Патенты на игры: настольные, компьютерные и не только

Главная / Суд

Эта статья будет актуальна как для разработчиков компьютерных и онлайн игр, так и для авторов настольных игр.

Как защитить свою игру от копирования конкурентами?

Что делать, если идею вашей игры украли и выдают за свою?

Ниже вы найдете ответы на эти вопросы и узнаете, как правильно построить стратегию защиты игры как объекта интеллектуальной собственности. Мы неоднократно помогали нашим заказчикам регистрировать права на свои игры и защищать их от плагиата, поэтому можем дать вам практические рекомендации, проверенные жизнью.

Как защитить название игры?

Название своей игры вы можете зарегистрировать как торговую марку . Для более полной защиты кроме самого названия игры можно зарегистрировать также названия и изображения героев игры и эпизодов. Для регистрации доменного имени в зоне.ua для сайта игры также нужно получить свидетельство о регистрации торговой марки.

Для отнесения компьютерной или онлайн игры к определенному классу товаров и услуг обычно выбирают 09-й класс товаров "Компьютерные игры" Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), а также 41-й класс услуг "Развлечения и онлайн игры" и 42-й класс услуг "Разработка компьютерных программ". Для настольных игр следует указывать 28-й класс товаров "Игры, игрушки".

Если планируется продажа сувенирных товаров и атрибутики с использованием названия игры и изображений ее героев, то выбираются соответствующие классы МКТУ для каждой группы товаров.

Имейте в виду, что охрана торговой марки возможна только в той стране, где была подана заявка на регистрацию. В этой статье речь идет о правах, действующих на территории Украины. Если вы хотите защитить свою игру на международном уровне, то нужно регистрировать торговую марку в конкретных странах или подавать единую международную заявку по Мадридской системе .

Можно ли запатентовать идею игры?

К неимущественным правам относятся:

  • право требовать указания имени автора произведения при любом его публичном использовании;
  • право требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому его искажению или изменению.

К имущественным правам относится исключительное право автора запрещать воспроизведение, публичное исполнение, переработку своего произведения и возможность получать вознаграждение за его использование.

Срок действия имущественных прав - на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Неимущественные права охраняются бессрочно.

Как запатентовать правила игры

В нашей практике есть примеры регистрации игр, в частности, настольной игры "Крысиные бега" , как объекта авторского права. Для регистрации последней было получено несколько авторских свидетельств на описание правил игры: правила игры, художественное оформление игрового поля, иллюстрации к игре и набор карточек для игры. При этом на каждую новую версию игры было получено отдельное авторское свидетельство, в котором отражались вносимые изменения.

2-й способ : Графическая концепция игры может быть описана и зарегистрирована как авторское произведение. Авторские фото и иллюстрации (картинки) могут быть защищены объекты авторского права.

Можно ли запатентовать исходный код компьютерной игры?

В большинстве стран, включая Украину, законодательно предусмотрена охрана компьютерных программ с помощью механизма авторского права по аналогии с литературными произведениями. Это значит, что защита авторским правом распространяется только на текст кода и не распространяется на принципы, методы, процессы или процедуры, используемые в программе. Таким образом, если кто-то изменит оформление программного кода вашей игры, не изменяя его сути, то он получит совершенно новый объект, уже незащищенный вашим авторским свидетельством.

Очень важно правильно составить патентную заявку, поскольку после подачи возможности изменить ее ограничены, поэтому рекомендуем вам проконсультироваться у эксперта по интеллектуальной собственности для составления заявки.

Процесс патентования изобретения занимает 1,5-2 года , патент на изобретение выдается на 20 лет, при этом каждый год уплачивается пошлина за его поддержание в силе.

Патент на полезную модель может быть получен через 4-6 месяцев и действителен он в течение 10 лет, при этом за поддержание патента на промышленный образец ежегодно уплачиваются патентные пошлины.

Можно ли запатентовать игру в качестве изобретения либо полезной модели?

Учитывая то, что в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту или способу, при условии, что упомянутое техническое решение является новым, промышленно применимым и обладает изобретательским уровнем.

Поэтому игры могут быть запатентованы в качестве изобретения либо полезной модели , и особых условий для патентования игр, конечно же, при, при соблюдении упомянутых ограничительных условий. Наиболее вероятней, что патентовании игр, может подпадать как устройства (игровые поля, элементы игры), так и способы.

Также следует обратить внимание на то, что наиболее перспективным является патентование технических решений в качестве полезных моделей , т.к. полезная модель, в отличии от изобретения, удовлетворяет двух условиям правовой охраны: новизна и промышленная применимость, при этом срок регистрации полезной модели составляет до 1 года с даты подачи заявки патентное ведомство, что очень актуально для игр, которые имеют небольшой срок использования на рынке и часто зависят от моды и сиюминутных ожиданий рынка.

Для примера патентования игр и её составных элементов в качестве изобретений можно привести следующие патенты:

  • настольная игра №№ RU2478004 , RU2452547 и RU2299752 ;
  • элементы настольных игр №№ RU2435623 и RU2390361 ;
  • спортивные игры №№ RU2519958 , RU2262970 и RU2366481 ;
  • системы управления или взаимодействия №№ RU2522023 , RU2498519 и RU2482537 .

Также для примера патентования игр и её составных элементов в качестве полезных моделей можно привести следующие патенты:

  • настольная игра №№ RU146752 , RU142248 , RU117823 и RU96021 ;
  • элементы настольных игр №№

    Если ваши авторские права на игру либо ее элементы могут быть подтверждены документально (свидетельствами о регистрации товарного знака (торговой марки), авторскими свидетельствами, патентами и т.д.), Вы можете направить Письмо-претензию, в качестве предупреждение нарушителю Ваших прав.

    Согласно ч. 2 ст. 54 Конституции Украины "никто не может использовать или распространять результаты творческой деятельности лица без его согласия". Также, согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Закону Украины "Об авторском и смежных правах " от 23.12.93 № 3792-ХП "автору принадлежит исключительное право разрешать или запрещать использование своего произведения другими лицами".

    Вы можете предложить нарушителю приобрести права на Вашу игру, или же так изменить концепцию его игры, чтобы она не нарушала Ваших авторских прав, или же решать этот вопрос в судебном порядке.

    Согласно ст. 51 Закона Украины "Про авторське право і суміжні права" защита личных неимущественных и имущественных прав субъектов авторского права осуществляется в порядке, установленном административным, гражданскимa и уголовным законодательством. Суд может обязать нарушителя возместить моральный ущерб за нарушение авторских прав, удержать с него доход, полученный вследствие нарушения, обязать выплатить компенсацию в размере от 10 до 50000 минимальных заработных плат, изъять контрафактные образцы игры либо обязать третьих лиц прекратить распространение или хранение образцов игры.

    Мы рекомендуем Вам защищать свои авторские права на игры, т.к. существует объективная цена усилий автора, которую нужно, по меньшей мере, "отбить" у нарушителя. Ваша интеллектуальная собственность должна обеспечивать Вам получение дохода, а не приносить убытки.

Как запатентовать игру? Такой вопрос часто можно встретить на просторах интернета. Рано или поздно каждому разработчику компьютерных игр (видеоигр) приходит в голову вопрос: как защитить игру? В данной статье я постараюсь рассказать о том, как можно запатентовать игру, точнее о том, как можно защитить свою игру или любое другое программное обеспечение.

Как многие знают (те, кто знаком со мной лично или по общению в социальных сетях и форумах), я давно занимаюсь патентованием, в частности, патентованием в области IT. Однако не все знают, что не так давно я начал интересоваться 3D моделированием и разработкой компьютерных игр. Объединив свои знания в области патентования и увлеченность компьютерными играми, я решил написать данную статью, которая сможет помочь разработчикам компьютерных игр (а также разработчиков другого программного обеспечения) определиться в том, как защитить свое произведение/программу.

Защитить компьютерную игру можно несколькими способами.

Регистрация товарного знака

Название игры можно защитить путем регистрации товарного знака (trademark ), которую часто называют торговой маркой, хотя более корректным названием, согласно законодательству РФ, является именно «товарный знак».

Вы также можете зарегистрировать имена персонажей компьютерных игр в качестве товарного знака. Товарные знаки на названия компьютерных игр, игровых персонажей и других элементов компьютерных игр обычно регистрируются в следующих классах товаров и услуг :
09 класс (Программное обеспечение);
41 класс (Услуги по развитию умственных способностей; Услуги, предназначенные для развлечения людей…);
42 класс (Услуги по разработке и усовершенствованию технического и программного обеспечения компьютеров).

Товарный знак позволяет получить приоритет на использование названия компьютерной игры (или любого другого товара или услуги), а также позволяет защитить вашу игру и элементы вашей игры от недобросовестных конкурентов и запрещает использование вашего товарного знака третьими лицами (кому либо кроме вас), что защищает вашу репутацию в сфере товаров и услуг.

Товарные знаки делятся на шесть видов:
— словесный товарный знак (текст);
— изобразительный товарный знак (рисунок);
— объемный товарный знак (например, упаковка);
— комбинированный товарный знак (сочетающие, как минимум, два вида товарных знаков: рисунок, текст, звук и т.д.);
— другие товарные знаки:
— звуковой товарный знак (музыкальная композиция, мелодия);
— световой товарный знак (наружная реклама, например неоновая);
— цветовой товарный знак (например, цвет товара или сочетание нескольких цветов);
— изменяющийся товарный знак (в качестве примера – светофор для сервиса Янекс.Пробки, который меняет цвет, в зависимости от загруженности дорог);
— голографический товарный знак (голограммы на банковских картах);
— позиционные товарные знаки (расположение этикетки, логотипа на определенной части товара);
— обонятельный товарный знак (конкретный запах);
— вкусовой товарный знак.

Одним из примером товарного знака, защищающего игру, является товарный знак «AK 47 ”, выданный компании » Открытое акционерное общество «Концерн «Калашников», 426006, Удмуртская Республика, г. Ижевск, пр-д Дерябина, 3″, которая теперь является правообладателем данного товарного знака.

На рисунке показан зарегистрированный товарный знак АК 47 в России.

Номер государственной регистрации: 593189
Приоритет: 20.01.2014
Дата государственной регистрации: 01.11.2016
Дата истечения срока действия исключительного права: 20.01.2024
Товарный знак AK 47 был зарегистрированных в следующих классах МКТУ: 08, 09, 13, 14, 16, 28.

Создателям компьютерных игр будет интересен класс 09:
“- загружаемое программное обеспечение для игр, содержащих изображение оружия;
игры компьютерные загружаемые, содержащие изображение оружия; имитаторы стрельбы из оружия, использующие модели оружия масштабные;
обеспечение программное для компьютеров для обучения стрельбе из оружия; очки для занятия спортивной стрельбой; приборы для обучения стрельбе из оружия; прицелы оптические для оружия;
программы для компьютеров для обучения стрельбе из оружия; программы игровые для компьютеров, содержащие изображение оружия;
программы компьютерные [загружаемое программное обеспечение] для обучения стрельбе из оружия;
программы интерактивные мультимедийные для игр, содержащих изображение оружия;
средства обучения стрельбе из оружия аудиовизуальные;
файлы изображений оружия загружаемые;
фильмы мультипликационные, содержащие изображение оружия;
шлемы защитные для занятия спортивной стрельбой из оружия; одежда защитная для занятий спортивной стрельбой из оружия;
обувь защитная для занятий спортивной стрельбой из оружия, экипировка защитная для занятий спортивной стрельбой из оружия ”.

В качестве товарного знака США приведу пример игры “The Sims 4 ” от Electronic Arts Inc .

На рисунке показана торговая марка на “The Sims 4”, выданная американским патентным ведомством.

Регистрационный номер: 4845983.
Классы IC 041. US 100 101 107.
Тип товарного знака: SERVICE MARK.
Товары и Услуги: Entertainment services, namely, providing an on-line computer game; Provision of information relating to electronic computer games provided via the Internet.

Это же изображение зарегистрировано также 3 ноября 2015 года, но уже под номером 4845984 качестве TRADEMARK в 41 классе:
IC 009. US 021 023 026 036 038. G & S: Computer game software; Downloadable computer game software via a global computer network and wireless devices; Video game software.

Патент на промышленный образец. Патент на дизайн

Графику в игре можно защитить, подав заявку на промышленный образец (в США и Европе — заявку на патент на дизайн). Выданный патент на промышленный образец (патент на дизайн) позволяет защитить графический интерфейс игры, например, главное меню игры, пользовательский интерфейс, дизайн уровней, мировых карт, игровых персонажей, дизайн игровых объектов и так далее.

Таким образом, промышленный образец защищает внешний вид вашей игры и ее элементов (объектов патентования) при продвижении вашей игры на рынке, предоставляя вам исключительное право на использование промышленного образца любым способом, который не противоречит законодательству той страны, в которой был выдан патент. Также патент на промышленный образец (патент на дизайн) позволяет правообладателю распоряжаться исключительным правом на пром. образец и защищает вас от использования вашего промышленного образца третьими лицами.
Ярким примером патента на дизайн (патента на промобразец) является полученный Wargaming.Net Llp патент на внешний вид танка E-50 под номером D712,786, который был выдан ведомством по товарным знакам и патентам США 9 сентября 2014 года.


На рисунке показана торговая марка на танк “E-50”, выданная американским патентным ведомством.

Регистрация программы для ЭВМ

Еще одним ответом на вопрос: как запатентовать игру является возможность защитить свою игру (в общем случае, программное обеспечение) зарегистрировав свою компьютерную игру в качестве программы для ЭВМ и, в конечном итоге, получить Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ. Свидетельство на программу для ЭВМ позволяет определить объем произведения (в нашем случае, размер кода игры/видеоигры), дату регистрации произведения, а также является еще одним доказательством вашего исключительного права и/или авторского права на компьютерную игру, подтвержденным официальным документом. Право авторства является неотчуждаемым и принадлежит физическим лицам, создавшим компьютерную игру (в общем случае — программу для ЭВМ). Исключительное право на ПО принадлежит правообладателю такого ПО: юридическому лицу (компании) или физическому лицу (человеку), и может быть передано другому новому правообладателю. В отличие от патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы (дизайн), исключительные права на игры/ПО, являющиеся объектами авторского права, не имеют территориального ограничения согласно Всемирной конвенции об авторском праве (англ. Universal Copyright Convention ), т.е. действуют во всех странах.


На рисунке показан пример зарегистрированной программы для ЭВМ в Роспатенте

Конечно, вы можете зарегистрировать программу для ЭВМ и в других странах, например, продублировать регистрацию кода игры в США или Китае.

Патент на изобретение

Еще одним способом защитить свою игру является подача заявки на получение патента на изобретение, который защищает способ в виде последовательности действий, т.е. техническое решение (технологию), техническое воплощение идеи.

Патент на изобретение позволяет защитить алгоритм игры (алгоритмы игры), механику игры/игровую механику и т.д.

Согласно статье ГК РФ 1350 в качестве изобретения может быть запатентовано техническое решение, относящееся к продукту или способу, а также к применению продукта или способа по определенному назначению. Изобретение должно обладать новизной, иметь изобретательский уровень и быть промышленно применимо. Новым считается изобретение, если оно не известно из уровня техники.

Стоит отметить, что, кроме всего прочего, описанного в статье 1350, в качестве изобретения не могут быть запатентованы “правила и методы игр”, а также результаты интеллектуальной деятельности.

Пример российского патента на изобретение — патент № 2546498 СПОСОБ И УСТРОЙСТВО СОХРАНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ИГРЫ ”, выданный компании “СОНИ КОМПЬЮТЕР ЭНТЕРТЕЙНМЕНТ АМЕРИКА ЛЛК (US) ”.


На рисунке показана блок-схема системы, позволяющей пользователям принимать участие в интерактивном имитационном моделировании, а также обеспечивающей функциональные возможности, позволяющие пользователю сохранять состояние пользователя в игре или другой имитационной модели из “игрового патента”, выданного компании СОНИ КОМПЬЮТЕР ЭНТЕРТЕЙНМЕНТ АМЕРИКА ЛЛК (US).

В США также патентуют способы и системы игр, так, например, патент № 5,662,332 на изобретение на игровую механику игры “MAGIC: THE GATHERING ” был выдан 2 сентября 1997 года и принадлежит компании «Wizards of the Coast, Inc. »


На рисунке показаны игровая карта и игровое поле из игры MAGIC: THE GATHERING (MTG).

Узнаете игровые коллекционные карточки и игровое поле на двух игроков? Да, это патент на изобретение, а не один из патентов на дизайн, описанных выше. Вы можете найти патент в Интернете по указанному выше номеру выданного патента или по названию этого игрового патента “Trading card game method of play”.

Полезная модель

Помимо описанных выше способов того, как запатентовать игру, существует еще один способ защиты вашей программы. Вы можете защитить свою игру, подав заявку на полезную модель и получив патент на полезную модель через некоторое время.

Полезная модель охраняет техническое решение, относящееся к устройству. Таким устройством может быть компьютер или видеоприставка/игровая приставка, на которых реализуется определенное техническое решение, способ.

Согласно статье 1350 ГК РФ и статье 1351 ГК РФ изобретение отличается от полезной модели необходимостью наличия изобретательского уровня, т.е. полезная модель должна быть лишь новой и промышленно применимой.

В качестве примера полезной модели, можно привести патент на полезную модель, выданный ООО “Монолит” на игровую систему, где в качестве примера оной автор упомянул онлайн вариант игры “Мафия”. Кстати, компания “Монолит” в 2008 году выпустила настольную версию игры “Мафия”.

На рисунке показана структурная схема игровой системы “Мафия”.

Патенты на полезные модели пользуются спросом не только в России, но и в Китае, Японии, Германии, а вот в США, Канаде, Великобритании полезные модели не патентуются.

Итак, в этой статье я рассказал о том, как запатентовать свою игру (на самом деле защитить программный продукт).

Post Views: 12 325

Несмотря на всеобъемлющую популярность компьютерных игр, настольные игры продолжают сохранять свою актуальность и удерживают сои позиции на рынке. Существуют всем известные и любимые поколениями игры, а также новые игры, которые создаются сегодня.

Ко мне несколько раз обращались за советом создатели и издатели настольных игр. Их интересовал одинаковый вопрос: как защитить авторские права на игру и сделать так, чтобы никто не выпускал подобные игры. Немного забегая вперед, могу сразу сказать, что в России методами авторского или патентного права защитить саму механику (процесс, правила игры) невозможно. Однако настольная игра может включать в себя множество других элементов, которые, в свою очередь, могут подлежать защите и представлять собой объекты авторских прав.

Перечень объектов авторских прав дан в ст.1259 ГК РФ. Игра сама по себе таким объектом не является. Но игра обычно состоит из правил, упаковки, игровых приспособлений, игрового поля и других элементов. Интеллектуальные права как раз на эти элементы и могут подлежать охране.

Начнем с коробки. Дизайн коробки является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности . Во-первых объекты дизайна отнесены статьей 1259 ГК РФ к объектам авторских прав. Как известно, вопреки всеобщему заблуждению, для возникновения и осуществления авторских прав не требуется регистрация авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей. Исключительное право на объект дизайна возникает первоначально у автора, как и в случае с другими объектами. В дальнейшем эти права могут принадлежать и другим лицам в силу отчуждения исключительного права или, например, в силу перехода к заказчику прав от дизайнера на основании договора на создание этого дизайна.
Помимо защиты авторским правом дизайна упаковки, правообладатели также могут прибегнуть к помощи права патентного. Дизайн упаковки вполне может быть запатентован в качестве промышленного образца. Не стоит также и забывать о правах на средства индивидуализации . Логотип игры можно зарегистрировать в качестве товарного знака .
Таким образом, права на упаковку (например, коробку) настольной игры могут быть защищены. Защита может осуществляться двумя путями: через авторское право или через патентное право.

Продолжаем знакомиться с элементами игры. Во многих играх действие разворачивается на игровом поле. Как и в рассмотренном выше примере с упаковкой, права на дизайн игрового поля также будут подлежать защите. И тоже через призму как авторского, так и патентного права. В качестве примера можно привести игровое поле оригинальной формы с уникальным расположением сегментов хода и исполненное в уникальной цветовой гамме. Такое поле вполне будет отвечать признакам промышленного образца и на него можно получить патент.

Помимо игрового поля и упаковки в состав настольных игр входят и другие объекты. Я уже упомянул, что логотип игры может быть зарегистрирован в качестве товарного знака. Ту же процедуру можно проделать, например, и с героями игры. Если В вашей игре есть уникальный герой, то он вполне может стать товарным знаком ; помните старичка из Монополии?

Вот еще один интересный момент. Однажды я столкнулся с настольной игрой, где процесс ходов зависел не от бросания кубиков, как многие привыкли, а от другого устройства, входящего в комплект игры и напоминающего своеобразный волчок-рулетку. Такой оригинальный атрибут игры становится настоящей фишкой, отличительной особенностью игры, способной повлиять на коммерческий успех. Было бы весьма несправедливо, если бы таким объектам не предоставлялась защита с точки зрения интеллектуальных прав. И такая защита предоставляется. На мой взгляд, такое устройство вполне подходит под определение полезной модели. И опять же, прибегнув к патентному праву, такой результат интеллектуальной деятельности может быть защищен.

Ну и напоследок самое интересное - правила игры . Вопрос охраноспособности именно правил интересует правообладателей больше всего. К сожалению, мне приходится их разочаровывать - права на правила игры не могут подлежать защите ни с точки зрения авторского, ни с точки зрения патентного права. Правила игры - это метод, способ проведения игры. Согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. Таким образом, с позиции авторского права охрана такому объекту не предоставляется. В то же время и в патентном праве есть специальное упоминание: ГК РФ напрямую регламентирует, что не являются изобретениями правила и методы игр. Таким образом, и запатентованы правила игры быть не могут.
Некоторые специалисты высказывают мнение, что правила игры могут охраняться в качестве литературных произведений. Теоретически, да - могут. Только толку от этого не будет никакого. Защита в качестве литературного произведения позволит пресекать копирование текста правил (именно текста). Однако вряд ли найдется много таких незатейливых конкурентов, которые скопируют слово в слово текст правил Вашей игры. Что же касается принципов, изложенных в правилах, то тут закон содержит прямое изъятие: согласно п.3. ст.1270 ГК РФ, практическое применение положений, составляющих содержание произведения, не является использованием произведения. Так что стоит кому-либо изложить Ваши правила другими словами и это уже будет самостоятельный объект.

Таким образом, в условиях действующего законодательства защитить настольную игру как цельный объект не представляется возможным. Равно как и невозможно защитить идею и методы игры. Но могут быть защищены отдельные элементы, входящие в игру.

Партнер Экспертного совета игровой индустрии по вопросам интеллектуальной собственности Владислав Архипов написал для издания DTF материал о том, как регулируются отношения внутри студии разработки игр, и какие документы следует заключать между исполнителем и заказчиков, чтобы избежать проблем.

Это часть цикла материалов, посвященных юридическим аспектам создания игр, инициированная Экспертном советом игровой индустрии (ЭСИИ - прим. ред. ). В прошлый раз речь «Совет» о регистрации компании и оформлении отношений в команде. На этот раз речь пойдет об основном активе разработчиков - интеллектуальной собственности (далее - ИС - прим. ред. ).

Рассказывает Владислав Архипов - кандидат юридических наук, советник по интеллектуальной собственности, информационным технологиям и телекоммуникациям международной юридической фирмы Dentons, доцент СПбГУ, сотрудничающий с «Советом».

Владислав Архипов, советник практики по ИС, ИТ и телекоммуникациям международной юридической фирмы Dentons

Объекты интеллектуальной собственности

Чтобы правильно оценивать юридические аспекты интеллектуальной собственности, необходимо иметь четкое представление о том, какие объекты ИС есть в принципе, в чем различия между ними, и что из этого актуально для разработки игр. Необходимый минимум практических знаний может быть представлен очень кратко.

Основная практическая цель применения юридических конструкций права ИС - «собрать» интеллектуальные права на каком-нибудь субъекте (индивидуальный разработчик или компания), чтобы обеспечить юридическую полноту и чистоту владения игрой как единым сложным объектом. Это важно для последующих отношений с инвесторами. Соответственно, важно понимать, что и как можно таким образом «собрать».

Классифицировать объекты интеллектуальной собственности можно по-разному, и чтобы избежать теоретических споров в комментариях, рассмотрим вопрос исключительно в практической плоскости. Условно, все виды ИС, имеющие отношение к компьютерным играм, можно отнести к двум основным категориям:

1. Интеллектуальная собственность, которая в любом случае возникает в процессе создания игры (не требуется дополнительных действий - например, регистрации, - чтобы возникли права на такие объекты). Это, в большинстве случаев, объекты авторского права (copyright), которые в законе именуются «произведения».

Примеры: программный код, изображения, тексты, видеоролики, модели персонажей.

Как правило, права на такие объекты возникают с момента создания, регистрации не требуют, в России охраняются в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. Действуют по всему миру, поскольку большинство стран являются участниками международных договоров в области авторского права.

2. Интеллектуальную собственность, которую создают дополнительно для того, чтобы усилить правовую охрану, повысить привлекательность для инвестора. Это объекты промышленной собственности (industrial property) и средства индивидуализации.

Примеры: товарные знаки, патенты на изобретения или промышленные образцы (industrial design).

Как правило, права на такие объекты возникают с момента регистрации, охраняются ограниченный период времени и в пределах той юрисдикции, в которой они зарегистрированы, хотя есть и исключения. Подготовка к регистрации и регистрация таких объектов требуют денег и могут оказаться дорогим удовольствием.


Основное

Для начинающих разработчиков наиболее актуальны вопросы именно авторского права - такие объекты возникают при создании игры и составляют основной результат деятельности с правовой точки зрения.

Объектами авторского права могут быть любые результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД), имеющие внешнее выражение и творческий характер. Закон оперирует термином «произведение» (works), при этом произведения охраняются независимо от творческих достоинств.

В общем, говорится о «произведениях науки, литературы и искусства», и эта категория включает в себя много различных объектов - от текстов (произведения литературы) и музыки (музыкальные произведения) до произведений дизайна и даже комиксов.

В 2015 году Суд по интеллектуальным правам вынес несколько решений, в соответствии с которыми защищались права правообладателя персонажей мультсериала «Маша и Медведь» (в том числе, Маша, Медведь, Медведица, Волк, Заяц) в спорах с индивидуальными предпринимателями, размещавшими их изображения на детских товарах без разрешения правообладателя.

Была взыскана компенсация за нарушение исключительного авторского права на персонажей. Такая же логика может быть применима и к персонажам компьютерных игр.

- пример из судебной практики

Код или, говоря на бюрократическом языке, «программа для ЭВМ», охраняется как литературное произведение. Это означает, что охране подлежит внешнее выражение, текст кода, независимо от его функциональности.

Закон содержит ряд исключений - авторские права не распространяются на некоторые объекты: идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы и некоторые другие. Из этого, в частности, следует, что игровая механика не охраняется авторским правом.

Видеоигры в судебной практике России рассматривают как программы для ЭВМ. В теории развиваются подходы о том, что компьютерная игра представляет собой сложное произведение (мультимедийный продукт, который интегрирует разные результаты интеллектуальной деятельности).

На практике разница в подходах редко имеет принципиальное значение, поскольку даже если считать игру только «программой для ЭВМ», создание такой программы все равно предполагает переработку многих других объектов. Можно считать, что с точки зрения права ИС, создание компьютерной игры - объединение нескольких РИД в один объект авторских прав.

Чаще всего в процессе создания игры участвует несколько авторов - программисты, художники. Автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. При этом пока не доказано иное, автором считается то лицо, которое указано в качестве автора в информации, идентифицирующей произведение. Но подчеркнем, что указание на автора, например, рядом со значком копирайта, имеет только такое значение, и само по себе не требуется для признания автора.

Авторские права включают в себя имущественное право - исключительное право (право использовать ИС любым законным способом), а также личные неимущественные права - право авторства, право автора на имя, на неприкосновенность произведения и на обнародование произведения. Имущественное право можно отчуждать и лицензировать, а неимущественные права неотчуждаемы (такой подход принят в России и в Европе).

Практическая рекомендация: по нашему опыту, о неимущественных правах в договорах об ИС иногда забывают. Может получиться, что компания начинает использовать РИД, исключительное право на который было получено надлежащим образом, но без указания имени конкретного автора.

Собственно, примеры споров среди разработчиков о том, что кто-то кого-то не указал в титрах, известны. В таких случаях у «пострадавшей» стороны есть право требовать признания своих прав и компенсации морального вреда. В отличие от случаев нарушения исключительных прав, это вряд ли приведет к серьезным юридическим проблемам, но будет неприятно.


Договоры

Что касается распоряжения исключительными правами или приобретения их в каком-либо объеме, то для разработчиков, как правило, актуальны четыре основных инструмента.

Лицензионный договор

Право на использование РИД предоставляется обладателем исключительного права (лицензиаром, licensor) другой стороне (лицензиату, licensee) на время и в предусмотренных договором пределах. Лицензиат не может использовать РИД иным образом, кроме как в порядке, предусмотренном договором.

  • Лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме, иначе он будет недействительным.

Общее правило для российской действительности - всегда лучше иметь «бумажный» договор, подписанный собственноручными подписями. На практике, разумеется, это возможно не всегда.

В таких случаях лучше обеспечить максимальную прозрачность и фиксацию договоренностей, и включить хотя бы в переписку по электронной почте явное закрепление всех обязательных условий, установленных для лицензионного или других видов договоров.

Стопроцентных гарантий в случае спора нет, но может получиться обосновать заключение договора в форме, равнозначной письменной, за счет совершения действий, установленных в сообщении, которое может считаться офертой (на этот счет есть специальное правило в Гражданском кодексе Российской Федерации).

Не допускается безвозмездный лицензионный договор в отношениях между коммерческими организациями на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии.

  • Также лицензионный договор должен предусматривать предмет договора (определять РИД) и способы его использования.
  • Если в лицензионном договоре не определена территория использования РИД, то по умолчанию - это только территория РФ.
  • Срок договора не может превышать срок действия исключительного права, а если он не определен, то по умолчанию применяется срок в пять лет.
  • На условиях неисключительной лицензии за лицензиаром сохраняется право выдачи лицензий другим лицам, исключительной - нет.
  • В случае с исключительной лицензией, если иное не предусмотрено договором, сам лицензиат (тот, кто предоставляет лицензию) не вправе использовать РИД в том же объеме и тем же способом, как указано в договоре.

В случаях, когда используется договор, предусматривающий исключительную лицензию, но при этом от лицензиара может потребоваться, например, доработка РИД, имеет смысл это прямо предусмотреть в договоре. Точно так же имеет смысл предоставить «обратную неисключительную лицензию» для стороннего разработчика, который отчуждает вам исключительное право, чтобы он мог дорабатывать объект по вашему заданию, если это потребуется.

  • Если прямо не предусмотрено иное, лицензия предполагается неисключительной.
  • Сублицензирование возможно только в случае, если есть письменное согласие лицензиара.

Договор об отчуждении исключительного права

Исключительное право на РИД передается одной стороной (правообладателем) другой стороне (приобретателю). Иными словами, право передается не частично и (или) на время, а навсегда.

  • Договор об отчуждении исключительного права должен быть заключен в письменной форме, иначе он будет недействительным.

Один из клиентов Dentons - небольшая студия - разрабатывала игру, которая неожиданно вызвала интерес инвестора. Была поставлена задача выяснить, как обстоят дела с интеллектуальными правами. Внезапно обнаружилось, что практически ни с одним из примерно 20 сотрудников не были заключены в принципе никакие договоры, содержащие условия о переходе интеллектуальных прав.

В сжатые сроки и благодаря согласию сотрудников со всеми были оперативно подписаны договоры об отчуждении исключительного права на те объекты, которые каждый разрабатывал. Это простой и эффективный способ устранить юридические недостатки, но если бы был хотя бы один возражающий сотрудник - проект бы был под угрозой.

  • В возмездном договоре должно быть условие о вознаграждении или порядке его определения, иначе договор будет считаться незаключенным.

Не допускается безвозмездное отчуждение исключительного права между коммерческими организациями.

  • Договор об отчуждении исключительного права по общему правилу договорного права должен определять РИД.

Лицензионный договор и договор об отчуждении исключительного права, строго говоря, могут применяться тогда, когда какой-либо РИД уже существует. На практике бывает и так, что разработка объектов ИС для игры ведется без какого-либо явно выраженного договора, а только потом эти договоры используются для того, чтобы «закрыть вопросы по ИС». В такой ситуации разработчик уязвим - до заключения договоров автор ему, в большинстве случаев, ничего должен не будет.

Договор авторского заказа

  • Договор должен предусматривать прямо или позволять определять срок создания произведения, иначе он считается незаключенным.
  • По умолчанию договор авторского заказа является возмездным.
  • Если в договоре предусмотрено отчуждение исключительного права, к нему применяются правила о договоре об отчуждении исключительного права.
  • Если в договоре предусмотрено предоставление права использования произведения в некоторых пределах, к нему применяются положения о лицензионных договорах.

Служебное произведение

Удобная юридическая конструкция для организаций, в которых объекты создают работники (те, кто принят в штат по трудовому договору).

  • Должна быть установлена трудовая обязанность создавать РИД.
  • Во избежание споров желательно определить внутри организации правила, по которым созданные работниками произведения однозначно считаются служебными.
  • Исключительное право на служебный РИД по умолчанию принадлежит работодателю.
  • Если работодатель в течение трех лет со дня получения служебного произведения не начнет его использование, не передаст исключительное право третьему лицу или не сохранит его в тайне, то исключительное право возвращается автору.
  • Автору принадлежит неотчуждаемое право на получение вознаграждения за создание служебного РИД.

Достаточно часто в любых сферах, связанных с разработкой большого количества РИД (код, изображения), возникает проблема с объектами, которых настолько много, что было бы на грани безумия проводить их приемку в «бумажной» форме.

В таких случаях рекомендуем такой подход: принять на локальном уровне положение, которым создание РИД под учетной записью в соответствующей системе (что чаще всего и происходит) будет одновременно фактом, свидетельствующим и о том, что произведение - служебное, и о том, что оно принято работодателем (например, при условии, что работодатель в течение месяца не отказался от его приемки).

Если лицензионный договор и договор отчуждения исключительного права могут использоваться в отношениях и с авторами - физическими лицами - и с юридическими лицами, то договор авторского заказа и конструкция служебного произведения применимы только в случаях отношений с авторами. Если разработчик заказывает какой-либо РИД у другой компании, то это будет считаться произведением, созданным по заказу.

Здесь возникает такая конструкция: между заказчиком и исполнителем (юридическим лицом) заключается договор, по которому последний обязуется выполнить и сдать проект - чаще всего, силами своих работников. В свою очередь между исполнителем и его работниками действуют правила о служебных произведениях.

В итоге, юридическая механика выглядит так: авторы (работники) автоматически передают свои исключительные права организации-исполнителю, а она уже передает эти исключительные права заказчику. Здесь также следует помнить о личных правах работников исполнителя, поэтому в договоре между организациями лучше предусмотреть условия, гарантирующие нужный объем распоряжения такими правами.

По умолчанию исключительное право на такое произведение будет принадлежать заказчику. Однако если иное не будет предусмотрено договором, исполнитель вправе использовать произведение для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права.

В отношении всех приведенных выше договоров следует учитывать, что сейчас в Гражданском кодексе РФ появилась удобная конструкция заверений об обстоятельствах - в широком смысле, аналог заверений и гарантий по английскому праву.

Стороны могут договориться о том, какие обстоятельства они считают как существенные, после чего за нарушение заверений они будут обязаны возместить убытки или выплатить неустойку, если она оговорена. В любые договоры о создании РИД имеет смысл включать подобные заверения, касающиеся, как минимум, того, что при создании РИД не были нарушены права третьих лиц, и что материалы РИД не содержат противоправной информации или вредоносные программы.

Работа с иностранцами

Отдельно следует отметить вопрос о заключении договоров относительно РИД с иностранными лицами - гражданами других государств или юридическими лицами, зарегистрированными за рубежом.

По общему правилу в таких случаях стороны вправе сами выбрать любое применимое право. Скорее всего (это зависит, в основном, от того, насколько у исполнителя поставлен на поток аутсорсинг), будет предложено заключить договор по зарубежному праву.

В целом, общие правила, изложенные здесь, часто применимы и в других юрисдикциях - лучше руководствоваться данными соображениями, чем не оценивать свои риски вовсе (хотя помощь зарубежного юриста, если это возможно, здесь будет весьма кстати). Кроме того, можно сказать, что чем более подробно определены условия такого договора, тем лучше.

При этом, однако, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает и следующие правила на тот случай, если применимое право не определено сторонами (это возможно в ситуациях с зарубежными фрилансерами):

  • В отношении договора об отчуждении исключительного права применяется право страны, на территории которой действует такое право, а если оно действует на территории нескольких стран - право страны, где находится правообладатель.
  • В отношении лицензионного договора действует аналогичное правило - либо это право страны, на территории которой разрешается использовать РИД, но если такое использование разрешается на территории нескольких стран - право страны, где находится лицензиар.

В начале статьи я отметил, что основная практическая цель применения правил об ИС - «собрать» результаты интеллектуальной деятельности на каком-либо одном субъекте. Какие практические рекомендации можно дать с учетом того, как может быть организован проект разработчика компьютерной игры?

Если разработчик - это один энтузиаст, то подход может быть простым: все интеллектуальные права на объекты, составляющие игру, он «накапливает» на себе и становится правообладателем игры как сложного объекта. «Готовые» РИД он приобретает на основании лицензионных договоров или договоров об отчуждении исключительного права. Новые РИД - заказывает на основании договора авторского заказа или, в случае с юридическими лицами, договоров, включающих условия о создания произведений по заказу.

Если разработчиков несколько, но среди них есть принципиальное согласие в том, что один из них - главный, то ситуация принципиально может не отличаться и от первой модели - он может накапливать все права на РИД (включая те, что создаются его коллегами) на себе, используя те же способы.

С одной стороны, этот подход может показаться «жестким» по отношению к коллегам, с другой - лучше изначально иметь ясность относительно прав на игру, чем готовить почву для конфликта с неопределенным исходом. Такой подход может быть удобен тем, кто еще не готов создать юридическое лицо.

Если команда разработчиков создает свое юридическое лицо, и определяет свою систему отношений инструментами корпоративного права, то именно такое юридическое лицо может стать конечным правообладателем всех РИД и, как следствие, игры как сложного объекта.

С одной стороны, если «лидер» у разработчиков явно один, это может создать дополнительные риски корпоративного конфликта. С другой - именно такой вариант наиболее удобен инвесторам: максимальная ясность относительно прав на игру и возможность выбора между приобретением прав или приобретением доли в компании.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация