Предмет криминологии. Криминология, история и задачи

Главная / Квартира

Термин «криминология» происходит от латинского слова «crimen» - преступление и греческого «logos» учение и означает «наука (учение) о преступлении». Но в отличие от науки уголовного Права, изучающей преступления, ответственность и наказания за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике, криминология исследует преступность, причины и условия ее возникновения и распространения, личность преступника и предупреждение преступлений как массовых социальных явлений.

Криминология как самостоятельная отрасль знаний и совокупность концепций борьбы с преступностью существует менее двух веков. Хотя некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в (античных) трудах римских и греческих мыслителей и в философских трактатах XVI-XIX вв. Но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных положений.

Криминология - это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения. Как общественная наука криминология вырабатывает и систематизирует объективные знания об изучаемой области социальной жизни, описывает, объясняет и прогнозирует явления и процессы в ней на основе устанавливаемых закономерностей возникновения, существования, изменения этих явлений и процессов.

Отечественная криминология выделяет и изучает четыре группы социальных явлений.

Преступность - исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление в обществе. Она представляет собой совокупность (целостность) всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется такими качественно-количественными показателями, как: состояние (уровень), структура и динамика.

Правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними («фоновые»), например пьянство, проституция, наркомания и т. п., рассматриваются криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и при разработке мер их предупреждения. Исследование же этих явлений и методов борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.

Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступлений. Применительно к личности преступника криминология рассматривает соотношение биологических и социальных факторов. Данные о личностных свойствах применительно к субъектам преступлений в целом и по видам преступлений содержат существенную информацию о причинах преступлений. Личность преступника исследуется также, как непосредственный адресат предупреждения новых преступлений (рецидива).

Причины и условия преступности объединены родовым понятием «криминогенные детерминанты» (от лат. determinate - обусловливать существование и развитие другого явления). Это совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые порождают и обусловливают (детерминируют) преступность как свое следствие. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы, механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, отдельных групп преступлений, конкретного преступления.

Предупреждение (профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Все четыре основных предмета изучения-криминологии органично взаимосвязаны. Конечная цель изучения первых трех частей (преступности, личности преступника, причин и условий преступности и преступлений) - разработка эффективной системы предупреждения преступности.

В системе общественных наук криминология располагается на стыке социологии и правоведения.

К правоведению криминология имеет непосредственное отношение, поскольку изучает явления, характеризующиеся уголовно- правовыми понятиями «преступление», «преступник». Кроме того, причины и условия преступности, личность преступника во многом связаны с дефектами правосознания, правовой психологии и т. п. Система профилактики преступлений также имеет правовой характер.

Вместе с тем изучение преступности как явления в целом, причин и условий, личности преступника, мер предупреждения преступности выходит за рамки правоведения. Криминология тесно связана с социологией - наукой об обществе, и более всего - с социологией права. Особенно велика роль социологии в изучении причин и условий преступности, а также личности преступника. Поэтому криминология прежде всего социолого-правовая наука и учебная дисциплина.

Специфика познания предмета заключается в следующем: криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность. Для этой науки характерен глобальный и последовательный социологический подход к анализу и оценке преступности, личности преступника. В этом отношении криминология отличается, например, от науки уголовного права, которая имеет «свою» социологию, но в основном сосредоточивает внимание на анализе юридических норм, положений уголовного права о преступлении, наказании.

В то же время криминология как наука социально-правовая рассматривает юридические характеристики преступности, преступления и преступника. Однако она отличается, например, от тех разделов социологии, которые изучают социальные отклонения, в том числе - преступность.

Специфика криминологического познания заключается еще и в том, что делается выраженный акцент на объяснении причин изучаемых социально-правовых явлений и процессов. Приоритет криминологии - общая теория и концепция предупреждения преступности. Помимо этого криминология принимает участие в разработке как правовых, так и иных по содержанию мер предупреждения преступности: социально-экономических, культурно-воспитательных и др.

Криминология взаимодействует не только с правовыми и социологическими науками, но и со смежными отраслями права. Особенно с уголовно-правовой теорией и уголовным законодательством, которые дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам. Эти определения обязательны для отечественной криминологии. В отличие от западной она отвергает использование неопределенного по границам понятия «отклоняющееся поведение» взамен «преступность», понятия «криминологический» рецидив взамен уголовно-правовой характеристики этого явления; не относит к числу преступников лиц, возраст которых не соответствует уголовно-правовым признакам.

В свою очередь, криминология предоставляет науке уголовного права, законодателю и правоприменительной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, а также делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях.

Это позволяет своевременно проводить нормотворческую деятельность, связанную, во-первых, с криминализацией либо декриминализацией деяний, т. е. признания деяний преступными либо перевода преступлений в ранг иных правонарушений.

А во-вторых, с дифференциацией санкций, включая регламентацию случаев замены уголовных наказаний иными мерами воздействия. Таким образом, криминологическое знание не только составляет основу системы предупреждения преступности, но и играет существенную роль в развитии системы уголовно-правовой борьбы с преступностью во взаимодействии с профилактикой. Криминологическое знание используется при определении уголовной политики в стране.

Криминология тесно связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Сфера общих интересов - правоотношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступности.

Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, отбывших заключение. При этом уголовно-исполнительное право изучает порядок, процесс и проблемы, связанные с отбыванием наказания, а криминология - причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

Поскольку криминология изучает массовые явления: причины и условия множества преступлений, личности преступников и разветвленную систему мер профилактики преступлений, то одним из основных способов сбора и анализа информации является статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, а также результаты конкретных криминологических исследований дают обобщенную картину преступности.

Данные общесоциальной статистики (демографической, экономической и др.) используются при исследовании причин и условий преступности и тенденций ее развития.

Криминология тесно связана с деликтологией. Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.

Криминологический анализ причин и условий преступности, как и специальное изучение экономических илу должностных преступлений, невозможен без знания экономической статистики, политической и прикладной экономики.

Для познания причин и условий преступности и преступлений криминология активно использует данные общей, социальной и юридической психологии, демографии, общей концепции и отдельных отраслей социологии и политологии. Такие сведения особо значимы, в частности, при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, в том числе безработными.

Криминология связана и с педагогикой. Взаимодействие этих наук особенно важно при исследованиях преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений. Данные педагогики необходимы и при разработке и анализе эффективности индивидуальных мер предупреждения преступлений. Обоснованно предложение о выделении такого направления на стыке криминологии и педагогики, как криминологическая педагогика или педагогическая криминология.

Криминология взаимодействует также с новой научной дисциплиной - юридической конфликтологией.

Таким образом, социолого-правовая природа криминологии предполагает ее уникальную для права комплексность, тесное взаимодействие со многими научными и нормативными направлениями. Однако это ни в коей мере не сказывается на определенности предмета криминологии, четкости ее границ при размежевании с родственными отраслями знаний и права.

  • 8. Преступность: понятие, признаки, свойства.
  • 9. Характеристики преступности и способы их измерения.
  • 10. Преступление и преступность: их соотношение.
  • 11. Криминологическая характеристика преступности в рф на современном этапе: основные тенденции и закономерности.
  • 12. Латентная преступность: понятие, виды, особенности.
  • 13. Региональные особенности российской преступности.
  • 15. Социологические концепции преступности и ее причин.
  • 16. Детерминация преступности в рф теоретические проблемы.
  • 17. Детерминация преступности в рф на современном этапе: содержательная сущность.
  • 18. Детерминация преступности в рф: социальный аспект.
  • 19. Детерминация преступности в рф: экономический аспект.
  • 20. Детерминация преступности в рф: нравственно-культурный аспект.
  • 21. Фоновые явления преступности. Понятие, виды, взаимосвязь с преступностью.
  • 22. Личность преступника: понятие и структура.
  • 23. Типология и классификация личности преступника.
  • 24. Криминологическая характеристика личности преступника в рф на современном этапе.
  • 25. Механизм индивидуального преступного поведения. Его соотношение с детерминантами индивидуального преступного поведения.
  • 26. Криминогенная мотивация в детерминации индивидуального преступного поведения.
  • 27. Криминогенная ситуация в детерминации индивидуального преступного поведения. Классификация криминогенных ситуаций.
  • 28. Планирование преступления как стадия механизма индивидуального преступного поведения.
  • 29. Совершение преступления как стадия механизма индивидуального преступного поведения.
  • 30. Виктимологический фактор в детерминации индивидуального преступного поведения.
  • 31. Профилактика преступности: понятие и содержание.
  • 32. Классификация мер профилактики преступности.
  • 33. Общесоциальная и специально-криминологическая профилактика: сравнительная характеристика.
  • 34. Специальная профилактика: понятие, система мер, субъекты.
  • 35. Правовые средства профилактики преступности.
  • 36. Криминологическое прогнозирование: понятие, методы, разновидности.
  • 37. Криминологическое планирование (программирование): понятие и виды.
  • 38. Преступность несовершеннолетних в рф на современном этапе: основные характеристики и тенденции.
  • 39. Детерминация преступности несовершеннолетних: ее особенности.
  • 40. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника в рф на современном этапе.
  • 41. Профилактика преступности несовершеннолетних: специфические аспекты.
  • 42. Рецидивная преступность в рф на современном этапе. Понятие, тенденции, закономерности.
  • 43. Особенности личности рецидивиста.
  • 44. Особенности детерминации рецидивной преступности.
  • 45. Специфика профилактики рецидива.
  • 46. Организованная преступность: понятие, признаки, тенденции.
  • 47. Профессиональная преступность: понятие, признаки, тенденции.
  • 48. Насильственная преступность: особенности детерминации и профилактики.
  • 49. Женская преступность: особенности детерминации и профилактики.
  • 1 Вопрос. Состояние, динамика и структура женской преступности
  • 2 Вопрос. Особенности детерминации и причинности женской преступности
  • 50. Пенитенциарная преступность: особенности детерминации и профилактики.
  • Криминология

    1. Предмет, метод и система криминологии. Сущность криминологии как отрасли научного знания.

    Криминология происходит от латинского слова “crimen”- преступление и греческого “logos”-учение, т.е. учение о преступлении. Термин “криминология”, означавший самостоятельную науку впервые употребил итальянский юрист Рафаэль Гарофало (представитель позитивистской школы, рассматривающий компенсацию ущерба жертвам как средство усиления социальной защиты населения и одновременно как одно из средств ресоциализации преступников) в 1885 г. в работе “криминология”.

    Понятие. Криминология изначально в рамках уголовного права до конца 19в. Комплексная наука.

    Криминология – это общая теоретическая наука о преступности и её причинах и условиях, личности, лиц совершивших преступление, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней (включая понятие борьбы с преступностью её предупреждение на всех стадиях и во всех выработанных наукой и практикой формах).

    Предмет – совокупность закономерностей 4 важнейших компонентов тесно взаимосвязанных между собой:

      Закономерности происхождения, природы, функционирования преступности как негативного относительно массового социального явления, а также закономерности её тенденции и перспектив. (Преступность)

      Закономерности формирования личности людей совершивших преступления, закономерности системы их ценностных ориентаций, соотношение биологических и психологических характеристик и их роли в преступном поведении. (Личность)

      Закономерности формирования и функционирования в обществе процессов и явлений порождающих преступность, её виды и формы, индивидуальное преступное поведение. (Детерминация)

      Закономерности формирования, действия комплексного социального контроля над преступностью (предупреждение).

    Система – Общая: Понятийный аппарат, сущностные характеристики элементов предмета и концепции. – Особенная: Разрабатываются частные криминалистические теории (разрабатываются и изучаются различные формы преступности).

    2. Место криминологии в системе научного знания.

    Следует отметить, что преступность всегда занимала одно из ведущих мест среди наиболее острых социальных проблем, волнующих общественное мнение. Сегодня криминология доказала свою необходимость и самостоятельность как отрасли науки, предполагающей наличие специалистов-профессионалов. Многие рекомендации специалистов-криминологов передаются другим специалистам: экономистам, социологам, юристам различного профиля для их детальной проработки с учетом специальных научных познаний и разработки целого комплекса конкретных мер по устранению причин и условий криминальных явлений. Наработки криминологов используются специалистами в области других наук так называемого криминального цикла: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, криминалистики, судебной статистики, криминальной психологии. В учебниках по криминологии отмечается тесная связь криминологии с прокурорским надзором, гражданским правом и процессом, другими правовыми специальностями, а также иными общественными науками: правоведением, философией, политологией, социологией, экономикой, демографией, социальной и общей психологией, статистикой и др.

    Сфера общего интереса криминологии и наук уголовного процесса, судоустройства, прокурорского надзора – правоотношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступности.

    К правоведению криминология относится, поскольку изучаемые ею явления имеют характеристику, которая базируется на уголовно-правовых понятиях "преступление", "преступник", а причины и условия преступности, личность преступника во многом связаны с дефектами правосознания, правовой психологии и т.п. Вместе с тем изучение преступности как явления в целом, причин и условий, личности преступника, мер предупреждения преступности не укладывается только в рамки правовых характеристик, анализа правоотношений и входит в сферу социологии, науки об обществе. Особенно велико значение социологии в изучении причин и условий преступности, а также личности преступника.

    И в то же время рассмотрение проблем преступности с точки зрения только одной – единственной науки, той же социологии, к примеру, неизменно оказывается однобоким и в силу этого не всегда достоверным. Задача криминологии должна состоять в том, чтобы ее выводы постоянно использовались юристами при разработке уголовного законодательства и в практике применения уголовного права, а ее данные принимались во внимание при исследовании фактов преступности либо антиобщественного поведения с учетом методов и теории общественных наук, приспособленных для целей криминологии.

    Криминология широко пользуется данными правовой статистики. Поскольку криминология имеет своим предметом относительно массовые явления, то одним из ее основных методов по сбору и анализу информации служит статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, информация, полученная в результате конкретных криминологических исследований, дают картину преступности, ее причин и условий, личности преступников и эффективности применяемых мер.

    Науки государственного и административного права предоставляют криминологии материал об административных проступках, многие из которых нередко перерастают в преступления, а также о задачах и функциях государственных органов и общественных формирований в сфере профилактики правонарушений. В свою очередь криминология исследует задачи, содержание и результативность деятельности этих органов и организаций, изучает соотношение профилактики правонарушений.

    Данные наук гражданского и семейного права используются для изучения задач, места, действенности правовых мер по стабилизации семьи, охране материнства и детства, по предупреждению бытовых преступлений и преступлений несовершеннолетних.

    Практические работники уголовного правосудия (уголовный суд, полиция, органы исполнения наказания) склонны рассматривать криминологию в качестве науки, которая слишком далеко отошла от конкретной действительности. Зачастую они ведут дела, опираясь на сложившиеся стереотипы о "человеческой природе". Но перед криминологией стоят сложные и насущные проблемы исследования с помощью научных методов социальных и психологических взаимосвязи преступности и антиобщественного поведения.

    Принципиальный вопрос о соответствии криминологии и других наук длительное время вызывал дискуссии. Ведь криминология, как и генетика или кибернетика – наука со сложной судьбой. Упраздненная в конце 20-х годов, она вновь возродилась и получила признание с начала 60-х.

    В наше время Шнайдер характеризует криминологию как междисциплинарную науку, считая, что криминолог должен быть юристом и обществоведом, и иметь соответствующую профессиональную подготовку. По этому вопросу существует несколько различных точек зрения. Первая заключается в том, что криминология – это социология преступности. Например, В США и Великобритании она изучается социологами, а не юристами. Вторая позиция заключается в том, что криминология – юридическая наука. В восточной Европе и России криминологию преподают на юридических факультетах, рассматривая ее как одну из юридических специальностей. Третья позиция заключается в том, что криминологическое исследование – это исследование прежде всего поведения человека, и соответственно его должны изучать специалисты-психологи и психиатры. Четвертая точка зрения характеризует криминологическое исследование как междисциплинарное. В.Б. Першин и А.Н.Подрядов пишут: "Криминология – это система разнородных знаний и методов, образующих специфическую целостность, а также система разнородных знаний и методов, образующих специфическую целостность, а также система особого рода междисциплинарной научно-исследовательской деятельности."

    В России криминология развивалась в рамках юриспруденции и стала общетеоретической наукой для криминального цикла (уголовного, уголовно-исправительного права и т.д.)

    Число этих наук не является постоянным, соотношение криминологии и этих наук можно, пожалуй, сравнить с соотношением теории государства и права и других юридических дисциплин.

    Этот перечень можно продолжить, т.к. преступность пронизывает все сферы общественной жизни, связана с проблемой человека и его поведения в обществе, а при изучении преступности применяется комплекс общенаучных и специальных методов познания.

    1. Какие понятия являются предметом криминологии:
    а) преступность;
    б) причины преступности;
    в) индивидуальное преступное поведение;
    г) состав преступления.

    2. Кто впервые использовал понятие «криминология»?
    а) Бентам;
    б) Гароффало;
    в) Ломброзо.
    3. «Закрытой» анкета- это:
    а) опрос ограниченного круга лиц;
    б) в анкете содержится перечень ответов на поставленный вопрос;
    в) в анкете отсутствуют варианты ответов на поставленный вопрос.
    4. Опрос специалистов для установления криминологически значимых обстоятельств — это:
    а) моделирование;
    б) тестирование;
    в) метод экспертных оценок.

    5. Коэффициент преступности — это:
    а) криминальная активность населения;
    б) изменение преступности во времени;
    в) соотношение числа совершенных преступлений и численности населения;
    г) пространственная распространенность преступности.
    6. Динамика преступности- это:
    а) региональные особенности преступности;
    б) исторические предпосылки роста преступности;
    в) соотношение разных видов преступлений;
    г) изменение преступности во времени.
    7. Какие из перечисленных видов преступлений в наибольшей степени подвержены сезонному колебанию?
    а) грабеж;
    б) изнасилование;
    в)причинение тяжкого вреда здоровью;
    г) мошенничество.
    8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это:
    а) плотностью преступности;
    б) географией преступности;
    в) структурой преступности.
    9. Структура преступности — это:
    а) состав преступления;
    б) удельный вес разных видов преступлений в общем их числе;
    в) элементы предмета криминологии;
    г) соотношение зарегистрированной и латентной преступности.
    10.Какой вид преступлений занимает наибольшее место в структуре преступности в России:
    а) убийство;
    б) кража;
    в) мошенничество;
    г) хулиганство.
    11.Латентная преступность — это:
    а) незарегистрированная преступность;
    б) нераскрытая преступность;
    в) особо тяжкие преступления;
    г) преступления, не представляющие большой общественной опасности.

    12.Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью:
    а) убийство;
    б) разбой;
    в) массовые беспорядки;
    г) кражи.
    13.Естественная латентность -это:
    а) преступления остались неизвестными правоохранительным органам;
    б) преступления укрыты от учета правоохранительными органами;
    в) преступления, имеющие наиболее низкий уровень раскрываемости.
    14.Косвенные последствия преступности – это:
    а) непосредственный материальный ущерб от совершенных преступлений;
    б) моральный вред, причиненный потерпевшим;
    в) расходы государства и общества на борьбу с преступностью.
    15.Что относится к уголовно-правовым признакам личности преступника:
    а) возраст;
    б) мотив;
    в) совершение преступления в группе;
    г) прежняя судимость.
    16.Какой категории лиц свойственна наименьшая криминальная активность?
    а) служащим;
    б) рабочим;
    в) работникам образования, культуры, здравоохранения.
    17.Какие категории преступников имеют более низкий образовательный уровень?
    а) корыстные;
    б) экономические;
    в) против порядка управления;
    г) насильственные.
    18.Криминогенный тип личности — это:
    а) лицо, совершившее преступление;
    б) лицо, которое обязательно совершит преступление;
    в) лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления.
    19.Явления общественной жизни, порождающие преступность, это:
    а)условия преступности;
    б) причины преступности;
    в) проявления преступности;

    20.Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется:
    а) теория опасного состояния;
    б) теория социальной дезорганизации общества;
    в) теория стигмы.
    21.Виктимология -это:
    а) наука о жертве преступления;
    б) наука о последствиях преступности;
    в) наука о личности преступника;
    г) наука о мерах борьбы с преступностью.
    22.Что с точки зрения представителей теории дифференциальной ассоциации лежит в основе обучения человека преступному поведению?
    а) врожденная склонность к восприятию негативных форм поведения;
    б) привлекательность преступного поведения;
    в) образцы криминального поведения чаще попадаются ему на глаза.
    23.Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
    а) теория дифференциальной ассоциации;
    б) виктимология;
    в) теория аномии.
    24.Представители каких профессий обладают наибольшей виктимностью?
    а) учителя;
    б) работники торговли;
    в) сотрудники правоохранительных органов.
    25.Какие из перечисленных криминологических теорий можно отнести к социологическим?
    а) антропологическая школа криминологии;
    б) теория опасного состояния;
    в) теория стигмы.
    26.Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это:
    а) предупреждение преступности;
    б) профилактика преступности;
    в) предотвращение преступности.
    27.Общий рецидив преступлений – это:
    а) повторное совершение тождественного или однородного преступления;
    б) повторное совершение не однородного преступления;
    в) совершение преступления лицом, имеющим судимость.
    28.В каких из перечисленных преступлений наиболее велика доля женщин?
    а) кражи;
    б) убийства;
    в) хулиганств
    29. Преступность – это:
    а) объект криминологии;
    б) предмет криминологии;
    в) то и другое верно;
    г) то и другое неверно.

    30. Криминология и криминалистика:
    а) понятия совпадающие;
    б) это разные научные дисциплины;
    в) криминология – часть криминалистики.

    31. Опросы населения:
    а) используются в социологии;
    б) используются в криминологии;
    в) то и другое верно;
    г) то и другое неверно.

    32. Экономическая преступность изучается:


    в) социологией.

    33. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:
    а) практическую цель криминологии;
    б) прикладную цель;
    в) теоретическую цель криминологии.

    34. Криминология делится на:
    а) теоретическую криминологию;
    б) прикладную криминологию;
    в) социологию права.

    35. Криминология изучает:
    а) экономическую жизнь общества;
    б) преступность,
    в) психологию людей;
    г) уголовное право.

    36. Основные функции криминологии:
    а) описательная;
    б) культурно-просветительная;
    в) объяснительная;
    г) предсказательная.

    37. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это:
    а) методология криминологических исследований;
    б) методика криминологических исследований;
    в) самостоятельная наука – социология.

    38. Виктимология входит в:
    а) общую часть криминологии;
    б) особенную часть криминологии;
    в) это самостоятельная наука.

    39. Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают преступность в народе?
    а) Ч. Беккария;
    б) И. Бентам;
    в) Л. Фейербах.

    40. Кто считал, что причины преступлений заложены в экономическом строе общества и устарелом механизме государственного управления?
    а) Ч. Ломброзо;
    б) Ч. Беккария;
    в) Э. Ферри.
    41. Кто утверждал, что «преступление – продукт трех родов естественных факторов (антропологических, физических и социальных)»?
    а) К. Маркс;
    б) И. Бентам;
    в) Э. Ферри.

    42. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
    а) Ч. Ломброзо;.
    б) К. Маркс;
    в) Р. Гарофало.

    43. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
    а) Ч. Ломброзо;
    б) Ч. Беккария;
    в) К. Маркс.

    44.Коэффициент преступности измеряет:
    а) динамику преступности;
    б) распространенность преступности;
    в) структуру преступности.

    45. Какова латентность кражи?
    а) минимальная;
    б) средняя;
    в) максимальная.

    46. Уровень преступности – это:
    а) количественно-качественная характеристика преступности;
    б) динамика преступности;
    в) структура преступности.

    47. Предметом криминологии являются:
    а) функции репрессивных органов в обществе;
    б) закономерности, условия и причины возникновения, развития и предупреждения преступности;
    в) сознание преступника.

    48. Преступность:
    а) социально обусловлена;
    б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;
    в) передается по наследству, врожденное качество.

    49. Криминология изучает:
    а) политическую жизнь общества;
    б) противоправное поведение людей,
    в) нравственность;
    г) административное право.

    50. Структура и характер преступности являются:
    а) количественными показателями;
    б) качественными показателями;
    в) показателями уровня преступности.

    51. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц:
    а) 14–18 лет;
    б) 10–13 лет;
    в) 18–21 лет.

    52. Основными признаками организованной преступности являются:
    а) наличие преступных объединений;
    б) незаконный бизнес;
    в) коррупция;
    г) наличие собственных банков.

    53. Впервые в нашей стране на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков обратили внимание:
    а) в 1960–70-х гг.;
    б) в 1970–60-х гг.;
    в) в 1990-х гг.;
    г) в начале ХХIв.

    54. Для терроризма характерно:
    а) насилие;
    б) устрашение;
    в) спонтанность

    55. С точки зрения уголовного права преступник – это:
    а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;
    б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;
    в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

    56. Материальное положение личности преступника – это:
    а) социально-ролевое свойство;
    б) социально-демографическое свойство;
    в) социально-психологическое свойство личности преступника.

    57. Преступник – это:
    а) социально-психологическое свойство;
    б) социально-ролевое свойство;
    в) социально-демографическое свойство;
    г) политическое свойство личности.

    58. Наличие или отсутствие судимости является:
    а) криминологической характеристикой;
    б) социальной характеристикой;
    в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

    59. Система внутреннего социально-личностного контроля относится к:
    а) органической структуре личности;
    б) психической структуре личности;
    в) социальной структуре личности.
    60. Лицо, впервые совершившее преступление, но допускавшее и ранее аморальные проявления и правонарушения, – это:
    а) «случайный» тип;
    б) «ситуационный» тип;
    в) «неустойчивый» тип;
    г) «злостный» тип личности преступника.

    61. Алкоголизм – это:
    а) психическая аномалия;
    б) биологический фактор преступления;
    в) физическая аномалия.

    62. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:
    а) уголовно-правовая характеристика;
    б) исправительно-трудовая характеристика;
    в) криминологическая характеристика личности преступника.

    63. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:
    а) сопутствующее;
    б) социальное;
    в) необходимое.

    64. Свойственна ли виктимности латентность?
    а) да, свойственна;
    б) нет, не свойственна, латентность связана только с преступностью;
    в) все зависит от вида преступности.
    65. Причинами преступления могут быть:
    а) объективные условия;
    б) субъективные факторы;
    в) мировоззрение индивида.

    66. Алкоголизм:
    а) никак не влияет на криминальное поведение личности;
    б) является причиной преступления;
    в) является сопутствующим фактором.

    67. Урбанизация – это:
    а) фактор, влияющий на преступность;
    б) причина преступности;
    в) условие преступности.

    68. Материальное благополучие общества:
    а) повышает уровень преступности;
    б) снижает уровень преступности;
    в) никак не влияет на преступность.

    69. Количество основных признаков, которые включает в себя определение системы
    а) один;
    б) два;
    в) три;
    г) четыре;
    д) пять.

    70. Основные признаки определения «система»
    а) два и более элементов, взаимность и взаимозависимость, целостное единство;
    б) совершенство;
    в) целостность;
    г) структурность;
    д) качественность образования.
    71. Какое количество подсистем (элементов) включает предмет криминологии?
    а) один;
    б) два;
    в) три;
    г) четыре;
    д) пять.

    72. Назовите основные элементы предмета науки криминологии
    а) закономерности развития науки;
    б) преступность, личность преступника, причины и условия уровня преступности, предупреждение и профилактика преступности;
    в) причины возникновения преступности;
    г) уровень развития, ликвидация последствий преступности;
    д) прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

    73. Назовите основной элемент предмета (его подсистемой) криминологии
    а) личность преступника;
    б) антиобщественные проявления;
    в) преступность как социально и уголовно-правовое явление;
    г) причины и условия преступности;
    д) профилактика преступлений.

    74. Назовите количественно-качественным показатель, характеризующий преступность
    а) причины;
    б) состав;
    в) условия;
    г) уровень, структура, динамика;
    д) предпосылки.

    75. Экономическая преступность изучается:
    а) общей частью криминологии;
    б) особенной частью криминологии;
    в) социологией.

    2. Предмет криминологии. . . . . . . . 4 а) преступность. . . . . . . . . 4 б) причины преступности. . . . . . . 7

    в) личность преступника. . . . . . .
    11 г) предупреждение преступника. . . . . .
    12
    Заключение. . . . . . . . . . .
    13

    Список литературы. . . .. . . . . .
    14

    ВВЕДЕНИЕ

    Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.

    Общее представление о содержании данной науки можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова "crime" (преступление) и греческого слова "logos"
    (учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает "учение о преступлении". Принимая во внимание то обстоятельство, что термин "преступление" практически равнозначен термину "преступность", более точно, можно обозначить криминологию как "науку о преступности".
    Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и наказание за них в законодательной форме и правоприменительной практике, то криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления.

    Таким образом, можно определить криминологию сугубо с практической точки зрения, как науку о преступности и методах ее предупреждения. Но это
    - весьма общее понятие. Более конкретно, можно сказать, что криминология изучает преступность, виды преступности, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.

    Важно отметить, что понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности.
    Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления, установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального исправления и перевоспитания. Знания криминологии необходимы не только сотрудникам внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов юстиции и другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с проблемами правонарушений, их причин и условий.

    Наука криминология имеет сложную структуру. В своей работе я хочу рассмотреть базовый вопрос - понятие криминологии и ее предмет, т.к. эти вопросы являются основными вопросами любой науки.

    1. Понятие криминологии.

    Впервые термин " КРИМИНОЛОГИЯ " появился на страницах печати в конце девятнадцатого столетия. Сначала под ним понимали проблемы этиологии (исследования причин преступности). О чем, в частности, можно прочитать в книге Топинарда и Гарофало "Криминология". Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде их можно свести к пяти основным направлениям:

    Представители первого направления не выделяют криминологию в качестве самостоятельной научной дисциплины, а считают ее частью уголовного права, если его рассматривать в широком смысле слова. В настоящее время такие взгляды представляют лишь исторический интерес.

    Представители второго направления включают в нее изучение причин преступности, методов борьбы с ней, проблемы уголовной политики, пенологии и уголовного права. Эта концепция возникла в первые годы нашего столетия.
    Ее основоположником стал австрийский юрист Ганс Гросс (1847-1915). Он считал, что криминология включает в себя уголовную антропологию, уголовную социологию, криминалистику, криминальную психологию, уголовную политику, пенологию, уголовное право и ряд других отраслей науки. Мысль Г.Гросса об объединении всех "вспомогательных по отношению к уголовному праву наук с включением науки о следствии и пенологии" в единую систему криминологии нашла отражение во взглядах ученых второй половины ХХ века, что на наш взгляд, внесло много путаницы.

    Третье направление, создателем которого был Лист (1851-1919) - известнейший представитель социологической школы уголовного права, рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах наряду с криминалистикой, уголовным правом и уголовной политикой.

    Как можно заметить, два последних направления объединяет одинаковое понимание содержания криминологии и криминалистики, что объясняется их единой средой возникновения. Обе они возникли в силу необходимости обеспечения потребностей практики познать причины такого опасного социального явления, как преступность, и разработать эффективные методы борьбы с ней. Причем в период своего возникновения они не имели определенной сферы исследования, что в значительной мере повлияло на последующий подход к проблеме связи между криминологией и криминалистикой.

    Четвертое направление отражает современные тенденции развития криминологических исследований. Оно рассматривает криминологические проблемы в связи с пенитенциарными, т.е. большое внимание уделяется изучению личности преступника, в т.ч. лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением и применяемых к ним мер. Этот подход наиболее широко используется в США.

    Последнее - пятое направление рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах. Это направление характерно для европейской правовой школы.

    Что же касается Российских правоведов, то они, в настоящее время, придерживаясь консервативных взглядов, незначительно изменили свои взгляды на предмет изучаемой дисциплины. В ряде учебников его основными составными назывались: преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение преступности.

    Проанализировав различные взгляды на понятие и предмет
    Криминологии, я бы определила Криминологию как науку, изучающую преступность, ее причины, личность преступника, а также разрабатывающая меры предупреждения преступности.

    2. Предмет Криминологии

    Исходя из приведенного определения, в предмет изучения криминологии входят четыре составляющие:

    Преступность

    Причины преступности

    Личность преступника

    Меры предупреждения преступности.

    Преступность

    Основным элементом науки криминологии является преступность как исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой целостную совокупность множества преступлений, совершенных в конкретных исторических условиях за определенный период времени. Понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций типа, например, состава преступления. Правонарушения, не образующие состав преступлений, но тесно связанные с ними, рассматриваются при анализе причин и условий различных видов преступлений.

    В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется определенным закономерностям и характеризуется такими количественно качественными показателями, как уровень, структура и динамика.

    Уровень преступности является количественной характеристикой, измеряемой в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений и их участников (виновных лиц), а также в коэффициентах или индексах преступности. Официальная статистика использует два показателя:

    Количество зарегистрированных преступлений (и их субъектов) и

    По данным о судимости.

    Уровень исчисляется из количества преступлений, совершенных на той или иной территории за определенный период времени в расчете на заданное число жителей, например, на 1 000, 10 000 или 100 000. Уровень преступности в данном толковании и называется коэффициентом преступности.
    Он рассчитывается по формуле:

    К = П Х 1 000 (10 000 или 100 000)

    где К - коэффициент преступности,

    П - число преступлений

    Н - численность населения (в целом или в возрасте от 14 лет и старше).

    Коэффициенты позволяют сравнивать интенсивность преступности в разных административно-территориальных единицах с различной численностью населения, а также в разные периоды в одном и том же районе, области с учетом изменения численности населения.

    Структура преступности раскрывает внутреннее содержание преступности, соотношение групп или отдельных видов преступлений в общем их числе за определенный период времени на определенной территории, выделенных по разнообразным группировочным признакам: уголовно-правовым, криминологическим, социально-демографическим и др. От того, какова структура преступности, должно зависеть и “направление главного удара” в борьбе с ней.

    Показатель структуры определяет удельный вес (долю) тех или иных преступлений (либо преступников), которые называют видами преступности, в общей совокупности преступлений (преступников), взятых за 100%.

    В своей работе я хочу остановиться на таких показателях структуры преступности, как ее "география”, “экология” и “топография”.

    География преступности занимается проблемами пространственно- временного распределения девиантности, делинквентности и преступности
    (места преступлений, места жительства преступников) в мире, частях света, государствах, городах и в сельской местности (например, в районах, граничащих с бывшими республиками СССР и пр.). Она изучает также проблемы наличия чувства безопасности (вопрос о страхе населения перед преступностью, отношение к уголовной юстиции, риска стать жертвой преступления). Она выясняет также влияние социальной структуры того или иного района на уровень и характер преступности, устанавливает пределы и направления перемещений преступников (от места жительства к месту преступления и обратно), изучает региональные различия в реакциях на преступность.

    В отличие от этого экология преступности исследует взаимодействие среды, климата, природного ландшафта, растительного и животного мира, структуры строительства - с одной стороны, и человеческих переживаний
    (виктимизация - страх перед преступностью) и преступного поведения - с другой.

    Топография преступности сосредотачивается на анализе мест преступления, которые могут быть и внутри зданий, и в квартирах, и в магазинах, и в гостиницах, и в больницах.

    Последней характеристикой преступности является - динамика преступности, то есть изменение ее уровня и структуры за тот или иной период времени (год, три года, пять лет, десять лет и т.д.), т.е. темп и направление изменений основных черт совокупности преступных деяний. Анализ динамики преступности в научно-практическом отношении имеет, по меньшей мере, две цели:

    1. Дать представление об изменениях показателей за прошедший период, выявить тенденции и закономерности этих изменений;

    2. На их основе осуществить прогноз о возможном характере преступности в ближайшем и отдаленном будущем, что является основой необходимого оптимального криминологического планирования мероприятий по борьбе с ней.

    Причины преступности

    Причины преступности - представляют собой совокупность социально- негативных экономических, демографических, идеологических, социально- психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, продуцируют, воспроизводят
    (детерминируют) преступность как свое следствие.

    Наряду с собственно причинами преступности предметом криминологического анализа являются ее условия. Это такие явления и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон).

    Исследование причин преступности раскрывает природу этого социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в настоящее время его оживлению, а что этому противодействует. Только на основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению.

    Всякое явление, в том числе и преступность, имеет не только ряд
    (иерархию) причин, но и ряд (иерархию) условий, способствующих наступлению данного явления. Одни условия имеют сопутствующий характер - не оказывают непосредственного воздействия на совершение преступлений (например, ночное время при совершении кражи, разбоя, грабежа). Другие условия более существенны (неорганизованность досуга, плохая воспитательная работа, отсутствие контроля, способствующие хулиганству и правонарушениям в сфере межличностных отношений в коллективе пограничной заставы). Особое значение имеют необходимые условия, без которых причина не может породить следствие, например, недостатки в охране оружия и боеприпасов при их хищениях.

    Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности, полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их дифференциация и классификация. Каждое направление криминологической мысли
    (школы) проводят их по различным критериям, исходя, прежде всего, из своего предмета исследования. Российские криминологи используют классификации по различным критериям.

    1. Классификация “по уровню действия (субординации)». С этой точки зрения следует различать несколько видов этого подхода. Первый из них:

    Причины и условия преступности в целом как определенного социального явления, существующего в конкретных социальных условиях и проявляющегося в совокупности общественно-опасных деяний - преступлений;

    Причины и условия различных групп (видов, категорий) преступлений, образующих структурные подразделения преступности (умышленные и неосторожные, насильственные и корыстные и пр.);

    Причины и условия отдельных видов преступлений - убийств, хулиганства, воинских и пр.

    Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне всего общества (макро уровень), отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.

    Уровни эти взаимосвязаны, но содержание причин и условий преступности на каждом из них не тождественно.

    На обще социальном уровне мы выявляем наиболее общие причины и условия, с которыми связано само существование преступности в данных исторических условиях.

    На уровне социальных групп фиксируются причины и условия, характерные для этих групп и коллективов.

    На индивидуальном уровне речь идет о причинах и условиях конкретного преступления, совершенного отдельным лицом, здесь много индивидуального, субъективного и ситуативного, порой случайного (особенности личности, ее индивидуальный жизненный опыт, связи, знакомства, влияния, стечение обстоятельств и т.п.). Вместе с тем обще социальные причины и условия преступности трансформируются в индивидуальные, а наиболее типичные индивидуальные причины и условия “складываются” в обще социальные.

    Изучение причин и условий на обще социальном и групповом уровнях имеет научно-познавательное значение и служит практике для разработки и организации системы социальной профилактики преступности в рамках всего государства, отдельных его регионов, социальных групп и коллективов.

    Выявление причин и условий конкретного преступления (индивидуальный уровень) подчинено непосредственно практическим - правильному решению каждого конкретного дела, индивидуализации к субъекту интереса и устранению обстоятельств, способствующих совершению им данного преступления. Причины и условия конкретного преступления (индивидуальные обстоятельства его совершения) могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее. Поэтому научно- практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников.

    2. Важное практическое значение имеет классификация причин и условий преступности по их содержанию. Различают детерминанты преступности:

    Политические;

    Экономические;

    Идеологические;

    Социально-психологические;

    Организационно-управленческие.

    3. Надо подчеркнуть, что все детерминанты преступности проявляют себя в подобном качестве через психологию, сознание людей, формируя или поддерживая, оживляя или усиливая антисоциальные взгляды, стремления, побуждения. Поэтому в конечном итоге преступность всегда связана с социально-психологическими детерминантами.

    Социально-психологические явления - взгляды, традиции, привычки - часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что находится вне индивида и влияет на его психологию - объективными ее детерминантами. Это психологическая классификация:

    Объективными являются причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и пр.)

    Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (планировании, культурно-воспитательной работе и пр.)

    4. Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия.

    Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения и пр.)

    Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.)

    Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая - является преимуществу условиями совершения преступлений.

    В свою очередь условия классифицируют на:

    Формирующие (связаны с противоречиями в обществе) и

    Способствующие (недостатки в системе профилактики и отсутствии организации и управления).

    5. И последняя классификация предлагается с точки зрения временной и пространственной распространенности. Здесь различаются:

    Причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями);

    На всей территории государства, отдельных его регионах и специфических зонах (республики, портовые города, курортные зоны, прилегающие к государственной границе и пр.), а также имеющие местный, локальный характер.

    Личность преступника

    Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности преступника.
    Значимость этой проблемы выражается прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей работы по предупреждению преступлений.

    Личность преступника изучается как система социально- демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления. Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

    Выделение личности преступника из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально- психологического). Исходя только из юридического критерия, личность преступника определяется как лицо, совершившее преступление. Однако в этом суждении можно усмотреть элементы тавтологии. Такое понятие личности преступника «имеет формальный оттенок». Поэтому юридический критерий должен быть по необходимости дополнен критерием социальным (социально- психологическим), в соответствии с которым личности преступника присуща та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как минимум, отдельные антисоциальные черты.

    Данное положение относится не только к злостному, но и к, так называемому, случайному преступлению, а также к лицам, совершающим преступления в состоянии аффекта и даже по неосторожности. Сюда же включается и изучение тех лиц, которые еще не нарушили уголовного закона, но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в виде совершения соответствующих административных правонарушений, могут встать на преступный путь. То есть в предмет рассматриваемой отрасли научных знаний входит личность правонарушителя, понимаемая в указываемом выше смысле и включающая не только собственно преступника, но и другие категории лиц, подвергающиеся целенаправленному профилактическому воздействию.

    В целом, данные о личностных свойствах применительно к субъектам всех преступлений и отдельно по их видам содержат существенную информацию о причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений.

    Предупреждение преступности

    Все, что рассматривалось выше о преступности, ее причинах, личности преступника в конечном счете преследует цель – овладеть современными криминологическими знаниями о предупреждении преступности.

    По своей сути предупреждение преступности или иначе называемая - профилактика преступности (эти два термина (с точки зрения этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими) - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

    Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением, как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение необходимо заметить, что все рассмотренные основные элементы предмета криминологии, во-первых, органично взаимосвязаны, а во- вторых, изучаются не только этой наукой. Например, преступность может привлекать внимание социологов при исследовании ими социальных отклонений; проблема личности преступника имеет наряду с криминологическим криминалистический, оперативно-розыскной и другие аспекты; вопросы, связанные с предупреждением преступности путем назначения и исполнения наказания, изучаются в уголовном и исправительно-трудовом праве.

    Но специфика криминологического подхода к изучению указанных выше явлений проявляется в следующем:

    1. Криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность.

    2. Специфика криминологического познания состоит и в том, что в нем делается выраженный акцент на причинном объяснении изучаемых этой наукой социально-правовых явлений и процессов.

    3. Во главу криминологических исследований ставится задача предупреждения преступности.

    4. Криминология принимает участие в разработке не только правовых, но и иных по содержанию средств борьбы с преступностью, ее предупреждения
    (социально-экономических, культурно-воспитательных и т.д.).

    Некоторыми отечественными учеными предмет криминологии дополняется историей криминологической науки, организацией и методикой изучения преступности, криминологическим прогнозированием и т.п. В настоящее время этот вопрос остается открытым и мы можем лишь наблюдать за его решением, определив устоявшееся и апробированное представление о криминологии как социально-правовой науке, которая изучает сущность, закономерности и формы проявления преступности, ее причины и иные детерминанты, личность преступника и других категорий правонарушителей, могущих встать на преступный путь, а также систему предупреждения преступности и на этой основе разрабатывает общую теорию предупредительного воздействия на преступность и меры криминологической профилактики.

    Список литературы
    1. Криминология М., Изд. Московского университета, 1984;
    2. Криминология М., Юридическая литература, 1988;
    3. Холыст Б. Криминология. Основные проблемы. М., Юридическая литература,
    1980;
    5. Четвериков В.С. Криминология. М., ИНФРА-М, 1996.

    -----------------------
    Стручков Н.А. «Проблема личности преступника» Л.,1983
    Антонян Ю.М. Изучение личности преступника М.,1982, с.45


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Наука условно делится на три ее фундаментальные отрасли: естественные, общественные и технические, которые различаются по своим предметам и методам. По отношению к практике принято подразделять отдельные науки на фундаментальные и прикладные . Фундаментальные науки открывают законы, управляющие поведением и взаимодействием базовых структур природы, общества и мышления. Цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.

    В науках также выделяют эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания о природе, обществе и человеке. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью научных методов. Устойчиво повторяемые связи между ними выражаются в эмпирических законах, что дает возможность теоретического описания изучаемых объектов, явлений и процессов.

    Криминология относится к общественным наукам с эмпирическим уровнем знаний, но, на наш взгляд, с тенденцией формирования теоретического уровня познания ее предмета.

    Криминология (от лат. crimen - преступление и греч. logos - учение) - это наука о преступлении в узком смысле слова или наука о преступности в широком смысле слова. От единичного понимания преступности криминология перешла к преступности как массовому социальному явлению.

    Криминология стала как бы общетеоретической наукой для наук так называемого криминального цикла. Отечественная криминология вышла из науки уголовного права. Она имеет свой объект, предмет и метод научного познания.

    Становление криминологии как науки связывают с появлением в 1885 году книги итальянского ученого Р. Гарофало под названием «Криминология».

    В литературе криминология стала представлять собой науку, которая изучает преступность, ее причины, личность преступника, а позднее и предупреждение преступности.

    Место и роль конкретной науки среди других наук определяет ее предмет и метод.

    Предмет криминологии как науки - это закономерности: преступности во всех ее проявлениях; детерминации и причинности преступности; подверженности преступности различным воздействиям .

    Отсюда видно, что основным компонентом предмета криминологии является сама преступность , закономерности, законы, принципы и свойства возникновения, изменения и существования ее в обществе. Криминологи выделяют ряд признаков преступности: ее общественная опасность, как социально-правовое явление, их историческая неизбежность, преходимость и воспроизводимость.

    Главным признаком среди них является общественная опасность . Единичное преступление как единичный факт сам по себе не представлял бы опасность для общества, если бы не все возрастающая совокупность единичных преступлений, которая стала все менее неуправляемой. Преступность стала разрушать установившиеся связи и отношения между людьми в обществе, обществом и государством, государством и природой, чем стала представлять всеобщую опасность.

    Преступность представляется еще и как социально-правовое явление. Отечественная криминология рассматривает только то деяние среди множества отклоняющихся форм поведения, которое оговорено только уголовным законом, то есть только преступное деяние.

    Преступность не только исторически неизбежное , но, одновременно, исторически преходящее явление . Историческая неизбежность появления преступности связана с возникновением государства, государственного аппарата, уголовных законов, с помощью которых управляется жизнь общества. Даже при отсутствии уголовного закона преступность как негативное социальное явление остается. Поэтому всегда возникает необходимость в законодательном определении негативных форм поведения, за которые наступает уголовная ответственность.

    На нынешнем этапе развития преступности ученые подметили ее способность к само- и воспроизводству . Преступность, будучи порождением общественных условий жизни, превратилась в самостоятельное явление, которое активно влияет на причины и условия ее порождения, как самостоятельного явления. Преступность на нынешнем этапе своего развития вплетена в систему общественных связей и стала неотъемлемой частью социальных отношений и порождается ими.

    В таком понимании преступность - это общественно опасное, негативное социально-правовое явление, порожденное обществом, ставшее самостоятельным воспроизводимым явлением, которое требует постоянного контроля над собой .

    Другой составной частью предмета криминологии является причина преступности . Причина - это явление, повлекшее за собой другое явление, которое называется - следствием . При этом причина вызывает определенное, соответствующие только ему следствие. Причинно-следственные связи зависят от их условий и поводов. Проблема причинности - одна из ключевых в криминологии. Нельзя отрицать, что преступность со временем меняется. Источником изменений являются все же установившиеся причинно-следственные связи и отношения, что не исключает влияние на нее и других видов связей и отношений.

    В настоящее время в криминологии приемлемым считается деление причин преступности на: а) причины преступности как социального явления; б) причины отдельных видов преступности и в) причины конкретных преступлений, а также г) условия, способствующие совершению преступлений. Но это уголовно-правовой подход.

    В криминологии применяется более широкое понятие связей явлений и отношений как детерминирующие, и соответственно используется новый термин - криминологические (криминогенные) детерминанты преступности .

    Далее, в качестве составляющей в предмет криминологии входит личность преступника . Утверждается, что лицо, совершившее преступление, наделено повышенной степенью общественной опасности, которая влияет на выбор преступного варианта поведения. Своей «антиобщественной» (преступной) направленностью поведения такое лицо и отличается от других людей.

    Однако антиобщественное (преступное) поведение проявляется при определенных социальных условиях развития личности. Поэтому понятие «личность преступника» в уголовном праве было заменено понятием «лицо, совершившее преступление», как наиболее точно отражающее существо проблемы. В этом случае криминолога интересует не сама по себе личность лица, совершившего преступление, а во взаимосвязи лица с его средой жизнедеятельности. В научной и учебной литературе традиционно встречается термин «личность преступника», но он уже имеет другое содержание.

    Наконец, в предмет криминологии входит предупреждение преступности . Существование научного подхода к понятию комплексности причин преступности, позволило говорить о трех уровнях ее предупреждения: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном. Отечественными криминологами была разработана даже теория предупреждения преступности , в основе которой лежит идея управляемости общественными процессами и человеком. Но в настоящее время она не культивируется правоохранительной практикой как это было в последние годы советской власти.

    Новым направлением в исследовании предмета криминологии является учение о жертве преступления или виктимология . Исследования показывают, что поведение преступника во многих случаях обусловлено поведением потерпевшего.

    Всеобщим методом познания преступности и детерминирующих ее факторов в отечественной криминологии признается диалектический материализм. Метод - это прием, способ научного познания объекта исследования. Объектом познания криминологии как самостоятельной науки является сама преступность во взаимосвязи с другими социальными явлениями и процессами.

    Как наука о преступности криминология использует общенаучные (философские) методы ее познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия, моделирование, исторический метод, системный анализ и др.).

    Криминология для научного познания использует также методы для получения знаний эмпирического и теоретического уровней. Для эмпирического уровня используется метод наблюдения, описания, сравнения, экспериментальный метод. Для теоретического уровня знаний применяется метод восхождения от абстрактного к конкретному, формализации, исторический, логический.

    Методика - это совокупность технических приемов, способов сбора и анализа информации о преступности, причинах и личности преступника. Для конкретной цели исследования используются методы других наук. В частности, при работе со статистическими данными о преступности, детерминирующих ее факторах применяют всевозможные статистические, социологические методы. Для изучения личности преступника и жертвы преступления используются психологические методы и конкретные методики.

    Только криминология как комплексная наука о социально-правовом явлении - преступности рассматривает преступность и преступление в единой системе: человек - общество - природа. Поэтому изучение преступности находится в неразрывной связи с другими науками, изучающими общество и природу.

    Отсюда криминология тесно связана с общественно-правовыми науками: во-первых, науками так называемого криминального цикла (уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой, прокурорским надзором), юридической психологий, юридической конфликтологией; во-вторых, политическими науками и т.д.; естественными науками (математикой, статистикой, географией и т.п.).

    Современная криминология как наука о преступности стоит на пути разделения ее на Общую и Специальную части.

    В Общей части рассматриваются общетеоретические вопросы. В нее включаются вопросы о понятии, предмете, методе и задачах криминологии; истории и состояния криминологии; раскрываются понятия о преступности, причинах преступности и ее предупреждении, личности преступника; рассматривается методология, методы криминологии и методики криминологических исследований, прогнозирование состояния и тенденций преступности, теоретические модели программ борьбы с нею.

    В Особенной части отдельными блоками рассматриваются различные виды преступности (насильственная, экономическая, неосторожная, организованная, профессиональная, рецидивная), а также преступность несовершеннолетних, неосторожная преступность. В отдельных учебных изданиях предлагаются к изучению новые криминологические направления: семейная, политическая, коррупционная, пенитенциарная, экологическая, женская, теологическая и т.п. криминология. Обособленно стоит вопрос о международном сотрудничестве в борьбе с преступностью.

    С учетом разного уровня научного познания преступности и детерминирующих ее факторов перед криминологией стоит теоретическая и практическая цели.

    Теоретическая цель криминологии как науки проявляется в формулировании желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью. Практическая цель криминологии состоит в выработке научных и практических рекомендаций, положений и выводов по повышению эффективности этой борьбы.

    Отсюда следуют задачи криминологии:

    • · изучать детерминирующие факторы, влияющие на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;
    • · проводить социально-криминологическое исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;
    • · изучать личность преступника, выявлять механизм совершения конкретного преступления, классифицировать виды преступных проявлений и типы личности преступников;
    • · определять основные направления и меры предупреждения преступности.

    Для выполнения поставленных задач криминология осуществляет следующие основные функции: описательную, объяснительную и прогностическую.

    Описательная функция состоит в систематическом описании элементов предмета криминологии на основе научно установленных фактических данных о них. Объяснительная функция осуществляется с целью выяснения характера описываемых криминологических явлений и процессов, их особенностей. Прогностическая функция состоит в определении возможного развития таких явлений или процессов.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация