Распространение сведений о заболевании. Квалификация деяния и состав преступления. Ситуация по распространению и предупреждению ВИЧ-инфекции в Кыргызской Республике

Главная / Бизнес

ВЕСТНИК

Ю.С. Норвартян

ЗАРАЖЕНИЕ ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ:

проблемы законодательной регламентации

В статье рассматриваются вопросы уголовно-правового противодействия преступным заражениям инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Раскрывается взаимосвязь между указанными посягательствами, наркоманией и наркотизмом. Особое внимание уделяется социально-правовой природе анализируемых преступлений и установлению места нормативных положений об ответственности за них в современном уголовном законодательстве России.

Ключевые слова: инфекции, представляющие опасность для окружающих, заражение ВИЧ-инфекцией, заражение венерической болезнью, заражение инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Одна из социально значимых проблем нашей страны - воспроизводство интенсивного незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, в том числе в детской и молодежной среде. Общественно опасные деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, - это страшное зло, калечащее судьбы людей (особенно молодого поколения) и создающее реальную опасность генофонду населения. Это криминальное явление теснейшим образом связано с таким социально-медицинским явлением, как заражение инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, так как одним из распространенных способов заражения указанными заболеваниями является внутривенное введение наркотиков нестерильным инструментарием.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» инфекционные заболевания есть такие заболевания, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека или животного к здоровому человеку.

В связи с обострившейся проблемой роста представляющих серьезную угрозу для современного общества инфекций, а также на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правительством Российской Федерации было принято постановление от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» .

Прежде всего, обратим внимание на указанные в данном нормативном источнике заболевания, представляющие опасность для окружающих. К таким заболеваниям относятся: болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки; гельминтозы; гепатит В; гепатит С; дифтерия; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; лепра, малярия; педикулез, акариаз и другие инфекции; сап и мелиоидоз; сибирская язва; туберкулез; холера; чума. Соответствующий перечень носит закрытый характер.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, актуален на состояние 2004 года, когда принималось соответствующее постановление Правительства РФ. Однако, как известно, появляются

ТРИБУНА МОЛОДЫМ

и получают распространение новые социально опасные инфекционные заболевания человека. Примером тому может служить вирус группы А (H1/N1), инфекция EHEC (энтерогеморрагическая кишечная палочка), Эболавирус и другие инфекционные заболевания человека, характеризующиеся быстрым распространением среди населения, тяжелым течением, высоким уровнем инвалидности и смертности. Очевидно, что перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715, со временем будет уточняться.

Как известно, в действующем уголовном законодательстве России отсутствует конструкция общего состава преступления в виде «заражения инфекционным заболеванием, представляющим опасность для окружающих». Вместе с тем в УК РФ предусмотрена ответственность за заражение конкретными видами социально значимых заболеваний - венерической болезнью (ст. 121) и ВИЧ-инфекцией (ст. 122). При этом следует подчеркнуть, что названные в этих двух статьях УК РФ виды болезней входят в перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а оба вышеназванных деликта относятся законодателем к группе посягательств на жизнь и здоровье другого человека как разновидности преступлений против личности.

На 1 января 2010 г., по статистическим данным Минздравсоцразвития России, количество лиц, потребляющих наркотики, достигло 555, 7 тыс. человек . Однако эксперты ООН уверены, что реальная цифра потребителей наркотков в России превышает 6 млн человек . По отдельным данным число наркоманов, состоящих на медицинском учёте в России, составляет: в 2007 году - 537 тыс. ; в 2008 году - около 550 тыс. ; в 2009 году - 550 тыс.; в 2013 году - 630 тыс. .

Одним из факторов, определяющих распространение вируса иммунодефицита человека в России, продолжает оставаться внутривенное введение наркотиков нестерильным инструментарием - 85% всех ВИЧ-инфицированных заразились именно

этим способом. В п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» заражение ВИЧ-инфекцией относят к иным тяжким последствиями при склонении к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ).

Опыт ряда стран показывает, что, достигнув 10% уровня распространенности среди инъекционных наркопотребителей, удельный вес пораженных в этой группе может в течение 10 лет достигнуть 40-50%. Исследования популяции потребителей инъекционных наркотиков, проведенные в Российской Федерации различными группами исследователей, показали, что удельный вес ВИЧ-инфицированных в этой группе риска варьирует от 0.5 до 70% на разных территориях .

По данным Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, за последние пять лет в России было выявлено положительных результатов ВИЧ-инфекции у больных наркоманией: в 2009 г. - 34055 тыс.; в 2010 г. - 33940 тыс.; в 2011 г. - 34420 тыс.; в 2012 г. - 36396 тыс.; в 2013 г. - 39093 тыс. Как видно, абсолютные числа заболевших вирусом иммунодефицита человека таким способом имеют тенденцию к росту.

Согласно официальным данным, на 31 декабря 2013 г. количество зарегистрированных случаев заражения ВИЧ в Российской Федерации увеличилось на 7,1%. Губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин привел тревожные цифры: «Уровень наркозависимости в Поволжском регионе вдвое превышает среднероссийские показатели, а инфицированных СПИДом в 2,5 раза больше, чем в среднем по стране... Растет смертность при первичном диагнозе СПИД. За 10 месяцев 2013 года таких смертей было 897, это больше, чем за весь 2012 год. А за год перейдет за тысячу. Сейчас в регионе почти 40 тысяч ВИЧ-инфицированных» .

Аналогичная эпидемиологическая ситуация обнаруживается и среди лиц, зараженных венерическими заболеваниями при по-

Казанского юридического института МВД России

треблении инъекционных наркотиков.

Таким образом, все имеющиеся данные о распространенности ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков указывают на концентрированную стадию эпидемии в России, однако некоторые территории РФ, вероятно, находятся на начальной стадии эпидемии. Не случайно Указом Президента России от 10 декабря 1996 г. № 1184/96 объединены государственные программы по профилактике ВИЧ/СПИДа и наркомании и образован Национальный комитет по профилактике наркомании и заболевания СПИДом. До этого Указа профилактика наркомании существовала исключительно в компетенции Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства внутренних дел России, соответственно, профилактическую работу проводило каждое министерство отдельно, что впоследствии приводило к нестыковкам.

Кроме вышеуказанных инфекционных болезней, среди лиц, употребляющих наркотические средства, большая вероятность заразиться и другими инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Более того, одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза и т.д.

Среди инъекционных наркоманов распространен также туберкулез легких. Им обусловлена новая эпидемия туберкулеза среди ВИЧ-инфицированных инъекционных наркоманов и имеющих контакт с ними. Заболеваемость туберкулезом среди инъекционных наркоманов выше, чем среди других ВИЧ-инфицированных, что отчасти объясняется влиянием сопутствующих наркомании социально-экономических факторов (например, плохие жилищные условия и т.д.).

Указанные обстоятельства представляются достаточными для обсуждения вопроса о криминализации заражения туберкулезом. Кроме того, данный вопрос ставится и в новейшей уголовно-правовой доктрине. Например, В.П. Малков, А.В. Денисова и С.В. Тасаков предлагают

дополнить главу 16 УК РФ статьей, предусматривающей уголовную ответственность за заражение туберкулезом, если лицо знало о наличии у него такой болезни.

С такого рода подходом мы в целом согласны. Действительно, необходимо криминализировать заражение указанным видом инфекционного заболевания. Однако, на наш взгляд, целесообразна постановка вопроса о криминализации заражения любым из инфекционных заболеваний, представляющим опасность для окружающих, а не только заражение ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, как это имеет место в действующем УК.

К примеру, большая часть наркоманов, которые принимают наркотики через инъекции, перенесли гепатит В. Помимо этого, у них есть возможность подхватить и гепатит С. Гепатит С развивается очень быстро, заразиться данной разновидностью наркоманы могут с помощью нестерильных шприцов. Эта болезнь зачастую не приходит одна, часто из-за нее возникают проблемы с печенью . По отдельным данным число хронических больных «постоянно возрастает, достигнув сегодня порядка 40 случаев на 100 тысяч населения. Общее количество лиц, инфицированных хроническим вирусным гепатитом С, достигает 5 миллионов человек» .

Общественная опасность заражения анализируемыми инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, заключается не только в том, что они причиняют вред здоровью непосредственно потерпевшему, но и общественному здоровью. Поэтому неспроста в уголовном законодательстве некоторых зарубежных государств вопрос относительно объекта рассматриваемого деяния решается иначе.

Так, в Швейцарии оно относится к преступлениям против общественного здоровья, в Дании - к преступлениям, вызывающим опасность для общества, в Молдавии - к преступлениям против общественного здоровья и общежития.

В связи с этим предлагаем отечественному законодателю включить в главу 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» новую статью 237.1. Последнюю следует назвать

ТРИБУНА МОЛОДЫМ

«Заражение инфекционным заболеванием, представляющим опасность для окружающих». При конструировании новой статьи важно обеспечить строгую дифференциацию уголовной ответственности в зависимости от ряда обстоятельств: общественно опасных последствий, включая заражение социально опасным видом инфекционного

заболевания (в силу, к примеру, его неизлечимости), формы вины, особенностей потерпевшего и субъекта преступления. В случае реализации законодателем вышеизложенных авторских предложений статьи 121 и 122 УК РФ подлежат исключению из действующего уголовного законодательства России.

ЛИТЕРАРТУРА

1. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 14, ст. 1650.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 49, ст. 4916.

3. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 20082009 гг. // Статистический сборник ННЦ наркологии Минздравсоцразвития России. - М., 2010.

4. Овчинский В. С. О развитии наркоситуации в России: как обезвредить мины на российском наркополе / В. С. Овчинский // Наркоконтроль. - 2011. - № 1.

5. Статистика распространения наркомании в России 2000-2010 гг. // РИА «Новости» от 22 апреля 2010 г.

7. Торонченшикова М. Сколько в России наркоманов / М. Торонченшикова [Электронный ресурс]. - URL: http://www.svoboda.org/content/article/25109339.html (дата обращения: 08.02.2015).

8. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - № 8.

9. Энциклопедия уголовного права. Издание профессора Малинина - МИЭП при МПА ЕврАзЭС. -СПб., 2014. - Т. 22, Преступления против здоровья населения и общественной нравственности. - С. 40.

10. ВИЧ-инфекция // Информационный бюллетень. - М., № 34. - 2010.

11. ВИЧ-инфекция // Информационный бюллетень. - М., № 35. - 2011.

12. ВИЧ-инфекция // Информационный бюллетень. - М., № 36. - 2012.

13. ВИЧ-инфекция // Информационный бюллетень. - М., № 38. - 2013.

14. ВИЧ-инфекция // Информационный бюллетень. - М., № 39. - 2014.

15. Послание губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина депутатам Самарской губернской Думы и жителям региона [Электронный ресурс]. - URL: http://www.samregion.ru/press_center/news/29.12.2012/ date/1/44246

16. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2011. - № 1, ст. 2.

17. Денисова А. В. Уголовно-правовые рассогласования: отраслевой и межотраслевой аспекты / А. В. Денисова, В. П. Малков. - Казань, 2006.

18. Тасаков С. В. Нравственные основы норм уголовного права о преступлениях против личности /

С. В. Тасаков. - СПб., 2008.

19. Гепатит В и С у наркомана. Отчего умирают наркоманы [Электронный ресурс]. - URL: http://www. myvibor.ru/poleznoe_info/narko/info_narko9.php (дата обращения: 11.02.2015).

20. Порядка 8 миллионов россиян являются носителями гепатитов В и С // Российская газета. - 2011. - 28 июля.

21. Уголовный кодекс Швейцарии / пер. с нем. - М.: Издательство «Зерцало», 2000.

22. Уголовный кодекс Дании: принят в 1930 г.: распоряжение № 648 от 12 августа 1997 г. с изменениями, внесенными Законом № 403 от 26 июня 1998 г., Законом № 473 от 1 июля 1998 г. и Законом № 141 от 17 марта 1999 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1241524http:// law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1241524&subID=100096345,100096366,100096653,100097092#text (дата обращения: 16.06.2014).

23. Уголовный кодекс Республики Молдова / вступительная статья к.ю.н. А.И. Лукашова. - СПБ.: Юридический центр Пресс, 2003.

35. Уголовная ответственность за нарушение ветеринарного законодательства

Уголовная ответственность за нарушение ветеринарного зако­нодательства предусмотрена статьей 249 Уголовного кодекса РФ: Нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение эпизоотии или иные тяжкие последствия, наказы­вается исправительными работами на срок до двух лет, либо огра­ничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Нарушения ветеринарных правил осуществляются путем действия, когда субъект совершает запрещенные процедуры и операции, связанные с использованием, содержанием домашних животных, а также путем бездействия. Бездействием являются непроведение профилактических мероприятий, несоблюдение карантинных правил, несообщение о заболеваниях животных органам государственного ветеринарного надзора, убой скота с нарушением ветеринарных правил (отказ или уклонение от пред­варительного осмотра скота, несоблюдение санитарных нормати­вов при убое и т. п.).

В качестве последствий данного преступления указываются эпизоотии; массовая гибель домашних животных, не попадающая под признаки эпизоотии; распространение заболеваемости среди диких животных данного региона и их гибель; передача заболеваний, общих для человека и животных, хотя бы одному человеку.

Нарушение ветеринарных правил возможно с косвенным умыслом. Субъект, нарушая ветеринарные правила, осознает это, предвидит возможность наступления общественно опасных по­следствий и сознательно допускает их наступление либо относит­ся к этому безразлично.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет, ря­довые граждане (владельцы животных, водители транспортных средств, нарушающие карантинные правила), работники государ­ственных и негосударственных учреждений и предприятий (сельс­кохозяйственных предприятий, животноводческих ферм, птице­фабрик, мясокомбинатов, учреждений и предприятий Государ­ственной ветеринарной службы).

При отдельных нарушениях ветеринарного законодательства могут быть применены и другие статьи Уголовного кодекса РФ

Статья 238.

1. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерная выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указан­ных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказы­вается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо ограниче­нием свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, если они повлекли по неосторожности причи­нение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, наказывают­ся штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере зарплаты осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.

3. Деяния, предусмотренные первой и второй частями настоя­щей статьи, повлекшие смерть двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

По этой статье могут быть привлечены к уголовной ответствен­ности владельцы животных и продукции животного происхожде­ния, осуществляющие производство или продажу товаров, не от­вечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потре­бителей (реализация мяса, молока, яиц и других продуктов животного происхождения, в результате потребления которых люди заболели сальмонеллезной токсикоинфекцией или другими болезнями, общими для человека и животных, и т. д.).

Субъектом преступления могут быть и ветеринарные специа­листы, неправомерно выдавшие ветеринарные свидетельства, справки, удостоверяющие соответствие продуктов животного про­исхождения требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, без должного ветеринарного осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы, если эти продукты окажутся причиной пере­дачи заболевания людям.

Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами, токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распрост­ранение эпидемии или эпизоотии либо иные тяжелые последствия, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Субъектом преступления могут являться ветеринарные работ­ники лабораторий, научно-исследовательских ветеринарных уч­реждений, занимающиеся выполнением работ с использованием биологических агентов или токсинов, а также работники ветери­нарных аптек и других учреждений, нарушающих правила обра­щения с биологическими агентами и токсинами.

Статья 171. Незаконное предпринимательство.

Осуществление предпринимательской деятельности без регист­рации или с нарушением правил регистрации, а равно представ­ленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные све­дения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты тру­да или иного дохода осужденного за период от трех до пяти меся­цев либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Субъектом преступления могут быть ветеринарные специалис­ты, занимающиеся незаконным ветеринарным предприниматель­ством.

Главные государственные ветеринарные инспектора, наделен­ные правами по оформлению дела для передачи в следственные органы, пишут заявление на имя прокурора или начальника уп­равления внутренних дел района или города, в котором излагают характеристику правонарушения в области ветеринарии, квали­фицируемого как преступление, характеристику виновника нару­шения ветеринарного законодательства, степень тяжести наруше­ния, предмет обращения (материальное взыскание или уголовное наказание). К заявлению прилагают акт обследования нарушения ветеринарного законодательства.

Статья 121. Заражение венерической болезнью

1. Заражение другого лица венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у него этой болезни,наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

2. То же деяние, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении заведомо несовершеннолетнего,наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет

Комментарии к статье 121 Уголовного кодекса РФ

1. Сравнение комментируемой статьи со ст. 115 УК РСФСР 1960 г. показывает, что основные положения прежнего закона сохранены, но имеются три существенных изменения: 1) исключена уголовная ответственность за заведомое поставление в опасность заражения венерической болезнью, 2) в новом УК нет ссылки на прежнюю судимость за данное преступление как отягчающее обстоятельство, влияющее на его квалификацию, 3) подчеркнута заведомость знания виновным возраста потерпевшего несовершеннолетнего. Кроме того, заметим, что ст. 115(1) УК РСФСР предусматривала уголовную ответственность за уклонение от лечения венерической болезни. В новом УК такой нормы нет.

2. Под заражением венерической болезнью следует понимать передачу этой болезни лицом, знавшим о наличии у него такой болезни, путем совершения любых действий, которые, по общему правилу, ведут к заражению: совершение полового акта, поцелуи, питание из одной посуды, несоблюдение иных гигиенических правил лицом, страдающим венерическим заболеванием.

3. Венерические заболевания - это группа инфекционных заболеваний, передающихся преимущественно половым путем. К этим болезням относят: сифилис, гонорею, мягкий шанкр, паховый лимфогранулематоз, венерическую гранулему и некоторые другие. Опасность их состоит в том, что они затрагивают скрытую от посторонних интимную сферу при широком распространении самолечения, передаются от одного человека другому и неполовым путем.

4. В свое время Пленум Верховного Суда СССР в п. 3 постановления "О судебной практике по делам о заражении венерической болезнью" от 8 октября 1973 г. указал, что судам необходимо устанавливать наличие доказательств, подтверждающих осведомленность виновного о наличии у него венерического заболевания, например, предостережения лечебного учреждения, иные данные, свидетельствующие об осведомленности о заболевании и его заразности (см. Бюл. ВС СССР, 1973, N 6, с. 17 - 18).

5. В п. 4 того же постановления подчеркивается, что уголовная ответственность лица, больного венерической болезнью и заразившего другое лицо, может иметь место не только в период болезни и ее лечения, но и в период контрольного наблюдения лечебным упреждением за больным до снятия его с учета (там же).

6. О понятии двух и более лиц см. комментарий к ч. 2 ст. 105 УК.Для применения ч. 2 ст. 121 УК при заражении венерической болезнью заведомо несовершеннолетнего должно быть установлено, что виновный знал (был осведомлен) о том, что потерпевший не достиг восемнадцатилетнего возраста. О понятии заведомости см. также комментарий к ст.ст. 63 и ч. 2 ст. 105 УК.

7. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 121 УК, может быть совершено умышленно как с прямым, так и с косвенным умыслом, а также по неосторожности в виде легкомыслия. Небрежность в данном случае исключается в связи с тем, что виновный знал об имеющемся у него заболевании.

8. Согласие потерпевшего на заражение его венерической болезнью не может служить основанием для освобождения от уголовной ответственности лица, знавшего о наличии у него венерического заболевания и заразившего потерпевшего.

9. Неопровергнутая уверенность лица в том, что оно полностью излечилось от венерической болезни, исключает осуждение его по ст. 121 УК.

10. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью наступает с 16 лет.

Cтатья 6.1 Кодекса об административных нарушениях РФ

Статья 6.1. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения

Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Предупреждение лицу,заболевшему венерической болезнью

Приложение 2
к Приказу Минздрава России от 27.03.98 N 91

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛИЦУ, ЗАБОЛЕВШЕМУ ВЕНЕРИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ

Я, ___________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество полностью)
19__ г. рождения,место жительства _______________________________ (республика, край, область, округ, город, село)
письменно подтверждаю, что сего числа я предупрежден(а) о том, что страдаю венерической болезнью в форме ___________________________, которая является заразной для других лиц, и мне понятен порядок, сроки лечения и контрольного наблюдения.
Мне разъяснены мои права и обязанности, в том числе, что я не могу быть донором независимо от давности заболевания сифилисом и результатов лечения. Мне и приглашенным моим половым партнерам гарантирована конфиденциальность со стороны медицинского и обслуживающего персонала.
Мне разъяснено: - что в случае уклонения от медицинского освидетельствования и лечения ко мне могут быть приняты меры принудительного характера в соответствии с действующим законодательством;
- после настоящего предупреждения в случае невыполнения своих обязательств и заражения венерическим заболеванием другого лица я несу уголовную ответственность в соответствии со ст. 121 Уголовного кодекса Российской Федерации "Заражение венерической болезнью";
- что я имею право на: - уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
- обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно - гигиеническим требованиям;
- на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении в соответствии с действующим законодательством.
Подпись больного _____________________________________________
(подпись, выполненная карандашом, недействительна)
Подпись лечащего врача __________________________ (разборчиво)
"__" ______________ 19_ г. Город _______________________
Наименование лечебного учреждения ____________________________
N медицинской карты __________________________________________
<*> Для больного, наблюдающегося в кабинете анонимного обследования и лечения, фамилия, имя, отчество заполняется с его слов, и он также предупреждается об уголовной ответственности за заражение другого лица венерической болезнью.

Власенко Сергей Сергеевич, адъюнкт кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России.

В числе средств уголовно-правового противодействия распространению опасных инфекционных заболеваний человека особое место занимает норма об ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ). Это обусловлено "обширностью" данной нормы уголовного закона, подтверждаемой ее социально-юридической сущностью.

В целях уголовно-правовой характеристики нарушения санитарно-эпидемиологических правил представляется целесообразным обратиться к анализу признаков состава этого преступления, традиционно начав с его объекта.

Законодатель поместил ст. 236 УК РФ в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка", тем самым признается, что родовым объектом состава исследуемого преступления выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз . Общественный порядок подразумевает под собой "наличие условий безопасности в публичных местах и обеспечение спокойствия неопределенного круга лиц" . Думается, что при нарушении санитарно-эпидемиологических правил урон терпят отношения в сфере общественной безопасности.

Видовым объектом преступления, регламентированного ст. 236 УК РФ исходя из позиции законодателя, являются общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением здоровья населения и общественной нравственности. Причем вполне очевидно, что нарушением санитарно-эпидемиологических правил не затрагиваются отношения в области нравственности, данным преступлением затрагиваются лишь отношения в сфере обеспечения здоровья населения.

Если под здоровьем человека понимается правильная, нормальная деятельность организма , то, соответственно, здоровье населения подразумевает указанные качества у неопределенного круга лиц.

Что касается непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 236 УК РФ, то здесь необходимо обратить внимание на отсутствие единообразного подхода по данному вопросу.

Например , Г.Р. Рустемова считает, что объектом нарушения санитарно-эпидемиологических правил выступают сами такие правила . Однако, на наш взгляд, такая трактовка может быть использована лишь для краткости научного изложения, поскольку соответствующие правила реализуются в рамках определенных общественных отношений.

Именно поэтому А.В. Бриллиантов и Н.Р. Косевич утверждают, что объектом нарушения санитарно-эпидемиологических правил являются "общественные отношения по охране санитарно-эпидемиологического благополучия населения" . Стоит отметить, что данные авторы приводят более удачную формулировку еще и потому, что указывают не на санитарно-эпидемиологические правила, а на такое благополучие. Ведь обозначенные правила призваны, в конечном итоге, обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, поскольку это и является целью их существования.

О.И. Коростылев называет основным непосредственным объектом нарушения санитарно-эпидемиологических правил общественные отношения в "области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения". Дополнительным непосредственным объектом этого преступления, по мнению данного автора, выступают "общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением жизни (ч. 2 ст. 236 УК РФ) и здоровья человека (ч. 1 ст. 236 УК РФ)" .

По нашему мнению, положительными аспектами этого подхода к определению непосредственного объекта состава преступления, регламентированного ст. 236 УК РФ, необходимо признать: во-первых, констатацию двухобъектной структуры исследуемого элемента состава преступления; а во-вторых, методологически более точное указание на то, что соответствующие общественные отношения не обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а складываются в связи с обеспечением такового.

Более развернутую характеристику непосредственного объекта нарушения санитарно-эпидемиологических правил предлагает Р.Д. Шарапов: "Основной непосредственный объект - общественные отношения, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности... Дополнительный объект - безопасность здоровья человека. Факультативный объект - безопасность жизни человека (ч. 2 ст. 236 УК РФ)" .

Соглашаясь в целом с данным подходом, спорным все же видится признание наличия в преступлении, предусмотренном ст. 236 УК РФ, факультативного объекта. На наш взгляд, общественные отношения в сфере охраны жизни человека являются не факультативным, то есть необязательным, а дополнительным непосредственным объектом для состава преступления, закрепленного в ч. 2 ст. 236 УК РФ.

Примечательной является точка зрения В.Ю. Ряднева, который полагает, что непосредственным объектом рассматриваемого преступления является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. При этом он пишет, что "основным непосредственным объектом посягательства, закрепленным в статье 236 УК РФ, является общественная безопасность и здоровье населения. Дополнительным объектом данного преступления выступает здоровье конкретных граждан (часть 1), а по части 2 - смерть человека" .

Анализируя изложенную позицию, по нашему мнению, сложно поддержать автора в вопросе приравнивания общественной безопасности и здоровья населения с санитарно-эпидемиологическим благополучием населения. Кроме того, критично расценивается нами факт обозначения в качестве дополнительного объекта квалифицированного нарушения санитарно-эпидемиологических правил (ч. 2 ст. 236 УК РФ) смерти человека, поскольку автор тем самым отождествляет общественно опасное последствие с объектом преступления, в то время как они традиционно противопоставляются друг другу.

Представляется, что уголовно-правовой запрет, предусмотренный ст. 236 УК РФ, ориентирован на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности .

Следовательно, санитарно-эпидемиологическое благополучие обусловлено поддержанием на надлежащем уровне здоровья населения. Причем в данном случае речь ведется не в целом о здоровье населения, нормальное состояние которого зависит от широкого спектра условий (например, генетические предпосылки, некоторые девиации в виде злоупотребления алкоголем, наркотиками, табакокурением), а лишь о той его составляющей, которая может быть обеспечена благоприятными условиями жизнедеятельности человека. Санитарно-эпидемиологическое благополучие подразумевает под собой нормальное состояние среды обитания, т.е. отсутствие воздействия на организм человека вредных факторов, так сказать, извне.

С учетом изложенного основным непосредственным объектом состава нарушения санитарно-эпидемиологических правил следует признать общественные отношения, складывающиеся в связи с охраной здоровья населения посредством создания и поддержания благоприятных условий жизнедеятельности человека, обеспечиваемых нормальным состоянием среды обитания.

Данное определение нашло поддержку 74% опрошенных в ходе проведенного нами исследования респондентов.

Вместе с тем мы солидаризируемся с теми авторами, которые утверждают, что в структуре состава нарушения санитарно-эпидемиологических правил имеется не только основной, но и дополнительный непосредственный объект. Безусловно, таковым в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 236 УК РФ, выступают общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением здоровья человека, а в преступлении, регламентированном ч. 2 ст. 236 УК РФ, - общественные отношения в сфере охраны жизни человека.

Вполне очевидно, что в рамках общественных отношений, складывающихся в связи с охраной здоровья населения посредством создания и поддержания благоприятных условий жизнедеятельности человека, обеспечиваемых нормальным состоянием среды обитания, осуществляется в том числе и сдерживание распространения опасных инфекционных заболеваний человека. Данные заболевания возникают вследствие заражения человека, которое происходит не иначе как извне, причем зачастую именно в результате ненадлежащего состояния среды обитания человека.

Кроме того, распространение опасных инфекционных заболеваний человека создает неминуемую угрозу здоровью, а в некоторых случаях и жизни человека.

Переходя к рассмотрению признаков объективной стороны состава нарушения санитарно-эпидемиологических правил, необходимо отметить, что законодатель сформулировал этот элемент состава преступления так: нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее массовое заболевание или отравление людей. Таким образом, состав преступления, предусмотренный ст. 236 УК РФ, является материальным по законодательной конструкции его объективной стороны.

Итак, для наступления уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ, прежде всего, должны быть нарушены санитарно-эпидемиологические правила. В законе такие правила не раскрываются, что говорит о бланкетном характере изложения исследуемой уголовно-правовой нормы и обязывает правоприменителя обращаться к соответствующим не уголовно-правовым источникам.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний .

Исходя из данного определения к санитарно-эпидемиологическим правилам не следует относить разъяснения, рекомендации федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, поскольку таковые не содержат санитарно-эпидемиологических требований.

На территории РФ действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта РФ могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории.

Санитарно-эпидемиологические правила содержат:

а) гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;

б) оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;

в) максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к:

продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства;

потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции;

пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства;

продукции, ввозимой на территорию РФ;

организации питания населения;

водным объектам;

питьевой воде и питьевому водоснабжению населения;

организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

мерам, направленным на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе применяемых в отношении больных инфекционными заболеваниями, и т.д. .

Как видно, санитарно-эпидемиологические правила охватывают собой весьма широкий круг сфер жизнедеятельности человека, в их числе прямо обозначены и вопросы противодействия распространению инфекционных заболеваний, среди которых, безусловно, особое внимание уделяется опасным инфекционным заболеваниям человека.

Вместе с тем стоит заметить, что такой спектр нормативного регулирования, помимо очевидной положительной нагрузки, обусловливает и известные правоприменительные сложности, связанные с установлением факта нарушения обозначенных правил. При этом срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет , что также затрудняет правоприменительную деятельность.

Следует заметить, что санитарно-эпидемиологические правила, в свою очередь, нередко предусматривают широкие перечни различного рода ограничений и запретов. Например , санитарно-эпидемиологические правила профилактики холеры предусматривают следующие карантинные мероприятия в случае угрозы выноса инфекции за пределы очага и дальнейшего ее распространения в пределах очага:

запрещение водопользования водными объектами в местах, определяемых противоэпидемической службой медицинского штаба;

запрещение выезда из организованных коллективов (санаторно-курортные учреждения, туристические базы, кемпинги и т.д.) при выявлении в них больных холерой (вибриононосителей) и при угрозе распространения инфекции;

ограничение размещения в населенных пунктах, особенно курортной зоны, неорганизованно отдыхающих при отсутствии надлежащих санитарно-гигиенических условий;

ограничение массовых сборов населения при различных ритуальных обрядах (свадьба, похороны и др.);

ограничение туристических рейсов (экскурсионных, паломничество и т.п.), специальных мероприятий (ярмарок, конгрессов, фестивалей, спортивных состязаний и т.п.).

Устанавливается порядок госпитализации заболевших и лиц с подозрением на холеру, комплекс иных противоэпидемиологических мероприятий .

Подобные правила, в частности, предусмотрены в отношении профилактики различных опасных инфекционных заболеваний человека .

Нарушение рассмотренных правил образует деяние в составе преступления, предусмотренном ст. 236 УК РФ, при этом важно заметить, что формами выражения деяния могут быть как действия, так и бездействие. Этот вывод прямо следует из содержания санитарно-эпидемиологических правил.

Вместе с тем факта нарушения санитарно-эпидемиологических правил отнюдь не достаточно для привлечения лица, допустившего такое нарушение, к уголовной ответственности. Само по себе нарушение названных правил может влечь административную ответственность по ст. ст. 6.3 (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), 6.4 (Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта), 6.5 (Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде), 6.6 (Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения), 6.7 (Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения) КоАП РФ.

Основным отличием исследуемого состава преступления от указанных административных правонарушений является наступление общественно опасных последствий в виде массового заболевания или отравления людей.

Данный признак состава преступления относится к числу оценочных, поскольку его содержание не раскрывается в положениях уголовного закона. Отсутствует его разъяснение и в нормативно-правовых актах иной отраслевой принадлежности. В этой связи толкование данного признака отдается на "откуп" науке уголовного права.

При этом изучение теоретических источников показывает, что трактование признаков "массовое заболевание или отравление людей", как правило, не вызывает дискуссий.

Так, по мнению Г.Р. Рустемовой, "массовым является такое заболевание людей, в результате которого оказалось поражено значительное их количество, заметно превышающее обычно регистрируемый уровень на данной территории. Заболевания могут быть бактериальными, вирусными, кишечными и др. Отравление - пищевым, вызванным употреблением некачественной воды, использованием предметов, содержащих канцерогенные вещества" .

Если Г.Р. Рустемова при характеристике заболевания как массового указывает на значительное превышение обычно регистрируемого уровня заболеваемости на данной территории, то Р.Д. Шарапов утверждает, что массовым признается заболевание, уровень которого превышает среднестатистический в несколько раз.

Под отравлением данный автор предлагает понимать химическую травму, развивающуюся "вследствие внедрения в организм чужеродного химического вещества в токсической дозе. Оно может быть острым или хроническим, профессиональным или бытовым, вызванным ядовитыми веществами животного, растительного или синтетического происхождения" .

С учетом изложенного, а также на основании лексического значения представляется целесообразным охарактеризовать заболевание в исследуемом составе преступления как расстройство здоровья, нарушение правильной деятельности организма , вызванное внешними факторами среды обитания человека.

Особый интерес представляют результаты проведенного нами этимологического анализа понятия "отравление". Изучение энциклопедической и медицинской литературы показывает, что отравление есть разновидность заболевания, вызванного поступлением яда в организм человека .

В этой связи абсолютно закономерно возникает вопрос о целесообразности наличия в российском уголовном законодательстве об ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил наряду с термином "заболевание" еще и понятия "отравление". Более того, подобная нормативная конструкция обнаруживает определенные логические погрешности: в законе через разделительный союз "или" указывается на целое понятие и его часть. Какой-либо объективной потребности в подобном подходе изложения нормативного материала выявить не представилось возможным. В итоге описанная ситуация, хотя и не является препятствием для адекватного применения УК РФ, не содержит смысловых противоречий, характеризуется неоправданной нагроможденностью текста уголовного закона излишними понятиями.

Таким образом, считаем необходимым исключение из содержания диспозиции ч. 1 ст. 236 УК РФ слов "или отравление". С этим согласилось 93% опрошенных нами специалистов.

Массовость заболевания как общественно опасного последствия нарушения санитарно-эпидемиологических правил должна, на наш взгляд, определяться исходя из конкретной ситуации. Думается, что формализация в данном случае является не вполне уместной.

Безусловно, обязательным признаком объективной стороны состава преступления, регламентированного ст. 236 УК РФ, выступает причинно-следственная связь, установление которой является неоценимо важным аспектом в процессе применения рассматриваемой нормы уголовного закона. В практической деятельности правильному определению данного признака существенно способствуют результаты соответствующих экспертных исследований.

Что касается субъективных признаков состава нарушения санитарно-эпидемиологических правил, то их установление на практике обычно не вызывает столь серьезных затруднений. Субъект данного преступления специальный, то есть вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, на которое законом возложена обязанность соблюдения санитарно-эпидемиологических правил. Причем вследствие того, что обозначенные правила обязательны для организаций и учреждений любых форм собственности, а также физических лиц, субъектом, соответственно, может выступать как должностное лицо, так и обычный гражданин, не наделенный какими-либо властными или управленческими полномочиями.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 236 УК РФ, характеризуется неосторожной формой вины к предусмотренным уголовным законом общественно опасными последствиям в виде массового заболевания людей (ч. 1), смерти человека (ч. 2).

Квалифицирующим нарушение санитарно-эпидемиологических правил признаком является причинение в результате такого деяния смерти человеку. Причем по смыслу уголовного закона для квалификации содеянного по ч. 2 ст. 236 УК РФ требуется установить, что нарушение указанных правил повлекло массовое заболевание людей и, как следствие, была причинена смерть как минимум одному человеку.

Литература

  1. Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. N 2446-1 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 15. Ст. 769. (в посл. ред. Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 103-ФЗ).
  2. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учеб. / Под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2008.
  3. Рустемова Г.Р. Проблемы совершенствования борьбы с преступлениями в сфере медицинского обслуживания населения: Дис. ... д-ра юрид. наук. Алматы, 2003.
  4. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учеб. / под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2008.
  5. Российское уголовное право. В 2-х т. Т. 2. Особенная часть: Учебник / Под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., проф. Э.Ф. Побегайло. М.: Илекса, 2008.
  6. Ряднев В.Ю. Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004.
  7. См.: Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу "Основы квалификации преступлений" / Науч. ред. и предисл. академика В.Н. Кудрявцева. М.: Издательский дом "Городец", 2007.
  8. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. N 14. Ст. 1650. (в посл. ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ).
  9. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" // Собрание законодательства РФ. 31.07.2000. N 31. Ст. 3295. (в посл. ред. Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569).
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2009 г. N 43 "Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1.2521-09" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1.2521-09 "Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации") // СПС "КонсультантПлюс".
  11. См.: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 марта 2009 г. N 18 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2492-09" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2492-09 "Профилактика чумы") // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 30 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1275.03" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1275.03 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях") // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.07.2003. N 30; и др.
  12. Рустемова Г.Р. Указ. соч. / Под общ. ред. д.ю.н. М.П. Журавлева и к.ю.н. С.И. Никулина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007.
  13. Шарапов Р.Д. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: Научно-практическое пособие. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2002.
  14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО "Издательство "Оникс"; ООО "Издательство "Мир и образование", 2007.
  15. См.: Многотомное руководство по внутренним болезням. Т. 10. М., 1963; Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 31. М., 1955.

Во всем мире придается большое значение защите малолетних детей и подростков от вредной для них информации в целях обеспечения их нормального физического и психологического развития.

С 1 сентября 2012 года действует Федеральный закон от 29.12.2010г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон был принят для того, чтобы оградить детей от потока отрицательной информации, прежде всего, в Интернете, а также на телевидении и в иных средствах массовой информации.

Бесконтрольная информация является причиной проявления агрессии среди несовершеннолетних и как следствие совершения преступлений.

Законом установлены ограничения на распространение информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей, а также обязанности изготовителей и распространителей информационной продукции принимать соответствующие административные, технические, программные и иные меры защиты от доступа к ней несовершеннолетних.

За нарушение требований указанного Закона предусмотрена административная ответственность в порядке статьи 6.17 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и/или развитию» предусматривающая наказание в виде штрафа.

Кроме административной в России существует и уголовная ответственность за распространение такой информации. Например, она предусмотрена ст.ст.110, 242, 242.1, 242.2 УК РФ.

В последнее время Интернет стал доступен всем слоям населения, в связи с чем вовлекает все большее количество пользователей, среди которых несовершеннолетние дети. В современных условиях почти каждый ребенок обладает мобильным устройством, которое позволяет выйти в Сеть. С одной стороны, это дает положительный эффект в плане накопления знаний, быстрый доступ к необходимым научным источникам, онлайн-общение с родителями. С другой стороны, это постоянный риск воздействия вредной информации от других пользователей сети Интернет, а последствия влияния вредной информации на несовершеннолетних пользователей могут быть крайне негативными.

За последние два-три года по стране прокатилась волна подростковых суицидов. По данным Следственного комитета РФ в 2016 году ушли из жизни в результате самоубийства 720 детей, а всего за последние три года совершили суицид 2205 детей. Из них часть несовершеннолетних состояла в так называемых «группах смерти» - это группы в социальных сетях, в которых подростки играют в своеобразную игру - «квест», итогом которой является подготовленный суицид .

Обычно в названиях этих групп присутствуют метафоры про китов, а в содержании находятся депрессивные песни, мрачные картинки с порезанными венами или изображением китов, а также грустные цитаты. В «игре» каждый ребёнок должен выполнить ряд заданий, которые позволяют перейти на следующий уровень. Задания могут быть совершенно жуткими: например, сфотографировать свою руку с порезами. После прохождения таких заданий ребёнку присваивается номер, а также сообщается дата и способ самоубийства. Дети начинают вести обратный отсчёт на своих страницах в социальных сетях.

По некоторой информации для вовлечения ребёнка в подобные игры используются те же механизмы, что и для вовлечения людей в деструктивные религиозные секты. Например:

  • контроль еды: детям (особенно девочкам) внушают, что они толстые, и начинают усиленно худеть, даже если не имеют проблем с лишним весом .
  • контроль сна: в 4:20 утра подростки, вступившие в группу смерти, обязательно должны быть в сети. Иногда они даже просят кого-то из своих виртуальных знакомых позвонить им и разбудить их в это время.

Отсутствие удовлетворения таких базовых потребностей человека приводит к изменённому состоянию сознания: даже взрослый человек не в состоянии адекватно мыслить при хроническом недосыпе и недоедании.

В связи с новой угрозой, возникшей для здоровья и жизни детей, законодатель внес изменения в Уголовный кодекс РФ.

Так, в статью 110 УК РФ («Доведение до самоубийства») добавлен пункт о совершении этого преступления в отношении несовершеннолетних и беременных через СМИ, интернет и публично демонстрируемые произведения. За это предусматривается от пяти до восьми лет заключения.

Кроме того, появилось сразу несколько новых составов преступления. Теперь уголовная ответственность грозит за склонение - уговорами, подкупом, шантажом или обманом - подростков к самоубийствам. А также за содействие и морально-психологическое подталкивание подростков к совершению суицида.

К примеру, теперь преступлением считается предоставление орудий и средств совершения самоубийства, организация в интернете и соцсетях "групп смерти" и игр суицидальной тематики, в том числе мобильных приложений, таких как "беги или умри", "фея" и подобных.

Также признается преступлением вовлечение взрослыми несовершеннолетних в смертельно опасную деятельность, например "зацепинг" (проезд снаружи транспортных средств), "руфинг" (проникновение на крыши высоких зданий, сооружений), а также в опасные игры по типу "Беги или умри", когда ребенку предлагается перебежать дорогу как можно ближе перед движущимся транспортом".

Ответственность за данные преступления теперь предусмотрена ст.110.1 УК РФ («Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства»), ст.110.2 УК РФ («Организация деятельности, сопряженной с побуждением граждан к совершению самоубийства») и 151.2УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего»).

По первой из указанных статей УК РФ максимальное наказание - 10 лет тюрьмы - грозит тем, чьи противоправные действия повлекли самоубийство несовершеннолетнего или покушение на самоубийство, в случае самоубийства двух или более лиц – до 15 лет. По второй, аналогичный срок светит тем, кто описывает способы ухода из жизни в соцсетях.

Освобождение от уголовного преследования могут получить те, кто добровольно прекратит соответствующую деятельность и активно способствовало раскрытию и (или) пресечению указанных преступлений.

По статье 151.2 УК РФ ответственность в виде штрафа до 80 тысяч рублей или года тюрьмы грозит тем, кто уговаривает подростка сделать что-либо потенциально опасное для жизни. А тем, кто это делает в СМИ или через интернет, есть вероятность попасть за «решетку» уже на срок до трех лет.

Помощник прокурора

Большеболдинского района Г.В. Шестакова



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация