Причины остановки сотрудниками гаи беларуси. Гостеприимная Беларусь: беспредел ГАИ по-белорусски

Главная / Суд

В последнее время в интернете часто встречаются видеоролики, в которых водители очень убедительно и аргументированно спорят с сотрудниками ГАИ, отказываются передавать им в руки свои водительские документы и выходить из автомобилей, ссылаясь на различные статьи кодексов и законов. И порой их поведение бывает даже агрессивным. Отсюда возникает вопрос: кто же из них прав, а кто нарушает Правила дорожного движения и законодательство нашего государства?

Первый вопрос, который задают во всех вышеуказанных видеороликах: «На каком основании меня остановили?». Как правило, инспектор сообщает, что водитель остановлен для проверки документов. На что часто слышит ответ: «Такой причины нет, вы не имеете права меня останавливать».

Так на каком основании сотрудник ГАИ может остановить водителя, у которого все в порядке: световые приборы работают, водитель едет ровно и не нарушает установленные дорожным движением правила?

В соответствии с пунктом 9,1 Правил дорожного движения водитель ТС, обязан останавливаться по требованиям сотрудника ГАИ, в то же время требование сотрудника ГАИ об остановке транспортного средства должно быть подано им своевременно, понятно водителю и выражается путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета.

Также пунктом 12 Правил дорожного движения установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) механического транспортного средства, документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра, документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

В соответствии с п.9.2 Положения о Госавтоинспекции, утвержденного постановлением Совета министров, ГАИ, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством, организует и осуществляет контроль за соблюдением правил дорожного движения. Водитель имеет право знать причину, по которой его остановили. И если инспектор ГАИ говорит, что водитель остановлен для проверки документов, то остановка по такой причине полностью законна и правомерна , так как проверка наличия этих документов есть контроль за соблюдением правил дорожного движения водителями.

Таким образом, инспектор ГАИ останавливает водителей для проверки документов обоснованно . Часто в подобных видеороликах водители отказываются передавать в руки инспектора ГАИ свои документы. Они приоткрывают окно автомобиля и показывают документы через стекло, видимо считая, что этого достаточно. Но согласно пункту 12 ПДД, водитель обязан иметь при себе и передать документы для проверки сотруднику ГАИ. И если водитель отказывается передавать документы, считая, что их достаточно лишь предъявить, то в данном случае водитель поступает неправомерно. Данные действия могут быть квалифицированы как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, что влечет наложение штрафа в размере от двух до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Должен ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника ГАИ?

Вы не обязаны выходить из машины и пересаживаться в авто ГАИ для разговора с инспектором или составления протокола об административном правонарушении. Однако если сотрудник подозревает, что вы находитесь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, выйти все-таки придется. Отказ от освидетельствования приравнивается к управлению транспортным средством под воздействием выше перечисленных веществ. Кроме того, выйти из автомобиля придется, если местом ведения административного процесса является управление ГАИ.

Может ли водитель требовать, чтобы сотрудник предъявил свои документы и объяснил причину остановки?

По вашему требованию (в соответствии с Законом «О милиции») инспектор, милиционер, обязан предъявить служебное удостоверение. Он не имеет права дать его вам в руки, но обязан предъявить и предоставить возможность переписать указанные в нем сведения. Таким образом, вы будете знать, на кого жаловаться в случае возникших претензий, а инспектор будет предполагать, что на него могут пожаловаться. Как минимум он объяснит, в чем выражаются его претензии. Необходимо подчеркнуть, что у инспектора на груди должен быть приколот специальный жетон (знак) с номером. Отсутствие жетона должно вызвать у вас подозрение. Если инспектор не предъявляет вам своих документов или взимает штраф без выдачи соответствующей квитанции, будьте осторожны. Лучше выполнить все требования инспектора и постараться запомнить место и время остановки.

Работник милиции имеет право провести досмотр вашего автомобиля (ст.16 Закона РБ «О милиции» ). Не препятствуйте ему в этом, а постарайтесь проявить выдержку и терпение. Но следует различать досмотр, проводимый по устному желанию досматривающего, и обыск, который должен проводиться по постановлению следователя или прокурора. Поэтому вы не обязаны подчиняться требованию милиционера распаковывать свои сумки и выворачивать карманы. Поскольку действия милиционера ограничиваются лишь целями досмотра. Следует заметить, что уважение чести и достоинства граждан, недопустимость нарушений их прав и свобод — норма закона (Закон «О милиции» ст.5). Следовательно, вы вправе обжаловать действия должностных лиц, нарушающих свои обязанности, в том числе с требованием возмещения морального вреда.

Подводя итог, хочется сказать, что не стоит повторять действия, показанные в некоторых видеороликах, ведь чаще всего показанное в них поведение является противоправным.

Подготовила Виола Лехнович

Общеизвестно, что водитель не обязан садиться в машину ГАИ для составления протокола. Протокол он может получить и находясь в своей машине. Но … Возле деревни Орковичи Новогрудского района: один из инспекторов, беспричинно остановил автомобиль, создал конфликтную ситуацию, умышленно повредил имущество гражданина - фонариком разбил боковое стекло в автомобиле, самовольно открыл дверь чужого авто, беспричинно применил к нему физическую силу и специальные средства (надел на него наручники). А водитель всего-то пытался вежливо объяснить гаишникам свою правовую позицию и разъяснить гаишникам действующее законодательство…. Эта позиция “нарушителя”, которая подкреплена видеозаписью.

Водитель не убегал, не проявлял агрессию, находился с пассажиром, действия происходили в присутствии других граждан (дорожных рабочих). Откуда такая агрессивность со стороны работников ГАИ?

Судя по слаженным действиям, сотрудники МВД уже не раз проводили такую операцию по усмирению “не послушных” водителей.

Еще не утих скандал вокруг брестского инспектора ДПС Петручика, пославшего водителя на три буквы, как сотрудники ГАИ вновь попали в ленты новостей. На этот раз отличились инспекторы из Новогрудка, пишут Naviny.by.

Инспекторы, остановившие машину минчанина для, как они заявили, проверки документов, отказались выносить постановление об административном взыскании после того, как водитель сообщил им, что забыл документы и готов оплатить штраф в течение пяти дней, как позволяет ПИКоАП. Водитель также отказался пройти в автомобиль ГАИ.

Попытка водителя объяснить сотрудникам ГАИ свои права и нормы законодательства не увенчалась успехом. По официальной информации, водитель «вел себя вызывающе».

Как видно из видео , один из инспекторов, создавая аварийную ситуацию для других участников движения, затеял потасовку и проникновение в чужую машину с повреждением чужого имущества, для чего без предупреждения и наличия оснований, фонариком разбил боковое стекло в автомобиле, подвергая опасности жизнь и здоровье водителя и пассажира, открыл дверь и с помощью своего напарника вытащил, не оказывающего сопротивления водителя для дальнейшего публичного унижения его чести и достоинства.

На минчанина, с целью нанесения ему унижений и наибольшего морального и физического вреда вреда, были надеты наручники и, подвергая его жизнь опасности, гаишники перевели задержанного в неположенном месте через дорогу.

Причем, туда -сюда через проезжую часть дороги ходили зеваки-рабочие, сами гаишники, нарушая ПДД и создавая аварийную ситуацию на данном участке дороги.

Водителя отвезли в Новогрудский РУВД, где составили пять протоколов - четыре по ст. 18.18 (правление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения) и один 23.4 (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий) КоАП.

В сообщении УВД Гродненского облисполкома, опубликованном под заголовком «Сбили спесь провокатору», говорится, что суд Новогрудского района назначил водителю наказание в виде штрафа в размере 10 базовых величин, при этом отмечается, что правонарушитель на заседание суда не явился.

Версия ОИОС УВД
8 февраля 2016 года нарядом ОГАИ Новогрудского РОВД возле д. Орковичи Новогрудского района была остановлена автомашина «Фольксваген Пассат» под управлением жителя г. Минска, 1987 г.р.

В беседе с сотрудниками милиции водитель вел себя вызывающе, провоцируя конфликтную ситуацию, отказался предъявить сотрудникам Госавтоинспекции водительское удостоверение и другие документы.

Водителю было доведено, что в его действиях усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст.18.18 КоАП Республики Беларусь (управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения), и он будет привлечен к административной ответственности.

Для установления личности и данных о правонарушителе, необходимых для ведения административного процесса и составления протокола об административном правонарушении, водителю было предложено выйти из транспортного средства и проследовать в служебный автомобиль сотрудников органов внутренних дел. В ответ на это водитель заблокировал дверь своего авто, выполнять законные требования инспекторов ГАИ отказался. После неоднократных предупреждений о возможном применении физической силы и спецсредств в присутствии понятых мужчина был задержан. При задержании оказывал активное физическое сопротивление.

Правонарушитель был доставлен в Новогрудский РОВД, где в отношении него были составлены административные протоколы по ст.18.18 и 23.4 (Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий) КоАП Республики Беларусь.

Во время разбирательства по инциденту было установлено, что задержанный ранее был судим по ч.1 ст.149 Уголовного кодекса Республики Беларусь (умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения). Также он (за последние 5 лет) более тридцати раз привлекался к административной ответственности: за нарушение правил дорожного движения, распитие спиртных напитков в общественном месте и неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий.

Суд Новогрудского района Гродненской области сегодня признал виновным водителя в совершении административного правонарушения (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий) и назначил наказание в виде штрафа в размере 10 базовых величин. Следует добавить, что правонарушитель на заседание суда не явился.

Остановили, придрались, разбили стекло в машине, одели наручники, унизили человека, завезли в РОВД, оштрафовали и дали “сутки”, и в добавок “ославили” как “спесивого провокатора”в СМИ, за то что человек забыл права дома? Весело….

В чем было законное требование сотрудников ГАИ пока не ясно. Пройти в машину для составления протокола? Такого нет в законе. Тем более в машине ГАИ бывает грязно, накурено и неудобно.

А если захочет завтра сотрудник ГАИ захочет зайти в квартиру к водителю для составление протокола, то что он может двери в доме выломать?

Одно хорошо, что водителя не убили при “попытке к бегству” и доставили в РОВД, а не в лес….

В тему:

В последнее время в интернете стали все чаще появляться видеоролики, на которых водители спорят с сотрудниками ГАИ, отказываются передавать документы и выходить из автомобилей, ссылаясь на различные статьи КоАП РБ.

В прямом эфире “Радио Гродно” Александр Войтешко, заместитель начальника ГАИ, подробно пояснил, в чем ошибаются авторы скандальных видеороликов и на каком основании сотрудники ДПС могут останавливать водителей для “проверки документов”. AutoGrodno.by подготовил печатную версию выступления.

Ролики, которые начали появляться в интернете, в основном производят впечатление на молодых водителей 96-94 годов рождения, которые фактически нормативные документы в области организации и безопасности дорожного движения никогда не изучали и не знают, но, почему-то, просмотрев эти ролики, начинают считать себя большими юристами и пытаются постоянно оспаривать любое действие сотрудника ГАИ, после чего безосновательно и незаконно публиковать уже свои видео интернете, - рассказал Александр Юрьевич.

Что значит “незаконно”? Можно ли публиковать видео с сотрудниками ГАИ в интернете? - уточняет ведущая “Радио Гродно” Надежда Кемежук.

В соответствии с 34 статьей Конституции РБ, фиксировать на фото- и видеоустройства все происходящее вокруг себя не запрещено. Деятельность милиции, в том числе и ГАИ, строится на гласной основе. Сегодня все заседания по рассмотрению административных дел, и так далее, проходят в открытом режиме. Если же сотрудник ГАИ во время административного процесса решит воспользоваться фото- или видеофиксацией, то он в обязательном порядке предупреждает об этом. Точно так же разрешено и гражданам. И мы не запрещаем. Однако, здесь есть одно большое “НО”. Если вы, без согласия на то сотрудника милиции, которого вы зафиксировали каким-либо фото- видеоустройством, опубликуете запись в сети и к ней появятся негативные комментарии, которые начнут оскорблять честь и достоинство сотрудника, то он имеет право, согласно все той же 34 статье Конституции РБ, обратиться в суд для разбирательств.

- Были ли уже такие обращения?

Такие случаи были и суд оставался на стороне сотрудника, в результате чего были выплачены достаточно большие денежные средства.

На каком основании сотрудник ГАИ может остановить водителя, у которого все в порядке: световые приборы работают, водитель едет ровно и не нарушает?

Многие считают, что если я еду по ПДД и у меня документы в порядке, то никто не имеет права меня остановить. И первый вопрос, который задают во всех подобных видеороликах, это “На каком основании, какова цель остановки”. Как правило, если нарушение не выявлено, то инспектор сообщает, что водитель остановлен для проверки документов. На что часто слышит ответ: “Такой причины нет, вы не имеете права меня останавливать”.

Давайте рассмотрим этот вопрос подробно.

Сегодня водитель ТС, в соответствии с пунктом 9,1 ПДД обязан останавливаться по требованиям сотрудника ГАИ. Водитель имеет право знать причину, по которой его остановили. Согласно статьи 25 закона РБ об органах внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел имеют право проверять у граждан при подозрении в совершении ими административных правонарушений документы, удостоверяющие личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль которых возложен на органы внутренних дел. Указанная норма применяется при подозрении. Но, в соответствии с положением о Госавтоинспекции, утвержденном постановлением Советом министров, ГАИ, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством, организует и осуществляет контроль за соблюдением правил дорожного движения. Так как пункт 12 главы 3 ПДД указывает на то, что водитель должен иметь при себе определенный перечень документов, то проверка наличия этих документов и есть контроль выполнения ПДД водителями. Таким образом, инспектор ГАИ останавливает водителей для проверки документов обоснованно.

- Может ли сотрудник ГАИ остановить автомобиль там, где знаками запрещена остановка и стоянка?

Сотруднику ГАИ запрещается подавать водителю сигнал об остановке ТС в местах, где в соответствии с ПДД такая остановка и стоянка запрещена. Но, существует оговорка: за исключением случаев необходимости его остановки для предотвращения или устранения угрозы личной, общественной, национальной безопасности. Под этим подразумевается любое административное правонарушение. То есть, если инспектор ДПС подозревает вас в совершении административного правонарушения, либо вы его уже совершили и он это видел, то он имеет право остановить вас в любом месте, даже если это запрещено ПДД, для того, чтобы пресечь и прекратить дальнейшее противоправное поведение. Это может быть банальная тонировка, которая видна издалека, это может быть отсутствие номерного знака, это могут быть пересечение сплошных линий разметки и невыполнение требований дорожных знаков и так далее.

- Часто в подобных видеороликах водители отказываются передавать в руки сотрудникам ДПС свои документы.

Почти во всех видеороликах основной посыл - это не “предъявлять документы инспектору ДПС”. Законодателем в административном кодексе в статье 18.18 указано: “отказ водителя от предъявления документов, предусмотренных ПДД, влечет ответственность”. То есть, если у водителя нет при себе документов, либо он отказывается их предъявить инспектору, то наступает ответственность по статье 18.18.

На этом этапе возникают многие конфликтные ситуации. Если водитель заявляет сотруднику ДПС, что отказывается предъявлять документы, то начинается административный процесс и водитель выплачивает штраф в размере до 2 базовых величин. Сейчас мы не говорим о том случае, когда водитель забыл документы. Но отдельные водители слегка приоткрывают окно автомобиля и показывают документы сотруднику ДПС через стекло, ошибочно считая, что этого достаточно. Согласно главе 3 пункту 12 ПДД РБ, водитель обязан иметь при себе и передать документы для проверки, если он их уже предъявил. И если водитель отказывается передавать документы, считая, что их достаточно лишь предъявлять, то наступает статья 23 часть 4 и ответственность в размере от 20 до 50 базовых величин.

Причем это не самые плачевные последствия. Сотрудник ГАИ, как и любой сотрудник милиции, для пресечения неповиновения законному требованию должностного лица, ведущего административный процесс, имеет право применить физическую силу и специальные средства. Более того, сотрудники Госавтоинспекции имеют право разбить стекло и достать водителя из автомобиля, за совершение правонарушения, связанного с неповиновением законному требованию должностного лица.

- Выходить или не выходить водителю из автомобиля?

Инспектор ДПС, как и любой другой сотрудник милиции, который заподозрил вас в совершении правонарушения, либо если правонарушение совершено в виде неповиновения, может потребовать от вас выйти из автомобиля и при этом проговорить, что в настоящий момент вы задержаны за совершение административного правонарушения. Административное задержание длится не более трех часов, но может быть и до 72 часов, если за это правонарушение предусмотрены какие-либо ограничения, связанные с административных арестом, к примеру. Местом ведения административного процесса может быть служебный автомобиль, поэтому нарушитель будет задержан и будет содержаться в служебном автомобиле до трех часов. И водитель обязан выйти. Если водитель отказывается выходить из своего автомобиля и отказывается проследовать в служебный, то это снова будет являться неповиновением требованию должностного лица.

- Но предъявить и передать документы я могу находясь в автомобиле?

Пожалуйста, предъявляйте и, впоследствии, передавайте документы, сидя в машине. Конечно, если у инспектора ДПС возникнут подозрения, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, то он может потребовать от него выйти и это будет абсолютно законно. Ведь сотрудник ДПС не может сесть к вам в автомобиль и провести освидетельствование у вас в машине.

- Касается ли это пассажиров? Обязаны ли выходить они?

Если сотрудник ГАИ требует выйти из салона автомобиля пассажиров, то и они обязаны это сделать. Конечно, если это не связано с банальным неиспользованием ремня безопасности. В этом случае, сотрудник ДПС составит административный протокол в служебном автомобиле и принесет его для подписи в автомобиль с нарушителем.

Глава 1

Общие положения

Дорога

2.15. дорога - комплекс инженерных сооружений либо полоса земли , предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов ;

2.78. элементы дороги - одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки , расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности , выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины ;

Элементы дороги

2.55. проезжая часть дороги - элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, - для движения пешеходов ;

2.75. усовершенствованное покрытие - покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.;

Дорога с усовершенствованным покрытием

Дорога без усовершенствованного покрытия

2.50. полоса движения - любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд ;

2.57. разделительная зона - выделенный горизонтальной дорожной разметкой элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально обозначенных мест;

2.58. разделительная полоса - выделенный конструктивно элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально оборудованных и обозначенных мест;

2.10. газон - участок земли с естественным или искусственно созданным растительным , преимущественно травяным, покровом ;

Очень легко запомнить, где полоса, а где зона при помощи запоминалки: Наша зона - без газона, полоса - коси коса!

2.72. тротуар - элемент дороги , примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами;

2.17. дорожное движение - движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные отношения;

2.65. технические средства организации дорожного движения - устройства , конструкции и изображения, применяемые на дорогах для регулирования дорожного движения, обеспечения его безопасности и повышения пропускной способности дорог;

2.45. перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне . Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников ;

2.33. обозначенный перекресток - перекресток, перед которым на данной дороге установлен дорожный знак (знаки) приоритета ;

2.11. главная дорога - дорога, обозначенная дорожными знаками «Главная дорога», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей», по отношению к пересекаемой (примыкающей), дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без такого покрытия , дорога с гравийным покрытием по отношению к грунтовой, любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий или жилых зон . Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием (усовершенствованным или гравийным) не делает ее равной по значению с пересекаемой;

2.79. эстакада - инженерное сооружение для поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения , а также для размещения на определенной высоте дороги, которая не имеет съездов на другую дорогу ;

2.29. населенный пункт - территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» или дорожными знаками «Начало границы населенного пункта» и «Конец границы населенного пункта» ;

2.32. обзорность дороги - объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя ;

2.7. видимость дороги - максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им;

2.35. ограниченная обзорность дороги - обзорность дороги, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами ;

2.63. темное время суток - промежуток времени , который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца ;

Человек

2.77. участник дорожного движения - физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы ;

К регулировщику приравнивается сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн , в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь;

2.8. водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной ).

2.74. управление транспортным средством - воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального ;

2.44. пассажир - непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве , а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства;

2.39. организованная пешеходная колонна - группа пешеходов, обозначенная в соответствии с настоящими Правилами, имеющая руководителя и передвигающаяся по определенному маршруту ;

2.14. дети - несовершеннолетние участники дорожного движения , возраст которых известен либо очевиден по внешним признакам другим участникам дорожного движения;

Транспортные средства

2.69. транспортное средство - устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования ;

Транспортные средства
Механические Немеханические
Автомобили Мопеды Мотоциклы Троллейбусы Трамваи Колесные тракторы Велосипеды Гужевые транспортные средства Прицепы
Легковые Грузовые Автобусы

2.54. прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством ;

2.26. механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем ;

Общение с ГАИшниками (Беларусь)

Сколько не изучай ПДД, сколько не совершенствуйся в навыках безопасной езды - управление средством повышенной опасности непременно приведет вас к необходимости общения с работниками правоохранительных органов, а не только с инспекторами ГАИ. Как регламентируются законом наши взаимоотношения, права и обязанности - интересует многих автовладельцев.

Если вашу машину остановили

Прежде всего водитель должен знать, что при управлении автомобилем он обязан остановиться лишь по требованию сотрудников милиции и ГАИ. (Все остальные требования (МЧС, дорожных служб и т.д.) - регламентируются особыми обстоятельствами и в данном случае не рассматриваются). Требование об остановке должно быть понятно участникам дорожного движения, а сигналы водителям подаваться своевременно и не создавать помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.). Если вы неожиданно слышите свисток, но не видите сотрудников ГАИ, или видите сотрудника, но не слышите свистка - вы можете строго по правилам продолжать движение. Принимать сомнительные решения можно, однако следует оценивать и их последствия. Если вы не уверены в своей правоте, то не искушайте судьбу. Был свисток, не было... Если же знак жезлом и свисток относится к вам, то, без сомнений, включайте указатель поворота и плавно подруливайте к тротуару или обочине. Часто водители находятся в нерешительности, когда остановившуюся машину и инспектора отделяют десять-двадцать метров. Необходимо ли в этом случае сдавать задним ходом или, может быть, выйти и подойти к инспектору? Для того чтобы принять решение, адекватное конкретному случаю, вы должны знать, что это является правом водителя, но не обязанностью. Следуя букве закона, инспектор должен сам подойти, назвать свою фамилию, должность, подразделение, где он работает, а также объяснить причину, по которой он вас остановил.

Проверка

Водитель должен иметь при себе не только документы, удостоверяющие личность и подтверждающие его права на вождение соответствующего транспортного средства, но и документы на перевозимые им предметы, хранение или ношение которых допускается только по специальному разрешению.

Инспектор ГАИ вправе: проверить удостоверение личности, документы на право управления транспортным средством, а также документы на само транспортное средство, в том числе и документы о прохождении технического осмотра; проверить документы пассажиров, находящихся в машине; проверить с применением технических средств техническое состояние автомобиля; провести медицинское освидетельствование водителя на предмет наличия в организме алкоголя; произвести досмотр груза, если есть основания полагать, что перевозится он незаконно; составить протокол об административном правонарушении (если таковое состоялось); осуществить административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение; отстранить от управления транспортным средством лиц, находящихся в состоянии опьянения либо не имеющих документов на управление транспортным средством; наложить административное взыскание за нарушение правил управления транспортным средством. Водитель должен знать, что правомочия сотрудников ГАИ и иных работников милиции далеко не аналогичны. Остановить вас на дороге, составить административный протокол, потребовать документы, произвести осмотр и досмотр автомобиля может любой работник милиции. В пункте 22 статьи 16 Закона "О милиции" сказано, что работник милиции имеет право беспрепятственно использовать "транспортные средства, принадлежащие учреждениям или гражданам, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для проезда к месту происшествия в случаях, не терпящих отлагательства". Только для этих целей работники милиции и могут использовать транспортные средства. Обвинить водителя в нарушении ПДД они не могут. Штрафовать, делать запись о нарушениях правил или заставлять вас дуть в трубку контроля трезвости имеет право только работник ГАИ.

А теперь о вашем праве. По вашему требованию (в соответствии с Законом "О милиции") инспектор, милиционер, обязан предъявить служебное удостоверение. Он не имеет права дать его вам в руки, но обязан предъявить и предоставить возможность переписать указанные в нем сведения. Таким образом, вы будете знать, на кого жаловаться, а инспектор будет предполагать, что на него могут пожаловаться. Как минимум он объяснит, в чем выражаются его претензии. Необходимо подчеркнуть, что у инспектора на груди должен быть приколот специальный жетон (знак) с номером. Отсутствие жетона должно вызвать у вас подозрение. Если инспектор не предъявляет вам своих документов или взимает штраф без выдачи соответствующей квитанции, будьте осторожны. Лучше выполнить все требования инспектора и постараться запомнить место и время остановки.

Предлагать водителю выйти из салона автомобиля он вправе лишь в следующих случаях: для устранения технической неисправности вашего транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов; когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения; для проведения сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; для проведения досмотра транспортного средства и осмотра груза; когда водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления. В иных случаях,- когда требуется участие водителя для оформления необходимых документов либо оказания помощи другим участникам дорожного движения.

Задержание

Конечно, существуют и непредсказуемые ситуации, когда, отдав инспектору свои документы, вы просто будете вынуждены проследовать за ним. Чаще всего они требуют, чтобы водитель пересел в патрульную машину. Но каждый водитель должен знать, что это его право, но не обязанность. А обязанностью станет с того момента, когда сотрудник милиции составит протокол задержания. Протокол задержания не следует путать с административным протоколом, где указывается, в каком деянии гражданин обвиняется. Задержание производится в исключительных случаях: при отсутствии документов, подозрении в угоне, в управлении транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т.д. Согласно ст.242 КоАП РБ срок административного задержания не может превышать трех часов. Поэтому вы вправе потребовать составить протокол и указать в нем время составления. Иначе вас могут "катать" по городу всю ночь: из отделения милиции в наркологический диспансер, потом в отдел ГАИ и т.д. После составления протокола сотрудники милиции будут чаще поглядывать на часы. Согласно ст.240 КоАП РБ ("по просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы"). Содержание протокола об административном правонарушении подробно изложено в ст.235 КоАП РБ. В нем должно быть указано: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела. Давать объяснения и подписывать протокол - это права водителя, а не обязанности. Поэтому следует внимательно отнестись к тексту этого документа. Следует отметить, что нарушителем водителя может признать в конечном итоге только суд. Если вы не признаете себя виновным, то в набранной типографским способом строчке "подпись нарушителя" зачеркните ручкой слово "нарушителя" и напишите сверху слово "водителя". В этом есть определенный смысл. Кроме того, обязательно найдите в протоколе свободное место и напишите "не согласен". При разборе жалобы будет ясно, что вы с первых минут не согласны с инспектором, с его оценкой ваших действий, с бездоказательными обвинениями. Ошибочно мнение, что подпись гражданина под протоколом есть признание им своей вины. Это не так. Подписание протокола лицом, которое подозревается или обвиняется в том или ином административном правонарушении, означает лишь то, что это лицо ознакомилось с содержанием протокола и ему стало известно, о каких его действиях или нарушении какого нормативного акта в нем говорится. Более того, подписание протокола даже не означает согласия гражданина с его содержанием.

По требованию работника милиции предъявить документы покажите сначала водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства, а уже потом, если это необходимо, и все остальные. Работник милиции имеет право провести досмотр вашего автомобиля (ст.16 Закона РБ "О милиции"). Не препятствуйте ему в этом, а постарайтесь проявить выдержку и терпение. Но следует различать досмотр, проводимый по устному желанию досматривающего, и обыск, который должен проводиться по постановлению следователя или прокурора. Поэтому вы не обязаны подчиняться требованию милиционера распаковывать свои сумки и выворачивать карманы. Поскольку действия милиционера ограничиваются лишь целями досмотра. Следует заметить, что уважение чести и достоинства граждан, недопустимость нарушений их прав и свобод - норма закона (Закон "О милиции" ст.5). Следовательно, вы вправе обжаловать действия должностных лиц, нарушающих свои обязанности, в том числе с требованием возмещения морального вреда.

Когда право неправо

Если работник ГАИ совершил действия, по вашему мнению, незаконные, то

Вы можете обжаловать его действия. Однако прежде чем обращаться в суд, необходимо подать жалобу в вышестоящий в порядке подчиненности орган (если обжалуется решение организации) либо вышестоящему должностному лицу (если обжалуются действия конкретного работника). В заявлении необходимо указать, какое действие или решение вы обжалуете и почему. Заявление должно быть рассмотрено в течение одного месяца. Если в течение этого срока вы ответа не получите, либо если ответ вас не устраивает, можете обратиться с жалобой в суд. Жалоба в двух экземплярах подается в суд либо по месту жительства владельца автомобиля, либо по месту нахождения Госавтоинспекции. При этом владелец автомобиля имеет право выбора суда. В суд можно обратиться в течение трех месяцев с момента, когда вам стало известно о нарушении прав, или в течение одного месяца с момента получения письменного отказа вышестоящего органа удовлетворить жалобу, либо со дня истечения срока для получения ответа на жалобу, если ответ не был получен.

Игорь МОСКАЛЕНКО

Вы двигаетесь на автомобиле. Инспектор ГАИ, взмах жезла, остановка. Одним словом - классика. Конечно, часто мы знаем, чем вызван интерес инспектора, - нашим явным нарушением, будь то непристегнутый ремень, разговор по мобильному, маневрирование, скоростной режим и прочее. Но так бывает не всегда. Зачастую мы исправно и старательно соблюдаем ПДД, но это не спасает от событий, описанных выше. Сегодня в рамках нашего "Ликбеза" поговорим о причине остановки.

Водитель обязан и имеет право

Согласно ст.9.1 ПДД мы выполняем требование инспектора.

9. Водитель обязан:

9.1. останавливаться по требованию сотрудника ГАИ в форменной одежде, а также должностных лиц, указанных в части третьей настоящего подпункта.

Требование сотрудника ГАИ об остановке транспортного средства должно быть подано им своевременно, понятно водителю и выражается путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета.

Должностные лица Следственного комитета, органов внутренних дел (кроме сотрудников ГАИ), органов государственной охраны, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, Вооруженных сил Республики Беларусь, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, таможенных органов, Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, государственной лесной охраны имеют право остановки транспортных средств только для осуществления возложенных на указанные органы функций. При этом они должны быть в форменной одежде, жилете повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала и использовать для подачи сигнала диск с красным сигналом (световозвращателем). Должностным лицом Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, находящимся в движущемся специальном автомобиле, также может быть подано требование об остановке транспортного средства, которое должно быть своевременным, понятно водителю и выражаться путем включения маячка синего цвета с использованием специальной информационной таблички (табло) и (или) громкоговорящего устройства.

В темное время суток вне населенного пункта рядом с указанными лицами должно находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком.

Выполнив свою обязанность, мы совершенно закономерно пытаемся реализовать свое право, - узнать причину остановки.

8. Водитель имеет право:

8.1. управлять транспортным средством в установленном порядке;

8.2. знать причину, по которой сотрудником ГАИ, другими должностными лицами, указанными в части третьей подпункта 9.1 пункта 9 настоящих Правил, остановлено транспортное средство, а также фамилии и должности этих лиц. При этом лица, обладающие правом проверять у водителя документы, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение.

Все ясно и понятно до того момента, пока на вопрос о причине остановки вы не услышите ответ: для проверки документов! Вы уточняете у инспектора, действительно ли вы не совершили нарушение ПДД, не вызвали подозрений манерой вождения? Действительно ли ваше путешествие из точки А в точку Б прервано исключительно любопытством инспектора? Часто эти вопросы странным образом порождают у инспекторов реакцию настороженности и неприязни. Долгие годы такой вопрос считался "почти неприличным" и анонсировал конфликт с инспектором.

Получив утвердительный ответ, вы чувствуете в глубине души легкий протест. Не все, конечно. Многие родились, выросли и живут в атмосфере, где всякий протест обзывается злом. Таким читателям рекомендую прекратить чтение на этом месте.

Этот протест свободного гражданина имеет право быть. Не нужно искать бунтарские мотивы там, где их нет. Речь идет исключительно о законе, который, как известно, обязаны соблюдать все члены общества. Поэтому мы вместе с читателем ознакомимся с нормами действующего законодательства и вместе сделаем выводы, может ли быть априори проверка документов причиной остановки.

Остановка и проверка - в чем противоречие?

Для начала нужно понять одну простую истину: остановка и проверка суть разные вещи.

Так, в п.4 ПДД и ст.11 Закона РБ "О дорожном движении" говорится о том, что формы и методы контроля за выполнением ПДД определяются МВД. Обращаемся к НПА этого ведомства. Положение о ГАИ (ПСМ №1851 от 31.12.2002), к которому часто апеллируют инспекторы, уже давным-давно претерпело изменения и дополнения в ПСМ №442 от 04.04.2011. Закон РБ "О милиции" превратился в Закон РБ "Об органах внутренних дел" (ЗОВД, 17.07.2007). Об остановке ТС, точнее - о праве это сделат, говорят п.11.9. ПСМ №442 и п.14 ст.25 ЗОВД.

О проверке документов говорят совсем другие пункты этих НПА - п.11.11 ПСМ и п.2 ст. 25 ЗОВД.

Вывод №1. Законодатель изначально разделил эти понятия, они существуют отдельно друг от друга

Далее п.11.9. ПСМ №442 говорит лишь о праве остановки для проверки технического состояния, а п.14 ст.25 ЗОВД вообще содержит обтекаемую формулировку, в которой нет ни слова о проверке документов. В разных действующих НПА я насчитал только официально прописанных 26 (!) причин остановки. На самом деле их может быть столько, сколько позволит фантазия находчивого инспектора. Но там нет и не может быть места проверке документов. Остановка - это вообще не повод для дискуссии. Имеет право, воспользовался им, и обсуждать это не имеет смысла. В конце концов, ограничить вас остановкой имеют право сотрудники еще 12 ведомств. И если все они начнут использовать активно свой административный ресурс, вы до работы никогда не доедете.

Вывод №2. Официально такая причина остановки, как для проверки документов, не содержится ни в одном действующем НПА

Теперь о проверке документов. В пункте 11.11 ПСМ №442 говорится, что документы у водителя проверяются "в предусмотренных законодательством случаях".

11. ГАИ для выполнения возложенных задач и функций имеет право:

11.11. проверять и изымать документы в предусмотренных законодательством случаях, производить задержание и принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортных средств, самоходных машин, блокировку колес грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны, автобусов, колесных тракторов, самоходных машин.

Как раз такой предусмотренный случай указан в п.2 ст.25 Закона РБ "Об органах внутренних дел".

Статья 25. Права сотрудников органов внутренних дел

Проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел.

Как мы понимаем, для любой проверки документов необходимо обязательное условие - подозрение. Для любой! Будь то участковый или патрульный, будь то сотрудник Департамента охраны или инспектор ГАИ, это правило общее для всех сотрудников ОВД. Как оно появляется в голове инспектора, в какое время, каким образом, законодателем нигде не отражено. Видимо, "при наличии достаточных оснований полагать". Во всяком случае п.8.2 ПДД дает нам право знать причину остановки, но никакой пункт не дает нам знать причину подозрений инспектора. Химические процессы в голове инспектора, его побудительные мотивы к подозрению нам недоступны. Самый минимум, что должен сделать инспектор, - это после объяснения причины остановки сообщить нам о своем подозрении, если ему вздумалось проверить документы. Законодательство на сегодняшний день не содержит других вариантов. Это условие обязательно.

Вывод №3. Без наличия подозрения в совершении правонарушения не может быть проверки документов

Дальше опять же вопрос в смышлености инспектора, как его фантазия успевает за желанием. Но, согласитесь, всякому здравому смыслу и логике противоречит формулировка "остановка, чтобы заподозрить". Грамотный инспектор никогда не скажет "для проверки документов". Он назовет сначала причину (например, отсутствие наклейки о ТО, повреждения на кузове и еще 100 вариантов), а потом сформулирует свое подозрение (нарушение ПДД, хитрый взгляд и далее по ощущениям). Самое печальное, что такую простую и незатейливую мысль почти невозможно донести до разума большинства инспекторов. Рассказывать ему эту логическую цепочку на дороге - очень утомительное и неблагодарное занятие. А главное - часто бесполезная трата сил.

Но вы всегда можете воспользоваться правом, которое вам гарантировано п.6 ст.23 ЗОВД.

Статья 23. Обязанности сотрудников органов внутренних дел

Сотрудник органов внутренних дел во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Попросите инспектора обосновать его требования. Внятного ответа вы, вероятно, не услышите, но после нескольких подобных вопросов есть надежда, что инспектор попробует постичь этот алгоритм. Что и требовалось доказать.

Василий ТЕЛОГРЕЙКИН
Фото из архива редакции, видео автора
Специально для сайт

Другие материалы проекта "Ликбез от Телогрейкина"



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация