Сернурский районный суд республики марий эл

Главная / Авто

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Комментарий к Ст. 5.57 КоАП РФ

1. Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере образования. Непосредственный объект данного административного правонарушения — гарантируемое Конституцией РФ (ст. 43) право на образование и предусмотренные законодательством права и свободы обучающихся образовательных организаций.

Соответствующие образовательные отношения (в том числе касающиеся реализации прав и свобод обучающихся) регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также некоторыми другими нормативными правовыми актами.

2. Объективная сторона данного административного правонарушения выражается, как правило, в действиях. Потенциальный виновник нарушает или незаконно ограничивает право на получение общедоступного и бесплатного образования (любым способом, например, не принимает документы, отказывает в выдаче документов, препятствует переводу учащегося в данную школу и т.п.). Объективная сторона данного правонарушения охватывает также случаи прямого отказа в приеме в образовательное учреждение либо отчисления (исключения) из него без законных к тому оснований.

Правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, состоит в том, что потенциальный виновник нарушает (ограничивает) права и свободы обучающихся (либо нарушает установленный порядок реализации этих прав) уже в ходе обучения в образовательном учреждении, регулируемого Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ и иными нормативными правовыми актами (например, обусловливает обучение в образовательном учреждением рядом необоснованных требований и т.п.).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 3 комментируемой статьи, выражается в действиях (или бездействии), нарушающих те же нормы действующего законодательства об образовании, что имеются в виду в ч. 1 данной статьи, но должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Такому лицу постановлением суда назначается дисквалификация, предусмотренная для ряда должностных лиц ст. 3.11 КоАП РФ.

Следует учитывать, что под «аналогичным правонарушением» следует понимать совершение должностным лицом такого же (а не любого другого) нарушения законодательства об образовании, причем в течение 1 года со дня окончания исполнения предыдущего постановления о назначении административного наказания за такое же административное правонарушение (см. п. п. 16 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.

Указанные правонарушения могут быть совершены как в форме действий (например, незаконное отчисление из школы), так и путем бездействия (например, необоснованный отказ принять подростка в образовательное учреждение).

Правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из правонарушающих действий (бездействия).

Данные административные правонарушения следует отличать (по признакам объективной стороны и др.) от правонарушения, предусмотренного ст. 19.30 (нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса) КоАП РФ.

3. Субъектами данных административных правонарушений могут быть должностные лица (прежде всего, руководители образовательных учреждений — школ, лицеев и т.п.), а также юридические лица (образовательные учреждения разных организационно-правовых форм и форм собственности — школы, лицеи, гимназии и т.п.).

Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется наличием умысла (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы о данных административных правонарушениях могут составлять должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). В настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и ее структурные подразделения в субъектах РФ (см. ст. 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ и Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 594).

Статья 5.58. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требования о его изъятии. Использование заведомо поддельного открепительного удостоверения

Навигация по записям

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации -


влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.


2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод -


влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.


3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -


влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.




Комментарии к ст. 5.57 КОАП РФ


1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами РФ гарантированного ст. 43 Конституции РФ права на образование.

Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "Об образовании" с последующими многочисленными изменениями (далее - Закон об образовании)) в качестве одного из принципов государственной политики провозглашен принцип общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (ст. 2) и перечислены государственные гарантии прав граждан РФ в области образования, в том числе доступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также на конкурентной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в указанных учреждениях (ст. 5).

Законом предусмотрено оказание социальной государственной поддержки определенным категориям граждан в период получения ими образования (ч. ч. 5 - 7 ст. 5).

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" гарантирует гражданам РФ свободу выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (ч. 4 ст. 2).

2. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений на основе норм указанных законов регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которые были утверждены Правительством РФ. В будущем эти положения будут утверждаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области образования.

Каждое образовательное учреждение имеет статус юридического лица и соответствующий устав, разрабатываемый на основе типового положения (см. ст. 13 Закона об образовании).

Применительно к образовательным учреждениям (в комментируемой статье они названы организациями) лица, получающие в них образование, именуются "обучающимися", а лица, находящиеся в коррекционных образовательных учреждениях, в детских домах, интернатах и других специализированных образовательных учреждениях - "воспитанники".

Термин "обучающиеся" законодательные акты об образовании применяют к лицам, обучающимся в начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Лица, обучающиеся в высших учебных заведениях, именуются также "студенты" (см. ст. 16 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

3. В Законе об образовании определены общие положения о приеме граждан в соответствующие образовательные учреждения (ст. 16). Правила приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования утверждаются Минобрнауки России, закрепляются в уставе учреждения, принятого учредителем образовательного учреждения, и должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Порядок приема в образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования также утверждается Минобрнауки России.

Порядок исключения обучающихся из образовательных учреждений установлен на законодательном уровне и на уровне типовых положений об образовательных учреждениях и их уставов.

Закон об образовании (ст. 19) определяет основания и порядок исключения учащихся из общеобразовательного учреждения. Орган управления общеобразовательного учреждения, например, педагогический совет школы, вправе исключить учащегося, достигшего пятнадцатилетнего возраста, за грубые нарушения устава данного учреждения, если меры воспитательного воздействия не дали результатов и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное его функционирование.

При этом оговорена обязанность образовательного учреждения при решении такого вопроса учесть мнение родителей (законных представителей), получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также немедленно информировать о принятом решении орган местного самоуправления.

Согласно ст. 16 (п. 9) Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. При этом установлены определенные сроки и ограничения применения взыскания.

4. Объективная сторона деяния по ч. 1 данной статьи состоит в нарушении правил и порядка приема в соответствующие образовательные учреждения, а также порядка исключения обучающегося из такого учреждения.

5. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, могут быть должностные лица (например, директор школы, руководитель (его заместитель) органа управления образованием на муниципальном, региональном или федеральном уровне), допустившие перечисленные в данной части статьи нарушения. Равным образом это относится к самим образовательным учреждениям, являющимся по своему статусу юридическими лицами.

6. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушения или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образования.

Права и обязанности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образовательного процесса определены законодательными актами РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и Минобрнауки России.

Согласно ст. 50 Закона об образовании все обучающиеся в образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

В отношении обучающихся и воспитанников Закон предусматривает такие меры социальной поддержки, как стипендии, места в общежитиях, в интернатах и т.п. Эти меры обеспечивает учредитель образовательного учреждения в пределах своей компетенции (см. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487 (с изм. и доп.)).

Важной гарантией прав гражданина на получение среднего или высшего профессионального образования является установленная Законом "Об образовании" обязанность учредителя соответствующего муниципального или государственного образовательного учреждения в случае прекращения деятельности такого учреждения (в том числе в связи с аннулированием лицензии, лишением государственной аккредитации) возместить убытки по договору, предусматривающему оплату стоимости обучения, а также обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа (п. 17 ст. 50).

Закон об образовании обязывает образовательные учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанником несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения (ст. 51 Закона об образовании).

Лица, обучающиеся по очно-заочной и заочной форме, имеют право на получение дополнительно оплачиваемого отпуска по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы в соответствии с законодательством РФ.

Законом предусмотрены также определенные льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья (см. ч. 10 ст. 50 и ч. 2 ст. 51 Закона об образовании).

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предусматривает помимо указанных выше льготы для определенных категорий граждан при поступлении в вуз (ст. 11) и определяет статус студента, устанавливая наряду с закрепленными в Законе об образовании правами всех обучающихся дополнительные права (см. ч. ч. 2 - 7 ст. 16) и регламентирует обязанности студентов (см. ч. ч. 8 - 10 ст. 16).

7. Объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 2 данной статьи составляют действия (бездействие) юридических лиц и должностных лиц, приведшие к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.

8. Субъектами административных правонарушений по ч. 2 данной статьи могут быть должностные лица администрации образовательного учреждения, должностные обязанности которых определены уставом учреждения, а также сами образовательные учреждения как юридические лица. По нашему мнению, к административной ответственности по ч. 2 данной статьи могут быть привлечены и работодатели в случае нарушения требований законодательных актов РФ о предоставлении льгот лицам, обучающимся по очно-заочной или заочной форме обучения.

9. Форма вины по обеим частям этой статьи - как правило, умысел, но может быть и неосторожность.

10. Дела об административных правонарушениях по обеим частям данной статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции. Если предполагается назначить дисквалификацию в отношении должностного лица, являющегося государственным гражданским служащим либо муниципальным служащим, дело передается на рассмотрение районного судьи (ч. 1 ст. 23.1 и ст. 3.11 КоАП РФ).

11. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дело № 12-1008/2013

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

Судья Сернурского районного суда Республики Марий Эл Т.М. Богданова, с участием помощника прокурора Мари-Турекского района Кузьминых И.В., а также Гайнутдиновой М.Н.,

рассмотрев жалобу Гайнутдиновой М.Н., работающей …. директором МБОУ «….. средняя общеобразовательная школа», на постановление мирового судьи судебного участка № 1 в Мари-Турекском районе РМЭ от 06 февраля 2013 года о назначении административного наказания по ч.1 ст.5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Гайнутдиновой М.Н.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 в Мари-Турекском районе РМЭ от 06 февраля 2013 года Гайнутдинова М.Н. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Гайнутдинова М.Н. обратилась в суд с жалобой на данное постановление. С постановлением она не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Полагает, что срок привлечения ее к административной ответственности истек, так как административное правонарушение выявлено 12 октября 2012 года, обжалуемое постановление вынесено 06 февраля 2013 года, т.е. по истечении трех месяцев, предусмотренных законом.

Ее вина в совершении административного правонарушения не установлена. Действительно, третий час занятий физической культуры проводился в ледовом дворце /адрес/. Однако посещение ледового дворца не являлось для учеников обязательным, соответствующего приказа не издавалось. В расписании уроков, размещаемом на информационном стенде, не указано, что третий урок физкультуры проводится в ледовом дворце. Для учеников, по каким-либо причинам отказавшимся от посещения ледового дворца, третий урок физической культуры проводился в спортивном зале МБОУ «….. средняя общеобразовательная школа», где в одно время с занятиями в ледовом дворце также проводились уроки физической культуры (для другого класса с другим учителем физкультуры). При этом уроки физической культуры в ледовом дворце проводились с согласия родителей. Полагает, что право обучающихся на получение общедоступного и бесплатного образования ею не нарушено, так как обучающимся было предоставлено право выбора места проведения третьего занятия физической культурой (ледовый дворец или спортивный зал школы). Кроме того, 12 октября 2012 года ею дано указание учителям физической культуры о прекращении уроков физической культуры в ледовом дворце.

Считает, что под действие ч.1 ст.5.57 КоАП РФ подпадают действия, выразившиеся в нарушении правил и порядка приема в соответствующие образовательные учреждения, а также порядка исключения обучающегося из такого учреждения. Однако, исходя из материалов дела, правонарушение допущено в отношении лиц, уже обучающихся в МБОУ «…. средняя общеобразовательная школа». Полагает, что подлежала применению ч.2 ст.5.57 КоАП РФ.

В судебном заседании Гайнутдинова М.Н. поддержала жалобу, привела доводы, изложенные в жалобе. Суду пояснила, что права детей она не нарушала, так как обучающимся было предоставлено право выбирать место проведения занятий физической культурой, дети посещали уроки в ледовом дворце с согласия родителей, занятия физической культурой в ледовом дворце проводились до 12 октября 2012 года. Срок привлечения ее к административной ответственности на день рассмотрения дела истек.

Помощник прокурора Кузьминых И.В. просит постановление мирового судьи оставить без изменения, считает доводы жалобы необоснованными, поскольку они опровергаются представленными материалами дела.

Выслушав пояснения Гайнутдиновой М.Н., прокурора Кузьминых И.В., исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст.50 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон об образовании) права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами (п.1); обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения (п.4).

Согласно ч.1 ст.7 Закона об образовании в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Из п.5 ст.14 Закона об образовании следует, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий (п.1 ст.15 Закона об образовании).

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя: 1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ (п.1 ч.2).

По настоящему делу установлено, что третий (обязательный) час занятий физической культурой учащихся МБОУ «…. средняя общеобразовательная школа» в 2012 году периодически проходил в ледовом дворце /адрес/ на платной основе (путем покупки билетов учащимися).

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 ноября 2012 года, справкой о прокурорской проверке от 27 ноября 2012 года, объяснениями Гайнутдиновой М.Н., объяснениями свидетелей (родителей учащихся, работников ледового дворца), учебными планами, расписаниями учебных занятий, образовательной программой, рабочими программами по физической культуре, кассовым чеком, графиками посещения дворца и другими доказательствами.

В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Суд считает установленным факт нарушения Гайнутдиновой М.Н. норм законодательства об образовании. Проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ означает их безусловную бесплатность для обучающихся. Поэтому довод жалобы о наличии выбора у учащихся не имеет значения.

Мировой судья счел, что Гайнутдиновой М.Н. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.57 КоАП РФ, ссылаясь на представленные по делу доказательства.

Между тем из смысла ч.1 ст.5.57 КоАП РФ следует, что объективная сторона деяния по указанной части состоит в нарушении правил и порядка приема в соответствующие образовательные учреждения, а также порядка исключения обучающегося из такого учреждения.

В силу ч.2 ст.5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Объективную сторону состава административного правонарушения по ч.2 ст.5.57 КоАП РФ составляют действия (бездействие) юридических лиц и должностных лиц, приведшие к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.

Из доказательств по делу следует, что в действиях Гайнутдиновой М.Н. не имеется объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ.

С учетом собранных по делу доказательств, суд считает, что действия Гайнутдиновой М.Н. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.57 КоАП РФ.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства при условии, что не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Учитывая, что ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ имеет единый родовой объект посягательства с ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, переквалификация действий Гайнутдиновой М.Н. не ухудшает ее положения и не изменяется подведомственность рассмотрения дела, то действия Гайнутдиновой М.Н. надлежит переквалифицировать по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек, довод жалобы в этой части несостоятелен, т.к. в материалах дела имеется график, согласно которому учащиеся школы в учебное время последний раз посещали ледовый дворец 17 ноября 2012 года.

Ст.4.5 КоАП РФ определено, что постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Факт нарушений был зафиксирован справкой о проверке от 27 ноября 2012 года, следовательно, срок привлечения к административной ответственности следует исчислять с указанной даты. На момент вынесения мировым судьей постановления о назначении административного наказания (06.02.2013) срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

В соответствии с санкцией ч.2 ст. 5.57 КоАП РФ, конкретными обстоятельствами дела, ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, за совершение указанного административного правонарушения суд считает необходимым назначить Гайнутдиновой М.Н. административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Как смягчающее наказание обстоятельство судья учитывает наличие на иждивении Гайнутдиновой М.Н. ... Обстоятельств, отягчающих ответственность, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 в Мари-Турекском районе Республики Марий Эл от 06 февраля 2013 года о назначении административного наказания в отношении Гайнутдиновой М.Н. по ч.1 ст.5.57 КоАП РФ изменить, действия Гайнутдиновой М.Н. переквалифицировать с ч. 1 ст.5.57 КоАП РФ на ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № 1 в Мари-Турекском районе Республики Марий Эл от 06 февраля 2013 года оставить без изменения, жалобу Гайнутдиновой М.Н. - без удовлетворения.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу с предоставлением в суд квитанции о его оплате.

Наименование получателя платежа: …..

Несвоевременная уплата административного штрафа влечет административную ответственность по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении обжалованию не подлежит.

Судья Т.М.Богданова

Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций

Комментарий к статье 5.57

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами РФ гарантированного ст. 43 Конституции РФ права на образование.
Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «Об образовании» с последую-щими многочисленными изменениями (далее — Закон об образовании)) в качестве одного из принципов государственной политики провоз-глашен принцип общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (ст. 2) и перечислены государственные гарантии прав граждан РФ в области образования, в том числе дос-тупность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также на конкурентной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в указанных учреждениях (ст. 5).
Законом предусмотрено оказание социальной государственной поддержки определенным категориям граждан в период получения ими образования (ч. ч. 5 — 7 ст. 5).
Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гарантирует гражданам РФ свободу выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреж-дения и направления подготовки (ч. 4 ст. 2).
2. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений на основе норм указанных законов регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которые были утверждены Правительством РФ. В будущем эти положения будут утверждаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области образования.
Каждое образовательное учреждение имеет статус юридического лица и соответствующий устав, разрабатываемый на основе типового положения (см. ст. 13 Закона об образовании).
Применительно к образовательным учреждениям (в комментируемой статье они названы организациями) лица, получающие в них образование, именуются «обучающимися», а лица, находящиеся в коррекционных образовательных учреждениях, в детских домах, интер-натах и других специализированных образовательных учреждениях — «воспитанники».
Термин «обучающиеся» законодательные акты об образовании применяют к лицам, обучающимся в начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Лица, обучающиеся в высших учебных заведениях, именуются также «студенты» (см. ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
3. В Законе об образовании определены общие положения о приеме граждан в соответствующие образовательные учреждения (ст. 16). Правила приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования утверждаются Минобрнауки России, закрепляются в уставе учреждения, принятого учредителем образовательного учреждения, и должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
Порядок приема в образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования также ут-верждается Минобрнауки России.
Порядок исключения обучающихся из образовательных учреждений установлен на законодательном уровне и на уровне типовых положений об образовательных учреждениях и их уставов.
Закон об образовании (ст. 19) определяет основания и порядок исключения учащихся из общеобразовательного учреждения. Орган управления общеобразовательного учреждения, например, педагогический совет школы, вправе исключить учащегося, достигшего пятна-дцатилетнего возраста, за грубые нарушения устава данного учреждения, если меры воспитательного воздействия не дали результатов и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное его функционирование.
При этом оговорена обязанность образовательного учреждения при решении такого вопроса учесть мнение родителей (законных представителей), получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также немедленно информировать о при-нятом решении орган местного самоуправления.
Согласно ст. 16 (п. 9) Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть при-менены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. При этом установлены определенные сроки и ограничения применения взыскания.
4. Объективная сторона деяния по ч. 1 данной статьи состоит в нарушении правил и порядка приема в соответствующие образова-тельные учреждения, а также порядка исключения обучающегося из такого учреждения.
5. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, могут быть должностные лица (например, директор школы, руководитель (его заместитель) органа управления образованием на муниципальном, региональном или федеральном уровне), допустившие перечисленные в данной части статьи нарушения. Равным образом это относится к самим образовательным учреждениям, являющимся по своему статусу юридическими лицами.
6. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушения или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образования.
Права и обязанности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образовательного процесса определены законодательными актами РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и Минобрнауки России.
Согласно ст. 50 Закона об образовании все обучающиеся в образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
В отношении обучающихся и воспитанников Закон предусматривает такие меры социальной поддержки, как стипендии, места в общежитиях, в интернатах и т.п. Эти меры обеспечивает учредитель образовательного учреждения в пределах своей компетенции (см. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487 (с изм. и доп.)).
Важной гарантией прав гражданина на получение среднего или высшего профессионального образования является установленная Законом «Об образовании» обязанность учредителя соответствующего муниципального или государственного образовательного учреждения в случае прекращения деятельности такого учреждения (в том числе в связи с аннулированием лицензии, лишением государственной аккредитации) возместить убытки по договору, предусматривающему оплату стоимости обучения, а также обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа (п. 17 ст. 50).
Закон об образовании обязывает образовательные учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обу-чающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанником несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения (ст. 51 Закона об образовании).
Лица, обучающиеся по очно-заочной и заочной форме, имеют право на получение дополнительно оплачиваемого отпуска по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы в соответствии с законодательством РФ.
Законом предусмотрены также определенные льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья (см. ч. 10 ст. 50 и ч. 2 ст. 51 Закона об образовании).
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает помимо указанных выше льготы для определенных категорий граждан при поступлении в вуз (ст. 11) и определяет статус студента, устанавливая наряду с закрепленными в Законе об образовании правами всех обучающихся дополнительные права (см. ч. ч. 2 — 7 ст. 16) и регламентирует обязанности студентов (см. ч. ч. 8 — 10 ст. 16).
7. Объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 2 данной статьи составляют действия (бездействие) юридических лиц и должностных лиц, приведшие к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод лиц, обучающихся в образо-вательных учреждениях.
8. Субъектами административных правонарушений по ч. 2 данной статьи могут быть должностные лица администрации образова-тельного учреждения, должностные обязанности которых определены уставом учреждения, а также сами образовательные учреждения как юридические лица. По нашему мнению, к административной ответственности по ч. 2 данной статьи могут быть привлечены и работодатели в случае нарушения требований законодательных актов РФ о предоставлении льгот лицам, обучающимся по очно-заочной или заочной форме обучения.
9. Форма вины по обеим частям этой статьи — как правило, умысел, но может быть и неосторожность.
10. Дела об административных правонарушениях по обеим частям данной статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции. Если предполагается назначить дисквалификацию в отношении должностного лица, являющегося государственным гражданским служащим либо муниципальным служащим, дело передается на рассмотрение районного судьи (ч. 1 ст. 23.1 и ст. 3.11 КоАП РФ).
11. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

По протесту прокурора на постановление по административному делу по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ

По делу №

Принято Октябрьским районным судом г. Самары (Самарская область)

  1. Судья Октябрьского районного суда г. Самары Инкина О.А.,
  2. с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Самары Устиновой Т.А.,
  3. директора МБОУ СОШ №... г.о. Самара Дегтева А.П.,
  4. при секретаре Серовой А.А.,
  5. рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Октябрьского района г. Самары Лысенко К.В. на Постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 32 Самарской области Трух Е.В. от 28.02.2012г. по КоАП РФ, которым постановлено:
  6. «Признать директора МБОУ СОШ №... г.о. Самара Дегтева А.П. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ и на основании ст. 2.9 КоАП РФ производство по делу прекратить и освободить директора МБОУ СОШ №... г.о. Самара Дегтева А.П. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием о недопустимости впредь такого поведения»,
    Установил:

    Прокурором Октябрьского района г. Самары 03.02.2012 в отношении директора МБОУ СОШ №... г.о. Самара Дегтева А.П. вынесено Постановление о возбуждении дела о административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, из которого следует, что органы управления образованием входят в систему профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних. На заседании КДНиЗИП администрации Октябрьского района г.о. Самара 31.01.2012 рассмотрен отказной материал ОП № 4 УМВД России по г. Самаре для принятии мер воспитательного воздействия к малолетнему П*, 05.08.2003 г/р, в связи с тем, что он в МБОУ СОШ №... г.о. Самара нанес побои малолетнему Ч*, 17.08.2003 г/р. В ходе заседания Комиссии мать П* П** пояснила, что 05.12.2011 в МБОУ СОШ №... г.о. Самара после произошедшей драки между малолетними П* и Ч*, пришла мать Ч* - Ч**, которая беспрепятственно прошла в классный кабинет 2 «А» класса, где в присутствии классного руководителя и малолетних одноклассников Ч* и П*, подойдя к П*, стала его оскорблять, после чего, взяв за шиворот рубашки, притянула к себе П* и начала его трясти, трепать за волосы, чем причинила малолетнему физическую боль и нравственные страдания, только после этого классный руководитель вмешалась в происходящее. В нарушение п. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних», а также пп. 1.12, 1.14 Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования, утвержденного приказом Гособразования СССР от 01.10.1990 № 639, директором МБОУ СОШ №... г.о. Самары Дегтевым А.П. данный факт скрыт от надзирающих органов, информация о произошедшем инциденте в органы прокуратуры не поступила, кроме того, Дегтев А.П. как директор школы, не обеспечил и не создал условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, чем совершил правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.

    Мировым судьей постановлено указанное выше Постановление.

    Заместитель прокурора Октябрьского района г. Самары Лысенко К.В. обратился в суд с протестом на Постановление по делу об административном правонарушении, указав, что судья Трух Е.В., при рассмотрении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, указала, что в действиях директора МБОУ СОШ №... г.о. Самара имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, однако, в силу характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем является малозначительным. Данный вывод не соответствует п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», который дает определение малозначительности. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Просит отменить Постановление мирового судьи судебного участка № 32 Самарской области Трух Е.В. от 28.02.2012 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ СОШ №... г.о. Самара, привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.57. КоАП РФ директора МБОУ СОШ №... г.о. Самара.

    Помощник прокурора Октябрьского района г. Самары Устинова Т.А. в судебном заседании доводы протеста поддержала в полном объеме, просила протест удовлетворить, Постановление мирового суда отменить, привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.57. КоАП РФ директора МБОУ СОШ №... г.о. Самара Дегтева А.П.

    В судебном заседании директор МБОУ СОШ №... г.о. Самара Дегтев А.П. просил в удовлетворении протеста на Постановление мирового судьи от 28.02.2012г. отказать, пояснил, что конфликт между учениками и их родителями устранен, Ч** принесла свои извинения перед П* и его матерью в классе, в присутствии учеников.

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела и представленные доказательства, полагает необходимым отменить вынесенное мировым судьей Постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по данному делу по следующим основаниям.

    В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, Решение по делу должно быть мотивированным.

    В основе квалификации административных правонарушений используется содержание состава административного правонарушения, который представляет собой правовую конструкцию, состоящую из четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.

    Состава административного правонарушения не будет, если отсутствует хотя бы один из элементов состава правонарушения.

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ состоит в том, что виновный нарушает (ограничивает) предусмотренные в ст. 50 и в ряде других норм «Закона об образовании», иных правовых актов в области образования, права и свободы обучающихся либо не соблюдает установленный порядок реализации этих прав.

    Закон об образовании обязывает образовательные учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения (ст. 51 Закона об образовании).

    Мировой судья достаточно подробно привела в постановлении доказательства, свидетельствующие о надлежаще проведенных МБОУ СОШ №... г.о. Самара мероприятий по созданию и обеспечению условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.

    Согласно постановлению мирового суда вина Дегтева А.П. установлена и заключается в «непроведении в установленном порядке расследования несчастного случая с несовершеннолетним П*, а также в сокрытии от надзирающих органов, непредставление в прокуратуру сообщения о произошедшем 05.12.2011г. инциденте, что нарушило предусмотренные законодательством РФ в области образования права и свободы (на безопасные условия образования, неприкосновенность личности, на защиту от физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения) ученика школы П*, а также установленный порядок реализации его прав и свобод (проведение расследования несчастного случая в установленном порядке, незамедлительное информирование надзорных органов о происшедшем).»

  7. Данный вывод мирового судьи не основан на законе и является ошибочным.
  8. Федеральный Закон от «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», на который ссылается и прокурор в постановлении, и судья, не имеет к данному делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ никакого отношения, поскольку общеобразовательная школа не является органом управления образованием. А именно данный орган, перечислен в указанного Закона, входящий, наряду с другими, в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  9. В связи с этим указанного Федерального Закона ни к директору, ни к самой школе, в данном случае не имеет никакого отношения, поскольку к органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних общеобразовательные школы не относятся.
  10. Общеобразовательное учреждение – школа, не является органом управления образованием, как это указано прокурором в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.02.2012г.
  11. Объективная сторона, указанная в постановлении прокурора также не соответствует указанной в Законе, в КоАП РФ, а именно: нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод.
  12. Не раскрыто в постановлении в чем выразилось нарушение или незаконное ограничение прав и свобод лиц, обучающихся в общеобразовательном учреждении.
  13. Из представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, не следует вывод о ненадлежащем исполнении своих обязанностей со стороны директора школы Дегтева А.П. В материалах дела представлены данные, подтверждающие наличие в образовательном учреждении мероприятий по созданию и обеспечению условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, в полной мере проводилась воспитательная работа, проводились своевременные инструктажи преподавателей, в том числе и классного руководителя Р*, которая, как установлено материалами проверки, незамедлительно вмешалась в происходящий инцидент.
  14. Мировой судья в своем постановлении указывает не на травму, определяя вину правонарушителя, а на инцидент. Но об этом в приказе № 639 от 01.10.1990 г. вообще ничего не говорится.
  15. Суд не может согласиться и с указанием в постановлении прокурора и мирового судьи, что директором Дегтевым А.П. нарушен п. 1.2 Положения о расследовании и учете несчастного случая, утвержденного Гособразования СССР от 01.10.1990г. № 639.
  16. В данном пункте указывается, что расследованию и учету подлежат несчастные случаи: травмы, острые отравления, возникшие после воздействия вредных и опасных факторов, травмы из-за нанесения телесных повреждений другим лицом, поражения молнией, повреждения в результате контакта с представителями фауны и флоры, а также иные повреждения здоровья при авариях и стихийных бедствиях.
  17. А учитывая, что согласно заключению СМЭ на л.д. 92-94 у учащегося обнаружены кровоподтеки на шее, не причинившие вреда его здоровью, а это не является травмой, ни в каком ее виде, значит и нет несчастного случая.
  18. К тому же, согласно п. 2.2 вышеуказанного Приказа, руководитель образовательного учреждения не обязан сообщать о несчастном случае, если таковой действительно имеет место, в орган прокуратуры.
  19. Такая обязанность, согласно п. 3.2 этого же приказа, лежит на руководителе образовательного учреждения только в случае специального расследования: когда произошел групповой несчастный случай, произошедший с двумя и более пострадавшими, независимо от тяжести телесных повреждений и в случае со смертельным исходом.
  20. Судом установлено, что конфликт произошел исключительно из-за неприязненных отношений учеников и их матерей, причем в присутствии учителя, которая сразу же приняла меры к погашению конфликта.
  21. При таких обстоятельствах, с учетом недоказанности наличия признаков, характеризующих объективную сторону вменяемого в вину директору Дегтеву А.П. административного правонарушения, а также отсутствия вины с их стороны, с учетом требований


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация