Виды жалоб. Жалобы. Виды общей административной жалобы

Главная / Суд

1. - по локусу (по субъектной направленности) жалобы клиента (например, клиентка жалуется на плохое поведение своего ребёнка, а скрытое содержание жалобы направлено на отца ребёнка, который не занимается его воспитанием);

2. - по самодиагнозу клиента (например, свои личностные нарушения (трудности, сложности) клиент объясняет собственными ошибками, а его мимика, жесты указывают на другие, внешние, социальные причины проблем));

3. - по истоку проблемы клиента в его личном психологическом понимании, что, конечно, может быть совсем не объективным (например, клиентом открыто заявляется, – «не знаю» или «не могу», при этом скрыто – «не умею» или «не хочу»);

4. - по запросу клиента, который так же может быть «двойственным» (например, явное содержание – просьба женщины о помощи: «Что делать, если муж мне изменяет?», скрытое содержание – просьба об оказании влияния (прямого или косвенного) на её мужа в собственных интересах: «Помогите мне его удержать»)).

Подтекст жалобы клиента открыто не экспонируется (не проявляется, не отображается) психологом-консультантом клиенту на первой-второй встрече, иначе это может разрушить устанавливающийся (установившийся) психологический контакт между клиентом и консультантом. В дальнейшем, (на последующих психоконсультативных встречах), скрытое содержание жалобы клиента психологом-консультантом открыто (но корректно!) предъявляется клиенту (обсуждается, осмысливается совместно с клиентом). Этот процесс должен происходить максимально корректно, постепенно, мягко, – так, чтобы не активизировать психологические защиты клиента (отрицание, вытеснение, подавление, замещение).

Скрытое содержание жалобы клиента – это недоговорённое клиентом (потаённое и/или латентное) содержание его психологической проблемы. Содержательный подтекст жалобы клиентаможет быть неосознанным и/или вытесненным. При анализе подтекста жалобы клиента , психологу-консультантунеобходимо особо обратить своё профессиональное внимание на следующее :

1 . Отношение клиента к тому лицу, о котором идёт речь в жалобе клиента. В этом случае, «текст» жалобы клиента может быть проинтерпретирован в терминах эмоциональных отношений: симпатии–антипатии, уважения–неуважения, близости–отдалённости. Консультант анализирует то, совпадают ли декларируемые (и демонстрируемые) клиентом чувства с его истинным эмоциональным отношением к тому человеку, на которого он жалуется. Этот анализ производится по ходу консультирования, путём включённого, систематического, стандартизированного наблюдения (СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ № 7) за невербальными (неречевыми) и вербальными (речевыми) проявлениями клиента по отношению к субъекту (психологическому «объекту») его жалобы. Анализируется логическое соответствие выказываемого («предъявляемого») отношения клиента к «предмету» («объекту») его жалобы (как правило, – к вполне определённому физическому лицу), к его личностным внешним психологическим проявлениям (подвергается пристальному анализу вышеописанный «маскируемый» подтекст жалобы клиента);


2 . Отношение клиента к консультированию : деловое, рентное, игровое (Бодалёв А.А., Столин В.В.) или «смешанное» (с элементами, например, каких-либо двух видов «отношений»). Итак, по А.А. Бодалёву и В.В. Столину , существует три базовыхвида отношения клиентов к психологическому консультированию :

1. Деловая ориентация (деловое отношение) клиента :

а) адекватная ориентация, – клиент искренне заинтересован в изменении своей ситуации (в решении своей проблемы), клиент не сомневается в профессиональной компетентности психолога-консультанта, готов сотрудничать с психологом, он доверяет учреждению (психологическому центру) в которое обратился, ожидает помощи, возможной в его ситуации, не переоценивает вероятный эффект помощи;

б) неадекватная ориентация, – клиент явно преувеличивает (неадекватно воспринимает) возможности психолога-консультанта («Вы маг и волшебник, только Вы можете мне во всём и сразу помочь»).

2. Рентная ориентация (рентное отношение) клиента :

а) тип клиента: «обаятельный рантье», – откровенность клиента, испытываемые им страдания и невзгоды, его обаяние, симпатия и доверие к консультанту – это тот некий психологический капитал, на (за) который клиент неизбежно получит (ожидает обязательно получить) определённые «проценты» в виде, во-первых, «переложения» своей ответственности за консультирование «на плечи» консультанта, и, так же, в виде других подобного рода психологических выгод (т.н. психологический феномен «вторичной выгоды»);

б) тип клиента «требовательный рантье», – клиент хочет получить «причитающийся» ему некий социально-психологический «процент» с (от) самой клиентской позиции посетителя (обслуживаемого) психологической консультации. Клиент получает положительные эмоции от того, что о нём «заботятся», оказывают ему внимание, персонально и направленно осуществляют психологическую помощь именно ему и т.д.

3. Игровая ориентация (игровое отношение) клиента .

Клиент только внешне заинтересован в изменении своей жизненной ситуации, что выражается, прежде всего, в контексте взаимодействия клиента с консультантом («Посмотрим, такой ли Вы специалист, каким Вы представляетесь (кажетесь, выглядите, позиционируетесь и т.п.)»)). Доказательства компетентности консультанта клиент принимает (воспринимает, оценивает) с заметным оживлением, но при этом клиент выдвигает всё новые и новые «экзаменационные вопросы». Клиент всячески внешне усиливает (подчёркивает) трудность (трудности) и субъективную безнадёжность своей проблемы (якобы – своё отчаяние), – хотя реально этого не чувствует (не «имеет» в форме глубоких переживаний). Таким образом, клиент как бы социально-психологически «играет в консультирование». Возможно, для того, чтобы просто получить т.н. «релакс» (психологически расслабиться, снять эмоциональное напряжение) и не более того, так как такой клиент относится к консультированию не серьёзно. «Игра» в консультирование... Вероятно, – с целью снятия личностной тревожности по поводу (из-за) своей проблемы и/или из-за того, чтобы показать («предъявить») обеспокоенным родным, что он «работает и растёт над собой» и т.п.

Здесь столь подробно проанализирован этап «исповеди», потому, что он является, с позиций профессиональной оценки, наиболее сложным и комплексным .

Итак, после того, как психолог-консультант досконально проверит свои консультативные гипотезы и, весьма вероятно, найдёт основные причины, лежащие в основе социально-психологических проблем клиента (попутно выявив его психологические особенности), логично перейти собственно (в «узком» смысле) к анализу и интерпретации проблемных «клиентских» вопросов. Это, – уже самое непосредственное начало следующего, третьего этапа (содержательного периода, информационной стадии, глобальной психоконсультационной фазы) всего целостного процесса психологического консультирования.

Первоначальное предъявление клиентом проблемы можно определить как «жалобу». В качестве примеров приведем наиболее харатерные типы жалоб. Выделение этих типов жалоб достаточно условно.

1. «Непонятная» жалоба. Вот одна из них: «У меня все не так. Я не могу добиться того, чего хочу. Конечно, это не всегда так. Но когда это так, я чувствую себя несчастным». После такой жалобы так и хочется спросить: «Что Вы имеете в виду?» Жалоба действительно не понятна. Можно только гадать о чем говорит клиент. «Непонятные» жалобы могут проистекать, как минимум, из двух источников: с одной стороны, это осторожность и недоверие клиента к терапевту, а с другой–клиент сам для себя еще не сформулировал проблему, и «непонятная» жалоба – это ее формулировка в первом приближении. Конечно, можно попросить у клиента дополнительную информацию, например: «Что Вы имеете в виду, когда говорите, что бываете несчастным?». Такую реакцию терапевта нельзя квалифицировать как неправильную. Тем не менее, она может напугать клиента, если будет воспринята им как грубый толчок, как давление. А это может произойти в том случае, когда клиент осторожничает и поэтому дает «непонятную» жалобу. Если «непонятная» жалоба является следствием того, что клиент только–только конструирует проблему, то указанная выше реакция психотерапевта может быть очень полезной клиенту. Однако возможно и другое, – клиент таким вопросом подталкивается к интеллектуализированной позиции. В этом варианте клиент превращается в квазиисследователя, который интерпретирует свою жизнь. Клиент не переживает, а рассуждает – он не в опыте, не в эмоциях. Поэтому одна из возможностей работы с «непонятной» жалобой клиента – это просто повторить то, что сказал клиент (режим психотерапевтического зеркала, рефлексивная техника). Если же клиент представил свою жалобу совершенно спокойно, ему можно сказать: «И тем не менее, вы спокойны» (или «У вас хватает мужества быть при этом спокойным»). Если же клиент жаловался, едва сдерживая плач, реакция терапевта может быть: «Я вижу, как вам тяжело – вы чуть не плачете». Приведенные реакции психотерапевта помогают клиенту быть в своих переживаниях, а не выходить из них и рассуждать о них. Следовательно, при «непонятной» жалобе, с нашей точки зрения, следует: 1) поощрять вхождение клиента в эмоциональный процесс; 2) дать возможность клиенту самому «развернуть» собственные смыслы и содержание проблемы.

2. «Глупая» жалоба. На консультацию пришла супружеская пара, и одной из их жалоб была следующая: «Вы понимаете, – говорила женщина, – мы никак не можем договориться о взаимоприемлемом времени интимной близости. Я ему говорю, что 22.30 – самое подходящее время, – и далее она логично обосновывала это время. – Интимная близость до 23.00, а затем сон в течение 7 часов до 6 утра. Затем я встаю, делаю завтрак и ухожу на работу. Логично?! Но муж не согласен – он так рано не ложится спать». Эта «глупая» жалоба представляет собой ни что иное, как семейный миф, который мы ранее описали как миф «22.30». Этот миф быстро развенчивать не только нельзя, но и очень опасно. В данном случае смысловую проблему «как быть вместе?» супруги заменили технической «когда быть вместе?». «Глупая» жалоба (а за ней лежит, соответственно, и «глупая» проблема) – это вид защитной рационализации, «срыв» которой не самая лучшая реакция психотерапевта.



Вместе с тем за приведенной жалобой лежат полоролевые проблемы: жена находится в симбиотической связи с матерью, инфантилизирована и не нуждается в партнере. В случае «глупой» жалобы мы как будто сталкиваемся со «слепым» клиентом. Один вопрос возникает при этом: «Следует ли клиенту раскрывать глаза?» В индивидуальной и групповой психотерапии в случае таких жалоб, по нашему опыту, хорошо себя зарекомендовала техника метафор, позволяющая, во–первых, как бы со стороны посмотреть на собственную ситуацию и, во–вторых, с иронией отнестись к своей проблеме. Существуют и другие психотерапевтические возможности у метафоры. В групповой психотерапии терапевтическими являются реакции других членов группы, когда они не дают советов, а лишь отзываются на указанную проблему какого–либо члена группы, создавая тем самым полифонию «голосов» и человеческих смыслов. В этой ситуации «смягчаются» механизмы защиты.

3. «Составная» жалоба. Пример такой жалобы: «У меня не ладится на работе, в семье – с мужем и детьми, вечно со мной что–либо случается, и даже ночью меня преследуют кошмары». С каким именно содержанием следует работать психотерапевту, с какой частью предъявленной проблемы? Составная жалоба – это одна из разновидностей «непонятной» жалобы. Реакции психотерапевта по типу выяснения: «Что у вас с мужем?», «Что у вас с начальником?» и т. п. малоэффективны. Техника работы с составной жалобой следующая. Имеются три возможности: 1) рефлексивно отразить то, что говорит клиент (техники повтора, обобщения, парафраза и т. п.);.2) «услышать», на какую часть составной жалобы клиент дает эмоциональные отклики и отреагировать именно на нее; 3) отреагировать на эмоциональное состояние клиента, как бы упустив содержание проблемы (техника эмпатического ответа).



4. «Сложная» жалоба. Вот пример. Клиентка высказывает следующую жалобу: «Вы знаете, у меня сын 14 лет, и отношения с ним очень плохие. Сын не слушается ни меня, ни отца. Случается так, что он не ночует дома». Клиентка как бы «прощупывает» терапевта первой жалобой. А затем, поверив ему, дает свою следующую сокровенную проблему: «Вы знаете, я окончательно запуталась. У меня есть любимый человек, есть и муж. Мужа я не люблю, но он отец моего ребенка и в состоянии хорошо меня обеспечить, чего не может сделать мой любимый мужчина». Женщина впервые плачет. Очевидно, что любая первая жалоба может быть «пробным шаром». Поэтому не следует бросаться помогать и глубоко, «с головой» погружаться в первую предложенную клиентом проблему. Следует слушать, что на самом деле говорит клиент, это значит, что он на самом деле переживает.

5. Жалоба со скрытым содержанием. Суть такой жалобы состоит в несовпадении явного и скрытого содержания. Например, муж говорит: «Ведь это неправильно, что жена два часа укладывает девятимесячного ребенка спать, ребенок должен быть самостоятельным». За этим содержанием лежит скрытая жалоба: «Я ревную жену к ребенку, прихожу усталый домой после работы и вынужден сам сидеть на кухне и ждать, пока не освободится жена». Скрытое содержание может слабо осознаваться. Вряд ли имеет смысл терапевту сразу же переводить скрытое содержание проблемы в явное. Хочет ли об этом говорить клиент, доверяет ли он психотерапевту – это то, что следует учитывать. Если же скрытое содержание не осознается клиентом, не всегда следует прояснять его клиенту. Терпение психотерапевта, готовность ждать – это важные качества терапевта. Например, психотерапевт может отреагировать: «Я чувствую, что вам трудно говорить об этом», или «Я слышу, что вы говорите» (если клиент осознает скрытое содержание жалобы). Возможна и другая реакция психотерапевта (особенно если скрытое содержание не осознается клиентом) – психотерапевт реагирует на переживаемую клиентом эмоцию, а не на вербально выраженное содержание жалобы. Например: «Я слышу, что вы раздражены на жену, чувствуете себя непонятым и обиженным». Это реакция психотерапевта – приглашение клиенту войти в собственные переживания. Часто оказывается, что клиент до интервью имел один план жалобы, во время интервью этот план нарушается и клиент говорит совсем не то, что предполагал.

6. «Хитрая» жалоба. Этот вид жалобы имеет скрытое содержание. При этом явное содержание жалобы имеет целью «запутать» психотерапевта и добиться своего. Например, женщина имеет мучающие ее проблемы с сердцем (приступы кардиалгии, дыхательный дискомфорт и т. п.). Несколько лет она лечится у врачей–терапевтов с диагнозом «вегето–сосудистая дистония», но безуспешно. Оказывается, что она ревнует своего мужа и болезнь сердца – прекрасный способ контролировать свободное время мужа: он провожает жену на работу и встречает с работы. У мужа выражен психастенический радикал личности и поэтому моральные нормы являются важными регуляторами его поведения. На этом жена и играет («бросить больную нехорошо!»). Очевидно, что она пришла не с целью избавиться от «болезни сердца», а, напротив, за подтверждением серьезности этой болезни и невозможности излечения (скрытый запрос: «Скажите мужу, что я серьезно больна»). В этом случае также следует быть терпеливым, хотя порой бывает эффективным и метод конфронтации: «У Вас нет другого способа быть нужной мужу?!» и углублять процесс переживания.

7. Жалоба на другого. Например: «Мне очень тяжело… (женщина плачет) на работе… Я не могу найти общий язык с директором. Он очень тяжелый и неумный человек, работа его совершенно не интересует…».

В этом случае клиентом является директор. Клиент же может не иметь готовности к изменению. Это достаточно трудный случай для психотерапии.

8. Мотивационная ориентация клиента. Виды мотивационной ориентации. Типы клиентов в консультировании. Типы запросов и способы их трансформации.

9. Предмет, задачи и методы возрастно-психологического консультирования и его специфические особенности.

10. Особенности консультирования клиентов в период возрастных кризисов.

Психология личности.

  1. Ключевые принципы отечественного подхода к изучению личности.

Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить по меньшей мере четыре доминирующие теории личности: 1917 - 1936 гг. - личность как профиль психологических черт; 1936 - 1950 гг. - личность как опыт человека; 1950 - 1962 гг. - личность как темперамент и возраст; 1962 - 1970 гг. - личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

На протяжении нескольких десятилетий отечественная психология стояла на принципах деятельностного подхода. Точного и ясного ответа на вопрос об авторстве этого подхода не получено до сих пор. Считается, например, что впервые этот принцип был выдвинут С.Л. Рубинштейном в статье 1922 г. "Принцип творческой самодеятельности". Есть и иное мнение, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели работы Л.С. Выготского, написанные в 20-30-е г. прошлого века.

Суть этого подхода была изложена известным отечественным психологом П.Я. Гальпериным. Он писал, что деятельностный принцип означает требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации.

В отечественной психологии личность изучается с двух точек зрения:

С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психические процессы - внимание, память, мышление - носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера).

С точки зрения изучения личности самой по себе - ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки.

Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это - школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. Гипотезы, которые были сформулированы в рамках различных научных парадигм, продолжают теоретически и эмпирически исследоваться.

80-90-е г. ХХ в. могут быть выделены в отдельный период развития психологии личности. Признаками этого периода, согласно К.А. Абульхановой-Славской, являются:

Обращение к исследованию реальной личности. Отметим, что в 20-30 гг. ХХ в. советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребенка) - живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности - личности советского человека, так называемой гармонически развитой личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова;

Сближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления и мотивации;

Особое внимание к проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию);

Благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания. На основе таких системных исследований очень активно развивается типологический подход.

Типологические исследования можно разделить на два направления:

Построение типологии по тем или иным заранее выделенным основаниям (априорная);

Обобщение существующих в реальности типов (апостериорная).

  1. Основные проблемы психологии личности и ключевые разделы большинства теорий личности.

1. Проблема структуры личности тесно связана с принципом системности , который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями. Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности. Первый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, второй (К. Юнг, К.А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории "тип личности". Эти два подхода имеют различные теоретические основания. Первый относится к апостериорным теориям, логика построения которых основана на принципе "от частного к общему", второй - к априорным, опирающемся на принцип "от общего к частному".

2. Проблема мотивации поведения личности основана на принципе активности и связана с решением следующего круга вопросов:

1) классификации мотивов,

2) изменения мотивационной системы,

3) измерения мотивов,

4) актуализации мотивов,

5) динамики мотивационного процесса,

6) соотношения мотива и цели,

7) многообразия влияния мотивации на поведение.

Задача классификации мотивов формулируется на основе общепринятого положения о полимотивированности человеческого поведения, о наличии одновременно нескольких мотивов, побуждающих индивида к действию. В русле этой проблемы формулируются такие частные задачи, как определение критериев классификации мотивов, выделение биогенных исоциогенных потребностей, изучение принципов связи разноуровневых мотивов (например, принципа функциональной автономии мотивов по Г. Олпорту и др.).

Проблема изменения мотивов включает в себя механизмы образования новых потребностей путем мотивационного опосредствования (В. Вилюнас), с помощью механизма сдвига мотива на цель (А.Н. Леонтьев), идентификации и принятия ролей.

Вопрос об измерении мотивов возникает в связи с их частой неосознаваемостью и вследствие этого невозможностью применения традиционных тестов и опросников, именно поэтому обсуждается вопрос об использовании проективных тестов и о их психометрических характеристиках.

Проблема актуализации мотивов вызвана влиянием фактора ситуации на поведение человека, тем, что определенные условия могут создавать внутреннее напряжение (интенсивность стимуляции, новизна, сложность) и провоцировать индивида на совершение однотипных действий (например, реактивных агрессивных действий, опекающего поведения, ориентации на успех или неудачу и др.).

Изучение динамики мотивационного процесса состоит в выяснении этапов распада деятельности или ее возобновления, причин, которые их обусловливают, последовательности, очередности стадий.

Вопрос о соотношении мотива и цели связан с установлением смысла деятельности, характера отношений между тем, что побуждает индивида действовать, и тем, что направляет его действия.

3. Проблема развития личности связана с рядом методологических принципов, в первую очередь с принципом детерминизма и развития.

Источником развития личности являются условия ее жизни, социально-исторический контекст. Как социальное существо человек проходит отдельные этапы социализации, или социогенеза, присваивая себе и выполняя определенные социальные роли, устанавливая собственные ориентиры по отношению к общепринятым нормативам и стандартам. "Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности… а развивающаяся личность уже на ранних этапах своего жизненного пути - активный субъект формирования собственных индивидуально-личностных эквивалентов этих норм" (Анцыферова Л.И., 1989. С.211). Кроме прохождения этапов социогенеза, индивид имеет возможность развиваться как индивидуальность, определяя направление своего жизненного пути. Жизненный путь - развитие человека в качестве субъекта собственной истории, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности. В парадигме социального развития личности личностный рост описывается как процесс "овладения все более совершенными способами" познания и взаимодействия с окружающим миром, где она выступает как "субъект не только своего поведения, но и всего внутреннего мира, своей психической жизни" (Л.И. Анцыферова). Основной характеристикой субъекта является "переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя".

Человек как субъект проходит три уровня развития:

Первый уровень характеризуется тем, что "субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает степень своего воздействия на ситуацию… качества субъекта на этом уровне проявляются через акты целеполагания и действия по преодолению трудностей на пути достижения целей"

Второй уровень означает, что личность начинает выступать как "субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий", она способна регулировать свои цели и поведение, осознавать мотивы.

Личность на третьем уровне развития "становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности - не просто уникальности, которая характеризует каждого человека, но общественно-исторической (в предельном случае общечеловеческой) значимости неповторимости субъекта. На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы - свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества"

4. Проблема психического здоровья и психопатологии касается, прежде всего, критериев здоровой личности . Так, по З. Фрейду, таким критерием является умение поддерживать удовлетворительные межличностные отношения, по А. Маслоу, - сдвиг от примитивных потребностей к более сложным, зрелым, например, самоактуализации, по Э. Эриксону, - умение положительным образом разрешить основную проблему той стадии развития, на которой находится личность.

Один из важнейших вопросов, обсуждаемых в русле этой проблемы, заключается в стратегиях диагностики заболевания. Существует мнение, что диагностика имеет ряд недостатков, в частности, она как бы упрощает представление о человеке, делает общение с ним очень формальным и поверхностным.

Н. МакВильямс тем не менее отмечает пять взаимосвязанных достоинств диагностики: 1) диагноз необходим для планирования лечения; 2) он тесно связан с прогнозом, т.е. будущим состоянием клиента; 3) диагноз обеспечивает защиту интересов клиентов; 4) он может обеспечить эмпатийное отношение терапевта к клиенту; 5) он уменьшает вероятность отклониться от лечения некоторых клиентов. Диагноз - результат сбора информации, внимательного выслушивания, он дает терапевту уверенность в своих дальнейших шагах, определенность в индивидуальном процессе вылечивания и ориентацию длительности этого процесса. Для диагностики степени сохранности/нарушенности личности используют два критерия: 1) оценка уровня развития личностной организации, уровня индивидуации или степени патологии (психотический, пограничный, невротический, нормальный); 2) оценка защитного стиля внутри этой организации, или тип характера человека - параноидный, депрессивный, шизоидный и проч.

  1. Представление о направленности как подструктуре личности в деятельностном подходе.

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности.

Направленность, как подструктура личности, включает в себя различные побуждения. Все они взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, т.е. представляют систему. При этом одни из ее компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют опорную роль. Основную линию поведения определяют доминирующие мотивы. В зависимости от сферы проявлений различают следующие направленности личности: морально-идейную, профессиональную и бытовую.

Идейно-моральная направленность личности выражается в ее мировоззрении, моральной воспитанности. Идейным человеком называют того, кто постоянно руководствуется в жизни определенными идеалами, составляющими сущность его убеждений. Моральная воспитанность проявляется в гуманности, коллективизме, ответственности; она характеризует личность со стороны ее отношения к людям.

Профессиональная направленность проявляется в устойчивом стремлении заниматься определенной профессией и совершенствоваться в ней.

Бытовая направленность выражается в материальных, житейских, а также культурных и эстетических индивидуальных устремлениях.

При характеристике направленности личности выделяют следующие качества: уровень, широта, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень направленности - это общественная значимость направленности личности. Низкий уровень направленности проявляется в ориентировке исключительно на узколичные интересы и безразличии к делам общества.

Широта направленности - это круг интересов личности. Широкая направленность подразумевает не только широкий круг интересов личности, но и достаточную их глубину.

Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она может колебаться от смутных, нечетких влечений через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

  1. Представления о движущих силах развития личности в разных теориях личности.

(бихевиористкая и необихевиористкая ориентации)

Основные формы научения:Классическое Оперантное Обучение;;обусловливание обусловливание через наблюдение

(Дж. Уотсон) (Б.Ф. Скиннер) (А. Бандура)

Классическое обуславливание:Классически обусловленное научение (научение на основании выработки условного рефлекса)

Принципы научения по Павлову:Принцип подкрепления Принцип генерализации (обобшения) – реакция вырабатывается на сходные стимулы Принцип дифференциации (может быть выработана реакция на специфические стимулы).

На основании этой теории американский исследователь Джон Уотсон предложил теорию формирования эмоций у детей.

Виды эмоций: Эмоции врожденные (страх в условиях потери опоры, страх при воздействии громкого звука (все остальные страхи – выученные); гнев (злость) в случае ограничения свободы движений; удовольствие (эмоция любви, связана с привязанностью к другому человеку)).

Эмоции приобретенные (все остальные)

Избавление ребенка от страха определенного объекта за счет соединения двух противоположных видов эмоций: эмоции страха и эмоции удовольствия, отдыха, расслабления.

Стимул – реакция

Оперантное обуславливание (Берес-Фредерик Скиннер)

Реакция 1 – Стимул – Реакция 2

Реакция 1 – реакции оперантные (поисковые, хаотичные, ориентировочные)

Реакция 2 – реакции ответные (респондентные)

Принципы оперантного научения: Принцип подкрепления Принцип дифференциации и генерализации стимулов и реакции (реакции распространяются на сходные стимулы, сходные стимулы могут вызывать несколько реакций) Принцип игнорирования негативных реакций Принцип режима подкрепления Принцип незамедлительности поведения

Теория социального научения Альберта Бандуры

Априорное научение – научение, основанное на наблюдении за другими и подражании им (косвенное социальное воздействие).

Основной механизм нучения – подражание.

Этапы научения через подражание: Этап демонстрации образца (привлечение внимания) Запоминание образца в символической форме Тренировка необходимого поведения в безопасных условиях Закрепление желаемого поведения, косвенное воздействие социума.

Инстинкты как движущая сила развития личности в психоаналитической теории з. Фрейда.

Фрейд заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения.

У каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающее психическую активность.

Цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятной для него скоплением этой энергии.

Мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями.

Психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами.

Влечение или побуждение (инстинкты) вынуждают действовать в направлении определенных целей без участия сознательного размышления. Такие влечения являются основным мотивом всей деятельности.

Все существующие влечения человека имеют четыре составляющих элементы:

1) Источник – какая-то часть тела либо весь организм в целом (место, где происходит возникновение потребности).

2) Стимул – это количество энергии, сила или движение, которое используется для удовлетворения влечения.

3) Цель – должна ослаблять потребность до такой степени, чтобы отпадала необходимость к действию. Это дает организму удовлетворение его актуальных желаний.

4) Объект – любая вещь или действие, позволяющее удовлетворить исходное желание.

Пр., Источник – потребность организма в жидкости

Стимул – жажда

Цель – вода, достать и выпить жидкость

Объект – выбор жидкости

Любая активность человека определяется инстинктами.

Модификация идей классического психоанализа в теориях к. Юнга, а. Адлера, к. Хорни, э. Фромма.

К. Юнг: главной целью по мнению Юнга является обретение самости, которая в свою очередь выступает результатом отношения различных компонентов личности к единству.

Процесс становления индивида: индивидуация – это процесс развития динамической связью между эго и самостью вместе с интеграцией различных частей самости.

Цель индивидуации – объединение сознательного и бессознательного.

4 этапа индивидуации:

1. Раскрытие персоны – осознание ограниченности

2. Борьба с тенью – осознание и принятие

3. Противостояние анима и анимуса – принятие. Бессознательное видит верно даже тогда, когда доводы сознания слепы и бессмысленны.

4. Развитие самости.

Итог осуществления индвидуации очень непросто досягаем.Это самореализация.

А. Адлер…Непрерывность постоянства развития и роста человека. Человек постоянно включен в процесс развития.

Признавал значение и окружающей среды в формировании личности, индивидуумы нечто большее, чем итог этих двух воздействий.

Люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться собственной жизнью.

Сущность психологического роста состоит прежде всего в движении от эгоцентрических целей достичь личного превосходства к позиции конструктивного воздействия на окружающую среду и на развитие общества.

3 главных жизненных задачи:

1) Работа – которая приносит пользу обществу

Комплекс неполноценности – преувеличение чувства собственной слабости и несостоятельности.

Гиперкомпенсация комплекса неполноценности может привести к комплексу превосходства (преувеличение физических, интеллектуальных и социальных способностей).

3 вида страдания как препятствие для роста и развития:

1) органическая неполноценность

2) избалованность либо чрезмерная опека. Односторонние требования к друзьям и семье.

3) заброшенность либо отверженность со стороны родителей

Карен Хорни: решающий фактор развития личности – это социальные отношение между ребенком и родителями. Две базовые потребности ребенка:

1) потребности в удовлетворении

2) в безопасности (ведущая)

С одной стороны зависит от родителей, с другой – испытывает по отношению к ним чувства негативизма.

Три стратегии базовой тревожности:

1) от людей

2) к людям

3) против людей

Эрих Фром: значимость социальных факторов в развитии человека. Основные черты современного человека:

1. отчуждение

2. изоляция

3. одиночество

[хотим быть свободными, но становимся одинокими]

Стратегия бегства от свободы:

2. деструктивность

3. научение

4. позитивная свобода – человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него. Достижения данного состояния требует спонтанной активности в жизни.

Свобода – безопасность (дихотомия).

Универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловленный экзистенциальными потребностями.

5 основных экзистенциальных потребностей:

1) потребность в установлении связей – всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то (продуктивная любовь, адекватная стратегия; неадаптивная – нарциссизм).

2) потребность в преодолении – все нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активным и творческим создателем своей жизни. Адаптивная – творчество, ценности; неадаптивная – разрушение.

3) в корнях – необходимость в ощущении себя частью мира, в чувстве стабильности и прочности.

4) потребность в идентичности – в тождестве с самим собой, в ощущении непохожести на других.

5) потребность в системе взглядов и преданности, наличие постоянно опоры для объяснения сложности мира, значимость формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество.

Представление о движущих силах развития личности в когнитивистской теории (к. Левин, л. Фестингер, Дж. Келли).

Курт Левин: развитие личности – это движение от одного региона к другому, являющемуся новым для индивида. Личностное развитие – это включение в жизненное пространство какой-то новой неизвестной зоны, движение к которой реорганизует все пространство в целом.

Дифференцированность личностного пространства – чем больше дифференциация; тем на большей ступени развития находится личность.

Дифференциация характеризуется широтой и степенью, поэтому развитие можно описать как:

1) увеличение широты жизненного пространства в отношении того, что является частью психологического настоящего либо временной перспективы либо изменение реальности или ирреальности.

2) развитие как растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей деятельности.

3) развитие как растущая организация жизненного пространства (характер интегрированности)

4) развитие как изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства

Препятствия личностного роста:

1) фиксация на отдельном регионе

2) насыщенность

3) низкая прочность границ

4) недефференцированность след. пространства

Леон Фестингер: теория когнитивного диссонанса (конфликта)

1. Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт будет мотивировать индивида в попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанс (созвучие, единство).

2. В случае возникновения диссонанса помимо стремления к его уменьшению индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию.

3 формы преодоления диссонанса:

1) изменение поведенческих когнитивных элементов (подстраивает поведение под убеждения)

2) изменение элементов под влиянием окружающей среды

3) добавление новых когнитивных элементов.

Джорж Келли: теория конструктов.

Движущая сила развития – система конструктов (внутренний источник развития личности).

2 фактора: выбор и опыт человека (как способ развития)

Тенденция к развитию является врожденной. Если активность не реализуется, то формируется патология.

Развитие личности предполагает расширения конструктов, изменение, апробация, формирование новых конструктов.

Тенденция к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теории а. Маслоу.

Самоактуализация – желание стать тем, кем он может стать.

Достижение целей.

Факторы, препятствующие самоактуализации:

1) негативное влияние прошлого опыта

2) влияние социума

3) внутренняя защита самого человека.

Факторы, способствующие самореализации:

1. концентрация – внимание ко всему том, что происходит в ситуации и внутри человека

2) выбор роста

3) самопознание

4) честность перед собой, ответственность за слова и поступки

5) суждения (собственные)

6) саморазвитие

7) вершинные переживания

8) отсутствие защиты собственного «Я»

Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности (в. Франкл, к. Роджерс).

Роджерс: все развитие характеризуется тенденцией к актуализации (тенденция развивать все свои способности, чтобы развивать и сохранять личность). Она направлена на повышение, а не на снижение напряжения, которое возникает в ходе развития. Каждый человек исходно мотивирован просто тем, что жив

По форме поступления: по почте; на личном приеме; через уполномоченное лицо; через органы власти; через средства массовой информации; от других органов, учреждений, организаций.

По признаку поступления: первичная; повторная; дублетна; неоднократная; массовая.

По типу: телеграмма; письмо; устная.

По категориям авторов жалоб (обращений): участник войны; дети войны; инвалид Великой Отечественной войны; инвалид войны; участник боевых действий, ветеран труда, инвалид i группы; инвалид II группы; инвалид III группы; ребенок-инвалид; одинокая мать; мать-героиня; многодетная семья; лицо, пострадавшее от Чернобыльской катастрофы; участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; Герой; Герой Советского Союза; Герой Социалистического Труда; ребенок; другие категории.

По социальному положению авторов жалоб (обращений): пенсионер; рабочий; крестьянин; работник бюджетной сферы; государственный служащий; военнослужащий; предприниматель; безработный; ученик, студент; служитель религиозной организации; лицо, лишенное свободы; лицо, свобода которого ограничена; другие.

По результатам рассмотрения: решено положительно; отказано в удовлетворении; даны разъяснения.

По форме жалобы можно классифицировать на: административную жалобу; исковое заявление.

Жалоба и административный иск - это специфические формы обращения физических и юридических лиц, через которые они выражают собственное недовольство действиями или бездействием, решениями публичных органов управления и их должностных лиц. Административный иск (исковое заявление) во многом схож с административной жалобой, но сходство это внешнее. В административной жалобе исковое элемент находится в латентной форме. Подача административной жалобы не делает гражданина стороной, не оговаривает его участия в административном процессе. "Жалобщик, - как справедливо отмечал М. Д. Загряцков, - не имеет признаки стороны в споре о праве, он остается лицом, которое просит" 1 . Такое положение в правовых отношениях имеет характер вертикали. Гражданин ждет решения по своей жалобе "сверху". Подача иска в административный суд влечет возникновение оригинальных управленческих отношений: они являются правоохранительными и одновременно - горизонтальными, в них субъекты (гражданин-истец и должностное лицо - ответчик) противостоят друг другу как равные стороны. Истец не ожидает "милости" сверху, а получает решение независимого и объективного органа. Физическое или юридическое лицо, недовольное действиями (бездействием) или решениями публичной администрации, принимает личное участие в процессе как сторона. Право административного иска является правом гражданина на судебную защиту в случаях нарушения его субъективного права в области публичного управления.

Надо остановиться на терминах "жалоба" и "обжалования", поскольку в теоретической литературе и на практике эти сроки часто употребляют как синонимичные.

Впервые недоразумения относительно этих сроков вызвал законодатель, который в Конституции СССР 1977 года использовал выражение не "право на жалобу", а "право на обжалование".

Понятие жалобы было определено выше, а обжалование - это установленный нормами права последовательный порядок действий по подаче жалобы в публичной администрации (суда) и ее должностных лиц (судей), которые уполномочены решать административно-правовой спор (в пределах установленной компетенции) в целях охраны субъективных прав и интересов, которые нарушены или могут быть нарушении решениями, действиями или бездействием властного субъекта административно-правовых отношений.

то Есть обжалование - это деятельность по реализации публичной жалобы. Порядок реализации жалобы зависит от того, к какому органа (должностного лица) обращается лицо. Соответственно, обращение лица к публичному органа управления регламентируется законодательством об обращениях граждан, другими нормативно-правовыми актами отраслевого направления, которые определяют процедуры рассмотрения положительных дел управленческого и сервисного характера.

Обращение субъекта в административный суд с исковым заявлением тянет административно-процессуальный рассмотрение первого требованиям судебного процесса.

Таким образом, рассмотрение и разрешение жалоб физических и юридических лиц осуществляется публичной администрацией в определенном, регламентированной правовыми нормами порядке - в отдельном административно-процедурном производстве.

    Общие . Любым гражданином, любым органом, судом.

    Специальные . Ограничены рамками конкретных производств. Например, производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарные взыскания.

Также они бывают:

    Административные. Подаются в государственные органы, в органы местного самоуправления

    Судебные. Подаются в суд.

Порядок подачи и рассмотрения общей и административной жалобы регулируется ФЗ от 2.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Срок подачи общей административной жалобы не установлен (в любое время можно подать).

Общую административную жалобу может подать любой гражданин как в защиту своих интересов, так и в защиту интересов других лиц. Общая административная жалоба подается в государственные (муниципальные органы).

Виды общей административной жалобы:

По форме изложения:

  • Письменная

    Электронная о информационным системами общего пользования (электронную почту, возможно)

Требования к письменной жалобе (обращению):

    В шапке указывается наименование органа, Ф.И.О. должностного лица.

    Указывается Ф.И.О. заявителя, почтовый адрес

    Пишется «жалоба»

    В конце – требование о восстановлении нарушенных прав.

    Личная подпись и дата.

    Если не указана фамилия гражданина и почтовый адрес, то жалоба анонимная, ответ на нее не дается. Однако если в ней есть сведения о преступлении или правонарушении, то она пересылается в компетентный управомоченный орган.

    Если в жалобе присутствуют оскорбления или нецензурная речь, жалоба не рассматривается

    Если содержимое жалобы не поддается прочтению, ответа на нее также не будет

    Если гражданин неоднократно обращался с данной жалобой в государственный орган, и ему неоднократно давались ответы на жалобы, то государственный орган вправе прекратить переписку с этим гражданином (о чем уведомляется гражданин-заявитель)

    Размер ущерба органы власти рассматривать не могут. Это касается уже искового производства.

25.09.2007 Производство по жалобе.

Жалоба подается в тот государственный муниципальный орган, который может разрешить проблему, указанную в жалобе (вопросы, поставленные в жалобе).

Если жалоба подается в некомпетентный орган, то в течение 7 дней со дня регистрации жалобы жалоба пересылается в орган должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать, с обязательным уведомлением гражданина-заявителя.

Если разрешение вопросов относится сразу к компетенции нескольких органов власти, то органом, в который поступила жалоба, делается копия жалобы и отправляется дополнительно в каждый орган, уполномоченный ее рассмотреть.

Любое обращение гражданина, в том числе и жалоба, подлежит регистрации.

В государственном органе, куда она была направлена регистрация производится в течение 3 дней с момента поступления жалобы в государственный орган.

Это действие имеет юридическое значение. Именно со дня регистрации жалобы исчисляются сроки рассмотрения жалобы.

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней со дня регистрации жалобы.

В исключительных случаях срок может быть продлен еще на 30 дней, о чем уведомляется гражданин.

Продление срока должно быть обоснованным (например, если требуется дополнительная проверка по жалобе.

Срок подачи жалобы не установлен (в любое время он может подать жалобу, заявление в государственный орган).

После рассмотрения жалобы по существу государственным органом, на нее дается ответ.

Документ подписывается руководителем государственного муниципального управления.

Ответ по жалобе должен быть оформлен в письменном виде, даже в том случае, когда жалоба поступила по информационным системам общего пользования.

Ответ по жалобе отсылается по почтовому адресу, указанному в жалобе.

В общем виде организационно-правовые гарантии соблюдения прав и свобод граждан можно подразделять на два вида: судебные и внесудебные. В соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. (в части, не противоречащей Закону и Конституции РФ), некоторыми другими нормативно-правовыми актами обеспечивается механизм реализации обращений граждан.

Основными видами обращений граждан в современных условиях являются предложения, заявления и жалобы. Они различаются по следующим признакам. - Предложение - привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их исправления, или устранения;- Заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с нарушением;- Жалоба обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан).

Характерно, что в одном и том же обращении могут содержаться все указанные позиции в их различном сочетании. Законодательство позволяет различать:

  • а) общее право жалобы, которым обладают все граждане
  • б) специальное право жалобы, предоставленное лицам, как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства и т.п. Специальное право закрепляется законодательством, наделяющим граждан специальной правосубъектностью, например, после подписания трудового договора (контракта), контракта на военную службу гражданин именуется "работником", "контрактником" и т.д., приобретая права и обязанности в соответствии с заключенным договором. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а "лицом", в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшим. Ибо постановление может быть вынесено как в отношении гражданина, так и должностного лица, водителя автотранспорта, сантехника, сварщика, механизатора и т.д.

Общее право жалобы, которым наделяются все граждане без исключения, реализуемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подразделено на два вида:

  • а) право на административное обжалование;
  • б) право на судебное обжалование.

Общее право на административное обжалование (далее административная жалоба) реализуется в порядке определенном отчасти Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г., отчасти Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 15 ноября 1995 г. В соответствии с названным Указом могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица: могут быть обжалованы самые разнообразные случаи. Например, отказ в выдаче визы на выезд за границу, решения общих собраний общественных объединений, ВАК (Всероссийской аттестационной комиссии) в защите диссертации и т.д. Не ограничен и круг лиц, могущих подать жалобу. По смыслу Закона РФ от 27 апреля 1993 г. жалоба подлежит рассмотрению в срок до одного месяца. Жалоба подается в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинен орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, на действия которого подана жалоба. Необходимо отметить, что с 1988 г. рассмотрение анонимных жалоб не производится. Закон от 27 апреля 1993 г. распространяется и в отношении государственных служащих. Обжалованию подлежат действия (решения) в том числе и предоставление информации, ставшей основанием для совершения действий, в результате которых:

  • а) нарушены права и свободы граждан;
  • б) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав;
  • в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин, имеет право обжаловать не только действие, но и бездействие вышеуказанных лиц. Законом предусмотрено, что не могут быть обжалованы действия (решения), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда (например, в 1995 г. Конституционный Суд по жалобе граждан РФ указал, что отсутствие свыше 6 месяцев на занимаемой муниципальной жилплощади не может быть основанием для лишения человека права проживать на указанной жилплощади. Таким образом была фактически отменена ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР, на основании которой граждане, в отношении которых вступил в силу приговор суда, лишающий их свободы на срок свыше 6 месяцев, подлежали выписке и лишению жилья. Не могут быть обжалованы действия и решения, в отношении которых законодателем предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Вышеупомянутый Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Другими словами, гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд, либо к вышестоящему органу в порядке подчиненности. Орган (должностное лицо) обязано рассмотреть жалобу в месячный срок. Существует альтернативная подсудность - гражданин может подать жалобу либо в суд по месту жительства, либо по месту, либо по месту нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в определенные сроки: в течении 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; одного месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности, либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос и об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих суд определяет меру ответственности данного служащего, вплоть до увольнения. По смыслу Закона жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение.

При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить это решение вообще. Такое право Законом не предусмотрено. Например гражданин Минин В.Ю. пожаловался на неправомерные действия коллегиального органа - Правительства РФ. Суть дела состояла в том, что в Постановлении Правительства "Об утверждении правил сдачи экзаменов и выдачи водительских удостоверений" содержалась норма, по которой похищенное водительское удостоверение невозможно было восстановить без сдачи экзаменов. Истец возражал на том основании, что указанное Постановление противоречит Конституции страны (ст. 55), в соответствии с которой права и свободы гражданина могут быть ограничены только Федеральным Законом; а само Постановление противоречило Федеральному закону "О безопасности дорожного движения". В соответствии с этим В.Ю. Минин просил признать Постановление Правительства РФ незаконным. Рассмотрев дело по существу Верховный Суд РФ пришел к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению на том основании, что "Правительство РФ фактически ограничивает права граждан, которые принадлежат им в соответствии со ст. 27 ФЗ "О безопасности дорожного движения", как уже получившими право управления транспортными средствами в результате сдачи квалификационных экзаменов и выполнения требований закона. Законом не предусмотрена обязанность граждан сдавать экзамены в случае выдачи водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного)". Рядовой гражданин оспорил постановление высшего органа исполнительной власти - Правительства РФ, на равных с представителями Правительства отстаивал в судебном заседании свою позицию, и его аргументы были признаны судом более весомыми, чем возражения правительственной стороны. Правительство беспрекословно подчинилось решению суда и внесло необходимые изменения в свое Постановление.

Нормативные правовые акты, нарушающие права и свободы граждан могут быть признаны недействительными в соответствии со ст. 191-197, 239 ГПК РСФСР. Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только законодательными актами о жалобах и реализуется не только судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией РФ Конституционный Суд РФ по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и по запросам судов проверяет конституционность самого закона, применяемого в конкретном деле. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными утрачивают силу. Нормативные акты не могут быть обжалованы в арбитражном суде. Следует отметить, что законы или иные нормативные акты РФ, издаются во многих субъектах Федерации. Так, из 89 субъектов Федерации их Уставы (Конституции) только в двух случаях соответствовали российской Конституции; из 44 тысяч правовых актов субъектов РФ, поступивших в Министерство юстиции РФ, менее половины соответствует Конституции страны. Например, в Ивановской области в 1997 г. был принят Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которым вводилась административная ответственность в отношении граждан и юридических лиц за действие (бездействие), не предусмотренные КоАП РСФСР. Одновременно этим же законом органам гражданской обороны неоправданно предоставлялось право наложения административных взысканий. Данное положение Закона было отменено по требованию прокурора области. Глава администрации поселка Светлополянск Самарской области обязал всех граждан, проживающих в поселке, предоставить справки о прохождении медосмотра, флюорографии и анализов на СПИД. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании нормативных актов противоречащими закону" даны разъяснения о том, какие акты носят нормативный характер, что отличает их от индивидуальных нормативных актов.

К нормативным актам относятся акты, устанавливающие правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Требование о признании незаконным оспариваемого акта, отвечающего признакам нормативного, вне зависимости от того, кем оно было заявлено (физическим или юридическим лицом, или гражданином, имеющим статус индивидуального предпринимателя), рассматривается в суде общей юрисдикции, а не в арбитражном.

Примером данного положения может являться обжалование индивидуальным частным предпринимателем определения Оренбургского областного суда о прекращении производства по жалобе на распоряжение заместителя главы администрации Оренбургской области "О налогообложении". Прекращая производство по делу областной суд исходил из того, что дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила из текста обжалуемого распоряжения его нормативный характер и отменила данное определение на том основании, что данный документ не относится к числу актов, указанных в ст. 22 АПК РФ. Судебная коллегия признала, что заявленное требование частного предпринимателя подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Российской Конституцией предусмотрено наличие института Уполномоченного по правам человека, который рассматривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, в которых гражданами усматривается нарушение их прав. Порядок рассмотрения таких жалоб специфичен. Он рассматривает жалобу только в том случае, если заявитель уже обжаловал соответствующее решение в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по жалобе. Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод, или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Существуют определенные реквизиты жалобы, которые должны быть учтены при ее составлении и подаче. Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять ее к рассмотрению, передать жалобу органу или должностному лицу, имеющему право разрешить жалобу, отказать в принятии жалобы. Надо сказать, что этот институт является абсолютно новым и когда его возглавлял С.А. Ковалев, то о деятельности этого института много писали в средствах массовой информации и юридических изданиях; с назначением на этот пост А.Н. Миронова информация прекратилась, во всяком случае, никаких отчетов о деятельности Уполномоченного по правам человека за последние 2 года найти не удалось. Уполномоченный, выявив нарушение прав и свобод гражданина, принимает меры к их восстановлению. Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации, закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях, в том числе и жалобах граждан, а также некоторыми другими законодательными актами. Причем, речь идет именно о гражданах страны. Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса гражданина, как лица, выполняющего те или иные социальные функции, являющегося участником трудовых, юрисдикционных отношений. Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он установлен гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным кодексами, законодательством о труде, об административных правонарушениях, нормативными актами, устанавливающими особенности дисциплинарной ответственности определенных категорий лиц и т.д.Как исключение специальное право обжалование военнослужащих закреплено Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93 г. Военнослужащие вправе на основании этого Закона обращаться в военные суды с жалобами на действия органов военного управления и воинских должностных лиц, что еще несколько лет назад казалось невозможным. Подавляющая часть таких жалоб связана с несвоевременной выплатой зарплаты, т.е. денежного и вещевого довольствия, с отказами органов местного самоуправления в предоставлении жилья и других положенных льгот. Например, группа военных пенсионеров обратилась в суд, чтобы обжаловать Постановление Правительства РФ от 12.07.1996 г. №790 "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ст.ст. 15 и 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих". Согласно этому Постановлению право военнослужащих на 50% скидку на пользование квартирным телефоном должно было реализовываться путем возмещения им этих расходов воинскими частями или военными комиссариатами.

В процессе судебного разбирательства Верховным Судом РФ было установлено, что данные льготы являются непосредственно действующими на всей территории РФ и должны финансироваться их бюджета. Специальное право жалобы часто находится вне сферы административного права, но в некоторых случаях бывают исключения. Например, военнослужащий имеет право обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы в порядке подчиненности и в военный суд в порядке, установленном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Специальное право жалобы не поглощает собой общего права обжалования. Внесудебное обжалование не лишает гражданина конституционного права на судебную защиту его прав и свобод. Однако реальное осуществление права жалобы затруднено для граждан сильной бюрократизацией в их разрешении и отсутствием неотвратимой ответственности виновных в этом лиц, сложностью судебных процедур и получением доказательств в подтверждение законности и обоснованности жалоб, неизбежной потерей значительного количества времени и денег (пошлина, плата за справки, копии справок и решений и т.д.).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация