Типичные экспертизы назначаются при расследовании краж. Как раскрыть кражу, особенности расследования квартирных краж. Данные о личности субъекта кражи

Главная / Земля

Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами.

Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие.

Прекращение детско-родительского контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.).

Существенное влияние на ребенка оказывает согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются гораздо чаще. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи.

Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.).

Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций. Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

Существуют варианты взаимоотношений, мешающие нормальному развитию личности ребенка.

Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей Среды, стимулирует усвоение положительного примера.

Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции. Особая роль принадлежит психолого-педагогической культуре родителей, которая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей мере, чем любой иной его форме.

Личностной особенностью младших школьников может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, если родители все время говорят ребенку о том, что он не сможет наверстать упущенную программу, у ребенка возникает тревожность, страх отстать от одноклассников, остаться на повторное обучении, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют нереально - завышенные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей:

· желанию бездумно следовать указаниям взрослого;

· действовать только по образцам и шаблонам;

· боязни проявить инициативу;

· формальному усвоению знаний и способов действий;

· боязнь идти к чему-то новому;

· браться за новое дело;

· ставить перед собой какие-либо цели и добиваться их.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт.

Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Родители, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

1. Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными" . Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий. Как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

3. «Уход от реальности» . Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

В кризисном состоянии почти всегда кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то все одно выход есть -- человек способен изменить свое отношение к тому, что случилось.

Поскольку успех в решении сложной жизненной ситуации зависит прежде всего, от самого человека. Рассмотрим отношения ее к собственным возможностям решить конфликт, преодолеть напряженность, уменьшить тревогу. Прежде всего, определимся с пониманием понятия «самореабилитация».

Реабилитация в личностном контексте -- это активизация функций конструктивно-положительного приспособления к социуму после преодоления сложной жизненной ситуации. Это восстановления на более высоком качественном уровне, если человек становится способным конструктивнее одолевать трудность, чем к началу психолого-реабилитационных влияний.

В отличие от реабилитации как профессиональной помощи человеку, который попал в жизненную кризисную ситуацию, самореабилитация направлена на самостоятельную работу человека с собою в сложных жизненных обстоятельствах, которые нельзя назвать еще кризисными. Самореабилитация -- это самопомощь в продуктивном преодолении внутренних и внешних препятствий, выходе из затруднительного положения, возвращение во временно утраченную траекторию жизненного пути .

Такая психологическая помощь оказывает содействие раскрытию субъективного потенциала человека, стимулирует самостоятельные поиски внутренней целостности, гармоничности, новых возможностей саморазвития, самоосуществление, облегчает разработку индивидуальных стратегий преобразования проблемной ситуации, устаревшего, хронического конфликта, болезненного состояния на этапы личностного взросления, приближение к себе, к собственной сущности.

Обсуждая ситуацию развития ребенка, некоторые специалисты сбрасывают со счетов характер супружеских отношений, как будто они никак не причастны к психическому состоянию детей. Тем не менее, дети и их родители не живут, разделенными непроницаемой перегородкой. Поведение отца и матери по отношению друг к другу есть такая же реальность, как и отношение родителей к ребенку.

Основные типы нарушений

семейных взаимоотношений.

Обсуждая ситуацию развития ребенка, некоторые специалисты сбрасывают со счетов характер супружеских отношений, как будто они никак не причастны к психическому состоянию детей. Тем не менее, дети и их родители не живут, разделенными непроницаемой перегородкой. Поведение отца и матери по отношению друг к другу есть такая же реальность, как и отношение родителей к ребенку.

Осмысляя происходящее вокруг него, ребенок вглядывается и вдумчиво вслушивается не только в то, что родители ему демонстрируют, но и в то, что те наверняка хотели бы скрыть от чуткой детской души. Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. И дело тут не только в том, что ссорящиеся между собой родители не создают в семье необходимой ребенку теплой, приветливой и безопасной атмосферы или, что ссорящиеся родители не уделяют должного внимания воспитанию детей, что их требования непостоянны, необоснованны и случайны, но и в своеобразии восприятия ребенком человеческих взаимоотношений.

Семей без конфликтов не бывает, в каждой хоть изредка, да возникает неудовлетворенность браком. Это естественно. Противоречия побуждают к изменению, к поиску более удовлетворяющих отношений. В общем, они — двигатель прогресса семьи. Однако нередки случаи, когда нерешенные проблемы укореняются, потому что на них закрывают глаза, их игнорируют, маскируют и от себя, и от других. Возникает иллюзия, что, если делать вид, что все хорошо, проблемы сами собой исчезнут. Скрываемое трение в семейных отношениях со временем все больше их «изнашивает» и наносит вред и самим супругам, и их детям — проблемы требуют решения, а не хранения за раскрашенным в праздничные цвета фасадом семейного благополучия.

Говоря о нарушений взаимоотношений в семье, можно выделить несколько основных типов, правда, обязательно необходимо учитывать, что любые границы в таком сложном вопросе всегда будут оставаться весьма условными, и вряд ли кто-нибудь решится сказать, что вот эта семья, безусловно, относится к пятому пункту представленной ниже классификации.

  1. Соперничество. Каждый из нас встречал такие семьи. Основной вопрос в них: кто главный? Напрямую этот вопрос может никогда не ставиться и не задаваться. Его «реализация» протекает в различных и чрезвычайно изменчивых формах, начиная от фельетонного: «Кто будет мыть посуду?» до трагичного: «Кто виноват в его (или ее) смерти?»

Жизнь такой семьи — это постоянная конкуренция. Муж стремится заработать деньги не столько для того, чтобы поднять благосостояние семьи, сколько для того, чтобы доказать, что он «главный кормилец», и поэтому имеет право на ряд материальных и моральных привилегий. Жена может «самоутверждаться» в ущерб семейным интересам, болезненно ревновать или заводить романы на стороне (опять же не для собственного удовольствия, а чтобы показать, что и она тоже не лыком шита). Довольно быстро в конкурентную борьбу включаются и дети. Они отвоевывают свое место под солнцем всеми доступными им путями. Именно в таких семьях очень часто растут «болезненные» и «нервные» дети, которые вследствие своей болезненности выигрывают в борьбе за внимание матери. Если детей несколько, то именно в таких семьях нормальный уровень конкуренции между братьями и сестрами возрастает до небес, и само соперничество приобретает гипертрофированные, патологические черты. Именно здесь старший ребенок начинает снова какать в штанишки при рождении младшего, а в более старшем возрасте говорит, таинственно понизив голос: «Хочу, чтоб его не было!»

  1. Псевдосотрудничество. В таких семьях все хорошо, пока все хорошо. Если все члены семьи имеют хорошую работу, уровень благосостояния достаточно высок и все более-менее здоровы, то жизнь такой семьи протекает вполне стабильно и благополучно. Все довольны друг другом, демонстрируют достаточно высокий уровень взаимопонимания и сотрудничества в решении различных текущих проблем и ситуаций. В этой семье практически нет внутренних конфликтов и напряжений, и она годами может существовать без единой серьезной ссоры или скандала.

Но если из-за каких-то событий извне семейная лодка вдруг зашаталась и накренилась, члены такой семьи, вместо того чтобы сплотиться между собой и вместе отразить наступающую опасность, вдруг начинают ссориться, обвинять друг друга и этим, естественно, усугубляют возникшую ситуацию. Именно в таких семьях тяжелая болезнь ребенка или кого-либо из членов семьи часто приводит к разводу. Именно здесь стресс от потери работы или иного снижения социального статуса усугубляется насмешками и отвержением со стороны близких людей. Именно здесь главным защитным сооружением является крепостная стена, отгораживающая стабильность такой семьи от внешнего мира. Внутренних укреплений и бастионов у такой семьи нет. Если внешняя стена рухнула, надеяться не на что. Дети в таких семьях подвергаются огромному риску нервно-психических расстройств. Пока все хорошо, семья кажется им образцом любви, спокойствия и стабильности. Когда вдруг все в одночасье рушится, они ничего не могут понять, механизмы психологической защиты у них сформированы плохо, и в результате они либо заболевают, либо проникаются уверенностью в том, что мир бессмысленно жесток и верить в нем нельзя никому.

  1. Изоляция. Жизнь такой семьи — это вопрос границ. Все проблемы решены тем, что каждый член семьи соорудил свой индивидуальный психологический кокон и теперь ревниво оберегает его целостность. Мифы такой семьи — это рассказы о ценности индивидуальности, о недопустимости вмешательства в личную жизнь человека, об уважении к правам личности. Во время конфликтов в таких семьях часто звучат фразы:

— Не лезь в мою жизнь! Какое тебе до меня дело! Я имею право на… !

Конфликты, естественно, и происходят при случайном или сознательном нарушении этих самых границ. Очень трудным испытанием для таких семей бывает подростковый возраст детей. С ранних лет приученные к замкнутости, неискренности отношений, а то и попросту лживые дети во время своей подростковости как бы «мстят» своим родителям, демонстрируя им утрированный вариант их собственного поведения, еще не смягченный интеллектуальной и социальной зрелостью.

  1. Эмоциональное отчуждение. Такая семья для посторонних часто выглядит совершенно благополучной. Члены семьи вполне удовлетворительно сотрудничают между собой, сплачиваются и объединяют усилия перед лицом общей опасности, конструктивны и последовательны в воспитании детей. У них почти не бывает супружеских скандалов или острых конфликтов со старшим поколением. Но все это происходит на фоне как бы постоянной сниженности эмоционального фона. Жена в такой семье на вопрос: «Любите ли вы своего мужа?» — обычно отвечает: «Я его уважаю» или «Он хороший человек». Муж обычно имеет постоянную любовницу, причем, как правило, это не столько партнер для сексуальных игр или объект повышения престижа, сколько подруга, человек, с которым можно поговорить о том, что творится в душе. Жена для этих же целей обычно использует подружек-одноклассниц или соседей.

Дети в таких семьях, как правило, вырастают без серьезных социальных отклонений, уважая закон и внешнюю благопристойность, и не имея при этом никаких четких моральных принципов. В дальнейшем они создают свои семьи по той же схеме, которую наблюдали в родительской семье. Убедить их в том, что возможно что-то еще, чрезвычайно трудно. Обычно такие дети не верят в «верную дружбу» и «вечную любовь», считают все это сказками, придуманными для развлечения.

  1. Симбиотические семьи. В этих семьях на первый план выступают отношения тесного психологического слияния, симбиоза. Кто-то без кого-то совершенно не может жить, жертвуя (обычно, совершенно добровольно) частью своей личности для создания этого «единства». Очень часто такая картина наблюдается в неполных семьях, где мать, отказавшись от личной жизни, совершенно растворяется в своих детях (ребенке). Маленький ребенок при этом буквально купается в любви и принятии, но, подрастая, начинает тяготиться зависимостью от матери. Далее события могут развиваться по-разному. Ребенок может «рвануться», освободившись сам, но при этом, оставив кровоточащую рану в душе матери, которая в буквальном смысле отдала ему всю свою жизнь, и сосущее чувство вины в собственной душе. А может отказаться от мысли быть «таким жестоким», одновременно с этим отказавшись и от собственной дальнейшей индивидуализации. Такой сын, уже имея собственную семью, будет доводить жену, откладывая решение важнейших вопросов до выяснения «что скажет мама». Такая дочь будет с удивлением наблюдать напряженнейшие взаимоотношения мужа и его тещи, не отдавая себе отчета в том, что на большинство окружающих ее вещей и людей (в том числе и на собственного мужа!) она смотрит глазами матери.

Иногда (гораздо реже) симбиотические отношения наблюдаются и в супружеских парах. Если они удовлетворяют только одного из супругов, то, как правило, заканчиваются разводом. Если же симбиоз двухсторонний, то сторонние наблюдатели с изумлением видят ту самую «идеальную любовь», о которой любят писать в романах. Общаться с такой парой обычно невыносимо скучно, так как они эмоционально однообразны и замкнуты друг на друга. Дети в таких семьях часто чувствуют себя эмоционально обделенными.

Однако потом, повзрослев, эти самые дети долго (и часто безуспешно) ждут или ищут своих «принцев» и «принцесс», упрямо веря во всевозможные «алые паруса» и искренне наслаждаясь любовными коллизиями мыльных опер.

  1. Гиперпротективные семьи. В таком типе семей кто-то из членов семьи (как правило, ребенок, но встречаются и иные варианты) пользуется совершенно неограниченными правами и претендует на львиную долю благ и внимания. У этой позиции могут существовать рациональные объяснения: «Он еще маленький», «Он тяжело болен», «Он много работает», а может и не быть вообще никаких объяснений. Кроме того, ситуация может сохраняться, а объяснения меняться.

Показателен следующий пример . Когда в одной семье родился ребенок, все силы и возможности были брошены на удовлетворение его потребностей. Четверо взрослых людей буквально выходили из себя, чтобы не упустить какое-нибудь желание малыша. В ответ на упреки окружающих: «Вы же так его избалуете!» — родители мудро улыбались и отвечали: «Маленьких детей нужно любить!» В возрасте пяти лет до того здоровый ребенок перенес тяжелый мононуклеоз. После этого все силы семьи были брошены на программу реабилитации. Объяснение теперь звучало так: «У нас же больной ребенок!» Потом ребенок учился в школе, где ему было трудно (еще бы!), потом в училище («там такая напряженная программа!»), потом ему помогли избавиться от армии, но он так перенервничал, что должен был год «отдохнуть»… Теперь здоровый двадцатипятилетний парень время от времени где-то работает, но нигде не задерживается, потому что ему «не подходят условия». Основную часть времени он находится на иждивении у родителей, смотрит телевизор и гуляет с приятелями по барам. Постаревшие родители называют это «поисками себя».

Что же делать, если в одном из вышеизложенных описаниях Вы узнали себя? Прекрасно, первый шаг к избавлению от проблемы Вы уже сделали! Вы осознали, ЧТО в Вашей семье идет не так, а значит, сознательно можете увести Вашу семейную лодку подальше от скал. Любая проблема имеет два пути решения – направить отрицательную энергию в благое русло или скомпенсировать ее положительной.

Если Вы нашли в Вашей семье черты соперничества , то можете Ваш соревновательный дух направить на спортивные состязания, командные игры. Летом можно играть в бадминтон, волейбол, хорошо помогает выбросу отрицательной энергии обид игра в пейнтбол. Можно устроить турнир по футболу между семьями, эту в свою очередь поможет сплотить Вашу семью. Кроме этого можно устраивать различные семейные творческие вечера, где каждый член семьи должен подготовить какой-то номер. Или отметить праздник какой-нибудь национальной культуры, где каждому отведена своя роль, например, мама готовит ужин в рамках кухни выбранной страны, ребенок оформляет дом или костюмы, а папа рассказывает интересные факты о традициях этой культуры. Последний вариант также поможет формированию теплого климата и единства между Вами. Второй путь избавления от проблемы подразумевает поиск согласия и единства между членами семьи. Этому помогут различные общие мероприятия, поездки, походы в кино, театр, гости, но более мирного характера, чтобы не культивировать соперничество, а показать, как хорошо жить в мире и согласии.

Если Вам оказалась более близка модель псевдосотрудничества , то Вам необходимо укрепить связи между членами, тогда Вашей лодке не будут страшны никакие бури. Попробуйте больше общаться по душам, делиться мечтами, планами и главное во всем поддерживать друг друга. Можно вместе смотреть фильмы, читать книги, а потом их обсуждать. Сделайте вместе ремонт, совместно разработав перед этим дизайн. Нарисуйте вместе картину и повесьте ее на стену, чтобы она всегда напоминала о единстве Вашей семьи.

Если Вы заметили в Вашей семье признаки изоляции, тогда Вам нужно как можно больше времени проводить вместе, советоваться друг с другом по разным поводам и прислушиваться к этим советам, не бояться впустить другого человека в свой внутренний мир. Так же Вам будут полезны рекомендации для семей с моделью псевдосотрудничества.

Для семей, живущих по принципу эмоционального отчуждения , можно посоветовать устроить экстремальное приключение: отправиться в поход в горы, путешествие на байдарках, прокатиться внутри большого зорба, покататься на лошадях, повеселиться в аквапарке, т.е. совместно заняться тем, что вызовет всплеск эмоций, потому, что это именно то, что не хватает Вашим отношениям. Новые ощущения помогут растопить лед между Вами и приведут к сплочению. Ну, а после этого необходимо будет стать друзьями. Возможно, Вы считаете, что эмоциональная сдержанность, отношения, построенные на принципе делового общения, более стабильны и надежны, а лишние эмоции ведут лишь к скандалам. Но на самом деле Вы попросту лишаете своих самых близких людей тепла Вашей души, а себя – их тепла. Попробуйте начать новую, полную любви и привязанности семейную жизнь, а Ваши дипломатические качества и сдержанность используйте при разрешение разногласий.

Если Ваша семья имеет характер симбиотических отношений, то Вам нужно научиться независимой жизни. Найдите себе хобби, то что бы приносило Вам радость, занятие, время за которым пролетало бы незаметно, заставляя забыть обо всех заботах. Если Вы не знаете, что могло бы приносить Вам такую радость, вспомните свое детство, чем Вам нравилось заниматься тогда. И начните экспериментировать! Рисуйте, лепите, выжигайте, вырезайте, пишите, танцуйте, займитесь спортом! Найдите себя, реализуйтесь, как личность, и тогда Вы сможете отпустить близкого человека, дать ему вздохнуть свободно, реализовать свои потенциалы.

Если Ваша семья имеет гиперпротективный вариант, то Вам просто необходимо вспомнить о… себе! То, что Вы у себя единственный(-ая) и больше такого человека не было, нет и никогда не будет во всей вселенной! А потому нужно себя любить и заботиться о себе. Побалуйте себя тем, чего давно лишали, устройте выходной, сходите с друзьями в кино, просто отдохните дома за любимым фильмом или книгой. Не нужно, конечно, забывать и о близких, любите их с не меньшей силой и заботой, но не забывайте и себя. Это важно. Если хотите, чтобы Ваша семья любила Вас, подайте им пример – полюбите себя сами.

Цели: рассмотреть и изучить типы семейных отношений, типы проблем характерные для семей; определить влияние семьи на подростка; сформировать правила предупреждение конфликтов между супругами.

Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.

Место проведения: школьный класс.

Время проведения: 45 мин.

План:

1.Вводная часть:

  • орг. момент;
  • опрос

2.Основная часть:

  • изучение нового материала

3. Заключение:

  • повторение;

Виды семейных союзов и нарушение семейных отношений.

Семья – это малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связей.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности.

В семье каждый человек индивидуален и неповторим: члены семьи по-разному видят и оценивают свою семейную жизнь. Это определяет особенности семьи, ее тип, который определяется таким показателем как качество семейных отношений.

Как уже отмечалось, тип семьи определяется качеством семейных отношений, которые включают следующие фазы:

1. Выбор партнера.

2. Романтизация отношений. На этой стадии влюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в партнере только достоинства, смотрят друг на друга «сквозь розовые очки». Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве. Если мотивация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера, которые в начале как бы не замечались, затем могут восприниматься гипертрофированно.

3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров вырабатываются правила, определяющие – кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Много повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся недостаточно эффективными.

4. Стабильность/изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом или попробовать создать новое. В нормально функционирующей семье тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. Если происходит ригидная фиксация правил в семье, то становятся стереотипными и монотонными.

5. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности/неудовлетворенности прожитыми годами. Основной итог этой фазы – это решение вопроса о том, был ли брак подлинным (гармоничным и желанным) или случайным.

Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных значимых для индивида, то есть они играют ведущую роль в системе взаимоотношений личности, кроме того, они многосторонни и зависимы друг от друга. Сфера досуга, домашнего хозяйства, эмоциональных и сексуально-эротических взаимоотношений тесно связаны, внесение хотя бы в одну из них даже незначительного изменения вызывает изменения в других сферах.

На протяжении всего жизненного цикла семья сталкивается с различными трудностями, неблагоприятными условиями – все это приводит к нарушениям в жизни семьи (нарушения функций семьи, а также супружеские отношения).

Какие же типы проблем характерны для семей?

1. Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга. Каждый член семьи, так или иначе, представляет ее себе. Отчасти его представления точны, отчасти искажены и не полны. Однако, вне зависимости от их истинности, они играют огромную роль в жизни семьи. Важность понимания семейных представлений (внутренней картины семьи) признается как отечественными, так и зарубежными учеными, притом самых различных направлений. Некоторые из них считают, что искаженное представление человека о себе и своих отношениях с другими людьми – это чаще всего следствие самых различных семейных проблем.

2. Нарушение процесса коммуникации. Нарушение представлений о другом члене семьи рассматривается как один из важных источников нарушения коммуникативного процесса. Межличностная коммуникация требует от общающихся хорошего представления о личности друг друга. Искаженное представление о другом члене семьи может выступать в качестве серьезного барьера взаимопонимания при информационном общении. Взаимопонимание между супругами рассматривается как одна из важнейших предпосылок стабильности семьи. В процессе коммуникации возникают расхождения между посылаемыми и получаемыми сообщениями, так как один говорящий – слушающий не может овладеть всеми потенциальными возможностями каждого слова.

3. Нарушение механизмов интеграции семьи. По-настоящему семейный человек знает, что вся его жизнь тесно связана с жизнью его семьи, его досуг неразрывен с досугом семьи, многие важные для него потребности удовлетворяются именно в семье, то есть можно говорить об интеграции индивида с семьей. Нарушение механизмов интеграции выражается в тенденции раздельного удовлетворения своих потребностей (отсутствие общего хозяйства, раздельный отдых, денежные средства, компании). Кроме этого, снижается взаимное доверие (доверие в кредит), нет ощущения, что если я что-то делаю для себя, то я делаю и для другого. Причинами нарушений семейной интеграции являются:

а) характерологические особенности супругов, мешающие формированию симпатии и эмпатии друг к другу;
б) неосознанные установки (наивно-психологические представления);
в) отсутствие у членов семьи навыков по выявлению качеств, вызывающих симпатию.

4. Нарушение структурно-ролевого взаимодействия. Для выполнения семейных функций необходима определенная организация семьи. Конкретной социально-психологической формой организации жизнедеятельности семьи является структура, существующих в ней ролей. Она определяет, что, кем, в какой последовательности должно делаться. Под «ролью» понимается «нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений». Понятие «роль» включает в себя также санкции и нормы. Семейные роли делятся на конвенциональные и межличностные. Конвенциональные – это роли, определенные правом, моралью, традицией для любого человека (право любой матери по отношению к детям и детей по отношению к матери). Межличностные роли в большей степени зависят от конкретных личностных особенностей семьи (роль любимчика может играть как больной ребенок, так и одаренный). Чтобы семья функционировала должны быть выполнены определенные структурно-ролевые правила.

Правило: роли в семье должны быть распределены таким образом, чтобы давать удовлетворять свои потребности наилучшим образом. Роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика», «больного члена семьи» и другие являются патологизирующими, то есть могут приводить к нарушению жизнедеятельности семьи и травматизации ее членов. Иногда, один из членов семьи проигрывает роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна другим членам семьи. В других случаях члены семьи прямо или косвенно побуждают кого-то из семьи принять на себя такую роль. Патологизирующая роль одного из членов семьи может быть травматичной для других, а не для него самого. В настоящее время выделено немалое количество патологизирующих ролей, дано их описание. Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. предложили их классификацию. В основу ее положены два критерия: сфера жизнедеятельности семьи, нарушение которой связано с возникновением патологизирующих ролей и мотив их возникновения.

Нарушение семейных отношений – это сложная проблема, требующая комплексного, междисциплинарного изучения. В каждом индивидуальном случае семейного консультирования психолог должен опираться на различные методы и приемы, чтобы выявить данное нарушение семейных отношений и предложить систему мер по его коррекции.

СЕМЬЯ И ПОДРОСТОК .
В этом разделе я хочу рассказать о влиянии конфликтов в семье на подростка. Я думаю эту тему стоит затронуть из-за того, что конфликты в семье очень сильно влияют на психику подрастающего поколения, а эти нарушения очень сильно сказываются при формировании семьи самим подростком.
Современная статистика показывает, что чуть более половины всех вступающих в первый брак в возрасте от 25 до 29 лет — со временем часто расторгают его. У подавляющего большинства разведенных пар остаются дети, нередко уже достигшие подросткового возраста. Все больше и больше практикующих врачей-психиаторов и психологов рассматривают развод родителей как главное негативное событие в жизни подростка, источник неуверенности, замешательства болезненных переживаний. одни специалисты полагают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии совершенно залечиваются другие напротив, настаивают на том что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности подростка.
Характер влияния развода на подростков в значительной мере зависит и от характера его воздействия на самих родителей. Их умение приспосабливаться к новой ситуации- особенно если над ребенком осуществляется опека- решительным образом влияют на то, как будет проходить. Адаптация подростка. Чем больше беспокойствия испытывает мать, и отец тем больше вероятность, что душевное состояние ребенка будет нарушено.
Существуют серьёзные доказательства того, что люди, чьи родители развелись, разводятся чаще тех, кто вырос в прочной семье. Другими словами, склонность к разводам передаётся от поколения к поколению. Многие исследователи пытались разобраться в причинах этого явления. На сегодняшний день для него существует два правдоподобных объяснения. Одно из них заключается в том что дети разведенных родителей, вступая в брак, имеют уже сложившиеся представления о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям, поэтому их союз может разрушиться с большей вероятностью чем у тех кто вырос в крепкой семье. Второе объяснение основано на том, что дети разведенных родителей вступают в брак раньше детей из прочных семей. Причиной этому может быть внутренняя потребность вырваться из неблагоприятной домашней обстановки. Но, как показали исследования, ранние браки значительно чаще заканчиваются разводами.
Очевидно, что среди членов семьи супругов, повторно вступающих в брак, могут установиться довольно сложные отношения. Дети из таких семей, помимо одного из своих родителей могут иметь, в зависимости от ситуации ещё и отчима или мачеху, единокровных или сводных братьев и сестер, неродных бабушек и дедушек и прочих родственников. Сами же муж и жена, кроме общения друг с другом, должны поддерживать отношения со своими родителями, родителями супруга, а так же с прочими родственниками, в том числе возможно и по предыдущему браку. Неудивительно, что часто становление таких семей бывает непростым. Но если посмотреть с другой стороны исследователи отмечают, что муж и жена, создавшие новую семью, в большей степени дорожат браком и не хотят повторения пошлых ошибок. К тому же они уже не так молоды, более зрелы опытнее и более серьёзно относятся к своим обязанностям. Кроме того, отмечается возросшая зрелость при подходе ко многим проблемам, а также улучшение навыков общения и принятия решений, распределение обязанностей в новых семьях становились более справедливыми, чем прежде. В это разделе я надеюсь хорошо описала влияния конфликтов на детей что немаловажно в наше нестабильное время, когда заключается очень много браков по расчету. А если вдруг появляются дети то они (дети) становятся ‘яблоком раздора”, последствия скандалов в семье откладываются именно на детях, а не на ком–либо.

Предупреждение конфликтов между супругами.

Для молодых жен. Многие огорчения и даже страдания в семейной жизни связаны с тем что муж не соответствует выращенному в душе идеалу. В согласии с установившимися представлениями, большинство женщин ценят в мужчине надежность, умение принять решение в трудной ситуации, самостоятельность. Эти прекрасные качества можно усилить в любом мужчине. Однако в той семье, где жена пытается все решения принимать сама это осуществить труднее. Напрашивается вывод принимать решение единолично нецелесообразно перспективнее побуждать мужа к решениям.
Не стесняйтесь своей слабости, если вы боитесь темноты не можете носить тяжелые сумки или вбивать гвозди. Зато если муж вбил гвоздь, то праздник должен быть на всю округу. Мужественность развивается быстрее, если мужчина чаще выступает как защита и опора слабой женщины. Умение поощрять проявление способностей любимого определяет и деловую карьеру мужчины, которая во многом зависит от расположенности жены обнаруживать неустанный интерес и соучастие в его профессиональных делах. Он должен быть уверен, что найдет в жене не только заинтересованного слушателя, но и друга, который, прежде всего, попытается понять и разделить его позицию, встать на его оборону независимо от объективных обстоятельств. Содействие женщины в поддержании чувства собственного достоинства у всех членов семьи в значительной степени определяет её собственную жизнестойкость и самочувствие. Чрезвычайно украшает женщину такт и церемонность. Даже если ей хочется сказать “да” то ей не следует торопиться.
Основные жизненные ценности формируются в родительской семье. Образ, идеал любимой женщины во многом навеян воспоминаниями молодого человека об образе моей матери. И если жена хочет понять какие качества особенно ценит в ней муж полезно внимательной любовно изучать мать и бабушку мужа. То, что многие мужчины выбирают себе жену основываются на том насколько она похожа на мать – факт надежно установленный. Поэтому, зная о свойствах матери мужа можно, в какой-то степени предсказать качество которые определяют выбор этого мужчины. Не удивительно, что понимание женских качеств, которые он ценит в матери поможет жене понять и развить те качества своего характера которое особенно ценит муж. От сюда становится понятной пагубность противопоставления себе свекрови и стремление поссорить с нею мужа. Это нарушает идеальный образ жены, вносит глубокий разлад в его душевную жизнь и разрушает его психическое здоровье. Мать может ревновать сына к жене, учитывая это надо ни в коем случае учитывать возраст свекрови. Например, желательно выбирать ей подарки как женщине, а не как пожилому человеку. Если хотите сохранить мир в семье не вмешивайте в ссоры мужа со свекровью, так как подобное вторжение обидит ее какой бы не была ваша позиция. Лучше просто выражать растерянность и озабоченность.

Для молодых мужей. Для молодых мужей, говоря о причинах непонимания в семье, прежде всего надо помнить о различной доминантности мужчин и женщин. Как показали исследования, среди мужчин чаще встречаются лица с левым доминантным полушарием. Непонимание поведения женщин мужчины убеждены, что женская логика это отсутствие всякой логики. Однако это в большей степени логика чувств и отношений. Женщины интуитивно считают главным достоинством мужчины ум, логику и надежность – (оправдание для тех кто не имеет большого …). Мужчины так же интуитивно больше всего очаровываются внешней красотой женщин, – поэтому говорят, что мужчины и женщины любят по-разному. Мужчины глазами, а женщины ушами. Женщине необходимо подтверждение любви ежедневно иначе она станет думать и говорить, что ее давно разлюбили. Любовь интуитивно по своей сущности неудивительно, что сексуальность нарушается тем больше чем больше контроль и управление над ней. Потребность любви у женщины значительно сильнее, чем у мужчины. Это связано с ролью матери. Лишенная любви женщина быстрее становится деспотичной, так как не имеет возможности раскрыться как женщина.
Поэтому заметив в поведении жены подобный трюк нужно, прежде всего подумать о том, что удовлетворена ли ее потребность в любви.
Неудовлетворенная женщина может заменить мужа как объект нежной привязанности маленьким сыном. Это приводит к слишком раннему развитию у него чувственности, что похищает часть его будущей мужественности. Раздражение нелюбимой жены в основе сценария «все мужчины подонки», который мать неосознанно навязывает дочери.
Как показывают результаты исследований в жизни многих мужчин центр тяжести их интересов приходится на служебный дела, а у женщин, особенно в определенном возрасте доминируют проблемы семейных отношений. Отсюда понятно что при утрате новизны в отношениях у женщин раньше чем у мужчин может возникнуть неудовлетворенность семейным общением и скука начинает активно разъедать интимные отношения. В подобной ситуации мужчине следует преодолеть лень и организовать нестандартные ситуации, что поможет ему и жене повернутся друг к другу новыми гранями своего характера.
Что же такое удачный комплемент? Это не штамп, а проявление доброжелательного внимания, человеку нужно говорить то, что больше всего поддержит его в данной ситуации. Делая комплимент помни, что в каждом человеке есть хорошее. Выделяя и подчеркивая это хорошее не поскупимся на похвалу – в этом и состоит искусство комплимента, его положительная роль, он закрепляет лучшее в человеке фиксируя это лучшее.
Женщины удачный подарок рассматривают как глубокое понимание их желаний способность мужа перейти от декларирования чувств к поступкам. Например, муж вопит: «Я тебе так люблю, что готов подарить тебе все звезды и луну в придачу» — «не надо луну – хочу черевички». Благой порыв иссякает под влиянием прозы жизни – и других неприятностей.
Помните, что любовь нельзя воскресить, а тем более пробудить упреками и призывами.
Любовь держится на человеческих достоинствах, ее не укрепить постоянным подчеркиванием недостатков. Можно воскресить радостным (исступленно восторженным) настроением.
Если мужчины более склонны к любви в периоды тревог и опасностей, то женщины в спокойной и располагающий обстановке.
Если любовь ослабевает то следует искать новые способы вознаграждения и поощрений, так как старые постепенно снижают свою ценность – к ним привыкают.

Литература

1.”Элементы практической психологии” ;Р.М. Грановская; Санкт-Петербург издательство “Свет” 1997
2.”Социальная психология в образовании” Н.И. Шевандрин; Москва издательство “Владос” 1995 г
3. “Психология подросткового и юношеского возраста” Филип Райс Санкт-Петербург издательство ”Питер” 2000 г

4. Рогов Е.И. Психология отношений: мужчины и женщины. – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

Заполнить пробелы

1. Типовой причиной нарушения супружеских отноше­ний является ……………. ……….. жены.

2. Умение понимать свои эмоции связана с развитием способности к..........

Верно или нет

3. Отрицательные эмоции появляются чаще всего, когда субъект располагает недостаточной информацией.

4. Чувство неполноценности делает человека неспособ­ным преодолевать жизненные трудности.

Выбрать правильный ответ

5. Формирование семейного договора (распределение ролей) должно, учитывать:

а) состояние здоровья;

б) степень занятости на производстве;

в) интересы, склонности и умения каждого партнера;

г) все ответы верны.

6. Основные причины деструктивного характера разре­шения противоречий

а) эгоцентризм;

б) блокировка удовлетворения базовых потребностей партнера;

в) снижение возможностей самоактуализации и уров­ня самоуважения партнера;

г) все ответы верны.

Половой диморфизм

Заполнить пробелы

1. В России самый большой в мире разрыв между про­должительностью жизни мужчин и женщин, который со­ставляет …………. ………. .

2. По-видимому, у женщин творческие потенции ……….., ……….. у мужчин.

Верно или нет

3. Многие женщины должны быть готовы к конфликту между большой потребностью в самоуважении и боязнью успеха.

4. Процент никогда не состоявших в браке в России выше среди мужчин.

Выбрать правильный ответ

5. Мужчины, если сравнивать их с женщинами:

а) не проходят те же фазы при половом акте;

б) тоже способны неоднократно испытывать до эяку­ляции оргазм;

в) становятся сексуально неактивными после 50 лет;

г) все ответы верны.

6. Только женщина (в отличие от самок животных)

а) знакома с оргазмом;

б) сексуальна активна на протяжении всего года;

в) может оставаться сексуально активной после пре­кращения менструации;

г) все ответы верны.

Тема: Основы семейного консультирования

Тема 1. Современная семья и типы нарушений в её развитии

Заполнить пробелы

1. Семейная терапия - особый вид................. , направ­ленный на............. межличностных отношений и имеющий целью.................... эмоциональных расстройств в семье.

2. Под семейным диагнозом понимается типизация ……………….. ……………. с учетом индивидуально-личностных свойств................ семьи.

Верно или нет

3. Коэффициент разводимости в России увеличился за последние 20 лет.

4. У большинства брачных пар удовлетворенность бра­ком растет вместе с увеличением его «стажа»: от первого года через время, когда рождаются дети и когда они растут, к периоду «пустого гнезда» и выходу на пенсию.

Выбрать правильный ответ

5. Базисные для семьи психологические составляющие: самооценка, коммуникации, семейная система, социальные связи выделены

а) К. Роджерсом;

б) В. Сатир;

в) 3. Фрейдом;

г) все ответы верны.

6. Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний обусловли­вается рядом обстоятельств:

а) ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности;

б) многосторонностью семейных отношений и их тес­ной взаимосвязью;

в) особой открытостью и, следовательно, уязвимос­тью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травматизирующим;

г) все ответы верны.

Тема 2. Работа с семейными проблемами в семейном консультировании и терапии

Заполнить пробелы

1. Нарушения, связанные с тревогой, включают ……………… , …………… и ……………… расстройства.

2. Эффективное использование молчания, умение слу­шать, обучение с помощью вопросов, повторение (резюми­рование), уточнение и отражение аффекта, конфронтация, проигрывание ролей, создание «живых скульптур», анализ

видеомагнитофонных записей относятся к....................

Наиболее часто применяемым в семейной психо­терапии.

Определить тип защиты

3. Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время беременности она даже думать не хотела.

4. Агрессивность одной женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадле­жащие ему вещи.

Выбрать правильный ответ

5. Мысль, что «все, с кем ты контактируешь, непремен­но должны тебя любить»:

а) иррациональна;

б) лежит в основе многих неадекватных форм пове­дения;

в) базируется на фундаментальной потребности чело­века;

г) все ответы верны.

6. Часто в семейной терапии выделяются следующие этапы:

а) диагностический;

б) ликвидация семейного конфликта;

в) реконструктивный;

г) поддерживающий;

д) все ответы верны.

Определение понятия «измена». В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «измена» определяется как «нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь». Понятие «верность» в этом же словаре рассматривается как «стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга».

Н. И. Олиферович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента 1 считают, что супружескую неверность (измену, адюльтер, прелюбодеяние) можно рассматривать как вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами. Измена, по мнению авторов, может носить как эпизодический, так и систематический характер.

А. Липпиус под супружеской изменой понимает добровольную связь с внебрачным партнером, в которую один из супругов вступает тайно. Автор также выделяет обязательные признаки измены: секс с другим партнером; встречи должны быть тайными; запрет на это со стороны брачного партнера; наличие эмоциональной связи необязательно .

В зарубежной психологии измена чаще всего понимается как вступление двух людей во внебрачные взаимоотношения, которые предполагают половую близость и обоюдное переживание глубокой любви. По мнению У. Харли, отношения, которые включают в себя секс (обычно очень страстный) и самую истинную любовь, угрожают основам брака в связи с тем, что люди, вступившие во внебрачную связь, ощущают подлинную близость и удовлетворяют в своих новых отношениях по меньшей мере одну из супружеских потребностей, которая должна удовлетворяться брачным партнером.

Важно отметить, что некоторые психологи (И. Н. Хмарук, А. Липпиус, В. М. Целуйко и другие) считают, что супружеской изменой можно считать такие деструктивные формы отношения супругов, как секс втроем, групповой секс, свингерство.

Таким образом, измена - это один из видов супружеской деструкции, нарушение нормального, здорового функционирования супружеской системы, являющаяся, как правило, признаком супружеской дисгармонии.

Распространенность супружеской измены среди мужчин и женщин в современной России. Точные данные об этом явлении привести чрезвычайно сложно, но некоторое представление о нем можно составить по результатам исследования Ю. А. Васиной (Соколовой), проведенного в 2010-2011 гг. иод руководством авторов настоящего учебника в трех возрастных группах. Так, в группе женщин 20-30 лет 6,7% респондентов когда-либо имели внебрачные связи, а подавляющее большинство - 93,3% - всегда были верны своим мужьям. Кроме того, у 56,7% женщин никогда не возникало желания изменить супругу, а 83,3% не пошли бы на внебрачную связь, несмотря на уверенность в том, что муж об этом не узнает. Среди мужчин 20-30 лет женам изменяли 13,3%, а 53,3% респондентов никогда не испытывали желание быть с другой женщиной.

В группе женщин 30-40 лет мужьям изменяли 26,7% респондентов; 36,7% женщин этой возрастной группы испытывали желание и имели возможность вступить во внебрачные связи. Среди мужчин в возрасте 30-40 лет женам изменяли 46,6% опрошенных. Выявлено 76,6% мужей, у которых когда-либо возникало желание вступить во внебрачную связь.

В группе женщин в возрасте 40-50 лет, 40% признали факт измены мужьям, столько же допускают измену, если бы были уверены, что об этом никто не узнает. 30% женщин остались бы верны своим мужьям несмотря ни на что. Среди мужчин в возрасте 40-50 лет женам изменяли 60%, при этом 23,3% из них делают это достаточно часто. 63,4% мужчин когда-либо в своей жизни испытывали желание вступить во внебрачный контакт .

Типология супружеской измены. В отечественной и зарубежной психологии семьи представлено множество видов и типологий измены.

Так, М. Plzak и В. Muldworf выделяют следующие виды супружеской измены:

1) случайный внебрачный контакт , представляющий собой единичный случай, мало связанный с конкретным лицом. Он может быть следствием сексуальной потребности, обусловленной вынужденной половой абстиненцией (разлука или болезнь одного из супругов), проявлением потребности доказать себе свою сексуальную дееспособность или результатом реализации случайной возможности. Случайный контакт не является следствием чувственных отношений и не ведет к ним; это чисто сексуальный факт. Выделены следующие крайние варианты случайных внебрачных контактов:

единичный внебрачный контакт, имевший место совершенно случайно, при стечении определенных обстоятельств (встреча друзей детства, секс во время командировки или отдыха на курорте, совместное употребление спиртных напитков, которое привело к потере контроля над своим поведением в результате алкогольного опьянения и др.);

частые внебрачные контакты у индивидуума промискуитетного типа, который легко меняет половых партнеров, не имея с ними эротической связи;

2) эротико-сексуальные приключения - внебрачные сексуальные эпизоды, в которых особую роль играют сексуальная искушенность, жажда новых сексуальных экспериментов и стремление к разнообразию.

Существенную роль здесь играет нежность. Такие контакты строятся на взаимном предоставлении тонких переживаний, в которых, помимо всего прочего, важно открытие нового человека. Для мужчины речь идет прежде всего об «открытии тела» партнерши, для женщины, по-видимому, - об открытии реакции своего тела на нового партнера. Эротико-сексуальные приключения бывают краткими, необязательными и оставляют воспоминания о некоем эпизоде и собственном удовольствии. Они не представляют опасности для супружеского союза (к которому сохраняется уважение) каждого из партнеров, скорее, являются его дополнением.

Внебрачные половые контакты, единичные или повторяющиеся, и эротико-сексуальные приключения иногда обозначают как «ситуационные кратковременные измены». От них следует отличать продолжительную измену, обозначаемую как «внебрачная связь»;

3) внебрачная связь характеризуется большой продолжительностью и возникновением эмоциональной связи. Большое значение имеют личностные качества и эмоциональность обоих партнеров. Внебрачная связь может иметь характер длительных, преимущественно половых либо любовных отношений. «Приспосабливаясь» к законному браку, такая связь неизбежно ведет к проблемам так называемой двойной жизни .

Причины супружеской измены. Супружеские измены обычно связаны с многообразными причинами психологического, социально-бытового, нейрофизиологического, эмоционального, интеллектуального и морального порядка. В каждом отдельно взятом случае подобные причины носят субъективный характер, определяемый как различными обстоятельствами, так и личностными особенностями партнеров.

В России первой попыткой выяснения причин супружеских измен стало исследование 3. А. Гуревича и Ф. И. Гроссера, проведенного в 20-х гг. XX в. По данным этого исследования, мужчины причинами своих внебрачных связей назвали: разлуку с женой (38%), увлечение (25%) и неудовлетворенность семейной жизнью (14%). Женщины среди причин своих измен отметили: разлуку с мужем (38%), неудовлетворенность семейной жизнью (21%) и неудовлетворенность половыми отношениями с мужем (17%) .

Известный социолог С. И. Голод, описывая причины супружеских измен, отмечал, что в 60-х гг. XX столетия подавляющее число мужчин мотивировали свои внебрачные сексуальные контакты случайностью (67,6%) и сексуальной неотзывчивостью жены (21,6%). Автор отмечает, что между названными побуждениями, по сути, нет разницы, речь идет о реализации потребности в релаксации. Любовь к другой женщине в качестве мотива своих супружеских измен назвали 8,1% мужчин.

К концу 80-х гг. XX в. шкала мотивов супружеской измены стала не только разнообразнее, но и несколько качественно иной. Значимо снизился удельный вес случайных контактов (43,8%), и, напротив, возросло количество ссылок на любовь и эротику (14,6%). К примеру, у определенной части зрелых (в нравственно-эстетическом смысле) мужчин эмоциональные (эротические) ценности стали доминировать над собственно телесными. Кроме этого, появились такие причины супружеской измены, как уход от одиночества (31,2%), физическая (24,0%) и эмоциональная (1,8%) неудовлетворенность супругой.

У женщин за 20-летний период исследования коренных изменений в структуре мотивов внебрачных связей не обнаружено. Например, хотя в 1980-х гг. «новая» любовь и называлась в качестве основания супружеской измены чаще (29,1%), чем прежде (1960-е гг. - 22,2%), однако колебания оказались статистически незначимы. Ссылки на физическую неудовлетворенность мужем остались на прежнем уровне (1960-е гг. - 28,8%; 1980-е гг. - 29,4%). Заметно уменьшилось у женщин число случайных связей (1960-е гг. - 41,7%; 1980-е гг. - 30%).

В числе первых социально-психологических исследований причин супружеской измены является работа А. Н. Волковой. К причинам супружеской измены автор относит следующие.

  • 1. Новая любовь - как правило, такая причина измен характерна для браков, в которых изначально любовь была незначительной или вовсе отсутствовала: рассудочные, рациональные или вынужденные браки, основанные на выгоде, традиции, страхе одиночества или иных побуждениях.
  • 2. Возмездие - супружеские измены, основанные на желании отомстить за неверность супруга, чтобы восстановить чувство собственного достоинства.
  • 3. Поруганная любовь - измена в браках с невзаимным чувством. Один из супругов страдает от неприятия его любви, безответности чувства. Это побуждает утолить его в другом партнерстве, где взаимность возможна. Иногда изменяющий сам не любит нового партнера, но откликается на его чувство, сострадая безответно любящему его человеку.
  • 4. Поиск новых любовных переживаний - этот тип измен характерен для супругов со значительным стажем совместной жизни, когда чувства уже «поблекли», а также в семьях с гедонистической моралью, когда от жизни берется все возможное. Такой вариант измен может наблюдаться под влиянием зарубежных образцов «красивой жизни» как подражание сексуальной свободе.
  • 5. Восполнение - при этом типе измен человек компенсирует недостаток любовных отношений, который возникает из-за длительных разлук, болезни супруга и иных ограничений на полноту любви в браке.
  • 6. Тотальный распад семьи - в данном случае измена представляет собой фактически создание новой семьи, когда прежняя по тем или иным причинам воспринимается нежизнеспособной.
  • 7. Случайная связь - как правило, не характеризуется регулярностью, бывает спровоцирована определенными обстоятельствами (опьянение, удобный случай, настойчивость партнера и пр.) 1 .

Другой взгляд на причины супружеских измен находим у А. Липниуса . Автор выделяет следующие причины:

  • 1) физическая неудовлетворенность семейных партнеров вследствие разницы их сексуальных темпераментов. Эта причина супружеских измен, по мнению А. Липпиуса, наиболее распространена;
  • 2) случайное стечение обстоятельств;
  • 3) общая усталость от брака, который построен на стереотипных отношениях;
  • 4) супружеская измена из чувства уважения к внебрачному партнеру, восхищения им;
  • 5) внебрачный секс как уступка в деловых отношениях. Такое часто происходит между людьми, работающими в одном учреждении и находящимися в положении подчиненности;
  • 6) поиск вечного идеала. Мужчина вне семьи ищет то, что не получает в доме. Женщина тоже ищет в любовнике свой идеал;
  • 7) секс в дружеских отношениях. Друзья противоположного пола, часто и длительно общаясь, начинают переходить границы, изначально установленные при контактах между людьми: они перестают стесняться друг друга, начинают обмениваться семейными секретами, неприличными анекдотами, шуточками;
  • 8) секс-благодарность, например, за оказанную услугу, помощь в сложной жизненной ситуации и т.п.;
  • 9) месть за измену или плохое отношение брачного партнера;
  • 10) эмоциональное отчуждение супругов;
  • 11) внебрачный секс как способ заработать деньги;
  • 12) любовь к внебрачному партнеру.

H. И. Олиферович, Т. А. Зинкевич-Куземкина и Т. Ф. Велента предлагают рассматривать причины супружеской измены на грех уровнях функционирования семейной системы: индивидуальном, микро- и макро- системном.

I. Индивидуальные особенности партнеров по браку :

  • - нарушение полоролевой идентичности партнера по браку, вынуждающее доказывать свою мужественность (женственность), вступая в как можно большее количество сексуальных связей;
  • - патохарактерологические личностные особенности супругов (например, страх быть поглощенным у брачного партнера с шизоидной организацией, побуждающий вступать во внебрачные связи, регулируя таким образом психологическую дистанцию в супружеской подсистеме).
  • 2. Микросистемные факторы :
    • - нарушение супружеских отношений;
    • - супружеская несовместимость (прежде всего сексуальная);
    • - отсутствие эмоциональной близости между супругами;
    • - охлаждение чувств в браке;
    • - месть одного партнера другому за причиненные страдания;
    • - отсутствие взаимных чувств в браке (попытка любящего, но отвергнутого партнера компенсировать недостаток любви в браке);
    • - разочарование супругов друг в друге;

сексуальная абстиненция партнера по браку, связанная с болезнью супруга, его длительным отсутствием и т.д.

  • 3. Макросистемпые факторы :
    • - актуализация семейных сценариев;
    • - трансгенерационные послания (например, женщина, всю жизнь хранящая верность мужу и вытесняющая сексуальные желания в отношении других мужчин, может различными способами поддерживать измены или поведение промискуитетного типа у своей дочери).

Выделяются также факторы, сопутствующие супружеской измене : неадекватная мотивация брака; обыденность брака; химические зависимости одного из партнеров; большая разница в возрасте у супругов; низкий материальный достаток семьи; отсутствие совместного досуга; большое количество свободного времени у одного из партнеров.

В зарубежной психологии интерес представляет исследование, проведенное чешским социологом, специалистом по проблемам семьи и брака К. Витеком 1 (1988), который выделил причины супружеской измены в зависимости от особенностей взаимоотношения в супружеской паре:

  • 1) супруги по разным причинам не подходят друг другу (различия в темпераменте и сексуальной активности, несоответствие представлений, взглядов, потребностей, т.е. несходство личностей);
  • 2) личностная недисциплинированность, нравственная распущенность, грубость, эгоизм, стремление к переменам, неудовлетворенность, вызванная неумением справиться с будничностью отношений;
  • 3) временная невозможность интимных контактов с супругом из-за болезни или длительной разлуки, если партнер лишен самодисциплины;
  • 4) чувства супругов недостаточно сильны - в связи с этим «опасной» становится каждая встреча с лицом противоположного пола, которое не связано прочными семейными узами или придерживается свободных взглядов на сексуальные взаимоотношения.

Кроме этого, ученый выделяет обстоятельства, способствующие супружеской измене : знакомство с человеком, с которым устанавливается взаимопонимание, недостающее в браке; совместная деятельность, общие интересы мужчины и женщины; наличие большого количества свободного времени; алкоголь; случай; возникшее непреодолимое влечение; ориентация на поиск другого партнера.

В конечном счете К. Витек отмечает, что причин неверности чаще всего несколько. Обычно обращают внимание на очевидную причину: алкоголизм, грубость и т.п. Однако, по мнению автора, чаще всего речь идет о скрытом антагонизме, вызванном теми или иными несовпадениями в характерах людей.

Кроме причин измены, в зарубежной психологии выделены типологии личностей, имеющих склонность к внебрачным связям. В частности, В. Muldworf 1 (1973) предлагает рассматривать следующие тины:

Мужчины :

  • 1. Донжуан: незрелая личность, которая прежде всего хочет нравиться и от измен испытывает нарциссическое удовлетворение.
  • 2. Распутник , или «ловец женщин »: это мужчины промискуитетного типа, внебрачная половая активность которых вытекает либо из потребности в переменах, разнообразии, либо из представлений, что мужественность доказывается большим числом сексуальных побед.
  • 3. Вечно неудовлетворенный’, постоянно ищет любви, но ни с одной женщиной не имеет постоянных эмоциональных связей.

Женщины :

  • 1. Соблазнительница", хочет любить и иметь поклонников, для чего использует и секс, однако ее действительное стремление к половым связям, как правило, невелико.
  • 2. Любительница приключений’, ищет кратковременных сексуальных эпизодов с возможно меньшим вовлечением чувств, причем дома это хорошая жена и мать. Любит мужа, но сексуально не находит с ним общего языка. Партнера по приключению выбирает сама; стремится к сексуальным переживаниям, которых ей не хватает в семейной жизни.
  • 3. Беззащитная : неспособна к отказу, в том числе по той причине, что половая страсть мужчины сразу же вызывает в ней ответное чувство. Имеет низкий порог половой возбудимости, сама не проявляет инициативы, удовлетворение находит, покорно отдавая себя во власть партнера; не может оказать сопротивление, так как он «сильнее».
  • 4. Неудовлетворенная : не может найти удовлетворения ни в чем - ни в муже, ни в работе, ни в друзьях. Сомневается в правильности выбора партнера, даже когда имеет с ним достаточно длительную связь. Легко влюбляется в другого, которого обычно переоценивает. В любовных связях часто испытывает чувство вины и быстро становится несносной .

Влияние супружеской измены на брак. Существует две точки зрения на проблему влияния супружеской измены на брак. Одни психологи отмечают, что супружеская измена угрожает целостности семьи: затрагивает ее важные основы - супружеские чувства; разрушает бытовые, экономические, досуговые и иные отношения; сопровождается переживанием ревности, привносящей в семейную драму глубокие аффекты, разрушительные сами по себе. Последствия измены оказывают влияние на всю семью в целом, несмотря на то что возникает она в супружеской диаде. Могут нарушаться не только супружеские, но и детско-родительские взаимоотношения, что проявляется в возникновении различных структурных нарушений семьи, таких как межпоколенные коалиции, перевернутая иерархия, ролевые инверсии. Другие ученые полагают, что супружеская измена может приносить некоторую пользу брачному союзу, позволяет поддержать умирающие супружеские взаимоотношения, «оздоравливает» их. По Sedlacek (1980), скрываемая случайная супружеская измена, эротические приключения или хорошо законспирированные внебрачные связи, которые хорошо продуманы и протекают спокойно, не должны никак повредить браку и в конечном счете могут даже способствовать его «облегчению» и зрелости. Однако сохранить в тайне внебрачную связь иногда бывает очень трудно, а раскрытие измены часто приводит к осложнениям 1 .

Проблема прощения в супружеских отношениях. В отечественной психологии семьи тема прощения, как и в целом в психологической науке, разработана недостаточно.

Л. Б. Шнейдер отмечает, что для психологии семейных отношений решение этой проблемы очень важно. Прощая, человек принимает решение:

  • отказаться от негативных мыслей, эмоций, поведенческих проявлений в отношении обидчика;
  • поощрять положительные мысли, эмоции и проявления поведения в отношении этого обидчика 2 .

В зарубежной психологии изучению данной проблемы уделяется большее внимание. Так, R. Enright { 1991) разработал теоретическую модель прощения как частное приложение к явлению милосердия, исходя из посылки об отсутствии исчерпывающей определенности в трактовке справедливости у разных людей и наличии у них существенных различий 3 . В табл. 3.2 приведены стадии справедливости и прощения, выделенные R. Enright.. Многие положения, особенно в описании стадий прощения, могут быть применимы и в супружеских отношениях.

Таблица 3.2

Стадии развития справедливости и прощения

Последовательность

Стадии справедливости

Стадии прощения

Ориентация на наказание и подчинение. «Я считаю, что справедливость должна устанавливаться авторитетами, которые могут прибегнуть к наказанию»

Мстительное прощение.

«Я прощу своего обидчика, если отомщу ему в равной степени»

Относительная справедливость. «У меня есть чувство взаимности к вам. Но исходя из собственного понимания справедливости считаю, что, если вы помогаете мне, тогда и я буду помогать вам»

Возмещающее , или компенсирующее , прощение. «Если я верну потерянное, то прощу. Если мне будет стыдно за то, что не могу простить, я прощу, чтобы стыд не мучил меня»

Справедливость хорошего маль- чика/девочки. «Я считаю, что групповое согласие (консенсус) должно определять, что правильно, а что неправильно. Я стану делать то, что будет одобрено другим»

Ожидающее прощение. «Я могу простить, если другие будут оказывать на меня давление. Легче простить, когда другие люди ожидают этого»

  • 1 Подробнее см.: Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.
  • 2 Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений.
  • 3 Подробнее см.: Янчук В. А. Введение в современную социальную психологию. Ми. : АСАР, 2005.

Окончание табл. 3.2

Последовательность

Стадии справедливости

Стадии прощения

Справедливость закона и порядка. «Социальные законы выступают в качестве моих критериев справедливости. Я поддерживаю законы для того, чтобы существовало упорядоченное общество»

Ожидаемая законность прощения. «Я прощаю, если моя религия требует этого». Это нс прощение, подобное второй стадии: «Я прощаю, чтобы стыд нс мучил меня»

Ориентация на социальный контракт. «Я проявляю интерес к тому, что создает общество, но понимаю, что существуют и несправедливые законы. Таким образом, я осознаю, что для изменения системы надо действовать»

Прощение как социальная гармония. «Я прощаю, когда это помогает установлению гармонии взаимоотношений с обществом». В данном случае прощение является одним из путей контроля общества; это путь сохранения мирных отношений

Ориентация на универсальные этические принципы. «Мое чувство справедливости основывается на сохранении индивидуальных прав всех людей. Скорее мое сознание, а не законы определяют то, что я буду предпринимать в случае возникновения сомнений»

Прощение как любовь. «Я прощаю без всяких условий, так как это способствует истинному чувству любви. Это тип отношений открывает возможность примирения и закрывает двери для мщения». В этом случае прощение не зависит от социального контекста, как на пятой стадии. Прощающий не контролирует других, прощая, он отпускает их на волю



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация