Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации. Капитализация и конвертация кредиторской задолженности. Проведение и результаты приватизации в России
Малое предприятие - это организация, которая попадает под критерии определенные в законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Критерии отнесении организации к малым предприятием
К субъектам малого предпринимательства может быть отнесена любая организация, если она отвечает всем критериям, указанным в таблице:
Критерий |
Предельное значение |
|
Суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов |
||
Суммарная доля участия в уставном капитале организации иностранных организаций |
||
Суммарная доля участия в уставном капитале организации других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства |
||
Средняя численность работников за предшествующий календарный год |
100 человек |
|
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год |
800 млн руб. |
Организация утратит статус субъекта малого предпринимательства, если будет превышено предельное значение:
- критерия 1, 2 или 3 - с даты, когда изменение долей в уставном капитале будет зарегистрировано в ЕГРЮЛ;
- критерия 4 или 5 в течение трех календарных лет подряд - по истечении этих трех лет, т.е. на четвертый год.
Пример. Определение соответствия организации критериям субъекта малого предпринимательства
В уставном капитале организации на протяжении 2013 - 2016 гг. не участвуют РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, иностранные, общественные, религиозные организации, фонды и организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства. Значения остальных критериев признания организации субъектом малого предпринимательства были такими.
Так как средняя численность работников и выручка организации не превышали предельных значений на протяжении трех лет подряд (2013 - 2015 гг.), организация признается малым предприятием в 2016 г.
Льготы для малых предприятий
Организации - субъекты малого предпринимательства могут вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, в том числе:
Также малые предприятия вправе не устанавливать лимит остатка по кассе. То есть они могут накапливать деньги у себя в кассе столько, сколько захотят.
Кроме этого, установлен мораторий на проведение неналоговых проверок, а именно: с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. запрещены почти все плановые неналоговые проверки малых предприятий.
Изменения в действующем законодательстве
В этот реестр будут вноситься сведения обо всех компаниях, соответствующих критериям отнесения к СМП.
Реестр будет вести ФНС и размещать его на своем сайте.
Однако, по общему правилу, никакие дополнительные сведения в ФНС компаниям для этого подавать не надо.
Реестр будет формироваться на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и показателей налоговой отчетности, представляемых в ФНС в соответствии с требованиями НК РФ.
С 1 августа 2016 г. изменятся критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства, в частности:
- критерий "средняя численность работников" заменит критерий " ";
- вместо критерия "выручка" будет применяться критерий "доход". Причем учитываться будут все доходы организации, учитываемые для целей налогообложения, включая внереализационные. Предельный размер такого дохода будет составлять для малых предприятий - 800 млн. руб.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .
Малое предприятие: подробности для бухгалтера
- Учет в малых предприятиях в 2017 году
С 2017 г. малым предприятиям упростили учет: изменили порядок формирования... 2016 г.) С 2017 г. малым предприятиям упростили учет: изменили порядок формирования... материально-производственных запасов (МПЗ) для малых предприятий введен упрощенный порядок формирования первоначальной...
- Малое предприятие подлежало аудиту, но не провела его: какое будет наказание?
Организация (ООО) является малым предприятием. Организация составила бухгалтерскую отчетность за... данной ситуации? Организация (ООО) является малым предприятием. Организация составила бухгалтерскую отчетность за...
- К вопросу о классификации предприятий и компаний России по размеру (по состоянию на 01 августа 2016 г.)
Учёта НДС. Соответствующие цифры для малых предприятий: 16 - 100 чел. и 800 ...
- Что показало обсуждение законопроекта о наделении Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности
Лиц в нашей республике 226 малых предприятий, которые еще неизвестно как, для...
- Форма МП-сп за 2015 год
Бизнеса. По итогам 2015 года малые предприятия и все индивидуальные предприниматели должны... бизнеса. По итогам 2015 года малые предприятия и все индивидуальные предприниматели должны... - Закон № 209-ФЗ)), то есть малые предприятия и все индивидуальные предприниматели должны... ;Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год" и... ;Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год" (далее...
- Сдаем бухгалтерскую отчетность за 2018 год
18/02 можно, только если малое предприятие вправе применять упрощенные способы ведения... правило, таких упрощенных льгот лишается малое предприятие с организационно-правовой формой АО... -ФЗ). И в этом случае малое предприятие подлежит обязательному аудиту и об...
- ТЗВ-МП - форма для малого бизнеса
До 1 апреля 2017 года малые предприятия (включая крестьянские (фермерские) хозяйства) обязаны... всем филиалам и структурным подразделениям малого предприятия независимо от их местонахождения. При... , доверителя или принципала. Это делают малые предприятия - собственники товаров в своих формах... услуг по ведению бухгалтерского учета малого предприятия, а также услуг, осуществляемых аудиторскими... , выполняемых и оказываемых малым предприятием, и (или) о самом малом предприятии, а также на...
- Правила бухгалтерского учета для «малышей» и НКО упрощены
В отношении МПЗ). Иными словами, малые предприятия и НКО могут оценивать объекты... порядок начисления амортизации основных средств Малое предприятие вправе начислять годовую сумму амортизации... производственного и хозяйственного инвентаря Теперь малое предприятие может начислять амортизацию производственного и...
- Порядок заполнения бухгалтерского баланса по упрощенной форме. Пример
Упрощенный баланс. Малые предприятия могут сдавать отчетность по упрощенным... . N 209-ФЗ). Таким образом, малые предприятия могут сдавать бухгалтерскую отчетность в... о финансовых результатах. Упрощенный баланс Малые предприятия могут сдавать отчетность по упрощенным... . N 209-ФЗ). Таким образом, малые предприятия могут сдавать бухгалтерскую отчетность в...
- Порядок заполнения отчета о финансовых результатах по упрощенной форме. Пример
Упрощенный отчет о финансовых результатах. Малые предприятия могут сдавать отчетность по упрощенным... . N 209-ФЗ). Таким образом, малые предприятия могут сдавать бухгалтерскую отчетность в... . Упрощенный отчет о финансовых результатах Малые предприятия могут сдавать отчетность по упрощенным... . N 209-ФЗ). Таким образом, малые предприятия могут сдавать бухгалтерскую отчетность в...
- Проверки Росздравнадзора теперь будут проводиться по недавно утвержденному регламенту
... : не более 50 часов – для малого предприятия; не более 15 часов – для... 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий – не более чем на 50 ...
- Что изменилось в отчетности с 1 января 2017 года
Копией бухгалтерской годовой отчетности. Для малых предприятий копия отчетности не нужна. В... таблицы 1,2 и 5. Малые предприятия со штатом не больше 25 ... отчета за 1 квартал 2017: Малые предприятия и ИП со штатом не...
Малый и средний бизнес (МСБ) – общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и ИП, обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития
Малый бизнес - это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение.
Бизнесмены такого типа быстро приспосабливаются к новым изменениям, обладают высокой адаптивностью к любым условиям труда. МСБ нередко открывает те грани рынка, которые выглядят чересчур рискованными и опасными. Импорт китайских товаров, долговременные покрытия для ногтей, изготовление суши - всё это сначала освоили мелкие компании, а уж потом попытался подмять под себя крупный бизнес.
В США к числу малых предприятий относится свыше 6 миллионов компаний, каждая из которых генерирует выручку до 10 миллионов долларов ежегодно. В данных организациях занята примерно треть всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу. Именно отсюда формируется пресловутый «средний класс», составляющий костяк хозяйственного благополучия страны
РФ: законодательное закрепление малого бизнеса
В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего…», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории. Предусмотрены требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и выручке (максимальной). Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством РФ, актуальное Постановление действует с 1 августа 2016 года. Сведения обо всех ИП и организациях, относящихся к данной категории, собраны в специальном Реестре.
Основные признаки малого бизнеса
В вышеуказанном Федеральном законе перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию. Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%. Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ , в сумме свыше 49%.
В 1 половине 2016 г. в России было создано около 218.500 малых предприятий, в то время как рынок покинуло 242.200 компаний. Всего год назад тенденция была иной: взамен одной организации, ушедшей с рынка, появлялось 2 новые фирмы. Наибольшее их количество в Центральном федеральном округе - 1.636.987. Рекордсменом по числу МСБ является г.Москва: 451.979 микроорганизаций, 170.000 предпринимателей: сопоставимо с населением небольшой европейской страны.
Кто является двигателем малого бизнеса в России?
Примерно каждый 10 трудоспособный человек в РФ работает на себя. Причём подавляющее большинство самозанятых (около 70%) не зарегистрированы в качестве ИП и действуют нелегально. Нежелание официального закрепления статуса связано с бюрократией, высокими отчислениями в ПФР и неуверенностью в собственном будущем. Ещё один фактор - люди просто не видят, куда идут их деньги, что вызывает правовой нигилизм.
В основе малого и микро- бизнеса лежат следующие направления:
- Строительство, ремонт и отделка (не менее 20%);
- Программирование, ремонт компьютеров и смежные отрасли (около 11%);
- Дизайн помещений (10%);
- Парикмахерские и косметические услуги на дому (6 %);
- Репетиторство (5%).
Малый бизнес в России - бесправен и нелегален?
В РФ примерно треть населения - это граждане, которые находятся в трудоспособном возрасте, не зарегистрированы в качестве безработных, но и не числятся ни на каких предприятиях. Примерно половина таких лиц перебивается случайными заработками, люди годами заняты в организациях, но получают «зарплату в конверте». Это в большей степени характерно для провинции, где отсутствуют иные условия для трудоустройства и занятости.
Однако ещё 8-9 миллионов - это представители малого «серого» бизнеса, которые работают либо в гордом одиночестве, либо небольшими бригадами. Сравним это с количеством легальных ИП - 3,7 млн. человек - и получим реальную цифру теневого рынка. Ведь все деньги, которые выручают самозанятые, находятся в экономике, но по объективным причинам не могут быть вложены в банки, оборудование и дальнейшее развитие собственного дела.
Проблемы малого бизнеса в России
- Затруднённый доступ к поддержке , субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
- Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
- Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
- Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.
Отличия малого от среднего бизнеса
МБ - главным образом самозанятость либо сезонное привлечение работников для выполнения неквалифицированных задач: сбора урожая, перевозки, фасовки. Компания или ИП локализован в одном населённом пункте и собирает небольшую прибыль. Средний бизнес - это обязательное привлечение большего количества кадров (как квалифицированных, так и чернорабочих), инвестиций, активное вложение средств в развитие предприятия.
Резюме
Итак, малый бизнес - это первопроходец тех областей, в которые государству и крупным компаниям трудно и рискованно вкладываться. Люди придумывают оригинальные модели, и хотя многие предприниматели «прогорают», часть бизнесменов зарабатывает стартовый капитал для дальнейшего роста.
Реальная помощь государства должна заключаться в создании таких условий, при которых самозанятым будет проще легализоваться, чем работать «по-серому». Иными словами, людей просто нужно оставить в покое на какое-то время и подождать, что из этого получится.
В статьях 3 и 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" раскрывается понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. К таковым относятся соответствующие определенным критериям: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц; физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства. Какие же критерии установил законодатель для определения категории субъекта малого и среднего предпринимательства?
Первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Доля государства, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале субъектов малого или среднего предпринимательства не может превышать 25%. Исключение составляют инвестиционные фонды. Не более 25% акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями.
Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Фирмы с числом работающих от 101 до 250 человек причисляются к группе средних.
Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех сотрудников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ, - без учета НДС. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) исчисляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.Предельные значения этих величин устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет на основании данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены следующие значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия - 60 млн. рублей;
- малые предприятия - 400 млн. рублей;
- средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Время публикации: 10.11.2009 13:53
Последнее изменение: 08.09.2017 10:17
Законодательство устанавливает несколько критериев отнесения предприятий к малым субъектам предпринимательства, и один из них - это численность работников организации.
Законодательство о малых предприятиях
Главные вопросы малых предприятий регулируются в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее - 209-ФЗ).
Действуют также постановления Правительства, регулирующие отдельные вопросы критериев отнесения к таким субъектам (N 265 от 4 апреля 2016 г. и др.).
Вопросы составления и предоставления отчетности такими субъектами регулируются приказами Росстата, ФНС и другими ведомственными нормативными актами.
Критерии малого предприятия
Количество работающих на малом предприятии
В пп. 2«б» п. 1.1 ч. 1 ст. 4 209-ФЗ устанавливается критерий, относящийся к численности персонала субъекта малого предпринимательства и позволяющий отнести субъекта к этой группе.
Это средняя численность его работников за предшествующий календарный год.
К малым предприятиям законодательство относит предприятия с численностью работающих там не более ста человек включительно, а для микропредприятий, отдельно выделяемых в составе малых, - пятнадцати человек включительно.
Микропредприятия в последнее время подверглись существенному изменению в части законодательного регулирования, но критерий их численности остался прежним.
Как посчитать среднюю численность персонала малого предприятия
Расчет численности не слишком прост, поскольку последняя содержит в себе:
- среднесписочную численность работников;
- среднюю численность внешних совместителей;
- среднюю численность лиц, работавших по гражданско-правовым договорам (выполнения работ, оказания услуг и др.).
Вопросы подсчета каждого показателя регулируются в действующей до настоящего времени