Почему свобода не может быть абсолютной. Границы свободы. Свобода в человеческой деятельности

Главная / Квартира

Свобода – одна из основополагающих идей для культуры. Она отражает такое отношение к себе и своей активности, когда причиной этого отношения является он сам. Свобода отражает независимость субъекта от природных, социальных, межличностных и иных внешних по отношению к человеку факторов. Но свобода одного человека с необходимостью соотносится со свободой другого человека, разных субъектов. Свобода – это причинная обусловленность социальной активности личности, всегда ограниченная свободой других людей и объективными условиями. Поэтому и существует выражение: свобода есть познанная необходимость (Г.Гегель).

В разговорном языке термин «свобода» имеет несколько значений:

· возможность человека мыслить и действовать самостоятельно, в соответствии со своими интересами и целями;

· отсутствие экономического политического, духовного и иного гнета;

· личная независимость от кого-либо или чего-либо.

В повседневном обиходе этот термин также используется для выражения состояния человека, легкости. Непринужденности его действий, движений. Кроме того, свобода – это выход из неволи.

В обществе человек часто несвободен, поскольку существуют внешние факторы, которые определяют выбор форм и способов поведения, общения и деятельности, их содержание и последовательность. Человек несвободен, поскольку всегда существуют ограничители его деятельности – уровень физических и умственных возможностей. Характер общественного строя. Они ставят преграды действиям человека, его планам и целям.

Свобода личности постоянно соотносится с его несвободой. Отсюда вытекает парадокс истории, верно подмеченный Ж.-Ж.Руссо: «человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах».

Чтобы понять сущность свободы личности важно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой свобода немыслима.

Волюнтаризм – это признание определяющего значения воли над проявлениями духовной жизни человека. Воля считается слепым, неразумным, или, напротив, сверхразумным (божественным) первоначалом мира, диктующем свои законы человеку. В реальности волюнтаризм проявляется как попытка, не считаясь с объективными законами, произвольно, решать проблемы общества.

Действовать в духе волюнтаризма, значит не считаться с объективными законами природ и общества, с мнениями интересами других людей, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

Таких примеров немало, в том числе и в истории нашего общества. Многие революционеры испытывали желание «подтолкнуть» ход истории в желаемом для них направлении, навязывая свою, иногда очень сильную волю. Однако история показывает, что за такого рода попытки народы платят очень высокую цену: людские жертвы, нищета, разорение, замедление развития.



Фатализм , напротив, предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя их судьбой, или детерминизмом, когда каждое событие жестко связано с предыдущим. При таком подходе не остается места для свободного выбора и творчества человека. Жестка необходимость и как следствие, полная предсказуемость основных этапов жизни человека и главных событий характерна для астрологии, оккультных учений, равно, как и для всевозможных социальных утопий.

Но человек в обществе свободен, причем не только духовно, но и в самой практике. Свобода – это самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути. Свобода есть творческая раскрепощенность человека. Она означает освобождение человека от диктата внешних сил и обстоятельств – как природных, так и социальных. Свобода предлагает действовать по «своему усмотрению», определять самого себя. У человека, как известно, есть множество вариантов для выбора. И свобода – это не только возможность сделать выбор своего жизненного пути, но и сам выбор человека. Вне свободы человек не может раскрыть свою творческую сущность. Вот почему творческая деятельность нуждается в свободе.

Свобода в деятельности человека одновременно абсолютна и относительна:


Выделяют несколько моделей свободных взаимоотношений личности и общества:

1. модель борьбы за свободу , когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой; но это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может односторонне воспринимать условия своей жизни и общественные отношения в целом, борясь за свободу, он может оказаться в еще худшем рабстве; (Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», картина написана после французской революции 1830 г.)

2. модель «бегства от мира» , когда человек не в силах обрести свободу среди людей, уходит от общества в монастырь, в одиночество, в себя, свой мир, чтобы там найти способы свободной самореализации;

3. модель адаптации к миру , когда, жертвуя чем-то в стремлении обрести свободу, идя на добровольное, но нежелаемое подчинение, личность обретает новый уровень свободы.

Свобода имеет свои пределы и границы проявления. Это не вседозволенность или анархия, а порядок в обществе и духовном мире человека. В противном случае свобода обретает негативную форму, проявляясь в деструктивных, разрушительных действиях человека. Вот почему всегда так важно понять: свобода для кого или для чего, для каких целей? Границами свободы должна быть свобода другого человека, социальной группы и общества в целом, т.е. свобода должна предполагать и свободу для каждого другого. В этом смысле, сегодня, как никогда актуально звучат слова Вольтера: «Я не разделяю Ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы Вы могли их высказать»

Таким образом, в понимании свободы можно выделить три важных момента:

1. основанием свободы является познание и овладение законами природы, общества и мышления;

2. свобода предполагает возможность самому без принуждения или повеления принимать решения, осуществлять выбор целей и средств и достигать их не в ущерб себе и обществу;

3. свобода означает свободно и независимо от других людей и обстоятельств осуществлять свою активность по удовлетворению интересов, соотнося их с интересами других людей и общества в целом.

Наконец, необходимо подчеркнуть: свобода может рассматриваться и как величайшая ценност ь. Издревле человека, который стремился обрести свободу, подвергали изощренным пыткам, предавали проклятиям. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие. Но история одновременно и полна примеров добровольного подчинения чужой воле: великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на той предпосылке, что люди страшатся свободы, чураются ее. «Бегство от свободы» так назвал свою книгу, написанную в 1941 г. Э. Фромм. И действительно, страх перед свободой настолько силен, что люди готовы отказаться от нее, ради спокойного, сытого, гарантированного существования. Почему? На этот вопрос, наверное, лучше всего ответил Ф.М.Достоевский в романе «Братья Карамазовы»: ибо свобода это бремя ( в дополнительных материалах к этой лекции вы найдете фрагмент из этого романа – «Легенда о Великом Инквизиторе» ), поскольку сопряжена с колоссальной ответственностью.

Ответственность – это субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Свобода и ответственность две стороны одного целого. Делая выбор, человек одновременно берет на себя ответственность за него. Своим выбором человек сам создает свое будущее, реализует свой собственный проект. Ответственность за выбор усугубляется еще и тем, что, выбирая себя, свой путь, человек «выбирает все человечество», показывая пример поведения для других. Ответственность – неизбежная цена свободы и воздаяние за нее. Свобода требует таких проявлений ответственности как разумность, целесообразность, нравственность и воля, без которых она будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми.

Ответственность личности имеет две стороны:

1. внешнюю – как возможность применить к личности определенные санкции: личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при исполнении возложенных на нее обязанностей, она несет моральную и правовую ответственность;

2. внутреннюю – как ответственность личности перед собой: наличие чувства долга, совести, способность человека осуществлять самоконтроль и самоуправление.

Итак, подведем итоги: Свобода выступает как ценность. Люди стремятся к свободе, ибо только в ней и через нее можно реализовать созидательный потенциал человеческой деятельности. Важно различать свободу и своеволие, вседозволенность. Свобода – это нравственный императив (требование). Она предполагает не только преодоление различных препятствий на пути человека, но и сознательное ограничение определенных порывов, которые могут обернуться несвободой для других. Ущемляя чужую свободу, человек рискует сам оказаться в зоне дефицита свободы.

Почему важно соблюдать законы (2 часа)

    Цели и задачи: познакомить учащихся с историей возникновения законов; выяснить роль законов в жизни человека; доказать, что закон устанавливает порядок в обществе; определить роль Конституции РФ в установлении порядка и справедливости в обществе.

    Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий закон, свобода, порядок, справедливость ; понимать побудительную роль правомерных мотивов в деятельности человека; устанавливать причинно-следственные связи; расширять оценочную деятельность;

    метапредметные - 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование уважения к закону, установки на правомерное Поведение; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

    Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

    Тип уроков: открытия нового знания.

    Ход уроков

    Орг. момент

    Мотивационно-целевой этап

    - Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

    Один древний китайский правитель, предвидя возможную реакцию на намеченные им реформы, решил предварительно укрепить у народа веру в закон. Он издал указ, в котором говорилось, что каждый, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, будет награжден десятью золотыми монетами. Люди,не поверили, что за такое незначительное дело их ждет столь щедрая плата, и желающих проверить на себе действие указа не нашлось. Тогда было объявлено, что вознаграждение увеличивается до 50 золотых монет. После этого один человек взял бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворог к другим. И ему действительно было вручено 50 золотых монет. Люди поверили, что законы их не обманывают.

    Вопросы к классу

    О чем эта притча?

    Какие уроки из нее можно извлечь?

    (Ответы учеников.)

    Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

    Конституция РФ - это:

    а) перечень прав, свобод и обязанностей граждан;

    б) свод всех законов, действующих в государстве;

    в) закон, закрепляющий основы общественного строя;

    г) свод законов об уголовной ответственности граждан.

    Ответьте на вопросы.

    Какие ограничения прав и свобод граждан существуют?

    С какой целью они введены?

    Сегодня Тема урока: «Почему важно соблюдать законы».

    Предположите, о чем мы будем говорить.На какие вопросы нам предстоит ответить?(высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

    План уроков

    Закон устанавливает порядок в обществе.

    Закон стремится установить справедливость.

    Закон устанавливает границы свободы поведения.

    Введение в новый материал

    На протяжении многих столетий люди мечтали об обществе без войн и распрей, но пока это желание остается недостижимым. Однако человечество выработало общеобязательные правила поведения и установило законы, которые позволяют поддерживать порядок в обществе.

    Удается ли законам защитить человека? Почему люди стремятся к справедливости? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

    Работа по теме уроков

    Закон устанавливает порядок в обществе

    Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок - это абсолютная надежность», - утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.

    В тетради составить ряд ассоциаций (кластер)Какие ассоциации у вас возникают при слове «закон»? (Ученики фиксируют ассоциации)

    Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформулировать определение понятия «закон».)

    Когда и где возникли первые законы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

    Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 23 учебника, дополнительный материал и ответьте на вопросы.

    Дополнительный материал

    В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

    Люди поняли, что без законов - устанавливаемых государством правил поведения в обществе - невозможно добиться справедливости.

    В «Русской Правде» - сборнике правовых норм Древнерусского государства - предусматривались не только различные наказания за причинение ущерба, но и правила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что «если кто коня купит... а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т. е. деньги)».

    В «Соборном уложении» 1649 г. - сборнике законов царя Алексея Михайловича - сказано, что «суд царя... должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, по правде».

    Понятие «право» имеет один корень с такими словами, как «правильно», «справедливость», «правда». Недаром многие считают, что право - это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных, норм.

    Вопросы к классу

    Чем грозит государству отсутствие законной власти?

    Зачем люди принимают законы?

    Почему важно соблюдать законы?

    (Ответы учеников.)

    К сожалению не все люди соблюдают законы.

    Проблемное задание. Разделитесь на две группы: тех, кто соблюдает законы и живет в соответствии с ними, и тех, кто не считает это необходимым. Каждая группа должна озвучить свою позицию, подтвердив ее примерами.

    Вопрос к классу

    Какие противоречия во взглядах ребят.вы обнаружили?

    (Ответы учеников.)

    Закон стремится установить справедливость

    Мы увидели, что одни люди понимают, что законы надо уважать, а нарушение законов может привести к серьезным проблемам, другие пытаются закон обойти. Таким образом, возникают противоречия, в основе которых разное отношение людей к необходимости соблюдения закона.

    Какая проблема вытекает из этого противоречия? Почему нужно соблюдать законы? Почему важно соблюдать законы? Попробуем почувствовать, насколько удобно взаимодействовать без ограничительных правил.

    Игра *Незрячий - поводырь », Разделитесь на пары «незрячий - поводырь». Первый в паре с завязанными глазами должен пересечь аудиторию, а второй - помочь ему проделать этот путь как можно быстрее. Через 3 мин участники игры меняются ролями. Не существует никаких правил и ограничений при передвижении.

    Вопросы к классу

    Легко ли было передвигаться?

    Что мешало?

    Какие правила игры вы бы хотели установить?

    Какие правила вы считаете справедливыми?

    Какие выводы вы сделали?

    (Ответы учеников.)

    Вы ощутили, что при установленных правилах и их соблюдении взаимодействовать было бы гораздо удобнее.

    Ученый Фрэнсис Бэкон писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не дает им наносить вред».

    Древнегреческий полководец Аристид имел репутацию справедливого и неподкупного человека. Он возбудил зависть у стратега Фемистокла, который, стремясь избавиться от сильного противника, обвинил его в желании захватить власть и сумел добиться изгнания Аристида из Афин. Однако через несколько лет Аристид был возвращен в родной город, участвовал в битве при СаламиНе и покрыл себя новой славой. А Фемистокла обвинили в предательстве и изгнали из Афин. Пусть и с опозданием, но справедливость была восстановлена.

    Задание: прочитайте текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 26 учебника, выполните первое задание рубрики «В классе и дома» и ответьте на вопросы.

    Вопросы к классу

    Какая позиция вам ближе?

    Кто, на ваш взгляд, нрав?

    (Ответы учеников.)

    Закон устанавливает границы свободы поведения

    Попробуем на конкретных примерах показать роль законов в жизни общества.

    Задание: работая в группах и используя слова для справок, характеризующие разные проявления права, составьте различные предложения со словом «закон».

    Слова для справок: защищает, устанавливает, регулирует, карает, помогает, восстанавливает, принуждает, обеспечивает.

    (Закон защищает граждан от произвола властей. Закон устанавливает порядок поведения граждан в обществе. Закон помогает определить границы свободы поведения людей. Закон восстанавливает нарушенную справедливость и т. д.)

    (Проверка выполнения задания.)

    Ознакомьтесь с материалом рубрики «Учимся читать и уважать закон» на с. 30 учебника.

    Вопросы к классу

    К чему приводит нарушение закона? К каким последствиям?

    Почему свобода не может быть беспредельной?

    Рефлексия

    Составьте синквейны со словами «закон», «справедливость», «свобода».

    Подведение итогов уроков

    Мы выяснили, почему важно соблюдать законы. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

    Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, ответит на вопросы и сформулирует выводы.

    Задание для первой группы: работая с п. 1 § 3 учебника, объясните, почему законы устанавливают порядок в обществе. Вопросы для первой группы

    Как жила Россия в период Смутного времени?

    Какие уроки можно извлечь из этих событий?

    Что такое порядок и зачем он нужен в обществе?

    С чего начинается порядок?

    Какие законы вы знаете?

    Как поступает государство по отношению к тем, кто нару- шает законы?

    Для чего принят и действует Уголовный кодекс?

    Выводы, к которым пришла первая группа

    Ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли.

    Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может привести к большим проблемам.

    Законов много, и каждый из них помогает налаживать порядок в какой-то определенной области нашей жизни.

    Чтобы обеспечить порядок, государство обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.

    Уголовный кодекс определяет; какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

    Задание для второй группы: работая с п. 2 § 3 учебника, объясните, почему законы стремятся установить справедливость.

    Вопросы для второй группы

    Что такое справедливость? Можно ли ее добиться в обществе?

    Почему справедливость нужна людям?

    Каким способом люди издавна стремились утвердить справедливость в обществе?

    Какой закон служит главным гарантом соблюдения прав и свобод в Российской Федерации?

    Согласны ли вы, что ст. 29 Конституции РФ помогает установить справедливость в обществе?

    Выводы, к которым пришла вторая группа

    Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то; на что имеет право. Справедливость помогает; устанавливать добрые отношения между людьми,

    Каждый человек в глубине души убежден, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

    Самый надежный способ добиться справедливости в обществе - с помощью законов.

    У каждого должны быть и права, и обязанности независимо от возраста, образования, национальности, материального положения.

    Наказание провинившегося должно быть справедливым.

    Конституция РФ помогает установить справедливость в обществе.

    Задание для третьей группы: работая с п. 3 § 3 учебника, объясните, почему законы устанавливают границы свободы поведения человека в обществе. ” *

    Вопросы для третьей группы

    Почему законы Действуют ради свободы человека?

    В каких значениях употребляют понятие «свобода»?

    Как философы определяли смысл термина «свобода»?

    Как юридическая наука определяет смысл термина «свобода»?

    - Почему Конституция РФ наряду с правами содержит и ограничения?

    Выводы, к которым пришла третья группа

    Законы действуют ради свободы человека.

    Свобода - нормальное состояние человека!

    Свобода - это возможность делать то, что не противоречит закону.

    Свобода имеет границы и ограничения.

    Быть свободным - не значит вольничать.

    Только справедливые законы могут установить границы допустимого поведения людей в обществе.

    Домашнее задание

    Выполнить одно из заданий на выбор (коллективно или индивидуально):

    сообщение по теме «Как появился закон: страницы истории»;

    кроссворд из изученных терминов и понятий;

Определение понятия свободы во все времена вызывало немало дискуссий среди юристов, философов, историков, мыслителей и писателей. Ввиду этого выделяются три трактовки: обыденная (историческая), философская и правовая. К тому же невозможно рассматривать данное понятие в одном определённом контексте.

Понятие исторической свободы

Человек весь период своего существования стремится к освобождению от чего- или кого-либо. Это связано с тем, что зависимость людей от обстоятельств, будь то влияние природы или государства, воспринимается как ограничение жизненного пространства и побуждает к освобождению любым путем. Ученые определяют основные свободы как главный фактор технического и политического прогресса.

В понимании историков свобода - это сам процесс освобождения от гнета и влияния прошлого. Даже Гомер понимал её как жизнь на своей родной земле, нахождение не под властью кого-либо. Платон же видел в воле стремление к лучшему благу, не отделяя себя от общества. В своих размышлениях он определяет понятие высшей свободы - дружбы. В оппозиции такого определения выступает Аристотель, заявляя, что человек - это деятель, отличающийся простором для выбора, в отличие от других существ.

В эпоху Средневековья взгляды на свободу делают новый поворот, и воля понимается как нечто дарованное Богом. И такие теологические мотивы прослеживаются на протяжении большей части этого периода. На закате Средних веков в работах в один ряд ставятся закон, право и свобода.

Эпоха Ренессанса характеризуется антропоцентричными поворотами, то есть свобода - это ориентация на самого себя, залог искупления своих грехов и возможность приближения к богу. К концу Нового времени в истории определение рассматриваемого нами понятия распространилось в современном значении, а именно как отсутствие ограничений воли человека, имеющего право выбора.

Философское понятие свободы

Понимание свободы философами практически не отличалось от восприятия историков. Но Демокрит утверждал, что законы - это дурное изобретение, мудрецы должны жить свободно, не повинуясь законам. Данное определение, скорее, имеет практическую нагрузку и обретает черты анархии, нежели является истинным определением свободы. Но анархия разрушительна по своей сути для государства и любого общества. Спиноза трактовал вольность как неповиновение и отказ жить по предписаниям законам Божьим из-за того, что благочестие, смирение люди считали бременем. В свою очередь Гегель немного позднее выразил свое понимание и определил, что свобода - это абстрактное стремление к освобождению от ограничений и расчленений внутри государства. Но конкретно в философии понятие возникло в период ее появления и институтализации. Для этого времени характерно понимание свободы с точки зрения теории естественного права, согласно которой все люди изначально равны и исключительны, впоследствии эта теория легла в основу гражданско-правовых норм римского права.

Древнейшие философы четко осознавали, какой бы ни была свобода, она не может быть безграничной. Такое понимание закрепили представители классической немецкой философии, что затем легло в основу философии марксизма. Субъективная сторона понимает основные свободы как нечто созданное человеческим разумом в ответ на такие же воображаемые ограничения. Из можно выделить объективную сторону, имеющую ограничения, но уже созданные государством в форме законодательной базы. В итоге философское понимание сводится к тому, что свобода - это нечто неподвластное каким-либо ограничениям, будь то границы разума или слово закона, но без границ не существует и жажды к воле.

Становление правовой свободы

Как уже отмечалось, в основу понятия "правовая свобода" была заложена часть философского значения. Хотя и называет всех равными, но любое государство регламентирует конституцией и очерчивает границы различными уголовными кодексами.

Права человека

Понятие прав человека, как и толкование определения свободы, неразрывно связано с теорией На волне развития общественных отношений права человека закрепляются в международных и государственных правовых документах. Основополагающим фактором демократичности являются право и свобода. Конституция государства обеспечивает закрепление прав, но если же законодательная база хоть как-то ущемляет естественные права, достоинство, свободы, то демократическое общество превращается в тоталитарное или авторитарное.

Одним из первых документов, систематизировавших и актуализировавших права человека, стала Декларация 1776 года, которая впоследствии эволюционировала в Конституции США. Немного позднее, во время Великой Французской революции, была выдвинута в 1789 году Декларация о правах человека.


Подытожив и объединив все основные свободы и права, Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую Закрепленные права человека на законодательном уровне для любого государства обретают значение прав гражданина.

Права гражданина

Совокупностью положений, закрепленных любым нормативно-правовым документом, являются права и свободы гражданина. Их юрисдикция распространяется на всех жителей, гарантируется и защищается Конституцией того или иного государства. Конституция должна гарантировать неприкосновенность личности, право на свободу слова и самовыражения и защиту гражданина даже за пределами страны. Данные права универсальны из-за своей широкой распространенности и касаются большинства сторон жизни человека на современном этапе жизни.

Различия прав человека и гражданина

Права гражданина, как и права человека, прошли многовековое испытание временем, но есть одно весомое различие: права человека - это то, что дано от рождения, так же, как и естественные права, в то время как правами гражданина наделяются в соответствии с законом по достижению определенного возраста, они могут изменяться на протяжении времени. Права человека и гражданина - это основа любого общества и современного государства. Их нельзя отменить или кардинально изменить по прихоти одной личности или в интересах правящей верхушки.

Правовые основы свободы слова

Человек в любой сфере деятельности стремится к воле, и во многом независимость деятельности ассоциируют со свободой слова как формой консолидации современного демократического общества. Либерализм в высказываниях не должен оправдывать насилие, клевету и вражду, хотя и свобода слова - это неотъемлемое и фундаментальное право человека и гражданина.

Многие государства стараются регламентировать свободу высказываний, дабы не допускать расовых столкновений и вражды на религиозной почве, которые могут повлечь за собой насилие и ненависть. Принципы, гарантирующие данный вид независимости, должны быть обязательно закреплены Конституцией, но не приводить к появлению жесткой цензуры, ущемляющей права этнических или социальных меньшинств. Может показаться, что данные высказывания противоречат друг другу, и какая свобода слова может быть регламентирована и контролирована. Но демократическое государство обязано сохранить равновесие, защищать и при этом не допускать высказываний, влекущих за собой запугивание, насилие и ненависть внутри государства.

Конституционное право свободы вероисповедания

В современном мире независимость высказываний неотделима от принципа отсутствия дискриминации по религиозному признаку, предполагающего право на самостоятельный выбор вероисповедания. Можно относить себя к конфессии и проповедовать совместно с другими или индивидуально, или же быть атеистом.

Данное право предполагает свободное изменение религиозных убеждений, возможность распространять и действовать, основываться на своих верованиях. Но и отсутствие ограничений может нанести вред демократическому государству, так как в последнее время возникает большое количество религиозных организаций и сект, которые не только проповедуют свои идеи, но и наносят вред обществу, занимаются распространением наркотиков или вымогательством.

Урок по обществознанию на тему «Почему важно соблюдать законы»

Предмет: обществознание.

Дата проведения:

Цель: узнать, как закон устанавливает границы свободы поведения, познакомиться с биографией Сократа.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Повторение пройденного материала

1. Беседа по вопросам:

Почему человеческому обществу нужен порядок?

Какой существует самый надёжный способ, для того чтобы установить порядок в обществе?

Объясни, в чём состоит смысл справедливости. Почему люди к ней стремятся?

Какой наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?

2. Сообщение темы и цели урока

III. Изложение программного материала

Рассказ с элементами беседы.

Закон устанавливает границы свободы поведения

Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свобода передвижения, свободный человек, свободное место, свободная квартира, свобода слова, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих словосочетаниях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, неволи, возможность действовать по своему желанию. Вообще, свобода – это нормальное, естественное состояние человека.

Поскольку мы говорим о законах, нам важно знать мнение юристов – специалистов, которые хорошо в них разбираются. В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: свобода состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.

Чтобы стало понятнее, познакомьтесь с побасенкой, которую любят рассказывать юристы.

Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».

Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!»

И наказал хулигана.

Вы поняли, в чём мудрый смысл это побасенки?

Оказывается, свобода, как и права человека, не может быть беспредельной, безграничной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей.

Подумайте: людей много, у каждого свои интересы, желания – своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённых правил поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.

У людей есть только одни способ избежать человеческой катастрофы – не причинять вреда другому. Для этого и нужно соблюдать законы, потому что только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу в обществе. В Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Вот, например, часть 5 статьи 13 указывает: «Запрещается создание… общественных объединений , цели… которых направлены на… изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Строго, но справедливо! Согласны?

Человек

Жил в древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Хотя Сократ и не написал ни строчки, но о нём сохранилось немало рассказов его соотечественников, поклонников, учеников. Он был не только выдающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государственных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей – посещения народных собраний, участия в суде присяжных и т. п. Не раз смело и открыто критиковал он политиков за несправедливость и беззаконие, которые совершаются в государстве.

Неудивительно, что многие политики побаивались и не любили его. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. Ибо вера в олимпийских богов считалась высшим законом, который сплачивал афинян в единое государство. И суд большинством голосов приговорил его к смертной казни.

Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. Он был глубоко убеждён, что нарушение закона способно причинить погибель обществу. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? – говорил он друзьям. – А, кроме того, какой дурной пример для молодёжи!»

Сократ остался верен судебному решению. В назначенное время он принял чашу с ядом. Наказание свершилось, ибо так проголосовало большинство судей.

А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. Самому же Сократу была сооружена бронзовая статуя.

Как вы думаете, почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Почему Сократ утверждал, что законы нарушать нельзя? Почему афиняне поставили памятник Сократу: они хотели воздать должное его философским заслугам или его верности закону? Как вы думаете?

Знания на каждый день

1. Следует всегда помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной многих неприятностей для окружающих и для самого нарушителя.

2. Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона наносит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит ваши нормальные, добрые отношения с окружающими.

3. Запомните, что свободны не только вы, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу – не причинять никому вреда.

IV. Итог урока.

Вопросы самоконтроля:

Как философы объясняют смысл свободы? Как объясняют смысл свободы юристы?

Почему свобода не может быть безграничной?

Выполните задания в разделе «В классе и дома».

V. Домашнее задание

Оценивание ответов учащихся

Урок по обществознанию на тему «Почему важно соблюдать законы»

Класс: 7.

Предмет: обществознание.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Дата проведения: 28.10.2010 г.

Цель: узнать, как закон устанавливает границы свободы поведения, познакомиться с биографией Сократа.

I. Повторение пройденного материала.


  1. Беседа по вопросам:

  • Почему человеческому обществу нужен порядок?

  • Какой существует самый надёжный способ, для того чтобы установить порядок в обществе?

  • Объясни, в чём состоит смысл справедливости. Почему люди к ней стремятся?

  • Какой наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы.

Закон устанавливает границы свободы поведения

Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свобода передвижения, свободный человек, свободное место, свободная квартира, свобода слова, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих словосочетаниях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, неволи, возможность действовать по своему желанию. Вообще, свобода – это нормальное, естественное состояние человека.

Поскольку мы говорим о законах, нам важно знать мнение юристов – специалистов, которые хорошо в них разбираются. В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: свобода состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.

Чтобы стало понятнее, познакомьтесь с побасенкой, которую любят рассказывать юристы.

Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».

Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!»

И наказал хулигана.

Вы поняли, в чём мудрый смысл это побасенки?

Оказывается, свобода, как и права человека, не может быть беспредельной, безграничной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей.

Подумайте: людей много, у каждого свои интересы, желания – своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённых правил поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.

У людей есть только одни способ избежать человеческой катастрофы – не причинять вреда другому. Для этого и нужно соблюдать законы, потому что только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу в обществе. В Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Вот, например, часть 5 статьи 13 указывает: «Запрещается создание… общественных объединений, цели… которых направлены на… изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Строго, но справедливо! Согласны?

Человек

Жил в древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Хотя Сократ и не написал ни строчки, но о нём сохранилось немало рассказов его соотечественников, поклонников, учеников. Он был не только выдающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государственных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей – посещения народных собраний, участия в суде присяжных и т. п. Не раз смело и открыто критиковал он политиков за несправедливость и беззаконие, которые совершаются в государстве.

Неудивительно, что многие политики побаивались и не любили его. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. Ибо вера в олимпийских богов считалась высшим законом, который сплачивал афинян в единое государство. И суд большинством голосов приговорил его к смертной казни.

Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. Он был глубоко убеждён, что нарушение закона способно причинить погибель обществу. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? – говорил он друзьям. – А, кроме того, какой дурной пример для молодёжи!»

Сократ остался верен судебному решению. В назначенное время он принял чашу с ядом. Наказание свершилось, ибо так проголосовало большинство судей.

А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. Самому же Сократу была сооружена бронзовая статуя.

Как вы думаете, почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Почему Сократ утверждал, что законы нарушать нельзя? Почему афиняне поставили памятник Сократу: они хотели воздать должное его философским заслугам или его верности закону? Как вы думаете?

Знания на каждый день


  1. Следует всегда помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной многих неприятностей для окружающих и для самого нарушителя.

  2. Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона наносит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит ваши нормальные, добрые отношения с окружающими.

  3. Запомните, что свободны не только вы, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу – не причинять никому вреда.

III. Итог урока.

Вопросы самоконтроля:


  • Как философы объясняют смысл свободы? Как объясняют смысл свободы юристы?

  • Почему свобода не может быть безграничной?

  • Выполните задания в разделе «В классе и дома».

Оценивание ответов учащихся.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация