Какие мероприятия проводятся по охране окружающей среды. Природоохранные мероприятия по предотвращению ущерба окружающей среде

Главная / Авто

В мире сегодня есть множество экологических проблем. Они различны, от исчезновения видов животных и растений до угрозы вырождения человечества. На данный момент существует множество теорий, большое внимание в которых уделяется нахождению рациональных путей решения всех этих проблем, предлагаются различные мероприятия по охране окружающей среды. На бумаге, к сожалению, все гораздо проще, чем в реальности.

Во многих странах на первом месте стоит проблема экологии. Однако в России, особенно раньше, ей не уделяется должного внимания. Сейчас на эту проблему стали обращать больше внимания. Начинают проводиться различные мероприятия по охране окружающей среды. Однако этого недостаточно, необходимо лучше заботиться о природе.

Что такое охрана окружающей среды?

Это совокупность региональных, государственных и международных правовых актов, стандартов и инструкций, которые доводят до конкретного загрязнителя общие юридические требования и обеспечивают заинтересованность его в их выполнении, осуществлении различных природоохранных мероприятий. Только в случае, когда эти части по темпам развития и содержанию соответствуют друг другу, то есть складываются в некую единую систему охраны природной среды, можно рассчитывать на успех.

Так как задача охраны природы от пагубного воздействия человека не была вовремя решена, сегодня все чаще ставится проблема защиты людей от воздействия изменившейся окружающей среды.

Объекты охраны

В России был принят закон "Об охране окружающей природной среды". В соответствии с ним следующие объекты подлежат защите:

Охрана вод

Очень важной является проблема охран вод. Основной задачей здесь является регулирование отношений для обеспечения нужд хозяйства и населения. Существуют также и другие задачи:

Ликвидации и предупреждения вредного воздействия вод;

Охрана их от истощения, засорения и загрязнения;

Улучшение состояния различных водных объектов;

Укрепление законности в сфере водных отношений, охрана прав учреждений, организаций, предприятий и граждан.

Кроме того, регулируется строительство, проектирование, размещение, ввод в эксплуатацию сооружений, предприятий и иных объектов, которые влияют на состояние вод. Следует следить за тем, как осуществляются эти мероприятия по охране окружающей природной среды.

В эксплуатацию запрещается вводить:

Реконструированные и новые агрегаты, цеха, предприятия, коммунальные и иные объекты, которые не обеспечены устройствами, предохраняющими воды от засорения и загрязнения;

Обводнительные и оросительные системы, каналы и водохранилища до проведения мероприятий, предусмотренных проектами по предотвращению эрозии почв, засоления земель, заболачивания, подтопления, затопления и др.;

Осушительные системы, до того как будут готовы водоприемники и иные сооружения, которые утверждены проектами;

Выполненные без рыбозащитных устройств водозаборные сооружения в соответствии с проектами;

Буровые скважины без их оборудования специальными водорегулирующими устройствами, а также в случае отсутствия зон санитарной охраны в соответствующих случаях;

Гидротехнические сооружения, до того как будут готовы устройства для пропуска рыбы и паводковых вод в соответствии с предусмотренными проектами;

Нельзя также наполнять водохранилища до того, как будут осуществлены мероприятия по подготовке ложа, предусмотренные проектами.

Воды в обязательном порядке подлежат охране от истощения, засорения и загрязнения, способных причинить вред здоровью людей и повлечь за собой ухудшение условий водоснабжения, уменьшение запасов рыбы и иные неблагоприятные явления, вызванные изменениями биологических, химических и физических свойств воды: ограничение способности их к естественному очищению, а также нарушение гидрогеологического и гидрологического режима вод. Запрещается сброс в них бытовых, производственных и иных видов отбросов и отходов.

Мероприятия по охране окружающей среды при строительстве

Большое значение имеет также выбор территории, предназначенной для строительства новых городов или иных населенных пунктов и расширения уже существующих. Нужно выбирать места на землях, имеющих несельскохозяйственное назначение либо непригодных для ведения сельского хозяйства, либо использовать сельскохозяйственные земли наихудшего качества в случаях, если для освоения их нужно осуществлять специальные инженерные мероприятия.

Земли, свободные от застройки, которые находятся в пределах установленных для данного города или иного населенного пункта границ, подлежат первоочередному освоению.

Требования к застройке и планировке населенных пунктов

Нужно отметить, что следует добиваться исполнения санитарных требований, которые предъявляются к застройке и планировке населенных пунктов. Перечислим основные из них.

1) Застройка и планировка должны предусматривать создание максимально благоприятных для здоровья и жизни людей условий.

2) Промышленные предприятия, жилые массивы и иные объекты должны быть размещены так, чтобы не допустить неблагоприятного воздействия вредных факторов на санитарно-бытовые условия жизни и здоровье населения.

3) При строительстве и проектировании поселков городского типа и городов должны быть предусмотрены: канализация, водоснабжение, озеленение, устройство уличных покрытий, обеспечение санитарной очистки, а также иные виды благоустройства.

4) Необходимо обязательное заключение санэпидемслужбы при предоставлении под строительство земельных участков, утверждении проектов застройки и планировки населенных пунктов, вводе промышленных предприятий, жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и др.

Проблема здравоохранения

Из всех названных выше проблем вытекает главная - проблема здравоохранения. За ущерб, который мы приносим ежедневно природе, она нам платит в двойном размере. Очень трудно сейчас найти абсолютно здорового человека. Необходимо проводить мероприятия по охране труда и окружающей среды, направленные на обеспечение санитарной охраны атмосферного воздуха, почвы и водоемов, на оздоровление внешней среды и др.

Под разделом Охрана окружающей среды (ООС) понимают осуществление детализированной оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую среду.

Разработка раздела «Охрана окружающей среды» (ООС) в составе проектной документации предусмотрена ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г).

Основанием для разработки ООС в составе проекта является требования СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» и пр. действующими нормативно - правовыми документами РФ.

Данный раздел является неотъемлемой и обязательной частью проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию и т.п. хозяйственного или промышленного объекта.

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться только по проектам, в составе которых имеется данный раздел ООС.

В разделе "Охрана окружающей среды" (проект ООС) рассматриваются вопросы экологической безопасности в связи с намечаемой хозяйственной деятельностью. Он сдержит проектные разработки по охране окружающей природной среды с элементами экологического нормирования (проектов ПДВ, ПДС, ПНООЛР, СЗЗ), которые необходимо учитывать при проектировании, реализации и контроле за намечаемой хозяйственной деятельностью. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Особое место в вопросе ООС играет функционирование и строительство объектов, которые занимаются самыми различными видами деятельности. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации при строительстве таких объектов необходимо включать в их проектную документацию обязательный раздел об ООС. Чтобы проектируемый объект в период своего строительства, эксплуатации и возможной будущей реконструкции не оказывал негативного воздействия на окружающую среду, в раздел ООС включается ряд превентивных мер, способствующих предотвращению, смягчению или полному исключению вредоносных последствий.

Таким образом, разработка раздела охраны окружающей среды может включать в себя различные виды работ, такие как, например, характеристика состояния окружающей среды проектируемой территории на сегодняшний день и прогнозирование возможных её изменений; составление географических и ботанических описаний, схем, карт территории, для которой составляется проект; внесение предложений по озеленению территории, в том числе компенсационному; планирование различных мероприятий по санитарной очистке проектируемой территории; составление выводов и рекомендаций, которые помогут избежать негативного воздействия сверх нормы проектируемого объекта на окружающую среду во время его строительства и эксплуатации и другие работы.

Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Раздел «Охрана окружающей среды» разрабатывается на основании: — утвержденного ТЭО строительства; — схем и проектов районной планировки городов и населенных пунктов; — схем генеральных планов промышленных объектов с учетом требований территориальных схем охраны природы; — бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; — материалов инженерно-экологических изысканий, выполненных для подготовки проекта.

Порядок разработки и содержание раздела «Охрана окружающей среды» (ООС)

Раздел охрана окружающей среды разрабатывается в составе проектной документации и включает следующие основные разделы:

  • оценка природно-климатических характеристик района размещения проектируемого объекта;
  • определение зоны возможного влияния объекта на состояние окружающей среды и состав реципиентов;/li>
  • подготовка краткого описания объекта строительства, намечаемой деятельности и пр.;
  • обеспечение охраны атмосферного воздуха;
  • обеспечение охраны водных ресурсов;
  • организация мероприятий по обращению с опасными отходами производства и потребления;
  • разработка мероприятий по снижению воздействия вредных физических факторов (шум, ЭМИ и пр.);
  • обоснование размера расчетной санитарно-защитной зоны;
  • охрана земельных ресурсов, растительного и животного мира;
  • анализ сценариев возможных аварийных ситуаций на объекте;
  • организация мониторинговых исследований;
  • осуществление вариантной комплексной оценки экологических и социальных последствий строительства и эксплуатации проектируемого объекта, оценки эколого-экономической эффективности предлагаемых средозащитных мероприятий.

Раздел ООС должен содержать:
— проектные разработки по охране окружающей природной среды с элементами экологического нормирования;
— комплекс предложений по рациональному использованию природных ресурсов в строительстве;
— комплекс технических решений по предупреждению негативного воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду, которые необходимо учитывать при проектировании, реализации и контроле за намечаемой хозяйственной деятельностью.

Раздел ООС включает в себя:
— определение условий природопользования. Согласование ООС с органами Министерства природных ресурсов РФ, санитарно-эпидемиологического надзора, государственного контроля и надзора, участвующих в определении условий природопользования, и другими заинтересованными организациями и ведомствами, землепользователями; — определение технических условий присоединения объекта к существующим инженерным сетям и коммуникациям, — определение условий рекультивации земель, — вариантные проработки как по размещению и генплану участка, так и по принятию технических и технологических решений с экологической точки зрения;
— характеристику природных условий местности;
общую характеристику экологической ситуации на площадке строительства (уровень загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, существующие уровни шума, электромагнитные излучения и иных физические факторы, уровень радиационного загрязнения, загрязненность и нарушенность почвенного покрова, состояние растительного покрова);
— выявление в районе строительства территорий с ограничительным режимом пользования (заповедники, заказники, санитарно-защитные и водоохранные зоны и т.д.);
— картографический материал (обзорная ситуационная схема размещения объекта с нанесенными на ней границами соседних землепользований и планировочных ограничений;
— генплан площадки строительства, природоохранная схема, план благоустройства и озеленения участка) на топографической основе.

Согласование раздела «ООС»

Согласование раздела ООС осуществляется при подаче всей необходимой документации в органы, осуществляющие государственную экспертизу проектной документации (Мосгорэспертиза). Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды. Экспертная оценка экологических экспертиз проводится с учетом соответствия проектных решений заданию на проектирование, основным направлениям охраны окружающей среды, законодательным актам и нормативным документам по охране условий жизни и здоровья населения и окружающей среды и другим требованиям. На основе проведенного анализа и оценки проектных решений Общественной и Государственной экологическими экспертизами делается вывод о целесообразности и допустимости строительства (расширения, реконструкции) с социально-экологических позиций и даются рекомендации с учетом замечаний и предложений. Положительное заключение на раздел ООС в составе проектной документации является основанием для выдачи Разрешения на производство строительно-монтажных работ, его отсутствие не позволяет проводить строительные работы. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться только по проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, выразившемся в создании препятствий организации и проведению экологической экспертизы, осуществлении деятельности без положительного заключения Государственной экологической экспертизы несут уголовную и административную ответственности согласно законодательству Российской Федерации. Следует отметить, что в настоящее время происходят некоторые изменения в законодательстве и правоприменительных документах, касающиеся как содержательной части, так и процедуры экспертизы природоохранной документации в составе проектов строительства и реконструкции объектов различного назначения. Раздел проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" (ПМООС)

Раздел проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" предусмотрен ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г).

На основании Постановления Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г. п. 25. Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" должен содержать:

в текстовой части:

а) результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружаю-щую среду;

б) перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий:

— результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам;

— обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод;

— мероприятия по охране атмосферного воздуха;

— мероприятия по оборотному водоснабжению — для объектов производственного назначения;

— мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова;

— мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;

— мероприятия по охране недр — для объектов производственного назначения;

— мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания (при наличии объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, отдельно указываются мероприятия по охране таких объектов);

— мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона;

— мероприятия, технические решения и сооружения, обеспечивающие рациональное использование и охрану водных объектов, а также сохранение водных биологических ресурсов (в том числе предотвращение попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения) и среды их обитания, в том числе условий их размножения, нагула, путей миграции (при необходимости);

— программу производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях;

в) перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат;

в графической части:

г) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, рекреационных зон, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, мест обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, а также мест нахождения расчетных точек;

д) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, расположения источников выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и устройств по очистке этих выбросов;

е) карты-схемы и сводные таблицы с результатами расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных погодных условиях и выбросов по веществам и комбинациям веществ с суммирующимися вредными воздействиями — для объектов производственного назначения;

ж) ситуационный план (карту-схему) района с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, с указанием контрольных пунктов, постов, скважин и иных объектов, обеспечивающих отбор проб воды из поверхностных водных объектов, а также подземных вод, — для объектов производственного назначения.

Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» разрабатывается в составе проектной документации на строительство объектов в соответствии с требованиями "Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений", СНиП 11-01-95. «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» отвечает на вопросы экологической безопасности в связи с намечаемой хозяйственной деятельностью. Он сдержит проектные разработки по охране окружающей природной среды с элементами экологического нормирования (проектов ПДВ, ПДС, ПНООЛР, СЗЗ), которые необходимо учитывать при проектировании, реализации и контроле за намечаемой хозяйственной деятельностью. Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» регламентирует проведение следующих работ:
. Покомпонентная оценка существующего положения окружающей среды:
— оценка современного состояния природной среды и уровня техногенной нагрузки района размещения объекта (экологический и санитарно-гигиенический анализ функционального использования территорий и баланса территорий):
— зоны санитарной охраны, охранные зоны историко-культурных объектов, особо охраняемые природные территории и их границы;
атмосферный воздух;
водные объекты; отходы и санитарная очистка территорий;
физические факторы воздействия;
санитарно-экологическая оценка почв;
оценка геологических и гидрогеологических условий.
— определение уровня воздействия объекта на окружающую природную среду при различных вариантах реализации проекта;
— оценка изменения природной среды в результате планируемого воздействия;
— оценка последствия воздействия на окружающую среду, социально-бытовые и хозяйственные условия жизни населения;
— определение экологического ущерба;
— мероприятия по предотвращению или снижению возможных неблагоприятных воздействий на среду по основным принимаемым решениям и оценка их эффективности и достаточности;
— мероприятия по организации мониторинга за состоянием окружающей природной среды.
. Благоустройство, озеленение территорий или рекультивация нарушенных территорий.
. Покомпонентная оценка изменений по принятым решениям, оценка воздействия объекта строительства на окружающую среду (ОВОС):
атмосферный воздух, водные объекты.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ПРОЕКТА «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ».

I. Исходно-разрешительная документация.

1. Постановление Главы Администрации на начало проектирования (копия).

2. Заключение Комитета по архитектуре и градостроительству.

3. Заключение Роспотребнадзора по проекту строительства и проекту санитарно-защитной зоны объекта.

4. Согласование Москомзема, ЦГСЭН, Москомприроды на стадии отвода участка.

5. Свидетельство о государственной регистрации права на аренду земельного участка для проектирования объекта (Договор аренды земельного участка).

6. Акты и технические условия природоохранного характера:

Заключение Государственного инспектора Гостехнадзора (Госприроднадзора) по выбору земельного участка.

Справка ФГУП «Геоцентр-Москва» об отсутствии полезных ископаемых.

Справка отдела культуры (города, района) об отсутствии памятников культуры на участке.

Материалы по опросу общественного мнения по размещению объекта с гражданами и общественными организациями, согласованные с Администрацией.

При размещении объекта в 1-м поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (ЗСО) - заключение Мособлводхоз, заключение Роспотребнадзора в г. Москва, технические условия МГУП «Мосводоканал» на водоотведение.

При размещении объекта во 2-м и 3-м поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (ЗСО) - заключение Мособлводхоз, заключение Роспотребнадзора по Московской области, технические условия МГУП «Мосводоканал» на водоотведение.

При размещении объекта в Государственном лесном фонде: Акт технического обследования лесных площадей Мослеспроект, Расчет потерь лесного хозяйства, Гарантийное письмо или договор о возмещении потерь лесного хозяйства, материалы обсуждения размещения с жителями и организациями.

При размещении объекта на территории земель сельскохозяйственного назначения: заключение Министерства сельского хозяйства и продовольствия по МО, Расчет потерь с/х, Гарантийное письмо или договор о возмещении потерь с/х, материалы обсуждения размещения с жителями и организациями. При наличии зеленых насаждений необходим Акт обследования зеленых насаждений Мослеспроект.

Для районов, являющихся источниками питьевого водоснабжения г. Москвы (Красногорский, Истринский, Волоколамский, Дубнинский и др.) необходимо согласование МособлЦГСЭН и Мособлводхоз.

7. Заключение ГУП "Мосгоргеотреста" на площадку проектируемого строительства.

8. Материалы инженерно-геологических и экологических изысканий.

9. Справка о фоновых концентрациях вредных веществ в районе строительства.

10. Справка краткой климатической характеристики района строительства.

11. Справка НИиПИ Генплана об интенсивности движения транспортных средств на прилегающих магистралях района расположения объекта.

II. Проектная документация.

1. Генеральный план М 1:500.
2. Ситуационный план места расположения объекта (М 1:10000, 1:2000) с указанием ближайшей жилой застройки. 3. Проект организации строительства.
4. Общая пояснительная записка.
5. Генеральный план и транспорт (пояснительная записка)
6. Архитектурно-строительные решения (пояснительная записка)
7. Технические условия на подключение объекта к инженерным сетям (водоснабжение, канализация, ливнесток) 8. Технологические решения (пояснительная записка)
9. Инженерные сети и системы (пояснительная записка):
— водоснабжение и канализация;
— отопление и вентиляция;
— электроснабжение и электрооборудование.
10. Шумовые характеристики применяемой приточно-вытяжной вентиляции.
11. Дендроплан.
12. Баланс территории застройки (S уч = S застр. + S тверд.покр. + Sзел.).
13. Технико-экономические показатели: характеристика застройки, наличие инженерных объектов в составе проекта (ЦТП, трансформаторные, АЗС), наличие жилых помещений в зданиях и их экспликация, количество сотрудников, посетителей;

при наличии объектов торговли или складских помещений — схема транспортного обслуживания (периодичность, марки автомобилей), местоположение погрузочно-разгрузочных площадок, торговая площадь и специализация объекта торговли, технология, часы работы.
14. Баланс водопотребления и водоотведения (включая нежилые помещения; данные указать отдельно по потребителям), характеристики очистных сооружений ливнестока и моек машин, моечных агрегатов.
15. Решение по уборке твердых отходов. Предполагаемое количество использования люминесцентных и ртутных ламп (по маркам). Предполагаемое количество использования ЭВМ.

Кроме платежей, налогов для защиты окружающей среды применяются различные проекты, как предприятиями, так и гражданами страны. Это такие мероприятия как высадка леса, различные "субботники" и различные акции. Важное значение имеет экологическое воспитание детей в школах и детских садах. В России развивается экологическое предпринимательство. Большое значение имеет программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Она направлена на защиту окружающей среды всего мира, собирается информация, и принимаются решения, разрабатываются проекты. Мерами по защите окружающей среде являются: ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки, создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов, ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов, ограничение несанкционированного выброса мусора.

Эколого-экономическую эффективность проекта можно вычислить двумя способами:

1) на основе сопоставления природоохранного эффекта по виду воздействия, на который ориентирован проект, и затрат на его реализацию:

охрана загрязнение природа экологический защита

2) на основе сопоставления предотвращенного экологического ущерба от загрязнения окружающей природной среды и затрат на осуществление проекта:

Выводы

Подведем итог изложенному выше материалу. Итак, наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - аэрозольные и газообразные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете.

Вызывает тревогу и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже, по подсчетам экологов, 1/10 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо и водообмена между гидросферой и атмосферой.

Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

В последнее время все чаще в печати, на радио, телевидении одной из главных тем становится экологическая. Широкая общественность, зная о критическом состоянии окружающей среды, должна активно действовать. "Экологизация" законодательной и исполнительной власти сейчас особенно важна, поскольку первоочередная задача -- сделать экологически чистые производства выгодными и, наоборот, экономически невыгодным любое пренебрежение экологическими нормами. Без этого призывы к рядовым гражданам беречь природу будут выглядеть демагогическими и вряд ли достигнут цели. Вместе с тем необходима и самая широкая просветительская работа среди граждан всех возрастов.

В конце XX века мировая цивилизация вступила в такой этап своего развития, когда на первое место выдвинулись проблемы выживания и самосохранения человечества, сохранения окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Современный этап развития человечества обнажил проблемы, вызванные ростом населения Земли, противоречиями между традиционным хозяйствованием и нарастающим темпом использования природных ресурсов, загрязнением биосферы промышленными отходами и ограниченными возможностями биосферы к их нейтрализации. Эти противоречия тормозят дальнейший научно-технический прогресс человечества, становятся угрозой его существования.

Только во второй половине XX века благодаря развитию экологии и распространению экологических знаний среди населения стало очевидным, что человечество является непременной частью биосферы, что покорение природы, бесконтрольное использование ее ресурсов и загрязнение окружающей среды - тупик в развитии цивилизации и в эволюции самого человека. Поэтому важнейшее условие развития человечества - бережное отношение к природе, всесторонняя забота о рациональном использовании и восстановлении ее ресурсов, сохранении благоприятной окружающей среды.

Однако многие не понимают тесной взаимосвязи между хозяйственной деятельностью людей и состоянием окружающей природной среды. Широкое эколого-природоохранное просвещение должно помочь людям в усвоении таких экологических знаний и этических норм и ценностей, отношений и образа жизни, которые необходимы для устойчивого развития природы и общества.

В данной работе мы проанализировали правовое обеспечение экологической ситуации страны, рассмотрели виды загрязнений и их вклинение на здоровье человека. Мы достигли поставленной цели и показали всю значимость защиты окружающей среды.


Одним из условий существования человеческого вида является изменение им окружающей среды. При этом часто меняются виды животных и растений, изменяется климат, то есть наносится ущерб живой природе. Для того чтобы минимизировать негативное воздействие людей на природную среду, приняты многочисленные законы по защите окружающей среды, предусматривающие в числе прочего и разного рода природоохранные мероприятия.

Перечень мероприятий по защите окружающей среды всегда входит в проекты по строительству или реконструкции любого объекта. Задача перечня – оценить состояние экологической среды в том месте, где планируется вести работы, построить прогноз того, как строительство на эту экологию повлияет и предложить ряд действий (мероприятий) которые позволят свести ущерб от этого влияния до минимума.

Области защиты окружающей среды

Обычно мероприятия по защите окружающей среды охватывают все области, которым может быть нанесен вред – воздух, воду, почву. В их числе входят:

  • все возможные действия для восстановления поврежденного слоя почвы;
  • действия по минимизации выбросов в атмосферу и по снижению содержания в них вредных веществ;
  • очистка всех стоков и предложения по эффективному использованию водного ресурса;
  • все действия, позволяющие снизить уровень шума;
  • транспортировка и обезвреживание особо опасных отходов, если таковые будут;
  • если рядом есть охраняемые природные территории, то все что можно сделать для их защиты;

Восстановление поврежденных земель, оно же рекультивация может быть техническим и биологическим. В практике строительства обычно используется техническая рекультивация. То есть после строительства территорию убирают, формируют откосы и бордюры, засыпают новый почвенный слой взамен поврежденного. Минимизация выбросов в атмосферу заключается в установке пылегазоочистного оборудования, а так же в использовании техники, которая соответствует всем требованиям природоохранного законодательства.

Стоки очищаются от большого количества механических примесей, после чего сбрасываются в местную канализацию, где и подвергаются стандартной очистке. Работу же с опасными отходами выполняют организации, имеющие необходимые лицензии в полном соответствии со всеми положенными регламентами.

Для того чтобы спроектировать мероприятия по защите окружающей среды, нужно собрать немало данных по состоянию экосистемы, по результатам геодезических и изыскательских работ, нужны расчеты того, как повлияют на экологическую систему действия по строительству или реконструкции объектов, и как будет влиять на окружающую среду использование объекта. После этого собираются документы, на основании которых и создается перечень.

К этим документам относятся документы об отводе земельного участка и правах на его использование, заключение о результатах радиационного обследования местности, акт обследования зеленых насаждений и разрешение на их вырубку или изъятие, и, обязательно, разрешение Роспотребнадзора на строительство.

После завершения перечень мероприятий должен пройти государственную экологическую экспертизу, продолжительность которой варьируется от одного до шести месяцев в зависимости от сложности объекта. После этого и выдается разрешение на строительство, позволяющее начинать работу.

Разработка подобного перечня требует серьезных знаний в области природоохранного законодательства, а также всевозможных нормативов предельного содержания вредных веществ. Если в штате вашей компании нет специалиста-эколога, то лучшим решением будет привлечь к работе организацию, специализирующуюся в данной области.

Аннотация: Экологическое сопровождение объектов разработки месторождений на всех стадиях.

Экологическое сопровождение объектов разработки месторождений на стадии проектирования

Разработка месторождений - это комплекс мероприятий по извлечению нефти и газа из недр и управлению этим процессом. В проектных документах приводится обоснование:

  • выделения эксплуатационных объектов и системы размещения сеток добывающих и нагнетательных скважин;
  • способов и режимов эксплуатации скважин, устьевого и внутрискважинного оборудования;
  • способов и агентов воздействия на пласты с целью повышения пластового давления и нефтеизвлечения;
  • требований к системам сбора и промысловой подготовки продукции скважин;
  • требований к конструкциям скважин, производству буровых работ, методам вскрытия пластов и комплексу исследований скважин;
  • мероприятий по охране недр и ОС при бурении и эксплуатации скважин.

При составлении проектных документов на разработку месторождения в разделе "Охрана окружающей среды и недр" освещаются следующие вопросы.

  1. Охрана атмосферного воздуха на территории промысла за счет сокращения потерь нефти и газа, высокой степени утилизации ПНГ, повышения надежности оборудования. Здесь же проводится расчет валовых выбросов вредных веществ в атмосферу и намечаются мероприятия по контролю за ее состоянием.
  2. Охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения за счет выделения водоохранных зон, организации очистных сооружений и закачки подтоварных вод в промысловые горизонты.
  3. Охрана земель, лесов, флоры и фауны за счет герметизации системы сбора, подготовки и транспортировки нефти, уменьшения отходов, загрязняющих ОС, рекультивации земель и организации экологического мониторинга.
  4. Охрана недр за счет исключения межколонных перетоков и грифонов, аварийного сронтанирования, просадки устьев скважин и смятия НКТ.
  5. Обеспечение экологической безопасности на объектах сбора и подготовки нефти за счет очистки, сброса и утилизации до 90% пластовых вод в пунктах добычи нефти и исключения встречных перекачек, улавливания испарений из резервуаров, снижения расходов пресной воды при обессоливании.

Экологическое сопровождение эксплуатации объекта нефтегазового комплекса

Экологическое сопровождение эксплуатации-это непрерывный процесс, который осуществляется коллективом специалистов под руководством главного инженера. Главным природоохранным мероприятием является экологическое нормирование.

Нормирование выбросов в атмосферу

Проект нормирования выбросов ЗВ в атмосферу и получение разрешения на выбросы разрабатывается предприятием и привлеченной специализированной организацией. Цель нормирования - госрегулирование выбросов, стимулирование предприятия к снижению объемов и токсичности ЗВ.

Нормативы ПДВ загрязняющих веществ устанавливаются территориальными органами МПР РФ для каждого стационарного источника выбросов и производства в целом. Для этого используется следующая информация:

  • фоновая концентрация ЗВ;
  • карта-схема предприятия с нанесенными источниками выбросов;
  • ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием границ СЗЗ, селитебных территорий и постов наблюдений;
  • расход и состав используемого сырья, материалов и топлива;
  • данные о типах оборудования и марках транспортных средств;
  • формы статистической отчетности 2-ТП, замеры концентраций ЗВ на границе СЗЗ.

Разработанные нормативы и лимиты используются для расчета и взимания экологических платежей, связанных с загрязнением атмосферы, для наложения штрафов и предъявления исков о возмещении ущерба при нарушении природоохранного законодательства.

Нормирование сбросов в водные объекты

Нормирование деятельности предприятия приданном виде экологического сопровождения заключается в разработке и согласовании проекта нормативов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты и получении разрешения на сброс. Суть данного этапа сопровождения состоит в установлении нормативов ПДС в поверхностные и подземные водные объекты для действующего предприятия на основе анализа технологии производства и источников сброса ЗВ. а также экологического состояния водных объектов: в обосновании выбора водоохранных мероприятий, обеспечивающих достижение нормативных сбросов.

Установленные нормативы ПДС и лимиты ВСС используются при выдаче лицензий на водопользование, установлении размеров платежей.

Нормирование в сфере обращения с отходами

Данный вид экологического сопровождения деятельности предприятия заключается в разработке и согласовании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получение разрешения на размещение отходов.

В соответствии с ФЗ "Об охране окружающей среды" и "Об отходах производства и потребления" все предприятия должны вести учет наличия, образования, использования и размещения отходов собственного производства. Исходными данными для проведения инвентаризации источников образования отходов являются:

  • карта-схема предприятия с нанесенными на нее местами временного хранения отходов;
  • информация о технологии производства и оборудовании с точки зрения образования отходов;
  • перечень и паспорта образующихся отходов;
  • установки и технологии по переработке и обезвреживанию отходов на предприятии;
  • информация о местах размещения отходов и договоры на вывоз и размещение отходов.

Основные мероприятия по охране окружающей среды

Охрана атмосферы

Когда отходящие газы покидают дымовую трубу и поступают в атмосферу, на них начинают действовать внешние метеорологические факторы. Эти факторы влияют на распространение дыма от трубы и перенос загрязняющих веществ на дальние расстояния. В зависимости от атмосферных условий внешний вид факела может отличаться большим разнообразием ( рис. 9.1).


Рис. 9.1.

Горизонтальное перемещение примесей определяется скоростью ветра, а вертикальное - распределением температур по вертикали. Наиболее неблагоприятной является разновидность температурной стратификации атмософеры - инверсия ( рис. 9.2), когда холодный воздух подтекает под теплый. Образованию инверсий способствуют штили, туманы, низкая облачность, холодная почва, ложбинные места. В результате загрязняющие вещества накапливаются над поверхностью земли. Инверсии сопровождаются смогом, недопустимо высокой концентрацией вредных примесей в атмосфере.


Рис. 9.2.

Смог - это явление образования токсичной смеси дыма и тумана в результате загрязнения воздуха в условиях высокой влажности продуктами сгорания топлива. При этом сажа и диоксид серы образуют в каплях воды серную кислоту. Наблюдается также фотохимический смог , когда под действием солнечного излучения взаимодействуют оксиды азота и утлеводороды, попадающие в воздух с выхлопными газами. Продукты этих реакций являются агрессивными химическими соединениями.

Для расчета рассеивания выбросов создано большое количество моделей. В первом приближении при небольшом перепаде отметок местности высота источника выбросов над землей может быть определена по следующей формуле:

(9.1)

где - масса вредного вещества, выбрасываемого в единицу времени, г/с; - безразмерный коэффициент, учитывающий температурную стратификацию атмосферы , скорость оседания частиц в воздухе , условия выхода газовоздушной смеси из трубы тип; - фоновая концентрация вредных веществ; - объемный расход выбрасываемой газовоздушной смеси, ; - разность температур выбрасываемой смеси и окружающего воздуха.

Значение коэффициента зависит от региона. Например, для Центрального региона России коэффициент , учитывающий условия вертикального и горизонтального рассеивания загрязняющих веществ, принимается равным 140.

Коэффициент , учитывающий дисперсность и скорость оседания наиболее крупных фракций, равен: 1,0 - для газообразных веществ и мелкодисперсных аэрозолей: 2,0 - для крупнодисперсной пыли и золы при степени очистки менее 90%; 3,0 - при отсутствии очистки, а также для производств, выбрасывающих конденсирующийся водяной пар.

В первом приближении коэффициенты и принимаются равными единице.

Расчет предельно допустимого нагретого выброса вредного вещества выполняется с использованием следующей зависимости:

(9.2)
Таблица 9.1. Значения ПДК некоторых вредных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов
Вещество Код вещества Максимальная разовая Среднесуточная Класс вредности
Азота диоксид 200 0,085 0,085 2
Аммиак 202 0,2 0,2 4
Бензин 955 5,0 1,5 4
Взвешенные вещества 936 0,5 0,05 3
248 0,2 0,2 2
701 0,5 0,05 3
Озон 289 0,16 0,03 1
Сажа 321 0,15 0,05 3
292 0,008 0,008 2
322 3,0 1,0 4
Хлор 210 0,1 0,03 2

Требуемое потребление воздуха, в котором необходимо разбавить выбрасываемую примесь, чтобы довести ее концентрацию до ПДК определяется следующим отношением:

где - высота источника выброса. Чем больше значение параметра , тем приоритетнее (опаснее) загрязняющее вещество.

Наиболее актуальными природозащитными мероприятиями воздушной среды являются:

  • установление научно обоснованных нормативов ПДВ для источников загрязнения;
  • оборудование дизелей буровых установок нейтрализаторами и сажевыми фильтрами;
  • оборудование факельных устройств установками бездымного сжигания газа;
  • использование попутного нефэтяного газа для ППД и бытовых нужд;
  • снижение объемов испарения УВ из резервуаров хранения;
  • герметизация систем сбора и транспортировки нефти и газа.

В помещениях насосных станций и нефтебаз применяется приточно-вытяжная вентиляция. Приточная система вентиляции включает воздухозаборное устройство, вентиляторы. Калориферы с системой воздуховодов. Вытяжная система вентиляции включает дефлекторы, обеспечивающие естественный воздухообмен, и систему принудительного удаления воздуха.

Расход приточного воздуха в зданиях насосных определяется по нормируемой кратности воздухообмена

(9.5)

где - объем помещения; - нормируемая кратность воздухообмена, изменяется от 3,0 до 14; зависит от вида неофтепродуктов и наличия в них сернистых соединений.

Охрана водных ресурсов:

  • соблюдение экологических ограничений в водоохранных зонах и СЗЗ водозаборов;
  • недопущение сброса сточных вод на рельеф и в водые объекты без очистки;
  • применение безамбарных методов бурения и бурения в режиме замкнутого технологического цикла;
  • организация эффективной защиты от инфильтрации отходов буровых растворов;
  • проведение тампонажных работ с высоким качеством;
  • усиленная изоляция трубопроводов;
  • обеспечение буровых и иных производственных площадок противоаварийным оборудованием.

Разбавление сточных вод - это процесс снижения концентраций загрязняющих веществ в водотоках и водоемах, протекающий вследствие перемешивания сточных вод с водной средой. Интенсивность этого процесса характеризуется кратностью разбавления:

(9.6)

где - расход водотока; - расход сточной воды.

Разбавление происходит в направлении господствующих течений, и в этом направлении кратность разбавления увеличивается. В месте выпуска . затем ниже по течению концентрация примеси снижается до наступления полного перемешивания. Факторы и условия, определяющие процесс разбавления, определяются конструктивными и технологическими особенностями выпуска сточных вод и гидрологическими и метеорологическими особенностями водотоков и региона.

Расчет предельно допустимого сброса (ПДС) для водотоков осуществляется с помощью следующей зависимости:

(9.7)

где - концентрация примеси в сточных водах, при которой в конкретных условиях водоотведения не превышаются нормы качества воды в расчетных (контрольных) створах, .

Расчетные створы для водных объектов хозяйственно-питьевого водопользования находятся в 1 км выше по течению от ближайшего пункта водопользования.

Охрана геологической среды и почвы:

  • применение нетоксичных рецептур буровых растворов;
  • надежная изоляция сопутствующих горизонтов;
  • планировка и обваловка буровых площадок;
  • полная утилизация отходов бурения;
  • установление обоснованных нормативов образования и лимитов размещения отходов;
  • оборудование очистными сооружениями временных поселков и бытовых помещений;
  • разработка проектов рекультивации нарушенных земель и организация рекультивационных работ по завершении бурения и эксплуатации скважин.

Предельное количество отходов на территории предприятия допускается при условии возможного выделения вредных веществ в воздушную среду в концентрациях, не превышающих 30% ПДК воздуха рабочей зоны и при отсутствии загрязнения почвы и водных объектов.

Вещества 1 класса опасности хранятся в герметизированной таре (контейнеры); вещества 2 класса опасности - в закрытой таре; 3 класса - в бумажных мешках; 4-5 класса - навалом, насыпью.

Охрана растительного и животного мира:

  • рациональное использование земельного фонда и проведение компенсационных мероприятий;
  • экологическое обучение персонала.

Наиболее эффективными техническими мероприятиями по предотвращению осложнений на скважинах и промысловых трубопроводах являются следующие:

  • стабилизация потоков жидкостей и газов в трубах с целью исключения внутри трубных волновых процессов;
  • подавление коррозионных процессов;
  • автоматизация процессов перекачки с отключением при аварийных ситуациях;
  • составление декларации промышленной безопасности объектов с учетом экологических рисков на разных стадиях добычи, подготовки и перекачки углеводородов;
  • использование эффективных методов ликвидации последствий аварий.

Мероприятия при ликвидации объектов инфраструктуры промысла

Стадия ликвидации объектов промысла включает консервацию, ликвидацию, демонтаж оборудования и построек промысла, вывоз отходов, а также рекультивационные мероприятия. Эти работы осуществляются по специальным проектам.

Перед началом ликвидации скважины разрабатываются противовыбросовые мероприятия: способы поддержания гидростатического давления: обеспечение работы разгрузочной скважины на случай выхода из строя основной буровой установки: способы использования буровых растворов; обучение личного состава буровой.

В первую очередь производится разрядка и глушение скважины пластовой водой, раствором хлористого кальция или глинистым раствором. Разрядка производится в передвижные емкости, систему ППД или поглощающие скважины. После подъема глубинного оборудования и промывки скважины до забоя устанавливается цементный мост в интервале продуктивного пласта. После заполнения скважины глинистым раствором с ингибитором коррозии и глубинного торпедирования извлекают эксплуатационную колонну. С целью улучшения изоляции закачивают тампонажный раствор в пространство между кондуктором и горной породой. Тампонажный цемент должен быть устойчивым к агрессивным компонентам.

Устье скважины должно быть оборудовано задвижкой высокого давления в коррозионно-стойком исполнении. Вокруг скважины сооружается бетонная площадка с металлическим ограждением. На площадке устанавливается репер.

Мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность предприятий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефугепродуктов (ЛАРН). является ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Согласно этому закону эксплуатирующие компании обязаны планировать и осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации возможных аварийных ситуаций на своих производственных объектах.

Задачей разработки планов ЛАРН является обеспечение готовности компаний, осуществляющих работы по разведке, добыче, хранению, транспортировке, переработке нефти и нефтепродуктов, к локализации разливов и их скорейшей ликвидации.

Независимо от величины и места разлива установленное время его локализации составляет не более 4 ч при разливе в акватории и не более 6 ч при разливе на почве. Планы ЛАРН разрабатывают исходя из максимально возможного количества разлившейся нефти:

  • для нефтеналивного судна - 2 танка;
  • для стационарных и плавучих добывающих установок и нефтяных терминалов - 1500 т;
  • для нефтехранилищ - 100% объема максимальной емкости одного объекта хранения;
  • для железнодорожного состава - 50 % общего объема цистерн в составе;
  • для трубопровода при порыве - 25% объема прокачки в течение 6 ч и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
  • для трубопровода при проколе - 2 % объема прокачки в течение 14 дней.

План ЛАРИ должен содержать:

  • прогноз возможных разливов;
  • расчет количества сил и средств, достаточных для ликвидации аварии;
  • схему управления, связи, оповещения и взаимодействия сил и средств;
  • географические и другие особенности района разлива;
  • график проведения операций по ликвидации разлива и порядок обеспечения безопасности населения;
  • организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций.

Эффективность противоаварийных мероприятий обеспечивается проведением учений и тренингов персонала, занятого работой по ликвидации разливов.

Восстановление нарушенных природных комплексов длится десятки лет, поэтому приоритет должен отдаваться мерам по предотвращению аварийных ситуаций, наиболее тяжелыми из которых являются разливы нефти.

При возникновении аварийной ситуации предприятие обязано:

  • ликвидировать (заглушить, перекрыть) источник разлива нефти;
  • локализовать нефтяной разлив;
  • оценить объем разлива и определить способ его ликвидации;
  • собрать и вывезти собранную с почвы и водной поверхности нефть в пункт утилизации;
  • произвести оценку полноты выполненных работ и рекультивацию загрязненной почвы.

Аварийные разливы на скважинах, выкидных линиях, технологическом оборудовании должны локализовываться в пределах обвалованных площадок. Объем обвалованного пространства кустовой площадки должен составлять не менее 100 , что превышает суточные дебиты скважин.

При авариях вне обустроенных площадок проводятся следующие действия по локализации разливов:

  • при малых разливах участок оконтуривается плугами на глубину 20-25 см;
  • при средних разливах сооружаются грунтовые барьеры с устройством защитных экранов;
  • при больших разливах проводят локализацию с помощью траншей или нефтеловушек в виде котлованов; для более полного сбора нефуги используются сорбенты, обладающие высокой собирающей и удерживающей способностью.

В малонаселенных местах как экстренную меру применяют сжигание. При этом уничтожается до половины разлива, остальное фильтруется в почву. Землю после сжигания необходимо вывозить на свалку. При сжигании в атмосферу попадают продукты возгонки и неполного окисления нефти.

Для сбора, переработки, утилизации нефэтяных шламов выпускается специальное оборудование модульного типа: например, мобильная установка для переработки нефтешламов и замазученных грунтов НПО "Полет" производительностью 15 .

Загрязненные почвогрунты рекомендуется вывозить на территории выработанных карьеров, где их разравнивают слоем до 20 см с последующей перепашкой для увеличения доступа кислорода. Хорошие результаты дает применение нефтеразлагающих микроорганизмов, которые разлагают УВ до азота и углекислого газа. Через несколько лет в силу естественной биодеструкции углеводородов происходит восстановление растительного слоя. Для интенсификации процесса вносят удобрения и залуживают взрыхленную поверхность семенами трав или злаков.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация