Общедомовой счетчик тепла поверка кто оплачивает. Кто обязан проводить работы по поверке одпу. Сроки поверки общедомовых приборов учёта воды

Главная / Авто

Общедомовые приборы учета (ОДПУ). Борьба за счётчики

Портал о недвижимости и комфортной жизни в доме сайт начинает публиковать цикл материалов с рекомендациями по контролю за обоснованностью расходов на "коммуналку". Представляем вашему вниманию совместную статью нашего постоянного и , посвященную общедомовым приборам учета коммунальных ресурсов (ОДПУ). К сожалению, это нововведение в ряде случаев привело не к экономии, а напротив - к росту платы за услуги ЖКХ .

В первую очередь проблемы возникают с общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Нередко собственники оплачивают дорогостоящие приборы учета, а отопление приходится оплачивать не по реальному потреблению (которое и должны определять эти самые общедомовые приборы учета ), а по условным нормативным показателям (нормативам).

Проблема общедомовых приборов учета коснется всех собственников квартир в МКД, ведь закон обязал собственников установить общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов (ст. 13 ФЗ № 261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»).
Некоторые дома коллективными счетчиками уже оснащены, а во многих еще предстоит их установить. В связи с этим многие успели получить платежные документы "за коммуналку" с увеличенной суммой за счет новой строки "плата за установку общедомовых приборов учета" . Стоимость нововведения при этом оказалась довольно ощутимой. Применив нехитрую математику, можно посчитать, что коллективные приборы учета выходят для собственников "золотыми". Особенно остро проблема стоит с ОДПУ тепловой энергии.
Как уже было сказано выше, часто собственники несут бремя расходов как на сами общедомовые приборы учета, так и на их установку , а платить все равно приходится не по их показаниям, а по нормативам, зачастую - завышенным. В теплые осенние месяцы приборы учета действительно помогают снижать плату за отопление. Жители подмосковных Химок посчитали, что в некоторых домах за один лишь отопительный период общедомовые приборы учета могут позволить сэкономить до 10 тысяч рублей на каждую квартиру!
Итак, приборы есть, а квитанция за «коммуналку» их показания не учитывает. И в октябре при средней температуре +5 приходится платить за отопление столько же, сколько в суровые зимние месяцы.

Полные решимости разобраться в проблеме, собственники приходят в управляющую организацию. И что они слышат (далее приводим наиболее частые примеры креатива работников ЖКХ, поясняющих, почему несмотря на закупку приборов за наш счет, оплата взыскивается не по их показаниям): "прибор не введен в эксплуатацию"; "прибор сломался - теперь надо платить за ремонт", "прибор не поверен - надо платить за поверку ОДПУ" и тому подобное.
И пока граждане разбираются "что к чему", в платежках продолжают приходить увеличенные суммы.
Кто же должен вводить в эксплуатацию ОДПУ, ремонтировать, поверять и иным образом обслуживать это имущество?
Все мы оплачиваем услугу по содержанию и текущему ремонту общего имущества. Но зачастую и не представляем, что управляющие организации должны делать за эту ежемесячную плату. Это и работы по ремонту крыш, подвалов, фундаментов, стен, другого общего имущества.
Что же должны делать управляющие компании по ОДПУ за те деньги, что мы каждый месяц отдаем из своего кармана?

1. Ввод прибора в эксплуатацию: ввод в эксплуатацию ОДПУ различных коммунальных ресурсов обеспечивает управляющая организация, кроме того, управляющая компания должна обеспечить их надлежащую эксплуатацию (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета) - это установлено ч. 2 ст. 162 Жилищного Кодекса РФ, а также пп. "к" пункта 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность").
В этом пункте Постановления N 491 указано, что содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодного и горячего водоснабжения, тепловой и электрической энергии, природного газа. Таким образом, исполнитель (например, управляющая компания) обеспечивает также и установку общедомового прибора учета . Судебная практика расходы на установку, наряду с расходами на приобретение самого прибора, все-таки возлагает на собственника (например, Определение Верховного Суда РФ № 310-ЭС15-912 от 17 июня 2015 года).
Исключение из правила: если расходы на установку ОДПУ уже были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 5, ч. 12 ст.13 Закона об энергосбережении № 261-ФЗ от 23.11.2009).

2. Проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание: В работы, которые выполняют для надлежащего содержания систем ХВС, ГВС, отопления и водоотведения в многоквартирных домах, входят проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета , расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах) - мы цитировали п.18 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме").

3. Ремонт и поверка: Относительно ремонта и поверки общедомовых приборов учета часто возникают вопросы, управляющая организация обычно требует на собственников отдельно оплатить расходы по этим пунктам. Однако эти требования незаконны. Работы по ремонту и поверке общедомовых приборов учета возложены на управляющую компанию в рамках платы за жилищную услугу «содержание и текущий ремонт» (п. 6.5 ГОСТ Р56192-2014).

Таким образом, все работы по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, ремонту, поверке приборов мы с вами как собственники оплачиваем ежемесячно, и не должны нести никакие дополнительные затраты по требованию управляющей компании. Управляющие компании пытаются возложить на собственников дополнительные расходы на содержание приборов, которые уже ими оплачены, что нарушает права собственников как потребителей жилищно-коммунальных услуг.

О том, кто должен нести расходы на установку и покупку общедомовых приборов учета, а также, как оспорить стоимость прибора, мы расскажем в следующих статьях.

Воспросы просьба высылать на е-мейл: an.kolesnikova.n (собачка) yandex.ru

ВНИМАНИЕ! ДОПОЛНЕНИЯ:

Также представляем вашему вниманию постоянно обновляемые ответы и дополнения к этой статье:

Представляем юридическую справку, которая даёт понимание о том, каким именно образом был изменен порядок расчета платы за отопление в новостройках в связи со сравнительно свежей позицией Конституционного Суда РФ

Как изменился расчет платы за отопление в новостройках

ЭКОНОМИМ НА ЖКХ - общедомовые приборы учета (ОДПУ)

Виды поверки теплосчетчиков

  • Первичная;
  • Периодическая;
  • Внеочередная.

Этапы поверки теплосчетчика

Поверка прибора учета тепловой энергии. Что это и что нужно знать о поверке теплосчетчика

Что такое поверка

Поверка приборов. Что понимают под этим термином и не является ли он обычной проверкой работоспособности приборов? А также, зачем она нужна и когда ее проводят? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Любой теплосчетчик в первую очередь является метрологическим устройством. Именно по этой причине требования к нему достаточно суровые, ведь он не должен выдавать ошибочные показатели. Определить, точно ли измеряет прибор, его владелец самостоятельно не может, а обязан его сдать в специализированные организации для проверки правильности его показаний – эта процедура и называется поверка средства измерения.

Поверку время от времени должны проходить все средства измерений. Часы, например, хотя бы иногда необходимо сверять с сигналами точного времени. А для поверки измерительных приборов используют более точные эталоны. Таким образом, поверка - вид испытаний приборов на пригодность. Процесс этот достаточно сложен и проводится в России только в тех организациях, у которых есть метрологическая аккредитация.

В процессе эксплуатации теплосчетчика обязательно необходимо обратить внимание на межповерочный интервал, который производитель указывает в паспорте. Это не гарантийный срок обслуживания, а именно межповерочный интервал - период времени, после которого счетчик должен быть сдан в метрологическую службу на поверку.

Виды поверки теплосчетчиков

Существует несколько видов поверки теплосчетчиков:

  • Первичная;
  • Периодическая;
  • Внеочередная.

Первичная поверка – это поверка на заводе-изготовителе или же после проведения ремонта прибора.

Периодическая – выполняется согласно интервала межповерочного срока. Как правило, он составляет от 4 до 6 лет и устанавливается производителем. После завершение каждого временного периода производится поверка.

Внеочередная поверка проводится в случае утраты документов и соответственно незнании следующей плановой поверки, также в том случае если счетчик долгое время не находился в эксплуатации или имеет повреждения корпуса.

Кому разрешена поверка теплосчетчиков

Эту процедуру имеют право проводить исключительно те организации, которые:

Этапы поверки теплосчетчика

Поверка теплосчетчика это целый комплекс мероприятий и представляет собой задействование современного высокоточного оборудования. Этапы поверки проводятся в следующем порядке:

  • Демонтаж прибора – отсоединяются все электрические присоединения, снимается с трубопроводов оборудование, для обеспечения тепловой энергией дома устанавливаются габаритные имитаторы;
  • Калибровка – оборудование настраивается в соответствии с эталонными образцами для исключения погрешности показаний;
  • Настройка – проверяются все настроечные данные оборудования;
  • Поверка – в поверительной установке проверяются метрологические данные оборудования на правильность показаний в различных режимах эксплуатации;
  • Выдача свидетельства о поверке – выдается свидетельство о поверке или ставится соответствующий штамп в паспорт оборудования;
  • Установка прибора на прежнее место – демонтируются габаритные имитаторы, устанавливается на трубопроводы оборудование, присоединяются все электрические присоединения;
  • Ввод прибора в эксплуатацию – подготовка всей технической документации, сдача теплосчетчика техническому надзору;
  • Сдача прибора в эксплуатацию теплоснабжающей организации – пломбирование инспектором тепловых сетей всего установленного оборудования, снятие показаний, составления Акта допуска в эксплуатацию за подписью главного инженера тепловых сетей.

С этого момента теплосчетчик считается пригодным для метрологических измерений и может применятся для организации коммерческого учета тепловой энергии. Данные с поверенного теплосчетчика принимаются тепловыми сетями для начисления платы жильцам за тепловую энергию.

Как видите поверка это очень сложный комплекс мероприятий и требует квалифицированного инженерного персонала, т.е. простыми словами слесарь обслуживающий Ваш дом не может и не имеет права выполнять эти мероприятия.

После проведения поверки ее данные будут действительны на протяжении всего межповерочного интервала.

И на последок - закон четко определяет, что после того как срок поверки приходит к концу, теплосчетчики, как, впрочем, и любые другие измерительные приспособления, считаются непригодными для эксплуатации и их показания считаются недействительными.

Наша компания предлагает услуги управляющим компания и ТСЖ в Челябинске по организации и проведении полного комплекса работ по поверке оборудования общедомовых приборов учета тепла (в том числе теплосчетчиков).

Возложила на собственников помещений в МКД обязанность устанавливать общедомовые и индивидуальные приборы учёта. Но просто установить счётчики недостаточно, в процессе их эксплуатации нужно проводить обязательные мероприятия: проверки и поверки. Сегодня вы узнаете о сроках поверки приборов учёта в МКД.

Почему проводить поверки приборов учёта обязательно

Приборы учёта делятся на индивидуальные и общедомовые. Первые устанавливаются в квартирах собственников помещений в МКД и считают индивидуальное потребление ресурсов. Вторые находятся в помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД, и фиксируют сведения об общем объёме ресурса, поступившего в здание.

Ответственность за установку и ввод в эксплуатацию приборов учёта воды возложена на собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ). Расходы за поверку ПУ также ложатся на собственников помещений МКД.

Поверки приборов учёта проводятся, чтобы убедится в исправности прибора учёта и точности его показаний. Каждый счётчик имеет свой межповерочный интервал.

Межповерочным интервалом считается период, на протяжении которого показания прибора учёта считаются достоверными на основании сведений, полученных в ходе предыдущей поверки.

Обязанность проводить поверки устанавливает постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 . Согласно п. 81(10) документа, эксплуатация, ремонт и замена приборов учёта осуществляются в соответствии с технической документацией на счётчик.

При поверке приборов учёта применяются положения Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ , который регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к ним, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик измерений.

Бывает так, что владелец счётчика не соблюдает периодичность поверок. Это грозит ему тем, что показания прибора учёта будут считаться недействительными и оплачивать потреблённые коммунальные ресурсы придётся по нормативу.

Частота поверки индивидуальных приборов учёта воды

Межповерочный интервал ИПУ определяет производитель прибора учёта на основании совокупности факторов, которые могут повлиять на его работу: конструкция, принцип действия, условия эксплуатации. Интервал поверки индивидуального прибора учёта производитель указывает в документации на счётчик.

При покупке счётчика нужно обратить внимание на дату его производства: межповерочный интервал начинается с этой даты, а не со дня установки прибора учёта.

В России в качестве индивидуальных приборов учёта чаще всего применяются тахометрические механические водосчётчики. Как правило, отечественные изготовители счётчиков на воду в паспорте прибора указывают межповерочный интервал на 4-6 лет. Импортные счётчики служат дольше - до 15 лет.

Поверку счётчика лучше сделать до той даты, когда истекает межповерочный интервал. В противном случае вам придётся обращаться в коммунальные службы для перерасчёта объёмов потребления воды.

Обычно управляющие и ресурсоснабжающие организации ведут реестр потребителей, в котором фиксируют сведения об установленных в МКД приборах учёта и сроках их поверки. Если срок поверки истекает, они информируют об этом владельца счётчика. В уведомлении указываются дата следующей поверки и сроки, в которые вам необходимо провести процедуру.

Сроки поверки общедомовых приборов учёта воды

Сроки поверки общедомового прибора учёта указаны в паспорте счётчика. Поверкой ОДПУ занимаются специализированные организации. Они проверяют счётчики на соответствие ГОСТ 8.156 и МИ 1592-2015 .

Согласно указанным документам, процедура поверки ОДПУ воды заключается во внешнем осмотре счётчика, проверки его герметичности и определении погрешности прибора.

При внешнем осмотре проверяются:

  • документация прибора учёта;
  • состояние его лакокрасочного покрытия
  • чёткость надписей и символов на корпусе, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчётного устройства;
  • наличие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание показаний;
  • наличие стрелки, указывающей направление потока воды.

Герметичность счётчиков проверяют путём создания гидравлическим прессом в рабочей полости давления 1,6 МПа. Счётчик будет считаться рабочим, если в течение 15 минут после начала проверки в местах соединений и на корпусе не появится течи воды или отпотевания.

Поверку ОДПУ воды можно провести как на месте, без снятия счётчика, так и отправив счётчик в метрологическую лабораторию.

Относительную погрешность ОДПУ воды определяют при трёх поверочных расходах - номинальном, переходном и минимальном. При каждом расходе выполняется одно измерение и не допускается усреднение погрешности, определённой при различных расходах.

Если счётчик удачно выдержал все испытания, в техническом паспорте прибора учёта ставится отметка о его поверке и выдаётся свидетельство о поверке. Затем прибор учёта можно эксплуатировать дальше.

Бывает и так, что в ходе поверки выясняется, что прибор учёта нельзя эксплуатировать дальше. В этом случае вы получите извещение о непригодности и будете вынуждены демонтировать и заменить счётчик.

В настоящее время практически все управляющие компании стараются установить на дом, за содержание которого они отвечают, общедомовые приборы учета (ОДПУ), так как без такого счетчика обслуживать дом становится все менее выгодно. Дело в том, что Правительством РФ было принято Постановление №344 от 16 апреля 2013 г., согласно которому к нормативам объектов, не оборудованных ОДПУ, применяются повышающие коэффициенты при расчете платы за поставляемые ресурсы. В 2017 г. величина данного показателя вырастет до 1,6 раза.

Зачем нужны общедомовые приборы учета воды в многоквартирных домах

Благодаря установке ОДПУ возможно контролировать фактическое потребление воды в конкретном доме и определять реальные объемы поставленного ресурса. Основная цель внедрения общедомового прибора учета – избежать переплат за объемы потерь воды, произошедшие на магистралях поставщика.

Величина оплаты коммунальных услуг формируется из двух факторов:

  1. Объем потребленной воды.
  2. Утвержденные тарифы.

Только повлияв на первый фактор, жители дома и управляющая компания могут реально сократить расходы на оплату коммунальных услуг. Тарифы же повышаются каждые полгода, и инструментов влияния на данный фактор нет ни у потребителей, ни у УК.

Установленный общедомовой прибор учета воды позволит:

  • вносить оплату за фактический объем потребленной воды;
  • отделять потерянные объемы воды на магистральных сетях ресурсоснабжающих организаций от реальных объемов поставленной воды;
  • определять объем потерянных ресурсов.

Из этого следует, что установка общедомовых приборов учета горячей и холодной воды является на сегодняшний день единственным способом определения реального объема потребляемой в доме воды.

Установка индивидуальных приборов учета (ИПУ) позволяет собственникам оплачивать фактическое потребление воды в рамках квартиры проживания. Но в квитанциях по оплате коммунальных ресурсов помимо начисления платы за индивидуально потребленный ресурс, начисляется также плата и за общедомовой расход воды (ОДН).

При идеальных условиях в общедомовой расход воды помимо данного ресурса, потребленного собственниками, должен быть включен только расход на обслуживание общедомовой территории. Однако на деле под ОДН подразумевается весь объем израсходованной воды, не учтенной индивидуальными приборами учета, в том числе возможная потеря ресурса на протечках. Как следствие, общий объем воды, приписываемой в графе ОДН в квитанции на оплату, может достигать невероятных 30 % от индивидуально потребленного ресурса, в некоторых случаях даже больше. «Нормальным» же считается ОДН, который не превышает значения в 1,5-2 %.

Установка ОДПУ, по крайней мере, дает возможность отсечь потерю на внутридомовых протечках от магистральных трат и вовремя отреагировать на повышение объема потребления, устранив неполадки в водопроводной сети дома.

Конечно, помимо внутридомовых протечек есть еще множество других факторов, влияющих на рост ОДН. Однако, установив общедомовой счетчик, жители квартир делают первый и очень важный шаг на пути к экономии ресурсов и сокращению расходов за потребляемую воду.

В каких домах возможна установка общедомовых приборов учета воды

Общедомовые приборы учета воды, электроэнергии, газа и тепла обязательно устанавливаются в домах, к которым подведены и подключены следующие системы:

  • централизованное теплоснабжение;
  • централизованное водоснабжение;
  • централизованное газоснабжение;
  • централизованное электроснабжение;
  • другие системы централизованного снабжения энергоресурсами.

Требование обязательной установки общедомовых приборов учета не относится к ветхим, аварийным объектам, а также к сооружениям, в которых:

  • количество потребляемой энергии меньше 5 кВт/ч;
  • объем потребляемого тепла меньше 0,2 Гкал/ч;
  • объем потребляемого природного газа меньше 2 м³/ч.

Стоимость общедомового прибора учета воды

На цену установки общедомового прибора учета воды влияют следующие факторы:

  • количество собственников жилья;
  • нахождение части площади дома в собственности у коммерческой организации;
  • наличие отдельных магистралей холодной и горячей воды около дома (при наличии магистралей установка общедомового счетчика становится обязательной);
  • диаметр трубы ввода;
  • сложность подключения;
  • степень износа трубопровода системы и другие факторы.

Средняя стоимость установки общедомового прибора учета холодной воды и горячей воды варьируется в пределах от 60 до 300 тыс. руб. Цены общедомовых приборов учета воды начинаются от 20 тыс. руб.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета воды

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №261 собственники МКД (жилых и нежилых помещений) обязаны устанавливать общедомовые приборы учета (воды, газа, электроэнергии, тепловой энергии).

Ст. 158 Жилищного кодекса РФ также обязывает собственников помещений в многоквартирных домах оплачивать счета на содержание и ремонт общего имущества МКД. Сумма оплаты зависит от размера доли в праве на общую собственность, принадлежащей владельцу помещения в доме.

Из положений вышеперечисленных законодательных актов вытекает, что собственники жилых и нежилых помещений в МКД должны за свой счет устанавливать индивидуальные и общедомовые приборы учета энергоресурсов. В то же время если издержки на приобретение и установку индивидуального прибора учета покрываются хозяином квартиры или нежилого помещения в полном объеме и зависят от выбранной модели счетчика и организации-установщика, то расходы по приобретению и установке общедомовых счетчиков распределяются между всеми жильцами дома пропорционально принадлежащей им доле собственности в общедомовом имуществе. Доля жильца (или хозяина нежилого помещения) в праве на общедомовое имущество определяется размером площади помещения, принадлежащей собственнику.

Уполномоченный представитель владельцев помещений МКД имеет право обратиться в ресурсоснабжающую организацию с целью заключить договор на установку общедомового прибора учета. При этом данная фирма не может отказаться и не подписать договор (ч. 9 ст. 13 ФЗ-261). Стоимость подключения общедомового прибора учета определяется соглашением сторон и фиксируется в договоре между ресурсоснабжающей организацией и представителем, действующим в интересах собственников помещений в МКД. Установка ОДПУ оплачивается в рассрочку равными долями в течение 5 лет. Потребитель имеет право погасить всю сумму единовременно либо рассчитывать на меньший период выплат. Процентная ставка по предоставляемой рассрочке не должна превышать ставку рефинансирования ЦБ РФ. Сумма переплаты включается в стоимость установки общедомового прибора учета и фиксируется в договоре.

Если собственники помещения в дачном, садовом или многоквартирном домах не поставили общедомовой прибор учета в срок, ресурсоснабжающей организацией проводится принудительная установка данного оборудования (ч. 12 ст. 13 ФЗ-261). Условия оплаты оказанной услуги идентичны описанным выше.

Определенные категории граждан-собственников помещений могут рассчитывать на льготные условия установки ОДПУ. Согласно ч. 11 ст. 13 ФЗ-261 субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть оплачена услуга по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета за счет бюджетных средств. Для осуществления льготной установки ОДПУ потребители должны обратиться в органы соцзащиты.

Опломбирование и введение в эксплуатацию установленных приборов учета осуществляется на безвозмездной основе.

Почему за общедомовые приборы учета воды нельзя заплатить из средств текущего ремонта МКД

Под текущим ремонтом следует подразумевать своевременную плановую профилактику инженерных коммунальных систем. Основным способом устранения поломок и мелких повреждений является текущий ремонт – мероприятия, проводимые и направленные на предотвращение преждевременного износа общедомового имущества.

«Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004) регламентирует расходование средств на осуществление текущего ремонта: затраты должны составлять не менее 0,4-0,55 % от восстановительной стоимости здания. В случае, если денежные средства, выделенные на проведение реконструкции, расходуются нецелевым образом, это может негативно сказаться на графике планово-предупредительного ремонта, что в свою очередь может повлечь за собой возникновение аварийных ситуаций: возможна поломка насосного оборудования, обрушение коммунальных объектов, нарушение работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

Установка общедомового прибора учета воды, газа, электроэнергии и др. может быть произведена за счет средств, выделенных на осуществление текущего ремонта только в том случае, если здание находится в удовлетворительном состоянии. Однако в большинстве случаев здания жилого фонда изношены на 70-80 % и требуют проведения работ по реконструкции.

Экологическая и техническая безопасность проживания жильцов в доме напрямую зависит от соблюдения графика планово-предупредительного ремонта. По этой причине в большинстве случаев установку общедомовых приборов учета оплачивают либо сами собственники помещений в МКД, либо на это выделяются отдельные целевые накопления на энергосбережение дома.

Какой общедомовой прибор учета холодной воды купить

Наиболее частым решением для установки общедомового прибора учета в МКД является установка турбинного сухоходного счетчика на фланцевых соединениях с ДУ 40-150 мм. Срок эксплуатации такого оборудования, как правило, выше, чем у устройств с «мокрым ротором». Достигается это за счет надежной изоляции счетного механизма от контакта с протекающей по трубопроводу водой, в которой могут содержаться мусор и различные примеси. Счетчики подобного типа выпускаются как для холодной, так и для горячей воды. Стоимость прибора учета также зависит от допустимого предела температур, при которых он может эксплуатироваться.

При выборе счетчика необходимо руководствоваться следующими техническими характеристиками устройства:

  • динамическим диапазоном измерения (соотношение максимального и минимального рабочего расхода);
  • возможностью извлечения герметичного механизма счетчика без необходимости удаления воды из трубопровода;
  • допустимостью установки счетчика (предусмотрено заводом-изготовителем) на горизонтальный, наклонный и вертикальный трубопровод;
  • наличием поворотного механизма (для удобства считывания показаний);
  • существованием установленной внешней регулировки для обеспечения возможности снять метрологические параметры;
  • наличием импульсных выходов, их количеством и приспособленностью к подключению различных датчиков.

На сегодняшний день повышенным спросом пользуются общедомовые приборы учета горячей воды, оснащенные термодатчиком. Такое устройство, помимо расхода горячей воды, способно учитывать и количество поступающей тепловой энергии. Настройка прибора учета, оснащенного термодатчиком, позволяет учитывать температуру гидропотока при осуществлении расчетов. К примеру:

  • расчет потребления воды будет производиться с коэффициентом, равным единице, при температуре гидропотока +50° С и выше;
  • при диапазоне температур от +45° С до +49° С коэффициент будет равен 0,9;
  • при температурах от +40° С до +44° С – 0,7;
  • если температура гидропотока находится в пределах ниже +40° C, расчет потребления не осуществляется, т. к. поставка горячей воды с такой низкой температурой не соответствует принятым нормам.

Порядок установки индивидуальных и общедомовых приборов учета воды несколько отличается. Ниже мы рассмотрим особенности установки каждого типа устройства.

Общая последовательность установки индивидуальных приборов учета в жилых помещениях состоит из следующих этапов:

  1. Осмотреть место монтажа прибора учета.
  2. Укомплектовать узел учета.
  3. Осуществить врезку прибора учета в действующую сеть.

Общая последовательность установки общедомовых приборов учета в МКД делится на следующие этапы:

  1. Осмотреть место монтажа устройства.
  2. Получить технические условия на проектирование узла учета, которые предоставляет ресурсоснабжающая организация и/или управляющая компания.
  3. Разработать проектно-сметную документацию для узла учета (этим занимаются специализированные проектные фирмы).
  4. Согласовать проектную документацию на узел учета с ресурсоснабжающей организацией.
  5. Укомплектовать узел учета согласно проектной документации.
  6. Врезать прибор учета (установить в действующую сеть)
  7. Произвести пуско-наладочные работы.
  8. Сдать работы по установке прибора учета ресурсоснабжающей организации и/или управляющей компании.

Кто имеет право устанавливать общедомовые приборы учета воды

В ч. 8 ст. 13 ФЗ-261 указываются лица, имеющие право оказывать услуги по установке, эксплуатации и замене общедомовых приборов учета воды и других энергоресурсов. Такие лица должны соответствовать требованиям для осуществления данных видов работ, которые указываются в законодательных актах РФ:

  • Ресурсоснабжающие организации.
  • Управляющие компании.
  • Коммерческие монтажные организации, получившие лицензию на осуществление данного вида деятельности. Если подобная фирма устанавливает общедомовой прибор учета и при этом не имеет на руках разрешающие документы на производство данного вида работ, устройство может лишиться гарантии завода-изготовителя либо будет запрещена его эксплуатация из-за возможных нарушений, допущенных при монтаже изделия.
  • Застройщик при возведении многоквартирных домов.

Установка РСО общедомовых приборов учета воды

Договор по установке общедомовых приборов учета заключается между ресурсоснабжающей организацией и потребителем согласно нормам (Приказ Минэнерго №149 от 07.04.2010 г. «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора регулирующего условия установки замены и/или эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов»).

Согласно п. 5 Приказа, для установки общедомового прибора учета юридическое лицо либо ИП должно отправить в ресурсоснабжающую организацию заявление, оформленное в письменном виде и приложить к нему пакет документов (оговаривается в п. 6 Приказа):

Согласно п. 3 Приказа, заявителем может выступать не только человек, обладающий правом собственности на помещение, на чем настаивает РСО, но также лицо, на которое возложена ответственность за содержание общедомового имущества собственников помещений в МКД.

После получения пакета документов РСО, в соответствии с п. 10 Приказа, в течение 10 суток должна проверить комнаты на их соответствие техническим требованиям по установке общедомового прибора учета. Если возможность установки подтверждается, в соответствии с п. 11 Приказа, РСО в течение 15 суток должна отправить заявителю составленный договор на оказание услуг по вводу в эксплуатацию ОДПУ.

После получения данного соглашения лицо заверяет его и в течение 15 рабочих дней с момента получения документа направляет его обратно в ресурсоснабжающую организацию.

Важно!

П. 3 Приказа признает заключенный договор публичным. П. 1 ст.426 ГК РФ трактует понятие публичного договора, как договор, который заключает предприниматель или иное лицо, чья деятельность приносит ему доход. Такое соглашение обязывает человека, его заключившее, продать товар, выполнить работу, оказать услуги в соответствии с характером осуществляемой им деятельности каждому, кто к нему обратился: перевозка транспортом общего пользования, энергоснабжение, розничная торговля, услуги связи, гостиничное медицинское обслуживание и пр.

Если одна из сторон уклоняется от подписания договора, а таковое в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ является обязательным, другая сторона имеет право через суд потребовать заключить данное соглашение. При положительном решении суда и с момента его законного вступления в силу договор подписывается на условиях, указанных в решении суда.

Данное положение ГК РФ является действенным инструментом в руках ТСЖ (УК) в случае возникновения споров с РСО и ее отказа от установки общедомовых приборов учета. Анализируя решения, вынесенные на судебных заседаниях по таким делам, можно сделать вывод, что суд чаще всего принимает сторону ТСЖ.

Ситуация, когда ресурсоснабжающая организация не соблюдает положения ФЗ-261 и не вводит в эксплуатацию общедомовые приборы учета в случаях, когда их установка является обязательной, является основанием для привлечения РСО к ответственности в суде.

Помимо этого, акт сдачи или приема проведенных работ, подписанный в одностороннем порядке, признается судом недействительным только в тех случаях, когда мотивы отказа заверять данный документ признаются обоснованными. Это положение зафиксировано п. 4 ст. 753 ГК РФ.

То есть после проведения работ по установке общедомовых приборов учета ресурсоснабжающая организация должна предоставить ТСЖ акт проверки и сдачи выполненных работ, а ТСЖ, в свою очередь, обязано заверить данный документ либо дать обоснованный отказ в письменном виде.

Когда вводят в эксплуатацию общедомовой прибор учета воды

Согласно п. 3 ст. 12 ФЗ-261, ввод в эксплуатацию общедомовых и индивидуальных приборов учета воды и прочих энергоресурсов производится не позднее месяца с момента их установки. Снятие показаний с установленных и введенных в эксплуатацию устройств и начисление платы с учетом данных значений должно быть произведено не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем, когда был осуществлен ввод прибора в эксплуатацию.

Иными словами, оформляя договор, РСО и ТСЖ в обязательном порядке должны указать срок начала эксплуатации общедомового и/или индивидуального прибора учета воды и прочих энергоресурсов.

Срок начала эксплуатации ОДПУ воды регламентируется в следующих документах:

  • В п. 2 ст. 20 ФЗ № 416 от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении».
  • В правилах организации коммерческого учета воды сточных вод п. 34-46. Данные правила определило Постановление Правительства РФ №776 от 04.09.2013 г.

После подписания договора о начале эксплуатации ОДПУ воды, а также общедомовых приборов учета прочих энергоресурсов, приборы пломбируются.

Расчет по общедомовым приборам учета воды

В расчет потребления холодной воды с целью обеспечения общедомовых нужд включаются следующие пункты:

  • полив газона палисадника;
  • промывка водопроводной системы;
  • вода необходимая для мытья лестничных площадок.

В расчет потребления горячей воды для общедомовых нужд включаются следующие пункты:

Общедомовым имуществом признаются все нежилые помещения МКД, не являющиеся частью квартир. Это:

  • лестницы и лестничные площадки;
  • мусоропровод;
  • коридоры;
  • чердак и технический этаж;
  • подвал, в котором размещены инженерные коммуникации;
  • шахта лифта;
  • помещение для организации общего досуга.

Также в состав общедомового имущества входит и уборочная площадь. Сведения о ней содержатся в техпаспорте МКД либо в справке БТИ (форма № 8).

На нормы потребления воды для обеспечения общедомовых нужд влияет:

Норматив водоснабжения (горячая, холодная вода, водоотведение) для обеспечения общедомовых нужд рассчитывается по следующей формуле:

Составляющие данного стандарта указываются в приложении к приказу по региону.

Норматив потребления холодной и горячей воды для обеспечения общедомовых нужд утверждается органом местного самоуправления в каждом отдельно взятом регионе и прилагается к приказу Минэнерго в виде подробных таблиц.

Расход воды на общедомовые нужды при наличии ОДПУ воды рассчитывается исходя из его показаний и суммы данных всех индивидуальных приборов учета и нормативных потреблений для помещений, не оборудованных индивидуальными устройствами учета воды. Разница между этими двумя показателями и является расходом воды на ОДН. Для оплаты по общедомовым приборам учета воды полученная цифра расхода распределяется между всеми собственниками помещений в МКД в соответствии с площадью занимаемых ими помещений. Из чего следует, что даже если в трехкомнатной квартире проживает один человек, а в однокомнатной три человека, показатель расхода воды на обеспечение общедомовых нужд будет выше для первой квартиры – учитывается только площадь помещений, но не количество проживающих в квартире.

Если ОДПУ воды не установлен, размер оплаты рассчитывается исходя из нормативов. Алгоритм подсчета для каждого отдельно взятого норматива указывается в приказе Минэнерго. Схематично формулу расчета расхода воды для обеспечения общедомовых нужд можно представить следующим образом:

Исходя из того, что размер платежа зависит от площади занимаемого помещения, то оплата расхода воды для обеспечения общедомовых нужд производится, в том числе, если в квартире:

  • не прописан ни один жилец;
  • количество фактически проживающих в квартире людей отличается от количества зарегистрированных;
  • собственник помещения временно покинул квартиру (на период отпуска) либо переехал.

Вторая ситуация из приведенного выше списка является довольно щекотливой и порождает неофициальное понятие – «резиновая квартира». В случае, когда подобных «нехороших» квартир в одном доме становится слишком много, общедомовой счетчик может показать потребление в 1,5-2 раза выше предусмотренных нормативов.

Обусловлено это тем, что владельцы «резиновых» квартир предпочитают не устанавливать индивидуальные приборы учета воды, справедливо полагая, что оплата по нормативу, рассчитанному исходя из количества прописанных, оказывается для них намного выгодней оплаты по показаниям устройств учета. При этом перерасход воды (а он неизбежен в подобных ситуациях) становится частью расхода этого ресурса на общедомовые нужды, за который платят все жильцы МКД. Для пресечения подобных схем следует в своих действиях руководствоваться следующими законодательными возможностями:

  • в п. 56 Постановления № 354 указывается, что в случае, когда в квартире временно проживают непрописанные жильцы (от 5 дней подряд), расчет потребления воды ведется по количеству фактически проживающих на этой площади жильцов. Данный факт может быть зафиксирован Актом о фактическом проживании. Право и полномочия по составлению акта есть у Совета дома;
  • можно зафиксировать дату начала (а также период) временного проживания с момента, который потребитель укажет в уведомлении. Данный документ составляется в свободной форме. В нем указывается Ф.И.О., паспортные данные, период пребывания. Уведомление передается исполнителю;
  • если потребитель не подает такое уведомление и скрывает данные о количестве фактически проживающих в квартире, для фиксации данного факта в Акте необходимо обратиться в УВД с заявлением, оформленным в письменном виде. После этого в присутствии участкового и свидетельствующих соседей составляется Акт о фактическом проживании, который является основанием для начисления платы на незарегистрированных жильцов.

Мнение эксперта

Есть люди, но нет документов

Надежда Смирнова,

эксперт журнала «Управление многоквартирным домом»

Что делать в ситуации, когда управляющей компании известно о том, что квартира сдается внаем, но согласно документам она пуста (в ней не зарегистрированы жители ни на постоянной, ни на временной основе), а индивидуальные приборы учета не установлены?

Первый и самый важный шаг – постараться получить доступ в помещение и уже на месте составить Акт, в котором указать количество временно проживающих в квартире граждан.

Второй шаг – составленный акт в течение трех дней направить в ОВД либо органы по миграционному контролю.

Если вам не удалось войти в квартиру, вызывайте участкового. В его присутствии будет проведена проверка и составлен протокол об административном нарушении по ст.19.15.1 КоАП РФ.

Если протокол составлен не будет, все усилия окажутся тщетными, и количество временно и постоянно проживающих в квартире официально будет равным нулю.

Важно знать! Жилищные законодательные акты трактуют понятие «временно проживающий», в том числе как лицо, не имеющее регистрации в данной квартире ни по месту жительства, ни по месту пребывания.

В соответствии с Постановлением №354 объем потребленных услуг ЖКХ, рассчитанный согласно нормативам, данные стандарты превышать не может. Если будет произведено начисление услуг ЖКХ сверх норматива, разницу обязана будет оплатить УК – поставщик коммунальных услуг.

Однако в том случае, если данные услуги предоставляет не управляющая компания, а ресурсоснабжающая организация, образовавшуюся разницу вне зависимости от принимаемых на общем собрании ТСЖ решений должны будут оплатить собственники жилья.

Чтобы снизить расходы и предотвратить возможные спекуляции со стороны владельцев «резиновых квартир», следует:

  • Установить индивидуальные приборы учета и не забывать своевременно подавать сведения по ним. После этого не тяните с вводом счетчика в эксплуатацию, направьте в ЖЭУ соответствующий акт – счетчики будут оперативно внесены бухгалтером снабжающей организации в систему расчета. Если сведения по счетчику передавать с запозданием, то для расчета потребления воды на общедомовые нужды от показаний ОДПУ отнимаются средние показания потребления за 3 месяца. После получения УК точной информации о расходе воды, происходит перерасчет трат данного ресурса на общедомовые нужды.
  • Получить достоверную информацию о площади жилых и нежилых помещений, относящихся к общедомовому имуществу.
  • Постараться с помощью Совета дома собрать сведения о количестве людей, фактически проживающих более 5 дней подряд в квартире, не оборудованной индивидуальным прибором учета.
  • Установить в квартире различные приспособления, способствующие сокращению расходования воды.
  • Периодически проверять состояние коммуникаций: оно должно соответствовать требованиям технического регламента. Ответственность за обеспечение безаварийной работы систем возложена на управляющую компанию. Соответственно, если была обнаружена протечка, и она является причиной перерасхода воды по общедомовым нуждам, при наличии доказательств оплачивать данный перерасход будет УК.

Во Владивостоке был проведен эксперимент: ввели подобные меры экономии. Результат не заставил себя ждать: уже в первый месяц расходы снизились на 7 %.

Кто снимает показания с общедомового прибора учета воды

Снятием показаний с общедомового прибора учета воды по закону занимается сотрудник УК либо ресурсоснабжающей организации, наделенный такими полномочиями.

Однако Совет дома может избрать лицо, которое будет представлять интересы собственников в том случае, если жильцы МКД захотят принять участие в процессе снятия показаний с ОДПУ воды. Такая процедура регламентирована Жилищным Кодексом РФ. Решение Совета дома должно быть оформлено в виде акта и направлено в управляющую компанию.

Законом также не предусмотрена оплата за процедуру снятия показаний с общедомового прибора учета воды.

Мнение эксперта

Автоматизированный сбор данных с приборов учета

А.А. Матвеев ,

менеджер по работе с ключевыми клиентами ОАО «Телеофис»

Чтобы расчеты за потребление воды и другие энергоресурсы проводились правильно, нужно своевременно подавать корректные данные о расходе, оперативно снятые с общедомового прибора учета. Чтобы снизить трудозатраты, облегчить доступ к этим показателям и при этом извлечь экономическую выгоду, можно подумать об установке автоматизированных систем сбора сведениям.

Подобная система работает в автоматическом режиме. Она способна считывать данные в заданное время одновременно со всех общедомовых приборов учета, к ней подключенных, что делает процедуру сведения баланса по всем потребителям очень простой.

Автоматизированная система сбора данных, как правило, состоит из следующих элементов:

  • приборов учета, оборудованных цифровым интерфейсом, которые позволяют производить снятие показаний в автоматическом режиме;
  • устройства связи (модема), передающего снятые с прибора учета данные на специальный сервер;
  • сервера, где хранятся данные приборов учета;
  • программного обеспечения (ПО), производящего сбор данных и расчет платежей.

Связь с прибором учета можно наладить несколькими способами:

  • посредством проводного соединения;
  • посредством беспроводного соединения;
  • с задействованием локальных сетей;
  • с использованием возможностей Интернета.

Наиболее эффективным способом установки связи является подключение прибора учета к сети Интернет. Такое присоединение можно осуществить с помощью адаптера Ethernet либо модема.

Ethernet-соединение позволяет использовать уже существующую в доме сеть Интернет для подключения устройств, экономя таким образом на оплате альтернативного способа связи с прибором учета.

Рис. 1. Передача данных через Ethernet-конвертеры TELEOFIS ER108-L4U.

Подключенные к приборам учета конвертеры (адаптеры) Ethernet по сети Интернет устанавливают связь с сервером сбора данных и передают считанные показания.

Данный способ весьма эффективен, не требует установки дорогостоящего оборудования для налаживания связи с приборами учета. Однако для его реализации объект должен иметь доступ к сети Интернет.

В качестве альтернативного способа подключения счетчиков к автоматизированной системе сбора данных (если на объекте отсутствует соединение с сетью Интернет) используют GPRS-терминалы. Данное устройство способно установить соединение приборов учета с сетью Интернет почти в любом месте, где есть сотовая сеть.

Рис. 2. GPRS-терминал TELEOFIS WRX708-L4U.

GPRS-терминалы имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционным соединением с помощью Ethernet-кабеля:

Конечно, сотовая связь не бесплатна, но в рассматриваемом случае, когда она используется 1-2 раза в месяц только как средство для передачи коротких сообщений с данных приборов учета, затраты на каждый подключенный счетчик ограничиваются несколькими рублями.

То, какими возможностями обладает программное обеспечение подобной автоматизированной системы, можно рассмотреть на пример системы АТМ.

Система позволяет:

  • дистанционно получать данные с приборов учета: воды, газа, электричества и тепла;
  • автоматически по расписанию формировать отчетность;
  • редактировать и создавать новые шаблоны формируемых отчетов;
  • размещать объекты на интерактивной карте местности;
  • получать доступ к системе с любого компьютера, планшета, подключенного к сети Интернет.

Поверка общедомовых приборов учета воды

Общедомовой прибор учета воды является сложным устройством, требующим периодического обслуживания, проверки, ремонта, а в случае невозможности осуществления последнего – замены. ОДПУ является частью общедомовой собственности, и ответственность за него несут все владельцы помещений МКД. Однако ремонт и обслуживание счетчика жильцы осуществляют не своими силами, а посредством управляющей компании. УК, в свою очередь, привлекает для выполнения данных работ квалифицированного специалиста из организации, чья деятельность непосредственно связана с обслуживанием подобных приборов.

Таким образом, управляющая компания несет ответственность за своевременную проверку технического состояния прибора учета воды, осуществление ремонта и, при необходимости, его оперативную замену. Привлекаемая управляющей организацией компания-посредник должна иметь сертификат, подтверждающий ее квалификацию в данной сфере деятельности и допуск для обслуживания счетчиков такого типа. Зачастую подобные компании работают на постоянной основе.

После завершения обслуживания должен быть составлен акт, в котором будут указаны итоги проведенной проверки: неисправности в случае их обнаружения и рекомендации по устранению. Данный документ должен быть подписан сотрудником УК и специалистом организации, осуществлявшей обслуживание счетчика воды.

Сокращения и термины, используемые в тексте:

ООО «Тюменская Энергосервисная Компания», далее - ООО «ТЭК»;

Общедомовой прибор учета тепловой энергии, далее - ОДПУ ТЭ;

Общедомовой прибор учета холодного водоснабжения, далее - ОДПУ ХВС;

1. На каком основании в МКД установлены ОДПУ. Кем выполнена работа по установке ОДПУ.

На основании Федерального закона РФ №261-ФЗ от 23.11.2009 ст.13 п.5 и п.7 Закона об энергосбережении собственник обязан за счёт собственных средств приобретать приборы учета, устанавливать их и осуществлять надлежащую эксплуатацию, а по истечении срока эксплуатации заменять их.

Пункт 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ устанавливает, что в случае неисполнения собственниками помещений в МКД обязанности по обеспечению дома ОДПУ, эта обязанность переходит к РСО.

В связи с тем, что собственники не исполнили указанную обязанность, в соответствии с законодательством она перешла к РСО. Следовательно, приборы учета установили ОАО «Тюмень Водоканал» и "Тепло Тюмени"- филиал ПАО "СУЭНКО".

2. Что такое «поверка ОДПУ».

Поверка приборов учета тепловой энергии - обязательная процедура в процессе их эксплуатации. Цель поверки приборов - подтверждение соответствия средств измерения всем установленным техническим требованиям. Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учёта заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своём распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).

3. Кто обязан проводить работы по поверке ОДПУ.

Согласно подпункту «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 собственники помещений в МКД обязаны уведомить УК о предстоящей поверке и определить её исполнителя.

Однако собственники не инициировали решение этого вопроса. В рамках договора управления МКД УК предлагает собственникам помещений в МКД провести работы по поверке ОДПУ силами ООО «ТЭК» на основании действующего договора между УК и ООО «ТЭК», в котором предусмотрены данные виды услуг.

ООО «ТЭК» - это одна из специализированных компаний на рынке, имеющая допуск СРО для оказания данного вида услуг, квалифицированный персонал и выполняющая техническое обслуживание ОДПУ в МКД, находящихся в управлении ООО «УК «ЗАПАД».

4. Как определяются сроки проведения поверки ОДПУ.

Основанием для проведения поверки ОДПУ в срок, указанный в протоколе общего собрания собственников помещений в МКД, являются технические паспорта приборов, входящих в состав ОДПУ. Срок эксплуатации приборов согласно техническим паспортам составляет 12 лет, периодичность метрологической поверки - 1 раз в 4 года от даты выпуска прибора, указанной в техническом паспорте, а не от даты ввода в эксплуатацию.

При установке прибора учета в МКД силами РСО было смонтировано то оборудование, которое имелось на момент проведения работ по установке, т.е. год ввода ОДПУ в эксплуатацию не соответствовал году выпуска прибора по техническому паспорту.

А так же следует иметь в виду, что установленные приборы, входящие в состав ОДПУ могут быть разных годов выпуска.

5. Почему собственникам предлагается одновременная поверка всех приборов учета, входящих в состав ОДПУ, не смотря на разные годы выпуска приборов.

В состав ОДПУ входят: тепловычислитель, два расходомера и термопара. ОДПУ могут поверяться отдельными узлами, входящими в его состав - в зависимости от года их выпуска.

Но мы предлагаем провести одновременную поверку всех приборов учета, входящих в состав ОДПУ, не смотря, на разные годы их выпуска, что позволит:

Сэкономить средства потребителей, т.к. собственники произведут оплату всех работ, связанных с поверкой по демонтажу, монтажу и пуско-наладке единожды.

Выровнять межповерочный период и производить последующие поверки ОДПУ в синхронном порядке.

6. Кто обязан нести расходы, связанные с работами по поверке ОДПУ.

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учёта, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов должны включаться в состав общего имущества собственников помещений в МКД, утверждаемый общим собранием собственников помещений в МКД (п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).

В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Согласно подпункту "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

7. Почему стоимость поверки не учтена в расходах по техническому обслуживанию ОДПУ.

Работы по обеспечению работоспособности, регулировке и техническому обслуживанию ОДПУ включены в минимальный ПЕРЕЧЕНЬ услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013г. (раздел II п.18), а работы по ПОВЕРКЕ ОДПУ не включены в данный ПЕРЕЧЕНЬ.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в МКД утверждена компания (ООО «ТЭК»), осуществляющая техническое обслуживание ОДПУ, а также утверждён тариф за данную услугу. Согласно договору между ООО «УК «ЗАПАД» и ООО «ТЭК» поверка не входит тариф по техническому обслуживанию и оплачивается по дополнительному соглашению к договору за счет средств собственников.

8. Как определяется стоимость поверки и почему собственникам не предоставляется смета на поверку ОДПУ?

Специалистами ООО «ТЭК» был составлен укрупненный сметный расчет по диаметрам трубопроводов в многоквартирных домах для определения стоимости своих услуг. Данная смета собственниками МКД не была заказана и не была оплачена, следовательно, предоставлять её по запросу собственников, прилагая к протоколу, ООО «ТЭК» не обязано (см. ст.128 ГК РФ).

Расшифровка укрупненного сметного расчета по поверке и связанных с ней работ (демонтаж, поверка, монтаж и пуско-наладочные работы), предоставляется собственникам многоквартирных домов при обращении - в приёмные дни: четверг с 15:00 до 17:00, по адресу: ул.Затюменская, д.5, ТЭК, каб.38.

9. Каким документом будет подтверждено выполнение работ по поверке.

Документальным подтверждением выполнения работ по поверке ОДПУ и связанных с ней работ является акт выполненных работ (КС-2) с отраженными в нем фактическими затратами произведенных работ. А так же, акт передачи выполненных работ за подписью исполнителя и председателя совета дома.

10. Могут ли собственники помещений в МКД решением общего собрания отказаться от поверки ОДПУ, либо перенести её срок.

Эксплуатация не поверенного прибора учёта запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учёта со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Поверка приборов учета тепловой энергии является обязательной процедурой в процессе их эксплуатации.

Перенос срока поверки ОДПУ не возможен. Периодичность поверки указана в техническом паспорте на прибор учёта. Межповерочный интервал приборов учёта тепловой энергии и горячей воды - 4 года, а прибора учета холодной воды - 6 лет. С даты окончания поверочного периода, обозначенного в техническом паспорте, прекращается использование прибора, как коммерческого. Поэтому оплата за потребление тепловой энергии будет производиться на основании п.59 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», т.е. не по фактическим показаниям приборов учета.

Примечание.

Между УК и собственниками помещений в МКД заключен договор управления МКД, по которому УК вправе привлекать специализированные организации (третьих лиц) для надлежащего исполнения обязательств по договору. В связи с этим между УК и ООО «ТЭК» действует договор на обслуживание приборов учета, установленных в МКД. А собственниками помещений в МКД подписан протокол общего собрания на обслуживание ОДПУ специализированной компанией ООО «ТЭК» с указанием в нем стоимости данной услуги.

Договор между УК и ООО «ТЭК» связан с коммерческой деятельностью компании и определяет обязательства между сторонами по договору. Следовательно, требования собственников о предоставлении договора не являются правомерными, но ознакомиться с договором можно в ООО «УК «ЗАПАД» в приёмные часы по четвергам с 15:00 до 17:00.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация