Нарушение пдд и эксплуатация тс. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Особо квалифицирующие составы

Главная / Общество

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК). Непосредственным объектом данного преступления является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно Закону РФ "О безопасности дорожного движения" от 15 ноября 1995 г., безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Предмет преступления - автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие "другое механическое, транспортное средство" частично раскрывается в примечании к данной статье, где говорится о троллейбусах, тракторах и иных самоходных машинах, мотоциклах и иных механических транспортных средствах. Содержание термина "механическое транспортное средство" шире содержания термина "самоходная машина"; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на.-любые тракторы и самоходные машины (Правила дорожного движения Российской Федерации 1993 г.). Таким образом, нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см, и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются данной статьей. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т. п.).

Лицо, управляющее транспортным средством или иной самоходной машиной, может нести ответственность по ст. 264 УК в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации не по ст. 264 УК, а по ст. 143 УК, а в соответствующих случаях - по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.

П. находился на закрепленной за ним автомашине на территории базы передвижной механизированной колонны. Заведующая складом Т. попросила его с помощью автомашины подтолкнуть ближе к складу стоявший на путях железнодорожный вагон. П. согласился выполнить эту работу и подъехал к вагону. С помощью бревна, которое держали грузчики В. и Ф. он, подавая назад автомашину, пытался сдвинуть вагон. В этот момент бревно упало на землю, и кузовом машины, которая продолжала движение, грузчик В. был прижат к вагону. От полученных повреждений он скончался.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР, изменив по протесту прокурора приговор суда, в определении указала, что смерть потерпевшего В. наступила не в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, а в процессе выполнения работ, не являющихся транспортными. Действия виновного, выразившиеся в несоблюдении правил техники безопасности при проведении таких работ и повлекшие гибель человека, следует расценивать как неосторожное убийство.


Действия тракториста, совершившего наезд на потерпевшего, наоборот, были необоснованно квалифицированы по ст. 106 УК РСФСР (неосторожное убийство).

К. в нетрезвом состоянии намеревался ехать на тракторе в лес за дровами. Вместе с ним в кабине находился его брат В. Решив выехать с места стоянки трактора через лежащие у дома хлысты, К. развернул трактор на месте и поехал по ним. Проехав шесть метров, трактор соскользнул с хлыстов, зацепил за них рамой и стал буксовать. Чтобы съехать с хлыстов, К, предложил брату В. подложить под гусеницы кряжи. Когда В. стал подкладывать кряж под левую гусеницу, К. включил заднюю передачу, чтобы подать трактор назад. В. стал подталкивать ногой кряж, и в этот момент его ноги затянуло под гусеницу. От полученных телесных повреждений потерпевший на следующий день умер.

Верховный Суд РСФСР, отменяя по протесту прокурора все состоявшиеся по делу судебные решения, исходил из того, что имело место транспортное преступление, а не преступление против личности. При новом рассмотрении дела К. был осужден по ч, 2 ст. 211 УК РСФСР (ст. 264 УК РФ).

Объективная сторона преступления выражается: 1) в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; 2) в наступлении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо в причинении крупного ущерба; 3) в причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (Закон "О безопасности дорожного движения").

Дорожное движение регламентировано специальным нормативным актом - Правилами дорожного движения Российской Федерации, введенными в действие 1 июля 1994 г., а эксплуатация транспортных средств - Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения от 23 октября 1993 г. Кроме того, существуют правила (инструкции, наставления, указания) технической эксплуатации для отдельных видов транспортных средств, учитывающие их специфику, правила перевозки пассажиров и грузов на некоторых видах и типах транспортных средств и т. д.

Правила устанавливают определенный порядок дорожного движения, иначе говоря, определяют сферу правового регулирования. Эта сфера охватывает общественные отношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения (например, водное). Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая в себя пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам. Следовательно, речь идет о движении, которое осуществляется не только по "дорогам", но и в иных местах: во дворе, на закрытых производственных территориях, в поле, на строительных площадках, автомобильных стоянках, железнодорожных переездах и т. п.

Уголовная ответственность по данной статье наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков и т. д., управлении транспортным средством в нетрезвом виде и т. п.

Эксплуатация транспортных средств запрещается, если: не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы; нарушена герметичность гидравлического тормозного привода; суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные значения; неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройство тягача прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи); имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа и т. д. (Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств). Игнорирование указанных запретов образует нарушение правил эксплуатации транспортного средства. Последнее может проявляться и в несоблюдении правил перевозки пассажиров или перевозки груза, правил технической эксплуатации и содержания подвижного состава автомобильного транспорта и др.

Правилами учета все происшествия подразделяются на 9 видов:

1. Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным на путях) транспортным средством.

2. Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествий.

3. Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению).

4. Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет

(опора моста, столб, дерево, мачта, строительные материалы, ограждение и т. д.).

5. Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся и такие происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи и т. д.).

6. Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

7. Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

8. Наезд на животных - происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

9. Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К их числу относятся: сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновение или опрокидывание); падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

Порядок учета и регистрации дорожно-транспортных происшествий определяется Правилами учета дорожно-транспортных происшествий от 24 апреля 1984 г. Правилами предусмотрено, что к числу погибших относятся люди, не только умершие на месте происшествия, но и скончавшиеся от полученных травм в течение 7 суток с момента дорожно-транспортного происшествия. К раненым относят каждого пострадавшего в происшествии, который был госпитализирован или которому назначено амбулаторное лечение.

В государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД Российской Федерации, включаются все дорожно-транспортные происшествия, при которых были зарегистрированы погибшие или раненые люди. Остальные регистрируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерствами и ведомствами - владельцами транспортных средств.

Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Действия водителей транспортных средств, повлекшие указанные в данной статье последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, а при погрузке или выгрузке грузов, ремонта транспортного средства, производстве строительных работ, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве определенных работ.

В литературе часто встречается утверждение, что характерной особенностью рассматриваемого преступления является утрата контроля за транспортным средством, наличие так называемого периода его неуправляемости * .

* См., например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. В. Наумова . М, 1996. С. 650.

Действительно, иногда в силу объективных неблагоприятных условий, дефицита времени, отсутствия должного мастерства или по другим причинам водитель не может контролировать либо прервать развитие событий, предотвратить наступление вредных последствий, но это не дает оснований для подобного вывода. Нет, например, периода неуправляемости в ситуации, когда водитель, не убедившись в безопасности, начинает движение, задним ходом и совершает наезд на потерпевшего. Аналогичное положение складывается и при нарушении правил перевозки пассажиров и т. д.

К последствиям преступления согласно закону относятся: 1) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека; 2) причинение крупного ущерба. Содержание первого последствия раскрывается в ст. 111 и 112 УК, а второго - исходя из конкретных обстоятельств происшествия. Это может быть уничтожение или существенное повреждение транспортного средства либо груза, гибель животных и т. д.

При рассмотрении дел о преступлениях, квалифицированных по ч. 1 ст. 264 УК, в связи с причинением крупного ущерба суды не должны ограничиваться в приговорах общей ссылкой на то, что виновным причинен крупный ущерб, а указывать конкретный размер ущерба и мотивы, по которым он признан крупным.

Между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна существовать причинная связь.

Майкопским районным судом Республики Адыгея О. осужден по ч. 3 ст. 211 УК РСФСР (ст..264 УК РФ).

Отменяя в отношении его судебное решение, Верховный Суд РФ сослался на то, что причиной автотранспортного происшествия явилось превышение потерпевшим - водителем Б., находившимся в состоянии опьянения, скорости движения, в связи с чем он не принял своевременных мер к торможению вплоть до полной остановки автомашины перед ясно видимым препятствием, допустив столкновение, повлекшее гибель его самого и пассажира. Между нарушением Б. Правил дорожного движения и наступившими последствиями имеется причинная связь. В свою очередь, допущенное О. нарушение не является причиной дорожно-транспортного происшествия, поэтому в его действиях отсутствует состав преступления.

Субъективная сторона преступления в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям. Лицо, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие); лицо, управляющее транспортным средством, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, не предвидит возможности наступления указанных в законе последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Мотивы и характер допущенного нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, отношение виновного к этим нарушениям должны учитываться при выборе вида и размера назначаемого наказания. .

Тверским областным судом В. осужден по ст. 102 (п. "б", "д", "з") и ч. 1 ст. 212" УК РСФСР (ст. 105 и 166 УК). Согласно приговору преступления им совершены при следующих обстоятельствах. 7 июля 1993 г. В. вместе с рабочими по заготовке леса ТОО "Труженик" распивал спиртные напитки. Около 21 часа В. и рабочий К. пришли в деревню, где В. самовольно завел трактор ДТ-75, принадлежащий указанному ТОО, и вместе с К. поехал к месту распития спиртных напитков. Проехав мимо сидевших на бревне людей, В. развернул трактор и из хулиганских побуждений с целью умышленного убийства двинулся прямо на них. Трое успели отскочить в сторону, а на П., С. и П-ва осужденный наехал трактором. От полученных множественных телесных повреждений они скончались.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ оставила приговор без изменения. Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос о переквалификации действий В. с п. "б", "д", "з" ст. 102 УК РСФСР на ч. 3 ст. 211 УК РСФСР. Президиум Верховного Суда РФ протест удовлетворил, указав следующее. Обосновывая.вину В. в умышленном убийстве трех человек, суд сослался на показания свидетелей, подтвердивших факт наезда трактора, управляемого В., на П., С. и П-ва, заключение

судебно-медицинских экспертов о причине смерти потерпевших. Каких-либо других убедительных доказательств, свидетельствующих об умысле В. на убийство названных лиц, в приговоре не приведено. При таких фактах Президиум считает, что совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о грубом нарушении В. правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а не об умышленном убийстве. Содеянное В. подлежит квалификации по ч. 3 ст. 211 УК РСФСР.(ст. 264 УК).

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности.

При учебной езде за ошибочные действия обучаемого, повлекшие указанные в законе последствия, несет ответственность инструктор.

Курсант спортивно-технического клуба г. Махачкалы С. примерно в 18 часов вместе с инструктором этого же клуба Г. выехал для учебной езды на учебной машине ГАЗ-51. В селе Ачач-Аул с разрешения Г. в кузов необорудованной машины сели А., Ц. и М.

Следуя по трассе Ростов - Баку в сторону г. Махачкалы, С. на крутом спуске не справился с управлением, растерялся, а Г. не принял своевременно мер к предотвращению аварии, в результате чего автомашина перевернулась. А. от полученных повреждений скончался, М, и Г. причинены соответственно легкие и менее тяжкие телесные повреждения.

Верховный Суд РСФСР отменил приговор Махачкалинского городского суда, которым С. был осужден по ч. 2 ст. 211 УК, и дело в отношении него прекратил за отсутствием состава преступления. Ответственность за автоаварию несет в этом случае Г., являвшийся инструктором учебной езды.

Вместе с тем надо иметь в виду, что согласно Правилам (п. 1.2) обучаемый тоже относится к водителям, поскольку он управляет транспортным средством и обязан выполнить все требования правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Поэтому в случае, если курсант пренебрег указаниями инструктора и грубо нарушил указанные правила, то он подлежит ответственности по данной статье.

В зависимости от наступивших последствий выделяются основной (ч. 1), квалифицированный и особо квалифицированный составы (ч. 2 и 3 ст. 264). В качестве квалифицирующего признака указано последствие в виде смерти одного человека, а особо квалифицирующего - двух или более лиц.

Если в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК, то вменяются в вину все последствия, а действия квалифицируются по той части, которая предусматривает более тяжкие последствия.

По совокупности преступлений деяния с указанными различными последствиями должны квалифицироваться в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия явились результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Всегда заставляет водителей задуматься о более безопасном вождении автомобиля и не садиться нетрезвыми за руль, потому что в результате таких необдуманных действий страдают и погибают невинные люди, и ломаются судьбы самих водителей, которые не думают о наступлении печальных и трагических последствий, когда нарушают правила движения на дорогах.

Несоблюдение ПДД и последствия

Невыполнение правил движения на дороге не всегда карается только привлечением к административной ответственности и уплатой штрафа. Это также грозит уголовными санкциями, если в случае дорожного происшествия по вине водителя пострадали или погибли люди. Так указывает статья Уголовного кодекса РФ 264. При этом самые печальные последствия здесь ожидают не только пострадавших, но и самого виновника, который в случае доказанной вины будет вынужден отбывать наказание, после чего простится с вождением своего транспорта на срок до 3 лет.

Состав злодеяния

Лицо может быть признано виновным только в том случае, если в его действиях будет обнаружен весь состав деяния, который имеет все соответствующие признаки. Статья уголовного кодекса РФ 264 гласит о наказании лица только в том случае, когда в его действиях имеется несоблюдение правил вождения, в результате чего был причинен сильный вред здоровью человека, либо наступила смерть одного или нескольких людей.

По данной статье выходит следующее:

  • субъектом будет являться водитель, управляющий транспортом, который считается средством с высокой долей опасности для окружающих людей;
  • субъективная сторона будет показывать отношение лица к содеянному дорожному злодеянию, признание его вины и неосторожность действий;
  • объектом будет выступать безопасность вождения и использование транспорта, а также жизнь и здоровье пассажиров и пешеходов;
  • объективная сторона будет состоять из: нарушенных правил движения на дороге, а также использования транспорта; причинения сильного вреда здоровью участникам движения на дороге либо смерти, а также из связи между последствиями дорожного деяния и нарушенными правилами.

Для того чтобы признать водителя виновным в ДТП, в котором пострадали или погибли люди, нужно иметь полный и доказанный состав данного деяния.

Ответственность

За совершение дорожной аварии и доказанной вины водителя ему грозит немалый срок, который будет зависеть от тяжести последствий происшествия на дороге.

Аналогичные санкции, только за тяжкий вред здоровью, содержит Уголовный кодекс РФ 2016, статья 264 которого по первой части предусматривает наказание до 2 лет в изоляции от общества с лишением права на управление транспортом до 3 лет.

УДО

Добиться досрочного освобождения при осуждении за дорожную аварию достаточно сложно, а сейчас практически невозможно, особенно если пострадавшая сторона жаждет мести за смерть близкого человека, либо сам пострадавший человек не хочет, чтобы его обидчик раньше времени покинул колонию. Поэтому при ДТП с летальным исходом пешехода или пассажира, где 264 ч. 3 статья Уголовного Кодекса РФ считается основополагающей, о досрочном освобождении можно забыть, тем более что теперь суд учитывает мнение пострадавших, на основании чего и выносит свое решение.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств карается по закону. Если оно повлекло причинение ущерба здоровью или гибель потерпевшего, а также совершено в состоянии опьянения, к виновному применяются уголовные санкции. Они устанавливаются ст. 264 УК РФ . Рассмотрим норму подробно.

Общий состав

Ответственность по ст. 264 УК РФ предусматривается для граждан, управляющих трамваем, автомобилем или иным ТС. В случае невыполнения ими ПДД, повлекшего тяжкие последствия для здоровья пострадавшего, причиненные по неосторожности, им вменяется:

  1. Ограничение свободы до 3 л.
  2. Арест до полугода.
  3. Принудительные работы до 2 л.
  4. До 2 л. тюремного заключения.

В последних двух случаях, в соответствии со ст. 264 ч. 1 УК РФ , дополнительно осужденному может быть судом запрещено осуществлять некоторую деятельность или замещать ряд должностей в течение 3 лет.

Преступление в состоянии опьянения

Если нарушения пунктов ПДД и порядка эксплуатации ТС были совершены субъектом, находящимся в нетрезвом состоянии, и повлекли тяжкие последствия для здоровья потерпевшего, причиненные по неосторожности, виновному могут вменяться:

  1. Принудительные работы до 3 л.
  2. До 4 лет тюрьмы.

Эти виды санкций по усмотрению суда могут быть дополнены запретом на замещение ряда должностей или ведение определенных типов деятельности в течение 3 л.

Отягчающие обстоятельства

Деяния, определенные в ст. 264 ч. 1 УК РФ, могут повлечь смерть человека. В этом случае виновному вменяются:

  1. Принудительные работы до 4 л.
  2. Тюремное заключение до 5 лет.

Установленное в части третьей ст. 264 УК РФ наказание может дополняться запретом на ведение некоторой деятельности или замещение определенных должностей в течение 3 л. Если гибель человека повлекли деяния, совершенные виновным в состоянии опьянения, ему грозит до 7 лет тюрьмы. Дополнительно может вменяться запрет осуществлять определенные виды деятельности или замещать ряд должностей в течение 3 л.

Особо квалифицирующие составы

За деяния, установленные частью первой ст. 264 УК РФ , повлекшие по неосторожности гибель 2 и более лиц, виновному грозят:

  1. Принудительные работы до 5 л.
  2. Тюремное заключение до 7 лет.

В дополнение может устанавливаться запрет на замещение должностей определенного типа или ведение конкретных видов деятельности в течение 3 л. Если гибель 2 и более граждан стала следствием деяний, установленных частью первой ст. 264 УК РФ , совершенных в состоянии опьянения, виновный может лишиться свободы на 4-9 лет. Дополнительно в течение 3 л. ему может быть запрещено вести определенные виды деятельности или замещать некоторые должности.

Примечания

Ст. 264 УК РФ в новой редакции действует с 1.07.2015 г. В примечаниях к норме дается разъяснение используемым понятиям. В частности, поясняется, что такое "другое механическое ТС". В качестве него может выступать, в частности, самоходная дорожно-строительная или иная аналогичная машина, трактор, транспортные средства, для управления которыми, согласно действующим нормам, необходимо получить права. В примечаниях также разъясняется понятие "состояние опьянения". Для его констатации должен быть установлен факт употребления гражданином веществ, вызывающих нетрезвое поведение. Он определяется наличием спирта в концентрации, превышающей допустимую совокупную погрешность измерений, определенную в КоАП. Состояние опьянение также может быть вызвано приемом наркотических/психотропных соединений. Факт их наличия в организме устанавливается при медосвидетельствовании. Если субъект не выполнил законные требования сотрудника правоохранительных органов и отказался от прохождения обследования, он также признается находящимся в нетрезвом состоянии.

Ст. 264 УК РФ с комментариями

Преступление, которое предусматривается в рассматриваемой норме, является посягательством на безопасность использования ТС. Дополнительным объектом неправомерных действий выступает здоровье и жизнь граждан. Предмет преступления - транспортное средство механического типа. В части первой приводятся некоторые из них. В частности, указывается на автомобиль, трамвай. В примечаниях, предусмотренных в ст. 264 УК РФ, разъяснено понятие "прочие механические ТС". Не относится к предмету преступления ТС, не оборудованное двигателем. Если мотор вышел из строя, а автомобиль перемещается вручную, то совершенное нарушение ПДД может квалифицироваться как несоблюдение правил безопасного функционирования транспорта (по ст. 268). При этом, если ТС буксируется другой машиной, то несоблюдение установленных норм охватывается рассматриваемой статьей.

Специфика обвинительного заключения

При квалификации действий по ст. 264 УК РФ правоохранительные структуры и суд указывают в своих актах, несоблюдение каких именно пунктов Правил было допущено и повлекло тяжкие последствия или смерть пострадавшего. Необходимо также описать, в чем именно оно выражалось. Если в заключение вносятся отдельные пункты Правил, неисполнение которых не согласуется с обстоятельствами дела, установленными в суде, по ст. 237, по своей инициативе или ходатайству стороны уполномоченный орган может вернуть материалы прокурору для исправления акта и внесения в него конкретных ссылок на ПДД, невыполнение которых повлекло последствия, рассматриваемые в ст. 264. При этом такие действия не должны быть направлены на восполнение недостатков произведенного следствия или дознания, а также на ухудшение положения подсудимого.

Объективная часть

Ее формирует непосредственное неисполнение установленных Правил. В объективной части также выделяется причинение ущерба здоровью пострадавшего, его гибель или смерть нескольких лиц. Эксплуатацией считается совокупность организационно-технических мероприятий по использованию транспортного средства, согласно его предназначению и возможностями. Невыполнение норм безопасности при их проведении может, в частности, выражаться в перевозке негабаритного груза, передаче управления ТС ненадлежащему субъекту, стоянке автомобиля в недопустимом месте, буксирование машины на слабом тросе и так далее.

Вред здоровью

Не образует состава преступления ущерб, причиненный водителем самому себе. Ответственность по комментируемой норме наступает при возникновении ущерба здоровью окружающих граждан. Если при невыполнении ПДД возникли последствия, установленные в различных частях нормы, виновному вменяются они все. При этом содеянное будет квалифицироваться по наиболее тяжкому из них. Если ущерб здоровью был нанесен нескольким гражданам, ответственность наступает по части первой ст. 264 УК РФ. При квалификации действий лица необходимо установить наличие связи между неисполнением ПДД и последствиями.

Возможность предупреждения ДТП

При решении вопроса относительно вероятности предотвращения наступления тяжких последствий необходимо исходить из того, что непосредственный момент появления опасности устанавливается в каждом случае индивидуально. При этом во внимание принимается дорожная обстановка, предшествовавшая ДТП. Опасность следует считать появившейся в момент, когда у водителя была объективная возможность ее выявить. В ходе анализа доказательств отсутствия или наличия технических факторов для предотвращения ДТП в темное время или при недостаточной видимости, необходимо исходить из того, что субъект должен выбирать скорость, обеспечивающую ему условия, в которых он может осуществлять постоянный контроль за дорожным движением.

Дополнительно

В некоторых случаях может иметь место "сопричинение" ущерба несколькими субъектами. Если тяжкие последствия возникли вследствие невыполнения пунктов ПДД двумя и более лицами, их деяния квалифицируются по рассматриваемой норме. При этом должно быть доказано, что ущерб здоровью или гибель одного/нескольких потерпевших находилась в причинной связи с совершенными нарушениями Правил.

  • 33. Хищение предметов имеющих особую ценность
  • Часть 2 ст. 164 ук предусматривает ответственность за рассмат­риваемое деяние, если оно:
  • 34.Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.
  • 35.Преступления связанные с предпринемательской деятельностью,(составы 169,171 ук рф)
  • 36.Легализация денежных средств или иного имущества,приобетённых преступных путём.
  • 37.Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (общ хар-ка,виды)
  • 38.Изгтовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов.
  • 39.Контрабанда
  • 40.Неправомерные действия при банкротстве.Преднамеренное банкротство.Фиктивное банкротство.
  • 41.Уклонение физического лица или организации от уплаты налогов или сборов (составы 198-199.2 ук рф)
  • 199.1 Ук рф
  • 199.2 Ук рф
  • 42.Геноцид.Экоцид
  • 43. Террористически акт.Заведомо ложное сообщение о террористическом акте.
  • 44.Захват заложника
  • 45.Организация незаконного вооруженного формирования и участие в нём.
  • Часть 2 ст. 208 устанавливает ответственность за участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом.
  • 46.Бандитизм
  • 47.Организация преступного сообщества (организации).
  • 48.Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава.
  • 49.Массовые беспорядки.
  • 50.Хулиганство.Отграничение от смежных составов.
  • 51.Нарушение правил безопасности на обьектах атомной энергетики, на взрывоопасных обьектах.
  • 52.Преступные деяния, связанные с ядерными материалами и радиоактивными веществами (составы 220,221 ук рф)
  • 220 Ук рф
  • 221 Ук рф
  • 53.Преступления связанные с оружием,его составными частями,боеприпасамы,взрывчатыми веществами и взрывными устройствами (составы 222,223,226 ук рф)
  • 222 Ук рф
  • 223 Ук рф
  • 226 Ук рф
  • 54.Вовлечение и занятие проституцией. Организация занятие проституцией.
  • 55.Преступления, связанные с наркотическими веществами или психотропными средсвами (составы 228-229 ук рф)
  • 55. Преступления, связанные с наркотическими веществами или психотропными средствам (общая характеристика, виды преступлений, анализ конкретных составов, предусмотренных ст. 228-229 ук рф)
  • 56. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта
  • 57.Общая характеристика экологических преступлений
  • 58. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации ж.Д., воздушного, водного транспорта.
  • 59. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
  • 60. Преступления в сфере компьютерной информации.
  • 61. Государственная измена. Шпионаж
  • 62. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
  • 63. Вооруженный мятеж
  • 64.Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
  • Экстремизм
  • 65. Диверсия
  • 66. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
  • Часть 2 ст. 282 ук рф предусматривает в качестве квалифицирующих признаков те же деяния, совершенные:
  • 67. Посягательства на сохранность гос. Тайны
  • 68. Злоупотребление должностными полномочиями
  • 69. Превышение должностных полномочий
  • 70, 71. Получение взятки. Дача взятки
  • 72. Служебный подлог. Халатность
  • 74. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
  • Часть 2 ст. 294 ук рф устанавливает ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Согласно ст. 5 упк рф:
  • 75. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие
  • 76. Заведомо ложный донос и ложные показания
  • Часть 2 ст. 307 ук рф предусматривает ответственность за те же деяния, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
  • 77. Побег из места лишения свободы…
  • 78. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Применения насилия
  • 79. Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества
  • 80. Преступные действия, связанные с официальными документами
  • 81. Организация экстремистского сообщества. Орг. Деятельности экстремистской организации.
  • Орг. Деятельности экстремистской организации.
  • 82. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы
  • 59. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

    Непосредственный объект – безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

    Согласно ФЗ безопасность дорожного движения – состояние процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Предмет преступления – автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Другое механическое транспортное средство – частично раскрывается в примечании к комментируемой статье, где говорится о троллейбусах, тракторах и иных самоходных машинах, мотоциклах и различных механических транспортных средствах.

    Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые трактора и самоходные машины.

    Таким образом, нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются комментируемой статьей. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Иные самоходные машины – любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины. Это экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.

    Объективная сторона преступления выражается:

      В нарушении ПДД или эксплуатации транспортных средств

      В наступлении тяжкого вреда здоровью человека

      В причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.

    Следовательно – состав преступления материальный.

    Субъективная сторона преступления в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям.

    Субъект общий (16 лет), управляющий транспортным средством.

    60. Преступления в сфере компьютерной информации.

    Под компьютерными преступлениями понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства.

    Непосредственный объект – общественные отношения в сфере компьютерной информации.

    Виды преступлений:

    1) неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ).

    Предмет преступления – охраняемая законом компьютерная информация, которая находится на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

    Объективная сторона – неправомерный доступ к указанной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

    Незаконный доступ означает, что у лица, осуществляющего сбор, обработку, поиск и т. п., нет права на осуществление такой деятельности. Способы совершения могут быть различными – использование чужого пароля, кода, чужого имени, хищение носителей информации и т. п.

    Уничтожение информации – удаление ее полностью или частично из ЭВМ, с материальных носителей.

    Блокирование информации – совершение действий, в результате которых возникает невозможность дальнейшего использования компьютерной информации.

    Модификация – это любые изменения компьютерной информации, за исключением изменений, осуществляемых исключительно в целях обеспечения функционирования ЭВМ, программ для ЭВМ или баз данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

    Копирование – воспроизведение информации на другом материальном носителе при сохранении неизмененной первоначальной информации.

    Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

    Субъект преступления по ч. 1 – общий, а по ч. 2 – может быть как общим, так и специальным (если деяние совершается лицом с использованием своего служебного положения или лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети);

    2) создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ).

    Объективная сторона заключается в следующих альтернативных действиях:

    – создание программ для ЭВМ, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

    – внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

    – использование таких программ или машинных носителей с такими программами;

    – распространение таких программ или машинных носителей с такими программами.Субъективная сторона – прямой умысел. Субъект преступления – общий;

    3) нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ).

    Объективная сторона выражается в нарушении правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, повлекшем уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, при условии, что это деяние причинило существенный вред.

    Субъективная сторона – вина в форме умысла или неосторожности. Субъект преступления – лицо, имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация