Что относится к землям общего пользования. Земли общего пользования – допустимое и недопустимое применение. Незаконный захват земли общего пользования

Главная / Земля

Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения - транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

Земельные участки общего пользования

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право прохода через чужой участок

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы - магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

ограничение прав пользования участком общего пользования

Здравствуйте! у меня земельный участок в садоводческом обществе. мой сосед имея документально 400 кв.м., загородил еще 200кв.м., загородив мой выход на ту сторону участка где протекает небольшой ручеек! как быть?

Саида 24.02.2019 14:29

Добрый день! Подайте жалобу в Администрацию района/города. ГЕНПРОКУРАТУРА https://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/ Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) ГК РФ Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок. 1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. 2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Дубровина Светлана Борисовна 12.03.2019 07:42

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 13.03.2019 11:00

Задать дополнительный вопрос

Мы члены СОТ подали документы на межевание и проект

Является ли проект территории основанием считать,что теперь мы являемся собственниками своего СОТа и можем распоряжаться своими пустующими участками.Оформить в собственность участок будет легче? У нас есть участок,который не стоит на кадастре,но при этом в действительности существует.При оформлении его через МФЦ мы получали отказ.

Светлана 15.08.2018 02:20

Федорова Любовь Петровна 07.10.2018 16:04

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 08.10.2018 11:00

Задать дополнительный вопрос

собственность

участок у моря в собственности могу ли я ограничить проход к морю если проход через мой участок не является единственным

евгений 26.07.2018 02:01

Малов Дмитрий Владимирович 08.10.2018 07:15

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 09.10.2018 08:00

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Последствия прекращения права собственности в силу закона
  • Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения
  • Расчеты при возврате имущества из незаконного владения
  • Истребование имущества от добросовестного приобретателя
  • Истребование имущества из чужого незаконного владения
  • Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику
  • Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
  • Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении
  • Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме
  • Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
  • Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение
  • Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе крестьянского (фермерского) хозяйства
  • Раздел имущества, находящегося в совместной собственности, и выдел из него доли
  • Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли
  • Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности
  • Момент перехода доли в праве общей собственности к приобретателю по договору
  • Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности
  • Понятие и основания возникновения общей собственности
  • Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать
  • Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собстенности
  • Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности
  • Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности
  • Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей
  • Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится

Владимир Лапач, доктор юридических наук, профессор Ростовского государственного университета.

Одна из наиболее сложных проблем современной правовой политики состоит в поисках баланса частных и публичных интересов, которые в переходной экономике то и дело вступают в конфликт между собой. В особенности это проявляется в недостаточной определенности разнообразных правовых режимов земель, среди которых, пожалуй, наиболее сложным для понимания и применения является статус земель общего пользования.

Пункт 1, ст. 262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимает не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Из этой формулы видно, что законодатель допускает общее пользование лишь в отношении "не закрытых для общего доступа" земельных участков, принадлежащих государству и муниципальным образованиям, причем такой доступ имеет место в виде двух взаимосвязанных правомочий:

"неограниченного" права граждан свободно, без каких-либо разрешений находиться на таких участках;

"ограниченного" права граждан использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Следует заметить, что право пользования природными объектами на таких земельных участках предоставлено только гражданам, но не юридическим лицам. В то же время исходя из приведенной нормы Конституции РФ можно сделать вывод и о том, что сами собственники (государство или муниципальные образования) могут использовать природные объекты, расположенные на землях общего пользования, "в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами", однако непосредственное природопользование со стороны публично-правовых образований, не через образованные ими юридические лица, практически невозможно.

Наряду с земельными участками общего пользования в изложенном выше понимании существуют также земельные участки со специальным режимом общего пользования, определенным в п. 2 ст. 262 ГК: если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

В этом случае возникает вопрос: к какой форме собственности на земельный участок может быть отнесен этот специальный режим? Поскольку п. 1 ст. 262 ГК позволяет гражданам свободно находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной и муниципальной собственности, можно утверждать, что право свободно находиться на участке поглощает собой и право проходить через такие участки. Следовательно, специальный режим характеризует только земельные участки, находящиеся в частной собственности. Специальный режим таких участков является нормой, отступление от нормы возможно лишь вследствие огораживания либо иного ясного обозначения запрета входа на участок без разрешения собственника. Пределы общего пользования на участке со специальным режимом заметно более жесткие, чем на участке с общим режимом: допускается лишь проход (не проезд!) граждан через участок, нахождение на участке и использование природных объектов невозможны.

Термины и понятия

Понятие земельных участков общего пользования соотносительно с понятием общественных мест, которое активно используется законодательством об административных правонарушениях. Так, ст. 20.20, 20.21 и 20.22 КоАП РФ под общественными местами понимают улицы, стадионы, скверы, парки, организации культуры, физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения, транспортные средства общего пользования и др.

Однако термин "общественное место" в подобных нормативных контекстах выявляет иной аспект проблемы, не имеющий прямой связи с правовым режимом земельного участка общего пользования. Под общественным местом в данном случае понимается не только земельный участок как таковой с элементами коммунальной инфраструктуры (улица, сквер, парк), но и здания и сооружения (организации культуры, стадионы и т.п.) и даже транспортные средства, которые вообще к определенному земельному участку не привязаны. Закон концентрирует внимание на недопустимости противоправного поведения (распития алкогольных напитков, потребления наркотических или психотропных средств, появления в состоянии опьянения) в местах, открытых для свободного доступа неограниченного круга лиц.

Насколько можно судить, исходя из ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования образуются исключительно из земель поселений и могут включаться в состав различных территориальных зон: жилых; общественно-деловых; производственных; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационных; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иных территориальных зон. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ такие земельные участки не подлежат приватизации. К их числу отнесены по их назначению земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.

В свою очередь, Градостроительный кодекс РФ говорит не о земельных участках, а о "территориях общего пользования", подчеркивая, как и ГК, возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими (п. 12 ст. 1) и включая в неисчерпывающий перечень таких территорий площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом Грк РФ в подп. 2 п. 4 ст. 36 особо оговаривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Это означает, что правовой режим земельных участков общего пользования, равно как и всего, что находится над и под поверхностью таких земельных участков, определяется не нормами градостроительного, а земельного, гражданского и природоресурсного законодательства. По всей видимости, такая позиция законодателя обусловлена тем, что земли общего пользования, как правило, не рассматриваются в качестве базиса для застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Но было бы, на наш взгляд, неверным понимать земли общего пользования исключительно как незастроенные и в перспективе незастраиваемые территории. Значительное число таких земель представляют собой застроенные или по меньшей мере благоустроенные территории, в отношении которых возможна та или иная градостроительная деятельность.

Во многих случаях ситуация складывается таким образом, что на землях общего пользования располагаются объекты незавершенного строительства или уже введенные в эксплуатацию здания, строения и сооружения, отчужденные в частную собственность в процессе приватизации. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержит общую норму (п. 1 ст. 28), согласно которой приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Но тот же Закон в п. 8 той же статьи определяет, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие). При этом п. 3 той же статьи говорит об обязанности собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, взять в аренду либо приобрести в собственность указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Неопределенная ситуация

Возникает достаточно двусмысленная ситуация: если приватизированное строение расположено на земельном участке общего пользования, обязанность выкупа земельного участка в силу п. 8 ст. 28 Закона отпадает, однако обязанность аренды этого участка в силу п. 3 того же Закона сохраняется. Действительно, при аренде земельного участка смены собственника не происходит, однако, удовлетворившись этим формальным моментом, Закон совершенно упускает из виду момент содержательный. Может ли земельный участок, переданный в аренду собственнику приватизированного здания или сооружения на нем, продолжать считаться участком в общем пользовании? Ведь согласно общему определению договора аренды (ст. 606 ГК) имущество передается во временное владение и пользование именно арендатору, а не в общее пользование неопределенному кругу лиц! Совершенно очевиден правовой парадокс, при котором арендатор земельного участка общего пользования оплачивал бы не только свое пользование участком, но и пользование этим участком любым и каждым. Таких конструкций гражданское право до сих пор не знало.

По одному из дел арбитражный суд, рассматривая спор о признании недействительным договора выкупа земельного участка собственником расположенных на нем строений, установил одновременно два обстоятельства:

  • по данным органа архитектуры и градостроительства городской администрации, этот участок находится в общем пользовании (территория общегородского рынка);
  • по данным имущественно-земельного органа городской администрации, этот же участок в течение 8 лет до момента выкупа находился в аренде у предприятия, приватизировавшего данные строения как инфраструктуру общегородского рынка <*>.
<*> Дело N А53-20962/2005-С5-47 Арбитражного суда Ростовской области.

Принимая решение о признании сделки приватизации недействительной, суд учитывал лишь первое обстоятельство, однако испытывал, по всей видимости, серьезные трудности в правовой квалификации второго факта, вследствие чего не дал надлежащей оценки имеющейся совокупности доказательств. В какой-то мере суд можно понять: он поставлен в трудное положение законодателем, который при составлении данной нормы упустил из виду логический закон исключенного третьего: два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными, но они не могут быть также и одновременно ложными. Если истинно одно из них, то другое необходимо ложно, и наоборот.

Вот и получается, что если земельный участок арендован собственником находящихся на нем строений, такой участок не может сохранять статус участка общего пользования, поскольку у него появляется единственный пользователь - арендатор. А если такой единственный пользователь теоретически и практически возможен, какой смысл запрещать выкуп соответствующего участка, если интересы муниципального сообщества могут быть обеспечены путем установления постоянного публичного сервитута?

Конечно, решение этого вопроса только за счет толкования закона суду не под силу; необходимо изменение ст. 28 Закона о приватизации, без чего в нашем законодательстве на неопределенное время будет законсервирована одна из бесконечной череды бессмысленных и вредных конструкций - аренда земельных участков общего пользования.

Земли общего пользования входят в общую классификацию земель Российской Федерации. К каждой категории относятся определенные участки, которые должны применяться по назначению. Что такое земли общего пользования, и какие территории относятся к ним? Давайте попытаемся выяснить.

Итак, земли общего пользования в населенных пунктах России включают в себя следующие типа участков:

  • пути сообщения (улицы, площади, переулки, дороги, проспекты и т. д.)
  • территории, которые используются для удовлетворения потребностей граждан (парки, скверы, детские сады, пляжи, реки, озера и прочее)
  • территории для хранения отходов различного вида или с заводами для переработки мусора.

Проще говоря, эта категория состоит из всех земель, которые используются для обслуживания населения, городов и других населенных пунктов. Земли общего пользования могут применяться для постройки различных сооружений, которые соответствуют разрешенным направлениям. Это касается капитальных строений. Если мы говорим о зданиях временного или облегченного типа, то их возведение также допускается. Однако при этом они не должно вредить целевому назначению.

Что касается территории на улицах, скверах, парках и в других местах, то они могут передаваться физическим или юридическим лицам, государственным или общественным организациям в аренду. На этих участках допускается установка торговых точек, киосков и других объектов для временной эксплуатации.

Земли общего пользования не передаются одному лицу. В большинстве случаев они используются для обеспечения комфортных условий для всех граждан, проживающих на определенной территории. Применение их не ограничивается ничем, кроме целевого назначения, а доступ к землям имеет все население. Использование общественных земель осуществляется на бесплатной основе.

Выполнение каких-либо работ, которые могут препятствовать доступу граждан к общим территориям запрещено. Исключение составляют те случаи, когда местная организация выдает разрешение на проведение каких-то мероприятий, предусматривающих перекрытие улиц и прочее.

Читайте также Процедура постановки земельного участка на кадастровый учет без межевания

Особенности аренды земель общего пользования

Постройки, находящиеся на территориях общего пользования, могут эксплуатироваться физическими или юридическими лицами. При этом единственная возможная форма передачи права пользования – это аренда. Эксплуатация приватизированных объектов требует заключения соответственного договора, уплаты арендной платы и других сборов согласно действующему законодательству.

Однако есть один важный нюанс. В законе Российской Федерации указано, что такое договор аренды. Если говорить простыми словами, то он предусматривает передачу какого-то имущества во владение и использование на определенный срок арендатору. Он в свою очередь должен вносить регулярные платежи за землю. Поскольку речь идет об участках общего пользования, то здесь возникает проблема. Право пользования предоставляется одному человеку, но закон говорит об обратном. Эксплуатация земель общего пользования доступна каждому гражданину РФ, причем платить за это он не обязан. Выходит, что в этой ситуации арендатор должен платить свои средства за всех пользователей конкретного земельного участка или получить исключительное право на владение земли, что запрещено. Подобные дела могут решаться в суде, однако процесс будет длительным и запутанным. Более того, согласно 36 статье ГК России, возведение строений на таких территориях не допускается. На сегодняшний день законом не предусмотрено никакого правового решения этой проблемы в чью-либо пользу.

Передача в личное пользование

Может ли земля общего пользования передаваться какому-то лицу в личное пользование? На сегодняшний день это прямо запрещено законом. Поскольку это территория, предназначенная для общественности, то иметь доступ к ней имеет право любой человек.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация