Органы бюджетного процесса. Бюджетный процесс в российской федерации. Принципы организации бюджетного процесса

Главная / Земля

Определив выше понятие и сущность суверенитета, необходимо раскрыть принципы и свойства суверенитета, то есть те качества, которые позволяют не только раскрыть его смысл, но и обособить его от других явлений государственно-правовой действительности.

Под принципами суверенитета необходимо понимать те основные исходные положения, которые определяют сущность суверенитета как политико-правового явления. В современной науке практически нет работ, которые определяют и обосновывают принципы суверенитета, однако, нам представляется, рассмотрение принципов очень важной задачей.

М.С. Джунусов предпринимает попытку выделить принципы суверенитета и приводит следующий их перечень:

  • 1. Принцип неотчуждаемости суверенитета. Он не нуждается в чьем-либо утверждении и не подлежит отмене.
  • 2. Принцип неограниченности суверенитета. Никакая высшая общественная сила, разделяющая ценность демократии, не может по своему произволу ограничить суверенитет.
  • 3. Верховенство власти как принцип суверенитета.
  • 4. Неделимость суверенитета и разделение властей.
  • 5. Неабсолютность суверенитета. Сущность суверенитета может быть истолкована как неограниченность и независимость власти лишь от власти других социальных субъектов. Независимость выражает не-подчиненность воле другого субъекта.
  • 6. Приоритет народного суверенитета перед государственным .

Предлагаемые М.С. Джунусовым принципы суверенитета скорее

имеют значение свойств суверенитета, которые часто выделяются в рамках юридической науки. Кроме того, излишним является выделение такого принципа как приоритет народного суверенитета над государственным, так как наделение народа суверенитетом достаточно спорно.

На наш взгляд, суверенитет основан на следующих принципах:

1. Политико-юридический характер государственного суверенитета. Данный принцип означает, что государственный суверенитет имеет два измерения: политическое и правовое, которые и формируют единое понятие государственного суверенитета. Связь между ними можно определить как форму и содержание, где формой выступает юридический суверенитет, а содержанием - политический.

Игнорирование наличия политической и правовой стороны суверенитета порождает проблемы как в науке, так и на практике. В настоящее время, особенно в европейской науке , наблюдается крайняя юридиза-ция термина «государственный суверенитет», что не соответствует реальному положению вещей. В связи с этим представляется важным определить и рассмотреть отдельно политический и юридический суверенитет, при этом признавая единство этих элементов.

2. Атрибутивность государственного суверенитета. Процессы глобализации, происходящие в современном мире, заставляют нас переосмыслить традиционные представления о государстве и его суверенитете в том числе.

Верховенство и независимость государственной власти как основные характеристики государственного суверенитета подвергаются сомнению ввиду того, что международно-правовые нормы зачастую имеют приоритет над внутригосударственными (по крайней мере, так декларируется во многих конституциях), что, на первый взгляд, ограничивает сам суверенитет или вызывает сомнение в необходимости данного явления.

Говоря об общепринятом понятии суверенитета, необходимо отметить нецелесообразность сведения его характеристик только к верховенству и независимости. Еще древнегреческий мыслитель Аристотель рассматривал понятие автаркии, то есть самоудовлетворенности, как основного свойства и признака государства. Суть автаркии заключается, по его мнению, в том, что государство, в отличие от всех других субъектов, не имеет, да и не может иметь над собой никакой иной власти, и оно все свои полномочия реализует самостоятельно . Именно самостоятельность и обособленность определяют наличие суверенитета у конкретного государства, и игнорирование суверенитета как признака государства порождает вывод о размывании границ между государствами и исчезновении их. Если государства максимально взаимозависимы и нет верховной власти на их территориях, то об их государственности говорить не приходится, что противоречит практике международных отношений и не может признаваться приемлемым в науке. Несмотря на масштаб экономических и политических связей в Евросоюзе государства-участники все же не теряют своей государственности.

Поэтому суверенитет является неотъемлемым свойством государства. Если мы исключим суверенитет из характеристик государства, то не сможем провести различия между статусами государства и административно-территориальной единицы государства.

3. Реальность государственного суверенитета. Суверенитет государства должен быть реальным, то есть наличествовать у государства фактически. Противное порождает формальный суверенитет, который провозглашается, но фактически, в силу влияния на него других государств, диктующих свою волю, не осуществляется . В этой связи Ф.Н. Фаткул-лин и Ф.Ф. Фаткуллин отмечают, что если суверенитет формально провозглашается, но фактически отсутствует, налицо не «формальный суверенитет», а обман, выдача иллюзорного за действительное .

Н.С. Диденко справедливо замечает, что формальный суверенитет явление хрупкое и временное. Поэтому фиктивность суверенитета, создающаяся за счет разрыва между юридической формулой о суверенном независимом государстве и реальной политической практикой, должна быть преодолена либо путем признания государства зависимым, утратившим собственный суверенитет, т.е. путем корректировки юридической конституции, либо путем последовательного отстаивания собственной независимости, т.е. путем корректировки фактической конституции .

Государства с формальным суверенитетом могут быть субъектами международного права наряду с другими, если они получили международное признание. Однако для теоретической науки государством может признаваться только то политико-территориальное образование, которое обладает реальным суверенитетом.

4. Неисчерпаемость суверенных прав. Этот принцип предполагает то, что суверенитет не сводится к определенному перечню суверенных прав. Так как носитель суверенитета не связан ограничениями в принятии решений, то он волен принимать любые решения в соответствии с внешними условиями и внутренними ресурсами (экономическими, технологическими, природными И Т.Д.).

В конституциях и законодательстве устанавливаются основополагающие суверенные права, однако это не означает, что государственная власть связана этими нормами. В случае необходимости нормы права волей носителя суверенитета изменяются либо прекращается их действие. Ограничение перечня суверенных прав не только невозможно, но и нецелесообразно, ведь это повлияет на качество исполнения функций государства.

5. Непрерывность государственного суверенитета. Данное качество выделил еще Ж. Боден. Непрерывность суверенитета наблюдается тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы . Стоит в этой связи вспомнить существовавшее в дореволюционный период Временное правительство в России, которое было созвано на срок до избрания Учредительного собрания.

Непрерывность как свойство суверенитета на современном этапе означает, что носитель суверенитета не определяет для себя временные рамки осуществления власти. Установленный государственной властью и закрепленный в правовых институтах порядок действует непрерывно и постоянно.

Нормы конституции, как основное проявление юридического суверенитета отображает как современное политико-правовое устройство государства, так и направлены далеко в будущее.

Наряду с принципами суверенитета для раскрытия его сущности необходимо рассмотреть свойства суверенитета. Свойство определяется как качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-либо . Наряду с категорией «свойство» в научной литературе используется термин «признак». Эти термины тождественны, поэтому будем применять их как синонимы.

В науке встречается множество различных классификаций свойств суверенитета. Впервые свойства суверенитета определил его родоначальник Ж. Боден. В качестве таковых, по его мнению, выступали пять признаков: 1) суверенитет един и неделим - он не может быть разделен между королем и народом, несколькими различными организациями, и не может поочередно осуществляться ими; 2) суверенная власть постоянна - ее нельзя передать на время или на других условиях какому-либо лицу; 3) суверенная власть неограниченна и надзаконна - ни один человеческий закон не может ограничивать суверенитет; 4) суверенная власть подчиняется только божественным и естественным законам, но не религиозным догмам; 5) суверенитет может принадлежать либо одному человеку, либо меньшинству населения страны, либо всем дееспособным людям .

Л.Ю. Черняк предлагает определять свойства суверенитета в зависимости от различного понимания государства. Исходя из понимания государства в широком смысле автором выделяются такие признаки, как: независимость, неотъемлемость и неотчуждаемость суверенитета, а также, с определенной долей условности, верховенство внутри страны. Если рассматривать государство в узком смысле, автор предлагает выделять: верховенство, независимость, неотъемлемость и неотчуждаемость суверенитета, а также единство и неделимость (для федеративного государства) . Представляется, что государство как носитель суверенитета имеет смысл рассматривать только в широком смысле. Поэтому выделение различных свойств суверенитета и придание им разного значения для отдельных позиций понимания государства нецелесообразно.

A. Р. Халатов указывает в качестве свойств суверенитета единство, верховенство, независимость государственной власти .

И.Д. Левин раскрывает такие признаки суверенитета, как единство власти; монополия или концентрация властного принуждения в руках государства в лице его органов; неограниченность государственной власти; внешняя независимость власти государства .

B. В. Горюнов определяет в качестве свойств государственного суверенитета: 1) верховенство власти государства на всей ее территории; 2) производность суверенитета государства от суверенитета народа; 3) независимость власти государства от власти других государств и иных субъектов международного общения; 4) неделимость суверенитета; 5) исключительность суверенитета государства на всей его территории; 6) неисчерпаемость суверенных прав. Ученый указывает на производность суверенитета государства от суверенитета народа. Но, как уже было ранее отмечено, суверенитет народа не имеет самостоятельного значения по отношению к суверенитету государства, и суверенность как свойство народа не всегда признается в науке. Поэтому, выделение данного свойства является излишним.

Оценивая приведенные классификации свойств суверенитета, необходимо отметить, что авторы расходятся в формировании перечня конкретных свойств суверенитета, а в некоторых случаях предписывают не свойственные суверенитету признаки.

Представляется, что наиболее важными признаками суверенитета являются:

1. Независимость власти. Это свойство означает свободное от вмешательства извне осуществление государственной власти ее носителем. Независимость здесь предполагается как внешняя независимость от власти другого государства, то есть носитель суверенитета должен иметь возможность самостоятельно определять свою волю и реализовывать ее.

Л.Ю. Рагозина рассматривает независимость «как элемент государственного суверенитета, характеризующий состояние государства и, как следствие, государственной власти, который исключает вмешательство других стран, межгосударственных объединений и международных организаций на формирование и осуществление им своей власти в пределах собственной территории и на международной арене, сообразуясь с

собственными потребностями и представлениями» .

Независимость власти необходимо рассматривать как в политическом, так и юридическом смысле.

Как отмечает И.Д. Левин, «в аспекте юридической формы она выражает отсутствие внешних юридических ограничений такой свободы помимо общеобязательных для всех государств норм международного права» .

Если рассматривать исключительно юридический аспект государственной власти, то можно предположить, что государства вовсе не независимы, так как национальное законодательство является частью мировой системы правовых норм и самостоятельно в той мере, в которой дозволено нормами международного права. В пользу данного обстоятельства указывает и тот факт, что конституции большинства государств признают приоритет норм международного права над внутригосударственным. Но международные договоры являются добровольными и действующим законодательством предусмотрена как процедура заключения тех или иных соглашений, так и механизм выхода из них. Императивные принципы и нормы международного права также условно можно назвать ограничивающим суверенитет фактором. Так, для придания им статуса обязательности необходимо быть членом Организации объединенных наций (ООН), членство в котором также является добровольным актом.

Пункт 6 Статьи 2 Устава ООН устанавливает, что Организация (то есть ООН) обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности. Эта норма ни в коем случае не означает, что ООН и ее члены вправе вмешиваться во внутренние дела определенных государств и ограничивать их независимость. Возможность применения таких мер обеспечения также имеют юридические пределы действия.

Таким образом, независимость в юридическом плане проявляется в обособленности правовой системы конкретного государства.

Политическая независимость означает самостоятельность носителя суверенитета в принятии и реализации решений, осуществлении своей власти. Это означает, что носитель суверенитета должен быть самоор-ганизованным и способным защититься от внешних влияний.

Здесь независимость тесным образом связана с обеспечением национальной безопасности. Эта безопасность не сводится исключительно к обеспечению обороноспособности страны. Большое значение для политической независимости имеет обеспечение энергетической, продовольственной, информационной и иных видов безопасности. Неспособность обеспечить себя материальными ресурсами делает государство зависимым, в том числе и в принятии сугубо политических решений.

Наиболее значимым в обеспечении политической независимости является несвязанность в осуществлении воли носителя суверенитета внеюридическим влиянием другого государства. Юридическим влияние не может быть ввиду того, что право одного государства распространяется на территорию только данного государства, а нормы международного права всегда взаимосогласованы между странами и не могут ущемлять интересы одного из них.

Таким образом, независимость государственной власти в политическом смысле означает возможность реализовывать властные полномочия свободно от внеюридического вмешательства других государств.

2. Единство государственной власти. Единство является необходимым свойством суверенитета. Как отмечали классики марксизма «Две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном государстве» .

Данное свойство в юридическом аспекте означает, что система органов государства составляет в совокупности единую государственную власть. Юридическое единство государственной власти выражает то, что: а) совокупная компетенция органов государственной власти охватывает все правомочия, необходимые для осуществления функций государства; б) отдельные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие друг друга правила поведения.

Несмотря на то, что в федеративных государствах субъекты по своему статусу близки к государствам, тем не менее, органы власти этих образований входят в единую иерархическую систему органов власти федерации. Иерархическая структура органов государственной власти служит основанием распределения нормативно-правовых актов по юридической силе и соответственно по территории действия. Нормативные акты федеральных органов действуют на территории всего государства, региональные же нормативные акты не должны противоречить федеральным и имеют действие только в пределах определенного субъекта федерации. Таким образом, единство государственной власти в юридическом смысле проявляется в иерархии государственных органов власти (исполнительных, законодательных и судебных) и системе законодательства, где нормативные акты распределены по юридической силе.

Единство политического суверенитета означает, что в государстве не может существовать несколько суверенов, которые совместно являются носителями одного общего суверенитета государства. Если мы признаем носителем суверенитета население определенного субъекта федерации, то возникает вопрос: по какому принципу организовано это общество и осознает ли оно себя обособленным, самодостаточным. Кроме того, в этом случае должны быть культурно-исторические предпосылки самостоятельности и обоснование несвязанности судьбы данной нации с взаимным существованием в составе федерации и на данной территории.

Как мы видим, признание существования суверенитета у субъектов федерации порождает сложности в понимании суверенитета и вызывает сомнения в наличии государственности у федеративных государств. В этой связи следует признать суверенитет федерации единым, так как федерация - это совместное сосуществование различных народов (обществ), объединенных общей судьбой и культурно историческими предпосылками. Субъекты федерации передали либо оставили свой суверенитет в пользу единого суверенитета федерации.

3. Неограниченность суверенитета. Данное свойство было выделено еще Ж. Боденом и означало то, что в руках монарха (суверена) сконцентрирована неограниченная и абсолютная власть. Принадлежащий монарху суверенитет не был разделен между иными субъектами власти.

Изменения, произошедшие в политико-правовой мысли в Новое время, уже не позволяют рассматривать неограниченность суверенитета в традиционном смысле. В доктринах мыслителей Нового времени разрабатывались идеи о принадлежности власти народу, об ответственности власти перед народом, о разделении властей на три ветви, каждая из которых призвана сдерживать другие. Естественно, власть монарха при таких условиях не могла быть признана неограниченной.

Большое влияние на содержание неограниченности суверенитета оказало международное право. То, что государства, заключая международные соглашения, ограничивают свои права, может направить на мысль об ограниченном характере суверенитета либо об изменении его смысла в результате развития общественных отношений и политической системы общества.

Признавая ограниченность суверенитета, мы сталкиваемся с проблемой определения содержания суверенитета. Если суверенитет ограничен, то это уже не суверенитет, так как свойство любого объекта, в том числе суверенитета, должно быть безусловным, что и позволяет дать качественную характеристику рассматриваемой категории и отделить его от других явлений государственно-правовой действительности.

Как отмечает российский ученый Б.А. Кистяковский: «Понятия ограниченного суверенитета, уменьшенного суверенитета, полусуверени-тета или делимости суверенитета сплошь противоречивы; а потому они непригодны для научного объяснения государственно-правовых явлений» 1 .

В юридической литературе для устранения противоречий по вопросу ограничения суверенитета существует позиция, согласно которой международное право есть не ограничение суверенитета, а его реализация . Это означает, что, устанавливая в международных нормах для себя самоограничения, государство реализует свой суверенитет и волю его носителя.

Рассмотрев данное свойство государственного суверенитета, необходимо сделать вывод о том, что суверенитет не может быть ограничен. Предположение того, что государственный суверенитет является ограниченным, ставит неразрешимые вопросы. Например, непонятно, как определить степень суверенитета и до каких пределов он должен быть ограничен, чтобы перестать быть таковым. Для того чтобы ответить на данный вопрос, суверенитет нужно разделить на составляющие элементы, обозначить предел его ограничения. Однако это сделать невозможно. Суверенитет - это не структурное образование, это абстрактное целостное качество государства, которое не поддается дроблению.

Так как государственный суверенитет имеет политическую и правовую стороны, то его неограниченность также необходимо рассматривать как политическое и юридическое свойство.

Политическая характеристика неограниченности означает, что носитель государственного суверенитета не связан в своих действиях внешними ограничениями.

Юридическая неограниченность суверенитета сводится к верховенству и безусловности правовых норм, исходящих от суверена, на территории государства, а также к возможности органов власти принимать любые юридически значимые решения, но при этом действовать в рамках определенной законом для данного органа компетенции.

Установление в конституциях многих государств принципа приоритета норм международного права над внутригосударственными нормами ставит под сомнение юридическую неограниченность суверенитета. Однако нормы международного права не ограничивают проявление суверенитета государства и его юридической составляющей, а выступают наряду с правовой системой иных государств внешним естественным пределом его действия.

4. Верховенство государственной власти. Данный признак, по мнению Л.Ю. Черняк, означает «свойство государства быть единственной политико-территориальной организацией властвования, чьи решения носят определяющий характер и распространяются на всех лиц в пределах территориальных границ страны» .

В.В. Горюнов определяет, что «территориальное верховенство государства проявляется, прежде всего, в том, что веления его власти являются общеобязательными для всех органов государства, должностных лиц, граждан, их объединений, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в пределах государственной территории» .

Л.А. Тихомиров указывал, что верховная власть как «единственный представитель всей нации» и «выразитель ее верховного идеала» по существу своему «универсальна, <...> заключает в себе все проявления власти» и силы, какие порождаются социальной жизнью, и все они находятся под ее верховенством, вне зависимости от формы правления» .

Данные определения позволяют выделить тот момент, что только верховная власть может устанавливать общеобязательные правила для всех лиц, находящихся в пределах государства. На территории одного государства может быть только одна верховная власть, над которой нет субъекта, который имел бы возможность влиять на принятие ею решений.

В указанных определениях упор делается на общеобязательность установлений верховной власти, однако не уточняется, что имеется ввиду под властью и кто именно принимает эти решения.

В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли (тем, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей) и объектом властного воздействия (тем, кто выстраивает свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия) .

Как отмечает В.М. Корельский, «государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях» . Из этого определения мы можем выделить две стороны государственной власти - политическую и юридическую. Следовательно, проявление верховенства государственной власти можно рассматривать также в двух вышеназванных аспектах.

Политическая составляющая верховенства государственной власти предполагает организованность и упорядоченность внутренней жизни народа, господствующее положение созданных носителем суверенитета системы и институтов властвования в пределах государственных границ. Это означает, что общественный и государственный строй, установленный волей носителя суверенитета, обязаны соблюдать все лица и политические институты (партии, движения и т.д.) в пределах территории государства. Кроме того, такое господство предполагает неоспоримый приоритет решений суверенной власти над иными общественно-политическими нормами и обычаями.

Юридическое выражение верховенства государственной власти тесным образом связано с политической составляющей. Основная часть политических решений облекается в правовую форму. Однако юридическое свойство верховенства не совпадает с политическим и имеет особенности.

Юридическое выражение суверенитета заключается в установлении упорядоченной системы правовых норм и органов власти. Соответственно верховенство государственной власти в данном аспекте означает то, что правовые нормы и выраженные в них правила имеют господствующее положение относительно иных социальных норм (например, корпоративных норм, обычаев).

Для современных демократических государств характерно то, что верховенство государственной власти для граждан и иных лиц главным образом выражены в правовых нормах. То есть выражение воли носителя суверенитета - это ее юридическое закрепление в правовой норме. Совершая те или иные действия, лицо должно соизмерять свое поведение именно с юридическими нормами.

Система органов власти с заранее определенной законом компетенцией является также юридическим выражением верховенства государственной власти. Именно от органов власти официально исходят юридические нормы и решения.

Конституция Российской Федерации в ст. 4 относительно верховенства определяет следующее. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Это означает, что верховная власть распространяется на территорию, находящуюся под юрисдикцией России, которая, согласно Конституции, включает территорию ее субъектов, внутренние и территориальные воды, недра, воздушное пространство над ними. В соответствии с частью 2 статьи 67 Конституции Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Какие три принципа суверенитета называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из названных принципов реализуется в деятельности государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы три принципа суверенитета и приведены соответствующие примеры реализации каждого из принципов:

1) единство и неделимость территории (например, борьба с экстремистскими сепаратистскими движениями, конституционный запрет на отделение территорий от государства);

2) неприкосновенность территориальных границ (например, зашита государства от агрессии извне, отказ уступить часть своей территории другому государству);

3) невмешательство во внутренние дела (например, законодательный запрет на финансирование политических партий и движений из-за рубежа, на участие иностранных и международных организаций в избирательных кампаниях).

Могут быть приведены другие примеры реализации принципов суверенитета


(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

1) первая сторона суверенитета - внутренний суверенитет, т. е. верховенство над всеми другими властями на определённой территории государства, возможность управлять всеми, кто находится на территории государства;

2) вторая сторона суверенитета - внешний суверенитет, т. е. независимость от других государств, обеспечение невмешательства во внутренние дела со стороны внешних сил.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) только государство может издавать законы, таким образом, в издании законов выражается суверенитет государства как верховной власти;

2) с помощью законов государство реализует свои функции, в том числе связанные с осуществлением суверенитета;

3) изданные государством законы носят всеобщий характер, им обязаны подчиняться все, кто находится на территории, на которую распространяется суверенитет государства;

4) издание законов является одним из важных инструментов зашиты суверенитета государства.

Могут быть приведены другие объяснения.

Какие три цели государственного суверенитета указаны автором? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну цель государственного суверенитета, не указанную в тексте.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) три цели государственного суверенитета по тексту:

Сохранение правовой и политической системы;

Различение государства от догосударственного состояния;

Различение права как основного инструмента государственного управления от примитивных форм социального регулирования (обычаев, табу и т. д);

(Цели могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) цель государственного суверенитета не по тексту:

Обеспечение благоприятных условий для экономического, социального, культурного развития;

Сохранение национального самосознания.

Могут быть названы другие цели.

Какие три принципа суверенитета называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из названных принципов реализуется в деятельности государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы три принципа суверенитета и приведены соответствующие примеры реализации каждого из принципов:

1) единство и неделимость территории (например, борьба с экстремистскими сепаратистскими движениями, конституционный запрет на отделение территорий от государства);

2) неприкосновенность территориальных границ (например, зашита государства от агрессии извне, отказ уступить часть своей территории другому государству);

3) невмешательство во внутренние дела (например, законодательный запрет на финансирование политических партий и движений из-за рубежа, на участие иностранных и международных организаций в избирательных кампаниях).

Могут быть приведены другие примеры реализации принципов суверенитета

Верховенство и независимость государственной власти от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами обозначают понятием

1) форма государства

2) государственный режим

3) форма территориального устройства

4) государственный суверенитет

Пояснение.

Суверените́т - свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства. Также в русской научной терминологии существуют понятия национального и народного суверенитета. В современной политологии, кроме этого, используется такой термин как суверенитет личности или гражданина.

Ответ: 4

1) политическое доминирование на международной арене

2) независимость и верховенство государственной власти

3) право на вмешательство во внутренние дела других государств

4) тотальный контроль государством всех сторон частной и общественной жизни

Пояснение.

Государственный суверенитет предполагает верховенство государственной власти по отношению ко всем другим физическим лицам, организациям (внутренний суверенитет), независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет).

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Государство и его функции

1) доминирование на международной арене

2) право на вмешательство во внутренние дела других государств

3) независимость государственной власти от других властей

4) право на отчуждение земель соседей

Пояснение.

Суверенитет - верховенство государственной власти ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет).

Правильный вариант указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Государство и его функции

1) суверенитет

2) верховенство закона

3) господство принципа разделения властей

4) соблюдение прав человека

Пояснение.

Суверенитет - свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Государство и его функции, Политика. Политическая система

Нет, верховенство закона характеризует правовое государство.

Гость 17.06.2012 16:18

Дилетантизм!!! Верховенство закона - главный признак правового государства!

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

И республики тоже. Это не разные категории, а категории, включающие друг друга.

Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих частичным суверенитетом. Парламент имеет двухпалатную структуру, субъекты вправе принимать собственные конституции. Какова форма государственного устройства страны Z?

1) федеративное государство

2) унитарное государство

3) монархия

4) республика

Пояснение.

Унита́рное госуда́рство - форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Респу́блика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств - наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

Демократическое государство - государство, организация и деятельность которого направлена на признание и обеспечение суверенитета (полновластия) народа, прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ не ограничивается объявлением (в ст. 1) РФ демократическим государством. Демократический характер государства закреплен в целом ряде конституционных положений.

Федера́ция - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Государство и его функции

1) Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

2) Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

3) Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.

4) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

5) Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками.

Пояснение.

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как: человек, его права и свободы как высшая ценность; народовластие; полнота суверенитета Российской Федерации; равноправие субъектов РФ; единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения; экономическая свобода как условие развития экономической системы; разделение властей; гарантии местного самоуправления; идеологическое многообразие; политический плюрализм (принцип многопартийности); приоритет закона; приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом; особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

1) Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законоцательную, исполнительную и судебную - да, верно.

2) Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста - нет, неверно.

3) Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его - да, верно.

4) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ - да, верно.

5) Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками - нет, неверно.

Ответ: 134.

Дарья Гринько 05.12.2017 17:57

5)согласно п.1 ст.55 СК РФ "Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах."

·

Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство создаёт правовые нормы.

2) К основным признакам государства относится обязательное наличие политических партий и территория, на которую распространяется власть.

3) Государство как политический институт ориентировано на реализацию общезначимых целей и интересов.

4) Государство обладает суверенитетом и правом законного принуждения граждан к выполнению его воли.

5) Государство отличается от политической партии тем, что оно является политическим институтом.

Пояснение.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики. Государство выполняет внутренние функции, среди которых - хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества. По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

1) Государство создаёт правовые нормы - да, верно.

2) К основным признакам государства относится обязательное наличие политических партий и территория, на которую распространяется власть - нет, неверно. Политические партии появились в Новое время.

3) Государство как политический институт ориентировано на реализацию общезначимых целей и интересов - да, верно.

4) Государство обладает суверенитетом и правом законного принуждения граждан к выполнению его воли - да, верно.

5) Государство отличается от политической партии тем, что оно является политическим институтом - нет, неверно.

Ответ: 134.

Ответ: 134

Иван Иванович

При Иване Грозном существовали политические партии?

·

Ученые-политологи установили, что в го­су­дар­стве М дей­ству­ет демократический режим. Какой при­знак мог бы быть на­зван среди про­чих как до­ка­за­тель­ство сделанного вывода?

1) наличие си­сте­мы правоохранительных органов

2) суверенитет

3) слаженная ра­бо­та государственных органов

4) парламентаризм

Пояснение.

Правоохранительные органы, суверенитет, работа государственных органов присутствует во всех государствах при любом режиме. Отличительной чертой демократического режима может являться парламентаризм. Парламентаризм − процесс становления и развития в государстве органов законодательной власти. Парламентаризм является проявлением принципа разделения властей (законодательная, судебная, исполнительная) − признака демократического режима.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

А. В условиях рыночной экономики существует суверенитет потребителя.

Б. Главная цель потребителя - извлечение максимальной прибыли.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Суверенитет потребителя — его независимость. Он определяется личными пристрастиями потребителя и его экономическими возможностями. Главная цель потребителя - извлечение максимальной выгоды, а не прибыли, поэтому верно только А.

Правильный ответ указан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

1) церковь отделена от государства и системы образования

2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

3) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью

4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные для всех правила поведения

Пояснение.

Суверенитет - это независимость государства от других стран, возможно решать вопросы без вмешательства внешних сил.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

1) в РФ признаётся идео­ло­ги­че­ское многообразие

2) народы, про­жи­ва­ю­щие на тер­ри­то­рии РФ, имеют рав­ные права

3) государственная власть самостоятельно уста­нав­ли­ва­ет и обес­пе­чи­ва­ет правопорядок

4) единая го­су­дар­ствен­ная власть раз­де­ле­на на три ветви - законодательную, ис­пол­ни­тель­ную и су дебную

Внутренние функции государства:

Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

Внешнеполитическая функция - развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за её пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Правовое го­су­дар­ство - это государство, в ко­то­ром организация и де­я­тель­ность государственной вла­сти в ее вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с ин­ди­ви­да­ми и их объ­еди­не­ни­я­ми основана на праве и ему соответствует. Идея пра­во­во­го государства на­прав­ле­на на огра­ни­че­ние власти (силы) го­су­дар­ства правом; на уста­нов­ле­ние правления законов, а не людей; на обес­пе­че­ние безопасности че­ло­ве­ка в его вза­и­мо­дей­стви­ях с государством. Основные при­зна­ки правового государства:

1. Осу­ществ­ле­ние государственной вла­сти в со­от­вет­ствии с прин­ци­пом ее раз­де­ле­ния на законодательную, исполнительную, су­деб­ную.

2. На­ли­чие Конституционного Суда - га­ран­та стабильности кон­сти­ту­ци­он­но­го строя.

3. Вер­хо­вен­ство закона и права.

4. Свя­зан­ность законом в рав­ной мере как го­су­дар­ства в лице его органов, долж­ност­ных лиц, так и граждан, их объединений.

5. Вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и личности.

6. Ре­аль­ность закрепленных в за­ко­но­да­тель­стве основных прав человека, прав и сво­бод личности.

7. Реальность, дей­ствен­ность контроля и над­зо­ра за осу­ществ­ле­ни­ем законов.

8. Пра­во­вая культура граждан.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за её пре­де­ла­ми - государство лю­бо­го типа.

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти - только пра­во­вое государство.

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права - государство лю­бо­го типа.

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на - только пра­во­вое государство.

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве - только пра­во­вое государство.

Ответ: 21211.

Ответ: 21211

Предметная область: Политика. Гражданское общество и государство

Человек во все времена являлся существом стадным - вне общества никто из нас не может существовать. Поэтому издавна люди создавали социальные формации. Первыми были общины, основанные на родстве их челнов. Дальнейшее развитие привело к появлению племен. Но с эволюцией социальных отношений подобные формации перестали справляться с функцией координирования деятельности людей, так как социум постоянно разрастался. Поэтому с течением времени племенные общины становятся государствами.

Такого рода структуры отличаются наличием власти, централизованных органов управления, правовых методов влияния на общество и т. п. Большую важность имеет внешняя характеристика стран. Если племенные общины практически не вступали во внешние отношения с другими формациями, то в современном мире государства активно взаимодействуют друг с другом. Но, чтобы страна могла быть субъектом международных отношений и признавалась бы иными подобными формациями, она должна владеть суверенитетом.

Данное явление активно исследуется с момента появления и становления демократических тенденций. Это привело к тому, что сегодня суверенитет представляет собой сложную категорию, строящуюся на собственных принципах и имеющую определенные виды.

Понятие суверенитета

Как уже указывалось ранее, государство является сложной социальной формацией. Суверенитет, в свою очередь, есть основа её непосредственного построения. Следует отметить, что это прежде всего юридическое понятие. Оно наряду с территорией, населением и властью входит в состав правового режима каждого государства в отдельности.

Суверенитет предполагает реальную независимость страны как во внутренних, так и во внешних отношениях. Следует отметить, что существует несколько тождественных понятий, которые характеризуют самостоятельность более узких социальных групп, нежели государство.

История появления термина

Принцип суверенитета или же категория суверенитета появилась в юридической науке достаточно давно. Впервые понятие было введено Жаном Боденом, политиком, жившим в XVI веке. Первоначально полная независимость государства не предполагалась суверенитетом. Категорией характеризовалась неограниченная власть сюзерена в противовес его вассалам.

То есть суверенитет - это верховная власть монарха. Такая трактовка появилась из-за специфики регулирования межгосударственных отношений в те времена. Ведь практически вся деятельность координировалась нормами согласно которым, верховным правителем признавался исключительно Папа Римский.

Признаки суверенитета

Любое юридическое явление характеризуется определенными особенностями. Именно благодаря им, можно выделить конкретную категорию как абсолютно самостоятельную. Как уже говорилось ранее, суверенитет предполагает существование независимости внешней и внутренней направленности. На основе этого можно выделить ряд ключевых признаков двух видов:

  1. Внутренними признаками суверенитета признаются: верховенство власти и её самостоятельность. Первый аспект свидетельствует о безоговорочной распространенности власти абсолютно на всех лиц, пребывающих на территории государства. Верховенство в данном случае обеспечивается, во-первых, законами, а во-вторых, существованием механизма принуждения. Что касается самостоятельности то этот аспект характеризуется независимостью от влияния иных видов властей.
  2. Существуют также внешние признаки суверенитета. Основным является независимость власти от иностранного влияния. Иными словами, какие-либо государства не должны координировать деятельность страны и диктовать собственные условия. В дополнение к этому существует признак законодательной монополии. Он подразумевает собой невозможность издания нормативных актов на территории определенной страны органами власти иностранного государства.

Таким образом, суверенитет предполагает полную свободу страны от любого рода влияния. Поэтому данную категорию можно охарактеризовать как сложное юридическое явление.

Суверенитет в международных отношениях

Большое значение представленная в статье категория играет в процессе взаимосвязи между странами. Она является одним из ключевых Он закреплен в большинстве современных актов, например в уставе ООН.

Суть суверенитета состоит в том, что в международные отношения могут вступать исключительно независимые государства. То есть цельные, политико-социальные «организмы», в которых превалирует законность, легитимность и независимость власти. Иными словами, независимые государства - это ключевые «игроки» международной арены.

Виды суверенитета

Представленное юридическое явление имеет несколько видовых ответвлений. Как уже указывалось ранее, классификация производится на основе размера конкретной социальной формации, которой приписывают суверенитет. В соответствии с этим, можно выделить три основных вида независимости, которые выделяются в конституционном праве многих стран, в том числе в Российской Федерации, например:

  • государственный суверенитет;
  • народный;
  • национальный.

Первый вид характеризует независимые государства, о чем уже было сказано. В свою очередь, суверенитет народа и национальности, или же этноса, характеризуется некоторыми специфическими аспектами.

Независимость населения

Народный суверенитет предполагает народовластие. В данном случае нет ничего общего с самостоятельностью государственной структуры. Потому что народный суверенитет обуславливает свободу социума в процессе реализации и создания власти. Данная категория характеризуется двумя основными признаками, а именно:

  • народу принадлежит вся без исключения власть в государстве, которую он реализует через представительные органы;
  • народ имеет право реализовать власть непосредственно.

Эта категория отыгрывает значимую роль в процессе построения государства. Ведь суверенитет является основой демократии в её классическом виде. Подобное положение дел, при котором социум является главным источником деятельности страны, на сегодняшний день существует в большинстве стран. К примеру, суверенитет РФ строится, прежде всего, на верховной власти народа, который реализует её через центральные органы.

Национальная независимость

Существует такой вид, как национальный суверенитет. В большинстве случаев он отождествляется с народным, однако данные категории являются абсолютно противоположными.

Национальный суверенитет исходит из международно-правового принципа самоопределения нации. То есть любая, без исключения, этническая группа может определить собственную форму государственного правления, устройство общества, экономическую систему и т. п. Эта возможность присуща любой нации.

Суверенитет данного типа обусловлен в большей части не правом, а историческим развитием человечества. То есть в какой-то момент та или иная нация осознает свои жизненные интересы и создает квалифицированную социально-политическую структуру. В теории конституционного права считается, что суверенитет национальности дополняет государственный.

Суверенитет России

Российская Федерация на сегодняшний день является независимым и демократическим государством. Её суверенитет основывается на верховенстве власти народа и определенных юридических документах. В данном случае нужно отметить, что в России существует один ключевой документ, который регламентирует политические и правовые основы страны, в том числе суверенитет. Конституция является подобным юридическим актом.

Именно в ней содержатся положения, которые официально закрепляют независимость государства во внутренних и внешних отношениях. Большое значение также имеет декларация о суверенитете. Этим актом в свое время был закреплен выход РСФСР из Советского Союза и создание нового государства - Российской Федерации.

Возможность вмешательства

Согласно современным международным правовым тенденциям, суверенитет предполагает обязанность государства защищать свое население от любых угроз. В случае отсутствия возможности реализации этой обязанности, она будет возложена на международное сообщество. То есть в данном случае существует прямая возможность внешнего вмешательства, нарушения суверенитета государства.

Таким образом, существование любого государства обусловлено его свободой во внешних и внутренних отношениях. Это возможно только при наличии суверенитета - комплексного правого явления, изучение которого не останавливается по сей день.

1.2 Суверенитет народа

Важнейшей основой конституционного строя России признается принцип суверенитета народа (ст. 3). Его смысл состоит в том, народ (постоянно проживающее население страны, имеющее избирательные права) выступают важнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Воля народа должна быть главным источником государственной власти и его решений.

Само понятие “суверенитет ” дословно “ верховная власть ” означает единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ признает “человека, его права и свободы высшей ценностью”, философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и важнейшие органы государственной власти (выборы). В Конституции установлено, что “носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3). Здесь подчеркивается, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных конституцией, становится правом. Народ любой страны неоднонационален. Любой народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои традиции, культуру, историю, государственность. Поэтому, как носитель государственного суверенитета народ всегда многонационален. Социальная миграция на Земле привела к тому, что в XX веке понятия “суверенитет народа” и “национальный суверенитет”, как и “суверенитет нации” приобретают сходное значение. Государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. В Конституции России “многонациональный народ” употреблено, чтобы усилить акцент на неделимость власти по национальному признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности, образуемому, поэтому признаку, еще остались в российском, федеративном устройстве в виде республик в составе РФ, автономной области и автономных округов.

Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными органами по Конституции РФ являются:

1) Президент Российской Федерации;

2) Парламент РФ - Федеральное Собрание РФ;

3) законодательные органы субъектов РФ;

4) руководители исполнительной власти субъектов РФ;

5) народные заседатели и присяжные заседатели в судах;

6) представительные органы местного самоуправления.

Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.

Таким образом, суверенитет народа - право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства. Во всех кризисных ситуациях власть должна обращаться к народу.

1.3 Государственный суверенитет России

К основам конституционного строя относятся принципы внутренней организации самого государственно-правового механизма. К ним в первую очередь следует отнести государственный суверенитет и разделение властей.

Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного ст. 4 Конституции РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию Россию. Этот принцип означает обязательность актов федеральных органов власти для всех субъектов права на территории Российской Федерации: Верховенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов федерации. Правовым выражением верховенства суверенитета Российской Федерации является верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч.2 ст. 4). Конституция обязательна для исполнения всеми субъектами права на территории России, она обладает высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, законам субъектов федерации и любым подзаконным актам органов государственной власти, а также нормативным актам органов местного самоуправления.

Важнейший принцип внутреннего построения демократической государственной власти - разделение властей . В российском государстве этот принцип признан только в 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов. Цели такой системы построения власти: 1) создать гарантии от ее произвола и сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов; 2) обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти; 3) наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.

В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов. В ст. 10 Конституции РФ установлено: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны” 3 .

Обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, система властей в государствах, конституции которых провозглашают такое разделение, не исчерпывается только тремя перечисленными ветвями власти. Каждая национальная система разделения властей имеет свои особенности. В государствах, где президентская власть отделена от исполнительной (т. е. президент не является главой исполнительной власти), но наделена значительными полномочиями, система разделения властей включает самостоятельную четвертую власть. Самостоятельна и независима иногда и контрольно-надзорная власть (органы прокуратуры и др.). Во-вторых, в федеральных государствах суверенная власть государства разделена по иному признаку между центральными (федеральными) органами и органами субъектов федерации.

В Российской Федерации государственная власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, полномочия которой закреплены ст. ст. 71, 72 Конституции РФ, а также властью субъектов федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, действующих согласно ст. ст. 72, 73 в пределах своей компетенции, с другой стороны - президентской, законодательной, исполнительной и судебной.

Президент РФ может воздействовать на законодательную власть с помощью: а) права законодательной инициативы, внося законопроекты в законодательную палату парламента - Государственную Думу; б) используя право законодательного вето - возможности оспорить принятый парламентом закон (ст. ст. 104, 107); права в указанных в законе случаях распустить Государственную Думу (ст. ст. 111, 117). Федеральная законодательная власть, представленная российским парламентом - Федеральным Собранием РФ может преодолеть вето президента (ст. 107), а в определенных законом случаях даже отрешить его от должности (ст. 93).

Судебная власть в Российской Федерации представлена системой общих судов, возглавляемых Верховным Судом РФ, системой экономических судов во главе с Высшим арбитражным судом РФ, Конституционным судом РФ и иными федеральными судами (например, военными). Система федеральных судов, с одной стороны, зависит от Президента РФ и законодательной власти, ибо эти органы формируются по согласованному решению главы государства и одной из палат парламента (ст. 83), с другой стороны, Конституционный суд обладает правом отменить неправомерные акты Президента и парламента, а Верховный и Конституционный суды РФ принимают участие в процессе отрешения Президента от должности (ст. ст. 125, 93).

Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, конкретизируется в главах 3, 4, 5, 7, 8 при определении статуса Президента, Федерального Собрания, судебной власти и других систем государственных органов местного самоуправления. При этом разделение полномочий между различными системами органов предполагает не только их определенную самостоятельность и взаимосвязь, но и тесное взаимодействие (например, процедура назначения главы правительства, отрешение Президента от должности, решение проблем федерального бюджета, введение чрезвычайных режимов и др.).

Итак, ст. 4 Конституции РФ является одной из отправных статей, входящих в главу 1 “Основы конституционного строя”. Суть части первой статьи 4 состоит в провозглашении суверенитета . Этот суверенитет предполагает верховенство и единство власти Федерации, и обязательность актов ее органов для всех граждан и вообще всех физических лиц на территории Российской Федерации. А принцип разделения властей , закрепленный в общей форме в статье 10 Конституции РФ, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Федерального Собрания, Президента, Правительства и судов Российской Федерации.

2. Проблемы суверенитета в Российской Федерации

2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве

Проблема суверенитета в федеративном государстве состоит как в его признании (непризнании) за определенными субъектами, так и в сочетании различных подходов к нему.

Согласно конституциям республик в составе Российской Федерации, а также названию и преамбуле Федеративного договора – Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 года (с протоколом к нему) – эти республики являются суверенными государствами.

Не существует фрагментарного, сокращенного, ограниченного, относительного, раздельного суверенитета. Надо признать справедливым высказывание К. Маркса о том, что “две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном государстве; это – нелепость вроде квадратуры круга”. Объективно невозможно действие двух верховных и при этом независимых властей в пределах одной и той же территории. В федеративном государстве носителем суверенитета является сама Федерация.

Кстати говоря, проблема суверенитета в федеративном государстве в истории человечества возникала неоднократно. Так, еще при создании американской федерации возник вопрос о том, могут ли составляющие ее штаты оставаться государствами, если над ними стоит внешняя союзная власть, либо они низводятся тем самым до положения обычных подчиненных провинций унитарного государства, а само союзное государство в этом случае неизбежно превращается в унитарное государство, складывающиеся из подчиненных провинций.

Составители американской конституции думали вначале решить эту проблему с помощью учения о делимости суверенитета. По их мнению, суверенную власть осуществляют в равной мере и штаты, и федерация в целом. Правда, в таком случае в пределах одной и той же федеральной территории оказывалось несколько верховных суверенных властей. Но в этом не видели ничего невероятного, поскольку если власти не были разграничены территориально, то разграничивались по предметам ведения. В результате и федеральная власть, и власти штатов действовали на одной и той же территории, но каждая делала свои дела и в сфере своего ведения была одинаково суверенна.

Оценивая эту теорию, выдающийся русский государствовед Н.М. Коркунов писал: “Теория делимости суверенитета основывается на предположении, что действие суверенных властей допускает двоякое разграничение: территориальное и по предметам ведения. Предполагается безразличным, как именно будут разграничены суверенные власти. Невозможно только совмещение их. А раз данные власти будут разграничены по территориям, или по предметам ведения – все равно, каждая из них может быть вполне суверенна в своей сфере. Но при этом выпускают из внимания, что территориальная граница внешняя, материальная, вполне наглядная; а разграничение по предметам ведения есть граница идеальная, граница более или менее отвлеченных понятий. Невозможно перечислить все отдельные конкретные случаи, относящиеся к ведению той или другой власти. Можно определить только вопросы, относящиеся к их компетенции. А при применении этих общих определений к частным случаям не только возможны, но и неизбежны сомнения и споры. Кто-нибудь один должен получить право решать их бесповоротно. Та власть, которая получит это право, неизбежно подчинит себе другую власть. Если это будет власть союзная, то она и только она одна окажется верховною, так как она получит право отдельным государствам предписывать границы и их власти. Если же, напротив, решателями таких споров сделать отдельные государства, тогда они подчинят себе союзную власть, которая потеряет свое верховенство, и вместо союзного государства получится просто союз государств. Таким образом, отстоять понятие союзного государства можно лишь при одном условии, допустив, что суверенитет, верховенство власти не составляют необходимую принадлежность государства. Тогда суверенной будет признана одна союзная власть, а входящие в состав союзного государства отдельные государства должны быть признаны не суверенными государствами” 4 .



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация