Мотивировочная часть определения суда. Из каких частей состоит решение суда. по иску о взыскании заработной платы

Главная / Общество

1. Принципы права социального обеспечения – это основные идеи или руководящие начала, определяющие сущность этой отрасли права и обозначающие перспективы ее развития.

Принципы права не всегда находят свое закрепление в конкретных нормах права. Часто принципы выводятся из содержания правовых норм. С помощью принципов нельзя урегулировать конкретное правоотношение, однако, принцип дает возможность правильно понять сущность правовых норм, которые регулируют эти отношения. Правовые принципы более долговечны, чем правовые нормы, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм. Принципы помогают в правильном применении норм права на практике и в решении вопросов еще не урегулированных правовыми нормами.

По сфере действия принципы классифицируются на:

а) общеправовые, свойственные всей системе права;

б) межотраслевые;

в) отраслевые;

г) внутриотраслевые.

К общеправовым принципам относятся такие принципы: признание и гарантированность в РФ прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации, право каждого на объединение для защиты своих интересов, гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту и т.д. Общеправовые принципы представляют собой определяющие, наиболее существенные черты права в целом.

Межотраслевые принципы характерны для нескольких отраслей права одновременно. Они отражают черты двух и более отраслей права, как правило, близко соприкасающихся. К таким принципам относятся:



Обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

Обеспечение государственной поддержки семьи;

Обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства, детства, пожилых граждан;

Запрещение принудительного труда;

Право на защиту от безработицы и т. д.

Перечисленные принципы характерны для таких отраслей права как трудовое, семейное, право соцобеспечения.

Внутриотраслевые принципы действуют для отдельных институтов какой-либо отрасли права, например, для института социального обслуживания в праве соцобеспечения в статье 4 ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" от 28.12.2013 закреплены следующие принципы социального обслуживания :

Адресность;

Доступность;

Добровольность;

Гуманность;

Сохранение благоприятной среды;

Конфиденциальность;

Уважение прав человека.

Отраслевые принципы отражают специфику, существенные черты конкретной отрасли права. На них основываются и создаются нормы, образующие отрасль. Через содержание отраслевых принципов реализуются общеправовые и межотраслевые принципы. См. вопрос 2.

2. Содержание отраслевых принципов ПСО официально не закреплено в законодательстве, поэтому разные ученые по–разному их формулируют. Можно выделить следующие формулировки принципов:

Всеобщность социального обеспечения;

Многообразие видов социального обеспечения;

Дифференциация СО в зависимости от ряда значимых обстоятельств;

Соответствие СО уровню экономического развития.

Всеобщность социального обеспечения – этот принцип означает равную для всех возможность получать определенные виды социального обеспечения, при наличии объективных социально значимых обстоятельств независимо от пола, расы, и т.д. Право на социальное обеспечение гарантировано Конституцией РФ в ст. 39. В силу данного принципа социальное обеспечение предоставляется как гражданам РФ, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства постоянно проживающим в РФ.

Этот принцип проявляется в нормах, регулирующих социальное обслуживание, которое предоставляется независимо от социального положения и продолжительности трудовой деятельности нуждающегося в соц. обслуживании гражданина. На этом принципе основаны нормы, регулирующие обеспечение граждан пособиями, медицинской помощью, протезированием.

Также принцип всеобщности реализован в пенсионном обеспечении, т.к. оно предоставляется не только тем гражданам, которые имеют длительный трудовой стаж, но и тем, которые недостаточно долго работали (менее 5 лет) или вообще не имеют трудового стажа.

Многообразие видов социального обеспечения предполагает, чтовзаконодательстве РФ закреплено значительное число жизненных ситуаций, которые являются основанием для предоставления социального обеспечения. К ним относятся: старость, инвалидность; потеря кормильца; болезнь; рождение ребенка; безработица; малообеспеченность; нуждаемость в посторонней помощи или уходе и т.д. По мере изменения социально – экономически условий, этот перечень может расширяться.

С многообразием оснований социального обеспечения связано и многообразие его видов (повторить вопрос: «Виды соц. обеспечения»).

Принцип дифференциации СО в зависимости от обстоятельств предусматривает, чтообъем и размер социально обеспечения, предоставляемого гражданам не является одинаковым.

Существуют различные критерии, по которым определяют условия и уровень обеспечения для конкретного гражданина. Наиболее важными из них являются трудовые критерии, т.е. продолжительность трудовой деятельности, условия и характер труда, длительная работа в отдельных профессиях, местность, где выполняется работа.

Кроме того, в законодательстве выделяют личностные или субъективные критерии дифференциации: пол, возраст, наличие иждивенцев, состояние здоровья, материальное положение.

Учет тех или иных критериев дифференциации определяется видом обеспечения, на который претендует гражданин, например: при назначении пенсии учитываются трудовые критерии, при предоставлении социального обслуживания - состояние здоровья и т.д.

Принцип соответствия СО уровню экономического развития страны :

Статья 7 Конституции РФ закрепляет, что политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь предполагает наличие средств, необходимых для удовлетворения не только минимальных физиологических потребностей, но и культурных и духовных интересов личности.

Однако обеспечение достойной жизни человека в государстве во многом зависит от сложившегося уровня развития экономики страны, поэтому в настоящее время в государстве закрепляются обязательные для исполнения, минимальные норм обеспечения, которые могут быть реально гарантированы.

Долгое время в качестве стандарта социального обеспечения выступал минимальный размер оплаты труда, в настоящее время в качестве социального стандарта выступает прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина определяется в целом по РФ и ее субъектам 1 раз в 5 лет.

Прожиточный минимум устанавливается в целом по РФ и ее субъектам каждый квартал.

Если среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина ниже прожиточного минимума, то семья считается малоимущей и имеет право на получение соц. поддержки.

В развитие данного принципа принят Закон, в соответствии с которым с 01. 01. 2010 г. производятся доплаты к пенсии лицам, у которых ее размер не достигает прожиточного минимума.

Тема № 4. «Источники ПСО»

1. Понятие источников, основания их классификации.

2. Международно-правовые акты как источники права социального обеспечения.

3. Характеристика источников ПСО.

1. Под источником права понимается внешняя форма выражения его содержания.

В этом смысле под источниками права социального обеспечения следует понимать нормативно – правовые акты соответствующих властных органов.

Так как отношения в сфере социального обеспечения населения очень разнообразны, то в настоящее время действует целый комплекс нормативных актов, которые можно классифицировать по различным основаниям:

§ По юридической силе;

§ По видам социального обеспечения;

§ По сфере действия, в том числе различают нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию РФ и нормативные акты, которые действуют на ограниченной территории;

§ По кругу лиц (нормативные акты, действие которых распространяется на всех граждан РФ и нормативные акты, которые действуют в отношении отдельных категорий) - общие и специальные.

2. Важное место среди источников ПСО занимают международно – правовые акты. Ст. 15 КРФ закрепила правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения.

По юридической силе международно-правовые акты можно классифицировать следующим образом:

а) акты, обязательные для исполнения государствами, участниками международных организаций без ратификации. К ним относятся:

Учредительные документы международных организаций, например, Россия - член ООН, учредительный документ - Устав ООН, номы устава имеют прямое действие и являются приоритетными по отношению к внутригосударственному праву.

б) акты, обязательные для исполнения только после ратификации или подписания, к ним относятся:

Документы ООН, МОТ

Международные договоры и т.д.

Например, Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах принят в 1966 году, ратифицирован в 1973 году. Участвующие в нем государства признали право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.9). Право на достаточный жизненный уровень, включая право свободу от голода (ст. 11), на наивысший достижимый уровень физического, психического здоровья (ст.12.). Также можно назвать Конвенцию ООН «О правах ребенка», Европейскую социальную хартию 2000 г., в которой закреплено право на защиту от нищеты и социального отторжения.

Важными источниками ПСО являются международные договоры, заключенные РФ с другими государствами в сфере социального обеспечения. В большинстве таких договоров закреплены правила о социальном обеспечении граждан при переезде из одного государства в другое. Например, договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.1994. Договор между РФ и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения. Ратифицирован 07.12.2006г.

Большое количество нормативных актов, связанных с социальной защитой граждан было создано странами – участниками СНГ, например, «Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения», от 13.04.1992 г. (РФ, Белоруссия, Украина, Армения, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Кыргызстан).

в) акты, не подлежащие ратификации и необязательные для исполнения. Они содержат нормы рекомендательного характера. Наиболее важными из них являются: Декларации ООН и Рекомендации МОТ. Например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация социального прогресса и развития 1969г.

3 . Наибольшее практическое значение имеет классификация источников ПСО по юридической силе на законы и подзаконные нормативные акты. Законы являются основными источниками права, они обладают высшей юридической силой по отношению ко всем нормативным актам кроме международных. Среди законов особое место принадлежит Конституции РФ , которая является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе для ПСО.

Особое значение имеет статья 7 Конституции РФ (читать! ). Права человека в сфере социального обеспечении изложены в ряде статей Конституции РФ, в том числе 39, 40, 41.

Осуществление прав, закрепленных в КРФ, производится путем разработки конкретных законов, при этом запрещается уменьшение или ограничение прав, предусмотренных в КРФ.

Большое значение в регулировании отношений по предоставлению конкретных видов социального обеспечения имеют федеральные законы , например:

ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195-ФЗ от 10.12.1995,

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 (оба утратили силу с 1.01.2015).

Вместо них вступили в силу с 1.01.2015 два закона от 28.12.2013:

ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",

ФЗ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ".

Кроме того, действует и будет продолжать действовать:

Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15.12.2001.

Законы издаются также и на региональном уровне , чаще всего они регулируют предоставление каких-либо дополнительных видов обеспечения, а также закрепляют состав потребительской корзины, величину прожиточного минимума, например:

Закон Воронежской области № 103-03 от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»; Закон Воронежской области № 98-03 от 25.06.2012 г. «О государственной социальной помощи в Воронежской области».

Подзаконные нормативные акты по социальному обеспечению имеют форму указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов, правил, инструкции и других нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительно власти субъектов РФ.

Подзаконные нормативные акты принимаются во исполнение законов и не должны им противоречить.

Указы Президента имеют часто нормативный характер, т.е. регулируют отношения на уровне закона, т.к. содержат новые нормы права.

Указы Президента принимаются в случаях, являющихся политическими или социально-значимыми. Например, Указ Президента РФ № 949 от 09.08.2005 г. "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ"

Значительное место среди источников ПСО занимают постановления Правительства. Они устанавливают правовой механизм реализации закрепленных законом прав граждан, в сфере социального обеспечения. Например: в целях реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Правительством РФ утверждены списки работ и профессий, с учетом которых назначаются пенсии.

Кроме того, Постановления Правительства координируют деятельность органов власти по реализации принятых ФЗ, например, Постановление Правительства от 24.08.2005г. № 536 «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам, вследствие «военной травмы».

Самостоятельную группу подзаконных нормативных актов составляют ведомственные нормативные акты, прежде всего - это акты Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ. В компетенции Минтруда находятся вопросы по обобщению практики применения законодательства и обеспечение единообразного его применения на всей территории РФ, например: Мин-во издает разъяснения о тождестве отдельных профессий, а так же прав. акты, в которых разъясняется порядок применения отдельных норм. Часто такие правовые акты издаются совместно с ПФР.

Органы исполнительной власти в субъектах РФ издают правовые акты, регулирующие предоставление дополнительных видов социального обеспечения или дополнительно социальной помощи на уровне субъекта, например: Постановление Правительства Воронежской области от 27.06.2013 №576 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям».

На местном уровне принимаются постановления по вопросам СО.

Введение 3

1. Общеправовые принципы 5

1.1 Понятие общеправовых принципов 5

1.2 Принцип гуманизма 8

1.3 Принцип справедливости 9

1.4 Принцип законности 13

1.5 Принципы равенства и запрета дискриминации 15

1.6 Принцип гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека 18

22

2.1 Межотраслевые принципы 22

2.2 Отраслевые принципы 24

2.3 Внутриотраслевые принципы 31

Заключение 34

36

Введение

Принципом любой отрасли права считаются базовые идеи, на основании которых формируется нормативное содержание конкретной отрасли. При этом принцип конкретной отрасли не всегда уникален для нее. Например, он может иметь более общую, широкую и даже глобальную сферу применения (таковы, в частности, принципы, установленные в международных многосторонних документах глобального характера: декларациях, пактах, конвенциях и др.). Однако принцип может быть и более узким, применимым лишь к какому-то одному институту или подинституту отрасли.

Принципы могут быть закреплены непосредственно в нормах права, но могут встречаться и в форме устоявшегося, согласованного мнения специалистов (ученых, практиков), выраженного в научно-практических публикациях и судебных решениях.

Некоторые принципы находят непосредственное применение на практике, другие же служат ориентиром, описывающим должное или даже идеальное поведение субъектов, к которому следует стремиться, но которое пока не осуществлено в реальных отношениях вследствие несовершенства нормотворческого процесса, экономических проблем, недостаточного уровня правосознания, несоответствующей стадии развития общества или иных ограничений как человеческой психики, так и окружающей реальности.

Согласно подходу, получившему наибольшее распространение в российской правовой науке, классификация принципов любой отрасли права предполагает разделение их по 4 группам: общеправовые принципы, межотраслевые принципы, отраслевые принципы и принципы внутриотраслевые (институционные). Эта систематизация применима и к праву социального обеспечения. Однако в отличие от ряда других отраслей права право социального обеспечения пока не имеет ни законодательно установленного, ни единообразно сформулированного доктринального перечня принципов ни на международном, ни на внутригосударственном уровне. Поэтому перечни принципов, предлагаемые в различных научных, учебных и практических публикациях, могут существенно различаться.

Все вышеизложенное определяет высокую актуальность и значимость изучения выбранной темы курсовой работы.

Цель курсовой работы - исследовать принципы права социального обеспечения.

Для осуществления поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи, а именно рассмотреть:

общеправовые принципы;

межотраслевые принципы;

отраслевые принципы;

внутриотраслевые принципы.

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, последовательно разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.

1. Общеправовые принципы

1 Понятие общеправовых принципов

Общеправовые принципы - это принципы, лежащие в основе формирования и существования всей современной правовой науки и практики. Основным содержанием таких принципов являются важнейшие представления о должном поведении, идеалах и ценностях, принятых и признанных человеческим обществом на данном этапе его развития. Общеправовые принципы иногда называют одной из форм выражения естественного права. Совокупность этих принципов образует единое начало всех отраслей нрава, служащее в качестве отправной точки для разработки конкретных отраслевых норм, проведения правовых аналогий, судебной трактовки существующих норм права, заполнения пробелов в правовом регулировании, разрешения правовых коллизий и пр.

В учебной литературе по праву социального обеспечения можно встретить различные перечни общеправовых принципов, рассматриваемых в составе принципов данной отрасли. Так, М. В. Филиппова предлагает следующий перечень принципов:

гуманизма;

социальной справедливости;

равенства прав граждан;

законности;

федерализма;

признания права каждого на жизнь;

неотчуждаемости основных прав и свобод человека;

единства прав и обязанностей;

демократизма;

непосредственности действия прав и свобод человека и принцип неприкосновенности частной жизни.

Сходный состав принципов приводят Е. Е. Мачульская, М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова, однако последние существенно дополняют и детализируют его, называя в составе общеправовых принципов, среди прочего, также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Аналогичной позиции придерживается и С. И. Кобзева. Дополнительно В. А. Ершов и И. А. Толмачев предлагают рассматривать в качестве принципов права социального обеспечения принцип социального государства. В свою очередь, Д. А. Никонов и А. В. Стремоухов, помимо принципов гуманизма, справедливости, равенства (перед законом и судом) и законности, включают в состав общеправовых принципов права социального обеспечения презумпцию добропорядочности субъекта права и принцип необратимости силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность. К общеправовым, по нашему мнению, следует отнести и принцип-право на достойное существование (упоминаемый этими авторами в составе межотраслевых принципов) или в более точной формулировке, предложенной С. И. Кобзевой, принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

Таким образом, большинство российских ученых соглашаются, что к числу основных общеправовых принципов, имеющих существенное значение для права социального обеспечения, относятся принципы:

гуманизма;

социальной справедливости;

равенства;

законности;

гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека;

федерализма;

включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права;

права на жизнь;

принадлежности основных прав и свобод человека каждому с момента рождения и их неотчуждаемости;

единства юридических прав и обязанностей;

демократизма;

непосредственности действия прав и свобод человека;

обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

Большинство этих принципов закреплено в общепризнанных международных актах (чаще всего непосредственно в преамбуле) в качестве положений, на которых базируются все прочие закрепленные в этих актах общепризнанные принципы и права человека. Среди прочего к ним относятся принципы гуманизма, справедливости и равенства.

Встречающееся иногда неоднократное повторение этих принципов в различных формулировках в преамбулах международных актов подчеркивает их многогранность и приоритет относительно более специфических, - межотраслевых или отраслевых, - принципов и прав. Подавляющее большинство этих принципов входят в категорию конституционных и упоминаются косвенно или непосредственно в Преамбуле Конституции РФ либо в тексте ее статей. Рассмотрим их подробнее.

1.2 Принцип гуманизма

Согласно трактовке, сложившейся в российской науке, гуманизм (лат. humanus - человеческий, человечный) представляет собой исторически изменяющуюся систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающую благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. Соответственно, принцип гуманизма, будучи закрепленным в правовых нормах в качестве одного из принципов права, устанавливает приоритетный характер задачи современного государства и общества по обеспечению соблюдения указанных прав и свобод, а также по их защите посредством норм различных отраслей права.

На международном уровне данный принцип установлен Международным пактом о гражданских и политических правах применительно к лицам, лишенным свободы (п. 1 ст. 20), и Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека (п. 4 ст. 5). Однако косвенным образом он прослеживается во многих нормах о высшей ценности и защите интересов человека, его прав и свобод, о человеческом достоинстве, запрете унижений и пыток и пр., содержащихся в большинстве основополагающих документов международного права глобального, межрегионального и регионального уровня.

Закономерно, что во многих странах, включая и Россию, данный принцип, хотя и в несколько перефразированной форме, относится к числу конституционных. По сути, даже само конституционное определение Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 7 Конституции РФ), свидетельствует о ключевой роли принципа гуманизма во всех сферах жизни Российского государства и общества. Отметим, что во многих случаях формулировка конституционной нормы соединяет его с другими родственными ему принципами: принципом равенства, принципом гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека, принципом включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права, принципом непосредственности действия прав и свобод человека и др.

Безусловно, в столь гуманистической по самой своей природе сфере общественной жизни, каковой является сфера социального обеспечения, этот принцип занимает одно из ключевых положений. Право социального обеспечения в целом изначально построено на принципе гуманности, ибо все его нормы направлены именно на повышение благосостояния каждого человека, обеспечение ему достойного существования. Российское социально-обеспечительное законодательство использует этот принцип для установления принципиальных основ функционирования различных институтов социального обеспечения.

При этом общеправовой характер данного принципа подтверждается его использованием в самых различных отраслях права. Российское законодательство содержит непосредственное упоминание этого принципа главным образом в актах, регулирующих административно-правовые, уголовные и уголовно-исполнительные вопросы (ст. 7 УК РФ, ст. 8 УИК РФ и др.).

3 Принцип справедливости

Термин «справедливость» обычно рассматривается как моральная категория, связанная с понятием о должном, соответствующем определенным правилам, этическим, юридическим, религиозным и другим нормам, принятым в обществе представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Примечательно, что в русском языке слово «справедливость» исторически родственно таким понятиям, как «правда», «правота», «истинность». В зависимости от сферы применения понятие «справедливость» может содержать в себе требование обеспечения должного соответствия между различными аспектами общественной жизни: между практической ролью субъектов в обществе и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Таким образом, справедливость направлена на достижение определенного баланса интересов различных социальных групп. Принцип справедливости призван заложить в основу правовой системы представление о том, какой объем прав и обязанностей с точки зрения общества является необходимым и достаточным для того или иного субъекта.

Принцип справедливости не указан в конкретных статьях Конституции РФ. Тем не менее его безусловное значение для российского общества и государства отмечено в преамбуле этого акта, где он упоминается в качестве ценностного, нравственного ориентира, переданного предками многонациональному народу Российской Федерации.

Применительно к праву социального обеспечения принцип справедливости может быть истолкован как принципиальное стремление государства и общества к выравниванию не только обязанностей и прав, но и возможностей всех категорий населения, включая и те, для которых самостоятельная реализация предоставленных им прав объективно затруднена или изначально невозможна.

Принцип справедливости включен в число основополагающих принципов осуществления некоторых видов социального обеспечения в Российской Федерации. Например, преамбулы указов Президента РФ от 08.06.1996 № 858 «О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 г.»; от 24.01.1995 № 63 «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период» упоминают справедливость в качестве цели принятия данных указов; ГОСТах по социальному обслуживанию населения, медицинской реабилитации и др.

Сравнительно редкое упоминание принципа справедливости в социально-обеспечительных актах существенно отличает его от принципа гуманизма, более распространенного в российском социально-обеспечительном законодательстве. Такое расхождение можно объяснить сложностью в толковании и реализации принципа справедливости, обусловленными исторически сложившимся отсутствием в современном российском праве единой целостной концепции понимания справедливости. Отметим, что данный принцип нередко конкретизируется как принцип социальной справедливости и в этом качестве признается различными отраслями права, включая и право социального обеспечения. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» «государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости». А в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» социальное обслуживание основывается, в том числе, на принципе социальной справедливости; согласно преамбуле Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов при принятии Правил подтверждается приверженность государств социальной справедливости и пр.

Важность этого принципа подчеркивается и на международном уровне: начиная с 2009 г. ООН установлен Всемирный день социальной справедливости, отмечаемый ежегодно 20 февраля. Интересно, что некоторые специалисты указывают на существование не только принципа социальной, но и принципа юридической, или правовой, справедливости.

Общеправовой характер данного принципа прослеживается в том, что на его основе непосредственно строится не только право социального обеспечения, но и иные отрасли и отдельные институты отраслей российского и зарубежного законодательства: гражданского, трудового, уголовного, уголовно-процессуального и др. Так, согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ «при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости», а ст. 2 ТК РФ содержит нормы обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда и выплату справедливой заработной платы. УК РФ включает ст. 6 «Принцип справедливости», а УПК РФ - ст. 297 «Законность, обоснованность и справедливость приговора» и ряд других статей. Специалисты также отмечают косвенное применение данного принципа в тех отраслях российского права, источники которых не содержат непосредственного упоминания о нем. Однако значительно более узкая область применения данного принципа российским законодателем вызывает обоснованную критику специалистов и создает опасность преуменьшения значения данного принципа до межотраслевого уровня.

4 Принцип законности

Принцип законности направлен на обеспечение соответствия действительности, общественной жизни и, разумеется, юридических норм некоторому закону, принятому органами государственной власти с соблюдением установленных правил и процедур. Данный принцип в известной степени противопоставляется субъективности волеизъявления отдельного лица, предлагая в качестве претендующего на объективность регулятора некий единый для данного общества закон, не зависящий от личных, индивидуальных характеристик субъектов, отношения между которыми он прямо или косвенно регулирует.

На международном уровне данный принцип прослеживается в нормах, устанавливающих обязательность законодательного закрепления тех или иных требований, ограничений и исключений из общих положений о правах человека, а также конкретизации таких положений во внутригосударственном законодательстве.

В Конституции РФ принцип законности используется при определении конституционных основ формирования систем государственного устройства и законодательства, разграничении компетенции между федерацией и ее субъектами, а также по вопросам установления конституционных прав и гарантий в области правового регулирования миграционных, налоговых, жилищных, земельных, имущественных, трудовых и др. отношений, правозащитной деятельности, судебной власти и организации правосудия, свободы информации, совести и проч. Более того, определение Российской Федерации как демократического правового государства (п. 1 ст. 1 Конституции РФ) свидетельствует о том, что принцип законности заложен непосредственно в основу государственного устройства и служит базовым принципом функционирования как государства, так и общества.

В области социального обеспечения Конституция РФ гарантирует каждому «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» и определяет, что именно законом устанавливаются также государственные пенсии и социальные пособия (ст. 39 Конституции РФ). Конституционные гарантии соблюдения принципа законности установлены также в отношении таких социально-значимых вопросов, как право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), на обеспечение реализации жилищных прав малоимущим (п. 3 ст. 40 Конституции РФ) и др. Социально-обеспечительное законодательство непосредственно не упоминает данный принцип в своих нормах, однако использует его косвенно для формулирования основных начал и принципов установления социальных гарантий.

Общеправовой характер данного принципа подтверждается описанным выше многообразием сфер его применения при установлении конституционно-правовых гарантий. Принцип законности является неотъемлемым компонентом любой современной демократической правовой системы. Без его неукоснительного соблюдения нарушаются многие иные принципы: принцип справедливости, принцип равенства, принцип гуманизма и др. Образуется питательная среда для нарушения конституционно установленных прав и свобод человека. Закономерно, что российское законодательство включает этот принцип в число основополагающих применительно к уголовной, уголовно-исполнительной, административно-правовой, трудовой и иным отраслям права.

5 Принципы равенства и запрета дискриминации

Эта группа охватывает собой принципы, связанные с выравниванием прав субъектов общественных отношений с учетом их исходного неравенства, обусловленного социальными, экономическими, культурными, национальными и иными различиями, состоянием здоровья и проч. Сюда относится так называемая позитивная дискриминация, или дифференциация, т.е. предоставление расширенного или специфического объема прав и возможностей тем, кто изначально лишен способности реализовать свои права в общем порядке, а также недопущение так называемой негативной дискриминации, т.е. воспрепятствование неправомерному ограничению или лишению кого-либо прав и возможностей на основании сугубо субъективных и предвзятых представлений о его ограниченных способностях к исполнению своих обязанностей.

Эта группа принципов широчайшим образом урегулирована на международном уровне. Международными актами признается равенство прав человека, равноправие мужчин и женщин, равенство людей от рождения и вне зависимости от расовой принадлежности, равенство перед законом и судом, равное право на защиту закона, на доступ к госслужбе в своей стране, на равную оплату за труд равной ценности и др. Более того, в отличие от рассмотренных выше принципов, принцип равенства и родственные ему принципы выступают предметом отдельных, узкоспециальных международных актов.

В Конституции РФ комплекс данных принципов закреплен применительно к различным аспектам общественной жизни и отраслям права (административному, предпринимательскому, трудовому, процессуальному и др.), а также неконкретизированным по сфере действия общеправовым отношениям. Так, в п. 2 ст. 6 говорится: «...Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»; в п. 2 ст. 8: «...В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»; в п. 4 ст. 13: «...Общественные объединения равны перед законом»; в п. 2 ст. 14: «...Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»; в п. 4 ст. 32: «...Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе»; в п. 3 ст. 37: «...Каждый имеет право на [...] вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации».

Без привязки к конкретной сфере Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19) и приводит ряд недопустимых оснований дискриминации человека и гражданина, категорически запрещенных на конституционном уровне, а именно: пол, раса, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям и др. (п. 2 ст. 19).

Помимо общего запрета на дискриминацию человека и гражданина по указанным основаниям Конституция РФ содержит и конкретизированный запрет на ограничение прав граждан. Такое ограничение запрещается в любой форме по таким признакам, как социальная, расовая, национальная, языковая или религиозная принадлежность. Особое значение Конституция РФ придает вопросам обеспечения равенства и запрета дискриминации по признаку пола: они дополнительно дублируются и в определенной степени раскрываются через закрепление принадлежности мужчинам и женщинам равных прав и свобод и равных возможностей для их реализации (п. 3 ст. 19). Очевидно, что объем, который данный комплекс принципов занимает в тексте Конституции РФ, может служить доказательством его безусловной значимости, признания его в качестве базовой ценности российского общества и отправной точки построения современного российского правопорядка.

В области социального обеспечения данный принцип часто упоминается среди принципов государственной политики регулирования отдельных его институтов, а также и задач государственных и региональных органов социального обеспечения. Так, в п. 2 ст. 9 Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» говорится: «...Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны [...] осуществлять... защиту [несовершеннолетних] от всех форм дискриминации»; в абз. 1 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: «...Целями государственной политики в интересах детей являются: ...недопущение их дискриминации»; в преамбуле Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: «...целью... [государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ] является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ», там же в ч. 1 ст. 2 равенство возможностей упоминается среди целей социальной защиты в определении понятия «социальная защита» и в п. 4 ч. 1 ст. 5 среди целей региональных программ в области социальной защиты инвалидов; равенство прав и возможностей граждан в вопросах занятости населения упоминается в п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 13, подп. 3 п. 2 ст. 15.1, п. 1 ст. 26 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»; в п. 4 ст. 7 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» говорится: «...Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации», и др.

Общеправовой характер этого комплекса принципов прослеживается во внеотраслевом подходе к их определению и закреплению на конституционном уровне, а также в многообразии и широкой отраслевой принадлежности норм федерального законодательства, содержащих и конкретизирующих эти принципы применительно к конкретной области общественных отношений. Особая значимость данного принципа доказывается его закреплением не только во всех основополагающих международных актах, но и во всех основных отраслевых российских законах. Административно-правовая (ст. 5.62 «Дискриминация» КоАП РФ) и уголовно-правовая (ст. 136 «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» УК РФ) ответственность, установленные за дискриминацию, применяются к дискриминации в любой сфере общественной жизни, что также подтверждает общеправовой характер данной группы принципов. При этом определение понятия «дискриминация», данное ст. 136 УК РФ, полностью совпадает с приведенным в ст. 5.62 КоАП РФ.

6 Принцип гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека

право социальное обеспечение справедливость

Этот принцип является в определенной степени воплощением и конкретизацией принципа гуманизма. Сложная конструкция данного принципа отражает комплексный характер задачи по обеспечению соблюдения прав и свобод человека, формирование системы, в которой они получали бы безусловное признание, соблюдение и защиту. Очевидно, что для того чтобы каждый человек мог должным образом пользоваться своими законными правами и свободами, необходимо, чтобы эти права и свободы были официально признаны в качестве таковых государственными органами. Кроме того, требуется, чтобы сами участники общественных отношений соблюдали их. И наконец, само государство должно стоять на страже прав и свобод человека, в том числе руководствуясь данным принципом при принятии нормативных актов и в правоприменительной деятельности, а также устанавливая правомерные способы и процедуры защиты этих прав и свобод от возможного нарушения.

На международном уровне принцип гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека прослеживается не только в самом факте принятия международных актов о правах человека или в их конкретных статьях, но прежде всего в том, что значительная часть таких актов заключена в форме международного договора и имеет обязательный характер для присоединившихся к нему государств. Более того, для обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод, установленных в таких договорах, на международном уровне созданы специальные органы и процедуры.

Конституция РФ непосредственно закрепляет данный принцип (ст. 2) как неотъемлемый элемент признания государством высшей ценности человека, его прав и свобод. Согласно Конституции РФ на государство возлагается безусловная обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ и в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в Российской Федерации учреждены должности Уполномоченного по правам человека (п. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации») и Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, а также возможности учреждения подобных должностей в регионах (ст. 16.1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»), Дополнительной гарантией защиты прав и свобод человека при этом является установление административного штрафа за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека (ст. 17.2 КоАП РФ).

В области социального обеспечения действующие нормативные правовые акты являются наглядным свидетельством признания в Российской Федерации прав и свобод человека.

Одновременно законодательство о социальном обеспечении выступает и в качестве инструмента обеспечения гарантий их соблюдения и защиты. При этом правовые нормы, устанавливающие гарантии соблюдения и защиты прав и свобод человека в сфере социального обеспечения, обычно дифференцированы по категории лиц, пользующихся тем или иным видом социальной защиты: инвалиды, несовершеннолетние, женщины и др.

Общеправовой характер этого принципа прослеживается в его закреплении нормами других отраслей права. Чаще всего данный принцип можно встретить в источниках трудового (ст. 86 и 355 ТК РФ), административного (ст. 1.2 КоАП РФ) и уголовного права. Однако существенные элементы системы гарантий признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека встречаются и в других отраслях. Так, например, в налоговом законодательстве указанные гарантии представлены в виде социальных налоговых вычетов, невключения социально-ориентированных доходов в налоговую базу и освобождения от уплаты государственной пошлины прокуроров по заявлениям о защите прав и свобод и исков по делам о восстановлении прав и свобод (подп. 1 п. 1 ст. 219, подп. 14 п. 1 ст. 251, подп. 9, 10 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

Кроме перечисленных выше принципов, к числу общеправовых принципов и прав относятся также принцип федерализма, принцип включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права, право на жизнь, принцип принадлежности основных прав и свобод человека каждому с момента рождения и их неотчуждаемости, принцип единства юридических прав и обязанностей, принцип демократизма, принцип непосредственности действия прав и свобод человека, а также принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

2. Межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые принципы

1 Межотраслевые принципы

Межотраслевые принципы - это принципы, свойственные двум и более отраслям права. Чаще всего их межотраслевой характер обусловлен тем, что соответствующие отрасли права имеют единые исторические основы и в какой-то момент развития права выделились из одной и той же общей для них отрасли. В то же время каждый из этих принципов по-своему конкретизируется в различных отраслях права.

Большинство специалистов относят к межотраслевым принцип государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и принцип охраны здоровья. Однако, отдельные авторы дополняют этот краткий перечень иными принципами. Так, М. В. Филиппова, а также М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова включают в число межотраслевых принцип защиты от бедности. Также к числу межотраслевых М. В. Филиппова относит принцип единства и дифференциации видов, условий и уровня обеспечения, а также принцип равенства всех форм собственности. В то время как М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова считают межотраслевым принцип защиты от безработицы, в интерпретации Д. А. Нико-нова и А. В. Стремоухова межотраслевым считается несколько иной, хотя и предметно связанный с этим принцип защиты безработных. Они же, как уже было отмечено выше, относят к межотраслевым принцип-право на достойное существование, что перекликается с позицией С. И. Кобзевой, полагающей, что в данном случае межотраслевым является принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Однако, представляется, что данный принцип в большей степени относится к числу общеправовых, поскольку является основой всей правовой системы любого современного демократического государства и тем более государства, которое, как Российская Федерация, определяет себя в Конституции РФ как «социальное». По нашему мнению, конкретизация этого принципа на межотраслевом уровне осуществлена в таких более узкоспециальных принципах, как принцип защиты от бедности и принцип защиты от безработицы. Помимо этого, М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова в составе межотраслевых принципов называют принцип-право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту, который в интерпретации Д. А. Никонова и А. В. Стремоухова распространяется также на ветеранов. Представляется, что этот принцип, являющийся межотраслевой конкретизацией принципа обеспечения равенства и запрета дискриминации, допустимо сформулировать более комплексно - как «принцип обеспечения социальной защиты нуждающимся (или «социально неблагополучным») категориям лиц» или, отталкиваясь от понятия социального риска - как «принцип обеспечения социальной защиты в связи с воздействием социального риска». В свою очередь, С. И. Кобзева считает межотраслевым принципом принцип запрета принудительного труда.

Таким образом, к межотраслевым принципам, входящим в систему принципов права социального обеспечения, можно отнести принципы:

государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;

охраны здоровья;

единства и дифференциации;

защиты от бедности и безработицы;

обеспечения социальной защиты нуждающимся категориям лиц;

запрета принудительного труда;

равенства всех форм собственности.

2 Отраслевые принципы

Основополагающие идеи, руководящие начала системы социального обеспечения, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство права социального обеспечения, а с другой - указывают основные тенденции ее развития (т.е. отраслевые принципы), отражены в законодательстве о социальном обеспечении и прежде всего в Конституции РФ.

Так, в ст. 17, 18, 19, 38, 39, 41 Конституции РФ закрепляется принцип всеобщности социального обеспечения, в ст. 7, 38, 39, 41 - принцип всесторонности и многообразия его видов. Принцип социального обеспечения за счет государственных и общественных средств отражен в ст. 7, 41. Принцип социального обеспечения в размерах, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, вытекает из содержания ст. 7 Конституции РФ.

Принцип всеобщности социального обеспечения. Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1, устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др.

В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех.

Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной нормой, был принят Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле данного Федерального закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

Принцип всеобщности обеспечения закреплен в законодательстве о медицинской помощи и лечении (ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам Российской Федерации, при определенных условиях - иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

Принцип осуществления социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета.

Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Государственная система социального страхования включает пенсионное, медицинское, социальное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды: ПФР, ФФОМС, ФСС.

Социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников в страховые фонды уплачиваются работодателями.

Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий на погребение и др.), на медицинскую помощь и т.д.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой социального страхования существуют и виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их техническими реабилитациями и др.).

По мере развития рыночных отношений все большее место среди источников финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей.

Принцип дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер (это природно-климатические условия, вредные, тяжелые, опасные условия труда) либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например физиологических особенностей, состояния здоровья.

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.

В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа, уплатой страховых взносов связано право на трудовую пенсию по старости. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии - пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах обеспечения отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание Детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

Принцип гарантированности уровня социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума вытекает из содержания ст. 7 Конституции РФ. Он означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной защите не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В настоящее время данный принцип не реализован, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с МРОТ, такого уровня не достигает (например, фиксированный базовый размер пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяют направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще неспособно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакционных осложнений, бедность и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.

Принцип многообразия видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, субсидии, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным.

Заново сформировалась система социальных пособий на детей. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрел следующие виды государственных социальных выплат:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Отдельными нормативными актами предусмотрены пособие по временной нетрудоспособности; по безработице; единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом; гражданам при возникновении поствакционных осложнений; социальное пособие на погребение.

3 Внутриотраслевые принципы

Характерной особенностью сегодняшнего дня становится выделение не только отраслевых, но и внутриотраслевых принципов (т.е. принципов отдельных институтов отрасли).

Вместе с тем некоторые представители юридической науки вообще выражают сомнение в правомерности выделения принципов институтов отрасли права. Они считают, что все институты пронизаны отраслевыми принципами, обеспечивающими неразрывную связь данного института с другими. В то же время высказывается мнение, что свои определенные принципы имеются лишь у «значительных» и «комплексных» институтов права (В. М. Семенов). На наш взгляд, такие суждения весьма спорны. Институт - общепризнанное определение системы отрасли права, имеющий свой обособленный круг общественных отношений (в пределах предмета отрасли), регулируемых его нормами.

Иначе говоря, наличие у института автономной, в рамках отрасли, предметной обособленности дает основания для выделения и особых правовых принципов. Непоследовательными следует признать исключения, которые делаются для «значительных» и «комплексных» институтов права. В теоретическом и практическом плане такие институты всегда условны и не могут признаваться за критерии объективного выделения и классификации.

Трудно согласиться и с другой, противоположной позицией, согласно которой принципы внутренне не ограничены пределами института, ибо они присущи любой общности правовых норм, в частности пединституту. Эта позиция не учитывает конституционные признаки принципа института как особой юридической категории в системе права.

Правовой принцип не может выражать сущность одной нормы, иначе он и норма оказались бы идентичными понятиями. Вместе с тем принцип не является присущим и любой общности норм. Он характерен для такой общности, которая обладает цельной предметной обособленностью, когда совокупность норм регулирует не какие-то элементы, стороны типичного для данной отрасли права общественного отношения (или отношений), а все отношения в целом. Такую цельную предметную определенность наряду с системой российского права имеют также отдельные отрасли права и их институты.

Пединституты и другие подобные им общности норм указанным качеством не обладают, и, следовательно, выводить для каждой из них специфические принципы права было бы неверным, поскольку нормативного материала для обоснования принципа права оказалось бы недостаточно, да и правила законодательной техники были бы нарушены.

Однако иногда по пути дробления правовых принципов идет и сам законодатель. Так, в ст. 3 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» закреплены следующие принципы в сфере социального обслуживания указанных категорий граждан: соблюдение прав человека и гражданина; обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственность всех видов социального обслуживания и адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.

Эти принципы, на наш взгляд, в целом довольно адекватно отражают сущность и направленность норм, регулирующих социальное обслуживание российских граждан.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет основные принципы института медицинского обслуживания и лечения:

соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

доступность и качество медицинской помощи;

недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

соблюдение врачебной тайны.

Заключение

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых, определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы - это принципы «права своего времени».

При данной позиции авторов возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Отличие заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права.

Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Вместе с тем, различая эти понятия, следует отметить тесную связь между ними, поскольку принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права - это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положительные примеры.

Список использованной литературы

Благодир А. Л. Социальные риски как обстоятельства, влекущие возникновение социально-обеспечительных отношений // Социальное и пенсионное право. 2014. № 1. С. 5-12

Бубон К. В. Справедливость: поддается ли она юридическому описанию? // Адвокат. 2013. №6. С. 21-33 и др.

Ершов В. А., Толмачев И. А. Право социального обеспечения. М., 2009. С. 4-5.

Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. 2010. С. 113-114.

Мачульская Е. Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения. 2009. С. 102-108.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • 1. общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • 2. межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • 3. отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • 4. внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • · признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • · не отчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • · признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • · равенство всех перед законом и судом;
  • · равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • · право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • · гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • · обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • · обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • · запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой -- указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Например, Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

ь всеобщность;

ь финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

ь дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

ь универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э. Г. Тучкова выделяет следующие принципы:

ь осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

ь дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

ь обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

ь гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

ь многообразие видов социального обеспечения;

ь участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Принципы права социального обеспечения представляют собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) всеобщность и доступность социального обеспечения;

2) многообразие форм и видов социального обеспечения;

3) осуществление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств;

4) единство и дифференциация социального обеспечения;

5) осуществление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на определенном этапе развития общества;

6) участие граждан в реализации права на социальное обеспечение;

7) охрана права граждан на социальное обеспечение.

По своей сущности право на социальное обеспечение является всеобщим, так как распространяется на всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 39, 19 Конституции РФ).

Законодательство не устанавливает ограничений для каких-либо категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. Социальное обеспечение предоставляется гражданам во всех случаях наступления нетрудоспособности (болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца, беременность и роды и т.д.).

Система социального обеспечения характеризуется не только огромными масштабами, но и универсальностью. В ней представлены все формы и виды социального обеспечения, предусмотрен-

ные Международной организацией труда (МОТ) в конвенциях и рекомендациях по социальному обеспечению.

Социальное обеспечение осуществляется за счет социальных фондов.

Все виды пенсий и пособий выдаются гражданам, как правило, бесплатно, безвозмездно, безэквивалентно, то есть взамен их гражданин не должен производить со своей стороны никаких ответных действий с целью их получения. Однако, социальное обеспечение граждан осуществляется различно, в зависимости от стажа, от условий труда, от причины утраты трудоспособности, от наличия иждивенцев и т.д.

Государство проявляет постоянную заботу о повышении уровня социального обеспечения. Так, с учетом инфляции осуществляется пересмотр пенсий, вводятся надбавки к ним. То же самое можно сказать и о пособиях на детей, размер которых привязан к минимальному размеру заработной платы, изменяющемуся с учетом инфляции.

Важную роль в области социального обеспечения играют органы государственной власти и управления. Органы государственного управления привлекают к своей деятельности граждан, которые работают в этих органах на общественных началах.

Большая роль в деле социального обеспечения принадлежит профессиональным органам. Они совместно с администрацией предприятий, учреждений, организаций представляют работников к назначению пенсий и подготавливают необходимые для этого документы. Представители профсоюзных органов входят в состав комиссий по назначению пенсий, медико-социальных экспертных комиссий.

Существует целая система гарантий, посредством которых возможно осуществление и восстановление нарушенных прав граждан в области социального обеспечения. Гарантии по своему содержанию носят различный характер: политический, идеологический, экономический и правовой. Важную роль в охране права граждан на социальное обеспечение принадлежит правовым гарантиям. Они выражаются в установлении государственного и общественного контроля за правильной реализацией прав граждан в области социального обеспечения, а также возможности судебной защиты нарушенных прав.

Еще по теме 20.2. Принципы права социального обеспечения:

  1. 20.1. Понятие и предмет права социального обеспечения. Виды социального обеспечения
  2. § 2. Понятие, виды и принципы социального обеспечения в Российской Федерации

Принципы ПСО – основополагающие и руководящие начала, господствующие идеи, выраженные в форме правовой нормы, определяющие содержание отрасли в целом. Следует заметить, что принципы ПСО содержаться в различных НПА, поскольку ПСО не кодифицировано.

В рамках ПСО (как и других отраслей права) выделяют 3 группы принципов :

1)Общие. К ним относятся:

а) принцип законности;

б ) принцип равенства каждого перед законом и судом;

в) принцип признания прав и свобод человека и гарантии их соблюдения;

г )принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

д) принцип гуманизма и справедливости;

е) принцип презумпции невиновности;

ж) принцип гарантированности государственной защиты прав и свобод.

Общие принципы являются основой (несущими конструкциями) для эффективного функционирования и дальнейшего развития всей национально – правовой системы России.

2)межотраслевые (т.е. отражают общие черты ряда отраслей права). К примеру – государственная защита материнства и детства и др;

3)Отраслевые (т.е. характеризуют отрасль ПСО в целом). К ним, в частности, относятся:

а)принцип всеобщности соцобеспечения , реализация которого предполагает равную для каждого возможность получать (при определённых условиях) соответствующие виды социальной помощи, независимо от расовой, половой, национальной и т.п. принадлежности.

б)принцип общедоступности соцобеспечения , который наглядно проявляется в нормах, устанавливающих процедуру назначения, предоставления, исполнения отдельных видов обеспечения;

в)принцип осуществления соцобеспечения за счёт как страховых платежей, так и средств бюджета. В настоящее время введена система обязательного социального страхования, представляющая «основной организационно – правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части населения». Данная система включает такие виды обязательного страхования, как: пенсионное , медицинское , социальное . Страховые средства, накопленные в специальных (внебюджетных государственных) фондах (ПФР, ФСС, ФОМС) предназначены для социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, медицинская помощь, выплата пособий и т.д.). Кроме того, определённые виды соцобеспечения финансируются за счёт средств бюджетов всех уровней (к примеру, социальные пенсии).

г)принцип многообразия оснований, форм, видов соцобеспечения, который наглядно проявляется в том, что государство (в соответствующих случаях) оказывает социальную помощь различными способами: социальные услуги, денежные выплаты и т.п. Среди важнейших современных социальных услуг:

Медицинская помощь и лечение;

Лекарственная помощь;

Санаторно – курортное лечение;

Социальная помощь на дому;

Обеспечение инвалидов средствами реабилитации;

Профобучение и трудоустройство инвалидов и др.

д)принцип дифференциации условий и порядка предоставления соцобеспечения. Так, данные различия могут зависеть от: вида трудовой деятельности, места выполнения работ, места проживания, материального и семейного положения, трудоспособности и т.д.;

е)принцип целевого использования средств , предполагающий финансирование соответствующих социальных программ, мероприятий и т.п. исключительно за счёт денежных средств, предусмотренных на эти цели.

ж)принцип установления минимальных социальных гарантий (МРОТ, минимальный набор товаров, услуг, льгот при наступлении определённых обстоятельств), удовлетворяющих потребности не только самого гражданина, но и некоторых членов его семьи (нетрудоспособных, несовершеннолетних, иждивенцев). Так, ФЗ «О прожиточном минимуме» (от 24.10.1997 г.) определяет данный минимум как стоимостную оценку потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Данная корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для человека (для поддержания его здоровья и жизнедеятельности).

Отраслевые принципы являются «своеобразным преломлением общеправовых принципов через предмет и метод регулирования данной отрасли права».

3)внутриотраслевые (институционные), т.е. характеризуют отдельные институты ПСО . Это, к примеру, принципы пенсионного обеспечения; соцобслуживания; обязательного медицинского страхования и др. Так, в основе такого института ПСО, как пенсионное обеспечение, лежат следующие принципы:

а) каждый гражданин имеет право на пенсию в случае утраты трудоспособности (по старости, инвалидности и в др. случаях);

б) каждый (т.е. гражданин РФ, иностранец, апатрид) работающий по трудовому договору подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

в) каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в зависимости от продолжительности страхового стажа и заработка;

г) средства обязательного пенсионного страхования используются строго по целевому назначению (т.е. на финансирование пенсии).

Социальное обслуживание характеризуется следующими принципами:

Адресность;

Доступность;

Добровольность;

Гуманность.

Обязательное мед. страхование (как институт ПСО) характеризуется такими принципами, как:

Доступность медико – социальной помощи;

Соц. защищённость лиц в случае утраты здоровья;

Приоритет профилактических мер.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация