Зона охраны окн. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия. Регулирующие законодательные акты

Главная / Общество

1. Территориями объектов культурного наследия являются:

1) земельные участки, на которых расположены памятники истории и культуры (далее — памятники);

2) территории ансамблей, территории достопримечательных мест.

2. Зонами охраны объектов культурного наследия являются охранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта.

3. Границы территорий объектов культурного наследия, границы зон охраны объектов культурного наследия, условия и ограничения градостроительной деятельности в границах указанных территорий и зон устанавливаются в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия.

4. Историческими зонами являются территории (кроме территорий объектов культурного наследия), в пределах которых полностью или частично сохранились исторически сложившиеся или типичные для определенного исторического периода элементы планировочной структуры, природного, природно-антропогенного, городского ландшафта, масштаб, структура и форма застройки, элементы и характер благоустройства территории, иные характеристики городской среды и особенности облика города, представляющие собой историческую, градостроительную, архитектурную и художественную ценность. Исторические зоны, образующие историческую среду объектов культурного наследия, включаются в границы зон охраны объектов культурного наследия. В состав одной исторической зоны могут входить зоны охраны двух и более объектов культурного наследия.

5. Порядок отнесения территорий (кроме территорий зон охраны объектов культурного наследия) к историческим зонам, порядок определения границ, условий и ограничений осуществления градостроительной деятельности в таких исторических зонах устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 59. Историко-культурный опорный план территории города Москвы

1. Историко-культурный опорный план территории города Москвы (далее — историко-культурный опорный план) является документом, в котором отображаются все градостроительные элементы и сооружения, представляющие собой историко-культурную ценность, как сохранившиеся, так и утраченные, характеризующие этапы развития города Москвы, а также обозначаются границы территорий объектов культурного наследия, границы зон их охраны, земельные участки, на которых расположены объекты, представляющие собой историко-культурную ценность.

2. Формирование и ведение историко-культурного опорного плана обеспечивает орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований.

3. Историко-культурный опорный план является основой для определения границ территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон, установления на указанных территориях соответствующих требований, ограничений и условий градостроительной деятельности, подготовки в соответствии с настоящим Кодексом историко-культурных регулятивных планов.

4. Сведения историко-культурного опорного плана учитываются при разработке проекта Генерального плана города Москвы, проектов территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, проведении инженерных изысканий и разработке проектной документации.

5. Форма, состав, порядок составления и ведения историко-культурного опорного плана и внесения в него необходимых изменений устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Москвы в соответствии с законодательством в области охраны объектов культурного наследия.

Статья 60. Планирование сохранения и развития территорий объектов культурного наследия, территорий зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон

1. Планирование сохранения и развития территорий объектов культурного наследия, территорий зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон осуществляется в составе Генерального плана города Москвы, территориальных схем и отраслевых схем, в границы разработки которых входят территории объектов культурного наследия, территории зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон.

2. В Генеральном плане города Москвы, в территориальных схемах и отраслевых схемах назначение и параметры планируемого развития территорий устанавливаются с учетом сведений историко-культурного опорного плана и в соответствии с требованиями к использованию территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и в исторических зонах, установленными в соответствии с законодательством в области охраны объектов культурного наследия и настоящим Кодексом.

3. Генеральный план города Москвы, территориальные и отраслевые схемы, действие которых распространяется на территории объектов культурного наследия, территории зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон, должны содержать градостроительные мероприятия по приведению существующего использования территории в соответствие с требованиями к использованию территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и в исторических зонах, по сохранению, регенерации исторической среды.

4. Отраслевые схемы могут разрабатываться специально в целях решения задач сохранения и развития территорий объектов культурного наследия, территорий зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон. Задачами разработки указанных отраслевых схем могут быть:

1) предложения по образованию территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон, по определению и (или) изменению границ указанных территорий и зон;

2) разработка в соответствии с настоящим Кодексом в границах зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон историко-культурных регулятивных планов;

3) разработка градостроительных мероприятий по сохранению, регенерации исторической среды на территориях зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон;

4) иные задачи.

5. Разработка указанных в части 4 настоящей статьи отраслевых схем может осуществляться:

1) применительно ко всей территории города Москвы — в составе Генерального плана города Москвы или в виде отдельного документа;

2) применительно к частям территории города Москвы — в составе территориальных схем или в виде отдельных документов.

6. Проекты территориальных и отраслевых схем, действие которых распространяется на территории объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон, проекты отраслевых схем, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, а в случаях, установленных федеральным законодательством, — с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 61. Особенности региональных нормативов на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон

1. Региональные нормативы разрабатываются и применяются на территориях зон охраны объектов культурного наследия (кроме территорий охранных зон), исторических зон. Специальные положения региональных нормативов применительно к территориям зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон должны:

1) обеспечивать сохранение исторической среды, в том числе планировочной структуры, ландшафта, характера застройки и благоустройства территории;

2) ориентировать изменения планировочной структуры, ландшафта, застройки (в том числе при строительстве новых, реконструкции существующих объектов капитального строительства), благоустройства территорий на регенерацию исторической среды — восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик исторической среды;

3) не допускать строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разработки градостроительных мероприятий, направленных на улучшение обеспеченности и (или) доступности для населения социально значимых объектов.

2. Специальные положения региональных нормативов, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в форме заключения этого органа о соответствии (положительное заключение) или о несоответствии (отрицательное заключение) специальных региональных нормативов требованиям законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Отрицательное заключение является основанием для принятия решения о нецелесообразности утверждения указанных региональных нормативов.

Статья 62. Ограничения градостроительной деятельности на территориях объектов культурного наследия, на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон

1. На территориях памятников, ансамблей запрещаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства. На указанных территориях разрешаются проведение исследований, реставрационных и иных работ по сохранению памятников, ансамблей и (или) их территорий, а также воссоздание в соответствии с законодательством об объектах культурного наследия утраченных объектов культурного наследия.

2. На территориях достопримечательных мест строительство, реконструкция объектов капитального строительства могут быть разрешены в случаях, установленных законодательством в области охраны объектов культурного наследия.

3. На территориях охранных зон объектов культурного наследия строительство, реконструкция объектов капитального строительства запрещаются, за исключением мероприятий по регенерации исторической среды, осуществляемых в соответствии с установленным режимом охранной зоны в целях сохранения, восстановления, воссоздания исторического облика территорий, в том числе планировочной структуры, ландшафта, застройки, благоустройства и озеленения.

4. На территориях зон охраны объектов культурного наследия (кроме охранных зон), на территориях исторических зон градостроительная деятельность, в том числе строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основе историко-культурных регулятивных планов этих территорий, а до утверждения таких планов — на основе историко-культурного опорного плана, а также в соответствии с установленными режимами зон охраны объектов культурного наследия.

5. Историко-культурный регулятивный план содержит подготовленные на основе сведений историко-культурного опорного плана чертежи, составленные на основе топографических планов масштаба 1:2000 или 1:500, и историко-культурные регламенты.

6. На чертежах историко-культурного регулятивного плана должны быть отображены в соответствующих границах:

1) подлежащие сохранению, регенерации исторические элементы планировочной структуры территории, в том числе улично-дорожная сеть, кварталы, озелененные территории;

2) подлежащие сохранению, регенерации исторически сложившиеся типы городской среды, застройки и ландшафта, характеризующиеся плотностью, высотой, этажностью и конфигурацией застройки, границами исторических домовладений, соотношением застроенных и незастроенных участков территории, отступами застройки от красных линий, размерами и архитектурой зданий и строений, особенностями благоустройства территории, ландшафтной и садово-парковой архитектуры.

7. Историко-культурные регламенты должны содержать требования и ограничения, обеспечивающие при осуществлении градостроительной деятельности сохранение, регенерацию исторически сложившейся планировочной структуры территории, исторической среды, застройки, ландшафта.

8. Историко-культурный регулятивный план является основой для определения границ функционально-планировочных образований, территориальных зон и земельных участков, установления назначения территорий, градостроительных регламентов и публичных сервитутов.

9. Разработка историко-культурных регулятивных планов может осуществляться в составе территориальных схем и отраслевых схем, в составе проектов планировки территории, а также в виде отдельных документов.

10. Проект историко-культурного регулятивного плана подлежит согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.

11. Утвержденный в установленном порядке историко-культурный регулятивный план является основанием для внесения в установленном порядке изменений в правила землепользования и застройки.

12. Состав и формы материалов, порядок разработки и утверждения историко-культурных регулятивных планов, порядок внесения изменений в указанные планы устанавливается Правительством Москвы.

Статья 63. Особенности планировки территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах

1. Проект планировки территории, в пределах которой установлены зоны охраны объектов культурного наследия, исторические зоны, должен содержать материалы по обоснованию этого проекта, включающие сведения историко-культурного опорного плана, положения действующего историко-культурного регулятивного плана. В случае если в границах разработки проекта планировки указанной выше территории отсутствует утвержденный историко-культурный регулятивный план, такой план подлежит обязательной разработке в составе проекта планировки территории.

2. В проектах межевания территорий в зонах охраны объектов культурного наследия, в исторических зонах границы земельных участков устанавливаются с учетом границ исторических домовладений, отображенных в историко-культурном регулятивном плане или в историко-культурном опорном плане.

3. В градостроительных планах земельных участков, расположенных на территориях зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон, должны быть указаны ограничения использования земельных участков, ограничения использования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, требования к благоустройству территории, установленные в соответствии с режимами охраны объектов культурного наследия, историко-культурным регулятивным планом или историко-культурным опорным планом.

4. Проекты планировки, проекты межевания территорий в зонах охраны объектов культурного наследия, в исторических зонах подлежат согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, а в случаях, установленных федеральным законодательством, — с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Разработка в виде отдельного документа градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории зоны охраны объектов культурного наследия, исторической зоны, допускается при условии, что применительно к указанной территории установлены режимы охраны объектов культурного наследия, определены в соответствии с историко-культурным регулятивным планом или историко-культурным опорным планом ограничения градостроительной деятельности.

Статья 64. Обеспечение сохранения исторически сложившегося силуэта города Москвы

В целях сохранения исторически сложившегося силуэта города Москвы при разработке проекта Генерального плана города Москвы, проектов территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки, проектов планировки территории в части устанавливаемых этими проектами параметров высоты застройки орган, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры, орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, определяют предельно допустимую высоту застройки, не нарушающую исторически сложившийся силуэт города Москвы.

Статья 65. Особенности архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон

1. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства на указанных в части 4 статьи 62 настоящего Кодекса территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон осуществляются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны объектов культурного наследия и настоящего Кодекса.

2. Разделы проектной документации объектов капитального строительства, содержащие схему планировочной организации земельного участка, архитектурные решения, мероприятия по благоустройству территории, должны соответствовать требованиям градостроительного плана земельного участка, установленным на основании соответствующего историко-культурного регулятивного плана.

3. В разделе проект организации строительства в составе проектной документации объекта капитального строительства должны содержаться положения и мероприятия, обеспечивающие при проведении подготовительных работ, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства сохранение исторического облика городской среды.

4. Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон является обязательным. Заключение государственной экспертизы указанной проектной документации должно содержать выводы о ее соответствии или несоответствии требованиям законодательства в части осуществления градостроительной деятельности на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон. Заключение государственной экспертизы проектной документации не может быть положительным, если эта проектная документация не соответствует указанным требованиям.

5. При осуществлении государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства на территориях в зонах охраны объектов культурного наследия и в исторических зонах орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, обеспечивает проверку соответствия работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, требованиям технических регламентов в части обеспечения безопасности объектов культурного наследия, а также положениям проектной документации, указанным в части 3 настоящей статьи.

6. Государственный контроль за состоянием объектов культурного наследия при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зонах охраны объектов культурного наследия осуществляет орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с его полномочиями.

    • Глава 1. (Статьи 1—10 )
      • Статья 1.
      • Статья 2.
      • Статья 3.
      • Статья 4.
      • Статья 5.
      • Статья 6.
      • Статья 7.
      • Статья 8.
      • Статья 9.
      • Статья 10.
    • Глава 2. (Статьи 11—18 )
      • Статья 11.
      • Статья 12.
      • Статья 13.
      • Статья 14.
      • Статья 15.
      • Статья 16.
      • Статья 17.
      • Статья 18.
    • Глава 3. (Статьи 19—22 )
      • Статья 19.
      • Статья 20.
      • Статья 21.
      • Статья 22.
    • Глава 4. (Статьи 23—27 )
      • Статья 23.
      • Статья 24.
      • Статья 25.
      • Статья 26.
      • Статья 27.
    • Глава 5. (Статьи 28—30 )
      • Статья 28.
      • Статья 29.
      • Статья 30.
    • Глава 6. (Статьи 31—33 )
      • Статья 31.
      • Статья 32.
      • Статья 33.
    • Глава 7. (Статьи 34—37 )
      • Статья 34.
      • Статья 35.
      • Статья 36.
      • Статья 37. Утратила силу
    • Глава 8. (Статьи 38—44 )
      • Статья 38.
      • Статья 39.
      • Статья 40.
      • Статья 41.
      • Статья 42.
      • Статья 43.
      • Статья 44.
    • Глава 9. (Статьи 45—50 )
      • Статья 45.
    • Глава 10. (Статьи 51—57 )
      • Статья 51.
      • Статья 52.
      • Статья 53.
      • Статья 54.
      • Статья 55.
      • Статья 56.
      • Статья 57.
    • Глава 11. (Статьи 58—65 )
      • Статья 58.
      • Статья 59.
      • Статья 60.
      • Статья 61.
      • Статья 62.
      • Статья 63.
      • Статья 64.
      • Статья 65.
    • Глава 12. (Статьи 66—70 )
      • Статья 66.
      • Статья 67.
      • Статья 68.
      • Статья 69.
      • Статья 70.
    • Глава 13. (Статьи 71—74 )
      • Статья 71. (Статьи 76—78 )
        • Статья 76.
        • Статья 77.
        • Статья 78.

ГОСТ Р 58204-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОЕКТ ОХРАННЫХ ЗОН ОБЪЕКТА ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ

Состав и содержание. Общие требования

The project of protection zones of the world heritage object.Composition and content. General requirements

Датавведения 2019-03-01

Предисловие

Предисловие

1РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием"Центральные научно-реставрационные проектные мастерские"

2ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 "Культурноенаследие"

3УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии от 21 августа 2018 г. N505-ст

4ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применениянастоящего стандарта установлены в статье26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "Остандартизации в Российской Федерации". Информация обизменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (посостоянию на 1 января текущего года) информационном указателе"Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок- в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты".В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандартасоответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпускеежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты".Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются такжев информационной системе общего пользования - на официальном сайтеФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии всети Интернет (www.gost.ru)

1Область применения

Настоящий стандартустанавливает порядок определения границ охранной зоны (буфернойзоны) объекта всемирного наследия.

Требования стандартаоснованы на положениях ,,* и *.
________________
*Поз. и см. раздел Библиография. - Примечание изготовителябазы данных.

Настоящий стандартпредназначен для применения федеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным в области сохранения, использования,популяризации и государственной охраны объектов культурногонаследия, его территориальными органами, органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в областисохранения, использования, популяризации и государственной охраныобъектов культурного наследия, их подведомственными организациями,собственниками и пользователями объектов культурного наследия,государственными и муниципальными заказчиками в сфере сохранения иохраны объектов культурного наследия, юридическими и физическимилицами, осуществляющими деятельность по сохранению объектовкультурного наследия.

2Термины и определения

Внастоящем стандарте применены следующие термины с соответствующимиопределениями:

2.1 объект всемирногонаследия: Объект, обладающий выдающейся универсальной ценностьюи включенный решением Комитета всемирного наследия в Списоквсемирного наследия. Объекты всемирного наследия делятся накультурные, природные и смешанные. Кроме того, для классификацииобъектов применяются также такие категории, как серийный итрансграничный (расположенный на территории двух и болеегосударств) объект.

Памятники природы и культуры нуждаются в полноценной охране со стороны общества и государства. Только в таком случае они могут предстать перед потомками, быть гордостью народа. Конечно, такая охрана должна регулироваться именно на государственном уровне. В Российской Федерации есть несколько важных законодательных актов, посвященных именно охранным зонам объектов культурного наследия. Мы разберем эти документы, выделив особенности данных зон, их классификацию, требования законодательства.

Регулирующие законодательные акты

Положения об охранных зонах объектов культурного наследия включают в себя следующие акты:

  • ФЗ № 73 (опубликован в 2002 году, последняя редакция - август 2018 года) "Об объектах культурного наследия РФ". В частности, ст. 34.
  • Постановление российского Правительства № 972 "Положения о зонах охраны объектов культурного наследия народов РФ".

Дополнения в эти акты вносились данными федеральными законами:

  • ФЗ № 342 (2018).
  • ФЗ № 315 (2014).

Далее в материале мы на основе вышеперечисленных документов разберем важные определения, введем классификацию охранных зон. Кроме того, данные законодательные акты содержат в себе информацию о составлении проектов, характеристике режимов, что также важно представить читателю.

Что это?

Прежде всего приведем определение.

Зона охраны объектов культурного наследия - определенная территория, в границах которой для обеспечения нетронутости данных объектов устанавливается спецрежим использования участков земли. Он призван ограничить хозяйственную деятельность и полностью запретить строительство на данной территории.

Исключение - применение особых мер, которые направлены на сохранение, реконструкцию, регенерацию природной, исторической, градостроительной зоны объекта природного наследия.

Кроме того, в статье будут использоваться близкие, но не идентичные вышеуказанному понятия:

  • Зона регулирования хоздеятельности и застройки - территория, в границах которой будет установлен режим эксплуатации земель, ограничивающий хоздеятельность и строительные мероприятия. Он также определяет требования к реконструкции уже существующих сооружений и зданий.
  • Зона природного охраняемого ландшафта - территория, в границах которой будет установлен спецрежим использования земель, как сужающий, так и запрещающий строительство, хоздеятельность, реконструкцию существующих сооружений в целях сохранения уникального природного ландшафта. Последним могут считаться долины рек, леса, водоемы, местность, композиционно связанная с культурно значимым объектом.

Исходя из этого можно составить классификацию.

Разновидности

Охранные зоны объектов культурного наследия обустраиваются с целью обеспечения сохранности последних. Они устанавливаются в исторической среде объекта, непосредственно на сопряженной с ним местности. Зоны охраны могут быть трех разновидностей:

  • Охранная зона объекта культурного наследия.
  • Зона регулирования застроек и различной хоздеятельности.
  • Зона природного охраняемого ландшафта.

Нужный состав защищаемых территорий определяется проектом охранных зон объектов культурного наследия.

Чтобы одновременно обеспечить охрану нескольких культурных, природных объектов, расположенных рядом друг от друга, допускается создание для них охранной единой зоны. Что в нее может входить? Те же самые виды:

  • Единая зона охраны объектов культурного наследия.
  • Единая зона регулирования хозяйственной деятельности, застроек.
  • Единая зона природного охраняемого ландшафта.

Состав такой объединенной зоны определяется проектом объединенных охранных зон объектов культурного наследия. Переходим к следующей теме.

Основа для разработки проектов

Разберем теперь разработку охранных зон объектов культурного наследия. Она может проводится как физическими, так и юр. лицами на основе данных архитектурных, исторических, архивных исследований, с учетом информации из государственного кадастра недвижимости.

Состав такой зоны определяется на основе проекта зон охраны объектов культурного наследия. Он опирается на материалы архитектурно-исторических исследований, которые в полной мере обосновывают его.

Данные культурных, исторических исследований формируются на базе следующей информации:

  • Опорный культурно-исторический план того населенного пункта, города, на землях которого находится культурно значимый объект (либо его фрагмент или целая группа объектов).
  • Сведения о выявленных объектах, относящихся к культурному наследию, их установленных территориях, которые расположены в границах проектируемой защитной зоны.
  • Материалы уже разработанных проектов охранных зон вокруг культурно значимых объектов, находящихся как в границах конкретного поселения, так и на межселенных территориях.
  • Материалы визуального, ландшафтного анализа композиционной связи объекта культурного наследия (или их группы) с ландшафтным окружением, окружающей застройкой.
  • Иные данные, что необходимы для составления и обоснования проекта.

Проведение разработки проектов

Разработка проектов охранных зон и других субъектов РФ, а также историко-архитектурные исследования, обосновывающие их, - направления федеральных и региональных целевых программ РФ. В числе всего прочего они предусматривают мероприятия по сохранению, популяризации, гос. охране и использованию памятников природы и культуры.

Разработка данных проектов также может вестись и по инициативе (и за счет финансов) муниципальной власти, владельцев или непосредственных пользователей данных культурно значимых объектов. А также правообладателей земельных наделов, каким-то образом связанных с памятниками природы и культуры.

Разработку проектов постоянных и временных охранных зон объектов культурного наследия также инициирует российское Министерство культуры, органы госвласти субъектов федерации, структура местного самоуправления.

Министерство культуры РФ также обязано давать методические рекомендации по заготовке материалов, что ложатся в основу проектов охранных зон вокруг памятников природы и культуры. Эта же структура определяет согласование проектов тех или иных объектов культурного наследия с органами гос. власти, обеспечивающими их (памятников) охрану.

Проект и границы зоны

Теперь еще одно важное понятие. Проекты зоны охраны памятника культуры или природы (или объединенной зоны) - это текстовая документация, а также информация, представленная в виде карт, схем, которая формирует полное представление о границах охраняемой территории. Обязательно перечисление режимов эксплуатации земель в этой зоне, а также предписаний градостроительных регламентов в пределах данной территории.

Границы охранной зоны объектов культурного наследия - это линии, что обозначают территорию, за пределами которой градостроительная, хозяйственная или другая деятельность не будет оказывать негативное влияние (как прямое, так и косвенное) на сохранность памятника культуры или природы в его естественной среде.

Обозначение данных линий, а также координат опорных точек границ охранных зон на схемах и картах должно однозначно определять пределы охраняемых территорий. Точность выведена до нормативов, характерных для государственного кадастра недвижимости.

Важно отметить, что границы охранных зон вокруг памятников культуры и природы могут не совмещаться с границами земельных участков, границами иных территориальных объектов.

Режим для охранной зоны

По закону об охранных зонах объектов культурного наследия вводятся следующие ограничение на эксплуатацию земельных участков, требования к градостроительству на данной территории:

  • Запрет на возведение объектов капитальной застройки. То есть на строительство в охранной зоне объекта культурного наследия. Исключение - применение спецмер, направленных на регенерацию, восстановление природной, исторической, градостроительной зоны объекта, воссоздание или восстановление его полностью/частично утраченных составляющих, характеристик.
  • Ограничение на капитальный ремонт и реконструкцию капитальной застройки (либо ее частей), что может изменить размеры, пропорции, параметры этих объектов, предполагает использование иных стройматериалов, цветовых решений, особенностей дизайна малых строений.
  • Сохранение типологических, масштабных, планировочных характеристик природной и градостроительной среды, включая исторические ценные формирующие общий план объекты.
  • Гарантирование визуального восприятия памятника культуры или природы в его естественной среде. Это также включает в себя обеспечение сохранности окружающего ландшафта, исторических малых построек.
  • Соблюдение всех требований по охране окружающей природной среды, которые гарантируют сохранность объекта в его естественном историческом и ландшафтном окружении.
  • Иные требования, что определяют сохранность памятника культуры.

Режим для зоны ограничения застройки и хоздеятельности

Требования к режиму зоны регулирования хозяйственной деятельности и застройки будут немного отличны от требований к режиму охранной зоны вокруг памятников природы и культуры. Рассмотрим и эти предписания:

  • Ограничение строительства до той степени, что необходима для сохранности культурно значимого объекта в его исконной исторической среде. Ограничение также распространяется на параметры, пропорции и размеры объектов капитальной застройки/их частей, использование определенных стройматериалов и цветовых решений.
  • Ограничение капремонта, реконструкции объектов капитальной застройки, если работы связаны с изменением их форм, пропорций, размеров, параметров, применененим иных стройматериалов и цветовых решений.
  • Гарантирование визуального восприятия посетителями памятника природы или культуры в его исконной ландшафтной, исторической среде.
  • Ограничение хоздеятельности до той степени, при которой она не будет негативно влиять на объект.
  • Сохранение качества природной окружающей среды до той степени, при которой становится возможной сохранность памятника природы или культуры.
  • Соблюдение всех предписаний по охране окружающей среды, что могут в определенной мере способствовать сохранению культурно важного объекта для будущих поколений.
  • Иные требования, исключающие влияние негативных факторов на памятник.

Режим для зоны природного охраняемого ландшафта

Режим для данной территории обязательно составляется с учетом данных предписаний:

  • Запрет строительства объектов капитальной застройки, ограничение хоздеятельности, запрет на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (капитальной застройки),в целях сохранения/восстановления связи памятника природы или культуры с окружающим ландшафтом. Последний включает в себя речные долины, водоемы, открытые пространства и леса. Исключением будет лишь возведение малых строений, работы по общему благоустройству территории.
  • Поддержание того качества окружающей среды, которое необходимо для сохранения, регенерации защищаемого природного ландшафта.
  • Сохранение исторически характерных в природном охраняемом ландшафте соотношений закрытых и открытых пространств с целью целостности восприятия культурно значимого объекта в его исконной природной, исторической среде.
  • Соблюдение требований по охране окружающей среды, способных обеспечить сохранность защищаемого природного ландшафта в его естественном окружении.
  • Иные требования, что обеспечивают сохранность, регенерацию охраняемого памятника культуры или природы.

Согласование с Министерством культуры

Чтобы ввести на определенной территории какой-либо из перечисленных режимов, а также установить границы окружающих зон, требования к различным градостроительным регламентам, подготовленный проект обязательно согласовать с Министерством культуры РФ. Для этого уполномоченный в области госохраны памятников, объектов культурной значимости предоставляет туда следующую документацию:

  • Проект правового акта, который утверждает границы охранной зоны, объекта, режим, применяемый на данной территории, предписания касательно градостроительных регламентов.
  • Проект зоны охраны памятника природы или культуры.
  • Данные об итогах рассмотрения вышеуказанных проектов либо учреждениями исполнительной власти какого-либо из российских субъектов, либо уполномоченным в сфере госохраны культурно значимых объектов народов РФ.
  • Заключение историко-культурной государственной экспертизы.

Решение об установлении зон и прекращении их существования

Еще один важный вопрос. Кто же полномочен установить защитную зону объекта культурного наследия? Здесь выделяется несколько ответственных органов:

  • Решение как об установлении, так и об изменении защитной зоны культурно значимого объекта народов РФ, относящегося к особо ценной категории, внесенного в Список всемирного наследия принимается и утверждается федеральным органом охраны данного рода объектов. Он вводит требования к градостроительным инструкциям в пределах этих территорий, утверждает их на основании проектов таких охранных зон.
  • Решение о прекращении существования охранных зон таких объектов (ценных, имеющихся в Списке всемирного наследия) принимается также федеральным органом, отвечающим за охрану объектов культурного значения.
  • Решение как об установлении, так и изменении защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения (не входящего в перечень особо ценных, а также в Список) вводится силами субъекта РФ. Однако это решение должно быть согласовано с вышестоящими федеральными структурами.
  • Если это культурный объект местного (муниципального значения), то решение о создании, изменении для него охранных зон принимается по законам субъекта РФ. Тех, в границах которых он расположен.
  • Решение о прекращении существования охранных зон объектов культурного наследия регионального значения, не включенных в Список всемирного наследия, не относящихся к особо ценным, принимается также государственной властью субъекта федерации.
  • Зона охраны памятника природы или культуры может прекратить существование и без принятия ответственных решений. Однако возможно это лишь в одном случае: когда культурно значимый объект был исключен из всероссийского государственного единого реестра памятников природы и культуры народов РФ.
  • Утверждение зон охраны объектов культурного наследия происходит не позднее чем спустя 2 года после того, как памятник, территория были включены в вышеуказанный единый реестр. Этот пункт Положения был введен сравнительно недавно - 3.08.2018.

Подведем итоги рассмотрения законодательных актов. Утверждение, изменение, прекращение существования охранных зон, оберегающих объекты культурного наследия от разрушения, регулируется в России на уровне государства - федеральных, региональных, местных органов власти. Для введения защитной зоны вокруг какого-либо памятника природы или культуры обязательна подготовка содержательного проекта. Он должен определять режим, границы, требования к градостроительному регламенту касательно данной территории.

  • Судебная экспертиза

    Судебная экспертиза проводится по определению суда. Для назначения экспертизы в нашу организацию необходимо подать ходатайство о назначении экспертизы и приложить к нему информационное письмо с указанием реквизитов организации, возможности выполнения экспертизы по поставленным вопросам, стоимость и срок проведения исследования, а также кандидатуры экспертов с указанием их образования и опыта работы. Данное письмо должно быть заверено печатью организации и подписью ее руководителя.

    Наши специалисты подготавливают информационное письмо в течение одного рабочего дня , после чего мы высылаем его скан-копию по электронной почте. Также, при необходимости, оригинал письма можно забрать в офисе нашей организации. Как правило, в суде не требуется оригинал информационного письма, достаточно представить его копию.

    Услуга по составлению информационного письма предоставляется бесплатно .

  • Внесудебное исследование

    Внесудебное исследование проводится на основании договора по 100%-ой предоплате. Договор может быть заключен как с юридическим, так и с физическим лицом. Для заключения договора не обязательно присутствовать в офисе нашей организации, в этом случае пересылка всех документов, в том числе экспертного заключения, будет осуществляться при помощи услуг почтовых операторов (Dimex, DHL, PonyExpress), что займет не более 2-4 рабочих дней.

  • Рецензирование экспертного заключения

    Рецензия необходима в тех случаях, когда требуется оспорить выводы проведенной экспертизы, чтобы затем провести повторное исследование. Условия заключения договора на рецензирования точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение письменной консультации эксперта (справки)

    Справка не является заключением, носит информационной характер и содержит ответы на вопросы, которые не требуют проведения полного исследования, но позволяют оценить целесообразность проведения полноценной экспертизы.

    Условия заключения договора на справку точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение предварительной консультации эксперта

    Наши специалисты готовы ответить на любые ваши вопросы, касающиеся проведения судебных и внесудебных экспертиз, оценить целесообразность проведения экспертизы, оказать помощь при постановке формулирование вопросов на исследование, сообщить возможность проведения того или иного анализа и многое другое.

    Консультация проводится на основании письменного запроса.

    Для этого необходимо заполнить форму онлайн-заявки (либо отправить нам запрос по e-mail), где следует максимально подробно описать обстоятельства дела, сформулировать цели, которые требуется достичь при помощи экспертизы, предварительные вопросы, по возможности приложить все возможные документы и описания объектов.

    Чем подробнее вы расскажете обстоятельства дела, тем продуктивнее будет помощь эксперта.

  • Дополнительные услуги

    Уменьшение срока производства экспертизы в два раза

    30% к стоимости

    Выезд эксперта в пределах города Москвы для осуществления осмотра объектов, отбора образцов для исследования, участия в судебном заседании или иных мероприятиях, требующих присутствия эксперта

    Выезд эксперта в пределах Московской области

    Выезд эксперта в другие регионы России

    Транспортные и командировочные расходы

    Подготовка дополнительного экземпляра экспертного заключения

    Юридическая консультация по вопросам, не связанным с проведением и назначением экспертиз

    от 5 000 руб.

    Составление искового заявления

Эксперты

Чаcтые вопросы

  • Мы решили утеплить балкон и выложить его кирпичом. Наша соседка возмутилась и сказала, что мы делаем это незаконно и что якобы на это нужно разрешение архитектора. Наша квартира приватизирована. Неужели и правда нам придется у кого-то спрашивать разрешение?

    Балкон входит в состав общего имущества. Поэтому любые переделки должны быть согласованы со всеми собственниками многоквартирного дома. Заключение архитектора (проект) тоже необходимо, ведь Ваши надстройки могут угрожать целостности всего здания. Затем это необходимо утвердить в комиссии по переустройству в органе местного самоуправления. В противном случае это будет являться самовольной постройкой, которая, по решению суда, будет подлежать сносу за счет лица, ее. Также в случае ухудшения состояния целостности здания могут быть взысканы необходимые средства для восстановления его целевого назначения - безопасного проживания граждан. Таким образом, чтобы Вам не рисковать и чтобы в будущем Вам не пришлось сносить построенные изменения, советуем обратиться в наш Центр для проведения независимой экспертизы.

  • Мы хотим сделать перепланировку в квартире. Дом оказался памятником культурного наследия. Предметом наследия является "ансамбль жилых зданий". В нашем проекте не предусматривается изменение ансамбля или какого-то элемента здания. Для удобства мы лишь немного смещаем ненесущие перегородки.

    В Вашем случае необходимо провести независимую историко-культурную экспертизу о возможности перепланировки по вашему эскизу и убедиться в том, что Ваш проект не изменяет памятник. Только после проведения экспертизы у вас появится возможность совершить перепланировку. Так как "ансамбль жилых зданий" является предметом культурного наследия, то решать вопрос, изменит перепланировка его культурную ценность или нет, может только независимый эксперт.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация