Выпивать за штурвалом катера становится все опаснее. Приплыли под градусом

Главная / Налоги
  • Быстрянцев Александр Федорович , старший преподаватель
  • Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
  • АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ
  • АЛКОГОЛЬНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ
  • ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ

В статье автором анализируются вопросы, связанные с административной ответственностью за управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Особое внимание уделено спорным моментам. Вносятся конкретные предложения по оптимизации действующего административно-деликтного законодательства в этой части.

  • О перспективах административной ответственности за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований
  • К вопросу о правовом регулировании фактических брачных отношений в Российской Федерации
  • К вопросу о перспективах развития негосударственных пенсионных фондов
  • О системном подходе к обеспечению безопасности дорожного движения
  • Об административной ответственности за стоянку на парковке, находящейся на территории общего пользования, с отсутствующими или нечитаемыми государственными регистрационными знаками

Административная ответственность за управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения установлена статьей 11.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена упомянутой статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также общественного порядка.

В 2008 году в силу вступили новые правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения. До 5 августа 2010 г. действовало примечание к ст. 27.12, определявшее критерии алкогольного опьянения. Однако Федеральным законом от 23 июля 2010 г. №169-ФЗ оно было признано утратившим силу .

В соответствии с частью шестой статьи 27.12 освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и документирование его результатов, а также направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и документирование его результатов производятся в порядке, который установлен Правительством России (см. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. №475 .

Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что судоводитель находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в настоящее время определяются приказом Минздрава России от 18.12.2015 г. №933н .

Объективная сторона правонарушения объединяет в себе ряд относительно обособленных юридических составов: а) управление судном, в том числе маломерным, судоводителем или иным лицом, которое находится в состоянии опьянения; б) передача управления данным судном лицу, которое находится в состоянии опьянения; в) уклонение судоводителя или другого лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Особенностью анализируемой статьи является то, что виновное лицо подлежит административной ответственности вне зависимости от того, является ли оно судоводителем, то есть физическим лицом, которое имеет удостоверение, подтверждающее право вождения судном, либо иным лицом, которое находится на судне. Основное, что важно при анализе состава данного правонарушения - управление судном (в том числе маломерным) лицом, которое находится в состоянии опьянения.

Кроме того, статья предусматривает ответственность за передачу управления судном (в том числе маломерным) лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом ответственности подлежат как судоводитель или иное лицо, передавшее управление судном тому, кто находится в состоянии опьянения, так и лицо, взявшее на себя управление судном, будучи в нетрезвом виде.

Примечательно, что для квалификации рассматриваемого административного деликта не важно, было ли само лицо, которое передало управление судном, в состоянии опьянения или же не было.

Следует также отметить, что под состоянием опьянения юристы и медики такое состояние, которое вызвано употреблением не только алкоголя, но и иных токсических, наркотических или одурманивающих веществ.

Субъективную сторона правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 11.9 КоАП РФ образует вина в форме прямого умысла. Субъектом правонарушений могут являться как судоводители, так и лица, не имеющие права на управление судном и достигшие возраста шестнадцати лет.

В наши дни многие граждане по-прежнему ошибочно считают, что Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (далее – ГИМС МЧС России) сквозь пальцы смотрит на правонарушения, связанные с так называемым умеренным пьянством за штурвалом судна. Отдельные обыватели даже полагают, что если судоводитель уверенно сидит за штурвалом, понимает смысл задаваемых ему вопросов, а также «твердым» языком может вести беседу с представителями надзирающих и контролирующих органов, то каких-либо претензий к нему быть не должно. В судоводительском сообществе сложилось превратное мнение, что инспекторский состав ГИМС МЧС России не станет придираться к подобного рода правонарушителям, не создающим особых проблем на воде.

Что греха таить – ещё совсем недавно все именно так и было. Однако сегодня правовой беспредел в этом сегменте отечественной юриспруденции, пусть и не в полном объеме, но устранен. Во-первых, контролеры из ГИМС МЧС России теперь неплохо оснащены в техническом отношении: в их распоряжении имеются современные весьма точные средства измерения концентрации алкоголя в парах выдыхаемого человеком воздуха.

Процедура освидетельствования судоводителя на состояние алкогольного опьянения в ряду иных аспектов деятельности ГИМС МЧС России довольно-таки подробна изложена в Административном регламенте, утвержденном приказом МЧС России от 18.10.2012 №607 .

Анализ действующего законодательства, регулирующего вопросы освидетельствования на состояние опьянение, приводит нас к выводу о том, что факт опьянения должен быть устанавливаться только соответствующим медицинским работником, то есть должно проводиться медицинское освидетельствование на состояние опьянения . Именно уклонение судоводителя и прочих лиц, управляющих судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 11.19 КоАП РФ .

Представитель ГИМС МЧС России вправе провести освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в том случае, если у него имеются достаточные основания полагать, что лицо, управляющее судном, находится именно в таком состоянии. Регламент дает нам перечень признаков, на основании любого из которых сотрудник ГИМС МЧС России может прийти к такому выводу.

Освидетельствование проводится в присутствии двух понятых. В соответствии с частью 1 ст. 25.7 КоАП РФ, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.

Техническое средство измерения концентрации алкоголя в выдыхаемом человеком воздухе должно обладать возможностью распечатывать результаты измерений, поскольку последние прикладываются к протоколу об административном правонарушении.

Согласно действующему российскому законодательству, факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,16 мг на 1 л выдыхаемого воздуха. Что соответствует концентрации алкоголя в крови 0,352 г/л или 0,3 промилле.

Если техническое средство измерения концентрации алкоголя в выдыхаемом человеком воздухе показывает, что лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, находится в нетрезвом состоянии, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, который является одним из доказательств по делу, и на основании которого компетентный орган (должностное лицо) устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Безусловно, по количеству личного состава и иным нюансам ГИМС МЧС России на сегодняшний день не сопоставима с ГИБДД. Вместе с тем, с появлением нормативно-правового акта, регламентирующего процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками ГИМС МЧС России, в отчетностях данной структуры появились привычные полицейским формированиям дополнительные показатели. И хотя официально «палочная система» давно уже канула в Лету, но на практике число выявленных пьяных судоводителей привычно сравнивается с такими же показателями за аналогичный период прошлого года. Тем более, что стандарты современных алкотестеров допускают до 300 продувов в сутки . Так что любителям выпить за штурвалом есть серьезный повод призадуматься и начать привыкать к новым реалиям.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 23.07.2010 №169-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 26.07.2010, №30, ст. 4000
  2. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 №475 (ред. от 10.09.2016) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2016).
  3. Приказ Минздрава России от 18.12.2015 №933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 №41390) // Российская газета, №60, 23.03.2016.
  4. Приказ МЧС России от 18.10.2012 №607 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2013 №28430) // Российская газета, №110, 24.05.2013.
  5. Луков М.Г. Освидетельствование на состояние опьянения в системе мер административного принуждения // Право и практика. 2014. №2. С. 68-75.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2016).
  7. Гудков О.И., Новикова Е.С. Метрологическое обеспечение алкотестера // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2015. №1. С. 16-18.

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Комментарий к статье 11.9

1. См. п. 2, 3, 5 комментария к ст. 11.7.

По смыслу данной статьи опьянение может быть обусловлено употреблением спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ (об установленных законодательством дефинициях «спиртные напитки», «наркотические средства», «психотропные вещества» см. соответственно п. 2 комментария к ст. 6.10, п. 1 комментария к ст. 6.8).

2. Совершение правонарушения в состоянии опьянения относится к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 4.3).

Состояние опьянения должно быть подтверждено медицинским экспертным заключением.

3. При квалификации данного правонарушения необходимо установить факт осведомленности лица, передающего управление судном, о состоянии опьянения судоводителя.

Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, утверждены Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 (зарегистрирован в Минюсте России 21 июля 2003 г. N 308). К указанным критериям относятся:

Запах алкоголя изо рта;

Неустойчивость позы;

Нарушение речи;

Выраженное дрожание пальцев рук;

Резкое изменение окраски кожных покровов лица;

Поведение, не соответствующее обстановке (см. приложение N 6 к указанному Приказу Минздрава России).

Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения освидетельствования на состояние опьянения выражается в пассивной форме — в бездействии нарушителя, не исполняющего требование должностного лица, либо в активном противодействии нарушителя, оспаривающего данное требование. См. также п. 3 комментария к ст. 12.8.

О правовых последствиях совершения лицензиатом рассматриваемых административных правонарушений см. п. 5 комментария к ст. 11.6.

4. Рассматриваемый проступок квалифицируется в момент установления факта правонарушения.

Причиненный имущественный ущерб подлежит возмещению нарушителем в полном объеме независимо от его привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.7).

5. О должностных лицах, рассматривающих дела о комментируемых административных правонарушениях, см. п. 12 комментария к ст. 11.8. Кроме указанных должностных лиц дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, также рассматриваются:

Начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями — в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

Начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями — согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

Начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции — в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.3 КоАП.

Указанные должностные лица вправе передавать дела о соответствующих правонарушениях на рассмотрение судьям (см. п. 9 комментария к ст. 11.5).

Некоторые наивные сограждане до сих пор полагают, что ГИМС благодушно настроен, как бы это выразиться… к умеренному, легкому пьянству за штурвалом лодки. Мол если ты твердо сидишь за штурвалом, понимаешь суть задаваемых тебе вопросов и уверенно, не заплетающимся языком, отвечаешь на эти вопросы, то к тебе претензий как бы нет. Во всяком случае «вынюхивать» твои промилле инспектор ГИМС не будет. Лишь бы ты не создавал проблем на воде.

Еще лет 5-10 назад может это и было похоже на правду. Но сейчас всё довольно круто изменилось. Теперь инспекторы ГИМС имеют в своем распоряжении технические средства измерения концентрации алкоголя в выдыхаемом человеком воздухе. Т.е. алкотестеры.

Процедура освидетельствования судоводителя на состояние алкогольного опьянения

Эта процедура, в числе прочих аспектов деятельности ГИМС МЧС, расписана в Административном регламенте, утвержденным Приказом МЧС России от 18.10.2012 N 607

Инспектор ГИМС проводит освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, если у него имеются основания полагать, что вы пьяны. Регламент дает нам перечень признаков, на основании любого из которых сотрудник ГИМС может прийти к такому выводу. А именно:

  1. запах алкоголя изо рта;
  2. неустойчивость позы;
  3. нарушение речи;
  4. резкое изменение окраски кожных покровов лица;
  5. поведение, не соответствующее обстановке

Иными словами, практически любого судоводителя трезв он или пьян, болтающегося в своей лодке на воде под жарким солнцем или холодным ветром можно заподозрить и даже уличить в наличии данных признаков. Ну, кроме первого, конечно.

Освидетельствование проводится в присутствии двух понятых. Напомню, что понятые – это лица, незаинтересованные в исходе дела. Алкотестер должен уметь распечатывать результаты измерений, т.к. они прикладываются к протоколу.

В соответствии с нынешним законодательством, факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,16 мг на 1 л выдыхаемого воздуха. Что соответствует концентрации алкоголя в крови 0,352 г/л или 0,3 промилле.

Т.е. в случае если у вас 0,3 промилле этанола в крови или 0,16 мг его же на 1 л «выхлопа», по закону вы пьяны.

Что дальше?

акт освидетельствования

Если алкотестер показал, что вы нетрезв, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Если прибор показал, что вы не пьяны, вас скорее всего отпустят. Но ведь состояние опьянения вызывается приемом не только алкоголя.

Поэтому, если инспектор решит что вы, несмотря на показания алкотестера, пребываете в состоянии нетрезвости, вас направляют на медицинское освидетельствование с составлением соответствующего протокола.

протокол

На медицинское освидетельствование вас также отправят, если вы откажетесь дуть в алкотестер или не согласитесь с результатами освидетельствования.

Если медицинское освидетельствование выявит состояние алкогольного опьянения, — дальше все как в ГИБДД: изымаются «права», выдается «времянка», а лодка покачивается на специализированной стоянке, пока вы не протрезвеете. Затем суд и либо лишение «прав»(если таковые есть), либо штраф.

Стратегия и тактика

Стратегия простая – не попадаться. Не попадаться очень просто — достаточно не пить ничего крепче кваса.

Тем кто хорошо отдохнул в выходные «на том берегу» и собирается домой не мешает кое-что знать об обмене этанола в организме.

Скорость нейтрализации этилового спирта(этанола) в организме – 7-10 мл в час при весе человека 100 кг. Т.е. «стопку» организм мужчины весом в центнер будет нейтрализовывать 4-6ч. Употребление обильной или жирной пищи плюсует час к этому времени. Бутылка пива в среднем исчезнет без следа за 3ч. Бодрствование и двигательная активность способны убыстрять этот процесс. Соответственно, сон – замедлять. Пить в больших количествах воду и мочегонные, чтобы «протрезветь» почти бесполезно, т.к. этанолом, как вы наверное уже слышали, на 90% занимается печень.

Как вы, наверное, понимаете, — все это приблизительно. Для уточнения возможностей борьбы с алкоголем именно вашего организма, наверное, был бы полезен хороший алкотестер. Однако, стоит он недешево.

Если всё же попались, есть три варианта тактики:

  1. Послать всех подальше и никуда не дуть. За такое мировой судья лишит права управления маломерным судном на срок от одного года до двух лет.
  2. Пройти освидетельствование на месте, согласиться с его результатами и раскаяться в протоколе и на суде. Признание вины и раскаяние суд может признать обстоятельствами, смягчающими административную ответственность. В таком случае, если есть «права», можете отделаться только штрафом, на первый раз. Но гарантий, сами понимаете, никаких. Как решит суд.
  3. Тянуть время. Дуть в алкотестер, но потом не соглашаться с его показаниями в акте освидетельствования. Может «прокатить», если вы не сильно пьяны, а дорога до пункта медицинского освидетельствования долгая. Тогда, если вы немного или уже давно «приняли», можете по дороге и «протрезветь». Однако, если медицинское освидетельствование выявит лишние промилле, согласие и позднее раскаяние уже не помогут – будет лишение однозначно.

Конечно по штату и прочим ньюансам ГИМС пока не сравнить с ГИБДД. Однако с появлением документа, регламентирующего процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками ГИМС, появились в отчетностях данной структуры и дополнительные показатели. Любителям выпить за штурвалом теперь есть повод задуматься… и начать привыкать к говым реалиям.

Законодатели в курсе (обновление от 30.11.2017)

Любому автолюбителю бросается в глаза чрезвычайно мягкая ответственность нетрезвого судоводителя по сравнению с ответственностью пьяного автомобилиста. Штраф в 15-20 раз меньше, а прав лодочника суд вообще не может лишить, если назначен штраф. Почему так исторически сложилось лично мне не понятно. Ведь и нетрезвый судоводитель, и нетрезвый автоводитель, — оба представляют опасность, — только один на акватории, а второй на дороге.

Кажется такое благодушие по отношению к капитанам-пьяницам может скоро смениться гораздо более жестким отношением. Во всяком случае о проблеме говорят уже не где-нибудь, а в Государственной Думе РФ:

…На сегодняшний день, если человек управляет транспортным средством без прав, штраф всего 1,5 тысячи рублей, а если он пьяный (что вообще недопустимо), то размер штрафа составляет до 2 тысяч рублей либо применяется такая мера, как лишение прав, что является, безусловно, коррупциогенной нормой.

Я, как представитель Северной столицы, Северной Венеции, считаю, что обязательно точка зрения Северной Венеции должна быть учтена: у нас гондолы, у нас трагетто плавают по каналам. Поэтому у нас большая просьба: давайте не то чтобы дополним - навсегда надо отнимать права, потому что он не имеет права пьяным ездить на лодке, не имеет!

[Из выступления депутата Милонова В. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», на заседании Государственной Думы 20 октября 2017 года]

Примечания

Статья 11.9 КоАП РФ. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Комментарий к Ст. 11.9 КоАП РФ

1. Состояние опьянения длительное время рассматривалось действующим российским законодательством в качестве обстоятельства, отягчающего вину правонарушителя. В настоящее время данный факт не является ни смягчающим, ни отягчающим вину обстоятельством. Однако состояние опьянения при управлении судном не позволяет судоводителю должным образом оценивать ситуацию и принимать объективное решение, в связи с чем доля правонарушений, совершенных в состоянии опьянения, достаточно высока.

Объектом рассматриваемых административных правонарушений выступает безопасность плавания судов, общественный порядок, а также установленный порядок управления судами. Особенностью правового регулирования настоящей статьи является факт алкогольного опьянения судоводителя или иного лица, находящегося в состоянии опьянения, а также уклонение указанных лиц от прохождения медицинского освидетельствования.

Указывая на наличие опьянения, закон между тем не конкретизирует виды опьянения и причины его возникновения. В этой связи под данное определение подпадает в равной степени как алкогольное, так и наркотическое, токсическое и иные виды опьянения. Степень опьянения для квалификации правонарушения значения не имеет. Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения определен Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством». Следует заметить, что судоводителю предоставлено право отказаться от прохождения медицинского освидетельствования. В случае отказа судоводитель направляется в соответствующее медицинское учреждение для проведения освидетельствования по решению должностного лица уполномоченного органа государственной власти.

Объективная сторона деяния, установленного ч. 1 комментируемой статьи, выражается исключительно в форме действий — непосредственном управлении судном лицом, заведомо находящимся в состоянии опьянения, либо передаче управления судном лицу, в поведении которого присутствуют признаки опьянения, а именно запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, не соответствующее обстановке поведение (причем достаточно наличия хотя бы одного из указанных оснований).

Объективная сторона ч. 2 комментируемой статьи выражается в бездействии, которое заключается в уклонении судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Квалифицирующим признаком рассматриваемого правонарушения является факт опьянения.

2. Рассматриваемые составы характеризуются специальным субъектом — лицом, наделенным правом управления судном. К числу таких субъектов относятся судоводители и иные лица, которым судоводителем передано управление судном.

Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, характеризуется умышленной формой вины. Однако ч. 1 позволяет говорить об умышленной форме вины лишь в случае осведомленности лица, которое передает управление судном, о состоянии опьянения лица, которому такое управление передано.

Наряду с общими санкциями, характерными для нарушений правил плавания судов, нормы настоящей статьи предусматривают и специальную санкцию — лишение права управления судном на определенный срок — до двух лет. Нарушение установленных правил свидетельствует о недопустимости продолжения данного вида деятельности нарушителем. В этой связи лишение специального права позволит на определенный период времени исключить субъекта из числа судоводителей, что снижает степень риска безопасности движения судов.

МЧС России поддержало инициативу профильного комитета Госдумы об ужесточении наказания владельцев маломерных судов, которые регулярно позволяют себе злоупотребление алкоголем за штурвалом. Но в российском спасательном ведомстве призывают подходить к вопросу дифференцированно и не переносить автоматически меры наказания для автовладельцев на судовладельцев.

Главные вопросы преткновения, которые должны, по мнению МЧС, наиболее внимательно обсуждаться - уголовная ответственность за пьянку и нормы промилле. К тому же непонятно, как проводить освидетельствование на реке. Куда и как возить пьяных рыбаков и где делать штрафстоянки для их лодок?

Дискуссия вызвана недавними высказываниями первого зампреда Комитета Госдумы по транспорту Михаила Брячака. В эфире федеральной радиостанции депутат озвучил позицию своего комитета по наказаниям за пьянку для владельцев катеров и лодок. Смысл его предложения понятен и прост - для владельцев маломерных судов должны действовать такие же наказания, как и для владельцев автотранспортных средств.

А они для пьяных водителей с 1 июля изменились в сторону ужесточения. В частности, водители, пойманные сотрудниками ГИБДД в состоянии алкогольного опьянения, по решению суда получают от 10 до 15 суток административного ареста. Такая же мера предусмотрена и для водителей, отказавшихся от прохождения наркологического освидетельствования. Пойманная повторно эта категория граждан отныне может на 2 года отправиться за решетку и уже не по административному, а по уголовному обвинению.

Брячак предложил скопировать эти меры наказания и законодательно обязать Главную инспекцию по маломерным судам МЧС России гоняться и нюхать рыбаков, туристов, скутеристов, отправлять их на освидетельствование и в суд. Пока это лишь позиция профильного комитета. Реального законопроекта пока нет. Идет, если так можно сказать, зондаж общественного мнения, но в осеннюю сессию такой законопроект может появиться.

Однако в МЧС уже отреагировали на эти предложения. И позиция спасателей несколько отличается от думской. Корреспонденту "РГ" в ведомстве подтвердили, что нынешние штрафы в полторы-две тысячи рублей за пьянку не всегда адекватны. Штурвал - это такой же руль, а маломерное судно - такое же средство повышенной опасности, как и автомобиль. Последствия от пьяного руления могут быть столь же трагическими, как и от пьяного вождения. Здесь позиции МЧС и депутатов идентичны. Несколько инцидентов на подмосковных водоемах, когда под винтами катеров гибли люди, укрепили инспекторов ГИМС в необходимости наказывать строже.

Для владельцев маломерных судов не должны действовать такие же наказания, как и для владельцев автотранспортных средств

Однако условия на водоемах все-таки отличаются от условий на трассе. На воде, особенно где-то на северах, судоходство не столь оживленное, как на дорогах. А вот рыбалкой занимается если не каждый, то каждый второй. И многовековые традиции таковы, что на холоде "без сугреву" ну никак. Да и уха без ста грамм - не уха. И такой рыбак "под мухой", который выплыл на закате на сто метров в плавни посидеть с удочкой, не представляет никакой угрозы никому.

Но если меры наказания приравняют к автомобильным, то у него есть реальный шанс стать уголовником. А у инспекторов ГИМС появится рычаг и большой соблазн к легкому обогащению. Причем, практически на ровном месте.

Другое дело - владельцы, так яхт и катеров, которые рассекают по внутренним мелким водам со скоростью ветра. Дело в том, что закон N 36 ФЗ от 2012 года определил понятия маломерного судна с ограничением по длине до 20 метров. То есть маломерным судном считается и лодка рыбака, и мощный корабль, который на мелководье поднимает такую волну, что нередко надувнушки рыбаков переворачиваются, а пляжники тонут. При этом все законно, виноватых нет. МЧС уже не единожды подавало депутатам тревожный сигнал - запретить использование таких судов на внутренних водоемах. Но воз и ныне там. МЧС остается неуслышанным. Как печально предполагают в инспекции по маломерным судам ГИМС МЧС России, это все от того, что среди владельцев мощных океанских катеров на Истре, в Завидово, в Серебряном Бору много влиятельных лоббистов.

Так что основная дискуссия по законодательным инициативам для маломерного флота еще впереди. В МЧС отмечают, что все-таки неплохо было бы и с ними посоветоваться, прежде чем выдвигать какие-либо инициативы.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация