Федеральный закон об опеке. Закон «Об опеке и попечительстве. Опекуны и попечители: их права, особенности назначения

Главная / Бизнес
1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.

2. Орган опеки и попечительства исходя из интересов подопечного вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

3. По просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе разрешить им безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. В договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного.

4. Безвозмездное пользование опекуном или попечителем жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается в порядке и на условиях, которые установлены частью 3 настоящей статьи, при удаленности места жительства опекуна или попечителя от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

4. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

6. В случаях, предусмотренных частями 3 - настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.

7. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.


Судебная практика по статье 29 ФЗ от 24.04.2008 № 48-ФЗ

    Постановление от 22 августа 2018 г. по делу № А75-942/2018

    Людмилы Владимировны Кузьминой» вынесено решение о назначении единовременного пособия при передаче несовершеннолетнего ребенка на воспитание в семью в сумме 23 268,98 руб., которое выплачено 29 . 04.2017. После окончания стационарного лечения матери Кузьминой Е.С. опека над несовершеннолетней не прекращена, ребенок не был передан матери. Меры по взысканию алиментов с матери Кузьминой...

    Решение № 2-188/2018 2-188/2018~М-188/2018 М-188/2018 от 9 июля 2018 г. по делу № 2-188/2018

    Архаринский районный суд (Амурская область) - Гражданские и административные

    Приемными родителями единовременной денежной выплаты является прекращение опеки или попечительства при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Статьей 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» установлены основания прекращения опеки и попечительства. В частности, опека прекращается при освобождении либо...

    Решение № 2А-1300/2018 2А-1300/2018 ~ М-1136/2018 М-1136/2018 от 5 июля 2018 г. по делу № 2А-1300/2018

    Воркутинский городской суд (Республика Коми) - Гражданские и административные

    От исполнения обязанности опекуна над ним; и о назначении опекуном над несовершеннолетним Б.А.Д, года рождения. В обоснование требований указала, что она с 29 . 12.2017 назначена опекуном своего внука Б.А.Д, года рождения, сроком на 06 месяцев.04.05.2018 она обратилась к ответчику о передаче ей Б....

    Решение № 2-748/2018 2-748/2018~М-585/2018 М-585/2018 от 28 июня 2018 г. по делу № 2-748/2018

    Зейский районный суд (Амурская область) - Гражданские и административные

    Опекунами (попечителями) единовременной денежной выплаты является прекращение опеки или попечительства при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». При этом в силу императивного указания данного Закона, изложенного в абз.7 ч.3 ст.3, при наступлении такого основания в...

    Постановление от 25 мая 2018 г. по делу № А75-20458/2017

    Восьмой арбитражный апелляционный суд (8 ААС)

    Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Пункт 1 части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусматривает, что опека прекращается в случае смерти подопечного. Гражданско-правовая ответственность опекунов и попечителей установлена...

  • 29 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" опека или попечительство прекращается: 1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного; ...

Государственной Думой

Советом Федерации

3.8. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - ФЗ "Об опеке и попечительстве") в случаях выдачи доверенности от имени подопечного требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

частями 3 и 5 статьи 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", защиту прав и законных интересов лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, и несовершеннолетних, не достигших возраста, указанного в настоящей части, осуществляет орган опеки и попечительства или организация (в том числе медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, стационарная организация социального обслуживания, предназначенная для лиц, страдающих психическими расстройствами), на которую законом возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя.


48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" регулирует отношения, связанные с установлением, осуществлением и прекращением попечительства и опеки над несовершеннолетними лицами. В этой статье будет рассказано об основных положениях, зафиксированных в представленном законопроекте.

Правовое регулирование

2 статья ФЗ № 48 приводит основные понятия, применяемые в нормативном акте. Что представляет собой опека? Согласно Закону, это особый вид устройства малолетних граждан у опекунов, которые являются гражданами Российской Федерации. Представители назначаются соответствующими органами. Определяется их статус как законных представителей малолетнего лица. Вся совокупность юридически значимых действий, осуществляемых опекунами в отношении ребенка, именуется опекой.

Понятие попечительства несколько отличается от опеки. Согласно Закону, это особый вид устройства несовершеннолетних граждан, не являющихся малолетними (в возрасте от 14 до совершеннолетия). Назначенные законные представители недееспособного лица должны всячески содействовать в осуществлении прав и обязанностей подопечного. Подопечным именуется опекаемый законными представителями гражданин.

Задачи и принципы государственного регулирования

В соответствии с 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", государственные власти должны всячески содействовать ювенальным институтам. Так, в задачи государственного регулирования должно входить:

  • обеспечение исполнения своих полномочий опекунами и попечителями;
  • обеспечение оптимального уровня жизни лиц, являющихся подопечными;
  • обеспечение качественного выявления граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве;
  • защита свобод, прав и законных интересов подопечных;
  • государственная поддержка юридических и физических лиц, в обязанности которых входит стимулирование деятельности опеки и попечительства.

ФЗ № 48 (с изменениями от 28.11.2015) закрепляет также основные принципы рассматриваемой деятельности. Здесь стоит выделить:

  • тщательный надзор над исполнением обязанностей опекунами и попечителями;
  • защиту прав и интересов подопечных;
  • свободное принятие гражданами своих обязанностей в рассматриваемой области.

Отдельно стоит рассказать об обязанностях и правах соответствующих государственных органов.

Права и обязанности органов попечительства и опеки

"Об опеке" в главе 2 закрепляет основные полномочия и задачи государственных органов, реализующих полномочия в рассматриваемой сфере. Что это за инстанции? Согласно статье 6, это региональные органы исполнительной власти.

В задачи таких органов входит следующее:

  • защита свобод, прав и законных интересов лиц, которые нуждаются в опеке или попечительстве со стороны граждан;
  • качественный надзор за исполнением своих обязанностей опекунами и попечителями;
  • контроль над сохранением имущества несовершеннолетних, находящихся под надзором соответствующих лиц или организаций.

Стоит также отметить, что, в соответствии с 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", рассматриваемые государственные инстанции имеют следующие виды прав:

  • обращение в судебные инстанции с заявлением о необходимости признать отдельных граждан недееспособными или частично дееспособными;
  • законное освобождение попечителей или опекунов от исполнения своих обязанностей;
  • представление интересов несовершеннолетних лиц во время судопроизводства;
  • выдача разрешений на совместное или раздельное проживание попечителей или опекунов с подопечными;
  • проверка жилищных условий в тех местах, где проживают подопечные, а также некоторые другие полномочия.

Закон, таким образом, четко регламентирует основные положения, связанные с правовым статусом всех субъектов нормативного акта.

О правовом статусе попечителей и опекунов

48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" закрепляет нормы, характеризующие правовой статус субъектов закона. Так, статья 10 повествует о порядке определения граждан, имеющих возможность стать законными представителями несовершеннолетнего лица. Здесь выделяются следующие требования:

  • опекун или попечитель дает письменное согласие;
  • успешно пройден предварительный этап опеки;
  • опекуном или попечителем является дееспособный, совершеннолетний, способный осуществлять трудовую деятельность гражданин.

Федеральный закон № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" закрепляет довольно большое количество норм, правил и особенностей, касающихся установления и регулирования соответствующих процессов.

Отдельно стоит выделить права и обязанности самих граждан, являющихся законными представителями несовершеннолетних лиц.

Задачи законных представителей

Статья 15 гласит, что полномочия и обязанности попечителей и опекунов регулируются Гражданским и Семейным кодексами. Опекуны, согласно закону, являются законными представителями ребенка, а потому обязаны всячески защищать его права и интересы. Граждане, получившие статус законных представителей, должны своевременно извещать соответствующие органы о смене места жительства или о временном отсутствии по адресу.

Попечители и опекуны имеют право на получение льготной помощи в медицинской, образовательной, психологической, юридической и любой другой сфере. Также закон регулирует имущественные права граждан. О них будет рассказано далее.

Об имущественных правах попечителей и опекунов

Закон устанавливает одно очень важное правило: подопечные не имеют имущественных прав на собственность своих законных представителей. И напротив, ни опекуны, ни попечители не могут претендовать на имущество подопечных. Сюда включаются пособия, пенсии, алименты, льготы и прочие социальные выплаты.

Гражданское законодательство устанавливает общее право собственности на имущество семьи, состоящей из подопечных и опекунов. Так, опекаемые несовершеннолетние граждане имеют право пользоваться имуществом своих законных представителей с их согласия. Попечители же и опекуны не имеют право пользоваться собственностью подопечного в своих личных интересах.

Необходимо отметить, что имущество подопечных находится под охраной. Закрепляет эту норму Федеральный закон № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". Охраной имущества несовершеннолетнего лица занимаются его законные представители. Обязательно должна быть произведена опись имеющейся собственности.

Распоряжение имуществом

Опекуны и попечители могут распоряжаться имуществом подопечного только после подписания специального документа, предоставляемого органом опеки. Как уже было сказано, распоряжение имуществом ребенка не должно преследовать личных целей. Так, разрешается внести денежные средства подопечного на счет в банке или приобрести страховку. Запрещается заключать кредитные договоры или договоры займа от имени опекаемого лица. Закон говорит об ответственности за передачу имущества несовершеннолетнего лица в заем или пользование.

Статья 20 гласит, что недвижимое имущество не может отчуждаться за исключением следующих случаев:

  • отчуждение по выгодному для подопечного договора ренты;
  • принудительное обращение взыскание на предмет залога;
  • отчуждение недвижимости в случаях исключительного характера (необходимость дорогостоящего лечения подопечного и пр.);
  • перемена жилища опекаемого лица.

Статья 22 гласит о праве попечителя требовать признания недействительными сделок, заключенных его подопечным без согласия законного представителя.

Надзор за деятельностью законных представителей

48-ФЗ "Об опеке и попечительстве в РФ" закрепляет необходимость осуществления надзора соответствующими государственными органами за представителями несовершеннолетних подопечных. Каким образом этот надзор проходит?

Органы опеки и попечительства должны руководствоваться сроками, установленными Правительством РФ. В отдельные периоды времени представители соответствующих инстанций должны приходить по месту жительства опекунов, и проводить качественную проверку жилищных и бытовых условий. Подвергаются проверке сохранность имущества подопечного, своевременность удовлетворения его основных потребностей. Отдельно оговаривается обязанность посторонних лиц сообщать в органы внутренних дел о фактах нарушения прав несовершеннолетнего подопечного. Подобным правом обладают и сами подопечные: они могут обжаловать в судебном порядке действия или бездействия своих попечителей или опекунов.

Опекуны и попечители обязаны составлять специальные отчеты и подавать их в надлежащие инстанции не позднее 1 февраля ежегодно. В отчетах должны содержаться сведения о состоянии имущества подопечного, о месте его хранения или регистрации. Отчет утверждается органом опеки и попечительства и хранится в личном деле.

Об ответственности

Согласно 48-ФЗ от 24.04.2008 "Об опеке", попечители и опекуны несут ответственность за совершение сделок от имени своих подопечных. Ответственность в этом случае регулируется гражданским законодательством. лица должны отчитываться за нанесенный имуществу подопечного вред. Если вина опекунов или попечителей установлена, то судебные органы составляют специальный акт и предъявляют провинившемуся гражданину требование возместить убытки, причиненные подопечному.

Отдельно ответственность законных представителей регламентирует Уголовный кодекс РФ. За нанесение вреда психическому или физическому здоровью опекаемого лица виновные должны предстать перед судом.

Несет ответственность и сама инстанция опеки и попечительства. Об этом указано в статье 28 Федерального закона от 24.04.2008 (48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Контроль над инстанцией осуществляется должностными лицами из исполнительной ветви власти субъекта РФ. Так, если орган опеки причинил подопечному вред в результате бездействия или незаконных действий, то будет возбуждено дело в соответствии с законодательством РФ.

О прекращении опеки или попечительства

В соответствии со статьей 29 48-ФЗ "Об опеке" (с комментариями и изменениями от 28.11.2015), попечительство или опека должны быть прекращены в следующих случаях:

  • смерть подопечного или законного представителя;
  • истечение срока действия свидетельства о назначении попечителя или опекуна;
  • освобождение или отстранение попечителя или опекуна от исполнения своих обязанностей.

Опекуны или попечители сами могут отказаться от исполнения своих обязанностей. Соответствующий государственный орган освободит их при наличии следующих условий:

  • нарушение законных интересов подопечного;
  • ненадлежащее исполнение обязанностей;
  • выявление государственным органом особых нарушений.

Государственная поддержка

Глава 7 рассматриваемого закона закрепляет основные формы государственной поддержки физических и юридических лиц, осуществляющих попечительство и опеку в отношении несовершеннолетних граждан.

Здесь можно выделить:

  • установление суммы пособий и льгот для подопечных;
  • установление размеров выплат для нужд законных представителей.

Суммы могут разниться в зависимости от региона РФ.

ФЗ 48 был принят в 2008 году; главная его цель - повышение социальной защищенности детей-сирот и детей без попечительства. ФЗ 48 «Об опеке и попечительстве» призван защищать также права самих опекунов, скажем, их право на материальное вознаграждение. До того, как ФЗ 48 был принят, сироты находились под защитой Семейного, Гражданского и Жилищного кодексовновый закон собрал все нормы в один документ и изложил их более подробно.

Основные понятия, фигурирующие в документе

Основные понятия перечислены в ст. 2 – рассмотреть их необходимо, иначе положения закона будут не вполне понятны. Прежде всего нужно установить, в чем же различие между опекой и попечительством.

Опекой называется форма устройства малолетних детей – тех, которые еще не достигли 14 лет. Какие положены льготы, пособия и выплаты опекунам в 2017 году?

Попечительство устанавливается над человеком любого возраста свыше 14 лет. Чаще всего попечительство прекращается, когда гражданин достигает совершеннолетия. Но бывает и иначе: если человек увлекается наркотиками или алкоголем, вследствие чего семья оказывается без денег, ему тоже нужен попечитель. Гражданин ограничивается в дееспособности (судом), но сохраняет право совершать некоторые бытовые сделки (например, делать покупки в магазинах). Кто такой недееспособный гражданин, рассказывает ст. 29 ГК – это гражданин, который из-за психического расстройства не может контролировать свои действия, а значит, нуждается в попечителе.

ФЗ 48: что нового?

В 2008 году произошло масштабное реформирование системы органов опеки. Например, функцию обеспечения социальной защищенности сирот стало выполнять не местное самоуправление, а органы субъектов РФ. Считается, что благодаря реформам к нуждам сирот стали относиться более внимательно. Реформирование стало одной из причин принятия федерального закона об опеке и попечительстве. Закон ввел множество новых правил, а именно:

  • Опекуны и попечители с момента принятия закона начали получать деньги за уход и внимание к своим подопечным.
  • Родственники получили преимущественное право становиться попечителями и опекунами и зарабатывать на этом деньги.
  • Может назначаться временная опека над ребенком по просьбе родителей, которые по уважительной причине не способны приглядывать за ним в течение некоторого времени. Родители должны сами найти опекуна и указать его в заявлении.
  • Единственный родитель получил право отдавать письменное распоряжение, в котором он уточняет, кто должен опекать ребенка в случае смерти родителя.
  • Федеральный закон об опеке и попечительстве устанавливает возможность назначения сразу нескольких попечителей для одного подопечного.
  • Предусмотрена возможность упрощенной процедуры установления опеки, если это в интересах подопечного.
  • Если подопечному больше 14 лет, он может подать заявление и самостоятельно назначить себе попечителя.

Попечители и имущество

Закон ФЗ 48 «Об опеке и попечительстве» уделяет большое внимание имущественным вопросам. Попечители могут получить имущество, принадлежащее подопечному, в течение 3 дней с момента установления опеки, но только по описи от лиц, которые ранее осуществляли хранение этих вещей. Закон устанавливает периодичность подачи отчетов попечителей о том, каким образом используется имущество подопечного, а также перечень оснований, по которым попечители могут быть лишены права пользования этим имуществом. Как правило, это происходит после отстранения опекуна или попечителя от исполнения обязанностей.

Особое значение ФЗ уделяет правилам пользования жилым помещением, принадлежащим подопечному. Чтобы опекун мог пользоваться этим помещением на безвозмездной основе, необходимо соответствие целому ряду условий – это допустимо только для граждан, которые добросовестно исполняют обязанности, и только если место жительства опекуна удалено. Закон говорит и о других исключительных обстоятельствах, но, к сожалению, их не перечисляет (что, увы, порождает двусмысленность). Считается, что подобные условия позволяют предотвратить ситуацию, когда потенциальный опекун стремится получить этот статус в корыстных целях, то есть для безвозмездного проживания в квартире или доме подопечного.

Закон усиливает роль судебной защиты подопечного. Обжаловать в суде можно решения о назначении опекуна, о выдаче предварительного разрешения органов опеки на совершение той или иной сделки, об освобождении от обязанностей. Подопечные могут жаловаться на действия опекунов в органы опеки независимо от возраста.

Можно сказать, что закон, принятый в 2008 году, призван «закрутить гайки» и заставить опекунов и попечителей более внимательно относиться к своим обязанностям. Однако тенденция к ужесточению правил попечительства может привести и к печальным последствиям – найти опекуна, соответствующего всем многочисленным критериям закона, крайне проблематично.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация