Социальная обусловленность, правовые основы, сущность и значение уголовного преследования. Социально-правовая обусловленность особой части ук рф и ее систем. Факторы реализации права

Главная / Земля

Принципы права - фундаментальные положения права как специфического социального регулятора, характеризующиеся значительной устойчивостью и стабильностью.
Принципы права - руководящие положения правовой деятельности.
Принципы права представляют собой своеобразный каркас, на котором располагаются нормы, институты, отрасли права и вся правовая система.

Принципы делятся на три категории: общеправовые принципы; межотраслевые принципы; отраслевые принципы.
Общеправовые принципы - принципы, которые действую во всей правовой системе и делятся на две группы: общесоциальные и специально - юридические.

Общесоциальные принципы - характеризуют демократическое общество в целом.
1. Принцип социальной справедливости.
С помощью права можно достичь наиболее оптимального соотношения между возможным и должным поведением субъекта права и оценкой его последствий. Справедливость представляет собой одно из основных начал в практике правового регулирования.
2. Принцип гуманизма.
Право закрепляя права и свободы человека, гарантирует неприкосновенность личности.
3. Принцип демократизма.
Правовые нормы должны отражать механизмы и институты представительной и непосредственной демократии (народовластия), т.е. порядок участия граждан в управлении государственными и общественными делами.
4. Принцип социальной свободы.
Правовое регулирование предоставляет его участникам свободу выбора места жительства, профессии, перемещения т т.д.

Специально-юридические принципы - характеризуют право с юридической стороны.
1. Принцип законности.
Субъекты права обязаны беспрекословно подчиняться требованиям всех нормативно - правовых актов. В свою очередь нормы права издаются в рамках определенных процедур. содержание нижестоящих правовых норм не противоречит сути вышестоящих правовых норм.
2.Принцип юридического равенства (равноправия). Субъекты права все равны перед законом независимо от их независимо от пола, национальности, места жительства, уровня образования, религиозных убеждений, партийной принадлежности т.д.
3. Принцип единства прав и обязанностей.
Права и обязанности субъектов правоотношений взаимосвязаны, взаимообусловлены, т.е. не может быть прав без обязанностей, а обязанностей - без прав.
4. Принцип взаимной ответственности государства и личности.
Привлечение государством (должностными лицами государственных органов) к ответственности виновной стороны осуществляется на основании закрепленных правом взаимных юридических прав и обязанностей.
5. Принцип верховенство закона.
Верховенство закона означает следующее:
-Верховенство Конституции, как основного закона государства.
-Установление специальной процедуры принятия закона и внесение изменений в закон.
-нормативные акты должны издаваться на основе и во исполнение закона и не противоречить ему.
-Установление специальных механизмов реализации и защиты закона;
6.Принцип первенства (примата) международного права над внутригосударственным .
7.Принцип юридической ответственности при наличии вины. Только виновное лицо в нарушении правовой нормы привлекается к юридической ответственности.

8.Принцип сочетания убеждения и принуждения, которые являются методами социального управления, свойственные различным регуляторам, в том числе и праву.

9.Принцип правосудия содержит в себе положения, определяющие порядок осуществления правосудия, являющиеся относительно стабильными.

Межотраслевые принципы - положения, которые распространяют свое действие на несколько отраслей права.

1.Принцип коллегиальности реализуется при рассмотрение уголовных и гражданских дел группой уполномоченных лиц.
2.Принцип гласности реализуется при проведение открытых судебных заседаний.
Однако имеются исключения из данного принципа, а именно это, к примеру, проведение закрытого судебного заседания в целях неразглашения государственной тайны и т.д.

Отраслевые принципы - положения, которые распространяют свое действие в конкретной отрасли права, к примеру, принципы гражданского права.

Развитие медицинской науки позволяет спасти жизнь безнадежно больным людям, разработка и внедрение новых лекарственных средств приблизило Россию к мировым стандартам качества оказания медицинской помощи.

Произошедшие в последнее десятилетие изменения в экономике страны привели к созданию принципиально новых условий, в которых приходится функционировать лечебным учреждениям. Изменились источники финансирования, появилась система медицинского страхования, в повседневную жизнь вошли товарно-денежные отношения, договоры. Пациент теперь не просто больной, а потребитель медицинских услуг, т. е. в условиях развивающегося капитализма идет формирование рыночной экономики3. В период проведения социально-экономических реформ в стране здравоохранение распалось на государственное: федеральное и региональное, а также муниципальное, происходит формирование института частной медицинской практики. Дезинтеграция государственной монополии здравоохранения носила стихийный характер, не имея под собой ни стратегии, ни нормативно-правовой базы. В результате чего сложилась несбалансированная и нестабильная система национального здравоохранения. Особенностями новообразованной структуры являются: нарушение вертикали управления на всех уровнях и, как следствие, преобладание интересов отдельных муниципальных образований в ущерб государственной программе обеспечения охраны здоровья граждан. Утрачена профилактическая направленность в системе здравоохранения. Основное внимание сосредоточено на дорогостоящей стационарной медицинской помощи, при том что амбулаторное лечение более экономично и доступно широким слоям населения. Декларированные Конституцией Российской Федерации гарантии бесплатной медицинской помощи гражданам на практике ничем не подтверждаются, люди вынуждены оплачивать предоставляемые им услуги и лекарства.

Несовершенство системы сопровождается низкой эффективностью использования внутренних ресурсов со смещением медицины как вспомоществовательной отрасли в сторону удорожания обслуживания. Наиболее острые из перечисленных проблем вошли в комплексные программы здравоохранения и медицинского страхования. При этом некоторые их них требуют оперативного вмешательства и незамедлительного разрешения. Это: -

снижение демографических показателей ввиду отрицательного влияния на здоровье человека экономических, политических и социальных кризисных факторов; -

недостаточное финансирование отрасли и отсутствие тенденции к его увеличению; -

низкое качество оказания медицинской помощи, рост недовольства таким положением вещей со стороны пациентов, медработников и экспертов страховых медицинских компаний4.

На фоне обозначенных недостатков в системе здравоохранения прослеживается негативная тенденция развития взаимоотношений «пациент - медицинский работник». Нарушения законодательства в области медицины не получают должной оценки со стороны правоохранительных органов, и конфликтные ситуации, имеющие в своей основе гражданско- правовую природу, постепенно перерастают в деяния, квалифицируемые Уголовным кодексом Российской Федерации.

Еще не так давно медицина широко использовалась «компетентными

органами» для решения политических проблем"5. Анализируя возникновение и раз витие криминогенной ситуации в медицинских учреждениях, приходим к выводу, что она обусловлена в большей степени личностью самого преступника, т. е. медицинского работника.

В традиционном понимании это лицо, совершившее преступление, с ярко обозначенной антиобщественной направленностью, выражающей совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения. В данном определении отражена взаимосвязь между общесоциологическим и уголовно-правовым содержанием понятия личности преступника. Всякая личность - индивидуальное выражение социально значимых свойств, индивидуальная форма отражения бытия и духовных ценностей общества. Выделяют несколько классификаций преступников, однако ни одну из них мы не считаем полной, поскольку мы говорим об особой группе лиц, совершивших преступные деяния. Необходимо изучение личности врача-преступника, ее трансформаций как субъекта профессии, обусловленных сферой деятельности в системе общественных отношений. В связи с чем требуется переосмыслить некоторые общие теоретические положения.

Целесообразно определить структуру личности преступника, совершающего правонарушения в медицинской отрасли. Как правило, это лицо в возрасте от 17 и от 22 лет для среднего и высшего медицинского образования соответственно. Интеллектуальное развитие - среднее или выше среднего, так как жесткий конкурсный отбор при поступлении в медицинские вузы предполагает глубокие знания абитуриентов как по специальным, так и по общеобразовательным предметам. Хотя коррумпированность приемных комиссий позволяет зачислять в число студентов и лиц, обладающих весьма примитивными познаниями в области наук6. По уровню социального благосостояния наблюдается относительное равноправие среди студентов: примерно по 33% приходится на каждый социальный слой (дети из малообеспеченных семей, дети из семей среднего уровня дохода и дети из семей с высоким уровнем дохода; последние - это дети из среды медицинской интеллигенции). К моменту окончания первичной специализации (интернатуры или ординатуры) наблюдается четкое расслоение:

На медицинских работников, имеющих низкий уровень дохода (средняя заработная плата начинающего врача составляет 2,7 тыс. рублей в месяц);

медицинских работников, имеющих материальный доход значительно выше среднего (большая часть таких работников занимает достаточно высокое должностное положение и (или) имеет ученую степень и (или) ученое звание).

Изучение потребностно-мотивационных и ценностно-нормативных характеристик личности врача позволяет сделать вывод: основные мотивационные искажения, ведущие доктора к нравственному конфликту между выполняемыми им общественно полезными функциями и фактическим пренебрежением к своим должностным обязанностям закладываются еще на этапе обучения в высшем учебном заведении. Психолого-педагогическая направленность большинства медицинских вузов страны не соответствует тем нормам и требованиям, которые предъявляет к ним общество.

Среди главных проблем современного медицинского образования выделяются следующие: 1)

недостаточность финансирования для реализации программ высшего профессионального образования; 2)

дефицит высококвалифицированного профессорско- преподавательского состава вуза; 3)

отсутствие должного этического отношения к студенту.

Специалист, заканчивающий высшее учебное заведение, в настоящее

время оказывается неподготовленным к выполнению обязанностей врача: недостаточная квалификация сочетается с моральной дезориентацией. Вопросам профессионального, качественного состава большое внимание уделял профессор судебной медицины Я. А. Чистович (1820-1885 гг.). В своей книге «История первых медицинских школ в России» он пишет, что среди студентов медицинских факультетов «оказались такие, которые не только не знают, но и не способны к учению по тупости и неразвитости. Содержание их в госпитале истощало бюджет, не подавая никаких надежд на будущее, не говоря уже о том, что они закрывают двери Петербургских школ другим и более даровитым молодым людям»7.

Для выявления социальных факторов, влияющих на формирование личности потенциального преступника, среди студентов Челябинской государственной медицинской академии было проведено исследование- анкетирование, включающее 10 вопросов. Студенты могли выбрать один, несколько вариантов ответа или же не отвечать вовсе. Тестирование проводилось анонимно для получения более полных ответов.

Из анализа полученных данных следует: большинству студентов (84,3%) нравится их специальность, самостоятельно выбор в пользу медицины сделали 25,3%, мнение родителей повлияло на 61,3% опрошенных.

Одна из причин - желание получить высшее образование (6,7% студентов), сомневаются в «получении материальных благ от результатов врачебной деятельности» 1,7% студентов.

Получив диплом врача, можно с успехом реализоваться в другой профессии, требующей концентрации внимания и трудоспособности: менеджер, частный предприниматель, представитель фармфирм и др., - так считают 43,0% опрошенных.

Лишь 15,0% респондентов собираются работать по специальности. Неоднозначную реакцию у студентов вызвал вопрос: «Как Вы считаете, что (кто) играет важную роль при формировании личности будущего врача?». Ответы анкетируемых распределились следующим образом: 62,7%- преподаватели; 100- собственный труд; 21,0- стремление (воля); 8,3- дисциплинированность; 3,3 - генетические задатки; 91,0% - коллеги.

При обучении испытывают трудности 95% студентов: постоянно либо во время сессии. Учеба в медицинском институте считается одной из самых сложных. При этом на вопрос: «Что Вам не нравится при обучении в медицинском институте?» - ответы распределись следующим образом: человеческие трупы- 19%; отвлеченное отношение к человеку (как к подопытному) - 37; большое количество предметов / загруженность учебной программы, постоянный контроль знаний- 99; нарушение профессорско- преподавательским составом вуза поведенческих и морально-этических норм по отношению к студентам - 71%.

На вопрос: «Вы бы пошли на прием к своим сокурсникам?» - 97% анкетированных ответили - «нет».

При ответе на вопрос: «Что Вам не нравится в выбранной профессии?» - студенты выделили следующее: низкий уровень оплаты труда - 52%; низкий социальный статус - 38; вредные условия труда- 7; постоянно видеть больных и «измученных» людей - 3%.

Большинство опрашиваемых (77,7%) неоднократно становились свидетелями конфликтных ситуаций между врачами и пациентами. Процесс оказания медицинской помощи относится к категории «трудных ситуаций» для больного. Предпосылок для их развития в медицине много, и если подобные факты не предупреждать, то ситуации из «трудных» перерастают в конфликтные. Сотрудники медико-правового центра Иркутского государственного медицинского университета убеждены, что рост числа конфликтов между пациентами и врачами можно остановить, и прежде всего- повышением мотивации медицинских работников к соблюдению прав пациента8.

Проанализировав ответы респондентов на вопросы о моральных качествах врача, можем предложить идеальный образ медицинского работника: лицо, обладающее интеллектом, профессионализмом, внимательностью, тактичностью, терпеливостью, чувством долга, эмоциональной стабильностью, коммуникативностью, гуманизмом, уверенностью в себе, увлеченностью работой, быстротой принятия решения, лидерскими и другими положительными качествами.

Следовательно, любое отклонение в поведении врача от данной модели воспринимается обществом как минимум неэтичным, и абсолютно неприемлемы невнимательность, цинизм, агрессивность, мелочность, лень, расизм.

При беседе с пациентами, находящимися на излечении в трех ведущих клиниках г. Челябинска, было выяснено следующее: 59,7% считают, что врач к ним относится невнимательно; 5,3% опрошенных отмечают агрессивность в поведении врача; 25,0% больных убеждены, что поведение их лечащего врача является идеальным с этической точки зрения; 10,0% респондентов полагают, что поведение врача является непрофессиональным, но в чем именно затрудняются ответить. На вопрос: «Какие в основном эмоции Вы испытываете по отношению к медицинским работникам?» - ответы распределились следующим образом: доверие- 65,7%; симпатию- 15,3; антипатию- 14,3; недоверие- 4,7%. Таким образом, большая часть пациентов доверяет своему лечащему врачу.

Однако реальное восприятие личности врача все же не соответствует идеальной модели, студенты медицинских вузов отчетливо это понимают, но не стремятся противодействовать нарастающей негативной тенденции в восприятии образа врача, тем самым способствуя постепенной профессиональной деформации личности медицинского работника.

Профессиональная и моральная деформация медицинского работника обусловлена следующими причинами: 1)

отсутствием профессионального взаимопонимания между бывшим студентом и практикующими врачами; 2)

негативным восприятием пациента как источника эмоционального дискомфорта (трудозатраты врача на обследование и лечение больного намного выше, чем моральное, а главное - материальное удовлетворение от выполненной работы); 3)

чувство сплоченности, характерное для медицинских коллективов, способствует перераспределению профессиональных обязанностей по отношению к пациенту, и, как следствие, происходит перекладывание ответственности за допущенные ошибки; 4)

нереализованность в выбранной специальности вызывает у врача чувство профессиональной никчемности, что приводит к врачебным ошибкам - профессиональным преступлениям.

Важен и статус медицинского учреждения, в котором работает врач.

Нас интересуют, прежде всего, условия труда и как их оценивают сами медицинские работники. Результаты нашего исследования приведены в приложении 1.

Можно сделать вывод, что большинство врачей удовлетворены своим местом работы и ощущают уверенность в завтрашнем дне. В то же время оснащение лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) современным диагностическим оборудованием и медикаментами, по мнению опрошенных, не соответствует нормативам, предусмотренным государственной программой и возросшим потребностям пациентов. Существенными моментами, осложняющими медицинскую деятельность, являются: низкий уровень заработной платы (его отметили 100% анкетируемых) и отсутствие правовой защиты (97%). Полагаем, что именно внешняя составляющая работы программирует стереотип поведения врача.

Стратегия, выбранная врачом, проявляется в ролевых установках, где поведение доктора - доминирующий фактор в развитии событий.

Существенное значение при характеристике личности преступника играет его социальный статус. Именно в соответствии с социальным статусом человека ассоциируется определенная манера поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызывать конфликт личности с обществом либо со своим окружением. Необычная тенденция наблюдается в медицинском коллективе: социальный статус врача считается настолько неповторимым, что представитель другой профессии воспринимается как «чужак», неспособный понять уникальность менталитета большинства. Но чувство единства и сплоченности между людьми, выбравшими свой путь в медицине, всегда остается незыблемым. Например, существует негласное правило: если врач приходит на прием к своему коллеге, то не стоит в очереди среди других пациентов. Это, как правило, негативно сказывается на качестве оказываемых услуг. При анонимном анкетировании врачей одной из клиник г. Челябинска на вопрос: «Как часто к Вам обращаются пациенты по поводу некачественного оказания Вами медицинской помощи?» - мы получили следующие результаты: -

пациенты никогда не обращались по данному вопросу - 27%; -

крайне редко - 35%; -

часто, но их претензии являются необоснованными - 33; -

«обращаются, но пусть попробуют что-нибудь доказать» - 5%.

Общим является крайне негативное отношение врачей к тому, что

пациенты могут усомниться в их квалификации, а в случае необходимости врачами не отрицается и возможная фальсификация медицинских документов9.

Ненадежность такого источника медицинской информации, как история болезни (карта амбулаторного или стационарного больного), общеизвестна, однако никто не может предложить другого, более эффективного и объективного способа оценки предоставляемых услуг в медицинских учреждениях.

Крайне небрежное оформление медицинских документов в поликлиниках и больницах почти что норма.

Зачастую при поступлении больных в стационар описание их органов и систем в документах не отражено, что ведет к упущениям, влекущим за собой диагностические ошибки. В сложных случаях не проводят дифференциальную диагностику, иногда больные несколько дней находятся в стационаре без диагноза. При возникающем затруднении квалификации диагноза в приемном отделении не проводят (либо не оформляют) осмотры пациента группой специалистов. При этом каждый медик выступает в качестве консультанта, без участия лечащего врача, отвечающего за больного при поступлении в медицинское учреждение. При осмотре находящихся на излечении заведующий отделением вносит в историю болезни скупые, эпизодические записи. Этапные эпикризы не оформляются, не дается трактовка состояния больных. Консилиумы собираются неоправданно редко, как правило, с большим запозданием, когда состояние больных уже безнадежно10.

Недостатки в ведении документации свидетельствуют о некачественном оказании медицинской помощи. Зачастую встречается небрежное оформление как самой истории болезни, так и ее титульного листа11, что является нарушением при заполнении медицинских бумаг, имеющих юридические функции. Можно выделить наиболее частые отступления от правил: -

поверхностный, неинформативный характер записей дежурного врача - 82%; -

неразборчивый почерк - 72%; -

логические ошибки в последовательности развития заболевания -

отсутствие обоснования диагноза - 54%; -

сокращения в истории болезни (в тексте, диагнозах) - 45%; -

исправления или зачеркивания - 33%; -

подписи клинических интернов или ординаторов вместо подписи лечащего врача - 26%; -

неуказание времени осмотра пациента дежурным врачом в стационаре - 15%; -

отсутствие даты установления клинического диагноза - 12%. Общими недостатками являются: неинформативность дневников, отсутствие интерпретации исследований, неудовлетворительное описание текущего статуса больного, употребление терминов «норма», «без особенностей», отсутствие полного описания наблюдаемой картины. Все это свидетельствует о небрежном отношении лечащих врачей к функциональным обязанностям.

Еще одним важным моментом является возможность реализации личностных установок медицинского работника в конкретных жизненных ситуациях. Существуют три типичные ситуации, в которых может реализоваться преступный потенциал личности.

Первая ситуация связана с интенсивной рабочей нагрузкой врача или медсестры. Например, врач-хирург может провести на своем рабочем месте непрерывно около 30 часов, врач-анестезиолог во время суточного дежурства может наблюдать до 10 больных, находящихся в крайне тяжелом состоянии. При подобной нагрузке в напряженной обстановке врач склонен к стереотипным, шаблонным действиям и не в состоянии объективно проанализировать сложившуюся ситуацию, что может привести к нарушению прогнозируемого течения заболевания. Нарушается физиологическая способность контролировать свои действия и адекватно оценивать имеющееся положение вещей; вероятность того, что врач совершит ошибку и профессиональное преступление, достаточно высока.

Вторая ситуация связана с тем, что врач, в силу отсутствия необходимых профессиональных знаний, выбирает неверную тактику обследования и лечения.

Третья ситуация связана с грубым нарушением основ медицинской этики и отказом доктора от оказания медицинской помощи больному. Нарушение определенных моральных правил и положений деонтологии является для лиц этой категории закономерным звеном жизни, бессознательным стремлением оказаться в таких ситуациях, в результате которых они могли бы испытывать максимальное чувство превосходства над другими и пребывать в этом состоянии длительное время.

Можно предположить, что вероятность ошибки уже запрограммирована в общественных отношениях «врач - пациент». Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложен весьма нелогичный выход из сложившейся ситуации. По данным информационного агентства «Новые известия», Минздравсоцразвития готовит документ, который позволит штрафовать недобросовестных медиков. Таким образом планируется уберечь россиян от врачебных ошибок. Можно отнестись к этой идее скептически. Бороться с ошибками надо страхованием медицинской ответственности, повышением заработной платы и улучшением качества подготовки специалистов. Сколько именно придется «заплатить» врачам, «забывшим» в теле пациента скальпель или поставившим неправильный диагноз, еще неизвестно. Однако инициатива штрафов уже вызвала бурное обсуждение в медицинских кругах. «Если врач виноват, то он должен отвечать за свои поступки, - сообщил "Новым известиям" заведующий травматологическим отделением при Московской городской больнице № 33 А. Назыров. - Я бы таких и диплома лишал. Обвинение врача в некомпетентности, как правило, имеет под собой реальную основу. Случаи, когда медика обвиняют в недобросовестности ни за что, по личным соображениям, встречаются все же редко»10. Впрочем, не все разделяют это мнение. Размер штрафов не определен, система установления медицинской вины не разработана и даже само понятие «недобросовестный» слишком абстрактно.

Кроме того, нельзя забывать о проблеме загруженности российского врача. Влиять на добросовестность эскулапов надо не только «кнутом». Существенно снизили бы процент врачебных ошибок «пряники» в виде четкого регламентирования взаимоотношений «врач- больной». «До тех пор, пока врач не заинтересован в этом месте работы, до тех пор пока нет конкуренции в этой сфере, социальной защиты (как в форме высоких зарплат, так и в виде страхования ответственности), никакие штрафы не помогут, - пояснил "Новым известиям" президент Национальной ассоциации защиты прав пациентов Д. Фустов. - Необходимо также обращать внимание на уровень подготовки специалистов. Сейчас многие медвузы выпускают недоучек. Но даже при таком комплексном подходе результаты проявятся не сразу, а лет через пять в лучшем случае»1\ Самые безобидные последствия в случае принятия законопроекта- недовольство в медицинских кругах и резкий отток кадров. Возможно, штрафы спровоцируют показательную «охоту на ведьм»12.

Анализ основных тенденций реформы в области здравоохранения позволил нам выявить проблемы, требующие первоочередного разрешения: 1)

низкий уровень профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях при высоком уровне коррупции (взяточничество при поступлении в медицинский вуз сопровождается «поборами» при сдаче сессионных экзаменов); 2)

низкий уровень заработной платы медицинского работника при ненормированности и большой напряженности трудового дня; 3)

принцип коллективизма, который присутствует во многих больницах, способствует «перекладыванию» ответственности за больного с одного врача на другого; 4)

чувство безнаказанности за совершение профессиональных проступков обусловлено тем, что судебно-медицинские эксперты скрывают ошибки своих коллег, а отсутствие специальных знаний не позволяет потерпевшему и сотрудникам правоохранительных органов в полной мере разобраться в обстоятельствах дела; 5)

отсутствие надлежащего контроля за медицинской документацией: значительное количество историй болезни переписывается, дописывается, теряется в архивах; 6)

отсутствие необходимого оборудования, недостаточное обеспечение лекарственными средствами больниц, особенно сельских.

В заключение подчеркнем исключительную роль личности медицинского работника в аспекте криминологической профилактики преступности в сфере оказания медицинских услуг. В связи с чем необходимо проведение комплексных исследований в данном направлении с привлечением специалистов в области права, здравоохранения, экономики (социального страхования) с целью создания необходимых условий для развития медицины.

I0J 1,12 Обзор прессы // http://www.roLru/news/misc/press/07/03/22_001 .htm#2. - 2007. - 22 марта.

Уголовная ответственность за истязание

1. Социально-криминологическая обусловленность уголовно-правового запрета истязания

Современное уголовное законодательство России признаёт истязанием деяние в виде причинения физических или психических страданий путём систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 УК РФ (ч. 1 ст. 117 УК РФ). С уверенностью можно утверждать, что уголовно-правовой запрет истязания является в РФ исторической традицией, поскольку нормы, его предусматривающие, появились несколько столетий назад. Такие нормы множество раз претерпевали изменения, соответствующие той или иной эпохе развития нашего общества.

Вместе с тем, по нашему мнению, столь длительный период существования какой-либо правовой нормы не должен ослаблять внимание законотворческих органов к вопросу о социально-правовой обусловленности нормы. Особенно это актуально для норм уголовного права, так как их нарушение влечёт наиболее жёсткую реакцию со стороны государства. В этой связи обоснованным видится изучение социально-криминологической обусловленности уголовно-правового запрета на истязание, что позволит ответить на вопрос о необходимости и целесообразности названного запрета на сегодняшний день.

Проблема криминализации общественно опасных деяний по праву считается одной из фундаментальных проблем теории уголовного права, разрешению которой было посвящено значительное количество работ, содержащих различные точки зрения о том, какие именно критерии должны быть положены в основу криминализации деяний 2 . Не имея возможности провести детальный анализ высказанных точек зрения, отметим, что при всей разнице подходов к критериям (основаниям, условиям, принципам) криминализации деяний, вполне возможно выделить те, которые признаются практически всеми исследователями. Так, большинство авторов солидарны в том, что для установления преступности деяния необходимо, чтобы оно было общественно опасным, достаточно распространенным, процессуально доказуемым. Необходимым условием криминализации признается невозможность эффективного противодействия общественно опасному деянию иными правовыми средствами. Кроме того, общепризнанным является тот факт, что криминализация деяния возможна лишь при условии ее непротиворечия Конституции РФ и международным договорам, имеющим силу для России, а также нормам нравственности. Исходя из этого, для того чтобы уяснить социальную обусловленность уголовно-правового запрета истязания, необходимо осуществить его экспертизу на предмет соответствия названным критериям криминализации деяний.

Как уже отмечалось, для криминализации какого-либо деяния необходимо, прежде всего, определить его общественную опасность, поскольку именно общественная опасность деяния считается в уголовно-правовой науке решающим, определяющим критерием для его криминализации. Однако несмотря на то, что общественная опасность является базисной категорией уголовного права, в литературе не отражается единство мнений в понимании общественной опасности.

Так, Н.Ф. Кузнецова считает, что «общественная опасность, вредность деяния состоит в причинении или создании угрозы причинения ущерба охраняемым УК интересам» 5 . А.В. Наумов утверждает: «Общественная опасность - это способность предусмотренного уголовным законом деяния причинять существенный вред охраняемым уголовным законом объектам» 6 . А.И. Марцев определяет общественную опасность как «свойство каждого преступления в отдельности и всех преступлений, вместе взятых, производить в обществе существенные отрицательные социальные изменения: нарушение безопасности жизненно важных интересов человека, общества и государства». По мнению Ю.И. Ляпунова, «уголовно-правовая общественная опасность -- это определённое объективное антисоциальное состояние преступления, обусловленное всей совокупностью его отрицательных свойств и признаков и заключающее в себе реальную возможность причинения вреда (ущерба) социалистическим общественным отношениям, поставленным под охрану закона».

Анализ приведённых точек зрения о понимании общественной опасности в уголовном праве позволяет констатировать, что деяние следует признать общественно опасным, если оно причиняет или хотя бы создаёт угрозу причинения вреда («заключает в себе реальную возможность причинения вреда») общественным отношениям, интересам, охраняемым уголовным законом.

Традиционно общественная опасность рассматривается с двух сторон: качественной - характер общественной опасности и количественной -- степень общественной опасности. Названные два показателя общественной опасности являются взаимосвязанными. Для признания деяния в целом общественно опасным необходимо, чтобы оно обладало соответствующими качественными и количественными характеристиками.

Деяние может посягать на отношения, охраняемые уголовным законом, но если степень причинения вреда или создания угрозы вреда не достигает необходимого уровня, то такое деяние нельзя будет считать общественно опасным в уголовно-правовом смысле. В качестве примера, подтверждающего обозначенный тезис, можно привести ситуацию с хищением в форме кра-жи. Кража посягает на отношения собственности, которые, согласно ч. 1 ст. 2 УК РФ, охраняются УК РФ. Однако если стоимость предмета кражи не превышает тысячи рублей, и отсутствуют квалифицирующие признаки кражи, предусмотренные ч. ч. 2, 3, 4 ст. 158 УК РФ, то такое деяние в соответствии с примечанием к ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях является административным правонарушением. Получается, что вред, причиняемый (либо угроза вреда) общественным отношениям, интересам, поставленным под охрану уголовным законом, должен достигнуть определённой степени. Поэтому правы те авторы, которые, предлагая дефиницию общественной опасности, делают акцент на существенности причиняемого или возможного вреда (А.В. Наумов, А.И. Марцев).

Как отмечалось в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 г. № 40 (которое в настоящее время утратило силу в связи с принятием нового постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 11 января 2007 г. «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»), «характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений (ст. 15 УК РФ), а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соучастии» 9 . Вместе с тем такую формулировку сложно признать безупречной. В частности, в ней определяется, что «характер общественной опасности зависит от... отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений (ст. 15 УК РФ)». Обращаясь к ст. 15 УК РФ, регламентирующей категории преступлений, видим, что преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на категории. То есть категория преступления зависит от его характера и степени общественной опасности, а не наоборот.

Законодатель причислил истязание, предусмотренное ч. 1 ст. 117 УК РФ, к категории преступлений средней тяжести (максимальное наказание в санкции составляет лишение свободы на срок до трёх лет), а истязание, предусмотренное ч. 2 ст. 117 УК РФ, - к категории тяжких преступлений (максимальное наказание в санкции составляет лишение свободы на срок до семи лет). Отсюда имеем, что основной состав истязания (ч. 1 ст. 117 УК РФ) приравнен по категории тяжести к таким преступлениям, как, например, привилегированные убийства (ст. ст. 106, 107, 108 УК РФ), квалифицированные виды причинения смерти по неосторожности (ч. ч. 2, 3 ст. 109 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ) и т. д. В свою очередь квалифицированные виды истязания эквивалентны по категории тяжести основному и квалифицированному составам умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ч. ч. 1, 2 ст. 111 УК РФ). Примечательно, что в главе 16 «Преступления против жизни и здоровья» других тяжких преступлений нет. Возникает закономерный вопрос об обоснованности отнесения законодателем различных видов истязания к названным категориям.

Характер общественной опасности преступления определяется, как отмечено в вышеуказанном постановлении Пленума Верховного Суда РФ, объектом посягательства. Не вдаваясь в подробности юридического анализа объекта истязания в рамках изучения его социально-криминологической обусловленности, заметим, что истязание является преступлением против здоровья человека, которое по праву считается одним из наиболее ценных объектов уголовно-правовой охраны. Более важным объектом является только жизнь человека, а более общественно опасными деяниями по их характеру выступают посягательства на жизнь человека. Такое утверждение аргументируется нижеследующим.

В главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» после провозглашения права человека на равенство (ст. 19) декларировано право человека на жизнь (ст. 20), а следом право на достоинство и здоровье (ст. 21). Часть 2 ст. 21 Конституции РФ гласит, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

Всемерная охрана здоровья человека, как следует из положений таких международных нормативно-правовых актов, как Устав (конституция) всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946 г.), Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) и т. д. является одной из важнейших задач государства. Такая же задача закреплена и в ряде российский нормативно-правовых актах (например, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Истязание грубым образом попирает право человека на здоровье и неприкосновенность, унижает и оскорбляет человеческое достоинство. При этом жертвами истязаний нередко выступают беззащитные или слабозащищённые люди. Это женщины, дети, престарелые. Как известно, насилие и истязание в том числе широко распространены в сфере семейно-бытовых отношений. В таких случаях подобные деяния пагубно сказываются не только на физическом, но и на психическом здоровье как самих потерпевших от истязания, так и их родственников, что дополнительно подтверждает тезис об общественной опасности истязания.

Второй стороной общественной опасности деяния является её степень. Безусловно, самостоятельное рассмотрение количественной стороны общественной опасности допустимо лишь условно, поскольку в большинстве случаев характер и степень общественной опасности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Тесная взаимосвязь характера и степени общественной опасности свойственна такому деянию, как истязание.

Степень общественной опасности истязания определяется «глубиной» поражения соответствующего объекта уголовно-правовой охраны. Многое в этом мире познаётся в сравнении, методом сравнения представляется возможным обрисовать и степень общественной опасности истязания.

Истязание наряду с умышленным причинением вреда здоровью (различной степени тяжести), побоями посягает на здоровье человека. При этом из текста диспозиции ч. 1 ст. 117 УК РФ следует, что состав данного преступления будет отсутствовать, если в результате истязания умышленно причинён тяжкий или средней тяжести вред здоровью. В то же время основной со став истязания (ч. 1 ст. 117 УК РФ) поставлен законодателем в одну категорию тяжести с умышленным причинением средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ), а квалифицированные составы истязания (ч. 2 ст. 117 УК РФ) сопоставлены в таком ракурсе с основным и квалифицированным составами умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч. ч. 1, 2 ст. 111 УК РФ). Такое положение видится нам справедливым. Несмотря на то, что в ходе совершения деяния, квалифицируемого как истязание, и не причиняется тяжкий или средней тяжести вред здоровью, высокая степень общественной опасности истязания обусловлена, во-первых, тяжёлыми последствиями иного рода - физическими или психическими страданиями, а во-вторых, способом совершения деяния, в качестве которого выступают систематическое нанесение побоев или иные насильственные действия.

Анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере страховых правоотношений

Истязание - преступление против жизни и здоровья

В качестве объекта дипломного исследования выступает комплекс общественных отношений, возникающих в связи с установлением, дифференциацией и реализацией уголовной ответственности за истязание...

Кража и ее уголовно-правовая характеристика

Криминалистическая характеристика изнасилований

Слово "изнасилование" происходит от латинского термина "rapere", означающего "красть", "хватать", "уносить". В древние времена это был один из способов добыть жену - мужчина просто насиловал желаемую женщину, а затем приводил ее в свое племя...

Меры уголовно-процессуального принуждения в российском уголовном процессе

Как уже было мною сказано, существуют ситуации, когда общественные интересы диктуют необходимость прямого вторжения государства в сферу прав людей...

Организованная преступность

Такие преступления. как убийство, причинение телесных повреждений, изнасилование, хулиганство и т. п.. совершаются группой в большинстве случаев без подготовки, «стихийно», зачастую обусловлены ситуацией...

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Осложнение криминальной ситуации в стране обусловлено, в первую очередь, за счет стремительного роста организованной преступности...

Причинение вреда при задержании

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах

1.1 История развития уголовной ответственности за преступления, связанные с нарушением законодательства о выборах и референдуме Выборные должности в России известны со времен становления государства. Однако "голосование", к примеру...

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

Вопросы уплаты налогов затрагивают каждое юридическое и физическое лицо, имеющее доход или имущество, поэтому они являются актуальными для гражданина, организации и государства. В 2011г. государству удалось выполнить доходную часть бюджета...

Уголовно-правовая характеристика отмывания доходов

В науке уголовного права, когда возникает вопрос о социальной обусловленности закона, чаще всего речь идет об определении критериев криминализации и декриминализации деяний, т.е...

Уголовно-правовая характеристика преступлений против общественной нравственности

Уголовно-правовые меры противодействия экстремистской деятельности

Экстремизм (от лат. extremus) означает приверженность к крайним мерам, взглядам. Эти меры или взгляды по своему характеру могут быть расистскими, националистическими, религиозными и социальными...

Хулиганство (уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации)

Социальная обусловленность права.

Социальная обусловленность права входит в круг вопросов, исследуемых социологией права. Социология права – отрасль социологии, изучающая влияние социальных условий на весь жизненный цикл нормы права – правотворчество, правоприменение и правоохрану, ибо правовые нормы возникают из фактически существующих общественных отношений. Это главный тезис социальной обусловленности права. Помимо этого, право возникает непосредственно из социальных предпосылок, т.к.:

· право относится к системе социальных норм, которые в совокупности определяют поведение личности в обществе и формируют структуру общественных отношений. Социология права изучает воздействие права на общественные отношения во взаимодействии с другими социальными регуляторами: обычаями, моралью и т.д. Этот раздел социологии также рассматривает проблему о соотношении права и морали, права и традиций и т.п.

· социология права как часть социологии рассматривает правовую область как одну из социальных подсистем, изучаемую сквозь призму социального действия и взаимодействия.

Итак, проблематика социальной обусловленности правовых норм и порожденных ими правоотношений включает в первую очередь вопросы адекватности существующего права фактической социальной реальности, соответствия законодательства реальным тенденциям развития общественных отношений.

Исследование социальной обусловленности права предусматривает анализ социальных факторов, имеющих в первую очередь неправовой характер и оказывающих воздействие на процесс формирования и развития права.

Рассмотрение права как социальной системы вызвало необходимость исследовать взаимовлияние совокупности социальных факторов, воздействующих на право и обратное действие права на социальную практику.

Правовые нормы функционируют в сфере фактических общественных отношений, регулируют их и одновременно соответствуют их содержанию.

Правовое оформление тех или иных общественных отношений происходит в условиях, когда еще не сложились устойчивые принципы социального взаимодействия. Зачастую сама законодательная практика выступает инициатором создания совершенно новых отношений, призванных решать актуальные задачи удовлетворения социальных потребностей и обеспечения наиболее важных направлений в общественном развитии.

Конкретные социологические исследования социальной обусловленности права направлены на выявление таких видов общественных отношений, которые не охваченны действием права или же конкурируют с законом.

Социальная обусловленность права означает также и выполнение правом социальных функций. Основной социальной функцией права является интегративная – функция сплочения социальных образований. Правовая система направлена на достижение основной цели – социального согласия, консенсуса.

К дополнительным социальным функциям права можно отнести:

· регулятивную, выражающуюся в наделении субъектов правоотношений определенной суммой прав и обязанностей как по отношению друг к другу, так и по отношению к государству и его органам;

· коммуникативную, призванную при помощи юридических норм довести до сведения участников общественных отношений позицию государства о требуемом, дозволенном или запрещенном поведении;

охранительную, обусловленную необходимостью защиты общественных отношений, охраны интересов гражданина, социальной группы, общества в целом, предотвращения правонарушений.

Социальные функции права. В социальном институте можно выделить внешнюю форму проявления и внутреннее содержание. Внешне социальный институт представляет собой совокупность учреждений, финан совых и материальных средств, кадровых ресурсов. Внутренняя же сторона социальных институтов предстает как совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, ответственных за осуществление определенных функций.

Праву свойственны все общие черты социальных институтов: наличие определенных функций, иерархии, нормативной стороны и культурно-идеологических символов. Рассмотрим частные особенности права как социального института. Право - важнейший фактор социального порядка. Оно обеспечивает социальную ста­бильность, предохраняя индивидов и общество в целом от различных проявлений деструктивного и антисоциального поведения. Право выступает гарантом стабильности и предсказуемости в общественных отношениях. Нормы права регулируют все важнейшие стороны общественной жизни, контролируют работу государственных учреждений и организаций. Как нормативное образование право участвует в формировании структуры общества, контролируя пределы допустимого в деятельности индивидов и государства. Право является частью действующего в обществе социального контро­ля. Право тесно связано с политической жизнью общества, выступая как инструмент политики. Наконец, право выступает составной частью ценностной системы общества, отражая и воплощая ценности, характерные для этого общества.

Вопросы функционирования социального института права представляют большой интерес для изучающих право исследователей. Среди функций, выполняемых в обществе правом как социальным институтом, можно выделить следующие:

Интегративная функция. Она проявляется в том, что право обеспечивает существование и сохранение в обществе объединяющего и полностью пронизывающе го его порядка. С помощью правовых норм и соответствующих санкций достигается превалирование в обществе тенденций к его сохранению и укреплению над тенденциями к разрушению и аномии. Обеспечи­вая наличие в обществе определенного необходимого уровня конформности, право способствует выживанию и адаптации общества как системы. Не случайно право сравнивают с иммунной системой общества. Интегративную функцию права можно считать ос­новной его функцией, рассматривая все остальные как производные.

Регулятивная функция. Право регулирует все происходящие в обществе процессы, выполняя роль уни версального социального регулятора. Оно четко предписывает каждому индивиду, организации, группе вы полнять определенные обязанности, а также пользовать ся определенными правами. Тем самым право стиму лирует слаженное развитие социального организма, за крепляет существующие социальные отношения и спо собствует их совершенствованию.

Охранительная функция. С регулятивной функ цией права тесно связана его охранительная функция, направленная на защиту индивидов, групп и организа ций от возможных нарушений их прав и ущемления

интересов. Эта функция выполняется правом посредством наложения запретов на определенные действия и поступки, подпадающие под категорию противоправ ных. В законодательстве четко сформулированы при

знаки таких действий, квалифицируемые как состав правонарушения, и соотнесены с определенными санк циями, выступающими в качестве наказаний. Помимо этого охранительная функция права проявляется в вос становлении нарушенного права, компенсации причи ненного ущерба и реабилитации несправедливо обви ненных. К мерам такого порядка относятся отмена не законного приговора, возмещение причиненного материального и морального ущерба и т.п.

Коммуникативная функция. Она заключается в том, что право, как и все другие социальные институты, вписано в единое информационное пространство, како вым является общество. Все правовые документы, такие,

как законодательные акты, договоры, постановления су дов, являются не только регуляторами социальных про цессов, но и носителями очень важной для индивидов ин формации, сообщая им содержание их прав и обязанностей, доводя до их сведения требования, предъявляемые к ним со стороны государства и общества. Особенностью правовой информации является ее предписывающий ха рактер. Своевременное узнавание и усвоение такой информации способствует успешному и безопасному социально му существованию индивидов, которые сами заинтересо ваны в правовых знаниях, поскольку незнание законов в любом обществе не освобождает от ответственности.

Социализирующая функция. Она является пря мым продолжением интегративной функции. Для того чтобы социальная интеграция сохранялась и остава лась стабильной, необходимо, чтобы подрастающее

поколение глубоко усвоило социальные ценности и нор мы, содержание которых ориентирует на поддержание социального порядка. Все существующие в обществе институты в той или иной мере помимо своих основных функций попутно участвуют в той или иной степени в социализации индивидов, способствуя их постепенно му вовлечению в единый процесс социальной жизни.

В целом процесс социализации личности длится всю жизнь. Конечно, наиболее интенсивно он идет в детстве и юности, но и позже, в годы зрелости, индивид продолжает испытывать на себе действие этого процесса. Сущность социализации заключается в постепенной ин- тернализации (усвоении) индивидом выработанных об ществом ценностей и норм, а ее результатом является появление у него внутреннего императивного саморе­гулятора - совести, которая и без давления внешнего социального контроля, без угрозы санкций способна удерживать его от нежелательных для общества, потенциально дезинтегрирующих его действий.

Участие в процессе социализации личности представляет собой одну из важнейших функций института права. Оно реализуется через правовое воспитание - особую сферу воспитательного процесса, в ходе которого правовые ценности и нормы вначале просто доводятся до сведения индивида, а в дальнейшем становятся его глубоким внутренним убеждением, препятствуя совершению противоправных деяний. Результатом правильного правового воспитания становится формирование у индивида правосознания и правовой культуры.

На состоянии социальных институтов отражается уровень стабильности и развития всей общественной системы. В современной российской конституции гарантируются права и свободы личности. Но в реальной жиз­ни эти права и свободы постоянно нарушаются со стороны административной власти, органов юстиции и правопорядка, работодателей. Защита своих прав в судах стоит очень больших денег, так что многие граждане не в состоянии оплатить услуги адвоката. Не яв­ляется секретом и коррупция в судебных органах: по уровню коррумпированности российское государство занимает одно из первых мест в мире наряду с некоторыми африканскими республиками. Много проблем возникает и в связи с федеративным устройством Рос­сии. Так, в законодательствах многих субъектов федерации содержатся моменты, прямо противоречащие Конституции Российской Федерации. Российское гражданское законодательство закрепило рыночные отношения в нашей стране и подтвердило право собственности, как неотъемлемое право каждого человека. Ведущую роль в российской экономике играет инвестор, но его правовой статус недостаточно четко прописан в российском законодательстве. На уровень общенациональной вышла проблема проникновения криминальных кругов в бизнес. Значительная часть российского биз­неса контролируется мафиозными структурами, суще­ствует целая сфера теневого бизнеса. Слабость правоохранительных органов и в значительной степени их коррумпированность позволяют криминалу постепенно подминать под себя все больше и больше коммерчес­ких организаций. Нелегальный бизнес теперь не ограничивается торговлей оружием, наркотиками и контрабандой. В сферу влияния криминальных структур попадают и предприятия промышленности.

Таким образом, состояние права в России связано с политическими и экономическими проблемами, стоящими перед страной на переходном этапе развития. Существование этих проблем снижают результативность и ¦ потенциал института права. Во многом здесь просматривается вина политической элиты страны, деятельность которой не всегда соответствует правовым нормам

вые презумпции и фикции): Дис. наук. - Абакан, 2004. - С. 66-69.

канд. юрид.

3. См.: Карданец А.В. Преюдиции в российском праве (проблемы теории и практики): Дис... канд. юрид. наук. - Н. Новгород. - 2002. - С. 30.

4. Денисов Г.И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. - 2005. - № 8. - С. 86.

5. Лазарев В.В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М., 1998. - С. 253.

6. См.: Сорокин В.В. Концепция эволюционного преобразования правовых систем в переходный период: Монография. - Барнаул, 2002. - С. 33.

7. См. там же.

С.Ф. Юшкина

Юшкина Светлана Филипповна - преподаватель-методистучебного отдела Ижевского филиала Нижегородской академии МВД России

Понятие и правовая обусловленность перечней в российском законодательстве

Преобразования, происходящие в России в последнее десятилетие, сопровождаются существенными изменениями нормативной базы. При этом особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено грамотному применению разнообразных юридико-технических инструментов при четком соблюдении основных принципов подготовки и принятия нормативных актов.

Следует заметить, что качество подготовки нормативно-правовых актов на уровне законов остав-ляетжелать лучшего. К примеру, с момента вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд»1 уже четырежды, федеральными законами от 31 декабря 2005 г. № 207-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 142-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 53-Ф3, от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ, вносились изменения и дополнения. Иными словами, следует согласиться с мнением А.А. Соловьева о том, что «итогом эффективной и высокоскоростной работы органов законодательной власти стало наличие многочисленных ошибок и противоречий в тексте принятого Закона»2.

Вместе с тем, роль подзаконного нормативного регулирования только возрастает, а процесс принятия подзаконных нормативных актов более оперативен и узконаправлен, что повышает качество принимаемых актов и позволяет правоприменителю более оперативно решать поставленные задачи.

В современной юридической науке важное место отводится юридической технике, актуальность существования, развития и совершенствования которой обусловлена общественной значимостью и необходимостью совершенствования действующего законодательства, содержания и структуры нормативно-правовых актов.

В различных источниках, в том числе работах ученых, энциклопедических и юридических словарях, содержатся несколько различные терминологически, но схожие по содержанию определения понятия «юридическая техника», суть которых сводится к тому, что «юридическая техника -это совокупность(совокупная связь) юридических приемов, способов, терминов и понятий, применяемых при разработке содержания и структуры правовых предписаний государства, то есть в процессе правотворчества, а также при претворении их в жизнь»3.

В юридическом мире давно сложились приемы и правила составления юридическихтекстов и особенно текстов законопроектов. Ихустойчивость и очевидная общность не исключают специфики приемов законодательной техники в различных государствах, которые учитываются при сравнительно-правовом анализе. Не случайно словари-справочники и в прошлые столетия, и в настоящее время служат правильному соотнесению юридических понятий и терминов. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что традиционно к элементам юридической техники относят, например, юридическую терминологию, юридические конструкции. Вместе с тем, в последнее время к элементам юридической техники стали также относить классификацию4, юридическое поручение5, примечание6, что логично и закономерно, дополняет и углубляет знания в области правотворчества, в чем заинтересованы не только ученые, но и законодатель и правоприменитель. Кроме того, как нам думается, переченьэлементов юридической техники не является исчерпывающим.

Следует заметить, что большое количество нормативных актов, особенно подзаконных - указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, субъектов РФ - содержат как в

наименовании, так и в содержании такой термин, как «перечень». Исследование данного юридического феномена, явления - цель нашей статьи.

Впервые внимание к перечню как общеправовому феномену и относительно самостоятельному приему юридической техники привлекли В.М. Баранов и Н.А. Климентьева, когда опубликовали специализированный ретроспективный библиографический указатель по юридической технике. В нем был помещен крупный девятнадцатый раздел, содержащий почти исчерпывающий на то время список литературы и нормативных правовых актов самого разного уровня о перечнях в законодательстве7.

Обратим внимание на тот факт, что определение понятия «перечень в законодательстве» не сформулировано в юридических источниках знания, отсутствует указание на него в юридических словарях, хотя оно используется законодателем в процессе правотворчества. Правовая природа перечней достаточно сложна и требует глубокой теоретической разработки. Не рассмотрены виды и функции перечней, нет обоснования их широкого распространения в одних отрасляхзаконодатель-ства и редкого применения в других, не исследована практика их применения.

Сформулировать определение понятия «перечень» и раскрыть его содержание как правового явления, а также установить его влияние на содержание и структуру нормативных правовых актов возможно, только комплексно исследовав историю возникновения и развития данного феномена и его правового закрепления.

При отсутствии формального правового закрепления в законодательстве такого правового феномена, как перечень, мы считаем, что следует ввести в правовой оборот и закрепить для официального использования термин «перечень в законодательстве» как самостоятельный прием юридической техники. Данный термин раскрывает содержание и реальные функциональные возможности приема, охватывает все виды перечней.

Перечень в законодательстве (далее - перечень) представляет собой относительно самостоятельное правовое явление, имеющее определенную функциональную нагрузку и содержание и занимающее определенное место в системе приемов юридической техники.

Перечень можно охарактеризовать путем перечисления и раскрытия присущих ему признаков, обусловливающих его правовую природу как приема юридической техники:

1. Перечень - это относительно самостоятельный, объективно существующий и реально функционирующий прием юридической техники, применяемый законодателем в процессе правотворчества.

2. Перечень представляет собой государственно-властное нормативное закрепление юридически значимого перечисления: чего- или кого-нибудь, закрепленное в диспозиции правовой нормы.

3. Закрепление в перечне перечисления чего-или кого-нибудь (к примеру, перечень товаров,

работ или услуг, перечень профессий и т. п.) имеет значение и в силу того, что с момента принятия нормативного акта перечень, его отдельные позиции приобретают статус правовой нормы, определенного правила поведения.

В связи с этим нельзя согласиться с точкой зрения Д.С. Кондакова, который считает, «что большая группа норм российского права не содержит требований и велений, являясь скорее нормативным предложением следовать определенному образцу»8. Норма права, являясь образцом поведения, как раз и будет критерием, определяющим правомерностьтребуемого, рекомендуемого, возможного или должного поведения субъекта права и содержит не предложение, а один из вариантов (или несколько вариантов) поведения субъекта с точки зрения законодателя. Можно сделать вывод о том, что перечень закрепляется в диспозиции правовой нормы итаким образом имеетсилу нормы права со всеми вытекающими последствиями при нарушении правового установления.

4. Перечень - типичное нормативное государственно-властное установление, содержание которого заключается в использовании данного приема законодателем в течение прошлого века и по настоящее время, что также проявляется в вычленении различных видах перечней при их классификации.

5. Перечень - государственно-властное нормативное закрепление каких-либо специфических положений для их обособления и придания специального правового статуса, определяющего специальный режим деятельности в отношении содержательного аспекта понятий, закрепленных в перечне.

6. Перечень - специфическая форма конкретизации, детализации правовыхустановлений, как правило, более высокого уровня. Следует отметить, что, как показывает практика, большинство перечней закреплены в нормативных правовых актах, носящих подзаконный характер (постановлениях, распоряжениях, приказах), что ни в коей мере не принижает их значимости.

7. Перечень всегда подлежит утверждению со стороны компетентного государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, организации, наделенных соответствующими полномочиями и, таким образом, носит подзаконный характер. Например: Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»9; постановление Правительства Удмуртской Республики от 11 апреля 2006 г. № 53 «Об утверждении Перечня гарантированных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания»10; постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. № 62 «Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР» (не опубликовано) согласно Приложению.

8. Перечень составляет основное содержание диспозиции правовой нормы, закрепленной в соответствующем нормативном правовом акте.

9. Перечень обладает юридической силой, соответствующей уровню того органа, которым он закреплен. Данное положение имеет бесспорный характер: на нормативно-правовые акты, содержащие соответствующие перечни, ссылаются, в том числе, и при возникновении спорных ситуаций в правоприменительной практике.

Так, 5 мая 2006 г. состоялось решение Высшего Арбитражного Суда РФ, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа ГТК РФ от 25 мая 2004 г. № 607 «Об утверждении Перечня документов и формы заявления»11. Кроме того, для того, чтобы внести изменения или дополнения в тот или иной перечень, требуется издание акта того же уровня юридической силы, как акт, которым перечень был утвержден, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии юридических качеств у перечня. Так, например, приказом Минсельхоза РФ от 17 января 2007 г. № 11 утвержден «Перечень документов по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 8 лет»12. Приказом Минсельхоза РФ от 4 мая 2007 г. № 253 «О внесении изменений в Приказ Минсельхоза РФ от 17 января 2007 г. № 11...»13 внесены изменения в вышеуказанный Перечень документов.

10. Перечень имеет определенные формы выражения. К числу таковых, в том числе оформленных как приложения к соответствующим нормативным правовым актам, относятся:

Указы Президента РФ - обладают наибольшей значимостью, исходя из такого критерия, как юридическая сила. Так, Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 утвержден перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ14;

Постановления Правительства РФ. Например, перечень административно-территориальных образований утвержден постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 50815, а постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 утвержден единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации16;

Распоряжения Правительства РФ, к примеру, распоряжение Правительства РФ от 4 ноября 2004 г. № 1404-р «Об утверждении Перечня военных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования»17;

Приказы различных органов и организаций федерального уровня, а также их территориальных органов. Так, приказом Федеральной таможенной службы от 25 апреля 2007 г. № 536 утвержден перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом18. Приказом Россельхознадзора от 12апреля 2007 г. № 138 утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях19; Приказом МВД России от 26 декабря 2003 г. № 1033 утвержден перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям,

составляющим налоговую тайну20, также был издан приказ МВД УР от 21 декабря 2004 г. № 775 «Об утверждении Перечня базовых органов МВД УР по передовому опыту и научному обеспечению»;

Распоряжения Администрации Президента и Правительства РФ. Например, распоряжением от6 августа 2004 г. Администрации Президента РФ № 1363, Аппарата Правительства РФ № 1001 утвержден «Перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти»21;

Соглашения между правотворческими субъектами, к примеру, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия от 12 февраля 1999 г. «Об утверждении Перечней товаров, в отношении которых применяются количественные ограничения, запреты или ограничения»22;

Указания и письма уполномоченных органов и организаций федерального уровня.Так, например, Банком России 16 января 2004 г. издано Указание № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк России»23, а с 22 августа 2007 г. применяется Письмо ЦБ РФ от 14 августа 2007 г. № 01-13-5/ 3369 «О перечне организаций»24;

Распоряжения уполномоченных организаций федерального уровня - распоряжением ОАО «РЖД» от31января 2005 г. № 119р утвержден единый перечень работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов25 ;

Акты, принятые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указом Президента Удмуртской Республики от 7 апреля 2004 г. № 77 утвержден Перечень исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики26, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 18 декабря 2006 г. № 140утвержден переченьдолжностных лиц Министерства промышленности и транспорта Удмуртской Республики, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях27, Министерством социальной защиты Удмуртской Республики издан приказ от 22 января 2007 г. № 5 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для зачисления на социальное обслуживание в государственные учреждения социального обслуживания для женщин, семей и детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации»28;

Акты, принятые органами местного самоуправления. Например, решение Городской Думы г. Ижевска от 24 декабря 2003 г. № 151 «О прогнозе социально-экономического развития города Ижевска на 2004 год, прогнозе сводного финансового баланса города Ижевска на 2004 год, Перечне муниципальных целевых программ, реализуемых на территории города Ижевска»29, постановление Администрации Сюмсинского района от 14 февраля 2007 г. № 84 «Об утверждении пе-

речня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов на территории МО “Сюмсинский район”», распоряжение Администрации города Ижевска от 18 июля 2007 г. № 152/1 «Об утверждении Перечня принятых решений о выдаче (переоформлении, приостановлении, возобновлении, аннулировании и об отказе в выдаче) разрешений на право организации розничного рынка на территории города Ижевска» и др.30;

Локальные акты, принятые организациями при осуществлении повседневной хозяйственной деятельности.

Следует учитывать, что перечисленные формы выражения перечней не являются исчерпывающими. Возможны совместные решения органов власти, втом числе и различных уровней, закрепляющих перечни. Так, Министерством природных ресурсов Главой Республики Калмыкия издано распоряжение № 41-р / № 71-рг от3 июля 2007 г. «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Калмыкия»31. В феврале 2006 г. подготовлено совместное письмо Министерства финансов Удмуртской Республики от 6 февраля 2006 г. № 03-06/1, Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике от 7 февраля 2006 г. № 03-54/ 482, Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 6 февраля 2006 г. № 08-48/01025, которым до заинтересованных организаций доведен перечень налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению на определенный счет.

11. Составление и утверждение перечня является итогом особого приема познавательной деятельности по установлению связей, тождественности, соподчиненности - перечисления.

Следует заметить, что перечню (перечислению), как и другому приему юридической техники - классификации, присуще то, что он «выступает инструментом систематизации, позволяющим ориентироваться в многообразии объектов правовой сферы, является источником знания о них»32.

При составлении перечней проводится разделение объектов на определенные группы объектов, отнесение конкретного объекта в определенную группу из числа неоднородных объектов («сложный» перечень. - С.Ю.), либо перечень содержит строго обособленную группу объектов, объединенных по специфическим признакам («простой» перечень. - С.Ю.).

Перечень, как и классификация, не является «статичным, неподвижным явлением», так как его «изменения обусловлены динамикой развития тех элементов»33, которые включены в перечень в качестве объектов перечисления. Кроме того, перечень «как компонент внутренней структуры правового акта обладает наибольшей в сравнении с иными компонентами подвижностью»34.

Так, по состоянию на 15 октября 2007 г. в Российской Федерации действует более 1150 актов, утверждающих или содержащих различные переч-

ни. Только на территории Удмуртской Республики действует более 180 актов регионального и местного уровня, содержащих перечни. За последнее десятилетие в России (1997-2007) утратило силу 434акта, содержащих перечни, вУдмуртской Республике - 51 акт35.

«Подвижность» перечня обусловлена и тем обстоятельством, что он составляет содержание подзаконного нормативного акта, и, какуже отмечалось выше, принятие и введение в действие такого акта более оперативно, чем федерального закона. К примеру, в приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8 февраля 2007 г. № 101 «Обутверждении перечня организаций, оказывающих услуги застрахованным лицам, пострадавшим вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»36 в 2007 г. уже дважды вносились изменения приказами Минздравсоцразвития РФ от 24 мая 2007 г. № 355 и от 15 августа 2007 г. № 543.

12. Перечень занимает строго определенное место в структуре нормативного правового акта, что исключает какие-либо затруднения со стороны правоприменителя при применении перечней.

Введение в действие перечня и таким образом придание ему юридической силы предусматривает его утверждение и, как показывает практика правового регулирования различных сфер общественной жизни, подзаконным нормативным правовым актом, причем перечень составляет его неотъемлемую часть.

Вместе с тем, в одном случае в отдельных актах перечень вводится в действие путем «простого» утверждения без какого-либо дополнительного оформления. Например, распоряжением Правительства РФот21 сентября 2004г. № 1222-р «Об утверждении Перечня промышленной продукции»37 утвержден прилагаемый Перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой в 2004 г. оказывается государственная гарантийная поддержка. При этом перечень имеет следующее оформление: «Утвержден распоряжением Правительства РФ от 21 сентября 2004 г. № 1222-р Перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой в 2004 г.оказывается государственная гарантийная поддержка».

В другом случае, перечень оформлен в виде приложения к утвердившему его нормативному акту. Примером может служить приказ Министерства юстиции РФ от 6 апреля 2005 г. № 33 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»38. Согласно тексту акта, приказано: «1. Утвердить Перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно Приложению», а сам перечень имеет следующее оформление: «Приложение к приказу Министерства юстиции РФ от 6 апреля 2005 года № 33. Перечень

должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

13. Следование перечню вызывает определенные юридические последствия, так как вызывает возникновение, изменение либо прекращение правовых отношений, а нарушение утвержденного перечня влечет различные юридические, в том числе и имущественные, последствия.

В вышеназванном приказе Министерства юстиции РФ от 6 апреля 2005 г. № 33 перечислены должностные лица, управомоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах компетенции. При несоблюдении данного условия, в случае составления протокола должностным лицом, не указанным в перечне, юридических последствий для лица, в отношении которого он составлен, не возникает, но вместе с тем может возникнуть вопрос о правомерности составления протокола не имеющим на это право лицом, и как следствие - вопрос о превышении им должностных полномочий, что, в свою очередь, может повлечьтакие последствия, как привлечение ктому или иному виду юридической ответственности в зависимости от последствий совершенного деяния.

Применение перечней осуществляется для целей регулирования отношений, в зависимости от соответствующих объектов правоотношений.

Перечни имеют важное правовое значение, что обусловлено следующим:

От положения, позиции в перечне зависит уровень соответствующего объекта в той или иной системе. Так, например, приказом МВД России от 28 июня 2001 г. № 616 «Об утверждении перечня должностей педагогических работников военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД России, деятельность которых связана с образовательным процессом»39, перечень должностей приведен по рангу: от более высокой должности, начальника военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России, до преподавателя (аттестованная должность) и заведующего кафедрой (неаттестованная должность);

Создается возможность более эффективно регулировать деятельность в той или иной сфере отношений благодаря выделению тех или иных объектов в соответствующие отдельные позиции. Так, в перечне может содержаться перечисление специальных средств, видов, типов и моделей огнестрельного оружия40, указание на виды продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации41, перечисление профессий42 и т. д.;

Детализация, которая достигается посредством перечней, предоставляет возможность выбора и маневрирования при определении объектов с учетом их специфических свойств и особенностей, в том числе, позволяет более оперативно решать вопросы о внесении изменений и дополнений. При этом до минимума сводятся негатив-

ные последствия в различных сферах общественной жизни, что и позволяет своевременно реагировать на реалии действительности политической, экономической и иных сфер жизни государства. Так, например, с момента принятия постановления Правительства РФот31 декабря 2004 г. № 908 «Об утверждении Перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов»43 по настоящее время принято уже 6 постановлений Правительства РФ о внесении изменений и дополнений.

С учетом изложенного, мы попытаемся сформулировать обобщенное определение понятия «перечень в законодательстве». Как справедливо заметил Е.В. Чуманов, «существуют различные точки зрения на содержание понятия»44, которое исследовалось Аристотелем, Г.Ф. Гегелем, Л. Фейербахом, К. Марксом, Ф. Энгельсом и многими другими мыслителями. Думается, что проблематично дать однозначное определение термину «понятие», но вместе с тем анализ точек зрения исследователей показывает наличие схожих характеристик данного явления, и уж ни в коем случае нельзя их противопоставлять в полном объеме. Любое понятие имеет свое собственное содержание, которое характеризуется определенными признаками.

Таким образом, перечень в законодательстве - это специфический прием юридической техники, применяемый законодателем в процессе правотворчества, государственно-властноенормативноезак-репление юридически значимого перечисления чего-или кого-нибудь, имеющийопределенную форму выражения и подлежащий утверждению в подзаконном правовом акте, обладающий юридической силой и порождающий определенные правовые последствия.

Примечания

2. Соловьев А.А. «К вопросу о подготовке федеральных законодательных актов» // Юридическая техника: вопросы теории и истории: Материалы межвузовской научно-практической конференции (СПб., 17 июня 2005 г.) / Сост. С.В. Волкова, Н.Н. Малышева; Под общ. ред. Д.И. Луговской. - СПб., 2005. - С. 107.

3. См.: Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутелих. - 2-е изд. - М., 1999. - С. 366; Российская юридическая энциклопедия. - М., 1999. - X. - С. 1099-1100.

4. См.: Чуманов Е.В. Классификация в российском законодательстве: Дис... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2005.

5. См.: Слукина Е.В. Юридическое поручение: Ав-тореф. дис... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2006.

6. См.: Кондаков Д.С. Примечание в российском законодательстве: Дис... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2002.

7. См.: Баранов В.М. Юридическая техника: природа, основные приемы, значение: Ретроспективный биб-

лиографический указатель / В.М. Баранов, Н.А. Климентьева. - Н. Новгород, 2005. - С. 212-228.

8. Кондаков Д.С. Указ. соч. - С. 15.

12. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 12. - 2007.

13. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 23.

14. Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3313.

15. Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 3019.

16. Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 14. - Ст. 1493.

17. Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 45. - Ст. 4469.

19. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 20.

22. Бюллетень международных договоров. - 1999. - № 6.

23. Вестник Банка России. - 2004. - № 12-13.

24. Вестник Банка России. - 2007. - № 47.

25. Экономика железных дорог. - 2005. - № 5.

31. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 30.

32. Чуманов Е.В. Указ. соч. - С. 25.

33. Там же.

34. Там же.

35. По данным СПС «КонсультантПлюс» на 2007 год.

38. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 20.

39. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2001. - № 34.

40. Приказ МВД России от 17 февраля 2001 г. № 173 «Об утверждении перечней специальных средств, видов, типов и моделей огнестрельного и газового оружия, патронов к нему, норм обеспечения ими работников военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел» (не опубликован).

41. Приказ ГУГПС МВД России от 17 ноября 1998 г. № 73 «Об утверждении Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности» (не применяется; не опубликован).

42. Приказ Росфиннадзора от6 августа 2007 г. № 89 «Об утверждении перечня профессий высококвалифицированных рабочих территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, занятых на важных и ответственных работах, которым могут установливаться месячные ставки и оклады исходя из 9 -10 разрядов единой тарифной сетки» // Российская газета. - 2007. - 12 сентября.

43. Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 3. - Ст. 196.

44. Чуманов Е.В. Указ. соч. - С. 45.

К.Н. Кузенков

Кузенков Константин Николаевич - преподаватель кафедры общеюридических дисциплин Пензенского филиала Саратовского юридического института МВД России

Выселение с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договорам социального найма: вопросы терминологии

В исследовании теоретических основ различных отраслей права проблемы юридической терминологии относятся к актуальным. Недостаточное внимание к терминологии, качеству понятий, используемых в законе, приводит к неправильно-

му пониманию складывающихся правоотношений, обострению социальной напряженности в обществе. Данные положения, на наш взгляд, в полной мере относятся ктакому сложному юридическому факту, как предоставление гражданам другого бла-



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация