Заниматься определенной до трех лет запрещено. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Исполнение наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Главная / Авто

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Комментарий к Ст. 47 УК РФ

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного наказания, так и дополнительного. При этом осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений или по совокупности приговоров указанное наказание не может быть назначено одновременно в качестве основного и дополнительного наказания. Следует обратить внимание также на то, что исходя из положений ст. ст. 45 и 47 УК за совершение одного и того же преступления осужденному не могут быть назначены одновременно наказания в виде лишения права занимать определенные должности и в виде лишения заниматься определенной деятельностью. Однако в судебной практике встречаются подобные ошибки.

Например, Поздняков был признан виновным и осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 5 ст. 290 УК, наряду с основным наказанием ему было назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься частной охранной деятельностью сроком на три года.

Кассационная инстанция оставила приговор без изменения.

Между тем суд, назначая Позднякову наряду с основным дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься частной охранной деятельностью, не учел, что по смыслу уголовного закона (ст. 47 УК) за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Учитывая вышеизложенное, Президиум ВС РФ исключил назначенное Позднякову дополнительное наказание в виде лишения права заниматься частной охранной деятельностью.
———————————
См.: Постановление Президиума ВС РФ от 01.07.2009 N 54 П09 // Архив ВС РФ за 2009 г.

Данные виды наказаний могут быть назначены и тем лицам, которые выполняли соответствующие должностные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления. Содержание данных видов наказаний состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Значимость данного вида наказания заключается в том, что по приговору суда исключается доступ осужденного к той должности или деятельности, которые были использованы им при совершении преступления. К государственной службе относится служба в федеральных органах государственной власти и в органах власти субъектов РФ. Перечень государственных должностей определен в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (в ред. от 01.12.2012) . Профессиональная деятельность граждан в органах местного самоуправления, не входящих в систему государственной власти, называется муниципальной службой, которая регулируется Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012) . При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в качестве основного или дополнительного вида наказания суду следует исходить из того, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части). Поэтому в приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий). В то же время судам следует иметь в виду, что запрет не распространяется на занятие должностей в общественных и коммерческих организациях. Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрете на занятие профессиональной деятельностью или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью. Под профессиональной деятельностью следует понимать врачебную, педагогическую, торговую, фармацевтическую и другие виды профессиональной деятельности. К иной деятельности следует отнести, например, занятие охотой, рыболовством, управление транспортным средством и т.д. При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности, например, заниматься врачебной деятельностью, педагогической деятельностью. Если при назначении в качестве дополнительного вида наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью судом первой или апелляционной инстанции неточно указаны должности или виды деятельности, то суд вышестоящей инстанции вправе внести в приговор соответствующие уточнения, если это не ухудшает положения осужденного.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118; N 10. Ст. 1091; N 13. Ст. 1360; N 38. Ст. 3975; N 43. Ст. 4480; 2007. N 13. Ст. 1530; N 14. Ст. 1664; N 20. Ст. 2390; N 23. Ст. 2752; N 32. Ст. 4124; N 40. Ст. 4712; N 50. Ст. 6255; N 52. Ст. 6424; 2008. N 9. Ст. 825; N 17. Ст. 1818; N 21. Ст. 2430; N 25. Ст. 2961; N 31. Ст. 3701; N 49. Ст. 5763; N 52 (ч. 1). Ст. 6363; 2009. N 16. Ст. 1901; N 20. Ст. 2445; N 34. Ст. 4171; N 36. Ст. 4312; N 52 (ч. 1). Ст. 6534; 2010. N 3. Ст. 276; N 4. Ст. 371; N 12. Ст. 1314; N 15. Ст. 1777; N 16. Ст. 1874; 2011. N 5. Ст. 711; N 48. Ст. 6878; 2012. N 4. Ст. 471; N 8. Ст. 992; N 15. Ст. 1731; N 22. Ст. 2754; N 27. Ст. 3681; N 29. Ст. 4071; N 35. Ст. 4783, 4787; N 44. Ст. 5995; N 47. Ст. 6460; N 50 (ч. 4). Ст. 6954.

СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4987, 4988; N 48. Ст. 5514; N 52 (ч. 1). Ст. 6222, 6235; 2009. N 29. Ст. 3597; 2011. N 19. Ст. 2709; N 43. Ст. 5976; N 48. Ст. 6730.

2. Продолжительность срока назначения данного вида наказания зависит от того, в качестве основного или дополнительного наказания оно назначено. В качестве основного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного вида наказания — на срок от шести месяцев до трех лет. Федеральным законом от 27.07.2009 N 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» ч. 2 комментируемой статьи, предусматривающая данный вид наказания, дополнена тем, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. Так, например, ч. ч. 3 и 4 ст. 131 и ч. ч. 3 и 4 ст. 132 УК предусматривают дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 31. Ст. 3921.

3. Как правило, указанный вид наказания применяется в качестве основного либо дополнительного вида наказания, когда это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК. В то же время лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено на основании ч. 3 комментируемой статьи в качестве дополнительного вида наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено санкцией соответствующих статей Особенной части УК либо указано в санкциях в качестве одного из основных видов наказаний (например, наряду с лишением свободы в ч. 1 ст. 286 УК). Такое решение судом может быть принято, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного будет признано невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Например, за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 269 УК). Вместе с тем дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в случае, если это деяние повлекло по неосторожности смерть человека, в ч. 2 ст. 269 УК не предусматривается. Более того, в ч. 3 этой же статьи, в случае, если это деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, дополнительное наказание также не предусмотрено. При указанных выше обстоятельствах (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и т.п.) суд может признать невозможным сохранение за осужденным, например, права занимать должности в строительной, эксплуатационной или ремонтной индустрии магистральных трубопроводов и принять решение о лишении его права заниматься такой деятельностью на срок до трех лет.

4. В ч. 4 комментируемой статьи указаны сроки исчисления данного вида наказания, когда оно назначается в качестве дополнительного наказания. Момент начала исчисления срока наказания зависит от того, связано ли наказание осужденного с изоляцией его от общества или нет. Так, если дополнительное наказание назначается к основному наказанию, отбываемому реально, таким как арест, принудительные работы, лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, то срок его исчисления начинается с момента окончания реально отбытого наказания. Если же дополнительное наказание назначается к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении лица, то его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Например, при назначении наказания по ч. 1 ст. 290 УК (получение взятки) в виде пяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности в правоохранительных органах в течение трех лет, течение срока исполнения дополнительного наказания начнется после отбытия пяти лет лишения свободы или после решения вопроса об условно-досрочном освобождении лица от основного наказания, если при этом не был решен вопрос о полном его освобождении от отбывания дополнительного наказания. В том случае, если лишение свободы лицу назначено условно, то исчисление срока дополнительного наказания определяется с момента вступления приговора в законную силу.

5. Согласно ст. 33 УИК порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных, если же указанное наказание назначено в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, принудительным работам, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то его исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания — уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных. При этом администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

  • 9. Классификация преступлений и ее значение
  • 10. Понятие и содержание уголовной ответственности
  • 11. Понятие единого преступления и его виды (простое и сложное; виды единого сложного преступления)
  • 12. Понятие и формы множественности преступлений
  • 13. Рецидив преступлений и его уголовно-правовое значение
  • 14. Совокупность преступлений и ее уголовно-правовое значение
  • 15. Понятие и значение состава преступления. Его признаки и элементы
  • 16. Классификация составов
  • 17. Понятие и виды объекта преступления
  • 18. Понятие предмета преступления и его значение. Отличие предмета от орудий и средств совершения преступления. Потерпевший
  • 19. Понятие, содержание, значение и признаки объективной стороны преступления
  • 20. Общественно опасное деяние и его формы
  • 21. Общественно опасные последствия: понятие, основные черты, виды, уголовно-правовое значение
  • 22. Причинная связь в уголовном праве: понятие, критерии установления и значение
  • 23. Субъективная сторона преступления: понятие, содержание и значение, обязательные и факультативные признаки
  • 24. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве
  • 25. Умысел и его виды. Критерии отграничения косвенного умысла от прямого
  • 26. Неосторожность и ее виды. Критерии отграничения небрежности от невиновного причинения вреда
  • 27. Преступления с двумя формами вины
  • 28. Юридическая и фактическая ошибка: виды, характеристика и уголовно-правовое значение
  • 29. Понятие и признаки субъекта преступления
  • 30. Специальный субъект и его уголовно-правовое значение
  • 31. Вменяемость. Понятие и критерии невменяемости
  • 32. Понятие и виды стадий совершения преступления
  • 33. Понятие, признаки, формы, квалификация и наказуемость приготовления к преступлению
  • 34. Понятие, признаки, классификация и наказуемость покушения на преступление
  • 35. Оконченное преступление. Установление момента его окончания
  • 36. Добровольный отказ от преступления: понятие и признаки
  • 37. Понятие и признаки соучастия в преступлении
  • 38. Виды соучастников
  • 39. Формы соучастия
  • 40. Характеристика групповых преступлений, совершенных в составе лиц, не отвечающих признакам субъекта преступления
  • 41. Эксцесс исполнителя и его уголовно-правовое значение
  • 42. Понятие, виды и значение обстоятельств, исключающих преступность деяния
  • 43. Необходимая оборона: понятие, значение, условия правомерности, ответственность за вред, причиненный с превышением пределов обороны
  • 44. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление: понятие, условия правомерности, ответственность за превышение мер, необходимых для задержания такого лица
  • 45. Крайняя необходимость: понятие, условия правомерности, значение. Превышение пределов крайней необходимости
  • 46. Физическое или психическое принуждение и его уголовно-правовое значение
  • 47. Обоснованный риск: понятие, условия правомерности, ответственность за необоснованный риск
  • 48. Совершение деяния при исполнении приказа или распоряжения
  • 49. Понятие, признаки и цели наказания
  • 50. Система и классификация наказаний
  • 51. Штраф: понятие, размеры, порядок применения. Последствия уклонения от уплаты
  • 52. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и его уголовно-правовая характеристика
  • 53. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его уголовно-правовая характеристика
  • 54. Понятие, содержание, сроки и порядок применения обязательных работ. Последствия уклонения от их отбывания
  • 55. Понятие, содержание, сроки и порядок применения исправительных работ. Последствия уклонения от их отбывания
  • 56. Ограничение по военной службе и его уголовно-правовое значение
  • 57. Понятие, содержание, сроки и порядок применения ограничения свободы
  • 58. Понятие, содержание, сроки и порядок применения ареста
  • 59. Содержание в дисциплинарной воинской части
  • 60. Лишение свободы на определенный срок
  • 61. Пожизненное лишение свободы и смертная казнь
  • 62. Общие начала назначения наказания
  • 63. Назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено за данное преступление
  • 64. Обстоятельства, смягчающие наказание, и их уголовно-правовое значение
  • 65. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств
  • 66. Обстоятельства, отягчающие наказание, и их уголовно-правовое значение
  • 67. Назначение наказания по совокупности преступлений
  • 68. Назначение наказания по совокупности приговоров
  • 69. Исчисление сроков наказания и их зачет
  • 70. Условное осуждение и его уголовно-правовая характеристика
  • 71. Понятие, основания и виды освобождения от уголовной ответственности
  • 72. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и в связи с примирением с потерпевшим
  • 73. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания в связи с истечением сроков давности
  • 74. Понятие, основания и виды освобождения от наказания
  • 75. Условно-досрочное освобождение и его уголовно-правовая характеристика
  • 76. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания и ее уголовно-правовая характеристика
  • 77. Освобождение от наказания в связи с болезнью
  • 78. Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
  • 79. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
  • 80. Уголовно-правовая характеристика амнистии и помилования
  • 81. Уголовно-правовая характеристика судимости
  • 82. Виды наказания, назначаемого несовершеннолетним
  • 83. Особенности уголовной ответственности лиц, не достигших 20 лет
  • 84. Принудительные меры воспитательного воздействия и их уголовно-правовая характеристика
  • 85. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и от наказания. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних
  • 86. Принудительные меры медицинского характера: понятие, виды основания, круг лиц, цели применения
  • 87. Виды принудительных мер медицинского характера
  • 88. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера
  • 89. Особенности применения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания
  • 90. Конфискация и ее уголовно-правовое значение
  • 52. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и его уголовно-правовая характеристика

    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве основного или дополнительного наказания.

    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью:

    – в случаях, когда оно является основным видом наказания, назначается на срок от одного года до пяти лет;

    – в случаях, когда оно является дополнительным, – на срок от шести месяцев до трех лет.

    Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляются в месяцах и годах.

    Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента:

    – вступления приговора суда в законную силу, если оно назначается в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью;

    – отбытия таких основных видов наказания, как ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы. При этом лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяется на все время отбывания названных основных видов наказаний.

    Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

    Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных (ст. 33 УИК рФ). Администрация учреждения, где отбывает основной вид наказания лицо, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

    53. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его уголовно-правовая характеристика

    При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

    Специальными признаются звания, которые присваиваются работникам, проходящим службу в определенных «специальных» – правоохранительных и иных государственных органах, осуществляющих, как правило, властные функции: в органах внутренних дел, дипломатической, налоговой, таможенной службах, в органах железнодорожного, морского, водного и воздушного транспорта и др.

    Воинские звания – это звания, установленные в Вооруженных Силах РФ, других войсках (например, пограничных, внутренних войсках, железнодорожных), воинских формированиях и органах: солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы; младшие, старшие и высшие офицеры. На практике речь идет о лишении офицерских званий, причем более высокого уровня, которые являются престижными и обеспеченными существенными льготами и преимуществами.

    Классные чины – это классификационные разряды, присваиваемые государственным служащим в некоторых государственных органах, в соответствии с которыми определяются должностное положение и место в служебной иерархии работников этих органов, определенные права и обязанности этих лиц.

    Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения за выдающиеся достижения в раз личных сферах общественной жизни – в экономике, науке, искусстве, защите Отечества и др. Государственными наградами РФ являются:

    – звание Героя Российской Федерации;

    – ордена;

    – медали;

    – знаки отличия Российской Федерации. Почетные звания Российской Федерации – особые звания, присваиваемые за выдающиеся заслуги в области науки, искусства, образования, производственной и иной общественно полезной деятельности (заслуженный врач, заслуженный строитель, заслуженный работник сельского хозяйства, заслуженный юрист, народный артист, народный художник и др.).

    В качестве меры наказания может быть применено только лишение воинского или специального звания, но не снижение в звании.

    Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней (кандидат наук, доктор наук) и ученых званий (доцент, старший научный сотрудник, профессор), иных квалификационных характеристик (разрядов, классов и т. п.), а также спортивных званий и наград.

    Суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо, в свою очередь, вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды.

    1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.


    2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.


    3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.


    4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.




    Комментарии к ст. 47 УК РФ


    1. В комментируемой норме регламентируется применение, по существу, двух самостоятельных видов наказания: лишения права занимать определенные должности (к несовершеннолетним оно не применяется) и лишение права заниматься определенной деятельностью.

    Первый состоит в запрещении занимать указанные в приговоре суда должности на государственной или муниципальной службе. В приговоре требуется указать не перечень конкретных должностей, а их характер: должности, связанные с осуществлением функций представителей власти или с выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных полномочий. Не следует определять круг запрещенных должностей путем указания на характер осуществляемой по должности деятельности (например, деятельностью по воспитанию детей, медицинской), поскольку это, во-первых, означало бы смешение запрета занимать должности с запретом заниматься деятельностью, и во-вторых, неосновательно расширяло бы очерченную законом сферу применения запрета занимать определенные должности.

    Второй вид означает запрещение на установленный судом срок заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Такой запрет может касаться служебной деятельности осужденного (фармацевтической, педагогической, управления общественным транспортом), неслужебной профессиональной деятельности (например, охотничьего промысла, оказания юридических услуг и т.д.), а также любой иной непрофессиональной деятельности (например, управления личными транспортными средствами).

    2. Карательная сущность рассматриваемых видов наказания заключается в ущемлении права на свободный выбор рода занятий или должности в соответствии с профессиональными возможностями и квалификацией осужденного, а также в лишении или ограничении предусмотренных законом льгот и преимуществ, вытекающих из занимаемой ранее должности или рода занятий.

    3. Наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обладают двойственной юридической природой: они могут назначаться и в качестве основных, и в качестве дополнительных.

    В качестве основного наказания они могут быть назначены на срок от одного года до пяти лет, во-первых, в случаях, когда такое наказание предусмотрено санкцией применяемой нормы Особенной части УК, и во-вторых, при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, на основании ст. 64 УК.

    Как дополнительное наказание - на срок от шести месяцев до трех лет в случаях, когда такое наказание предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части УК, а также в случаях, когда оно санкцией не предусмотрено, но суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного сочтет невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В качестве дополнительного наказания в указанных законом случаях данный вид наказания устанавливается на срок до 20 лет.

    4. Одна из целей рассматриваемых видов наказаний - предупредить совершение новых преступлений с использованием занимаемой должности или рода занятий. Поэтому назначение этих наказаний влечет обязательное расторжение трудового договора с осужденным и последующее запрещение на установленный судом срок занимать указанные должности. Однако отстранение виновного от этой должности еще до вынесения приговора не является препятствием для назначения такого наказания.

    5. Порядок исчисления срока отбывания этих видов наказания, назначенных в качестве дополнительных, зависит от вида основного наказания, которому подвергается осужденный. Если указанное наказание присоединяется к обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы либо назначается при условном осуждении (независимо от вида основного наказания), то его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу, т.е. дополнительное наказание отбывается параллельно с основным. А если рассматриваемое наказание присоединяется к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то вынесенный судом запрет распространяется на все время отбывания основного наказания и, сверх того, на установленный срок дополнительного наказания.

    Данный вид наказания предусмотрен ст. 51 УК. Его каратель­ное содержание состоит в ограничении права на труд, гарантируе­мого ст. 41 Конституции Республики Беларусь. При назначении этого наказания осужденный лишается на определенный срок пра­ва занимать должность, которую он занимал до осуждения, а также аналогичные этой другие должности, либо заниматься определен­ным видом деятельности в соответствии со своими способностями, образованием, профессиональной подготовкой.

    Такое наказание применяется тогда, когда совершенное пре­ступление было непосредственно связано с занимаемой долж­ностью или занятием определенной деятельностью. Оно может быть назначено на срок от одного года до пяти лет. Достаточно длительный период времени, в течение которого осужденный не может занимать соответствующие должности либо заниматься определенной деятельностью, усиливает степень ограничений, со­держащихся в этом наказании. Кроме того, в период отбывания данного наказания осужденный претерпевает определенные огра­ничения, связанные с возложенными на него обязанностями: пред­ставлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции не­обходимые документы, сообщать ей о месте работы, его изменении или об увольнении с работы (ст. 35 УИК).

    Лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью может назначаться в качестве, как основного, так и дополнительного наказания во всех случаях, когда оно указано в санкции статьи Особенной части УК. В качес­тве основного это наказание, как правило, предусматривается на­ряду с другими (альтернативными) наказаниями. Например, за не­оказание помощи больному суд в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 161 УК может назначить указанное наказание либо штраф или ограни­чение свободы. В качестве дополнительного это наказание устанав­ливается в санкциях статей УК как возможное или обязательное. Например, в санкции ч. 2 ст. 161 УК предусмотрено основное нака­зание в виде лишения свободы с лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения такого права. В ст. 187 УК оно является обяза­тельным.



    В тех же случаях, когда данное наказание не предусмотрено в качестве дополнительного наказания в санкции соответствующей статьи, а суд признает невозможным сохранение за осужденным права занимать определенную должность или заниматься опреде­ленной деятельностью, он может назначить это наказание в допол­нение к назначенному основному наказанию. Такое право суду предоставлено ч. 2 ст. 51 УК.

    В ч. 3 ст. 51 УК предусмотрен запрет на присоединение данно­го наказания к общественным работам и штрафу, назначаемым как основные наказания. Оно может быть назначено как дополнитель­ное к исправительным работам, к аресту, ограничению свободы, лишению свободы, направлению в дисциплинарную воинскую часть, а также при применении иных мер уголовной ответственнос­ти (отсрочке исполнения наказания, условном неприменении нака­зания). При этом, если данное наказание назначается дополнитель­но к исправительным работам, то срок его исчисляется с начала отбывания исправительных работ. Если же оно назначается в до­полнение к аресту, ограничению свободы или лишению свободы, то оно распространяется на все время отбывания основного наказа­ния, а срок его исчисляется с момента отбытия основного наказа­ния. Например, лицо было осуждено за неоказание помощи боль­ному по ч. 2 ст. 161 УК к двум годам лишения свободы с лишением права заниматься медицинской деятельностью в тече­ние трех лет. Осужденный не должен заниматься такой деятель­ностью по месту отбывания наказания (в местах лишения свобо­ды) и в течение трех лет после отбытия наказания в виде лишения свободы.

    Исполнение рассматриваемого наказания, назначенного в ка­честве основного, а также в качестве дополнительного к исправи­тельным работам, при отсрочке исполнения наказания и условном неприменении наказания осуществляется по месту жительства осужденного уголовно-исполнительными инспекциями. Исполне­ние этого наказания, назначенного в качестве дополнительного к наказанию в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы или направления в дисциплинарную воинскую часть осуществля­ется учреждением, исполняющим основное наказание, которое не вправе привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено. После отбытия основного наказания данное допол­нительное наказание исполняется уг оловно-исполнительной инспек­цией по месту жительства осужденного в соответствии с предписа­ниями ч. 3 ст. 31 УИК.

    Соответствующие обязанности по исполнению наказания в виде лишения права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью возлагаются и на администра­цию организаций по месту работы осужденного ст. 32 УИК. Она обязана не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освобо­дить осужденного от должности или от занятия тем видом деятель­ности, права на занятие которой он лишен, внести соответствующие записи в трудовую книжку осужденного и направить сообщение о выполнении предписаний приговора в уголовно-исполнительную инспекцию, куда должны в трехдневный срок направляться и со­общения в случаях изменения или прекращения трудового догово­ра с осужденным.

    Предписания приговора суда о лишении осужденного зани­маться определенной деятельностью обязательны для органов, ко­торые правомочны аннулировать разрешение на занятие такой дея­тельностью. Эти органы не позднее трех дней после получения копии приговора и извещения уголовно-исполнительной инспек­ции обязаны аннулировать разрешение на занятие запрещенной судом деятельности, изъять соответствующий документ, предос­тавляющий право данному лицу заниматься определенным видом деятельности, и направить сообщение об этом в уголовно-исполни- тельную инспекцию (ст. 33 УИК).

    Срок исполнения данного наказания исчисляется:

    1) с момента вступления приговора суда в законную силу при назначении его как основного, а также как дополнительного к наказа­нию, не связанному с лишением или ограничением свободы, либо при отсрочке исполнения наказания и условном неприменении нака­зания (если исполнение дополнительного наказания не отсрочено);

    2) со дня освобождения осужденного от отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинар­ную воинскую часть или лишения свободы, если данное наказание было назначено в качестве дополнительного к указанным видам наказания.

    В срок исполнения наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью.

    Лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью считается сравнительно мяг­ким наказанием. В качестве основного наказания оно предусмотре­но в 90 санкциях и в качестве дополнительного наказания - в 123 санкциях, что составляет соответственно 13,8 и 18,8% от общего количества санкций УК Республики Беларусь.

    Уклонение осужденного от исполнения приговора суда о ли­шении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью признается преступлением, преду­смотренным ст. 417 УК.

    Исправительные работы

    Исправительные работы регулируются ст. 52 УК.

    Исправительные работы - это такое наказание, которое отбывается осужденным по месту его работы с удержанием из заработка в доход государства в размере, установленном приго­вором суда. Главный признак исправительных работ заключается в привлечении осужденного к труду на определенный срок без изо­ляции от общества и по месту его жительства с ежемесячным удержанием из заработка определенный суммы.

    Карательное содержание исправительных работ состоит в ог­раничении права на труд. Осужденный не в полной мере получает положенное ему вознаграждение за работу, поскольку определен­ная часть заработка ежемесячно удерживается в доход государства. Пределы таких удержаний предусмотрены в ч. 2 ст. 52 УК - от 10 до 25%, но не менее 1 БВ ежемесячно. Названное ограничение следует рассматривать и как мате­риальное лишение, поскольку осужденный на определенный срок лишается некоторой суммы материального содержания. Кроме этого, осужденные подвергаются дополнительным ограничениям, связанным с отбыванием данного вида наказания. В частности, они состоят на учете в уголовно-исполнительной инспекции, а несовер­шеннолетние осужденные - в инспекции по делам несовершенно­летних. В период отбывания этого наказания осужденным запре­щается прекращать трудовой договор по соглашению сторон или по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции, которая вправе и не выдать такое разрешение. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоус­троиться самостоятельно либо стать на учет в органах государ­ственной службы занятости в течение пятнадцати дней со дня оставления прежнего места работы. Он не вправе отказываться от предложенной органами государственной службы занятости рабо­ты или переквалификации. При изменении места жительства и места работы он обязан сообщить об этом в уголовно-исполнитель­ную инспекцию в течение пяти дней. В период отбывания исправи­тельных работ администрация организации, в которой осужден­ный работает, предоставляет трудовой отпуск по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (ст. 38 УИК).

    Все указанные ограничения в совокупности составляют кара­тельное содержание исправительных работ.

    Исправительные работы относятся к наказаниям, которые мо­гут назначаться только в качестве основных. Это наказание назна­чается на срок от шести месяцев до двух лет. Срок исправитель­ных работ исчисляется годами, месяцами и днями, в течение которых осужденный работал, и из его заработка производились удержания. Число дней, отработанных осужденным, должно быть не менее числа рабочих дней, приходящихся на каждый месяц установленного судом срока этого наказания. Началом срока отбы­вания исправительных работ является день получения админис­трацией организации, где работает осужденный, копии приговора суда и других документов из уголовно-исполнительной инспекции (ч.ч. 1 и 2 ст. 39 УИК). Согласно ч. 6 ст. 39 УИК в срок отбывания наказания не засчитывается время:

    1) в течение которого осужденный не работал по неуважитель­ным причинам;

    2) болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или ток­сическим опьянением либо действиями, связанными с ним;

    3) отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также содержания под стражей в качестве меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

    Злостное уклонение от отбывания осужденным наказания в виде исправительных работ признается преступлением, предусмот­ренным ст. 416 УК. Согласно ч. 4 ст. 43 УИК злостно уклоняю­щимся от отбывания этого наказания признается осужденный:

    1) продолжающий нарушать порядок и условия отбывания на­казания после объявления ему официального предупреждения;

    2) скрывшийся с места жительства с целью уклонения от отбывания наказания.

    Официальное предупреждение осужденному может быть вы­несено уголовно-исполнительной инспекцией за нарушение поряд­ка и условий отбывания исправительных работ, к которым соглас­но ч. 1 ст. 43 УИК относятся:

    1) непоступление без уважительных причин на работу в тече­ние пятнадцати дней со дня увольнения с прежнего места работы либо уклонение от постановки на учет в органах государственной службы занятости в течение пятнадцати дней, а также отказ от предложенной ему работы без уважительных причин;

    2) неявка в у гол о в 11 о - ис пол н ител ь 11 у ю инспекцию без уважи­тельных причин;

    3) совершение прогула или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

    Любое из указанных нарушений в отдельности либо совокуп­ность таких нарушений может служить основанием для вынесения уголовно-исполнительной инспекцией осужденному официально­го предупреждения. Наряду с ним инспекция может применить к осужденному меры взыскания в виде выговора или установления обязанности на срок до трех месяцев являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию не менее двух раз в месяц.

    Исправительные работы как вид наказания могут назначаться по общему правилу лишь трудоспособным лицам. Исходя в основ­ном из этого правила, закон (ч. 3 ст. 52 УК) закрепил перечень лиц, которым не могут быть назначены исправительные работы. К ним относятся:

    1) лица, не достигшие 16-летнего возраста;

    2) женщины в возрасте свыше 55 лет и мужчины в возрасте свыше 60 лет;

    3) беременные женщины;

    4) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

    5) инвалиды I и II группы;

    6) военнослужащие и резервисты;

    7) иностранные граждане и не проживающие постоянно в Республике Беларусь лица без гражданства;

    8) лицам, больным активной формой туберкулеза, не имеющим постоянного места работы.

    Если в период отбывания уже назначенных судом исправи­тельных работ возникнут вышеуказанные обстоятельства, суд ос­вобождает лицо от дальнейшего отбывания этого наказания либо заменяет его неотбытую часть на более мягкое наказание.

    Исходя из сущности исправительных работ, которые должны отбываться по месту работы и по месту жительства осужденного, закон установил запрет на их назначение военнослужащим, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, не про­живающим постоянно в Республике Беларусь.

    В разные годы отечественное уголовное законодательство по-своему определяло сущность и пределы назначения такого наказания, как лишение осужденного определенных прав. Так, Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.

    В ст. 34 это наказание называл поражением прав; которое согласно ст. 34 УК РСФСР могло быть назначено лишь лицу, осуждаемому к лишению свободы на срок свыше года.83

    В ч. 1 ст. 29 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. говорилось, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом на срок от одного года до пяти лет в качестве основного или дополнительно-го наказания.

    В соответствии с ч. 1 ст. 47 Уголовного кодекса РФ 1996 г. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

    Общим признаком для этого вида наказания всегда было то, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется как в качестве основного, так и дополнительного наказания. При этом, выступая в роли основного наказания, лишение определенных прав может назначаться только в случаях, когда это наказание предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ, по которой осуждается лицо, и в порядке перехода к более мягкому наказанию на основании ст. 64 УК РФ. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. в качестве основного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено в тридцати санкциях статей или частей статей Особенной части УК.

    При назначении данного наказания в качестве дополнительной меры соблюдение названных условий, как отмечают И.М.Гальперин и Ю.Б.Мельникова, необязательно. К сведению, в качестве такой меры лишение определенных прав предусмотрено в санкциях семидесяти четырех статей или частей статей Особенной части УК.

    Трайнин А., Меньшагин В., Вышинская 3. Уголовный кодекс РСФСР. Комментарий. С. 39, 42. *4 Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б. Дополнительные наказания. М., 1981. С. 30.

    В свое время на указанное обстоятельство обращал внимание Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 23 марта 1971 г. «О практике назначения судами Российской Федерации до-полнительных мер наказания» (в ред. от 21 декабря 1993 г.).Так, в п. 4 постановления разъяснялось, что, признав по характеру совершен-ных виновным преступлений по должности или при занятии опреде-ленной деятельностью невозможным сохранение за ним права зани-мать определенную должность или заниматься определенной дея-тельностью, суд вправе в соответствии со ст. 29 УК РСФСР (ст. 47 УК РФ) применить к нему в качестве дополнительной меры наказа-ния лишение права занимать определенные должности или зани-маться определенной деятельностью независимо от того, что ука-занная мера не предусмотрена санкцией закона, по которому осуж-ден виновный.

    При этом, если в упомянутом постановлении Пленум допускал возможность применения лишения определенных прав в качестве дополнительного наказания независимо от того, что оно указано в санкции уголовного закона как одно из основных наказаний, то в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» такая возможность признана недопустимой.

    В частности, согласно п. 16 данного постановления, поскольку лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено санкцией ч. 1 ст. 199 УК РФ в качестве основного наказания, оно не может быть назначено лицу, осужденному по данному закону, в качестве дополнительного наказания к другим видам наказаний. Аналогично этот вопрос решил и Пленум Верховного Суда РФ в п. 25 постановления от 11 июня 1999 г. «О практике назначения судами уголовного наказа-ния»86.

    По нашему мнению, коль скоро и судебная практика прошлых лет, и ч. 3 ст. 47 УК РФ позволяют суду применить к осужденному лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания безотносительно к тому, предусмотрено оно или нет в санкции соот-

    Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1993. М., 1994.С. 189. " Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. Кч 9. С. 5; 1999. №8. С. 7.

    ветствующей статьи или части статьи Особенной части УК, то не должно быть каких-то ограничений в применении этого дополни-тельного наказания.

    По смыслу ч. 3 ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется в рассматриваемом нами случае тогда, когда с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним таких прав. И если лицо осуждается, например, по ч. 1 ст. 199 УК РФ, а суд не найдет оснований назначить ему иное наказание, кроме лишения свободы, то в соответствии с указанными разъяснениями Пленумов Верховного Суда РФ это лицо не может быть лишено определенных прав, с использованием которых оно совершило преступление.

    Представляется, что нелогичность решения данного вопроса очевидна, а поэтому мы предлагаем изменить редакцию п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июня 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» и п. 25 постановления от 11 июня 1999 г. «О практике назначения судами уголовного наказания» в той части, в которой разъяснения в указанных постановлениях ограничивают суд лишать виновного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    В обоснование нашей позиции можно привести еще два аргумента. Во-первых, при разрешении конкретного дела в отношении В. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 7 апреля 1969 г. отметил, что с учетом конкретных обстоятельств совершенного преступления лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть применено в качестве дополнительного наказания и в том случае, если лишение этих прав предусмотрено в качестве одной из основных мер наказания за данное преступление.87

    Во-вторых, согласно ч. 2 ст. 45 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, как и штраф, может применяться в качестве и основного, и дополнительного наказания. Но если закон, как видно из содержания, например, санкции ч. 2 ст. 183 УК РФ, расположенной в той же

    Бюллетень Верховного Суда СССР. 1969. № 5. С. 24.

    главе, что и ст. 199 УК РФ, предусматривает возможность назначения штрафа как вида наказания и в качестве основной, и наряду с этим дополнительной меры к другим наказаниям, то какие могут быть принципиальные основания невозможности применить к осужденному лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по ч.1 ст. 199 УК РФ в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 47 УК РФ.

    На наш взгляд, таких оснований быть не должно, поскольку, как отметил Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 9 октября 1964 г. по делу С, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет цель предупредить дальнейшее совершение аналогичных преступлений.88

    Анализ судебной практики показывает, что в последние годы применение данного вида наказания имеет тенденцию к сокращению. Например, за предыдущие пять лет, среди общего количества осужденных, лица, которым по приговору суда назначено лишение определенных прав, в Российской Федерации составили: в 1993 г. - 1,8%; в 1994 г.- 1,2; в 1995 году- 1,0; в 1996 г.- 0,46; в 1997 г. - 0,6%.89

    Из содержания ч. 1 ст. 47 УК РФ можно сделать вывод, что предусмотренный в этой норме вид наказания включает в себя две карательные меры: 1) запрещение занимать определенные должности на государственной службе или в органах местного самоуправления и 2) запрещение заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Каждая из этих мер может быть применена к определенному кругу субъектов.

    Так, запрещение занимать определенные должности на государственной службе или в органах местного самоуправления суд вправе применить только к виновным, занимающим эти должности. К их категории, на наш взгляд, можно отнести тех должностных лиц, перечень которых приведен в примечании к ст. 285 УК РФ.

    Согласно примечанию, к должностным лицам относятся те, ко-торые постоянно, временно или по специальному полномочию осу-ществляют функции представителя власти либо выполняют органи-зационно-распорядительные, административно-хозяйственные функ-

    Сборник постановлений Пленума и определений коллегий Верховного Суда СССР. 1959 1971 гг. М., 1973. С. 101-102.

    Преступность и правонарушения (1992-1996). С. 168, Российская юстиция. 1998. №6. С, 56.

    ции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

    При этом, как закреплено в ч. 2 и 3 Приложения, под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, - лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения указанных полномочий.

    В отношении остальных лиц, например, работающих в негосу-дарственных органах и учреждениях, коммерческих предприятиях и организациях, у частных предпринимателей и в других подобных коллективах, лишение права занимать определенные должности применено быть не может.

    Аналогичная позиция содержится в упомянутом нами постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г., в котором разъясняется, что при назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью надлежит иметь в виду, что в соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности может быть назначено только тем осужденным, которые занимают должности на государственной службе или в органах местного самоуправления. Лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть назначено наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением этих функций.90

    Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что наказание в виде лишения права занимать определенные должности является специальным, поскольку оно может быть применено лишь к ограниченному кругу субъектов.

    В отличие от него лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью безусловно является общей мерой наказания, поскольку суд вправе применить его к лю-бому лицу, в том числе и должностному, если преступное деяние им совершено в связи к занятием только профессиональной или иной

    Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 9. С 5.

    деятельностью, осуществляемой вне рамок должностных полномочий, например, при исполнении воспитательных, педагогических, врачебных функций либо при управлении транспортными средствами и т.п.

    По смыслу ст 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть применено только к лицу, обладающему таким правом на момент совершения преступления безотносительно к тому, что ко времени рассмотрения дела в суде оно по каким-то основаниям это право утратило. Данное положение находит свое подтверждение в судебной практике.

    Так, при рассмотрении дела в отношении Л., осужденного по ч. 3 ст. 92 УК РСФСР, исключая из судебных решений указание на лишение Л. права занимать должности, связанные с учетом, хранением и распоряжением материальными ценностями, Верховный Суд РСФСР в своем постановлении отметил следующее.

    В соответствии со ст. 29 УК РСФСР такое наказание может быть назначено в случаях, когда по характеру совершенных виновным преступлений по должности или при занятии определенной деятельностью суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    Как видно из материалов дела, Л. работал шофером и, используя закрепленный за ним автомобиль, в составе группы лиц совершил ряд хищений государственного имущества. Ни должностным, ни материально-ответственным лицом он не являлся. Обязанностей, связанных с учетом, хранением и распоряжением материальными ценностями, не выполнял, поэтому назначение ему дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности ошибочно.91

    На то обстоятельство, что если к моменту постановления приговора подсудимый уже не занимал должности или не занимался деятельностью, с которыми было связано преступление, то это не является препятствием для применения названного дополнительного наказания, обращал внимание Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 29 августа 1980 г. «О практике назначения судами дополнительных наказаний» (в ред. от 26 апреля 1984 г.).92

    *" Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1988. № 6. С. 3. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1986. М., 1987. С. 557.

    В данных решениях хотя речь идет о применении лишения оп-ределенных прав в качестве дополнительного наказания, изложенные в них рекомендации безусловно относятся и к назначению этого наказания в качестве основной меры. При этом из содержания вы-шеназванных примеров и смысла ст. 47 УК РФ можно заключить, что при назначении лишения права занимать определенные должно-сти или заниматься определенной деятельностью суд должен точно установить характер и пределы занимаемой виновным должности либо выполняемой им другой работы.

    В то же время представляется, что установления лишь таких обстоятельств еще недостаточно для применения этого наказания. Дело в том, что виновный не только должен обладать правом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно-стью, но и небрежно или легкомысленно ими пользоваться либо использовать их в целях совершения противоправных деяний. От-сутствие данного условия исключает возможность применения ли-шения определенных прав.

    Например, Куйбышевским районным судом г. Ленинграда Б. был осужден по ч. 2 ст. 144 УК РСФСР к лишению свободы на 4 года с конфискацией имущества и лишением на основании ст. 29 УК РСФСР права заниматься деятельностью врача по обслуживанию населения на дому сроком на пять лет. Он признан виновным в том, что, работая врачом скорой помощи, и оказывая медицинскую помощь на дому, совершил из квартир больных три кражи личного имущества, причинив в двух случаях значительный ущерб потерпевшим.

    Изменяя приговор, Президиум Ленинградского городского суда отметил, что дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью врача по обслуживанию населения на дому сроком на пять лет назначено Б. без достаточных оснований, поскольку совершенное им преступление не связано с профессиональной врачебной деятельностью, а поэтому указание о его применении подлежит исключению из состоявшихся судебных решений.93

    По другому делу, П., воспользовавшись подложной трудовой книжкой, поступила на Иошкар-Олинский консервный завод технологом.

    Приговором суда она была осуждена по ч. 3 ст. 196 УК РСФСР к одному году исправительных работ с удержанием 20% заработка в доход государства с лишением права занимать инженер-

    95 Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1990. № 8. С. 14.

    ные должности и должности, связанные с материальной ответствен-ностью, в течение пяти лет.

    Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР признала неправильным применение такой меры, указав при этом следующее.

    П, использовала подложную трудовую книжку для поступления на работу. Эти действия с выполнением обязанностей инженера не связаны. Она имела диплом инженера, а в трудовой книжке был подделан лишь ее трудовой стаж. Преступление, совершенное П., по своему характеру не делало невозможным занятие ею инженерных должностей и должностей, связанных с материальной ответственно-

    Таким образом, для применения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью необходимо установление двух обстоятельств: во-первых, лицо должно обладать соответствующим правом на момент совершения преступления и, во-вторых, преступное деяние должно быть совершено именно в связи со злоупотреблением таким правом либо небрежным его использованием.

    Как справедливо отмечает В.И.Тютюгин, обязательным основанием назначения лишения права занимать определенные должности является совершение лицом преступления, непосредственно связанного по своему характеру с выполнением им своих служебных полномочий, профессиональных либо иных гражданских обязанностей. На это обстоятельство обращается внимание и в работах других криминалистов.

    При назначении данного вида наказания одним из важных моментов является правильная формулировка в приговоре вида должности или иной деятельности виновного, права на занятие которыми он лишается. И.И. Горелик и И.С. Тишкевич пишут, что вопрос о формулировке «занимать определенные должности» оказался слож-ным применительно к руководителям учреждений и бухгалтерам, осужденным за хищение. Они полагают, что в названных случаях следовало бы лишать осужденных права занимать должности, свя-занные с распоряжением, учетом, хранением и иным обслуживанием

    Там же. 1967. №7 С. II.

    Тютюгин В.И. Назначение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Харьков. 1976. С. 12. 1 Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б. Дополнительные наказания. С. 35; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Книга первая. М, Новая Волна. 1998. С.146.

    материальных ценностей. По конкретному делу Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда СССР, например, подчеркну-ла, что при осуждении К. за хищение в крупном размере суд мог применить к осужденному дополнительную меру наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, но не вообще работать в торговой

    В ряде случаев, особенно по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, применение, например, дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами каких-либо трудностей не вызывает, поскольку эта мера конкретизирована в санкции самой уголовно-правовой нормы - в ст. 264 УК РФ. Там же, где этот вид наказания указан в общей форме, суду надлежит точно определить характер занимаемой виновным должности либо вид деятельности, которой он занимается, и их взаимосвязь с совершенным преступлением.

    Особое внимание на эти обстоятельства обращалось в постановлении Пленума Верховного Суда от 29 августа 1980 г. «О практике назначения судами дополнительных наказаний» (в ред. от 26 апреля 1984 г.). По смыслу п. 6 данного постановления суд в каждом случае совершения лицом преступления, связанного с исполнением обязанностей по должности или занятием определенной деятельностью, обязан обсудить вопрос о лишении подсудимого права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При этом, назначая такое наказание, суд в резолютивной части приговора должен конкретно обозначить должность либо вид деятельности осужденного. Недопустимо, в частности, отмечается в постановлении, лишать осужденного права работать в той или иной отрасли народного хозяйства без определения круга должностей,

    занимать которые он не вправе.

    Следует признать, что исследование данных обстоятельств по каждому конкретному делу есть необходимое условие правильного применения этого вида наказания, влекущего неблагоприятные последствия для осужденного. Например, лишение лица" занимать определенные должности влечет за собой увольнение работающего в

    Горелик ИИ., Тишкевич И.С. Вопросы Уголовного права в практике Верховного Суда БССР. Минск, 1973. С. 162.

    Сборник постановлений Пленума и определений коллегий Верховного Суда СССР. 1959-1971 гг. М., 1973. С. 102. 99 Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1986. С. 557.

    той должности, занимать которую ему запрещено судом и в то же время запрещение занимать такую же или аналогичную должность на другом предприятии, в организации, учреждении на срок, назна-ченный судом. Лишение права заниматься определенной деятельно-стью означает запрещение заниматься ею в качестве профессио-нальной либо иной, осуществляемой вне рамок профессии.

    Кроме того, как полагает А.В.Наумов, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно-стью может привести к утрате или ограничению законных льгот и преимуществ, связанных с прежней должностью или деятельностью осужденного, может повлечь перерыв специального трудового ста-жа, наконец, может привести к понижению размера его заработка.100

    Как отмечалось, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания может быть назначено лишь тогда, когда таким оно предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части УК. Что же касается этого наказания, применяемого в качестве дополнительной меры, то соблюдение данного правила необязательно.

    В связи с этим при назначении лишения определенных прав в качестве основного либо дополнительного наказания в соответствии с санкцией статьи, по которой осуждается лицо, ссылки на ст. 47 УК РФ не требуется. Иначе необходимо решать вопрос в ситуациях, когда это наказание не значится в санкции уголовно-правовой нормы. На наш взгляд, в таких случаях суд в описательной части приговора обязан обосновать, а в резолютивной части указать, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ. Аналогичное решение данного вопроса можно встретить и в юридической литературе."01

    Несоблюдение такого положения, как правило, ведет к изменению приговоров. Например, Новгородским областным судом П. была осуждена по ч. 1 ст. 170 УК РСФСР к одному году исправительных работ с удержанием в доход государства 20% заработка с

    Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В.Наумова. М., Юристъ. 1996. С. 145.

    Гальперин ИМ., Мельникова Ю.Б. Дополнительные наказания. М., 1981. С. 37-38; Чекали-на H., Щеглова Т. Применение дополнительных наказаний в судебной практике // Советская юстиция. 1983. № 23. С 6-7.

    лишением права занимать должности, связанные с учетом и распо-ряжением материальными ценностями сроком на три года.

    Так как санкция ч. 1 ст. 170 УК РСФСР дополнительного наказания не предусматривает, а суд, назначая его, не сослался на ст. 29 УК РСФСР, то Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР приговор изменила, исключив указание на применение к П. дополнительного наказания.102

    Назначение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью носит срочный характер. Это значит, что такое наказание не может действовать в течение всей дальнейшей трудовой жизни осужденного. Как отмечал Вер-ховный Суд СССР в постановлении Пленума от 29 августа 1980 г. «О практике назначения судами дополнительных наказаний» (в ред. от 26 апреля 1984 г.), лишение определенных прав назначается в пределах, установленных статьей уголовного закона, по которой подсудимый признан виновным. Если срок данного дополнительного наказания не указан в этой статье или это наказание применяется на основе норм Общей части УК РСФСР, его срок назначается в пределах, предусмотренных ст. 29 УК РСФСР (ст. 47 УК РФ).103

    Решая вопрос о применении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, важно иметь в виду, что, с одной стороны, в санкциях статей Особенной части УК РФ, как правило, указан лишь высший предел срока этого наказания, безотносительно к тому, назначается оно в качестве основной или дополнительной меры.

    С другой стороны, Уголовный кодекс РФ 1996 г., в отличие от Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., устанавливает иные сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Так, согласно ч. 2 ст. 47 УК РФ срок такого наказания, назначаемого в качестве: а) основного вида - от одного года до пяти лет, а б) дополнительного вида - от шести месяцев до трех лет.

    Однако, как показывает судебная практика, это положение закона соблюдается не всегда, что ведет к определенным ошибкам. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые связаны с нарушением установленных в ч. 2 ст. 47 УК РФ пределов назначения данного наказания.

    Архив Новгородского областного суда. Дело № 2-23. 1984 г.

    Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1986. С. 557.

    Например, вопреки требованиям этой нормы Удорский районный суд Республики Коми назначил осужденному дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортными средствами сроком на три месяца, хотя низший предел такого вида наказания установлен в шесть месяцев.104 По другому делу Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ назначенное по ст. 147 УК РСФСР дополнительное наказание в виде лишения права в течение пяти лет занимать должности в правоохранительных органах и органах государственной власти, связанные с осуществлением функций представителей власти, в силу ч. 2 ст. 47 УК РФ смягчила до трех лет, указав, что в соответствии с новым Уголовным кодексом дополнительное наказание назначается на срок от шести месяцев до трех лет.105

    Вторая группа ошибок объединяет случаи, когда суд вообще не указывает срок при назначении данного вида дополнительного наказания. На такого рода ошибки неоднократно указывал Верховный Суд РСФСР при разрешении конкретных дел. При этом Верховный Суд РСФСР отмечал, что ошибка суда, выразившаяся в неустановлении срока дополнительного наказания, не может быть устранена ни определением самого суда, постановившего приговор, в порядке, предусмотренном ст. 367-369 УПК РСФСР106, ни определением суда вышестоящей инстанции путем назначения этого срока в рамках ч. 2 ст. 47 УК РФ (ст. 29 УК РСФСР), поскольку данные решения затрагивают существо приговора.

    В ч. 4 ст. 47 УК РФ законодатель установил два порядка исчисления срока начала отбывания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве дополнительного наказания.

    Во-первых, в случае назначения такой меры к: 1) обязательным работам; 2) исправительным работам; 3) а также при условном осуждении, срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.

    Во-вторых, в случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к: 1) ограничению свободы; 2) аресту; 3) содержанию в дисциплинарной воинской части и 4)

    Юридическая практика. Информационный бюллетень. СПб., 1997. № 4 (11). С. 57.

    Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 12. С. 11. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1971. №3. С. 15. 7 Там же. 1972. №5. С. 8.

    лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчис-ляется с момента их отбытия.

    Таким образом, действие лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью распространяется как бы лишь на случаи нахождения осужденного на свободе, т. е. при осуждении его к основному наказанию, не связанному с лишением (ограничением) свободы.

    В соответствии со ст. 37 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны исполнять требования приговора, представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении. В то же время за неисполнение приговора суда о лишении определенных прав, в том числе и злостного, ответственность возложена на представителей власти, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, служащих государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, вина которых может выражаться, например, в неувольнении осужденного с должности, занимать которую ему запрещено, в фактическом воз-ложении на осужденного обязанностей по запрещенной должности, в отказе от выполнения предписаний приговора об аннулировании разрешения на занятие запрещенным видом деятельности и т.п. От-ветственность указанных лиц за злостное неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению предусмотрена ст. 315 УК РФ, санкция которой включает наказание до двух лет лишения свободы.

    Что же касается ответственности самих осужденных, то в настоящее время она законом не установлена. Как пишет В.А.Уткин, единственным правовым последствием для осужденного является невключение периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.

    Уголовный закон не содержит каких-либо отдельных рекомендаций для применения этого вида наказания к лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте. Часть 1 ст. 88 УК РФ



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация