Почему конституция закон высшей юридической силы. Юридическая сила закона. Особенности Конституции РФ

Главная / Бизнес

ГЛАВА 3. Закон как ведущий источник права, его признаки. Высшая юридическая сила законов. Виды законов.

Закон - нормативный юридический акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны.

Исходя из определœения, данного С.С. Алексеевым, признаки закона можно подразделить на следующие:

‣‣‣ во-первых, закон - юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм по их отмене или изменению; закон - всœегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения; закон - источник права;

‣‣‣ во-вторых, закон - акт строго определœенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны - в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), ᴛ.ᴇ. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;

‣‣‣ в-третьих, закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, ᴛ.ᴇ. акт самого высокого юридического ʼʼрангаʼʼ; ему в принципе ʼʼвсœе под силуʼʼ, он отличается юридической всœеобщностью; всœе иные акты ʼʼнижеʼʼ закона, находятся ʼʼподʼʼ законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

‣‣‣ в-четвертых, закон - нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, ᴛ.ᴇ. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам ʼʼначинаетсяʼʼ, в связи с этим закон в своем действии (к примеру, в случае неисполнения) ʼʼвыходитʼʼ прямо на суд, который и решает вопросы, связанные с действием закона.

Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права, крайне важно отличать его от иных правовых актов, а именно:

От индивидуальных актов, ᴛ.ᴇ. актов, содержащих не нормы права, а индивидуальные предписания по конкретным, ʼʼразовымʼʼ вопросам, к примеру, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам; в примерах, приведенных в первом разделœе, это было распоряжение главы администрации);

От интерпретационных актов, ᴛ.ᴇ. актов толкования, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые или изменяются либо отменяются действующие нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, к примеру, ʼʼпостановлениеʼʼ, ʼʼразъяснениеʼʼ).

Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всœех источников права, быть основой всœей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.

Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином ʼʼзаконодательствоʼʼ принято понимать не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (к примеру, нормативные указы Президента. РФ, нормативные постановления Правительства).

Сегодня нормативные указы Президента (а также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной области, имеют соответствующую, близкую к закону юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. Но по своей юридической сути они остаются подзаконными документами. В ГК РФ прямо записано: ʼʼВ случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий законʼʼ (п. 5 ст. 3).

Виды законов. Законы подразделяются на: а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные.

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, ʼʼзаглавныйʼʼ закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества.

В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 ᴦ.

В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные (органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (к примеру, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный закон считается принятым, в случае если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Οʜᴎ, как и всœе законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным (органическим) законам. Этим и обеспечивается единство всœей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающих политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах.

Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всœех законов, иных нормативных юридических актов и тем самым осуществление во всœех актах конституционных начал.

Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации;

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределœением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

Важное значение имеет делœение законов по отраслям права. В соответствии с этим следует выделить отраслевые законы . Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют законы: административные, гражданские, брачно-семейные, уголовные, земельные, финансово-кредитные, о труде, по социальному обеспечению, процессуальные, природоохранительные.

Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (к примеру, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права).

Среди законов (и иных нормативных юридических актов) выделяются кодифицированные законы, акты-кодексы.

Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

По некоторым проблемам, требующим развернутого, подробного регулирования, кодекс может содержать только исходные, ʼʼрамочныеʼʼ нормативные положения, в соответствии с которыми затем разрабатывается и принимается особый нормативный юридический акт (такой проблемой в Гражданском кодексе Российской Федерации являются вопросы особой разновидности залога - ипотека).

Все основные (профилирующие и специальные) отрасли законодательства имеют ʼʼсвойʼʼ заглавный кодекс: гражданское законодательство - Гражданский кодекс; уголовное законодательство - Уголовный кодекс; гражданское процессуальное законодательство - Гражданский процессуальный кодекс и т.д.

Для кодексов характерны некоторые структурные, технико-юридические особенности, особые правила внесения в них изменений.

Кодифицированные акты носят различные наименования. Наряду со ʼʼштатнымʼʼ именем ʼʼкодексʼʼ они в некоторых случаях упомянуты в документах как ʼʼуставʼʼ, ʼʼположениеʼʼ, просто ʼʼзаконʼʼ.

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всœего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются акты в соответствии с их компетенцией, при этом - на основании федеральных кодексов, других федеральных законов, их собственных конституций (уставов).

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это самостоятельное, развитое юридическое ʼʼхозяйствоʼʼ, в котором должно быть ʼʼвсœеʼʼ, что крайне важно для юридического регулирования какой-либо группы отношений: и общие принципы, и регулятивные институты всœех базовых разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь данный нормативный материал приведен в единую систему, распределœен по разделам и главам, согласован.

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют ʼʼобщая частьʼʼ или ʼʼобщие положенияʼʼ, где закрепляются исходные принципы и нормы, общие начала и ʼʼдухʼʼ данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, ᴛ.ᴇ. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание какой-либо законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: ʼʼНормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексуʼʼ (п. 2 ст. 3).

В ряде случаев законы по отдельным проблемам, к примеру, по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятно в связи с этим, к примеру, что после принятия ГК большинство из ранее принятых отдельных законов отменено.

Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы, требование верховенства законов означают, что всœе другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного юридического качества: всœе они находятся ʼʼподʼʼ законом, ᴛ.ᴇ. являются подзаконными.

Вместе с тем подзаконность нормативных юридических актов не означает их ʼʼменьшуюʼʼ юридическую обязательность; они обладают крайне важно й юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всœеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всœеми иными нормативными актами.

Правовое регулирование действия закона включает в себя комплекс правил, определяющих время вступления в силу принятого закона, механизм введения его в действие, пределы действия закона во времени и пространстве, орган, способы и средства его исполнения, перечень законов и других правовых актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием нового закона.

ГЛАВА 3. Закон как ведущий источник права, его признаки. Высшая юридическая сила законов. Виды законов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ГЛАВА 3. Закон как ведущий источник права, его признаки. Высшая юридическая сила законов. Виды законов." 2017, 2018.

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАКОНА

обязательность любого нормативного акта, а также его приоритет перед другими актами или подчиненность им. Ю.с.з. определяется положением органа, их издавшего, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и характером самих издаваемых актов. Юридическая сила служит критерием классификации нормативных актов, их подразделения на два основных вида группы: законы и подзаконные нормативные акты.

В зависимости от юридической силы в каждой стране, а точнее - в каждой правовой системе устанавливается иерархия, т.е. строгая система соподчи-ненности нормативных актов.

Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые органами местного самоуправления и местного государственного управления. Вверху ее замыкают нормативные акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими органами государственной власти в той или иной стране, которые обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона..

Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчест-ва и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

Марченко М.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАКОНА" в других словарях:

    Юридическая сила Энциклопедия права

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сила (значения). Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА - в соответствии со ст. 1 Закона от 10 января 2000 г. О нормативных правовых актах Республики Беларусь под юридической силой нормативного правового акта понимается характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его… … Юридический словарь современного гражданского права

    ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА - категория, связанная с положением нормативно правовых актов в иерархии таких актов, а также их действием и значением для тех или иных общественных объединений. Ю. с. закона или любого иного нормативно правового акта определяется положением органа … Энциклопедический словарь конституционного права

    Юридическая сила - (англ. juridical power) обязательность правового акта вообще, а также его приоритет по отношению к др. актам, входящим в правовую систему, или наоборот подчиненность им. Понятие «Ю.с.» позволяет установить соотносимость и соподчиненность… … Большой юридический словарь

    Юридическая сила нормативного правового акта - характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам (Ст. 1 Закона Республики Беларусь Об… … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

    Т. е. применение закона к действиям, совершенным до обнародования закона, по принципу не допускается законодательствами. Закон не имеет обратной силы и не может нарушать приобретенных прав это положение многими юристами считается повелением права … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Высшая юридическая сила конституции - это особое юридическое свойство, отличающее ее от других актов. Оно заключается в том, что нормы Конституции всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти; законы и подзаконные акты должны приниматься… … Большой юридический словарь

    Юридическая природа актов толкования высших судебных органов - юридическая сила актов официального толкования и связанная с этим возможность признания за ними качества источника права. Особое значение имеют акты официального толкования судебных органов, правовая природа которых не до конца выяснена.… … Элементарные начала общей теории права

    В Викицитатнике есть страница по теме Сила Сила: Сила механическое воздействие на что либо. Сила п … Википедия

Во-вторых , закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, верховенством и является главенствую­щей формой права.

В-третьих , закон как источник права, исходящий от высшего пред­ставительного органа, выражающего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, тоже должен отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмот­рение закона в качестве выразителя «общей воли».

В-четвертых , закон, в отличие от других нормативно-правовых ак­тов, издается по наиболее важным вопросам государственной и об­щественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.

В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в осо­бом законодательном порядке. Законодательная процедура существу­ет в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми ак­тами - положениями или регламентами высших органов государствен­ной власти и является объективно необходимой.

Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в системе права, законы тем не менее значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на опреде­ленные виды. Существуют различные критерии классификации законов.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы бывают конституционными и обыкновенными, или текущими, как их иногда называют.

К конституционным законам относятся прежде всего сами конститу­ции; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополне­ния в тексты конституций, и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех дру­гих нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по фор­ме, характеру, порядку принятия, внесения в них изменений и дополне­ний.

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефе­деральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь, федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъ­ектами Федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются выс­шими органами государственной власти Федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные - высшими органами государствен­ной власти субъекта Федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на его территории. По общему правилу, в случае расхожде­ния федеральных законов с законами субъектов Федерации первые име­ют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

В настоящее время в нашей стране существует ряд проблем. В данной работе рассматриваются лишь некоторые, самые основные из них.

Особый вопрос - соотношение закона и указа как видов нор­мативно-правовых актов. Он возникал и в монархических формах правления, при конституционной монархии, например, как соот­ношение указа императора и актов парламента, был актуален в Со­ветском государстве, не менее значим в президентской республи­ке. Его решение - неоднозначно.

Например, при подготовке Конституции СССР 1936 года пер­воначально такую форму права, как указ, предполагалось исполь­зовать для толкования закона. Затем, в окончательном виде, указ был установлен как нормативно-правовой акт, принимаемый Пре­зидиумом Верховного Совета СССР, однако с тем условием, что такие указы, если они имеют законодательный характер, должны утверждаться на последующих сессиях Верховного Совета. Первое время такая практика действительно существовала. Однако впос­ледствии в силу политических соображений, «неудобства» откры­того обсуждения тех или иных непопулярных законов многие ука­зы остались неутвержденными и стали играть роль законов, при­чем длительное время. Появились закрытые, секретные указы за­конодательного характера. Их ценность как оперативно принятых нормативно-правовых актов была полностью утрачена подчас тем геноцидным, антигуманным, недемократическим содержанием, которое они, эти указы, имели.

В настоящее время проблема указа Президента и закона в Рос­сии стоит иначе: вправе ли Президент вообще при отсутствии со­ответствующего закона регулировать те или иные важнейшие об­щественные отношения указами? Или указами до принятия соот­ветствующего закона?

Указ - это акт главы государства и должен реализовывать пол­номочия главы государства, но подменять или даже временно за­мещать закон указ не может, не должен. Иначе нарушается прин­цип «верховенство закона» и рушится вся иерархия правовой си­стемы, что, разумеется, имеет не только формальные последствия. Кроме этого формального момента, происходят большие потрясе­ния и в социальной жизни, возникают большие социальные напря­женности.

Еще одна российская проблема - правовая природа актов Вер­ховного Суда, Высшего Арбитражного Суда: разъяснений, инструк­ции по предмету их ведения. Нормативно-правовые ли это акты или нечто другое? Этот вопрос следует увязать с анализом таких явлений, как судебная и арбитражная практика.

Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы означают, что все другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного юридического качества: все они находятся "под" законом, т.е. являются подзаконными.

Вместе с тем подзаконность нормативных юридичес­ких актов не означает их "меньшую" юридическую обяза­тельность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов.

Было бы неверным недооценивать социаль­ное значение подзаконных нормативных юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они зани­мают важное место во всей системе нормативного регули­рования. Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образу­ют довольно сложную иерархическую систему. Акт каждой "ниже расположенной" государственной инстанции должен не только находиться "под" законом, но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, кото­рые занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства культуры долж­ны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значе­ние, например актам Министерства финансов.

Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по территории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции. Причем и здесь нужно строго отличать нормативные акты от индиви­дуальных управленческих актов, содержащих индивидуаль­ные предписания, таких, как, например, назначение на должность, выделение бюджетных средств (они по большей части именуются распоряжениями, приказами), а также от интерпретационных актов.

Вопрос 1. Что такое Конституция? Зачем нужна Конституция? Сколько Конституций было в истории нашего государства?

Как правило, все конституционные акты сходны по своему содержанию. Они включают в себя следующие положения. Определение организации государственной власти, права и полномочия органов власти и её отношения к гражданам. Обязанности и основные права граждан - гражданские свободы.

В 1924 году была принята первая Конституция СССР. За каждой республикой было закреплено право свободного выхода из состава Союза. В 1936 году появилась новая Конституция СССР. Отдельная глава документа посвящалась правам и обязанностям граждан страны. Эта конституция провозглашала право на труд с гарантией предоставления работы, право на отдых, социальное обеспечение по старости, свободу слова, печати и др. В 1977 году была принята новая Конституция СССР. В ней были закреплены основные права и свободы граждан. В том числе в ней закреплялось право граждан СССР на бесплатное образование всех видов. Ныне действующая Конституция нашего государства - Конституция Российской Федерации (РФ) - была принята 12 декабря 1993 года.

Вопрос 2. Как вы думаете, почему эти слова помещены в Преамбуле Конституции? Свой ответ обоснуйте.

Потому что Конституцию можно охарактеризовать как договор между населением и государством, где определяется порядок формирования государства и взаимоотношение сторон.

Вопрос 3. Объясните смысл понятий: «право», «нормативный правовой акт», «Конституция», «референдум».

Право - это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Конституция - основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конституция - учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путем референдума.

Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Вопрос 4. Зачем нужна Конституция? Почему её называют Основным законом государства?

Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конституция - учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства.

Вопрос 5. Перечислите признаки Конституции.

Конституция как важнейший документ государства имеет особые признаки. Вот некоторые из них:

1. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что все нормативные правовые акты в стране должны создаваться в строгом соответствии с основным законом, не противореча ему ни в чём.

2. Конституция носит основополагающий характер. Она устанавливает основы государственного и общественного строя, права, свободы и обязанности граждан, систему органов власти, порядок их образования и компетенцию.

3. Конституция имеет прямое действие. Каждый гражданин, чьи конституционные права нарушены, может обратиться в суд за их защитой, напрямую ссылаясь на Основной закон страны.

Вопрос 6. Какой день в нашей стране отмечается как День Конституции? Почему?

Ныне действующая Конституция нашего государства - Конституция Российской Федерации (РФ) - была принята 12 декабря 1993 года. В этот день состоялся референдум - всенародное голосование, на котором российский народ одобрил новую Конституцию, и она стала Основным законом.

Практикум

1. Согласны ли вы с утверждением: «Конституцию государства должен знать каждый гражданин»? Аргументируйте своё мнение.

Да. Если человек не знает конституцию страны, он не знает свои права и обязанности.

2. Составьте план раздела «Из истории Конституции нашей страны»: выделите основные смысловые части и озаглавьте их.

1. Первые конституции.

2. Конституции СССР.

3. Принятие Конституции РФ и её основные положения.

5. Обязанность Президента при вступлении в должность.

3*. Прочитайте отрывок из Преамбулы к Конституции РФ (с. 165) и найдите в этом тексте слова, доказывающие, что народ является источником власти в России.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, принимаем Конституцию Российской Федерации.

В первую очередь потому, что главным документов страны считается Конституция РФ, которая определяет государство, как правовую инстанцию. Именно данное определение и является неоспоримой основой формирования своеобразных правил, то есть, законов, исполнение которых является обязательным, поэтому, данные законы и формируют высшую юридическую силу.

Почему законы считаются нормативным актом высшей юридической силы?

  1. Конституция РФ определяет все особенности внедрения законодательной базы в правовом государстве. Конституция является высшим законом в нашей стране и базой для формирования иных законодательных актов;
  2. Все нормативные акты создаются на основании Конституции, а также уже принятых кодексов и федеральных законов. Законодательная база имеет наивысшую юридическую силу, так как все остальные нормативно-правовые документы и постановления, могут лишь базироваться на существующих законах, а не противоречить им;
  3. Конституция РФ определяет высшие права человека, ценность его свободы и нерушимость его интересов в обществе. Также данный документ определяет страну, как правовое, социальное государство. В правовом государстве все основывается на законах, а аспект социального государства формирует особенности защиты прав и интересов всех жителей страны.
Таким образом, становится понятно, что все нормативные акты, которые выпускаются в стране, непременно должны базироваться на законодательной базе, иначе, они не могут приобрести юридическую силу.

Правовое государство: основа правопорядка – закон

Безусловно, без законодательной базы, в стране наступил бы полный хаос. Так что, законы – основа правового государства, основа полноценного и здорового общества. Именно по этой причине, в нашей стране все законы имеют высшую юридическую силу, а самое главное, данные законы непременно считаются обязательными к исполнению, причем не только гражданами страны, но еще и всеми государственными инстанциями.

Все законы, которые функционируют в нашей стране, изначально базируются именно на необходимости защитить интересы государства и граждан в отдельности. Так, Семейный кодекс определяет все особенности семейных взаимоотношений, причем, в данном кодексе также есть масса информации, которая касается бракоразводных процессов и воспитания детей. Трудовой кодекс максимально оптимизировано и детализировано описывает все особенности взаимоотношений работников и работодателя. Таким образом, формируются аспекты защиты интересов, двух сторон. В общем, все законы изначально основаны на конституционных нормах, и законодательная база нашей страны, ни в коем случае не должна противоречить Конституции РФ. Что же касается нормативно-правовых актов, то все они должны изначально соответствовать основному законодательству нашей страны, никак иначе.


В наше время еще бывают случаи, когда руководитель предприятия или фирмы не спешит выплачивать своему сотруднику заработную плату. Поэтому многих интересует актуальный вопрос: на...


Это девиантное поведение, которое в принципе, по закону не преследуется, тем не менее, является поведением, не совпадающим с правилами поведения в обществе и его нормами. Но, на...


Иждивенец – это лицо, которые в течение четко определенного или же длительного количества времени находится на денежном или же постоянном материальном обеспечении со стороны иных...


В принципе, закон устанавливает своеобразный порядок, без которого государство не может существовать. Именно по этой причине и нужно соблюдать закон, так как он в первую очередь...



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация