Правильная последовательность стадий административного процесса. Обращение с административным иском и открытие производства по административному делу является начальной стадией указанного процесса. Две основные разновидности административных споров

Главная / Общество

Уральская металлургическая база является самой крупной в стране. Большая часть российской стали и чугуна выплавляется именно комбинатами этого региона. Построено в этом районе и очень много предприятий, специализирующихся на производстве никеля, цинка, меди и т. д. Географическое положение Уральской металлургической базы считается довольно-таки удобным и экономически выгодным. В основном благодаря этому фактору выпускаемая здесь продукция отличается относительно низкой себестоимостью.

Металлургия России

Прежде чем приступать к рассмотрению особенностей развития этой отрасли на Урале, выясним, что она представляет собой в масштабах всей страны. Предприятия черной металлургии в России могут заниматься:

Предприятия цветной металлургии занимаются выпуском меди, никеля, цинка и т. д. Значение этой подотрасли в экономике страны достаточно велико.

Общая характеристика металлургических баз России

Большинство комбинатов этой отрасли расположены в Сибирском, Центральном и Уральском регионах страны. На размещение предприятий черной металлургии в основном влияет такой фактор, как наличие топливной и сырьевой базы. К сожалению, территориально места залежей угля и руды совпадают редко. Поэтому комбинаты обычно строят неподалеку от сырьевой или топливной базы, а также между ними.

Ниже в таблице представлена краткая сравнительная характеристика металлургических баз России.

Центральная

Сибирская

Уральская

Имеются крупнейшие залежи (Курская магнитная аномалия)

Сравнительно крупные запасы

Предприятия испытывают некоторую нехватку сырья и вынуждены изыскивать возможности разработки новых месторождений

Коксующиеся угли

Привозные (Донецк, Кузнецк)

Имеются свои (Кузнецкий каменноугольный бассейн)

Привозные (из Казахстана)

Предприятия

В основном полного цикла (выпускают сталь, прокат и чугун)

Построено много предприятий как полного цикла, так и предельной металлургии (выпускают только сталь и прокат)

В основном полного цикла

Это основные показатели, характеризующие металлургические базы России. Уральская металлургическая база является самой крупной из всех. Сибирская - находится в стадии развития.

Самые крупные предприятия черной металлургии на Урале

Большинство комбинатов этого региона относится к производствам полного цикла. Из наиболее крупных можно выделить Магнитогорский, Новотроицкий, Челябинский и Нижнетагильский. Эти четыре предприятия дают 80% всего чугуна района и 70% стали. Имеются в этом регионе и другие комбинаты, не такие большие: в Серове, Чусово, Белорецке, Алапаевке и т. д. Самым крупным месторождением железной руды на Урале является Качканарское. Вторым по значимости считается Орско-Халиловское. Здесь добывают почти все российские хромиты.

Географическое положение Уральской металлургической базы: особенности

Находится этот регион в непосредственной близости к богатым на топливо Сибири и Казахстану, а также к имеющей серьезный научно-технический потенциал Европейской части России. Разумеется, такое соседство не может не сказываться на себестоимости конечного продукта.

Есть в территориальном положении этой базы и еще один плюс. Уральские горы - очень старые. Появились они миллионы лет назад и к настоящему времени практически разрушились. Поэтому полезные ископаемые залегают здесь практически на поверхности и в большинстве случаев могут добываться открытым способом.

К неблагоприятным факторам можно отнести отсутствие в регионе запасов Однако географическое положение Уральской металлургической базы таково, что завезти его достаточно просто и из соседних регионов. В большинстве случаев коксующиеся угли закупаются в Казахстане. Железная руда частично ввозится из районов

Магнитогорский комбинат

Уральская металлургическая база представлена довольно большим количеством предприятий. Магнитогорский комбинат является не только самым крупным в России, но и в Европе. Построен он был в 30-е годы прошлого века. Производственные помещения Магнитогорского комбината занимают в общей сложности около 7000 гектар. Это предприятие выпускает 20% всей реализуемой на Российском рынке продукции и имеет полный рабочий цикл. Первым этапом производства на комбинате является добыча руд, а последним - глубокая переработка черного металла. Около 40% всей продукции, выпускаемой этим предприятием, идет на экспорт.

Новотроицкая «Уральская сталь»

Этот комбинат входит в состав холдинга «Металлоинвест» и является одним из крупнейших в стране производителей трубных заготовок, штрипса и мостостали. Находится он в Оренбургской области и является г. Новотроицка. Старое его название - Орско-Халиловский металлургический комбинат. Построен он был не так давно - в середине прошлого века.

Особенности Уральской металлургической базы таковы, что часть топлива выгодно закупать в Казахстане. В частности это касается «Уральской стали». Новотроицкий комбинат расположен прямо на границе с этим государством. В период развала СССР, когда экономические связи с бывшими республиками прервались, предприятие испытывало значительные трудности. Сейчас положение дел на комбинате несколько улучшилось.

Помимо всего прочего, это предприятие выпускает:

  • чугун литейный и передельный;
  • листовой и сортовой прокат;
  • штампованные изделия;
  • кокс;
  • шлакоблоки;
  • сульфат аммония.

Часть продукции идет на экспорт.

Нижнетагильский комбинат

Это одно из самых старых металлургических предприятий страны. Его строительство началось в 1720 году. Уральская металлургическая база, географическое положение которой в те времена не было таким выгодным, как сейчас, тогда только начинала зарождаться.

Первая плавка на Нижнетагильском комбинате состоялась в 1725 году. К основным видам продукции, выпускаемой им сегодня, относятся:

  • колеса для поездов;
  • рельсы;
  • швеллера, уголки, двутавровые балки и т. д.

Цветная металлургия

Предприятия, входящие в эту группу, также оказывают значительное влияние на экономику региона и страны в целом. Уральская металлургическая база - крупнейший поставщик В этом регионе функционируют комбинаты, производящие цинк, медь, алюминий, никель.

Самыми крупными предприятиями являются:

  • ОК «Русал»;
  • УГМК;
  • Верхне-Салдинское объединение;
  • ОАО «Уфалейникель»;
  • Каменск-Уральский завод;
  • Ревдинский завод ОЦМ и др.

Проблемы и перспективы развития

Географическое положение Уральской металлургической базы достаточно выгодно. Но, к сожалению, несмотря даже на ряд проведенных в последнее время реформ, Урал остается районом, вывозящим в основном лишь непереработанную продукцию. Наиболее перспективным направлением в развитии промышленности региона аналитики видят дальнейшую кооперацию металлургического комплекса Урала и топливно-энергической базы Сибири. В особенности эффективным могло бы стать сотрудничество заводов этого региона с предприятиями республики Коми.

Главным направлением развития, собственно, комбинатов должна стать интенсификация производства. Уральская экономико-географическая территория имеет одну особенность - практически все предприятия металлургической промышленности здесь являются гигантами и очень сложно поддаются переоборудованию и модернизации. Еще одной проблемой больших комбинатов этого региона считается то, что они медленно реагируют на изменения рынка.

В ближайшее время Уральская металлургическая база, географическое положение которой остается достаточно выгодным в отношении территориальной структуры, останется прежней. Однако на сегодняшний день государство основной целью считает именно модернизацию производств на этой территории.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Административная деятельность осуществляется непрерывно. Несмотря на самые разнообразные отклонения, она подчиняется определенному ритму. Это проявляется в последовательном повторении одних и тех же стадий процесса. Для достижения целей субъект власти в определенной последовательности совершает ряд операций. Административный процесс носит ярко выраженный циклический характер, он складывается из относительно замкнутых циклов.

Важной особенностью процессов является стадийность: они состоят из ряда стадий, имеют ярко выраженный цикличный характер. Стадии следуют одна за другой, и предыдущая подготавливает последующую. Как правило, новая стадия может начаться лишь тогда, когда официально окончена ранее начатая.

Стадия – это относительно самостоятельная часть административной деятельности, необходимая для достижения общего результата. Каждая стадия прежде всего характеризуется специфической непосредственной целью, которую можно считать ступенью в достижении общей, главной цели процессуальных действий. На каждой стадии специфичны состав субъектов правоотношений, собираемая и используемая информация, составляемые документы, принимаемые решения, совершаемые действия.

С целью обеспечения объективного, целесообразного, законного использования властных полномочий во многих процессах предусмотрена «эстафета субъектов власти». Особенно ярко это видно на примере юрисдикционных действий: один субъект власти составляет протокол, другой выносит постановление, третий принимает решение по жалобе. Хочется также отметить, что на последующей стадии проводится «ревизия» поступивших материалов, проверка их качества. А в результате устраняются недостатки или дела возвращаются на более ранние стадии.

Необходимым условием перехода от одной стадии к другой является наличие кроме фактического основания еще и процессуального основания (повода) – официального документа, содержащего информацию о фактическом основании необходимых властных действий. Например, дело об административном проступке можно рассматривать, если есть протокол, повод для пересмотра дела, – жалоба.

Анализ административных процессов позволяет сделать вывод, что в них имеется как минимум три стадии: анализ ситуации, подготовка и принятие АГА, исполнение правового акта.

Первая стадия называется по-разному (служебное расследование, регистрация вынужденных переселенцев, проверка поступивших жалоб и т. д.), но во всех случаях это время сбора необходимой информации, фиксирования ее на материальных носителях (составление документов), анализа и т. д. Очевидно, что без такой предварительной работы не может быть принят эффективный, законный акт.

Здесь мы сталкиваемся с одним из проявлений влияния процессуальной формы на реализацию власти. Чтобы эмансипировать субъекта власти от каприза, импровизации, влияния эмоций, пристрастий и т. д., нормы права обязывают его взять объяснения, составить протокол, принять документы, провести экспертизу, получить заключение специалистов, обсудить и т. п., то есть собрать и в соответствии с законом оформить необходимую информацию о фактическом положении дел и относящихся к делу правовых нормах, подготовке и принятии АГА.

Первая стадия процесса – анализ ситуации, необходимый для подготовки решения (об утверждении, награждении, наложении взыскания, приеме, выделении и т. д.). Чаще всего на этой стадии существуют этапы: правовой инициативы, анализа ситуации и вариантов правового воздействия на нее, подготовки проекта решения.

Акт принимается, если есть фактические (объективная потребность) и юридические основания. Около половины из общего их числа издаются по инициативе их авторов. Последние часто выступают «переводчиками» законов и актов вышестоящих органов, конкретизируя их с учетом местных условий либо применяя их на основе жалоб, заявлений, приказов о призыве и т. д. Основанием для принятия, отмены акта может быть инициатива субъекта административной власти, поручение вышестоящего органа, протест прокурора, обращение организации, депутата, жалоба, заявление гражданина, статья в газете и др.

В ходе анализа ситуации выясняется фактическое положение дел, проблемы, возможные варианты их решения. При составлений проекта избирается один из возможных способов правового регулирования, он надлежащим образом оформляется, согласовывается, обсуждается. Практикуется и подготовка альтернативных проектов.

Вторая стадия – принятия решения – тем короче, чем больше проведено подготовительной работы. В коллегиальных органах возможно обсуждение и обязательно голосование. Иногда решения принимаются «в рабочем порядке», путем опроса. Большинство же правовых актов издаются единолично, а значит, главное на этой стадии – изучение и подписание подготовленного проекта. Очевидно, что в подготовленный проект могут быть внесены изменения либо проект может быть признан непригодным.

Завершается эта стадия оформлением решения, что предполагает его окончательное редактирование, подписание административного акта, присвоение акту порядкового номера.

Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц – начало стадии исполнения. Это делается путем персонального ознакомления (устно, высылки, вручения копий, вывешивания списков, ознакомления под расписку). Если круг адресатов акта более широк, его размножают, рассылают, а при необходимости обнародуют в средствах массовой информации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях).

Решение – это, как правило, идеальная модель будущего, информация о том, что должно быть. Большое значение имеет материализация предписаний, превращение их в реальные предметы, процессы и отношения. Государственная администрация занимается выполнением этой задачи на третьей стадии цикла.

На первой стадии административного процесса собираются данные о реальном мире, о том, что уже есть. При принятии решений создается информация о возможном, необходимом, о том, чего еще нет. Исполнение принятых решений – завершающая фаза цикла, на которой идеальное становится материальным и в процессе совместной целенаправленной деятельности люди изменяют окружающий мир. В ходе исполнения проверяется и качество решений. Если на первой и особенно на второй стадиях цикла осуществляется в основном внутриаппаратная работа и информация выступает как предмет труда, то на третьей преобладает внешняя административная деятельность и информация становится инструментом воздействия. Собственно управленческое воздействие на объект имеет место на третьей стадии в процессе активного взаимодействия субъектов власти с подвластными.

Исполнение – очень трудное и кропотливое дело, именно здесь в полной мере проявляются деловые и политические качества руководителя, его умение налаживать дружную совместную работу многих людей, доводить дело до конца. Приемы и методы практической организации зависят от разнообразных факторов: величины системы, состояния средств связи, квалификации исполнителей, внешней обстановки и т. д.

Во многом специфика административной деятельности на этой стадии обусловлена тем, какой акт исполняется: рутинный, сложный, уникальный. Очевидно также, что процесс исполнения нормативных актов серьезно отличается от исполнения правоприменительных актов (о поощрении, назначении, разрешении и т. д.). Юрисдикционные процессы завершаются принятием индивидуальных юрисдикци-онных актов (приговоров, решений, постановлений, приказов). Процедуры исполнения актов правосудия и административных актов четко урегулированы.

Осуществляя исполнение приговоров, решений судов, постановлений о наложении административных взысканий и иных юрисдикционных актов, государственная администрация действует в соответствии с уголовно-исполнительным, гражданско-процессуальным правом и многочисленными источниками административного права.

Стадии административной деятельности обусловлены логикой реализации власти и закреплены правовыми нормами . Целесообразное и законное использование властных полномочий предполагает такую схему их реализации: 1) изучение, анализ фактической ситуации, 2) принятие обоснованного акта; 3) исполнение решения. Такая последовательность действий субъектов власти регулируется многочисленными процессуальными нормами.

Трехстадийный цикл является типовым. А реальные административные производства имеют свои особенности. Могут быть выделены в особую стадию первичные действия, подготавливающие процесс. Например, стадия первичной обработки жалобы, стадия подготовки к приему, призыву. В юрисдикционных производствах для повышения гарантий законности введены стадии пересмотра актов по жалобам, протестам.

В производствах по исполнению актов правосудия основной акт администрацией не принимается, а значит, и не анализируется необходимая информация. В таких случаях государственная администрация только исполняет приговор, решение суда. Поэтому в чисто исполнительном производстве существует иная система стадий.

В зависимости от сложности (а об этом, в частности, можно судить по числу установленных законодательством стадий) производства можно поделить на ускоренные, обычные и усложненные.

В большинстве стадий нетрудно выделить этапы – совокупность действий, преследующих какую-то внутристадийную промежуточную цель. Этап – в определенной степени обособленная часть стадии. Например, во второй стадии производства по делам об административных правонарушениях – рассмотрении дела – есть такие этапы: подготовка к рассмотрению дела, анализ имеющихся данных, принятие постановления, доведение постановления до сведения правонарушителя, потерпевшего, организаций.

Таким образом, каждый процесс, каждое производство имеют четырехуровневую структуру: действия – этапы – стадии – производство (процесс) в целом.

Характеристика стадий административного судопроизводства

Свойством любого юридического процесса является стадийность, т.е. структурно обусловленная последовательность процессуальных действий. Прохождение дела в административном суде тоже имеет двухэтапный характер.

в Частности, можно выделить следующие стадии административного судопроизводства:

1. Обращение с административным иском и открытие производства по административному делу.

2. Подготовительное производство.

3. Судебное разбирательство и принятие судебного решения.

4. Пересмотр судебного решения (апелляционный порядок; кассационный порядок; пересмотре решения Верховным Судом Украины; за вновь открывшимися обстоятельствами).

5. Исполнение судебного решения.

Однако, при этом стоит заметить, что КАС устанавливает определенные особенности рассмотрения отдельных категорий дел, что накладывает соответствующий отпечаток и на процесс в этих делах в целом. Регламентации особенностей производства по отдельным категориям административных дел посвящена глава 6 раздела III КАС (ст.ст. 171 - 183-4). Так, определенные особенности имеют производства:

1) По делам относительно обжалования нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления и других субъектов властных полномочий;

2) по делам относительно обжалования актов, действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины;

3) по делам по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий относительно привлечения к административной ответственности;

4) в делах, связанных с избирательным процессом или процессом референдума (в частности, по делам относительно обжалования решений, действий или бездеятельности избирательных комиссий, комиссий по референдуму, членов этих комиссий по уточнению списка избирателей, относительно обжалования решений, действий или бездеятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, творческих работников средств массовой информации, нарушающих законодательство о выборах и референдуме, относительно обжалования действий или бездействия кандидатов, их доверенных лиц, партии (блока), местной организации партии, их должностных лиц и уполномоченных лиц, инициативных групп референдума, других субъектов инициирования референдума, официальных наблюдателей от субъектов избирательного процесса;

5) по делам о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований относительно несовместимости;

6) в делах по поводу решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы;

7) по делам по административным искам субъектов властных полномочий об ограничении относительно реализации права на мирные собрания;

8) по делам по административным искам об устранении ограничений в реализации права на мирные собрания;

9) по делам по административным искам о принудительном отчуждении земельного участка, других объектов недвижимого имущества, на ней размещены, по мотивам общественной необходимости;

10) сокращенное производство;

11) по делам об обращениях органов государственной налоговой службы;

12) в делах по обращению Службы безопасности Украины относительно наложения ареста на активы, связанные с финансированием терроризма и касающиеся финансовых операций, остановленных в соответствии с решением, принятым на основании резолюций Совета Безопасности ООН, снятие ареста с таких активов и предоставления доступа к ним.

Обращение с административным иском и открытие производства по административному делу является начальной стадией указанного процесса

Согласно принципу диспозитивности административный суд лишен права инициировать процесс, и судебный административный процесс начинается с обращения в административный суд лица, которая считает, что ее права, свободы и интересы нарушены. Судебное производство по административному делу инициируется путем подачи таким лицом административного иска. Итак, административный иск - это обращение в административный суд о защите прав, свобод и интересов в публично-правовых отношениях. В процессе подготовки предыдущих проектов Административно-процессуального кодекса (именно такое название КАС имел ранее) вопрос названия процессуального документа, с которым будут обращаться в административный суд, был дискуссионным, в частности, предлагались такие названия, как жалоба, заявление и иск.

В административный суд имеет право обратиться любое лицо, если она считает, что решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или интересы. В случаях, установленных законом, в суд могут обращаться органы и лица, которым предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц. Субъекты властных полномочий имеют право обратиться в административный суд в случаях, предусмотренных Конституцией и законами Украины. Для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается 6-месячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Для защиты прав, свобод и интересов лица КАС и другими законами могут устанавливаться другие сроки для обращения в административный суд, которые, если не установлено иное, исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Для обращения в суд по делам относительно принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы устанавливается месячный срок. Если законом предусмотрена возможность досудебного порядка решения спора и истец воспользовался этим порядком, то для обращения в административный суд устанавливается месячный срок, который исчисляется со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решение, действия или бездеятельность субъекта властных полномочий. Для обращения в административный суд относительно обжалования решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств, устанавливается месячный срок. Административный иск, поданный после окончания сроков, установленных законом, остается без рассмотрения, если суд по заявлению лица, которое его подало, не найдет оснований для возобновления срока, о чем постановляется определение.

Лицо обращается в суд с административным иском в форме письменного заявления непосредственно либо через почту, кроме того, письменное исковое заявление может быть составлено путем заполнения бланка искового заявления, предоставленного судом. В свою очередь, непосредственность означает подачу искового заявления в канцелярию суда, где ее безотлагательно регистрируют. Также непосредственность требует, чтобы заявление лица о защите его прав не поступало в суд вследствие ее пересылки "по назначению" государственным органам, органам местного самоуправления, объединениям граждан и т.д. Форма и содержание искового заявления определяются ст. 105 КАС.

Вопрос об открытии производства по административному делу судья решает в течение 3 дней со дня поступления искового заявления в административный суд или окончания срока, установленного для устранения недостатков искового заявления, в случае оставления искового заявления без движения, и не позднее 2 дней со дня получения судом в порядке, предусмотренном ч. Из ст. 107 КАС, информации о месте проживания (пребывания) физического лица.

Об оставлении искового заявления без рассмотрения, открытие производства по делу или отказа в открытии производства по делу судья выносит определение.

Копия постановления об открытии производства по административному делу безотлагательно после постановления направляется лицам, участвующим в деле, вместе с выпиской об их процессуальные права и обязанности, установленные ст.ст. 49, 51 КАС. Ответчикам и третьим лицам, которые не заявляют самостоятельных требований на предмет спора, направляются также копии искового заявления и приложенных к нему документов.

В случае, когда судья установил, что исковое заявление подано с нарушением установленных требований, он выносит определение об оставлении искового заявления без движения, в котором указываются недостатки искового заявления, способ их устранения и устанавливается срок, достаточный для устранения недостатков. Копия определения об оставлении искового заявления без рассмотрения безотлагательно направляется лицу, подавшему исковое заявление, вместе с исковым заявлением и всеми приложенными к нему материалами. Такое постановление может быть обжаловано лицом, подавшим исковое заявление. Основания для возвращения искового заявления определены в ст. 108 КАС. Судья может отказать в открытии производства по административному делу, если: 1) заявление надлежит рассматривать в порядке административного судопроизводства; 2) в споре между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям имеется вступившее в законную силу: постановление суда или определение суда об отказе в открытии производства по административному делу, о прекращении производства по такому делу в связи с отказом от административного иска или примирением сторон; 3) наступила смерть физического лица или прекращено юридическое лицо, которые обратились с исковым заявлением или к которым предъявлен административный иск, если спорные правоотношения не допускают правопреемства. Об отказе в открытии производства по административному делу судья выносит определение.

Подготовительное производство - вторая за развитием судопроизводства стадия административного процесса. Задача этой стадии - определить спорные вопросы между сторонами и возможности примирения, а при отсутствии у сторон желания примириться - собрать весь доказательный материал, который следует исследовать на стадии судебного рассмотрения, с тем, чтобы рассмотреть и разрешить дело в одном судебном заседании в течение разумного срока. Подготовка дела к судебному разбирательству является одним из условий своевременного и правильного их решения. Объем подготовки дел, а также характер процессуальных действий, осуществляемых на этой стадии, зависят от обстоятельств и сложности каждого конкретного дела. Подготовку дела к судебному разбирательству осуществляет судья административного суда, который открыл производство в административном деле.

Суд до судебного рассмотрения административного дела принимает меры для всестороннего и объективного рассмотрения и разрешения дела в одном судебном заседании в течение разумного срока. С этой целью суд может: 1) принять решение об истребовании документов и других материалов; навести необходимые справки; провести осмотр письменных и вещественных доказательств на месте, если их нельзя доставить в суд; назначить экспертизу, решить вопрос о необходимости привлечения свидетелей, специалиста, переводчика; 2) принять решение об обязательности личного участия лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, о привлечении третьих лиц к делу; 3) вызвать на судебное рассмотрение административного дела свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков; 4) принять решение о проведение предварительного судебного заседания. По обоснованному ходатайству истца судья принимает меры относительно безотлагательного рассмотрения и разрешения дела. В таком случае вызов лиц, участвующих в деле, уведомление о принятых судом постановления осуществляются с помощью курьера, телефона, факса, электронной почты или другого технического средства.

Целью проведения предварительного судебного заседания является выяснения возможности урегулирования спора до судебного рассмотрения дела или обеспечения всестороннего и объективного разрешения дела в течение разумного срока. Предварительное судебное заседание проводится судьей, осуществляющим подготовку дела к судебному разбирательству с участием сторон и других лиц, участвующих в деле. Для урегулирования спора суд выясняет, не отказывается ли истец от административного иска, не признает ответчик, административный иск, и разъясняет сторонам о возможности примирения. Если спор не удалось урегулировать, суд: 1) уточняет исковые требования и возражения ответчика против административного иска; 2) выясняет вопрос о составе лиц, участвующих в деле; 3) определяет факты, которые необходимо установить для разрешения спора и какие из них признаются сторонами, а какие предстоит доказывать; 4) выясняет, какими доказательствами стороны могут обосновывать свои доводы или возражения, и устанавливает сроки для их предоставления; 5) совершает иные действия, необходимые для подготовки дела к судебному разбирательству.

По результатам подготовительного производства суд может вынести определение об: 1) оставление искового заявления без рассмотрения; 2) приостановление производства по делу; 3) прекращения производства по делу; 4) окончании подготовительного производства и назначении дела к судебному разбирательству.

Третьей и центральной стадией административного судопроизводства является судебное рассмотрение дела и принятие судебного решения, во время которой исследуются материалы дела и решается публично-правовой спор между сторонами. Рассмотрение административного дела является содержанием этой стадии, а судебное заседание - процессуальной формой рассмотрения дела. Регламентации этой стадии посвящена гл. 3 (ст.ст. 122-154) КАСС. Задачей стадии судебного разбирательства является выяснение позиций сторон, исследования доказательств по административному делу с целью установления на их основе обстоятельств, необходимых для разрешения спора, и соответствующих правоотношений. Для эффективного судебного рассмотрения суд прежде всего должен определить нормы права, которые могут быть применены к спорным правоотношениям. Достижения цели судебного разбирательства возможно лишь в случае осуществления его в четком соответствии с требованиями административного процессуального законодательства, с соблюдением надлежащей процессуальной формы.

Судебное заседание проводится в специально оборудованном помещении - зале судебных заседаний. Отдельные процессуальные действия в случае необходимости могут совершаться за пределами помещения суда. Административное дело должно быть рассмотрено и решено в течение разумного срока, но не более месяца со дня открытия производства по делу, если иное не установлено КАСС. Дела относительно принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы рассматриваются и решаются в течение разумного срока, но не более 20 дней со дня открытия производства по делу. Следует обратить внимание на ч. 4 ст. 122 КАС, которая устанавливает, что лицо, участвующее в деле, имеет право заявить ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Если такое ходатайство заявили все лица, участвующие в деле, судебное разбирательство дела осуществляется в порядке письменного производства по имеющимся в деле материалам.

Рассмотрение дела в судебном заседании производится путем последовательного совершения судом и участниками процесса комплекса процессуальных действий, которые составляют определенные части (подстадии, этапы), каждая из которых имеет свои задачи и содержание:

1) подготовительная стадия (регламентируется ст.ст. 122-134 КАС) - открывается судебное заседания председательствующим, который объявляет, какое дело рассматривается, устанавливается, кто из участников дела прибыл к судебному заседанию, кто не прибыл, по какой причине. Эта стадия предопределяет эффективность проведения судебного заседания. Процессуальные действия, которые ей присущи, направленные на проверку наличия всех условий, необходимых для рассмотрения и решения административного дела в этом судебном заседании (может ли административное дело быть рассмотрено за такого состава суда, за такой явки участников процесса, при наличии таких доказательств).

Далее устанавливается личность переводчика, разъясняются его права и приводят его к присяге, сообщается о полном фиксировании судебного процесса, устанавливаются личности тех, кто прибыл в судебное заседание, а также проверяются полномочия должностных и служебных лиц, их представителей, объявляется состав суда, разъясняются права отвода;

2) начало судебного разбирательства дела по существу: председательствующий докладывает в деле о содержании исковых требований, о признании сторонами определенных обстоятельств во время подготовительного производства, после чего он выясняет: поддерживает ли истец административный иск, признает ли его ответчик и не желают ли стороны примириться. При рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле, председательствующий в судебном заседании докладывает о ее позиции относительно исковых требований, если она изложена в письменных пояснениях. Истец может отказаться от административного иска, а ответчик - признать административный иск в течение всего времени судебного разбирательства, сделав устное заявление. Если отказ от административного иска или признание административного иска изложено в адресованном суду письменном заявлении, это заявление приобщается к делу. Стороны могут примириться в течение всего времени судебного разбирательства или заявить ходатайство о предоставлении им времени для примирения. Истец может в течение всего времени судебного разбирательства увеличить или уменьшить размер исковых требований, подав письменное заявление, которое приобщается к делу. До начала судебного рассмотрения дела по существу истец может изменить основание или предмет административного иска, подав письменное заявление, которое приобщается к делу. Заявление об изменении исковых требований должно соответствовать требованиям, которые установлены КАСС для исковых заявлений. В случае несоответствия заявления требованиям ст. 106 КАС суд своим определением возвращает его истцу. Определение суда, вынесенное по результатам рассмотрения вопроса о принятии заявления об изменении исковых требований, отдельно не обжалуется. Суд по ходатайству ответчика объявляет перерыв в судебном заседании и предоставляет ответчику срок, достаточный для подготовки к делу в связи с изменением истцом исковых требований (ст. 137 КАС);

3) исследования обстоятельств дела и проверка доказательств (рассмотрение дела по существу - ст.ст. 138-151 КАС) на этой стадии осуществляется исследование доказательств, предметом доказывания являются обстоятельства, которыми обосновываются исковые требования или возражения или имеют другое значение для разрешения дела и которые следует установить при принятии судебного решения по делу. Доказательства должны отвечать ряду требований. Так, они должны быть надлежащими, то есть такими, которые содержат информацию о предмете доказывания; допустимыми, то есть полученными в соответствии с требованиями закона, подтверждены определенными средствами доказывания. Не требуют доказывания в административном судопроизводстве обстоятельства, которые являются: общеизвестные (глобальные, общегосударственные и локальные); преюдициальные; признанные сторонами.

Для установления обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 138 КАСС, в судебном заседании заслушиваются объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследуются письменные и вещественные доказательства, в том числе носители информации с записанной на них информацией, заключения экспертов. Суд, заслушав объяснения сторон и других лиц, участвующих в деле, устанавливает порядок исследования доказательств, которыми они обосновывают свои требования и возражения. Также на этой стадии суд, при условиях, предусмотренных ст. 150 КАС, может отложить рассмотрение дела или объявить перерыв. Если рассмотрение дела было отложено, новое его разбирательство начинается сначала. Если стороны не настаивают на повторении объяснений лиц, участвующих в деле, предоставленных ранее, если состав суда не изменился и к участию в деле не были привлечены третьи лица, которые заявляют самостоятельные требования на предмет спора, суд продолжает производство по делу со стадии, на которой рассмотрение дела было отложено. Если в рассмотрении дела был объявлен перерыв, производство по делу после его окончания продолжается со стадии, на которой оно было прервано;

4) судебные прения (это персонифицированное обращение сторон и других участников административного дела с речами в судебном заседании) - осуществляются в соответствии со ст. 152 КАСС и существенных особенностей не имеют. Задачей заключительной части (судебных дебатов) является подведение итогов проведенного выяснения обстоятельств дела и проверки их доказательствами лицами, которые принимают участие в рассмотрении административного дела. Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле. В этих речах можно ссылаться лишь на обстоятельства и доказательства, которые исследованы в судебном заседании. В прениях первым предоставляется слово истцу, его представителю, а затем - ответчику, его представителю. Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, и его представитель выступают после сторон в деле. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, их представители выступают в прениях после лица, на стороне которого они участвуют. По ходатайству сторон или третьих лиц в прениях могут выступать лишь их представители. Суд может установить регламент выступлений лиц, участвующих в деле, определяет их продолжительность. Председательствующий в судебном заседании может остановить выступающего лишь тогда, когда он выходит за пределы рассматриваемого дела. С разрешения суда после окончания судебных прений выступающие могут обменяться репликами. Однако в отличие от Гражданского процессуального кодекса Украины (ГПК) (ст. 193), КАС не закрепляет право последней реплики ответчика и его представителя;

5) принятие решения (выход административного суда после судебных прений в совещательную комнату для принятия решения с обеспечением тайны совещательной комнаты (ст.ст. 153-154 КАС). При принятии судебного решения никто не имеет права присутствовать в совещательной комнате, кроме состава суда, который рассматривает дело (ст. 154 КАС).

Суд вправе прервать совещание только для ночного отдыха. Во время перерыва судьи не имеют права общаться с лицами, которые принимают участие в деле. Во время пребывания в совещательной комнате судья не имеет права рассматривать другие судебные дела. Судьи не имеют права разглашать ход обсуждения и принятия решения в совещательной комнате. Тайна совещательной комнаты играет двойную роль. Она, во-первых, обеспечивает принадлежность вынесения судебного решения, который предусматривает невозможность присутствия в комнате кого-то кроме судей, которые слушали дело; во-вторых, поддерживает юридический и моральный авторитет судебного решения;

6) провозглашения судебного решения (ст.ст. 167-170 КАС). Задачей этой стадии является решение дела по существу, имеет форму судебного решения, и провозглашение его. Судебные решения по административным делам есть 2 видов:

1. Судебное решение, которым суд решает спор по существу, выносится в форме постановления.

2. Судебное решение, которым суд приостанавливает или закрывает производство по делу, оставляет исковое заявление без рассмотрения либо принимает решение относительно других процессуальных действий, ходатайств, выносится в форме постановления.

К судебному решению предъявляются требования: законности, обоснованности, полноты, точности, ясности.

Суд выносит постановление именем Украины немедленно после окончания судебного разбирательства. Постановление выносится, составляется и подписывается в совещательной комнате составом суда, который рассматривал дело. Постановление состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Определение, выносимое в виде отдельного процессуального документа, состоит из вступительной части (дата, время и место его вынесения; наименование административного суда, фамилия и инициалы судьи (судей), имена (наименование) сторон и других лиц, участвующих в деле); описательной (с указанием сути ходатайства и именем (наименованием) лица, его заявила, другой вопрос, что решается определением); мотивировочной (с указанием мотивов, по которым суд пришел к выводам, и закона, которым руководствовался суд, постановляя постановление); резолютивной (с указанием выводов суда; срока и порядка обретения постановлением законной силы и его обжалования) частей.

Судья, который не согласен с судебным решением, может письменно изложить свое особое мнение. Отдельное мнение судьи не оглашается в судебном заседании, приобщается к делу и является открытой для ознакомления.

Судебное решение провозглашается публично немедленно после выхода суда из совещательной комнаты. Председательствующий в судебном заседании разъясняет содержание решения, порядок и срок его обжалования. По требованию лица, участвующего в деле, а так же лица, не принимавшего участия в деле, но в отношении которых суд решил вопрос об их правах, свободы, интересы или обязанности, суд в этот же день выдает копию постановления (или его вступительной и резолютивной частей) или определения суда. В случае провозглашения в судебном заседании только вступительной и резолютивной частей постановления суд сообщает время, когда лица, участвующие в деле, могут получить копию постановления в полном объеме. Суд составляет полный текст постановления в срок, предусмотренный ч. Из ст. 160 КАС. Лицам, которые принимали участие в деле, но не присутствовали в судебном заседании, копия судебного решения направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 3 дней со дня его принятия или составления в полном объеме или в случае их обращения вручаются под расписку непосредственно в суде. Если копия решения направлена представителю, то считается, что она направлена и лицу, которое он представляет. Судебное решение считается врученным, в частности, в случае возврата почтового отправления, которое не вручено адресату по независящим от суда причинам, и в случае отсутствия лиц, участвующих в деле, по адресу, указанному этими лицами суда, либо по адресу местонахождения (места жительства), указанному в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, для физических лиц, которые не имеют статуса предпринимателей, по адресу их места жительства или места пребывания, зарегистрированной в установленном законом порядке. Если дело рассматривается судом по местонахождению субъекта властных полномочий и он не присутствовал в судебном заседании во время провозглашения судебного решения, суд направляет копии такого решения, а лишь сообщает субъекту властных полномочий о возможности получения копии судебного решения непосредственно в суде.

Пересмотр судебного решения (апелляционный порядок; кассационный порядок; пересмотре решения Верховным Судом Украины ; по ново выявленным обстоятельствам) хотя и является факультативной, однако является очень важной стадией процесса, с точки зрения соблюдения принципов законности во время рассмотрения административных дел, поскольку одним из конституционных принципов судопроизводства и принципу административного судопроизводства является обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решений суда. Реализация этих принципов находит свое воплощение в разделе IV "Пересмотр судебных решений" КАС.

Благодаря пересмотру судебных решений обеспечивается реализация права на защиту. Пересмотр судебных решений вышестоящим судом имеет целью обеспечение принятия судами законных и обоснованных решений, недопущения какого-либо нарушения законодательства, прав, свобод и законных интересов участников процесса. Кроме того, благодаря пересмотру решений вышестоящие суды должны выявлять слабые стороны деятельности других судов, делать обобщения и давать соответствующие разъяснения с целью обеспечения одинакового применения законодательства судами всех уровней, формирование судебной практики.

Пересмотр судебных решений в административном судопроизводстве реализуется в 4 формах: апелляционное производство; кассационное производство; пересмотр Верховным Судом Украины решений после их кассационного рассмотрения и производства по вновь открывшимся обстоятельствам.

Первым видом производства этого вида является апелляционное производство в административном судопроизводстве. Право на апелляционное обжалование имеют: стороны, другие лица, участвующие в деле, а также лица, которые не принимали участия в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободы, интересы или обязанности, кроме случаев, установленных КАСС.

В апелляционном порядке обжалуются постановления суда первой инстанции полностью или частично и определения суда первой инстанции (в случаях, предусмотренных КАС, могут быть обжалованы в апелляционном порядке отдельно от постановления суда полностью или частично. Возражения на другие определения могут быть изложены в апелляционной жалобе на постановление суда первой инстанции).

Апелляционная жалоба на постановление суда первой инстанции подается в течение 10 дней со дня его провозглашения, а в случае применения судом положений ч. 3 ст. 160 КАСС, а также в случае вынесения постановления в письменном производстве апелляционная жалоба подается в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Если субъекта властных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных ч. 4 ст. 167 КАС, было сообщено о возможности получения копии постановления суда непосредственно в суде, то 10-дневный срок на апелляционное обжалование постановления суда исчисляется со следующего дня после истечения 5-дневного срока с момента получения субъектом властных полномочий сообщение о возможности получения копии постановления суда.

Апелляционная жалоба на определение суда первой инстанции подается в течение 5 дней со дня провозглашения определения. Если определение было вынесено в письменном производстве или без вызова лица, которое его обжалует, апелляционная жалоба подается в течение 5 дней со дня получения копии постановления.

Если субъекта властных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных ч. 4 ст. 167 КАС, было сообщено о возможности получения копии постановления суда непосредственно в суде, то 5-дневный срок на апелляционное обжалование постановления суда исчисляется со следующего дня после истечения 5-дневного срока с момента получения субъектом властных полномочий сообщение о возможности получения копии постановления суда.

Апелляционная жалоба, поданная по истечении сроков, установленных КАСС для апелляционного обжалования, остается без рассмотрения, если суд апелляционной инстанции по заявлению лица, которое ее подало, не найдет оснований для возобновления срока, о чем постановляется определение.

От апелляционного производства кассационное отличается пределами пересмотра судебного решения. Так, суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу и не может исследовать доказательства, устанавливать и признавать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в судебном решении, и решать вопрос о достоверности того или иного доказательства.

Право кассационное обжалование имеют: стороны, другие лица, участвующие в деле, лица, не участвовавшие в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободы, интересы или обязанности. В кассационном порядке обжалуются: судебные решения суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке судебные решения суда апелляционной инстанции полностью или частично, кроме случаев, предусмотренных КАС, постановления суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке, а также постановления суда апелляционной инстанции, если они препятствуют дальнейшему производству по делу. Возражения против других определений могут быть включены в кассационную жалобу на судебное решение, принятое по результатам апелляционного производства.

Кассационная жалоба на судебные решения подается в течение 20 дней после вступления в законную силу судебного решениям суда апелляционной инстанции, кроме случаев, предусмотренных КАС, а в случае составления постановления в полном объеме в соответствии со ст. 160 КАС - со дня составления постановления в полном объеме.

Пересмотр судебных решений Верховным Судом Украины в административном судопроизводстве является разновидностью кассационного обжалования. Появление этого института связано с закрепленной в Украине четырехуровневая (інстанційною) судебной системой. Наивысшим уровнем (инстанцией) является Верховный Суд Украины, который путем пересмотра судебных решений судов общей юрисдикции направляет в едином русле судебную практику.

Основаниями для производства по исключительным обстоятельствам в соответствии со ст. 237 КАС могут быть:

1) неодинаковое применение судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, что повлекло принятие разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях. Еще в 2000 г. Конституционный Суд Украины высказал правовую позицию о том, что единообразие практики применения законодательства и устранения неоднозначности применения законодательства судами в их решениях обеспечивается путем проверки судебных дел в кассационном порядке или в порядке надзора, обобщения практики Верховным Судом Украины и Высшим хозяйственным судом Украины. Тем самым Конституционный Суд Украины определил, что вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции, подлежат самостоятельному решению ими и не относятся к компетенции Конституционного Суда Украины;

2) установление международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом. Наличие последней основания связана с расширенным применением международных правил (договоров) в судебной практике, особенно тех, которые устанавливают международные стандарты в области прав человека.

Стороны и другие лица, участвующие в деле, имеют право подать заявление о пересмотре судебных решений по административным делам после их пересмотра в кассационном порядке. Заявление о пересмотре судебных решений по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 237 КАС, может быть подана лицом, в пользу которого постановлено решение международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной. Не может быть подано заявление о пересмотре определений суда кассационной инстанции, которые не препятствуют производству по делу. Возражения против таких определений могут быть включены в заявление о пересмотре судебного решения, принятого по результатам кассационного производства.

Заявление о пересмотре судебных решений, требования к которой установлены в ст. 239 КАС, подается в течение одного месяца со дня принятия судебного решения, по которому заявлено ходатайство о пересмотре, или со дня принятия судебного решения, на которое осуществляется ссылка в подтверждение оснований, установленных п. 1 ч. 1 ст. 237 КАС, если оно принято позже, но не позднее одного года со дня принятия судебного решения, о пересмотре которого подается заявление. Заявление о пересмотре судебных решений по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. И ст. 237 КАС, может быть подана не позднее одного месяца со дня, когда лицу, в пользу которого постановлено решение международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, стало известно о приобретении этим решением статуса окончательного.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра теории и истории права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Административное право

на тему: Стадии административного процесса

ФП, 2-й курс, ДПВ-2 (11.12.09)

Т.Л. Апоревич

Руководитель

Ассистент кафедры (11.12.09)

А.Н. Шкляревский


Курсовая работа: 29 с., 20 источников.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, СТАДИЯ, ЭТАП, ПРОЦЕСС, СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА, ЖАЛОБА (ПРОТЕСТ), АДМИНИСТРАТИВНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА, ОБЖАЛОВАНИЕ, ОПРОТЕСТОВАНИЕ

Объект данного исследованияобщественные отношения, связанные с проблемой совершенствования материальных, процессуальных и исполнительных норм об административных правонарушениях.

Предмет исследования – стадии административного процесса.

Цель работы – анализ законодательства в области административно-процессуальной деятельности с различных точек зрения.

Задачами данной работы являются: обеспечение правильного и единообразного применения закона; рассмотрение стадий административного процесса; выявление основных проблем в административном процессе.

В процессе работы проведено следующее исследование: проанализированы существующие стадии административного процесса в соответствии с законодательством.

При выполнении работы были использованы общие методы – диалектический, системный, формально-логический, функциональный;; специальный – сравнительный.

Элементам научной новизны является: необходимость проведения комплексных теоретических исследований в области законодательства об административной ответственности с целью выработки предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию материальных, процессуальных и исполнительных норм об административных правонарушениях, обоснованию выделения их в самостоятельные отрасли права и новые научные направления.


ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

2. СТАДИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

2.1 ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

2.2 ПОДГОТОВКА ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ К РАССМОТРЕНИЮ

2.3 РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

2.4 ОБЖАЛОВАНИЕ И ОПРОТЕСТОВАНИЕ ПО ДЕЛУ

2.5 ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Тема работы: "Стадии административного процесса".

Административный процесс принято понимать как административно-процессуальную деятельность в отличие от административно-процессуального права, представляющего собой систему норм, регулирующих административно-процессуальную деятельность. Анализ сущности и особенностей административного процесса есть предпосылка формирования правильного и всестороннего представления об административно-процессуальном праве.

В общем смысле процесс можно определить как совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности (например, законодательный процесс и т.п.).

Административный процесс представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены на стадии.

Под стадией обычно понимается такая самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.

К этим стадиям относятся: возбуждение дела об административном правонарушении; подготовка дела об административном нарушении к рассмотрению; рассмотрение дела; обжалование и опротестование; исполнение постановления о наложении административного взыскания.

Задачами данной работы являются: обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечён к административной ответственности, рассмотрение стадий административного процесса; выявление основных проблем в административном процессе.


Важную роль в борьбе с правонарушениями играет административный (административно-деликтный) процесс – производство по делам об административных правонарушениях.

Вопрос о понятии и сущности административного процесса в административно-правовой литературе является одним из самых дискуссионных. Существуют различные точки зрения на границы и объём административного процесса .

Поскольку при реализации исполнительной власти исполнительные органы (должностные лица) совершают различного рода действия (иными словами, осуществляют государственно-управленческую деятельность), то, соответственно, при этом также имеет место процесс.

Известно, что в традиционном юридическом смысле понятие "процесс", как правило, отождествляется с деятельностью судебных органов по рассмотрению и разрешению конкретных уголовных, гражданских, трудовых и прочих дел (уголовный и гражданский процесс). Однако в подобном понимании процесс сводится лишь к правоохранительной деятельности, составляющей главное содержание функций правосудия. При рассмотрении подобных дел суд реагирует на отклонения от требований материального права, т.е. осуществляет судебную юрисдикцию, применяя санкции соответствующих правовых норм.

Государственно-управленческая деятельность в основном сориентирована на решение задач позитивного характера; юрисдикция не является определяющим ее содержание признаком, а сама она не совпадает с судебно-процессуальной деятельностью. Эти ее качества придают административному процессу своеобразную окраску .

С юридической точки зрения процесс имеет своим назначением реализацию норм материального права. Тогда деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. Таким образом административный процесс обеспечивает применение норм административного права в сфере государственного управления в целях достижения определенных юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы.

Другими словами, административный процесс обеспечивает соблюдение соответствующих правил поведения, т.е. правоприменение, а занимаются этим субъекты исполнительной власти. Но надо помнить, что в равной мере субъекты исполнительной власти реализуют и санкции материальных административно-правовых норм.

Следовательно, осуществляя государственно-управленческую деятельность, соответствующие исполнительные органы (должностные лица) совершают административно-процессуальные действия правоприменительного и правоохранительного характера, т.е. реализуют диспозиции и санкции административно-правовых норм .

Налицо, таким образом, два направления, по которым административный процесс воплощается в повседневной государственно-управленческой деятельности.

Эти обстоятельства породили двоякий подход к характеристике процессуальной деятельности исполнительных органов (должностных лиц), обозначаемой в качестве административного процесса .

Первый подход возник в 60-е годы прошлого столетия. Сторонниками широкого понимания административного процесса можно назвать В.Н. Протасова и его единомышленников. Суть этого подхода заключается в том, что под административным процессом предлагается понимать только деятельность по применению мер административного принуждения. Исходя из этой позиции даётся следующее определение административного процесса: административный процесс (в узком смысле) – урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений в целях обеспечения законности и укрепления правопорядка. По мнению В. Н. Протасова, административный процесс представляет собой процессуальную процедуру, в рамках которой реализуется охранительное правоотношение. Регулятивное же правоотношение, с точки зрения В. Н. Протасова, осуществляется не в форме юридического процесса, а в форме так называемой материально процедуры. При этом автор не формулирует чёткого понятия юридической процедуры, но лишь констатирует её признаки.

Второй подход к определению административного процесса состоит в том, что в административный процесс, помимо отношений по осуществлению принуждения, включаются та к называемые отношения положительного управленческого характера, возникающие при применении регулятивных норм материального права. Следовательно, при втором подходе административный процесс включает в себя всевозможные управленческие действия, реализуемые для осуществления функций и целей управления, решения его задач. Такой процесс иногда называют организационно-процедурным или позитивным административным процессом, т.е. процессом в широком смысле, который охватывает все случаи применения норм материального административного права.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация