Государственное долговое обязательство. Государственный долг и методы управления государственным долгом

Главная / Общество

Быстрая навигация по материалу

Вопрос возврата долгов между обычными гражданами – один из самых сложных, острых и распространенных. Брать деньги в долг или выручать знакомых приходилось, наверное, каждому. Займы в частном порядке – очень распространенное явление, и это неудивительно: задержки зарплаты встречаются очень часто, больших накоплений у большинства граждан нет, а получить кредит не всегда возможно по целому ряду причин. Так уж принято в нашем обществе, что брать расписку с друзей или родственников, коллег по работе – считается неудобным, хотя взаймы нередко даются довольно крупные суммы. И очень часто людям приходится сожалеть о своей доверчивости и великодушии спустя время.

Возврат долга, данного в частном порядке – вопрос сложный даже для специалиста. Проблема может быть в отсутствии как документов (письменное долговое обязательство) и свидетелей, так и в том, что должник формально нигде не работает, имущества не имеет – хотя вы можете видеть, что он отнюдь не бедствует. Очень часто встречаются ситуации, когда после развода отец каждый месяц выделяет некоторую сумму на содержание своих детей, причем передает деньги наличными бывшей жене. А через некоторое время оказывается, что ему вынесено наказание за неуплату алиментов . И все потому, что расписок в получении денег никто не писал.

Тем не менее, если вопрос для вас актуален и речь идет о сумме, которую вы не готовы "забыть", либо это просто дело принципа – выходы есть. Специалистами накоплена огромная практика, которая позволяет получить результат даже в сложных случаях, давних спорах по долговым обязательствам. Обратитесь к юристу для консультации – каждый случай очень индивидуален, и лишь подробная беседа с вами позволит дать оценку шансов и наметить план решения вопроса. Юрист по долговым обязательствам поможет решить проблему с возвратом долга, оформить письменное долговое обязательство, и ответит на все возникшие вопросы.

Виды долговых обязательств

Юридическая трактовка понятия долговых обязательств включает в себя комплекс различных отношений между участниками сделки, на основании которых одна сторона этих отношений должна совершить ряд действий в пользу другого участника. Иными словами, один из участников соглашения обязан предать другому часть принадлежащего ему имущества с целью оплаты существующей задолженности.

Виды долговых обязательств можно классифицировать по нескольким основаниям:

  • кредиторская и дебиторская задолженность;
  • краткосрочная и долгосрочная задолженность;
  • срочная и просроченная;
  • истребованная и неистребованная;
  • и т.д.

Юрист по долговым обязательствам более подробно расскажет о том, какие виды долговых обязательств можно применить к тем или иным отношениям, и поможет выстроить стратегию по их реализации.

Под краткосрочной задолженностью нужно понимать ту, которая имеет срок погашения не более одного года. Если же этот период более долгий, то задолженность классифицируется как долгосрочная.

Юрист по долговым обязательствам должен определить, к какому виду долговых обязательств можно отнести конкретный долг. Если согласно договору срок погашения еще не истек, то ее можно охарактеризовать как срочную. То же можно сказать и о долгах, по которым еще не истек срок исковой давности. Если же исполнение долговых обязательств было по какой-то причине отложено (при наличии соответствующего решения суда или иного документа), то такие долги переходят в разряд отсроченных задолженностей.

Помимо долгов частных лиц существует и такое понятие, как долговые обязательства государства, в частности, долговые обязательства РФ. Под ними подразумевается как внешний долг страны, так и внутренние долги. Долговые обязательства РФ могут существовать в нескольких формах.

юрист по гражданскому праву

Бесплатная консультация юриста в Москве и других городах РФ

Получите юридическую консультация по долговым обязательствам

Формы долговых обязательств РФ

В законодательстве выделяются следующие формы долговых обязательств РФ:

  • договора кредитного характера, одним из участников которых является государство, а в качестве другого может выступать другая страна, различные международные фонды и кредитные организации;
  • ценные бумаги, выпуск которых организован от имени государства;
  • соглашения о переуступке долгов третьих лиц (исключительно на основании принятых законодательных актов);
  • договора о предоставлении государственной гарантии;
  • соглашения о реструктуризации прошлых долгов или об их пролонгации;
  • и т.д.

Можно сказать, что формы долговых обязательств РФ ничем не отличаются от тех, которые касаются частных и юридических лиц, кроме того факта, что одной из сторон соглашения должно выступать само государство в лице уполномоченных органов и структур.

Особенностью таких соглашений является то, что они не могут заключаться на сроки, которые превышают тридцать лет, и должны быть погашены в соответствии с условиями займа.

Долговые обязательства услуги юриста в Москве и других городах РФ

Получите юридическую консультация по телефону

Как вам поможет юрист

Помощь юриста по долговым обязательствам, имеющего опыт, в том числе судебный, в этой сфере, будет вам полезна в следующих случаях.

  • Вы готовы дать деньги в долг и хотите заранее обезопасить себя. Самым правильным будет оформление не простой расписки, а договора займа (письменное долговое обязательство), который можно заверить и нотариально. В договоре можно предусмотреть разные варианты развития событий – от вашей возможности потребовать досрочного возврата, до финансовой и другой ответственности должника в случае просрочек, способов возврата долга имуществом и т.д. Можно оформить долг под залог имущества – правильно сделать это также поможет юрист по долговым обязательствам.
  • Ваш должник отрицает долг, а письменное долговое обязательство отсутствует, и свидетелей у вас нет: сложная ситуация, но все же решаемая. В арсенале опытных юристов есть способы, позволяющие вынудить должника признать долг даже спустя годы, поэтому не стоит опускать руки – проконсультируйтесь со специалистом и узнайте, какие у вас шансы вернуть свои деньги.
  • Ваш должник умер, тяжело заболел, получил инвалидность: как обратиться с требованием уплаты долга к его родственникам, обратить взыскание на его имущество.
  • Вы намерены расторгнуть брак, и хотите узнать, как осуществляется раздел долгов при разводе .
  • Для того, чтобы одолжить денег знакомому, вы оформили на себя кредит: особенно осложняется эта ситуация тогда, когда вы уже и сами не можете выплачивать этот кредит, и вам грозит судебный процесс с банком, а письменное долговое обязательство не было заключено.
  • Вы были должны кому-то денег, вернули долг, но не задокументировали факт исполнения обязательств, не уничтожили расписку – и с вас требуют денег теперь повторно, грозят обращением в суд.
  • Вы планируете вступить в наследство, но вместе с имуществом покойного к вам переходят и его долги, которые превышают размер стоимости наследственной массы. В этом случае будет целесообразно оформить отказ от наследства , так как смысла в наследовании не будет.
  • Единственным правильным путем будет заблаговременное обращение к юристу по долговым обязательствам, составление договора займа, а в дальнейшем – документирование передачи денег и оформление исполнения долговых обязательств.

    Если же ваша ситуация намного сложнее, и даже когда вы проиграли суд – вмешательство профессионала даже здесь может изменить ход событий. Будьте предельно аккуратны с самостоятельными попытками вернуть долг, особенно обращаясь к близким должника. Ваши слова и действия могут быть квалифицированы как угрозы, вымогательство и т.д. – тогда уже в отношении вас возможна административная и уголовная ответственность. Этим нередко пользуются недобросовестные граждане. Получите совет юриста по долговым обязательствам прежде, чем принимать ответственные решения.

    Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать

    Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств соответствующего муниципального образования. Муниципальный долг обеспечивается полностью и без условий всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну (ст. 100 БК РФ).

    Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в следующих формах:

    1) кредитные соглашения и договоры;

    2) займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

    3) договоры и соглашения о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

    4) договоры о предоставлении муниципальных гарантий.

    При этом долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в форме соглашений и договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств муниципального образования прошлых лет.

    В общий объем муниципального долга включаются:

    1) основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

    2) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

    3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

    4) объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

    Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований. Предельный срок погашения долговых обязательств муниципального образования составляет 10 лет.

    Формы и виды ценных бумаг, выпускаемых от имени муниципального образования, в настоящее время определяются Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. № 126 -ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». При этом муниципальные ценные бумаги, условия их выпуска и обращения должны соответствовать требованиям Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Размещение либо инвестирование свободных остатков местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных облигаций, а также размещение муниципальных облигаций осуществляется через уполномоченные банки в соответствии с заключенным договором. Договор муниципального займа может заключаться путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления муниципальных облигаций в порядке, установленном уставом муници пального образования.

    БК РФ обязывает органы местного самоуправления использовать все предоставленные полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. При этом предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не может превышать 15 % объема расходной части местного бюджета, а краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.

    Государственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
    Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
    Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.
    Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
    1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
    3) договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
    4) договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
    5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
    Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 до 30 лет).
    Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
    Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
    В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
    1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
    2) объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
    3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
    4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
    В объем государственного внешнего долга РФ включаются:
    1) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
    2) объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
    Государственный долг субъекта РФ – совокупность долговых обязательств субъекта РФ; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.
    Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме:
    2) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
    3) договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
    4) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;
    5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет. Долговые обязательства субъекта РФ не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
    В объем государственного долга субъектов РФ включаются:
    1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов РФ;
    2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;
    3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;
    4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ.
    Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
    Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
    Законодательные органы субъекта РФ и органы исполнительной власти субъекта РФ используют все полномочия по формированию доходов бюджета субъекта РФ для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
    Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые полностью и без условий обеспечиваются всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
    Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:
    1) кредитных соглашений и договоров;
    2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
    3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
    4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
    Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
    В объем муниципального долга включаются:
    1) основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
    2) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
    3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
    4) объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.
    Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
    Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
    Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
    Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.
    Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
    Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
    Выполнение Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
    Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
    Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.
    Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
    Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченными органами в Государственную долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновения обязательства.
    Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ, в порядке и в сроки, которые установлены этим органом. В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично и другая информация. Состав, порядок и сроки представления информации устанавливаются Правительством РФ.
    В государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта РФ по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.
    В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается представительным органом местного самоуправления.

    Еще раз напомним, что государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

    В соответствии со статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

    Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

    Государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

    Договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

    Договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

    Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

    Рассмотрим данные формы долговых обязательств применительно к внутреннему долгу.

    Государственный внутренний долг России имеет следующие формы:

    Кредиты, полученные Правительством РФ;

    Государственные займы, т.е. эмиссии ценных бумаг от имени Правительства РФ;

    Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

    В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

    Основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

    Объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерации;

    Объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерации от бюджетов других уровней.

    Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией [ 1 ].

    Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующих долговое обязательство органа власти, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока -- и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, орган власти обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами.

    Для кредитов, привлекаемых органами публичной власти, характерно то, что инвесторы непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных и муниципальных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов федерального правительства, органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления. Прямое заимствование средств может проводиться, в частности, среди государственных и коммерческих банков, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств.

    Правительство бывшего СССР активно использовало кредиты Госбанка СССР для финансирования дефицита государственного бюджета. Подавляющая часть государственного внутреннего долга СССР сложилась именно за счет этой формы государственных заимствований. В условиях кризиса экономики и финансов, отсутствия рынка государственных ценных бумаг Правительство РФ также широко пользовалось кредитами Центрального банка РФ. На 1 января 1996 года задолженность федеральной власти Центробанку по кредитам на покрытие бюджетного дефицита составила, включая задолженность по процентам, 61025 млрд. неденоминированных рублей. Это 31% всей суммы государственного внутреннего долга. Результатом такой практики стала колоссальная эмиссия денежных знаков как в СССР, так и в Российской Федерации.

    По мере развития рынка государственных ценных бумаг и осознания всей пагубности широкого использования прямых кредитов Банка России для покрытия бюджетных расходов, Правительство РФ отказалось со второго квартала 1995 года от этой формы заимствований у государственного банка. Однако события августа 1998 года заставили федеральную власть с четвертого квартала 1998 года вновь обратиться к этому источнику заимствований. В конце девяностых годов практика кредитования Банком России бюджетных потребностей не получила широкого развития, а с 1 января 2000 года согласно статьи 93 Бюджетного кодекса РФ полностью приостановлена [ 19, c.85].

    Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств и внешних заимствований хозяйствующим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. При этом согласно первоначальной редакции Бюджетного кодекса РФ в зависимости от категории заемщика различают бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и собственно государственные кредиты. Средства, предоставляемые на возвратной и возмездной основах российским юридическим лицам, получили название бюджетных кредитов. Если заемщиком является российский орган власти, то это -- бюджетная ссуда. Финансовую помощь иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям называют государственными кредитами.

    Федеральным законом от 26 июля 2000 года № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» определено, что бюджетные кредиты могут предоставляться не только юридическим лицам, но и другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. С учетом этой поправки указанные три вида государственных кредитов можно определить следующим образом:

    - бюджетный кредит -- бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу или другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации на возвратной и возмездной основах;

    - бюджетная ссуда -- бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету бюджетной системы РФ на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года;

    - государственный кредит -- кредит (заем), предоставленный Российской Федерацией иностранному государству, его юридическому лицу или международной организации, по которому у получателя средств возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором.

    Предоставление органами публичной власти кредитов трех видов ведет к формированию государственных долговых активов или долга перед государством . Государственные долговые активы (долг перед государством) являются материальным выражением другой части государственных кредитных отношений. Государственные долговые активы представляют собой результат взаимосвязей исполнительных органов публичной власти Российской Федерации с физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), исполнительными органами власти других стран и международными организациями в части предоставления им средств взаймы .

    Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля общественных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие обычно получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам и многие другие факторы обуславливают интенсивное развитие международного государственного кредита. В отдельные исторические периоды - переход страны к иной политической или экономической системе, кризис экономики и финансов, слабость денежно-кредитной системы страны, серьезные сбои в работе внутреннего финансового рынка и т.п. -- развитие внешних государственных кредитных отношений может значительно опережать динамику внутреннего государственного кредита. Во внутренних государственных кредитных отношениях партнерами российского органа власти выступают российские юридические и физические лица, другие российские органы власти; во внешних отношениях -- иностранные юридические и физические лица, органы власти других стран, международные организации.

    Рис.1.3.1

    Государственное заимствование -- деятельность органа власти, имеющая целью формирование дополнительного фонда финансовых средств, которые власть могла бы использовать по своему усмотрению на удовлетворение публичных потребностей. Эта деятельность приводит к формированию государственного долга. Напротив, государственное кредитование -- деятельность органа власти, связанная сдвижением государственного капитала в ссудной форме, который образуется преимущественно на бюджетной основе; движение государственного ссудного капитала в виде бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных кредитов ведет к формированию государственных долговых активов .

    Следующей формой внутреннего долга являются государственные гарантии. Государственные органы могут предоставлять другим лицам гарантии по их обязательствам перед третьими лицами. В частности, федеральные органы государственной власти могут выдавать гарантии по займам и кредитам, получаемым органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными хозяйствующими субъектами.

    От имени Российской Федерации государственные гарантии предоставляют Правительство РФ, а также (до 1 января 2000 г., т.е. до вступления в действие Бюджетного кодекса РФ) федеральные органы исполнительной власти и российские юридические лица, если они на это были уполномочены Правительством РФ и их полномочия оформлены правительственным решением.

    По каждому случаю предоставления государственной гарантии принимается постановление Правительства РФ, в соответствии с которым Министерство финансов РФ (или другой уполномоченный орган) заключает с эмитентом или кредитором соглашение. В соглашении детально оговариваются все условия сделки, включая источники и порядок погашения обязательства и выплаты дохода по займу или кредиту.

    Займы и кредиты, привлекаемые под государственные гарантии, называются гарантированными займами (кредитами). Предоставление государственных гарантий ведет к формированию государственного долга. Однако совсем не обязательно, что государство в полном объеме будет погашать гарантируемые им обязательства другого лица. Но даже в случае, когда заемщик исправно выполняет свои обязательства, государство имеет вполне реальные расходы, в частности, расходы по оформлению гарантии и резервированию средств по обеспечению гарантии.

    Государство в полном объеме несет финансовое бремя по гарантированным им обязательствам в случаях, когда заемщик не может рассчитаться с кредиторами по объективным обстоятельствам или при недобросовестности заемщика.

    Гарантированные займы имеют большое социально-экономическое значение, поскольку способствуют решению экономических и социальных проблем региона или предприятия, укрепляют доверие внутренних и внешних инвесторов к заемщику, содействуют организации движения, финансовых потоков в желаемом направлении и привлечению внешних инвестиций в национальную экономику .

    В последние годы Правительство РФ активно использует в своих интересах этот экономический инструмент. Использование гарантированных займов -- это обычная практика для любого государства, в том числе и для Российской Федерации. В частности, Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. №773 «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам» установлено, что гарантии и поручительства заемщикам предоставляются на конкурсной основе. При этом к участию в конкурсах допускаются лишь организации, которые не имеют задолженности по платежам в бюджет или государственные внебюджетные фонды.

    Совершенствование нормативно-правовой базы государственных гарантий было направлено в русло подготовки и принятия Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ, актов законодательной и исполнительной власти, развивающих положения кодекса.

    Согласно Бюджетному кодексу РФ (БК РФ) государственной гарантией является способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант -- Российская Федерация или субъект РФ -- дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, получившим государственную гарантию, обязательства перед третьими лицами. Письменная форма государственной гарантии является обязательной. В ней, в частности, указываются сведения о гаранте, включая наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта; обязательство, которое обеспечивается гарантией; сумма гарантии. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

    Гарант по своей гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному обязательству. Обязательство гаранта ограничивается суммой, на которую выдана гарантия. Если гаранту пришлось исполнять обязательство получателя гарантии, то он может потребовать от последнего возмещения суммы, уплаченной третьему лицу по гарантии.

    Государственные гарантии предоставляет Правительство РФ или соответствующий исполнительный орган субъекта РФ. В частности, на федеральном уровне Правительство РФ представляет Министерство финансов РФ либо иной уполномоченный орган, действующий от его имени. Гарантии предоставляются в рамках установленного законом о соответствующем бюджете верхнего предела общей суммы государственных гарантий. При этом в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливаются верхние пределы общей суммы государственных гарантий в российской и иностранной валюте в отдельности. Кроме того, этим же законом утверждаются рублевые гарантии, выдаваемые отдельному лицу на сумму, превышающую 1000000 минимальных размеров оплаты труда, а по гарантиям, предоставленным для обеспечения обязательств в иностранной валюте, -- на сумму, превышающую величину, эквивалентную 10 млн. долларов США.

    В случае предоставления государственной гарантии Минфин РФ (иной уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти), финансовый орган соответствующего субъекта РФ обязаны провести проверку финансового состояния получателя гарантии.

    Исполнительная власть представляет в соответствующий законодательный орган отчет о выданных гарантиях по всем получателям, об исполнении получателями своих обязательств, обеспеченных этими гарантиями, осуществлении государством платежей по выданным гарантиям .

    Первое время после августовского кризиса 1998 года власть не уделяла должного внимания работе с государственными гарантиями: работа велась бессистемно, а размеры гарантий были незначительными. Затем в процессе обсуждения и выработки перспективной долговой политики на 2003 -- 2005 годы финансовая администрация пришла к пониманию того, что давно обосновала экономическая наука и на что указывали экономисты: государственные гарантии являются эффективным и относительно дешевым для власти инструментом ускорения экономического и социального развития общества. В рамках одобренных Правительством РФ основных направлений политики в области государственного долга администрация намерена, в частности, использовать гарантии как способ стимулирования инвестиционной политики в отдельных отраслях экономики, обеспечения закупочных интервенций на зерновом рынке, страхования гражданской ответственности российских авиаперевозчиков по военным и связанным с ними рискам, страхования политических рисков при кредитовании экспорта.

    Таким образом, государственные гарантии являются важной формой долговых обязательств Российской Федерации, которые при относительно небольшом влиянии на размеры внутреннего государственного долга, оказывают положительное влияние на объем инвестиций в стране и рост ВВП.

    В целом, необходимо отметить, что внутренний государственный долг со всей совокупностью составляющих его форм должен быть и на самом деле является стратегически более гибким и безопасным видом обязательств государства, по сравнению с внешними долгами. Поэтому, в дальнейшем, правительством страны делается акцент на увеличение внутренних заимствований при стабилизации и уменьшении уровня внешних долгов. Для этого важно сформировать оптимальную структуру внутреннего государственного долга, а также эффективно управлять им. Эти вопросы будут рассмотрены нами более подробно в следующей главе.

    Функционирование государственного и муниципального кредита ведет к образованию государственного и соответственно муниципального долга. Под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

    Принято классифицировать государственный долг по различным основаниям. По объему долговых обязательств государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

    В зависимости от субъектов-кредиторов и валюты платежа государственный долг делится на внутренний и внешний. Государственные внутренние заимствования ст. 89 Бюджетного кодекса РФ определяет как займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.

    Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования Российской Федерации законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

    Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами:

    Размещением долговых ценных бумаг;

    Получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

    В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Федерации и муниципальный долг.

    По срокам государственный долг делится на краткосрочный – до 1 года, среднесрочный – от 1 года до 5 лет и долгосрочный – от 5 до 30 лет, для муниципальных образований – до 10 лет.


    Состав государственного долга. В соответствии с БК РФ долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в форме:

    Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

    Государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

    Договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

    Договоров о предоставлении Российской Федерации государственных гарантий;

    Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет (ст. 98 БК РФ).

    Государственный долг субъекта Федерации – это совокупность долговых обязательств субъекта Федерации, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта Федерации имуществом.

    Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме:

    Государственных займов субъекта Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Федерации;

    Договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

    Договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Федерации;

    Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Федерации прошлых лет.

    Долговые обязательства субъекта Федерации не могут превышать 30 лет.

    Муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме:

    Кредитных соглашений и договоров;

    Займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

    Договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

    Договоров и предоставлении муниципальных гарантий.

    Данные долговые обязательства не могут превышать 10 лет.

    Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

    Бюджетный кодекс РФ установил, что долговые обязательства государства могут выступать в форме предоставления государственных гарантий. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В последние годы Российская Федерация выступает гарантом и по долговым обязательствам различных юридических лиц.

    Под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ в соответствии с законодательными актами. В условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, т.е. погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация