Территориальные органы федеральных. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: понятие виды, компетенция

Главная / Авто

Согласно ст. 78 Конституции, федеральные органы исполнитель­ной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Под территориальными органами понимаются те структурные подразделения ряда федеральных органов исполнительной власти, ко­торые вертикально подчинены им, находятся в субъектах и отдельных регионах Российской Федерации, но не входят в систему органов ис­полнительной власти субъектов Федерации, на территории которых они действуют. Они называются по-разному: управления, комитеты, представительства, инспекции, региональные коллегии и др. Напри­мер: территориальные органы по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ; территориальные органы Министерства РФ по делам печати, радиовещания и средств массовых коммуника­ций; государственные налоговые инспекции Министерства РФ по на­логам и сборам.

Постановлениями Правительства от 27 мая 1993 г.* и от 20 июля 1998 г.** определены основные положения, касающиеся порядка созда­ния, состава и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, размера ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в феде­ральном бюджете. Установлено, что территориальные органы входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и дей­ствуют под руководством соответствующих органов исполнительной власти, а по вопросам, относящимся к компетенции краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами ис­полнительной власти субъектов Федерации.


* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации (далее - САПП РФ). 1993. № 22. Ст. 2032.

** СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3871.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производится соответствующим федеральным органом исполнитель­ной власти по согласованию с администрациями краев, областей, авто­номной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Пе­тербурга. Те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон. Определено правовое положение территориальных органов, принципы их деятель­ности и основные полномочия.

Так, территориальные органы в соответствии с профилем своей де­ятельности участвуют в выработке мер и способствуют государствен­ному регулированию социально-экономического развития субъектов Федерации, в анализе межрегиональных программ; участвуют в со­вместной работе с органами исполнительной власти субъектов Феде­рации по разработке и реализации программ углубления экономичес­ких реформ; информируют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации о своей работе. Для решения этих задач они наделены соответствующими пра­вами.

Совершенно очевидно, что существующая система федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов нужда­ется в дальнейшем совершенствовании, так как по ряду причин она не в полной мере отвечает современным требованиям.

Как отмечено в Указе Президента от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»*, а также в Послании Президента Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г.**, возникла необходимость в упорядочении состава территориальных органов. Численность их работников стала во много раз больше состава цент­рального аппарата федеральных органов исполнительной власти, и за­дача их сокращения стала весьма актуальной. Особое внимание при этом должно быть уделено исключению дублирования и параллелизма в деятельности территориальных органов федеральных органов испол­нительной власти с органами исполнительной власти субъектов Феде­рации, более четкому разграничению их функций и полномочий, со­гласованию их действий. Для большей стабильности систему и струк­туру федеральных органов исполнительной власти целесообразно за­крепить федеральным законом.


* СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082.


25 мая 1998 г. Президентом утверждено Положение о региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти*. Коллегия в пределах своей компетенции содействует согласованному выполнению территориальными органами стоящих перед ними задач; совершенст­вованию взаимодействия территориальных органов и органов государ­ственной власти субъекта (субъектов) Федерации, исключению дубли­рования в их работе.


* СЗ РФ. 1998. № 22 C т. 2407.

К содержанию книги: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Смотрите также:

Федеральные органы исполнительной власти создают соответствующие органы исполнительной власти на территории одного или нескольких субъектов РФ, которые получили наименование территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (или территориальные органы федерального органа, территориальные органы исполнительной власти).

2. Федеральные законы (например, «О Правительстве Российской Федерации»). На необходимость создания территориальных органов указывается в федеральных законах. Например, п. 3 ст. 9 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» определяет, что федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами осуществляет возложенные на него полномочия в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы;

3. Акты Президента РФ и Правительства РФ (например, Указ Президента РФ № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»; Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 725. Решения Правительства РФ устанавливают целесообразность создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, а также их задачи, полномочия, функции, предельную численность, фонд оплаты труда);

4. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ № 30; Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ № 452;

6. Типовые положения о территориальном органе соответствующего федерального органа исполнительной власти;


Типовое положение о территориальном органе федерального органа исполнительной власти устанавливает:

Принципы деятельности;

Полномочия;

Федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта РФ.

В случае отказа в согласовании кандидатуры федеральный министр вновь предлагает кандидатуру на указанную должность. В случае повторного отказа в согласовании кандидатуры федеральный министр в срок, не превышающий двух месяцев со дня обращения к высшему должностному лицу субъекта РФ по вопросу о согласовании кандидатуры, принимает решение о назначении руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти либо о представлении его к назначению в установленном порядке. О несогласовании кандидатуры федеральный министр одновременно с принятием вышеуказанного решения информирует соответственно Президента РФ или Правительство РФ.

Федеральные органы исполнительной власти создают соответствующие органы исполнительной власти на территории одного или нескольких субъектов РФ, которые получили наименование территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (или территориальные органы федерального органа, территориальные органы исполнительной власти).

В настоящее время нормативная основа организации и деятельности территориальных органов исполнительной власти включает в себя:

1. Конституцию РФ (ст. 72 содержит положения о предметах совместного ведения РФ и ее субъектов); согласно ч. 1 ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать территориальные органы; они могут также назначать соответствующих должностных лиц;

2. федеральные законы (например, «О Правительстве Российской Федерации»). На необходимость создания территориальных органов указывается в федеральных законах. Например, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» определяет, что федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами осуществляет возложенные на него полномочия в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы;

3. акты Президента РФ и Правительства РФ (например, Указ Президента РФ № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»; Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 725. Решения Правительства РФ устанавливают целесообразность создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, а также их задачи, полномочия, функции, предельную численность, фонд оплаты труда);

4. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства № 30; Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ № 452;

5. Положения о федеральных органах исполнительной власти (Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ № 1313);
6. типовые положения о территориальном органе соответствующего федерального органа исполнительной власти;

7. Конституции (уставы) субъектов РФ (если определяется порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ с федеральными органами исполнительной власти).

Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ № 452, устанавливает общие правила организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления его полномочий на определенной территории РФ в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти.

Таким образом, основными элементами института территориальных органов федеральных органов исполнительной власти являются:

1. Наличие нормативной правовой основы организации, размещения и функционирования территориального органа (например, соответствующего приказа федерального органа исполнительной власти, такого как приказ МВД России № 983, утвердивший Типовое положение о территориальном органе Федеральной миграционной службы, или приказ Минздравсоцразвития России № 645, утвердивший Типовое положение о территориальных органах Федерального медико-биологического агентства);

2. Цель формирования территориальных органов исполнительной власти — осуществление полномочий федерального органа исполнительной власти;

3. Область осуществления полномочий территориального органа — определенная территория;

4. Нормативно установленный порядок разработки схемы размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти.

Руководитель федерального органа исполнительной власти вносит в Правительство РФ или в соответствующее федеральное министерство подготовленную в федеральном органе исполнительной власти схему размещения территориального органа федерального органа исполнительной власти.

В пояснительной записке федерального органа исполнительной власти должны содержаться следующие сведения:

а) цели создания и основные задачи территориальных органов;

б) виды (вид) образуемых территориальных органов;

в) сведения о территориях деятельности территориальных органов;

г) финансово-экономическое обоснование, в том числе сведения о необходимой численности и квалификации персонала территориальных органов.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, положением о федеральном органе исполнительной власти и положением об этом территориальном органе.

В типовом положении о территориальном органе соответствующего федерального органа исполнительной власти определяются типовые правила:

а) осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, а также мер государственного принуждения (в случаях, предусмотренных федеральными законами);

б) реализации федеральных программ, планов и иных мероприятий, предусмотренных актами Президента РФ, Правительства РФ и федерального министерства (в отношении федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства);

в) взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах;

г) осуществления полномочий руководителя территориального органа (например, приказ Федеральной службы судебных приставов № 1707-к «О полномочиях руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов»).

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти создается для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ задач и функций соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Территориальный орган является государственным органом, находящимся в подчинении соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Типовое положение о территориальном органе федерального органа исполнительной власти устанавливает :

Основные задачи территориального органа;

Принципы деятельности;

Порядок утверждения положения о территориальном органе, его структуре, штатном расписании, численности и фонде оплаты труда;

Полномочия;

Организацию деятельности и финансовое обеспечение территориального органа.

Некоторые территориальные органы федеральных органов исполнительной власти могут осуществлять свою деятельность на территории как одного, так и нескольких субъектов РФ. Таким образом, границы территорий, в рамках которых действуют территориальные органы, могут не совпадать с границами субъектов РФ.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти входят в единую систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов федеральной исполнительной власти. Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. При решении совместных задач территориальный орган обеспечивает необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Таким образом, территориальные органы федеральной исполнительной власти не входят в систему органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, так как они являются подразделениями федеральных органов государственной власти и непосредственно подчиняются последним. Территориальные органы исполнительной власти взаимодействуют с администрациями соответствующих субъектов РФ.

Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих федеральных органов исполнительной власти с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность.

Указом Президента РФ № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» высшее должностное лицо субъекта РФ наделено полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территориальных органов МВД России, МЧС России, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам.

Федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта РФ. В случае отказа в согласовании кандидатуры федеральный министр вновь предлагает кандидатуру на указанную должность.

В случае повторного отказа в согласовании кандидатуры федеральный министр в срок, не превышающий двух месяцев со дня обращения к высшему должностному лицу субъекта РФ по вопросу о согласовании кандидатуры, принимает решение о назначении руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти либо о представлении его к назначению в установленном порядке. О несогласовании кандидатуры федеральный министр одновременно с принятием вышеуказанного решения информирует соответственно Президента РФ или Правительство РФ.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ

Органы исполнительной власти субъектов РФ - это государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность на территории (и только) отдельного субъекта Российской Федерации и формируемые для конкретного субъекта РФ.

Общая иерархия в системе органов исполнительной власти субъектов РФ:

1) Высшее должностное лицо субъекта - общая компетенция ;

2) Высший исполнительный орган власти - общая компетенция;

3) Центральные органы исполнительной власти субъекта специальной компетенции;

4) Территориальные органы - только специальная компетенция.

Законодательство, регулирующее систему органов исполнительной власти субъектов РФ:

1. Конституция заложила основу совместного регулирования этих отношений. Механизм разграничения полномочий - регулирование общих полномочий на уровне ФЗ, детальное регулирование - на уровне субъектов.

Роль общих принципов выполняет ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ».

Особенности федеративного устройства РФ. Общие принципы очень конкретные. Субъектам остается только устанавливать свое наименование (и то не всякое), и при этом КС ни разу не поддержал попытки субъектов сказать, что федерация вмешивается в регулирование вопросов субъектов.

2. Конституция или устав субъектов - обязательны.

3. Закон субъекта о системе исполнительной власти - определяет, возможно ли создание коллегиальных центральных исп.органов или нет. Субъект может установить коллегиальный или единоначальный орган, но на практике в основном единоначальный.

4. Закон субъекта о высшем исполнительном органе. Пример: «о правительстве свердловской области»

5. Закон субъекта о высшем должностном лице субъекта

6. Высшее должностное лицо утверждает структуру органов исполнительной власти субъектов.

Понимание системы и структуры на уровне субъектов аналогично федеральному. Система в данном контексте = виды органов исполнительной власти, структура = конкретный перечень органов.

В отличие от федерального уровня система ОИВ должна быть установлена на законодательном уровне.

Территориальные органы высшего исполнительного органа - например, т.н. управленческие округа в Свердловской области. Их руководители не входят в состав правительства, но их статус остался таким же. Их компетенция также производна от компетенции Высшего исполнительного органа общая компетенция.

По обязательности исполнительные органы субъектов РФ можно разделить:

1. Высшее должностное лицо - необязательно

2. Высший исполнительный орган субъекта РФ - обязательно

3. Территориальные органы высшего исполнительного органа субъекта - необязательно

4. Центральные органы исполнительной власти специальной компетенции - обязательные и могут создавать по своему усмотрению.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (общая характеристика)

Для регулирования статуса ВДЛ необходимо принятие закона субъекта РФ, если соотв.должность в субъекте предусмотрена. Должности ВДЛ в субъекте может не быть. Если ВДЛ нет, то его полномочия осуществляет руководитель высшего исп.органа (ВИО). Если данная должность уставом предусмотрена, то ограничиваться только уставным регулированием нецелесообразно. Более детальное регулирование д.иметь место: это м.б. з-н субъекта о ВДЛ, определенный блок норм в з-не, посвященному ВИО, или в з-не о системе исполнительной власти в субъекте федерации.

Данные акты должны определить компетенцию ВДЛ, детализировав её по отношении к уставу/конституции суб-та, обеспечить в/связь с черт знает чем, установить правила публичной деятельности ВДЛ. Проблема - ВДЛ не является гос.служащим - общее регулирование на него не распространяется. Какие гарантии, компенсации, режим труда и отдыха и т.д. Необходимо определить правовое положение и принципы организации деятельности аппарата ВДЛ.

ВДЛ суб-та - ОИВ. Наличие у ВДЛ представительских полномочий или полномочий в отношении иных ветвей власти (формирование избирательной комиссии и т.д.) не меняет его статуса как ОИВ.

4 базовых схемы взаимодействия высшего должностного лица субъекта РФ и высшего исполнительного органа субъекта РФ.

1. Схема, при которой ВДЛ на основе единоначалия руководит ВИО, который не является коллегиальным. Как правило, наименование ВДЛ - глава администрации или губернатор. ВИО именуется администрация. Иногда в качестве администрации понимается совокупность центральных ОИВ субъекта РФ. На практике происходит ещё какая-то хрень, когда кто-то куда-то входит, но это незаконно.

Широкие кадровые полномочия по назначению заместителей ВДЛ, руководителей структурных подразделений аппарата администрации и центральных исполн.органов субъекта спец.компетенции. Нехарактерно согласование кадровых решений с представительным органом и каким-либо иным должностным лицом в системе ОИВ.

В рамках этой схемы ВДЛ самостоятельно распределяет полномочия между своими заместителями, иными должностными лицами, самостоятельно контролирует их деятельность, самостоятельно утверждает положения о центральных ОИВ субъекта и основных структурных подразделениях администрации.

Реализация нормотворческих полномочий ВИО осуществляется, как правило, в форме актов ВДЛ. В соотв.с ФЗ № 184 ВИО наделен нормотворческими полномочиями и ВДЛ тоже. Формально оба органа наделены, но фактически ВДЛ возглавляет администрацию и мнение администрации его не интересует. Администрация самостоятельно акты не создает. Если надо - ВДЛ принимает. Или Администрация создает, но ВДЛ подписывает. Жесткая централизованная система, при которое подавляющая часть решений замыкается на ВДЛ, что приводит к существенному ограничению правосубъектности ВИО.

2. Система исполнительной власти, в которой ВДЛ возглавляет коллегиальный ВИО, при этом конституцией или уставом предусмотрена отдельная должность руководителя ВИО, которую замещает иное лицо. «Возглавляет, но не руководит». П: Свердловская область.

Данная схема была предметом суд.оспаривания - протест прокурора Свердловской области и Свердловский областной суд, а затем Верховный суд сказали, что данная схема не противоречит ФЗ № 184.

ВДЛ в большей степени выполняет функции координатора ветвей власти и при этом освобождается от повседневных обязанностей по руководству ВИО. ВДЛ определяет основные направления политики, а непосредственную реализацию осуществляет ВИО. Сущ-ют аппараты (у обоих), которые обеспечивают их деятельность. С политич.точки зрения это всегда борьба между администрацией губернатора и ВИО.

Также в рамках этой системы необходима регламентация процедур в/д ВДЛ и ВИО.

3. ВДЛ одновременно занимает должность руководителя коллегиального ВИО.

Основная часть полномочий у ВИО, а ВДЛ организовывает работу ВИО.

4. ВДЛ нет вообще. А его полномочия осуществляются ВИО.

Исполнение обязанностей ВДЛ при его отсутствии:

Не все полномочия ВДЛ могут быть реализованы лицом, его замещающим.

И.О не вправе подписывать те акты, совершать иные юрид.действия, которые согласно зак-ву РФ и субъектов отнесены к исключительной компетенции ВДЛ.

Исполнение обязанностей предназначено для осуществления организационно-представительских и внутриаппаратных функций. Но не может за ВДЛ издать вышеаппаратный акт.

Основная функция - обеспечение непрерывности функционирования системы исполнительной власти.

Высший исполнительный орган

Обязательный элемент системы органов исполнительной власти субъекта РФ. Ключевые признаки: всегда формально орган власти, наделенный нормотворческими полномочиями. При этом, исходя из ст. 20 ФЗ № 184, его структура и порядок формирования ВИО определяются законом субъекта РФ.

В практике вопрос об участии представительного органа в формировании ВИО. ПКС по Алтайскому делу. Может; только в опред. пределах и не может отправлять в отставку.

Структуру ВИО образует перечень гос.должностей с указанием их иерархической взаимосвязи и функциональной роли в государственном органе.

Центральные органы исполнительной власти субъектов специальной компетенции.

Закон субъекта «О системе исп.власти в субъекте РФ». Самый многочисленный вид органов исп.власти (от 15 до 40).

2 группы:

1. Органы исп.власти, которые субъект обязан образовать в соотв.с зак-вом РФ.

2. Органы исп. власти, которые субъект м.образовывать по своему усмотрению.

Хотя субъект формально свободен, фактически фед.законодательство обеспечивает вторжение федерации в установление своей системы органов гос.власти.

Формально субъект сам определяет, нужен ему орган образования или нет. Но в законе есть полномочия, которые субъект обязан исполнять нужен орган. Т.е. федерация определила.

Единого перечня ЦОИВ нет.

Обязанность создать определенный орган может быть сформулирована двояко:

1. Когда в законодат.акте закреплены полномочия, но сам орган не называется. В таком случае у субъекта есть выбор: создать ли отдельный орган (министерство образования субъекта), или передать соотв.блок полномочий иному органу исп. власти (мин-во по соц вопросам республики имеет полномочия по образованию, соц защите и т.д.). Единственное ограничение - полномочия д.б. переданы ЦЕНТРАЛЬНОМУ органу.

2. Встречается реже. Прямо говорят, что должен быть создан орган в опред.сфере. Федерация понимает, что напрямую указывать субъекту - не соответствует Конституции РФ. (Орган тарифного регулирования - должен быть отдельный орган тарифного регулирования).

Обязанности устанавливаются отраслевым законодательством + 184-ФЗ, в котором указаны делегированные полномочия, кроме которых никакие полномочия не могут быть делегированы + соглашение м/у субъектом и РФ.

Перечень вопросов, по которым д.б. созданы органы или органы, которым передаются полномочия (1 группа):

Образование;

Здравоохранение;

Культура спорт туризм;

Органы управления имуществом субъекта;

По управлению финансами;

В сфере ветеринарии;

Органы ЗАГС;

Органы тарифного регулирования;

Органы в области жилищного надзора;

По самоходной технике;

Социальное обслуживание;

Лицензирование.

2 группа органов - которые субъект может создавать по своему усмотрению. Как правило, императивного указания, что субъект д.создать органы, нет.

Сюда относятся вопросы эконом.развития - субъект может и не создавать эти органы.

С/х и агропромышленный комплекс.

Промышленность, строительство, транспорт, энергетика, дорожное хозяйство

Региональное регулирование в/д с муниципалитетами.

Поддержка предпринимательства

Конкретные органы и полномочия федеральным законодательством не определены.

Если субъект не создает эти органы - эти отношения не регулируются.

У органов спецкомпетенции есть ещё и территориальные органы. Не все центральные органы имеют территориальные органы; их имеют меньшинство.

Возникает вопрос: в области есть орган управления лесными отношениями. Кто принимает заявки? Есть унитарные предприятия - функция лесничеств. Могут ли предприятия принимать заявки? Верховный суд сказал, что это властное полномочие и не может быть передано предприятиям/учреждениям.

После закрепления в Конституции принципа разделения власти на три ветви произошла смена устаревших понятий. В частности вместо аппарата госуправления появились федеральные власти. Это, однако, не мешает на практике использовать и прежнее название.

Определение

Сущность исполнительных структур определяется различными авторами по-разному. Так, по мнению одних авторов, эти институты выступают как политические учреждения, которые сформированы для участия в реализации соответствующих административных функций. Для выполнения поставленных задач они наделяются определенными юридическими возможностями. Другие специалисты считают, что федеральные органы исполнительной власти - это особые элементы госаппарата. Их работа направлена на реализацию положений законов и прочих нормативных актов. Согласно своим функциям, эти органы осуществляют распорядительную и исполнительную деятельность. В литературе приводится еще одно определение рассматриваемых институтов. Некоторые авторы считают его наиболее полным. В соответствии с ним федеральные органы исполнительной власти - это организации, которые, выступая как элемент госаппарата, имеют собственное внутреннее устройство, компетенцию и пространственный масштаб. Они формируются в предусмотренном законодательством либо другим нормативным документом порядке. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации применяют специальные методы в своей работе, обладают юридической возможностью выступать от имени и по поручению государства. В рамках своей компетенции эти институты призваны ежедневно руководить социально-культурной, экономической, административно-политической областями общественной жизни.

Общие признаки

Основная задача, которую решают - это реализация на практике, претворение в жизнь положений действующих законов и прочих нормативных документов. Кроме этого, в рамках своей компетенции эти институты обеспечивают соблюдение предписаний всеми субъектами в стране. Их работа носит управленческий, исполнительный, организующий, распорядительный и контрольный характер. В результате ее выполнения решаются соответствующие задачи. Любой российский федеральный орган исполнительной власти обладает собственным внутренним устройством. В нем присутствуют определенные подразделения (гл. управления, специальные отделы, департаменты и проч.) с должностными лицами. Они способствуют наиболее результативному решению поставленных задач.

Сфера влияния

Полномочия федеральных органов исполнительной власти достаточно обширны. Их реализация допускается в особых юридических формах. В частности институты осуществляют:

  • Исполнительно-распорядительную деятельность.
  • Контрольно-надзорную работу.
  • Юридические действия.
  • Принятие решений, вследствие которых возникают существенные правовые последствия.
  • Утверждение нормативных актов.
  • Правоохранительную деятельность.

В компетенцию институтов включены их обязанности, юридические возможности и ответственность за выполняемую работу. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, связанные с принятием нормативных актов, обеспечивается и их реализация.

Дополнительно

В законодательстве определяется порядок, в соответствии с которым происходит формирование, реорганизация или ликвидация института. У каждого исполнительного органа есть собственное наименование. В соответствии с ФЗ и нормативными актами субъектов устанавливается ответственность институтов и должностных лиц. Любой выступает как юрлицо. У него должна быть гербовая печать. Исполнительные органы могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Финансирование производится на средства государственного или регионального бюджета, в зависимости от того, в какой (федеральный орган исполнительной власти или местный) институт направляются деньги.

Принципы

Правовое регулирование федеральных органов исполнительной власти производится в соответствии с ФЗ и Конституцией, а также рядом иных нормативных актов. При этом вся работа институтов базируется на определенных принципах. К основным из них следует отнести:

  1. Принцип федерализма. Это положение обуславливается государственным устройством страны.
  2. Законность. Этот принцип выражается в соблюдении Конституции и ФЗ.
  3. Сочетание децентрализации и централизации. Этот принцип имеет ключевое значение в работе всего института исполнительной власти. Большая часть задач относится к ведению высших подразделений. Вместе с этим на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти возлагаются конкретные обязанности, которые реализуются без вмешательства вышестоящих учреждений.

Предметы ведения

Федеральные, региональные и исполнительные органы составляют единую систему. По предметам их общего ведения, а также по вопросам, относящимся к компетенции высших институтов, нижестоящие учреждения находятся в подчиненном положении. В этом случае действует принцип единства. Контроль федеральных органов исполнительной власти распространяется исключительно на сферы, находящиеся в общей с региональными институтами или непосредственно в их собственной компетенции.

Другие принципы

  • Самостоятельность. Этот принцип исходит из ст. 10 Конституции. Согласно данному положению, органы исполнительной, законодательной и судебной власти обладают самостоятельностью. Это означает, что институты одной ветви не подчиняются подразделениям другой. За деятельностью федеральных органов исполнительной власти, таким образом, не могут следить законодатели или судьи.
  • Принцип экономичности. Он предполагает экономию бюджетных средств, поступающих в сферу госуправления.

Среди прочих принципов специалисты выделяют также:

  • Гласность.
  • Ответственность.
  • Народовластие.
  • Соблюдение и обеспечение свобод и прав человека и гражданина.

Значение этих положений неоспоримо и подтверждено большинством ученых.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Эти понятия достаточно часто используются в отраслевой литературе. Система в общефилософском смысле представляет собой объединение разнообразных элементов в единое целое с распределением компонентов по определенным местам. Из других определений следует, что данная конструкция выступает как объективная совокупность явлений и предметов, закономерно связанных друг с другом. Структура представляет собой способ соединения элементов. Она определяет линию поведения конструкции, особенности взаимодействия ее элементов. Конституция разграничивает понятия системы исполнительных органов непосредственно от самого органа. При этом выделяется суть такого разделения. Посредством организационного механизма, в качестве которого выступает исполнительный орган, государство обеспечивает реализацию своих функций. Вся конструкция института закрепляет основные свойства ее элементов. Система отражает в первую очередь связи, формирующиеся между органами. Они, в свою очередь, отходят на второй план. Исполнительные органы формируют структурные звенья внутри единой системы.

Характеристика

Учитывая приведенные выше разъяснения, можно сказать, что система исполнительных органов представляет собой юридически упорядоченную, внутренне согласованную совокупность разных по организационно-правовой форме элементов, которые соподчинены согласно принципу разделения компетенции. Они образуют интегрированное единство в ходе реализации поставленных задач в пределах РФ. В системе присутствует вертикальная а также горизонтальные уровни. Вместе с этим в конструкции предусмотрен аппарат оперативного управления. Система и находятся под влиянием социальных, политических, экономических, юридических и прочих факторов.

Межведомственное взаимодействие

Система исполнительных органов представлена в виде их совокупности под руководством правительства страны со связями между собой и внутри каждого элемента по поводу достаточно широкого круга вопросов, возникающих в ходе государственного управления. Объем и характер межведомственного взаимодействия определяются условиями, в которых организуется работа каждого звена. Структура региональных и федеральных исполнительных органов, а также механизм их взаимосвязи формируются под влиянием формы устройства государства. Специфика работы всего института обуславливает необходимость сочетания горизонтального, вертикального и диагонального взаимодействий между ведомствами.

Порядок распределения задач

В соответствии с функциональным методом при создании системы исполнительных органов осуществляется строгое закрепление ответственности и пределов компетенции каждого звена в нормативных документах. Из такого распределения вытекает и необходимость формирования горизонтального взаимодействия конкретных ведомств в вопросах, касающихся пересекающихся сфер. Оптимальная система с обособлением функций органов, входящих в нее, должна обеспечить ответственность, специализацию, оперативность и эффективность взаимосвязи участников.

Классификация

В РФ сформированы различные исполнительные органы. Они отличаются по следующим критериям:

  • Отраслям и сферам управления.
  • Месту в структуре.
  • Масштабу работы.
  • Значению.
  • Специфике.
  • Методу образования.
  • Порядку вынесения решений.

Специфика образования

В зависимости от субъекта, в ведении которого находятся вопросы формирования звеньев, выделяют те, которые образуются самой РФ. Их образование происходит на основании конституционных положений, которыми данные процедуры отнесены к компетенции государства. Таким образом, порядок формирования в данном случае устанавливает федеральный орган исполнительной власти. В субъектах образование звеньев отнесено к компетенции самих регионов. В зависимости от процедуры и способа формирования существуют:

  • Институты, руководители которых выбираются гражданами.
  • Подразделения, для формирования которых издаются соответствующие постановления федеральных органов исполнительной власти.

Формы институтов

В зависимости от организационно-правового типа выделяют следующие федеральные органы:

  • Правительство РФ.
  • Федеральные агентства, службы, министерства, ведомства.

На региональном уровне действуют:

  • Администрации.
  • Правительства.
  • Комиссии.
  • Комитеты.
  • Департаменты.
  • Советы министров.
  • Агентства.
  • Службы и прочие.

Сфера влияния

По данному признаку выделяют:

  1. Подразделения общей компетенции. Они управляют всеми или большинством сфер и отраслей на подведомственной территории.
  2. Звенья отраслевой компетенции. Они регулируют работу внутри конкретных секторов в разных сферах госуправления. В качестве таких подразделений выступают, как правило, высшие и региональные министерства. Правила федеральных органов исполнительной власти едины для всех образованных ими институтов.
  3. Подразделения специальной компетенции. Эти органы исполняют надзорные, разрешительные, регулятивные и прочие функции в разных сферах госуправления.
  4. Институты межотраслевой компетенции. Такие органы учреждаются для координации управления делами в определенной сфере и отрасли.

Порядок вынесения решений

По этому критерию выделяют:

  1. Коллегиальные органы. К ним (в соответствии с общими нормами) относят: правительство РФ, администрации и прочие аналогичные подразделения субъектов.
  2. Единоначальные органы. В РФ подавляющее большинство институтов сформировано по принципу единого начальствования. Принятие решений в них осуществляется непосредственно руководителем.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

В каждом субъекте РФ формируется свой институт, находящийся в подчинении вышестоящего центрального аппарата. В качестве системы исполнительных органов региона следует понимать комплекс структур, реализующих государственные задачи. Их работа выполняется в пределах их компетенции и в конкретном субъекте страны. В ходе решения поставленных задач региональные органы взаимодействуют с центральным аппаратом и муниципальными исполнительными структурами.

Нормативная база

Конституция РФ закрепляет, что система исполнительных органов в регионах устанавливается субъектами самостоятельно. При этом порядок формирования институтов не должен противоречить законодательным основам и принципам формирования государственных институтов. В качестве нормативных актов при создании системы исполнительной власти в субъекте могут выступать уставы, конституции или законы, изданные компетентными структурами административной единицы. В некоторых регионах таким документом является указ лица, занимающего высшую должность.

Работа региональных подразделений

Исполнительные органы субъектов, решающие вопросы, которые находятся в общем их ведении с РФ, сохраняют общее содержание своей сферы, области управления. К таким подразделениям относят комитеты, управления, департаменты, министерства. В системе присутствуют также органы, которые управляют имуществом, находящимся в собственности региона; некоторые институты, сформированные для надзора за соблюдением законодательных предписаний; структуры, регулирующие сферу дорожного, водного, коммунального хозяйств и проч.

Совершенствование института

В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос, касающийся системы и структуры всей исполнительной власти в стране. В государстве сегодня продолжается административная реформа. В ее рамках наметилась тенденция совершенствования институтов как на региональном, так и на высшем, федеральном уровне. На это указывает не только работа существующих в стране политических партий, но и специфика принимаемых законов и подзаконных актов. Правовое регулирование на федеральном уровне осуществляется конституционными положениями и предписаниями ФЗ. Немаловажное значение также имеют указы президента, правительственные постановления. На региональном уровне нормативное регулирование производится в соответствии с принятыми в субъекте законами. Они конкретизируют конституционные положения и требования ФЗ.

Заключение

В течение последних десятилетий система федеральной исполнительной власти подвергалась многочисленным изменениям. Реформы были нацелены на оптимизацию и усиление влияния института на процессы формирования общества и государства в целом. Тем не менее далека от идеала. В ней существуют подразделения, сферы влияния которых пересекаются. Некоторые органы исполняют схожие, а в ряде случаев дублирующие функции. Такая неопределенность в поставленных задачах выступает в качестве основной причины неупорядоченности и нестабильности всего института. Для формирования оптимальной системы необходимо, чтобы у каждого элемента был понятный и четкий юридический статус. Он должен определяться на законодательном уровне с учетом объема и характера решаемых задач. По мнению ряда специалистов, для ликвидации многих проблем следует оптимизировать процедуру идентификации, упразднить избыточные, дублирующие, нелегитимные функции. Исследователи считают, что это первый и главнейший фактор, препятствующий эффективному взаимодействию. Обусловлено это тем, что чем больше дублирующих функций, тем больше необходимо людей для их реализации. Это, в свою очередь, усиливает влияние человеческого фактора и снижает результативность работы. В решении указанных проблем большое значение имеет утверждение ФЗ, определяющего общие принципы организации органов управления. На основании нормативного документа можно впоследствии провести унификацию, оптимизацию всего института.

В систему органов исполнительной власти входят также и территориальные органы исполнительной власти, к которым относятся создаваемы федеральными органами исполнительной власти их территориальные подразделения и должностные лица. Данные органы исполнительной власти действуют на основании Постановления Правительства от 27 мая 1993 года № 491. Территориальные органы осуществляют свою деятельность под руководством соответствующий федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов РФ, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов. Территориальные органы исполнительной власти действуют на совокупности определённых принципов. К таковым относятся: 1. соблюдение законности; 2. разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; 3. разграничение предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации; 4. персональная ответственность. Территориальные органы исполнительной власти представляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в регионах и на территории субъектов Федерации и муниципальных образований. Поэтому их задачи, функции и полномочия определяются соответствующими органами федерального уровня, исходя из их функциональных задач. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производиться федеральными органами исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов РФ. Так же производится назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов и других должностных лиц.

Местное самоуправление можно определить как форму народовластия. В соответствии с принципом субсидиарности обладающий властью народ посредством демокра­тических процедур передает осуществление властных функций органам публичной власти. При этом в Российской Федерации как федеративном государстве народ передает определенную часть власти каждому из уровней публичной власти, определяя круг дел, подведомственный каждому из них - предметы ведения для государственной власти и вопросы местного значения - для власти местного самоуправления.

В дальнейшем при изучении курса потребуется понять уста­новленное Конституцией РФ разграничение предметов ведения по уровням государственной власти. Ст. 71 Конституции РФ оп­ределены предметы ведения РФ - круг дел, всей полной государ­ственной власти по которым обладает РФ; ст. 72 - предметы со­вместного ведения РФ и субъектов РФ - круг дел, по которым вся полнота государственной власти распределена в установлен­ном Конституцией РФ и законами порядке и пределах между РФ и субъектами РФ. По предметам совместного ведения принима­ются федеральные законы и в соответствии с ними в пределах, установленных этими федеральными законами, законы субъек­тов РФ. Предметы ведения субъектов РФ Конституция не назы­вает, но определяет, что вне предметов ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти на своей территории.

Можно выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.

1. Местное самоуправление имеет особый субъект - муници­пальное образование. Муниципальное образование является тер­риториально-политической организацией населения в городском, сельском поселении, муниципальном районе, городском округе, внутригородской территории городов федерального значения, для решения вопросов жизнеобеспечения, связанных с общностью проживания граждан

2. Местное самоуправление занимает особое место в демок­ратическом механизме управления обществом и государством. Особенность местного самоуправления как элемента полити­ческой системы состоит в его государственно-общественном ха­рактере.

С одной стороны, местное самоуправление обладает призна­ками института государственной власти, несмотря на то, что орга­ны местного самоуправления не входят в систему органов госу­дарственной власти.

Обособленность позволяет говорить об определенной авто­номии местного самоуправления в системе органов публичной власти, а не об исключении его из структуры государства, что косвенно подтверждается и существованием термина «местная автономия», применяемого в отношении местного самоуправле­ния в ряде стран, а также положением Европейской Хартии о регламентировании органами местного самоуправления значи­тельной части государственных дел. В качестве основных при­знаков местного самоуправления как государственного институ­та необходимо назвать следующие:

Право принятия (издания) правовых актов, обязательных для исполнения всеми расположенными на территории муници­пального образования органами, организациями и гражда­нами. Отличие этих актов от актов органов государствен­ной власти состоит только в локальности территории, в пределах которой эти акты действуют, но в этом отноше­нии есть прямая аналогия с актами органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, действие ко­торых распространяется также только на часть территории Российской Федерации;

Законодательно установленную ответственность за неиспол­нение или ненадлежащее исполнение правовых актов мест­ного самоуправления;

Право введения местных налогов и сборов;

Право создавать муниципальные органы охраны обществен­ного порядка - органы в системе местного самоуправления, имеющие законодательно установленные полномочия ис­пользовать принуждение к исполнению законов и актов ме­стного самоуправления.

С другой стороны, местное самоуправление как одна из форм самоорганизации граждан имеет признаки общественного инсти­тута. К ним можно отнести следующие:

Структура органов местного самоуправления и разделение полномочий между органами определяются населением са­мостоятельно, а не устанавливаются законодательством;

Вопросы, отнесенные к компетенции местного самоуправле­ния, могут решаться местными референдумами и сходами граждан, причем в отдельных случаях представительные органы местного самоуправления могут вообще не образо­вываться, а их полномочия осуществляться сходами;

Население муниципальных образований имеет право на пра­вотворческую инициативу;

Одной из форм участия в осуществлении местного самоуп­равления населением является ТОС - самоорганизация граж­дан по месту их жительства на части территории муници­пального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения;

Населению предоставлено право участвовать в осуществлении местного самоуправления в любых формах, не противореча­щих Конституции Российской Федерации и законодательству.

Указанный двойственный характер местного самоуправления обусловлен его природой. Местное самоуправление как наибо­лее приближенная к населению власть возникает из необходимо­сти регулировать отношения на локальной территории, обеспе­чивать удовлетворение основных жизненных потребностей насе­ления. В деятельности местного самоуправления особо следует отметить соотношение властного и хозяйственного начал.

3. Местное самоуправление имеет особый объект управления - вопросы местного значения.

4. Одно из ключевых понятий, характеризующих местное са­моуправление как форму организации и осуществления власти ­самостоятельность.

Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом при­надлежащей ему власти.

5. Важнейшим признаком местного самоуправления, отража­ющим его специфику как формы осуществления власти, является

собственная ответственность муниципальных образований.

6. Муниципальная деятельность осуществляется исходя из интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением. Формы, порядок и условия такого контроля опреде­ляются уставом муниципального образования.


Федеральные органы исполнительной власти создают соот ветствующие органы исполнительной власти на территории од ного или нескольких субъектов РФ, которые получили наиме нование территориальные органы федеральных органов исполни тельной власти (или территориальные органы федерального органа, территориальные органы исполнительной власти).
В настоящее время нормативная основа организации и дея тельности территориальных органов исполнительной власти включает в себя:
Конституцию РФ (ст. 72 содержит положения о предме тах совместного ведения РФ и ее субъектов); согласно ч. 1 ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать территориальные органы; они могут также назначать соответ ствующих должностных лиц;
федеральные законы (например, «О Правительстве Рос сийской Федерации»). На необходимость создания территори альных органов указывается в федеральных законах. Например, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 2 января 2000 г. «О государст венном земельном кадастре» определяет, что федеральный ор ган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами осуществляет возложенные на него пол номочия в области осуществления деятельности по ведению го сударственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы;
акты Президента РФ и Правительства РФ (например, Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаи модействия и координации деятельности органов исполнитель ной власти субъектов Российской Федерации и территориаль ных органов федеральных органов исполнительной власти»; Положение о взаимодействии и координации деятельности ор ганов исполнительной власти субъектов Российской Федера ции и территориальных органов федеральных органов исполни тельной власти, утвержденное Постановлением Правительст ва РФ от 5 декабря 2005 г. № 725. Решения Правительства РФ устанавливают целесообразность создания и деятельности тер-
риториальных органов исполнительной власти, а также их зада чи, полномочия, функции, предельную численность, фонд оп латы труда);
Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Прави тельства РФ от 19 января 2005 г. № 30; Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452;
положения о федеральных органах исполнительной вла сти (Положение о Министерстве юстиции Российской Федера ции, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313);
типовые положения о территориальном органе соответст вующего федерального органа исполнительной власти;
конституции (уставы) субъектов РФ (если определяется порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъ ектов РФ с федеральными органами исполнительной власти).
Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлени ем Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, устанавливает общие правила организации деятельности территориальных ор ганов федеральных органов исполнительной власти. Террито-риальные органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления его полномочий на определенной территории РФ в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Таким образом, основными элементами института территориальных органов федеральных органов исполнительной власти являют ся: 1) наличие нормативной правовой основы организации, размещения и функционирования территориального органа (например, соответствующего приказа федерального органа ис полнительной власти, такого как приказ МВД России от 2 де кабря 2005 г. № 983, утвердивший Типовое положение о терри ториальном органе Федеральной миграционной службы, или приказ Минздравсоцразвития России от 24 октября 2005 г. № 645, утвердивший Типовое положение о территориальных органах Федерального медико-биологического агентства); 2) цель формирования территориальных органов исполнитель ной власти - осуществление полномочий федерального органа
исполнительной власти; 3) область осуществления полномочий территориального органа - определенная территория; 4) нор мативно установленный порядок разработки схемы размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Руководитель федерального органа исполнительной власти вносит в Правительство РФ или в соответствующее фе деральное министерство подготовленную в федеральном органе исполнительной власти схему размещения территориального органа федерального органа исполнительной власти. В поясни тельной записке федерального органа исполнительной власти должны содержаться следующие сведения: а) цели создания и основные задачи территориальных органов; б) виды (вид) обра зуемых территориальных органов; в) сведения о территориях деятельности территориальных органов; г) финансово-эконо мическое обоснование, в том числе сведения о необходимой численности и квалификации персонала территориальных ор ганов.
Территориальный орган федерального органа исполнитель ной власти осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, положением о федеральном органе ис-полнительной власти и положением об этом территориальном органе.
В типовом положении о территориальном органе соответст вующего федерального органа исполнительной власти опреде ляются типовые правила:
а) осуществления распорядительных, разрешительных, кон трольно-надзорных полномочий, а также мер государственного принуждения (в случаях, предусмотренных федеральными за-конами);
б) реализации федеральных программ, планов и иных меро приятий, предусмотренных актами Президента РФ, Правитель ства РФ и федерального министерства (в отношении федераль ных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении фе дерального министерства);
в) взаимодействия с органами исполнительной власти субъ ектов РФ, органами местного самоуправления, территориаль-ными органами иных федеральных органов исполнительной власти и полномочными представителями Президента РФ в фе деральных округах;
г) осуществления полномочий руководителя территориаль ного органа (например, приказ Федеральной службы судебных
приставов от 8 декабря 2005 г. № 1707-к «О полномочиях руко-водителей территориальных органов Федеральной службы су дебных приставов»).
Территориальный орган федерального органа исполнитель ной власти создается для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государ ственных услуг в установленной сфере деятельности, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ задач и функций соответствующего федерального органа исполнительной вла сти. Территориальный орган является государственным орга ном, находящимся в подчинении соответствующего федераль ного органа исполнительной власти. Типовое положение о тер риториальном органе федерального органа исполнительной власти устанавливает: основные задачи территориального орга на; принципы деятельности; порядок утверждения положения о территориальном органе, его структуре, штатном расписании, численности и фонде оплаты труда; полномочия; организацию деятельности и финансовое обеспечение территориального ор гана.
Некоторые территориальные органы федеральных органов исполнительной власти могут осуществлять свою деятельность на территории как одного, так и нескольких субъектов РФ. Та ким образом, границы территорий, в рамках которых действуют территориальные органы, могут не совпадать с границами субъ ектов РФ.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти входят в единую систему органов исполнительной вла сти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов федеральной исполни тельной власти. Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. При решении совместных задач территориальный орган обеспечива ет необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, обще ственными объединениями и иными организациями. Таким об-разом, территориальные органы федеральной исполнительной власти не входят в систему органов исполнительной власти со-
ответствующих субъектов РФ, так как они являются подразде лениями федеральных органов государственной власти и непо-средственно подчиняются последним. Территориальные органы исполнительной власти взаимодействуют с администрациями соответствующих субъектов РФ.
Основные задачи и функции территориальных органов оп ределяются исходя из задач и функций соответствующих феде ральных органов исполнительной власти с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою дея тельность.
Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполни тельной власти субъектов Российской Федерации и территори альных органов федеральных органов исполнительной власти» высшее должностное лицо субъекта РФ наделено полномочия ми по организации взаимодействия и координации деятельно сти органов исполнительной власти соответствующего субъек та РФ и территориальных органов МВД России, МЧС России, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федераль ной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руковод ство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим мини стерствам.
Федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта РФ. В случае отказа в согласовании кандидатуры федеральный министр вновь предла гает кандидатуру на указанную должность. В случае повторного отказа в согласовании кандидатуры федеральный министр в срок, не превышающий двух месяцев со дня обращения к выс-шему должностному лицу субъекта РФ по вопросу о согласова нии кандидатуры, принимает решение о назначении руководи теля территориального органа федерального органа исполни тельной власти либо о представлении его к назначению в установленном порядке. О несогласовании кандидатуры феде ральный министр одновременно с принятием вышеуказанного решения информирует соответственно Президента РФ или Правительство РФ.

Еще по теме § 7. Территориальные органы исполнительной власти:

  1. 7.7. Территориальные федеральные органы исполнительной власти
  2. § 6. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
  3. § 7. Территориальные органы федеральных органовисполнительной власти
  4. 5. Органы исполнительной власти5.1. Понятие органа исполнительной власти
  5. 5.7. Высшее должностное лицо субъекта РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного исполнения
  6. § 8. Органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации
  7. 5.6. Федеральные органы исполнительной власти и их функции
  8. § 6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  9. § 2. МИНИСТЕРСТВА И ИНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  10. § 7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  11. 7.6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Нижегородской области)
  12. § 5. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право -



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация