Ст 24 о прокуратуре рф. Представление прокурора (ст.24 Закона о прокуратуре)

Главная / Земля

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(в ред. Федеральных законов

от 17.11.1995 № 168-ФЗ, от 10.02.1999 № 31-ФЗ,

от 19.11.1999 № 202-ФЗ, от 02.01.2000 № 19-ФЗ,

от 29.12.2001 № 182-ФЗ, от 28.06.2002 № 77-ФЗ,

от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 05.10.2002 № 120-ФЗ,

от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ,

от 15.07.2005 № 85-ФЗ, от 04.11.2005 № 138-ФЗ,

от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 05.06.2007 № 87-ФЗ,

от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ,

от 17.07.2009 № 171-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее – суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации определяются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, принятыми в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее – органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

3. Прокуроры и следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее – прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

3. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.


Судебная практика по статье 24

    Решение от 25 октября 2018 г. по делу № А13-2453/2018

    Арбитражный суд Вологодской области (АС Вологодской области)

    Статья 22 названного Закона) в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона. Согласно пункту 1 статьи 24 Закона № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. ...

    Решение от 3 октября 2018 г. по делу № А54-6024/2018

    Арбитражный суд Рязанской области (АС Рязанской области) - Административное

    Суть спора: Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - Административные и иные публичные споры

    Его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение. Представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона. В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции...

    Постановление № 5-45/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 5-45/2018

    Местного самоуправления Ножай-Юртовского муниципального района Чеченской Республики на предмет соблюдения законодательства в области пожарной безопасности, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в адрес и.о. главы администрации Саясановского сельского поселенияНожай-Юртовского муниципального района Чеченской Республики ФИО1 было внесено представление об устранении выявленных нарушений...

    Постановление № 5-42/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 5-42/2018

    Ножай-Юртовский районный суд (Чеченская Республика) - Административные правонарушения

    Местного самоуправления Ножай-Юртовского муниципального района Чеченской Республики на предмет соблюдения законодательства в области пожарной безопасности, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в адрес главы администрации Даттахского сельского поселенияНожай-Юртовского муниципального района Чеченской Республики ФИО1 было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Однако, ...

    Решение № 2-648/2018 2-648/2018~М-600/2018 М-600/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-648/2018

    Постановление № 5-47/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 5-47/2018

    Ножай-Юртовский районный суд (Чеченская Республика) - Административные правонарушения

    Местного самоуправления Ножай-Юртовского муниципального района Чеченской Республики на предмет соблюдения законодательства в области пожарной безопасности, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в адрес главы администрации Энгенойского сельского поселенияНожай-Юртовского муниципального района Чеченской Республики ФИО1 было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Однако, ...

    Решение № 2-646/2018 2-646/2018~М-606/2018 М-606/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-646/2018

    Сосновский районный суд (Тамбовская область) - Гражданские и административные

    Участки, занятые кладбищами не образованы, не прошли кадастровый учет. Данное обстоятельство является препятствием во многих случаях к осуществлению муниципальными образованиями полномочий собственника имущества. Согласно ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит...

    Решение № 2-647/2018 2-647/2018~М-610/2018 М-610/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-647/2018

    Сосновский районный суд (Тамбовская область) - Гражданские и административные

    Участки, занятые кладбищами не образованы, не прошли кадастровый учет. Данное обстоятельство является препятствием во многих случаях к осуществлению муниципальными образованиями полномочий собственника имущества. Согласно ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит...

  • ...местного самоуправления Ножай-Юртовского муниципального района Чеченской Республики на предмет соблюдения законодательства в области пожарной безопасности, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в адрес главы администрации Гендергенского сельского поселенияНожай-Юртовского муниципального района Чеченской Республики ФИО1 было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Однако, ...

Это акт прокурорского реагирования, содержащий требование устранения выявленных в процессе осуществления надзора фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний закона объектами надзора.

Такой акт реагирования вносится тогда, когда нарушение закона облечено в форму действия или бездействия.

Адресатом внесения представления выступает орган или должностное лицо, полномочные устранить допущенные нарушения закона. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В то же время, конкретные меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, должны быть приняты в течение месяца со дня внесения представления.

О результатах принятых мер прокурору сообщается в письменной форме.

Протест и представление могут применяться прокурором комплексно, когда внесение лишь одного из указанных актов не приведет к устранению всех последствий нарушения закона.

Правом принесения протеста или представления обладают только прокурор и его заместитель. Помощники прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проекта акта реагирования, но вносить его от своего имени они не вправе.

Опротестование правовых актов и внесение представлений производится прокурорами строго в соответствии с их компетенцией: вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих, нижестоящие прокуроры полномочиями вышестоящих не пользуются. Если нарушение выявлено прокурором, который не компетентен внести протест или представление – он должен поставить в известность полномочного прокурора. На данное обстоятельство, в частности, обращено внимание в п.15 приказа Генерального прокурора РФ №195: «Исключить случаи внесения прокурорами субъектов Российской Федерации актов реагирования непосредственно руководителям федеральных органов исполнительной власти, имея в виду, что надзор за их деятельностью осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации; проект акта прокурорского реагирования и копии документов, подтверждающих его обоснованность, представлять в соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации».

3) Постановление прокурора (ст.22, 25 Закона о прокуратуре)

Исходя из характера нарушения закона, прокурор может отреагировать на него вынесением постановления. В соответствии с законом можно выделить следующие виды постановлений прокурора:

1. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст.25 Закона о прокуратуре).

2. Постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному замечанию на основании решений несудебных органов (п.3 ст.22 Закона о прокуратуре).



3. Постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании (п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ, п.15 приказа Генерального прокурора № 195 от 7 декабря 2007 г.).

4) Обращение прокурора в суд .

4.1) В соответствии с п.3 ст.22, п.1 ст.23 Закона о прокуратуре, прокурор обращается в суд с требованием о признании противоречащих закону правовых актов недействительными. Таким образом, обращение прокурора с таким требованием в суд является альтернативой принесения прокурором протеста. Как правило, направление прокурором заявления в суд производится в случаях:

Когда у прокурора нет уверенности в объективном, беспристрастном рассмотрении его протеста органом, издавшим противоречащий закону акт (такие ситуации, например, уже возникали…)

Когда протест был принесен прокурором, но не удовлетворен самим органом, либо проигнорирован им (не рассмотрен в установленном порядке и сроки).

4.2) В соответствии с п.4 ст.27 Закона о прокуратуре, ст. 45 ГПК РФ в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности или другим уважительными причинам не может сам обратиться в суд, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Кроме того, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

5) Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод (п.1. ст.27 закона о прокуратуре).

Такое реагирование может применяться прокурором в том случае, если, например, нарушенные права и свободы гражданина подлежат защите в порядке гражданского судопроизводства и нет указанных выше условий, при которых заявление в суд в интересах конкретного гражданина могло бы быть подано непосредственно прокурором. Разъяснению подлежат: сущность допущенного нарушения прав и свобод человека и гражданина, установленный порядок их защиты, конкретный орган, в который может обратиться гражданин за защитой нарушенного права.

Статья 24. Представление прокурора

Комментарий к статье 24

1. Представление прокурора — акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. В соответствии с настоящим ФЗ и рядом документов Генеральной прокуратуры, например Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10 января 1999 г. N 3 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях», нормативно-правовое регулирование нарушений закона может быть осуществлено вынесением представления прокурора. Оно вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона.

В представлении отражаются: орган, должностное лицо, которому оно вносится, источники информации об имевших место нарушениях закона, характеристика нарушений закона, анализ их причин и способствовавших им условий, требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств, указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений. Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направленность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную. Предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона экономического, организационно-управленческого, технического характера, должны базироваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий. В числе требований, направленных на устранение правонарушений и их причин, в представлении допустима постановка вопроса о необходимости привлечения к ответственности (дисциплинарной, материальной) конкретных лиц, попустительствовавших нарушениям. Разумеется, что в их действиях отсутствуют признаки преступления или административного проступка.

В нормативных правовых актах отсутствует детальное регулирование процедуры рассмотрения представления. Необходимо иметь в виду, что оно рассматривается безотлагательно. Настоящим ФЗ срок рассмотрения представления не установлен, однако указано, что в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, с последующим сообщением результатов принятых мер прокурору в письменной форме. В месячный срок, с момента внесения, по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению названных в нем нарушений закона, их причин и способствовавших им условий. Между тем на практике месячный срок, отведенный на принятие мер, нередко воспринимается как срок рассмотрения представления. В каждом представлении, во избежание волокиты, должны содержаться четкие указания о сроках. В случае умышленного игнорирования изложенных в представлении требований прокурор вправе возбудить производство об административном правонарушении.

2. Присутствие прокурора на заседании коллегиального органа позволяет ему, во-первых, в случае необходимости дать разъяснения по существу возникших при рассмотрении представления вопросов и, во-вторых, иметь возможность более подробно аргументировать свою позицию по отношению к допущенным нарушениям. Обязательность извещения прокурора о дне заседания коллегиального органа обусловлена интересами обеспечения возможности личного участия прокурора в рассмотрении принесенного им протеста.

3. В целях эффективной реализации полномочий по надзору за соблюдением Конституции РФ в соответствии с настоящим ФЗ и рядом организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ (такими, как Приказы «О совершенствовании информационно-аналитической работы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации» N 55 от 9 сентября 2002 г., «О систематизации законодательства в органах прокуратуры» N 9 от 19 апреля 2004 г., и другими) органы прокуратуры стремятся своевременно выявлять и устранять противоречия между правительственными актами и законом.

В системе подзаконных актов особое место занимают Постановления Правительства Российской Федерации. Они принимаются по наиболее важным вопросам, и на их основе осуществляется конкретизация положений закона, обеспечивается проведение в жизнь их требований. От качества Постановлений в значительной степени зависит уровень правового регулирования различных сфер жизнедеятельности общества и государства.

Согласно требованиям настоящего ФЗ в силу своего должностного положения Генеральный прокурор информирует Президента РФ обо всех выявленных случаях несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ, российским законам. Назначение такой информации состоит в обеспечении условий для принятия мер по приведению данных актов в соответствие с законом.

В механизме обеспечения законности постановлений Правительства Генеральный прокурор РФ выступает как руководитель ведомства, чья деятельность подчинена целям обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, так как подзаконные акты, постановления Правительства должны в полной мере основываться на требованиях Конституции и законов РФ. Их несоответствие российским законам может вызвать крайне отрицательные последствия.

Получение сведений о несоответствии постановлений Правительства закону достигается усилиями всех звеньев прокурорской системы. Прокуратуры городов и районов, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним специализированные прокуратуры в случае получения соответствующей информации должны незамедлительно представлять ее в Генеральную прокуратуру РФ. Генеральная прокуратура РФ не только аккумулирует поступающие к ней данные, но и сама принимает активное участие в сборе такого рода информации на федеральном уровне.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация