С.В. Разворотнева. Все зависит от инициативы и энергии каждого! Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль»: «Ошибки в квитанциях ЖКХ встречаются часто

Главная / Налоги

С этого года управляющую компанию можно оштрафовать за необоснованное увеличение размера платы за содержание жилого помещения. Она должна будет вернуть половину той суммы, которая была начислена сверх причитающегося. Для этого собственник, как только обнаружит в квитанции завышенные цифры, должен направить в адрес управляющей организации письменное заявление о выплате штрафа. Если факт нарушения подтвердится, в течение двух месяцев внимательному потребителю должны будут выплатить штраф. Побывавшая в "Российской газете" на "Горячей линии" исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева рассказала, как еще можно сдержать аппетиты управляющих компаний.

Светлана Разворотнева: Нужно дать собственникам возможность не только по закону, но и рублем влиять на работу управляющих компаний. У нас любой гражданско-правовой договор составляется так, что сначала ты получаешь товары и услуги, только после этого платишь деньги. То есть можно предусмотреть какой-то аванс, но окончательный расчет осуществлять по факту произведенных работ. У нас же происходит так, что компания вне зависимости от того, делает она что-то в доме или нет, все равно получает деньги потребителя. Сейчас у председателя совета многоквартирного дома появилось право подписывать акты сдачи-приемки работ по благоустройству дома. Но подписал он эти акты или нет - деньги будут списаны. Поэтому мы направили в Госдуму предложение, чтобы в каждом доме открыть номинальный счет, с которого списание будет происходить только после того, как председатель совета многоквартирного дома подпишет акт сдачи-приемки работ.

За долги останутся без лицензии

Я из Бердска Новосибирской области, помогите найти управу на нашу управляющую компанию "Сибирский стандарт". Они за два последних года складывали в свой карман 10 процентов оплаченных коммунальных услуг. Мы жаловались и местным властям, и в нашу прокуратуру. От нашей УК за последние годы по этой причине уже отказалось около 30 домов.

Светлана Разворотнева: Дам вам практический совет: соберите собрание жильцов и поручите новой управляющей компании провести финансовую сверку с предыдущей УК, затем необходимо организовать претензионную работу. Ваш новый управдом сам заинтересован в том, чтобы разобраться в платежах и вернуть деньги.

Проблемные вопросы, связанные с деятельностью управляющих компаний, занимают второе место по количеству обращений граждан в общественные приемные "ЖКХ Контроль".

Уже подготовлены поправки в Жилищный кодекс, по которым за грубые нарушения у управляющих компаний будут сразу же отбирать лицензии. В перечень этих грубых нарушений как раз входят долговые обязательства перед ресурсниками. Также управдомов попросят с рынка, если у них не заключены договоры на обслуживание лифтов и газового оборудования.

За какие еще нарушения можно будет отзывать лицензию у УК?

Светлана Разворотнева: Уже есть случаи, когда происходило изъятие лицензии по конкретным домам. Грубыми нарушениями, за которые наказывается управляющая компания, считается также воспрепятствование деятельности органов жилнадзора.

Компании-"клоны" будут вне закона

Много вопросов приходит из регионов по поводу так называемых "нулевых" лицензий от компаний с похожими реквизитами. Вчера вами, допустим, управляла компания "Горизонт-М", а завтра уже "Горизонт-С". Как это согласуется с Жилищным кодексом?

Светлана Разворотнева: Это нарушение Жилищного кодекса, так как смена управляющей компании должна происходить через собрание, а сейчас нередки случаи, когда просто приходит платежка от новой компании.

В законопроекте, который сейчас обсуждаем, речь идет о том, что эти "нулевые" лицензии можно будет получать не более чем на полгода. В случае, если за это время ни один из домов не был взят в управление, то, соответственно, она аннулируется. Во-вторых, вводится срок действия лицензии управляющей компании - пять лет. И если за это время за УК не было грубых нарушений, то ее разрешение на работу пролонгируется на новый срок...

Тему ужесточения контроля в жилищно-коммунальной сфере власти страны развивают достаточно давно. Причем вполне осознанно сформулирована задача по вовлечению в этот процесс самих потребителей.

Как бы различные ведомства ни закручивали гайки и ни махали шашкой, пытаясь наказать нерадивых коммунальщиков или хотя бы призвать к элементарной дисциплине управляющие компании, желаемого эффекта не получено. Ясно, что механизм как часы, к сожалению, работать не будет, пока не появится реальный спрос на качественные жилищно-коммунальные услуги. Таковой, конечно, вроде как есть – все мы хотим, чтобы дома всегда было тепло и светло, а во дворе цвели цветы и стояли покрашенные лавочки. Но если уж говорить честно, большинство из нас охотно критикует те же управляющие компании на кухне, вместо того чтобы пару раз в год спуститься во двор, в глаза сказать, что мы платим деньги непрофессиональным работникам, и дружно проголосовать за смену УК. К примеру, по данным ВЦИОМ, который провел опрос в конце прошлого года, недовольство управляющими компаниями выражает половина населения, при этом не более четверти имеют опыт общения с ними…

Между тем жизненные примеры показывают: если в многоквартирном доме появляется порядочный и грамотный активист, который берет все в свои руки, то ситуация может кардинально поменяться в лучшую сторону. Подрядчики вдруг начинают работать более качественно, вовремя проводится текущий ремонт и так далее. Вопрос, как отыскать таких людей, чтобы объединить их опыт и использовать для принятия системных мер и управленческих решений, как раз был поставлен перед Национальным центром общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства « ЖКХ Контроль». Его исполнительный директор Светлана РАЗВОРОТНЕВА, на днях побывавшая в Ставрополе, в интервью « » отметила:

– Главные контролеры – это собственники квартир, которые обладают достаточно большими полномочиями, но ими не пользуются по незнанию или нежеланию. Поэтому одна из основных задач центра общественного контроля – дойти до каждого многоквартирного дома, отыскать активных людей, обучить их, поддержать, постоянно с ними взаимодействовать и помогать. Очевидно, что сделать это можно только в том случае, если работа будет вестись точечно вплоть до местного уровня.

Практически во всех субъектах, и Ставрополье здесь не исключение, приняты « дорожные карты» по развитию сферы ЖКХ. И среди прочего в них прописано, что в конечном итоге в каждом муниципалитете должны быть созданы центры поддержки и обучения собственников жилья.

В министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края мы как раз договорились, что в регионе повсеместно в том или ином виде появятся приемные, куда люди смогут прийти проконсультироваться или обратиться с проблемами. А вопросов пока еще достаточно много, и из краевой столицы, где уже два года действует региональный центр « ЖКХ Контроль», « дотянуться» до каждого муниципального образования сложно. Поднимаемые населением проблемы в итоге нужно будет не только пытаться решить на местах, но и регулярно обсуждать на региональном уровне.

Подчеркну, что к хроническим проблемам в сфере ЖКХ, которые в регионах фиксируют наши общественники, очень внимательное отношение на федеральном уровне. И мы в центре общественного контроля также, в том числе через изменения законодательства, пытаемся их решить.

– То есть в стране оформилась модель, в центре которой активный собственник: он платит за качество и, так уж выходит, борется за него? Осталось это объяснить людям.

– Именно у собственника, по Жилищному кодексу РФ, есть все права и полномочия. И в идеале, конечно, хотелось бы, чтобы каждый собственник научился эффективно работать со своей управляющей компанией и умел требовать качественных коммунальных услуг от тех, кто их предоставляет. Без активного участия самих людей – усилиями только региональных или местных властей, отдельных пробивных общественников – проблемы не решить. Потому еще раз говорю, как важно, чтобы повсеместно была создана система общественного контроля.

– Светлана Викторовна, вы очень много ездите по стране. Где, на ваш взгляд, самые активные граждане? Если не брать в расчет Москву или Санкт-Петербург.

– Да вы знаете, в столице люди как раз самые неактивные. И тому есть целый ряд причин, ведь до сих пор там многое делается за бюджетные деньги и фактически сохранилась муниципальная система управляющих компаний. До последнего времени и капитальный ремонт многоквартирных домов проводился за счет города. Лишь с этого года ситуация немного меняется, и Москва приступает к сбору средств на капремонт.

Потому неудивительно, что в столице еще сильны патерналистские настроения, а вот в регионах люди хорошо понимают, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И если говорить об активности, то довольно энергично сейчас приступили к решению проблем ЖКХ в Воронеже, Липецке, Нижнем Новгороде, Владимире, Томске, Новосибирске. Крайне активен Башкортостан.

Понятно, что вопросов много. Но я отчетливо вижу позитив: к населению пришло осознание, что нужно пользоваться своими правами, и законодательство « подтягивается» под эти потребности. Например, наш национальный центр общественного контроля ежегодно мониторит ситуацию с повышением коммунальных платежей. Все знают, что с июля в стране происходит плановый рост тарифов, и, соответственно, новая платежка традиционно вызывает недовольство и жалобы. Но если еще в 2013 году мы фиксировали огромное количество обращений, то уже в 2014 году их на порядок меньше. За это время удалось добиться принятия закона об ограничении роста платежей, был введен порядок долгосрочного формирования тарифов. Расчеты действительно стали более понятными для населения. А масса нареканий на работу управляющих организаций вынудила государство заняться их лицензированием. И, по моему ощущению, многие, понимая, чем это грозит, стали гораздо более ответственно подходить к выполнению своих обязанностей.

Но вместе с тем нужно понимать, что всех проблем не решить одним контролем – грубо говоря, без реальной замены труб ситуацию не исправить. А инфраструктура повсеместно в крайне изношенном состоянии, и без ее модернизации никуда. А это самая сложная и затратная задача. Но потихоньку, шаг за шагом, какой-то порядок начинает наводиться. И хочется верить, что все мы доживем, когда у нас в ЖКХ все будет хорошо, прозрачно, будет качественная вода, электроэнергия по адекватным ценам и отзывчивые коммунальщики.

– Как, по вашей оценке, протекает в стране кампания по капитальному ремонту многоквартирных домов?

– Те страхи, которые пытались нагнетать некоторые противники этой системы, оказались необоснованными. Практически все регионы систему сбора средств запустили, и кое-где действительно начался массовый системный ремонт жилищного фонда. Добавлю, что собираемость платежей в первые месяцы везде довольно низкая, но потом она выходит на нормальные темпы, которые позволяют финансировать весь процесс. Я это говорю на примере тех территорий, где ремонтная кампания уже идет полгода-год.

Вместе с тем нельзя сказать, что все обходится без проблем и сложностей. По преимуществу они связаны с тем, что зачастую региональные программы капремонта в спешке составлялись без полного обследования домов. Поэтому вызывают вопросы их очередность и перечень намеченных в том или ином конкретном случае ремонтных работ. Кроме того, не все регионы за 2014 год успели выполнить собственные планы. Но мне кажется, что все это болезни роста, которые мы преодолеем через год-два, когда процесс встанет на системную основу.

Яркий тому пример Белгород. Они запустились с капремонтом раньше всех, и сейчас на те деньги, которые собирают, реально делают комплексный ремонт домов. В том числе ставят приборы учета, умудряются даже делать пандусы для инвалидов. И это лучшая агитация. Люди видят: если у соседа сделали нормально, то и у нас должно быть не хуже. И за это платят.

– Должно ли государство материально помогать развитию системы общественного контроля?

– На самом деле общественный контроль потому так и называется, что в большинстве своем там работают люди, которые заинтересованы в решении своих собственных проблем или в улучшении ситуации в конкретном доме. То есть это собственники квартир, которым хочется жить лучше. И именно это, а не деньги их главная мотивация.

Но, безусловно, организация любой системы требует определенной материальной поддержки. Именно поэтому то же Министерство экономического развития РФ выдает гранты федеральным некоммерческим организациям, которые плотно работают с региональными НКО. И наш центр является получателем такого гранта – на эти деньги мы поддерживаем развитие системы общественного контроля на местах. Точно так же и во многих регионах выделяются средства для социально ориентированных НКО, чтобы они работали с собственниками жилья.

Общественник – это энтузиаст, он многое может сделать сам, но ему на что-то нужно ездить, на чем-то печатать, в конце концов, требуется профессиональная юридическая поддержка. Поэтому, безусловно, в части организации процесса контроля финансирование должно быть. И сейчас законодательство дает региональным и местным властям все возможности его осуществлять либо на основании государственного муниципального заказа, либо на основании грантов.

– Жилищный кодекс последние годы динамично меняется. Какие еще новации можно ждать в ближайшее время?

– Действительно, вскоре снова последует ряд изменений. Насколько я понимаю, мы все-таки дождемся упрощения процедуры проведения общедомовых собраний, появятся штрафы за неправильное начисление коммунальных платежей и за некачественную поставку коммунальных ресурсов. Ожидается, что будет ужесточена финансовая ответственность неплательщиков и, наконец, усилены полномочия домовых советов.

Правда, в этот раз мы, скорее всего, еще не дождемся введения нормы о прямых договорах между ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилья, что может несколько упростить процесс взаимоотношений. Власти считают, что имеющиеся плюсы и минусы лучше обсудить заранее. Хотя профильное министерство нам пообещало, что процесс реформирования отрасли с точки зрения законодательства в этом году закончится. Но понятно, жизнь вносит свои коррективы, и нам предстоит еще какое-то время шлифовать законы.

Вместе с тем еще раз хочу призвать собственников к активности, более ответственному отношению к своему имуществу. То же самое участие в общих собраниях и переговоры с управляющими организациями позволяют не только более эффективно решать свои проблемы, но и обеспечить нормальное состояние своего дома, говоря рыночным языком, его капитализацию.

Сеть общественного контроля в сфере ЖКХ в России развивается с 2012 года. Почти во всех регионах были созданы площадки, которые призваны поддерживать информационно, организационно, методически активных собственников и некоммерческие организации, работающие в этой сфере. На федеральном уровне существует некоммерческое партнерство, которое является ресурсной площадкой для региональных центров. Они работают в основном в следующих направлениях: мониторинг ситуации в сфере ЖКХ и правоприменительной практики, защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, просвещение граждан, а также работа в сфере изменения законодательства.

Кандидат от некоммерческой организации

Организация: Некоммерческое партнерство «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль»

Направление деятельности: Сфера услуг и потребительский рынок

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике действующего созыва, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль»

Проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве сегодня являются одними из самых сложных и болезненных для граждан. Об этом свидетельствует поток обращений в Общественную палату РФ. Ежедневно в мою комиссию поступает до 30 обращений от граждан, по каждому из них ведется работа, многим удалось помочь. Понимая, что решить проблемы каждого дома из Москвы невозможно, с 2012 мы вместе с группой единомышленников приступили к формированию сети общественного контроля в субъектах РФ. Сегодня в 71 субъекте РФ созданы Центры общественного контроля, которые занимаются защитой прав потребителей коммунальных услуг, консультируют граждан по вопросам ЖКХ, проводят обучающие семинары. Сеть осуществляет постоянный контроль за качеством работы жилищно-коммунального комплекса. Например, В 2013-2014 году силами общественников было проведено 5 общероссийских мониторингов качества жилищно-коммунальных услуг.

· Январь-март 2013 года - сбор информации о причинах резкого роста платежей на оплату коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. По итогам мониторинга были не только выявлены, но и устранены силами общественников массовые случаи воровства коммунальных ресурсов, приводящие к повышению оплаты граждан.

· Июль 2013 года – анализ раскрытия информации о тарифах на коммунальные услуги на официальных сайтах. По итогам мониторинга Руководителем Федеральной службы по тарифам принято решение о внедрении единого стандарта раскрытия информации о коммунальных тарифах.

· Август-сентябрь 2013 года - мониторинг роста конечных платежей граждан в связи с плановым повышением тарифов (на основании обращений на «горячие линии» и сбора квитанций). По итогам мониторинга выявлены и устранены при поддержке Министерства регионального развития РФ массовые случаи завышения платежей граждан.

· Октябрь-ноябрь 2013 года - организация «горячих линий» в связи с наступлением отопительного периода. По итогам поступивших обращений был выявлен и направлен в профильное министерство список муниципалитетов, нарушающих условия начала отопительного периода.

· Февраль 2014 года – мониторинг работы субъектов РФ по информированию граждан о новых системах капитального ремонта.

Во многих субъектах Российской Федерации осуществлялись и другие меры по защите прав потребителей коммунальных услуг. В том числе – выездные проверки, помощь гражданам в защите их интересов в суде, формирование общественных рейтингов управляющих компаний и другие. В ряде регионов началось формирование корпуса общественных инспекторов при жилищных инспекциях, проведение уроков жилищного просвещения в школах. НП «ЖКХ контроль» подготовило и распространило среди граждан 10 методических пособий по вопросам ЖКХ. Также на сайте организации (http://gkhkontrol.ru/2013/09/13050) собраны и другие пособия по вопросам ЖКХ, воспользоваться которыми может любой желающий.

НП «ЖКХ Контроль» проводит постоянную работу по жилищному просвещению граждан через СМИ. Так, в течение 2013 года в центральных, региональных и местных СМИ вышло более 1000 материалов, содержащих комментарии, разъяснения по вопросам ЖКХ.

В зоне пристального внимания комиссии и НП «ЖКХ контроль» в 2014 году находится реализация региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов. Для консультирования граждан и выявления злоупотреблений в общественной палате РФ открыта «горячая линия» по вопросам капитального ремонта (http://zkh.oprf.ru).

Сеть общественного контроля также осуществляет постоянный мониторинг программ переселения граждан из аварийных домов. Активисты ведут ежемесячную фотофиксацию домов, строящихся для переселения граждан из аварийного жилья. Все фотографии вывешиваются на сайте Фонда содействия реформирования ЖКХ. Фотофиксация позволяет бороться с «приписками» регионов и контролировать качество строительства.

Наша задача на ближайшее будущее – сформировать такую сеть общественного контроля, чтобы в каждом многоквартирном доме появился хотя бы один собственник, знающие свои права и умеющий за них бороться. А если «коммунальщики» не прислушиваются к законным требованиям собственников – исполнять законы их заставит Общественная палата РФ.

Наша цель – повысить эффективность работы ЖКХ и качество жизни граждан. Наши партнеры в решении этой задачи – не только государственная жилищная инспекция, прокуратура и счетные палаты, но и все добросовестные работники сферы ЖКХ, в том числе – управляющие и ресурсоснабжающие компании. Наши враги – все жулики и воры, которые стремятся «нагреть руки» на потребителях коммунальных услуг. И мы объединяется, чтобы таких жуликов и дилетантов в отрасли становилось все меньше, а добросовестных профессионалов и ответственных собственников – все больше!

Несколько слов о себе:

Закончила Московский государственный университет им.Ломоносова, психологический факультет, училась в аспирантуре Института США и Канады РАН. Защитила диссертацию, получив степень кандидата политических наук;

Член Общественной палаты Российской Федерации (3 и 4 созывы),

Член Экспертного Совета Правительства РФ

Член Коллегии Министерства регионального развития

Член Наблюдательного Совета Фонда содействия реформированию ЖКХ

Заместитель Председателя Общественного совета Министерства строительства и ЖКХ

Член межведомственной рабочей группы по обеспечению законности в сфере ЖКХ

Член Общественного Совета при ФСТ

Член Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам по местному самоуправлению

Член Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

Руководитель рабочей группы по развитию общественного контроля в сфере ЖКХ при Общественной палате РФ;

Член Центрального Совета «Всероссийского Совета местного самоуправления»

Семейное положение: замужем, двое сыновей – 14 и 15 лет.

Одна из самых проблемных сфер в нашей стране – пожалуй, ЖКХ. О несовершенствах законодательной системы и о том, как вывести нечестных коммунальщиков на чистую воду, рассказывает исполнительный директор «Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» (г.Москва) Светлана Разворотнева.

«Слабое место – отсутствие денег»

– Светлана Викторовна, с какой целью создана организация «ЖКХ контроль», какие вопросы она решает?

– В Общественную палату всегда приходило много обращений в сфере коммунального хозяйства. Я была председателем комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и ЖКХ. Вопросов поступало так много, что для их решения пришлось создать специальную комиссию. Но следить за благоустройством в Астрахани, находясь в Москве, согласитесь, как минимум неудобно. Это была бесперспективная затея. Однако в 2012 году, на наше счастье, подоспел 600-й указ президента, согласно которому органам власти было поручено способствовать созданию общественных организаций. И мы, размахивая этим указом, как флагом, продолжили развивать систему ЖКХ-контроля, но уже в регионах. Теперь наши центры есть во всех регионах кроме Крыма, Севастополя и Курганской области. Они занимаются развитием жилищной активности, решением проблем. В региональных центрах работают общественные приемные. Они принимают обращения граждан, реагируют на них. Все адреса есть на нашем сайте .

– Какие вопросы волнуют россиян? На что чаще всего жалуются?

– В прошлом году чаще всего люди просили разобраться в начислении платежей. В частности, много вопросов вызывала плата за общедомовые нужды. В этом году очень актуальны вопросы, связанные с капитальным ремонтом.

– Многие жильцы в принципе отказываются платить в фонд капитального ремонта. В Ярославской области, например, таких людей 27%. Будут ли наказывать неплательщиков?

– Есть общие правила законодательства: если полгода не платишь за услугу, то дело передают в суд. Дальше судебные приставы взыскивают долг. Однако в нашей стране половина судебных решений просто не исполняется. Перспективы взыскания этих долгов весьма сомнительные. Поэтому сейчас обсуждают вопрос создания единой базы неплательщиков.

Таким людям не будут выдавать кредиты. В некоторых случаях долги списывают с банковских карточек. Я убеждена, что главным мотивом к оплате должен быть не страх. Воодушевлять должна нормальная реализация программы. У нас есть примеры регионов, которые в программу капитального ремонта вступили раньше: это Татарстан, Башкортостан, Белгород. В этих городах люди видят, что идет качественный ремонт. И, как следствие, там хорошая собираемость платежей.

– Светлана Викторовна, не секрет, что многие россияне настроены к программе капитального ремонта скептически. Каково, на ваш взгляд, самое слабое место в ее реализации?

– Самое слабое место в реализации программы – отсутствие денег. Из популистских соображений многие регионы приняли достаточно низкий размер минимального взноса на капитальный ремонт. К примеру, в Питере люди платят два рубля за квадратный метр. Или в Еврейской автономной области, там три рубля. Понятно, что за эти деньги сделать ремонт невозможно. Конечно, должны доплачивать субъекты. Но у нас кризис. И потому, на мой взгляд, определенная поддержка региональных программ капитального ремонта из федерального бюджета, через Фонд содействия реформирования ЖКХ, должна осуществляться.

В кризис надо «поднимать» ЖКХ

– Какие бы поправки в законодательную базу внесли лично вы? Есть несовершенства в законодательной системе?

– Мы активно работаем и с Госдумой и Министерством ЖКХ в плане совершенствования законодательной системы. Сейчас ни одно постановление в сфере ЖКХ не выходит в свет без обсуждения с общественностью. Так, мы предложили около 50 поправок в закон о лицензировании. У нас действует рабочая группа по совершенствованию законодательства.

В данный момент очень важно определиться по ряду ключевых вопросов, чтобы развивать систему ЖКХ. К примеру, управление многоквартирными домами – это ответственность граждан? С одной стороны, говорят, что собственник должен следить за своим имуществом. С другой стороны, все больше вмешивается государство. Речь идет и о лицензировании управляющих компаний, и о том, что муниципальные органы власти диктуют тарифы на обслуживание домов. При таком подходе деятельность управляющих организаций теряет экономическую основу. Их штрафуют, наказывают, независимо от того, заплатили граждане за услугу, или нет. Надо определиться: либо мы сферу ЖКХ полностью передаем на государственное управление, и тогда субсидируем из бюджета управление части домов (к примеру, малоквартирных). Либо мы развиваем рынок и создаем условия для бизнеса.

– И какой вариант вам предпочтительнее?

– Второй вариант связан с модернизацией коммунальной структуры. Нам говорят: «Государство вкладывать не будет, привлекайте бизнес». Но бизнес выгоден только в крупных городах. В маленьких он никогда не окупится. Проект, который окупается дольше пяти лет, бизнесу неинтересен.

Государство не может устраниться от этой системы, нужен полноценный институт развития, государственный орган, который дает гарантии, помогает местным органам самоуправления работать с инвестором. Вот это самое главное решение, которое я жду. Нужна системная работа государства в этом направлении, без этого мы переживем череду катастроф. Посмотрите на наши водоканалы, они в жутком состоянии! Более-менее за счет частного бизнеса строятся котельные. А вот система водоотведения, канализация – это большая проблема. Государственная поддержка – это не собес, когда «дал деньги неизвестно на что». Должна быть система государственных кредитов, но под более низкие проценты. Но это даст такой кумулятивный эффект, в условиях спада экономики начнется стройка. Это потребление отечественных товаров, это рабочие места, это развитие регионов! Это во всех отношениях выгодный проект, который почему-то в системе антикризисных мер видеть вообще не хотят. Хотя большинство стран, успешно вышедших из кризиса, реализовывали инфраструктурные проекты. В нашем случае это ЖКХ.

Проверить счета сложно, но реально

– Светлана Викторовна, насколько часто встречаются ошибки в квитанциях ЖКХ? И реально ли проверить, верны ли расчеты, например, за отопление?

– Ошибки в квитанциях встречаются часто, это распространенная причина обращения к нам. Причина тому – запутанные методы расчета. К примеру, в доме стоит счетчик тепловой энергии. Казалось бы, вопрос решен. Но и здесь есть свои нюансы. Отопление можно считать за каждый месяц отдельно (грубо говоря, сколько натопили, столько и заплатили в этот месяц). Но в большинстве регионов, чтобы не вешать чрезмерную нагрузку на граждан в холодные месяцы, приняли решение об оплате усредненного показателя (одной двенадцатой). То есть общий объем потребления энергии делится на 12 месяцев. Это связано с перерасчетами. Такой метод очень трудно оценить. Бывает, что при плюсовой температуре тепло подают из расчета, будто на улице минус 26. В итоге люди платят больше. Я знаю, некоторые продвинутые ТСЖ пытаются следить за температурным режимом, но это, конечно, очень сложно. И сложно доказывать свою правоту. Однако в крупных городах многие жильцы судились и выигрывали суды.

Механизмы проверки расчетов есть, но они требуют активной позиции собственника. Надо проводить мониторинг температуры, устанавливать приборы учета. Есть калькуляторы, например, на сайте федеральной службы по тарифам. Есть обязанность поставщиков по коммунальным услугам раскрывать свои тарифы. Еще один путь – ставить умные счетчики, которые считают не только объем потребленного ресурса, но и его качество.

– Какое наказание понесут коммунальщики, допустившие ошибки?

– До недавнего времени при обнаружении неправильного начисления не следовало никаких действий: пересчитали – и все. Но сейчас рассматриваются поправки в жилищный кодекс, и за неправильные начисления будут взиматься штрафы. И эти штрафы пойдут не в бюджет органа власти, а на счет конкретного дома.

Досье
Светлана Викторовна Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ контроль».
Дата и место рождения: 25 марта 1968 г., Москва
Образование: Сентябрь 1985 г.-май 1990 г. – Московский Государственный Университет им. Ломоносова, факультет психологии.
Основные выборные должности: С декабря 2009 по июнь 2014 года – член Общественной палаты Российской Федерации (3 и 4 созывы), Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике. Член Экспертного Совета Правительства РФ.
2014 год – председатель Комиссии Общественной палаты Московской области по ЖКХ, капитальному ремонту и контролю за качеством работы управляющих компаний, Член Наблюдательного Совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, Заместитель председателя Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

«Новости»

Кто останется на трубе

Господин министр, почему проблем в ЖКХ больше, чем решений?

«Необходимо провести огромную работу в сфере ЖКХ и в первую очередь – органам государственной власти»

Батареи просят тепла

Эксперты: В России необходимо развивать социальную аренду жилья

Комментируя положения указа, председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева привела пример Дании, где проблема обеспечения граждан жильем во многом решается за счет развития рынка доступного арендного жилья, который составляет 22% от общего рынка. Причем в арендуемом жилье предпочитают жить не только малообеспеченные граждане, но и довольно состоятельные, что всячески поощряется со стороны государства.

А те же самые малообеспеченные семьи получают субсидии от государства на оплату жилья и коммунальных услуг. Как подчеркнула Светлана Разворотнева, в результате Дания имеет один из самых высоких показателей по количеству площади жилья на человека. В среднем на каждого датчанина приходится по 52 квадратных метра комфортабельной жилой площади.
ссылка: http://www.rosbalt.ru/ business/2012/05/24/984518. html

Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер-2012» посетили председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева и исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис

7 июля 2012 года площадку смены «Молодежь в ЖКХ» Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер-2012» посетили председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева и исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис. Приглашенные эксперты в сфере ЖКХ выступили на форуме с вип-лекциями, приняли участие в работе «круглого стола», а также оценили проекты, представленные участниками смены «Молодежь в ЖКХ».
ссылка: http://www.fondgkh.ru/news/ 75026.html

Член ОП РФ Светлана Разворотнева рассказала, как будет улучшена ситуация в сфере ЖКХ

На этой неделе была создана межведомственная рабочая группа по координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов в целях обеспечения законности при использовании финансовых ресурсов в сфере ЖКХ, в которую вошла председатель комиссии ОП РФ по местному самоуправлению и ЖКХ Светлана Разворотнева.
ссылка: http://top.oprf.ru/news/6465. html

Светлана Разворотнева: «С местным самоуправлением надо разбираться на федеральном уровне»

Местное самоуправление – это школа демократии и важнейший элемент гражданского общества, уверена Светлана Разворотнева. Руководитель Центрального исполнительного комитета общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» и член Общественной палаты РФ комментирует статью Владимира Путина в газете «Коммерсант»

«Мы часто говорим о том, что местное самоуправление у нас является не только самым нижним уровнем власти, но и важнейшим элементом гражданского общества. Такое понимание местного самоуправления проистекает из европейской хартии местного самоуправления, которую Россия ратифицировала. Там говорится, что каждый гражданин имеет право участвовать самостоятельно, под свою ответственность, в решении местных вопросов. И эта деятельность как раз и является той школой демократии, которая позволит гражданам более ответственно участвовать в управлении своей страной.
ссылка: http://rus.ruvr.ru/2012/02/07/ 65518564.html

ОП: россияне не знают, из чего складываются тарифы ЖКХ

Россияне не понимают, как формируются тарифы ЖКХ, заявила председатель комиссии Общественной палаты (ОП) по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева. Об этом свидетельствует анализ звонков на «горячую линию», сообщает ОП.
ссылка: http://www.bfm.ru/realty

Общественная Палата РФ расширяет поддержку велосипедного движения

Председатель Комиссии ОП по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева (фото внизу), сама активная велосипедистка, высказала готовность содействовать шагам в этом направлении и предложила использовать площадку ОП РФ для получения поддержки этого проекта среди региональных ОП. Она считает возможным создание комплексной экспертной группы из представителей различных ведомств, регионалов, специалистов, предпринимателей и представителей вело-сообщества для дальнейшего продвижения ФЗ. Предполагается провести в сентябре специальное заседание РГ по этому вопросу. От вело-сообщества и специалистов ожидаются конкретные предложения по продвижению ФЗ, которые будут внимательно рассмотрены на заседаниях РГ и рекомендованы к реализации.
ссылка: http://velotransunion.ru/node/ 1114

Получить субсидии на ЖКХ станет проще

Федеральная служба по тарифам предлагает изменить схему предоставления субсидий на оплату коммунальных услуг. О перспективе нововведения в студии программы «Утро России» рассказала председатель комиссии по жилищно-коммунальной политике Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева.
ссылка: http://www.vesti.ru/doc.html? id=830694

Светлана Разворотнева: «Формировать тарифы с участием потребителей»

Главная задача в сфере ЖКХ — перестать устранять последствия, а начать устранять причины, считает председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, руководитель ЦИК ВСМС Светлана Разворотнева. Об этом она заявила в ходе пресс-конференции «Изменение тарифов ЖКХ в 2012 году. К чему готовиться россиянам?», которая состоялась 9 февраля, в Москве.
ссылка: http://vsmsomsk.ru/

О расширении полномочий местного самоуправления в Москве

До 2010 года проблемы взаимоотношения граждан с управляющими компаниями считались личным делом жильцов, - комментирует член Общественной палаты Светлана Разворотнева. - Включение органов МСУ в контроль за ремонтом и обслуживанием многоквартирных домов - большой шаг вперед.
ссылка: http://www.upravanekrasovka. ru

Регионы вступают в борьбу за эффективное ЖКХ

Глава Комиссия ОП РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева отметила, что «одной из главных проблем жилищной реформы является образование огромного класса собственников жилья».

«К сожалению, не все эти люди достаточно информированы о правах, обязанностях и способах управления собственностью. Вдобавок рынок управления жильем не регламентировался государством, появлялись сомнительные управляющие компании, собирали деньги с жильцов и исчезали. Граждане вынуждены были самостоятельно решать проблемы ремонта жилья», - заявила член Общественной палаты.
ссылка: http://www.oprf.ru/press/news/ 2012/newsitem/17823

Право на собственность

«На сегодняшний день проблема взаимодействия граждан и ТСЖ - одна из самых актуальных и острых. Мы это чувствуем по обращениям, которые поступают в Общественную палату. Государство отказалось от взаимодействия. К сожалению, это ситуация привела к тому, что стали появляться однодневные организации. Однако еще больше усугубляется ситуация из-за пассивности и неграмотности собственников квартир», - отметила член ОП Светлана Разворотнева.
ссылка:



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация