Отдел дознания службы судебных приставов. Дознаватель судебных приставов: полномочия, обязанности. Служба судебных приставов

Главная / Земля

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Отчет по практике

Дознание в службе судебных приставов

преступление доследственный проверка уголовный

Введение

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

В период с 19 мая 2014 года по 20 июня 2014 года я проходил производственную практику в Нововятском межрайонном отделе судебных приставов УФССП России по Кировской области.

Целью данной практики для себя я выбрал изучение организации и осуществления дознания в службе судебных приставов, изучение уголовно-правовой характеристики составов преступлений, отнесенных к подследственности дознавателей Федеральной службы судебных приставов, изучение судебно-следственной практики по уголовным делам, подследственным службе судебных приставов, получение практических навыков по оформлению процессуальных документов при осуществлении функций дознания.

За время прохождения практики мной был выполнен достаточно большой объем работ:

1. мной был изучен должностной регламент ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области (изучены квалификационные требования, предъявляемы для замещения должности дознавателя, должностные обязанности дознавателя, права, ответственность и т.д.)

2. мной были изучены номенклатурные и неноменклатурные дела, которые ведутся дознавателями отдела. Например, были изучены номенклатурные дела: "Документы по линии дознания (копии приказов, методические материалы, письма и др.)", "Поручения органов дознания Кировской области и субъектов Российской Федерации о производстве отдельных следственных действий и проведении проверочных мероприятий в порядке статей 144-145 УПК РФ", "Единый журнал учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел", "Документы о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях (постановления о возбуждении уголовных дел, постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, копии постановлений о передаче сообщения по подследственности с копией сообщения)" и т.д.; неноменклатурные дела "Статистические карточки и сопроводительные письма к ним", "Справочные материалы" и другие.

3. я изучал конкретные уголовные дела, находящиеся в производстве у дознавателей отдела, на момент прохождения практики; изучал контрольно-наблюдательные производства по уголовным делам, которые находились в производстве у дознавателей отдела в 2011-2014 гг.

4. участвовал в процессе дознания: от момента поступления сообщения о преступлении дознавателю до принятия решения (вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, передачи сообщения о преступлении по подследственности), возбуждения уголовного дела) и до окончания уголовного дела.

Мной была также изучена такая новелла в уголовном законодательстве как дознание в сокращенной форме, в том числе применение данных положений на практике.

5. я участвовал совместно с дознавателями в межведомственных совещаниях с взаимодействующими органами (с филиалом по Нововятскому району г.Кирова ФКУ УИИ России по Кировской области, с заместителем прокурора Нововятского района г.Кирова). параллельно с сотрудником, ведущим протокол совещания, вел протоколы данных совещаний.

6. ознакомился с аналитической и статистической работой по линии дознания, подготавливал проекты служебных писем, статистических отчетов, ознакомился с программным комплексом АИС ФССП.

7. я изучил составы преступлений, подследственных дознавателям органов дознания службы судебных приставов: ст. ст.157, 177, ч.1 ст.294, ст.297, ч.1 ст.311, ст.312, ст.315 УК РФ.

Также при прохождении практики мной был изучен такой аспект деятельности службы судебных приставов как выявление и документирование признаков составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 157, 177, 312, 315 УК РФ, в связи с тем, что темой своей производственной практики я выбрал дознание в службе судебных приставов, а специфика выявления и расследования данных статей требует правильных и квалифицированных действий судебного пристава-исполнителя на стадии исполнительного производства и организация взаимодействия пристава и дознавателя.

В связи с тем, что основную категорию уголовных дел, находящихся в производстве дознавателей службы судебных приставов, составляют дела по ч.1 ст.157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей, в процессе практики данной категории дел я уделил наибольшее внимание.

1. Выявление и документирование преступления, предусмотренного ч.1 ст. 157 УК РФ

Для того, чтобы уяснить все детали конкретных уголовных дел по ч.1 ст.157 УК РФ, вначале я изучил работу судебных приставов по ведению исполнительных производств о взыскании алиментов. Я находился совместно с приставом при совершении исполнительных действий, видел как должникам вручаются предупреждения об уголовной ответственности, отбираются объяснения по поводу неуплаты алиментов, проверяется имущественное положение должников, составляются рапорта об обнаружении признаков состава преступления.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель должен полностью оценить состав преступления, то есть установить является ли лицо, в отношении которого имеется заявление о преступлении, субъектом преступления, установить объективную и субъективную сторону преступления, объект преступления. Состав преступления отсутствует в случае, когда не установлено наличие хотя бы одного из обязательных элементов состава преступления: объекта, объективной стороны, субъективной стороны или субъекта преступления.

Общественная опасность преступления, предусмотренного ч.1 ст. 157 УК, состоит в том, что в результате отказа или уклонения родителей от содержания своих несовершеннолетних детей ухудшаются условия их жизни, состояние здоровья, нарушается нормальное развитие несовершеннолетних детей.

Потерпевшими от данного преступления признаются:

несовершеннолетние дети и усыновленные, достигшие 18-летнего возраста, имеющие по решению суда право на получение средств от своих (своего) родителей;

нетрудоспособные дети и усыновленные, достигшие 18-летнего возраста, имеющие по решению суда право на получение средств от своих (своего) родителей.

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ, может быть выражена как в действии, так и в бездействии, при этом объективная сторона, преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 УК РФ содержит два вида преступного нарушения родителями своих обязанностей перед детьми, а именно злостное уклонение от уплаты средств, установленных судом на содержание несовершеннолетних детей и злостное уклонение от уплаты установленных судом средств на содержание нетрудоспособных детей, достигших 18-летия. Объективная сторона преступления, как правило, выражается в бездействии, поскольку виновный не выполняет возложенных на него обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей. В то же время в некоторых случаях объективная сторона преступления может выражаться в определенных активных действиях (ложное сообщение судебному приставу-исполнителю о месте своей работы, частая смена мест работы (места жительства), сокрытие дохода или его части и т.п. с целью избежания удержаний по исполнительному листу.

Данное преступление является длящимся, т.е. совершается непрерывно в течение всего периода уклонения.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектами преступления по ч.1 ст.157 УК Российской Федерации являются родители и усыновители. Родителями признаются как лица, записанные отцом и матерью в книге записей рождения, так и те, чье отцовство установлено в соответствии со ст. 49 СК РФ. Опекуны и попечители субъектами данного преступления не являются.

Судебным приставом-исполнителем в ходе исполнения исполнительного документа о взыскании алиментов принимаются меры по выявлению и документированию в действиях должников признаков состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК Российской Федерации.

Под выявлением и документированием в данном случае понимается собирание и приобщение к материалам исполнительного производства исчерпывающих письменных данных о должнике. А именно: его фактическом месте жительства, месте работы, источнике получения им доходов. Данную информацию могут содержать справки органов внутренних дел с мест проживания должника, из адресных бюро, военных комиссариатов, органов социального обеспечения, в органах полиции, по-прежнему месту жительства должника, в адресных бюро, военных комиссариатах, в органах социального обеспечения.

При принудительном исполнении исполнительных документов данной категории судебный пристав-исполнитель также обязан провести работу по установлению имущественного положения должника.

Действенной мерой принудительного взыскания алиментов является применение судебным приставом-исполнителем полномочий административного воздействия как на должников, так и на работодателей.

В соответствии со сложившейся в Нововятском отделе судебно-следственной практикой, под злостностью уклонения от уплаты по решению суда алиментов считается период неуплаты алиментов более 6 месяцев.

Судебный пристав-исполнитель за это время должен вынести должнику не менее 2 письменных предупреждения об уголовной ответственности по ст.157 УК Российской Федерации. Данные предупреждения должны быть вручены должнику лично, под роспись с одновременным взятием с него письменных объяснений, которые должные содержать сведения о:

знает ли о том, что по решению суда он обязан выплачивать алименты, в чью пользу и в каком размере;

уведомлялся ли он судебным приставом-исполнителем о возбуждении исполнительного производства о взыскании с него алиментов;

обращался ли в центр занятости населения по вопросам трудоустройства, и каковы были результаты обращения; если не имеет работы и не обращался в центр занятости, то необходимо изложить причины;

оказывал ли (оказывает) материальную помощь бывшей супруге на содержание детей;

знает ли об образовавшейся задолженности по алиментам (с указанием количества месяцев и суммы);

предпринимал ли (предпринимает) какие-либо меры для погашения задолженности по алиментам, если нет, то почему;

на какие средства проживает сам, если не работает;

предупреждался ли судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ (когда, сколько раз).

При наличии достаточных данных, указывающих на злостное уклонение должника от уплаты алиментов, а именно при наличии ранее перечисленных документов, собранных в рамках исполнительного производства, подтверждающих признаки состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст.143 УПК Российской Федерации составляет рапорт на имя начальника отдела - старшего судебного пристава. К рапорту об обнаружении признаков состава преступления, предусмотренного ст.157 УК Российской Федерации, судебным приставом-исполнителем должны быть приобщены копии материалов исполнительного производства.

Действующим законодательством не регламентирован период в течение которого, если лицо уклонялось от уплаты алиментов после сделанных официальных предупреждений об уголовной ответственности, его деяние расценивается как злостное. Также действующим законодательством не регламентируется количество предупреждений, которые необходимо вручить должнику.

При этом изучение методических рекомендаций ФССП России, беседы с дознавателями отдела выявили такую проблему как отсутствие единообразного подхода к определению критерия злостности в разных субъектах Российской Федерации и даже в районах Кировской области. Так в некоторых районах для возбуждения уголовного дела достаточно одного предупреждения должнику об уголовной ответственности в период уклонения от уплаты алиментов, надзирающим прокурором в Нововятском районе г.Кирова для возбуждения уголовного дела требуется не менее 2 предупреждений об уголовной ответственности, период между предупреждениями должен составлять не менее 1,5 месяцев.

По настоящее время нет единообразного подхода при определении признаков злостности уклонения от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей в случае наличия незначительных, несоразмерных с суммой задолженности по алиментам проплат. Так в Нововятском отделе судебных приставов в 2013-2014 гг. возбуждались уголовные дела по исполнительным производствам о взыскании алиментов, где должниками производились незначительные выплаты по алиментам (выплаты составляли от 300 до 1500 рублей в рассматриваемый период).Анализируя материалы данных уголовных дел, показания участников дела, можно прийти к выводу, что данные проплаты производились должниками с целью дальнейшего уклонения от уплаты алиментов. По мнению должников они предпринимали действенные меры для погашения задолженности по алиментам.

При определении признаков состава преступления в каждом конкретном случае необходимо учитывать, что не может быть привлечено к уголовной ответственности лицо за несвоевременную уплату, если задолженность по алиментам образовалась по уважительным причинам или по вине других лиц.

К уважительным причинам образования задолженности по алиментам, в частности, относятся: несвоевременная выплата заработной платы, задержка или неправильное перечисление алиментных сумм банками. В судебной практике об отсутствии злостности уклонения может свидетельствовать тяжелое заболевание лица, обязанного уплачивать алименты, оказание лицом, обязанным уплачивать алименты иной материальной помощи в пользу лица, на содержание которого должны уплачиваться алименты и др.

Проблемы квалификации злостного уклонения от уплаты алиментов по его объективной стороне не исчерпываются только понятием "злостности". На практике дознаватели встречаются и с иными, не менее спорными ситуациями, возникающими в ходе расследования уголовных дел данной категории.

Одной из данных проблем является наличие вступившего в законную силу судебного акта о взыскании средств на содержание детей либо их родителей.

Как известно, рассмотрение дел в суде о взыскании алиментов происходит в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

В соответствии с главой 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дела по требованиям о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, в случае, если данные требования не связанны с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц рассматриваются в приказном производстве. . Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений. Порядок извещения должника о принятии судебного приказа и порядок обжалования данного судебного акта предусмотрены соответственно статьями 128, 129 ГПК РФ.

Судебный приказ в данном случае является одновременно и судебным решением и исполнительным документом, необходимым для предъявления для принудительного взыскания.

Согласно статье 211 ГПК РФ решения судов о взыскании алиментов подлежат немедленному исполнению, то есть взыскатель может предъявить судебный приказ о взыскании алиментов непосредственно в день его вынесения.

Проблема приказного производства в случае привлечения должников по алиментам к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ состоит в том, что на стадии проверки сообщения о преступлении, а в некоторых случаях уже и в ходе расследования уголовного дела становится известно, о том, что в суде, выдавшем судебный приказ о взыскании алиментов зачастую не имеется сведений о получении судебного приказа должником, в связи с тем, что данные документы не направляются судами заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении.

Факт отсутствия уведомления о получении судебного приказа должником, злостно уклоняющимся от уплаты алиментов, используется последним в качестве своей защиты, путем отмены судебного приказа о взыскании алиментов даже спустя несколько лет после его вынесения. Так как процесс отмены судебного приказа, также как и процесс его вынесения осуществляется в упрощенной форме, то данный факт может существенно повлиять на процесс привлечения к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов, поскольку отмена решения суда, отменяет соответственно порожденные им права и обязанности сторон.

Отмена судебного приказа о взыскании алиментов, ставит под сомнение факт злостного уклонения от уплаты алиментов, даже при наличии всех остальных признаков данного деяния, поскольку отсутствие решения означает отсутствие состава преступления.

Случаи отмены судебных приказов в ходе досудебного судопроизводства по уголовным делам имелись в практике дознавателей Кировской области. Судьба данных уголовных дел по настоящее время не решена, они находятся в производстве.

Для недопущения данных ситуаций дознавателями отдела в обязательном порядке выясняется вопрос о наличии уведомления должника по алиментам о вынесении в отношении него судебного решения о взыскании алиментов на стадии проведения проверки сообщения о преступлении. При наличии признаков состава преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ привлекать данных лиц к уголовной ответственности необходимо. Для предотвращения же фактов отмены судебных приказов о взыскании алиментов в ходе уголовного судопроизводства в суд, вынесший соответствующий судебных приказ дознавателю необходимо направлять сведения о привлечении данного лица к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов с материалами, подтверждающими, факт того, что о наличии судебного приказа должнику известно было в течение длительного времени. Эти факты обычно подтверждаются следующими документами: почтовым уведомлением о получении постановления о возбуждении исполнительного производства о взыскании алиментов; предупреждениями о привлечении к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов, врученные должнику лично под роспись; объяснениями должника по факту осведомленности им о наличии судебного решения, имеющимися в рамках исполнительного производства.

При наличии достаточных данных, указывающих на злостное уклонение должника от уплаты алиментов, а именно при наличии ранее перечисленных документов, собранных в рамках исполнительного производства, подтверждающих признаки состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 143 УПК РФ составляет рапорт на имя начальника отдела - старшего судебного пристава. Рапорт об обнаружении признаков преступления является сообщением о преступлении. Его форма прямо предусмотрена законом.

Начальник отдела - старший судебный пристав при регистрации рапорта судебного пристава-исполнителя руководствуется требованиями приказа Минюста России от 02.05.2006 №139 "Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях", совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 №39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений".

В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела помимо рапорта судебного пристава-исполнителя служат:

заявление о преступлении;

явка с повинной;

сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Порядок приема, регистрации и учета данных видов информации о преступлении осуществляется аналогично порядку приема, регистрации и учета рапортов.

К рапорту об обнаружении признаков состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, судебным приставом-исполнителем должны быть приобщены следующие документы:

копия решения суда о взыскании алиментов;

копия исполнительного документа;

копии предупреждений об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ;

копии имеющихся объяснений;

копии административных протоколов;

копии решений о рассмотрении административных протоколов;

расчет задолженности по алиментам на дату составления рапорта;

копии других документов, подтверждающих вину должника (об имущественном положении, ответы из банков о состоянии счета, информация ГИБДД, акт проверки наличия имущества по месту проживания и т.д.).

2. Проведение доследственных проверок, расследование уголовных дел по заявлениям, сообщениям, иной информации о преступлениях, предусмотренных ч.1ст. 157 УК РФ

В дальнейшем материалы находятся на исполнении у дознавателей службы судебных приставов, которые проводят проверку в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

В ходе проверки берутся по возможности подробные объяснения с должника, в которых выясняется наличие злостности в уклонении от уплаты алиментов, потерпевшего или его представителя несовершеннолетнего, на содержание которого удерживаются алименты, лиц, имеющих сведения о доходах виновного лица или совместно с ним проживающих, судебного пристава-исполнителя. В ходе проверки устанавливаются возможные места работы должника, запрашиваются дополнительные документы: копия свидетельства о рождении ребенка, копия трудовой книжки должника, справка из ЦЗН о его постановке на учет, материалы, характеризующие личность. По результатам проведенной проверки при наличии злостности в действиях должника дознаватели принимают решение о возбуждении уголовного дела.

Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 - 29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток (ч. 3 ст. .223 УПК РФ). При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, дознаватель возбуждает уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). Срок дознания исчисляется с этого момента. Первые сутки дознания истекают в 24 часа тех суток, в которые было возбуждено уголовное дело. Согласно ч. 4 ст. 146 УПК РФ копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ изъятие уголовного дела от одного дознавателя другому производится по постановлению начальника подразделения дознания с обязательным указанием оснований такой передачи.

Дознаватель, которому поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, выносит постановление о принятии его к своему производству.

Без письменного поручения начальника подразделения дознания, оформляемого в виде постановления, уголовное дело дознавателем к своему производству принято быть не может.

В соответствии со ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежит доказыванию:

событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

характер и размер вреда, причиненного преступлением;

обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

В результате установления всех перечисленных обстоятельств с помощью предусмотренных уголовно-процессуальным законом доказательств будет всесторонне, полно и объективно проверено наличие или отсутствие элементов состава преступления: объекта, объективной стороны, субъективной стороны и субъекта.

Дознавателем к материалам уголовного дела должны быть приобщены следующие документы:

копия свидетельства о браке и о расторжении брака;

копия свидетельства о рождении детей, на содержание которых взысканы алименты;

выписка из трудовой книжки, другие документы, свидетельствующие о месте и продолжительности работы;

справки о размере заработной паты в период уклонения от уплаты алиментов;

справки из центра занятости населения о том, состоит ли должник на учете и получает ли денежное содержание;

материалы, характеризующие подозреваемого (сведения о судимостях, характеристики, справки из медицинских учреждений, диспансеров) и т.д.

Вопрос о наличии злостности в действиях виновного решается в каждом конкретном случае с учетом не только продолжительности неуплаты алиментов и наличия предупреждений, но и причин таких невыплат, а также иных обстоятельств (розыск лица, сокрытие виновным своего места работы, наличия доходов и т.д.), свидетельствующих об умысле лица на уклонение от уплаты алиментов, в том числе и при наличии фактов, когда лицо периодически дает детям деньги на карманные расходы в размере явно неэквивалентном сумме задолженности.

Большое значение имеют показания взыскателя (заявителя).

Несовершеннолетние дети, на содержание которых взысканы алименты, признаются потерпевшими по уголовным делам по ч.1 ст.157 УК РФ. Взыскатель же должен быть допрошен в качестве свидетеля по следующим вопросам:

когда, каким судом, какой и о чем вынесен судебный акт;

какие причины послужили поводом для обращения в суд;

что послужило причиной предъявления исполнительного документа в службу судебных приставов;

какое отношение высказывал должник по поводу судебного акта;

обращался ли он лично к должнику по поводу исполнения судебного акта, какой ответ получил, в какой форме, кто или какие документы могут подтвердить это обстоятельство;

что ему известно о месте жительства, месте работы должника, источниках дохода;

известно ли о наличии расчетных или иных счетов должника;

как он оценивает возможность должника исполнить судебный акт, на чем основана такая оценка.

Иные лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, подлежат допросу в качестве свидетелей с составлением соответствующего протокола.

К таким лицам относятся, например, судебные приставы-исполнители, которые должны быть допрошены обо всех им известных обстоятельствах исполнения судебного акта, а также обо всем, что им известно о должнике в части наличия или отсутствия возможности исполнения судебного акта.

Потерпевшие по уголовным делам, возбужденным по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, не могут быть гражданскими истцами, поскольку взыскание задолженности по алиментам производится в порядке исполнения исполнительного документа, выданного на основании судебного постановления по рассмотренному гражданскому делу.

Заключение

За период нахождения на производственной практике в Нововятском МРО судебных приставов я получил много новых теоретических знаний (по процессуальным формам предупреждения преступления, проведения дознания в сокращенной форме, рассмотрения обращений граждан и т.д.) и практических знаний (в оформлении процессуальных документов, изучил на практике специфику допроса несовершеннолетних потерпевших, выполнял отдельные поручения дознавателей и.д.)

Мной всесторонне был изучен вопрос взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей: от момента передачи исполнительного документа взыскателем в отдел судебных приставов до принятия решения по возбужденному исполнительному производству (направления копии исполнительного документа для исполнения по месту работы должника, объявления должника в розыск и т.д.)

В случае уклонения должника от возложенной на него обязанности по выплате алиментов я изучил процесс документирования и выявления признаков состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ, изучил процесс принятия процессуального решения дознавателем по поступившему сообщению о преступлении, принимал участие в расследовании уголовного дела и т.д.

Проведя анализ изученных на практике материалов, я пришел к выводу, что неуплата алиментов - довольно распространенное явление в нашем обществе. В службе судебных приставов наблюдается устойчивая тенденция к росту выявляемых преступлений указанной категории. Привлечение к уголовной ответственности является довольно мощным рычагом к побуждению должников вспомнить о своих несовершеннолетних детях и заплатить алименты. В то же время многие граждане, ведущие асоциальный образ жизни, неоднократно привлеченные к уголовной ответственности по ч.1 ст.157 УК РФ, абсолютно никаких выводов для себя не делают и продолжают уклоняться от уплаты алиментов, не боясь даже наказания в виде лишения свободы (санкция статьи 157 УК РФ предусматривает помимо исправительных работ и ареста и лишение свободы на срок до 1 года).

Несомненно, что основной проблемой при применении ст.157 УК РФ является отсутствие единообразной практики применения данной статьи, разобщенность мнений надзирающих прокуроров по аналогичным делам. Я считаю, что необходимо законодательно закрепить критерии злостности (количество необходимых предупреждений, период уклонения и т.д.)

Также я считаю, что необходимо улучшить информационную обеспеченность сотрудников органов дознания службы судебных приставов (на сегодняшний день дознаватели не обеспечены даже информационной системой "Консультант-Плюс" (либо аналогичной), нет доступа к сети Интернет, что существенно затрудняет поиск лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, также иногда необходимо срочно найти взыскателей, проживающих в других регионах; в службе судебных приставов нет оперативно-розыскных работников, поэтому зачастую дознаватели сами осуществляют розыск лиц, сведения от которых необходимы для рассмотрения сообщения о преступлении и расследовании уголовных дел).

Список использованных источников

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17.06.1996. N 25

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г, № 223-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. 1996, N 1

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. 05.05.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24.12.2001, N 52 (ч. I)

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (в ред.05.05.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18.11.2002, N 46

5. ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, в ред. 05.05.2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 8 октября 2007г. - N 41

6. ФЗ РФ "О судебных приставах" 21.07.1997 N 118-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30

7. Методические рекомендации по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) // http://fssprus.ru/metodicheskie_rekomendacii_po_vyjavleniju_i_rassledovaniju_prestuplenijj_predusmotrennykh_statejj_157_ugolovnogo_kodeksa

8. Методические рекомендации по выявлению и документированию признаков состава преступления, предусмотренного ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, расследованию уголовных дел, ФССП по Кировской области, согласованные с отделом по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры Кировской области. 2008 г.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 (ред. от 03.12.2013) "О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания" // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2007. N 4

10 http://base.garant.ru/10180003/

11 http://r43.fssprus.ru/oficial_soob/

Приложени я

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Правовая характеристика преступления, предусмотренного статьей 106 уголовным Кодексом Российской Федерации. Проблемы квалификации убийства матерью новорожденного, совершенного в соучастии. Обеспечение государством гарантии права ребенка на рождение.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2014

    Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, основанием которой является совершение преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. Предварительное расследование и судебное разбирательство по делам о преступлениях несовершеннолетних.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Теоретические и правовые основы института судебных приставов в России. Основные принципы и функции управления деятельностью службы судебных приставов, ее организационно-правовые приоритеты. Проблемы в службе судебных приставов и пути их разрешения.

    дипломная работа , добавлен 13.03.2011

    Место Федеральной службы судебных приставов в системе права Российской Федерации. Полномочия судебных приставов, правовой статус и направления деятельности службы. Организация документооборота в отделе судебных приставов. Виды исполнительных документов.

    отчет по практике , добавлен 30.04.2014

    История службы судебных приставов. Исполнение судебных решений. Исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве. Осуществление принудительного исполнения судебных решений. Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов.

    отчет по практике , добавлен 01.10.2012

    Уголовные дела о преступлениях: формы предварительного расследования и их соотношение. Сущность и значение ускоренного производства в расследовании преступлений и проведении судебных разбирательств. Проведение дознания по уголовному законодательству.

    контрольная работа , добавлен 02.08.2008

    Функции, задачи и полномочия Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации. Анализ основных показателей, статистических и информационных материалов, характеризующих результаты деятельности судебных приставов и их структурных подразделений.

    отчет по практике , добавлен 04.04.2015

    Дознание в системе стадий уголовного процесса Российской Федерации. Дознание как форма предварительного расследования. Органы дознания: виды и процессуальные полномочия. Особенности производства дознания. Деятельность дознавателя по сбору доказательств.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2010

    Уголовно-правовая защита сотрудников органов внутренних дел (ОВД) при совершении ими деяний, предусмотренных Уголовным кодексом. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Уголовно-правовые запреты на действия в отношении сотрудников ОВД.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Правовое регулирование деятельности судебных приставов в Российской Федерации. Организация деятельности Федеральной службы приставов. Правовые основы исполнительного производства. Взаимодействие судебных приставов с органами власти и организациями.

А.В. ЗУБОВ,

заместитель руководителя УФССП России по Мурманской области - заместитель главного судебного пристава Мурманской области

Статья 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Закон) определяет три основные задачи, возлагаемые на судебных приставов. Первые две не вызывают вопросов, но вот третья в контексте рассматриваемого Закона, на наш взгляд, не совсем ясна.

Напомним ее формулировку: на судебных приставов возлагаются задачи по «исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее - Федеральная служба судебных приставов)».

Нет никаких сомнений, что речь здесь идет о такой форме предварительного расследования, как дознание. На кого же, исходя из поставленных Законом задач, возлагается дознание в Федеральной службе судебных приставов? В п. 1 ст. 4 Закона указано: «Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей».

Однако в статьях, регламентирующих обязанности и права судебных приставов по ОУПДС (ст. 11 Закона) и судебных приставов-исполнителей (ст. 12 Закона), о расследовании ими уголовных дел ничего не сказано. При этом п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ определено, что дознание проводится «дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Имеющееся на первый взгляд противоречие легко объяснимо. Понятие «дознаватель» определяется в п. 7 ст. 5 УПК РФ как «должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом». Таким образом, имеется два вида дознавателей, один из которых стал дознавателем (в контексте уголовно-процессуального законодательства) после того, как его на это уполномочил начальник органа дознания.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся «органы Федеральной службы судебных приставов». Начальником органа дознания является «должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом».

В территориальных органах ФССП России этими должностными лицами являются главные судебные приставы субъектов Российской Федерации и их заместители, курирующие дознание, а в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России - «начальники отделов судебных приставов - старшие судебные приставы, их заместители, координирующие организацию работы по производству дознания, либо лица, исполняющие их обязанности» (приказ ФССП России от 06.12.2010 № 677).

Исходя из этого, судебный пристав (судебный пристав-исполнитель или судебный пристав по ОУПДС), который является работником службы судебных приставов, становится полноправным (по уголовно-процессуальному законодательству) дознавателем после возложения на него обязанностей о производстве дознания соответствующим правовым документом (приказ или распоряжение - в зависимости от того, кто из начальников органа дознания подписывает данный документ).

В любом случае получается, что для пристава дознание- не основная обязанность, а обязанность, возлагаемая на него по мере необходимости.

Теперь вернемся к дознавателям, являющимся ими по должности (или, как сказано в п. 7 ч. 5 УПК РФ, лицам, правомочным осуществлять дознание). Должность дознавателя введена в службе судебных приставов в 2006 году (ранее приказами главных судебных приставов обязанности дознавателей возлагались на конкретных судебных приставов-исполнителей). Было введено три вида должностей дознавателя:

1) главный специалист-эксперт (дознаватель);

2) ведущий специалист-эксперт (дознаватель);

3) судебный пристав (дознаватель).

Должность судебного пристава (дознавателя) имеется только в штатных расписаниях отделов организации дознания некоторых территориальных органов ФССП России, поэтому далее рассматриваться не будет (хотя не ясно, откуда взялась эта должность: в ч. 1 ст. 4 Закона она не упоминается).

В структурных подразделениях (отделах судебных приставов) территориальных органов ФССП России предусмотрено два первых вида должностей дознавателей.

В настоящее время в структуре службы судебных приставов главный специалист-эксперт (дознаватель) и ведущий специалист-эксперт (дознаватель) находятся в неравном положении по отношению к судебному приставу, и это несправедливо. Дознавателю не реже, чем судебному приставу-исполнителю, приходится выходить по месту жительства, например, должников по алиментным обязательствам. Не секрет, что большинство таких лиц ведет асоциальный образ жизни, многие ранее судимы. В результате служебной деятельности дознавателя в отношении этих лиц может быть возбуждено уголовное дело по ст. 157 УК РФ («Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»), а привлечение должника к уголовной ответственности может повлечь за собой такую меру наказания, как лишение свободы.

Увеличивается ли вероятность совершения таким должником противоправных деяний в отношении дознавателя по сравнению с судебным приставом-исполнителем? Ответ на этот вопрос напрашивается один: да.

Дознаватели вынуждены с целью скорейшего окончания расследования уголовных дел лично развозить большое количество различных запросов и получать на руки необходимые для этого документы. Однако обеспечение их проездными документами на все виды общественного транспорта не предусмотрено.

В этой связи, на наш взгляд, норма п. 1 ст. 4 Закона нуждается в дополнении. Предлагаем изложить ее в следующей редакции:

«Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебных приставов-исполнителей и судебных приставов-дознавателей».

Предлагаем также дополнить Закон статьей 12.1 «Обязанности и права судебных приставов-дознавателей» следующего содержания:

«Права и обязанности судебных приставов-дознавателей определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации».

Внесение этих изменений в Закон, во-первых, даст возможность усилить гарантии правовой и социальной защиты дознавателей ФССП России; во-вторых, позволит при необходимости создать в территориальных органах ФССП России полноценные межрайонные отделы дознания, поскольку вводить в каждом структурном подразделении ряда территориальных органов должность дознавателя нецелесообразно.

Межрайонные отделы дознания могли бы обслуживать территории нескольких структурных подразделений. Для четкого функционирования межрайонного отдела дознания необходимо, чтобы его возглавлял начальник отдела судебных приставов - старший судебный пристав. Это должностное лицо, являясь начальником органа дознания (см. приказ ФССП России от 06.12.2010 № 677), будет обладать всеми процессуальными правами, вплоть до утверждения обвинительного акта, составленного дознавателем. Однако в настоящее время при имеющихся в штатном расписании должностях дознавателей структурных подразделений это будет только должность начальника отдела, так как в структуре межрайонного отдела дознания не будет ни одного судебного пристава. Права подобного руководителя будут существенно ограничены, т. е. сведены к правам начальника подразделения дознания, что явно недостаточно. Таким образом, смысл создания межрайонного отдела теряется. Но если все же есть необходимость в такой структуре, нужно тщательно продумать, как ее рационально организовать.

И конечно, нельзя обойти вниманием то, что внесение предложенных изменений в Закон позволит уравнять денежное содержание дознавателей, т. е. главного специалиста-эксперта и ведущего специалиста-эксперта. При имеющейся в настоящее время градации должностей дознавателей структурных подразделений территориального органа ФССП России разница в их окладах составляет 319 руб. Между тем служебная нагрузка распределяется между ними равномерно, оба исполняют совершенно одинаковые обязанности. Кроме того, оклад судебного пристава-исполнителя равен окладу главного специалиста-эксперта (дознавателя). При наличии в отделе судебных приставов только одного дознавателя в должности ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) получение им денежного содержания ниже, чем у судебного пристава-исполнителя, необоснованно. Дознаватель обязан проверять исполнительные производства, находящиеся у судебного пристава-исполнителя на исполнении, готовить по ним заключения, указания, имея при этом, судя по окладу, более низкий статус.

В заключение хочется добавить, что, поскольку дознавателей в ФССП России не так много (чуть более 3,5 тыс. штатных единиц, из которых только половина - ведущие специалисты-эксперты (дознаватели)), предлагаемые изменения не потребуют больших финансовых затрат, но в то же время поднимут статус столь важной для службы судебных приставов должности, а значит, и позволят проще решать вопрос с более качественным подбором кадров для укомплектования структурных подразделений квалифицированными работниками.

Как указывает 151 статья УПК, дознаватели Федеральной службы судебных приставов работают с делами о преступлениях, предусмотренных статьями 177, 157, 315, 297, 312, частями первыми ст. 294 и 311 УК. Руководит их деятельностью начальник – лицо, имеющее право давать поручения о выполнении следственных действий, неотложных в том числе. Рассмотрим далее, чем занимается дознаватель судебных приставов.

Как указывает 40 статья УПК, органы дознания занимаются делами, по которым предварительное следствие не является обязательным. Кроме этого, в функции указанных структур входит осуществление неотложных действий. Служба судебных приставов является одним из звеньев исполнительной системы. Она занимается не только реализацией решений суда. Существует ошибочное мнение, что в ФССП работают только судебные приставы. Дознаватель, полномочия которого регламентирует УПК, также состоит в штате этого органа.

Как указывает ст. 40.1 УПК (ч. 4), указания начальника отдела дознания оформляются письменно. Они передаются подчиненному. Дознаватель судебных приставов должен неукоснительно выполнять их. При этом служащий может обжаловать распоряжение вышестоящим структурам, а также прокурору. Однако подача соответствующего заявления не приостанавливает исполнения указания. Сотрудник может предоставить начальнику либо прокурору материалы дела, а также письменные возражения на полученные распоряжения.

Полномочия дознавателя в службе судебных приставов

Они возлагаются на сотрудника начальником подразделения. Задания, которые выполняет работник, отличаются от тех, которые реализует судебный пристав. Дознаватель, обязанности которого прописываются в его должностной инструкции, может самостоятельно осуществлять следственные и прочие процессуальные мероприятия, принимать решения. Исключение составляют случаи, когда для этого, согласно УПК, необходимо согласие начальника, прокурора или инстанции, рассматривающей дела по существу. Кроме этого, дознаватель судебных приставов может реализовывать иные функции, закрепленные законодательством.

Служба судебных приставов считается одной из важнейших инстанций в исполнительной системе. В этой связи структура стремится к совершенствованию своей деятельности и повышению результативности работы. В 2010 г. был издан Приказ ФССП, согласно которому определены общие ограничения для сфер, к которым может быть привлечен судебный пристав. Дознаватель, обязанности которого, в свою очередь, не связаны с реализацией решений, выполняет задачи, не свойственные рядовым сотрудникам ФССП.

В обязанности дознавателя в службе судебных приставов входит принятие и проверка сообщений о совершенных либо готовящихся преступлениях. При наличии достаточных оснований сотрудник возбуждает производство. Уголовное дело также открывается при:

  1. Поступлении материалов, направленных налоговыми органами.
  2. Явке с повинной.
  3. Получении постановления прокурора об отправке материалов в орган предварительного следствия для разрешения вопроса о преследовании.

Для возбуждения производства дознаватель судебных приставов должен также располагать достаточными сведениями, указывающими на наличие в деянии лица признаков преступления.

Дознаватель отдела судебных приставов должен принять заявление о любом уже совершенном либо только готовящемся деянии. При этом полученные сведения подвергаются проверке. По заявлению выносится процессуальное решение не позже трех суток с момента принятия сообщения. В рамках проверки дознаватель судебных приставов может требовать проведения исследований трупов, предметов, документации, ревизии. Кроме этого, он вправе ходатайствовать о привлечении к процедурам специалистов. Например, это может быть эксперт. Дознаватель судебных приставов, как выше было сказано, принимает по сообщению решение. Сотрудник, в частности, вправе отказать в возбуждении дела, начать производство, передать принятое сообщение о преступлении в соответствии с подследственностью. Принятое решение доводится до заявителя и суда. При этом первому должно быть разъяснено его право оспорить постановление.

Дознаватель, возбудив производство, выносит постановление. Оно должно быть оформлено, согласно требованиям законодательства. В постановлении необходимо указать:

  1. Дату, время, место составления.
  2. Ф.И.О. и должность сотрудника, вынесшего постановление.
  3. Основание и повод для открытия уголовного дела.
  4. Статью УК, ее часть, пункт, в соответствии с которым возбуждено производство.

Если материалы направляются прокурору для установления подследственности, в документе должна присутствовать отметка об этом.

Дознание осуществляется в порядке, предусмотренном главами 21, 24-29, 22 УПК с изъятиями, предусматриваемыми гл. 32. В ходе осуществления действий сотрудник предпринимает исчерпывающие меры, направленные на организацию предварительного следствия и своевременное принятие процессуальных решений. Для реализации данных задач, работник в 2-дневный период должен сформировать подробный план с указанием сроков выполнения мероприятий.

В соответствии с общими правилами, дознание осуществляется в течение месяца с момента открытия дела. В случае необходимости по решению прокурора этот срок может быть увеличен вдвое. В отдельных ситуациях, в том числе, связанных с необходимостью проведения экспертного исследования, указанный период может продлеваться до полугода. Соответствующее решение принимает прокурор города, района, а также приравненные к нему военные прокуроры и их заместители.

В исключительных случаях срок увеличивается до 12 мес.

На основании Методических рекомендаций, к проведению следственных действий может быть привлечен судебный пристав. В его задачи входит обеспечение безопасности. В качестве основания для привлечения сотрудника выступает поручение. Оно подается старшему приставу не позже трех дней до выполнения следственного мероприятия. В ряде случаев требуется проведение неотложного действия. В этих ситуациях поручение подается в день его осуществления и рассматривается старшим приставом незамедлительно. В рамках обеспечения безопасности сотрудники:

  1. Пресекают вмешательство посторонних субъектов в процесс.
  2. Находятся на местах, установленных старшим.
  3. Осуществляют постоянное наблюдение за участниками мероприятия.

При нарушении порядка составляется протокол. Его оформляет судебный пристав.

Правила, по которому осуществляется данное следственное действие, закреплены 189 статьей УПК. В ходе допроса дознаватель строго в соответствии с законодательством заслушивает устные показания субъекта. Результаты фиксируются в протоколе. В качестве фактического основания для проведения процедуры выступает информация о том, что гражданину может быть известно что-либо о фактах, относящихся к уголовному делу. Свидетель может быть вызван повесткой. Беседа с гражданином может проводиться только после возбуждения производства. Перед допросом лицу разъясняются его права и ответственность за предоставление ложных сведений.

К проведению следственных действий могут привлекаться разные граждане, если в этом есть необходимость. О вызове лица извещаются повесткой. В некоторых случаях субъекты могут уклоняться от явки. В таких ситуациях законодательство предусматривает возможность их принудительного привода. Эта мера может применяться в отношении свидетеля, потерпевшего, подозреваемого/обвиняемого. Как и любое следственное действие, привод может осуществляться только после возбуждения производства. Основание для него – постановление дознавателя, согласованное со старшим приставом. Законодательство запрещает привод по устному распоряжению сотрудника, по копиям постановлений, не заверенных надлежащим образом или переданных по факсу. Нормами устанавливается временное ограничение для совершения данного следственного действия. Привод может осуществляться в период с 6 утра до 10 вечера. Исключение могут составлять безотлагательные случаи. Закон запрещает подвергать принудительному доставлению несовершеннолетних до 14 л., беременных, а также больных людей, не способных по состоянию здоровья оставить место своего нахождения. Последнее должно быть подтверждено врачом.

Его составление регулируется ст. 223.1 (ч. 1) УПК. В извещении о подозрении дознаватель указывает:

Если у дознавателя есть основания полагать, что гражданин может быть причастен к нескольким деяниям, в уведомлении должны указываться соответствующие статьи.

Копия уведомления должна быть передана подозреваемому. При этом дознаватель обязан разъяснить гражданину его права, закрепленные 46 статьей УПК. После вручения уведомления сотрудник составляет протокол, в котором проставляет соответствующую отметку. В трехдневный срок с момента передачи извещения дознаватель должен провести допрос лица. Если подозреваемых несколько, уведомление вручается каждому. Копия направляется также и прокурору.

Эта мера пресечения применяется по ходатайству дознавателя, направленного суду. Обвинительный акт должен быть составлен не позже 10 сут. с момента заключения. В случае невозможности соблюсти данное правило, подозреваемому должно быть предъявлено обвинение в порядке, закрепленном 23 главой Кодекса. После этого дознание должно быть продолжено или мера пресечения отменена.

В ряде случаев дознавателю может требоваться правовая помощь. Для ее получения он формирует запрос. В нем указываются:

  1. Название органа, от которого направляется просьба.
  2. Наименование и адрес структуры, в которую посылается запрос.
  3. Сведения об уголовном деле. В частности, указывается его наименование, номер.
  4. Характер запроса.
  5. Информация о субъектах, которым направлена просьба. В частности, указываются, кроме Ф.И.О., место и дата рождения, гражданство, род деятельности, адрес проживания/пребывания.
  6. Описание обстоятельств, подлежащих выяснению, перечень запрашиваемых бумаг, вещественных и прочих доказательств.
  7. Информация о фактах, относящихся к совершенному деянию, квалификации преступления.
  8. Текст соответствующей нормы УК, данные о величине вреда (при необходимости).

По окончании дознания сотрудник, его проводивший, должен составить обвинительный акт. В этом документе следует указать:


Дознаватель, как и следователь, обязан приложить к обвинительному акту справку. В ней отражаются сроки проведения мероприятий, меры пресечения, примененные в отношении виновных, с указанием продолжительности их пребывания под стражей/домашним арестом. В справке также приводятся данные о гражданском иске и его обеспечении, вещественных доказательствах, предполагаемой конфискации имущества, возможных процессуальных издержках. В случае если у обвиняемого либо потерпевшего есть иждивенцы, приводится информация о мерах, предпринятых для реализации их прав.

Обвинительный акт должен быть утвержден руководителем органа дознания. Начальник исследует дело, проверяет соответствие описательно-мотивировочного и резолютивного разделов представленным в нем материалам, а также требованиям законодательства. Руководитель оценивает полноту проведенных мероприятий, устанавливает, были ли соблюдены интересы их участников, приняты ли меры, направленные на ликвидацию условий, способствовавших совершению деяния. Обвинительный акт прилагается к материалам производства и направляется прокурору. Последний рассматривает документы и в двухдневный срок принимает одно из 2-х решений. Прокурор может утвердить обвинительный акт или вернуть дело для осуществления дополнительного дознания, переоформления постановления, если оно не соответствует требованиям. Должностное лицо в последнем случае вправе установить сроки. Для проведения дополнительного дознания период не может превышать 10 сут., а для переоформления акта – 3-х.

Как следует из информации, приведенной выше, достаточно много задач реализует дознаватель судебных приставов. Зарплата сотрудника, однако, не такая и высокая. Меньше всего везет, конечно, молодым специалистам. Их средний заработок редко превышает 15 тыс. р. В эту сумму включены должностной оклад, а также надбавки за специфические условия деятельности. Их величина составляет около 60% от ставки. Более опытные специалисты, руководство ФССП имеют больший доход. Надбавки к их окладу достигают 150%. Также при расчете во внимание принимается выслуга. Повышение зарплаты производится при присвоении очередного чина. Дополнением к з/п выступают премиальные выплаты. Их величина устанавливается в соответствии с действующей в конкретном регионе системой поощрения. Кроме этого, размер премиальных выплат зависит и от количества дел, успешно разрешенных сотрудником. В целом средний заработок дознавателей по стране находится в пределах 12-22 тыс. р. В настоящее время на государственном уровне разрабатываются программы по повышению престижа работы в ФССП. Для этого устанавливаются дополнительные выплаты, льготы и пр. При этом повышаются и требования к кандидатам на должность дознавателя. В первую очередь граждане, желающие работать в ФССП, должны иметь соответствующее образование. Немаловажное значение имеет и физическое, а также психическое состояние человека.

Гуцан А.В., заместитель Генерального прокурора РФ

На всех этапах современной истории охрана интересов правосудия рассматривалась как одна из важнейших составляющих борьбы с преступностью. В дореволюционной России статьи о преступлениях, посягающих на интересы правосудия, содержались и в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., и в Уголовном уложении 1903 г., причем в последнем была выделена специальная глава «О противодействии правосудию». Специальные нормы о преступлениях против правосудия содержались и во всех уголовных кодексах РСФСР, хотя и были разбросаны по многим главам. Тем не менее в УК РСФСР 1960 г. глава 8 «Преступления против правосудия» насчитывала 18 статей. Статьи, включенные при принятии в УК РСФСР в его первоначальный текст, затем (в конце 80-х - начале 90-х гг.) были дополнены группой статей, содержавших запреты посягательств на лиц, осуществляющих правосудие, и на нормальную деятельность системы исправительно-трудовых учреждений.

Сложившаяся система норм, по существу, была воспринята и дополнена действующим Уголовным кодексом РФ (УК РФ) 1996 г., в котором в гл. 31 установлен перечень преступлений против правосудия.

В ходе реализации основных задач - обеспечении установленного порядка деятельности судов и исполнении судебных актов и актов иных уполномоченных органов, судебные приставы сталкиваются с необходимостью применения административных и уголовно-процессуальных мер принуждения к должникам, а также к лицам, нарушающим установленный порядок деятельности судов. Таким образом, наделяя Федеральную службу судебных приставов (ФССП) вышеуказанными полномочиями, законодатель руководствовался, в первую очередь, стремлением создать уголовно-административный механизм обеспечения исполнения судебных решений, а также дополнительные условия для эффективной работы органов правосудия.

Одним из этапов в реализации уголовно-административного механизма явилось наделение Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ), вступившим в силу 01.07.02, должностных лиц ФССП полномочиями по производству дознания по некоторым составам преступлений рассматриваемой категории.

В соответствии со ст. 40 и 151 УПК РФ главный судебный пристав РФ, главные судебные приставы субъектов РФ, их заместители, старшие судебные приставы отнесены к органам дознания, и на них возложены функции по организации расследования преступлений по 5 составам гл. 31 УК РФ, предусмотренных ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ.

Для сравнения хотелось бы отметить, что если до передачи функций дознания Минюсту России в 2001 г. органами внутренних дел и прокуратуры было возбуждено всего 870 уголовных дел о преступлениях против правосудия, то в 2005 г. органами дознания ФССП России возбуждено 2148 уголовных дел, в 2006 г. - 2970 уголовных дел. Приведенные данные подтверждают правильность решения о передаче производства дознания по делам о преступлениях против правосудия дознавателям ФССП России.

Часть 1 ст. 294 УК РФ предусматривает ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия. За совершение данного преступления в 2006 г. органами дознания ФССП России возбуждено 22 уголовных дела, что на 18 дел больше, чем за весь 2005 г.

Так, 20.01.06 в зале судебных заседаний Иультинского районного суда Чукотского АО рассматривалось дело об административном правонарушении в отношении гражданина Н. Во время судебного заседания он неоднократно нарушал установленные в суде правила проведения судебного заседания: неоднократно поднимался с места, препятствовал даче свидетельских показаний, заслушиванию специалистов.

Действия Н. были квалифицированы по ч. 1 ст. 294 УК РФ, суд признал Н. виновным в совершении рассматриваемого преступления, назначив наказание Н. в виде лишения свободы сроком 1 год условно с испытательным сроком 2 года.

Статьей 297 УК РФ установлена ответственность за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия. В 2006 г. органами дознания ФССП России возбуждено 395 уголовных дел за совершение преступлений, предусмотренных рассматриваемой статьей.

Так, 05.05.06 Левобережным районным судом г. Липецка вынесен обвинительный приговор в отношении гражданки Г., которая обвинялась в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 297 УК РФ.

Гражданка Г. 21.02.06 в ходе судебного разбирательства оскорбила потерпевших по уголовному делу, унизив их честь и достоинство, проявив тем самым неуважение к суду. Действия гражданки Г. были пресечены судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Уголовное дело расследовано дознавателями ФССП России и после утверждения прокурором обвинительного акта направлено для рассмотрения по существу в суд. Суд признал гражданку Г. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 297 УК РФ, и назначил ей наказание в виде штрафа в доход государства в размере 5000 руб.

Статьей 312 УК РФ предусмотрена ответственность за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу имущества, подвергнутого описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено, а равно осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест. Органами дознания ФССП России по данной норме в 2006 г. возбуждено 1129 уголовных дел.

Так, 23.05.06 мировым судьей судебного участка № 62 Солнечного района Хабаровского края вынесен обвинительный приговор в отношении гражданки О., которая обвинялась в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 312 УК РФ, т.е. в незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого аресту.

Будучи ответственным хранителем арестованного имущества, а именно, телевизора и видеоплеера, О. расписалась в акте описи и ареста об уголовной ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу имущества на сумму 1000 руб. Указанное имущество было подвергнуто описи и аресту в связи с задолженностью по квартирной плате в пользу УЖКХ на сумму 18 290 руб. Умышленно, из корыстных побуждений, а также надеясь, что сумеет погасить задолженность по квартирной плате, О. незаконно передала подвергнутый аресту видеоплеер своей дочери Н., проживающей отдельно. Действия О. органом дознания отдела судебных приставов по Солнечному району Управления ФССП России по Хабаровскому краю квалифицированы по ч. 1 ст. 312 УК РФ. Подсудимая О. свою вину признала частично, указав, что видеоплеер подарен дочери Н. до ареста имущества, судебными приставами-исполнителями видеоплеер описан ошибочно.

В судебном заседании были заслушаны показания судебных приставов-исполнителей, составлявших опись арестованного имущества О., свидетелей, приглашенных в качестве понятых при описи имущества О., которые показали, что при аресте имущества О. не сообщила о том, что видеоплеер принадлежит другому лицу. Судебные приставы-исполнители и свидетели, приглашенные в качестве понятых при производстве проверки наличия арестованного имущества, показали, что О. на вопрос о месте нахождения видеоплеера отвечать отказалась. Учитывая материалы дела и показания свидетелей, мировой судья признал О. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 312 УК РФ, назначив ей наказание в виде лишения свободы на срок 1 год с отбыванием наказания в колонии-поселении условно с испытательным сроком 6 мес.

Наиболее часто на практике возбуждаются уголовные дела, связанные со злостным неисполнением представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению (ст. 315 УК РФ). В 2006 г. органами дознания ФССП России возбуждено 1424 уголовных дела.

Так, гражданин Б., являясь руководителем и учредителем коммерческой организации, будучи своевременно и надлежащим образом уведомленным о вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Краснодарского края о проведении в срок до 28.08.01 возложенной на него ликвидации руководимой коммерческой организации, имея прямой умысел и игнорируя два письменных предупреждения: мирового судьи судебного участка № 185 Новопокровского района от 18.04.06 с вынесением штрафа в размере 1000 руб. и мирового судьи судебного участка № 184 Новопокровского района от 16.05.06 с вынесением штрафа в размере 1500 руб., злостно уклонился от исполнения решения названного суда.

Мировым судьей судебного участка № 184 Новопокровского района Краснодарского края 07.02.06 рассмотрены материалы уголовного дела, возбужденного в отношении гражданина Б. по ст. 315 УК РФ, которому назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью сроком на 1 год.

Характерной особенностью данного преступления является то, что, с одной стороны, решение или приговор суда должен вступить в законную силу, с другой стороны, субъектом данного преступления является лицо, наделенное административно-управленческими или хозяйственно-распорядительными полномочиями. Важнейшим признаком при возбуждении уголовного дела по рассматриваемой статье является признак злостности. К сожалению, законодатель в рамках УК РФ не дал определение понятию «злостность». В этой связи дознаватели ФССП России возбуждают дела в соответствии со сложившейся судебной практикой, согласно которой для квалификации действий виновных по ст. 315 УК РФ необходимо наличие не менее 2 письменных предупреждений об уголовной ответственности за неисполнение судебных решений, а также принятие комплекса мер принудительного воздействия, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Такой сложный механизм по возбуждению уголовных дел данной категории зачастую не позволяет дознавателям ФССП России реализовать в полном объеме уголовно-процессуальные полномочия.

Необходимо отметить, что, по мнению специалистов ФССП России, диспозиция ст. 315 УК РФ, в которой ответственность предусмотрена для специального субъекта преступления, фактически поощряет граждан, не наделенных административно-управленческими или хозяйственно-распорядительными полномочиями, игнорировать, под разными предлогами не исполнять решения суда. Такие случаи не единичны. Для изменения ситуации в ФССП России подготовлен проект федерального закона, которым устраняются отмеченные недостатки законодательного регулирования охраны правосудия.

ФССП, как уже отмечалось, в силу решения поставленных перед службой задач готовит предложения по внесению изменений в действующее законодательство, прежде всег, в сфере дознания. В настоящее время специалистами службы подготовлен проект федерального закона, предусматривающий наделение дознавателей ФССП России полномочиями по производству дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 УК РФ. Данной статьей установлена уголовная ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Решение данного вопроса обусловлено следующим. Одним из объектов преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, являются общественные отношения в сфере семьи и несовершеннолетних. Однако лицо, злостно уклоняющееся от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, может быть привлечено к уголовной ответственности только после состоявшегося решения суда, обязывающего его выплачивать алименты. Таким образом, диспозиция данной статьи одновременно предусматривает ответственность за злостное уклонение виновного лица от исполнения судебного решения. Поэтому по объективной и субъективной сторонам преступления деяния, предусмотренные ст. 157 УК РФ, являются схожими с деяниями, предусмотренными ст. 315 УК РФ. В связи с этим было бы целесообразнее оставлять эти уголовные дела в производстве дознавателей ФССП России, в том числе по мотивам устранения волокиты в расследовании и исключения неоправданных трудозатрат рабочего времени дознавателей органов внутренних дел, вынужденных повторно изучать и перепроверять собранные работниками ФССП России материалы.

Кроме этого, положительное решение вопроса о передаче уголовных дел по ст. 157 УК РФ в подследственность дознавателей ФССП России позволит дознавателям органов внутренних дел сконцентрироваться на расследовании общеуголовных преступлений, в первую очередь, преступлений против личности и имущества граждан.

Статья 177 УК РФ предусматривает ответственность за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Несмотря на то, что данная норма отнесена к категории преступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ), по сути она является преступлением против правосудия, т.к. речь в диспозиции рассматриваемой нормы идет о злостном уклонении от исполнения судебного акта.

Таким образом, для эффективного обеспечения исполнения судебных решений и актов иных органов, поддержания режима законности, ст. 177 УК РФ, по нашему мнению, должна находиться в подследственности органов дознания ФССП России.

В общей сложности в 2004 г. должностными лицами ФССП России было возбуждено 2733 уголовных дела, в 2005 г. - 4023, в 2006 г. - 4549. Динамика возбужденных должностными лицами ФССП России уголовных дел свидетельствует, что имеется положительная тенденция увеличения числа выявляемых территориальными органами ФССП России преступлений против правосудия.

Наряду с этим необходимо отметить, что повышается и качество расследования уголовных дел, отнесенных к компетенции ФССП России. Так, из 4190 уголовных дел, находившихся в производстве в 2005 г., окончено производством 1273, в 2006 г. из 4772 - 2029. Приведенные цифры подтверждают, что ФССП успешно решает задачи по борьбе с преступлениями против правосудия. Наработанная практика показывает, что реализация инициатив ФССП России по совершенствованию законодательства, регулирующего ее деятельность, позволит более эффективно осуществлять функции по охране прав и свобод гражданина и человека, общества и государства.

Гуцан Александр Владимирович . В 2000-2005 гг. - помощник заместителя Генерального прокурора РФ по особым поручениям. В 2005-2007 гг. - заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава Российской Федерации.

Статья 151 УПК РФ указывает на то, что дознание производится дознавателями органов ФССП, но исключительно специалистами по уголовным делам и преступлениями. В данном случае, речь идет о том, что должник злостно уклоняется от уплаты средств на содержание своих детей, или же в том случае, если должник избегает вопроса содержания своих нетрудоспособных родителей. Также, дознаватели активно работают в том случае, если доказано злостное нарушение и уклонение от погашения кредитной задолженности.

Чем именно занимается дознаватель судебных приставов?

  1. В принципе, дознаватель является независимым и самостоятельным лицом, которое производит следственные или же какие-то процессуальные действия и принимает различные процессуальные решения. Дознаватель вправе осуществлять те решения, которые прямо предусмотрены законодательством;
  2. Дознаватель может работать исключительно в рамках законодательного поля, он обязан весьма строго соблюдать установленную процессуальную форму по реализации прав;
  3. По закону дознаватель представляет собой участника уголовного судопроизводства исключительно со стороны обвинения, и может осуществлять уголовного преследование, но его процессуальные ошибки могут повлечь за собой негативные последствия и даже уголовную ответственность;
  4. Дознаватели работают исключительно с целью обеспечения неукоснительного соблюдения, требований действующего законодательства;
  5. Деятельность дознавателя формирует возможность предотвращения возможных процессуальных ошибок.

Органы дознания в исполнительном производстве

В принципе, судебное решение – это повод открыть исполнительное производство. Основой рассмотрения дела будет выступать факт нарушения установленных законодательных норм. Судебный пристав имеет полномочия, способные взыскивать средства с человека, о котором имеется какая-то информация. Дознаватель-пристав занимается вопросами поиска информации о том человеке, который злостно нарушает свои материальные обязанности. Таким образом, становится понятно, что в настоящий момент очень важно, чтобы деятельность ФССП, была нормированной, и главной целью данной деятельности выступает поиск информации о должнике и применение данной информации для обеспечения исполнения производства. Другими словами, дознаватель в исполнительном производстве будет заниматься вопросом поиска данных по поводу местонахождения должника и его имущества. Благодаря такой структуре строения исполнительной власти, формируется возможность обеспечения исполнения судебных решений. Судебные же приставы берут на себя обязанность производить процесс взыскания, описи и конфискации имущества должника. То есть, фактически, они осуществляют все действия, направленные на устранение долга.


Пристав исполнитель занимается вопросами исполнения судебного решения. Например, банк подает заявление в суд о взыскании суммы долга с должника. Суд принимает решение о...


Работа судебных приставов всецело контролируется государством и законодателем. ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» определяет все аспекты деятельности данной...


Должность судебного пристава основана на законодательной базе. Превышение полномочий может повлечь за собой серьезные последствия. Именно по этой причине, нужно быть крайне...


Судебные приставы являются исполнителями судебных решений. Так же, есть приставы, которые занимаются вопросами обеспечения правопорядка в зале судебного заседания. Деятельность...



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация