Политико правовое учение гуго гроция. Политико-правовое учение г. гроция. Учение Гуго Гроция о естественном праве и праве народов

Главная / Земля

2. Гроций

Гуго де Гроот Гроций (1583-1645) - выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени.

Гроций был энциклопедически образованным и плодовитым автором, создавшим более 90 произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны и мира, международного, естественного и канонического права, вопросам общей истории, этнографии, античной литературы и культуры. Его основной труд - это фундаментальное произведение «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625). Политико-правовые взгляды Гроция изложены и в таких работах, как трактат «О праве добычи» (его часть под названием «Свободное море, или О праве, принадлежащем голландцам в области торговли с Индией» была опубликована в 1609 г.), «О древности и строе Батавской республики» (1610), «Введение в изучение права Голландии» (1631) и др.

Для Гроция как одного из ранних представителей формировавшегося буржуазного «юридического мировоззрения» существенный интерес представляли как теоретическое обоснование того нового правопонимания, которое соответствовало бы социально-историческим реалиям эпохи перехода от феодализма к капитализму и утверждения буржуазного общества, так и систематическая научная разработка на базе такого правопонимания основных начал, принципов и форм внутригосударственной жизни и международного общения. Стремление к последовательно юридическому рассмотрению проблем общества, государства, внутренней и внешней политики ярко проявляется и в том, что также и проблемы войны и мира (столь злободневные в обстановке Тридцатилетней войны, когда появился в свет основной труд Гроция) ставятся и решаются Гроцием именно в правовой плоскости, с позиций юриспруденции, а не науки о политике.

Обосновывая свой юридический подход к освещаемой тематике, Гроций подчеркивал, что он воздерживается от вопросов, «как предпочтительнее поступать в различных обстоятельствах по соображениям целесообразности, ибо эти вопросы составляют предмет специальной науки - политики, которую Аристотель излагает совершенно особо, не примешивая к ней ничего постороннего; иначе поступает Боден, у которого эта наука сочетается с наукой нашего права. Однако в некоторых местах я упоминаю о том, что полезно, но лишь мимоходом, с тем чтобы провести яснее отличие этого вопроса от вопросов о справедливости».

Таким образом, по Гроцию, предмет юриспруденции - это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки - целесообразность и польза.

Для того чтобы придать юриспруденции «научную форму», согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, «что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы», ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т. е. естественное право), тогда как то, что возникло путем установления (в частности, установление государства путем договора, волеустановленные формы права - божественное право, государственные законы, право народов), изменчиво во времени, различно в разных местах и, подобно всем остальным единичным вещам, лишено какой-либо научной системы. Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции следует различать «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источником волю».

Подобные устремления Гроция - при всей специфике его позиции, подхода и словаря - по своему теоретико-концептуальному и логическому смыслу созвучны современным поискам именно в системе права отправных научных основ и исходных принципов для систематизации и теоретической разработки законодательства.

В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное.

Естественное право при этом определяется им как «предписание здравого разума». Согласно этому предписанию то или иное действие - в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека - признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или Богом) предписания (дозволения или запрета).

Естественное право, согласно Гроцию, - это и есть «право в собственном смысле слова», и «оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности». Источником этого права в собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность), «но не всякая общительность, а именно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными».

В соответствии с этой разумной социальной общительностью человеку присуща способность к знанию и деятельности согласно общим правилам. Такое соблюдение общих правил общежития и есть «источник так называемого права в собственном смысле: к нему относятся как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания».

Характеризуя естественное право как право в собственном, тесном смысле слова, Гроций отмечает, что право в более широком смысле (т. е. формы волеустановленного права) являются правом в конечном счете постольку, поскольку не противоречат разумной человеческой природе и естественному праву. «Сказанное нами, - пишет Гроций, - в известной мере сохраняет силу даже в том случае, если допустить - чего, однако же, нельзя сделать, не совершая тягчайшего преступления, - что Бога нет или что Он не печется о делах человеческих».

Сама справедливость (т. е. естественно-правовой характер) воспрещений и предписаний божественного права зависит, по существу, от их соответствия положениям естественного права. «Ведь так как естественное право, - подчеркивал Гроций, - вечно и незыблемо, то Бог, которому чужда неправда, не мог предписать чего-либо, противного этому праву». Таким образом, сам Бог, согласно концепции Гроция, законодательствует в соответствии с принципом естественно-правовой справедливости. Естественное право «столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом. Хотя Божественное всемогущество и безмерно, тем не менее можно назвать и нечто такое, на что оно не распространяется... Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро».

На основе своей концепции естественного права (и соответствующего ему волеустановленного права) Гроций стремился создать такую нормативно значимую, аксиоматическую систему юриспруденции, общие начала и положения которой можно было бы легко применить к конкретным реальным ситуациям внутри отдельных государств и к отношениям между государствами.

Возражая против представлений о том, что справедливость - это лишь польза сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия и т. д., Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. «Так как, - писал он, - соблюдение договоров предписывается естественным правом (ибо ведь было необходимо, чтобы между людьми существовал какой-нибудь порядок взаимных обязательств, иного же способа, более согласного с природой, невозможно изобрести), то из этого источника проистекли внутригосударственные права. Ибо те, которые вступили в какое-нибудь сообщество или подчинялись одному либо многим, тем самым или дали словесное обещание, или же должно предположить, что в силу природы самой сделки они молчаливо обязались последовать тому, что постановит большинство членов сообщества, или же те, кому была вручена власть».

В ходе критики утилитаристского тезиса Карнеада о том, что «польза есть как бы мать правды и справедливости», Гроций подчеркивал, что «мать естественного права есть сама природа человека, которая побуждала бы его стремиться ко взаимному общению, даже если бы мы не нуждались ни в чем; матерью же внутригосударственного права является самое обязательство, принятое по взаимному соглашению; а так как последнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права».

Из трактовки Гроцием проблем возникновения внутригосударственного права, перехода от «естественного состояния» к «гражданскому обществу» и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности). При этом в качестве исходной и определяющей причины возникновения и бытия политических явлений (государства и государственных законов) выступает естественное право (и справедливость), а польза и целесообразность - лишь как повод.

По существу, такова же и логика происхождения международного права, которое как форму волеустановленного права Гроций в работе «О праве войны и мира» (расходясь в этом вопросе с римскими юристами, многими античными и средневековыми авторами) отличает от права естественного. Подобно тому как законы любого государства преследуют его особую пользу, так и известные права, возникающие путем взаимного соглашения между всеми государствами или большинством государств, возникают в интересах обширной совокупности всех таких сообществ, а не каждого сообщества (государства) в отдельности. Это право и является, по Гроцию, правом народов, «которое получает обязательную силу волею всех народов или многих из них».

Проблема соотношения права и силы - это в концепции Гроция прежде всего проблема связи естественного права (т. е. права в собственном, тесном смысле слова) с проистекающими из него волеустановленными формами права, образованными путем добровольного соглашения гражданскими властями и государственными институтами. И в этом смысле сила в принципе трактуется Гроцием в качестве средства практической реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении.

Положение о том, что люди принуждаются своего рода силой к соблюдению справедливости, подчеркивает он, «относится только к тем установлениям и законам, которые должны способствовать осуществлению права на деле; так что многие сами по себе слабые, желая избегнуть угнетения со стороны более сильных, чем они, объединяются для установления и соблюдения общими силами правосудия, чтобы, не будучи в состоянии порознь равняться силами с могущественными, одолеть их сообща». Только в таком смысле, подчеркивал Гроций, можно признать правильным изречение «право есть воля сильнейшего».

Однако этот тезис, восходящий к древнегреческим софистам (Фрасимаху, Калликлу и др.), в трактовке Гроция имеет в виду не создание права, а его практическую реализацию, внешними средствами чего и выступают волеустановленные людьми учреждения и требования (государство, законы и т. д.). В этой связи Гроций высоко оценивал законодательную деятельность Солона, соединившего «силу и право», поскольку «право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь».

Присущая человеческой природе разумная общительность (представленная в естественном праве), а также проистекающее из требований естественного права сочетание в волеустановленных формах права справедливости и пользы (права и силы) находит свое необходимое выражение в государстве, которое в учении Гроция как бы дедуктивным путем выводится в качестве следствия из начал естественного права. «Государство же, - подчеркивал Гроций, - есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».

Такое определение государства, находящееся под заметным влиянием идей Аристотеля (государство как высшая и совершенная форма общения свободных людей) и Цицерона (государство как правовое общение и форма защиты общей пользы), вместе с тем выражает концепцию договорного происхождения государства.

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как «естественное состояние». В этом состоянии отсутствовала частная собственность, люди пребывали в «великой простоте», находились между собой «в некоей чрезвычайной взаимной приязни» и пользовались «общностью имущества». Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, вести более изысканный образ жизни, появились и развились человеческие пороки, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сперва движимых, а затем и недвижимых вещей. В отношениях между людьми ослабли справедливость и взаимная приязнь, «вследствие чего ни в труде, ни в потреблении плодов не сохранилось должного равенства». В процессе такого развития появилась частная собственность, происхождение которой Гроций также связывал с «неким соглашением, или выраженным явно, как путем раздела, или молчаливо предполагаемым, как путем завладения. Как только общность имущества опостылела, но не был произведен еще раздел, надо полагать, что все согласились в том, чтобы каждый получил в собственность то, чем успел завладеть».

В целом как внутренняя логика осуществления естественно - го права, так и внешнесобытийная сторона развития естественного состояния привели к тому, что «люди объединились в государство», причем «не по Божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть». Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческим установлением, хотя оно и было потом одобрено Богом как благодетельное для человечества.

По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных, а не как «заговор богачей» (-Т. Мор) против бедных и слабых.

Сущность верховной власти состоит, по Гроцию, в том, что это - власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Под верховной властью, таким образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом (как «совершенный союз»), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц - сообразно законам и нравам того или иного народа. «Народы, подпавшие под господство другого народа, т. е. потерявшие свой суверенитет, - это, по оценке Гроция, - не государства сами по себе в современном смысле слова, но лишь подчиненные члены объемлющего их государства». Суверенитет, следовательно, составляет отличительный признак государства вообще.

Рассматривая классификацию форм правления, данную различными авторами (Аристотелем, Цицероном, Сенекой и др.), Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т. д. Форма правления, по его оценке, не имеет существенного значения: «народ может избрать любой образ правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точки зрения осуществления в нем воли людей». Вместе с тем очевидны как его отрицательное отношение к тирании (которое основано на насилии и где отсутствует правопорядок), так и предпочтение, отдаваемое единоличной и аристократической формам правления. Хотя по своим политическим убеждениям он был аристократически ориентированным буржуазным мыслителем и сторонником правления представителей торгово-промышленной верхушки голландского общества, однако он не отвергал и демократическую форму правления.

Не отрицая саму возможность суверенитета народа (принадлежности ему верховной власти), Гроций вместе с тем приложил много усилий для опровержения мнения, будто «верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребляют своей властью, следует низлагать и карать».

Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве подданных сопротивляться верховной власти или подчиненным органам, действующим по уполномочию верховной власти. В целом он считал, что собственные права и свободы подданных (во всяком случае те из них, которые связаны с действиями по сопротивлению властям) прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. При этом праву подданных на сопротивление властям он противопоставляет «закон о непротивлении», отступления от которого допустимы лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных.

Политико-правовое учение Гроция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Вслед за Тацитом Гроций считал, что «на самом деле наибольшую важность представляет вопрос о том, что предпочтительнее - свобода или мир». И, судя по позиции Гроция, несомненное предпочтение при конфликте этих ценностей он отдает миру. Показательна в этой связи и его ссылка на выразительное суждение Фавония о том, что «гражданская война хуже незаконного правления».

Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений, и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. «Невозможно, - подчеркивал он, - не только согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, как соблюдая границы права и добросовестности».

Война определяется им как «состояние борьбы силою как таковое». Это общее понятие, по его словам, охватывает как войны частные (между частными лицами), так и публичные (войны, которые ведутся органами гражданской власти); выделяет Гроций и «смешанную войну», в которой сочетаются элементы двух первых типов войн.

Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: «по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки». Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что «справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение». К справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества.

Несправедливые войны (войны захватнические, войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций, «обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету». Они ответственны за все то, чем сопровождается война, и за ее последствия.

В целом для всего учения Гроция о войне и мире весьма характерен миротворческий пафос. Показательны в этой связи и его суждения о том, что «войны ведутся ради заключения мира» и что мир является «конечной целью войны».

Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.

Огромный вклад Гроция в разработку новой светской доктрины права международного общения дал основание для именования его «отцом международного права».

Существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского «юридического мировоззрения» оказало учение Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права.

Гуго Гроций (1583-1645 гг.) - известный голландский юрист, государственный деятель и писатель. Восьмилетним мальчиком он писал уже латинские стихи; в одиннадцать лет он стал студентом Лейденского университета. Здесь он удивлял своих учителей своими обширными знаниями. 15-летний Гроций участвовал в посольстве, отправленном во Францию, ко двору Генриха IV. Король уже раньше знал Гроция по Оде, посвященной ему, и, представляя его своим царедворцем, воскликнул: "Вот чудо Голландии". В Орлеане Гроций изучал право. Вернувшись на родину, он занялся адвокатурой, выступая иногда и на ученом поприще. В 1601 году он был назначен историографом Голландской республики, в 1607 году генерал-фискалом, в 1613 году ратспенсионарием (синдик) в Роттердам.

В результате успешной революционной борьбы против гнета испанского короля и феодалов (1565-1609 гг.). Нидерланды (республика соединенных провинций) добилась независимости, власть в ней стала принадлежать торговой буржуазии. Между группами буржуазии и дворянства Нидерландов шла борьба за власть, приняв участие в этой борьбе, Гроций был заключен в тюрьму сторонниками враждебной группировки, но бежал во Францию, где провел 11 лет, пользуясь пенсией от Людовика ХIII. После неудачной попытки вернуться снова на родину он, по предложению шведского Канцлера перешел на службу к Стокгольскому двору и был назначен Шведским послом в Париже (1634 г.). В 1645 г. Гуго Гроций вышел в отставку и в том же году умер.

Теория права

Исходный пункт учения Гроция - природа человека, социальные качества людей, а не божественном.

Гроций делит право на:

естественное право;

волеустановленное право.

Естественное право - предписание человеческого разума, в зависимости от которого то или иное действие в соответствии или противоречии разумной природе человека, признается одобряемым или порицаемым. Участвующие в общении людей, будучи существами разумными, всегда оценивают, что из поступков согласуется со стремлением к общению, а что противоречит ему.

Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми.

На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума):

Воздержись от присвоения чужого.

Верни чужую вещь, если она оказалось в твоем владении.

Возмести выгоду за пользование чужой вещью.

Договора должны выполняться.

Возмести ущерб, причиненный по твоей вине.

Воздаяние людям заслуженного наказания.

Право в целом видится Гроцию весьма многоплановым явлением. Он выделяет в нем, например, наряду с правом естественным, еще и право волеустановленное, т.е. имеющее своим источником волю. Последнее, в свою очередь подразделяется на две ветви:

право человеческое;

право божественное.

Человеческое право складывается из права внутригосударственного (исходящего от гражданской власти) и права народа (получающего "обязательную силу волею всех народов или многих из них"). Проводя эти и другие разграничения внутри человеческого права, Г. Гроций постоянно подчеркивает, что прародительница такого права - "сама природа человека", и потому все производные от естественного права образования должны соответствовать его началам, т.е. человеческое право должно соответствовать естественному праву. Сколько-нибудь значительной роли божественному праву Гроций не отводит: "Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом..."

Поэтому естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право (т.е. предписания религии).

Вопрос частной собственности

Частная собственность не является естественным правом, а является позитивным правом.

Но! В силу перечисленных положений естественного права посягать на нее нельзя.

Исходная, стержневая категория его доктрины - понятие и содержание справедливости и естественного права - раскрывается через частноправовые институты. Поэтому справедливость, как условие общежития "целиком состоит в воздержании от посягательства на чужое достояние".

Теория государства

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". В этом состоянии отсутствовала частная собственность, все было общее, не было начальства. Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, вести изысканный образ жизни, появились различные пороки, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сперва движимых, а затем и недвижимых вещей. В отношениях людей ослабилась справедливость, возникли ссоры. Появилась частная собственность.

Естественные качества людей такие, как:

общительность (люди тянутся к людям);

разум (люди могут договориться и общаться между собой).

Эти качества побудили их заключить договор о создании государства. Итак, государство создается на основе договора людей. Теория договорного происхождения государства противостояла феодальной концепции "богоустановленности" власти. Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, оттуда ведет свое происхождение гражданская власть.

Целью государства является правопорядок, охрана частной собственности, ибо общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспеченно каждому общими силами и его общего согласия". Государство же, по Гроцию, "есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

Признакам государства является верховная, суверенная власть, к атрибутом которой относится издание законов (как в области религиозной, так и светской), правосудие, назначение должностных лиц и руководства их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Общим носителем верховной власти (т.е. суверенитета) является государство в целом (как совершенный союз), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц - сообразно законам и правам того или иного народа.

Первостепенное внимание к проблемам международного права требовало специального исследования вопроса как о носителе верховной власти, так и о формах правления.

Каждая существенная форма правления, а Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатных вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику имеет своим источником общественный договор, а поэтому соответственно носителям суверенитета является лицо, или группа лиц, или собрание, либо сочетание лиц и собраний, обладающих атрибутами верховной власти. Носителем верховной власти представляют государство не только в международных связях, но и в отношениях с собственным народом. До заключения общественного договора суверенитет принадлежал народу, поэтому при создании государства народ мог избирать любую форму правления, но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям, и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры, согласно естественному праву, должны исполнятся. Поэтому Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться, хотя бы и несправедливым предписанием властей. Однако в эту концепцию Г. Гроций вносит ряд существенных корректив, в частности, о праве подданных сопротивляться верховной власти. Это было во многом обусловлено необходимостью обосновать правомерность борьбы народа Голландии за свою независимость от Испании.

Гроций юридическими доводами стремится доказать, что если король помышляет против всего народа и ведет истребительную войну, то это оправдывает восстание народа. Поскольку при заключении общественного договора люди вряд ли возложили на себя "суровую обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть, необходимость вооруженного сопротивлению насилию начальствующих лиц", и народ, заключая этот договор, не мог дать права вести истребительную войну. Если монарх ведет такую войну то, он не выполняет условия общественного договора, и подданые вправе считать общественный договор расторгнутым.

Оправдывается также сопротивление узурпатору, незаконно захватившему власть. Народ может изменить образ правления, если это право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором, либо если договор расторгнут правителями государства.

Международно-правовые взгляды главной причиной написания "Трех книг о праве войны и мира" было стремление Гроция доказать, что во время войны глас закона не заглушается грохотом оружия. Естественное право сохраняет свое действие и во время войны. Основой международных отношений считал не силу, а право и справедливость.

Г. Гроций отчетливо осознавал, что в современном мире нельзя избежать войн. Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: "По природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки". Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что "справедливой причиной начало войны может быть не что иное, как правонарушение". Справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества - это нормальная реакция, ответ на совершенное правонарушение.

Несправедливые войны (войны захватнические, войны в целях овладения чужым имуществом, покорение других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций "обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету". Они ответственны за все то, чем сопровождается война, и за ее последствия.

Признавая войны неизбежными, он вместе с тем настоятельно призывал воюющие стороны по возможности смягчать ужасы и жестокости войны; щадить женщин, детей и стариков, по-человечески обращаться с военнопленными, не обрушать гнев победителей на мирных граждан побежденной страны, не допускать напрасных захватов и истребление имущества враждебного народа и т.д.

Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права.

Учение Гроция о праве войны и мира было направленно на формирования нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами. В этой связи одним из принципов международного права считал незыблемость договоров между государствами.

Книги Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы были внесены в индекс запрещенных книг, но тем не менее уже два столетия гуманистические идеи в области международного права не теряют своей ценности и актуальности.

Гуго Гроций является пионером рационалистической идеи, естественного права нового времени.

Ему принадлежит введение социальной аксиомы - человек по своей природе есть свободное создание, предназначенное для социального общежитие. Эта аксиома противоречила тому, что было на практике, и поэтому в этой аксиоме содержался большой революционный смысл (революция 1640г. в Англии).

Эпоха.

XVII в. время ранних буржуазных революций.

Гуго Гроций (1583 – 1645) (Голландия; закончил Лейденский университет; ученая степень доктора права; стал жертвой борьбы политических партий; приговорен к пожизненному заключению; удалось бежать во Францию; позднее поселился в Гамбурге; погиб в результате кораблекрушения).

Верил в могущество человека (источник знания – наблюдения (опыт) и размышления; государство и право рассматриваются с точки зрения здравого смысла).

«Свободное море» (защищает свободу судоходства против притязаний Испании и против Англии).

«О праве войны и мира» (проблемы международного права; для их решения даются ответы на более общие вопросы – сто такое право вообще, что такое государство как субъект международных отношений).

Происхождение государства.

Государство – совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.

Государство – результат сознательной деятельности людей (возникло как следствие общественного договора).

До учреждения государства люди находились в естественном состоянии (жили непритязательно; под влиянием инстинкта общения проявляли доброжелательность друг к другу; не было частной собственности; имуществом пользовались сообща; по мере развития искусств и ремесел возрастали потребности людей; каждый стал считать себя собственником; исчезло равенство, справедливость, возникли конфликты; утратилось чувство безопасности – чтобы восстановить его люди по своей воле заключают общественный договор (объединяются в государство)).

Характеристика государства (определение государства).

Происхождение собственности (не считает этот институт присущим природе человека; частная собственность возникла в результате соглашения людей – явного (при разделе имущества) или молчаливого (при завладении имуществом)).

Право собственности установлено человеческой волей (присвоение чужого против воли собственника преступно) (между собственниками существует молчаливое соглашение возвращать вещи владельцам и возмещать причиненный ущерб).

Концепция общественного договора не приводит к выводу, что носителем суверенитета является народ, и что воля народа выше воли государя (допускает, что народ был суверенным, но добровольно передал свой суверенитет избранным им лицам).

Возможность сопротивления власти (никого нельзя принудить подчиняться распоряжениям, противоречащим нормам естественного права; государство наделяется для обеспечения безопасности высшим правом лишать подданных возможности сопротивления; в исключительных случаях народ имеет право на восстание (если не приведет к разрушению государства и к гибели невиновных людей)).

Не считал, что всякая война может быть запрещена (война – естественный способ защиты законных интересов государства; противопоставляет справедливые и несправедливые войны; справедливые (оборонительные, направлены на защиту территории, населения от агрессии); несправедливые носят завоевательский, грабительский характер).

Войны должны вестись с соблюдением определенных правил , чтобы от военных действий не страдало мирное население (щадить женщин и детей; человечно обращаться с военнопленными).

Формы государства (идеальное государство).

Проблеме форм государства не уделяет внимания (не делает вывод о том, какая из них является наилучшей – взгляды людей по этим вопросам расходятся; главное, чтобы форма отвечала потребностям народа).

Его симпатии на стороне аристократического или монархического правления.

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Право основывается на природе человека, а не на воле бога (качество, отличающее людей от животных, – стремление к мирному, организованному общению, согласованному с требованиями разума; оно и ест источник права, не зависимый от действующих положительных правовых норм).

Наряду с естественным правом признается право божественное.

Третий вид права – человеческое (одно из требований естественного права – исполнение своих обещаний; воля людей – источник обязательных правил, установленных соглашением; изменчивое, произвольное человеческое право противопоставляется естественному; нормы, установленные людьми должны соответствовать принципам естественного права; естественное право не может быть изменено даже Богом).

Право:

1) естественное

2) волеустановленное

а) божественное

б) человеческое

Право предполагает возможность принуждения, если его нормы не соблюдаются добровольно (эту функцию осуществляет государство).

Отец науки международного права (отрицает мнение, что в международных отношениях сила решает все; в их основе должны лежать право и справедливость – право народов; его источники – природа и разум человека, соглашения народов; международное право – частью естественное, частью положительное право).

Особенности теории. (–).

Гуго Гроций - 1583-1645гг.

Юрист. Писатель.

Является отцом Международного права. Т.к. его работы посвящены аспектам права войны и мира (Jusgentium).

1. О праве войны и мира 1625.

2. Трактат о праве добычи. - опросы о свободе мореплавания.

Нидерланды становятся республикой в этот период.

По его мнению природа человека являются определяющими в развитии общества, а не божественные установления.

Он разделяет: естественное право и право волеустановленное.

Естественное право - предписания человеческого разума. В зависимости от которого, при условии соответствия или противоречия разумной природы признается одобряемым или порицаемым.

Источником является человеческий разум. Разум стремиться найти формы и способы спокойного и стабильного существования.

Гроций считает - из требования разума вытекают справедливые и четкие правила:

1. Воздержись от присвоения чужого.

2. Верни чужую вещь, если она оказалась в твоем владении.

3. Возмести выгоду за пользование чужой вещью.

4. Договоры должны выполняться.

5. Возмести ущерб причиненный по твоей вине.

6. Воздаяние за совершенные правонарушения.

Данные правила позволяют человеку регулировать спокойное общение с себе подобными.

Волеустановленное право:

право человеческое

право божественное.

1. Человеческое право складывается из права внутригосударственного, которое содержит нормы естественного права и права народов, которое обладает обязательной силой для всех народов. Право традиционно делится на частное и публичное. Все производные от естественного права должны соответствовать его началам.

2. Божественное право - воля бога, но естественное право незыблемо настолько, что не может быть изменено и самим богом. Божественное право должно соответствовать естественному праву.

По мнению Гуго Гроция естественное право является приоритетным.

Основным является вопрос частной собственности.

Частная собственность не является естественным право. Является позитивным правом. Но в силу принципов естественного права посягать на частную собственность нельзя.

Гуго Гроций акцентирует внимание на государстве.

Государство - возникает в результате договорных отношений. Догосударственная стадия - естественное состояние, но в силу естественных качеств люди стремятся к защите имущества и жизни и потому договариваются о совместном общежитии для противостояния насилию.

Цель государства - охрана частной собственности и правопорядок.

Гос-во - союз свободных людей заключенный ради соблюдения права и достижения общей пользы.

Благоденствие - идеал существования самого государства

Признаком государства является суверенная власть.

Носителем верховной власти является государство в целом. Абсолютным обладателем суверенитета. Конкретным обладателем может быть одно или несколько лиц. Форма правления значения не имеет. Важна цель.

Носитель верховной власти представляет гос-во в международных отношениях. Т.к. народ не может быть субъектом международных отношений.

Поскольку суверенитет передан государству - неподчинение гос-ву незаконно.

Страх толпы - толпа - власть циклопов, которых нельзя остановить.

В случае если явно или не явно народ охраняет за собой право и часть определенного суверенитета и не представляет право вести войну против себя самого, то он вправе восстать против монарха, но чтобы это не привело к потрясению государства и гибели многих подданных.

Международно-правовые взгляды ГГ.

Естественное право сохраняет свое действие и во время войны. Т.о. именно не сила, а право и справедливость являются определяющими в международных отношениях, даже если идет война. Война не противоречит естественному праву, поскольку каждый является защитником своего права. Кроме того существуют войны справедливые и несправедливые.

Справедливые - войны, причиной которых явилось правонарушение против народа (оборонительные, на защиту имущества, территорий)

Несправедливые - захватнические, покорение др. народов.

Зачинщики войн ответственны за все, чем сопровождается война и за ее последствия.

Войны неизбежны. Гроций призывает установить правила ведения войы:

1. не допускать напрасных захватов.

2. Щадить женщин, детей, стариков

3. Военнопленных.

4. не воевать против мирных граждан.

Войну надо вести из принципов естественного права, но и стремиться заключать мир.

Такие правила позволят резко уменьшить количество несправедливых войн, и сократится само количество войн.

Человек - явление социальное, создание свободное, предназначенное для социального общежития в интересах достижения общей пользы.

Приоритет учения Гроция отдается человеку.

Книги Гроция были запрещены церковью.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI–XVII ВЕКОВ)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ПЕРИОДА БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ГОЛЛАНДИИ

Первая буржуазная революция произошла в Нидерландах – в самой развитой для того времени стране (республике семи провинций и нескольких областей) .

Начало буржуазной революции совпало с победой Голландии в освободительной войне против феодальной Испании (1565–1609 гг.). После этого открылись возможности для бурного развития капитализма в Нидерландах. Новый общественный уклад обусловил развитие передовых идей, которые обосновывали его легитимность. Их доктринальной основой выступала теория естественного права.

Политико-правовая доктрина Гуго Гроция

Голландский правовед Гуго Гроций (1583–1645) является одним из создателей новой рационалистической философии права и государства, основанной на теории естественного права. Он сформулировал ее в трактате "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625 г.). Труд был написан Гроцием в эмиграции (во Франции), куда ученый был вынужден бежать, спасаясь от преследования враждебной религиозной секты. В 1627 г. трактат по распоряжению папы римского был внесен в перечень запрещенных книг.

Учение о праве. По мнению Гроция, учение о естественном праве составляет "естественную, неизменную часть юриспруденции" как науки. Мировоззренческая основа его правовой доктрины опирается на тезис о том, что все люди от рождения равны и наделены природой естественными страстями, стремлениями, разумом. Основываясь на этом положении, Гроций вводит в научный оборот новое понимание права: право есть совокупность предписаний человеческого разума, без которых невозможно существование самого индивида.

Потребность в праве обусловлена природой человека: внутренне присущим каждому индивиду стремлением к спокойному общению с себе подобными; способностью человека руководствоваться в этом общении разумом. Однако присущая каждой личности склонность к совместной жизни, природная общительность людей нуждаются в социальных регуляторах, которые опосредуют подобное взаимодействие. Такими регуляторами выступают предписания естественного права, представляющие собой требования человеческого разума. В этом смысле право рассматривалось как набор правомочий индивида, закрепленных в социальных нормах. Среди них целый ряд предписаний естественного права: "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи, и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

Согласно Гроцию, в условиях бурного развития рыночных отношений именно право призвано быть мерилом справедливости. Будучи разумным существом, человек оценивает поступки людей на основе их соответствия или несоответствия целям совместного общения. По мнению Гроция, "общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия" . Поэтому справедливость как условие общежития "целиком состоит в воздержании от посягательств на чужое достояние". Следовательно, право рассматривалось как нравственное свойство, присущее индивиду. По природе своей индивид обладает только справедливыми притязаниями на вещи и действия, в соответствии с которыми он поступает законно, сообразно началам естественного права.

В зависимости от источника происхождения мыслитель выделяет два вида права:

  • 1) право естественное, источником которого является "сама природа человека";
  • 2) право волеустановленное, источником которого выступает воля субъекта.

По субъекту – носителю воли Гроций подразделяет волеустановленное право на:

  • 1) право божественное, основанное на "свободной воле Бога, повиноваться которой беспрекословно повелевает нам наш разум";
  • 2) право человеческое.

Человеческое право также неоднородно, оно включает:

  • 1) право народов, т.е. нормы, приобретшие "обязательную силу волею всех народов или многих из них";
  • 2) внутригосударственное право, т.е. предписания органов публичной власти.

Признавая существование божественного права, Гроций утверждал верховенство естественного права. По этому поводу он замечал: "Естественное же право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом... Подобно тому, как бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро" . Исходя из этого естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право.

Различная природа предписаний естественного права и иных правовых установлений позволяет Гроциго развести понятия "закон" и "право".

Понятие "право" имеет следующие отличия от понятия "закон":

  • источником права выступает человеческий разум, естественные права, а природа закона коренится в воле, а потому причисляется Гроцием к волеустановленному праву;
  • в основе права лежит справедливость, в то время как закон держится на силе.

Следовательно, Гроций использует два понимания закона:

  • 1) в узком понимании закон есть волеустановленное право, идущее от гражданской власти;
  • 2) в широком смысле иод законом понимаются правила нравственных поступков.

Однако даже в широком смысле Гроций не отождествляет закон и право, поскольку они имеют различные источники происхождения, не совпадают и по содержанию.

Закон и право различаются по механизму реализации правовых предписаний. Это выводит Гроция на проблему соотношения силы и права. Данная тема была чрезвычайно актуальна в период написания трактата, поскольку в это время шла Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.). В обоснование своей позиции мыслитель исходил из того, что право есть внутреннее свойство индивида, которое опирается на стремление человека к справедливости. По мнению Гроция, соблюдение справедливости сообщает совести спокойствие, а несправедливые поступки причиняют терзания и муки. Хотя человек, как существо разумное, обладает только справедливыми притязаниями, иногда его поступки не согласуются со стремлением к общежитию. В этом случае люди принуждаются силой к соблюдению справедливости. Это делается с помощью законов, которые выступают средством осуществления права. Следовательно, Гроций не отрицал роль силы в обеспечении права: "Право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь". Такой силой является государство.

Общие проблемы права, правообразования, его источников, механизма реализации правовых норм Гроций переносит на анализ отношений между государствами. Принципы равенства, сотрудничества и взаимопомощи должны составлять, по мнению ученого, основы нового мирового порядка. Он считается одним из создателей основополагающих принципов международного права. Как полагал Гроций, в основе международных отношений должны лежать справедливость и соображения пользы всех государств. Эти принципы закрепляются и внешне выражаются в нормах права (право народов), которые создаются соглашениями между государствами. Право народов не должно противоречить естественному праву. Он допускал, что решение определенных вопросов в отношениях между государствами возможно не на основе права народов, а с помощью силы, т.е. войн.

Опираясь на принципы справедливости, он различал войны грабительские , захватнические, которые он осуждал и за которые, как он считал, инициаторы должны нести международно-правовую ответственность, и войны справедливые, оборонительные, которые он одобрял.

Однако начавшаяся война должна вестись по определенным правилам , которые бы минимизировали страдания мирного населения. Среди таких принципов Гроций выделял:

  • гуманное обращение с пленными;
  • следование нормам естественного права, воспрещающим истребление мирного населения (стариков, женщин, детей), напрасное уничтожение имущества воюющих сторон;
  • стремление к скорейшему заключению мира;
  • неукоснительное соблюдение международных договоров и т.д.

Учение о государстве. Основываясь на теории естественного права, Гроций одним из первых стал развивать договорную теорию возникновения государства. Он отрицал Божественный Промысел в создании государства, полагая, что "первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть" .

Источником, побудившим людей к созданию государства, являлось их стремление к общению, которое направлялось разумом человека. Существовавшее до государства "естественное состояние" общества, при котором взаимодействия между людьми были примитивными, заметно усложняется с появлением частной собственности, возрастающего многообразия интересов.

В основе государства как общественного договора лежат отношения господства и подчинения, которые складываются между монархом и подданными. Сущность государства Гроций видел в том, что это "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы" .

Государство определяется Гроцием не только с точки зрения его социального назначения – реализации общезначимых потребностей, но и как особая форма организации публичной власти, способная их осуществить. Специфика данной формы гражданской власти в суверенитете. Суверенитет государства выражается в ряде признаков:

  • исключительное право на издание законов;
  • осуществление правосудия;
  • назначение должностных лиц;
  • взимание налогов;
  • право на заключение международных договоров, решение вопросов войны и мира.

Следовательно, государство заключает договор между пародом и носителем государственного суверенитета. Гроций, с одной стороны, признавал законной любую форму правления, в которой источником власти выступал общественный договор. По этой причине носителями суверенитета могут выступать монарх, группа лиц (аристократия), собрание лиц, уполномоченных и избранных народом (республика), или сочетание выборных и назначенных лиц. С другой стороны, парод, избравший определенную форму правления, должен повиноваться правителям и без их согласия не может изменить данную форму правления.

Позднее Гроций заметно расширил полномочия подданных, включая их право на вооруженное сопротивление насилию:

  • народ вправе изменить форму правления, если такое правомочие указано в общественном договоре или если договор расторгнут самим правителем;
  • при чрезвычайных обстоятельствах народ также имеет право изменить систему правления. Такими обстоятельствами, по Гроцию, могут быть случаи "крайней необходимости", когда правитель, "проникнутый враждебным духом, замышляет гибель всего народа" или "ради благополучия одного народа... задумал гибель другого, чтобы устроить там колонии" .

Последним тезисом он обосновывал правомерность освободительной войны Голландии против испанского короля.

Несмотря на весь рационализм политико-правового учения Гроция, оно носит достаточно умозрительный Гроций Г. О праве войны и мира. С. 47.

  • Гроций Г. О праве войны и мира. С. 45.
  • Там же. С. 47.
  • Гроций Г. О праве войны и мира. С. 375.


  • © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация