Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран

Главная / Суд

    Понятие конституционного права зарубежных стран.

    Предмет конституционного права зарубежных стран.

    Источники конституционного права зарубежных стран.

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль дейст­вующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу обще­ственных отношений (прежде всего основы устройства общества и госу­дарства, правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституцион­ного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учеб­ная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права - такой отрасли нет. Существует конституционное право той или иной страны, и в каждой из них - свое (французское, индийское, конго­лезское, бразильское, австралийское и др.). Следовательно, при употреб­лении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран мира (в настоящее время существует более 200 государств), а также об учебной дисциплине.

Объект регулирования конституционного права в зарубежных странах. Свое название конституционное право получило от особого юридического документа - конституции, которую официально (Герма­ния) или неофициально (Болгария) обычно называют основным законом. Однако конституционное право не сводится к конституции, а включает множество правовых актов - законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений или ордонансов правительства, по­становлений конституционного суда или конституционного совета и т.д. В отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет свой объект регулирования (имущественные и некоторые неимущественные отношения в гражданском праве, трудовые отношения - в трудовом, преступления и наказания - в уголовном и т.д.), правовые акты, относя­щиеся к конституционному праву, регулируют прежде всего наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общест­ва, государства, коллектива, личности. Эти акты в своей совокупности распространяются на все четыре главные сферы общественной жизни:

Развитие знаний о конституционном праве. В отличие от действу­ющего конституционного права наука о нем - это не совокупность норм, а рассуждения, гипотезы, выводы ученых. Материально она представле­на не законами и другими правовыми актами, а огромным количеством книг, статей, докладов на многих языках мира. Наука изучает действие конституционного права, реализацию его норм, обнаруживает законо­мерности его развития, формулирует практические советы с целью со­вершенствования норм и конституционно-правовых отношений. Она изучает историю науки, теории, их развитие. Наука конституционного права едина. Если ученые не следуют каким-то заранее установленным догмам, подгоняя под них свои взгляды, то даже ошибочные их рассужде­ния могут быть полезны для научной дискуссии.

Исследование конституционного права зарубежных стран - это изу­чение определенных сторон мирового опыта. Оно помогает отобрать, усовершенствовать, применить на практике те модели конституционного регулирования, которые оказались эффективными в сходных условиях, и отказаться от институтов, оказавшихся непродуктивными или не соот­ветствующими общечеловеческим ценностям.

Поскольку в зарубежных странах действует множество актов консти­туционного права и имеется обширнейшая литература, подробное изуче­ние конституционного права этих стран студентами невозможно. В выс­ших юридических учебных заведениях изучаются лишь основы действу­ющего конституционного права зарубежных стран и основы науки о нем, причем речь идет далеко не о всех существующих государствах, даже в порядке упоминаний. Более углубленное изучение тех или иных инсти­тутов, а также конституционного права отдельно взятых стран или реги­онов возможно только на основе подготовки курсовых и дипломных работ, а также в ходе дальнейшей специализации, в частности в аспи­рантуре.

Курс конституционного права зарубежных стран состоит из Общей и Особенной частей. В первой. Общей части изучаются основные институ­ты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и срав­нительном плане, во второй. Особенной - основы конституционного права отдельных стран: крупных государств мира, представителей раз­личных правовых систем, некоторых соседей России (стран СНГ).

Шестнадцатое издание учебника профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Мишина Августа Алексеевича (1924–1993). Дополнения и исправления осуществлялись силами редколлегии. Глава «Местное управление и самоуправление в зарубежных странах», написанная профессором МГУ им. М.В. Ломоносова Барабашевым Георгием Васильевичем (1929–1993), бывшая органической частью предыдущих изданий учебника, включена и в это издание. Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и экономических вузов и факультетов. Может быть использована политологами, историками и специалистами других гуманитарных отраслей, а также депутатами и работниками представительных, исполнительных и судебных органов. Она вызовет интерес и у широкого круга лиц, интересующихся вопросами правового государства.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное (государственное) право зарубежных стран (А. А. Мишин, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 1 Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

§ 1. Предмет конституционного права

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран являются международно-признанные доктрины, концепции и принципы, общие для конституционного права развитых стран, а также конституционное право конкретных стран.


Для определения предмета науки конституционного права нужно прежде всего установить само понятие конституционного права.

Конституционное право в стране является ведущей, основополагающей отраслью национальной системы права. При этом степень демократизма норм конституционного права зависит от конкретного соотношения сил в политической борьбе. Чем сильнее и сплоченнее демократические силы, чем выше уровень политической активности и правосознания граждан, тем демократичнее нормы конституционного права. Это можно видеть на примере многих стран.

Конституционное право закрепляет основные принципы народного суверенитета, прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом, господства права и т. д.

Конституционное право устанавливает государственное устройство, т. е. национально-территориальную организацию власти, максимально соответствующую господствующим политическим силам в конкретных исторических условиях.

Конституционное право закрепляет также организацию, формы и механизмы осуществления власти. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей.

Среди форм осуществления власти выделяются народное представительство и прямая демократия. Фактическая их реализация, степень адекватности результатов волеизъявлению граждан зависят от политического режима, существующего в государстве на конкретном этапе его развития.

Конституционное право закрепляет и государственно-территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны.

Исходя из этих предварительных соображений, можно дать следующее определение конституционного права, памятуя при этом, что речь идет не о каком-то общем для всех зарубежных стран праве, а о национальном государственном праве.

Конституционное право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих основы конституционного строя и экономическую основу общества, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, организацию, способ и процедуру формирования, компетенцию и порядок деятельности органов государственной власти и местного управления, избирательное право и избирательную систему.

Данное определение носит описательный характер. Оно не является всеобъемлющим и имеет своей целью дать перечень лишь основных предметов правового регулирования, не останавливаясь на таких важных вопросах, как организация местного управления, судебная система и т. д. Такое определение необходимо для правильного понимания всего последующего материала.

Конституционное право, будучи ведущей отраслью национальной системы права, определяет основы других ее отраслей – административного, финансового, уголовного, гражданского и т. д. Это объясняется тем, что рассматриваемая отрасль права содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей данной национальной системы права. Так, нормы конституционного права, закрепляющие право собственности, являются основополагающими для гражданского права; нормы, регулирующие право граждан на судебную защиту, определяют характер уголовного и гражданского процессуального права и т. д.

Конституционное право подразделяется на отдельные институты, которые представляют собой совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения. Например, нормы конституции, законов, регламентов палат, закрепляющие порядок организации, внутреннюю структуру, компетенцию парламента, законодательную процедуру, а также права и обязанности депутатов, составляют конституционно-правовой институт парламентаризма. Конституционные и законодательные нормы, определяющие порядок издания правительством нормативных актов по предметам, входящим в исключительную компетенцию парламента, составляют институт делегированного законодательства. Подобным же образом конструируются и другие конституционно-правовые институты.

Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран.

Предметом правового регулирования конституционного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированы нормами права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.

Следует, однако, иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений. Правоотношения, возникающие при этом, далеко не всегда являются конституционно-правовыми. Более того, в процессе осуществления государственной власти иногда возникают такие общественные отношения, которые, как правило, вообще не регулируются нормами права.

Государственная власть в широких масштабах осуществляется в форме правосудия, но возникающие при этом общественные отношения, как правило, не являются конституционно-правовыми. В основном они регулируются нормами уголовного и гражданского права, как материального, так и процессуального.

В процессе налоговой и финансовой деятельности государства складываются общественные отношения, регулируемые преимущественно нормами административного, финансового, налогового и бюджетного права.

В современных условиях государство активно вмешивается в экономическую жизнь страны. Экономическое регулирование находит свое выражение в управлении государственным сектором, в составлении и осуществлении экономических планов, программ и т. д. Если в процессе национализации или денационализации, при разработке и принятии государственного бюджета экономических планов в экономике возникают государственно-правовые отношения, то в ходе управления государственными предприятиями и при осуществлении экономических планов складываются общественные отношения, регулируемые прежде всего нормами административного, финансового и гражданского права.

Наряду с этим можно выделить формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно конституционно-правовые отношения. Кчислу таких форм относятся выборы, референдум, законодательная деятельность, а также в своей основе деятельность правительства, надзор (контроль) за местными органами управления и т. д.

Исходя из высказанных соображений, можно дать следующее определение конституционно-правовых отношений, существующих в обществе.

Конституционно-правовые отношения представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются принципами и нормами конституционного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются органы законодательной и исполнительной власти, органы конституционного контроля, субъекты федерации, органы местного управления и самоуправления, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения и некоторые другие институты гражданского общества.

Конституционно-правовые отношения складываются между различными субъектами. Прежде всего следует выделить те конституционно-правовые отношения, которые возникают между органами государственной власти, например, между главой государства и парламентом в процессе осуществления первым права вето, права роспуска парламента и перерыва сессий и т. п. Сюда же относятся отношения между парламентом и правительством при осуществлении делегированного законодательства и парламентского контроля за деятельностью правительства, отношения между главой государства и правительством – при формировании последнего, в случае контрасигнатуры премьером и министрами актов монарха или президента. Между главой государства, парламентом и правительством, с одной стороны, и органом конституционного надзора – с другой, конституционно-правовые отношения складываются в процессе опротестования последним нормативных актов, принятых центральными органами власти.

Обширная группа конституционно-правовых отношений возникает в федеративных государствах между союзом в лице его органов государственной власти и отдельными субъектами федерации.

Конституционно-правовые отношения между гражданами и органами государственной власти возникают во время всеобщих выборов, при проведении референдума и плебисцита, при осуществлении народной инициативы, при реализации конституционных прав и свобод, несении основных обязанностей.

Между органами государственной власти и муниципалитетами конституционно-правовые отношения складываются при осуществлении «административной опеки», при роспуске муниципалитетов, при отстранении от должности мэров и т. д. Между гражданами и муниципалитетами конституционно-правовые отношения возникают при выборах органов местного управления, при осуществлении отзыва членов муниципальных советов.

В обществе, таким образом, существует множество видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права. По своему содержанию – это властеотношения.

Различные виды государственно-правовых отношений имеют свои специфические особенности; прежде всего следует отметить, что элемент принуждения проявляется в них в разных формах и объеме. Например, для государственно-правовых отношений, складывающихся в процессе проведения выборов, референдума, плебисцита, характерно использование идеологических форм и приемов воздействия. Государственно-правовые отношения между правительством и муниципалитетами основываются в основном на административном соподчинении и финансовой зависимости.

Наконец, существует целый ряд таких норм конституционного права, которые осуществляются только с помощью средств принуждения (прямого насилия), – это законы о запрещении демонстраций, забастовок, законы против «мятежа» и целый ряд других.

Формы принуждения и его объем при осуществлении норм конституционного права зависят как от существующего политического режима, так и от характера самих конституционных норм. Чем реакционнее политический режим и нормы конституционного права, тем острее формы насилия и больше его объем.

Большое значение имеет уровень «конституционного климата», основой которого является уважение к конституции как Основному Закону государства и общества, отсутствие сиюминутной конъюнктуры в оценке её норм. В связи с этим уместно привести следующее высказывание одного из кандидатов в президенты США на выборах 2008 года Барака Обамы: «При всех наших разногласиях трудно найти в США либерала или консерватора, профессора или рабочего, кто был бы не согласен с основным набором индивидуальных свобод, определенных Отцами-Основателями и закрепленных нашей Конституцией: право высказывать свое мнение, право молиться по своему усмотрению, право мирно предъявлять требования властям, право на частную собственность, которой можно свободно распоряжаться и которая не может быть изъята без справедливой компенсации, право не подвергаться незаконному обыску и вторжению в помещение, право не быть задержанным без строгого соблюдения всех правовых процедур, право на быстрый и справедливый суд и право по собственному усмотрению при наличии самых минимальных ограничений воспитывать своих детей… Основные предписания конституционных норм так хорошо известны, что каждый школьник может сходу описать их… Консерваторы или либералы, все мы – конституционалисты».

§ 2. Источники и система конституционного права

Источники конституционного права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порой и противоречивый характер самого конституционного права.

Основным источником конституционного права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит Конституция США 1787 года. В то же время конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 7 Основного закона ФРГ, которая предусматривает право создания частных школ; ст. 41 Конституции Ирландии, в которой указано, что домашняя жизнь женщины оказывает государству поддержку, без которой нельзя достичь общего блага; ст. 16 Конституции Греции о возрастном цензе для профессоров высших учебных заведений.

К числу важнейших источников конституционного права зарубежных стран относятся конституционные законы, которые, хотя и не являются составными частями конституции, регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы: это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести Акт о свободе печати 1974 г. Швеции, акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 гг., а также законы об избирательных правах 1965 и 1970 гг. в США, закон о политических партиях Испании 1978 г. и ряд других.

Не менее важное значение в качестве источников конституционного права имеют органические законы, которые, в отличие от конституционных, принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях. Особенно богата такими бланкетными нормами Конституция Франции 1958 г. Например, Конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25), что «парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом» (ст. 47) и т. д. Таких бланкетных норм во французской Конституции насчитывается около двадцати.

Значительное место в конституционном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т. е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и ряде других англосаксонских стран, где до сих пор множество важнейших государственно-правовых вопросов решается на основе судебных прецедентов, сложившихся двести, триста и более лет назад. Следует отметить, что акты судов и иных органов конституционного надзора становятся все более и более важной составляющей современного конституционного права.

Важнейшие нормы конституционного права содержатся и в обычных законах, принимаемых парламентом. В качестве примера можно сослаться на законы США о регулировании лоббизма (1946), о преемственности должности Президента (1948), о федеральных избирательных кампаниях (1972) и др. Государственно-правовыми по своему характеру являются Закон о превентивном тюремном заключении и Закон об обороне Индии, так как они внесли существенные коррективы в конституционные положения, касающиеся правового положения личности.

Встречается практика замены вышеуказанных традиционных источников нормативными актами правительств и глав государств, причем часто эти акты серьезно изменяют порядок применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных. Во Франции роль важнейших источников конституционного права играют президентские ордонансы, юридически приравненные по своей обязательной силе к парламентским актам. Так, 13 октября 1958 г. во Франции специальным ордонансом была введена мажоритарная одномандатная система с двумя турами голосования при выборах Национального собрания; ордонансы 24 октября,

17 ноября и 13 декабря 1958 г. определили порядок деятельности палат и правовое положение депутата парламента. Замена традиционных источников конституционного права правительственными актами является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона. В качестве примера можно привести изданный в конце мая 2008 года указ президента Венесуэлы Уго Чавеса, предписывающий судьям, прокурорам и всем гражданам под страхом уголовного наказания сотрудничать с органами госбезопасности. Эксперт по правам человека Хосе Виванко сказал по этому поводу, что президент не соблюдает разделение властей и своим указом предписывает судьям «стать соглядатаями правительства». Все это произошло на фоне прошедшего в декабре 2007 года референдума, где большинство отвергло конституционные поправки Чавеса, направленные на расширение президентских полномочий.

Во многих странах, особенно англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами).

Конституционные обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения различных государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но они тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства. Так, во многих конституциях и иных юридических источниках не содержится положение о том, что правительство образуется лидером партии или партийной коалиции, победившей на парламентских выборах. Однако этот обычай почти всегда соблюдается в парламентарных странах в условиях демократического политического режима. Обычаями регулируется порядок осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий президента, формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы законодательной процедуры и т. д. Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении конституционного права невозможно.

В числе источников конституционного права зарубежных стран следует назвать также акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. Акты толкования законов являются широко распространенными источниками права в англосаксонских и многих других странах. Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы конституционного права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему.

В зарубежной юридической литературе встречаются утверждения, что источниками конституционного права являются мнения и высказывания выдающихся ученых-государствоведов. Эта концепция особенно широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права иногда рассматриваются труды Блэкстона, Беджгота, Мэя, Jloy и некоторых других канонизированных авторов. Данная концепция отчасти находит свое подтверждение, когда мнения ведущих конституционалистов цитируются в судебных и иных документах, выпускаемых в процессе толкования конституционных норм и принципов, что регулярно происходит, например, в судебной практике США.

Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения (курс не ограничивает число стран, чьи государственно-правовые системы должны быть изучены). Однако это вовсе не означает, что нужно излагать все институты национального конституционного права по заранее определенному трафарету. Установление общих черт и свойств различных государственно-правовых систем избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей. Построение курса на основах сравнительного метода предполагает органическое слияние в новом качестве общего и особенного, свойственного различным государствам, одновременное применение аналитических и синтетических приемов исследования. Изучение общих закономерностей, свойственных зарубежным странам, возможно только на основе познания конкретных конституционно-правовых систем, что безусловно повышает ответственность студентов, которым значительную часть работы по изучению этой дисциплины придется проделать самостоятельно, в частности, ознакомиться с текстами конституций и иными нормативными источниками, прочитать известное число монографических работ.

Подчеркнем, что конституционное право имеет большое значение для формирования и подготовки будущих государственных деятелей и их советников. Так, в США один из президентов начала XX века Вудро Вильсон был долгое время профессором конституционного права; преподавателем конституционного права был и Барак Обама, один из кандидатов на пост Президента США на президентских выборах 2008 г.

§ 3. Основные тенденции развития конституционного права в XXI столетии

В начале XXI столетия все чаще обращаются к содержанию принципа «верховенства права» (rule of law), который на русский язык переводят термином «правовое государство». Этот принцип означает подчинение государства предписаниям права, прежде всего, конституционного.

В 2005 г. Международная Ассоциация Юристов, объединяющая в своих рядах юристов из 190 стран мира, приняла по инициативе ее Президента Фрэнсиса Нита резолюцию, в которой так характеризуется ситуация с соблюдением принципа верховенства права:

«Международная Ассоциация Юристов (МАЮ), представляющая юристов мира, выражает озабоченность повсеместно продолжающейся эрозией значения принципа верховенства права. МАЮ приветствует принятые в некоторых странах решения судов, которые восстанавливают значение принципа верховенства права. Такие судебные решения подтверждают фундаментальную роль независимого суда и независимого юридического сообщества для поддержания этого принципа. МАЮ также приветствует и поддерживает усилия национальных организаций юристов по привлечению внимания к необходимости соблюдения следующих основ верховенства права: независимая и непартийная судебная власть; презумпция невиновности; право на своевременное, объективное и открытое судебное разбирательство; рациональный и пропорциональный вине подход к наказанию; сильное и независимое правовое сообщество; строгая защита конфиденциальности общения между адвокатом и его клиентом; равенство всех перед законом. Соответственно, неприемлемыми являются необоснованные аресты; секретные суды; неограниченное лишение свободы без решения суда; жестокое и унизительное обращение и наказание, а кроме всего, – незаконное влияние на процесс выборов. Верховенство права является основой цивилизованного общества.».

В современном мире принцип верховенства права является одним из основных критериев уровня развития демократии любой страны.

Для развития конституционного права важны экономические аспекты эволюции права собственности. Все большую роль, особенно в XX веке, приобретает социальная сторона общественного развития. Немалое значение имеет и необходимость приспособления конституционного законодательства к учету новых условий развития наций и народностей в рамках федеративных или унитарных государств. Со снижением уровня конфронтации между «социалистической» и «капиталистической» идеологиями их место заняла идеология прав человека, а также возрождающаяся и обновляющаяся религиозная идеология. Технологические, информационные и экологические факторы, весьма вероятно, еще больше усилят свое воздействие на ход конституционных процессов в XXI веке.

Блок конституционных положений, регулирующих территориально-политическое устройство многих государств мира, также претерпел существенные изменения. Такая ситуация бывает связана с текущим основным направлением экономического развития страны: через центр или через регионы. Это выразилось прежде всего в том, что в федерациях наблюдается тенденция к унитаризации, а в ряде унитарных государств (Великобритания, Испания, Италия, Финляндия) – к приданию некоторым административно-территориальным единицам элементов правового положения, характерных для субъектов федерации. Такое заимствование унитарными государствами приемов, форм и методов, свойственных федерациям (и наоборот), представляется нам важной тенденцией развития форм территориально-политического устройства, заслуживающей серьезного внимания исследователей. Усиление полномочий органов местного самоуправления – еще одна тенденция, наблюдаемая как в унитарных, так и в федеративных государствах.

Многие из этих процессов вызваны к жизни развитием гражданского общества и разработкой механизмов согласования интересов различных социальных, национальных, языковых, этнокультурных, религиозных и иных групп в рамках федеративных, унитарных или меняющих свои границы государств. В частности, в конституциях все больше внимания уделяется малым коренным народам – аборигенам, слаборазвитым в экономическом и социальном плане этносам, национальным, языковым, сексуальным или иным меньшинствам (конституции Канады 1982 г., Бразилии 1988 г., Швейцарии 1999 г., поправки к Конституции Индии).

В современном мире происходит все большая координация и взаимопроникновение международного права и права конституционного. Этому способствует, в частности, то, что границы, некогда довольно четко отделявшие внутреннюю политику и конституционное право от внешней политики и международного права, наталкиваясь на глобальные процессы и проблемы современности, в ряде регионов все более размываются, а в результате интенсификации международных отношений «жизнь государств и даже индивидов становится неотъемлемой от международной жизни».

Далеко идущей оказалась обозначившаяся после Второй мировой войны и активно реализующаяся сейчас в конституционном законодательстве стран Европейского союза тенденция закрепления легальных возможностей передачи национальными органами компетенции в пользу наднациональной организации (конституции Франции 1946 г. и 1958 г., Италии 1947 г., ФРГ 1949 г., позже включено в уже действовавшие конституции Австрии, Ирландии, Бельгии, Люксембурга, Швейцарии, Норвегии и т. д.). Нормы, связанные с международными отношениями, в «конституциях разных периодов их принятия получают заметное развитие как по кругу регулируемых вопросов, так, отчасти, и по объему… Становятся почти непременными статьи, регулирующие соотношение международного и внутригосударственного права, а многие европейские конституции разрешают ограничивать суверенитет государства в пользу международных организаций». Это, кстати, один из возможных механизмов решения глобальных (в том числе экологических, сырьевых, продовольственных, энергетических, информационных и т. д.) проблем человечества и обеспечения соблюдения прав личности и демократических стандартов во всем мире. И хотя подготовленный в 2004 г. проект Конституции Европейского Союза не был утвержден, совершенно очевидно, что развитие конституционного права в этом регионе вступило в новую фазу, которая характеризуется все большим конституционно-правовым сближением входящих в состав Союза государств.

В начале XXI в. две новые проблемы стали актуальными для развития конституционного права. Одна из них связана с широко распространенным в развитых странах после трагических событий 11 сентября 2001 г. мнением о необходимости ограничения прав и конституционных свобод как меры, необходимой для адекватной борьбы с мировым терроризмом. Премьер-министр Италии Берлускони даже заявил о том, что нельзя воздействовать на людей, находящихся на уровне средневековых понятий о добре и зле, с помощью цивилизованных мер. Конечно, были и другие оценки. Так, член Верховного Суда США Сандра О’Коннор высказала обоснованные сомнения в том, что ограничение основных конституционных свобод может оказаться правильным решением даже во имя борьбы с самым разнузданным терроризмом. Например, конституционный принцип равенства перед законом не дает возможности отделить террориста от обычного уголовного правонарушителя. Впрочем, преобладающим остается стремление к применению решительных мер противодействия терроризму, которые далеко не всегда соответствуют общепризнанным принципам права. Так, в марте 2008 года Президент США Джордж Буш наложил вето на закон, запрещающий определенные виды психологической пытки, мотивируя это чрезвычайными обстоятельствами борьбы с терроризмом. Здесь явно проявилось нежелание исполнительной власти подчиняться принципу верховенства права. 12 июня 2008 года Верховный Суд США вынес историческое решение о необоснованности доводов исполнительной власти об изъятии заключенных, содержащихся на военной базе Гуантанамо за пределами США из-под действия американских законов, гарантирующих права личности. Решение было принято большинством в один голос, при этом решающий голос принадлежит судье Дэвиду Сьютеру, который, будучи назначен на должность в 1990 году отцом президента – тогдашним президентом Джорджем Бушем-старшим, по делу о выборах 2000 года о пересчете голосов, также как и по делу о Гуантанамо, занял принципиальную позицию, не совпадающую с доводами Буша, и проявил себя как символ судебной независимости в сложных современных условиях.

В Пакистане смещение президентом Мушарафом Председателя Верховного Суда страны и еще 60 судей привело к массовым протестам и требованиям его отставки за нарушение конституционного принципа разделения властей. Подлинная независимость суда является краеугольным камнем разделения властей и борьба за такую независимость становится важнейшим направлением развития конституционного права в XXI столетии.

В современном конституционном праве большое значение имеет научное направление, называемое «конституционной экономикой». Это направление, появившееся в последние десятилетия, развивается в основном в рамках экономической науки, однако совместное исследование проблем конституционной экономики имеет большое практическое значение не только для экономистов, но и для юристов (прежде всего специалистов по конституционному праву).

Примечательны в связи с этим слова Председателя Конституционного Суда РФ Валерия Зорькина:

«Одна из главных проблем современной России – явно недостаточная забота об уровне высшего образования и развитии академических исследований. В первую очередь это касается права. Страна отстает от настоятельных требований национальной экономики, нуждающейся в десятках тысяч понимающих экономические проблемы юристов и не меньшем количестве экономистов, разбирающихся в вопросах правового обеспечения.

Результатом является плохое качество экономического законодательства, проблемы в практике его применения и, в конечном итоге, – отставание в экономическом развитии. Обратите внимание: Китай обошел почти все передовые страны по вложениям в развитие знаний. Думается, с этим в немалой степени связаны его экономические успехи.

Буквально все стремительно развивающиеся страны – Китай, Индия, Южная Корея, идущие по пятам за США, – становятся очень конкурентоспособными… Они инвестируют в образование и профессиональное мастерство, обучая своих граждан «языкам» современной экономики (английскому, программированию и финансам). Даже европейские инвестиции в науку и образование далеко отстают от этих стран.

Если в России сейчас нет денег на инновации в обучении праву и экономике, следует временно решать эти вопросы реструктуризацией учебного процесса.

Мы не можем ждать, пока подрастет первое поколение, в котором студенты-юристы будут иметь хотя бы бытовой запас экономических знаний, а студенты-экономисты будут со школы знакомы с основными правовыми (особенно конституционными) ценностями.

Преодолеть разрыв сейчас можно только интенсивными усилиями по внедрению экономических и конституционных знаний в вузах. Поэтому для России введение в юридических и экономических вузах такого нового учебного курса, как конституционная экономика, становится критически важным.».

Ведущий российский конституционалист уловил важную особенность современного конституционного развития, связанного с идеями верховенства права, – правового государства. Правовое государство в странах переходного к демократии и гражданскому обществу периода должно развиваться на базе учета экономического благополучия граждан и в условиях непрерывной, рассчитанной на десятилетия правовой реформы, результаты которой, в конечном счете, и являются признаком реальности верховенства права в каждой переходной стране, в том числе и в России.

Около половины действующих конституций стран мира приняты после 1990 года (вспомним, что только в Европе в это время появилось 21 новое государство). Как правило, они содержат основные положения об экономических и других правах, воспринятые из международных договоров о правах человек, что сближает между собой содержание конституций современных государств. Это позволяет конкретизировать понятия верховенства права и правового государства, используя конституцию как норму прямого действия.

Контрольные вопросы к главе 1

1. Понятие «конституционное право».

2. Конституционное право как отрасль национального права.

3. Понятие конституционно-правовых отношений, их виды.

4. Субъекты конституционно-правовых отношений.

5. Основные источники конституционного права зарубежных стран.

6. Основные тенденции развития конституционного права.

Название: Конституционное право зарубежных стран.

Издание поможет студенту не только усвоить и оперативно повторить учебный материал перед сдачей зачета и экзамена, но и качественно подготовиться к семинарским занятиям, написать курсовую и дипломную работу. Содержание учебно-методического комплекса полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.
Для абитуриентов, студентов, аспирантов и преподавателей ВУЗов и иных учебных заведений, где изучается конституционное право зарубежных стран.

Конституционное право является определяющим для других отраслей права, поскольку национальная конституция занимает особое место в иерархии законодательных актов любого государства.
Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования в юридическом ВУЗе обязательным является изучение дисциплины «Конституционное право зарубежных стран». В условиях усиления процессов интеграции и глобализации в современном мире знание иностранного права представляет собой одно из необходимых условий успешной профессиональной деятельности специалистов-юристов. Это тем более важно, что многие страны Запада являются демократическими правовыми государствами с вековыми традициями. Использование их передового опыта нередко бывает полезным при совершенствовании отечественного законодательства, практики деятельности конституционных и политических институтов.

СОДЕРЖАНИЕ
А. В. Малько. Предисловие 11
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.) 14
Методические рекомендации по изучению и преподаванию конституционного права зарубежных стран
Программа курса «Конституционное право зарубежных стран» 16 Список ведущих российских периодических изданий, освещающих проблематику конституционного права зарубежных стран 31
Рекомендуемая литература по всему курсу конституционного права зарубежных стран 32
Тематический план семинарских занятий для студентов 2-го курса юридического ВУЗа 35
Методика выполнения курсовых работ (рефератов) 49
Примерная тематика курсовых работ (рефератов) 63
Методические рекомендации по проведению промежуточного (рубежного) контроля 64
Методические рекомендации по подготовке и сдаче экзамена. Вопросы к экзамену 71
Методика выполнения выпускных квалификационных (дипломных) работ 75
Примерная тематика дипломных работ 80
Приложение 1 81
Приложение 2 82
Учебник: краткий курс
Общая часть
Тема 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран 84

1.1. Предмет конституционного права зарубежных стран 84
1.2. Источники конституционного права в зарубежных странах 86
1.3. Конституционно-правовые отношения 89
1.4. Субъекты конституционного права. 90
1.5. Наука конституционного права 91
Тема 2. Конституции зарубежных стран 95
2.1. Понятие и сущность конституции 95
2.2. Виды конституций 97
2.3. Порядок принятия и изменения конституций 99
2.4. Характерные черты конституций стран Запада, принятых в послевоенный период 101
2.5. Понятие конституционного надзора (контроля) 102
2.6. Статус органов конституционного надзора и контроля 105
Тема 3. Политические партии и партийные системы 108
3.1. Понятие политической партии и многопартийности 108
3.2. Типология политических партий 111
3.3. Партийные системы и их виды 114
3.4. Функции и структура политических партий 116
Тема 4. Основы правового положения личности 119
4.1. Понятие гражданства 119
4.2. Общая характеристика и классификация основных прав и свобод 121
4.3. Основные социально-экономические права и свободы 123
4.4. Основные политические права и свободы 124
4.5. Основные личные права и свободы 125
4.6. Конституционные обязанности граждан 127
Тема 5. Форма государства 130
5.1. Понятие формы государства 130
5.2. Понятие и классификация форм правления 131
5.3. Форма государственного устройства 135
5.4. Административно-территориальное устройство государства 138
5.5. Автономия в зарубежных странах: понятие и виды 140
Тема 6. Политические режимы в зарубежных странах 142
6.1. Понятие политического режима. Его связь с формой государства. 142
6.2. Демократический политический режим: понятие, сущность, признаки 142
6.3. Понятие и виды антидемократического политического режима 144
Тема 7. Избирательное право и избирательные системы 150
7.1. Понятие и сущность избирательного права 150
7.2. Основные принципы избирательного права 152
7.3. Избирательный процесс. Организация и порядок проведения выборов 157
7.4. Мажоритарная избирательная система, ее характерные черты и особенности 159
7.5. Пропорциональная избирательная система. Виды ограничения принципа пропорционализма 162
7.6. Референдум: понятие, виды, практика применения 164
Тема 8. Конституционно-правовой статус главы государства 167
8.1. Глава государства в системе органов государственной власти 167
8.2. Компетенция главы государства 168
8.3. Президент: правовое и фактическое положение в различных республиках 170
8.4. Статус монарха 172
Тема 9. Парламент в зарубежных странах 175
9.1. Парламент: порядок формирования, структура и полномочия 175
9.2. Внутренняя организация парламента и его палат 178
9.3. Законодательная процедура в парламенте 180
9.4. Правовое положение депутата парламента 184
Тема 10. Правительство в зарубежных странах 187
10.1. Место правительства в системе органов государственной власти 187
10.2. Порядок формирования и структура правительства 189
10.3. Полномочия правительства 191
Тема 11. Местное самоуправление в зарубежных странах 194
11.1. Понятие и основные принципы местного самоуправления 194
11.2. Системы (основные модели) местного управления и самоуправления 196
11.3. Компетенция муниципальных органов 198
Особенная часть
Тема 12. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки 203

12.1. Характерные черты Конституции США 203
12.2. Основы правового положения личности 204
12.3. Американская партийная система 207
12.4. Конгресс США: структура, полномочия, внутренняя организация палат 208
12.5. Президент США: статус, полномочия, подчиненный ему аппарат управления 210
12.6. Система судебной власти США 213
12.7. Особенности американского федерализма 215
Тема 13. Основы конституционного права Великобритании 219
13.1. Конституция и правовая система Великобритании 219
13.2. Основы правового положения личности 221
13.3. Партийная система и основные политические партии Великобритании 223
13.4. Парламент Великобритании: внутренняя организация, полномочия 225
13.5. Статус монарха в Великобритании 228
13.6. Правительство Великобритании: порядок формирования и правовой статус 229
Тема 14. Основы конституционного права Французской Республики 232
14.1. Конституция Пятой Республики, ее характерные черты и особенности 232
14.2. Основы правового положения личности 234
14.3. Партийная система и основные политические партии Франции 235
14.4. Статус Президента и правительства во Франции 237
14.5. Парламент Франции: структура, полномочия 239
14.6. Система судебной власти Франции 240
14.7. Особенности регионального и местного управления 241
Тема 15. Основы конституционного права Федеративной Республики Германия 244
15.1. Основной закон ФРГ: общая характеристика 244
15.2. Основы правового положения личности 245
15.3. Партийная система и основные политические партии Германии 247
15.4. Парламент ФРГ: полномочия и внутренняя организация 250
15.5. Правовой статус Правительства ФРГ. 252
15.6. Система судебной власти 253
15.7. Характерные черты германского федерализма 257
Тема 16. Основы конституционного права Итальянской Республики 260
16.1. Конституция Италии: общая характеристика. 260
16.2. Основы правового положения личности 261
16.3. Партийная система и основные политические партии Италии 263
16.4. Парламент: полномочия и внутренняя организация 265
16.5. Конституционный статус Президента Итальянской Республики 268
16.6. Правовой статус правительства. 270
16.7. Судебная система Италии 272
16.8. Политико-территориальное устройство Италии 273
Тема 17. Основы конституционного права Японии 277
17.1. Конституция Японии, ее характерные черты и особенности 277
17.2. Основы правового положения личности 279
17.3. Партийная система и основные политические партии Японии 280
17.4. Монарх Японии: юридические и фактические полномочия, политическая роль. 282
17.5. Статус Парламента и правительства Японии 284
17.6. Система судебной власти 286
17.7. Организация местных органов публичной власти 288
Тема 18. Основы конституционного права Китайской Народной Республики 290
18.1. Конституция КНР: общая характеристика. 290
18.2. Основы правового положения личности 291
18.3. Политические партии и общественные объединения 293
18.4. Высшие (центральные) органы государственной власти КНР. 294
18.5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия в КНР 298
Тема 19. Основы конституционного права развивающихся стран (государств третьего мира) 300
19.1. Возникновение и развитие стран, освободившихся от колониальной зависимости 300
19.2. Конституции развивающихся стран 302
19.3. Основы правового положения личности 303
19.4. Форма государства 305
19.5. Статус главы государства и правительства в развивающихся странах 307
19.6. Высшие представительные органы государственной власти в развивающихся странах 309
Приложение 312


ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН



3. Конституционно-правовые отношения. Субъекты и объекты к-п отношений.

1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

«Конституционное право» понимается в трех смыслах: как наука, как учебная дисциплина, как отрасль права.
Наука конституционного права является составной частью юридической науки, которая входит в систему общественных наук. Наука конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук и изучает вопросы государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли права. Наука конституционного права зарубежных стран является ответвлением от единой науки конституционного права, ее составной частью. Она представляет собой не совокупность норм, а систему знаний о специфике конституционно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления публичной власти, правового положения личности. Ее содержанием являются конституционные доктрины, гипотезы, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства, политических процессов и институтов конкретного государства.
Конституционное право как учебная дисциплина – это предмет изучения в ВУЗе, курс основанный на достижениях науки.
Конституционное право – это отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя государства, правовой статус человека и гражданина, государственное устройство, систему органов государственной власти, местного государственного управления и самоуправления.
Конституционное право является ведущей отраслью национальной системы права в любом государстве. Ведущая роль конституционного права выражается в следующем:
1. Все остальные отрасли права регулируют общественные отношения в одной области (н-р гражданские, уголовные и т.д),а КП регулирует отношения во многих важнейших сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной, духовной); Особенность конституционного права и в том, что его нормы регулируют лишь базовые отношения в каждой из указанных сфер
2. КП устанавливает в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства;
3. Нормами конституционного права регулируется сам процесс создания права (виды источников права, законотворческий процесс, органы правотворчества и т.д)
Предметом конституционного права являются общественные отношения, которые регулируются его нормами:
1. основы конституционного строя;
2.отношения между человеком и государством;
3.устройство государства; форма правления, политический режим
4. организация и функционирование системы государственной власти

Понятие конституционное право зарубежных стран (КПЗС) не обозначает особую отрасль права. Данный термин употребляют,когда речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о сравнительном изучении конституционного права различных государств, а также об учебной дисциплине. В любой системе национального права имеется свое конституционное право как совокупность специфических правовых норм, действующих на территории государства. В настоящее время в мире более 200 государств, каждое из которых имеет свою национальную правовую систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные особенности данной страны. По уровню социально-экономического развития принято различать:
- высокоразвитые страны Запада (к этой же группе относится и Япония);
- государства среднеразвитого капитализма (Португалия,Греция, Турция, Мальта, Израиль и др.);
- бывшие социалистические страны (Албания, Венгрия,Чехия, Словакия, Польша, Болгария, Румыния, Хорватия, Македония и др.);
- развивающиеся страны, большинство из которых были
колониями или зависимыми территориями европейских колониальных держав (Алжир, Египет, Кения, Индия, Пакистан, Конго и др.);
- государства, продолжающие идти по социалистическому пути развития (Китай (КНР), Вьетнам, Лаос, Корейская Народно- Демократическая Республика (КНДР), Куба).
При изучении данного курса особое значение имеет анализ конституционно-правового и политического развития высокоразвитых стран Запада.
В конституционном праве зарубежных государств принято выделять
1.Общую часть , призванную обеспечить целостное представление о понятиях, принципах социально-экономического, политического и территориального устройства государств, основах теории конституции, институтах конституционного права, и
2. Особенную часть, содержащую анализ опыта конституционного (государственного) права отдельных государств с учетом многообразия форм политического устройства и специфики законодательства. Можно сказать, что в Общей части обобщенно изучаются государственно-правовые институты, а в Особенной - основы конституционного права конкретного государства.

2. Источники конституционного права в зарубежных странах

Источники конституционного права - это внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера. К ним относятся: конституция (за исключением некоторых, преимущественно мусульманских,стран), законы, другие нормативные правовые акты (регламенты, акты главы государства и исполнительной власти), судебно-правовые акты (особенно прецеденты в англосаксонском праве), правовые обычаи, публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные), религиозные источники (главным образом в монархиях стран Востока по вопросу престолонаследия; в ряде мусульманских государств Коран заменяет конституцию или стоит выше ее).
В каждом государстве своя национальная система источников права. Поэтому нельзя вести речь об источниках конституционного права зарубежных стран как о едином целом.
В федеративных государствах источники права отличаются большим разнообразием, поскольку на уровне субъектов действуют свои акты конституционного права (например, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы издаются и представительными органами ряда автономных образований, существующих в рамках унитарной государственности. Это характерно для Италии, Испании, Португалии.
Высшей юридической силой и специфическим содержанием
обладает конституция - основной источник права, имеющая универсальный характер, поскольку закрепляет важнейшие институты национального права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права.Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой системе и оказывает определяющее воздействие на все другие правовые акты.
Другим главным источником данной отрасли права является закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий наибольшей после конституции юридической силой и регулирующий социально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.
Различают законы:
- конституционные (в ряде государств вносят изменения в конституцию или дополняют ее; либо это те законы, принятие которых прямо предусмотрено конституцией);
- органические (принимаются в усложненном порядке на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции). Существуют в Испании, Бразилии, Португалии, Франции;
- обычные (ординарные ), регулирующие менее важные общественные отношения (по сравнению с конституционными или органическими законами), образующие предмет конституцион-
ного права (гражданство, статус депутата, выборы президента);
- чрезвычайные, позволяющие приостанавливать действие отдельных конституционных норм (принимаются только на срок, определенный парламентом). Установлен тщательно регламентированный порядок их издания.
Нормы конституционного права могут также содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах, устанавливающих внутреннюю организацию и процедуру работы общенационального представительного органа власти.
Источником конституционного права являются весьма многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления, ордонансы правительства и др.). Между
ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящим. В ряде государств акты исполнительной власти могут иметь силу закона (Великобритания, Италия, Франция).
К группе подзаконных актов относят и акты местного самоуправления (уставы городов, рай-
онов, уездов, регламенты представительных органов на местах). Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах: международных и внутригосударствен-
ных. Последняя разновидность договора используется в зарубежных странах для регулирования кон ституционных или политически значимых отношений. Так, по Конституции Испа-
нии (ст. 145) автономные сообщества могут заключать друг сдругом соглашения о сотрудничестве, в Австрии основные нормы (ст. 15А) такое право предоставляют землям. США и Канаде известны соглашения между правительствами и коренным населением для решения земельных и экологических вопросов.
Отдельные международные договоры (например, о защите прав человека, об участии государства в межгосударственных объединениях) могут регулировать конституционные по своему характеру отношения и при условии их ратификации парламентом,
вступив в действие, имеют приоритет по сравнению с законом.
В странах англосаксонской системы права широкое распространение получил судебный прецедент - образцовое правило поведения, выработанное высшими судебными органами, офи-
циально опубликованное и являющееся обязательным при рассмотрении аналогичных дел как для участников спора (конкретного дела), так и для нижестоящих судов. Его характерные
черты состоят в том, что он:
1) создается только высшими судебными инстанциями на основе закона; \
2) непосредственно связан с судебной практикой и создается в ходе судопроизводства;
3) в его разработке велика роль свободного усмотрения;
4) подлежит официальному опубликованию;
5) является обязательным не только для участников данного спора, но и для других судебных органов.В государствах с континентальной системой права (Франция, ФРГ, Италия и др.) его роль менее значима.
К судебно-правовым актам относятся также норматив ные решения органов конституционной юрисдикции (конституционных судов, конституционных советов, верховных судов), дающих
официальное толкование конституции и признающих оспариваемые законы и иные нормативные акты конституционными или неконституционными.
В англосаксонских государствах, а также в тех, которые восприняли основы англосаксонской правовой системы, широкое распространение получил правовой обычай . Это сложившиеся в практике правила поведения субъектов права, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые повсеместно, признаваемые и поэтому молчаливо санкционируемые государством.
Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, является обязательным и направлен на регулирование конституционных отношений. В странах, где утвердилась континентальная система права, роль правового обычая в целом невелика.

3. Конституционно-правовые отношения

Конституционное право представляет собой не только нормы, институты, но и практику их применения, выражающуюся в политико-правовых связях и отношениях. Иными словами,
конституционно-правовые отношения - это отношения, урегулированные нормами ведущей отрасли права. Будучи разновидностью правоотношений, конституционные отношения представляют наиболее значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной
власти, суверенитета народа, а также на обеспечение свободы личности. Им свойственны такие признаки, как политический характер и массовость. Конституционные отношения, целями
которых выступают социально- экономические и политические ценности, составляют предмет регулирования отрасли конституционного права.
Для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений необходим определенный юридический факт или их совокупность (например, достижение 35-летнего возраста для кандидата на пост Президента США в совокупности с иными условиями, указанными в Конституции).
Конституционным отношениям присущи как общие черты, свойственные всем правоотношениям, так и специфические. Они имеют единую для всех правоотношений структуру: субъект,объект и содержание (субъективное право и юридическая обя-
занность), - но отличаются своей направленностью, составом и сложным характером юридических связей между участниками данных общественных отношений.
Объектом конституционных отношений выступают материальная или духовная реальность, по поводу которой вступают в отношения данные субъекты. Это власть, суверенитет, свобода и достоинство личности. Особенностью указанных правоотношений является то, что каждый их участник имеет прямойили опосредованный интерес относительно публичной власти.
Можно утверждать, что конституционные отношения определяются во многом характером властеотношений, т. е. отношениями по поводу или в связи с осуществлением власти. Их
политическая направленность несомненна. Нередко реализация конституционных норм сопровождается возникновением
управленческих, имущественных и некоторых иных отношений.
Субъекты конституционного права
Субъектами конституционного права являются: государство, его органы, сообщества, коллективы, физические лица, участвующие в конституционных отношениях. Эти отношения порождаются нормами ведущей отрасли права - общеобязательными правилами поведения, регулирующими конкретные общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.
Субъекты конституционного права можно подразделить на четыре большие группы: физические лица, государственные образования, органы государства и негосударственные объединения.
К физическим лицам (индивидам) относятся:
1) граждане (подданные);
2) иностранцы (иностранные граждане);
3) лица с двойным или множественным гражданством (бипатриды), если такой институт предусмотрен в законодательстве конкретной страны;
4) лица без гражданства (апатриды).
К государственным образованиям относятся:
1) государство в целом (например, при конституировании своей национальной государственности); 2) составные части государства (субъекты федерации, территориальные административные единицы, автономные образования). Типичный пример - участие данных государственных образований в конституционных отношениях при проведении
крупных административно-политических и правовых реформ,направленных на федерализацию или централизацию государственности.
1) центральные (общенациональные) органы государственной власти (парламент, глава государства, правительство, конституционный суд и т. д.);
2) региональные органы, органы государственной власти
субъектов федерации;
3) государственные органы местного управления.
Отчетливо выраженный конституционный характер носят отношения между главой государства и парламентом в следующих распространенных случаях:
1) при созыве заседания представительного (законодательного) органа государственной власти;
2) при формировании правительства;
3) при отставке правительства в целом или его отдельных членов;
4) при роспуске представительного органа.
К негосударственным объединениям относятся :
1) общности людей - народ, нации и иные этнические груп-
пы, население региона, автономии, административно-террито-
риальных единиц и муниципальных образований;
2) органы местного самоуправления и управления;
3) ассоциации граждан и коллективы публичного характера.
В ряде государств имеются субъекты конституционного (государственного) права, не характерные для других стран. Так, в недалеком прошлом в ряде афро-азиатских государств субъектами конституционно-правовых отношений были центральные и местные органы правящей политической партии (движения). В ряде государств Востока особый привилегированный статус имеют национальные религиозные организации и церковь.
Объектом конституционно-правовых отношений выступают социальные блага и интересы, на которые направлена деятельность их участников, осуществляемая в процессе реализации ими своих прав и обязанностей.
Объектом могут бытьпредметы материального мира (государственная территория);продукты духовного творчества (образование, культура, искусство);
Социальные институты(государственная власть, свобода личности), деятельность органов государственной власти.
Только конституционно-правовым отношениям свойственны такие объекты как суверенитет, гос.территория, гражданство, свобода личности.

ТЕМА 2. КОНСТИТУЦИИ
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН


2. Виды конституций

4. Понятие конституционного надзора (контроля). Статус органов конституционного надзора и контроля

1. Понятие и сущность конституции
Термин «конституция » (от лат. constitutio- устанавливаю, учреждаю) стал употребляться еще в ан-
тичные времена; так назывался один из декретов римских императоров. Первые в современном значении конституционные акты как явления демократического порядка, принимавшиеся
народом (или при его участии) и ограничивавшие институты власти, были приняты в конце XVIII в. (США - 1787 г., Франция - 1791 г., Польша - 1791 г.). Представители разных политических и правовых школ неодинаково характеризуют сущность конституции. Так, напри-
мер, последователи школы естественного права видят в ней своего рода общественный договор; нормативисты - высшую, основную норму, венчающую пирамиду правовой системы
государства; сторонники марксизма-ленинизма - продукт классовой борьбы и закрепления ее результатов.
Сущность конституции как политико-правового документа определяют как отражение баланса основных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому понимание конституционной сущности как проявления социального плюрализма, политического компромисса.
В современной науке конституционного права термин «конституция» употребляется в двух основных смыслах: конституция фактическая и юридическая.
Фактическая конституция - это реально существующие конституционные отношения в той или иной стране.
Юридическая конституция - это правовой акт (или совокупность правовых актов), имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий основы статуса и организации государственной власти и взаимоотношений государства и личности.
Содержание конституции зависит от многих факторов - времени и обстоятельств ее создания, национальных, культурных, религиозных особенностей, иностранного заимствования и т. д.
Однако обязательной составляющей любой конституции являются прежде всего те нормы и институты, которые закрепляют положения о народном суверенитете, юридические основы ста-
туса личности, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации, структуру центральных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику, статус столицы государства. Выражение этих обязательных элементов в каждом государстве имеет свою национальную специфику, поскольку любая конституция есть исторически сложившееся правовое явление с определенными, присущими только ей признаками и свойствами.
Конституция обладает определенными чертами, характеризующими ее взаимодействие с обществом и государством. Можно выделить следующие основные черты конституции :
1) основополагающий характер;2) учредительность;3) народность;4) стабильность;
5) легитимность.
Конституция выполняет правообразующую роль, она своеобразный центр правовой системы и в известном смысле (более чем закон) - нечто первичное, основное. Это единственный
национальный правовой акт, который сам определяет свою особую юридическую силу. Ни один закон не может быть поставлен в один ряд с конституцией, а тем более изменять или отменять ее
положения. Трактовку конституции как основного закона развивал в середине XIX в. видный немецкий юрист и политик Фердинанд Лассаль (1825-1864).
Основной закон обычно включает в себя краткую преамбулу, разделы, главы, статьи, также содержит заключительные и переходные положения (в основном это нормы, регламентирующие сроки вступления отдельных частей конституции в силу, порядок замены старых политических и государственных институтов новыми). Иногда в конституцию помещается текст присяги (клятвы) президента или другого главы государства.
Неотъемлемой частью конституционного текста являются поправки к ней.
В основном законе закреплены объекты конституционно-правового регулирования. На современном этапе фундаментальные нормы регламентируют не только статус высших (верхов-
ных) органов государственной власти и некоторые вопросы правового положения граждан (подданных), как это было в конце XVIII - начале XX в., но и достаточно обширный круг дру-
гих вопросов: основы общественного строя, начала внешней и социально-экономической политики, избирательную систему, достаточно подробную номенклатуру социальных, экономических, культурных прав. Можно констатировать расширение объектов и сферы конституционного регулирования, что особенно характерно для основных законов стран Запада, принятых после 1945 г., и новых постсоциалистических конституционных документов стран Восточной и Центральной Европы 90-х гг. XX в.
Обычно конституция вступает в силу с момента, который указан в ее заключительных положениях или, реже, в сопровождающем ее принятие особом законе. Ее переходные положения могут предусматривать, что отдельные нормы начинают применяться позднее - обычно после наступления какого-либо события (выборов, вхождения в состав государства отдельной террито-
рии).

2. Виды конституций
Современная конституция имеет форму основного закона,т. е. является консолидированным систематизированным актом, обладающим высшей (максимальной) юридической силой и выступающим базой для других законов. Многообразие существующих в мире государств предопределяет большое количество конституций, которые можно условно
классифицировать по различным признакам.
По времени происхождения конституционные акты различаются по поколениям:
- первого поколения - это первые в истории человечества и ныне действующие конституции (США - 1787 г., Норвегия -1814 г., Бельгия - 1831 г., Люксембург - 1868 г.);
- второго поколения, принятые до Второй мировой войны (Мексика - 1917 г., Ливан - 1926 г., Ирландия - 1937 г.);
- третьего поколения - послевоенного периода (Япония -1946 г., Италия - 1947 г., ФРГ - 1949 г., Франция - 1958 г.);
- четвертого поколения - постсоциалистические (Болгария, Македония - 1991 г., Чехия, Словакия - 1992 г., Польша -1997 г.).
В отдельную группу можно объединить новейшие основные законы таких развитых государств, как Швейцария и Финляндия, принятые соответственно в 1999 и 2000 гг.
По сроку действия конституции могут быть временными и постоянными. Временные конституции могут приниматься на установленный срок. В их тексте указывается период действия или определены условия, обстоятельства, при наступлении которых они должны быть заменены на постоянные. Многие такие акты принимались после свержения авторитарных режимов в государствах Азии, Африки, Латинской Америки (например,конституции Гаити, Боливии, Южно-Африканской Республики).Абсолютное большинство конституций - постоянные, в них не устанавливается срок действия. Однако отсутствие указания на срок действия конституции не означает их вечности, а свидетельствует лишь о намерениях законодателя.
В зависимости от формы различаются два вида конституций:писаные и неписаные.
Писаная составлена по форме единого документа, официально признанного в качестве основного закона государства (в некоторых случаях она может состоять из нескольких документов, представляющих определенную систему, - Швеция, Израиль). Неписаные конституции - редкое явление в политической практике зарубежных государств (Великобритания, Новая Зеландия). Своеобразием характеризуется Конституция Австрийской Республики. Она не кодифицирована, ее важнейшей основой является Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 г., однако фундаментальные нормы содержатся в многочисленных обычных законах.
Юридически и фактически неписаная конституция - это совокупность основополагающих законов, судебных прецедентов и обычаев. Так же как и писаные конституции, они содержат нормы,определяющие форму правления, государственное устройство,систему органов государственной власти, права и обязанности граждан (подданных) и т. д. Однако эти базовые положениясодержатся не в едином документе, а в большом количестве источников разнопланового характера, различающихся также и по времени принятия.
В зависимости от происхождения конституции подразделяются на оригинальные и заимствованные. К числу первых относятся конституционные документы государств, имеющих собственную конституционную традицию (США, Великобритания,Франция, ФРГ, Швейцария). Заимствование характерно для бывших колоний, получивших независимость, как правило, в
послевоенный период. Формально основополагающие документы таких государств представляют собой слепок или некую модифицированную копию конституции их бывшей метрополии.
Можно подразделять конституции в зависимости от формы правления (конституции республиканских или монархических государств) и формы государственного устройства (конституции унитарных или федеративных государств).
3. Порядок принятия и изменения конституций
По порядку принятия конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламен-
том); одобренные на референдуме.
Октроированные конституции (от фр. octroyer - жаловать, даровать) - основополагающие документы, дарованные единоличной властью монарха без участия представительных органов (Катар, Кувейт, Малайзия). Это наименее демократический способ принятия основного закона. Они были распространены в период перехода от абсолютизма к конституционной монархии. В XX в. известны случаи октроирования конституций не только монархами, но и главами государств в республиках (например, в Пакистане в 1962 г. Конституция была октроирована Президентом этой страны, а в Фиджи в 1990 г. - правительством). Первая японская Конституция, принятая в 1889 г., также относится к этой группе.
Способ принятия конституций представительным органом , которым может быть как учредительное собрание (конституционный конвент, учредительный конгресс, конституционное собрание), так и парламент, образованный на основании предшествующих легитимных актов, сегодня является широко распространенным. В новейшей истории подобный способ применялся в Италии - 1947 г., Индии - 1950 г., Греции - 1975 г.Учредительное собрание - это специально формируемый с целью выработки и (или) принятия конституции высший государственный орган, избранный народом. Данный орган прекращает свою деятельность после принятия нового основного закона. Так, еще в 1791 г. во Франции одна из первых конституций принималась созванным Учредительным собранием. В последние годы посредством Учредительного собрания были разработаны и приняты подобные основополагающие документы Болгарии, Камбоджи, Бразилии, Колумбии и ряда других стран.
Этот способ в юриспруденции получил наименование конституанты.
Принятие конституции законодательным органом - парламентом страны осуществляется в особом усложненном порядке. Как правило, для этого требуется квалифицированное большинство голосов депутатов. Большинство конституций социалистических государств принимались на специальных заседаниях национального парламента.
Во многих странах одобрение проекта основного закона представительным органом не является заключительным этапом, так как после этого проект конституционного текста вы-
носится на референдум, как это было во Франции в 1946 г. Однако общенациональное голосование может быть использовано недемократическими силами. Так, конституционный
референдум применялся после захвата власти военными в Турции в 1961 г., Греции - в 1968 г., Чили - в 1980 г.
Конституции, одобренные на референдуме , по праву считаются демократическими по способу своего принятия. Конституционный референдум получил распространение в послевоенное время. Конституционный проект разрабатывается либо специально созданным для этого учредительным собранием (Конституция Франции 1946 г. - Четвертой Республики), либо правительством (Конституция Франции 1958 г. - Пятой Республики), после чего выносится на референдум. На референдуме принимались такие документы в Ирландии, Дании, Испании, на Филиппинах.
В условиях демократического правления применяется сочетание двух способов: одобрение конституции представительным органом и окончательное утверждение на референдуме.
По способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие . Гибкие конституции могут быть изменены в том же порядке, что и обычный закон. Ими являются, прежде всего, неписаные конституции, а также конституции государств с монархиеской формой правления (Княжество Монако, ряд государств Ближнего Востока). К жестким относятся те конституции, для внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок. Жесткость конституций может обеспечиваться по-разному: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия,Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва
(Греция); утверждением поправок субъектами федерации (ФРГ,США).
Характерные черты конституций стран Запада,принятых в послевоенный период
После Второй мировой войны были приняты конституции: Японии - 1946 г., Италии - 1947 г., ФРГ - 1949 г., Франции - 1958 г., Греции - 1975 г., Португалии - 1976 г., Испании - 1978 г., Швейцарии - 1999 г., Финляндии - 2000 г.Несмотря на серьезные различия, обусловленные историческими, национальными и географическими факторами, данные демократические конституционные документы объединяют общие черты. Эти конституции:
1) основываются на традиционном европейском варианте конституционализма, вобравшем западные либеральные ценности;
2) закрепляют базовый принцип разделения властей. Во всех этих государствах существуют самостоятельные ветви власти:законодательная, исполнительная, судебная;
3) исходят из концепции суверенитета народа и устанавливают широкий круг личных, политических и социально-экономических прав и свобод;
4) устанавливают обязательства государства по проведению
социальной политики, защите интересов инвалидов, малоимущих, пенсионеров, детей. Скандинавские государства, ФРГ, Италия достигли значительных успехов в социально-экономической сфере, в нормализации отношений между работодателями, с одной стороны, и профсоюзами и наемными работниками-с другой;
5) признали принципы политического, идеологического плюрализма и многопартийности. В этих странах отсутствует единая, официальная идеология. Допускается деятельность оппозиционных политических партий, движений, профсоюзов. Существует огромное число общественных объединений (ассоциаций), действующих на общенациональном, региональном и
муниципальном уровне;
6) прямо и четко закрепили не только государственную и
частную собственность, но и другие виды собственности: акционерную, муниципальную, кооперативную, предприятий с иностранным участием;
7) зафиксировали новые подходы к проблеме соотношения национального и международного права. При коллизии между ними приоритет отдается, как правило, общепризнанным нормам и
принципам международного права.
Основные законы ФРГ и Японии разрабатывались при активном участии властей оккупационных держав (прежде всего США). В них содержатся демократические положения об отказе от войны, политики силы и агрессии на международной арене, запрет на возрождение фашизма и милитаризма. Конституции Греции, Португалии и Испании принимались в 70-е гг. после краха авторитарных режимов.

4. Понятие конституционного надзора (контроля). Статус органов конституционного надзора и контроля
Положение о высшей юридической силе конституции по отношению к другим источникам права лежит в основе концепции конституционной законности. В соответствии с ней любой
закон, договор, судебный или административный акт должен соответствовать конституции государства. Если норма, изданная государственными органами, противоречит конституции, то
она не будет иметь юридической силы и не должна применяться, поэтому является недействительной. Теория конституционного контроля в современном понимании впервые появилась в США в деле У. Мербери против Дж. Мэдисона в 1803 г. При рассмотрении данного дела Верховный суд США взял на себя полномочия по осуществлению конституционного контроля, которые в последующем никогда не оспаривались.
В юридической литературе применяют два термина: конституционный надзор и конституционный контроль.
Конституционный надзор заключается в проверке акта на его конституционность. При выявлении нарушающего конституцию закона или иного нормативного акта орган надзора не правомочен отменить его.
Конституционный контроль - это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Эта форма контроля предполагает, что соответствующие органы, должностные лица, обнаружив нарушающий конституционные нормы акт, правомочны своей властью отменить его. Признание закона (или его части) неконституционным приводит к отмене или объявлению его недействующим.
Объектами конституционного контроля (надзора ) могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты парламента или его палат, нормативные акты исполнительных органов власти - правительственные декреты, указы президента (в тех странах, где нет системы административной юстиции). В ряде зарубежных стран орган конституционного контроля (надзора) оценивает конституционность деятельности политических партий (Федеральный конституционный суд Германии, Конституционный трибунал Республики Польша).
В федеративных государствах объектом конституционного контроля (надзора) являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и его субъектами; разрешение спо-
ров между субъектами федерации. В некоторых субъектах зарубежных федераций для этого созданы органы специальной юрисдикции.
Субъектами конституционного контроля являются государственные органы, должностные лица, граждане, наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта. Кроме того, в федеративных государствах этим правом обладают органы государственной власти соответствующего субъекта. Анализируемые органы внесли существенный вклад в развитие теории федерализма и в дело защиты прав и свобод человека и гражданина.
По содержанию конституционный контроль (надзор) может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов) или материальным (выясняется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), а также абстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо определенным судебным делом).
По времени проведения в практике современных государств выделяются последующий и предварительный конституционный контроль (надзор).
При последующем конституционном контроле проверке подвергаются законы и иные акты, уже принятые и вступившие в силу (в США, Италии, ФРГ). Признанные неконституционными законы (или их отдельные положения) формально утрачивают юридическую силу.
При предварительном конституционном контроле (надзоре) проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента. Иными словами, это контроль за конституционностью закона до его вступления в силу, до его промульгации, т. е. обнародования, опубликования главой государства (в Швеции,Франции, Финляндии).
Орган конституционной юрисдикции может признать оспариваемый акт либо противоречащим конституции (неконституционным) полностью или частично, либо соответствующим ей.
В первом случае акт теряет юридическую силу и перестает применяться всеми судами страны, а также другими государственными органами. Вынесенное решение является окончательными может быть пересмотрено только этим же органом.
Статус органов конституционного надзора и контроля
Обязанность органов конституционного надзора (контроля) -не допускать принятия, издания законов и иных актов, противоречащих конституционным предписаниям, а также предотвращать применение законов и иных актов, договоров, нарушающих основные нормы, если таковые уже вступили в законную силу.
и т.д.................

Итальянская Конституция – это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ.

Конституция состоит из вводного раздела «Основные принципы», двух главных частей «Права и обязанности граждан» и «Устройство Республики» и переходных и заключительных постановлений. Итальянская Конституция имеет жесткий характер. В итальянской Конституции проводится четкое различие трех основных государственных функций: законодательная функция принадлежит Парламенту и областным советам в пределах их компетенции; исполнительная власть является прерогативой Президента Республики, министров и органов исполнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию различных судебных органов, включая Конституционный суд. Особое место в итальянской Конституции занимают взаимоотношения между государством и католической церковью. Права и обязанности граждан разделены в Конституции Италии на 4 отдельные группы в зависимости от их правового и социального содержания: гражданские отношения, этико-социальные отношения, экономические отношения, политические отношения. На протяжении полувекового периода, прошедшего с момента вступления в силу нынешней Конституции, Итальянское государство в целом развивалось по демократическому пути. Это, в частности, нашло свое подтверждение и в эволюции лево– и праворадикальных партий – коммунистов и неофашистов, в их нынешнем возвращении в конституционные рамки.

преобладание двух партий – христианских демократов и коммунистов Либеральные и консервативные политические силы вошли в правоцентристский блок «Полюс свободы» Партии левоцентристской ориентации объединились в блок «Оливковое дерево» Вне блоков остается сепаратистская Северная Лига. В соответствии с законом государство участвует в финансировании политических партий через их партийные группы в Палате депутатов и в Сенате.

Парламент. Ему принадлежит исключительная прерогатива определять в полной мере политику государства. Парламент состоит из двух палат – Палаты депутатов и Сената Республики. Обе палаты полностью равноправны. Президент Республики. Полномочия: по инициативе правительства участвует в процедуре представления палатам законопроектов; назначает в случаях, указанных законом, должностных лиц государства и др. Правительство (Совет министров). Правительство в политической жизни Италии является высшим органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование всей политической и административной системы государства. Конституционный суд. Не входит в общую систему судебных органов. Национальный совет экономики и труда – обладает правом законодательной инициативы и может участвовать в подготовке экономического и социального законодательства. Государственный совет – выполняет консультативные функции в области административного права, дает свои заключения о законопроектах и др. Счетная палата – обеспечивает предварительный контроль законности актов правительства, контролирует исполнение государственного бюджета и др. Высший совет магистратуры – обеспечение автономии и независимости магистратуры как отдельной и самостоятельной гильдии магистратов.

Преторский суд – по гражданским делам в первой и в апелляционной инстанции. Трибунал – в первой и апелляционной инстанции гражданские дела, индивидуальные трудовые споры, уголовные дела (трибунал по делам несовершеннолетних, областной трибунал по делам публичного водопользования). Апелляционный суд создается в специальных апелляционных округах. Суд присяжных учреждается в каждом апелляционном округе. Верховный кассационный суд является верховным органом правосудия, обеспечивает точное применение и единообразное толкование закона и др. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, скорым и точным отправлением правосудия, защитой прав государства.

ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ИТАЛИИ В настоящее время Италия разделена на 20 областей: обладают специальным статусом, предусматривающим более широкие полномочия и функции, связанные с геополитическими и этническими особенностями этих областей. Области по ныне действующей Конституции являются автономными образованиями с собственной властью и системой функций согласно принципам. Провинции и коммуны по итальянскому законодательству одновременно являются территориальными единицами как государственного, так и областного деления. Некоторыми дополнительными правами и полномочиями пользуются горные сообщества – ассоциации коммун, расположенных в горной местности. В отдельную политико-административную категорию выделены некоторые крупные города (мегаполисы).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация