Функции и виды правосознания. Курсовая работа: Правосознание понятие, структура, особенности. Понятие, структура, виды правосознания

Главная / Земля

С помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, правовое сознание.

Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

Действующее право и правовая действительность в целом получают отражение в общественном и индивидуальном сознании человека. Вольно или невольно он, привлекая нравственные, религиозные, политические и другие критерии, дает сравнительную оценку прошлой и настоящей правовой жизни, высказывает свое отношение к перспективам ее совершенствования. Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т. д., служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и для определения позитивных тенденций правового воздействия, обеспечения действенности правовых средств. Будучи субъективным образом объективного мира, сознание не только отражает действительность (в форме переживаний, представлений, идей и других духовных феноменов), но и творит ее.

Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:

  • носителем правосознания является человек или общность людей;
  • она отражает государственно-правовые явления;
  • выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;
  • носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;
  • тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д.).

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому .

Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности.

Роль правосознания

Как особая форма общественного сознания правосознание есть осознание , совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, объединений людей или всего общества относительно права и его роли.

Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни. Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:

  • в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний;
  • в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;
  • даже при незнании конкретных правовых предписаний, способствуя выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений;
  • при непосредственном регулировании некоторых отношений в случае пробельности права, когда при отсутствии необходимой нормы правоприменитель руководствуется собственным правосознанием. Особенно это распространено в эпоху революций, когда старое законодательство уничтожено, а новое не создано.

Следовательно, можно определить правосознание как форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о порядке правового регулирования общественной жизни. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Также ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с , наряду с ними, а иногда и вопреки им. Например, можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознания в решении отдельных вопросов.

Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.

При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, реальную опасность приобретает негативная роль правосознания из-за ею неразвитости, пробельности, отсталости, ориентации на асоциальные ценности.

Роль правосознания проявляется в его функциях: познавательной, прогностической, регулирующей, воспитательной.

Структура правосознания

По своей структуре правовое сознание включает три относительно самостоятельных компонента:

Правовую идеологию , олицетворяющую преимущественно результаты абстрактного мышления и включающую концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь; это наиболее видимая, активная часть правосознания;

Правовую психологию , состоящую преимущественно из созерцательных моментов познания, психологического восприятия правовых реалий: чувств, эмоций и переживаний людей, связанных с правом; она является менее заметной, но более устойчивой, консервативной частью правосознания;

Поведенческие факторы , в которых «цементируются» интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Эти факторы, выражаясь в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правоотношениях, во многом определяют правомерность поведения субъектов права.

В реальной жизни указанные выше компоненты правового сознания находятся в органическом единстве. Тесно переплетаясь и взаимодействуя, они пронизывают всю государственно-правовую действительность, выступая мощным средством се совершенствования или, напротив, сдерживая в прежнем виде.

Обыденное и теоретическое правосознание

Структура правосознания как сложного социального явления может быть рассмотрена с различных позиций. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют два уровня правосознания: обыденное и теоретическое.

Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии - совокупности чувств, переживаний, предрассудков и т. п., выражающих в основном эмоциональное отношение человека к праву.

Теоретическое правосознание , напротив, отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений, причем делает это в абстрактной и систематизированной форме, т. е. в форме идей, категорий, принципов, гипотез, теорий, доктрин и т. п. Поэтому носителями теоретического правосознания являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т. д.). Основными разновидностями теоре- тичсского правосознания выступают правовая наука и правовая идеология.

Правовая идеология - это система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность.

Таким образом, структура правосознания включает в себя два элемента:

  • правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектов права);
  • правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок).

Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.

Виды и функции правосознания

С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на общественное, групповое и индивидуальное.

Эта классификация имеет условный характер, поскольку нет массового и группового правосознания без и вне индивидуального. Массовое правосознание олицетворяет усредненное состояние правовых взглядов, идей, чувств и т. д. различных социальных групп, групповое — индивидов с однородными интересами. Различна и роль этих разновидностей правосознания. На правообразование, например, решающее влияние оказывает массовое правосознание, а групповое и индивидуальное правосознание учитывается правотворческим органом в согласованном, сбалансированном виде.

Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний.

Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т. д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т. п. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется прежде всего на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности.

Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:

  • познавательной , связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;
  • оценочной , выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается через призму справедливого и правового в общественной жизни. Именно оценочная функция является основой творческой, преобразующей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности;
  • регулятивной , определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях.

В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции.

Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

Чем дальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача - следовать многим положениям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человеческого общежития.

Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам , законности , правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).

Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:

  • правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;
  • правовой психологии - совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;
  • поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности...).

Функции правосознания:

  1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.
  2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам , к своему правовому поведению.
  3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

Правосознание является элементом правовой культуры .

Основные черты правосознания:

  • является одной из форм общественного сознания;
  • состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;
  • носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права ;
  • обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;
  • в отдельные периоды развития общества является формой права;
  • ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным "внутренним механизмом" регулирования деятельности людей.

Деформация правосознания - это его искажение, "разрушение" позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Дефекты правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п.

Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - это "менты"; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои - "воры в законе", авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка , а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

Виды деформации правосознания

Правовой инфантилизм бесформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. "Перерождение" правосознания крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел . Это антипод законности . Правовой дилетантизм вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям. Правовой нигилизм отрицание социальной ценности права ; осознанное игнорирование требований закона , та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям необходимости уважения и соблюдения права.

Нигилизм вообще (от лат. nihil - ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам. Он рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения. Критическому восприятию можно подвергнуть все стороны общественного бытия. Известный российский литературный персонаж XIX в. Козьма Прутков призывал всех "зрить в корень" и "подвергать все сомнению". Поэтому нигилизм может быть политическим, идеологическим, экономическим, нравственным, военным, правовым и т.д. Общей чертой, характерной для всех видов нигилизма, является не просто отрицание существующих или общепринятых взглядов, ценностей, а осуществление этого в крайне активной (нередко и не в правовой) форме.

Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов.

Причины правового нигилизма самые разные - от вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как ненужного социального института. В России одной из идеологических причин возникновения правового нигилизма явилось утверждение об "отмирании" права. В 1962 г. в стране с представлением о построении коммунизма пышно расцвели и идеи о решающей роли общественности в борьбе с правонарушениями . Отдавались "на поруки" преступники, вовсю работали товарищеские суды с их некомпетентностью. В итоге произошло умаление права, сформировалось нигилистическое отношение к нему.

Правовой фетишизм (или идеализм) - гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Это прямо противоположное правовому нигилизму явление. В то же время у этих явлений имеются общие корни, к которым следует отнести юридическое невежество, дефицит политико-правовой культуры.

Безграничная вера в закон существует на протяжении всей истории человечества. Специалисты отмечают следующие основные формы проявления правового идеализма:

  1. Необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство , ни население не готовы выполнять предлагаемые правовые предписания.
  2. Отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать правовые предписания.
  3. Отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, экономических, социально-психологических и иных условий, в которых должна действовать норма права .

Формы выражения правового нигилизма:

  • прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов ;
  • массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
  • издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;
  • подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;
  • несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;
  • нарушения прав человека , особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;
  • подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Правовая демагогия - особый вид социальной демагогии, состоящий в общественно опасном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния государства.

Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии.

Виды правосознания:

1. По субъектам:

  • Общественное (групповое) правосознание выражает правовые воззрения определенной части общества .
  • Индивидуальное правосознание - это представления о праве и правовых требованиях, которые имеет каждый гражданин. Уровень индивидуального правосознания у различных людей различен.
  • Групповое. Необходимо учитывать и такое понятие, как "эффект толпы". Французский социолог Гюстав Лебон одним из первых заявил о начале эры толпы и стал системно изучать это явление. Он считал, что толпе чужда демократия. Ей обязательно нужен вождь (за это ученого обожал Гитлер). Главное свойство толпы - это превращаемость. На эмоциональном фоне она может впадать в ярость, ужас, страх и иные полярные состояния, несовместимые с правовым характером действий. Это может происходить спонтанно и в то же время может намеренно стимулироваться.

Таким образом провокаторы могут добиваться социальных беспорядков с достижением в последующем определенных политических целей, вплоть до изменения государственного строя. В то же время руководители при помощи грамотных действий специальных служб и применения психологических приемов могут переориентировать ее действия, превратить толпу одного вида в другой.

Например, 21 августа 1991 г. после поражения ГКЧП собравшаяся многочисленная толпа в г. Москве на площади перед Лубянкой настраивалась штурмовать здание КГБ СССР. Избежать больших жертв удалось, только переориентировав внимание собравшихся на памятник Ф.Э. Дзержинскому. При этом использовались не только неприязнь людей к этому историческому персонажу, но и давний слух о том, что монумент состоит из чистого золота. Якобы так остроумно Сталин в свое время спрятал часть золота партии.

С участием американских специалистов был разработан и осуществлен ряд крупных международных политических операций. С их помощью удалось избежать начала гражданской войны после переворота в Чили и последовавшего за ним убийства президента страны Сальвадора Альенде. Действия многочисленных сторонников президента деморализовали тем, что своевременно запустили слух о том, что на помощь свергнутому правительству движется армейская бригада под командованием известного генерала Пратса. Когда эта версия приобрела в сознании населения устойчивый характер на центральном телевидении, было организовано "интервью" в прямом эфире с находившимся под домашним арестом генералом, который поддержал действия путчистов. Шок от этого "интервью" сломил волю сторонников президента Альенде к решительным действиям.

Позже социологи стали различать такие понятия, как: "толпа", "массы" и "народ".

2. По уровням правосознание делится на обыденное (эмпирическое), научное и профессиональное.

Понятие правовой культуры

В юридической науке и в культурологии отсутствует единое понимание не только термина "культура", но и другого - "правовая культура ". Правовая культура может рассматриваться по отношению к отдельным индивидам или группам индивидов, объединенных в организованном порядке (политические партии , профсоюзы , иные организации) или собравшихся в общественных местах (политические, культурные или спортивные мероприятия). Определенный уровень политической культуры имеет и само общество . Это многоплановое понятие и при подходе к его унификации исследователи (в том числе философы, социологи, юристы и др.) чаще всего стремятся выделить черты, присущие направлению их научного поиска.

Многие специалисты правовую культуру рассматривают как сферу человеческой практики, представляющей собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм. Своим предназначением она должна иметь выполнение функции социально-правовой ориентации людей в обществе.

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества.

В результате исследования правосознания различных слоев и групп населения установлено, что основные различия законопослушных лиц и правонарушителей заключаются не в правовой осведомленности (нормы права все знают или не знают примерно одинаково). Причина в другом - в отношении к праву и к практике его применения. Наиболее резко это выражается в правовых установках и ценностных ориентациях. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления этих различий оказались особенно высокими у юристов-профессионалов, что, впрочем, вполне естественно.

Профессиональная юридическая культура включает в себя в качестве основы профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы (области) культуры, которые функционируют во взаимодействии с политической, эстетической, религиозной и другими проявлениями культуры.

Правосознание как элемент правовой и профессиональной культуры, юридической культуры, а также сама она реализуется (объективируется) в механизме поведения и фактическом поведении (деятельности). В отличие от правосознания и профессионального сознания правовая культура и профессиональная юридическая культура включает в себя только положительные, социально полезные и ценные компоненты правовой деятельности, которые накоплены человечеством в ходе его развития и которые в конечном счете способствуют социальному прогрессу, цивилизации.

Правовое воспитание

Чувство правовой защищенности может обрести реальные формы только то общество , в котором сформировано правосознание всех уровней, в том числе и профессиональное. Это является одним из обязательных условий формирования правового государства и права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов , деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности.

Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию , их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентрированным выражением правосознания как формы общественного сознания является правовая идеология, т.е. система правовых взглядов, основывающихся на определенных социальных и научных позициях. Психологическую сторону правосознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений.

Правосознание включает знание действующего права, его основных принципов и требований, но не сводится к нему. Для правосознания не менее важен оценочный момент и поведенческие установки.

Правосознание подчинено общим закономерностям развития общественного сознания. Оно выступает как специфическое отражение экономических, политических и иных отношений данного общества, положения классов и индивидов в системе общественного производства и социально-политической структуры. Существенное влияние на правосознание оказывают другие формы общественного сознания - политическое сознание и мораль, общественная психология, исторические традиции, сложившийся образ жизни.

Взаимосвязи правосознания и права носят сложный характер. С одной стороны, правосознание предшествует праву, поскольку последнее выражает взгляды и установки господствующих в обществе классов. Сложившаяся в данном обществе правовая система , в свою очередь, выступает в качестве одного из важнейших факторов, воздействующих на правосознание. Наконец, функционирование права, его применение и соблюдение зависят от уровня правосознания.

Всегда присутствует какое-либо отношение к праву.

Особенности правосознания следующие:

  • очень тесно взаимодействует с моралью , политикой, нравственным сознанием;
  • характеризуется преемственностью через эпохи, поколения;
  • влияет на общественные отношения и правовую практику (например, отрицательное отношение общества к каким-либо реформам может затормозить их или вовсе отменить);
  • отражает не только современное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития.

Структура правосознания:

  • правовая идеология — отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, осуществляемое на рациональной основе.

Это элемент правосознания, связанный с логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Поэтому он превалирует среди юристов, специалистов в области общественных наук, руководителей, управленцев, законодателей;

  • правовая психология — совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный элемент правосознания, основанный на чувственном опыте повседневной жизни, подверженный более частым переменам. Присущ он большинству населения, то есть обывателям, не связанным профессионально с юриспруденцией и управлением . В свою очередь, правовая психология тоже неоднородна и состоит из двух компонентов:
  • стойких — обычаи , традиции, привычки (например, отрицательное отношение к преступлениям против личности);
  • подвижных — настроения. Они наиболее подвержены переменам.

    Виды правосознания:

    • индивидуальное. Присуще конкретному человеку , индивиду. Складывается под влиянием как внешних (среда обитания, род деятельности), так и внутренних факторов (уровень образования, культуры, место в социуме, генетическая наследственность). Это и объясняет порой диаметральное различие правосознания у людей;
    • групповое — представления о праве тех или иных социальных групп, слоев общества, профессиональных сообществ;
    • массовое. Характерно для нестабильных, временных объединений (митинги, демонстрации, бунтующие толпы);
    • общественное — это правосознание макроколлективов (например, населения государства , части государства, нации, народности, а иногда и целой исторической эпохи).

Правовая культура: понятие и виды

Правовая культура тесно связана с культурой общества в целом. Она является средством укрепления законности и правопорядка в стране. В том случае, если в обществе не востребовано уважительное отношение к праву , стремление следовать предписаниям закона , то и государство не будет гарантировать соблюдение на практике тех прав, которые закреплены за гражданами в конституции и иных законах. Они так и останутся нереализованными, записанными лишь на бумаге.

Правовая культура зависит от уровня развития:

  • правового сознания населения (о чем подробно говорилось выше);
  • правовой действительности;
  • законодательства в целом (насколько законы государства соответствуют запросам общества).

Виды правовой культуры: индивидуальная, групповая и общественная. В отличие от правосознания, у правовой культуры нет массового вида, поскольку таковой невозможен в условиях митингов, погромов или иных стихийных уличных мероприятий.

Правовой нигилизм и правовой идеализм

Это два отрицательных явления, характеризующих низкий или недостаточный уровень правосознания и правовой культуры общества или его отдельных социальных слоев и индивидов.

Проявления правового нигилизма в правотворческой деятельности:

  • так называемая «война законов», когда в различных ведомствах или на различных территориях государства принимаются акты, заведомо противоречащие друг другу;
  • подмена законности политической или идеологической целесообразностью;
  • нарушение прав человека . Причем оно касается не только какихто глобальных политических свобод, но и так называемых повседневных: прав работников, потребителей и т. д.

Правовой нигилизм проявляется и в сфере реализации права :

  • прямое и сознательное нарушение действующего законодательства;
  • повсеместное и массовое неисполнение юридических предписаний государственными чиновниками;
  • конфронтация ветвей власти (например, законодательной и исполнительной) или властей разных уровней: центральной и местной.

Не менее негативное влияние на общество и его правовую действительность оказывает и полная противоположность правового нигилизма — правовой идеализм (фетишизм).

Это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Подчеркнем, именно формы, поскольку не зря существуют такие понятия, как «буква закона» и «дух закона». Далеко не всегда они целиком тождественны. Поэтому в данном случае имеется в виду преувеличение роли буквы закона, который мог уже устареть. Его же дословное исполнение, а не нарушение, порой приводит к большим убыткам или даже человеческим жертвам.

В связи с этим часто вспоминают печально знаменитый Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. о роспуске законодательного органа власти — Верховного Совета и о назначении новых выборов . Формально Конституция не давала Президенту таких полномочий. Налицо было явное нарушение им основного закона.

В то же время нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что эта Конституция являлась многократно исправленным документом советской эпохи, пережившим свое время, а главное — еженедельно переправляемым депутатами. Таким образом, имели место правовой коллапс и угроза гражданской войны. Удачно или не очень, но глава государства попытался предотвратить еще более негативные последствия, формально пойдя на нарушение фактически уже не действующей конституции.

Это вовсе не означает, что законы нужно соблюдать, лишь когда они выгодны. Просто в каждой конкретной ситуации не нужно быть «рабом» правовой формы, то есть буквы закона, дословное исполнение которого может быть попросту опасно и повлечь за собой тяжелые последствия. Ведь никто не будет осуждать водителя, нарушившего правила и пересекшего двойную сплошную полосу, чтобы избежать столкновения с несущимся навстречу автомобилем или оторвавшимся от грузовика прицепом.

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди вступают в общественные отношения, познают (отражают) окружающий мир и формируют определенное отношение к нему. Это - политическое, религиозное, эстетическое, национальное, нравственное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание, явление субъективное, идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

Правовое сознание - это совокупность взаимосвязанных идей, теорий, убеждений, ценностных ориентацией, правовых установок, чувств, выражающих отношение общества, социальной группы, отдельного индивида к действующему или желаемому праву, а также к другим государственно-правовым явлениям.

Правовое сознание играет огромную роль в развитии и совершенствовании правовой жизни общества, так как от уровня правосознания граждан зависит качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития, а также точность и полнота исполнения их предписаний.

Правосознание обладает рядом признаков :

1) правосознание - это самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с политическими, нравственными, религиозными, национальными и другими формами;

2) правосознание отражает лишь явления правовой действительности и охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни;

4) правосознание включает представления о прошлом, настоящем и будущем права;

5) осознание правовых явлений осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий (правоотношение, юридическая ответственность, правомерность и др.);

6) правосознание является источником права;

7) правовое сознание служит источником правовой активности и внутренним регулятором правового поведения или механизмом его осуществления.

Структура правового сознания. Правовое сознание - это сложное явление, состоящее из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология представляет собой совокупность чувств, переживаний, настроений, желаний, привычек, стереотипов, характерных для отдельного индивида, конкретной социальной группы или общества в целом и возникающих на основе существующих юридических норм и практики их реализации.

Правовая психология является наиболее распространенной формой осознания права, так как складывается на базе повседневной жизни в процессе общения и взаимодействия людей и выражается в виде отдельных психологических реакций человека на различные государственно-правовые явления. Правовая психология предполагает переживание права и следование его предписаниям или отступление от них.

Активной частью правосознания выступает правовая идеология, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую систему страны. Правовая идеология - это система правовых идей, теорий, принципов, убеждений, отражающих и оценивающих правовую реальность. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, экономисты, политологи, представители других отраслей знания, которые обязаны учесть конкретные исторические условия жизни общества, расстановку политических сил, уровень общественного сознания, интересы и волю различных социальных групп и другие факторы.

Правовая идеология связана с интересами определенных классов, социальных слоев и отражает их представления о наиболее совершенном праве (естественно-правовая, потребительская, марксистская концепция государства и права, доктрина правового государства и другие современные идеологии). Основным компонентом правовой идеологии являются знания права.

Правовая идеология и правовая психология, составляющие содержание правового сознания, находятся в тесной взаимосвязи и своими средствами служат осуществлению функций правосознания.

Основными функциями правового сознания выступают познавательная, оценочная, регулятивная, и прогностическая, которые представляют собой направления его воздействия на общественные отношения.

Правовое сознание существует в различных видах .

Индивидуальное правосознание - это совокупность правовых знаний, оценок, чувств и эмоций, присущих каждому отдельному человеку. Оно уникально и неповторимо в силу разных познавательных способностей, психологических типов личности.

Индивидуальное правосознание проявляется при осуществлении гражданами юридически значимых действий, реализации прав и свобод, защите законных интересов, подготовке юридических документов. Формами его проявления служат заявления, ходатайства, объяснения, приспособление индивида к правовой системе, законопослушность, протест против существующей правовой системы и т. д. Особой формой проявления индивидуального правового сознания выступают произведения литературы и искусства, научные статьи, монографии, диссертационные работы и т. д.

Групповое правосознание отражает интересы различных социальных групп, например, государственных служащих, женщин, молодежи, пенсионеров и т. д.

Групповое правосознание проявляется в таких формах, как обращения, декларации, программы, принимаемые политическими партиями, общественными объединениями, ассоциациями людей; нормативно-правовые акты, научные и популярные издания идеологов тех или иных слоев, классов и пр.

Общественное правосознание - общественно-правовые идеи, теории, принципы, которые признаются большинством общества. Оно развивается через правосознание индивидов, но по содержанию общественное сознание богаче индивидуального, так как отражает правовую жизнь всего общества.

В числе основных правовых идей современного общества выступают следующие: всемерная охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, равноправие, гуманизм, свобода экономической, политической, литературной, научной и иной творческой деятельности, признание верховенства закона и т. д.

Правосознание общества играет ведущую роль в правотворческой и правоприменительной деятельности государства. Оно наполняет правовые акты государства своим содержанием, стимулирует обновление законодательства в делах обеспечения поступательного развития общества. Особенно ярко проявляется на всенародных референдумах, на которые выносятся основные акты государства. Формами проявления общественного сознания выступают также выборы и плебисциты.

Уровни правосознания.

Обыденное (эмпирическое) правосознание представляет собой массовые представления людей о своих правах и обязанностях, о справедливости и несправедливости норм права, о сущности и принципах правовой организации общества; оценки государственно-правовых явлений на уровне стереотипов, штампов, слухов; чувства, настроения, эмоции по поводу права и законности. Оно складывается стихийно, непосредственно под влиянием условий жизни, личного опыта и правового образования, доступного населению.

Профессиональное правосознание - это понятия, идеи, убеждения, традиции и стереотипы юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов и т. д.). В его содержание наряду с квалифицированными, научно обоснованными выводами, суждениями входит умение применять право. Профессиональное правосознание характеризуется не просто устойчиво положительным отношением к праву и практике его применения, а согласием с правовыми предписаниями, пониманием полезности, необходимости и справедливости их применения, привычкой соблюдать закон.

Уровень профессионального правосознания во многом зависит от качества юридического образования в стране, а также от сложившихся в юридической практике традиций.

Научное (теоретическое) правосознание представляет собой систему идей, концепций, доктрин, взглядов, отражающих закономерности развития правовой сферы. Научное правосознание является непосредственным источником правотворчества и должно служить совершенствованию законодательства, развитию правовых институтов и права в целом. Субъектами научного правосознания являются ученые-правоведы, работающие в научноисследовательских институтах юридического профиля.

В правосознании конкретного человека могут присутствовать определенные элементы из различных видов правосознания. Так, правосознанию ученого-юриста свойственно сочетание элементов научного и эмпирического правосудия. Правосознанию юриста-практика также присуще подобное сочетание, только в другом соотношении. Научное правосознание может быть и индивидуальным, и групповым, когда общие правовые взгляды, воззрения разделяют представители одной научной школы.

34. Правовая культура: понятие, виды и структура

Правовая культура представляет собой важную часть культуры общества как исторически сложившейся системы общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, на основе которых осуществляется регуляция общественных отношений.

В современной отечественной юридической литературе не существует единого подхода к определению правовой культуры.

В широком смысле правовая культура - это все, что создано человечеством в правовой сфере: а) право, его нормы; б) источники права; в) правосознание; г) юридическая наука; д) юридическая практика. В узком смысле правовая культура - это знание правовых норм, уважительное отношение к правовым ценностям, непреходящими среди которых являются конституция, судебная власть и др.

Уровень, качество правовой культуры измеряется:

Состоянием правосознания, т.е. степень знания права, качество отношения к нему;

Состоянием законодательной базы, его совершенством и в технико-юридических измерениях, и содержательном отношении;

Состоянием и качеством работы судебной системы; правоохранительных органов;

Уровнем законности и стабильности правопорядка;

Развитием самой правовой культуры.

Понятия «правовая культура» и «правовое сознание» близки по своему содержанию, однако они не тождественны. Понятие правового сознания раскрывает процессы отражения в сознании людей существующих в правовой жизни различных правовых явлений и включает в себя теории, знания, оценки, ценностные ориентации, выражающие отношение общества и индивида к праву. Правовая культура показывает, как эти теории, знания, оценки и другие феномены правового сознания реализуются и закрепляются в образцах и нормах правовой деятельности.

Правовая культура представляет собой сложное и многоплановое социальное явление, в структуре которого выделяют три блока взаимодействующих между собой элементов:

1) познавательный (гносеологический);

2) ценностно-ориентационный;

3) деятельностный (поведенческий).

Познавательный блок составляют правовые воззрения людей на разнообразные аспекты правовой жизни; масштаб и глубина юридического образования, профессиональной подготовки; соответствующий объем и качество знаний принципов и норм права. В качестве элементов правовой культуры, входящих в познавательный блок, выступают также эмоции, чувства, стереотипы, на основе которых формируется позитивное отношение к праву.

Ценностно-ориентационный блок правовой культуры представлен правовыми ценностями, ценностными ориентациями, правовыми установками, характерными для носителя правовой культуры. Они определяют направленность правовой активности, предрасположенность позитивно воспринимать правовую информацию, критически воспринимать и использовать ее. Проявлениями правовой культуры здесь являются готовность соблюдать и исполнять законы, уважительное отношение к правам другого человека, закону, правопорядку, правосудию, потребность обращаться в суд за защитой прав и т. д.

В деятельностный блок входит набор правомерных действий, представляющих собой практическое отношение субъектов к праву и правовым явлениям, и направленных на соблюдение, исполнение и использование субъективных прав и юридических обязанностей. Проявлением поведенческого аспекта правовой культуры является правовая активность, предполагающая более высокую, чем просто соблюдение и исполнение правовых обязанностей, степень и интенсивность деятельности в правовой сфере, исключающая использование противозаконных силовых средств при разрешении споров.

Все рассмотренные компоненты правовой культуры относительно самостоятельны , но вместе с тем взаимосвязаны и образуют особую систему.

Правовая культура выполняет ряд функций : познавательную, регулятивную, правовой социализации, оценочную, коммуникативную, прогностическую.

Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и осмысление государственно-правовых явлений у индивидов, социальных групп формируются необходимые правовые знания, представления, на основе которых они вступают в правоотношения для осуществления своих задач.

Регулятивная функция обеспечивает устойчивое, динамичное функционирование всех элементов правовой системы, а значит, и общества в целом. Достигается это через формирование и закрепление в сознании людей присущих правовой культуре идеалов, ценностей, принципов, традиций и образцов общественно полезного, юридически значимого поведения.

Функция правовой социализации состоит в способности правовой культуры обеспечивать передачу накопленного опыта, определенных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жизни от одного поколения к другому - по вертикали и между субъектами -по горизонтали. Тем самым она способствует более эффективному использованию субъектами своих прав и соблюдению юридических обязанностей, а также постоянному правовому обогащению как отдельной личности, так и общества в целом.

Оценочная функция правовой культуры направлена на измерение, оценку права, законности, правопорядка, правовых отношений, других правовых явлений путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями и выработку необходимого отношения индивидов, социальных общностей к данным явлениям.

Коммуникативная функция позволяет установить как непосредственную связь между гражданами в правовой сфере, так и косвенное общение с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или даже с представителями прошлых поколений. Такое общение напрямую зависит от наличия в обществе юридических произведений, уровня развития средств массовой информации и, конечно же, от способности правовой культуры аккумулировать в себе достижения всех типов правовых культур других народов.

Прогностическая функция выражается в способности правовой культуры предвидеть возможные направления развития правовой системы, предсказать последствия правотворческой и правоприменительной деятельности, определить наиболее эффективные средства для достижения поставленных целей, прогнозировать возникновение новых правовых ценностей и объяснять их необходимость.

Существуют различные виды правовой культуры , которые можно классифицировать на основе следующих критериев:

1) в зависимости от носителя правовой культуры выделяют правовую культуру личности, группы и общества;

2) по степени познания правовых явлений и использования их в правовой деятельности выделяют обыденный уровень правовой культуры, профессиональный и теоретический.

Правовые системы мира.

Правовая система – конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве.

Структура правовой системы включает в себя право, правовую идеологию, правосознание, юридическую практику и др. Кроме того, правовая система - есть комплексное образование, охватывающее все правовые явления. Основными элементами правовой системы являются: система права, система законодательства, правовые отношения, правовая политика, правовая культура, правосознание, правовые понятия и принципы, правовые учреждения, правотворческие органы и др.

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые правовые семьи. Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности.

Правовая семья – совокупность правовых систем, которые обладают общностью: а) источников права; б) его структуры; в) исторического пути правового развития; г) понимания нормы права.

В научной литературе принято выделять следующие основные правовые семьи:

Англосаксонскую (Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);

Романо-германскую (страны континентальной Европы);

Мусульманскую (Иран, Афганистан, Пакистан и др.);

Обычного (традиционного) права (страны Центральной и Южной Африки);

Индусскую и др.

Особенности романо-германской правовой семьи:

- возникла на основе рецепции римского права;

Основной источник права – нормативно-правовой акт (закон);

Единая иерархическая система источников права;

Деление права на частное и публичное, а также на отрасли права;

Законодательство носит кодифицированный характер;

Относительно единая система правовых принципов;

В законодательстве ведущая роль принадлежит конституции.

Особенности англосаксонской правовой семьи:

Основной источник права – судебный прецедент;

Основные правовые принципы берутся из решений суда;

Характерно развитие процессуальных дисциплин;

Отсутствует деление права на частное и публичное;

Нормативные акты не играют решающей роли;

Некодифицированный характер законодательства;

Суд играет ведущую роль.

Особенности мусульманской правовой семьи :

Норма права имеет божественное происхождение;

Основные источники – Коран, Сунна, Иджма, Кияс;

Отсутствует деление на частное и публичное право;

Характерно сочетание религиозного и собственно юридического начал;

Тесное взаимодействие с местными обычаями и традициями.

Особенности семьи обычного права :

Основной источник правового регулирования - обычаи;

Это право групп, сообществ, а не право индивидов;

Характерна идея примирения сторон;

Регулирование сводится преимущественно к сфере частного права.

Источники (формы) права

Под источниками права понимают различные формы его внешнего выражения, т. е. формы права.

В научной литературе понятие «источник права» употребляется в трех значениях :

В материальном смысле - это общественные отношения;

В идеологическом - правосознание;

В формально-юридическом смысле - форма права.

Формы права - способы внешнего выражения и закрепления норм права

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.

Источниками права в юридическом смысле являются такие формы права, как правовой обычай, юридический прецедент, правовая доктрина, нормативный договор и нормативный акт.

Под правовым обычаем понимают нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение. Это исторически сложившееся привычное поведение, взятое под охрану государством. Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. Если обычаи получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то они называются правовыми обычаями. Правовые обычаи составляют обычное право.

В Российской Федерации применение обычаев ограничено законодательно, только Гражданский кодекс РФ предусматривает обычаи делового оборота. В настоящее время правовые обычаи применяются в государствах Азии, Африки, Латинской Америки и в международном праве.

Следующий вид источников права - это юридический прецедент. Под юридическим прецедентом понимают судебное или административное решение по конкретному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел. Правовой прецедент представляет собой нормативное решение, имеющее силу закона.

Юридический прецедент применяется в государствах, принадлежащих к англосаксонской системе, - Англии, США, Канады и др. В Российской Федерации характер судебного прецедента носят руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, которые являются обязательными для всех судей.

Правовая доктрина - это компетентное суждение по правовым вопросам, или право давать разъяснения, обязательные для судов. Широкое распространение правовая доктрина имела в Древнем Риме. В Российской Федерации в настоящее время правовая доктрина не признается официальным источником права, но очень многие юристы-практики пользуются научными комментариями законов.

Нормативный договор , или договоры нормативного содержания, - это соглашения двух или более субъектов права, которые содержат общие правила, регулирующие отношения сторон. Нормативные договоры служат источниками права в основном в международных отношениях. Они признаются во всех правовых системах. Для Российской Федерации примером нормативного договора служит федеральный договор, заключенный между субъектами Федерации. Нормативный договор характеризуется тем, что его участники добровольно в него вступают, возлагая на себя обязанности, вытекающие из его содержания.

Следующим и наиболее распространенным источником права является нормативный акт . Это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Нормативный акт, в отличие от других правовых актов (актов толкования и правоприменительных актов), создает новые правовые нормы. Это наиболее важный и распространенный источник права в государствах, составляющих систему права. Нормативные акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе. Высшей юридической силой обладают конституция и законы (В Российской Федерации - конституционные законы и федеральные законы), ниже располагаются подзаконные акты, к которым следует отнести акты Президента, акты Правительства, приказы и инструкции министров, ведомств, комитетов, решения местных органов власти. Нормативный акт - самая типичная и наиболее распространенная форма права Российской Федерации.

Религиозные тексты - характерны для мусульманского права (Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописаний Мухаммеда). Имеет распространение в странах Ближнего Востока.


Похожая информация.


Понятие правосознание, его структура, виды и функции.

Как особая форма общественного сознания, правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли. Правосознание предполагает:

осмысление и ощущение необходимости права;

оценку права;

осознание необходимости создания развитой системы законодательства;

осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;

восприятие процесса и результатов реализации права;

соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и т.д.).

Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознанием в решении отдельных вопросов.

Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения мольных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон - как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества. В нашей юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества.



Структура правосознания.

Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль. Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.

Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний. Содержание правовой идеологии обусловлено также целым комплексом конкретноисторических факторов: достигнутым уровнем социально-экономического и культурного развития общества, сложившейся правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных социальных групп, национальными традициями и т.п.

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:

Общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

Психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;

Представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;

Чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;

Способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) - влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

Правовая психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д . Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей и, наоборот, - недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Психологические элементы правосознания, таким образом, представляют собой эмоциональное восприятие права, которое может быть присуще как отдельным людям, так и обществу в целом. Чаще всего осознание права выступает как обыденное и проявляется чаще в индивидуальном сознании.

Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатываются у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в сущность правовых явлений, но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется правовая идеология.

В качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность.

Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям.

В своем движении к практике правосознание выступает одновременно и той, и другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внешних форм (способов) социального контроля за деятельностью людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами психологической регуляции выступают мотивы правового поведения и воля.

Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.

Виды правосознания.

Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его качественную характеристику.

Существует два основных основания, по которому можно разделить правовое сознание на виды. Первое основание для классификации, в зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием. И по этому основанию выделяют индивидуальное, групповое и правовое сознание общества. Второе основание, в зависимости от способа отражения, выделяют обыденное и теоретическое или научное правовое сознание.

Я считаю, что существует два этапа существования общественного правового сознания. Первый этап связан со становлением общественного сознания, второй же связан с влиянием общественного правового сознания на становление правосознания личности. Т.е. первый этап связан с формированием правового сознания общества и формирует его индивидуальное сознание. Ведь по сути дела общественное сознание это есть нечто абстрактное, и оно представляет собой не один какой-нибудь мозг, а как я считаю, наиболее устоявшиеся идеи, представления, концепции по поводу права и его институтов. Общественное правовое сознание складывается из наиболее общего отражения юридической действительности, свойственного большей части общества. И когда общественное сознание существует в обществе, то новые индивиды, которые появляются в данном обществе, принимают эти общие черты отражения правовой действительности, навязанные им существующим государством и правом, но не всецело. И тогда проявляется влияние общественного правового сознания на индивидуальное, то есть проявляется второй этап. В связи с этим и появляется разногласия у ученых: одни видят, что общественное сознание преобладает над индивидуальным, другие наоборот, что индивидуальное преобладает над общественным. Но не стоит идеализировать общественное и индивидуальное правовое сознание, т.к. общество не стоит на месте оно развивается и меняется (но не столь заметно). Вместе с обществом развивается и изменяется и общественное правовое сознание. А т.к. источником общественного правового сознания выступают наиболее общие идеи, представления, концепции о праве и его институтах, и последние формирует индивидуальное правое сознание, то здесь видим несомненное влияние индивидуального правового сознания на общественное. Вот так я представляю взаимодействие и взаимовлияние общественного и индивидуального правового сознания. И сходя из этого можно уточнить понятия общественного и индивидуального правового сознания. Так же необходимо указать в этой системе роль группового правосознания. Группы людей возникают на основе общих интересов и потребностей, исходя из этого, правосознание у членов данной группы будет включать, те представления о праве и его институтах, которые наиболее схожи у членов данного коллектива. Правовое сознание индивидов данной группы отражает правовую действительность через призму своих потребностей и интересов, что и обуславливает схожесть индивидуального правового сознания и объединение в правосознание данной группы.

Индивидуальное правовое сознание – это правовое сознание, которое принадлежит конкретному индивиду. Оно появляется в результате включения человека в систему общественных связей и осознание им группового и общественного правового сознания. Но общественное и групповое сознание воспринимаются с учетом жизненного опыта индивида. Не исключено влияние индивидуального правового сознание на групповое и общественное. Этот вид правосознания уникален и неповторим, но имеет конечное время своего существования, заканчивается со смертью индивида.

Групповое правовое сознание – такое правосознание, которое свойственно отдельному человеческому коллективу. Возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами. И осознание правовой действительности преломляется через их потребности и интересы, этим и отличается групповое от индивидуального правового сознания.

В правовом сознании общества закрепляется типичные устойчивые взгляды на право и его институты, существующие в данном обществе. Лишь на этом уровне окружающая правовая действительность отражается в целом и всесторонне.

По способу отражения правовой действительности, как уже говорилось, выделяют обыденное и научное (теоретическое). Особенностью этих способов является то, насколько они связаны или нет с использованием научной методологии.

Обыденное правосознание происходит без использования научной методологии. Этот вид правового сознания присущ основной массе членов общества, поскольку они не имеют специальной юридической подготовки. Это отражение правовой действительности происходит стихийно, самопроизвольно, оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой лишь иногда. Обыденное правосознание представляет отражение правовых явлений на основе опыта индивида. Наибольшее значение здесь имеет психические формы отражения, но не стоит отождествлять с правовой психологией. В обыденном сознании присутствуют элементы рационального и логического, т.е. элементы правовой идеологии. Так же необходимо указать, что этот вид правового сознания имеет разрозненный, хаотичный характер, наряду с правильными могут уживаться ошибочные взгляды и представления о праве и его институтах.

Главной особенностью теоретического правового сознания является то, что при отражении правовой действительности активно используется научная методология. Оно формируется на базе исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Итогом этого отражения является получение научных знаний. Но не стоит так же отождествлять научное правовое сознание с правовой идеологией, т.к. присутствуют элементы чувственного, эмоционального сознания, такие как интуиция и другие. В рамках правовой идеологии не всегда достигаются научные знания, примером может служить теологические концепции.

Не маловажно указать на взаимодействие обыденного и теоретического правового сознания. Во-первых, общественное правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. Во-вторых, теоретическое правосознание дает истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания.

Функции правосознания.

Под функциями правосознания понимают не воздействие, а взаимодействие правового сознания с окружающей правовой действительностью. В литературе можно встретить большое число функций правового сознания. Но, по мнению некоторых ученых, существуют три основных функции, а остальные функции, есть производные от них. Эти основные функции связаны с функциями права. Это познавательная, оценочная и регулятивная функции правового сознания.

По средствам познавательной функции правового сознания индивид или группа индивидов воспринимают существующую правовую действительность. Познавательная функция связана с анализом общественной жизни, познанием социально-экономических процессов под углом зрения их правового осознания. При осуществлении этой функции, у индивида накапливается определенный жизненный опыт в сфере права, который осмысливается с помощью оценочной функции. При этом у индивида формируется внутреннее психологическое отношение к отражаемой правовой действительности и тому запасу опыта, который он приобрел до этого.

Здесь возникают у индивида правовые чувства, эмоции, настроения и навыки. Начинает свою работу регулятивная функция, в чем же она проявляется? Во-первых, с регулятивной функцией связано поведение человека в обществе. Индивид, руководствуясь всеми своими накопленными знаниями и жизненным опытом, совершает определенные действия и поступки. И в зависимости от того имеет ли он представление о праве и его институтах, индивид поступает правомерно или нарушает установленные правом запреты. Но, конечно же, не стоит идеализировать этот процесс, т.к. на поведение людей кроме правого сознания оказывает влияние и нравственное, политическое философское и другие виды сознания. Во-вторых, с регулятивной функцией связано создание правовых норм, т.е. позитивного права. В зависимости от уровня правового сознания зависит уровень юридической техники. В-третьих, с помощью этой функции правосознания индивид, в случае пробелов в законодательстве, может урегулировать свое поведение согласно принципам права, которые он знает благодаря правовому сознанию. В четвертых, регулятивная функция позволяет координировать правовое регулирование с другими видами специального регулирования, такими как моральным, нравственным и другими. Иными словами правовое сознание позволяет определить границы действия правовых норм и социальных, и согласовать их действие в пересекающихся сферах действия, например в уголовном праве.

Особо важное значение регулятивной функции проявляется в уже упомянутой сфере создания и применения норм права. Правосознание не просто и не только “отдельная часть” механизма правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом. Правосознание выступает в качестве идеологического и социально-психологического фактора функционирования всей системы правового регулирования.

В научной литературе социалистического периода можно встретить целый ряд функций, которые являются производными от трех выше упомянутых функций. Это идеологическая функция, функция моделирования, воспитательная функция, правообразующая функция, прогностическая.

Значение идеологической функции определяется тем, что предметы отражения правового сознания – государство и право – это общественные явления, в которых находят выражение глубокие общезначимые социальные процессы, такие как, взаимоотношение личности и общества, общественное разделение труда и другие. И правильное отражение таких социальных явлений и закрепление их в праве возможно, по мнению ученых, только с классовых позиций, т.е. при активном участии идеологической функции правосознания. Иными словами идеологическая функция служит определенной призмой, смотря через которую человек должен видеть то, что навязано государством, т.е. господствующим классом.

Правосознание выполняет также функцию моделирования. Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования состоит в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы, закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общественных отношений в направлении, необходимом для достижения конкретной правовой цели. Правосознание участвует в определении моделей должного поведения не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокупности отношений - экономических, политических, этических, религиозных и др. Результатом изучения и оценки совокупности различных общественных отношений является выработка модели должного поведения, причем это долженствование выступает как проявление социальной необходимости.

Функция правообразующая составляет часть регулятивной функции, связанной с созданием норм права. Эта функция проявляется на всех этапах право и законотворчества. Начиная от создания проекта закона до подписания закона высшим должностным лицом (если это предусмотрено) государства.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация