Понятие контртеррористической операции. Контртеррористическая операция анализ, уроки и выводы

Главная / Земля

Порядок проведения контртеррористических операций определён Федеральным законом «О борьбе с терроризмом», устанавливающим режим зоны проведения этой операции, права и обязанности лиц её проводящих .

Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением правительства РФ создаётся оперативный штаб, возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ, в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

В субъектах РФ и регионах РФ могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависит от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) Российской Федерации.

Оперативный штаб по управлению такими операциями в субъекте (регионе) РФ возглавляет руководитель антитеррористического органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В случае изменения характера террористической акции руководитель операции может быть заменён в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.

Для проведения контртеррористической операции оперативный штаб имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии со статьёй 6 Федерального закона. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ выделяют необходимые для проведения операции оружие и специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально-технические средства.

В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел РФ лиц, совершивших или совершающих правонарушения или иные действия, направленные на воспрепятствие законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения операции;

4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые или иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создавать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам, организациям независимо от форм собственности;

7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставки лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.

При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружии и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопросов о выполнении политических требований террористов. Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершённые деяния.

В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников СМИ регулируется руководителем оперативного штаба по управлению операцией, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

При проведении операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объёме, определяемых руководством оперативного штаба или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

Не допускается распространение информации:

Раскрывающей специальные технические приёмы, тактику проведения контртеррористической операции;

Способной затруднить проведение операции и создать угрозу жизни и здоровью людей в зоне проведения операции или за её пределами;

Служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

О сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба при проведении операции, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне операции. Решение об объявлении окончания операции принимает руководитель оперативного штаба по управлению операцией.

Погребение террористов, умерших в результате пресечения теракта, осуществляется в порядке, установленном правительством РФ. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.

После вторжения боевиков Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба 7 августа на территорию Дагестана. В группировку боевиков входили иностранные наемники и боевики Басаева. План Басаева и Хаттаба по захвату части Дагестана и перехода на их сторону населения Дагестана провалился. Население Дагестана оказало боевикам отчаянное сопротивление. В республике стихийно начали создаваться отряды самообороны, а народ потребовал у власти выдать для защиты селений оружие.

Российские власти предложили руководству так называемой Ичкерии провести совместную с федеральными силами операцию против исламистов в Дагестане. Было также предложено решить вопрос о ликвидации баз, мест складирования и отдыха незаконных вооруженных формирований, от которых тогдашнее чеченское руководство всячески открещивалось. Аслан Масхадов на словах осудил нападения на Дагестан и их организаторов и вдохновителей, однако реальных мер для противодействия им не предпринял.

Войсковая операция федеральных сил, в том числе в так называемой Кадарской зоне, в селениях Чабанмахи и Карамахи, началась 28 августа 1999 года. Она готовилась и проводилась в основном силами МВД. 4 сентября 1999 года была осуществлена перегруппировка войск. К исходу дня Кадарская зона была взята в два кольца блокирования.

К 11 сентября федеральные войска заняли господствующий над всей местностью город Чабан. 12 сентября были заняты Карамахи и Чабанмахи. Остатки боевиков в Кадарской зоне были ликвидированы к 15 сентября 1999 года. В целом в ходе операции была разгромлена мощная группировка противника численностью до 1000 человек.

Потерпев поражение в горных районах Дагестана, бандиты предприняли вылазку в Новолакском районе. 5 сентября 1999 года около 700 боевиков прорвали на границе с Дагестаном заслоны милиции и внутренних войск и устремились в глубь республики. Однако и здесь бандитов ожидал провал. Тогда они начали готовиться к нападению на приграничные с Чечней районы Дагестана.

В эти же дни - 4‑16 сентября - в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия дерзких не имевших до этого аналогов террористических актов - взрывы жилых домов.

23 сентября президент РФ издал Указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", предусматривающий создание Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе для проведения контртеррористической операции. Расчет боевиков, что федеральные силы не войдут в Чечню, провалился.

Было принято решение о проведении КТО на территории Чечни. 23 сентября российская авиация начала бомбардировки столицы Чечни и ее окрестностей. 30 сентября началась наземная операция - бронетанковые подразделения российской армии со стороны Ставропольского края и Дагестана вошли на территорию Наурского и Шелковского районов республики.

5 октября указом президента Масхадова в Чечне было введено военное положение, которое стало действовать с ноля часов 6 октября. Был создан государственный комитет обороны, все народнохозяйственные учреждения переведены на соответствующий режим работы. Чеченским вооруженным подразделениям был отдан приказ "оказывать сопротивление" федеральным силам "по всему периметру границы Ичкерии".

К декабрю 1999 года федеральные силы контролировали всю равнинную часть территории Чеченской Республики. Боевики сосредоточились в горах (около 3000 человек) и осели в Грозном. Для борьбы с боевиками была создана специальная группировка войск. 26 декабря 1999 года она приступила к выполнению своей задачи. При штурме Грозного пришлось прорывать три кольца обороны, но 6 февраля 2000 года город был взят под контроль федеральных сил.

Для борьбы в горных районах Чечни, кроме восточной и западной группировок, действовавших в горах, была создана новая группировка "Центр". В 25‑27 февраля 2000 года подразделения "Запада" блокировали Харсеной, а группировка "Восток" закрыла боевиков в районе Улус-Керт, Дачу-Борзой, Ярышмарды.

29 февраля федеральные силы заняли Шатой. В этот же день командующий ОГВ Геннадий Трошев заявил, что "со взятием Шатоя контртеррористическая операция в Чечне завершена. Еще две-три недели будет проводиться операция по уничтожению мелких групп боевиков".

Последней крупномасштабной операцией была ликвидация группировки Руслана Гелаева в районе села Комсомольское. 4 марта 2000 года его банда прорвалась в селение. Уже 7 марта федеральные войска приступили к операции по освобождению Комсомольского, а к 14 марта 2000 года она была успешно завершена.

После этого боевики перешли к тактике партизанских действий, а федеральные силы, получив в союзники часть чеченской элиты и бывших боевиков, противопоставили террористам действия спецподразделений и операции МВД. В течение последних лет были арестованы или уничтожены все ключевые фигуры чеченских боевиков и действовавших в республике иностранных наемников.

В настоящее время, по данным спецслужб, в Чечне действуют около пятисот боевиков. Как утверждает президент Рамзан Кадыров, по его сведениям террористов в республике осталось не больше сотни.

Во время проведения КТО в Чечне в 2002 году в Москве был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке, организованный лидером чеченских сепаратистов Асланом Масхадовым (уничтожен сотрудниками российских спецслужб в ходе спецоперации в Чечне в марте 2005 года) и бывшим вице-президентом Ичкерии Зелимханом Яндарбиевым (уничтожен сотрудниками российских спецслужб в Катаре в феврале 2004 года).

Кроме того, в 2004 году был совершен захват заложников в школе номер 1 г.Беслана в Северной Осетии. Эту акцию организовал арабский наемник, лидер так называемого «ингушского джамаата» Абу Дзейт (уничтожен в ходе спецоперации сотрудниками российских спецслужб в 2005 году в Ингушетии)

Все организаторы и исполнители взрывов домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске и организаторы взрыва в Каспийске были уничтожены либо задержаны. В розыске до сих пор находится лишь один из организаторов взрывов домов в Москве Ачимез Гочияев, житель г. Карачаевска.

До сих пор скрывается также один из идейных вдохновителей боевиков Мовлади Удугов.

Известные полевые командиры, уничтоженные в ходе контртеррористической операции

27 января 2000 года в ходе боев за Грозный убит полевой командир Иса Астамиров , заместитель командующего юго-западным фронтом боевиков.

23‑24 июня 2000 года в селении Алхан-кала специальный сводный отряд МВД и ФСБ провел спецоперацию по ликвидации отряда боевиков полевого командира Арби Бараева . Было уничтожено 16 боевиков, включая самого Бараева.

11 июля 2000 года в селении Майруп Шалинского района Чечни в ходе спецоперации ФСБ и МВД России уничтожен помощник Хаттаба Абу Умар .

25 августа 2000 года в городе Аргуне в ходе проведения спецоперации сотрудниками ФСБ уничтожен полевой командир Мовсан Сулейменов , племянник Арби Бараева.

3 ноября 2000 года в ходе спецоперации уничтожен влиятельный полевой командир Шамиль Ирисханов , входивший в ближайшее окружение Басаева.

28 февраля 2004 года в ходе перестрелки с пограничниками смертельное ранение получил известный полевой командир Руслан Гелаев

16 апреля 2004 года в ходе обстрела горных массивов Чечни уничтожен лидер иностранных наемников в Чечне Абу аль-Валид аль-Гамиди

17 сентября 2004 года в Чечне был задержан уроженец Алжира Камаль Бурахля , известный среди боевиков под кличкой "Абу-Мусхаб". По данным ФСБ, Буряхля был подрывником в банде Басаева.

16 февраля 2005 года в ходе спецоперации в Иенгушетии была уничтожен полевой командир Абу Дзейт - выходец из Кувейта, занимавшийся координацией террористической деятельности на Северном Кавказе.

8 марта 2005 года в ходе спецоперации ФСБ в селе Толстой-Юрт ликвидирован президент ЧРИ Аслан Масхадов .

10 июля 2006 года в Ингушетии в результате спецоперации уничтожен террорист Шамиль Басаев .

26 ноября 2006 года в Хасавюрте уничтожен лидер иностранных наемников в Чечне Абу Хафс-аль-Урдани , который, по данным спецслужб, являлся фактическим руководителем и одним из финансистов боевиков в Чечне и сопредельных регионах.

4 апреля 2007 года в окрестностях села Агиш-батой Веденского района Чечни убит один из самых влиятельных лидеров боевиков, командующий Восточным фронтом ЧРИ Сулейман Ильмурзаев , причастный к убийству президента Чечни Ахмата Кадырова.

18 сентября 2007 года в результате контртеррористической операции в селении Новый Сулак уничтожен "амир Раббани" - Раппани Халилов .

Потери в ходе второй чеченской кампании

По официальным данным Министерства обороны , за период с 1 октября 1999 года по 23 декабря 2002 года общие потери федеральных сил в Чечне составили 4572 человека убитыми и 15549 ранеными.

По другим данным, во второй чеченской военной кампании с 1 октября 1999 года по 31 октября 2002 года только Министерство обороны потеряло около 9 тысяч военнослужащих , в том числе более 6,3 тысячи были ранены и около 2,7 тысячи человек убиты, а 29 военных пропали без вести. По данным генерала Валерия Манилова, вооруженные силы потеряли 2,6 тысячи убитыми и 7,5 тысячи человек ранеными.

Потери среди мирного населения - 5‑6 тысяч человек убитыми и 1‑2 тысячи ранеными.

Бандитские формирования потеряли, по примерным оценкам, около 13‑14 тысяч человек.

Владимир Путин о ситуации в Чечне в начале контртеррористической операции

Политический вывод, который можно сделать из ситуации в Дагестане, ‑ чеченское руководство не контролирует ситуацию и не в состоянии выполнять Хасавюртовские договоренности. Поэтому наши военные специалисты будут предлагать свои методы выхода из сложившейся ситуации.

(Из заявления премьер-министра России Владимира Путина журналистам по окончании заседания Совета безопасности Российской Федерации 7 сентября).

Премьер-министр России Владимир Путин заявил, что "положительно относится" к инициативе президента Чечни Аслана Масхадова, который 10 октября предложил свой вариант мирного разрешения ситуации вокруг Чечни. В то же время в интервью журналистам перед вылетом в Липецк, глава правительства сказал: "Но я бы по-другому расставил приоритеты - сначала нужно выдать террористов, которые виноваты в нападениях на мирные села Дагестана и во взрывах в жилых кварталах в Москве, Волгодонске, Буйнакске". "Нужно выдать тех людей, у которых руки по локоть в крови", - подчеркнул премьер. После этого "мы готовы к переговорам в полном объеме".

"…Международные террористы располагают довольно хорошими партнерами среди экстремистских кругов в некоторых мусульманских государствах. Мы знаем, что это люди не бедные. В их распоряжении огромные ресурсы, нефтедоллары. Давно налажены каналы контактов со средствами массовой информации, с политическими партиями и так далее".

(Из заявления премьер-министра Владимира Путина 6 ноября 1999 года на встрече с журналистами российских телеканалов).

Аслан Масхадов о ситуации в Чечне в начале контртеррористической операции

Президент самопровозглашенной республики Ичкерия Аслан Масхадов призвал все население "объединить усилия в священной войне против российских войск", находящихся на территории республики.

Аслан Масхадов обратился с просьбой к НАТО "вмешаться в вопрос урегулирования взаимоотношений Чеченской республики и Российской Федерации в соответствии с существующими нормами международного права и нового миропорядка, устанавливаемого Североатлантическим блоком".

В послании подчеркивалось, что "народ и правительство Ичкерии не являются сторонниками деструктивных процессов, не стремятся к развалу России". "Мы также осуждаем терроризм и экстремизм в любых проявлениях и выступаем за цивилизованные отношения между всеми народами и государствами мира".

Президент Чечни Аслан Масхадов обещает не допускать создания и функционирования на чеченской территории "любых незаконных вооруженных формирований, учебных центров и военных баз". Это обещание содержится в плане урегулирования конфликта, который Аслан Масхадов направил 10 октября российскому руководству и в адрес ряда международных организаций. Масхадов предлагает взаимодействие со всеми странами мира, в том числе и с Российской Федерацией, "в борьбе с терроризмом с учетом мировой практики".

Чечня, согласно плану, "объявляет войну любым формам военного экстремизма на основе конкретных государственных решений. "Чеченская республика категорически отрицает агрессию со стороны чеченского государства против республики Дагестан и осуждает действия своих граждан, участвовавших в дагестанских событиях".

Ахмад Кадыров о ситуации в Чечне

Первая и главная задача - это завершение войны, заявил глава временной администрации Чеченской Республики Ахмад Кадыров на пресс-конференции в населенном пункте Центорой. Как подчеркнул Кадыров, мы будем вести переговоры с теми, кто хочет закончить войну, с теми, кто до сих пор держит оружие в руках, потому что его просто обманули. Но мы не собираемся вести переговоры с теми, кто убивал и воровал людей, на чьих руках кровь простого народа.

В десятилетнюю годовщину так называемой "независимости Ичкерии" Ахмад Кадыров обратился к соотечественникам с призывом вернуть доверие друг к другу и "убедить руководство России и всю российскую общественность, что чеченский народ хочет мира, а не войны".

"Опьяненный иллюзиями какой-то непонятной свободы, народ не сумел правильно сориентироваться в сложившейся в то время обстановке и не смог вовремя распознать истинное лицо своих горе-вожаков", говорится в обращении. Новоявленные лидеры погрузились в междоусобную борьбу за передел сфер влияния и высокие должности.

Республику наводнили преступники всех мастей и марок. Безусловно, финалом такой системы мог быть только трагический конец, подчеркивает Кадыров.

Вместе с тем он выразил уверенность, что с помощью России республика сможет дистанцироваться от преступных элементов и перейдет на рельсы нормальной и цивилизованной жизни и восстановит нормальные дружественные отношения со всеми народами России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

  • 2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
  • 2.2. Терроризм в современной России
  • 2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
  • 2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
  • 3.1. Международный терроризм
  • 3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
  • 3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
  • 3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в рф
  • 4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
  • Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
  • 4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
  • 4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
  • 4.4. Борьба с финансированием терроризма
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции
  • 4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
  • 5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
  • 5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия
  • 5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
  • 6.1. Взрывоопасные предметы
  • 6.2. Взрывчатые вещества
  • 6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
  • 6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
  • 6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
  • 6.6. Меры личной безопасности
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 7. Противодействие похищениям людей
  • 7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
  • 7.2. Меры защиты
  • 7.3. Освобождение
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
  • 8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
  • 8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
  • 8.3. Поступление угрозы в письменной форме
  • 8.4. Захват заложников
  • 8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
  • 8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 9.1. Организация охраны объекта
  • 9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
  • 9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
  • 9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
  • 9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
  • 9.6. Защита малых объектов
  • 9.7. Порядок разработки проекта защиты объекта
  • Вопросы для самопроверки
  • Заключение
  • Литература
  • I. Нормативно-правовые акты
  • 1.1. Федеральные законы Российской Федерации*
  • II. Литература
  • Тематика семинарских занятий «Терроризм и антитеррористическая деятельность»
  • Сущность и типология терроризма (2 часа)
  • Терроризм в России (2 часа)
  • Международное сообщество в борьбе с терроризмом (2 часа)
  • Законодательное регулирование в рф борьбы с терроризмом (2 часа)
  • Государственные органы рф, обеспечивающие борьбу с терроризмом (2 часа)
  • Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников (2 часа)
  • Противодействие похищениям людей (2 часа).
  • Действия руководителей организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников (2 часа).
  • Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции

    Под контртеррористической операцией понимают специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зона проведения контртеррористической операции составляет - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

    Закон «О борьбе с терроризмом» определяет правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции.

    Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства РФ создается оперативный штаб, возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

    В субъектах РФ и регионах РФ могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) РФ.

    Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента РФ руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

    Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

    В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

    1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе, транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

    2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

    3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

    4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

    5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

    6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

    7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

    В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.

    К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.

    Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

    При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

    Не допускается распространение информации:

    1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

    2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

    3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

    4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

    Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

    Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    Погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.

    Тема 25 Режим контртеррористической операции

    Вопрос 1. Понятие и правовая основа режима контртеррористической операции

    Статья 11 указанного Закона устанавливает, что в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

    Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно (ст. 12 Закона о противодействии терроризму).

    Решение о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

    В случае если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента РФ, председателя Правительства РФ, председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, генерального прокурора РФ и при необходимости иных должностных лиц.

    Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.

    Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств. В ее состав могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Статья 16 Закона о противодействии терроризму вводит особые требования для руководителей контртеррористической операции: при ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

    В период режима контртеррористической операции к гражданам могут применяться следующие меры административного принуждения :

    1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов – доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

    2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

    3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

    4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

    5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях – и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;

    6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

    7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

    8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

    9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемичес-ких, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

    10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

    11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.

    Важно заметить, что в отличие от военного и чрезвычайного положения режим контртеррористической операции прямо не упоминается в Конституции РФ, поэтому достаточно актуален вопрос соответствия данного режима положениям Конституции РФ (в первую очередь – ст. 55) и международным стандартам в области ограничения прав граждан.

    Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция. Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.

    Вопрос 2. Ответственность организаций за причастность к терроризму

    В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277–280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса РФ.

    Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность – запрещению) по решению суда на основании заявления генерального прокурора РФ или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных ст. 205, 206,208,211,277–280,282.1,282.2 и 360 Уголовного кодекса РФ, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей.

    Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации.

    Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

    Статья 20. 27. Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения или требования лица, проводящего указанную

    Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

    ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица Признание

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

    Статья 20.27. Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения или требования лица, проводящего указанную

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Статья 20.27. Нарушение правового режима контртеррористической операции 1. Неповиновение законному требованию должностного лица органа федеральной службы безопасности о соблюдении мер и временных ограничений, установленных на территории (объекте), в пределах которой (на

    Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

    Тема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ 13.1. Понятие и признаки административно– правового режимаПравовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения

    Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен

    Статья 10. Управление контртеррористической операцией 1. Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы

    Из книги Административное право автора Автор неизвестен

    Статья 11. Силы и средства для проведения контртеррористической операции Для проведения контртеррористической операции оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов

    Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

    Статья 12. Руководство контртеррористической операцией 1. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению

    Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

    Статья 13. Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции 1. В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения

    Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

    Статья 16. Окончание контртеррористической операции 1. Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической

    Из книги автора

    Тема 22 Административно-правовой режим выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию Вопрос 1. Понятие, особенности и назначение административно-правового режима выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую ФедерациюАдминистративно-правовой

    Из книги автора

    Тема 23 Административно-правовой режим чрезвычайного положения Вопрос 1. Сущность чрезвычайного положения и обстоятельства его введенияЧрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г.

    Из книги автора

    Тема 24 Режим военного положения Вопрос 1. Понятие и правовые основы режима военного положенияВ соответствии со ст. 19 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с

    Из книги автора

    Глава XVII ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ И РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Статья 331. Умышленное повреждение, уничтожение, перемещение знаков государственной границы, установление поддельных знаков государственной

    Из книги автора

    Тема 10. Режим отбывания наказаний в исправительных учреждениях различных

    • Операция «Гнев Божий» (1972 - 1979)
    • Контртеррористическая операция на Северном Кавказе (с 1999 года)
    • Контртеррористическая операция в Афганистане (с 2001 года)

    Акты террора с описанием контртеррористических мероприятий

    • Террористический акт в Будённовске (14-19 июня 1995 года),

    Напишите отзыв о статье "Контртерроризм"

    Литература

    • С.И. Грачев // Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 4 . - С. 171–177 .
    • Игорь Ушаков // Reliability: Theory and Application. - USA, 2006. - № 2 .
    • Мельничук К. (рус.) // Зарубежное военное обозрение. - 2009. - № 1 . - С. 24-27 .
    • Забузов О. Н. Трансформация принципов противодействия терроризму в России о мире. (рус.) // Армейский сборник. - 2014. - № 11 . - С. 2-10 .

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Контртерроризм

    За сараем послышались голоса.
    – Кто там? – окликнул князь Андрей.
    Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
    Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
    – Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.
    Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
    – А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
    В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
    – Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
    – Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
    – Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

    Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
    – Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
    – Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
    – Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
    – A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
    – Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
    – Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
    – Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
    Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
    – Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
    – Отчего же так? – спросил Пьер.
    – Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация