В каких госструктурах можно работать без армии. Где и как проходят альтернативную службу? В таком случае, чтобы получить документ, подтверждающий невозможность прохождение военной службы, следует выполнить нижеуказанные действия

Главная / Общество

Председатель Сергей Нарышкин срочную не служил, как и не были в армии и его заместители: единороссы Александр Жуков и Олег Морозов, либеральный демократ Игорь Лебедев, коммунист Иван Мельников и эсер Николай Левичев… Срочную службу прошли не более 10 процентов государственных руководителей.

На днях в Госдуме всё же приступят к рассмотрению законопроекта, запрещающего принимать на государственную службу тех, кто не отдал своей Родине священный долг – не отслужил срочную. У этого законопроекта, по словам его разработчиков, «непростая судьба»: попытки внести его делались несколько раз за последние 15 лет, и всякий раз тщетно. Дело в том, что в армии отслужили не более 10% российских государственных руководителей, и, таким образом, постановка вопроса ребром им по определению не близка. Ещё хуже дела обстоят с детьми политиков и управленцев – на воинской службе побывали лишь 2% из них. Но именно эти молодые люди чаще своих сверстников оказываются на государственной службе.

По весне в Минобороны обнародовали занятную статистику, свидетельствующую о том, что защищать Родину готовы гораздо меньше молодых людей, чем хотелось бы нашему военному ведомству. При установленной норме призыва в 155,5 тыс. человек официальных уклонистов насчитали всего 7,4 тысячи. При этом 236 тыс. молодых людей уклонились от получения повестки либо сменили место жительства, не снявшись с воинского учёта по старому адресу. Эти цифры официальные, их привёл замначальника Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов. А вот что по этому поводу думает разработчик законопроекта, блокирующего путь на госслужбу для таких уклонистов, Франц Клинцевич: «В стране не хватает людей призывного возраста, а 236 тыс. молодых людей при этом не получают повестку. А 6,5 тыс. (на самом деле 7,4.) её получили и бегают. Их или в тюрьму посадят, или они заплатят штраф, 200 тыс. рублей. Сегодня у них есть возможность «отмазаться». А завтра «откосивший» молодой человек решит стать большим начальником».

Клинцевич считает, что ни к чему хорошему это стремление не приведёт. «Цель принятия законопроекта – должен быть повышен патриотизм чиновников, занимающих государственные посты. Сейчас многие чиновники не соответствуют требуемому высокому уровню патриотизма и работают больше на себя, чем на свою страну». А, отслужив в армии, будущий чиновник, по мнению Франца Клинцевича, научится Родину любить так, как подобает. Впрочем, сам разработчик законопроекта не обольщается относительно его перспектив: «У меня много оппонентов – и в администрации президента, и в правительстве, и в Государственной думе, и в Совете Федерации. У меня нет оппонентов среди моих избирателей, простого электората.

У призывников должна присутствовать мотивация к военной службе, и эту мотивацию государство обязано выработать через определённые законы».

Если Клинцевич числится главным лоббистом законопроекта, то основным его оппонентом называют вице-премьера правительства Владислава Суркова. Именно Сурков, по одной из версий, «заворачивал» предложения Клинцевича, а на июньский законопроект написал разгромную сопроводиловку. «Уклонистов нельзя ущемлять в праве занимать государственные посты, – считает Сурков, – так как это противоречит Конституции». «В соответствии с частью 4 статьи 31 Конституции РФ граждане страны имеют равный доступ к государственной службе», – напомнил вице-премьер. Разумеется, точку зрения вице-премьера целиком разделяют подавляющее большинство чиновников.

Между тем сам Владислав Сурков отслужил срочную, как положено: в 1983–1985 годах он был приписан к одной из артиллерийских частей Южной группы войск в Венгрии. Правда, несколько лет назад бывший министр обороны Сергей Иванов добавил интриги, рассказав в телеинтервью, что Сурков проходил службу в составе спецназа Главного разведывательного управления. Как бы то ни было, свой долг Родине вице-премьер отдал сполна. Что же касается Клинцевича, то он как раз солдатской каши и не едал. Зато досыта наелся курсантской – окончил он Свердловское высшее военно-политическое танково-артиллерийское училище и курсы офицеров-политработников при Военном институте иностранных языков, а затем и Военно-политическую академию им. Ленина. Два года отслужил в Афганистане, в запас уволился в звании полковника.

Ожидается, что во время первого чтения в законопроект о прямой связи воинской и государственной службы внесут немало смягчающих поправок. Правительство сопроводило законопроект пояснительной запиской, в которой законодателям даётся тонкий намёк: если соискатель той или иной чиновничьей должности не отслужил в армии, но при этом не числится уклонистом, то на него не распространяется ограничение при приёме на госслужбу. Другими словами, если его нет в списке из 7,4 тыс. призывников, получивших повестку, но не явившихся в военкомат, но он числится среди тех 236 тыс., что удачно сменили место жительства и повестку не получили, то «откосившим» такой призывник не считается. И вполне может претендовать на кресло чиновника – если до 27 лет ему удастся своевременно менять жильё.

Примут ли к сведению эту «сопроводиловку» депутаты, пока можно только гадать. Ведь помимо правительственных разъяснений к законопроекту давались и президентские, а они звучали совсем по-другому. Ещё в своём майском указе президент обязал правительство предусмотреть предоставление преференций при поступлении на государственную гражданскую службу, а также при включении в резерв управленческих кадров тем, кто прошёл военную службу по призыву. Но уже тогда правительство попыталось сопротивляться, направив президенту довольно жёсткий ответ: «При конкурсном отборе предоставление каких-либо преференций одному из претендентов затруднительно, поскольку связать навыки, полученные во время службы в армии, с требованиями, предъявляемыми к государственному гражданскому служащему, не представляется возможным».

Давайте вместе попытаемся разобраться, кто – чисто теоретически – может поддержать предложения президента в том виде, в котором они были сделаны изначально, а кто предпочтёт более мягкий тон правительственных дополнений, сводящих весь смысл инициативы на нет. Руководствоваться будем простым принципом: те, кто оттянул срочную, априори будут считаться сторонниками законопроекта, а не служившие в армии – его противниками.

Место среди сторонников наверняка займёт министр обороны Анатолий Сердюков. Хотя сам он не профессиональный военный, срочную службу в армии он всё-таки отслужил. Правда, в этой службе немало неясностей. Известно, что служил Сердюков не два, а всего полтора года, в 1984–1985 годах. Но в Ленинградском институте советской торговли, в котором учился будущий министр обороны, отсутствовала военная кафедра, и призывник должен был отслужить по полной программе, два года. В архиве военного комиссариата Выборгского района Петербурга, где хранятся дела на студентов-призывников института торговли, в том числе и призванных на службу в 1984 году, документов Сердюкова нет.

Официальным представителем при рассмотрении законопроекта палатами Федерального собрания назначен статс-секретарь, заместитель министра обороны Николай Панков. Он – единственный в российском военном ведомстве, кто отслужил срочную службу в пограничном отряде, а уже после этого поступил в военное училище. Его тоже запишем в сторонники.

Место «над схваткой» наверняка займёт председатель правительства Дмитрий Медведев. Срочную он не служил, зато прошёл полуторамесячные военные сборы в Карелии. А мог бы и не проходить – на сборы, по слухам, не явились примерно половина студентов медведевского курса Ленинградского госуниверситета. Но Дмитрий Анатольевич – человек обязательный – он явился.

Только два зампреда правительства в армии вообще не служили – это Аркадий Дворкович (по слухам, «сопроводиловку» к президентскому законопроекту готовили именно по его поручению) и, как это ни странно, Дмитрий Рогозин, курирующий вопросы ВПК и гособоронзаказа. Правда, его отцом был начальник управления перспективных систем вооружений и первый замначальника службы вооружения Министерства обороны СССР генерал-лейтенант Олег Рогозин, так что не вполне понятно, чью сторону может занять Дмитрий Олегович – с такой-то родословной. Что же касается других вице-премьеров – Дмитрия Козака, Игоря Шувалова и Александра Хлопонина, то все они оттрубили на срочной по два года.

А что же в Госдуме? Её председатель Сергей Нарышкин срочную не служил. Не были в армии и его заместители: единороссы Александр Жуков и Олег Морозов, либеральный демократ Игорь Лебедев, коммунист Иван Мельников и эсер Николай Левичев. Отдали долг Родине всего двое думских зампредов – Андрей Воробьёв и Сергей Неверов. В общем, при таком непростом раскладе надежд на поддержку законопроекта, прямо скажем, немного.

Но – шутки в сторону. Увязать прохождение срочной службы с дальнейшей карьерой государственного чиновника действительно целесообразно. Правда, для этого потребуется реорганизация призыва как такового – хотя бы для того, чтобы исключить возможность не получать повестку сотням тысяч призывников. Это легко сделать: отменить повестки и оговорить срок прибытия призывников в военкомат. Объявили призыв – будь добр явиться без приглашения. Такой регламент, считает глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, даст возможность выявить противников армейской службы, то есть людей, которым не место в структурах власти. И такое положение, кстати, действует в целом ряде государств.

В мае 2012 года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить изменения в законодательство, направленные на повышение престижа и привлекательности военной службы по призыву . Так, отслужившим в армии должны были быть предоставлены дополнительные льготы при поступлении в вузы, гранты на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах, а также преференции при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – госслужба). В целях реализации данного поручения был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ " "(далее – Закон), вступивший в силу с 1 января 2014 года. В нем определено, в частности, что граждане, прошедшие военную службу по призыву, имеют преимущественное право зачисления в вузы для получения второго высшего образования в области экономики и управления. Преференции же при поступлении на госслужбу, предусмотренные Законом, оказались выражены не в том, что при прочих равных условиях преимущественное право отдается отслужившим по призыву, а в том, что факт прохождения военной службы стал обязательным условием для занятия должности госслужащего (). Более того, граждане, которые уже состоят на госслужбе, должны освободить занимаемые должности, в том случае если не служили в армии без законных на то оснований.

Данное положение вызвало неоднозначную реакцию чиновников – вплоть до требования признать его неконституционным. Однако оно не было удовлетворено – в Постановлении КС РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П " "(далее – Постановление) разъясняется, почему.

Фабула дела

НАША СПРАВКА

Реквизиты решения: .

Требования заявителя (Парламент Чеченской Республики): Признать запрет на допуск к госслужбе граждан, не прошедших военную службу без законных на то оснований, противоречащим , так как он нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе.

Суд решил: Сам по себе данный запрет не противоречит Конституции РФ. Однако его бессрочный характер не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ. В связи с этим федеральному законодателю надлежит установить сроки действия этого запрета.

КС РФ по запросу заявителя проверил конституционность (далее – оспариваемое положение), расширяющего перечень связанных с госслужбой ограничений (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ " ", далее – закон о госслужбе). Согласно внесенному им изменению гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на госслужбе, в случае если призывная комиссия признала его не прошедшим военную службу без законных на то оснований.

Заявитель считает, что оспариваемое положение нарушает конституционные принципы равенства граждан (), соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод ( и ), ограничивает право на равный доступ к госслужбе (), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (). Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемое положение необоснованно ухудшает положение лиц, поступивших на госслужбу до его вступления в законную силу.

Заявитель также подчеркнул, что в ряде случаев пройти службу по призыву невозможно в силу объективных причин. Он напомнил, что с начала 90-х годов и до 2012 года на территории Чеченской Республики призыв не проводился вообще, а в настоящее время от этого региона призывается лишь небольшое количество молодых людей (в этом году планируется призвать около 500 человек). Получается, что многие граждане не проходят армейскую подготовку в силу не зависящих от них обстоятельств, а не потому что уклоняются от службы по призыву. Однако госслужащими они стать не могут.

Еще один спорный момент, на который указали члены Парламента Чеченской Республики в своем заявлении, – бессрочность запрета на допуск уклонистов к госслужбе. Они подчеркнули, что уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы является преступлением (), за совершение которого виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – на срок от года до пяти лет в качестве основного вида наказания и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного (). Таким образом, даже в УК РФ, устанавливающем наказания за наиболее серьезные общественно опасные деяния, определены конкретные сроки действия такого запрета. Получается, что оспариваемая норма противоречит УК РФ и поэтому подлежит пересмотру.

Позиция суда

КС РФ уже неоднократно отмечал, что деятельность госслужащих осуществляется в публичных интересах, поэтому они наделены особым правовым статусом. Федеральный законодатель может устанавливать специальные правила поступления на госслужбу и ее прохождения, а также предъявлять к госслужащим и поступающим на службу лицам специальные требования, причем речь идет не только о деловых, но и о морально-нравственных качествах ( , ). Такие ограничения не ущемляют права граждан, в случае если являются формально определенными, четкими и не допускают расширительного толкования. Кроме того, они не должны иметь обратной силы ( , ).

Защита Отечества – конституционно закрепленная обязанность каждого гражданина России (), которая может быть реализована посредством несения военной службы, напомнил КС РФ. Основной формой последней является военная служба по призыву (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ " "; далее – закон о военной службе). Призыву, напомним, подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, за исключением освобожденных от исполнения воинской обязанности или призыва на военную службу. В некоторых случаях мужчинам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а кто-то призыву и вовсе не подлежит ().

КС РФ подчеркнул, что отношение гражданина к обязанности пройти военную службу характеризует его как способную или, напротив, неспособную к ответственному осуществлению публичной деятельности личность и поэтому может рассматриваться как особое репутационное требование, предъявляемое к лицам, которые претендуют на занятие должности госслужащего (). Доступ к госслужбе лиц, не служивших в армии без законных на то оснований, снижает не только престиж военной службы, но и авторитет самой госслужбы. Запрет такого доступа не противоречит , поскольку преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, отметил Суд.

Заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносит призывная комиссия при зачислении его в запас (). Стоит отметить, что данное положение вступило в силу только с 1 января текущего года. Поэтому в отношении тех, кто не служил без законных на то оснований, но был зачислен в запас до 1 января 2014 года, такое заключение выноситься не может. Соответственно, не может распространяться на них и ограничение, установленное оспариваемым положением. В то же время уклонисты, которые поступили на госслужбу до указанной даты, но еще не достигли возраста 27 лет, должны будут оставить занимаемые ими должности. В противном случае они получали бы необоснованные преимущества при реализации права на равный доступ к госслужбе по сравнению с теми, кто только претендует на замещение должностей госслужбы, считает КС РФ ().

Важно отметить, что призывная комиссия может вынести заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных на то оснований вне зависимости от того, привлекался ли он к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету () или уклонение от призыва на военную службу (). Более того, в законодательстве не закреплена обязанность призывной комиссии ни по установлению факта привлечения гражданина к такой ответственности, ни по оценке фактических обстоятельств, вследствие которых он не прошел военную службу.

Тем не менее, заключение призывной комиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном . Суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к ограничению права граждан на судебную защиту (см., например, ). Таким образом, причины, в силу которых гражданин не прошел военную службу, все же подлежат исследованию, следовательно установленный оспариваемым положением запрет сам по себе не противоречит , считает КС РФ.

МНЕНИЕ

Сергей Маврин, судья КС РФ:

"Мы истолковали Закон таким образом, что призывная комиссия, принимая соответствующее решение о том, имел человек законные основания, для того чтобы не служить, или не имел, не должна, по сути дела, ограничиваться тем перечнем оснований, которые на сегодняшний день существуют в законе [о военной службе. – Ред. ]. Если, скажем, на конкретной территории не проводился по каким-либо причинам призыв, как это было в Чеченской Республике, то значит было законное основание для того, чтобы человек не служил. И это обстоятельство, разумеется, не может быть ограничением ни для поступления на гражданскую службу, ни для освобождения от должности государственного служащего. В том случае, когда призывная комиссия не воспримет наши аргументы, у гражданина есть возможность обжаловать ее решение в суд. В силу самостоятельности судебной власти суд вправе откорректировать решение комиссии, не будучи связанным теми обстоятельствами, которые на сегодняшний день установлены как основания для освобождения от обязанности несения службы".

В то же время бессрочный характер запрета на допуск к госслужбе тех, кто не служил в армии, ставит их в худшее положение по сравнению с гражданами, для которых запрет на замещение определенных должностей является наказанием за совершение административного правонарушения или преступления, заключил Суд (). Он согласился с доводами заявителя о том, что бессрочность запрета на прохождение госслужбы уклонистами противоречит установленным в уголовном законодательстве срокам лишения права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности. Более того, лица, осужденные за уклонение от призыва, после снятия судимости снова могут претендовать на занятие должностей госслужбы в отличие от граждан, признанных не прошедшими службу без законных на то оснований. Таким образом, в этой части оспариваемое положение не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует , постановил КС РФ.

В связи с этим Суд поручил федеральному законодателю устранить существующее в настоящее время противоречие в нормативных положениях, касающихся ограничения доступа к госслужбе не отслуживших в армии граждан.

После провозглашения Постановления член Парламента Чеченской Республики Хамзат Дадаев сообщил, что полностью удовлетворен решением Суда по данному делу.

***
В заключение отметим, что в ходе рассмотрения дела в Суде представители Президента РФ и Генерального прокурора РФ подняли вопрос о закреплении в законодательстве возможности проверки каким-либо властным органом или должностным лицом решений о признании гражданина не служившим в армии без законных на то оснований. Можно предположить, что такая процедура будет более быстрой по сравнению с обжалованием такого решения в суде. Возможно, положения о такой досудебной проверке решений призывных комиссий будут обсуждаться при разработке рекомендованных КС РФ поправок. ГАРАНТ.РУ продолжит следить за развитием темы.

По имеющимся данным, ежегодно в России судят около 700 человек за уклонение от военной службы. Из числа не явившихся в военкомат без уважительной причины одни получают срок, другие - справку уклониста. В любом случае нежелание служить отразится на дальнейшей жизни молодых людей.

В материале "Распишитесь и получите. Кого судят и как наказывают за уклонение от службы в армии" социального журналистского проекта "Медиазона" говориться, что каждый год в России выносится несколько сотен приговоров по статье об уклонении от прохождения военной службы по призыву: в первом полугодии 2016 года осудили 290 человек, в 2015 году — 742 человека, в 2014 году — 782 человека. Часть 1 статьи 328 предусматривает наказание в виде лишения свободы (до двух лет) или штрафа — до 200 тысяч рублей. Часть 2 статьи 328 (в ней идет речь об уклонении от альтернативной гражданской службы) предполагает арест до полугода или штраф до 80 тысяч рублей.

Впрочем, «альтернативщиков» среди уклонистов ничтожно мало (5 человек в 2016 году, трое в 2015-м, семь человек в 2014-м). Одно из таких дел в 2016 году возбудили против жителя Костромы, направленного проходить АГС санитаром в один из районных домов престарелых, — после того, как он почти полгода прогуливал службу. Суд приговорил уклониста к 200 часам обязательных работ.

Абсолютное большинство осужденных по статье 328 — это те, кто получил повестки о явке на медосвидетельствование или на заседание призывной комиссии, но не явился в военкомат.

Юрист и пресс-секретарь правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук приводит конкретные примеры.

Осужденный в феврале 2017 года житель города Белово Кемеровской области в суде объяснил, что из военкомата повестки получал, но просто не хотел служить, а теперь передумал. В итоге его признали виновным по части 1 статьи 328 и приговорили к выплате 10 тысяч рублей штрафа, а после погашения судимости отправят в армию.

Та же участь ждет и 23-летнего Вадима Славина из Омска, дело на которого возбудили после отчисления из вуза и безуспешных попыток военкомата призвать бывшего студента в армию. Суд признал Славина виновным и приговорил к выплате штрафа - 20 тысяч рублей.

«К сожалению, невозможно привести исчерпывающий список возможных вариантов, когда могут возбудить уголовное дело об уклонении. Более того, одно и то же действие может быть расценено как административное правонарушение и как уголовное преступление — речь, в частности, идет о неявке на медосвидетельствование. Но исходя из практики могу сказать: мне известно о возбуждении уголовных дел только в тех случаях, когда человек получил повестку и не явился. Периодически появляются какие-то сообщения, что если вы не приходите в военкомат за повесткой сами, то вы уклонист и подлежите ответственности, — но это не так, это просто миф», — объясняет Передрук.

Если призывник не явился по повестке впервые, и в его действиях не усматривается состава уголовного преступления, на него могут возбудить административное дело по одной из трех статей КоАП.

Статья 21.5 предусматривает ответственность за непредоставление призывником в военкомат актуальных сведений о своем образовании, семейном положении, месте жительства или месте работы, а также за неявку по повестке без уважительной причины.

По статье 21.6 могут привлечь к ответственности за уклонение от медицинского освидетельствования по направлению призывной комиссии.

За умышленную порчу, уничтожение или потерю военного билета или приписного свидетельства грозит административная ответственность по статье 21.7.

Санкция по каждой из трех статей — предупреждение или административный штраф на сумму от 100 до 500 рублей.

Необходимо отметить, что число осужденных в последние годы снижается: для сравнения, в 2010 и 2011 годах суды приговорили 1062 и 1213 человек соответственно. Основной вид наказания — штраф. К реальному лишению свободы за уклонение от службы в армии в последний раз приговаривали в 2013 году (одного человека на срок менее года).

Хотя воинская обязанность и является всеобщей для россиян мужского пола от 18 до 27 лет, не имеющих отсрочек, ответственность за организацию призыва лежит на военкоматах. Регламентирует ее документ под названием «Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» . Согласно его тексту, «вручение повесток призывникам производится под расписку». Расписаться в получении повестки за призывника не может ни сосед, ни начальник, ни мама с папой, напоминает Передрук. Вручить документ может либо сотрудник военкомата, либо представитель органов местного самоуправления (речь о деревнях и поселках, в которых нет военкоматов), либо руководитель (или должностное лицо) организации, где работает или учится призывник.

Еще один способ вручения повестки — отправка письмом с уведомлением о вручении. Но если призывник за письмом на почту не пришел и уведомление не подписал, уклонением это не считается.

В апреле 2008 года Верховный суд, анализируя практику по делам об уклонении от военной службы указал, что неявка по повестке является уклонением от призыва, однако, подчеркивают судьи, необходимо сначала доказать, что она совершена именно с целью избежать службы в рядах вооруженных сил — то есть имеется умысел. Впрочем, сделать это нетрудно, считают в Верховном суде: если призывник не явился по повестке несколько раз — это и будет доказательством умысла на совершение уголовного преступления. «Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины», — говорится в документе.

В том же постановлении пленума Верховный суд уточняет, что уголовная ответственность может наступать не только при неявке по повестке, но и при нарушении правил воинского учета. Например, если призывник снялся с учета в военкомате в связи с переездом в другой город или страну, а на самом деле никуда не уехал. Или наоборот — уехал, а военкомат в известность не поставил и на новом месте на учет не встал.

«Когда человек уезжает на срок более трех месяцев, он обязан сняться с учета и встать на учет на новом месте жительства или временного пребывания. Но по факту ситуация такая, что многие люди уезжают в другие города учиться или работать, живут там в съемных квартирах и не могут получить регистрацию — не все арендодатели соглашаются арендатора зарегистрировать. А военкомат не ставит на учет без регистрации. Но в этом случае нет умысла на уклонение и уголовного дела никакого быть не может», — говорит Передрук.

Юрист отмечает, что именно умысел на уклонение от службы должны доказывать следователи, в чьем производстве находятся дела по статье 328: «То есть если речь о снявшемся с учета и “пропавшем” для военкомата призывнике, надо найти свидетелей, которым он рассказывал, что так "косит" от армии, доказать, что он не уехал не из-за каких-то внешних обстоятельств, а изначально снялся с учета, чтобы скрыться от призыва». В случае с неявкой по повестке доказать умысел тоже надо, «но на практике редко кто этим занимается, считая свидетельством наличия умысла на уклонение сам факт неявки».

В 2013 году пацифист из Воронежской области Евгений Плахутин пытался реализовать свое право на АГС в одном из районных военкоматов, но призывная комиссия ему отказала. Молодой человек упорствовал и судился, а военкомат носил ему повестки, по которым Плахутин не являлся, так как точка в судебном разбирательстве не была поставлена. За эти неявки на идейного призывника возбудили уголовное дело, но осенью 2014 года Плахутину и его защитникам удалось добиться оправдательного приговора.

Его предшественник из Мурманской области, призывник Никита Конев, не смог добиться оправдания в суде: его весной 2013 года признали виновным в уклонении от военной службы и приговорили к выплате 130 тысяч рублей штрафа. Конев тоже отстаивал право на замену военной службы альтернативной, но подал заявление с нарушением сроков — не за полгода до призыва, а с его началом. Пока он пытался судиться с военкоматом, уголовное дело завели на него. Обвинительный приговор утвердила апелляционная инстанция, Конев выплатил штраф, а в октябре 2015 года все-таки добился права служить не с оружием в руках, а альтернативно, «на гражданке».

В феврале 2015 года следователи в Марий Эл возбудили уголовное дело в отношении тренера детской спортивной школы Самвела Асатряна. Асатряну на тот момент уже исполнилось 27 лет, но по версии следствия, уклонился от призыва он раньше — в ноябре 2014 года. В ходе разбирательства выяснилось, что педагог получил российское гражданство, когда ему было 26 лет, а в юности успел пройти службу по призыву в Нагорном Карабахе. Впрочем, оправдательный приговор Асатряну вынесли не потому, что он уже отдал воинский долг другой стране: оказалось, что закон нарушил не он, когда не явился по повестке, а военкомат — когда ее отправил. Дело в том, что педагоги не подлежат призыву осенью — только весной. В сентябре 2015 года Самвела Асатряна оправдали, а позже даже извинились и выплатили ему компенсацию.

«Важно помнить, что при рассмотрении дел по статье 328 суд обязан установить, не было ли у призывника заболеваний, препятствующих призыву, или других оснований не служить — даже если он не получал официально отсрочки и не уведомлял военкомат. И если они были — уголовное дело прекращается за отсутствием состава преступления», — указывает Александр Передрук.

Уклонение от военной службы — длящееся преступление, и оканчивается оно при достижении призывником 27 лет. Если уголовное дело не завели раньше, и обвиняемый не скрывался, то через два года истекает срок давности, так как это преступление относится к категории нетяжких.

С 2014 года у военкоматов в дополнение к угрозе уголовным преследованием появился еще один инструмент для давления на призывников — возможность выдавать справку, а не военный билет тем, кто «не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». Решение о выдаче такой справки выносит призывная комиссия — как правило, на основании хранящихся в военкоматах «розыскных дел», в которых говорится о многочисленных, но безуспешных попытках вручить призывнику повестки, либо о его уклонении от явки по повесткам.

Помимо такого стигматизирующего фактора получение справки накладывает ряд ограничений, связанных с поступлением на госслужбу. Действительно, в 2013 году при «реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» депутаты внесли изменения в закон «О госслужбе», которые сводятся к тому, что не отслужившие в армии без уважительных причин кандидаты не могут поступить на государственные должности. А в законе «О воинской обязанности» появился пункт о выдаче справок.

Осенью 2014 года эти законодательные изменения попытались оспорить члены парламента Чечни: дело в том, что на территории республики много лет вообще не было призыва — и из законодательных нововведений следовало, что молодые жители Чечни вообще не могут поступать на госслужбу.

Конституционный суд призналсаму практику ограничений и выдачу справок вместо военных билетов законными, но указал, что ограничение не должно быть бессрочным: иначе получается, что не отслужить в армии хуже, чем совершить административное правонарушение или уголовное преступление (в первом случае запрет на занятие госдолжностей не может превышать трех лет, во втором — пяти). Конституционный суд постановил, что Государственная Дума должна принять закон, ограничивающий срок запрета на госслужбу для уклонистов. С момента вынесения этого постановления прошло два года, но такой документ все еще не появился.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву». Его текст в среду был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Поправки касаются тех жителей России, кто, несмотря на пригодность к военной службе и отсутствие уважительных причин, в армию все же не пошел. Для них с 1 января 2014 года будет заказан вход на государственную и муниципальную службу. Отслуживших в армии, наоборот, ждут некоторые привилегии при поступлении в вузы по ряду образовательным программ.

«В закон «О муниципальной службе в РФ» вносятся изменения, в соответствии с которыми в отношении граждан мужского пола, признанных призывными комиссиями субъектов РФ не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, установлено ограничение на замещение должностей государственной и муниципальной службы, — уточняется на сайте президента. — Кроме того, статья 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статья 55 Федерального закона «Об образовании в РФ» дополнены нормами, в соответствии с которыми гражданам, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых президентом РФ и правительством РФ».

Главный редактор журнала «Национальная оборона», член общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко считает, что поправка — знаковая вещь и дает возможность сделать срочную службу трамплином, социальным лифтом для молодых людей, которые достойно отслужили.

Кроме того, военный эксперт считает, что в законодательство следовало бы добавить положения о системе грантов для наиболее отличившихся за время службы в армии — предоставить квоту на обучение в престижных вузах России или возможность поступить в престижные зарубежные вузы, чтобы, вернувшись в страну, они могли приносить пользу государству.

Причем тех, кто после школы уехал учиться за границу, а вернулся после 27 лет, Коротченко приравнял к уклонистам: «Таким должна быть закрыта возможность поступления на госслужбу.

Пусть сначала отдаст долг родине, а потом едет учиться в Кембридж или Оксфорд».

«Для тех, кому состояние здоровья не позволяет служить, должны быть открыты равные возможности», — добавил он.

Представители комитетов солдатских матерей восприняли поправки не столь позитивно. Председатель российского комитета Валентина Мельникова с недоверием отнеслась к самой формулировке «отсутствие законных оснований для непрохождения военной службы».

«Тут вопрос, что является доказательством того, что парень сознательно не пошел на военку. Справка, которую выдает призывная комиссия, — это ерунда. Нелегитимный орган не может ограничивать в правах, а призывная комиссия существует три месяца, а потом распускается», — сообщила Мельникова «Газете.Ru».

По словам главной солдатской матери России, любой, кто захочет обжаловать справку призывной комиссии в суде, без труда выиграет дело.

Кроме того, Мельникова считает, что в любом случае желающих служить в государственных или муниципальных ведомствах не так много.

Председатель московского отделения комитета солдатских матерей России Дмитрий Пысларь охарактеризовал постановление как непродуманное. Он уверен, что это часть курса по изменению условий призыва.

Пысларь рассказал «Газете.Ru», что готовится постановление правительства, в соответствии с которым условия для призыва по состоянию здоровья становятся более широкими: так, если раньше мужчина с плоскостопием второй степени не призывался в армию, то после принятия постановления непризывными будут считаться лишь те, у кого плоскостопие как минимум третьей степени.

«Это очередной маразм, ни в какой стране этого нет. Путин ни одного дня не служил в армии. Медведев тоже не служил в армии, но они оба занимают государственные посты. Я категорически против того, что раз в армии не служил, то ты не можешь считаться военным человеком», — отметил бывший военный Дмитрий Пысларь.

Председатель ярославского отделения Комитета солдатских матерей России Андрей Курочкин также опасается, что поправки в Федеральный закон вкупе с готовящимся постановлением могут поставить под удар юношей, имеющих проблемы со здоровьем.

«Эта норма закона попытается обязать служить больных ребят. Ведь теперь, чтобы иметь законные основания по ограничению здоровья, надо быть практически инвалидом. Ребята будут запуганы и будут стараться скрыться или уклониться», — считает Курочкин. Впрочем, невозможность занимать посты в госструктурах — это, по его выражению, не смертельно: помимо госслужбы есть много работы в частном бизнесе.

Как известно, всем мужчинам, служившим в армии, по окончании службы выдается на руки важный документ – военный билет. Его получают также призывники, которые по медицинским показателям не могут выполнить воинские обязательства перед государством, и молодые люди, прошедшие военную подготовку в высшем учебном заведении и зачисленные «в запас». Однако существует еще одна категория граждан, которые не попадают ни в одну из вышеперечисленных – это те, кто укрывался от армии или находился долгое время за пределами России без официальной перерегистрации. В этом случае процедура получения военного билета совершенно иная. Рассмотрим ее более подробно.

Основные понятия

Согласно законодательству РФ, все молодые люди возрастом от 18 до 27 лет обязаны пройти службу в армии. Основным документом, фиксирующим постановку на учет призывника и подтверждающим его воинское звание, является военный билет. Он играет важную роль в жизни мужчин, так как без него невозможно выполнить ряд мероприятий государственного характера - получить загранпаспорт, трудоустроиться, зарегистрировать частную собственность и т.д. Данный документ не имеет срока действия и включает в себя такую информацию:

  • фамилию, имя, отчество, возраст, рост, вес и национальность призывника;
  • место проживания и регистрации молодого человека;
  • данные о воинской части и подразделении службы;
  • звание;
  • дату начала и окончания службы в армии.

Порядок постановки на военный учет, а также процедура выдачи билета детально описаны в Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе».

Законные способы получения документа

Если молодой человек служил в армии, тогда военный билет можно получить без особых проблем, сразу после окончания службы. В других случаях все происходит согласно законодательно установленному порядку:

  1. При освобождении от армии по состоянию здоровья документ выдается только после полного медицинского обследования и подтверждения поставленного диагноза. Для этого необходимо оформить заявление в военкомат и приложить к нему медицинское освидетельствование. В военном билете делается соответствующая запись, а призывнику присваивается категория «В» (ограниченно годен).
  2. Если парень прошел военную подготовку в учебном заведении, служить в армии ему необязательно. После сдачи необходимых экзаменов и зачетов по физической подготовке в военной кафедре студент автоматически зачисляется «в запас» российской армии с последующей выдачей на руки военного билета.


При обращении в военкомат за военным билетом при себе нужно иметь:

  • паспорт (копию и оригинал);
  • личное дело;
  • нотариально заверенную копию диплома об образовании;
  • адресную справку;
  • водительские права (оригинал и копию);
  • 2 фото размером «3 на 4».

Информационно: на законодательном уровне существует несколько «альтернативных» способов по отсрочке службы в армии. Наиболее распространенными являются: поступление в ВУЗ на дневное отделение или очную аспирантуру, выезд на ПМЖ в другую страну, а также рождение двух и более детей в официальном браке (ст. 55 вышеуказанного Закона). Остальные случаи признаны незаконными и караются Уголовным кодексом РФ.

Скачайте на нашем сайте:

Получение документа после 27 лет

Такой способ наиболее популярен среди так называемых уклонистов от армии. Он обусловлен определенными сложностями в получении и длительным сроком выдачи военного билета. Также нужно быть готовым к тому, что сотрудники военкомата могут проводить «поучительную беседу» о важности службы в армии, а в некоторых случаях даже угрожать уголовной ответственностью. Порядок получения билета после 27 лет следующий:

  1. Обход врачей и полный медосмотр, включая анализы, ЭКГ и флюорографию.
  2. Поход в военкомат с полным пакетом документации, приведенным выше.
  3. Оформление и регистрация заявления на имя руководителя с просьбой о выдаче военного билета.

Более подробно данная процедура описана в статье нашего сайта

Важно : призывной возраст завершается ровно в 27 лет и 1 день. При обращении в военкомат немного раньше молодой человек рискует попасть в очередной список призыва на службу в армию.

Скачайте прямо сейчас:

Порядок выдачи военного билета

Наиболее подробную схему получения данного документа можно найти в Инструкции №400 «По подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом в российскую армию» . Поданное вами заявление является основанием для заседания призывной комиссии по решению о выдаче билета, результаты которого фиксируются в Протоколе собрания. Как правило, срок решения проблемы занимает 10 рабочих дней. Сотрудник комиссариата обязан выдать вам долгожданный документ, а также выписку из Протокола собрания.

При несогласии с тем или иным решением военкомата вы вправе обратиться в военную прокуратуру. Но здесь нужно учитывать тот факт, что закон не станет в поддержку «уклониста» от армии. В этом случае лучше заранее проконсультироваться с опытным юристом.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация