Административная ответственность несовершеннолетних в рф кратко. Меры административного наказания, применяемые к несовершеннолетним и их законным представителям

Главная / Земля

Каждый несовершеннолетний имеет не только свои права, но и обязанности, а это влечет за собой то, что он несет определенную ответственность юридического плана за свои проступки.

Степень, которой непосредственно зависит от возраста гражданина и уровня сложности проступка.

Для того чтобы не допустить ошибки или же избежать несправедливого наказания необходимо четко знать в чем заключается уголовная и административная ответственность несовершеннолетних, а также в чем их особенность.

Навигация по статье

В чем заключается особенность таких видов ответственности, как уголовная и административная для несовершеннолетних

Одной из основных обязанностей граждан нашей страны, в том числе и несовершеннолетних, является соблюдение норм закона и не нарушать их. В противном случае, его ждет уголовная ответственность.

В УК РФ установлено два возрастных порога, при которых возможна уголовная ответственность: для одних преступлений – это 14 лет, а при других – 16 лет. Часть 2 статьи 20 Кодекса четко расписаны преступления, за совершение которых субъект несет ответственность уголовного характера, наступающей с 14 лет.

В то же время необходимо учитывать и тот факт, что за некоторые , за которые подросток может нести ответственность, начиная только лишь с 16 лет, содержат в себе некоторые элементы тех правовых нарушений, наказания за которые может наступить с 14 лет. Например, ответственность за бандитизм наступает только лишь по достижении 16 лет, но этот вид преступления, который является достаточно сложным, нередко состоит из грабежей, убийств, разбоев или разбоев.

А это означает, что подросток, который совершил бандитское нападение, подлежит наказанию за другие преступления.

Похожая ситуация может возникнуть в случае решения вопроса о проступка уголовного вида за такие виды нарушений, как массовые беспорядки, которые сопровождались грабежами, совершением вандализма, которые будут рассматриваться уже с совершенно другой стороны.

По данным статистики в нашей стране каждый год совершается больше сотни тысяч правонарушений, за которые наступает административная ответственность. Причем, более 30% из всех правонарушителей, составляют несовершеннолетние лица.

Административная ответственность представляет собой одну из форм, в виде которой государство реагирует на правонарушения административного направления. В данном случае ответственность должны нести одновременно и родители, и подростки, причем важно не ошибиться с определением границ ответственности каждого из этих субъектов.

Когда родители создают такие условия, которые становятся прямой того, что несовершеннолетний совершает административное правонарушение, они также несут ответственность.

Дабы не допустить таких ситуаций, чрезвычайно важно уделить особое внимание их профилактике, а именно:

  • Не допускать пребывание несовершеннолетних ночью на улице без сопровождения взрослых.
  • Не допускать возможности употребления подростками спиртных напитков, наркотических средств.

Дела по административным нарушениям, совершенными подростками, рассматривает специально для этого созданная комиссия. Основная цель создания и функционирования таких комиссий заключатся в следующем:

  • Уменьшение уровня развития беспризорности и бродяжничества.
  • Гарантия прав подростков.
  • Организация и контроль за проведением и эффективностью мер и мероприятий, которые направлены на предупреждение правонарушений, которые совершают несовершеннолетние граждане.
  • Подростки несут ответственность, как за совершение уголовных, так и административных правонарушений. В нашей стране существует некоторая специфика определения уголовной и админответственности, за правонарушения, совершенные несовершеннолетними гражданами.

Причем, админнаказание может быть наложено не позже, чем за 2 месяца с того дня, как оно было выявлено.

При определении меры наказания, необходимо помнить о том, что главная цель заключается в восстановлении соцсправедливости, а также с целью предупреждения совершения подобных или же более сложных проступков и нарушений.

Уголовная ответственность: когда наступает, и какие меры применяются

Одним из самых строгих видов ответственности является уголовная. Такая мера наказания наступает в тех случаях, когда объекту исполняется 16 лет. Но существуют некоторые случаи, когда данный вид ответственности может наступить и с 14 лет.

Примером такого случая может быть такое преступление, как убийство, причинение умышленного вреда здоровью другого человека средней или тяжелей формы, изнасилование, кража, грабеж, шантаж, похищение транспортного средства, хулиганские деяния с тяжкими последствиями и пр.

Одним из отягощающих обстоятельств является то, что было совершено не одним человеком, а несколькими. В данном случае наказание будет намного строже.

Если говорить о видах уголовного наказания для подростков, следует выделить следующие:

  • Наложение штрафных санкций. Применяется в том случае, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок.
  • Лишение его возможности заниматься некоторыми видами деятельности, например, предпринимательской.
  • Выполнение обязательных работ. Несовершеннолетний выполняет определенные работы вне учебы или работы, которые не оплачиваются.
  • Выполнение исправительных видов работ. Место выполнения этих видов работ определяет администрация города, а их стоимость не оплачивается.
  • Арест. Срок лишения несовершеннолетнего может достигать 10 лет.

Если подросток совершил преступление, которое градируется, как среднее или тяжелое, его наказание может быть изменено и заменено на специфические принудительные меры, имеющие воспитательное направление, например, отдача несовершеннолетнего под надзор в специализированные места, предложение возместить нанесенный ущерб потерпевшей стороне, нанесение запрета на посещение некоторых общественных мест, пребывание под арестом в стенах собственного дома и пр.

Не исключена также вероятность того, что несовершеннолетний будет направлен в определенное закрытое учебное заведение до того момента, пока он не достигнет совершеннолетия. Но срок пребывания в таком учреждении не должен быть больше 3 лет.

Если говорить о таком вопросе, как уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в РФ, особое внимание необходимо уделить , по которым проводится привлечение именно к уголовному типу ответственности.

После того, как в милицию или же прокуратуру поступило сообщение о том, что было совершено преступление, в первую очередь проводится детальная проверка всех фактов. При подтверждении всех фактов обязательно возбуждается уголовное дело и проводится расследование. После его завершения дело переходит в судебные органы, где и выносится приговор.

Несовершеннолетнего могут привлечь к даче показаний по уже возбужденному уголовному делу. Эта процедура имеет свои особенности, например, если субъекту еще не исполнилось 14 лет, при его допросе или даче показаний в обязательном порядке должны присутствовать родители, либо же социальный педагог. Если же субъекту уже исполнилось 16 лет, вызов его на допрос проводится только через родителей или же через представителей учебного заведения.

При даче показаний на допросе необходимо помнить о том, что они должны быть только правдивыми. Если же субъекту уже исполнилось 16 лет, за дачу неправдивых , субъект уже будет нести уголовною ответственность.

Если же несовершеннолетний сам является подозреваемым, на его допросе обязательно должен присутствовать адвокат и педагог (психолог). Получив определенный допуск, родители несовершеннолетнего подозреваемого также имеют право быть на всех процессуальных мероприятиях.

Если на подростка падает подозрение в совершении преступления. За которое предусмотрено лишение свободы, его задержание может быть проведено только в том случае, если подозреваемый был задержан именно на месте совершения преступления или же сразу после того, как оно было совершено.

Одним из обязательных условий задержания несовершеннолетнего является факты, указывающие свидетелями или обнаружение при нем или на месте его проживания определенных улик, которые имеют непосредственное отношение к этому уголовному делу.

Кроме этого, как только будет произведено , о нем сразу нужно сообщить родителям или опекунам задержанного.

После задержания на протяжении первых 3-х часов должен быть составлен протокол, с которым задержанный должен ознакомиться и подписать. Срок задержания не должен превышать 48 часов (в случае необходимости – 72 часов).

Представители власти имеют право применять силу в том случае, если есть угроза совершения сопутствующего административного нарушения или задержанный проявил сопротивление в процессе его задержания.

Административная ответственность: правила привлечения

Данный вид ответственности считается менее сложным и тяжелым, чем уголовная. Ее применяют за совершение менее сложных и опасных преступлений.

Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних граждан – это вопрос, который требует особого внимания и имеет определенные . Особенно это касается админответственности.

Она наступает с 16 лет. В качестве примеров административных нарушений можно назвать следующие:

  • Реализация наркотических препаратов
  • Разгульный образ жизни
  • Небольшие хулиганские проступки
  • Нарушение правил ДД
  • Неподчинение представителям власти
  • Пребывание в общественных местах нетрезвом виде или в состоянии наркотического состояния и пр.

В то же время, если субъект находится в состоянии опьянения, в том числе и пиво, но ему еще не исполнилось 16 лет, административное наказание будут нести родители или опекуны субъекта. Административную ответственность несут те и те лица, которые предлагают или реализуют несовершеннолетнему спиртные, наркотические или другие одурманивающие препараты.

При совершении , попадающих под разряд административных, родители подростка также понесут админнаказание за то, что не воспитывают подростка надлежащим способом.

Дела, связанные с правонарушениями административного характера, совершенные несовершеннолетними гражданами страны, рассматривает специально для этого созданная комиссия. Нельзя также забывать и том, что за совершения преступления, относящегося к данному виду, субъекта могу также и задержать, о чем немедленно сообщается родителям или же опекунам несовершеннолетнего.

При задержании субъекты, не достигшие совершеннолетнего возраста, содержатся отдельно от других задержанных. Через три часа с момента задержания субъект . В том случае, если подросток при его задержании находился в нетрезвом виде, три часа отсчитываются с того момента, как он протрезвел.

Совершение подростком проступка административного вида непременно сопровождается его расследованием, которое может сопровождаться извлечением вещественных доказательств или каких-либо документов, которые имеют отношение к данному расследованию.

После того, как расследование подошло к концу и все обстоятельства дела выяснены, дело передается на рассмотрение специально созданной комиссии, основная задача которой заключается в защите подростков, а также в выборе справедливого административного наказания. Родители (или опекуны подростка), а также он сам имеет законные права знакомиться со всеми документами, которые оформляются в ходе расследования правонарушения. Кроме этого, можно обратиться за юридической помощью адвоката.

Какие существуют обстоятельства, которые могут смягчить вину при определении наказания


В процессе определения наказания для , который совершил административное или уголовное преступление, представителями власти обязательно учитываются обстоятельства, которые смягчают его провинность.

При наличии таких обстоятельств представители власти имеют законное право определить менее строе и суровое наказание для подростка.

В УК РФ строго прописаны обстоятельства, которые можно считать смягчающими при рассмотрении дела.

Среди наиболее сильных следует выделить такие:

  • Несовершеннолетний совершил противоправный проступок первый раз.
  • Преступление не повлекло за собой тяжелых последствий.
  • Субъект не достиг возраста совершеннолетия.
  • Подсудимый находится в состоянии .
  • Преступление было совершено в результате воздействия тяжелых условий жизни.
  • Несовершеннолетний совершил проступок из сострадания к какому-либо лицу.
  • Преступление было совершено по принуждению, в результате того, что на него оказывалось воздействие морального, психического или физического вида.
  • Противоправный проступок был совершен несовершеннолетним в виде самообороны, при угрозе его жизни или здоровья.
  • Потерпевший вел себя аморально, что послужило причиной совершения преступления подростком.
  • Подросток, который совершил проступок уголовного или административного плана сам явился в органы власти, где самостоятельно, без оказания на него давления, признался в совершении противоправного деяния.
  • Несовершеннолетний тесно сотрудничал с власти, которые проводили расследование, что помогло его быстрому раскрытию.

Несовершеннолетние граждане страны, которые совершили административное или уголовное преступление, точно также, как и взрослые, несут за свои проступки наказание. При определении вида наказания не только проводится детальное расследование представителями власти, но и специальной комиссии по рассмотрению дел несовершеннолетних субъектов. При этом также обязательно учитываются смягчающие обстоятельства.

Об особенностях наказания несовершеннолетних — на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Степанова Л.Л.,

студентка Уральского филиала Российского государственного университета правосудия

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., провозгласившей Россию демократическим правовым государством, высшей ценностью которого является человек, а политикой - обеспечение достойной жизни каждого гражданина, радикально изменились подходы к деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних .

Проблема административной ответственности несовершеннолетних в последнее время приобрела острый характер не только по причине реформирования в нашей стране действующего законодательства в области ювенальной политики, но и реального увеличения правонарушений совершенных подростками . Согласно данным Прокуратуры Челябинской области за первое полугодие 2015 году выяснилось, что подростковая преступность в регионе выросла на 22,5%. Самыми криминогенными городами стали Магнитогорск, Челябинск, Копейск и Златоуст: на их долю пришлась почти половина совершенных преступлений .

Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.

В соответствии со ст. 2.3. КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет, в связи с этим можно сделать вывод, что административной ответственности подлежат несовершеннолетние лица с 16 до 18 лет .

Целью административных наказаний является восстановление социальной справедливости, исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Административное наказание помимо цели исправления, преследует еще и цель выработки стойкого неприятия у подростка всего, что связано или связывало его с неправомерным поведением и антиобщественной деятельностью, но, при этом, административное наказание не преследует цели чисто воспитательного характера, таких как привитие мер субординации.

На самом деле, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но есть определенные особенности привлечения подростков к такому роду ответственности.

Так, например, одной из таких особенностью является то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении родители или законные представители лица, должны быть обязательно уведомлены.

В связи с особенностями возрастной категории, при рассмотрении дела об административном правонарушений судья, орган, должностное лицо, рассматривающее это дело, должно анализировать его в комплексе, поскольку административная ответственность может применяться как к подросткам, так и к их законным представителям, даже если фактически правонарушение совершил их несовершеннолетний ребенок. В связи с этим при определении мер ответственности должны учитываться все особенности психического и индивидуального состояния подростка. А основанием применения этой ответственности служат характер совершенных правонарушений. При этом, административную ответственность родителей нельзя рассматривать отдельно от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. Это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований наступления данной ответственности, и к нечетким формулировкам правовых норм, устанавливающих правоотношения с несовершеннолетними.

Ввиду этого можно привести пример наложения на подростка или его родителей штрафа. Штраф обычно назначается, как мера наказания, когда у несовершеннолетнего имеются источники дохода или собственное имущество. Если же вышеуказанных обстоятельств не существует, то штраф будет взыскиваться с законных представителей ребенка.

Еще одна отличительная черта административной ответственности несовершеннолетних заключается в том, что к ним не может применяться административный арест.

При применении к подросткам мер административной ответственности, обязательным условием является извещение прокурора (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ). А само производство по таким делам проводит комиссия по делам несовершеннолетних. Помимо этого, несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство, может быть удалено при рассмотрении материалов, которые могут негативно повлиять на психическое и моральное состояние подростка.

Подростки, совершившие административные правонарушения, связанные с употреблением спиртных напитков, неоднократно нарушившие ПДД на т/с, допустившие мелкое хулиганство и другие правонарушения, ставятся на профилактический учет в подразделение по делам несовершеннолетних. О всех подростках, поставленных на учет, информация направляется в учебные заведения, где они учатся, по месту жительства, а на употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества информация направляется врачу-наркологу, для проведения профилактической работы с данными подростками.

Снимаются с учета несовершеннолетние по исправлению или достижению 18 лет.

При совершении правонарушения подросток должен иметь в виду, что его несовершеннолетие не является смягчающим обстоятельством. Так, например подросток, произведший серьезное правонарушение, будет привлечен по всей строгости, но соответственно со всеми

/URL: особенностями производства. В этом и состоит весь парадокс затрагиваемой мной темы.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что подростки - правонарушители всегда существовали, и, полностью искоренить совершения правонарушений несовершеннолетних невозможно, но бросить все силы на ликвидацию «детских» общественноопасных действий государство и общество обязаны, учитывая их неуклонный и стремительный рост в современной России.

  • 5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):
  • 37.Понятие и назначение административно-восстановительных мер.
  • 38.Административный процесс:понятие, особенности. Административные процедуры и административные производства.
  • 39.Способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
  • 40.Надзор прокуратуры. Формы реагирования прокурора на нарушения законности в сфере исполнительной власти.
  • 41.Судебный контроль в сфере исполнительной власти.
  • 42.Президентский контроль.
  • 43.Парламентский контроль.
  • 44.Контроль и надзор в сфере исполнительной власти.
  • 45.Понятие, цели и принципы административной ответственности.
  • 46.Законодательство об административных правонарушениях.
  • Раздел I. Общие положения
  • Глава 1. Общие положения
  • 47.Основания административной ответственности.
  • 48.Обстоятельства, исключающие административную ответственность.
  • 49.Особенности административной ответственности должностных лиц.
  • 50.Особенности административной ответственности несовершеннолетних.
  • 51.Особенности административной ответственности юридических лиц.
  • 52.Понятие и основные признаки административного правонарушения.
  • 53.Юридический состав административного правонарушения.
  • 54.Административные наказания: понятие, цели, система, виды.
  • 55.Предупреждение и штраф как меры административной ответственности. Порядок применения и содержание.
  • 56.Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и лишение специального права как меры административной ответственности. Порядок применения и содержание.
  • 57.Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации. Порядок применения и содержание.
  • 58.Административный арест и дисквалификация как меры административной ответственности. Порядок применения и содержание.
  • 59.Административное приостановление деятельности как мера административного наказания. Порядок применения и содержание
  • 60.Обязательные работы и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Порядок применения и содержание
  • 61.Общие правила применения административных наказаний.
  • 62.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
  • 63.Множественность административных правонарушений.
  • 64.Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.
  • 65.Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, значение и виды. Основные требования к доказательствам.
  • 66.Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Предмет и пределы доказывания.
  • 67.Участники производства по делам об административных правонарушениях; виды участников.
  • 68.Участники производства по делам об административных правонарушениях, наделенные властными полномочиями.
  • 69.Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: понятие, правовой статус.
  • 70.Потерпевший, его административно-процессуальный статус.
  • 71.Эксперт, специалист, переводчик как участники производства по делам об административных правонарушениях.
  • 72.Свидетель и понятой как участники производства по делам об административных правонарушениях, их административно-процессуальный статус.
  • 73.Прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 74.Подведомственность дел об административных правонарушениях. Виды подведомственности.
  • 75.Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие и виды.
  • 76.Основания и поводы для возбуждения дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении.
  • 77.Административное расследование.
  • 78.Рассмотрение и разрешение дела об административном правонарушении.
  • 5.2. Рассмотрение и разрешение дела об административном правонарушении
  • 79.Обжалование (опротестование) и пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • 80.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • 81.Административное судопроизводство в Российской Федерации. Структура Кодекса административного судопроизводства рф.
  • 82Государственное регулирование и административно-правовое регулирование в сфере экономики (полномочия Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина России).
  • 87.Государственное регулирование и административно-правовое регулирование в области обороны (полномочия Минобороны России).
  • 88.Административно-правовые режимы: понятие, назначение, виды, правовое регулирование.
  • 89.Административно-правовой режим чрезвычайного положения.
  • 90.Административно-правовой режим военного положения.
  • 50.Особенности административной ответственности несовершеннолетних.

    В соответствии со статьей 2.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

    Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет следующие особенности:

    1) дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст.23.2 КоАП РФ).

    В случаях совершения несовершеннолетним правонарушения в области дорожного движения (гл. 12КоАП РФ), а также правонарушений, предусмотренныхст. 11.18КоАП РФ, дела указанной категории могут быть рассмотрены комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав лишь постольку, поскольку орган или должностное лицо передает (в установленном порядке) дело об административном правонарушении указанным комиссиям.

    2) при совершении правонарушения, связанного с распитием пива, напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной, спиртосодержащей продукции, потреблением наркотических, психотропных, одурманивающих веществ, в возрасте до шестнадцати лет, ответственность за действия несовершеннолетнего несут его законные представители.

    3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

    Так, штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст.32.2 КоАП РФ).

    Кроме того, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим возраста 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9КоАП РФ).

    4) Часть 2 ст. 2.3. КоАП РФ предусматривает, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившим административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

    5) несовершеннолетие является обстоятельством смягчающим административную ответственность (п. 4 ч. 1 ст. 4.2КоАП РФ).

    Таким образом, привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет ряд ключевых особенностей, определенных статусом и положением несовершеннолетних в обществе.

    Рассмотрение дела об административных правонарушениях несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая имеет широкий круг полномочий в данном вопросе.

    Порядок рассмотрения дела об административных правонарушениях несовершеннолетних аналогичен с рассмотрением дела совершеннолетних, однако, включает в себя ряд особенностей.

    Так, материалы о нарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской), районной в городе комиссиями, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение о рассмотрении дела на заседании комиссии. Может быть проведена дополнительная проверка дела или обследование по поступившим заявлениям.

    При подготовке и рассмотрении дел комиссия по делам несовершеннолетних должна точно установить возраст, занятие, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные, подтверждающие его совершение, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия.

    До рассмотрения дела со всеми материалами знакомятся несовершеннолетний, его родители или лица, их заменяющие, если это необходимо, также представители воспитательных учреждений.

    Комиссия рассматривает дело не позднее 15 дней со дня его поступления. В рассмотрении дела участвует прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ). Вина подростка в совершении конкретного административного проступка должна быть доказана с той же степенью обоснованности, что и вина взрослого. Присутствие подростка на заседании комиссии обязательно. На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях представители воспитательных, учебных заведений. На заседании члены комиссии оценивают все материалы дела и могут вынести решение о применении мер воздействия, которое оформляется постановлением. Постановление комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его вынесения.

    Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) рассматривает комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в качестве главного субъекта административной юрисдикции применительно к несовершеннолетним. В ч. 1 ст.23.2 указано: районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 г. (по состоянию на 01.04.2013 г)..

    Дела об административных правонарушениях, отнесенные федеральным законодателем к подведомственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, можно разделить на две группы:

    Дела об административных правонарушениях, совершенных самими несовершеннолетними;

    Дела об административных правонарушениях, совершенных в отношении несовершеннолетних Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова и Ю.П. Соловья. М.: Юрайт-Издат., 2008. С. 562.

    Компетенция районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях может устанавливаться не только КоАП РФ, но и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Под административной ответственностью несовершеннолетних следует понимать особое правовое отношение между государством в лице его органов и правонарушителями в возрасте от 16 до 18 лет, обладающими административной деликтоспособностью, проступки которых являются самостоятельным основанием для применения мер государственного принуждения, преследующих воспитательную цель, к ним самим и частью основания для привлечения к административной ответственности их родителей. Она выражается в обязанности несовершеннолетних претерпеть негативные последствия мер воздействия, избранных компетентным органом, а так же исполнить возложенные в связи с этим требования Корчагина Е.Ю. Административно-юрисдикционная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних: Автореферат диссертации, стр. 5.

    К лицам от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

    Материалы о нарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской), районной в городе комиссиями, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение о рассмотрении дела на заседании комиссии. Может быть проведена дополнительная проверка дела или обследование по поступившим заявлениям. До рассмотрения дела со всеми материалами знакомятся несовершеннолетний, его родители или лица, их заменяющие, если это необходимо, также представители воспитательных учреждений. Комиссия рассматривает дело не позднее 15 дней со дня его поступления.

    Вина подростка в совершении конкретного административного проступка должна быть доказана с той же степенью обоснованности, что и вина взрослого. Присутствие подростка на заседании комиссии обязательно. На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях представители воспитательных, учебных заведений. На заседании члены комиссии оценивают все материалы дела и могут вынести решение о применении мер воздействия, которое оформляется постановлением. Постановление комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его вынесения в государственный орган исполнительной власти или в мировой суд по месту жительства несовершеннолетнего.

    По отношению к несовершеннолетним правонарушителям действующее законодательство предусматривает правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Комиссии принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Исключение составляют правонарушения, предусмотренные ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12 КоАП РФ, в области дорожного движения, которые могут рассматриваться другими органами.

    КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя.

    Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

    Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения - отягчающим вину обстоятельством. Причем, эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ. В Барнауле по состоянию на 1 апреля 2013 года, не совершено ни одного правонарушения, предусмотренного данной статьей См. Приложение 1. Данные предоставлены ГУ МВД России по Алтайскому Краю.), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ, а по данной статье в г. Барнауле за первые три месяца 2013 года, привлечено к ответственности 235 человекСм. там же.), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением виновных в этом лиц к административной ответственности.

    Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два - это предупреждение и административный штраф. Кодекс не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

    Так, штраф может назначаться как мера наказания, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка, штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, опекуны и попечители.

    В ст. 2.3 КоАП РФ установлена возможность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

    Закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

    Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел - Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения (За первые три месяца 2013 года по решению Комиссии в ЦВСНП помещено 5 несовершеннолетних, из них 3 на срок 48 часов, а 2 на срок 30 суток См. Приложение 1. Данные предоставлены ГУ МВД России по Алтайскому Краю.).

    КДН рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ - неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.

    Ответственность родителей или лиц их заменяющих, наступает и за совершение несовершеннолетним административного правонарушения предусмотренного ст. 20.22 КоАП РФ, т.е. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, что влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001г. (по состоянию на 01.04.2013 г).. К административной ответственности по ст. 20.22 КоАП РФ в Алтайском крае за первые 3 месяца привлечено 175 родителей (или лиц их заменяющих), из них 152 протокола составлены сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, а 23 иными службами См. Приложение 1. Данные предоставлены ГУ МВД России по Алтайскому Краю..

    По нашему мнению, привлечение родителей или лиц их заменяющих к ответственности за правонарушения несовершеннолетних является не эффективным, в силу того, что основным видом наказания является штраф, причем низкий, в среднем до пятисот рублей. Мы считаем, что совместно с родителями, ответственность должны нести и несовершеннолетние, к ним должны быть применены меры профилактического воздействия. Так подросток поймет, что не только родитель отвечает за его поступки, но и он сам.

    Так к несовершеннолетним могут применяться специальные меры воспитательного воздействия:

    а) возложение на подростка обязанности принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему. Применение этой меры целесообразно, если совершен незначительный проступок и виновный, осознав неправильность своего поведения, искренне раскаивается в содеянном. Извинение может быть принесено публично: либо на заседании комиссии, либо на собрании коллектива, либо при личной беседе с потерпевшим;

    б) вынесение предупреждения. Эта мера применяется при совершении малозначительных правонарушений. Комиссия в письменной форме предупреждает несовершеннолетнего о возможных последствиях при совершении им повторных правонарушений;

    в) объявление выговора или строгого выговора на заседании комиссии. Постановление об объявлении выговора направляется по месту учебы или работы подростка. Данная мера воздействия действует в течение 1 года, она считается снятой, если в течение этого срока не совершено нового правонарушения;

    г) возложение обязанности возместить причиненный ущерб или своим трудом устранить его. Эта мера может применяться к несовершеннолетним, имеющим свой заработок (например, стипендию) или к несовершеннолетним, имеющим трудовой навык;

    е) передача несовершеннолетнего под надзор родителей или заменяющих их лиц, или под наблюдение трудового коллектива, общественной организации с их согласия. Комиссия сама проявляет инициативу в поиске и выборе организаций или граждан, которые смогли бы обеспечить перевоспитание несовершеннолетних. При назначении данной меры, Комиссия должна учитывать, не оказывает ли отрицательного влияния на подростка его семья;

    ж) передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу по их ходатайствам. Для передачи на поруки требуется согласие правонарушителя и ходатайство той или иной организации, которая, хорошо зная несовершеннолетнего, ручается за него и берет на себя ответственность за надлежащее его поведение.

    Данные меры сейчас применяются Комиссией в отношении несовершеннолетних самостоятельно. По нашему мнению, такие меры должны применяться и при привлечении к административной ответственности родителей или лиц их заменяющих, за правонарушения совершенные их детьми.

    Вывод . В законодательстве Российской Федерации предусмотрена ответственность несовершеннолетних, за совершение ими административных правонарушений. Такая ответственность наступает по достижении 16 лет. КоАП РФ не предусматривает специальных видов административной ответственности для несовершеннолетних, но вводит ограничения для некоторых существующих, как например, административный арест. Основным видом административного наказания, как для несовершеннолетних, так и для родителей или лиц их заменяющих, является штраф, что не всегда является эффективным способом профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними или в отношении них.

    Граждане РФ обязаны уважать права других лиц, соблюдать законодательные нормы. Пренебрегающие установленными правилами и порядками, независимо от возраста, должны нести наказание, то есть привлекаться к уголовной или административной ответственности. Для подростков, нарушивших закон, действуют аналогичные правовые нормы, но в более лояльной форме. Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних наступает с 14–16 лет. Все зависит от того, какое именно злодеяние совершено, при каких обстоятельствах, какую угрозу или последствия оно повлекло для окружающих.

    Тяжелые преступления, караемые по статьям Уголовного кодекса РФ, несовершеннолетними совершаются реже, чем мелкое хулиганство, наказание за которое регламентирует Кодекс об административных правонарушениях. Если вашему ребенку грозит административное взыскание, следует знать, как его оспорить, в какой срок подавать заявление, чтобы добиться его отмены, какую ответственность понесут родители. Опытные онлайн-юристы на нашем портале проконсультируют вас по любым вопросам, помогут найти нужное решение.

    Законодательство об административных правонарушениях

    Ежегодно в России совершаются сотни тысяч преступлений, которые подпадают под статьи Кодекса об административных правонарушениях. Около трети от общего количества противоправных действий исходит от подростков. Вопрос о назначении административного наказания рассматривают специально созданные комиссии по делам несовершеннолетних. Они призваны не только установить степень опасности деяния и определить меру ответственности, но и защитить права подростков, обеспечить восстановление социальной справедливости.

    Одна из важных функций таких коллегиальных органов - уменьшение уровня беспризорности и бродяжничества, контроль эффективности действующих правовых инструментов. В компетенцию комиссии входит рассмотрение дел с участием несовершеннолетних, совершивших:

    • опасные противоправные деяния в общественных местах;
    • нарушение ПДД;
    • хищение, хулиганство, акт вандализма;
    • другие антисоциальные правонарушения.

    Административная ответственность несовершеннолетних может наступить даже при уклонении от учебы. По закону наказание ждет подростков, употребляющих алкогольные напитки в общественных местах, оскорбивших должностных лиц при исполнении. Чтобы исключить подобные ситуации, следует прибегать к профилактическим мерам: повышать контроль, не допускать пребывание несовершеннолетних на улицах в темное время суток без сопровождения взрослых, пропагандировать здоровый образ жизни и разъяснять, чем чревато употребление алкоголя и наркотиков.

    Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что родители также будут нести ответственность за преступление своего ребенка, если они создали благоприятные условия для того, чтобы несовершеннолетний нарушил закон. Наказание для родителей и опекунов обычно ограничивается штрафом.

    Какие проступки наказываются административным штрафом

    Кодекс об административных правонарушениях определяет особенности наказания и привлечения несовершеннолетних граждан к ответственности. Если подросток нанес оскорбление другому лицу, начать следует с публичного извинения. Принести свои сожаления можно и в иной форме. Дополнительно административная ответственность может проявляться в вынесении выговора или предупреждения.

    На подростков, которые своими противоправными действиями нанесли имущественный ущерб, налагается штраф. Однако денежное взыскание им назначается в качестве наказания при условии, что виновные лица имеют собственный заработок. Несовершеннолетнему вменяется материальная ответственность, если сумма причиненного в результате преступления вреда не превышает половины минимальной заработной платы. В качестве альтернативы Кодекс об административных правонарушениях разрешает использовать труд подростков, так как малолетнего нарушителя правопорядка могут обязать самостоятельно устранить нанесенный ущерб.

    Если со стороны несовершеннолетних было совершено преступление в общественном месте или серьезное правонарушение, комиссия может установить за ребенком надзор. Его могут осуществлять родители или опекуны, а также специальные государственные структуры. В особых случаях, когда несовершеннолетних привлекают к уголовной ответственности, их могут поместить в специальные учреждения. Данная мера используется с пометкой «условно при испытательном сроке в 12 месяцев».

    Комиссия может направить в органы опеки ходатайство, на основании которого подростков лишат возможности распоряжаться стипендией или имеющимся заработком без согласия родителей.

    В отношении несовершеннолетних запрещено использование грубых методов задержания. Подростка можно доставить в полицейский участок, но находиться он должен отдельно от остальных задержанных. Время нахождения в отделении не должно превышать трёх часов. При задержании уполномоченные сотрудники вправе провести досмотр несовершеннолетнего правонарушителя и осмотр его личных вещей, соблюдая при этом установленный порядок и не превышая полномочия. Если родители посчитают задержание неправомерным, они могут обжаловать действия должностных лиц в вышестоящих органах.

    Методы перевоспитания подростков

    Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности осуществляется не только для наказания подростков за совершенные проступки, но в воспитательных целях. Назначаемое административное наказание – мера, призванная показать ребенку опасность его действий для него самого и окружающих его людей. Вынося решение о привлечении граждан, не достигших дееспособного возраста, к административной ответственности, представители комиссии по делам несовершеннолетних ориентируются на то, осознает ли ребенок свою вину, какие выводы он вынес из сложившейся ситуации.

    Нередко на меру наказания в отношении несовершеннолетних, совершивших административное преступление, влияют смягчающие обстоятельства, позволяющие уменьшить степень ответственности. Комиссия лояльно отнесется к малолетним правонарушителям, если:

    • противоправное деяние совершено впервые;
    • преступление не повлекло серьезных последствий;
    • ребенок был вынужден нарушить закон в силу особых семейных обстоятельств;
    • правонарушение осуществлялось под давлением или угрозами;
    • подросток сознался в совершенном преступлении и содействовал следственным органам в раскрытии дела;
    • потерпевший умышленно провоцировал подростка на агрессию;
    • неподобающее поведение - это попытка защитить свою жизнь, здоровье и безопасность.

    Дела о направлении подростков в учебно-воспитательные и лечебные учреждения рассматриваются комиссией в присутствии прокурора.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация