Последние новости об актуальной информации о зарплатах госслужащих

Главная / Бизнес

Аттестация госслужащих проводится с целью определения соответствия работника занимаемой должности. Аттестация госслужащих проводится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ и Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110. По итогам проверки определяется соответствует работник занимаемой должности или нет, а также даются рекомендации о его переводе, направлении на курсы повышения квалификации или увольнении. О том, как проходит аттестация госслужащих поговорим в данной статье.

Из статьи вы узнаете:

Аттестация госслужащих – 2017 : общие сведения

Аттестация госслужащих – 2017 обязательна для каждого работника и проводится с определённой периодичностью. Данная процедура позволяет:

  • сформировать кадровый состав государственной гражданской службы РФ;
  • определить деловые качества работника: навыки, знания, умения;
  • выявить потребность компании в необходимости проведения мероприятий по повышению квалификации работников в период технологических изменений;
  • решить вопросы, связанные с определением преимущественного права оставления на работе при проведении процедуры сокращения численности работников;
  • решить вопросы, связанные с изменением условий оплаты труда работников государственных органов.

Скачайте документы по теме:

В таблице 1 приведены основные положения проведения аттестации госслужащих в 2017 году.

Таблица 1. Аттестация госслужащих – 2017

Параметр аттестации госслужащих

Комментарий

Периодичность

Один раз в три года

Кто подлежит проверке

Проверке подлежат все работники государственных организаций. Исключение составляют следующие сотрудники:

  • работающие в занимаемой должности на момент аттестации менее 1 года;
  • в возрасте 60 лет и старше;
  • беременные женщины;
  • женщины в отпуске по беременности и родам;
  • женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет;

Важно! В отношении женщин, находящихся в декретных отпусках, проверка соответствия проводится только через 1 год после окончания таких отпусков;

Характеристики, учитываемые при проведении проверки

Порядок проведения аттестации госслужащих

Порядок проведения аттестации госслужащих делится на следующие этапы:

  1. организация проведения аттестации госслужащих;
  2. непосредственное проведение аттестации госслужащих.

Организация работы по аттестации госслужащих предполагает выполнение следующих мероприятий:

Утверждается положение об аттестации госслужащих.

Положение об аттестации госслужащих является локальным нормативным актом и утверждается с учетом требований ст. 372 ТК РФ. Форму локального акта можно скачать .

Издается приказ о проведении аттестации госслужащих.

Данный приказ регулирует порядок проведения проверки и составляется по форме, приведенной на рисунке 1.

Формируется аттестационная комиссия.

Состав комиссии утверждается приказом и в него входят:

  • представитель работодателя и/или уполномоченные им гражданские служащие;
  • представить федерального или регионального госоргана по управлению государственной службой;
  • независимые эксперты: представители научных, образовательных и других организаций.

Важно! Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия имеет председателя, которым часто становится руководитель учреждения или его заместитель, секретаря и членов комиссии. Данный состав формируется так, чтобы исключить возможность возникновения разногласий и конфликтов интересов, влияющие на принимаемые решения. Все члены комиссии имеют равные права.

На практике бывают случаи, когда создается несколько аттестационных комиссий. Например, для проверки сотрудников, выполняющих разные должностные обязанности, или если организация имеет несколько подразделений, которые разделены территориально.

Утверждается график проведения аттестации госслужащих.

График проверки утверждается работодателем ежегодно. Работники с ним знакомятся под роспись не менее чем за один месяц до начала аттестации.

Образец графика можно скачать .

Собираются документы на аттестуемых работников.

Не позднее чем за две недели до аттестации госслужащих, в комиссию сдается отзыв об аттестуемом работнике. Отзыв составляется и подписывается непосредственным руководителем, утверждается вышестоящим руководителем и содержит информацию об исполнении работником должностных обязанностей за аттестационный период, к которому прилагаются данные о выполненных проектах, поручениях и так далее.

С отзывом сотрудник знакомится под роспись не менее чем за неделю до начала мероприятий по проверке соответствия работников. Сотрудник имеет право представить в комиссии дополнительные сведения о своей работе или заявить о несогласии с отзывом.

Рисунок 1. Приказ о проведении аттестации госслужащих

Обратите внимание: Аттестуемого работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности за отсутствие на аттестации по неуважительной причине. При этом аттестация такого госслужащего переносится на более поздний срок.

Когда проводится внеочередная аттестация госслужащих

Внеочередная аттестация госслужащих может быть проведена при наличии следующих обстоятельств:

Результаты аттестации госслужащего

По результатам аттестации госслужащего выносится одно из следующих решений:

  1. соответствует занимаемой должности;
  2. соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
  4. не соответствует замещаемой должности.

Результаты аттестации госслужащего оформляются приказом руководителя учреждения (рисунок 2).


Рисунок 2. Фрагмент приказа о мероприятиях по итогам аттестации госслужащих


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Если госслужащий не прошел аттестацию, то ему предлагается получить дополнительное профессиональное образование или перевестись на нижестоящую должность. Если работник отказывается от этого, то он увольняется с государственной гражданской службы.

Если госслужащий не прошел аттестацию и с даты проведения проверки прошел месяц, то перевод на другую должность или увольнение с работы не допускается.

Обжалование аттестации госслужащего

Обжалование аттестации госслужащего регулируется главой 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Аттестацию госслужащий имеет право обжаловать в:

  1. комиссию государственного органа по служебным спорам;

В данной статье мы рассмотрели, как проходит аттестация госслужащих. К аттестации госслужащих необходимо отнестись серьезно, как государственному учреждению - работодателю, так и самим госслужащим, так как ее результаты могут привести к увольнению работника и, как следствие, к трудовым спорам. Поэтому аттестация госслужащих в 2017 году должна быть проведена в соответствии с установленным законодательством порядком.

Для эффективной работы государственных органов необходимо, чтоб кадры имели соответствующую подготовку и квалификацию. Именно в этом залог успешного функционирования всей системы, поэтому необходимо проводить проверку и оценку кадров на регулярной основе.

Для чего нужна аттестация сотрудников?

Чтобы государственная власть была эффективной и действенной, чиновники, осуществляющие эту власть, должны быть высокопрофессиональны и компетентны. Проверить уровень знаний служащих, соответствие их профессиональной компетенции предъявляемым требованиям можно в результате проведения аттестации государственных служащих .

К тому же данная проверка позволяет выявить наиболее талантливых и перспективных из них, а в будущем учитывать их кандидатуры для замещения вакансий вышестоящих должностей.

С другой стороны, аттестация является серьезным инструментом кадровой политики. Сотрудники, оценка которых вызывает сомнения в их подготовленности, направляются затем на дополнительные учебные курсы и переподготовку. А работники, показавшие неудовлетворительный результат, освобождаются от работы.

Цель проведения аттестации сотрудников:

  • оценить соответствие уровня профессиональной подготовки государственного служащего квалификационным требованиям;
  • направлять на переподготовку и повышение квалификации госслужащих, результаты служебной деятельности которых вызывают сомнения;
  • выявить наиболее перспективных государственных служащих для дальнейшего продвижения их по службе;
  • избавляться от государственных служащих, не соответствующих занимаемой должности.

Правовое регулирование

Основные понятия и принципы организации аттестации закреплены в 79-ФЗ и Указе Президента N 110.

Помимо этого в любом государственном органе разработан и принят нормативный правовой акт (положение, регламент или порядок).

Итак, перечень актов, регулирующих процесс аттестации государственных служащих:

  • Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»
  • Правовой акт органа государственной власти (положение, регламент или порядок)

Кого нельзя подвергать оценке?

Не все сотрудники подлежат аттестационной проверке. Отдельные категории работники не должны включаться в список аттестуемых:

  1. Сотрудники, работающие на госслужбе 11 месяцев и меньше.
  2. Сотрудники, которым уже исполнилось 60 лет.
  3. Женщины в положении.
  4. Матери, которыенаходятся в отпуске по уходу за детьми.
  5. Женщины, после декрета вернувшиеся на работу и отработавшие 11 месяцев и менее.
  6. Руководители, заключившие срочный контракт.
  7. Помощник (или «советник»), работающие по срочному контракту.
  8. Работники, которые сдали квалификационный экзамен 11 месяцев назад и менее.
  9. Сотрудники, аттестация которых состоялась менее трех лет назад.

Этапы проведения процедуры

Аттестация предполагает четыре основных этапа :

  1. подготовительный;
  2. тестирование;
  3. собеседование;
  4. итоговое решение.

Каждый из этапов, в свою очередь, делится на подэтапы.

Подготовка аттестации – самая трудоемкая и кропотливая ее часть. Она требует от кадровых специалистов тщательной проработки вопроса. Из чего же складывается подготовительный этап?

Шаг 1. Сформировать комиссию для аттестации.

Комиссия создается и утверждается приказом или распоряжением представителя нанимателя. На федеральном уровне не указана конкретная форма правового акта для формирования комиссии, поэтому каждый госорган выносит решением о виде утверждающего акта самостоятельно . Это может быть как приказ, так и распоряжение.

Обычно предложения о персональном составе и количестве членов, о точных сроках проведения готовит кадровый отдел.

В организации при необходимости возможно создание не одной, а двух комиссий. Так создается отдельная комиссия для аттестации государственных служащих, работа которых, так или иначе, предполагает использование информации, содержащей гостайну. Ее создание может утверждаться одним общим актом или готовится дополнительный приказ.

Комиссия не будет являться правомочной, если в ее состав не будут включены:

  • руководитель учреждения, прямые начальники госслужащего, в том числе из юридического, кадрового подразделений;
  • руководитель уполномоченного органа государственной службы;
  • независимые эксперты — члены общественных организаций, преподаватели высших учебных заведений. Причем в процентном соотношении число приглашенных экспертов должно равняться 25% от всех членов комиссии;
  • член общественного совета, если при организации создан такой совет.

Формируя комиссию, необходимо исключить ситуации, влекущие за собой конфликт интересов , тем самым предупредив возможность влияния на итоговое решение.

Возглавляет комиссию Председатель. Также в составе должна быть предусмотрена должность заместителя председателя и секретаря.

Если работник является членом аттестационной комиссии, то его работа в этой комиссии временно прекращается.

Необходимо учесть, что специалисты, включенные в комиссию по проверке сотрудников, работающих с информацией ограниченного распространения, также должны иметь допуск к гостайне.

Шаг 2. Составить список работников, подлежащих аттестационной проверке.

При формировании списка нужно проверить правомерность внесения в него данных. Так, в список не могут быть включены некоторые группы лиц. Информацию об этих группах смотри выше.

Шаг 3. Разработать и утвердить график проведения аттестации.

Подготовленный список указывается в графике проведения аттестационных мероприятий.

Сведения, указываемые в графике:

  1. наименование организации
  2. перечень служащих, подлежащих аттестации
  3. календарная дата и место, где будет проводиться заседание аттестации
  4. сроки предоставления пакета необходимых документов и ответственные за это.

Шаг 4. Обеспечить ознакомление аттестуемых с графиком не позднее, чем за один месяц до начала аттестации, сотрудники должны ознакомиться с графиком.

Шаг 5. Скомплектовать пакет документов для работы комиссии.

На каждого госслужащего, подлежащего аттестации, нужно подготовить пакет документов:

  • отзыв об исполнении возложенных обязанностей.
  • информация о поручениях, исполненных работников, и подготовленных им проектах документов.
  • аттестационный лист, в котором зафиксированы данные предыдущей проверки.

Для более полной оценки дополнительно включаются также копия должностного регламента и справка-объективка.

Шаг 6. Издать нормативный правовой акт о заседании комиссии.

Следующий этап предполагает прохождение тестирования.

С целью выявления уровня соответствия аттестуемого должности, которую он занимает, применяются различные методы тестирования. Например, письменные тестовые испытания, но, чтобы исключить возможность фальсификации результатов, предпочтительнее проведение тестовых зачетов в автоматизированной форме.

В разработке теста участвуют сотрудники кадровых служб, юристы, психологи.

Проверочный тест должен охватывать следующие темы:

  • отраслевая специфика организации;
  • основы законодательства;
  • противодействие коррупции;
  • основы общегражданского и делового этикета;
  • информационно-компьютерные технологии.

Третий этап – собеседование.

Для проведения заседания следует обеспечить явку членов комиссии и явку аттестуемого.

Неявка последнего влечет за собой серьезные последствия — вплоть до привлечения к дисциплинарной ответственности . В случае причины, которая может быть расценена как уважительная, (заболел, находился в служебной командировке), сотрудника не наказывают, аттестацию переносят на иную дату.

Комиссия рассматривает предоставленные материалы и заслушивает работника. Стиль обсуждения — благожелательный, но объективный.

Заседание комиссии оформляется протоколом, где указывается решение и итоги голосования. Подсчет голосов проводится в отсутствии испытуемого.

Итоги процедуры

Заключительный этап аттестации – решение, которое утверждается нормативным актом. Также по итогам процедуры оформляется аттестационный лист. Его нужно довести до сведения госслужащего под роспись, а затем подшить в личное дело.

По итогам процедуры могут быть принято решение о премировании, присвоении новой категории или же об увольнении. Обратите внимание, что госслужащие должны быть ознакомлены с итогами аттестации и подписать аттестационные листы.

Если не сделать этого, тогда итоги не имеют никакой юридической силы. И увольнение их основании не правомочно, может быть оспорено в суде.

Каждый гражданин, который работает на государственной службе, обязан каждые несколько лет проходить аттестацию. В последнее время государство выдвигает все более жесткие условия к госслужащим, тщательно проверяя их соответствие занимаемой должности.

Общие сведения

Каждый сотрудник государственной организации должен пройти аттестацию в отведенное для этого время. Во время процедуры происходит проверка компетенции сотрудника, уровня его знаний, а также профессионализма.

Государственными служащими называют сотрудников, которые выполняют установленную работу на государственных предприятиях или организациях. Существует несколько видов государственных служащих:

  • федеральный;
  • гражданский.
  • судьи;
  • специалисты по безопасности судоходства;
  • педагоги всех уровней.

Процедура аттестации складывается с таких пунктов:

  1. Формулировка целей аттестации.
  2. Подготовительные процедуры.
  3. Сбор и анализ информации о госслужащем.
  4. Оценивание проходящих аттестацию сотрудников на соответствие занимаемой должности.
  5. Подготовка аттестационной комиссией рекомендаций.
  6. Определение порядка, по которому будет приниматься решение об аттестации.
  7. Формирование порядка выполнения принятых решений.
  8. Устанавливаются сроки аттестации.

Порядок аттестации госслужащих определяется Федеральным законом под номером 119 и Указом Президента об аттестации, который был принят еще в 1996 году.

Порядок проведения аттестации государственных служащих

Аттестация служащих на государственных должностях должна происходить периодически каждые 2-4 года. Не нужно проходить эту процедуру таким категориям служащих:

  • гражданам, которые работают меньше 1 года;
  • если сотрудник достиг предельного возраста для замещения должности;
  • если сотрудником является беременная женщина;
  • родители, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники, которые получили работу по конкурсу, а также имеют квалификационный разряд (касается дипломатических рангов, классных чинов и пр.);
  • сотрудники, которые прошли переквалификацию.

Обязательным условием аттестации становится формирование аттестационной комиссии. В ее состав должны входить такие лица:

  • председатель;
  • его заместитель;
  • секретарь комиссии;
  • другие члены комиссии.

Среди них в обязательном порядке должны находиться сотрудники юридического отдела, инспекторы отдела кадров; представитель профсоюза, а также независимые лица, которые могут выступать в роли экспертов.

Главным критериям проведения оценки – это проверка того, может ли сотрудник выполнять те обязательства, которые возлагает на него должностная инструкция. Если гражданин работает первый раз, то он должен пройти аттестацию после того, как проработает 3 года.

Аттестация проходит в несколько этапов:

  • подготовка;
  • прохождение тестирования;
  • собеседование;
  • работа над решением.

К подготовительному этапу можно отнести такие процедуры:

  • оформление документов;
  • формирование графика;
  • сбор состава аттестационной комиссии;
  • определение сроков и места проведения процедуры.

Госслужащих, которые должны проходить аттестацию, определяет отдел кадров. После этого руководство организации должно издать приказ, утверждая этим список сотрудников, которые подлежат аттестации.

Все аттестуемые сотрудники за месяц до проведения процедуры должны получить письменное уведомление. После этого нужно оформить служебную характеристику, которая направляется в отдел кадров.

Сотрудники отдела кадров должны ознакомить работника с этой характеристикой не позднее чем за три недели до начала процедуры аттестации. Аттестуемое лицо необязательно должно соглашаться со всеми данными, которые там указаны, а даже может направить руководству иную информацию с исправленными данными.

После этого происходит оформление аттестационных листов, которые составляются по определенной законодательством форме. Эти документы отправляются аттестационной комиссии.

Порядок проведения аттестации включает в себя такие шаги:

  1. Заседание проводится в присутствии сотрудника. Если в данный момент он отсутствует на рабочем месте, то процедура будет проходить после его возвращения. Если сотрудник отсутствует без уважительных причин, то аттестация может происходить и без него, на основании тех данных, которые представлены комиссии.
  2. Изучив все документы и прочую информацию, комиссия может принять решение. если сотрудник соответствует занимаемой должности, то комиссия может рекомендовать его для повышение категории. В противном случае сотрудника могут обязать пройти аттестацию повторно или же уволить за несоответствие занимаемой должности.

До принятия решения комиссия может использовать различные анкеты или групповые дискуссии. Решение принимается методом голосования аттестационной комиссии. Если необходима повторная аттестация, то ее назначают через 6 месяцев после проведения первой.

Все решения аттестационной комиссии должны быть записаны в протоколе. Госслужащий обязательно должен быть ознакомлен с решением комиссии. До введения решения комиссии в действие, его обязательно должно подписать руководство организации.

Аттестационный лист, а также все характеристики на сотрудника нужно сохранять в личном деле.

Возникающие нюансы

До проведения процедура аттестации комиссия должна подготовить вопросы, которые будут задавать служащему. У такого тестирования есть свои особенности.

Подготовка вопросов должна проходить с учетом того, как сотрудник может к ним отнестись, ведь некоторые служащие относятся к аттестации как к простой формальности.

Если аттестуемые сотрудники относятся к одной категории, то и вопросы для них нужно готовить одинаковые.

И хоть аттестация государственных служащих проводится уже довольно много лет, но и здесь нельзя миновать возникновение трудностей. Объяснить это можно множеством недостатков, которые возникают в ее процессе.

Во время аттестации могут возникать такие риски:

  • несоответствие процесса аттестации тем целям, которые поставлены перед организацией;
  • деятельность персонала организации может не отвечать содержанию аттестации;
  • специалист по обучению персонала во время аттестации может быть не достаточно квалифицированным;
  • возможное возникновение потребности в повторной аттестации;
  • результаты аттестации могут быть оценены необъективно;
  • персонал организации необходимо готовить к процедуре переаттестации.

Это может иметь очень много последствий, среди которых:

  • недостоверность полученной информации;
  • нарушение организационного процесса;
  • нарушение уровня коммуникации между различными структурными подразделениями;
  • демотивация сотрудников;
  • повышение количества конфликтных ситуаций;
  • снижение уровня дисциплины;
  • неверный выбор методов обучения персонала;
  • падение уровня производительности;
  • снижение уровня прибыли.

После внесения изменений в Положение об аттестации процедура аттестация существенно изменилась. Теперь для ее проведения потребуется внедрение в состав комиссии независимых экспертов. Их должно быть не меньше четверти от общего состава. До этого привлечение независимых экспертов не считалось обязательным. Если их участие и встречалось, то достаточно редко.

Если служащий не сумеет вовремя явиться на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины, то его могут наказать дисциплинарно.

Также достаточно жестко разделили саму аттестационную процедуру и экзамены на квалификацию. Это очень затягивает процесс и замедляет движение по карьерной лестнице.

Не всегда сотрудники серьезно относятся к процессу аттестации, так как их руководство имеет к этой процедуре такое же отношение. Часто все сводится до того, что «своих» продвигают без лишних проблем. Именно по этой причине и наблюдается внедрение в аттестационные комиссии такого количества независимых экспертов.

Вконтакте

Проведения аттестации административных государственных служащих корпуса "Б".

2. Провести аттестацию административных государственных служащих корпуса "Б" в срок до 1 июля 2017 года.

3. Агентству Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции совместно с центральными государственными и местными исполнительными органами обеспечить проведение:

1) аттестации административных государственных служащих корпуса "Б";

2) разъяснительной работы по вопросам порядка проведения аттестации административных государственных служащих корпуса "Б".

4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

5. Настоящий Указ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

ПРАВИЛА
проведения аттестации административных
государственных служащих корпуса "Б"
1. Общие положения

1. Настоящие Правила проведения аттестации административных государственных служащих корпуса "Б" (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года "О государственной службе Республики Казахстан" (далее – Закон) и определяют порядок проведения аттестации административных государственных служащих корпуса "Б" (далее – служащие корпуса "Б").

2. Целью аттестации является определение уровня профессиональной подготовки и соответствия занимаемым должностям служащих корпуса "Б".

3. Аттестацию проходят служащие корпуса "Б", за исключением:

1) служащих корпуса "Б", которым на момент аттестации осталось два и менее лет до достижения пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".

Наступление срока, указанного в части первой настоящего подпункта в период с 5 января по 30 июня 2017 года включительно, является основанием для освобождения служащих корпуса "Б" от прохождения аттестации;

2) служащих корпуса "Б", находящихся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком;

3) беременных женщин, предоставивших медицинское заключение о беременности, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), иных лиц, воспитывающих указанную категорию детей без матери;

4) лиц, впервые назначенных на административную государственную должность, имеющих стаж государственной службы менее шести месяцев на момент прохождения собеседования в соответствующей аттестационной комиссии;

4-1) служащих корпуса "Б", должности которых преобразованы с должностей корпуса "А";

5) служащих корпуса "Б", состоящих в кадровом резерве административной государственной службы корпуса "А".

Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 05.04.2017 № 456

4. Общий график аттестации служащих корпуса "Б", предусматривающий сроки проведения этапов аттестации (далее – общий график) утверждается уполномоченным органом по делам государственной службы (далее – уполномоченный орган) и размещается на его интернет-ресурсе.

Государственные органы и местные исполнительные органы на основе общего графика самостоятельно утверждают графики проведения аттестации служащих корпуса "Б".

5. Предоставление ежегодных трудовых отпусков служащим корпуса "Б", подлежащим аттестации, направление их в служебные командировки, на стажировку, а также курсы переподготовки и повышения квалификации осуществляется с учетом графика проведения аттестации.

Участие служащих корпуса "Б", подлежащих прохождению аттестации, в конкурсах, а также их назначение на административную государственную должность в порядке перевода допускается только при наличии принятого решения соответствующей аттестационной комиссии, за исключением служащих корпуса "Б" Администрации Президента Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан и аппаратов палат Парламента Республики Казахстан.

Данное требование не распространяется на лиц, занимающих временные вакантные должности.

6. Служащие корпуса "Б", находящиеся в период аттестации в учебном отпуске, отпуске без сохранения заработной платы, длительной командировке или отсутствующие на работе вследствие заболевания, а также прикомандированные к международным и иным организациям, проходят аттестацию в течение шести месяцев после выхода на работу до конца 2017 года.

Персонал дипломатической службы, направленный на работу в загранучреждения Республики Казахстан, должен пройти аттестацию до конца 2017 года.

Прикомандированные к государственным органам лица проходят аттестацию согласно положениям настоящих Правил.

на первом уровне – Высшая аттестационная комиссия при Президенте Республики Казахстан (далее – ВАК);

на втором уровне – аттестационные комиссии центральных государственных органов, их ведомств, территориальных подразделений центральных государственных органов и их ведомств в областях, городе республиканского значения, столице, а также аппаратов акимов областей, города республиканского значения, столицы;

на третьем уровне – аттестационные комиссии территориальных подразделений центральных государственных органов и их ведомств в районах, районах в городе и городах областного значения, а также аппаратов акимов районов, районов в городе и городов областного значения.

8. В состав ВАК входят заместитель Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, Председатель Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, руководитель Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан, на паритетной основе представляющие Сенат и Мажилис Парламента Республики Казахстан, руководители структурных подразделений Администрации Президента Республики Казахстан, представители академической среды и общественных объединений.

При проведении собеседования со служащим корпуса "Б" в состав ВАК также включается лицо, занимающее должность не ниже заместителя первого руководителя государственного органа, в котором он работает.

Состав ВАК утверждается актом руководителя Администрации Президента Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.

9. В состав аттестационных комиссий на втором и третьем уровнях могут входить административные государственные служащие корпуса "А", в том числе из вышестоящих государственных органов, служащие корпуса "Б", в том числе руководители структурных подразделений, уполномоченные по этике, из числа успешно прошедших аттестацию на предыдущем уровне, представители общественных советов, научно-экспертной, академической среды, общественных объединений, а также члены советов по этике уполномоченного органа.

10. В состав аттестационных комиссий, создаваемых в центральных государственных органах и их ведомствах, допускается привлечение депутатов Сената и Мажилиса Парламента.

В аттестационные комиссии, создаваемые в территориальных подразделениях центральных государственных органов и их ведомствах в областях, городе республиканского значения, столице, в районах, районах в городе и городах областного значения, а также в аппаратах акимов областей, города республиканского значения, столицы, районов, районов в городе и городов областного значения, допускается привлечение депутатов соответствующих маслихатов.

11. Допускается включение в состав аттестационных комиссий, создаваемых в правоохранительных и специальных государственных органах, а также в государственных учреждениях Вооруженных Сил, сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, а также военнослужащих соответственно.

12. Рабочим органом ВАК является уполномоченный орган, а рабочими органами аттестационных комиссий второго и третьего уровней являются службы управления персоналом (кадровые службы).

13. Секретарем ВАК является должностное лицо уполномоченного органа, занимающее административную государственную должность корпуса "А".

Секретарем аттестационной комиссии второго и третьего уровней является представитель службы управления персоналом (кадровой службы) государственного органа.

14. В случае отсутствия представителя службы управления персоналом (кадровой службы) или на период прохождения им аттестации секретарем по решению председателя аттестационной комиссии определяется иное лицо.

15. Секретарь аттестационной комиссии осуществляет организационное обеспечение ее работы и не вправе принимать участие в голосовании.

16. Составы аттестационных комиссий второго и третьего уровней утверждаются актами председателей соответствующих аттестационных комиссий, определенных в пунктах 32 и настоящих Правил.

17. В случае отсутствия у председателя аттестационной комиссии полномочий по изданию актов состав аттестационной комиссии утверждается вышестоящим должностным лицом, уполномоченным подписывать акты.

18. Аттестационные комиссии состоят не менее чем из пяти членов, в том числе председателя. Замещение отсутствующих членов аттестационной комиссии не допускается.

19. При отсутствии председателя аттестационной комиссии по уважительной причине его обязанности временно возлагаются на одного из членов аттестационной комиссии.

20. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.

21. Решение аттестационной комиссии принимается простым большинством голосов от общего количества присутствовавших на заседании членов аттестационной комиссии в отсутствие аттестуемого служащего корпуса "Б". В случае равенства голосов голос председателя аттестационной комиссии является решающим.

22. Принятое решение оформляется в виде протокола в течение трех рабочих дней со дня заседания аттестационной комиссии и подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии.

23. Служащий корпуса "Б" ознакомляется с протоколом соответствующей аттестационной комиссии под роспись в течение трех рабочих дней со дня его подписания.

24. После вынесения решения аттестационной комиссией по запросу служащего корпуса "Б" ему предоставляются копии оценочного листа, заключения о результатах тестирования на оценку личных компетенций, выдержка из протокола заседания аттестационной комиссии в течение двух рабочих дней со дня его обращения с запросом.

2. Этапы проведения аттестации

25. Аттестация включает следующие этапы:

1) составление оценочного листа;

2) тестирование на оценку личных компетенций. Служащий корпуса "Б", не принявший участие в тестировании на оценку личных компетенций, не допускается к следующему этапу;

3) собеседование в ВАК или аттестационных комиссиях соответствующего уровня. Ход собеседования фиксируется с использованием средств аудио- или видеозаписи.

Собеседование со служащими корпуса "Б" на втором и третьем уровнях допускается проводить посредством видеоконференцсвязи;

4) принятие решений аттестационной комиссией по итогам собеседования и с учетом результатов предыдущих этапов.

26. Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

1) соответствует занимаемой государственной должности и рекомендуется к повышению в должности;

2) соответствует занимаемой государственной должности;

3) не соответствует занимаемой государственной должности и рекомендуется к понижению в государственной должности;

4) не соответствует занимаемой государственной должности и рекомендуется к увольнению.

27. Форма оценочного листа, программы и порядок организации тестирования на оценку личных компетенций, а также инструкция по проведению собеседования определяются уполномоченным органом.

28. На первом уровне аттестацию в ВАК проходят служащие корпуса "Б" категорий А-1, А-2, А-3, А-4, А-5, В-1, В-2, С-1, С-О-1, D-1, D-2, D-O-1.

Сноска. Пункт 28 в редакции Указа Президента РК от 05.04.2017 № 456 (вводится в действие по истечении одного месяца со дня подписания).

29. На втором уровне аттестационные комиссии создаются: в центральных государственных органах, в которых аттестацию проходят служащие корпуса "Б" категорий В-2, В-3, В-4, В-5, С-2, С-3, С-4, С-5, С-О-2;

в центральных государственных органах, в которых аттестацию проходят служащие корпуса "Б" категорий В-3, В-4, В-5, В-6, С-2, С-3, С-4, С-5, С-О-2;

в территориальных подразделениях центральных государственных органов и его ведомств в областях, городе республиканского значения, столице, в которых аттестацию проходят служащие корпуса "Б" категорий С-О-3, С-О-4, С-О-5, С-О-6, С-R-1, С-R-2;

в аппаратах акимов областей, города республиканского значения, столице, в которых аттестацию проходят служащие корпуса "Б" категорий D-3, D-4, D-5, D-О-2, D-О-3, D-О-4, D-О-5, D-О-6, Е-1, Е-2, Е-R-1.

Сноска. Пункт 29 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 05.04.2017 № 456 (вводится в действие по истечении одного месяца со дня подписания).

30. Для проведения аттестации служащих корпуса "Б" аппаратов акимов, маслихатов, ревизионных комиссий, а также исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы создаются единые областные/городские аттестационные комиссии.

31. Председателем ВАК является заместитель Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан.

32. Председателями аттестационных комиссий второго уровня определяются следующие должностные лица:

1) аттестационной комиссии центрального государственного органа – ответственный секретарь или руководитель аппарата, а в государственных органах, в которых не введена должность ответственного секретаря или руководителя аппарата – иное лицо, определяемое руководителем государственного органа;

2) аттестационной комиссии ведомства центрального государственного органа – руководитель ведомства;

3) аттестационной комиссии территориального подразделения центрального государственного органа в областях, городе республиканского значения, столице – руководитель территориального подразделения;

4) аттестационной комиссии территориального подразделения ведомства в областях, городе республиканского значения, столице – руководитель территориального подразделения ведомства;

5) единой областной/городской аттестационной комиссии аппаратов акимов, маслихатов, ревизионных комиссии, а также исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы – руководитель аппарата акима области, города республиканского значения, столицы.

33. В случае отсутствия руководителя ведомства, руководителя территориального подразделения центрального государственного органа области, города республиканского значения, столицы либо признания его по итогам аттестации не соответствующим занимаемой должности председателем аттестационной комиссии данного государственного органа определяется ответственный секретарь или руководитель аппарата вышестоящего органа либо по их решению – иное должностное лицо, успешно прошедшее аттестацию в ВАК.

34. В случае отсутствия руководителя территориального подразделения ведомства центрального государственного органа области, города республиканского значения, столицы либо признания его по итогам аттестации не соответствующим занимаемой должности председателем аттестационной комиссии данного государственного органа определяется руководитель ведомства или по его решению – иное должностное лицо, успешно прошедшее аттестацию в ВАК.

35. В случае отсутствия руководителя аппарата акима области, города республиканского значения, столицы председателем единой аттестационной комиссии определяется один из заместителей руководителя аппарата акима области, города республиканского значения, столицы, успешно прошедший аттестацию в ВАК.

36. На третьем уровне аттестационные комиссии создаются:

в территориальных подразделениях центральных государственных органов и их ведомств в районах, районах в городе и городах областного значения, в которых аттестацию проходят служащие корпуса "Б" категорий С-R-3, С-R-4, С-R-5.

Допускается прохождение аттестации служащими корпуса "Б", указанными в части первой настоящего пункта, в аттестационных комиссиях, создаваемых в территориальных подразделениях центральных государственных органов и его ведомств в областях, городе республиканского значения, столице;

в аппаратах акимов районов, районов в городе и городов областного значения, в которых аттестацию проходят служащие корпуса "Б" категорий Е-3, Е-4, Е-5, Е-R-2, Е-R-3, Е-R-4, Е-R-5, E-G-1, E-G-2, E-G-3, E-G-4.

37. Для проведения аттестации служащих корпуса "Б" аппаратов акимов, а также исполнительных органов районов, районов в городах и городов областного значения, маслихатов района (города областного значения), создаются единые районные/городские аттестационные комиссии.

38. Председателями аттестационных комиссий третьего уровня определяются следующие должностные лица:

1) аттестационной комиссии территориального подразделения центрального государственного органа в районах, районах в городе и городах областного значения – руководитель территориального подразделения;

2) аттестационной комиссии территориального подразделения ведомства в районах, районах в городе и городах областного значения – руководитель территориального подразделения ведомства;

3) единой районной/городской аттестационной комиссии аппарата акима района, района в городе и города областного значения, а также маслихата района (города областного значения) – аким города областного значения (за исключением акима города, являющегося административным центром области), района области и района в городе;

4) единой городской аттестационной комиссии города, являющегося административным центром области – один из заместителей акима города, определяемый акимом города из числа успешно прошедших аттестацию.

39. В случае отсутствия руководителя территориального подразделения центрального государственного органа и его ведомства в районах, районах в городе и городах областного значения либо непрохождения им аттестации на втором уровне председателем аттестационной комиссии определяется руководитель вышестоящего органа либо по его решению – иное должностное лицо, успешно прошедшее аттестацию.

40. В случае отсутствия акима города областного значения, района области и района в городе председателем аттестационной комиссии определяется один из заместителей акима района, района в городе и города областного значения, успешно прошедший аттестацию.

3. Обжалование решения аттестационной комиссии

41. Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 63 Закона.

4. Заключительные положения

42. Служба управления персоналом (кадровая служба) вносит решение соответствующей аттестационной комиссии в послужной список служащего корпуса "Б".

Уже с 1 января 2017 года для государственных гражданских служащих будут введены квалификационные требования. Это означает, что для замещения определенной должности госслужащему необходимо будет соответствовать требованиям относительно образования, опыта работы, профессиональных качеств и т.д. Соответствующие поправки в действующий федеральный закон «О государственной гражданской службе» уже подготовлены Министерством труда и социальной защиты. Также планируется до 31 декабря 2017 года, когда поправки уже вступят в силу, провести внеочередную аттестацию в государственных органах.

По результатам внеочередной аттестации гражданский служащий, не соответствующий квалификационным требованиям к образованию в части специальности, направления подготовки и квалификации, но обладающий необходимым для исполнения должностных обязанностей стажем гражданской службы по направлению деятельности по замещаемой должности, а также соответствующий квалификационным требованиям к знаниям, навыкам, умениям и профессиональным и личностным качествам, сможет продолжить замещать должность гражданской службы, - рассказали в Минтруда.

Было также отмечено, что введение критериев обусловлено несколькими целями: проведением полной аттестации и квалификационного экзамена среди госслужащих, проведением конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа, принятием решения о продолжении государственно-служебных отношений с гражданским служащим.

Согласно будущим критериям оценки соответствия занимаемой должности, к госслужащим будут предъявляться следующие требования: базовые (требования к уровню образования, стажу гражданской службы, профессиональным качествам и т.д.) и функциональные (требования к конкретной специальности и направлению, а также личные характеристики).

Если говорить о базовых требованиях, то для замещения должности госслужбы категорий «руководители», «помощники» и «специалисты» соискатели должны будут иметь образование не ниже уровня специалитета или магистратуры по профильному направлению. Относительно категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп предлагается установить требование о наличии образования не ниже уровня среднего профессионального.

Помимо этого, будут проверяться знания основ Конституции РФ, законодательства о гражданской службе и антикоррупционного законодательства, навыки в области информационно-коммуникационных технологий, знание русского языка и профильные навыки, связанные с видом деятельности. Квалификационные требования к базовым знаниям, навыкам и умениям, а также профессиональным и личностным качествам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, будут устанавливаться правительством.

Функциональные квалификационные требования предлагается устанавливать по направлениям деятельности, а также специализациям в зависимости от того или иного министерства и его внутреннего устройства. Именно в этих требованиях и будет прописано, что финансовую должность сможет занимать человек с профильным образованием, а не с высшим профобразованием художника.

Введение определенных критериев для госслужащих тесно переплетается с их сокращением, которое должно пройти до 1 ноября 2017 года в рамках Федеральной программы развития государственной гражданской службы на 2015–2018 годы. В течение 3 лет планируется провести перераспределение функций и полномочий ведомств, а также оптимизацию численности сотрудников государственных органов власти.

Согласно данным Росстата по состоянию на 2013 год, в России почти 49 тыс. федеральных чиновников и около 1,5 млн муниципальных государственных служащих. Из общего числа 81,7% работают в органах исполнительной власти, 14,9% - в судебной власти и прокуратуре, 2,1% - в законодательной власти и 1,1% - в других государственных структурах.

«Известия» обратились к одному из идеологов введения квалификационных требований для госслужащих - проректору Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Дмитрию Буташину.

Конечно же, сразу выгонять людей с несоответствующим дипломом - не самое эффективное и правильное решение. Здесь нужно аккуратно подойти к вопросу и дать людям, в чем-то не соответствующим по требованиям и показателям, исправиться за определенный срок. Лучше пока воздержаться от конкретных заявлений, которые могут вызвать со стороны госслужащих волну опасений, что их всех выгонят, потому что у них дипломы не по той специальности или они не пройдут какую-то оценку. Сейчас идет работа по поиску модели эффективной реализации госслужбы и обсуждению требований к государственным служащим, - рассказал Дмитрий Буташин.

Специалист также отметил, что сейчас рассматривается требование для кандидатов на высшие государственные должности иметь степень магистра по госуправлению.

Вопрос о том, что в какой-то разумный промежуток времени (3–5 лет) управленцы в системе государственного управления должны получить профильные магистерские дипломы. Если говорить о среднем управленческом звене, то это магистр по профильному направлению, а если речь идет о высших государственных должностях, то это уже магистр государственного управления, - подытожил проректор РАНХиГС.

Сейчас некоторые члены правительства, не говоря об их аппаратах, работают не по профильному образованию и не имеют степеней магистра государственного управления. К примеру, министр спорта Виталий Мутко - моторист, получил среднее профобразование в Ленинградском речном училище, после которого работал по специальности, но недолго. Зампред правительства Дмитрий Рогозин учился на международном отделении журфака МГУ, а сегодня занимается вопросами оборонно-промышленного комплекса. Глава Министерства строительства имеет два образования - режиссерское, которое получил в МГУКИ, и юридическое, полученное в РАНХиГС.

Я не знаю, насколько такие квалификационные требования будут работать, потому что наша страна еще со времен Петра I известна тем, что мы принимаем строгие законы, а потом их нарушаем или делаем исключение из правил. Сам по себе посыл правильный, потому что есть несколько бед, связанных с государственными служащими. Многие из них некомпетентны и находятся на одном месте годами до достаточно преклонного возраста, - считает президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов.

Бывший руководитель администрации президента Бориса Ельцина и президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов полагает, что введение квалификационных требований может сократить чиновничий штат.

Такой механизм нужен, поскольку есть проблема избыточности аппарата чиновников. Раздутие аппарата никогда не ведет ни к чему хорошему для государства, потому что бумаги будут постоянно ходить с одного стола на другой. После СССР чиновничество увеличилось в два раза, а это, между прочим, требует огромных денежных средств. Введение квалификационных требований может помочь отфильтровать ненужных людей, - считает Сергей Филатов.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация