоотношений выступают федеральные органы исполнительной власти, органы местно самоуправления, предприятия и учреждения (государственные и негосударственные), общественные объединения (организации), граждане.

Особо следует сказать о таком субъекте административного права, как государственные служащие (должностные лица). Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации» определяет, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. При этом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Метод административного права характеризуется следующими основными особенностями. В первую очередь, стоит отметить, что административно-правовой метод предполагает неравенство сторон - участников административно-правовых отношений. Сравнение административно-правового и гражданскоправового методов позволяет выявить особенности каждого и них. Гражданско-правовой метод предполагает равенство субъектов отношений, а административно-правовой метод, напротив исходит из неравенства субъектов управленческих отношений. В нем применяются отношения власти, субординационные по своему характеру.

Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны предписания. Одной стороне при этом предоставлен точно определенный объем властных полномочий, адресованных другой стороне, которая должна подчиняться предписаниям.

Административно-правовое регулирование исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной в соответствии с требованиями законов и подзаконных актов решать управленческие вопросы в одностороннем порядке. Административное право тесно связано со всеми отраслями права, но прежде всего с конституционным правом. Админи­стративное право делится на Общую и Особенную части. Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан, правовые основы организации и деятельности исполнительной власти, административно-правовой статус негосударственных организаций. Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества и государства..

Основным законодательным актом, регулирующим админи­стративные правоотношения, является Кодекс Российс­кой Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, вступивший в действие с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 1 данного Закона, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кроме этого, к источникам можно отнести приказы и постановления министерств и ведомств, распоряжения и постановления органов местного ca­моуправления (городских и районных администраций), а также приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

Характеристика административно-правовых отношений:

Административно-правовые отношения определяются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложенными на него задачами реализует свои властные полномочия. Наличие властных полномочий у одной из сторон является необходимым условием возникновения административных отношений.

Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т.е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания.

Поэтому административные отношения называют властеотношениями.

Эта особенность определена внешними приоритетами государственно-управленческой деятельности и в конечном счете является главным условием функционирования всего административно-государственного аппарата.

Если на каком-то этапе управления принцип «власть - подчинения» не срабатывает, значит, вся система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о замене вышедшего из подчинения звена административной цепочки.

Так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле, то всегда есть сторона, обладающая вла­стными полномочиями по отношению к другой стороне, не име­ющей таких полномочий и находящейся в подчинении у первой.

Для возникновения административных отношений достаточ­но воли одной из сторон (а именно стороны, которая обладает властными полномочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административные отношения из всех других правоот­ношений, которые, как правило, возникают по взаимному со­гласию сторон.

Возникающие в административно-правовых отношениях спо­ры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отли­чие от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях. Существует особый админист­ративный порядок обжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюда­ется тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.

Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой сторо­ной, а непосредственно перед государством. Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управлен­ческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складыва­ются административно-правовые отношения, в конечном счете сводится к осуществлению функций, направленных на организа­цию совместной деятельности людей.

и виды административных взысканий:

Нормы административного права обязательны для всех лиц на которых направленно их действие. В случае несоблюдения норм административного права наступает административная oответственность.

Административная ответственность наступает при совершении административного правонарушения (проступка). Административный проступок - это посягающие на общественный порядок противоправные, виновные (умышленное или неосторожное) действия или бездействия, которые запрещены административным законодательством.

За совершение административных правонарушений могу устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

    предупреждение;

    административный штраф;

    возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    административный арест;

    административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    дисквалификация;

Особенности административной ответственности состоят в ее основании, характере санкций, порядке их применения:

1) в наложении административного взыскания;

2) менее суровой, чем уголовная, и не влекущей судимости ответственности;

3) применении органом (должностным лицом), которому нарушитель не подчинен по службе;

4) в более простой и оперативной, чем в уголовных и гражданских процессах, процедуре рассмотрения дел. Административная ответственность по сравнению с уголовной имеет свой круг субъектов, правомочных рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях. Если уголовные наказания назначаются только по обвинительному приговору суда, то административные взыскания налагаются весьма значительным кругом субъектов, перечень которых закреплен в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Предупреждение - мера административного наказания выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

    минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения

    стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

    сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению бюджет в полном объеме в соответствии с законодательство Российской Федерации.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено считается имеющим взыскание в течение установленного срока. Применять административные взыскания могут должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления.

Административное законодательство, согласно Конституции РФ, находится в совместном ведении Российской Федерации субъектов РФ (ст. 72 Конституция РФ). Это означает, что ответственность за совершение административных правонарушений может быть установлена и нормативными актами субъектов РФ.

Административное право занимает особое место в системе права Российской Федерации. Если конституционное право закладывает основные принципы деятельности государственного механизма, то административное право приводит этот механизм в действие, непосредственно закрепляет существующую систему органов исполнительной власти, регулирует государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами.

Лекция № 19

Бюджетная система Российской Федерации



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация