Что значит закон высшей юридической силы. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы

Главная / Земля

В первую очередь потому, что главным документов страны считается Конституция РФ, которая определяет государство, как правовую инстанцию. Именно данное определение и является неоспоримой основой формирования своеобразных правил, то есть, законов, исполнение которых является обязательным, поэтому, данные законы и формируют высшую юридическую силу.

Почему законы считаются нормативным актом высшей юридической силы?

  1. Конституция РФ определяет все особенности внедрения законодательной базы в правовом государстве. Конституция является высшим законом в нашей стране и базой для формирования иных законодательных актов;
  2. Все нормативные акты создаются на основании Конституции, а также уже принятых кодексов и федеральных законов. Законодательная база имеет наивысшую юридическую силу, так как все остальные нормативно-правовые документы и постановления, могут лишь базироваться на существующих законах, а не противоречить им;
  3. Конституция РФ определяет высшие права человека, ценность его свободы и нерушимость его интересов в обществе. Также данный документ определяет страну, как правовое, социальное государство. В правовом государстве все основывается на законах, а аспект социального государства формирует особенности защиты прав и интересов всех жителей страны.
Таким образом, становится понятно, что все нормативные акты, которые выпускаются в стране, непременно должны базироваться на законодательной базе, иначе, они не могут приобрести юридическую силу.

Правовое государство: основа правопорядка – закон

Безусловно, без законодательной базы, в стране наступил бы полный хаос. Так что, законы – основа правового государства, основа полноценного и здорового общества. Именно по этой причине, в нашей стране все законы имеют высшую юридическую силу, а самое главное, данные законы непременно считаются обязательными к исполнению, причем не только гражданами страны, но еще и всеми государственными инстанциями.

Все законы, которые функционируют в нашей стране, изначально базируются именно на необходимости защитить интересы государства и граждан в отдельности. Так, Семейный кодекс определяет все особенности семейных взаимоотношений, причем, в данном кодексе также есть масса информации, которая касается бракоразводных процессов и воспитания детей. Трудовой кодекс максимально оптимизировано и детализировано описывает все особенности взаимоотношений работников и работодателя. Таким образом, формируются аспекты защиты интересов, двух сторон. В общем, все законы изначально основаны на конституционных нормах, и законодательная база нашей страны, ни в коем случае не должна противоречить Конституции РФ. Что же касается нормативно-правовых актов, то все они должны изначально соответствовать основному законодательству нашей страны, никак иначе.


В наше время еще бывают случаи, когда руководитель предприятия или фирмы не спешит выплачивать своему сотруднику заработную плату. Поэтому многих интересует актуальный вопрос: на...


Это девиантное поведение, которое в принципе, по закону не преследуется, тем не менее, является поведением, не совпадающим с правилами поведения в обществе и его нормами. Но, на...


Иждивенец – это лицо, которые в течение четко определенного или же длительного количества времени находится на денежном или же постоянном материальном обеспечении со стороны иных...


В принципе, закон устанавливает своеобразный порядок, без которого государство не может существовать. Именно по этой причине и нужно соблюдать закон, так как он в первую очередь...

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАКОНА

обязательность любого нормативного акта, а также его приоритет перед другими актами или подчиненность им. Ю.с.з. определяется положением органа, их издавшего, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и характером самих издаваемых актов. Юридическая сила служит критерием классификации нормативных актов, их подразделения на два основных вида группы: законы и подзаконные нормативные акты.

В зависимости от юридической силы в каждой стране, а точнее - в каждой правовой системе устанавливается иерархия, т.е. строгая система соподчи-ненности нормативных актов.

Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые органами местного самоуправления и местного государственного управления. Вверху ее замыкают нормативные акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими органами государственной власти в той или иной стране, которые обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона..

Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчест-ва и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

Марченко М.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАКОНА" в других словарях:

    Юридическая сила Энциклопедия права

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сила (значения). Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА - в соответствии со ст. 1 Закона от 10 января 2000 г. О нормативных правовых актах Республики Беларусь под юридической силой нормативного правового акта понимается характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его… … Юридический словарь современного гражданского права

    ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА - категория, связанная с положением нормативно правовых актов в иерархии таких актов, а также их действием и значением для тех или иных общественных объединений. Ю. с. закона или любого иного нормативно правового акта определяется положением органа … Энциклопедический словарь конституционного права

    Юридическая сила - (англ. juridical power) обязательность правового акта вообще, а также его приоритет по отношению к др. актам, входящим в правовую систему, или наоборот подчиненность им. Понятие «Ю.с.» позволяет установить соотносимость и соподчиненность… … Большой юридический словарь

    Юридическая сила нормативного правового акта - характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам (Ст. 1 Закона Республики Беларусь Об… … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

    Т. е. применение закона к действиям, совершенным до обнародования закона, по принципу не допускается законодательствами. Закон не имеет обратной силы и не может нарушать приобретенных прав это положение многими юристами считается повелением права … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Высшая юридическая сила конституции - это особое юридическое свойство, отличающее ее от других актов. Оно заключается в том, что нормы Конституции всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти; законы и подзаконные акты должны приниматься… … Большой юридический словарь

    Юридическая природа актов толкования высших судебных органов - юридическая сила актов официального толкования и связанная с этим возможность признания за ними качества источника права. Особое значение имеют акты официального толкования судебных органов, правовая природа которых не до конца выяснена.… … Элементарные начала общей теории права

    В Викицитатнике есть страница по теме Сила Сила: Сила механическое воздействие на что либо. Сила п … Википедия

В каждой стране существует определенная иерархичность нормативных юридических актов, другими словами, строгая система, по которой документы и законы занимают определенное место в юридической "лестнице".

В Российской Федерации некоторые документы имеют высшую юридическую силу, однако не каждый гражданин знает список этих документов, их функции, правила составления. Юридическая сила документа - набор свойств и признаков документа, которые устанавливает действующее законодательство.

Конечно, всем известно, что Конституция РФ - закон, имеющий высшую юридическую силу. Но, помимо основного закона, существуют подзаконные акты и другие законы.

В статье рассмотрим, какие документы имеют высшую юридическую силу и различные их типы.

Правовая мощь

Юридическая мощь - это необходимое свойство каждого издаваемого нормативного акта и его преимущество перед другими документами, или, напротив, подчиненность некоторым документам.

Законодательная юридическая сила складывается из различных положений органов, которые его издавали. Юридическая сила представляется как мера сортировки нормативных правовых актов, их деления на два типа:

В каждом государстве существует своя субординация юридически правомочных документов. На нижней ступени этой классификации располагается нормативная правовая база, которая издается местным самоуправлением в лице уполномоченных органов, в издании также могут принимать участие и органы местного управления государства.

На верхней ступени этой классификации находятся нормативно-правовые акты, производящиеся высшим органом власти. Такие документы обладают наивысшей правовой силой перед другими подзаконными актами и документами. Они должны быть изданы в соответствии с государственными законами, и ни в коем случае не противопоставляться таковым.

Высшая правовая мощь

Наивысшая правовая мощь закона заключается в том, что всевозможные нормативные акты (правительственные постановления, указы Президента, приказы министерств) производятся на основании и для выполнения норм закона, также не могут ему противопоставляться.

Высшая юридическая сила Конституционных норм - это юридические качества, свойственные только Конституции и отличающие ее от других нормативных государственных актов.

Отличие Конституции

  • Конституционные нормы и правила всегда стоят выше, чем положения каких-либо законов или правовых актов исполнительной правящей ветви.
  • Законы и подзаконные акты, являющиеся носителями высшей правовой силы, могут приниматься только теми органами, которые предусмотрены конституционными нормами.
  • Последовательность действий в принятии законов, а также и подзаконных актов установлена Конституцией и не может ей противоречить.
  • Если закон противопоставляется Конституции, то его либо отменяют, либо изменяют таким образом, чтобы он соответствовал ей.

Юридическая сила актов

Согласно правовой власти, нормативные акты подразделяют на следующие составляющие: законы РФ, соглашения, международные договоры, подзаконные акты.

Утвержденная публичным голосованием Конституция обладает наибольшим правовым весом в РФ. Это не просто закон, но и правовой базис государства. Любые законы или подзаконные акты, характеризующиеся высшей юридической силой, соглашения ни в коем случае не должны противопоставляться Конституции.

Законы, характеризующиеся высшей юридической мощью в Российском государстве, принимают как:

  • законы о поправках к действующей Конституции;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • федеральные кодексы.

Подзаконные акты

Характеризуются как нормативные правовые акты, базирующиеся на законах, действуют во исполнение законов. Они могут определять нормы законов и устанавливать свежие положения и нормы.

Подзаконные акты предполагают реализацию законодательных норм. Законодательные нормы делятся на некоторые типы в зависимости от компетенции органа, которые издает подзаконный акт.

Основную роль в комплексе подзаконных актов играют акты Президента. Они публикуются в формате указов и распоряжений и не могут противопоставляться конституционным нормам и законам, имеющим высшую юридическую мощь. Помимо Конституции, высшую юридическую силу в РФ имеют и подзаконные акты.

Правительственные акты принимаются как постановления и распоряжения, которые не должны противопоставляться решениям Президента, а также Конституции РФ и законам РФ. В отношении актов федеральных органов правительственные акты имеют большой вес. Нормативные правительственные правовые акты принимают обычно в формате постановлений.

Акты федеральных органов или ведомственные акты принимаются на базе и во исполнение Конституции РФ, указов Президента, законов РФ и постановлений Правительства РФ. У подзаконных актов субъектов РФ есть своя классификация, их распространение идет на все объекты и субъекты права, которые находятся на земле соответствующего субъекта Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации

Конституция имеет высшую юридическую силу в Российской Федерации и как базовый закон регламентирует самые важные общественные и социальные отношения. Конституция носит долгосрочный характер.

Конституция РФ складывается из трех важных частей: вводная часть или преамбула, два базовых раздела. Этот документ содержит 137 статей, которые группируются в главы.

Первая часть состоит из девяти глав, в которых идет речь об общей характеристике конституционной организации правления в Российской Федерации, о федеративном устройстве государства, о свободах и правах человека и гражданина, об органах публичной власти, органах муниципального управления, а также о процедуре преобразований и поправок в Конституции РФ.

Вторая часть этого документа содержит переходные и заключительные положения о прекращении действия старой конституции, о вступлении в силу новой и другие.

Важное свойство Конституции - это ее верховенство над государственными законодательными актами. Именно это свойство и определяет все остальные правовые компоненты базового закона РФ. Статья 15 гласит:

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Таким образом, в Конституции РФ находятся все основные начала различных законодательно-правовых норм и актов всех отраслей права. В текст Конституции РФ включена отсылка к 14 федеральным законам, а также к федеральным законам, количество которых превышает 40. Все вышеперечисленные свойства приписывают Конституции наивысшую юридическую силу, именно это закреплено в статье 15.

При конфликте между положениями Конституции и нормативными актами работает конституционная норма, а акт, который ей противоречит, подлежит поправке или упразднению. Статья 85 дает право Президенту РФ останавливать функционирование актов исполнительных органов субъектов, если они противопоставляются Конституции РФ до решения этой проблемы соответствующим судом.

Функции Конституции

  1. Учредительная. Эту функцию понимают, как фиксирование социальных норм и отношений, которые уже действуют в государстве, а также образование новых юридических норм для последующих новых социальных отношений. Функция учреждения действует как по отношению ко всему политическому комплексу, так и по отношению к конкретному институту права.
  2. Организаторская. Конституция не просто закрепляет достигнутые положения и нормы, но и оказывает влияние на социальную и политическую активность государства и его граждан. Как важнейшая законодательная база, Конституция совершенствует и укрепляет продуктивную работу законодательных органов.
  3. Внешнеполитическая. Этот документ работает не только на внутреннюю деятельность страны, но и является важным агентом во внешнеполитических механизмах страны. Конституция закрепляет права и обязанности относительно международных договоров и отношений.
  4. Идеологическая. Конституция является не просто обязательным документом, но и идеологией отдельного государства, образом мыслей его населения, Правительства и Президента. Основное свойство этой функции - это не навязывание некоторых норм и положений людям, а возможность свободно выбирать и утверждать голосованием законы.
  5. Юридическая. Конституция является базисом для правового комплекса Российской Федерации, именно она выступает регулятором общественных и социальных взаимоотношений между гражданами, между населением и государством. Также Конституция дает стимул для развития, преобразования и принятия новых норм, законов, сводов и правил.

Юридическая сила закона

Федеральный закон о процессе публикования конституционных законов предполагает, что в Российской Федерации используются только официально опубликованные федеральные конституционные законы. Это же правило действует и для федеральных законов, а также актов, принимаемых палатой Федерального Собрания. Какой закон имеет высшую юридическую силу также определяет этот федеральный закон.

Датой утверждения закона Федерального Собрания принято считать день его фактического принятия Государственной Думой в последнем варианте. Датой утверждения федерального конституционного закона устанавливается тот день, когда палаты Федерального Собрания принимают его в прописанном в Конституции порядке. Эти законы официально публикуют в период семи календарных дней с того момента, как Президент РФ поставит на них свою подпись.

"Парламентская газета" - это официальное издание Федерального Собрания. В "Парламентской газете" публикуются в обязательном порядке: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Также обязательно публиковаться в "Парламентской газете" должны акты, по которым есть решения Федеральной палаты, которая принимала эти акты об обязательной их публикации.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания размещаются в других печатных публикациях, а также обнародуются по теле и радиовещанию, рассылаются государственным органам, необходимым должностным лицам, учреждениям и организациям.

Эти нормы начинают действовать единовременно в Российской Федерации по прошествии десяти суток после дня их официального размещения, если самими законами не предполагается другая процедура введения их в правовую деятельность.

"Собрание законодательства Российской Федерации" - также официальное периодическое издание, в котором размещаются принимаемые нормы и законы.

Юридическая сила нормативных актов

Нормативные юридические акты, имеющие высшую юридическую силу, подвержены некоторым особенностям из-за федеративного устройства государства. Если некоторые вопросы находятся в приоритетном ведении (территориальное устройство государства, военное положение, положение мира, проблемы обороны, специфика безопасности, законодательство в области уголовно-процессуального делопроизводства, а также уголовно-исполнительные нормы), то нормативные правовые акты РФ имеют полную правовую мощь. Такие документы по этим вопросам не могут создаваться в субъектах РФ.

Система нормативных актов, характеризующихся высшей юридической силой, составляет иерархическую структуру, в которой каждый из компонентов занимает определенное место.

Эта структура состоит из:

Если по Конституции РФ вопрос находится в общем ведении РФ и ее субъектов (например, это могут быть вопросы природопользования, владения и распоряжения землей, недрами, водой и прочими естественными ресурсами; трудовое, административное, административно-процессуальное, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство и др.), то по данной проблеме могут создаваться федеральные нормативные акты, а также и региональные. В этом случае федеральные акты будут стоять выше, чем региональные.

В ситуации, когда какая-либо проблема или вопрос не входят в совместное ведение государства и его территориальных субъектов, нормативные правовые акты, выпущенные в субъекте РФ, находятся в приоритете перед федеральными нормативными правовыми актами. Отдельный структурный элемент комплекса нормативных правовых актов можно охарактеризовать четкой иерархией его компонентов. Она состоит в том, что нормативные акты имеют в структурной системе точное место и не могут включать в себя нормы, противоречащие актам, которые находятся выше. Каждый нормативный акт - это правовой базис для нормативных актов, которые располагаются в иерархической структуре после него. Конституция РФ объединяет все иерархические ряды, также она устанавливает объекты ведения Федерации и территориальных субъектов РФ и методы разрешения конфликтов между нормативно-правовыми актами.

Для этих целей предусмотрены следующие меры:

  • разработка и функционирование Конституционного суда РФ, такой суд уполномочен аннулировать антиконституционный акт;
  • наделение Президента РФ возможностью отмены правительственных постановлений, а также правом остановить деятельность актов исполнительных органов, если они противопоставляются Конституции РФ и федеральным законам;
  • возможность отмены нормативных правовых актов исполнительных органов посредством судебных инструментов воздействия.

Юридическая сила правовых актов

Есть определенная зависимость формата акта от его нормативного наполнения.

Нормативно-правовые акты, имеющие высшую юридическую силу, издают в следующих формах: законы, постановления, распоряжения, указы, правила, приказы, инструкции и положения. Процесс разработки нормативных правовых актов федеральных исполнительных органов управляется действующим в настоящее время законодательством РФ.

Ненормативные правовые акты издаются в различных формах и вариациях. Однако нужно сконцентрировать интерес на некоторых моментах: по определенному порядку, если правовые акты приняты в форме законов, инструкций, правил или положений, то эти документы считаются нормативными. Несмотря на это, возникают отступления от этого правила. Таким образом были созданы ненормативные акты в формате, классически присущем только нормативным актам, а именно: было издано девять законов, которые регламентируют материальное обеспечение и медицинский сервис некоторых семей погибших депутатов РФ. Эти законы являются индивидуально-правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонализированы. Юридическая теория негативно относится к практике издания такого рода актов в формате законов.

Юридическая сила органов

Особое юридическое значение имеют акты судебных органов, правовое поле которых не выяснено в полной мере. Действующее законодательство РФ дает право Верховному Суду и Высшим Арбитражным Судам на основе обобщения судебной практики давать разъяснения для нижестоящих в иерархической лестнице судов. Эти разъяснения являются обязательными и непосредственно влияют на судебную практику. При несоблюдение этого правила судебный акт, имеющий высшую юридическую силу, может быть отменен. Если он был вынесен без учета положений, которые содержатся в разъяснениях. Они достаточно сильно влияют на повышение качества всей законодательной системы, а также учитываются правообразующими органами при развитии законодательной базы государства.

Заключение

Таким образом, приходим к выводу, что Конституция имеет высшую юридическую силу. Подчинение нормам, описанным в Конституции, обязательно для каждого гражданина и гостя государства.

Этот документ гарантирует права и свободы граждан, ни один принимаемый закон в Российской Федерации не может быть противопоставлен Основному закону - Конституции. Действующая Конституция была принята в 1993 году и действует по настоящее время. Она является нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу.

Во-вторых , закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, верховенством и является главенствую­щей формой права.

В-третьих , закон как источник права, исходящий от высшего пред­ставительного органа, выражающего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, тоже должен отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмот­рение закона в качестве выразителя «общей воли».

В-четвертых , закон, в отличие от других нормативно-правовых ак­тов, издается по наиболее важным вопросам государственной и об­щественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.

В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в осо­бом законодательном порядке. Законодательная процедура существу­ет в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми ак­тами - положениями или регламентами высших органов государствен­ной власти и является объективно необходимой.

Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в системе права, законы тем не менее значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на опреде­ленные виды. Существуют различные критерии классификации законов.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы бывают конституционными и обыкновенными, или текущими, как их иногда называют.

К конституционным законам относятся прежде всего сами конститу­ции; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополне­ния в тексты конституций, и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех дру­гих нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по фор­ме, характеру, порядку принятия, внесения в них изменений и дополне­ний.

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефе­деральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь, федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъ­ектами Федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются выс­шими органами государственной власти Федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные - высшими органами государствен­ной власти субъекта Федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на его территории. По общему правилу, в случае расхожде­ния федеральных законов с законами субъектов Федерации первые име­ют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

В настоящее время в нашей стране существует ряд проблем. В данной работе рассматриваются лишь некоторые, самые основные из них.

Особый вопрос - соотношение закона и указа как видов нор­мативно-правовых актов. Он возникал и в монархических формах правления, при конституционной монархии, например, как соот­ношение указа императора и актов парламента, был актуален в Со­ветском государстве, не менее значим в президентской республи­ке. Его решение - неоднозначно.

Например, при подготовке Конституции СССР 1936 года пер­воначально такую форму права, как указ, предполагалось исполь­зовать для толкования закона. Затем, в окончательном виде, указ был установлен как нормативно-правовой акт, принимаемый Пре­зидиумом Верховного Совета СССР, однако с тем условием, что такие указы, если они имеют законодательный характер, должны утверждаться на последующих сессиях Верховного Совета. Первое время такая практика действительно существовала. Однако впос­ледствии в силу политических соображений, «неудобства» откры­того обсуждения тех или иных непопулярных законов многие ука­зы остались неутвержденными и стали играть роль законов, при­чем длительное время. Появились закрытые, секретные указы за­конодательного характера. Их ценность как оперативно принятых нормативно-правовых актов была полностью утрачена подчас тем геноцидным, антигуманным, недемократическим содержанием, которое они, эти указы, имели.

В настоящее время проблема указа Президента и закона в Рос­сии стоит иначе: вправе ли Президент вообще при отсутствии со­ответствующего закона регулировать те или иные важнейшие об­щественные отношения указами? Или указами до принятия соот­ветствующего закона?

Указ - это акт главы государства и должен реализовывать пол­номочия главы государства, но подменять или даже временно за­мещать закон указ не может, не должен. Иначе нарушается прин­цип «верховенство закона» и рушится вся иерархия правовой си­стемы, что, разумеется, имеет не только формальные последствия. Кроме этого формального момента, происходят большие потрясе­ния и в социальной жизни, возникают большие социальные напря­женности.

Еще одна российская проблема - правовая природа актов Вер­ховного Суда, Высшего Арбитражного Суда: разъяснений, инструк­ции по предмету их ведения. Нормативно-правовые ли это акты или нечто другое? Этот вопрос следует увязать с анализом таких явлений, как судебная и арбитражная практика.

Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы означают, что все другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного юридического качества: все они находятся "под" законом, т.е. являются подзаконными.

Вместе с тем подзаконность нормативных юридичес­ких актов не означает их "меньшую" юридическую обяза­тельность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов.

Было бы неверным недооценивать социаль­ное значение подзаконных нормативных юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они зани­мают важное место во всей системе нормативного регули­рования. Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образу­ют довольно сложную иерархическую систему. Акт каждой "ниже расположенной" государственной инстанции должен не только находиться "под" законом, но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, кото­рые занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства культуры долж­ны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значе­ние, например актам Министерства финансов.

Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по территории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции. Причем и здесь нужно строго отличать нормативные акты от индиви­дуальных управленческих актов, содержащих индивидуаль­ные предписания, таких, как, например, назначение на должность, выделение бюджетных средств (они по большей части именуются распоряжениями, приказами), а также от интерпретационных актов.

  • Тема 3. Происхождение государства и права
  • 3.1. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
  • 3.3. Признаки государства, отличающие его
  • 3.4. Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества
  • 3.5. Основные теории о происхождении государства и права
  • Тема 4. Понятие и сущность государства
  • 4.1. Сущность государства и ее проявления. Классовое и общесоциальное в государстве
  • 4.2. Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятие и структура государственной власти. Достоинства и недостатки государственной власти
  • 4.3. Суверенитет как свойство государственной власти. Проявления государственного суверенитета
  • 4.4. Политический режим как сущностная характеристика государства, его понятие. Виды политических режимов
  • 4.5. Понятие и признаки государства
  • 4.6. Понятие типа государства.
  • Тема 5. Социальное назначение и функции государства
  • 5.1. Социальное назначение государства
  • 5.2. Понятие функций государства
  • 5.3. Виды функций государства
  • 5.4. Формы и методы осуществления функций государства
  • Тема 6. Механизм государства
  • 6.1. Понятие и структура механизма государства
  • 6.2. Принципы организации и деятельности механизма государства
  • 6.3. Государственный орган и его признаки
  • 6.4. Виды органов государства
  • Тема 7. Формы государства
  • 7.1. Понятие формы государства.
  • 7.2. Форма правления
  • 7.3. Форма государственного устройства
  • Тема 8. Политическая система общества
  • 8.1. Понятие и структура политической структуры общества
  • 8.2. Место и роль государства в политической системе общества
  • 8.3. Добровольные объединения граждан в политической системе общества
  • 8.4. Партии в политической системе:
  • Раздел 3. Общая теория права
  • Тема 9. Сущность и понятие права
  • 9.1. Понятие и сущность права
  • 9.2. Объективные свойства права
  • 9.3. Функции права
  • 9.4. Принципы права
  • Тема 10. Соотношение государства и права. Правовое государство
  • 10.1. Соотношение государства и права. Основные направления взаимовлияния
  • 10.2. Правовое государство:
  • 10.3. Гражданское общество
  • 3 Этапа развития гражданского общества:
  • 10.4. Права и свободы человека
  • Тема 11. Правовая система
  • 11.1. Понятие и структура правовой системы. Семьи правовых систем
  • 11.2. Основные правовые семьи народов мира
  • 11.3. Особенности российской правовой системы
  • 11.4. Правовая реформа как способ создания цивилизованной правовой системы
  • Тема 12. Правовое сознание и правовая культура
  • 12.1. Понятие и структура правосознания. Соотношения права и правосознания
  • 12.2. Виды правосознания. Уровни правосознания.
  • 12.3. Понятие и виды правовой культуры
  • 12.4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры. Формы правового воспитания
  • Тема 13. Право в системе социального регулирования
  • 13.1. Понятие и виды социального регулирования. Понятие системы нормативного регулирования. Природа технических норм
  • 13.2. Социальные нормы и их классификация
  • 13.3. Соотношение права и иных социальных норм
  • Тема 14. Нормы права
  • 14.1. Понятие и признаки нормы права
  • 14.2. Классификация норм права
  • 14.3. Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи закона
  • 14.4. Эффективность правовых норм
  • Тема 16. Правовые акты
  • 16.1. Понятие и виды правовых актов
  • 16.2. Нормативно-правовые акты и их виды. Понятие закона. Высшая юридическая сила закона. Виды законов. Система подзаконных актов рф
  • 16.3. Пределы действия нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов во времени
  • 16.4. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц
  • 16.5. Акты толкования и их виды
  • 16.6. Акты применения права. Структура акта применения права. Виды актов применения права
  • Тема 17. Правотворчество
  • 17.1. Понятие правотворчества. Соотношение правообразования, правотворчества и законотворчества. Способы правотворчества. Виды правотворчества
  • 17.2. Принципы правотворчества
  • 17.3. Стадии правотворчества
  • 17.4. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды
  • 17.5. Юридическая техника
  • Тема 18. Система права
  • 18.1. Понятие системы права.
  • 18.2. Критерии деления права на отрасли
  • 18.3. Классификация отраслей права
  • 18.5. Соотношение системы права и системы законодательства
  • Тема 19. Правовые отношения
  • 19.1. Понятие и особенности правовых отношений
  • 19.2. Виды правовых отношений
  • 19.3. Состав правоотношения:
  • 19.4. Юридические факты
  • Тема 20. Реализация права
  • 20.1. Понятие реализации права.
  • 20.2. Применение права как особый вид его реализации. Функции применения права
  • 20.3. Стадии правоприменительного процесса. Требования правоприменительного процесса
  • 20.4. Акты применения права
  • 20.5. Пробелы в праве.
  • 20.6. Юридическая практика
  • Тема 21. Толкование права
  • 21.1. Понятие толкования права. Этапы толкования
  • 21.2. Основные способы толкования права
  • 21.3. Виды толкования права
  • 21.4. Акты толкования права
  • Тема 22. Право и поведение. Понятие и виды правонарушений
  • 22.1. Поведение в сфере права. Понятие правомерного поведения
  • 22.2. Виды правомерного поведения
  • 22.3. Понятие правонарушения. Состав правонарушения
  • 22.4. Виды правонарушений
  • Тема 23. Юридическая ответственность
  • 23.1. Социальная и государственно-властная природа юридической ответственности. Социальная ответственность: понятие и виды. Государственное принуждение и юридическая ответственность
  • 23.2. Понятие и виды социальной ответственности
  • 23.3. Принципы юридической ответственности
  • 23.4. Цели и функции юридической ответственности
  • 23.5. Основания юридической ответственности
  • 23.6. Виды юридической ответственности
  • Тема 24. Правовое регулирование
  • 24.1. Основные формы воздействия права на общественные отношения. Правовое регулирование и его стадии
  • 24.2. Механизм правового регулирования.
  • 24.3. Типы, способы и методы правового регулирования
  • Тема 25. Законность и правопорядок
  • 25.1. Понятие и структура законности
  • 25.2. Принципы и требования законности
  • 25.3. Гарантии законности
  • 25.4. Понятие правопорядка. Соотношение законности и правопорядка
  • 16.2. Нормативно-правовые акты и их виды. Понятие закона. Высшая юридическая сила закона. Виды законов. Система подзаконных актов рф

    Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

    Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения - в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права - в этом их специфический признак.

    Термин "нормативно-правовой акт" следует отличать от термина "нормативный акт". Нормативный акт - более широкое понятие, он обозначает любой акт, содержащий нормативные предписания. Это могут быть как нормативные предписания правового характера, так и иные нормативные предписания (например, уставы политических партий, иных видов общественных объединений). Нормативно-правовой акт - это разновидность нормативных актов, он включает в себя только нормативные предписания правового характера.

    Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

    Юридическая сила нормативно-правового акта - это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

    В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

    Подзаконные акты.

    Закон - это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

    Законы обладают всеми признаками нормативных актов и правовых актов. Помимо этого, законы обладают рядом специфических признаков, обусловливающих их особую юридическую природу.

    Признаки закона:

    1. Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов в целом.

    2. Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его "самодостаточность", ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

    3. Высшая юридическая сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, должны не противоречить закону.

    4. Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона - необходимое условие их юридической силы, нарушение этой процедуры может привести к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона характеризуется усложненностью, этим законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

    Примечание. Подробно процедура законотворчества излагается в теме "Правотворчество".

    5. Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.

    6. Закон регулирует важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся прежде всего взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т. д.

    Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

    Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы:

    1. Конституция

    2. Федеральные конституционные законы

    3. Федеральные законы

    4. Законы субъектов федерации.

    Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

    Конституция носит учредительный характер, т. е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

    Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта 20 .

    Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются по наиболее важным вопросам. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами. В отличие от иных законов, ФКЗ принимаются квалифицированным большинством членов парламента.

    Существует два вида конституционных законов:

    Конституционные законы, вносящие изменения в Конституцию государства;

    Конституционные законы, прямо предусмотренные Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов.

    Конституционные законы развивают положения конституции.

    Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

    Кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

    Текущее законодательство.

    Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

    Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

    Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на:

    Постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);

    Временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ "О федеральном бюджете РФ на 1999 год".);

    Чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).

    По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на:

    Федеральные

    Субъектов федерации.

    По кругу лиц законы можно подразделить на:

    Общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.);

    Специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).

    По сфере действия законы можно подразделить на:

    Общие - действующие на территории всей России (например, все кодексы РФ);

    Местные - действующие на определенной части территории России (например, законы о районах Крайнего Севера, Средней Азии и приравненных к ним).

    Примечание. В целом приведенные классификации применимы не только к законам, но и к нормативно-правовым актам вообще.

    Подзаконные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

    Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они:

    Принимаются на основе закона,

    Принимаются во исполнение закона,

    Должны не противоречить закону.

    Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

    Указы Президента;

    Постановления Правительства;

    Акты федеральных органов исполнительной власти: федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб, российских агентств, федеральных надзоров и др.: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

    Акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

    Акты органов местного самоуправления;

    Локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация