За что раскольников убил бабушку. Cочинение «Убийство старухи

Главная / Суд

Раскольников совершил страшное преступление – он убил старуху-процентщицу и сестру ее, как случайного свидетеля, но он вовсе не является обычным преступником. Родион Раскольников – человек мыслящий, он разработал собственную философскую концепцию, ради проверки которой и отважился на этот чудовищный эксперимент, на «убийство по совести». В романе интересным образом сочетается глубокий психологический анализ его душевного состояния с резкой критикой его бесчеловечной теории.

По своей натуре Раскольников добрый и отзывчивый человек, он мучительно воспринимает чужую боль, как свою.

Рискуя собственной жизнью, Родион спасает детей из огня, своими скудными грошами делится с отцом недавно умершего товарища, последние деньги отдает семье Мармеладовых. Это честный и одаренный юноша, наделенный пытливым, острым умом. Однако, вместе с этим, он горд, не слишком общителен и крайне одинок, возможно, потому, что уверен в своей исключительности. Обстоятельства складываются таким образом, что гордость Раскольникова постоянно уязвляется: он вынужден прятаться от хозяйки квартиры, которой задолжал, питается объедками, на улице появляется в рубище, вызывая насмешки прохожих.

В убогой обстановке нищенской конуры с низким потолком Раскольников долгое время размышлял над несправедливым устройством мира.

Наконец, в уме голодного и больного человека сформировалась чудовищная теория преступления. Раскольников приходит к выводу о том, что все люди на земле делятся на два класса: на обыкновенных людей, которые составляют большинство и вынуждены подчиняться чужой воле; и на необыкновенных людей (таких, как Наполеон), которых очень мало, но они обладают силой и могут управлять миром. Люди необыкновенные ради поставленных целей не останавливаются ни перед чем, они навязывают большинству свои убеждения, а если нужно могут пойти и на преступление. У таких людей имеются свои особые критерии зла и добра.

Раскольникова одолевают мучительные сомнения: он не знает, к какому разряду ему отнести самого себя. Юноше хочется доказать всем вокруг и себе самому, в том числе, что он не «тварь дрожащая», а настоящий «властелин судьбы». В разговоре с Соней Мармеладовой, он уверенно заявляет, что самое главное – это власть. Ведь обладая властью, можно осуществить любые цели, помочь страдающим и спасти обездоленных.

В романе Достоевского не раз упоминается Наполеон. Этот образ в середине 60-х годов XIX века приобретает в России особое значение. В эту пору происходило бурное развитие капитализма. Многие писатели уделяли в своих произведениях значительное место обличению буржуазного индивидуализма и высмеивали распространенный тогда бонапартизм. В эти годы Толстой создал «Войну и мир», где много места посвящено этой теме. Пушкин в своих произведениях тоже затрагивал тему многочисленных «наполеонов», появляющихся в обществе.

В романе «Преступление и наказание» звучит острая критика идеи «сильной личности». Достоевский прекрасно понимал, что деление людей на обыкновенных и избранных таит в себе губительную опасность для всего человечества.

Интересно, что Достоевский сделал приверженцем бесчеловечной теории не хищного и корыстного властолюбца, а искреннего и чуткого страдальца за все несчастное человечество. Автору важно было показать, что на путь насилия может встать и добрый, честный человек, при этом он неизбежно нанесет только вред себе и другим.

Стремления Родиона Раскольникова исключительно гуманны: он мечтает помочь людям и избавить их от нищеты и страданий. А вот его теория об избранности отдельных личностей антигуманна, поскольку она может стать оправданием произвола и беззакония. Недаром ведь, убив жадную и скверную старушонку-ростовщицу, Раскольников вынужден был убить и ее добрую сестру Лизавету. Автор демонстрирует, как одно зло неизбежно влечет за собою другое.

Безусловно, Достоевский рассматривает идею преступления отвлеченно, только в нравственном плане. Он не пытается выделить особо революционное насилие, которое совершается ради избавления от гнета и унижения. Значит, главная мысль его произведения заключается в следующем: дело не в том, как обосновать преступление, его вообще нельзя никак обосновывать.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Здесь стоит поговорить о самом Родионе Раскольникове, его личностных свойствах, человеческих качествах. Интерес представляет даже имя и фамилия, которые автор дал своему герою. Родион Раскольников - человек, рождённый расколотым и порождающий раскол, наследник суровых, непримиримых борцов против “антихриста” в русской истории - раскольников - старообрядец. История русского церковного раскола началась с собора 1666-1667 годов и свержения патриарха Никона, запретившем переход русской православной церкви в лоно “государства”, когда анафеме были преданы восьмиконечный крест, двуперстие и другие символы и порядки старой византийской православной церкви. С этой даты начинаются гонения на старообрядцев, гонения, породившие протопопа Аввакума, самосожжения целых старообрядских деревень, не желавших признать власть “государевой” церкви, уход раскольников-бегунов в поисках “святого Белогорья” в далёкие неизвестные земли Сибири, Алтая, камчатки, Аляски. Это был путь подвижничества, борьбы, отречения от “благ мира сего” во имя “света любви Христовой”.

Не зря Порфирий Петрович в своём последнем разговоре с Раскольниковым признаётся: “Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру или бога найдёт”. Это признание его антипода, человека закона и власти.

Что касается окружающих и близких Раскольникова, то многие из них любят и уважают Родиона.

Велико обаяние личности Раскольникова, его “широкого сознания и глубокого сердца”. Поразил Соню Раскольников, когда посадил он её, опозоренную, растоптанную, изгнанную, рядом с сестрой и матерью, а потом поклонился ей - страдалице, жертве, - всему страданию человеческому поклонился. Целый новый мир неведомо и смутно сошёл тогда в её душу - целый мир, сначала непонятный Соне, но - это-то Соня сразу поняла - “новый”, чуждый, враждебный миру безысходного “привычного” мучения, общепринятой морали.

Любят Раскольникова, ибо “есть у него эти движения”, непосредственные движения чистого и глубокого сердца, и он, Раскольников, любит - мать, сестру, Соню, Полечку. И потому глубочайшее отвращение и презрение испытывает к ежечасно и ежеминутно разыгрывающемуся вокруг трагическому фарсу бытия, калечащему тех, кого он любит. И отвращение это тем сильнее, чем уязвимее душа Раскольникова, чем беспокойнее и честнее его мысль, чем строже совесть, а именно это - душевная уязвимость, беспокойная и честная мысль, неподкупная совесть, - влечёт к нему сердца.

Не собственная бедность, не нужда и страдания сестры и матери терзают Раскольникова, а, так сказать, нужда всеобщая, горе вселенское - и горе сестры и матери, и горе погубленной девочки, и мученичество Сонечки, и трагедия семейства Мармеладовых, беспросветная, безысходная, вечная бессмыслица, нелепость бытия, ужас и зло, царствующие в мире, нищета, позор, порок, слабость и несовершенство человека - вся эта дикая “глупость создания”.

Томас Манн заметил, что своим героем, Раскольниковым, Достоевский “освобождал от бюргерской морали и укреплял волю к психологическому разрыву с традицией, к преступлению границ познания”. Да, для Раскольникова не существует бюргерская, мещанская мораль, она не связывает его могучий дух (ведь он перед Соней преклонился!), для него нет традиций, он хочет преступить не только нравственные и социальные, но, в сущности, земные физические законы, сковавшие природу человеческую. Ему мало земного, “эвклидовского” разума, он хочет совершить скачок, “трансцензус” по ту сторону, за границы познания, доступные человеку. Этот скачок должен поставить Раскольникова в особые отношения с миром, ибо тогда он сможет в себе самом найти Архимедову точку опоры, чтобы перевернуть мир.

И Раскольников чувствует себя способным и на большее, он хочет взвалить себе на плечи бремя тяжести неимоверной, поистине сверхчеловеческой. На истерический вопрос Сони: “Что же делать?”, после мучительного разговора о будущем, фатально предопределённым детям Катерины Ивановны (“Разве Полечка не погибнет?”), Раскольников отвечает так: “Сломать что надо, раз и навсегда, да и только: и страдание взять на себя!”

Весь этот бунт не только против мира, но и против бога, отрицание божественной благости, божественного смысла, предустановленной необходимости мироздания. Навсегда запомнилась Достоевскому богоборческая аргументация его друзей-петрашевцев: “Неверующий видит между людьми страдания, ненависть, нищету, притеснения, необразованность, беспрерывную борьбу и несчастия, ищет средства помочь всем этим бедствиям и, не нашед его, восклицает: “Если такова судьба человечества, то нет провидения, нет высшего начала! И напрасно священники и философы будут ему говорить, что небеса провозглашают славу Божию! Нет, - скажет он, - страдания человечества гораздо громче провозглашают злобу Божию!” “Бог, бог такого ужаса не допустит!” - говорит Соня после разговора о гибели, которая неизбежно ждёт детей Катерины Ивановны. Как не допустит?! Допускает! “Да, может, и бога-то совсем нет!” - отвечает Раскольников.

Убийство старухи - единственный, решающий, первый и последний эксперимент, сразу всё разъясняющий: “Тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства”.

Раскольникову его эксперимент нужен именно для проверки своей способности на преступление, а не для проверки идеи, которая, как он до поры до времени глубоко убеждён, непреложна, неопровержима. “Казуистика его выточилась, как бритва, и сам в себе он уже не находил сознательных возражений” - это перед убийством. Но и потом, сколько бы раз он ни возвращался к своим мыслям, сколь строго он ни судил бы свою идею, казуистика его только вытачивалась всё острее и острее, делалась всё изощрённее. И уже решившись выдать себя, он говорит сестре: “Никогда, никогда не был я сильнее и убеждённее, чем теперь!” И наконец не каторге, на свободе, подвергнув свою “идею” беспощадному нравственному анализу, он не в силах от неё отказаться: идея неопровержима, совесть его спокойна. Сознательных, логических опровержений своей идее Раскольников не находит до конца. Ибо вполне объективные особенности современного мира обобщает Раскольников, уверенный в невозможности что-либо изменить, бесконечность, неизбывность человеческого страдания и разделение мира на угнетённых и угнетателей, властителей и подвластных, насильников и насилуемых, или по Раскольникову, на “пророков” и “тварь дрожащую”.

Вот он раскол, раскол внутри самого героя, между разумом и сердцем, между “казуистикой” идей и “влечениями” сердца, между “Христом и истиной”. В 1854 году, выйдя с каторги, Ф.М.Достоевский напишет Н.Д.Фонвизиной, что если бы ему доказали, “что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа”, то ему “лучше хотелось бы остаться с Христом, нежели с истиной”.
Достоевский допускает (пусть теоретически), что истина (которая есть выражение высшей справедливости) может оказаться вне Христа: например, если “арифметика” автоматически докажет, что дело обстоит именно так. Но в таком случае сам Христос как бы оказывается вне Бога (вернее, вне “арифметики”, тождественной в данном случае мировому смыслу). И Достоевский предпочитает остаться “со Христом”, если вдруг сама истина не совпадает с идеалом красоты. Это тоже своего рода бунт: остаться с человечностью и добром, если “истина” по каким-либо причинам окажется античеловеческой и недоброй.
Он выбирает “слезинку ребёнка”.

И именно поэтому - в этом гениальность романа Ф.М.Достоевского - как бы параллельно с “вытачиванием казуистики” всё нарастает, усиливается и наконец побеждает опровержением раскольниковой идеи - опровержением душой и духом самого Раскольникова, сердцем, “которое обитель Христа”. Это опровержение не логическое, не теоретическое, не умственное - это опровержение жизнью. Глубочайшая уязвлённость ужасом и нелепостью мира родила раскольниковскую идею. Идея породила действие - убийство старухи-процентщицы, убийство намеренное, и, убийство ненамеренное, еёслужанки - Лизаветы.

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Основная причина – это удостоверится, что Раскольников «особенный», а в придачу и проверка теории, насколько правильно он её выдумал. Есть еще один момент, но о нем чуть пониже.

Теория Родиона конкретно обозначает, что тот, кто владеет великой идеей, не должен останавливаться перед злодеяниями. Нужны деньги, нужен сразу весь капитал? Возьми их у того, кого считаешь ты лишним в этом мире. Важно только то, что это убийство не должно сказаться на психическом здоровье «преступника», не может возникнуть никакой «болезни». Ибо для великих преступление (в обывательском сознании) не является преступлением.

Итак, Раскольников идет удостовериться, что он «особенный». Мысль такая: «коли убью и, здоровье моё будет нормальным, это дело никак не отразится на душе моей, значит, я особенный, теория верна». Но получилось по-иному, убить старуху без вреда для себя самого не получилось у Родиона, так ведь еще и сестру её заколол не по убеждению, а из-за страха, она — свидетель его ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Тут-то Романович и понял, что никакой он не «особенный» (но в эту мысль он долго не хотел верить). И встает резонный вопрос: «коли я обыватель, муравей, то как это я выдумал такую теорию? Ведь не может же букашка думать выше человека! Теория – обман, дым!»

Надо отметить, что не убить старуху Раскольников также не мог. Написанная статья и такая необычная жизнь породило в Раскольникове мысль, что он далеко не такой как все. Приехал из «деревни», поступил в петербургский университет, где был одним из лучших! А по окончанию учебного заведения, должен был стать юристом, профессия в то время редкая, но крайне нужная. А отчислили за неимение денег для продолжения учебы. Где же справедливость? Вот и пошел Родион думать думы о пути осуществления справедливости в обществе.

Сидеть целый месяц взаперти, обдумывая свою жизнь, свой путь, обкусывая в это время локти от нищеты и несправедливости. Выйти из его положения можно было легко и просто: заняться репетиторством, пойти к Разумихину, узнать, что тот хотел ему предложить, заняться с ним издательством книг и переводов. Но нет, такой путь не для таких, как Раскольников, его жизнь слишком дорога, чтобы он разбрасывал свои минуты на этакую пустоту, да и не подобает таким как он, заниматься чёрт знает чем.

Сидение в своей комнате – это тоже трата времени. Теория начинает принимать более-менее конкретные формы. Заметим также, что данная теория – полет фантазии и бездонный океан тщеславия Раскольникова – главное детище Родиона, он с ней всё время жил, шел рядом с ней. И в этот месяц сидения она явилась перед ним понятой и логичной, опрятной и очень справедливой. А данная теория предлагает, да и Романович не видит другого пути, кроме как убить. Отказаться от этого, значит, отказаться от всей осмысленной жизни. Как понимаем, выбор очевиден. Колебания есть, но страх, о бессмысленности прожитых лет, пугал Родиона больше.

Итак, Родион, идя на убийство, решил удостовериться в том, что: теория верна, он «особенный». Не пойти, значит, доказать, что жизнь его была бессмысленной.

Произведения Ф.М. Достоевского привлекают внимание не только любителей психологических романов, но даже специалистов-психологов. Писатель характеризуется в русской литературе, как знаток «больной души». В этом плане интересен главный герой , бывший студент-юрист Родион Раскольников, ставший убийцей.

Живущий на грани нищеты, не имеющий сил помочь своим близким, он решается убить старуху, наживавшуюся на несчастных людях. Раскольников стремится отомстить за всех обездоленных, за мучения Сонечки Мармеладовой, за тех, кто доведен до последней черты унижения и горя. Родион возмущен теорией Лужина, который хочет жениться на Дуне Раскольниковой, проповедуя теорию «разумного эгоизма». Если верить Лужину, то если будет больше успешных людей в обществе, то и беднякам будет лучше: им тоже перепадет больше от щедрости богатеев. Раскольников против этой теории, он думает о всеобщем благе.

Но на преступление Раскольников идет не только чтобы отомстить. Здесь имеет место слияние его внутреннего протеста против существующей несправедливости и теории «сильной личности». Главный герой убежден в том, что мир делится на обычных людей и сильных, которым можно все. Он презирает то общество, в котором живет, но подчиняется его законам. Он стремится доказать самому себе, что он не «тварь дрожащая», а человек, «которому все разрешается». Убийство старухи-процентщицы молодой человек расценивает, как проверку своей теории.

На мой взгляд, герой произведения ошибается, видя причину зла в самом человеке, а закон, который дает право более успешным в обществе вершить неправые дела, считает непреложным. Исключая борьбу против порочности господствующего общества и его канонов, сам он придерживается их. Раскольников убежден, что за свои поступки он ответственен только перед собой, а суд общества ему не важен. Убийство старухи первоначально нисколько не волнует его. Он уверен в правильности своей теории сильного человека. Ведь убил он только самую бесполезную из вшей. «Преступление! Какое преступление?… то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю? »,- кричит он, слыша слово «преступление». Позднее он пытается анализировать свой поступок и дать ему оправдание: хотел помочь семье, озлобился, «хотел Наполеоном сделаться». Все сводится к одному – самоутверждался.

Его начинают преследовать муки совести. Иначе и не могло быть, Нарушение нравственного закона, который рождается вместе с человеком, неизбежно влечет за собой физическое и моральное разрушение.

Мне кажется, что теория Раскольникова – это фантазии невротика, не совсем здорового человека. Будь эти мысли отражены только на бумаге, вреда они никому бы не принесли. Однако герой осуществил свои мысли на деле! И в результате совершенного зла пострадали невинные Лизавета (сестра Алены Ивановны и ее нерожденный ребенок).

Теория вседозволенности и «сильной личности» разрушается. Невозможно членить людей на скверных или идеальных. «Не судите и не судимы будете»,- говорится в Библии. А Раскольников решил поспорить с Божьими заповедями. Нельзя совершить преступление даже ради великой цели!

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна




© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация