Персональные данные. Законодательство в области защиты персональных данных. Субъект персональных данных - это кто такой? Форма согласия субъекта персональных данных

Главная / Суд

1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

2. Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, если имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных.

3. Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, предоставляются субъекту персональных данных или его представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя. Запрос может быть направлен в форме электронного документа и подписан электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае, если сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, а также обрабатываемые персональные данные были предоставлены для ознакомления субъекту персональных данных по его запросу, субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору или направить ему повторный запрос в целях получения сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, и ознакомления с такими персональными данными не ранее чем через тридцать дней после первоначального обращения или направления первоначального запроса, если более короткий срок не установлен федеральным законом, принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом или договором, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

5. Субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору или направить ему повторный запрос в целях получения сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, а также в целях ознакомления с обрабатываемыми персональными данными до истечения срока, указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если такие сведения и (или) обрабатываемые персональные данные не были предоставлены ему для ознакомления в полном объеме по результатам рассмотрения первоначального обращения. Повторный запрос наряду со сведениями, указанными в части 3 настоящей статьи, должен содержать обоснование направления повторного запроса.

6. Оператор вправе отказать субъекту персональных данных в выполнении повторного запроса, не соответствующего условиям, предусмотренным частями 4 и настоящей статьи. Такой отказ должен быть мотивированным. Обязанность представления доказательств обоснованности отказа в выполнении повторного запроса лежит на операторе.

7. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

2) правовые основания и цели обработки персональных данных;

3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;

5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;

6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

10) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу с 01.02.2002, впервые закрепил основополагающие требования о защите персональных данных работника (гл. 14 ст. 86-90 ТК РФ). Работа любой кадровой службы организации связана с подбором персонала, а также с накоплением, формированием, обработкой, хранением и использованием значительных объемов сведений о работниках. Эти сведения помогают работодателю более точно определить деловые качества работника. Следует отметить, что термин «деловые качества», упоминаемый, в частности, в ст. 3, 64 ТК РФ, законодатель не расшифровывает. Можно предположить, что работодатель может ориентироваться на следующий перечень критериев оценки деловых качеств будущего работника:

Деловая ориентация – установка работника на продуктивную деятельность по достижению результатов;

Способность к обучению – способность работника к поиску новых знаний, овладение умениями и навыками;

Организаторские способности;

Коммуникативные способности и т.д.

Процесс выявления названных критериев, характеризующих деловые качества работника, безусловно, достаточно, сложный. По определению американского Общества по управлению кадрами, работа с персоналом - это «искусство набирать, подготавливать и сохранять квалифицированную рабочую силу таким образом, чтобы добиться максимальной эффективности и экономии при выполнении функции и достижения целей организации».

Прием работника по деловым качествам предлагает применение определенных приемов сбора сведений о работнике, с тем, чтобы они достаточно полно выявили заранее обозначенный круг критериев, необходимых для занятия той или иной должности с вероятной степенью достоверности и надежности, т.е. работодатель фактически осуществляет сбор персональных данных работника.

На сохранение конфиденциальности тайны сведений о работнике, помимо ТК РФ, направлен ряд других законов. Так, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных (частями 3 и 4 статьи 13).

Работодатель, кроме того, не имеет право запрашивать информацию о состоянии здоровья работников, за исключением случаев, когда существует необходимость получения таких сведений, связанных с выполнением работником трудовой функции. В частности, допустимо обращение за информацией о состоянии здоровья беременной женщины при решении вопроса о ее переводе на другую работу.



В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящиеся у работодателя в соответствии со ст. 89 ТК РФ работники имеют право:

На полную информацию об их персональных данных и обработке этих данных;

Свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев предусмотренных федеральным законом;

Доступ к относящимся к ним медицинским данным с помощью медицинского специалиста по их выбору;

Требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполноценные персональные данные работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях;

Обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и защите персональных данных работника.

Закрепление прав работника, предусматривающих защиту его персональных данных, обеспечивает сохранность полной информации о нем.

Субъектами персональных данных являются граждане Российской федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, к личности которых относятся соответствующие персональные данные. Операторы персональных данных – органы государственной власти и местного самоуправления, работодатели всех организационно-правовых форм хозяйствования, осуществляющие владение и пользование этими данными.

Перечень лиц, которые имеют доступ к персональным данным работника, обычно оформляют в локально нормативных актах организации. В первую очередь это сотрудники кадровой службы, поскольку они собирают и формируют данные о работнике, руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель, руководители структурных подразделений.



Таким образом, работники бухгалтерии, которые вправе запрашивать не любые данные, а только те, которые необходимы для выполнения конкретных трудовых функций (например, данные, требующие для персонифицированного и налогового учета).

Проще говоря, субъектами таких отношений выступает работник, его представитель, работодатель, должностные лица, осуществляющие обработку персональных данных работника, а также третьи лица, получающие (или представляющие) информацию о работнике.

Объектами отношений по защите персональных данных работника являются непосредственно сами «персональные данные».

Под защитой персональных данных работника понимается деятельность управомочных лиц (работодателя, должностных лиц работодателя) по обеспечению конфиденциальности информации о конкретном работнике, полученной работодателем в связи с трудовыми отношениями.

Защита персональных данных обеспечивается системой правовых (локальное регулирование порядка обработки персональных данных) и организационно-технических мер.

Защита нарушений прав в сфере защиты персональных данных обеспечивается мерами государственного принуждения (мерами дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности) в соответствии с федеральными законами.

Классификация локальных нормативных правовых актов, содержащих нормы об охране персональных данных работника, позволяет адекватно оце­нить их значение и роль в обеспечении права работников на неприкосновен­ность частной жизни.

Внутренние локальные нормативные правовые акты могут быть общего и специального характера. Критерием в данном случае является круг лиц, на которых распространяется действие акта. Ло­кальные нормативные правовые акты общего характера воздействуют на по­ведение всех или большинства работников организации, а под действие специальных актов попадают только определенные категории должностных лиц. К документам первого вида относятся коллективный договор, правила внут­реннего трудового распорядка, положение о подразделении организации. Специальными локальными правовыми актами являются инструкция по де­лопроизводству, положение о защите информации, положение о персонале организации, положения о функциональных органах, должностные инструк­ции.

Коллективный договор является основным локальным правовым актом организации. Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заклю­чаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллектив­ный договор отличается от иных локальных правовых актов особым поряд­ком принятия, широким кругом регулируемых отношений. Как правило, зна­чительное количество локальных нормативных правовых актов принимается в качестве приложений к нему. Нормы, регулирующие отношения по защите персональных данных работника, отражаются в коллективных договорах опосредованно.

Одним из локальных нормативных правовых актов, в котором может ус­танавливаться порядок хранения и использования персональных данных, яв­ляются правила внутреннего трудового распорядка организации. Основыва­ясь на требованиях ТК РФ, в разделе «Права и обязанности работников» уме­стно перечислить права и обязанности работников в этой области.

Персональными данными называют любые сведения, относящиеся к конкретному или определяемому на их основании физлицу. К ним относят Ф. И. О., место, дату рождения, семейный, социальный, имущественный статус, адрес проживания, профессию, образование и пр. Субъект персональных данных - это, проще говоря, носитель такой информации. В качестве источников сведений могут выступать паспорт, медицинская карта, финансовые ведомости и так далее.

Ограниченный доступ

Персональные данные без согласия субъекта не могут вноситься ни в какие документы и базы. С разрешения в общедоступные источники могут включаться сведения о его Ф. И. О., адресе, месте, дате рождения, абонентском номере и пр. Действующим законодательством гарантируется защита прав субъектов персональных данных. Лица, осуществляющие сбор и последующую работу с такими сведениями, за нарушение конфиденциальности сведений несут ответственность, вплоть до уголовной.

Операторы

Они осуществляют сбор и работу с информацией, относящейся к личности гражданина. Субъекты обработки персональных данных - муниципальные или госструктуры, физлица и организации. Они не только осуществляют работу с информацией, но и определяют цели и содержание тех или иных операций с информацией. При этом для совершения каких-либо действий оператор должен получить .

Доступ к личным сведениям

Одна из возможностей, которой наделен субъект персональных данных, - это получение информации об операторе. Носитель сведений может знать адрес нахождения, наличие соответствующих сведений у лица. Аналогичными возможностями обладает представитель субъекта персональных данных . Полномочия этого лица должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательными требованиями. Ознакомление со сведениями, которыми располагает оператор, - еще одна возможность, которой обладает субъект персональных данных. Это необходимо, в частности, для проверки достоверности сведений. Эта возможность может быть ограничена только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Носитель информации может предъявить требование оператору о ее уточнении, блокировании или уничтожении. Эта возможность реализуется в случаях, когда сведения являются устаревшими, неполными, незаконно полученными, недостоверными, не являются необходимыми для целей, заявленных оператором.

Субъект персональных данных - это главный участник операций с информацией о его личности. В соответствии с этим, он может предпринимать законные меры по обеспечению охраны сведений и предотвращению ущерба его личности, доброму имени, репутации.

Предоставление информации

Сведения о наличии данных у оператора должны передаваться субъекту в доступной форме. Не допускается включение в них личной информации других лиц. Предоставление доступа к сведениям возможно по запросу субъекта-носителя данных или его поверенного. Заявление должно содержать информацию об основном документе, подтверждающем личность гражданина, - номер, дату и место выдачи, наименование уполномоченной структуры. В запросе в обязательном порядке ставится подпись субъекта.

Если от его имени действует другое лицо, приводятся сведения о документе, подтверждающем полномочия. Подпись в заявлении в таком случае ставит представитель. Обращение может направляться в электронном виде. В этом случае заявление должно содержать цифровую подпись.

Перечень доступных сведений

Субъект вправе получить информацию, содержащую разные данные. К ним, в том числе, относят:

  1. Подтверждение факта работы с личными сведениями и ее цель.
  2. Методы обработки данных, используемые оператором.
  3. Сведения о работниках, имеющих доступ к информации, или которым он может быть предоставлен.
  4. Перечень сведений, с которыми осуществляется работа, источники их получения.
  5. Срок обработки и хранения имеющихся данных.
  6. Сведения о юридических последствиях работы с информацией.

Предписания законодательства

Как выше было сказано, право на доступ к личным данным может ограничиваться. Это происходит, если:

  1. Работа с информацией, полученной в рамках разведывательной, оперативно-розыскной, иной подобной деятельности производится для обороны страны, обеспечения ее безопасности и охраны порядка в обществе.
  2. Обработку данных осуществляют сотрудники, задержавшие субъекта по подозрению в преступлении, или предъявившие ему обвинение, или применившие к нему одну из существующих мер пресечения. Исключение составляют случаи, закрепленные УПК.
  3. Предоставление информации нарушит конституционные свободы и права третьих лиц.

Сбор информации

Законодательство может предусматривать обязанность субъекта предоставить свои данные для обработки. В таких случаях оператор должен разъяснить лицу последствия отказа от выполнения предписаний. Если информация была получена не от носителя, кроме случаев, когда она была предоставлена на основании ФЗ, или если она является общедоступной, лицо, осуществляющее сбор сведений, должно предоставить следующие данные субъекту:

  1. Наименование оператора и его адрес (для физлиц - Ф. И. О.).
  2. Цель работы с информацией, юридическое основание.
  3. Потенциальные пользователи сведений.
  4. Права субъекта, установленные законодательством.

Меры безопасности

Оператор обязан использовать все доступные и допустимые средства, которыми обеспечивается защита прав субъекта персональных данных . В частности, он должен применять криптографические приемы, предотвращающие случайный либо незаконный доступ к сведениям, их уничтожение, блокирование, изменение, распространение и копирование. Требования к безопасности данных при их обработке, к материальным носителям, технологиям хранения устанавливаются Правительством. Надзор за исполнением предписаний возлагается на исполнительную федеральную структуру власти в рамках ее компетенции. Орган по защите прав субъектов персональных данных осуществляет контроль без возможности ознакомления со сведениями.

Работа с заявлениями

Законодательство регламентирует порядок, в соответствии с которым осуществляется . На операторов, работающих с информацией, возлагается ряд обязанностей. В первую очередь при поступлении запроса необходимо сообщить субъекту или его доверенному лицу о наличии соответствующих данных. Оператору надлежит предоставить возможность ознакомиться с информацией в десятидневный срок с даты получения заявления.

В случае принятия решения о неудовлетворении запроса, уполномоченное лицо должно направить мотивированный ответ. В нем должна присутствовать ссылка на положения нормативного акта, предусматривающего соответствующее основание. Это необходимо сделать в семидневный срок с даты обращения носителя личной информации или получения заявления. Возможность ознакомления с данными предоставляется субъекту/представителю безвозмездно.

При необходимости оператор вносит в сведения изменения, уничтожает или блокирует информацию. Для этого субъект (представитель) предоставляет информацию, подтверждающую, что данные устарели, были получены противоправным способом, являются недостоверными и пр. О внесенных корректировках оператор уведомляет самого носителя сведений, а также сторонних лиц, которым они были переданы.

Устранение нарушений

При выявлении недостоверных сведений, обнаружении незаконных действий оператора при обращении либо по заявлению субъекта/его представителя к уполномоченной структуре о блокировке, она должна быть проведена незамедлительно. Заинтересованное лицо может предоставить документы, в соответствии с которыми информация может быть уточнена. Если выявлены незаконные действия оператора, он в трехдневный срок с момента их обнаружения обязан устранить нарушения. Если это сделать не представляется возможным, сведения полежат уничтожению. Это действие должно быть совершено в течение трех дней с даты обнаружения нарушений.

При достижении цели, для которой была необходима обработка данных, оператор обязан немедленно прекратить всю работу с информацией. При этом он должен уничтожить сведения в трехдневный срок, если другое не предусматривается законодательством. О совершенных действиях оператор уведомляет субъекта или его представителя. Если обращение либо заявление были направлены уполномоченной структурой, реализующей функции в сфере безопасности личных сведений, то извещается и она.

Форма согласия субъекта персональных данных

Разрешение лица на работу с его личными сведениями может предоставляться в любом виде, позволяющем подтвердить факт получения, если другое не закрепляется ФЗ № 152. В своих разъяснениях Роскомнадзор (орган по защите прав субъектов персональных данных) рекомендует оформлять его письменно. Требования к документу присутствуют в 9 статье указанного выше Закона. В письменное согласие включают:

  1. Ф. И. О., адрес лица, сведения о документе, подтверждающем личность (номер, серия, дата выдачи и наименование учреждения, его оформившего).
  2. Информацию о представителе субъекта. Кроме Ф. И. О., адреса, сведений о паспорте, приводятся реквизиты доверенности.
  3. Наименование либо адрес, Ф. И. О. оператора.
  4. Цель обработки личной информации.
  5. Перечень сведений, на работу с которыми дает разрешение их носитель.
  6. Наименование либо адрес и Ф. И. О. лица, осуществляющего обработку информации по поручению оператора.
  7. Конкретные действия, которые будут совершаться с информацией. Должно присутствовать также общее описание способов, используемых оператором при обработке данных.
  8. Период, в течение которого действует разрешение, если другое не устанавливается законодательством.
  9. Подпись субъекта-носителя данных.

Разрешение может предоставляться в электронном виде. В этом случае документ удостоверяется цифровой подписью.

Ответственность за неисполнение предписаний законодательства

Лицам, признанным виновными в нарушении требований ФЗ № 152, могут вменяться санкции в соответствии с действующими нормами. В частности, ст. 13.11 КоАП предусматривает наказания за незаконные сбор, хранение, использование, распространение сведений о гражданах. В качестве самой мягкой санкции выступает предупреждение. Кроме этого, ст. 13.11 предусматривает штрафы для:

  • физлиц - 300-500 р.;
  • служащих - 500-1 000 р.;
  • организаций - 5-10 тыс. р.

Моральный вред субъекту персональных данных, возникший в связи с ущемлением его интересов, нарушением предписаний действующего законодательства, подлежит возмещению в рамках гражданского судопроизводства. Его компенсация осуществляется вне зависимости от взыскания имущественного ущерба и понесенных убытков.

Уведомление о работе с информацией

До начала обработки данных оператор должен известить уполномоченную структуру (Роскомнадзор) о своем намерении. Исключение из этого правила закреплены 22 статьи ФЗ № 152. Оператор может не уведомлять уполномоченный орган, если он работает с данными:

  1. Относящимися к лицам, с которыми он связан трудовыми отношениями.
  2. Полученными при заключении договора, в качестве одной из сторон которого выступает субъект данных. При этом действует оговорка. Информация, полученная оператором, не должна распространяться и передаваться третьим лицам. Она используется исключительно для реализации условий договора и оформления соглашений с субъектом-носителем сведений.
  3. Относящихся к участникам религиозной или общественной организации. При этом полученная информация не должна распространяться без их разрешения.
  4. Являющимися общедоступными.
  5. Включающими только Ф. И. О. носителя.
  6. Необходимыми для однократного пропуска лица на территорию, где располагается оператор, либо в других подобных целях.
  7. Содержащимися в информационных базах, имеющих статус автоматизированных систем.
  8. Обрабатываемыми без применения средств автоматизации, согласно ФЗ или других нормативных актов, предусматривающих требования к безопасности информации при работе с ней и соблюдению интересов ее носителей.

Оформление уведомления

Извещение должно быть оформлено письменно. Оно подписывается уполномоченным служащим. Допускается направление уведомления в электронном виде. В этом случае оно заверяется цифровой подписью. В извещении необходимо указать:

  1. Наименование (Ф. И. О.) и адрес оператора.
  2. Цель работы со сведениями.
  3. Категории данных, которые будут обрабатываться.
  4. Юридическое основание для работы со сведениями.
  5. Категории лиц-носителей информации.
  6. Перечень конкретных действий оператора.
  7. Описание мер, которые будут предприняты для обеспечения безопасности сведений.
  8. Дату начала работы с информацией.

В уведомлении также должен присутствовать срок прекращения либо условие, при котором завершается обработка личных данных.

Предоставление персональных данных
1. Субъект персональных данных самостоятельно решает вопрос о предоставлении кому-либо любых своих персональных данных за исключением случаев, установленных законом. Персональные данные предоставляются субъектом лично либо через доверенное лицо.
2. В целях реализации своих прав и свобод субъект предоставляет данные в объеме, определяемом законодательством, а также сведения об их изменениях в соответствующие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, имеющих право на работу с персональными данными в пределах их компетенции.
3. Перед предоставлением своих персональных данных субъект должен быть ознакомлен держателем (обладателем) массива персональных данных с перечнем собираемых данных, основаниями и целями их сбора и использования, с возможной передачей персональных данных третьей стороне, а также информирован об ином возможном использовании персональных данных.
Доступ субъекта к своим персональным данным
1. Субъект персональных данных имеет право знать о наличии у держателя (обладателя) относящихся к субъекту персональных данных и иметь к ним доступ. Право на доступ может быть ограничено только в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
2. Информирование граждан о наличии персональных данных у держателей (обладателей) массивов данных осуществляется на основе общедоступного Реестра держателей (обладателей) массивов персональных данных, публикуемого в средствах массовой информации.
3. Информация о наличии и содержании персональных данных субъекта должна быть выдана ему держателем (обладателем) массива персональных данных в общедоступной документированной форме, четко и ясно выраженная, и не должна содержать персональных данных, относящихся к другим субъектам.
4. Персональные данные предоставляются их субъекту по его инициативе на основании письменного запроса субъекта и документа, удостоверяющего его личность, за плату, не превышающую затраты на поиск и выдачу информации. Информация о наличии персональных данных и сами персональные данные предоставляются субъекту данных в срок, не превышающий недели с момента подачи заявления.
5. Субъект персональных данных имеет право знакомиться с документами, содержащими сведения персонального характера о нем.
Внесение субъектом изменений в свои персональные данные
При наличии оснований, подтвержденных соответствующими документами, субъект персональных данных вправе требовать от держателя (обладателя) этих данных внесения изменений в свои персональные данные.
Блокирование и снятие блокирования персональных данных
Если субъект персональных данных выявляет их недостоверность или оспаривает правомерность действий в отношении его персональных данных, он вправе потребовать от держателя (обладателя) заблокировать эти данные.
Обжалование неправомерных действий в отношении персональных данных
Если субъект персональных данных считает, что в отношении его персональных данных совершены неправомерные действия, он вправе обжаловать эти действия в общем порядке, установленном действующим законодательством, либо обратиться с жалобой в уполномоченный орган государственной власти по персональным данным.
Порядок обращения в уполномоченный орган государственной власти по персональным данным
Обращение (жалоба, заявление, предложение) должно быть пода но в письменной форме и содержать фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, наименование и адрес держателя (обладателя) массива персональных данных, чьи действия обжалуются изложение существа действий или решений, нарушивших, по мнению субъекта, его права.
Возмещение убытков и (или) компенсация морального вреда
В случае установления неправомерности действий держателя (обладателя) массива персональных данных при работе с ними субъект данных имеет право на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
В случае передачи одних и тех же персональных данных от одного держателя (обладателя) к другому и невозможности определения конкретного виновника нанесения ущерба ответственность несет каждый держатель (обладатель) этих данных.
Ограничение прав субъекта на предоставление и получение своих персональных данных
Ограничение прав субъекта на предоставление и получение своих персональных данных возможно в отношении:
1) права предоставления субъектом своих персональных данных держателям (обладателям) массивов персональных данных - для субъектов персональных данных, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, - в пределах, установленных Законом РФ «О государственной тайне»;
2) права доступа субъекта к своим персональным данным, внесения в них изменений, блокирования своих персональных данных:
а) для персональных данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, за исключением случаев, когда эта деятельность проводится с нарушением действующего законодательства;
б) для персональных данных субъектов, задержанных по подозрению в совершении преступления, либо которым предъявлено обвинение по уголовному делу, либо к которым применена мера пресечения до предъявления обвинения, в органах, проводящих указанные действия;
в) для иных персональных данных в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Аннотация: Лекция позволяет изучить основные термины и базовые законы Российской Федерации в области защиты персональных данных.

Регуляторами называются органы государственной власти, уполномоченные осуществлять мероприятия по контролю и надзору в отношении соблюдения требований федерального закона. В ФЗ "О персональных данных" установлены три регулятора:

  • Роскомнадзор (защита прав субъектов персональных данных)
  • ФСБ (требования в области криптографии)
  • ФСТЭК России (требования по защите информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам).

Так как ФЗ "О персональных данных" является лишь основой правового обеспечения защиты ПД, его требования в дальнейшем были конкретизированы в актах Правительства РФ и Министерства связи, нормативно-методических документах регуляторов.

2.2. Категории персональных данных

ФЗ "О персональных данных" выделяет следующие категории персональных данных.

Общедоступные ПД - данные, доступ к которым предоставлен неограниченному кругу лиц с согласия субъекта ПД или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяются требования соблюдения конфиденциальности. Общедоступные источники персональных данных создаются в целях информационного обеспечения (например, справочники и адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес , абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные , предоставленные субъектом персональных данных.

Важно отметить, что сведения о субъекте ПД могут быть в любое время исключены из общедоступных источников по требованию субъекта либо по решению суда или уполномоченных государственных органов.

Специальные категории ПД - персональные данные , касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни. Их обработка допускается только в следующих случаях:

  • субъект ПД дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
  • персональные данные являются общедоступными;
  • персональные данные относятся к состоянию здоровья субъекта ПД и получение его согласия невозможно, либо обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
  • обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов ПД;
  • обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации или необходима в связи с осуществлением правосудия .

Совместный приказ ФСТЭК, ФСБ и Министерства информационных технологий и связи РФ от 13 февраля 2008 года N 55/86/20 "Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных" определяет следующие категории персональных данных , которые обрабатываются в ИСПД:

Определение биометрических данных в российском законодательстве предоставляет оператору персональных данных возможность принятия самостоятельного решения об отнесении тех или иных данных к биометрическим. Это породило немало споров. Рассмотрим пример с фотографией. С одной стороны, она характеризует физиологические особенности человека. Но человек с течением времени может сильно измениться или злоумышленник может подделать внешние признаки под законного субъекта. Так ли однозначно в данном случае установление личности? В настоящее время представители регуляторов подтверждают, что фотография и видеоизображения относятся к биометрическим данным.

2.3. Права субъекта персональных данных

Субъект персональных данных – это физическое лицо, которое может быть однозначно идентифицировано на основе персональных данных, то есть фактически тот, чьи данные необходимо защищать. Рассмотрим основные права субъекта ПД, установленные ФЗ-№152.

  1. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным. Это предполагает право субъекта на получение сведений об операторе персональных данных и о том, какие ПД, относящие к этому субъекту, он обрабатывает, а также непосредственный доступ к этим ПД. Субъект вправе требовать от оператора уточнения ПД, их блокирования или уничтожения, если они устаревшие, неполные или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. Доступ к своим ПД предоставляется субъекту(или его представителю) при обращении либо на основании запроса. Полученная информация может содержать следующие сведения:
    • цель обработки ПД
    • способы обработки ПД
    • сроки обработки ПД
    • перечень допущенных к обработке ПД лиц
    • перечень обрабатываемых ПД и источник их получения
    • сведения о возможных юридических последствиях обработки ПД для субъекта ПД.

    Закон определяет случаи, когда данное право субъекта ПД ограничивается, например, если речь идет о безопасности страны, нарушении конституционных прав и свобод других лиц или оперативно-розыскной деятельности.

  2. Права субъектов ПД при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации. В данном случае обработка осуществляется только при условии предварительного согласия субъекта. При этом важно отметить, что обработка признается осуществленной без согласия субъекта, если оператор не доказал обратное. Оператор обязан немедленно прекратить обработку ПД по требованию субъекта.
  3. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных. Закон запрещает принятие решений в отношении субъекта ПД исключительно на основании автоматизированной обработки, если не получено его согласия в письменной форме или в случаях, предусмотренных федеральными законами.
  4. Право на обжалование действий или бездействия оператора. Если субъект ПД считает, что оператор обрабатывает его ПД ненадлежащим образом, то есть нарушает его права, он может обратиться в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

Необходимо отметить, что субъект ПД имеет право на возмещение убытков и компенсацию материального вреда в судебном порядке.

2.4. Обязанности оператора персональных данных

Ранее мы рассмотрели понятие оператора персональных данных и действия, являющиеся обработкой персональных данных . Исходя из определения, можно сделать вывод о том, что все без исключения организации являются операторами ПД, так как они накапливают, собирают и обрабатывают информацию о своих сотрудниках в рамках Трудового кодекса РФ. Помимо этого многие организации собирают сведения о своих клиентах, подрядчиках, поставщиках и партнерах в рамках своей основной деятельности. Главными обязанностями оператора ПД является уведомление Роскомнадзора об обработке ПД и,собственно, защита ПД.

Законом предусмотрены случаи, когда оператор не обязан уведомлять Роскомнадзор об обработке ПД:

  1. если его связывают с субъектом трудовые отношения;
  2. если между оператором и субъектом существует договор и данные необходимы для исполнения обязательств по нему;
  3. если данные относятся к членам религиозных объединений и общественных организаций и обрабатываются в соответствии с учредительными документами и с законом.
  4. если данные являются общедоступными;
  5. если включают в себя только ФИО;
  6. данные необходимы для однократного пропуска на территорию оператора или аналогичных целей;
  7. если данные включены в федеральные автоматизированные информационные системы и государственные информационные системы персональных данных;
  8. если данные обрабатываются без использования средств автоматизации в соответствии с законами РФ.

Важно отметить, что оговаривается обязанность оператора не передавать персональные данные третьим лицам.

При этом многие организации допускают ошибку в том, что если они не обязаны уведомлять уполномоченный орган об обработке ПД, то можно не выполнять обязанности, возлагаемые законом на операторов ПД. Такие действия являются противозаконными, однозначно трактуются как невыполнение требований законодательства и караются мерами, предусмотренными Законом.

Рассмотрим основные обязанности оператора персональных данных, предусмотренные ФЗ-№152:

  1. Обеспечение безопасности обработки персональных данных, что означает обязанность "принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий".
  2. Уведомительный характер обработки персональных данных. В соответствии со статьей 2 ФЗ-№152 оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов ПД (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Роскомнадзор вносит сведения об операторе в реестр операторов. Информация, содержащаяся в реестре, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, является общедоступной.
  3. При получении персональных данных (в том числе от третьих лиц) оператор ПД до начала обработки обязан получить у субъекта этих ПД письменное разрешение на их обработку (за исключением случаев, если персональные данные были предоставлены оператору на основании федерального закона или если они являются общедоступными). Важно отметить, что субъект имеет право отозвать данное разрешение.
  4. Оператор обязан предоставить субъекту ПД по требованию все имеющиеся сведения о нем, целях и условиях обработки, способах защиты его персональных данных.

    Оператор также должен уничтожить или блокировать соответствующие персональные данные, внести в них необходимые изменения по предоставлении субъектом ПД или его законным представителем сведений, подтверждающих, что персональные данные, которые относятся к соответствующему субъекту и обработку которых осуществляет оператор, являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

    Более того, оператор ПД обязан предоставить доказательство получения согласия субъекта ПД на обработку его персональных данных, а в случае обработки общедоступных персональных данных на него возлагается обязанность доказать, что обрабатываемые ПД являются общедоступными.

  5. Подконтрольность и поднадзорность деятельности операторов персональных данных государственным органам. Это означает обязанность оператора сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов ПД по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа. Функциями контроля и надзора государство наделило Роскомнадзор, ФСТЭК и ФСБ.

Законом также предусмотрены случаи, когда не требуется согласие субъекта ПД на обработку сведений о нем:

  1. обработка персональных данных осуществляется на основании других федеральных законов, например, некоторыми Федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом ПД своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. оператор и субъект ПД связаны договором на выполнение действий, которые требуют обработки персональных данных этого субъекта, например, договор, по которому туристическая фирма (оператор) имеет право использовать персональные данные субъекта для бронирования гостиницы;
  3. обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта ПД, если получение его согласия невозможно, например, госпитализация человека при несчастном случае;
  4. обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;
  5. обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта ПД;
  6. осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе ПД лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Во всех других случаях оператор должен соблюдать требования российского законодательства по обработке персональных данных. Законом предусмотрена гражданская, уголовная, административная, дисциплинарная и иная ответственность за нарушение его требований.

Так, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает максимальный штраф в 500000 рублей за невыполнение законного предписания Роскомнадзора (ст. 19.5 КоАП). Тот же Кодекс предусматривает приостановку деятельности организации на срок до 90 суток при осуществлении деятельности по защите персональных данных без лицензии (ст. 19.20 КоАП).

В уголовном кодексе говорится о штрафе в 300000 руб., обязательных работах на срок до 1_го года, аресте до 6_ти месяцев и лишении права занимать должность на срок до 5_ти лет в случае осуществления защиты персональных данных без лицензии в случаях, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам (ст. 171 УК).

При систематических и грубых нарушениях Роскомнадзор имеет право ходатайствовать об отзыве лицензий на основной вид деятельности.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация