Всеобщая декларация прав человека образование. Всеобщая декларация прав человека (1948г.): история принятия, структура. Организация Объединенных Наций

Главная / Квартира

Конституционный строй Российской Федерации.

Конституционный строй РФ – это определённая форма и способ (модель) организации Российского государства и общества, закреплённая в его Конституции (глава 1 Конституции РФ).

Структура Конституционного строя РФ: Конституционный строй – это сложная правовая категория, состоящая из четырёх основных элементов:

1. Форма правления – это структура и правовое положение высших органов государственной власти и установленный порядок взаимоотношений между ними. Различают две основные формы правления:

1) Республика:

· Президентская (например: США).

· Парламентская (парламентарная) (например: ФРГ, Италия).

· Смешанная (полу президентская) (например: Франция).

2) Монархия.

Ч. 1 ст. 1 Конституции РФ гласит: в РФ республиканская форма правления. РФ существует в форме президентской республики с некоторыми элементами парламентской республики.

2. Политический режим – это совокупность приёмов, средств и способов осуществления государственной власти (например: демократический, тоталитарный, авторитарный, фашистский, либеральный и др.). В соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ – в РФ демократический политический режим.

3. Форма государственного устройства (ФГУ) – это способ территориальной организации государства. Различают две основные ФГУ: федеративное государство и унитарное государство. Согласно ч. 1 ст. 1, ст. 5 Конституции РФ – Россия по ФГУ есть федеративное государство.

В совокупности, форма правления, политический режим и форма государственного устройства образуют государственный строй РФ (ФП + ПР + ФГУ = государственный строй РФ).

4. Основы Российского гражданского общества.

P.S.: следует различать понятия «конституционный строй РФ» и «государственный строй РФ». Эти понятия не тождественны, хотя и взаимосвязаны. Отличаются они во первых, по объёму. Конституционный строй РФ более широкое по своему объёму понятие, т.к. помимо трёх вышеперечисленных элементов (форма правления, политический режим, форма государственного устройства) он включает в себя и четвёртый – основы Российского гражданского общества. Во вторых они отличаются по содержанию – государственный строй может быть любым (демократическим, тоталитарным, авторитарным и т.д.), когда же мы говорим о конституционном строе, всегда имеем в виду демократический.

Базовые характеристики Конституционного строя РФ:

1. Правовой характер государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ).

2. Демократический характер государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ).

3. Социальный характер государства (ст. 7 Конституции РФ).

4. Светский характер государства (ст. 14 Конституции РФ).

5. Республиканская форма правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ).

6. Полный государственный суверенитет РФ (ст. 4 Конституции РФ).

7. Права и свободы личности - как высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ).

8. Единственный источник власти – Российский многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ).

9. Верховенство Конституции и Федеральных Законов на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ).

10. Федеративная форма государственного устройства (ч. 1 ст. 1, ст. 5 Конституции РФ).

11. Разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ).

12. Единое гражданство РФ (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ).

13. Единое экономическое пространство в РФ (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).

14. Идеологическое многообразие и многопартийность (ст. 13 Конституции РФ).

15. Организация местного самоуправления на всей территории РФ (ст. 12 Конституции РФ).

В результате изучения главы студент должен:

  • знать определение понятия основ конституционного строя; виды основ конституционного строя; концепции правового статуса личности; сущность термина "высшая ценность";
  • уметь сравнивать термины "конституционный строй", "общественный строй", "государственный строй"; показать взаимосвязь основ конституционного строя России с общечеловеческими ценностями, выработанными мировой цивилизацией;
  • владеть навыками анализа влияния основ конституционного строя на другие конституционно-правовые институты, выделения основных проблем в регулировании основ конституционного строя, моделирования путей и способов их разрешения.

Основы и структура конституционного строя

Раздел первый Конституции РФ открывается гл. 1 "Основы конституционного строя". Понятие основ конституционного строя является новым как для Конституции РФ, так и для науки конституционного права.

В конституциях советского периода использовались понятия общественного строя (общественного устройства, его основ) и государственного строя.

Понятие "общественный строй" включало экономическую и политическую систему общества, его социальные основы.

Под экономической системой общества понималась совокупность общественных отношений, выражающих главные устои производства, распределения и обмена в сфере экономической жизни общества.

Под политической системой общества понимался механизм народовластия, имеющий целью обеспечить управление государственными и общественными делами в соответствии с волей народа. Политическая система состояла из государства, общественных объединений и политических партий. По Конституции РСФСР 1978 г. в состав политической системы входили трудовые коллективы, которые были наделены рядом полномочий по участию в политической жизни страны, в частности по участию в выборах представительных органов государственной власти.

Социальную основу общества составляли отношения между социальными группами и слоями общества.

Понятие государственного строя обозначало основные характеристики государства, его территориальную организацию, системы государственных органов, порядок их образования и взаимодействия как между собой, так и с гражданами и их объединениями.

Понятие "конституционный строй " является более широким. Оно включает в себя характеристику как общественного, так и государственного строя. Конституционный строй возможен только в правовом конституционном государстве. Основным отличительным признаком правового (конституционного) государства является подчинение государства праву. Оно в своей деятельности, в осуществлении всех форм власти ограничено и связано правом.

Конституционный строй РФ – закрепленное в Конституции РФ устройство общества и государства, отличительным признаком которого является подчинение государства и общества праву.

Подчинение государства и общества праву должно быть обеспечено гарантиями, которые являются одновременно основами конституционного строя. Основы конституционного строя представляют собой общечеловеческие ценности, выработанные мировой цивилизацией, возникшие в период буржуазных революций и воспринятые конституциями современных демократических государств, в том числе Конституцией РФ. Они имеют универсальный характер для мировой цивилизации, определяют взаимоотношения между личностью, обществом и государством. Закрепленные гл. 1 Конституции РФ основы конституционного строя представляют собой нормы-принципы, развиваемые нормами других глав Конституции РФ. Их особая юридическая природа, верховенство обеспечиваются особым порядком их пересмотра, предусмотренного ст. 135 Конституции РФ. Определим конкретные виды основ конституционного строя Российской Федерации .

Важнейшим субъектом конституционно-правовых отношений является народ. В конституционном государстве должно быть закреплено и обеспечено участие граждан в осуществлении власти как непосредственно, так и через представителей. С. А. Котляревский писал, что "в конституционном государстве всякий полноправный гражданин через своих представителей является участником в создании того акта государственной воли, который именуется законом; он не получает этого веления со стороны, как чего-то чуждого ему" . Конституционное государство предполагает наличие непосредственной и представительной демократии. Оно сближает представителей и представляемых и стремится создать из тех и других единое гражданское общество.

Гражданское общество является следствием длительного развития самого общества, социального прогресса, культуры, цивилизации. Оно представляет собой особый стиль жизни, мышления и общения, особый экономический уклад. Гражданское общество – открытое, демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. В гражданском обществе интеграция личности и государства происходит через независимые социальные институты, такие как церковь, политические партии, общественные объединения. Задача гражданского общества в лице таких социальных институтов состоит в обеспечении автономии человека от государства, в защите сто основных прав, свобод и законных интересов от злоупотреблений со стороны государственного аппарата, его должностных лиц.

Следовательно, народовластие является важнейшим признаком конституционного государства и в то же время основой конституционного строя.

Составной частью российского народа являются граждане Российской Федерации. Непременным условием народовластия является соблюдение и охрана прав и свобод человека. Закрепление человека, его прав и свобод высшей ценностью является важнейшей гарантией подчинения государства праву и непременным условием признания государства конституционным. Признание человека высшей ценностью, а обязанностью государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – составная часть народовластия как основы конституционного строя РФ.

Важнейшим субъектом конституционно-правовых отношений является Российское государство как государственная организация российского многонационального народа. Характеристике Российского государства посвящен ряд статей гл. 1 Конституции РФ, которые в совокупности характеризуют его как основу конституционного строя.

Государство, в котором обеспечено подчинение государственного аппарата, всех должностных лиц, граждан праву, называется правовым . Не случайно в дореволюционной науке конституционного права термины "конституционное" и "правовое" государство использовались как тождественные по своему содержанию. По мнению В. М. Гессена, "только конституционное государство может быть государством правовым; отождествление понятий правового и конституционного государства является общим местом современной германской доктрины государственного права" . Поэтому правовой характер конституционного государства является признаком российского государства как основы конституционного строя Российской Федерации.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, господство права в государственной и общественной жизни страны предполагает и требует последовательного и строгого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Источником власти остается народ. Однако полномочия по осуществлению власти распределяются между тремя ветвями власти, которые независимы друг от друга по своему составу и положению, сдерживают друг друга. Суть разделения властей – в обеспечении защиты свободы граждан путем создания системы сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной властями, нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом.

Таким образом, следующий признак Российского государства как основы конституционного строя – разделение властей.

Поскольку основной обязанностью конституционного государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, то оно должно создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Следовательно, конституционное государство должно быть социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальный характер конституционного государства – признак Российского государства как конституционной основы.

Для того чтобы гарантировать основные права и свободы человека и гражданина, обеспечить народовластие, государство должно быть суверенным, т.е. обладать качествами верховенства, самостоятельности и независимости в осуществлении государственной власти как внутри страны, так и на международной арене. Не может быть конституционным государство, которое нс обладает качествами верховенства, самостоятельности и независимости, руководители которого получают денежное содержание от иностранного государства.

Суверенный характер Российского государства составляет основу конституционного строя Российской Федерации.

Значительную роль в функционировании государственной власти, определении характера взаимоотношений, распределении компетенции между центральными органами государственной власти и органами власти составных частей государства имеет его форма государственного устройства. Российское государство по форме государственного устройства является федеративным, что составляет следующий признак российского государства как основы конституционного строя.

В России никакая религия нс может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Сказанное определяет светский характер российского государства и составляет один из его конституционных признаков.

Важное значение для определения системы органов государственной власти, порядка их формирования и взаимодействия имеет форма правления государства. Статьей 1 Конституции РФ в качестве неотъемлемого признака, характеризующего Российское государство, закреплена республиканская форма правления.

Конституционный строй невозможен без наличия не только юридического, но и реального идеологического и политического многообразия. В конституционном государстве никакая идеология не получает статус официальной государственной или обязательной. Разнообразные политические идеи относительно путей развития России могут вырабатываться, развиваться и пропагандироваться многообразными и равными перед законом политическими партиями. Для выражения и защиты интересов различных групп граждан перед государством создаются общественные объединения. Политические партии и общественные объединения, представляющие различные мнения в качестве идеологических течений, необходимое условие наличия гражданского общества. Итак, идеологический и политический плюрализм основа конституционного строя РФ.

Народовластие, высшая ценность человека, его основных прав и свобод, правовой и социальный характер государства, разделение властей предполагают необходимость местного самоуправления, которое можно считать обязательным условием конституционного характера государства. Местное самоуправление как одна из форм публичной власти народа обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Оно осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Итак, местное самоуправление следующая основа конституционного строя РФ.

Важнейшими гарантиями конституционного характера государства являются: признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, которые составляют экономическую основу конституционного строя РФ.

Не все из перечисленных основ конституционного строя являются обязательными для признания строя определенного государства конституционным. Народовластие, высшая ценность человека, его прав и свобод, демократический, правовой, социальный характер Российского государства, разделение властей, местное самоуправление, идеологический и политический плюрализм являются обязательными признаками конституционного государства, характеризуют основы конституционного строя России.

Вместе с тем Конституция РФ в гл. 1 называет такие признаки Российского государства, как республиканская форма правления , федеративное устройство, светский характер. Включение их в первую главу можно объяснить стремлением законодателя дать наиболее полную характеристику Российского государства. Однако перечисленные признаки

Российского государства нельзя признать обязательными для признания конституционного строя любого государства. Так, некоторые государства имеют монархическую форму правления (Великобритания, Дания, Швеция), унитарное государственное устройство (Испания, Норвегия, Финляндия, Швеция), тем не менее они признаются конституционными государствами, имеющими конституционный строй.

Кроме того, отдельные государства хотя и закрепляют равенство религиозных конфессий, но одна из религий признается наиболее традиционной, пользуется определенными привилегиями и оказывает большое влияние на жизнь этих стран (Италия, Япония, Англия).

Основы конституционного строя России можно классифицировать на основы конституционного государства и основы конституционного общества.

К основам конституционного государства относятся: народовластие, республиканская форма правления, разделение властей, правовое государство, социальное государство, федеративное государство, суверенное государство, светское государство.

К основам конституционного общества относятся: идеологический и политический плюрализм; экономическая основа общества, местное самоуправление.

Главным принципом конституционного строя, пронизывающим содержание как основ конституционного государства, так и основ конституционного строя общества, является сформулированный в ст. 2 Конституции РФ принцип: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью".

  • Котляревский С. А. Конституционное государство. СПб., 1907. С. 9.
  • Гессен В. М. Основы конституционного нрава. 2-с изд. Петроград, 1918. С. 6.

Основные понятия:

конституционный строй; структура конституционного строя.

Термин «конституционный строй» довольно часто встречается как в литературе, так и непосредственно в текстах конституций.

Однако термин этот достаточно сложный и весьма неоднозначный. В той же научной литературе и в конституциях встречаются термины, близкие к понятию конституционного строя, поэтому прежде, чем давать его определение, видимо, целесообразно разграничить термин конституционный строй и близкие к нему понятия.

Итак, чаще всего, под конституционным строем понимают общественный строй или общественное устройство государства. Однако есть и другие точки зрения. Например, некоторые полагают, что конституционный строй – это только часть общественного строя, которая непосредственно связана с его конституционными основами. Существует также точка зрения, что конституционный и общественный строй – это фактически одно и то же, то есть это совокупность правовых институтов, которые являются господствующими, определяющими структуру и характер общества, выражают его основные принципы и социально–экономические устои.

Видные представители науки государственного (конституционного) права А.И.Лепешкин, Б.В.Щетинин считали, что науке конституционного права следует отказаться от категории «общественный строй». Однако категория «общественный строй» была и пока, видимо, еще является распространенной в науке категорией. Правильно ли это? Полагаем, спорить о том, какая категория более точная, более адекватная в данном случае не стоит. Категория «общественный строй», на наш взгляд, ближе к философии и вообще к общенаучным категориям. А термин «конституционный строй» уже своим названием подчеркивает принадлежность к конституционному праву. Поэтому «общественный строй» можно определить, например, как систему общественных отношений, свойственных обществу на конкретном этапе его развития. А конституционный строй, если попытаться дать более или менее развернутое определение, можно определить следующим образом:

конституционный строй – это совокупность государственно–правовых институтов, под которыми следует понимать как нормы, так и урегулированные ими отношения, которые закрепляют и воплощают важнейшие сферы деятельности и саму сущность данного государства: политическую систему, экономическую систему, социальную структуру, духовно–культурную структуру, и которые зафиксированы в писаных или неписаных конституциях.

Говоря о структуре конституционного (общественного) строя, чаще всего, имеют в виду (или называют) три подсистемы: политическая система, экономическая система и социальная система (структура) общества и государства. В последнее время все чаще справедливо включают еще и четвертый элемент (четвертую подсистему) – это духовно–культурная структура государства и общества, т.е. духовно–культурная подсистема конституционного строя.

Эта классификация, может быть, несколько условна, но, с другой стороны, она достаточно объемна и охватывает основные направления жизни практически любого государства и любого общества.

Каждая подсистема тесно взаимодействует с остальными подсистемами, они зависят друг от друга. Но каждая из них имеет свою специфику, имеет свои характеристики, и они изучаются, естественно, не только правовыми науками. Кроме социально–политических в обществе существуют экономические отношения и социально–духовные (духовно–культурные) отношения. Но для нас наиболее характерными и важными являются отношения в сфере политики, т.е.

Мы будем изучать, прежде всего, политические отношения и политическую систему общества. Поэтому и в нашей книге мы остановимся, в первую очередь, на политической системе, а иные структурные элементы общественного строя, конституционного строя мы лишь обозначим.

Термин «конституционный строй», встречающийся в современных зарубежных конституциях, как правило, выносится в заглавие одного из разделов (одной из глав) конституции, которые включают определенную совокупность конституционно–правовых норм, регулирующих политическую систему, политические отношения и т.д. Однако разделы (главы) данного рода могут носить и другие названия. Это может быть глава, называющаяся, скажем, «Основные принципы», как в конституции Италии или «Общие постановления», как в конституции Швеции, либо «Общие положения», как в конституции Испании или «Основы государственного строя», как в конституции Швейцарии. Такие обозначения всегда характеризуют наиболее важные, с точки зрения авторов конституции, моменты. Но наиболее важные моменты – это именно то, что и называется понятием «конституционный строй».

Так, например, статья первая Конституции Италии гласит: «Италия – демократическая республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и границах конституции». А в статье третьей говорится, что все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом независимо от пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного общественного положения. В статье пятой говорится, что республика единая и неделимая, признает и поощряет местные автономии. Статья седьмая закрепляет положение, что государство и католическая церковь независимы и суверенны. Статья девятая закрепляет положение, что республика поощряет развитие культуры, науки и исследований. Статья десятая гласит, что правовой порядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права. Все эти ста- тьи – это комплекс приоритетов данного государства, это и есть основы конституционного строя с точки зрения авторов итальянской конституции.

Если мы посмотрим другую конституцию современного периода, Конституцию Испании, то увидим, что в главе «Общие положения» в статье первой говорится: «Испания – социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства. Политической формой испанского государства является парламентарная монархия». В статье второй говорится, что конституция основана на нерушимом единстве испанской нации и т.д.

В главах подобного рода могут фиксироваться государственная символика, внешние признаки государства (например, описание флага, название столицы), т.е. моменты, которые являются наиболее обобщенными характеристиками данного государства.

Данные нормы, в том числе права человека, которые могут быть закреплены в этих разделах, носят особый характер. Закрепление их в конституции не означает, что они обязательно будут защищены в суде или непосредственно применяться. Важно, что эти нормы вообще существуют, но они являются нормами – принципами. Нормы подобного рода закрепляют важнейшие векторы государственной политики, государственные приоритеты, и этим самым содержание таких глав отличается от содержания глав, которые идут за ними.

ВСЕО́БЩАЯ ДЕКЛАРА́ЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕ́КА , первый универсальный междунар. документ, провозгласивший и систематизировавший основные права и свободы, которые должны быть предоставлены каждому человеку.

Основные права человека должны были стать первым объектом нормотворческой деятельности Организации Объединённых Наций . С этой целью на основе резолюции Экономического и социального совета от 16.2.1946 создана Комиссия по правам человека, мандатом которой являлась разработка междунар. деклараций или конвенций по вопросам гражданских свобод («международный билль о правах»). В состав Комиссии вошли представители стран, принадлежащих к разным континентам - Европа (Великобритания, Франция, Бельгия), Америка (США, Панама, Чили, Уругвай), Азия (Китай, Индия, Ливан, Филиппины), Африка (Египет), Австралия, и к различным политическим системам (СССР, Украина, Белоруссия, Югославия), что нацеливало работу Комиссии на обобщение различных доктринальных подходов, идеологий и национального законодательства. Члены Комиссии разошлись во мнениях по поводу того, какую форму должен иметь билль - декларации или договора. В качестве компромисса было решено, что билль будет состоять из: 1) декларации, в которой провозглашались бы общие принципы; 2) пакта или пактов, которые носили бы обязательный характер для государств, их ратифицировавших; 3) «мер осуществления», т. е. положений по проверке того, каким образом государства выполняют свои обязательства, вытекающие из этих пактов. Для подготовки Декларации была создана временная рабочая группа, в состав которой вошли общественный деятель Э. Рузвельт (США), юрист Р. Кассен (Франция), философ Ш. Х. Малик (Ливан). Проект Декларации после обсуждения в Комиссии был отправлен на замечания правительствам. Декларация принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948. За её принятие проголосовали 48 делегаций из 56 присутствовавших на заседании. При этом воздержались 8 делегаций (в т. ч. СССР, Украина, Белоруссия). В России Декларация впервые опубликована в бюллетене Советского комитета защиты мира «Век XX и мир» (1988, № 4), когда начался процесс демократизации тоталитарного коммунистического режима.

Декларация состоит из 30 статей. Права человека в ней трактуются как воплощение в специфической форме высоких идей человеческой свободы и равенства («равенство всех людей в их достоинстве и правах» – ст. 1), общепризнанных нравственных принципов, таких как справедливость, милосердие, гуманизм. Положения Декларации и заключённые в ней универсальные ценности применимы к каждому, везде и всегда.

Декларация стала первым документом в комплексе универсальных международных актов общего характера в области прав человека, куда помимо Декларации вошли Междунар. пакт об экономич., социальных и культурных правах и Междунар. пакт о гражд. и политич. правах 1966. В комплексе провозглашены примерно 70 конкретных гражданских прав и свобод человека. В Конституции РФ перечислены ок. 40 из них. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Рос. Федерация закрепляет действие на её территории всех признанных мировым сообществом прав и свобод человека и гражданина независимо от того, закреплены они непосредственно в Конституции России или нет.

10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая Декларация прав человека. Выработанная в со-ответствии с Уставом Организаций Объединен-ных Наций и впервые озвученная на сессии Генеральной Ассамблеи, Всеобщая Декларация прав человека остается важнейшим междуна-родно-правовым документом, предопределив-шим в дальнейшем принятие принципиально новых законодательных актов в сфере нацио-нального и международного туристского бизне-са на экономическом пространстве России.

В преамбуле Декларации четко зафиксиро-вано:

«Принимая во внимание, что признание дос-тоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их яв-ляется основой свободы, справедливости и все-общего мира; и

Принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к вар-варским актам, которые возмущают совесть человечества, и в воссоздание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нуж-ды, провозглашено как высокое стремление людей; и

Принимая во внимание, что необходимо, что-бы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угне-тения; и

Принимая во внимание, что необходимо со-действовать развитию дружественных отноше-ний между народами; и

Принимая во внимание, что народы Объеди-ненных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и цен-ность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать со-циальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

Принимая во внимание, что государства - чле-ны обязались содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций всеобщему уважению и соблюдению прав человека и ос-новных свобод; и

Принимая во внимание, что всеобщее пони-мание характера этих прав и свобод имеет ог-ромное значение для полного выполнения это-го обязательства».

Генеральная Ассамблея Организации Объеди-ненных Наций, таким образом, провозгласила Всеобщую Декларацию прав человека в каче-стве первоочередной и глобальной задачи, к решению которой должны стремиться все на-роды и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стреми-лись путем просвещения и образования содей-ствовать уважению этих прав и свобод и обес-печению путем национальных и международ-ных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их среди народов государств мирового сообщества,

Всеобщая Декларация прав человека провоз-гласила следующие основные рекомендации, ко-торые должны неукоснительно соблюдаться все-ми государствами:

1) ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ

Равенство всех людей без какой-либо дис-криминации;

Право на жизнь, на свободу и личную не-прикосновенность;

Право на неприкосновенность чести, репу-тации и жилища;

Право каждого человека на защиту его прав беспристрастным судом.

2) ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Право гражданства и убежища;

Право на владение имуществом;

Право на вступление в брак;

Право на свободу мысли, совести и рели-гии;

Право на свободу убеждений, мирных со-браний и ассоциаций;

Право на всеобщее равное избирательное право при тайном голосовании.

В 1994 г. было зарегистрировано 1250 меж-дународных браков. В пятерке лидеров были США, Израиль, Сирия, Германия и Югославия.

3) СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА

Право на труд и на равную оплату за рав-ный труд;

Право на создание профсоюзов;

Право на отдых и социальное обеспечение;

Право на образование и на участие в куль-турной жизни общества.

Всеобщая Декларация прав человека прямо указывает, что права и свободы должны ува-жаться и соблюдаться повсеместно как в госу-дарствах - членах ООН, так и на территориях, находящихся под их юрисдикцией.

В заключительной части Всеобщей Декларации прав человека особо подчеркивается: «Ничто в на-стоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, груп-пе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать дей-ствия, направленные к уничтожению прав и сво-бод, изложенных в настоящей Декларации».

Всеобщая Декларация прав человека являет-ся, повторюсь, первым уникальным междуна-родно-правовым документом исторического зна-чения о правах человека и его основных свобо-дах. Несмотря на то, что она носит рекоменда-тельный характер, эти рекомендации, вырабо-танные коллективными усилиями представите-лей государств-членов Организации Объединен-ных Наций, субъектов международного права обязывают все государства принять Декларацию в качестве основы для разработки своего наци-онального законодательства о правах человека и его основных свободах. При этом, самое глав-ное, принятые на себя обязательства добросо-вестно выполнять. День 10 декабря, когда была принята Всеоб-щая Декларация прав человека, провозглашен Генеральной Ассамблеей Организации Объеди-ненных Наций ДНЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

К сожалению, этот международно-правовой Документ - Всеобщая Декларация прав чело-века, имеющий планетарное значение, подписан-ный в декабре 1948 г. уполномоченными на то высшими представителями советского руковод-ства, был скрыт от общественности. Информа-ция о том, что принят такой важнейший доку-мент в рамках ООН, замалчивалась. Элементар-ные права и свободы в стране нарушались по-стоянно и повсеместно. Протесты мировой об-щественности на творящееся в государстве, «строящем коммунизм», в расчет не принима-лись. Проявления свободомыслия со стороны со-ветских граждан демонстративно пресекались и строго наказывались. Достаточно напомнить «эпизоды» с видными деятелями культуры М. Ростроповичем и Г. Вишневской, лишенных со-ветского гражданства; А. И. Солженицыным, лишенным советского гражданства и депорти-рованным в Швейцарию; с десятками тысяч граждан страны, элементарные права и свободы которых были грубо и бесцеремонно попраны.

Вызовом мировому общественному мнению стали (в настоящее время отмененные) Указы Президиума Верховного Совета СССР от 17 фев-раля 1967 г. «О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль» и от 3 августа 1972 г. «О возмещении гражданами СССР, выезжающими на постоянное жительство за границу, государственных затрат на обуче-ние». Это были беспрецедентные и дискриминационные Указы высших органов власти быв-шего СССР против личности, основных прав и свобод человека.

Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации Закона Россий-ской Федерации «О гражданстве Российской Фе-дерации» от 24 октября 1994 г. №2007 в п. 2 зафиксировал: «В соответствии с частью вто-рой статьи 20 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» считать восстановленными в гражданстве Российской Федерации бывших граждан РСФСР, выехав-ших за пределы России до б февраля 1992 г., утративших гражданство без их свободного во-леизъявления и возвратившихся на постоянное жительство в Россию после б февраля 1992 г. В части второй статьи 20 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Феде-рации, о которой упоминалось, записано: «Быв-шие граждане РСФСР, лишенные гражданства без их свободного волеизъявления на основании утратившего силу Указа Президиума Верхов-ного Совета СССР от 17 февраля 1967 г. №818 либо на основании иных указов Президиума Верховного Совета СССР, считаются восстанов-ленными в гражданстве РСФСР, если они не за-явят о своем отказе от гражданства РСФСР».

Первое публичное упоминание о Всеобщей Декларации прав человека отмечено в журнале «Международная жизнь» №12 за 1955 г. Крат-кая информация содержится в т. I Дипломати-ческого словаря 1960 г. Автор краткого резюме о Всеобщей Декларации прав человека, опуб-ликованного в словаре, не избежал господство-вавшей в государстве идеологической установ-ки, пренебрег здравым смыслом. Он заключа-ет: «Принятие Всеобщей Декларации прав че-ловека отразило те всемирно-исторические из-менения в международных отношениях, кото-рые происходят в результате роста сил демок-ратии, мира и социализма. Империалистичес-кие страны не в состоянии были игнорировать единодушное требование народов о защите прав личности и демократии. Однако эти страны сде-лали все возможное, чтобы Всеобщая Деклара-ция прав человека была провозглашена как формально-юридический документ, не содержа-щий указаний относительно конкретных меро-приятий по осуществлению и гарантии соблю-дения перечисленных в Декларации прав и сво-бод человека». Далее автор продолжает: «Не-смотря на эти изъяны, Всеобщая Декларация прав человека служит несомненным подспорь-ем в борьбе народов капиталистических и ко-лониальных стран за признание и уважение демократических прав и свобод».

Можно сколько угодно философствовать и рассуждать об искренности автора, написавше-го комментарий к Всеобщей Декларации прав человека, но невозможно поверить, что суть Дек-ларации, изложенная предельно четко в ст. 13, была не замечена и не оценена по достоинству.

В ст. 13 Всеобщей Декларации прав челове-ка провозглашается:

1. «Каждый человек имеет право свободно пе-редвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства».

2. «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».

Статья 15 Всеобщей Декларации прав чело-века провозглашает:

1. «Каждый человек имеет право на граж-данство».

2. «Никто не может быть произвольно ли-шен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

В ст. 6 отмечается: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».

«Нам очень нужен этот праздник, — заяви-ла по прибытии в Париж по приглашению Пре-зидента Франции Жака Ширака на торжества по случаю 50-летия принятия ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей Декларации прав человека Мэри Робинсон, бывший Президент Ирландии и нынешний Верховный комиссар ООН по пра-вам человека. — Нам необходимо новое воспри-ятие ситуации». Высказав свою озабоченность положением с правами человека в международ-ном сообществе, она была поражена результа-тами исследования, согласно которому только 7% населения планеты знают о существовании Всеобщей Декларации прав человека. Она убеж-дена, что если бы люди знали о своих правах, которые принадлежат им, а не государствам, они могли бы их: отстаивать. Но минуло 50 лет, а в мире не стало меньше насилия.

18 июня 1999 г. Мэри Робинсон - - Верхов-ный комиссар ООН по правам человека, посе-тила редакцию газеты «Известия». Она расска-зала о своей поездке в Саратов, о встречах в Москве с заинтересованными официальными лицами. Высказав некоторое удовлетворение состоянием дел с правами человека, заметила, что перед Россией стоят огромные проблемы в области прав человека.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация