Основания и порядок прекращения гражданства РФ. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Вправе ли ФМС лишить вас паспорта и гражданства РФ

Главная / Бизнес

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации
Комментарий к статье 22

Комментируемая статья устанавливает основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.
Решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение.
Такая позиция законодателя не случайна, поскольку представление заявителем подложных документов является преступлением, предусмотренным ч. 3 ст. 327 УК РФ, в которой используется понятие «подложный документ».
При этом под подложным подразумевается документ явно фальшивый, фальсифицированный.
Официальный документ — это предмет, имеющий официальный источник происхождения. Он должен исходить от юридического лица, иметь определенную форму, реквизиты и издаваться в соответствии с установленной процедурой. По общему правилу из содержания документа должно быть ясно, кто его оформил (штамп, наименование и необходимые данные организации, данные должностного лица), кому адресуется документ, чем удостоверяется (печать, штамп, оттиск, подпись и т.п.). Важное значение имеет и регистрация документа. Делается это обычно в соответствующих журналах, специальных книгах и т.п. В необходимых случаях в делах остаются копии.
Документ, составленный частным лицом либо от имени несуществующей организации, не может считаться официальным и не является предметом преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ. Однако в случае официального заверения, удостоверения какого-либо частного документа (доверенности, заявления, договора, завещания и др.) должностным лицом, нотариусом и иным компетентным органом данный документ должен признаваться официальным, поскольку уже исходит от официального органа и приобретает юридический характер.
К официальным документам, являющимся предметом подделки, согласно ст. 327 УК РФ следует относить те из них, которые выданы предприятиями и учреждениями (юридическими лицами) независимо от их организационно-правовой формы, зарегистрированными в установленном порядке.
Официальный характер документа связан с определенной его формой, пригодной для восприятия адресатом.
Кстати, в УК РСФСР 1960 г. регламентировалась подделка удостоверения или иного выдаваемого государственным или общественным предприятием, учреждением, организацией документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей (ч. 1 ст. 196). Под удостоверением в строгом (буквальном) смысле следует понимать именной документ, удостоверяющий личность, право, статус физического лица (удостоверение личности, пенсионное удостоверение, удостоверение водителя, удостоверение ветерана ВОВ и т.п.), выданный и оформленный соответствующим образом. Обычно документ содержит и сам этот термин «удостоверение».
Выделяя удостоверение из иных предметов подделки, законодатель подчеркивает важность защиты прежде всего документов, удостоверяющих личность, правовой статус лица. Основной же круг документов, являющихся предметом преступления, очерчивается понятием «официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей».
Использование поддельного документа, несомненно, не охватывается ни понятием сбыта, ни понятием подделки. Подделка документов и использование поддельного документа составляют самостоятельные составы. Ответственность за использование поддельного документа не может ставиться в зависимость от того, данным лицом изготовлен фальшивый документ либо иным субъектом, не участвующим в его использовании. Поэтому действия виновного должны квалифицироваться по совокупности ч. 1 и ч. 3 ст. 327 УК РФ (в этом случае мы имеем дело с реальной совокупностью, складывающейся как итог совершения двух деяний, предусмотренных различными частями уголовно-правовой нормы).
В соответствии с ч. 3 ст. 327 УК РФ использование заведомо подложного документа наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность использования заведомо подложного документа, осознает, что использует заведомо подложный документ и это позволит ему приобрести какие-либо права или освободиться от каких-то обязанностей, и желает этого.
Субъектом преступления является лицо, которое не подделывает, а лишь использует заведомо подложный документ. Использование заведомо подложного документа самим подделывателем охватывается ч. 1 ст. 327 УК РФ и дополнительной квалификации по ч. 3 не требует.
В правоприменительной практике возникают сомнения при квалификации подделки документов, выдаваемых органами иностранных государств. В последнее время такие случаи получили широкое распространение.
В статье 327 УК РФ не конкретизируется принадлежность официальных документов российским государственным органам, организациям или предприятиям. Однако в отношении другого предмета подделки — государственных наград — происхождение их указывается.
Правоприменительная практика реализации ст. 195 УК РСФСР «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей, бланков» признает заграничные паспорта и т.п. документы предметом данного преступления. Полагаем, что такой же подход уместен и в отношении подделки иных официальных документов. В соответствии с нормами международного права на территории Российской Федерации принимаются к обращению, используются, легализуются различные документы иностранных государств. Отсюда очевидно: нарушение действующего порядка посредством подделки указанных документов образует состав преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ.
В Уголовном кодексе не раскрывается значение термина «подделка». Между тем имеется законодательное определение служебного подлога (ст. 292 УК РФ) и описание отдельных действий по фальсификации различных видов документов (ст. ст. 170, 185, 187, 287 УК РФ).
Полагаем, что подделкой следует считать: изготовление полностью фиктивного документа с помощью средств копировальной, множительной техники, незаконно изъятых бланков, поддельных печатей, штампов, подписей; внесение исправлений или полное изменение подлинного документа путем уничтожения части текста (подчистки, травления, смывания, вырезки), внесения новых записей (дописки, вставки, подклейки).

Отмена решения о приеме в гражданство - действие компетентного должностного лица, направленное на прекращение ранее неправомерно возникших у лица, приобретшего гражданство РФ, прав и обязанностей вытекающих из этого гражданства. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Следует отметить, что ранее действовавший закон о гражданстве предусматривал отмену решения только о приеме в гражданство. Сейчас законом предусмотрена также отмена решения о прекращении гражданства, которая производится при установлении в судебном порядке факта предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений. Также, закон о гражданстве от 1991г. предусматривал отмену решений о приобретении гражданства, но не распространял отмену решений на супруга и детей лица, совершившего подлог документов или сообщившего ложные сведения, если их осведомленность не доказана. Сейчас же законом предусмотрена отмена решения в целом, без оговорок относительно супруга и детей.

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение. Согласно Конституции РФ ст.89 п. «а», Президент РФ решает вопросы гражданства РФ. Таким образом, и отмена решений по вопросам гражданства должна относиться к его компетенции. Также, полномочными органами являются территориальные органы внутренних дел. Президент Российской Федерации вправе отменить решение по вопросам гражданства Российской Федерации, принятое другим полномочным органом. Если в порядке прохождения процедуры изменения гражданства у полномочных органов возникает сомнение в подлинности документов, либо в правдивости представленных сведений, они могут обратиться с заявлением в суд для решения вопроса в порядке уголовного (гражданского) производства.

Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение.

Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения.

Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации и решения суда направляются полномочным органом соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованных органов.

Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных.

В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.

При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.

При отмене решения о выходе из гражданства Российской Федерации у лица изымается справка о выходе из гражданства Российской Федерации и выдается паспорт гражданина Российской Федерации

Оптация также является одним из оснований прекращения российского гражданства.

Гражданство Российской Федерации прекращается:

1) вследствие выхода из гражданства;

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;

3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории;

4) по иным основаниям, предусмотренным Законом.

1. Выход из гражданства (ст. 23 Закона о гражданстве) - это его утрата лицом по собственному волеизъявлению.

1. Выход из гражданства может быть реализован двумя способами:

1) по ходатайству гражданина;

2) в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке.

Закон о гражданстве установил две группы оснований, которые препятствуют выходу из гражданства :

1) если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации (п. 2 ст. 23 Закона о гражданстве), ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено ;

2) выход из гражданства Российской Федерации не допускается (п. 3 ст. 23 Закона о гражданстве):

После получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

Если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

2. Отмена решения о приеме в гражданство (ст. 24 Закона о гражданстве) - единственный случай возможного прекращения гражданства Российской Федерации без волеизъявления самого лица.

Отмена решения о приеме в гражданство применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.

Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема.

3. Выбор гражданства - «оптация» (ст. 21 Закона о гражданстве). Основанием прекращения гражданства является оптация в случаях, когда гражданин Российской Федерации при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство.

4. Иные основания прекращения гражданства. К таким основаниям Закон о гражданстве относит, например, прекращение гражданства Российской Федерации у детей в возрасте до 14 лет, родители которых приобрели иное гражданство (ч. 1 ст. 26).


Смотрите также:

Решил свой первый пост здесь начать с обсуждения такой проблемы. К написанию данного текста, меня подтолкнуло прочтение статьи "Вправе ли чиновник ФМС лишить россиянина паспорта и гражданства РФ", которая была опубликована на сайте lenta.ru 24.09.2009 года.

Как известно срок давности (как исковой, так и привлечения к уголовной ответственности), явдяется одним из важнейших институтов различных отраслей права. Его значение довольно трудно переоценить. Поскольку сроки исковой давности в гражданском праве играют важную роль в упорядочивании гражданского оборота, создают определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинируют их участников, способствуют соблюдению хозяйственных договоров, обеспечивают своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений.
В последнее время в Гражданский Кодекс РФ были внесены изменения в данный институт.

Можно так же вспомнить о таким институте уголовного права, как срок давности привлечения к уголовной ответственности, по истечении которого по мнению законодателя преступление утрачивает общественную опасность.

Однако при прочтении норм статьи 22 "Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации" ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" я с удивлением обнаружил, что в нормах закона отсутствует какое-либо упоминание о сроке давности в течении которого может быть отменено решение по вопросу гражданства. То есть, в соответствии с действующим в настоящее время законодательством решение по вопросам гражданства РФ может быть отменено, даже через несколько десятков лет после его принятия.

Надо отметить, что действовавший ранее Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" а именно 24 статья предусматривала, что отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема в гражданство РФ.

В современной отечественной литературе и публицистике данная проблематика освещена недостаточно широко. Фактически нигде не анализируется то обстоятельство, что отсутствие срока исковой давности при отмене решений по вопросам гражданства

Судебная практика судов общей юрисдикции по вопросам об отмене решений по вопросам гражданства РФ довольно однообразна. Из ее анализа следует, что в основном граждан РФ лишают гражданства за невнесение сведений о ближаших родственниках (несовершеннолетние дети, жены) в заявление о приеме в гражданство РФ.

Конституционный Суд РФ рассмотрел ряд жалоб граждан, в которых оспаривалась конституционность статьи 22 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Имею ввиду следующие определения:

- Определение КС РФ от 21.04.2011 г. №544-О-О

- Определение КС РФ от 22.04.2010 г. №664-О-О

- Определение КС РФ от 25.10.2016 г. №2211-О

Одним из основных мотивов, по которым гражданам было отказано в удовлетворении их жалоб, судьи Конституционного СУда РФ указывалио, что статья 22 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" предусматривает обязательный судебный контроль по вопросам такого рода, а следовательно не может рассматриваться как допускающая произвольное лишение гражданства РФ.

Однако тут можно вспомнить еще одно постановление Конституционного Суда, а именно.

Постановление КС РФ о N 7-П т 10.03.2016 г.

В своем постановлении КС подчеркнул, что по закону возбужденное производство может быть окончено приставом в связи с исполнением требований и при возвращении взыскателю исполнительного документа. В обоих случаях судебный пристав-исполнитель обязан окончить производство и вернуть взыскателю исполнительный документ, что не является препятствием для повторного обращения взыскателя в пределах установленного законом трехлетнего срока.

Вместе с тем в законе говорится, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению может прерываться и впоследствии возобновиться, причем время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. При этом от взыскателя не требуется указания мотивов своего решения об отзыве и новом взыскании. Это обещает должнику бесконечное пребывание под угрозой применения к нему мер принудительного исполнения, что приводит к нарушению прав должника, в том числе неопределенному по времени выведению его имущества из сферы гражданского оборота, ограничению его права собственности и препятствиям эффективной судебной защите.

То есть по смысле данного постановления КС РФ такое бессрочное пребывание должника под угрозой применения к нему принудительных мер ограничивает его прав собственности

С учетом вышеизложенного становится непонятным, почему законоадатель избегает правовой определенности в данном вопросе и почему из дейтсвующего ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" исклчен срок давности. Ведь по сути это довольно серйозное ограничение, которое нависате над гражданином как дамоклов меч фактически всю жизнь.

P.S. На мой взгляд текст получился нескольку сумбурным, так как опыт написания статей у меня практически отсутствует. В следующей статье постараюсь привести анализ механизмов отмены решений по вопросам гражданства в других странах и сравнить его с дейтсвующим на территории РФ

Порядок приобретения и прекращения гражданства закреплен в ФЗ № 62. Процедуры в настоящее время существенно отличаются от предусмотренных в прежнем законе от 1991 г.

Основания и порядок приобретения гражданства РФ

В соответствии с 5-й статьей ФЗ № 62, гражданами России признаются лица, имевшие гражданство на дату вступления в действие указанного Закона, а также получившие его по правилам, установленным в этом нормативном акте.

Гражданство РФ можно получить по:

  • рождению;
  • заявлению о восстановлении или приобретении гражданства;
  • другим основаниям, установленным федеральным законодательством или международным соглашением.

В первом случае речь идет о филиации. Ребенок становится гражданином РФ, если гражданство имеют:

  • Оба родителя.
  • Один родитель, а второй его не имеет или признан отсутствующим без вести либо его местонахождение не установлено, является иностранцем, при условии рождения ребенка в России.

Ребенок, рожденный в РФ, также становится гражданином, если его родители иностранцы, но государство, подданными которого они являются, гражданство рожденному не предоставляет.

Несовершеннолетний, находящийся в России, родители которого неизвестны, станет гражданином, если они не объявятся в течение полугода с даты его обнаружения.

Натурализация

Это второе распространенное основание приобретения гражданства РФ. Порядок и условия устанавливаются в 13-й статье ФЗ № 62.

Согласно норме, с заявлением могут обратиться субъекты, достигшие совершеннолетия, обладающие дееспособностью, если они:

  • Непрерывно в течение пяти лет живут в России. Непрерывным считается период, если в течение года лицо покидало территорию страны не больше чем на 90 дней.
  • Соблюдают Конституцию и законодательство.
  • Обратились в консульство с заявлением об отказе от имеющегося подданства. Из этого требования, однако, есть исключения. Отказ не требуется в случаях, прямо установленных в федеральном законодательстве или международном соглашении, или если он невозможен в силу обстоятельств, не зависящих от субъекта.
  • Владеют государственным языком РФ.

В предусмотренных законом случаях пятилетний срок может быть сокращен до года.

Особые случаи

Субъекты, имеющие заслуги перед Россией, могут обратиться в УФМС РФ с заявлением без соблюдения указанных выше требований.

Не соблюдать условие о непрерывном проживании и не предоставлять вид на жительство могут лица:

  • Являющиеся подданными стран, входивших в СССР.
  • Проходящие службу по контракту в ВС РФ, других войсках, формированиях и воинских органах не менее трех лет.

Упрощенный порядок

Он предполагает некоторые льготы для субъектов, желающих стать подданными России. Послабления могут касаться требований о сроке непрерывного проживания в стране или всех условий, закрепленных в 13-й статье ФЗ № 62, за исключением обязательства соблюдать конституционные положения и федеральное законодательство. Последнее, однако, не распространяется на несовершеннолетних и недееспособных.

В основном упрощенный порядок действует в отношении граждан:

  • бывшего СССР, не получивших гражданство стран, входивших в его состав;
  • прибывших в РФ;
  • имевших регистрацию по месту проживания на 1 июля 2002 г. или до этой даты получивших РВП (разрешение на временное проживание).

Льготные условия предусмотрены также для ветеранов ВОВ, являвшихся гражданами СССР и проживающих в России, субъектов, состоящих в браке с россиянином в течение трех лет, недееспособных и несовершеннолетних, опекунами или попечителями которых являются граждане РФ.

Восстановление

Оно предусмотрено для субъектов, которые раньше являлись гражданами России.

Получить подданство РФ указанные лица могут на условиях, закрепленных в 13-й статье ФЗ № 62. Однако для этих субъектов необходимый срок проживания в стране сокращен до 3 лет.

Отказ миграционной службы

В законодательстве закреплены основания для отклонения заявления лица о приобретении им российского гражданства. УФМС РФ вправе отказать субъектам:

  • Выступающим за насильственное изменение основ конституционного строя.
  • Создающим угрозу безопасности государства.
  • Совершившим антиобщественные действия. В частности речь о лицах, ранее выдворенных из России, имеющих неснятую/непогашенную судимость, отбывающие наказание, использовавшие подложные документы и проч.

Отклонение заявления должно быть мотивировано уполномоченной структурой, принимавшей соответствующее решение.

Основания прекращения гражданства РФ

Они установлены в 18-й статье ФЗ № 62. Прекратить подданство субъект может:

  • При выходе из российского гражданства.
  • По другим основаниям, закрепленным законодательством или международным соглашением.

Добровольное волеизъявление

Оно является одним из ключевых условий прекращения гражданства РФ.

По общим правилам выход из гражданства производится по заявлению лица, живущего в России, указом Президента. Для субъектов, находящихся в другом государстве, действует упрощенный порядок. Прекращение гражданства РФ также осуществляется по заявлению путем вынесения решения соответствующего органа МИД.

Выход из гражданства несовершеннолетнего, если один его родитель - гражданин России, а другой - иностранец, или единственный его родитель - подданный другого государства, производится в упрощенном порядке. Для этого мать и (или) отец подают соответствующее заявление. Решение принимают уполномоченные органы внутренних или иностранных дел.

Запреты

Прекращение гражданства РФ не допускается, если субъект:

  • Не исполнил обязательство перед Россией, установленное в федеральном законодательстве.
  • Является обвиняемым или в отношении него имеется приговор суда, вступивший в действие и подлежащий исполнению.
  • Не имеет подданства другого государства и гарантий его получения.

Отмена решения

Постановление о прекращении гражданства РФ может быть аннулировано, если будет выявлено, что лицо предоставило заведомо подложные документы или сообщило недостоверные сведения о себе в заявлении. Указанные факты должны устанавливаться в судебной инстанции. Отмена решений по вопросам, связанным с гражданством, производится Президентом страны или уполномоченными структурами внутренних или иностранных дел.

При этом в случае отмены решения становятся недействительными с даты их принятия.

Важные моменты

В ФЗ № 62 предусмотрены отдельные положения, касающиеся гражданства несовершеннолетних и недееспособных. В частности особое внимание уделяется ситуациям, когда изменяется гражданство опекунов, родителей, попечителей.

Причинами столь внимательного отношения к вопросу подданства несовершеннолетних и недееспособных являются:

  • Стремление власти обеспечить единое гражданство для членов семьи.
  • Необходимость учета мнения ребенка.
  • Стремление предотвратить безгражданство у детей.
  • Обеспечить по возможности сохранение российского подданства у несовершеннолетних и недееспособных.

Как устанавливает 9-я статья ФЗ № 62, для получения или прекращения гражданства РФ ребенка 14-18 лет требуется его согласие.

Заключение

Действующее законодательство устанавливает достаточно жесткие требования для субъектов, желающих получить российское гражданство. Мигрантам необходимо пройти ряд обязательных процедур. В их число в первую очередь входит получение РВП. По общим правилам, субъекты, прожившие в России не менее года с разрешением, могут собрать документы для получения вида на жительство. Обязательным условием получения ВНЖ является знание основ законодательства и русского языка.

В течение последующего времени (длительность устанавливается в зависимости от срока действия ВНЖ и категории субъекта) они вправе подать заявление на приобретение гражданства. Упрощенный порядок действует только в отношении некоторых лиц, круг которых определен законом.

Прекратить гражданство не всегда просто. После подачи заявления уполномоченный орган должен провести проверку. Если будут выявлены нарушения требований миграционного законодательства, субъекту будет отказано.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация