Вильня первой из белорусских городов получила магдебургское право. Что значит "магдебургское право"

Главная / Суд

М агдебургское право (возникло в 13 столетии в городе Магдебурге - Германия), феодальное городское право, согласно которого экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь, сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена. Это первое в Европе универсальное законодательство, которое можно было применить в любом торгово-ремесленном городе и основным принципом которого являлось самоуправление горожан.

И сточники Магдебурского права - «Саксонское зерцало» (сборник германского феодального права), статут г. Магдебурга, обычно определяли организацию ремесленного производства, торговли, порядок избрания и деятельности городского самоуправления, цеховых объединений ремесленников и купечества.

В 13-18 столетиях распространилось в Польше, Литве, на Украине, Белоруссии. Первыми в Великом княжестве Литовском это право получил Брест (1390 год), затем Гродно (1391 год), Слуцк (1441 год), Киев (1494 год), Полоцк (1498 год), Минск (1499 год), Могилев (1561 год), Мозырь (1577 год), Витебск (1597 год), Орша (1620 год), Мстиславль (1634 год).

Ж ители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных служебных особ. На основе Магдебурского права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат. С введением Магдебурского права отменялась деятельность местного права. Но не отменялась правомерность использования местными обычаями, если необходимое решения дела не было предусмотрено Магдебургским правом.

В судебной практике магистратов Белоруссии в 1-й половине 17 столетия вместе с Магдебурским правом использовали нормы общегосударственного кодекса - Статут Великого княжества Литовского, судовых статутов столицы - Вильни и собственной юридической традиции. Грамоты на Магдебургское право на Белоруссии выдавали Великие князья и короли Речи Посполиты.

Н а Белоруссии Магдебургское право отменено по указу Екатерины II в Западных губерниях Белоруссии - в январе 1795 г. К слову сказать, в России ограниченное городское самоуправление появилось лишь в XIX веке.

О дновременно с Магдебургским правом города получают и право иметь свой собственный герб. Древние гербы белорусских городов - необычайно интересное явление. Существование этого атрибута свидетельствовало о довольно высоком экономическом и культурном уровне того или иного центра. Герб присутствовал на печати города, чем подчеркивалась его независимость от княжеской или королевской власти.

Города и поселки Брестчины, которым было дано Магдебургское право

Города и поселки Год выдачи грамоты
на Магдебургское право
Брест 1390
Высокое 1494
Каменец 1518
Давыд-Гарадок 1523-1555
Городная 1579
Пинск 1581
Кобрин 1589
Пружаны 1589
Ружаны 1637
Логишин 1643
Малеч 1645
Шерешёво 1792

В 1776 г. постановлением Варшавского сойма «мелкие» города и местечки лишались Магдебурского права, которое было оставлено только 11 городам Беларуси и Литвы: Вильно, Лиде, Трокам, Ковно, Новоградку, Волковыску, Пинску, Минску, Мозырю, Бресту и Гродно.

Т акие меры аргументировались тем, что жители городов, которые не получили Магдебурского права, «не интересуясь купеческим занятием, торговлей и ремеслом, неумело занимаются земледелием, судебные дела неправильно разрешают неопытными радцами».

В месте с тем данное постановление касалось только королевских городов. Пользуясь данной оговоркой, владельцы частных городских поселений не только оставляли самоуправление в «магдебургских» городах и местечках, но и добивались его введения там, где его раньше не было. 18 марта 1791 г. самоуправление в королевских городах было возобновлено с еще более широкими правами, а в конце этого года его получили и некоторые из числа тех городов, которые им ранее не пользовались.

Магдебургское право и Русь.

Магдебургское право, которое действовало на территории Руси, в отличие от Московии, до сих пор есть термин достаточно загадочный, особенно для россиян. Такого права в России никогда не знали, о нем не писали в учебниках, потому что такого явления в России никогда не было. В принципе, и беларусы этого уже толком не помнят. Что же это за право?

Истоки русской демократии лежали в вечевом (парламентском) строе Новгородской, Полоцкой, Псковской, Смоленской Руси. Князь (король) избирался на общем собрании, и горожане имели право его переизбрать.

Северо-восточная Русь, или Московия, которая на 250 лет ушла в Орду, развивалась иным путем. Вечевого строя в Москве никогда не было.

Когда Иван IV Ужасный (историки Екатерины предпочли европейское прозвище московского государя Terrible перевести как Грозный) захватил масть в бывшей Орде (Золотой, но не Синей) и Республике Великий Новгород, он следом за Иваном III стал методично бороться и с русской демократией: вече в Новгороде и Пскове были распущены. Членов вече Новгорода Иван Ужасный казнил. Уничтожались и все свободные права горожан. Именно тогда родилась печальная легенда о граде Китеже, «утонувшей от московитов Русьи», которая «поплывет к Богу, когда над Русью перестанет властвовать ордынская Москва».

Минский исследователь Артем Деникин пишет:


«Остается только сожалеть, что этот антирусский менталитет бесправия народа - ордынский - кое-кто сегодня выдает за нечто типично «русское»"…


Однако нельзя сказать, что в ханской Орде творилось такое уж бесправие. Великие ханы как раз уважали другие народы, иначе не было бы ныне никакой Москвы. Режимы Чингизхана и Батухана отличались не только силой армий, но и терпимостью ко всем народам и религиям Орды (христианство не преследовалось, а было вполне официальной религией Орды наряду с исламом). Отношения Руси и ханства во времена Тохтамыша были наиболее добрососедскими: русские помогли Тохтамышу в борьбе с Мамаем на Куликовом поле, а Тохтамыш помог русским и полякам в битве иод Грюнвальдом разбить крестоносцев.

Хуже стало, когда Орда развалилась, и уже независимое Московское княжество решило завоевать все русские и булгарские земли. Но русское государство Великое княжество Литовское, Русинское и Жмайтское (ВКЛ), в отличие от политически слабого Новгорода, противостояло агрессии Москвы, сохранив русские государственные границы и земли. Вечевой строй эволюционировал в Магдебургское право - более совершенную форму системы европейского самоуправления.

Магдебургское право впервые появилось в одноименном немецком городе в XIII в., а с XIV в. стало распространяться в землях Руси. Источник Магдебургского права - «Саксонское зеркало» - сборник германского феодального права - статут г. Магдебурга, где определялись организация ремесленного производства, торговли, порядок избрания и деятельности городского самоуправления, цеховых объединений ремесленников и купечества.

Жители городов, обладавших таким правом, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных чиновников. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат.

Магистраты обеспечивали порядок в городах. Все крупные населенные пункты Литвы (Беларуси) обладали Магдебургским правом, т. е. самоуправлением, целой системой прав горожан и города в целом в противовес Государству. Естественно, что такое право давалось лишь в том случае, если в городе эффективно функционировали все необходимые институты и исполнялись права граждан.

В числе первых в ВКЛ Магдебургское право получил беларуский город Вильно, столица ВКЛ (в 1940 г. отошедший Литовской республике Вильно стал Вильнюсом). Произошло это в 1387 г. Затем такое право приобрел Брест (1390 г.), а в 1391 г. Магдебургское право пришло в Гродно. Позже и другие города ВКЛ получали это право:

Слуцк (1441 г.),

Высокое (1494 г.),

Полоцк (1498 г.),

Минск (1499 г.),

Браслав (1500 г.),

Новогрудок (1511 г.),

Пинск (1581 г.), а также еще более пятидесяти городов.

Все крупные города Беларуси имели Магдебургское право, по законам которого жило около трех четвертей всего населения ВКЛ.

С введением Магдебургского права отменялись деятельность местного права и власть Государственной Бюрократии, того, чего в Москве нет и поныне! В Кремле даже при так называемой партийной системе управления государством во времена СССР сохранялась типично царская манера управления - все решало мнение генерального секретаря, по сути - монарха.

Типичными атрибутами городов, владевших Магдебургским правом, являлись выборные магистрат и трибунал (суд), ратуша (дом правительства), свободы и привилегии, которые в современном понимании и являются атрибутами демократии.

Нынешняя беларуская столица Минск получила Магдебургское право 14 марта 1499 г. благодаря Великому князю Литовскому и Русскому Рюриковичу Александру Казимировичу (1461 - 1506). Городом управлял магистрат во главе с войтом. Избранные в магистрат 12 радцев (советников) назначали на годичный срок двух бургомистров - тогдашний исполнительный комитет.

ВКЛ, оно же Беларусь, по сути было типичным европейским государством, как Швеция, Чехия, Голландия или Польша.

Уничтожение Беларуси (Литвы) как демократической автономии началось в 1795 г., когда после третьего раздела Речи Посполитой - униатского союза Польши и ВКЛ - земли Беларуси вошли в состав Российской империи Екатерины II. Царица тут же отменила Магдебургское право по всем городам. В 1870 г. упразднили и сам магистрат Минска. Было упразднено даже само название «Княжество Литовское», и Литве (Беларуси) присвоили безличное «северо-западный край», а название «Литва» отдали прибалтийской провинции Жмайтии и Курляндскому герцогству, бывшим вассалам Литвы и Польши.

В России - «стране рабов, стране господ» - не существовало самоуправления народа, поэтому Романовы, а следом за ними большевики постарались как могли, чтобы беларусы забыли свое демократическое прошлое. Оно было вредным и для Романовых, и для Сталина.

Хотя не забыли. Современный беларуский историк пишет:


«Для современных минчан понятие Магдебургское право - знаковое. Служит оно напоминанием, что до конца XVIII в. Минск был вполне европейским городом».


Здание ратуши Минска построили в первой половине XVI в. Было оно деревянным. Археологи так и не нашли его остатков, но располагалось оно там же, где сейчас возвышается Городская ратуша - на площади Свободы, бывшей Соборной площади. Каменное здание заменило деревянное в 1582 г., и стояло оно там же, только посередине площади. После пожара 1640 г. ратушу перестроили, придав ей выразительный архитектурный облик. Здание пережило страшную для Беларуси войну с Московией 1654 - 1667 гг., когда ВКЛ потеряло каждого второго жителя. Московский царь Алексей Михайлович Романов, приказавший жечь и убивать всех подряд, минскую ратушу пощадил. Московский воевода Яковлев в докладе царю из Минска упомянул ратушу как «доброе величественное каменное здание».

Чех Таннер, побывавший в Минске в 1678 г., отозвался о ратуше как о главном украшении плошади.

В 1744 г. сильно обветшалое здание ратуши на средства горожан восстановили. Но после присоединения ВКЛ к России ратуша использовалась то как здание суда, то как гауптвахта, потом в качестве полицейского участка, архива, музыкальной школы и даже театра.

В 1857 г. здание ратуши было снесено:


«Она своим существованием напоминала жителям об обычаях минувшего времени, о Магдебургском праве».


Николай I лично распорядился снести здание. То было время, когда «Литву» вообще запретили и заменили ее «Белорусью».

Сейчас здание ратуши восстановлено под руководством архитектора Сергея Багласова. Хочется, чтобы с восстановлением ратуши восстановился и ее смысл, как и память об обычаях минувшего времени, о Магдебургском праве.


| |

МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО (лат jus theutonicum magdeburgense)

разновидность средневекового городского-права, возникшего в конце XII в. на основе правовой системы немецкого города Магдебурга и распространившегося впоследствии по всей Восточной Европе.

Городское право, в том числе и М.п., возникло в ходе освободительной борьбы горожан против городских сеньоров как право общее и равное для всех. Первые достоверные записи М.п., отражающие во многом обыденное правосознание того времени, включают, в частности, привилегии,дарованные архиепископом Вихманом городскому патрициату (знати) г. Магдебурга, постановления шеф-фенского суда (см. Великобритания , записи городских обычаев и др. Наиболее известный источник М.п. - так называемая Вульгата, или "Саксонский Вейхбильд" (XIII-XIV вв.), который представляет собой запись обычного права городов Саксонии с включением в него выдержек из "Саксонского зерцала" и ряда других документов. К систематизированным записям М.п. относятся также Мейсенский сборник (XIV в.), записи судебной практики шеффенов г. Магдебурга, "Магдебургские вопросы" (XIV в.), которые содержат приговоры шеффенов по различным сложным делам. Позднее в систему М.п. вошли также сочинения профессиональных юристов XIV-XVI вв., так называемых постглоссаторов, или комментаторов.

М.п., предоставляя горожанам освобождение от большей части феодальных повинностей, имело универсальный характер: регулировало деятельность городских властей, компетенцию и порядок судопроизводства, решало проблемы земельной и иной собственности в пределах города, устанавливало санкции за различные виды правонарушений. Большое внимание нормы М.п. уделяли также правовому обеспечению ремесла и торговли, регулированию деятельности цехов и купеческих гильдий, вопросам налогообложения. Наиболее существенные черты М.п., как и любого средневекового городского права, - господство в нем обычаев и подверженность влиянию религиозных воззрений. Сама по себе запись обычая еще не имела в тот период юридической силы и составлялась лишь для общего сведения. Иллюстрацией значения обычаев может служить одно из положений М.п., согласно которому "добрые старые обычаи подобны праву и создают право по прошествии долгого времени". Влияние религиозных представлений на право сказывалось двояким образом: с одной стороны. приобретая независимость от феодального сеньора или королевской власти, бюргеры стремились освятить полученные привилегии приоритетом божественной власти и в связи с этим представить городское право как синоним справедливости; с другой - в глоссах (толкованиях норм права средневековыми юристами) зачастую содержится утверждение о том, что задача права - одолевать дьявольские козни.

Как элемент правовой культуры, сопутствующий католической колонизации восточных территорий, М.п. было воспринято многими городами Силезии, Чехии. Венгрии, а в XVI в. через Польшу и Литву оно распространилось на территории Галиции и Западной Белоруссии (Полоцк). В Германии М.п. сохраняло свое значение вплоть до XVII в.

Лит.: Рогачевский А.Л. Суд небесный и судземной: памятники магдебург-ского городского права XIV-XVI вв. и правовые взгляды немецких горожан/ /Средние века. Вып. 57. М., 1994. С. 75-93: История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986;

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права.М., 1996.

Жуковская Н.Ю.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО" в других словарях:

    Муниципальное право, возникшее в Магдебурге и, в средние века, распространенное во многих странах Европы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО в средние века совокупность положений,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Одна из наиболее известных систем городского права. Магдебургское право сложилось в 13 в. в немецком г. Магдебург. Юридически закрепило права и свободы горожан, их право самоуправления … Большой Энциклопедический словарь

    Одна из наиболее известных систем городского права. Магдебургское право сложилось в 13 в. в немецком г. Магдебург. Юридически закрепило права и свободы горожан, их право самоуправления. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

    МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО - (лат. Jus theutonicum magdeburgense) феодальное городское право немецкого города Магдебург. Сложилось в XIII в. из разных источников, в т.ч. из привилегий, данных архиепископом Вихманом городскому патрициату (1188 г.), Саксонского зерцала,… … Юридическая энциклопедия

    Магдебургское право - (нем. Magdeburger Weichbildrecht) система городского права, сложившаяся в XIII в. в немецком городе Магдебург. Его основу составлял сборник законов, составленный в конце XIII в., включавший Саксонское зерцало, нормы Магдебургского городского… … Энциклопедия права

    Одна из наиболее известных систем средневекового городского права. Сложилось в XIII в. в немецком г. Магдебурге и было заимствовано несколькими десятками других европейских городов. Юридически закрепило права и свободы горожан, их право… … Юридический словарь

    Ратуша Магдебургa Магдебургское право (нем. Magdeburger Recht) одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся в … Википедия

    Одна из наиболее известных систем городского права. Магдебургское право сложилось в XIII в. в немецком г. Магдебург. Юридически закрепило права и свободы горожан, их право самоуправления. * * * МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО, одна из… … Энциклопедический словарь

    См. Право магдебургское … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (jus theutonicum magdeburgense) феодальное городское право немецкого города Магдебург. Сложилось в 13 веке из разных источников, в том числе из привилегий, данных архиепископом Вихманом городскому патрициату (1188), Саксонского зерцала… … Большая советская энциклопедия

    - (лат. Jus theutooicum magdeburgense) феодальное городское право немецкого города Магдебург. Сложилось в ХШ в. из разных источников, в т.ч. из привилегий, данных архиепископом Вихманом городскому патрициату (1188 г.), Саксонского зерцала,… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Последние годы самоуправления Киева по Магдебургскому праву , И.М. Каманин. Магдебургское право одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся в XIII веке в городе Магдебург как феодальное городское право, согласно которому экономическая…

Магдебургское право

В XIV в. в городах и местах (местечках) Беларуси начала появляться новая, по тем временам высоко демократичная форма самоуправления основанного на магдебургском праве.

Магдебургское право – совокупность закрепленных специальным документом (грамотой) прав и привилегий жителей конкретного города (места) на самостоятельное решение широкого круга вопросов своей жизнедеятельности. Права и привилегии у каждого города, места, получавшего магдебургское право, были оригинальными, учитывающими социальные, экономические, географические и иные факторы. Общими для всех городов и мест, обладающих магдебургским правом, были право на местное самоуправление и свобода его граждан. Поэтому такие города и места назывались свободными или вольными.

Основанием для получения магдебургского права являлось достижение городом достаточно высокого уровня социально-экономического развития. Впервые в Европе такие права получил восточногерманский город Магдебург (XIII в.), откуда и берет начало термин «магдебургское право».

Документом , удостоверяющим магдебургское право города, места была грамота (привилегия), выдаваемая Великим князем. После распада Великого княжества Литовского эта функция перешла королю Речи Посполитой. На заключительном этапе существования Речи Посполитой грамоты выдавались сеймом.

Различают первичные и подтверждающие грамоты. Первичные выдавались впервые, а подтверждающие подписывались вновь вошедшим на престол князем, который был вправе изменить или вовсе отменить документы, изданные его предшественником. Поэтому город мог иметь основную и несколько подтверждающих грамот. Оригинал хранился в ратуше и представлял собой лист бумаги примерно 30 см шириной и 100 см длиной. О выдаче грамоты делалась запись в книге государственного архива (метрике) Великого княжества Литовского, а его текст регистрировался в актовой книге земского суда соответствующего повета.

Первыми вольными городами на территории Беларуси стали Вильня (1387 г.), Брест (1390 г.), Гродно (1391 г.), Слуцк
(1441 г.), Высокое (1494 г.), Полоцк (1498 г.), Минск (1499 г.). Всего на этнических землях Беларуси функционировало около
120 свободных магдебургских поселений.

С получением грамоты на самоуправление населенный пункт приобретал качественно новый правовой статус, в силу которого становился автономной юридической единицей в государстве.

Вольные города и места:

· освобождались из-под государственной юрисдикции воевод и старост;

· в них приостанавливалось действие «права русского и литовского»;

· в них создавались самостоятельные, избираемые горожанами органы самоуправления – рада или магистрат;

· имели атрибуты самостоятельности и свободы - печать и герб.

Жители вольных городов и мест получали большие привилегии:

· они освобождались от феодальных повинностей;

· получали гарантию на свободное занятие ремеслами, торговлей, земледелием, выборы своих органов власти;

· ремесленники образовывали свои профессиональные объединения – цеха;

· в городе ликвидировалась сословная и иная духовная, светская, замковая юрисдикцию на территории города и прилегающих местностей;

· вне зависимости от сословия несли равную ответственность перед законом;

· получали гарантии личной свободы и участия в осуществлении местной власти через выборы.

Вольный город интегрировался в единый территориально-хозяйственный комплекс.

Главным органом самоуправления вольного города являлся магистрат, состоявший из двух коллегий:

· рады, возглавляемой бургомистром;

· лавы, возглавляемой войтом.

Бургомистр , который назначался из числа родных войтом и утверждался в должности Великим князем, представлял центральную государственную власть и выступал одновременно в качестве высшей судебной инстанции.

Рада выполняла функции представительной, а бургомистр – исполнительной власти. Таким образом, обеспечивалось сочетание интересов Центра и местного населения. Рада осуществляла руководство местным хозяйством, управляла собственностью, обеспечивала общественный порядок, выступала в качестве судебной инстанции по гражданским делам.

Лава состояла из двенадцати лавников и выполняла исключительно судебные функции по уголовным делам.

Магистрат размещался, как правило, в специальном здании – ратуше , которое отличалось своей архитектурой и было одной из достопримечательностей города. Ратуша выполняла и функции «палаты мер и весов». Здесь находились эталоны длины, веса, объема, что позволяло устанавливать правила торговли и обмена товарами.

К числу наиболее ответственных должностных лиц местной власти относились писари и шаферы. Писарь присутствовал на заседаниях органов магистрата и вел записи в магистратских книгах, выдавал копии магистратских документов. Шаферы выполняли функции современных ревизоров и обеспечивали рациональное использование муниципального имущества и финансовых средств.

В рамках обеспечения общественного порядка формировалась муниципальная полиция . В ее компетенцию входила также и пожарная безопасность, соблюдение правил торговли, рассмотрение бытовых споров между жителями, сбор налогов в местный и государственный бюджеты.

Состав магистрата и его коллегий в различных поселениях был неодинаков, сроки, на которые занимали должности бургомистр и войт, были различными, в зависимости от величины и значения города (местечка) и иных местных особенностей.

Наличие на территории Беларуси влиятельного местного самоуправления обеспечивало социальную стабильность и общественный мир, ограничивало и преодолевало абсолютизм государственной власти.

Ликвидация магдебургского права . Во второй половине XVIII века после присоединения территории Беларуси к Российской империи местное самоуправление было резко ограничено в своих правах и в 1830-1840 гг. магдебургское право в Беларуси было окончательно ликвидировано. По своему правовому положению жители вольных городов были приравнены к российским горожанам, а жители других поселений приравниваются по своему статусу к крепостным крестьянам Российской империи.

Большая советская энциклопедия о Магдебургском городском праве не очень высокого мнения: «Оно служило средством закрепления привилегий немецких купцов и ремесленников на заселяемых ими соседних и дальних территориях и сопутствовало немецкой колонизации Чехии, Силезии, Польши, Литвы и Галицко‑Волынской Руси» .

Всплеснуть руками и ужаснуться: это надо же, куда немцы, оказывается, пролезли! Можно спросить и о ином, уже нисколько не издеваясь. Например, не стыдно ли взрослым дядям заниматься такой гадостью, как подтасовка исторических фактов, и науськивать невежественных людей на представителей иного народа – в данном случае на немцев?

Карамзин и Соловьев просто не замечают того, что многие города Западной Руси управлялись по традициям Магдебургского права. Ни строчки они об этом не пишут.

А Магдебургское право – это свод основных законов, по которым может управляться торгово‑промышленный город. Сложился этот свод в Магдебурге в XIII веке из разных источников. Из привилегий, данных городскому патрициату архиепископом Вихманом в 1188 году. Из постановлений суда шеффенов Магдебурга. Шеффены – это судебные заседатели, определявшие наказание вместе с судьей; своеобразные предшественники суда присяжных.

Важным источником Магдебургского права стало Саксонское зерцало – сборник феодального права, составленный в 1221–1225 годах шеффеном Эйке фон Репковым.

Это было первое универсальное законодательство, которое можно было применить в любом городе и которое исходило из права города на самоуправление. По Магдебургскому праву город был сувереном и законодателем, и все остальные пункты права исходили именно из этого.

Магдебургское право применялось во многих городах.

Уж очень оно было удобным. По традиции суд Магдебурга был высшим толкователем Магдебургского права и высшей апелляционной инстанцией.

Польские города давно жили по Магдебургскому праву и называли его иногда «немецким». Складывалась пикантная ситуация, когда немцы Тевтонского ордена прилагали колоссальные усилия, чтобы не дать жить по «немецкому праву» городам орденских земель с их смешанным славянским и немецким населением. А польские короли тоже прилагают все усилия, чтобы дать этим городам «немецкое право».

Впрочем, еще до вымирания Пястов и воцарения Ягеллонов Казимир III в 1365 году учредил высший апелляционный суд в Кракове, запретив обращаться в Магдебург по любым спорным вопросам. Поляки сами становились специалистами и не нуждались в других толкователях.

На территории Великого княжества Литовского Магдебургское право получили: Брест (1390), Гродно (1391), Слуцк (1441), Киев (1494–1497), Полоцк (1498), Минск (1499), Могилев (1561), Витебск (1597).

Велик соблазн описать Магдебургское право, как развитие вечевого строя – от патриархальной сходки до строгой организации граждан, но это не так. Вечевые традиции даже мешали утверждению Магдебургского права. Сталкивались две очень разные традиции. Скорее можно говорить о взаимном проникновении двух традиций демократии, в результате чего городская демократия в Польше и Великом княжестве Литовском сложилась совсем не такая строгая, не такая формализованная, как на романо‑германском Западе.

В обеих выборных коллегиях часто менялось число членов.

Иногда в некоторых городах создавалась еще третья, не предусмотренная законом коллегия – Совет тридцати или сорока выборных от цехов, который контролировал Раду в деле управления финансами и благоустройством.

Для решения важных вопросов собиралась громада – сходка всех горожан.

Для управления городом и для суда над горожанами избиралась Рада – совет во главе с бурмистром и лавничий суд во главе с войтом.

Город имел собственные доходы: часть торговых пошлин поступала в распоряжение Рады. Рада отвечала перед громадой за расходование денег.

Спустя века таким же образом будет жить в Российской империи земство – в режиме самоуправления, со своими финансами. Но земства появятся только во второй половине XIX столетия, а Магдебургское право введено в городах Западной Руси в XIV–XVI веках. В Российской империи городское самоуправление никогда не достигнет этого уровня.

В 1802–1808 годах в Киеве воздвигли монумент в честь получения городом Магдебургского права в 1494–1497 годах. Любопытная деталь: в Российской империи ставят монумент чужому достижению; а вот в Великом княжестве Литовском город получает право на самоуправление!

Главную роль в городах Великого княжества Литовского играли не бояре, как в Новгороде, а богатые купцы, которые занимали все выборные должности, как в Италии, Нидерландах, в Германии, в Польше. Тоже европейская черта.

На Востоке, скажем, в Китае или в Индии, были города в десятки раз больше и в сотни раз богаче любой европейской столицы, а тем паче Минска, Львова или Вильно. Но вот горожан на Востоке вполне определенно не было.

В Китае, правда, не было и такого замордованного, нищего, одичалого крепостного крестьянства, как во Франции или в Италии. Но там не возникло и горожан, как особой категории людей, которые резко отличаются и от крестьян, и от дворян. Нигде горожане не выделялись из обычных классов аграрного общества. Так было и в Северо‑Восточной Руси, во всей Руси, на которую еще не пришла Европа.

А в Европе было еще что‑то третье – горожане. Великое княжество Литовское принадлежало Европе.

Горожане несли особые черты характера, малопонятные (порой – малоприятные) для аграрных классов общества: и для дворян, и для крестьян. Горожане были индивидуалистами. Горожанин очень хорошо отделял самого себя от общества и свой интерес – от интереса общества, короля или города. Горожанин плохо понимал, почему он должен скрывать свое желание нажиться и почему о его добрых делах никто не должен знать. В поведении горожанина проявлялось то откровенное своекорыстие, которого западный русский вовсе не стеснялся. Та показная, широкая благотворительность. Города жили гласно, шумно, открыто… По‑европейски.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация