Совокупность прав и обязанностей человека называют. Социальное положение (статус) личности представляет собой совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми человек реально обладает, пользуется ими и исполняет их. Стороны трудовых отношений

Главная / Земля

Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент -- права, свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав -- эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства» Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть I. Теория государства. М., 1995. С. 98..

Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства. В то же время конституционное законодательство содержит основные права, свободы и обязанности, образующие конституционный статус личности.

Считается, что существует набор причин, по которым одни права и свободы закрепляются конституционно, другие -- в текущем законодательстве. К причинам закрепления их в Конституции принято относить: 1) значимость этих прав и свобод для человека и общества; 2) изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод; З) верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.) производными; 4) принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину, либо каждому гражданину; 5) всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т.е. они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина; 6) основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина; 7) они действуют на всей территории государства.

Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему. Все они, закрепленные в 48 статьях 2-й главы Конституции РФ в количестве 109 норм, выступают как некое единое целое, что обусловлено единством исходных принципов, прежде всего, равноправия и социальной справедливости вытекающих из теории естественного права. Имеется в виду формальное юридическое равенство, содержание которого составляют: равенство прав, равенство обязанностей, равенство перед законом и судом. Оно формально потому, что не совпадает с фактическим равенством в сфере материальных, социальных и духовных благ. Равенство прав и обязанности как содержание права, являющего равной мерой, равным масштабом поведения для неравных людей и выражается в принципе справедливости, под которым понимается любая соразмерность (труда и вознаграждения за него, деяния и воздаяния, преступления и наказания и т. п.).

Отмеченное единство означает, что непредоставление или нарушение каких-либо прав и свобод влечет за собой нарушение других прав и свобод. Права и обязанности также тесно взаимосвязаны и должны корреспондировать между собой. Правильно утверждение, что нет прав без обязанностей и обязанности, без прав.

По общему правилу, классификация правила свобод человека и гражданина возможна на основе определенных признаков (критериев) и всегда условна. Так, в зависимости от субъектов их делят на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Объем или набор последних, как об этом уже говорилось выше, уже первого. В зависимости от вида субъекта -- на индивидуальные и групповые (коллективные). По их генезису -- на естественные (прирожденные) и производные от них (сформулированные в международных пактах). По характеру образования - на основные (конституционные) и дополнительные (конкретизирующие). По характеру предписания среди норм, содержащихся в Конституции РФ, можно выделить: 54 управомочивающие нормы, 5 -- обязывающих, 17 -- запрещающих и 33 -- специализированных, в том числе нормы-принципы, декларативные, коллизионные и др. Наиболее распространенным классификационным признаком в науке конституционного (государственного) права является содержание прав и свобод человека и гражданина. Именно по этому признаку все они делятся одними авторами на: личные права и свободы политические, социально-экономические; другими на: личные права и свободы политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина.

1. Личные (гражданские) права и свободы часто открывают перечень прав и свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций. Они наиболее четко сформулированы, например, в п. 2 ст. 2 германского Основного закона: «Каждый имеет право на жизнь и личную неприкосновенность. Свобода лица ненарушима. Вмешательство в эти права допускается только на основании закона».

Свобода индивида определяет его автономию и самостоятельность. Это в свою очередь неизбежно связано с личной независимостью и ответственностью личности за свои действия.

Согласно главе 2 Конституции РФ к этой группе прав относятся: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным языком, свобода передвижения в места жительства, свобода совести.

Набор этой группы прав и свобод в науке конституционного права наделяют следующими особенностями:

1) они являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами человека, т.е. каждого, и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;

2) они включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан и предполагает определенную этику и законность поведения государственных служащих, их уважительное, чуткое, внимательное, соответствующее правовым предписаниям отношение к людям, а равно требования к членам общества не нарушать права и свободы других;

3) особо значимы и наиболее уязвимы в их числе права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Неприкосновенность личности как личная свобода имеет ряд проявлений. Она означает, что никто не вправе насильственно граничить свободу человека совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было. Институт неприкосновенности включает как физическую неприкосновенность (это сама жизнь, здоровье человека), так и духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности).

Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, и на основании судебного решения. Закон разрешает проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц в двух ситуациях: 1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожар, землетрясение, наводнение, обвал, авария водопровода, канализации, повреждение электропроводки. тепло- и газоснабжения, при подозрении, что хозяин дома (квартиры) умер и в других подобных случаях; 2) при защите правопорядка (для раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу; получения сведений о преступлении и подозреваемых в его совершении лицах при проведении оперативно-розыскной работы; пресечения преступлений и иных правонарушений в рамках административного права; исполнения приговоров и других судебных решений) Конституции Российской Федерации. Комментарий (под общей ред. Топорнина Б.Н., Батурина Ю.М., Орехова Р.П.) М., 1994. С. 163-166..

В Конституции РФ 1993 г. впервые закреплено право человека неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

В век научно-технического прогресса особо ценным является право каждого человека на тайну Переписки, телефонных переговоров почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основе судебного решения.

Право определения своей национальности впервые в истории России возведено в ранг конституционной свободы. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного Права каждому, кто законно находится на территории РФ, представляется свобода передвижении и места жительства

Важнейшими духовными правами человека являются: свобода совести, свобода вероисповедания. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии. В то же время, в соответствии с ч. 3 ст. 18 Пакта о гражданских и Политических правах и общим Принципом Конституции РФ, право на свободу вероисповедания связано с обязанностью уважать права и свободы других лиц, законы государства, общественную безопасность, здоровье и мораль общества.

2. Политические права связаны с обладанием гражданств государства и в отличие от личных прав, адресованных в конституциях «каждому», принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъективность в полном объеме наступает с 18 лет.

Формами непосредственного осуществления гражданами политической государственной власти являются: референдумы, всенародное голосование по вопросам государственной и местной жизни, все виды участия в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

Формами воздействия граждан на политическую государственную власть всех уровней являются: влияние избирателей на своих депутатов, выражение общественного мнения по всем вопросам внутренней и внешней политики. К важным средствам проявления активности граждан относятся: обращения лично и через коллективы в государственные органы и органы местного самоуправления по индивидуальным и общественным делам и для защиты своих прав. Граждане имеют равный доступ к государственной службе всех видов. За каждым из них закреплено право на объединение в общественных организациях, включая право создавать политические партии для непосредственного решения государственных проблем, профсоюзы для защиты своих производственных, социальных и других интересов, достижения установленных целей и т. д.

3. Права и свободы, входящие в группу социально-экономических, являются основой всех иных прав и свобод и поэтому образуют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. В их число входят культурные права, которые в силу относительной самостоятельности можно выделить и в самостоятельную группу. Они относятся к таким важным сферам жизни как собственность трудовые отношения здоровье, отдых, образование и служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых особенностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие. В ст. 7 Конституции РФ, включенной в содержание основ конституционного строя России, закреплены положения определяющие экономические социальное и культурные права человека и гражданина к ним, согласно Конституции РФ, относятся: право на предпринимательскую деятельность (п. 1 ст. 34); право на частную собственность (ст. 35); право на землю (ст. 36); свобода труда и право на труд в надлежащих условиях (ст. 37); право на отдых (ч.3 ст. 37); охрана семьи (ст.38); право социального обеспечения (ст. 39); право на Жилище (ст. 40); право на охра1 у здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст, 42); право на образование (ст. 43); свобода научного, технического, литературного художественного и других видов творчества, преподавания (ч.1,2 ст. 44); право пользования учреждениями культуры (ч.3 ст. 44).

Каждая из отраслей права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т.д. Конституционное право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина. Оно закрепляет основы правового статуса личности, наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

Основой для обладания в полном объеме правами и обязанностями является гражданство, т.е. правовая связь лица с государством. В свою очередь отсутствие такой связи или ее потеря влечет изменение комплекса прав, свобод и обязанностей.

Основы правового положения личности в Республике Беларусь определяют три статьи Конституции, содержащиеся во втором ее разделе. Это – статьи 21, 22, 23.

В соответствии со статьей 21, «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства». Эти конституционные положения подчеркивают гуманистическую сущность государственной политики.

Другим принципиальным положением в области прав человека Конституция признает равенство всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22). Принцип равенства граждан означает, что все граждане, независимо от пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий имеют одинаковые возможности для осуществления конституционных прав. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, которые противоречат закону. Вместе с тем, равенство перед законом не означает равенства всех в буквальном смысле. Так, имеются различия в правовом положении граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства. Существуют определенные различия и в правовом положении граждан: в зависимости от пола (время выхода на пенсию), возраста (избирательное право, гражданская дееспособность) и других обстоятельств, предусмотренных в законе.

Принцип равенства граждан перед законом углубляется во многих отраслевых законодательных актах (например, только в Особенной части Уголовного Кодекса Республики Беларусь имеется 8 глав, содержащих составы преступлений, предусматривающих ответственность за нарушение прав граждан).

Еще одно положение в области прав человека – запрет на ограничение конституционных прав и свобод – содержится в статье 23 Конституции. В соответствии с ней, «ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону».

Это вполне соответствует Международным пактам о правах человека 1966г., которые предусматривают, что в целях всеобщего благосостояния государство может устанавливать ограничение прав, определенных законом и необходимых в демократическом обществе, в интересах государственной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.

Вместе с тем, статьей 63 Конституции Республики Беларусь устанавливается, что отдельные права не могут ограничиваться даже при осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения. В частности, к таковым относятся:

· право на жизнь (ст.24 Конституции);

· никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч.3.ст.25 Конституции);

· никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст.26 Конституции);

· каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст.31 Конституции).

Принципы правового положения личности имеют универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

Итак, основными принципами правового статуса личности в Республике Беларусь являются:

1. Равенство всех перед законом;

2. Гарантированность реализации прав и свобод личности;

3. Недопустимость ограничения прав и свобод личности;

4. Обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права. Место конституционного права в системе права
Термин «конституционное право» используется в трех значениях, между которыми существует определенная взаимосвязь: · как отрасль права в системе национального права;

Методы конституционного права
Конституционное право отграничивается от других отраслей права не только своим предметом, но и методами правового регулирования. Метод конституционного права – эт

Место конституционного права в системе права
Конституционное право является ведущей основополагающей отраслью национальной правовой системы (да и других государств, исключая мусульманские страны, где главную роль играет не Конституция (если о


Источниками конституционного права являются правовые акты, носящие нормативный характер, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. Иными словами, под этими

Система конституционного права
Система конституционного права является достаточно сложной проблемой, имеющей многоплановые аспекты. Не случайно, поэтому она трактуется в литературе неоднозначно. К примеру, Б.Н.Габричидзе и А.Г.Ч

Виды конституционно-правовых норм
Классификация конституционно-правовых норм может быть проведена по различным критериям: а) по содержанию– на нормы, закрепляющие: · основы конституционного строя;

Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения
Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, в которых субъекты наделены определенными правами и обязанностями, предусмотренными нормами

Виды конституционно-правовых отношений
Конституционно-правовые отношения могут иметь общий и конкретныйхарактер. Примером отношений общего характера могут служить отношения между гражданином и государством, которые регу

Субъекты правоотношений
Субъектами конституционно-правовых отношений (конституционного права) являются их участники, т.е. стороны между которыми эти отношения возникают. В отличие от д

Юридические факты
Основанием возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Виды юридических фактов: 1. События

Конституционно-правовая ответственность
Традиционно в нашей правовой науке юридическая ответственность сводилась к таким ее видам, как административная, уголовная, гражданско-правовая (имущественная) и дисциплинарная. В период существова

Наука конституционного права
Определение конституционного права как науки отличается от его определения как отрасли права. Если отрасль права – это совокупность норм, то наука – это совокупность различных теорий, взглядов, гип

Причины появления, сущность и основные черты Конституции
Термин «конституция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «учреждение, устройство, установление». Первые конституционные акты появились в XVII-XVIII вв. и св

Учредительный, первичный характер конституционных установлений
Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую существенную черту конституции – ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем с

Юридические свойства и функции конституции
Особый статус конституции, как основного закона государства, предопределяет и ее особые юридические свойства, которые производны от перечисленных выше черт данного документа. В качестве ва

Функции конституции
Под функциями конституции понимаются основные направления ее воздействия на общественные отношения. То есть, речь идет о том назначении, для которого она принималась.

Структура конституции
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы,

Общественные объединения
В современных условиях различные запросы и интересы граждан не ограничиваются только политической сферой. Некоторые из них реализуются в социально-экономической, культурной и иных сферах. В этих це

Меры ответственности
За нарушение Конституции Республики Беларусь, иных актов законодательства и (или) учредительных документов в отношении общественного объединения, союза могут быть применены следующие меры ответстве

Профсоюзы
Важнейшим и наиболее массовым общественным объединением являются профессиональные союзы. Их деятельность регламентируется Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах». Г

Основные права профсоюзов
По защите трудовых прав граждан: Профсоюзы защищают трудовые права своих членов, принимают участие в разработке государственной политики занятости, вносят предложения по с

Гарантии прав профсоюзных работников
Наниматели (их объединения), государственные органы, субъекты хозяйствования, общественные объединения и должностные лица обязаны соблюдать права профсоюзов. Указанные органы и лица за нарушение пр

Государственно-общественные объединения
Наряду с общественными объединениями, в Республике Беларусь действуют и государственно-общественные объединения, деятельность которых регулируется Законом «О республиканских государственно-обществе

Образование
Главным элементом духовно-культурной сферы является образование. Именно оно выступает в качестве основы для развития науки, культуры, искусства и др. Конституция Республик

Культура
Государство на конституционном уровне гарантирует заботу о развитии культуры. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.15) государство ответственно за сохранение истор

Религия
Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), осн

Право на жизнь
Основным правом человека является право на жизнь. Все остальные (и не только личные) права и свободы логически вытекают из данного права. Одним из условий, по исполнении к

Свобода, неприкосновенность и достоинство личности
Обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности закреплено в статье 25 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой «государство обеспечивает свободу, непри

Право на личную жизнь
Личную (частную) жизнь составляют те стороны жизни человека, которые он, в силу своей свободы, не желает делать достоянием других членов общества. Это могут быть, к примеру, и какие-то взаимные отн

Неприкосновенность жилища
«Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет право без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли» (ст.29 Ко

Свобода передвижения и выбор места жительства
«Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно» (ст.30 Конституции

Право на определение отношения к религии
Конституция Республики Беларусь (ст.31) устанавливает, что каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или н

Свобода мнений и убеждений
Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. «Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация с

Право на национальную принадлежность, пользование родным языком
В соответствии со ст.50 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной

Право на судебную защиту
Право на судебную защиту – это возможность каждого обратиться в суд за защитой своих прав и свобод от неправомерных действий (бездействия) и решений органов государственной власти, местного самоупр

Право на юридическую помощь
В соответствии с Конституцией (ст.62), каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других св

Право на защиту международных организаций
Данное право гарантируется статьей 61 Конституции, в которой закреплено, что каждый вправе в соответствии с международными правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в меж

Свобода печати и информации
Данное право является, по сути, коренным вопросом демократии, поскольку без свободы печати, при отсутствии информации нет ни гражданского общества, ни правового государства. В соответствии с Консти

Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
Право на указанные мероприятия гарантируется статьей 35 Конституции Республики Беларусь. Порядок их организации и проведения регулируется Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от

Право на обращение в государственные органы
В соответствии со статьей 40 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные л

Право на труд
В соответствии со статьей 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занят

Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда
В соответствии со статьей 42 Конституции лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и о

Право на отдых
Данное право также имеет конституционную основу. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночн

Право на охрану здоровья
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех гражд

Право на благоприятную окружающую среду
Благоприятная окружающая среда оказывает существенное влияние на здоровье граждан. К сожалению, ее состояние вызывает серьезную озабоченность во всем мире, поскольку развитие экологического кризиса

Право на социальное обеспечение
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных

Право на участие в культурной жизни
Данное право закреплено в статье 51 Конституции. Оно обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети

Конституционные обязанности граждан
Наряду с правами и свободами, Конституция Республики Беларусь устанавливает также основные обязанности граждан. Это и понятно, т.к. не может быть прав без обязанностей. Человек находится в обществе

Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции
Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52 Конституции). Таким образом, юридической обязанность

Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности
Указанная обязанность предусмотрена статьей 54 Конституции. Она распространяется как на гражданина, так и на иных лиц, находящихся на территории Республики Беларусь и направлена на сохранение матер

Обязанность охранять природу
Охрана природной среды – долг каждого (ст.55 Конституции). Уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли, водоемов несут серьезную угрозу существованию человечества. Данная проблема прио

Обязанность участвовать в финансировании государственных расходов
Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст.56 Конституции). Данная об

Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях
В части 3 статьи 32 Конституции Республики Беларусь закреплены две конституционные обязанности. Во-первых, родители или лица, их заменяющие обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, раз

Конституционные гарантии прав и свобод личности
Конституция Республики Беларусь не ограничивается простым декларированием прав и свобод. Она закрепляет также достаточно надежный гарантийный механизм их реализации. Гарантии пр

Порядок подачи и рассмотрения заявлений лиц, проживающих за границей
Орган дипломатической службы, принявший к рассмотрению заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь либо о выходе из гражданства Республики Беларусь, формирует по каждому заявлению дело в д

Задачи и функции комиссии
Заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь или о выходе из гражданства Республики Беларусь представляется на рассмотрение Комиссии вместе с материалами дела по заявлению о приеме в гражда

Депортация. Высылка
Иностранцы могут быть подвергнуты депортации в случаях и порядке, определенных законодательными актами Республики Беларусь. Иностранец может быть выслан (выдворен) из Республики Беларусь в

Право убежища
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь: «Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национ

Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси, их отличие от территориальных единиц
Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действую

Основы конституционного права
Курс лекций В авторской редакции Ответственный за выпуск О.Н. Солдатова Технический редактор Т.В. Жибуль Художник о

10.3 Совокупность прав и обязанностей граждан в сфере управления

Объем конкретных субъективных прав и обязанностей связан с течением времени, изменением жизненных условий. Реализация прав и выполнение обязанностей обеспечивается государством через их юридическое оформление, а также ответственностью за их соблюдения как самих граждан, так и государственных органов, государственных служащих. Большое значение имеет защита этих прав со стороны граждан через право на жалобу (административную или судебную).

а) права на участие в государственном управлении и социально-политическую активность: на государственную службу, внесение предложений, получение необходимой информации и документов в установленной форме, проведение собраний, митингов, демонстраций, создавать общественные объединения или входить в их состав и др.;

б) права на получение помощи от соответствующих компетентных организаций: на медицинскую, санитарно-эпидемиологическую помощь, бесплатное пользование определенными благами (библиотеками, парками и пр.), пользование транспортом, получение платных и других услуг;

в) права на защиту: в административном порядке (административная жалоба, административно-юрисдикционное производство), судебном порядке (жалоба, иск), лично гражданином (необходимая оборона).

Взаимодействуя с органами исполнительной власти граждане реализуют прежде всего такие права: на участие в управлении; на объединение; на проведение митингов, демонстраций, собраний; на личные или коллективные обращения в государственные органы; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на перемещение; на информацию; на возмещения убытков, причиненных незаконными действиями государственных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Обязанности граждан в сфере государственного управления можно разделить да две группы. Первая группа - это так называемые абсолютные обязанности, не зависимые от конкретных обстоятельств и вытекающие из действующих норм Основного Закона и законодательных актов государства. К ним относятся обязанности: соблюдать Конституцию и законы Украины, а также государственную дисциплину; охранять интересы государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; защищать Родину; охранять природу, ее богатства; платить налоги; способствовать охране порядка; сохранять исторические памятники и другие культурные ценности.

Вторую группу составляют относительные обязанности, возникающие из правомерных действий, направленных на приобретение каких-либо прав или их сохранение. Такие обязанности не являются постоянными, например, права абитуриента, владельца транспортных средств, читателя библиотеки и пр.).

К обязанностям граждан можно также отнести такие, которые возникают в связи с правонарушениями (например заплатить штраф, возместить ущерб).

Некоторые обязанности граждан возникают в связи с их деятельностью: государственная служба, принадлежность к общественным объединениям и др. Таким образом, конкретный объем обязанностей регулируется многими нормативными актами административно-правового характера. Их невыполнение обусловливает привлечение виновных граждан к юридической ответственности.

10.4 Гарантии реализации права граждан на обращение. Понятие и виды обращений

В соответствии со ст. 40 Конституции Украины, граждане Украины вправе направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, или к должностным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок. Через обращения граждан воплощается в жизнь конституционный принцип участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Обращение является также важной формой контроля над законностью деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечения прав и свобод граждан.

Вопросы практической реализации права на обращение урегулированы Законом Украины «0б обращениях граждан» от 02.10.96 г. Обеспечивая гражданам Украины возможности на обращение. Закон детализирует и развивает конституционные положения. Предоставляет им право обращаться не только в органы государственной власти и местного самоуправления, но и в объединения граждан, учреждения, организации независимо от форм собственности, на предприятия, в средства массовой информации, к должностным лицам в соответствии с их функциональными обязанностями относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов или их нарушении.

Обращение граждан касается разных направлений деятельности общества и государства, однако, как правило, они преследуют одну цель - обратить внимание соответствующих органов и должностных лиц на необходимость разрешения проблем, касающихся общественных интересов или интересов конкретной личности. Общими признаками обращений является то, что они отображают состояние дел в соответствующей сфере деятельности и несут в себе информацию, направленную в государственные органы или органы местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации. Рассмотрение обращений граждан, безусловно, порождает правовые последствия, однако следует помнить, что информация граждан носит эмоциональный, в определенной степени субъективный характер.

Обращения граждан, как носители информации, имеют важное значение для решения вопросов, связанных с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, государственного и хозяйственного строительства, управления различными отраслями и сферами экономики, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности.

Закон называет три вида обращений граждан - предложения (замечания), заявления (ходатайства), жалобы.

Предложение (замечание) – обращение граждан, в которых дается совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказываются мысли по урегулированию правовых принципов государственной и общественной жизни, социально-культурных и других сфер деятельности государства и общества.

Заявление (ходатайство) - обращения граждан с просьбой о содействии в реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных рад, должностных лиц, а также высказывания мыслей об улучшении их деятельности. Ходатайство - письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса прав и свобод и т.п.

Жалоба - обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездеятельностью), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, объединений граждан, предприятий, должностных лиц.

К решениям, которые могут быть обжалованы, относятся такие в сфере управленческой деятельности, вследствие которых: нарушены права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан); незаконно возложены на гражданина какие-либо обязанности; он противозаконно привлечен к ответственности; созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод.

Обращение адресуется субъектам, в полномочия которых входит решение поставленных вопросов. В обращениях должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, содержание поставленного вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования. Письменные обращения должны быть подписаны заявителем (заявителями) с указанием даты. При несоблюдении этих требований обращение возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее 10 дней со дня его поступления. Обращения, оформленные в соответствии с требованиями и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению. Если поставленные в обращении вопросы не входят в компетенцию субъектов, куда оно поступило, то в срок не более 5 дней такое обращение пересылается по принадлежности, о чем сообщается заявителю. Запрещается разглашать сведения, находящиеся в обращениях. Анонимные обращения не рассматриваются. Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое решение было по сути, а также обращения (жалобы), направленные с нарушением сроков подачи - одного года с момента его вынесения, но не позже одного месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением, а также обращения лиц, признанных судом недееспособными.

О результатах рассмотрения обращений сообщается заявителям. В случае отказа в удовлетворении требований, изложенных в заявлении (ходатайстве) в письменной форме предоставляется мотивированный отказ, а также разъяснения порядка обжалования принятого решения. Обращения Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями лично.

Особенности рассмотрения жалоб регулируются ст. 16 Закона. Жалобы подаются в порядке подчиненности высшему органу или должностному лицу, что не лишает гражданина права обращения в суд. В случае отсутствия высшего органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением он может обратиться непосредственно в суд. Жалобы на решения общего собрания членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, юридических лиц, созданных на коллективной собственности, а также на решения высших государственных органов решаются в судебном порядке. В законодательстве Украины нет определения, какие органы относятся к высшим.

Права граждан при рассмотрении заявлений и жалоб, а также обязанности рассматривающих их субъектов закреплены соответственно в

ст. 18 и 19 Закона. Обращения граждан рассматриваются бесплатно.

Гражданин может подать жалобу лично или через уполномоченное на это лицо. Жалоба в интересах гражданина по его уполномочию, в установленном законом порядке, может быть подана трудовым коллективом или организацией, осуществляющей правозащитную деятельность. В интересах несовершеннолетних или недееспособных лиц жалоба подается их законными представителями.

К жалобе прилагаются решения или копии решений, если гражданин обращался раньше за решением поставленных вопросов, а также другие документы, которые потом возвращаются гражданину.

Гражданин, обратившийся с заявлением или жалобой, при ее рассмотрении имеет право:

Лично изложить аргументы лицу, проверяющему заявление или жалобу и принять участие в проверке данного заявления или жалобы;

Знакомиться с материалами проверки;

Представлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, рассматривающим обращение;

Присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы;

Пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, осуществляющей правоохранительную функцию;

Получить письменный ответ о результатах рассмотрения заявления или жалобы;

Выражать письменно или устно требования по обеспечению тайны рассмотрения заявления или жалобы;

Требовать возмещения ущерба, если он является результатом нарушения установленного порядка рассмотрения обращений.

Органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации независимо от формы собственности, объединения граждан, предприятия, средства массовой информации, их руководители и другие должностные лица в рамках своих полномочий обязаны объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления или жалобы, запросы гражданина на заседании по его просьбе, отменять или изменять обжалуемое решение, в случаях, предусмотренных законодательством Украины, обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное выполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений, принимать меры по пресечению неправомерных действий. Выявлять, ликвидировать причины и условия, способствующие нарушениям, принимать меры по возмещению материального ущерба и осуществлять другие меры, предусмотренные Законом Украины «Об обращениях граждан» и другими законами Украины.

Обращения рассматриваются и принимается решение в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, что не требуют дополнительного изучения – незамедлительно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить вопросы, поставленные в обращении, невозможно, то он может быть увеличен, но не может превышать сорока пяти дней.

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства об обращениях граждан, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Украины. Ущерб, нанесенный гражданину в связи с нарушением требований закона при рассмотрении жалобы, подлежит возмещению.

В случае удовлетворения жалобы орган или должностное лицо, принявшие противоправное решение по обращению гражданина, возместят ему причиненный материальный ущерб, связанный с подачей и рассмотрением жалобы, обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа, и потерянный за этот период заработок. Жалобы по этому вопросу рассматриваются судом.

Гражданину по его требованию, в порядке, установленном действующим законодательством, может быть компенсирован материальный ущерб, причиненный неправомерными действиями или решениями органа или должностного лица при рассмотрении жалобы. Размер морального ущерба (неимущественного) в денежном выражении устанавливается судом.

Если гражданин подал обращение, содержащее клевету или оскорбление, дискредитирует органы государственной власти, органы местного самоуправления, объединений граждан и их должностных лиц, руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, призыв к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды, и другие действия, влекут за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

По решению суда с гражданина могут быть взысканы затраты по проверке обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

Делопроизводство по обращениям граждан ведется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины в соответствии с Указом Президента Украины от 19.03.97 г. «О мерах по обеспечению конституционных прав граждан на обращения».

Контроль за соблюдением законодательства об обращениях граждан в соответствии с полномочиями, возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Надзор за его соблюдением осуществляют органы прокуратуры.

Действие Закона Украины «Об обращениях граждан» не распространяется на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, установленный уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством.

Лица, не являющиеся гражданами Украины и законно находящиеся на ее территории, имеют право подачи обращения, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено международными договорами.

25 октября 1991г. для Украины вступил в силу Первый факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. Согласно ст. 1 данного протокола Украина признает компетенцию Комитета по правам человека, созданного на основании части IV настоящего Пакта, принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушения какого-либо права, изложенного в Пакте об общественных и политических правах.

В соответствии с Протоколом Комитет может признать не принятым сообщение, являющееся анонимным или которое, по его мнению представляет собой злоупотребление правом.


Видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ не предусмотрен отзыв лицензии. В соответствии с этим законом лицензирующий орган вправе обратиться в суд в заявлением об административным приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований. В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и...

На сборы военнообязанных, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Эти категории государственных служащих несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Но за нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, ...

Исполнение» законов. Однако вся совокупность действующих административно-правовых норм не сводится к тем, которые устанавливаются непосредственно названными субъектами. Многие нормы административного права содержатся в Конституции Российской Федерации. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, ...

Акты административных учреждений, т.е. административные прецеденты-решения по итогам разбирательства администрацией отдельных дел конкретных лиц. Судебная практика, обычай и доктрина Далее, важнейшим источником административного права является судебная практика, судебные прецеденты, т.е. постановления судов по конкретным делам, ставшие образцами для разрешения судами аналогичных дел. В США, ...

Правовое положение личности, как мы уже об этом говорили, определяется всей совокупностью юридических прав, свобод и обязанностей. Однако решающее значение в определении правового статуса имеют основные конституционные права, свободы и обязанности. Рядом присущих им особенностей они выделяются из остальной массы прав, свобод и обязанностей и обособляются в самостоятельный государственно-правовой институт. Такое обособление возможно потому, что регулируемые ими общественные отношения характеризуются определенной однородностью своего содержания. Поэтому государственное право как наука имеет своим предметом изучение не всех прав, свобод и обязанностей, принадлежащих человеку, а только основных и лишь в той части, которая в большей степени, непосредственно связана с осуществлением государственной власти и самоуправления.
Конституционные права, свободы и обязанности являются основными потому, что они: во-первых, опосредуют наиболее важные, существенные и значимые отношения и связи между государством и личностью, человеком и гражданином, человеком и обществом; во-вторых, они выражают отношения и связи непосредственно между государством, гражданином и человеком; в-третьих, осуществление основных прав, свобод и обязанностей происходит в процессе взаимодействия гражданина с государственными органами или органами местного самоуправления; в-четвертых, они закреплены в Конституции государства; в-пятых, именно они являются необходимым условием функционирования самой государственной власти и самоуправления.
Из сказанного можно вывести следующее определение понятия основных прав, свобод и обязанностей гражданина: основные права, свободы и обязанности - это такие права, свободы и обязанности, которые закреплены Основным законом государства, являются определяющими по отношению ко всем другим, то есть отраслевым правам, свободам и обязанностям и находятся под особой защитой государства. Таким образом, конституционные права, свободы и обязанности являются основными не только по форме (формальная сторона), но, что особенно важно, и по содержанию (то есть сущностная сторона). Будучи основными по содержанию, права, свободы и обязанности гражданина могут стать таковыми по форме, если они закреплены в конституции государства.
Что следует понимать под основным правом? Основное право, свобода - это установленная государством и закрепленная в его конституции возможность, позволяющая каждому гражданину и человеку избирать вид и меру поведения, пользоваться предоставленными ему благами в личных, а также в общественных интересах.
Глава вторая Конституции Российской Федерации называется «Права и свободы человека и гражданина», в ней говорится именно о правах и свободах. То есть, установленные Конституцией возможности в одних случаях традиционно именуются правами, а в других - свободами. Между этими понятиями трудно провести строгое различие, ибо одну и ту же правовую возможность можно характеризовать и как право, и как свободу. Однако когда выбор связан с пользованием конкретными социальными благами, закон чаще всего использует термин «право»: право на отдых, право на жилище. Когда же речь идет о таких правовых возможностях, где целесообразней подчеркнуть степень свободы выбора поведения, применяется термин «свобода»: свобода мысли и слова, свобода совести, свобода вероисповедания и др.
А что следует понимать под основной обязанностью? Основная обязанность - это установленная государством и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину и человеку определенный вид и меру поведения и ответственности в случае его неисполнения.
Следует, однако, иметь в виду, что обязанность и ответственность - категории тесно переплетены, но не тождественны. Юридическая наука занимается, главным образом, юридической ответственностью. Поэтому обязанность есть конкретная, нормированная форма выражения ответственности. Будучи предписаниями о должном, обязанности представляют собой зафиксированный в законодательном порядке реестр требований, предъявляемых обществом к личности.
Совокупность прав, свобод и обязанностей, определяющих положение гражданина и человека в обществе и государстве, образуют определенную систему. Эти права, свободы и обязанности весьма разнообразны по своему содержанию. Однако единство и внутренняя согласованность этой системы основных прав, свобод и обязанностей вовсе не исключает возможности их группировки по одному или нескольким основаниям.
Необходимость научной классификации диктуется задачами более глубокого их изучения и обусловлена неоднородностью их конкретного содержания. В зарубежной и отечественной литературе были высказаны самые различные соображения по вопросу классификаций прав, свобод и обязанностей гражданина и человека.
Впервые институт основных прав, свобод и обязанностей граждан установила Конституция РСФСР 1918 года. При ее разработке большое значение имела Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 25 января 1918 года. В Декларации, наряду с закреплением нового общественного и государственного строя России, были провозглашены и отдельные основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР: равноправие граждан независимо от пола, расы и национальной принадлежности; Конституция предоставила рабочим и крестьянам право на образование, на объединение в союзы, свободу слова, печати, собраний, митингов и др., подчеркнув тем самым свой классовый характер.
В связи с тем, что в Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. значительно изменилось не только количество статей, посвященных правам, свободам и обязанностям, но изменилось и качественное их содержание, все это уже позволило говорить об определенной системе основных прав, свобод и обязанностей и о возможности и важности их классификации.
В советской государственно-правовой литературе наиболее удачной и наиболее распространенной признавалась классификация конституционных прав и свобод на социально-экономические, политические и личные. Критерием такого деления является однородность материального содержания.
Современная наука государственного права Российской Федерации восприняла подобную классификацию и ее основание. В Конституции Российской Федерации 1993 года разделение на группы не проводится, но в ее тексте заметна сгруппированность по указанным основаниям, хотя и с изменением очередности расположения отдельных групп основных прав и свобод: личные права и свободы, политические права и свободы, экономические, социальные права и права в области культуры, что соответствует новой концепции прав человека и гражданина, основным принципам и нормам международного права.
Говоря о соотношении между правами человека и правами гражданина, следует иметь в виду, что их количество и виды значительно различаются и порой зависят от субъективного выбора составителей той или иной конституции. Во многих конституциях, в том числе и в Конституции Российской Федерации, различие между правами человека и правами гражданина проводится в самих формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляются формулы: «все», «каждый», «каждый человек», «никто», «ни один человек», - или безличные формулировки: «признается право», «гарантируется свобода» и т.д. Применительно к правам гражданина в статьях конституций прямо указывается: «гражданин имеет право», «гражданин может и т.д.
Руководствуясь этими положениями, можно выделить следующие группы конституционных прав и свобод в такой последовательности: личные права и свободы гражданина и человека; политические права граждан Российской Федерации; экономические, социальные права и свободы и права и свободы в области культурной жизни гражданина и человека.
Несмотря на отмеченные и возможные иные подходы к классификации конституционных прав и свобод, следует помнить, что так или иначе 176 каждая из названных сфер и областей охватывает особенности положения личности в отдельных ситуациях ее жизни и деятельности, и только в органическом единстве трех этих областей можно получить надлежащую картину юридического статуса гражданина и человека в Российской Федерации.
Вместе с тем, нормы Конституции Российской Федерации, посвященные основным правам и свободам гражданина и человека, нельзя рассматривать вне связи с принципами признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в них изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.

В условиях становления рыночной экономики, многообразия форм собственности в стране, дифференциации граждан по имущественному положению в ряде случаев возникает разрыв между равноправием, правовым статусом личности и реальным социальным положением человека.

Гуманистическая идея обеспечения прав человека обосновывается из Всеобщей декларации прав и свобод человека, где подчеркивается что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Правовой статус личности, ее реальное положение в обществе - показатель уровня, достигнутого обществом и государством в обеспечении достойной жизни в условиях социальной справедливости. Гуманизм есть исходное начало правового статуса человека, его прав и обязанностей.

Основные права и свободы, а также обязанности человека закреплены в Конституции РФ, в Декларации прав и свобод человека и гражданина принятой в 1991 г.

Права человека подразделяются на гражданские и политические, а также на экономические, социальные и культурные права и свободы.

Такой подход и классификация сложилась исторически, получили выражение и закрепление в международных актах о правах человека, во внутригосударственном праве.

Современная правовая теория исходит из того, что основные права и свободы принадлежат человеку от рождения и неотчуждаемы. Демократизм и справедливость в регулировании прав и свобод человека выражаются в том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других лиц. Человек, реализующий свои права и свободы не должен нарушать права и законные интересы других лиц. Запрещается использовать права и свободы для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной и иной ненависти, для пропаганды насилия и войн.

Каждый гражданин вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не противоречащими закону. Временное ограничение прав и свобод человека и гражданина может иметь место в случае введения чрезвычайного и военного положения, в пределах установленных законом.

Справедливость и демократизм правового статуса личности в российском обществе выражаются в равенстве всех перед законом и судом. Равенство прав обеспечивается государством независимо от пола расы, национальности, языка, имущественного положения и т.д.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, ограничение свободы, заключение под стражу допускается только на основании судебного решения.

В демократическом государстве закрепляется право каждого человека на неприкосновенность. В законе конкретизируется эти права, например, указывается, что каждый человек имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и телетайпных сообщений.

Закон гарантирует каждому право на частную собственность и ее наследование, а также использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

Важным элементом правового статуса гражданина РФ является право каждого гражданина на свободный труд в условиях отвечающих требованиям условиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Гражданам России гарантируется право на отдых, право на квалифицированную медицинскую помощь, право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца.

Признается право российского гражданина на свободный выезд за пределы своего государства и беспрепятственное возвращение. Гражданам обеспечивается охрана свободного художественного, научного и технического творчества, свобода передвижения и выбора места жительства.

Каждому гражданину гарантируется право на свободу мысли и слова, а также на беспрепятственное выражение их вовне.

Важнейшим международным актом о правах человека в рамках ООН является Всеобщая декларация прав человека 1948 г, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г и Факультативный протокол к этому пакту. А также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Сами названия этих пактов указывают на те основные права, которые в них закреплены. В регулировании прав большая роль принадлежит конвенциям, в том числе Конвенции о политических правах женщин, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о гражданстве замужней женщины, Конвенции о статусе беженцев

Ряд новых обязательств в связи с гарантиями прав человека возникли для Российской Федерации в 1996 г, после вступления в Совет Европы. За последние 47 лет, Совет Европы разработал и принят 135 конвенций и соглашений, защищающих права человека, среди которых Европейская хартия социальных прав, Положение о Европейском суде по правам человека и др.

Социальный статус личности.

Статус это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный.

Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.

С другой стороны в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся – национальность, место рождения, социальное происхождение и т.п., ко второй – профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот.

Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Это иерархия формируется под влиянием двух факторов:

· Реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

· Системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженным, то имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называется степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека. Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на его поведение. Зная социальный статус человека можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью . Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Фактически роль дает обра­зец, показывающий, как именно следует действо­вать индивиду в той или иной ситуации. Роли раз­личаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Соци­альная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном ак­те), так носить и неформальный характер.

Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений сво­ей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, кото­рые он играет в обществе. Их совокупность назы­вается ролевой системой. Подобное многообра­зие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Ученые предлагают различные классифика­ции социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то, что поведение личнос­ти во многом определяется тем статусом, кото­рый она занимает, и теми ролями, которые игра­ет в обществе, она (личность) тем не менее, сохра­няет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стан­дартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет воз­можность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно приме­нять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как соци­альные условия, так и его биологические и лич­ностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и др.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему по­ведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной ро­ли может возникнуть так называемый ролевой конфликт. Ролевым конфликтом называет­ся такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовле­творять требования двух или более несов­местимых ролей.

Социальная мобильность

Социальной мобильностью называется пе­ремещение отдельных индивидуумов или со­циальных групп от одной позиции в иерар­хии социальной стратификации к другой.

Социологи выделяют несколько видов социаль­ной мобильности. Во-первых, в зависимости от причины перемещения различают мобильность, вызванную добровольным перемещением инди­видуумов в рамках социальной иерархии общест­ва, и мобильность, диктуемую происходящими в обществе структурными изменениями. Приме­ром последней может быть социальная мобиль­ность, вызванная процессом индустриализации: одним из последствий процесса индустриализации стал рост количества людей рабочих профес­сий и уменьшение количества людей, занятых сельскохозяйственным производством. Во-вто­рых, мобильность бывает межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенной мобильностью называют перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителя­ми. В рамках же внутрипоколенной мобильности один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную пози­цию. Наконец, выделяют мобильность индивиду­альную и групповую. Про индивидуальную мо­бильность говорят, когда перемещения внутри со­циума происходят у одного человека независимо от других. При групповой мобильности переме­щения происходят коллективно (например, после буржуазной революции класс феодалов уступает господствующие позиции классу буржуазии).

Причины, позволяющие человеку перемещать­ся из одной социальной группы в другую, называ­ются факторами социальной мобильности. Та­ких факторов социологи выделяют несколько.

Первым фактором социальной мобильности яв­ляется образование . Оно играло решающую роль в процессе социальной мобильности еще в некото­рых древних государствах. В истории России таким примером может служить Михаил Ломоносов. В частности, в Китае претендовать на государственный пост мог только человек, сдавший специальный экзамен.

Важным фактором социальной мобильности является также социальный статус семьи, к ко­торой принадлежит человек. Многие семьи раз­личными способами - от браков до поддержки в деловой сфере - помогают продвижению своих членов в более высокие страты.

Влияет на уровень и характер социальной мо­бильности система общественного устройства: в открытом обществе в отличие от общества за­крытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют нефор­мальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количественно, и качественно.

Еще одним фактором, облегчающим социаль­ную мобильность, являются изменения, проис­ходящие в технологии общественного производ­ства: они приводят к возникновению новых про­фессий, требующих высокой квалификации и значительной подготовки. Эти профессии лучше оплачиваются и являются более престижными.

Кроме экономических изменений усилению процесса социальной мобильности могут способ­ствовать также социальные потрясения, напри­мер, войны и революции, приводящие, как пра­вило, к смене элиты общества.

В качестве дополнительного фактора социаль­ной мобильности, можно отметить различный уровень рождаемости в разных стратах - более низкий в верхних и более высокий в нижних со­здает известный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.

Перемещение между стратами осуществляет­ся по специальным каналам («лифтам»), важ­нейшими из которых являются такие социаль­ные институты, как армия, семья, школа, цер­ковь, собственность.

Армия функционирует в качестве канала, обеспечивающего вертикальную мобильность, как в военное, так и в мирное время. Однако в периоды войн процесс «подъема вверх» идет бы­стрее: крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких званий, отличившихся благодаря своему таланту и храбрости.

Церковь в прошлом была вторым после армии каналом вертикальной мобильности, особенно в отношении средней страты. В результате запре­та католическому духовенству жениться исключалась передача церковных должностей по на­следству, и после смерти церковнослужителей их должности заполнялись новыми людьми. Значительные возможности продвижения снизу вверх появлялись также в периоды становления новых религий.

Мощным каналом социальной циркуляции в современном мире являются школы. Получение образования в наиболее престижных школах и университетах автоматически обеспечивает че­ловеку принадлежность к определенной страте и достаточно высокий социальный статус.

Семья становится каналом вертикальной мо­бильности в тех случаях, когда в брак вступают люди, имеющие разный социальный статус. Так, в конце XIX - начале XX в. в России достаточно распространенным явлением был брак обеднев­ших, но титулованных невест с представителями богатого, но незнатного купечества. В результате такого брака оба партнера продвигались по соци­альной лестнице, получив то, что каждый из них хотел. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкой стра­ты подготовлен к быстрому усвоению новых для него образцов поведения и образа жизни. Если же он не сможет быстро усвоить новые культур­ные стандарты, то такой брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида «своим».

Наконец, наиболее быстрым каналом верти­кальной мобильности является собственность , как правило, в виде денег - одного из самых простых и действенных способов продвижения вверх.

Социальная мобильность в открытом общест­ве порождает ряд явлений, как позитивных, так и негативных.

Продвижение индивида вверх способствует ре­ализации его личных качеств. Если же движение происходит вниз, то оно помогает выработке у че­ловека более реалистической самооценки и, соот­ветственно, более реалистическому выбору цели. Также социальная мобильность предоставляет воз­можности создания новых социальных групп, по­явления новых идей, приобретения нового опыта.

К отрицательным результатам мобильности (как вертикальной, так и горизонтальной) относят утрату индивидом своей прежней групповой при­надлежности, необходимость приспосабливаться к своей новой группе. Такая идентификация поведе­ния имеет своим следствием напряженность в от­ношениях с окружающими людьми и часто ведет к отчуждению. Для преодоления этого барьера су­ществуют несколько способов, к которым прибега­ют индивиды в процессе социальной мобильности:

1) изменение образа жизни, принятие нового материального статусного стандарта (покупка новой, более дорогой машины, переезд в другой, более престижный район и т. п.);

2) развитие типичного статусного поведения (изменение манеры общения, усвоение новых словесных оборотов, новые способы проведения досуга и т. п.);

3) изменение социального окружения (индивид старается окружить себя представителями того социального слоя, в который он стремится попасть).

Положительные и отрицательные последствия социальной мобильности сказываются не только па индивиде, но и на обществе. Продвижение лю­дей вверх тесно связано с экономическим разви­тием, интеллектуальным и научным прогрессом, формированием новых ценностей и социальных движений; перемещение вниз ведет к освобожде­нию высших слоев от малополезных элементов. Но важнее всего то, что усиленная мобильность способствует дестабилизации общества по всем его параметрам. Предоставляя индивидам, воз­можность изменить свой социальный статус, от­крытое общество порождает у своих индивидов так называемое статусное беспокойство - ведь изменение статуса может произойти и в худшую сторону. Социальная мобильность часто способ­ствует разрыву социальных связей в первичных социальных группах, например, в семьях, в ко­торых родители принадлежат к низшим стратам, а дети смогли пробиться наверх.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация