Обществознание: Социальный контроль. Социальные санкции и нормы

Главная / Общество

Социальные нормы и социальные санкции.

Стабильное функционирование и устойчивое развитие общества возможны лишь при условии некоторой предопределённости поведения членов социума. Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения - социальные нормы , соблюдение которых обеспечивается применением к нарушителям определённых санкций .

Стабильное функционирование социальный контроль обеспечивает в первую очередь посредством социальных норм, ценностей, идеалов, т.е. за счет формирования стандартов деятельности (личностных, правовых, институциональных), оценки на их основе реальной деятельности людей и последующего ее приведения в соответствие с данными стандартами при помощи системы социальных санкций (правовых, административных, моральных и др.). Социальные нормы - это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующее поведение людей. В общем виде нормы можно разделить на две основных группы:

1. правовые нормы (формальные) - это нормы, закрепленные в различного рода законодательных актах (Конституция, кодексы, законы и др.). Специфика данных норм заключается в том, что они приводятся в жизнь и поддерживаются посредством государственно-властного принуждения. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;

2. нормы морали (неформальные) - нормы, функционирующие в виде общественного мнения. В отличие от норм правовых данные нормы не имеют властных механизмов их реализации, а главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.

Вместе с тем, следование названным нормам определяется двумя факторами: знанием индивида о сущности той или иной нормы, а также степенью контроля за соблюдением тех или иных норм. В связи с этим, одно из значимых мест в механизме социального контроля приобретают обучение и контроль.

В ходе обучения индивиду уже с раннего детства прививаются определенные стандарты социального поведения. В период первичной социализации в семье и дошкольных учреждениях ребенок получает первые представления о том, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. В ходе дальнейшей социализации индивид усваивает различные социальные роли; учится различать, в какой социальной среде какое поведение является наиболее предпочтительным; определяет свое отношение к тем или иным социальным ожиданиям и нормам поведения; стремится вести себя в соответствии с существующими нормами или, напротив, нарушает их.

Общество, в ходе своего функционирования не только формирует социальные нормы, но и создает механизмы контроля за их исполнением; например, такие как общественное мнение, СМИ, правоохранительная система, судебная и т.д. Следует отметить, что одни и те же механизмы контроля (например, СМИ) способны осуществлять контроль как за соблюдением норм формальных, так и неформальных. Общество также заранее определяет базовую типологию социальных ролей и следит за их надлежащих соблюдением. Индивид, качественно исполняющий свою роль, как правило, удостаивается определенного вознаграждения, а «нарушитель» - наказания. При этом сама социальная структура, социальные отношения и обезличенные социальные статусы предписывают конкретным индивидам, их занимающим, определенные стандарты социального поведения.

По сферам своего действия социальный контроль охватывает различные области жизнедеятельности общества - социальные отношения и взаимодействия людей на уровне межличностных контактов в семье, трудовом коллективе, партиях, в сфере экономики, политики, культуры, науки и т.д. В каждой из этих сфер жизнедеятельности осуществление социального контроля имеет свою специфику, что позволяет говорить, например, о "социальном контроле в экономике", " социальном контроле в науке" и т.п.

Объектом воздействия со стороны механизма социального контроля становится деятельность людей (на уровне индивида-личности, отдельных групп-коллективов, социальных слоев и общностей). При этом предметом особого внимания со стороны его регулятивно-конструктивной функции становится именно отклоняющееся (девиантное) поведение, выраженное в негативных, асоциальных проявлениях. Последнее, однако, не означает, что социальный контроль представляет собой лишь санкционный механизм, в котором главную роль играют уголовно-правовое регулирование и санкции. В демократическом обществе социальный контроль, прежде всего, включает контроль, как со стороны институтов правового государства, так и самого гражданского общества, перенося акцент с репрессивных санкций на доминирование эволюционно подхода, на замещение отклоняющегося поведения его позитивными, социально одобряемыми формами.

Санкционный механизм социального контроля включает систему правовых и неправовых мер, запретов, воздействий. Методы контроля весьма многообразны и их применение варьируется в зависимости от конкретных условий и поставленных целей, то есть одно и тоже действие индивида может оцениваться социумом по-разному (например, бытовая трусость и трусость солдата в военное время). Среди всего многообразия методов социального контроля можно выделить следующие:

1. Старейшим и наиболее простым является физическое насилие . Оно может применяться как один из методов воспитания в семье, как способ борьбы с преступностью, как одно из средств для наведения порядка в общественных местах и др.

2. Политический контроль входит в компетенцию государственных органов власти и общественно-политических институтов гражданского общества. Однако и само общество, если оно обладает достаточной гражданской культурой, может использовать механизмы политического контроля для защиты своих интересов.

3. Экономические методы социального контроля являются не менее эффективными, чем политические. Суть их заключается в экономическом давлении (экономической выгоде или принуждении), оказываемом на индивида или социальные группы.

4. Правовые методы социального контроля являются одними из самых эффективных т.к. они опираются на государственную власть и могут использовать в своих целях легитимное принуждение.

Существуют и другие методы социального контроля, например, идеологические, религиозные, социокультурные, морально-этические и др.

Следует заметить, что социальные санкции по характеру своего действия можно, в свою очередь, разделить на две группы: санкции, основанные на принуждении, и санкции, основанные на убеждении. В первую группу входят меры воздействия (физического или психологического) на человека, имеющие целью вопреки его воле (под страхом наказания) заставить совершать те или иные действия, придерживаться определенной линии поведения. Убеждение исходит из принципа доверия к личности и ориентировано, в первую очередь, на моральную мотивацию общественно одобряемого поведения, на апелляцию к сознанию и чувствам индивида, как члена общества посредством разъяснения или эмоционального влияния. Социальный контроль, основанный на использовании второй группы санкций и реализующий вариант добровольного выполнения социальных норм, универсален, экономичен и наиболее приемлем для демократического общества. Санкционный механизм относится к внешнему контролю, как одной из важнейших форм социального контроля, используемых государством, обществом и соответствующими социальными институтами.



Другой важнейшей формой социального контроля является "внутренний контроль", или "самоконтроль личности ", под которым понимается саморегуляция поведения личности, основанная на интериоризации общественно приемлемых и одобряемых социальных ценностей и норм, усвоении и освоении нормативных требований к поведению в обществе, идентификации в социальных общностях и социальных группах.

Ключевым понятием в формировании механизмов самоконтроля является «интериоризация » - процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению социальных реалий внешнего мира. Интериоризируя социальный мир, индивид обретает свою идентичность с определенной социальной группой, этносом, культурой. При этом социальные ценности и нормы становятся внутренними нормами, а социальный контроль превращается в самоконтроль. Основными элементами самоконтроля являются сознание, совесть и воля .

Значительное место в социальном контроле занимает феномен самоконтроля, - сформировавшийся в процессе социализации и внутренних психических процессов механизм внутренней саморегуляции индивида.

Самоконтроль называют также внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько глубоко, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.

Исследуя социальный контроль с точки зрения его субъекта, можно выделить два вида контроля:

1. внешний социальный контроль - совокупность поощрений либо ограничений и принуждений, составляющих систему социальных санкций,

2. внутренний социальный контроль - вид социального контроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, воспринятые индивидом в процессе социализации.

В связи с рассмотрением практических аспектов функционирования социального контроля возникает проблема его эффективности. С точки зрения социологии эффективность социального контроля зависит не только от формально созданной системы барьеров, внутри которой может действовать объект контроля, но и от интериоризации норм социального контроля в процессе социализации и индивидуальных особенностей человека, определяющих стремление к признанию и безопасности. Социализированный индивид усваивает образцы деятельностей, действия и реакций на действия других, принятые в рамках данной системы, включающей культурную традицию и институциональный порядок во всей его целостности.

Однако далеко не все создаваемые и одобряемые обществом нормы, носящие общий характер могут учитывать все многообразие реальной жизни. Кроме того, многие индивиды не имеют возможности или не желают исполнять те или иные социальные нормы, следовать тем или иным социальным правилам. Указанное несовпадение ожиданий общества и намерений и фактического поведения индивида приводит к девиации - отклонению поведения от нормы, предполагаемой обществом.

Анализируя различные причины девиантного поведения, можно выделить основные из них:

1. противоречие общественной нормы внутренним культурным или религиозным традициям тех или иных социальных групп (так, например, по действующему законодательству в России запрещено многоженство, но в реальности оно существует, т.к. в соответствии с традициями некоторых этнических групп многоженство считается легитимным),

2. противоречие или неполное соответствие общественной нормы, личностным убеждениям и ценностным ориентациям индивида (группы) (например, человек уходит в монастырь, в секту, осознанно создаёт экстремальные ситуации),

3. наличие внутренних противоречий в существующей нормативно - правовой системе, когда исполнение одних норм неизбежно приводит к нарушению других (в таком состоянии находилась правовая система в начале 90-х годов XX века),

4. наличие неопределенности поведенческих ожиданий, когда правила, задаваемые обществом не ясны для индивида (например, издание законодательного акта, исполнение которого фактически невозможно),

5. наличие в обществе ограниченных социальных возможностей, вынуждающих некоторые социальные группы нарушать существующие нормы из-за того, что в правовых рамках данные группы не способны удовлетворять свои потребности (вынужденная девиация).

В результате анализа проблемы социального контроля можно сделать вывод о том, что социальный контроль представляет собой механизм обратной связи, обеспечивающий функционирование всей общественной системы как органического целого, основанный на приоритете базовой системы ценностей, воплощенных в традициях, нравственных и правовых нормах, действующих как через систему правовых институтов, так и через систему институтов политической системы.

Выводы

1. Социальный контроль есть механизм саморегуляции социальной системы, который обеспечивает упорядоченное, ожидаемое и заданное системой взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.

2. Социальный контроль регламентирует и консолидирует деятельность членов социума, обеспечивая его стабильное (устойчивое, равновесное) функционирование, позитивное развитие и прогресс.

3. Социальный контроль, осуществляется в процессе взаимодействия его участников: субъекта, агента и объекта. Конкретными особенностями взаимодействия данных лиц и обуславливаются формы социального контроля: экстенсивная и интенсивная.

4. Стабильное функционирование и устойчивое развитие общества возможны лишь при условии предопределённости поведения членов социума. Для этих целей в обществе формируются определенные стандарты поведения - социальные нормы, соблюдение которых обеспечивается применением к нарушителям санкций.

Контрольные вопросы

1. Как определяется понятие «социальный контроль» в различных науках?

2. Каковы функции социального контроля?

3. Кто является участники отношений социального контроля, какова их типологизация?

4. Какие виды социального контроля Вы знаете, исходя из основных параметров, определяющих условия социального контроля, и сфер социального управления, в которых возможно применение социального контроля?

5. Какие формы социального контроля можно выделить, в зависимости от степени отчуждения прав личности на самостоятельное формирование индивидуального мировоззрения, норм и правил поведения в обществе?

6. Каково, с Вашей точки зрения, значение для общества социальных норм, и санкций за их нарушение?

7. Чем обусловлено применение тех или иных методов социального контроля?

8. Какие виды методов контроля Вы знаете?

9. Что собой представляют социальные санкции и какие их виды Вы знаете?

10. Какую роль в системе социального контроля играет самоконтроль личности?

11. Что такое интериоризация? Какова роль данного явления в формировании механизмов самоконтроля личности?

12. Что представляет собой девиантное поведение и каковы основные причины девиации?

Список литературы

1. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива/ П.Л. Бергер. Пер. с англ. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 380 с.

2. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования/ Г.Дж. Берман. - М.: Изд. МГУ, 1994. - 256 с.

3. Бородин С.В. О судебной власти в России/ С.В. Бородин, В.Н. Кудрявцев // Государство и право. - 2001. - № 10.

4. Гегель. Философия права/ Гегель. - М., 1990.

5. Добреньков В.И. Социология: В 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 520с.

6. Дробышевский В.С. Философия права/ В.С. Дробышевский, Л.А. Смирнова, - Чита, 2003.

7. Коркунов Н.М. Государство и свобода/ Н.М. Коркунов. - СПб., 1892.

8. Кудрявцев В.Н. Современная социология права/ В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук. - М.,1995.

9. Кузнецова Е.М.С оциальный контроль как элемент социального управления:Автореф. дис. …канд. филос. наук./ Е.М. Кузнецова. - Омск, 2006. - 16 с.

10. Россия на рубеже веков: Избранные лекции университета. - СПб.: Изд-во СпбГУП, 1999.

11. Фридмэн Л. Введение в американское право/ Л.Фридмэн. - М., 1992. -367с.

12. Шибутани Т. Социальная психология/ Т. Шибутани. - Ростов на Дону: Феникс, 1999. - 560 с.


См., напр.: Шибутани Т. Социальная психология - Ростов н/Д: Феникс, 1999.

См.: Фридмэн Л. Введение в американское право. - М., 1992.

См.: Социология. T. I. Социальная структура и социальные процессы. Словарь - справочник.- М., Наука, 1990. С.158.

Кузнецова Е.М.С оциальный контроль как элемент социального управленияАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук С.14

Типы стратификаций.

Социальная стратификация.

Страта - социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию и престижу.

Соц. стратификация-деление общества на страты в иерархическом порядке.

Существует четыре основных типа социальной стратификации – рабство, каста, сословие закрытые общества, и класс – открытое общество. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет. Рабство – это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. Это наиболее распространенная в древности модель социальной стратификации. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие. Есть две формы рабства: классическая и патриархальная. При патриархальном рабстве раб жил в семье своих хозяев на правах младшего члена семьи. Он мог приобретать имущество и вступать в брак. в период античности существовало классическое рабство, связанное с полным бесправием раба, который считался «говорящим орудием». Рабовладелец распоряжался рабом, как вещью. Кастовая система существовала в Индии (сохранилась до сегодняшнего дня) и частично в Африке. Индия – классическое кастовое общество. В первые столетия новой эры оно пришло на смену рабовладельческого общества. Каста – это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения. Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Кастовое положение фиксируется религией индусов. Религиозные представления таковы, что человеку дано прожить больше одной жизни. Попадание в ту ил иную касту зависит от того, как человек ведет себя в предыдущей жизни. Сословия – характеристика феодальных обществ, которые наблюдались в Европе в период IV-XIV столетия. Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами. Сословная система включает несколько страт и имеет иерархическую структуру, которая определяется неравенством привилегий и положения. Европа на рубеже XIV и XV веков – классический образец сословного общества.

Социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции. Социальный контроль включает два главных элемента: социальные нормы и социальные санкции.

Норма - существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма - социально одобренные инварианты поведения. Норма - интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные. Формальные (писаные) например, законы, уставы, приказы. Неформальные (неписаные) например, приветствие, правила этикета, поздравление с днем рождения и т. п. Именно нормы регулируют социальные взаимодействия, отношения между членами группы, определяют обязанности и права индивидов. Нормы служат образцами, эталонами поведения индивидов в обществе. Люди усваивают нормы в процессе социализации, а за их выполнение отвечает социальный контроль.


Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации .

Санкции - поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции бывают:

· формальные применяемые социальными институтами, организациями и учреждениями или должностными лицами, их представляющими, на официальном уровне.

· неформальные применяемые на неофициальном уровне, нередко в малых группах людей. Их может применять каждый.

· положительные, позитивные

· отрицательные, негативные

Социальные санкции – это способы поощрения нормативно правильного поведения и наказания за нормативно неправильное, система, как наказаний, так и вознаграждений за плохо или хорошо усвоенные социальные нормы, а также за их нарушение или выполнение. Именно благодаря санкциям люди стремятся следовать социальным нормам в своем поведении; санкции ответственны за выполнение норм.

Разновидностью социального контроля является самоконтроль. Его еще называют внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует и оценивает свое поведение в соответствии с социальными нормами. Проявление такого внутреннего самоконтроля – совесть человека, его «внутренний судья». Самоконтроль является результатом социализации личности и свидетельствует о глубоком усвоение социальных норм.

Самоконтроль требует сознания и воли. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше обществу приходится прибегать к внешнему контролю, связанному в первую очередь с применением формальных негативных санкций. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в силу институтам социального контроля – государству, судам, прокуратуре и т. п. Демократическое общество в большей степени основывается на самоконтроле граждан, а тоталитарный политический режим в большей степени опирается на жесткий внешний формальный контроль, который может превратиться в диктатуру.

социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидании соотвествующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шабло­ны), предписывающие то, что люди должны говорить, ду­мать, чувствать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип - это нормы, которые возникают и сущест­вуют только в малых группах (молодежных тусовках, ком­пании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных коман­дах). Они называются «групповыми привычками».

К примеру, американский социолог Элтон Мэйо в 1927 - 1932 годах, проводивший знаменитые Хоторнские экспери­менты, обнаружил нормы, которые применяли по отноше­нию к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:

· не держись со «своими» официально,

· не говори начальству то, что может навредить членам
группы,

· не общайся с начальством чаще, чем со «своими»,

· не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Второй тип - это нормы, которые возникают и сущест­вуют в больших группах или в обществе в целом. Они назы­ваются «общими правилами».

Это обычаи, традиции, нравы, зако­ны, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский эти­кет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональ­ные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифицировать в зави­симости оттого, насколько строго соблюдается их исполне­ние.

· За нарушение одних норм следует мягкое наказание -
неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

· За нарушение других норм жесткие санкции - тюрем­ное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочета­ния вызывает неловкость, ставит человека в затруднитель­ное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказа­ние.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а поте­ря библиотечной книги - пятикратным штрафом. В некото­рых обществах малейшие отступления от традиций, не гово­ря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н. э. и советские партийные органы в XX веке.



Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божес­тва, раскрытие государственной тайны), мягче всего - при­вычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, се­мейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Однако существуют групповые привычки, которые це­нятся очень высоко и за нарушение которых следуют стро­гие санкции. В тех же Хоторнских экспериментах новичков, нарушивших правила поведения, ждало суровое наказание: с ними могли не разговаривать, приклеить обидный ярлык («выскочка», «штрейкбрехер», «подсадная утка», «предатель»), вокруг них могли создать нетерпимую обстановку и заста­вить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие. Такого рода привычки получили название нефор­мальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контро­лирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

· регулируют общий ход социализации,

· интегрируют индивидов в группы, а группы - в об­щество,

· контролируют отклоняющееся поведение,

· служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь этого при помощи норм? Во-первых, нормы - это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая но­вичкам общаться с начальством чаще, чем со своими то­варищами, малая группа накладывает на своих членов оп­ределенные обязательства и ставит их в определенные от­ношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, общес­тве.

Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающе­го данную норму человека окружающие ждут вполне одноз­начного поведения. Когда одни пешеходы движутся по пра­вой стороне улицы, а идущие навстречу - полевой, возни­кает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидание, опенку и средст­ва.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

· как стандарты поведения (обязанности, правила) или

· как ожидания поведения (реакция других людей).

Защита чести и достоинства членов семьи представляетсобой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о нор­ме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соот­ветствует вполне конкретное ожидание членов семьи, над­ежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южно-европейских народах. Итальян­ская мафия возникла как неформальная норма защиты чес­ти семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступни­ков от принятого стандарта поведения карало все сообщест­во.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?

Нормы - стражники ценностей. Честь и достоинство се­мьи - одна из важнейших ценностей человеческого сообщес­тва с древнейших времен. А обществом ценится то, что спо­собствует его стабильности и процветанию. Семья - основная ячейка общества и забота о ней - его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстриру­ет свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Пос­кольку защита семьи - основа ее выживания, то выполне­ние этой важнейшей функции в традиционном обществе де­лает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает спо­ров о том, кто первый - муж или жена. В результате укреп­ляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности проде­монстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы действительно стражни­ки порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Социальные санкции

санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нор­мы. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценнос­тей и со стороны санкций.

Социальные санкции - разветвленная система вознаграж­дений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность.

конформизм представляет собой внешнее согласие с об­щепринятым,потому что внутренне индивид может сохра­нять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том.

Конформизм - цель социального контроля. Однако це­лью социализации конформизм не может быть, ибо она до­лжна завершаться внутренним согласием с общепринятым.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негатив­ные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа санкций:

формальные позитивные санкции (Ф+) - публичное одоб­рение со стороны официальных организаций (правительст­ва, учреждения, творческого союза): правительственные на­грады, государственные премии и стипендии, пожалован­ные титулы, ученые степени и звания, сооружение памят­ника, вручение почетных грамот, допуск к высоким до­лжностям и почетным функциям (например, избрание пред­седателем правления).

неформальные позитивные санкции (Н+) - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дру­жеская похвала, комплименты, молчаливое признание, до­брожелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных ка­честв, улыбка.

формальные негативные санкции (Ф-) - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительствен­ными указами, административными инструкциями, пред­писаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, от­лучение от церкви.

неформальные негативные санкции (Н-) наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порица­ние, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддержи­вать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжела­тельный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельето­на, разоблачительная статья.

Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системесоциального контроля.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, кото­рые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяж­кое преступление - тюремное заключение. Когда мы ожида­ем от другого человека определенного поступка, то надеем­ся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое це­лое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требу­ет присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Уволь­нение оформляется отделом кадров учреждения и предпол­агает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебно­го разбирательства, на основании которого выносится су­дебное решение. Привлечение к административной ответствен­ности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, пред­полагает присутствие официального транспортного контро­лера, иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.

Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц. Санкции никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санк­ций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

самоконтроль называют еще внутренним контролем: ин­дивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласо­вывая его с общепринятыми нормами.

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины.

В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть - проявле­ние внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания или бессознательного, состоящая из сти­хийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание при­родной стихии, он основывается на волевом усилии.

Трансформации экономики на постсоветском пространстве сопровождалась значительным спадом производства и потребления. Особенно это отразилось в социальной сфере: уровень жизни населения и его социальная защищенность резко снизились. При разработке экономической стратегии реформирования в 90-е годы социальная политика не называлась в качесте очевидной цели реформ. Роль социальной сферы была осознана после финансового кризиса 1998 года. Беларусь избежала социальных потрясений благодаря эволюционному переходу к экономическим реформам. Однако результатом явилось сокращение сбережений, что стало сдерживающим фактором экономического роста. В 2000 году в нашей стране 35,7% белорусских семей обладали доходом ниже прожиточного минимума на одного члена семьи. Потребовалось введение пособий для безработных и бедных. Это привело к росту социальной доли ВВП. В 1999 году валовые расходы на социальные программы и субсидии превысили треть ВВП республики, что потребовало высоких налогов и социальных выплат и стоало сдерживающим фактором экономического роста. Назревшие решения в сфере социальной политики принимаются со значительной временной задержкой.

Первой попыткой ввести определенность в ранее выданные обязательства государства и одновременно сохранить минимальный уровень государственного социального обеспечения были государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС). Закон о ГМСС был принят в 1999 году. Но только в 2003 году были разработаны и утверждены постановлением Совета Министров по внедрению в республике 44 государственных социальных стандартов. Цель стандартов – удовлетворить важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах и таки образом соблюсти конституционные гарантии. Большинство норм и нормативов, которые входят в систему стандартов, являются обязательствами государства перед различными группами населения и должны обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Это дало возможность сохранить равные минимальные гарантии социальной защищенности населения. В перспективе государственное социальное обеспечение должно сохраниться на уровне минимального стандарта, ориентированного на малообеспеченную часть населения.

Активное реформирование социальной политики началось после 2000 года. Основными направлениями реформирования стали: поиск путей ограничения расходов государственного бюджета на социальные нужды и ужесточение финансовой дисциплины использования средств; активное привлечение средств нанимателей к социальной защите и страхованию; расширение круга платных услуг для населения в здравоохранении, образовании, санаторно-курортном обслуживании. В 2007 году был принят законопроект о ликвидации льгот. В Беларуси существовало более 200 видов льгот, правом их получения пользовались более 30 категорий граждан, 25% льгот получали наиболее обеспеченные граждане. В декабре 2009 года, несмотря на негативное общественное восприятие законопроекта, он вступил в силу. Однако государственная социальная поддержка населения является важнейшей составляющей социально экономической политики Беларуси. С 2007 года в стране активно задействуется принцип адресности при осуществлении государственной поддержки. Эта мера, закрепленная на законодательном уровне, позволяет применять четкий, прозрачный, дебюрократизированный механизм предоставления государственной адресной социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается.

К концу 2010 года предусмотрено сократить долю населения, располагающего доходами ниже бюджета прожиточного минимума, в два раза. Уровень малообеспеченности населения снизился с 11,1 процента в 2006 году до 7,7 процента в 2007 году. Важно отметить, что такое снижение произошло во всех регионах страны, а не только в крупных городах. Оно происходило при относительно низком уровне дифференциации доходов граждан.

Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития является расширение занятости. Эта одна из первостепенных задач государственной социально-экономической политики Беларуси. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.

В Беларуси на протяжении почти десяти лет наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработицы.

Одним из приоритетных элементов социальной поддержки государства является пенсионное обеспечение. С учетом демографической структуры населения, обусловленной его старением, получателями пенсий являются 26 процентов населения. Расходы на выплату пенсий составляют 11 процентов ВВП страны. С начала 2008 года рост размера пенсий составил более 6 процентов. За период с 2003 по 2008 год доля пенсионеров с пенсией ниже бюджета прожиточного минимума снизилась с 29, 9 процентов до 6 процентов от общей численности пенсионеров.

Для обеспечения дополнительной защиты права граждан на пенсионные выплаты Беларусь активно развивает соответствующую международную договорную базу: специальные соглашения о гарантиях пенсионного обеспечения при переселении граждан Беларуси действуют практически со всеми соседними странами и государствами СНГ.

В рамках деятельности по социальной поддержке одиноких пожилых людей и инвалидов важное место занимает развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания. В Беларуси действуют 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе 9 домов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, а также Республиканский интернат ветеранов Второй мировой войны и труда, в которых проживает более 16 тысяч человек.

Образование и грамотность – важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования составляют 6 процентов от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран. В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.

Таким образом, в социальной политике Беларуси можно выделить следующие изменения:

· Распределение социальной составляющей между основными экономическими субъектами: государством, нанимателями и населением.

· Поддержание минимальной дифференциации доходов между работниками различных отраслей экономики;

· Введение института негосударственных платных услуг в социальной сфере;

· Отказ от льгот и переход к адресному назначению социальной помощи через систему государственных минимальных социальных стандартов.

29. Структура и содержание социальной политики.

Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

u Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

u Субъекты социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

u Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.

Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики:

стимулирующую, т.е. стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду; учет доли каждого работника в созданном продукте.

- стабилизирующую - достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп.

Социальная политика базируется на ряде принципов.

u Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости).

u Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами.

u Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

u Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.

С точки зрения субъектов социальной политики, выделяют два ее уровня – общегосударственный и региональный.

u Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой.

На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы.

u Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономические отношения в регионе, а также региональные социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона.

Первый подход к рассмотрению структуры социальной политики связан с территориально-государственным устройством Российской Федерации. Вопрос, который логично вытекает из такого рассмотрения, заключается в том, можно ли говорить о социальной политике на общегосударственном (федеральном) уровне, о региональной социальной политике (на уровне субъекта Федерации) или о социальной политике на муниципальном уровне? Осуществляется ли такая политика на каждом из уровней государственного устройства, имеется ли у нее своя специфика, и в чем она заключается?

Пытаясь найти ответы на такие вопросы, нужно иметь 1 виду, что современное государственное устройство Российской Федерации является становящейся системой, формирование ее не завершено, особенно в части федеративного устройства и местного самоуправления. Учитывая также противоречивость и сложность социальной политики в целом можно предвидеть те трудности, которые содержит в себе анализ социальной политики в такой структуре. Нам представляется, что вполне правомерно анализировать формирование и реализацию социальной политики на каждом указанных уровней.

Деятельность государства в сфере социальной политики на федеральном уровне создает условия для ее осуществления на всех других уровнях. Эти предпосылки определяются в первую очередь Конституцией (Основным законом) страны, рамочными федеральными законами, разработкой и реализацией не только социальной политики, но также экономической политики и всех других ее видов. На этом уровне разрабатываются и утверждаются социальные минимумы и стандарты, которые должны лежать в основе деятельности расположенных "ниже" органов управления и самоуправления.

Социальный характер России, как сказано в Конституции, находит выражение в установлении гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитии системы социальных служб, установлении государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Этим гарантиям посвящена, главным образом, ст. 39 Конституции: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом". Характерно, что в этой статье не зафиксировано важнейшее право на социальное обеспечение. Формулировка статей Конституции, посвященных социальной защите населения, особенно наиболее уязвимых групп, а также положения главы 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" позволяют сделать вывод об отсутствии реальных гарантий осуществления права на социальное обеспечение, не говоря уже о более широком понятии права на социальную защиту 1 .

В Конституции не получил закрепления принцип взаимосвязи прожиточного минимума и гарантированных социальных стандартов: минимальной заработной платы, минимальной пенсии, пособия и т. д.

Одним и самых важных условий нормального функционирования общества (или другой социальной единицы) является предсказуемость действий людей. В обратном случае ему угрожает полное разрушение.

Для того чтобы поддерживать необходимые нормы общество использует специальные механизмы воздействия на сознание людей с целью обеспечения постоянства существующих взаимодействий и отношений.

Одним из этих механизмов является социальный контроль, функции которого заключаются в создании условий для социальной стабильности.

Существует точка зрения, что личность формируется как способ выживания в обществе вследствие контроля над поведением человека, который осуществляют окружающие люди.

Именно они обучают человека определенным нормам и правилам, принятым в этом обществе. Постепенно, осваивая и закрепляя полученные образцы поседения, человек становится личностью. Т.е. он обучается соответствовать социальным нормам исходя из собственных индивидуальных особенностей.

В случае нарушения принятых в сообществе норм, личность ожидают социальные санкции, которые представляют собой любые средства, стимулирующие человека соблюдать установленные порядки. Чаще всего под санкциями понимают некие средства наказания, которым подвергается человек, отступивший от определенных правил.

Однако социальные санкции могут выглядеть и как поощрение или поддержка правильного поведения.

И санкции всегда взаимосвязаны, одно не существует без другого. Постепенное смягчение санкций может привести к полному исчезновению нормы.

С помощью них осуществляется социальный контроль над соблюдением норм, которые, в свою очередь, стоят на страже ценностей, принятых в обществе. Например, процветание семьи является важной ценностью для общества. Значит, все, что способствует благу семьи, воспринимается как норма, в том числе способность мужчины защитить своих близких. Поэтому общественный стереотип подразумевает, что он должен быть сильным. Слабость подвергается санкциям в виде презрения и насмешек окружающих, а сила поощряется, что ярко видно на примере где мужчина всегда был главой семьи, и ему принадлежала власть. Если нормы начинают «расплываться», теряют четкие границы, возникает нестабильность. Например, в современном обществе роль мужчины как лидера и защитника уже не столь очевидна. Отношения в семьях, соответственно, далеко не так стабильны, как в традиционных культурах.

Можно выделить 4 вида санкций: позитивные, негативные, неформальные и формальные.

Последние подразумевают поощрение или наказание, исходящее от официальных организаций.

Неформальные позитивные или негативные санкции - публичное одобрение или осуждение, не носящее официальный характер. Это может быть дружеская похвала, молчаливое одобрение или, напротив, игнорирование и насмешки.

Позитивные социальные санкции всегда подразумевают поощрение какой-либо деятельности, а негативные - наказание.

В зависимости от серьезности санкций, применяемых в случае нарушения той или иной нормы, можно выделить типы социальных норм. Первый имеет отношение к особенностям в той или иной ситуации. Это манеры и этикет. Следующий тип подразумевает более глубокий уровень изменения личности. Сюда относят традиции и нравы, а также групповые привычки. И третий пункт, подразумевающий жесткое наказание за отклонение - это законы и табу.

Неподчинение нормам в некоторой степени характерно для любого сообщества. Всегда существуют люди, по тем или иным причинам отвергающие не только традиции, но и законы. Обычно они подвергаются наказанию, но на их место приходят другие. По мнению социологов, процент людей, нарушающих нормы, постоянен в любом сообществе. Именно за счет этого достигается равновесие и гибкость системы, а также появляется возможность для развития социальной единицы. Нарушители всегда выявляют слабые места всей общественной системы и показывают, что может угрожать ей.

Санкции в ходе воспитания «закрепляются» в сознании человека. Если неосознаваемая часть психики является хранилищем неконтролируемых импульсов, то сознание должно обеспечивать сдерживающую функцию. Но это не всегда так. Глубоко заложенные общественные запреты также могут уходить в сферу бессознательного и оттуда управлять поведением человека. Таким образом формируется культура того или иного общества. Запреты и табу становятся частью и не требуют постоянного контроля.

Чрезмерный внешний контроль приводит к тому, что общество деградирует, так как человек перестает нести ответственность за свою жизнь и поступки. В обществе должны быть созданы условия для самоопределения личности с учетом необходимых норм. В этом и заключается основная задача гармоничного социума.

Социальные нормы и санкции.


Понятие «Норма»

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт».

Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой.


Социальные нормы

Социальные нормы - общепризнанные правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.


Признаки социальных норм

1. Общий характер

2. Процедурность

наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации

рассчитаны на многократное применение, действуют постоянно и для всего круга лиц

3. Санкционированность

Наличие определенного механизма реализации предписаний


  • Групповые привычки - нормы малых групп. Появляются и продолжают существовать только в малых группах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях).
  • Общие правила - нормы больших групп (общества в целом). Это манеры поведения, традиции, этикет. Каждая социальная группа обладает своими обычаями, правилами поведения, традициями.

  • Обычаи
  • Традиции
  • Моральные нормы
  • Правовые нормы
  • Религиозные нормы
  • Политические нормы
  • Корпоративные
  • Этикетные нормы
  • Эстетические нормы

Табу

Табу – запреты, неукоснительно принимаемые без обсуждения всеми членами рода. Например, запрет на убийство сородича, на брак между членами одного рода и др.

В основе их лежал предыдущий жизненный опыт и стремление к выживанию. По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.


Обычаи

Обычай – совокупность правил поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения.

Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки.

Обычаи морального содержания называют нравами.


Традиции

Традиция (лат. Tradere «передавать») - набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений. (то, что унаследовано, передано от предшественников, предыдущих поколений).

Реализация этого вида норм

обеспечивается силой привычки


Моральные нормы

Моральные нормы несут в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, благородно - подло, справедливо - несправедливо).

Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.


Религиозные нормы

Религиозные нормы выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи.

Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм.


Правовые нормы

Правовые нормы закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за их нарушение.

Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.


Политические нормы

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами.

Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей,

входящих в эти организации,

либо страхом

быть исключенными из них.


Корпоративные нормы

Корпоративные нормы – правила поведения, установленные общественными организациями.

Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а так же самими общественными объединениями.


Этикетные нормы

Этикетные нормы - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).


Эстетические нормы

Эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и быту.


  • Регулируют общий ход социализации;
  • Интегрируют людей в группы, группы в общество;
  • Контролируют отклоняющееся поведение;
  • Служат образцами, эталонами поведения.

Са́нкция (от лат. sanctio - строжайшее постановление )

Реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации.


Выделяют следующие типы социальных санкций :

  • формально-позитивные санкции - публичное одобрение официальных организаций: правительства, учреждения, творческого союза и т.д.; правительственные награды, государственные премии и стипендии, жалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (избрание президентом правления);
  • неформально-позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций, - дружеская похвала, комплимент, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы и т.д.; признание лидерских или экспертных качеств;
  • формально-негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, отлучение от церкви, смертная казнь;
  • неформально-негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, - порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестное прозвище, пренебрежение, отказ подать руку, поддерживать отношения, распускание слухов, недоброжелательный отзыв, жалоба, разоблачительная статья.

САНКЦИИ - СТРАЖНИКИ НОРМ



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация