Производство экспертизы до возбуждения уголовного дела. Назначение судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела. отказ в возбуждении уголовного дела…

Главная / Земля

здравствуйте! у меня такой вопрос друг заказал по интернету стероиды тестостерон пропионат и ципионат 2 пачки посылка пришла с республики беларусь при получении посылки его в почтовом отделении скрутили гнк что ему грозит?

Контрабанда СДВ. Поставка оказалась из Белоруссии

Добрый день! Я заказал анаболические стероиды на русскоязычном сайте. После того как мне дали трек номер оказалось, что отправка была осуществлена из Белоруссии. На почте меня приняли сотрудники ФСБ и быстро составили опрос в котором я якобы знал о...

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Получите совет юриста за 15 минут!

Получить ответ

408 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

Какое наказание грозит за контрабанду с Финляндией?

Вопрос может далеко не актуальный, но все же. Друга задержали на финской границе, с собой вёз 50 блоков сигарен. Что ему грозит? Штраф? Статья? На сколько все серьезно?

05 Мая 2017, 02:50, вопрос №1629659 Алексей, г. Санкт-Петербург

Все услуги юристов в Москве

Что может грозить за контрабанду сильнодействующих веществ?

Здравствуйте. Сложилась следующая ситуация: знакомому на его адрес пришло извещение о посылке из белоруссии, когда он пошел забирать данную посылку, его задержали сотрудники таможни, в посылке оказались СДВ. Человек ни коем образом не связан с СДВ,...

Попался на почте с отправлением в котором находились стеройды. Вменяют статью ч.1 ст. 226.1. Вышло так что я не знал откуда будет отправление, сайт на котором заказывал никаким образом не оповещает что отправка будет не из России... В письмах на...

Как поступить при обвинении по Ст. 226.1 Ук Рф?

Заказал с Белоруссии сильнодействующие препараты (анаболические стеройды). На территории Российской Федерации, при получение посылки был задержан сотрудниками таможни, изъяли препараты на экспертизу, на допросе сказал что знаю что препараты...

400 стоимость
вопроса

вопрос решен

Контрабанда сильнодействующих веществ для личного пользования

Как обжаловать предъявленную ст.226.1, если ввоз наркотических веществ осуществлялся открыто, по почте?

здравствуйте! заказал анаболические стероиды в интернет магазине, с республики беларусь, пришел на почту получить их и задержали сотрудники таможни,признал что заказывал себе для личного пользования, дал показания и написал явку с повинной...

Как избежать срока за контрабанду сильнодействующих веществ, если был осуществлен заказ из Белоруссии?

Здравствуйте,заказал стероиды в интеренет магазине,на почте приняли,там же вскрыли,там написал что для себя заказал, написал явку с повинной,я знал что заказывал с белорусии,а так же что я знал что эти препараты запрещены на териритории РФ,возбудили...

Может ли мне быть предъявлено обвинение по статье 226.1 за посылку из Белоруссии?

Заказа себе мед. Препарат, а оказалось что он запрещён на территории рф. А посылка идёт из Белоруссии

16 Августа 2016, 14:16, вопрос №1347144 Игорь, г. Санкт-Петербург

Здравствуйте! У меня следующая неприятная ситуация. Я люблю разные устройства и приспособления и несколько дней назад заказал на ebay прослушивающее устройство через стену. Через несколько дней, разобравшись в интернете, узнал, что данное...

1000 стоимость
вопроса

вопрос решен

Под контрабандой законодательство РФ понимает незаконное перемещение через границу различных предметов, веществ, денег.

Это может быть валюта, алкоголь и табак, запрещенные препараты, оружие, предметы искусства, объекты интеллектуального труда, промышленные образцы, психотропные вещества.

Но какие виды контрабанды существуют? Какую ответственность понесут контрабандисты? На какой срок они могут сесть в тюрьму - расскажем далее.

Что считается контрабандой?

Преступлением считается:

  • сокрытие груза от таможенного контроля;
  • использование подложных бумаг или средств идентификации;
  • отсутствие декларирования или недостоверное декларирование;
  • перемещение запрещенных предметов должностными лицами с использованием служебного положения;
  • невозвращение в РФ предметов, которые считаются народным достоянием, если их возврат обязателен;
  • перемещение вещей через границу путем прорыва и вопреки требованиям сотрудника контроля.

Для определения меры наказания суд учтет, кто принимал участие в преступлении - один человек или группа лиц, какова была цель злоумышленников, каков размер перевозимого груза.

Какая статья УК РФ за контрабанду?

До 2011 года санкция содержалась в . Однако она утратила силу.

Сейчас в УК РФ есть несколько статей о незаконном перемещении имущества через границу:

Устанавливает ответственность за незаконный экспорт технологий, материалов, передачу информации, которые могут использовать для создания оружия массового поражения и военной техники. Отягчающим обстоятельством выступает участие в преступлении группы лиц или организованной преступной группировки.

Посвящена невозврату важных для РФ культурных ценностей, если их должны были возвратить в установленный срок.

Предусматривает ответственность за контрабанду денег в наличной форме или денежных инструментов - дорожных и банковских чеков, векселей. Злоумышленники будут наказаны по ней, если размер наличных является крупным (в 2 раза больше разрешенной суммы) или особо крупным (в 5 раз больше разрешенной суммы).

Устанавливает наказание за неправомерный ввоз/вывоз алкогольной продукции и табачных изделий.

Посвящена перевозке запрещенных веществ (кроме наркотиков) - сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, а также оружия, взрывчатки, стратегически важных товаров, ценных животных.

В ней говорится о контрабанде наркотиков и психотропных препаратов.

В зависимости от товаров, которые незаконно перевозят через границу, будет избрана и уголовная статья.

Предметы контрабанды

В УК РФ перечислены ценности, вещества и вещи, которые можно считать предметами контрабанды.

Поэтому суды, решая вопрос о наличии в деянии виновного признаков указанного преступления, руководствуются в первую очередь нормами закона.

Иногда для определения принадлежности того или иного предмета к запрещенным необходимо экспертное мнение или специальные знания. В таком случае проводится экспертиза.

Контрабанда наркотиков

К ним относятся наркотические вещества и препараты, психотропные средства, их прекурсоры, аналоги, растения, из которых их можно получить, оборудование и инструменты для производства.

Преступлением считается перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или границу РФ.

Наказание за - только тюремный срок. Других видов санкций не предусмотрено.

Как показывает практика, тайники с наркотиками чаще всего устраивают в салонах авто, поездах и самолетах, бункерах, платформах с заливочным и навалочным грузом. Нередко наркокурьеры провозят запрещенные вещества в собственном теле.

Однако скрыть факт перевозки практически невозможно. Все грузы досматривают специалисты с собаками.

Для следственных органов также издаются методички, которые содержат перечень всех мест, в которых могут прятать вещества. Эти инструкции постоянно совершенствуются и дополняются.

Контрабанда оружия

Зачастую оружие через границу перевозят на машинах. Курьеров сопровождает группа прикрытия. Поэтому такие деяния нередко сопряжены с перестрелками и насилием.

Преступники могут перевозить:

  • огнестрельное оружие и его части;
  • взрывчатку;
  • боеприпасы;
  • оружие массового поражения;
  • материалы и оборудование для его создания;
  • ядерные материалы.

Контрабанда оружия не совершается в одиночку. Как правило, речь идет об организованной преступности.

Контрабанда ювелирных изделий

Пока они официально не являются предметами контрабанды, однако законопроект об этом уже существует. предлагают дополнить изделиями из драгоценных металлов, камней и жемчуга.

Преступлением будет провоз незадекларированных изделий в крупном размере, то есть на сумму более 2 млн. руб.

Стоимость ювелирных изделий определяется с помощью профессиональных оценщиков. Нарушителю грозит миллионный штраф и срок заключения до 7 лет.

За контрабанду ювелирных изделий пока нет уголовной ответственности.

Контрабанда животных

Редких животных могут перевозить через границу для разных целей - выставок и цирковых представлений, продажи, изготовления обуви и одежды.

Зачастую зверей привозят под заказ. Но иногда объявления о продаже тигров, пантер и т.д. можно встретить даже в интернете. Цена может достигать нескольких миллионов рублей.

Контрабандой считается перевозка ценных видов животных, занесенных в Красную книгу или охраняемых международными договорами.

Чтобы переместить животное через границу, нужно разрешение, выданное страной происхождения, а также разрешение от Росприроднадзора. Это не самая простая процедура, поэтому дельцы предпочитают перевозить их незаконно. За это грозит суровое наказание.

Контрабанда алкогольной продукции

Это одно из самых популярных нарушений в данной сфере. По УК РФ наказывают за перевозку спиртного в крупном размере - на сумму более 250 тыс. руб.

Контрабандой считается перевозка алкоголя с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции.

Поскольку это деяние не столь опасное, как перевозка оружия и наркотиков, ответственность за него мягче. Закон предусматривает штраф, принудительные работы и ограничение свободы.

Контрабанда сигарет

К табачным изделиям, являющимся предметом контрабанды, относят не только сигареты, но и сигары, табак и т.д.

Наказанию подлежит контрабанда табачных изделий на сумму более 250 тыс. руб. На практике оценка стоимости проводится не по рыночным ценам, а по товароведческой экспертизе.

Ответственность за контрабанду

Преступление считается оконченным в тот момент, когда предмет пересек границу. Не имеет значения, успел ли злоумышленник сбыть его или использовать в своих целях.

При этом санкции не применяют к лицам, которые не знали, что перевозят незаконные предметы или не осознавали незаконности своего деяния. Однако эти факты потребуется доказать.

Отягчающими обстоятельствами выступают:

  • совершение преступления группой лиц или организованной группировкой;
  • участие в незаконном деянии должностного лица;
  • значительный, крупный и особо крупный размер груза;
  • применение насилия к работнику контроля.

За контрабанду с отягчающими признаками наказание намного строже.

Рассмотрим максимальные санкции для различных видов контрабанды:

  • наркотики, психотропные вещества, прекурсоры и аналоги - до 20 лет с миллионным штрафом;
  • оружие, вооружение, взрывчатка, ценные виды животных и т.д. - до 12 лет с миллионным штрафом;
  • алкоголь и табак - до 12 лет со штрафом до 2 млн. руб.;
  • деньги - штраф до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных, или ограничение свободы до 4 лет;
  • незаконный экспорт материалов, оборудования, технологий - до 7 лет с миллионным штрафом;
  • невозвращение культурных ценностей - тюремный срок до 8 лет.

Контрабандист - человек, который сопровождал груз или получил/оплатил международное отправление.

Предметы контрабанды у преступника конфискуют, в том числе приспособления для перевозки. При невозможности установить их владельца они будут обращены в доход РФ.

Если через границу перевозили запрещенные предметы - наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, оружие, их передадут в компетентные органы или уничтожат.

Таможенный контроль строго контролирует перевозимый груз, так как множество злоумышленников постоянно пытаются провести через границу различный товар. Чаще всего наблюдается контрабанда сигарет.

В Россию также нередко пытаются незаконно завезти алкоголь, некоторые продукты питания и прочие.

Сколько сигарет можно ввозить в Россию?

Ввоз определённой продукции в Россию контролируется согласно соглашению. В нём предусмотрено, что табачные изделия могут ввозиться на территорию данной страны в таких количествах:

  • сигареты - до 200 шт.;
  • сигары и сигариллы - не более 50 единиц;
  • табак - до 250 г.

Все эти нормы действую в любом виде транспорта, включая поезда. Ручная кладь разрешает такое же количество сигарет, если речь идёт о перевозе их на самолёте.

Почему процветает контрабанда?

Процветание контрабанды обусловлено несколькими решающими факторами. Среди них массовые миграции, при которых и происходит нелегальный завоз сигарет на территорию РФ. Также причиной иногда случит высокий уровень коррупции среди сотрудников, которые контролируют этот процесс.

Виды и способы контрабанды

Чтобы незаконно пересечь границу и перевезти запрещённый груз, контрабандисты постоянно придумывают новые схемы. В 2016 году особые умельцы просто поразили сотрудников таможенной службы, так как нашли очень непредсказуемые варианты незаконной транспортировки табачных изделий. Среди них:

  • внутри мячей;
  • между слоями печенья или вафель;
  • в транспортирующихся автомобилях и другой технике;
  • в пряже;
  • в манекенах;
  • в древесине, строительных материалах.

Также известны случаи, когда пытались незаконно перевезти сигареты, используя детей. К ногам крепили пачки с помощью скотча. Поэтому силы таможенной службы в 2017 году и в дальнейшем будут направлены на выявление подобных случаев.

Какое наказание ждёт контрабандиста?

Мера пресечения с 2015 года определяется по статье 200.2, по ней предусмотрены различные степени наказания. Они зависят от нескольких факторов. При перевозе продукции в особо крупных размерах, стоимость которой составляет более 250 000 руб., наказание может быть в виде штрафа (от 3 тыс. до 1 млн. руб. или изъятие дохода за 1-3 года), лишения свободы до 5 лет, принудительные работы на такой же срок.

Если преступление совершается группой, наказание может быть от 3 до 12 лет лишения свободы. Иногда такая мера дополняется штрафом 1 млн руб.

Размеры штрафа

Наказание за контрабанду сигарет может ограничиться штрафом. Его размер зависит от состава преступления и объёма незаконного перевозимого товара. Уровень штрафа варьирует в пределах 300000-2000000 руб. Также может изыматься доход за 1-3 года.

Чтобы узнать подробности касательно контрабанды сигарет в Россию, следует ознакомиться с материалом, размещённым ниже.

теория уголовного процесса рассматривает возбуждение уголовного дела в качестве первой, начальной стадии уголовного судопроизводства, содержание которой отнюдь не исчерпывается, а лишь завершается принятием решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в нем. “Стадия возбуждения уголовного дела включает в себя систему процессуальных действий и правоотношений, в частности, принятие, рассмотрение и проверку заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, принятие мер по предотвращению, пресечению и предупреждению преступлений, принятие решений о возбуждении уголовного дела или об отказе в нем, прокурорский надзор за законностью и обоснованностью указанных действий4. Стадия возбуждения уголовного дела не одномоментный акт, а процесс, деятельность, продолжительность которой закон (ст. 109 УПК) устанавливает в трое (а в исключительных случаях - до десяти) суток. Этот срок предоставлен органу, правомочному возбуждать уголовные дела, для установления достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ст. 108 УПК). Такая проверка, предпринимаемая на стадии возбуждения уголовного дела в целях выявления признаков преступления, по закону, как известно, не может осуществляться путем производства следственных действий. Исключение составляет осмотр места происшествия, который в отдельных случаях может предшествовать возбуждению уголовного дела. Логическим основанием для такого исключения послужили, по нашему мнению, требования ст.ст. 112, 114 УПК, обязывающие в стадии возбуждения уголовного дела принимать меры к закреплению следов преступления. Значение осмотра места происшествия для раскрытия преступления и установления виновных не требует доказательств. Для обеспечения его результативности на практике обязательно привлекают к участию в осмотре специалиста, чаще всего криминалиста (помимо судебного медика, чье участие в некоторых случаях обязательно по закону). Однако при раскрытии и расследовании неочевидных преступлений по “горячим следам” такое участие специалиста оказывается недостаточным в силу ограниченности его функций и того обстоятельства, что его мнение не имеет доказательного значения. Анализ подобных ситуаций привел Б. М. Комаринца, как уже отмечалось, к выводу о необходимости проведения в ряде случаев криминалистических экспертиз на месте преступления, иногда параллельно с его осмотром. Объектом экспертного исследования становится обстановка места происшествия, подлежащая изучению в своем первоначальном, не нарушенном действиями следователя состоянии. Понятно, насколько существенными при этом оказываются выигрыш во времени, возможность оперативно использовать результаты экспертизы, реально включить их в комплекс средств и методов раскрытия преступления по “горячим следам.” Однако реализация рекомендаций о производстве экспертизы на месте происшествия параллельно с его осмотром в большинстве случаев оказывается невозможной по причинам процессуального характера: на практике осмотр места происшествия, как правило, проводится до возбуждения уголовного дела, что не позволяет следователю до принятия решения о его возбуждении назначать экспертизу. Между тем, выявить признаки преступления и закрепить его следы в соответствии с требованием закона порой невозможно без проведения экспертного исследования. Все это послужило основанием для постановки в процессуальной и криминалистической литературе вопроса о возможности назначения экспертизы до возбуждения уголовного дела. Инициаторы постановки указанного вопроса (Я. П. Нагнойный, 1967; Р. С. Белкин, 1969; Х. Рооп, 1971; Г. Мудьюгин, М. Похис, 1971; Ю. Н. Белозеров, А. А. Чувилев, 1973; Е. Н. Тихонов, 1985 и др.), исходя из реальностей следственной практики, особенно в области судебно-медицинских исследований до возбуждения уголовного дела, предлагали внести соответствующие изменения в процессуальное законодательство, разрешив, наряду с осмотром места происшествия, при необходимости или в определенных случаях назначение судебных экспертиз до возбуждения уголовного дела. Естественно, что предложение разрешить производство экспертизы до возбуждения уголовного дела вызвало и решительные возражения (В. М. Савицкий, 1974, 1975; В. Д. Арсеньев, 1976; В. И. Шиканов, 1978; И. Н. Сорокотягин, 1984 и др.). Основные доводы противников этого предложения сводятся к следующему: * разрешение назначать экспертизу до возбуждения уголовного дела создаст опасный прецедент и приведет к тому, что по тем же основаниям начнут проводиться и другие следственные действия: “... не останется решительно никаких оснований - юридических, фактических, логических - для запрета производить до возбуждения дела любые следственные действия... В результате мы окажемся очевидцами и невольными соучастниками постепенной эрозии процесса в его досудебных стадиях”5; * назначение экспертизы до возбуждения уголовного дела влечет за собой существенное ограничение законных прав и интересов заинтересованных в исходе дела лиц; * для производства экспертизы до возбуждения уголовного дела отсутствуют необходимые процессуальные условия; * для возбуждения уголовного дела достаточно данных, указывающих на признаки преступления, для установления которых не требуется производства экспертизы; * имеется полная возможность решить вопросы, требующие применения судебно-медицинских познаний, в процессе производства осмотра места происшествия и трупа либо самому следователю, либо с помощью специалиста - судебного медика, не прибегая к экспертизе; * назначение экспертизы до возбуждения уголовного дела может привести к неоправданной затяжке в принятии решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в нем. Попробуем проанализировать, так ли основательны эти возражения. Ссылки на то, что разрешение назначать экспертизу до возбуждения уголовного дела может создать опасный прецедент и повлечет за собой нарушение закона в части обязательного условия проведения следственных действий только по возбужденному делу, не имеют под собой почвы. Таким прецедентом вполне мог бы уже стать осмотр места происшествия, однако этого не случилось в силу императивного указания закона. Почему тогда столь же категорическое указание закона о возможности в исключительных случаях назначать экспертизу до возбуждения уголовного дела окажет противоположное действие на практику? Кстати, после разрешения производства осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела возникло противоречие со ст. 109 УПК, которая однозначно, без всяких оговорок, запрещает производство каких бы то ни было следственных действий до возбуждения уголовного дела. Этого противники рассматриваемого предложения почему-то не хотят замечать. Нередко высказывается мысль, что предложение о проведении экспертизы в целях проверки наличия оснований для возбуждения уголовного дела обусловлено исключительно ведомственными интересами - стремлением следственных органов предельно сократить в своих статистических показателях число прекращенных уголовных дел. В связи с этим дается рекомендация: в случаях, когда без проведения экспертизы отсутствует уверенность в наличии оснований для возбуждения уголовного дела, решать этот вопрос положительно, возбудить уголовное дело, а если в результате проведенных следственных действий, в частности, экспертизы, будет установлено отсутствие события преступления либо состава преступления, - прекратить его, не придавая значения такому статистическому показателю, как число прекращенных уголовных дел, для оценки деятельности следственных органов. Разделяя мнение о том, что количество прекращенных уголовных дел не может служить показателем качества работы органа расследования, мы считаем высказанное предложение неприемлемым. Нельзя забывать, что после возбуждения уголовного дела следователь вправе производить все процессуальные действия, в том числе и такие, которые существенно затрагивают охраняемые законом права и интересы граждан: допросы, обыски и пр. Следовательно, необоснованное возбуждение уголовного дела, даже если оно впоследствии прекращено, влечет отрицательные последствия для лиц, права которых были ущемлены. Проведение же экспертизы до возбуждения уголовного дела означает только привлечение (причем в процессуальной, то есть обеспечивающей максимум объективности, форме) сведущего лица к установлению наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела путем исследования на основе его специальных познаний определенного объекта или ситуации. Производством экспертизы до возбуждения уголовного дела не затрагиваются ничьи личные интересы: на этой стадии еще нет ни подозреваемого, ни обвиняемого, а потерпевший (который также еще не получил своего процессуального статуса), как правило, заинтересован в проведении экспертизы. Не является препятствием к назначению экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела и то обстоятельство, что в силу ст. 186 УПК для производства экспертизы могут потребоваться образцы почерка, отпечатки пальцев и т. п., то есть будут производиться действия, которые затрагивают права и интересы граждан. Получение образцов, предусмотренных ст. 186 УПК, требуется только в тех случаях, когда необходимо решить вопрос о причастности определенного лица к событию преступления, но сам факт преступления сомнений не вызывает, а следовательно, уголовное дело уже должно быть возбуждено. При производстве экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела для решения вопроса о наличии к тому оснований образцы не понадобятся, права и интересы граждан нарушены не будут. Следует заметить, что при существующем порядке производства экспертизы в экспертном учреждении права обвиняемого при назначении экспертизы существенно ограничиваются (он, например, не имеет возможности заявить отвод эксперту), что тем не менее ни у кого из противников рассматриваемого предложения возражений не вызывает. Когда говорят, что для проведения экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела нет необходимых процессуальных условий, обычно имеют в виду следующее. Направляемые на исследование объекты еще не имеют статуса вещественных доказательств, нет процессуальной возможности при необходимости провести дополнительную и повторную экспертизы, “заключение экспертов, как правило, основывается на других доказательствах. Если до назначения экспертизы не будут собраны необходимые материалы, это затруднит формулирование вопросов эксперту и может сделать невозможным само экспертное исследование... Если выполнение этого следственного действия будет разрешено до возбуждения дела, то никто не вправе запретить следователю использовать для проверки поступившего заявления весь арсенал процессуальных средств, относящихся к производству экспертизы и оценке ее результатов”6. К этому иногда добавляют, что для возбуждения уголовного дела вовсе не требуется достоверно установить обстоятельства преступления, а достаточно лишь предположения о преступлении. На это можно возразить, что и по возбужденному уголовному делу на экспертизу зачастую представляются объекты, не имеющие, строго говоря, статуса вещественных доказательств. Мнение о том, что заключение эксперта, как правило, основывается на других доказательствах, в рассматриваемой ситуации едва ли существенно. Дело в том, что на этой стадии необходимость в экспертном исследовании возникает применительно к таким объектам, которые или были обнаружены при осмотре места происшествия, в процессе которого и устанавливаются обстоятельства, значимые для эксперта (характер, расположение, связь с другими компонентами обстановки места происшествия и т. п.), или для исследования которых не требуется дополнительная информация (поддельный денежный знак, недоброкачественные пищевые продукты, фальсифицированные напитки и т. п.). Для проведения же дополнительной или повторной экспертиз нет никаких помех либо после возбуждения уголовного дела, либо, при возможности, опять-таки до его возбуждения. Мнение же о том, что для возбуждения уголовного дела не нужно достоверно установленных обстоятельств, а можно довольствоваться предположениями, едва ли можно считать серьезным аргументом, о чем свидетельствует практика прекращения неосновательно возбужденных уголовных дел. Известно, что выводы следователя и специалиста не имеют доказательственного значения, между тем закон в ряде случаев требует именно доказательственного решений специальных вопросов, что возможно лишь путем производства экспертизы. Следственная практика свидетельствует о том, что без компетентного заключения сведущего лица (именно заключения, а не консультации, не оставляющей следа в уголовном деле) иногда невозможно решить вопрос о наличии оснований для возбуждения уголовного дела. В связи с этим Я. П. Нагнойный пишет: “Для определения тяжести телесных повреждений, как и для установления половой зрелости потерпевшей по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 120 УК УССР, обязательно назначение экспертизы. От характера выводов о тяжести телесных повреждений зависит не только квалификация действий обвиняемого, но и наличие или отсутствие у органа расследования основания для возбуждения уголовного цела вообще... Но как должен поступить следователь, имея в своем распоряжении только заявление о нанесении телесных повреждений? Некоторые работники органов расследования во избежание необоснованного возбуждения уголовного дела сначала направляют потерпевших на судебно-медицинское освидетельствование, а затем в зависимости от его результатов принимают решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в нем. Если дело возбуждается, тогда экспертиза назначается официально. Другая часть работников органов расследования назначает в подобных случаях судебно-медицинскую экспертизу до возбуждения уголовного дела”7. Попытки подменить экспертизу некими “предварительными исследованиями”, дабы хоть чем-то обосновать решение о возбуждении уголовного дела, не только не решают проблемы, но и, наоборот, могут существенно осложнить ее решение, повлечь за собой прямые нарушения законности. Проведение предварительных исследований - непроцессуальная форма использования специальных познаний. “На первый взгляд, - писал Е. Н. Тихонов, - ничего плохого в этом нет, кроме задержки сроков предварительной проверки материалов до возбуждения уголовного дела и удлинения сроков предварительного расследования. Однако и этот “законный” путь влечет еще б(льшие нарушения законности. Дело в том, что, как правило, исследуемые объекты в результате такого непроцессуального исследования изменяют свое первоначальное состояние, частично или полностью утрачиваются. В связи с этим практика идет по пути поручения производства экспертизы тому же специалисту, который проводил исследование в непроцессуальной форме, так как в том случае, когда экспертиза будет поручена другому специалисту, тот получит уже измененные в качественном и количественном отношениях объекты и ему нечего будет исследовать самому. Но и в таком случае происходит нарушение закона - сначала специалист проводит непроцессуальное исследование, а затем он предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения... и дает заключение как эксперт - участник уголовного судопроизводства, не говоря уже о том, что такое “повторное экспертное исследование” влечет неоправданные затраты рабочего времени, сил и материальных средств. Изученные нами материалы экспертной практики свидетельствуют о том, что дважды “исследуется” каждый третий-пятый объект названных категорий”8 (взрывчатые, наркотические и тому подобные вещества - Р. Б.). Но сказанным не исчерпывается опасность подобного пути получения оснований для возбуждения уголовного дела. Следователь лишен возможности лично наблюдать за проведением предварительных исследований, принимать необходимые меры при несогласии с их результатами или примененными методиками. Возможности подобных исследований более ограничены, нежели возможности судебной экспертизы. С нашей точки зрения, нет никаких сколько-нибудь серьезных препятствии для принятия законодателем решения о возможности производства экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела9. Естественно, что такое решение должно иметь определенные ограничения, прямо предусмотренные законом. Например, оно не может распространяться на те случаи, когда для производства экспертиз необходимо получение образцов для сравнительного исследования в порядке ст. 186 УПК, поскольку по смыслу этой нормы в необходимых случаях образцы могут быть получены в принудительном порядке. Принудительные же действия до возбуждения уголовного дела допустимы лишь в строго ограниченных законом случаях (задержание, личный обыск задержанного). С учетом изложенного в Законе о судебной экспертизе целесообразно предусмотреть возможность проведения судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела для установления наличия (или отсутствия) оснований к возбуждению уголовного дела, когда решение этого вопроса требует использования специальных познаний и должно иметь доказательственное значение. Не исключается, что закон может содержать и перечень (даже исчерпывающий) ситуаций, при которых экспертиза может быть разрешена в стадии возбуждения уголовного дела (например, для установления причин возникновения пожара, причин наступления смерти, ответственности тех или иных лиц за наступление последствий дорожно-транспортного происшествия и др.). О возможности предлагаемого решения исследуемой проблемы свидетельствует создающее прецедент положение Указа Президента РФ от 14.06.94 “О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности” № 1226. В п. 1 этого Указа говорится дословно следующее: “При наличии достаточных данных о причастности лица к банде или иной организованной преступной группе, подозреваемой в совершении тяжких преступлений, по согласованию с прокурором до возбуждения уголовного дела могут быть проведены экспертизы (выделено нами - Р. Б.), результаты которых рассматриваются в качестве доказательств по уголовным делам данной категории”. Нет никаких препятствий к тому, чтобы это положение стало общей нормой в новом УПК.

Еще по теме 5.2.1. Назначение экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела:

  1. 9.1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела
  2. § 1. Собирание и исследование доказательств в стадии возбуждения уголовного дела
  3. 9.3. Основания и процессуальный порядок принятия решений в стадии возбуждения уголовного дела
  4. § 1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела
  5. 2.2. Процессуальные решения, принимаемые на стадии возбуждения уголовного дела
  6. §3. Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования
  7. Вопрос 54. Сущность и значение стадии возбуждения гражданского дела
  8. Глава 6. ОТКАЗ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА. ПРЕКРАЩЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА И УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
  9. §1. Возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности
  10. Глава 2 РАЗРЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ В СТАДИИ НАЗНАЧЕНИЯ ДЕЛА К СЛУШАНИЮ БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛУШАНИЯ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ -



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация