Часть 1 статьи 12.2 коап. Как избежать наказания за езду без номеров

Главная / Общество

Регистрационные номера – обязательная часть для законной эксплуатации автомобиля. Если они отсутствуют, водителя ожидает денежное наказание или лишение водительского удостоверения.

Учет всех автомобилей в стране происходит благодаря государственным регистрационным номерам. Все эксплуатируемые транспортные средства должны проходить данную процедуру.

Процесс заключается в фиксировании всех транспортных механических средств в одном реестре и закреплении на передней и задней части автомобиля металлических пластин со светоотражающим покрытием, которые изготовлены по стандарту ГОСТ Р 50577-93.

Они должны устанавливаться на специально отведенных для этого местах. Прицепы и мотоциклы также нуждаются в данной регистрации и учете.

Благодаря наличию этих регистрационных номеров, автомобиль будет допущен к законной эксплуатации. Также их наличие регламентируется положением, которое является приложением к правилам дорожного движения.

Именно это положение определяет основные требования к внешнему виду и техническому состоянию транспортного средства. В случае отсутствия регистрационных номеров на автомобиле, прицепе или мотоцикле, такая эксплуатация будет принята, как незаконная. Об этом говорится в п.11 Положения о допуске транспортного средства к эксплуатации.

Согласно п.2.3.1 правил дорожного движения, за правильность установки регистрационных номеров ответственным является водитель транспортного средства. Нарушением является установка номеров под стеклами автомобиля либо в его салоне.

Зачастую водители эксплуатируют транспортное средство без регистрационных номеров исключительно до того момента, пока их не остановили сотрудники ГИБДД.

Если подобная ситуация произошла, избежать ответственности будет практически невозможно. Даже несмотря на то, что в этом нарушении отсутствует злой умысел, водитель будет наказан, так как это не рассматривается, как причина для освобождения от ответственности.

Например, если водитель потерял на повороте номера и даже не обнаружил этого, а инспекторы остановили за данное нарушение, наказания не избежать.

В подобной ситуации, в случае потери номерного знака, водитель обязан в срочном порядке обратиться в отделение ГИБДД и заявить об этом.

Однако подача заявления о потере номеров не является допуском к продолжению езды с одним из регистрационных знаков. Исключением является лишь случай, при котором разрешается водителю добраться домой на своем же транспортном средстве.

Дальнейшая эксплуатация авто может быть расценена, как игнорирование правил дорожного движения, за что в обязательном порядке водитель будет оштрафован.

Если это имело место быть, водитель может попытаться акцентировать на этом внимание при судебном разбирательстве. Иногда, это является причиной избегания от выплаты штрафа. К примеру, сотрудник ГИБДД неправильно указал место, где произошло нарушение, и время, в которое это было зафиксировано.

Также сюда относят и различные ошибки или же исправления в протоколе, которые были сделаны в отсутствие водителя.

Для обжалования протокола имеется только 10 дней с момента получения его копии на руки.

Какое наказание за езду без номерных знаков

К ситуациям, за которые водитель может получить штраф, относят следующие:

  • Если водитель эксплуатировал транспортное средство с нечитаемыми, замаскированными номерами или с изъятыми правами, он получит штраф в размере 5000 руб.;
  • Если эксплуатация автомобиля происходила с плохо видимыми, испачканными или нестандартного вида номерами – штраф в размере 500 руб.;
  • В случае езды на автомобиле с изъятыми правами и без одного из регистрационных номеров (спереди или сзади) – штраф в размере 5000 руб.;
  • Если отсутствуют оба номера и водительское удостоверение – штраф в размере 5000 руб.

Однако каждый случай рассматривается отдельно, и наказание, соответственно, будет отличаться.

Езда без переднего или заднего номера

ГОСТ Р 505 свидетельствует о том, как именно должны быть установлены регистрационные номера.

Именно поэтому при отсутствии одного из номеров, инспекторы обязаны выписать денежный штраф размером 500 руб. Если же отсутствуют оба регистрационных номера, возможно лишение водительского удостоверения сроком до 3-х месяцев.

Само наказание выбирает суд в ходе судебного разбирательства. В случае если водитель заметил, что отсутствует один из номеров, ему необходимо обратиться в ближайшее отделение ГИБДД для подачи заявления об их восстановлении.

Езда с чужими номерами

Абсолютно каждый водитель знает, что езда без регистрационных номеров или при наличии одного из них, будет считаться серьезным нарушением, после чего обязательно последует наказание.

Глядя на это, недобросовестные водители считают допустимым использовать некоторое время чужие номера, например, соседа, друга или кого-то из родственников.

Ситуации для этого бывают совершенно разные, начиная от посещения автосервиса и заканчивая пригоном нового автомобиля из другой страны.

Глупо отрицать, что подобные ситуации вызовут подозрение у сотрудников ГАИ, так как с виду это будет совершенно обычный автомобиль.

Однако в случае фиксирования подобного правонарушения, штрафы будут следующих размеров:

Также как альтернатива, может быть применено лишение прав сроком до 2 лет.

Езда без номеров на мотоцикле

Данный вид транспортных средств является достаточно популярным, особенно, у своей аудитории потребителей. Многие стремятся приобрести его, так как считают, что отсутствуют налоги, если мотоцикл не зарегистрирован. Однако, это ошибка, ведь они также подлежат регистрации в 10-дневный срок с момента покупки.

Если отсутствуют регистрационные номера, водитель может получить штраф в размере от 500 до 800 руб. Данное нарушение регулируется статьей 12.2 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации.

Нарушением также является, если номера были испорчены, плохо прикручены или повернуты набок. Это может привести даже к лишению водительского удостоверения.

Сколько можно ездить без номеров

В случае потери одного либо всех номерных знаков, водителей может интересовать, как долго они могут эксплуатировать транспортное средство без них. В данных случаях, внимание уделяется многим факторам, так как ситуации и степень ответственности бывает разной.

Они могут быть следующих вариантов:

  • Если водитель эксплуатировал автомобиль без одного или двух номерных знаков. Для рассмотрения данного момента следует воспользоваться регламентацией ГОСТа. Размещение номеров должно происходить в специально отведенных для этого местах. Если они неправильно установлены или установлены не на нужном месте, тогда инспектору будет сложнее идентифицировать данный автомобиль. Именно поэтому, это будет приравнено к езде без номеров. Наказанием является денежный штраф размером в 5000 руб. или же лишение прав от 1 до 3 месяцев;
  • После приобретения автомобиля, у водителя есть только 10 дней, чтобы поставить его на учет. Данное правило действует с 2013 года, когда остановили выдачу транзитных номеров. Если регистрационные номера не были установлены на 11 день, водителя ожидает денежный штраф в размере от 500 до 800 руб. (согласно части 1 статьи 12.1 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации). Повторное нарушение будет наказано денежным штрафом в 5000 руб. или изъятием прав от 1 до 3 месяцев;
  • Если водитель использует чужие номера при потере собственных. Данное нарушение приравнивается к использованию подложных номеров и наказывается денежным штрафом в размере 2500 руб., согласно части 3 статьи 12.2 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации. Если водитель эксплуатировал автомобиль с чужими номерами, ему грозит лишение прав сроком от 6 месяцев до 1 года;
  • Если водитель потерял номерной знак в движении или его украли. Передвигаться на автомобиле в этой ситуации запрещается. Необходимо обратиться в ближайшее отделение ГИБДД и заявить об утере. Только после этого можно отправиться домой беспрепятственно. Дальнейшая эксплуатация запрещается. Однако при игнорировании этого закона, штраф будет в размере 5000 рублей или лишение прав сроком от 1 до 3 месяцев, относительно статьи 12.2 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации.

В моем путешествии по России этим летом проезжая через славный город Ростов на Дону сзади меня пристроились сотрудники ГИБДД и попросили остановиться. Вышли представились и показали что туристические коврики которые были на куче вещей закрыли номер. Обычно они были закреплены как на этом фото.

Но тут они на самом деле уползли вниз, где то мы их плохо закрепили. Бывает что сказать. На вопрос сотрудника "-Как будем решать проблему, это же лишение, у нас все на регистраторе". Сказал пусть составляют протокол. Самое забавное что я реально не пытался скрыть номер (если бы надо было просто бы не мыл мотоцикл и номер как все нормальные люди.) но зачем это делать на 400 драге, тем более на м4.

Протокол был составлен по части 2 статьи 12.2 «управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть».

Нужно сказать что до не копался в этих статьях, так как желания скрывать номер у меня никогда и не было. Но сразу понял что они пишут левую фигню. Поэтому в протоколе написал что «не согласен, спец средств не применял». И написал просьбу отправить дело в суд по месту прописки в Иркутск. Поправил коврики и поехал дальше. Случилось это в конце июля.

Вернувшись в Иркутск получил повестку на конец октября в Мировой суд. К этому времени почитал аналогичные дела, нашел только среди автомобилистов. Зато с решениями верховного суда. Суть их была в том что в данном случае больше подходит часть 1 статьи 12.21 " Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки" и нужно добиваться переквалификации. По аналогии с некоторыми примерами составил ходатайство. Далее прилагаю его текст.

Дата сотрудниками ГИБДД был составлен административный протокол в отношении меня ФИО о привлечении к административной ответственности по ст. 12.2 часть 2 Считаю, что сотрудник ГИБДД неправильно квалифицировал правонарушение которое я совершил. Я управляя транспортным средством мотоциклом drag star 400 на котором был установлен номерной знак в соответствии с ГОСТ Р 50577-93 в городе Ростов-на-Дону был остановлен сотрудниками ГИБДД. В связи с тем то что часть закрепленного на багажнике груза, а именно туристические коврики, сместилась и перекрыло государственный номер транспортного средства. Данное нарушение было устранено на месте. В отношении меня, инспектор ДПС составил протокол. Об административном правонарушении по статье 12.2 часть 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

По данному дело поясняю следующее:

Нарушение было совершено мной по причине слабо закрепленного груза который сместился из-за плохого состояния дорожного покрытия. Данное нарушение заключается в несоблюдении пункта правил ПДД 23.3 «Перевозка груза допускается при условии, что он: не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой
» ответственность за которую предусмотрено статьей КоАП РФ 12.21. часть 1

Нарушения по части 2 статьи 12.2 «Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизменёнными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть.» я не совершал. В постановлении Пленума ВС 2006 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП» разъяснено что «объективную сторону состава нарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.2 КоАП образует управление транспортным средством, без регистрационных знаков (в том числе без одного из них). А также если знаки установлены на непредусмотренных для этого местах. Или управление с номерами, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию этих знаков (в том числе только одного из них).» Из этого следует, что именно регистрационные знаки должны быть оборудованы с применением материалов (устройств), препятствующих или затрудняющих их идентификацию.

Исходя из вышеизложенного, ходатайствую перед Судом о следующем:
1. Признать меня нарушившим требования ПДД РФ, согласно части 1 статьи 12.21 КоАП РФ.
2. Принять во внимание тот факт что нарушение совершил непреднамеренно, что свою вину в указанном нарушении я признаю полностью, нарушение было устранено на месте.


Пришел на суд в назначенное время после чего подождал примерно 3 часа до того как вызовут. В суде сказал что хочу подать ходатайство. Отдал его судье. Она особо не вникая его просмотрела и сказала что не может изменить статью, ибо явно видит на приложенном к делу скриншоте с регистратора, распечатанном на черно белом принтере что я скрывал номер специально. И спросила что я выбираю штраф 5000 рублей или лишение прав на какой то срок.

Дело было уже в октябре в Иркутске, машины у меня в данный момент нет. Поэтому выбор был или мне платить деньги или положить права в ГИБДД вместо полки до начала сезона. Но поскольку было дело принципа, ответил что разницы нет так как буду обжаловать и нужно любое решение с мотивирующей частью.

Она сказал «хорошо, постановление будет через пару дней, заедите за ним.» После этого после пары недель и 15 звонков с вопросом где постановление, они выслали его мне на почту. На следующий день после получения я пошел подавать бумагу на его обжалование в районом суде. (по закону на обжалование есть 10 дней после получения копии постановления." Текст жалобы:

Апелляционная жалоба на решение суда
Дата 2017 года судом в составе мирового судьи судебного участка было вынесено решение по делу об административном правонарушении. Решением суда было принято признать меня виновным по 2 статьи 12.2 КоАП РФ.

Считаю, что вывод мирового суда о наличии в моих действиях вины по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ необоснованным по следующим основаниям.

При квалификации действий лица по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ необходимо учитывать, что объективную сторону состава данного административного правонарушения, в частности, образуют действия лица по управлению транспортным средством:
с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию этих знаков (в том числе только одного из них)».

Совершенно очевидным, а потому не нуждающимся в доказывании, является тот факт, что туристические коврики закрепленные с остальным грузом, является частью груза, а не оборудованием государственного регистрационного знака. Не является туристические коврики и «материалом которым были оборудованы государственные знаки». Г.р.з., также был установлен на своём штатном месте и не был оборудован «с применением материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию».
Факт того, что часть г.р.з. была закрыта туристическими ковриками, и при этом г.р.з. не читался не отрицался и не отрицается. Несогласие, отражённое в протоколе и ходатайстве касалось указания груза – как оборудования г.р.з, и квалификации вменяемого АПН.

Таким образом, не обеспечение прочтения г.р.з при перевозке грузов – является менее грубым нарушением пункта 23.3 ПДД “Перевозка груза допускается при условии, что он: не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой”, чем оборудование г.р.з. материалами, препятствующими или затрудняющими идентификацию этих знаков и должно квалифицироваться по части 1 статьи 12.21 КоАП РФ “Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки” О чем было указано в ходатайстве.

Административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст. 12.2 КоАП РФ, характеризуется умышленной формы вины, т.е. водитель, оборудуя государственный регистрационный знак с применением устройств или материалов, препятствующих идентификацию государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, должен сознавать противоправный характер своих действий, предвидеть вредные последствия и желать наступления таких последствий.

Оборудование государственного регистрационного знака с применением устройств, позволяющих его скрыть, подразумевает под собой целенаправленные действия по такой установке государственного регистрационного знака, которая в результате должна привести к невозможности его прочтения.

Отсутствие умысла на сокрытие государственного регистрационного знака подтверждается пояснениями, которые объективно ничем не опровергаются. Так же косвенно отсутствие умысла подтверждает что ранее в течении нескольких лет водительского стажа за подобные нарушение и за нарушения скоростного режима я не привлекался.

Изменить решение суда и принять по делу новое решение.


Когда подавал апелляцию секретарь мне сказал что лучше такие вещи писать без каких то сокращений. А так могут не принять. Если кто то будет копировать то учтите. Но у меня приняли. Так же спросили почему так поздно подаю, суд же был давно и 10 дней прошло. Показал копию постановления и конверт когда они были отправлены и получены, вопросы после этого отпали.

Через несколько дней я получил СМС о дате рассмотрения моей жалобы в суде. Придя в назначенную дату и время, я узнал что оказывается судья болеет и рассмотрение дела будет перенесено на другую дату.

Казалось бы вот он счастливый конец.Но за мной уже числился штраф 5000 рублей по первому решению. Хотя насколько я понимаю оно не вступило в законную силу так как я подавал на апелляцию. Поэтому написал обращение на сайте gibdd.ru/ с вопросом, а какого собственно черта? через пол месяца они ответили что действительно получили из суда новое решение и исправили данные. Да после этого пробивая у них на сайте была указана сумма в 500 рублей и статья 1 статьи 12.21 КоАП РФ. Только вот при попытках оплатить онлайн упорно выдавалось сумма в 5000 к оплате. Написал ещё одно обращение с вопросом, какого черта? И вот сегодня я увидел что в госуслугах сумма изменилась с 5000 на 500 рублей. И я смог наконец-то оплатить этот штраф не выходя из дома.

Небольшой вывод который я из этого сделал.
Приятно удивило что у нас суды, госуслуги онлайн обращения и т.д. действительно работают. Не смотря на то что все это происходит ожидаемо через жопу. Пост выкладываю по причине того что когда я искал подобные дела в основном попадались только автомобилисты. Пусть будет информация для мотоциклистов, мало ли ещё кому пригодится.Скрывать номера специально не призываю.

Здравствуй, уважаемый посетитель. Речь пойдет о ситуации, когда Вас пытаются привлечь к ответственности по ст. 12.2 Коап РФ. Предлагаю ознакомиться.

Итак, статья 12.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков.

По части первой ст.12.2 Коап РФ вы можете быть привлечены за управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками (номерами), в следующих случаях:

— а) если у вашего авто нечитаемые номера. Например, номера в усмерть заляпаны грязью, снегом и т.п. таким образом, что с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.

Кроме того, к нечитаемым номерам относятся и знаки, которые не соответствуют ГОСТам (например, если нет светоотражения, цифры выполнены неустановленным шрифтом, краска применена иная, чем это предусмотрено ГОСТами, размер знаков нестандартный, расстояние между отдельными элементами знаков не выдержано). В настоящее время подлежит применению ГОСТ 50577-93 «Знаки государственные регистрационные».

— если ваши номера являются нестандартными. Любое отступление от ГОСТов (при выполнении, нанесении и т.п.) означает, что знаки нестандартны. Законом № 210 разрешен, наконец, давний спор о том, какие регистрационные знаки являются нестандартными. С 11 августа 2007 г. установлено, что знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 м не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего знака, а в светлое время суток — хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего знака;

— если ваши номера установлены с нарушением требований государственного стандарта (например, не спереди, а только по бокам транспортного средства);

На некоторых сайтах встречается мнение о том, что якобы за грязные номера в дождливую погоду наказывать нельзя. Авторы подобных заявлений указывают, что в данном случае у водителя отсутствует вина, а без вины наказания не бывает, и если инспектор составил протокол в дождь и грязь, вам достаточно выйти на сайт «Фобоса» или «Гисметео», скачать погоду в районе составления протокола, где сказано, что в это время в районе прошел дождь, и можно успешно обжаловать.

На самом деле, всё далеко не так. Во-первых, вряд ли какой судья примет распечатку с сайта за сколь-нибудь существенный документ. Нужно как минимум, делать официальный запрос в Государственное учреждение "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды” в том субъекте РФ, где вы проживаете. Не факт, что вы сами оттуда ответ получите.

Во-вторых, если инспектор не в состоянии прочитать хотя бы одну букву или цифру регистрационного номера с расстояния 20 метров – автоматически возникает основание для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.12.2 Коап РФ. Статья не делает различий в том, каким образом знак стал нечитаем – вследствие только что прошедшего дождя или недельной грязи, слоем покрывшей весь автомобиль, в том числе и госрегзнаки. Поэтому все разговоры о том, что нельзя привлекать за грязные номера в дождливую погоду и т.п. – это всё от лукавого.

Обычно инспектора в большинстве своем адекватные люди, и не будут предъявлять вам в дождливую погоду или после только что прошедшего дождя претензии за грязные нечитаемые номера. Меня самого за всю мою почти 10-летнюю практику вождения за грязные номера останавливали всего одни раз. И то – инспектор ограничился просьбой протереть номера на месте. Кстати, не советую протирать номера «на сухую», так как краска на номерах гос. регистрации очень нестойка к истиранию.

Теперь мои советы о том, как общаться и что говорить гаишнику в случае, если он вас остановил и указал на нечитаемые номера:

1. Не советую на указание гаишника о том, что у вас нечитаемые номера, тут же начинать качать права и показывать, что вы с чем-то не согласны. Выглядеть будете очень глупо, в особенности, если ведется аудио или видеозапись разговора.

2. Не рекомендую вам умничать и протирать одну букву или цифру на номерных знаках, как это некоторые делают, мотивируя это тем – “так вот же- в Примечании к статье сказано…”. Да, конечно, таким образом, вы уже не будете нарушать ч.1 ст.12.2 Коап РФ, так как в данном случае вы выполните требования примечания к ст.12.2 Коап РФ. Однако вместе с этим дерзким поступком, вы гарантированно обеспечите к себе пристальное внимание гаишников, потому как гаишники будут думать, что вы прикалываетесь над ними таким образом. Лучше наверное не провоцировать свое авто на остановку гаишниками.

3. На указание гаишника о том, что у вас грязные номера можно ответить, что-то типа «вот прямо сейчас и ехал в мойку, оттирать не самая лучшая идея, так как краска стирается быстро». Можно еще сказать, что «когда выезжал, номера были чистыми, а сейчас испачкались».

Если все же гаишник явно настроен на составление протокола об административном правонарушении, попробуйте сослаться на малозначительность. Сошлитесь на статью 2.9 Коап РФ, которая предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

«При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием».

За нарушение части 1 ст.12.2 предусмотрена альтернативная административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере пятисот рублей.

Если Вы заметили, что инспектор начал составлять протокол, а 100 рублей для вас дороже, чем стойкость краски номеров к истиранию – быстренько берем тряпку и протираем номера, пока инспектор не сфотографировал их. После чего фотографируете свои номера (уже протертые), желательно, чтобы в кадр попал и сам инспектор ГИБДД. После чего в объяснениях в протоколе указываете, что был остановлен за грязные номера, остановку и действия инспектора считаю неправомерными, так как номера читаемы, что подтверждается фотоснимками, сделанными сразу же после остановки транспортного средства. Прошу производство по делу прекратить за отсутствием события правонарушения. Всё.

Не исключены и такие случаи, когда сотрудник ГИБДД решить проверить вас на знание Коап РФ и попробует развезти вас на часть 2 ст.12.1 Коап РФ, наказание за нарушение которой – административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Мотивировка у гаишника следующая: поскольку оба знака не видны, то, следовательно, можно считать, что их нет. Ваши действия в таком случае должны заключаться в следующем:

Попросите сотрудника ГИБДД прочитать вам часть 2 статьи 12.1 Коап РФ. После этого – то же самое фотографируем свои номера (если, номера нечитаемы от грязи, разумеется перед фотографированием их желательно протереть, чтобы не нарываться на часть 1 ст.12.1 Коап РФ) после чего в объяснениях пишем что-то типа этого: “действия инспектора считаю незаконными, так как гос.номерные знаки на моем автомобиле установлены, инспектор при проверке документов в этом убедился, номерные знаки подлинные, соответствуют информации о номерных знаках, указанной в свидетельстве о регистрации. Наличие номерных знаков на моем автомобиле подтверждается показаниями свидетелей (указать ФИО, адрес места жительства), сделанными сразу же после остановки автомобиля фотоснимками. Прошу прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием события правонарушения”.

Смысл части 2 ст. 12.2, состоит в том, что виновный водитель управляет транспортным средством без государственных регистрационных знаков. В отличие от административного правонарушения, предусмотренного в ст. 12.1 (когда транспортное средство вообще не было зарегистрировано), в данном случае оно зарегистрировано, государственные регистрационные знаки водителю (собственнику, иному законному владельцу) выданы, однако не были установлены;

Есть интересная особенность. Как вы сейчас уже знаете, ст.12.2 Коап РФ предусматривает наказание не только в виде штрафа, но и в виде лишения права управления транспортным средством.

А что если, водитель не имеет права управления транспортным средством и, тем не менее, управлял автомобилем без гос. регистрационных знаков?

В этом случае водитель подлежит ответственности по ч. 1 ст. 12.7 (она предусматривает штраф в размере 2500 рублей, и в случае совершения им административных правонарушений, предусмотренных в ч. 4 ст. 12.2 Коап РФ (п. 6 Пост. № 18). Ну более подробно о статье 12.7 Коап РФ я расскажу как-нибудь в другой раз.

А пока вкратце остановимся на части 3 ст. 12.2 Коап РФ и части 4 ст.12.2 Коап РФ.

Итак, частью третьей ст. 12.2 Коап РФ охватываются случаи, когда водителем установлены на транспортном средстве заведомо подложные государственные регистрационные знаки. Речь идет о случаях, когда знак полностью, с самого начала изготовлен с буквенным и цифровым содержанием, не соответствующим сведениям документов, которыми оформляется государственная регистрация (при этом госрегистрация данного транспортного средства, возможна, и не проводилась), а также о случаях, когда виновный изменяет отдельные элементы знака (например, одну цифру), устанавливает «номера» с другого транспортного средства и т.п.

Не имеет значения, сам ли водитель изготовил подложные регистрационные знаки или приобрел их у другого лица;

Часть 4 ст.12.2 охватывает случаи, когда водитель управляет транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными номерами. При этом виновный может и не сам их устанавливать, однако он должен знать, что управляет транспортным средством с подложными государственными регистрационными знаками. Если же водитель этого не знает (например, он управляет автомобилем по доверенности, и собственник скрыл от него данный факт), то отвечает не он, а собственник транспортного средства.

В заключении данной статьи, хотел обратить внимание на то, что к административной ответственности по части 2 ст. 12.2 Коап РФ может быть привлечен только водитель, а по части 3 ст. 12.2 Коап РФ – также и другое лицо, например, собственник автомобиля, устанавливающий на нем заведомо подложные государственные регистрационные знаки).

Грязные нечитаемые номера. Стратегия защиты по ст.12.2 КоАП РФ

1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

3. Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.

Примечание. Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.

Комментарий к Ст. 12.2 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения по поводу эксплуатации транспортного средства, обеспечению безопасности дорожного движения. Требования к государственным регистрационным знакам устанавливаются ГОСТ Р 50577-93 «Государственный Стандарт РФ. Знаки государственные регистрационные транспортных средств». Нарушение указанных требований и составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения.

Объективная сторона деяния заключается в управлении транспортным средством с регистрационными знаками, не соответствующими установленным требованиям, либо без регистрационных знаков. Особое место в рамках объективной стороны правонарушения отводится случаям использования подложных государственных регистрационных знаков, причем в данном случае наличие в действиях субъекта состава правонарушения определяется признаком заведомой осведомленности о подложности регистрационных знаков.

Следует также обратить внимание, что примечание к комментируемой статье определяет признаки нестандартности государственного регистрационного знака, т.е. несоответствие знака хотя бы одному из указанных признаков свидетельствует о наличии в действиях субъекта состава правонарушения.

2. Поскольку объективная сторона правонарушения выражается в управлении транспортным средством, то субъектом правонарушения выступает водитель данного транспортного средства, т.е. лицо, допущенное к управлению таким транспортным средством. Исключение из общего субъектного состава составляют деяния, связанные с использованием подложных регистрационных знаков. Предписания ч. 3 настоящей статьи предусматривают ответственность за установку подложных регистрационных знаков, т.е. данная деятельность не имеет непосредственной связи с управлением транспортным средством, в связи с чем может быть реализована и иными лицами, а соответственно, позволяет расширить круг субъектов данного правонарушения. В качестве субъекта данного правонарушения может выступать любой субъект административной ответственности: гражданин, в том числе водитель, должностное лицо, ответственное за эксплуатацию транспортных средств, а также юридическое лицо, как правило, собственник или владелец транспортного средства.

Субъективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, может быть в равной степени совершена как умышленно, так и неосторожно. Все иные деяния, предусмотренные настоящей статьей, характеризуются исключительно умышленной формой вины. Так, управление транспортным средством без регистрационных знаков невозможно по неосторожности, поскольку данное нарушение может быть выявлено при визуальном осмотре транспортного средства. В отношении правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 настоящей статьи, определяющим критерием его противоправности является принцип заведомой осведомленности, т.е. наличие сведений о подложности регистрационных знаков свидетельствует исключительно об умысле правонарушителя.

СТ 12.2 КоАП РФ

1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

3. Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.

Примечание. Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.

Комментарий к Ст. 12.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В п. 5.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18 установлено, что при квалификации действий лица по ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ следует руководствоваться примечанием к ст. 12.2 КоАП РФ, согласно которому государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, когда с расстояния 20 м не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака. По данной норме подлежат квалификации также действия, выразившиеся в управлении транспортным средством, на котором государственные регистрационные знаки установлены с нарушением требований государственного стандарта (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи). Типы, основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам и к их установке определены ГОСТ Р 50577-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 29.06.1993 N 165.

2. При квалификации действий лица по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ необходимо учитывать, что объективную сторону состава данного административного правонарушения, в частности, образуют действия лица по управлению транспортным средством:

Без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из них);

При наличии государственных регистрационных знаков, установленных в нарушение требований государственного стандарта на не предусмотренных для этого местах (в том числе только одного из них);

С государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию этих знаков (в том числе только одного из них).

3. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 анализируемой статьи, образует установка заведомо подложных государственных регистрационных знаков. Под подложными регистрационными знаками подразумеваются знаки, изготовленные не на предприятии-изготовителе целиком со всеми их элементами либо с внесенными в подлинные регистрационные знаки какими-либо изменениями, искажающими нанесенные на них символы, а также государственные регистрационные знаки, не внесенные в регистрационные документы данного транспортного средства.

4. Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи. Термин "заведомо" в данном контексте означает, что водитель заранее знал, что государственные регистрационные знаки, установленные на транспортном средстве, являются подложными.

5. Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 и 4 комментируемой статьи, являются водители транспортных средств, а по ч. 3 - граждане, либо должностные лица, либо юридические лица.

Правонарушения, предусмотренные ч. ч. 2 - 4 анализируемой статьи, характеризуются умышленной формой вины.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 3 комментируемой статьи, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3 КоАП РФ). По ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ дела могут рассматриваться судьями в случае передачи им таких дел на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). По ч. 4 комментируемой статьи дела рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 2, могут также рассматриваться сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, старшими участковыми уполномоченными полиции и участковыми уполномоченными полиции (ст. 23.3 КоАП РФ).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация