Когда вступил в силу закон о пересдаче на права после лишения. Когда федеральные законы вступают в силу

Главная / Авто

Многих автовладельцев волнуют вопросы «когда вступил в силу закон о пересдаче на права после лишения?» и «нужно ли сдавать экзамены при лишении за двойную сплошную, а также уезд с места ДТП?». Еще в начале 2013 года для того, чтобы получить удостоверение после лишения, достаточно было предоставить в Госавтоинспекцию пакет документации по истечение установленного срока.

Но 01.09.13 года вступил в силу законопроект, согласно которому граждане, лишенные права управления транспортными средствами, обязаны пересдавать ПДД. Это требование коснулось лишь тех автолюбителей, в отношении которых постановление было вынесено и вступило в законную силу после 31.08.2013 (например, если автовладельцу выдали документ, вступающий 30.08.13, то сдавать экзамены ему будет не нужно).

Получение ВУ состоит из нескольких этапов:

  1. Сдача экзамена в Госавтоинспекции на знания ПДД;
  2. Оплата штрафов (если таковые имеются);
  3. Подготовка документов.

Лишь при соблюдении всех вышеперечисленных этапов, автовладелец вновь получит возможность управлять транспортным средством.

Перечень документов для сдачи ПДД

Перед экзаменом автовладельцу необходимо подготовить следующий пакет документации:

  • Паспорт;
  • Квитанцию об оплате госпошлины (реквизиты можно получить в отделении Госавтоинспекции);
  • Копию постановления, вынесенного судом, в котором было принято решение лишать водителя специального права (важно, чтобы данный документ был вступивший в законную силу — отметку можно поставить на судебном участке, осуществлявшем рассмотрение);
  • Справку о сдаче ВУ в ГИБДД (с датой, когда документ был передан в уполномоченный орган);
  • Медицинскую справку.

Как проходит экзамен

После того, как прошла половина срока после лишения прав (к примеру, если суд решил лишить на 2 года, сдать экзамен можно ) автолюбитель вправе обратиться в ГИБДД, приложив необходимый пакет документов и записаться на сдачу экзамена. В случае несдачи, повторная попытка дается не ранее, чем через 7 дней — именно поэтому, даже автовладельцу, имеющему большой водительский стаж рекомендуется лишний раз перечитать ПДД.

Кроме того, при каждой попытке необходимо оплачивать госпошлину в размере 4,5 тыс. рублей — это также важно учесть.

Но, даже если гражданин сдал теорию раньше, ВУ он сможет воспользоваться только по истечение срока, указанного в постановлении мирового судьи. Раньше получить права нельзя.

Обязательный экзамен по теории незначительно отличается от того, который проходят при первоначальном получении ВУ — единственное различие в перечне вопросов, содержащихся в билетах. Автолюбителю предлагается ответить только на вопросы, касающиеся ПДД. К примеру, на вопросы, связанные с оказанием первой помощи, отвечать не требуется.

Экзамен в ГИБДД проводится в форме теста. Автолюбителям дается 20 вопросов, на которые они должны ответить в течение 20 минут.

Если водитель допускает 3 и более ошибок — ему потребуется повторная пересдача (которая также является платной). В противном случае (даже если срок успел выйти), сесть за руль гражданин не сможет.

Когда необходимо пересдавать после лишения

Так нужно ли проходить тестирование в любом случае или существуют исключения? Важно знать, что пересдача ПДД после лишения нужна далеко не всегда, а только в следующих случаях:

  • Водителем были нарушены правила эксплуатации тракторов, а также строительных машин и оборудования;
  • Автолюбитель привлекался за езду в состоянии опьянения (в данном случае неважно — алкогольное, н/о либо токсическое);
  • Когда автовладелец отказался от прохождения освидетельствования;
  • Если водитель пренебрег запретом употребления алкоголя либо наркотических веществ после ДТП, участником которого он являлся.

В остальных случаях возврат прав после лишения осуществляется без проверки знаний ПДД — по стандартной схеме.

Нередко и у налогоплательщиков, и у контролирующих органов возникают проблемы c определением точной даты, c которой начинает действовать тот или иной нормативный правовой акт. Проанализируем наиболее сложные ситуации из практики

В статье 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения. Неопубликованные законы не применяются и не влекут правовых последствий. Также не подлежат применению любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не были опубликованы официально.

Официальным опубликованием для большинства нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Это указано в статье 4 Федерального закона от 14.06.94 "№" 5-ФЗ (далее - Закон "№" 5-ФЗ) и пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 "№" 763 (далее - Указ "№" 763).

В самом нормативном правовом акте может быть указана дата, c которой он вступает в силу, например c 1 января 2011 года или со дня его официального опубликования. Если такого указания в документе нет, следует руководствоваться специальными правилами, установленными для различных видов нормативных актов в Законе "№" 5-ФЗ и Указе "№" 763. Большинство нормативных правовых актов вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении определенного количества дней после дня их официального опубликования (таблица ниже)1. Именно c подсчетом этих дней и определением даты первой официальной публикации нормативного акта возникает больше всего проблем.

Таблица. Порядок вступления в силу некоторых видов нормативных правовых актов

Вид нормативного правового акта

Порядок вступления в силу*

Федеральные конституционные законы

"Российская газета" или "Собрание законодательства Российской Федерации" либо "Парламентская газета"

Федеральные законы

Акты палат Федерального Собрания

Акты законодательства о налогах (за исключением актов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых налогов)

Вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

Акты законодательства о сборах (за исключением актов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых сборов)

Вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов

Вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер

"Российская газета" или "Собрание законодательства Российской Федерации"

Иные указы и распоряжения Президента Российской Федерации (в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера)

Постановления и распоряжения Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций

Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования

Иные постановления и распоряжения Правительства РФ (в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера)

Вступают в силу со дня их подписания

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер

Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования

"Российская газета", "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти"

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, но содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи c этим официальному опубликованию

Вступают в силу со дня их государственной регистрации в Минюсте России и присвоения номера

* Порядок, приведенный в таблице, применяется, если в самом нормативном правовом акте не установлена точная дата вступления его в силу либо не указан иной порядок вступления этого акта в силу.

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Парламентской газете" либо "Собрании законодательства Российской Федерации" (ст. 4 Закона "№" 5-ФЗ). Как определить дату первой публикации, если закон опубликован сразу в нескольких изданиях, но даты выхода этих изданий не совпадают?

"Российская газета" выходит ежедневно, а "Собрание законодательства Российской Федерации" и "Парламентская газета" - раз в неделю по понедельникам и пятницам соответственно. Причем датой выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" считается дата подписания этого издания в печать. На еженедельнике "Парламентская газета" указывается интервал дат, например 20-26 августа 2010 года. Помимо еженедельного издания, "Парламентская газета" выходит еще два раза в неделю - по вторникам и пятницам.

Очевидно, что в момент подписания еженедельника в печать еще не обеспечивается получение читателями информации о содержании нормативных актов, опубликованных в нем. Ведь в отличие от ежедневных изданий, дата выхода (подписания в печать) которых совпадает c датой получения их адресатами, еженедельники, как правило, доставляются адресатам позднее.

Итак, если нормативный акт опубликован в "Российской газете" раньше, чем в "Собрании законодательства Российской Федерации" или еженедельнике "Парламентская газета", датой первой публикации считается дата выхода "Российской газеты". Проблемы возникают в тех случаях, когда нормативный акт сначала был размещен в одном из указанных еженедельников и лишь потом - в "Российской газете". Проанализировав нормы законодательства и решения судов различных уровней, можно назвать два варианта.

Мнение эксперта

"Если нормативный правовой акт размещен сразу в нескольких официальных изданиях, но даты выхода этих изданий не совпадают, первой публикацией считается то официальное издание, которое первым опубликовало этот акт. Все последующие публикации данного нормативного акта в других официальных изданиях уже нельзя считать первой публикацией. Приведу пример.

Предположим, текст федерального закона был опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" 16 августа 2010 года, в "Российской газете" - 18 августа 2010 года, а в еженедельнике "Парламентская газета" - в выпуске за 20-26 августа 2010 года. Днем первого официального опубликования закона следует считать 16 августа 2010 года - дату размещения закона в "Собрании законодательства Российской Федерации".

Подчеркну, что при определении даты опубликования нормативных актов нужно ориентироваться на публикации этих документов только в официальных изданиях. Возвращаясь к приведенному примеру, допустим, что 16 августа 2010 года текст данного федерального закона был опубликован не в "Собрании законодательства Российской Федерации", а в газете "Московский комсомолец". Тогда датой первой официальной публикации следовало бы считать дату размещения закона в "Российской газете", то есть 18 августа 2010 года.

Размещение нормативного акта в информационно-правовых системах либо в Интернете (в том числе на сайтах официальных изданий) до опубликования акта в газетном или журнальном варианте какого-либо из официальных изданий также не может считаться его официальным опубликованием"

Вариант первый - формальный. Исходя из положений Закона "№" 5-ФЗ и Указа "№" 763, датой первой публикации нормативного правового акта считается издание, имеющее более раннюю дату выхода. Иначе говоря, если выпуск "Собрания законодательства Российской Федерации" или еженедельника "Парламентская газета", опубликовавшего тот или иной закон, имеет более раннюю дату, чем "Российская газета", дата официального опубликования закона определяется по дате "Собрания законодательства Российской Федерации" либо "Парламентской газеты" (в зависимости от того, какой из еженедельников вышел раньше).

Указанная позиция нашла поддержку в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2005 "№" А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2 и ФАС Северо-Кавказского округа от 25.05.2005 "№" Ф08-2159/05-882А по делу "№" А53-16528/2004-С6-22. Аналогичные выводы, касающиеся даты вступления в силу конкретного федерального конституционного закона, приведены в пункте 2 совместного постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 04.02.2010 "№" 3/2.

Текст федерального закона был опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" 9 августа 2010 года, в "Российской газете" - 11 августа 2010 года, а в еженедельнике "Парламентская газета" - в выпуске за 13-19 августа 2010 года. В федеральном законе указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.

Более раннюю дату публикации федерального закона (09.08.2010) имеет "Собрание законодательства Российской Федерации". Поэтому, следуя формальному подходу, дату первой официальной публикации федерального закона определяют по дате выхода именно этого издания. Таким образом, считается, что федеральный закон вступил в силу 9 августа 2010 года.

Вариант второй - практический. Цель официальной публикации нормативного правового акта состоит в его обнародовании для всеобщего сведения. Значит, дату первой публикации акта следует определять c учетом того, в какой момент акт, опубликованный в том или ином издании, реально доходит до адресатов (читателей, подписчиков). Такие рекомендации содержатся в пункте 6 мотивировочной части постановления КС РФ от 24.10.96 "№" 17-П.

Уже отмечалось, что согласно выходным данным на "Собрании законодательства Российской Федерации" дата выпуска данного издания совпадает c датой подписания его в печать. В этот день еженедельник еще не поступает в розничную продажу и не доставляется по подписке. До своих адресатов (читателей, подписчиков) он доходит значительно позднее - обычно через одну-две недели после указанной на нем даты. Следовательно, если нормативный правовой акт был сначала опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", а на следующий день (либо в течение нескольких дней) размещен также и в "Российской газете", датой первой его официальной публикации следует считать дату публикации в "Российской газете".

Аналогичные выводы содержатся, в частности, в постановлениях ФАС Поволжского округа от 25.03.2008 по делу "№" А65-29468/2007-СА3-43 и от 03.06.2008 по делу "№" А65-28895/07-СА3-43 и ФАС Северо-Кавказского округа от 23.03.2009 по делу "№" А32-1067/2008-12/24. Руководствуясь такими же принципами, КС РФ в Определении от 01.12.99 "№" 218-О определял дату первой публикации конкретного федерального закона.

Воспользуемся условием примера 1. Дата публикации федерального закона в "Собрании законодательства Российской Федерации" (09.08.2010) - это дата подписания данного издания в печать. Само издание будет доставлено адресатам позднее. В соответствии c выводами, содержащимися в постановлении КС РФ от 24.10.96 "№" 17-П, дату первой публикации федерального закона следует определять по дате размещения его в "Российской газете". Ведь еженедельник "Парламентская газета" c текстом этого федерального закона вышел еще позднее2.

Поскольку в "Российской газете" федеральный закон был опубликован 11 августа 2010 года, только c этой даты он считается вступившим в силу.

Обратите внимание: в случае выбора данного варианта для определения даты первой публикации нормативного акта следует учитывать разницу между датами выхода "Российской газеты" и "Собрания законодательства Российской Федерации". Так, если разница в датах составляет более 10 дней, датой первой официальной публикации нормативного акта безопаснее считать дату размещения его в "Собрании законодательства Российской Федерации", а не в "Российской газете". Ведь при такой значительной разнице в датах еще неизвестно, какое из указанных изданий дошло до своих адресатов (читателей, подписчиков) раньше.

Однако если разница в датах выхода изданий составляет, например, всего четыре дня, датой первой официальной публикации нормативного правового акта можно считать дату его опубликования в "Российской газете". Подобная ситуация рассмотрена в письме Минздравсоцразвития России от 25.07.2006 "№" 1556 12. Федеральный закон был опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" 3 июля 2006 года, а в "Российской газете" - 7 июля 2006 года. В самом федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования. Минздравсоцразвития России пришло к выводу, что датой первой публикации федерального закона следует считать дату его опубликования в "Российской газете", то есть 7 июля 2006 года. Следовательно, датой вступления данного федерального закона в силу является 6 октября 2006 года.

На некоторых периодических печатных изданиях, являющихся источниками официального опубликования, не указывается точная дата их выхода. Например, на еженедельнике "Парламентская газета" ставится интервал дат (13-19 августа 2010 года). На других изданиях, в которых должны публиковаться нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации3, вообще могут содержаться только месяц (порядковый номер выпуска) и год. Как в таких случаях определить точную дату первой официальной публикации?

Ни в Законе "№" 5-ФЗ, ни в Указе "№" 763, ни в иных нормативных актах не содержится ответа на этот вопрос. По аналогии c датой, указываемой на "Собрании законодательства Российской Федерации", можно сделать следующий вывод. При определении даты первой официальной публикации нормативного акта в изданиях, не имеющих точной даты выхода, необходимо ориентироваться на дату подписания такого издания в печать.

Однако по данному вопросу есть и другие точки зрения. Так, в отношении периодических печатных изданий, на которых указывается диапазон дат (как, в частности, на еженедельнике "Парламентская газета"), датой выхода можно считать первую или, наоборот, последнюю дату диапазона. При выборе конкретной даты необходимо учитывать, когда именно издание поступает в розничную продажу и доставляется подписчикам. Если это происходит ближе к концу указанного диапазона или даже по его окончании, то датой выхода издания (фактического доведения опубликованных в издании нормативных актов до адресатов) следует считать последнюю дату диапазона.

Аналогичный подход применялся, например, при определении даты официальной публикации законов г. Москвы. Указанные законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования (если иное не предусмотрено в самом законе). Одним из источников официального опубликования законов г. Москвы является газета "Тверская, 13". В тот период, когда эта газета выходила еженедельно, в ее выходных данных указывался интервал дат. Заместитель председателя Московской городской думы в письме от 22.08.2000 "№" 8-21-6254/0 разъяснил, что датой официального опубликования законодательных актов г. Москвы, публикуемых в газете "Тверская, 13", следовало считать дату, открывающую интервал. Ведь именно в этот день газета поступала в розничную продажу и доставлялась подписчикам.

Текст федерального закона был опубликован в еженедельнике "Парламентская газета" в выпуске за 6-12 августа 2010 года. И лишь 9 августа 2010 года он был размещен в "Собрании законодательства Российской Федерации", а в "Российской газете" опубликован только 13 августа 2010 года. В федеральном законе указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.

Поскольку более раннюю дату публикации федерального закона имеет еженедельник "Парламентская газета", дату первого официального опубликования закона определяют по дате выхода именно этого издания. Еженедельник "Парламентская газета" выходит по пятницам (в первую дату указанного диапазона). Поэтому датой опубликования нормативных правовых актов, размещенных в этом еженедельнике, считают дату, открывающую диапазон. Значит, федеральный закон вступил в силу 6 августа 2010 года.

Другая ситуация - на источнике публикации указаны только месяц (порядковый номер выпуска) и год либо только год его выхода. При подобных обстоятельствах датой официального опубликования нормативного акта, размещенного в таком издании, может считаться первый или последний день соответствующего месяца (года - если издание выходит один раз в год). Однако, учитывая значительную продолжительность периода (месяц, год) и отсутствие в законодательстве четких правил, логичнее дату публикации нормативного акта определять по дате подписания издания в печать. Иными словами, датой официального опубликования нормативного правового акта, размещенного в ежемесячном или ежегодном журнале (бюллетене и др.), считается дата, когда это издание было подписано в печать.

Ситуация третья. Документ вступает в силу со дня/после дня его официального опубликования

По общему правилу, установленному в статье 6 Закона "№" 5-ФЗ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Указы, распоряжения и другие акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Постановления, распоряжения и иные акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Это установлено в пунктах 5 и 6 Указа "№" 763.

Указанные нормы применяются, если самими законами или актами не предусмотрен другой порядок вступления их в силу. Так, непосредственно в нормативном правовом акте может быть использована одна из следующих формулировок: вступает в силу со дня официального опубликования; вступает в силу по истечении определенного количества дней (например, 90 или 180 дней) или определенного периода (месяца, трех месяцев и др.) со дня официального опубликования; вступает в силу по истечении определенного периода после дня официального опубликования; вступает в силу через определенный период со дня официального опубликования; вступает в силу через определенный период после дня официального опубликования.

Мнение эксперта

Д.Г. Черник, президент ЗАО "МЦФЭР-консалтинг", президент Палаты налоговых консультантов, доктор экон. наук:

"В случае использования в нормативном правовом акте такой формулировки, как "со дня официального опубликования" или "после дня официального опубликования", при решении вопроса о дате вступления данного акта в силу нужно исходить из логики русского языка. Предположим, закон опубликован 25 августа 2010 года. В самом законе указано, что он вступает в силу со дня официального опубликования. Это означает, что закон начинает действовать именно в день опубликования, то есть 25 августа 2010 года. Если бы в законе использовалась формулировка "после дня официального опубликования", то закон следовало бы применять начиная со следующего дня - c 26 августа 2010 года"

На первый взгляд разницы между приведенными фразами нет. Но это не так. Ведь в зависимости от того, какая именно формулировка использована, дата вступления в силу нормативного правого акта будет определяться по-разному.

Прежде всего следует различать формулировки "со дня официального опубликования" и "после дня официального опубликования". Если указано "со дня официального опубликования", то первым днем срока, по истечении которого нормативный правовой акт вступит в силу, является день его официального опубликования.

Допустим, в нормативном правовом акте указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Значит, нормативный акт начинает действовать непосредственно в день его первой официальной публикации.

В Федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования. Текст федерального закона был опубликован в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в один день - 5 июля 2010 года.

Началом 90-дневного срока, по истечении которого федеральный закон вступит в силу, считается день его первой официальной публикации, то есть 5 июля 2010 года. Указанный срок продолжительностью 90 дней истечет 2 октября 2010 года. Таким образом, федеральный закон начнет действовать c 3 октября 2010 года.

Если используется формулировка "после дня официального опубликования", то срок, по истечении которого нормативный правовой акт вступит в силу, исчисляется со дня, следующего за днем его официальной публикации.

Воспользуемся условием примера 4. Допустим, в федеральном законе содержится фраза о том, что он вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон опубликован 5 июля 2010 года. Поэтому первым днем 90-дневного срока, по окончании которого закон начнет действовать, считается день, следующий за днем его официального опубликования. То есть указанный срок начинается c 6 июля 2010 года. Поскольку 90-дневный срок истечет 3 октября 2010 года, федеральный закон вступит в силу c 4 октября 2010 года.

Вместе c тем некоторые специалисты считают, что независимо от использованной формулировки ("со дня" или "после дня официального опубликования") первым днем соответствующего срока считается следующий день после официальной публикации нормативного акта. В подтверждение данной позиции обычно приводятся нормы Гражданского и Налогового кодексов, касающиеся исчисления сроков. В статье 191 ГК РФ указано, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 6.1 НК РФ.

Пленум ВАС РФ в постановлении от 08.04.2003 "№" 4 применил именно такой подход при определении даты вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 "№" 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В этом федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования (за исключением отдельных норм, вступающих в силу в иные сроки). Закон был опубликован в "Российской газете" 2 ноября 2002 года. Казалось бы, 30-дневный срок, по окончании которого федеральный закон вступит в силу, следовало исчислять со дня его публикации, то есть c 2 ноября 2002 года. Таким образом, указанный срок истек бы 1 декабря 2002 года, и, значит, федеральный закон считался бы вступившим в силу 2 декабря 2002 года. Однако Пленум ВАС РФ указал в названном постановлении, что Федеральный закон от 26.10.2002 "№" 127-ФЗ вступил в силу 3 декабря 2002 года.

Естественно, для того чтобы не возникало разногласий c определением даты вступления в силу нормативных правовых актов, необходимо четкое урегулирование данного вопроса в законодательстве. На федеральном уровне этого пока не сделано. Однако, например, в отношении нормативных правовых актов г. Москвы соответствующие нормы уже есть. В случае если правовой акт г. Москвы вступает в силу через определенный срок c момента его официального опубликования, в этот срок не включается день официального опубликования данного правового акта. Такая норма закреплена в пункте 2 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 "№" 25 "О правовых актах города Москвы".

Кроме того, согласно статье 190 ГК РФ срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Например, в нормативном акте может быть предусмотрено, что он вводится в действие со дня вступления в силу постановления Правительства РФ о признании определенного акта утратившим силу.

Ситуация четвертая. Документ вступает в силу через/по истечении определенного срока после его официального опубликования

В нормативном правовом акте может быть указано, что он вступает в силу по истечении или через один (два, три, шесть и т. п.) месяц или год (несколько лет) со дня (после дня) его официального опубликования. Для определения последнего дня данного срока не важно, какая из формулировок использована - "по истечении определенного срока" или "через определенный период".

Мнение эксперта

Д.Г. Черник, президент ЗАО "МЦФЭР-консалтинг", президент Палаты налоговых консультантов, доктор экон. наук:

"Нередко в нормативных актах указывается, что они вступают в силу по истечении одного, двух, трех или более месяцев c момента официального опубликования. В этом случае под месяцем следует понимать 30 календарных дней. Таким образом, если в нормативном акте говорится, что он вступает в силу по истечении трех месяцев, то он начнет действовать через 90 дней.

Причем данное правило применяется и тогда, когда в месяце (либо даже нескольких месяцах), следующем за датой официального опубликования нормативного акта, фактически не 30, а 28, 29 или 31 день. Несмотря на реальную продолжительность месяца, при определении даты вступления в силу нормативного акта, начинающего действовать по истечении одного месяца со дня официального опубликования, все равно нужно отсчитывать 30 календарных дней. Такой отсчет начинают со дня опубликования нормативного акта (если в этом акте указано, что он вступает в силу по истечении одного месяца со дня опубликования) либо со дня, следующего за днем опубликования (если в нормативном акте указано, что он вступает в силу по истечении одного месяца после дня опубликования). Соответственно данный нормативный акт вступит в силу на 31-й день со дня либо после дня его официального опубликования"

Чтобы правильно рассчитать день окончания указанного срока и, значит, определить дату вступления нормативного акта в силу, обратимся к положениям статьи 192 ГК РФ. В пункте 3 названной статьи указано, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание установленного срока приходится на месяц, в котором нет такого числа (например, февраль), то срок истекает в последний день этого месяца.

Допустим, нормативный акт вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Этот акт был официально опубликован 19 апреля 2010 года. Значит, он вступил в силу в такое же число следующего месяца, то есть 19 мая 2010 года. Если бы в данном нормативном акте было указано, что он вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования, он бы начал действовать c 20 мая 2010 года.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ). Иными словами, федеральный закон, официально опубликованный 26 февраля 2010 года и вступающий в силу через один год со дня его опубликования, начнет действовать в такое же число такого же месяца следующего года, то есть 26 февраля 2011 года. Если бы в этом федеральном законе было указано, что он вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования, закон начал бы действовать c 27 февраля 2011 года.

Но, к сожалению, при решении вопроса о дате вступления в силу того или иного нормативного правового акта нет единства во мнениях не только у разных ведомств, но даже и среди арбитражных судов. Приведем пример.

В Федеральном законе от 19.07.2009 "№" 205-ФЗ указано, что он вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (за исключением отдельных норм закона, вступающих в силу в особом порядке). Статья 7 этого закона вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Федеральный закон был опубликован в "Российской газете" 22 июля 2009 года. Значит, статья 7 данного закона начала действовать в такое же число следующего месяца, то есть она вступила в силу 22 августа 2009 года. Однако, по мнению Минфина России, названная статья вступила в силу c 23 августа 2009 года (письмо от 21.12.2009 "№" 03-05-05-03/22).

Теперь определим дату, c которой применяется сам Федеральный закон от 19.07.2009 "№" 205-ФЗ. Итак, 90-дневный срок, исчисляемый после дня официального опубликования закона, истек 20 октября 2009 года. Значит, федеральный закон вступил в силу на следующий день по окончании этого срока, то есть 21 октября 2009 года. Такой же позиции придерживаются арбитражные суды многих федеральных округов (постановления ФАС Уральского округа от 10.03.2010 "№" Ф09-733/10-С4 по делу "№" А60-33557/2006-С4, ФАС Северо-Кавказского округа от 08.04.2010 по делу "№" А18-1163/2009 и ФАС Московского округа от 03.06.2010 "№" КГ-А40/5551-10 по делу "№" А40-10921/09-131-120). Но в отличие от них ФАС Центрального округа в постановлении от 21.04.2010 по делу "№" А14-15452/2009/410/4 указал, что данный федеральный закон вступил в действие c 23 октября 2009 года. Можно предположить, что при определении этой даты арбитражный суд ошибочно посчитал, что федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев (а не 90 дней) после дня его официального опубликования.

Ситуация пятая. Документ публиковался в одном источнике по частям

В статье 4 Закона "№" 5-ФЗ указано, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете", "Парламентской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". В отношении иных нормативных правовых актов (указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти и др.) требования о необходимости публиковать их полный текст не установлено.

Получается, что, если речь идет о федеральном законе, который имеет значительный объем и поэтому публиковался в одном и том же источнике частями в нескольких выпусках, дату официального опубликования такого закона следует определять по дате выпуска, завершающего его публикацию. Аналогичный подход должен применяться при решении вопроса о дате официальной публикации федеральных конституционных законов и актов палат Федерального Собрания, тексты которых размещались в печати по частям.

Из-за значительного объема федеральный закон публиковался в двух выпусках "Российской газеты": в выпуске за 11 августа 2010 года было размещено начало закона (статьи c 1-й по 15-ю), а в выпуске за 12 августа 2010 года - его окончание (статьи c 16-й по 40-ю). В федеральном законе не оговорен порядок вступления его в силу.

По общему правилу, установленному в статье 6 Закона "№" 5-ФЗ, федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Поскольку публикация полного текста федерального закона была завершена 12 августа 2010 года, от этой даты отсчитывается 10-дневный срок, по истечении которого закон вступит в силу. Указанный срок истечет 22 августа 2010 года. Таким образом, федеральный закон начнет действовать c 23 августа 2010 года.

В таком же порядке можно определять дату первой официальной публикации указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти и иных нормативных правовых актов. Ведь специальных указаний по этому вопросу в федеральном законодательстве нет. Вместе c тем, если текст нормативного правового акта г. Москвы публикуется частями, днем его официального опубликования является дата публикации последней части правового акта. Это установлено в пункте 2 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 "№" 25.

Нормативные правовые акты могут иметь приложения, в которых приводятся утвержденные этими актами правила, положения, регламенты, формы документов, графические изображения, перечни, таблицы и иные материалы. Как правило, такие приложения являются неотъемлемой частью правовых актов.

Нередко в официальном источнике публикуется только текст самого нормативного акта, а имеющиеся приложения к нему в печати не размещаются. Можно ли такую публикацию считать официальной?

Если речь идет о федеральном конституционном законе, федеральном законе или акте палаты Федерального Собрания, то нельзя. Ведь согласно статье 4 Закона "№" 5-ФЗ официальным опубликованием указанных актов считается первая публикация их полного текста. Если такой нормативный правовой акт публикуется в "Собрании законодательства Российской Федерации", то приложения к нему помещаются в тех же статьях, что и сам акт (ст. 9 Закона "№" 5-ФЗ).

Допустим, в одном источнике (например, в "Российской газете") федеральный закон опубликован без приложений, а в другом (в "Собрании законодательства Российской Федерации") - полностью, включая все приложения к нему. В этом случае дату первой официальной публикации следует определять по дате выхода того издания, в котором текст федерального закона размещен в полном объеме, то есть по дате "Собрания законодательства Российской Федерации".

Если и в остальных официальных источниках этот нормативный акт был опубликован в том же объеме (без приложений) либо вообще не публиковался в них, такую неполную публикацию придется считать официальной. Но лишь в той части, которая была официально опубликована. Такие разъяснения содержатся в пункте 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 "№" 48. В нем, в частности, говорится, что порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в полном объеме, если нормативный акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается лишь в той части, которая была официально опубликована.

В аналогичном порядке определяется дата официальной публикации иных нормативных правовых актов (указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и др.), опубликованных не в полном объеме. Вместе c тем Верховный суд РФ неоднократно указывал, что если нормативный акт был опубликован без приложений, являющихся его составной частью, то нельзя считать, что этот документ прошел официальное опубликование (Определения от 25.04.2007 "№" 49-Г07-13 и 49-Г07-144).

Однако в последнее время, когда нормативные акты регионального и местного законодательства все чаще стали размещать в Интернете на сайтах соответствующих органов государственной власти, Верховный суд РФ пересмотрел свою позицию. Так, в Определениях от 17.03.2010 "№" 81-Г10-2 и от 16.06.2010 "№" 81-Г10-10 он указал следующее. Опубликование постановления коллегии администрации Кемеровской области в местном официальном печатном издании без приложений не свидетельствует о нарушении порядка официального опубликования данного документа. Ведь это постановление вместе со всеми приложениями к нему было размещено на информационном интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области и на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области. То есть заинтересованным лицам была предоставлена возможность ознакомиться c приложениями к постановлению.

Некоторые официальные источники, например "Российская газета", имеют специальные выпуски и приложения, в которых также публикуются те или иные нормативные акты. Считается ли размещение нормативного акта в таком спецвыпуске или приложении к основному изданию официальной публикацией?

В Законе "№" 5-ФЗ и Указе "№" 763 ответа на этот вопрос не содержится. Нет единого мнения по данной проблеме и у арбитражных судов. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 26.07.2002 "№" КА-А40/4721-02 пришел к выводу, что Закон г. Москвы, напечатанный в спецвыпуске газеты "Тверская, 13", не может считаться официально опубликованным. Дело в том, что спецвыпуск не является одним из номеров газеты "Тверская, 13", имеет ограниченный тираж и не отвечает требованиям периодического печатного издания5, установленным Законом РФ от 27.12.91 "№" 2124-1 "О средствах массовой информации". Значит, публикация в нем нормативного акта не обеспечивает доведения этого акта до всеобщего сведения.

Другой пример, но c противоположными выводами - постановление ФАС Центрального округа от 25.08.2006 по делу "№" А08-15936/04-3. Арбитражный суд отметил, что действующее законодательство не предусматривает в качестве обязательного требования опубликование нормативных правовых актов только в обычных номерах "Российской газеты". Следовательно, приказ МПС России, размещенный в специальном выпуске "Российской газеты", тоже считается официально опубликованным.

Вайтман Е. В ., Эксперт журнала "Российский налоговый курьер"

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный процесс

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу , начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 / 4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве : некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет , ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат.veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

Вопрос, когда вступают законы РФ в силу , имеет весьма конкретизированный ответ. В данной статье, мы с вами рассмотрим особенности принятия закона и узнаем, когда он становится активным, то есть, юридически приобретает законную силу.

Когда имен вступают законы РФ в силу?

Сразу же нужно отметить, что на территории страны принимаются различные виды законодательств, которые могут своеобразно видоизменять и дополнять уже существующие нормативно-правовые базы. Таким образом, существует четко отработанная структура принятия законодательства, и она является обязательной, что позволяет все новые законы несколько раз проверять и перепроверять. Такой подход в действительности обеспечивает идеальные аспекты защиты интересов граждан и самого государства, на основании имеющихся конституционных норм.
  1. По существующему законодательству нашей страны, датой принятия закона считается день, когда его приняла государственная дума в окончательной редакции. То есть, в данном случае, дата принятия официально ставиться на документе после собрания государственной думы.
  2. Если же речь идет о федеральном конституционном законе, то датой его принятия считается день, когда документ был одобрен советом федерации.
Обратим ваше внимание на то, что после принятия законодательства советом федераций и государственной думой, также на документе должна быть поставлена подпись президента. И в течение семи дней, после того, как президент примет закон, он должен быть опубликован в общедоступных источниках и на специализированных федеральных сайтах.

Что же касается вступления в законную силу, то все законы, которые были приняты и опубликованы в четко определенных изданиях, по истечению десяти дней с момента публикации, приобретают законную силу по всей территории страны одновременно. Если же самими законами и актами установлены другие даты вступления в законную силу, то опираться нужно на указанную информацию. Например, в законодательстве, опубликованном в печатном издании, может быть указано, что оно вступает в законную силу с четко определенной даты.

Особенности принятия законодательства

В нашей стране законодательная база считается полной и совершенной. Тем не менее, определенные процессуальные ошибки все равно выявляются, как и выявляются определенные неточности и несоответствия конституционным нормам и стандартам. Так что, система пересмотра законодательной базы изначально формируется на работе конституционного суда. Именно он наделен силой пересматривать все федеральные законы. Что же касается вопроса создания законодательства, то тут все протекает по четко отработанной структуре, и никаких неточностей процесса быть не может, так как все в данном вопросе курируется вышестоящими инстанциями.

P.S. Если Вам требуется сходить на прием к гинекологу - кликните по ссылке www.remedy-kazan.ru .


Казалось бы, наличие законов изначально определяет особенности поведения человека в обществе. Изначально вся законодательная база составляется для того, чтобы защитить интересы и...


Процесс принятия закона имеет массу особенностей. Изначально приглашаются юристы, которые помогают правильно разработать законодательную базу. Далее, начинается процесс...


Вопрос, сколько законов в России является не совсем корректным. Все дело в том, что под понятие законов попадают многие нормативно-правовые документы, и посчитать их будет...


Вопрос из чего состоит закон, весьма многогранный. Начнем с того, что закон – основа правового государства. В нашей стране существует весьма значительное количество законов,...

В 2019 году, вступят в силу многие поправки и новые законодательные акты. Часть из них будет являться дополнением к ныне действующему Семейному кодексу. Упор сделают на новую концепцию семейной политики. Последнюю внедряют в государстве, действие которой рассчитано вплоть до 2025 года. Итоги этого года покажут, насколько эффективными окажутся предпринятые меры, но уже сейчас можно говорить о некоторых нюансах, прошедших проверку временем и успешностью исполнения.

Вводимая концепция будет способствовать ужесточению мер, предпринимаемых по отношению к злостным неплательщикам алиментов. Детей, которые не получают или недополучают алиментные выплаты, государство возьмет под личную опеку, то есть задействуют все доступные силы, чтобы в принципе исключить подобные случаи недоплат или невыплат. Но это не единственные обещания правящего государственного аппарата.

Не единожды в 2016 году обсуждались варианты воздействия на должников по алиментам, и это помогло выработать не только стратегию преобразований, но и опробовать предлагаемые нововведения на жителях Москвы, Московской области и республики Бурятия. Поэтому стоит ознакомиться с тем, что можно назвать «законом об алиментах в новой, измененной версии».

Что именно будет изменено

Одним из главных новшеств можно считать создание специального фонда. Он станет пополняться из Федерального или регионального, бюджета. Принципы его работы схожи с ПФР, то есть он обеспечит ежемесячную выплату алиментов, вне зависимости от того, платит ли обязанный к этому родитель или нет. Далее денежные средства будут взыскивать уже в пользу государства, а значит, к должнику станут применять более суровые методы воздействия. Эта мера должна увеличить поток денежных средств, поступающий от ответчиков по делам об алиментах, и направлять их по прямому назначению.

Второе глобальное решение касается увеличения минимальных сумм алиментов. Возможно, его не успеют реализовать именно в 2018, но все-таки ответчикам уже необходимо морально готовиться к тому, что вместо 7-8 тысяч (средний показатель по РФ), им в скором времени придется платить почти 15 тысяч на ребенка.

Выплаты должны будут продолжаться не только до достижения ребенком совершеннолетия. В случае если он поступит в ВУЗ, отцов обяжут платить до 23 лет включительно, что поможет максимальному количеству детей получить образование, не отрываясь от учебы для заработка средств насущных.

Это основные позиции, на которых государство хочет утвердиться для сохранения материального обеспечения и спокойствия маленьких граждан. Но есть еще много законопроектов, которые можно назвать уточняющими и дополняющими в этой сфере. Перейдем к их обсуждению.

Специальные отделы

Не так давно на территории государства стала функционировать ФССП, служба, главной функцией которой обозначено взимание материальных средств с обязанных к выплатам должников. Получив хорошие результаты по итогам работы, было принято решение, что стоит озаботиться созданием спецотделов, приставы в которых будут заниматься исключительно алиментными отношениями, то есть взысканиями сумм строго в определенной сфере. Специалисты станут узкоспециализированы, но за счет увеличения штата депутаты рассчитывают навести больший порядок и контролировать процесс выплат более тщательно.

Приставам дали еще больше полномочий, что позволяет им разыскивать неплательщиков с помощью банков, МВД, работодателей и даже социальных сетей. Если долги по алиментным выплатам у отдельно взятых граждан превысят отметку в 10 тыс. рублей, пристав может наложить своеобразное вето на пересечение границы государства. Правомерным действием будет считаться и привлечение неплательщиков к уголовной ответственности. Это воздействие более серьезного уровня, так как лишить должника свободы реально на срок до 12 месяцев, что может повлечь потерю рабочего места, запрет на выезд, отказ в занимаемой высокой руководящей должности.

Новое подразделение ФССП уже начало успешно функционировать в столице, а с 2019 подобные отделы распространятся по всей территории России. Поскольку приставы подразделений будут освобождены от исполнения по другим исполнительным производствам, велика вероятность более тщательной проверки необходимой информации и взаимодействия с должниками и с заявителями.

Не заплатишь – не поедешь

Задолженность по алиментным выплатам, которая будет превышать 10 тыс. рублей, позволит приставам временно конфисковать права. Конечно, не в буквальном смысле, просто они смогут внести эту информацию в банк данных, и любой инспектор службы ГИБДД сделает это за них. Постановление о временном лишении водительских прав, не будет касаться только нескольких категорий неплательщиков, а именно:

  • тех, кто имеет инвалидность;
  • для кого вождение автомобиля – это единственный способ заработка и дохода;
  • тех, кто проживает в местностях, относящихся к труднодоступным;
  • граждан, которым их персональное средство передвижения нужно, чтобы отвозить детей в школу и дошкольные учреждения.

В случае если должника поймают без прав на дороге, к нему применят штрафные санкции (от 2,5 до 30 тысяч рублей). Права вернут, как только задолженность по алиментам будет погашена.

Круговая информационная порука

На самом деле, не только прав на вождение автомобиля способны лишить неплательщиков. Отталкиваясь от финансовой планки, о которой говорилось ранее (10 тыс. рублей), должникам будут отказывать в предоставлении разного рода госуслуг. Например, станет проблематично получить загранпаспорт, сдать экзамен на получение водительского удостоверения в ГИБДД, расписаться в ЗАГСе. Конечно, это нововведение требует более тесного информационного сотрудничества между различными государственными структурами и подразделениями. Но работа в этом направлении ведется ускоренными темпами.

Помимо таких технических подходов к решению проблем с неплательщиками, особую роль отведут и реализации программы по отказу в содержании престарелых родителей. Естественно, что применят ее к гражданам, ранее игнорировавшим свои обязанности в отношении своих несовершеннолетних детей. Такой моральный взаимозачет признан справедливым, и поэтому пенсионеры лет через 20 не смогут обязать своих детей собственным содержанием.

Банки тоже готовы сотрудничать с приставами, и в случае предоставления им информации о задолженности клиента по алиментам, будут отказывать в проведении денежных операций, а также перестанут давать кредиты лицам, о которых появятся данные подобного негативного характера.

Только при взаимодействии всех госструктур можно надеяться на реализацию программы, утвержденную правительством и направленную на перспективу.

Юридический нонсенс

Много мер воздействия будет в распоряжении уполномоченных и компетентных лиц по отношению к тем, кого обвиняют в неуплате. Но при реализации программ не обошлось без казусов. К ним можно отнести решение об индексации, которой ежегодно подвергают алименты, выплачиваемые на основании среднего показателя прожиточного минимума. В каждом регионе перерасчет сделают исходя из местных особенностей, но принимая во внимание установленный правительством процент ежегодной инфляции.

В 2019 году индексация установлена на уровне 4 процентов. Но именно эти проценты не позволят при перерасчете удержать на должном уровне прожиточный минимум для детей, получающих алименты. Как известно, экспертами по экономическим вопросам, выдвинуто предположение, что инфляция превысит 12%-ный порог. Соответственно, индексация на низком уровне не увеличит, а уменьшит выплаты детям, что противоречит статьям в СК. Следуя букве закона, тем не менее, придется его нарушить, что и создает правовую дилемму.

Итог

В заключение можно добавить, что матерей-одиночек также будут поощрять – им позволят участвовать в государственных программах, приравняв к статусу молодых семей. Это позволит купить себе и ребенку жилье на льготных условиях.

Есть законодательные положения, которые в 2019 останутся без изменений. Это назначение к выплатам фиксированных сумм, признание сожительствующих граждан и их браков наравне с зарегистрированными в ЗАГСе, что позволяет претендовать на выплату алиментов, а также многое другое.

За первые несколько лет система нововведений должна будет показать, насколько эффективно ее применение. Гражданам же предстоит оценить преимущества и неудобства. Мы же констатируем, что для детей сделано все максимально возможное, в условиях кризиса.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация